Математика, 3 класс
Урок № 43. Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Как разделить двузначное число на двузначное?
2. Как выполнить деление вида 87 : 29, 66 : 22?
3. Как проверить правильность результата деления?
Глоссарий по теме:
Деление – это обратное действие умножению
Умножение – это сложение одинаковых слагаемых.
Метод подбора – это способ деления двузначного числа на двузначное, при котором частное подбираем последовательно и проверяем умножением.
Обязательная и дополнительная литература:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017, C-18.
2. Петерсон Л. Г. Математика 3 класс. Часть 2. – М.: Ювента, 2013– 96 C., С-86.
3. Марченко И.С. Справочник школьника по математике: 1 – 4 классы. – М.: Эксмо, 2014. С. 160, (Светлячок) С. 50.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим решение задачи.
Высота дома тридцать два метра, а высота дерева – шестнадцать метров. Во сколько раз дом выше дерева?
Чтобы узнать во сколько раз дом выше, надо тридцать два разделить на шестнадцать. Получится два, в два раза. Выполнить такое деление можно
используя взаимосвязь умножения и деления. Это поможет научиться делить двузначное число на двузначное методом подбора частного.
Рассмотрим пример 48 : 12
Пробуем в частном два и проверяем. Двенадцать умножить на два получится двадцать четыре – не подходит. Пробуем- три. Двенадцать умножить на три равно тридцать шесть, тоже не подходит. Пробуем четыре. Двенадцать умножаем на четыре, получается сорок восемь, подходит. Значит, сорок восемь разделить на двенадцать получится четыре.
48 : 12
12 ∙ 2 = 24 не подходит
12 ∙ 3 = 36 не подходит
12 ∙ 4 = 48 подходит
Значит,
48 : 12 = 4
В случае деления числа шестьдесят шесть на двадцать два, подбираем число, на которое надо умножить двадцать два, чтобы получилось шестьдесят шесть. Это число три.
66 : 22
22 ∙ 3 = 66
66 : 22 = 3, так как 22 ∙ 3 = 66
Умножение нужно использовать для проверки правильности вычислений.
88 : 11 = 8, так как 11 ∙ 8 = 88
Чтобы делать меньше проб при подборе частного, нужно обратить внимание на последнюю цифру в делимом и делителе. В делимом цифра один , в делителе – цифра семь. В таблице умножения на семь находим число двадцать один (ведь один последняя цифра в делимом). Чтобы получить двадцать один, нужно семь умножить на три. Три – пробное число. Выполняем проверку.
81 : 27 = 3
Делимое 81 – последняя цифра 1
Делитель 27 – последняя цифра 7
7 ∙ 3 = 21 Проверка: 27 ∙ 3 = 81
Частное найдено, верно.
Выполним тренировочные задания
Вставьте пропущенные числа:
54 : 27 = ____ , так как 27 ∙ ___ = 54;
Ответ: 54 : 27 = 2 , так как 27∙ 2 = 54.
Зачеркните пример с ошибкой:
38 : 19 = 2
42 : 14 = 2
64 : 16 = 3
Ошибка в примере 42 : 14 = 2 и 64 : 16 = 3
Расшифруйте, расставляя ответы в порядке возрастания, название одного из самых высоких деревьев в мире:
Я 78 : 26
С 99 : 33
В 78 : 13
Й 64 : 16
К 84: 12
О 70 : 14
Е 88 : 11
Ответ:
11 8 7 6 5 4 3
С Е К В О Й Я
Содержание
- Математика. 3 класс
- Приёмы нахождения частного и остатка способом подбора
- Конспект урока математики в 3 классе «Деление на двузначное число способом подбора цифры частного»
Математика. 3 класс
Конспект урока
Математика, 3 класс
Урок № 43. Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Как разделить двузначное число на двузначное?
2. Как выполнить деление вида 87 : 29, 66 : 22?
3. Как проверить правильность результата деления?
Глоссарий по теме:
Деление – это обратное действие умножению
Умножение – это сложение одинаковых слагаемых.
Метод подбора – это способ деления двузначного числа на двузначное, при котором частное подбираем последовательно и проверяем умножением.
Обязательная и дополнительная литература:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017, C-18.
2. Петерсон Л. Г. Математика 3 класс. Часть 2. – М.: Ювента, 2013– 96 C., С-86.
3. Марченко И.С. Справочник школьника по математике: 1 – 4 классы. – М.: Эксмо, 2014. С. 160, (Светлячок) С. 50.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим решение задачи.
Высота дома тридцать два метра, а высота дерева – шестнадцать метров. Во сколько раз дом выше дерева?
Чтобы узнать во сколько раз дом выше, надо тридцать два разделить на шестнадцать. Получится два, в два раза. Выполнить такое деление можно
используя взаимосвязь умножения и деления. Это поможет научиться делить двузначное число на двузначное методом подбора частного.
Рассмотрим пример 48 : 12
Пробуем в частном два и проверяем. Двенадцать умножить на два получится двадцать четыре — не подходит. Пробуем- три. Двенадцать умножить на три равно тридцать шесть, тоже не подходит. Пробуем четыре. Двенадцать умножаем на четыре, получается сорок восемь, подходит. Значит, сорок восемь разделить на двенадцать получится четыре.
12 ∙ 2 = 24 не подходит
12 ∙ 3 = 36 не подходит
12 ∙ 4 = 48 подходит
В случае деления числа шестьдесят шесть на двадцать два, подбираем число, на которое надо умножить двадцать два, чтобы получилось шестьдесят шесть. Это число три.
66 : 22 = 3, так как 22 ∙ 3 = 66
Умножение нужно использовать для проверки правильности вычислений.
88 : 11 = 8, так как 11 ∙ 8 = 88
Чтобы делать меньше проб при подборе частного, нужно обратить внимание на последнюю цифру в делимом и делителе. В делимом цифра один , в делителе — цифра семь. В таблице умножения на семь находим число двадцать один (ведь один последняя цифра в делимом). Чтобы получить двадцать один, нужно семь умножить на три. Три – пробное число. Выполняем проверку.
Делимое 81 — последняя цифра 1
Делитель 27 — последняя цифра 7
7 ∙ 3 = 21 Проверка: 27 ∙ 3 = 81
Частное найдено, верно.
Выполним тренировочные задания
Вставьте пропущенные числа:
54 : 27 = ____ , так как 27 ∙ ___ = 54;
Ответ: 54 : 27 = 2 , так как 27∙ 2 = 54.
Зачеркните пример с ошибкой:
Ошибка в примере 42 : 14 = 2 и 64 : 16 = 3
Расшифруйте, расставляя ответы в порядке возрастания, название одного из самых высоких деревьев в мире:
Источник
Приёмы нахождения частного и остатка способом подбора
Тема: Приёмы нахождения частного и остатка.
Учитель: Ожогина С.В.
Цели: учить выполнять деление с остатком методом подбора; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление с остатком разными способами и оформлять запись в столбик; решать задачи изученных видов; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.
1) Организационный момент. Мотивационный настрой.
-Ребята, класс – это одна семья, а в семье необходимо друг друга поддерживать. Давайте дружно потрудимся, совместно преодолевая трудности. Сегодня на уроке нам нужно показать всё то, чему мы научились на уроках математики.
-Вы готовы к работе? Удачи вам.
-Свои математические умения, оценивать вы будете самостоятельно на листе самооценки. Подпишите их.
Знание таблицы умножения
Знание названий компонентов умножения и деления
Умение выполнять деление с остатком
Умение решать задач
Умение находить значение числовых выражений
Умение дружно трудиться
Оценка за урок, которую поставил бы я себе
2) Актуализация теоретических знаний.
-О каком математическом действии больше всего мы говорили на последних уроках математики? (делении)
-Какое математическое действие является основой для действия деления? (умножение)
-Давайте вспомним названия компонентов действия деления. (делимое, делитель, частное)
3) Устный счёт. Минутка чистописания.
-Давайте немного разомнёмся, как спортсмены перед началом демонстрации своих умений. Проведём устный счёт, совместив его с минуткой чистописания. Запишите в тетрадях число, классная работа. Я диктую примеры, ваша задача правильно и аккуратно записывать ответы в тетрадь. (Проверка: после записи каждого ответа, один ученик называет ответ)
7*4, 5*3, 8*8, 9*2, 48:6, 4*5, 30*1, 14:2, 25:5, 7*7, 0*1, 17:17, 54:6, 18:3, 3*3, 4*2, 56:7, 24:6, 50:10, 8*9, 3*2, 30:3, 40:2, 8*5.
-Какие знания пригодились? (знания таблицы умножения)
-Оцените свои умения в оценочном листе в графе «Знание таблицы умножения и названий компонентов».
4) Самоопределение к деятельности.
-Ребята, на доске записан пример 34:9 . В чём его особенность? (пример на деление с остатком)
-По какому правилу, алгоритму мы с вами находим значение таких числовых выражений? (Подбираем самое большое число к делителю, которое делится на делитель без остатка. Сколько не поделилось нацело, т.е. остаток, ищем вычитанием.)
-Два ученика решали этот пример. У них завязался спор, один сказал, что самое большое число, которое делится нацело без остатка – это 30. А другой сказал, что это 32. Как вы думаете, почему у ребят могли возникнуть разные варианты? ( Кто-то из них не смог вспомнить самое большое число)
-А у вас могут возникнуть такие затруднения?
— Какой вы предложите выход из данного спора?
-Как вы думаете, чем мы сейчас заниматься? (Искать выход из таких ситуаций)
5) Работа по теме урока.
5.1 Знакомство с новым способом.
— Когда вы не можете вспомнить самое большое число, тогда можно воспользоваться способом подбора частного.
— Прочитайте, как выполнить деление с остатком методом подбора, на с. 29.
— Как определить, правильно ли подобрано частное?
— Какой должен получиться остаток?
9*2=18, 34-18=16, 16>9 (не подходит)
— Когда можно воспользоваться этим способом? (когда не можешь вспомнить самое большое число)
— А ещё, ребята, такой способ можно применять, когда случай не табличный.
5.2 Применение нового способа.
— На доске примеры: 53:8, 78:9, 25:10, 38:11, 50:20.
— Давайте решим данные примеры, где нужно, будем применять способ подбора частного.
5.3 Самостоятельная работа в парах.
-Решите примеры самостоятельно, работая в парах: 43:8=, 64:7=
— Давайте оценим себя на листах самооценки в графе «Умение выполнять деление с остатком»
5.4 Решение задач.
— Назовите общее количество самолетов.
— Что значит «сколько троек может подняться в небо»? По сколько их надо разделить?
— Сделаем схематический рисунок.
— Сколько троек самолетов поднялось в небо? (6.)
— Сколько самолетов осталось? (2.)
— Запишите решение задачи выражением. (20:3 = 6(ост. 2).)
— Какими еще способами можно узнать, сколько троек в 20 самолетах? (Вспомнить наибольшее число до 20, которое делится на 3, или найти частное методом подбора.)
— Как оформить краткую запись? (С помощью таблицы.)
— Что надо узнать в задаче? (На сколько дней хватит 80мешков муки.)
— Что такое 48 мешков, 80 мешков? (Общий расход муки.)
— Что обозначает число 3? (Количество дней, за которые расходуют 48 мешков.)
— Какого столбца не хватает? (Расход муки в день.)
Расход муки в день
Общий расход муки
— Составьте программу решения.
— Запишите решение задачи одним выражением. (80:(48:3) = 5 (д.).)
( Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 6 (с. 29). Ответ:1-ая ваза у Пети, 2-ая ваза у Кати, 3-ья — у Оли.)
— Давайте оценим себя на листах самооценки в графе «Умение решать задачи»
5.4 Решение числовых выражений на порядок действий.
№ 5 (с.29) – три ученика у доски, представители каждого ряда. Решаем по строкам: 1-ый ряд -1-ая строка, 2-ой ряд –вторая строка, 3-ий ряд – третья строка.
38:19+42:3= (47+8):11= 3*(72-60)=
28:2*3+8= 90-9:9= 82-25:5=
— Оцените свою работу на уроке. Ответьте на вопрос. Над чем мне ещё нужно поработать, чтобы преодолеть трудности……
— Оцените своё умение дружно работать, поставьте себе оценку за урок. Сдайте листы самооценки учителю.
VIII . Подведение итогов урока
— Какой метод деления с остатком мы использовали сегодня на уроке?
— Как проверить, правильно ли подобрано число?
— Почему остаток не может быть больше делителя?
— Полезен ли вам новый способ деления с остатком?
Учебник: № 5 (с. 29)- если не успеем на уроке.
— Рабочая тетрадь: № 95 (с. 36).
— Творческое задание по желанию: придумать примеры на деление с остатком для своих одноклассников.
Источник
Конспект урока математики в 3 классе «Деление на двузначное число способом подбора цифры частного»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 29»
Конспект урока математики
«Деление на двузначное число
способом подбора цифры частного»
универсальных учебных действий
ТЕМА: Деление на двузначное число (нахождение однозначного частного способом подбора цифры частного). Формирование умения выполнять пробные действия, фиксировать затруднение, выявлять причину и находить способ решения
ЦЕЛЬ: сформировать представление о последовательности действий на первом шаге УД (повторить необходимое для изучения нового: таблица умножения и деления, взаимопроверяемые действия), научить выполнять новое задание; фиксируя затруднение (если не смог выполнить), устанавливать причину затруднения (понять, почему не получилось), находить способ выхода из затруднения и закреплять умение.
1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, настрой на работу.
2. Устный счёт (презентация, слайд № 1): Вычислить, используя приёмы
поразрядного умножения и деления, и определить проверочное действие
(УУД ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: логические – анализ, классификация).
33 х 3 = 99 12 х 2 = 24 304 х 2 = 602 120 х 3 = 360
360 : 3 = 120 99 : 3 = 33 602 : 2 = 304 24 : 2 = 12
Какие знания и умения нам пригодились?
— знание таблицы умножения и деления пригодилось?
— поразрядные способы умножения и деления повторили?
— взаимообратные действия определили?
А как вы думаете, зачем мы выполняли эти задания, проверяли умения?
Эти знания и умения нам сегодня потребуются.
3. А пока нам, юным экологам, нужно срочно вмешаться в ситуацию (слайд № 2):
Решить задачу «Детская площадка во дворе одного дома имеет прямоугольную форму. Её площадь равна 117 кв. м, а длина 13 метров. По ширине площадки требуется поставить забор, потому что водители повадились машинами заезжать на край площадки».
Чтобы закупить строительный материал (рейки), нужно вычислить, ширину забора.
Напомните друг другу, как узнать ширину, если известна площадь
и длина прямоугольника?
(Слайд № 3, картинки в презентации взяты из Интернет ресурсов, спасибо!).
Формула нахождения площади: повторяют, проговаривают (актуализация изученных способов): S = a х b b = S : a
(УУД ОБЩЕУЧЕБНЫЕ: знаково-символические, моделирование)
Значит, нам надо значение площади разделить на значение длины и получится значение ширины: 117 = 13 х b, b = 117 : 13, b = __
Это, надеюсь, нетрудно. (Слайд № 4)
117 : 13 – выполнение пробных действий в тетради. Не получается?
( УУД ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ — логические – выдвижение гипотез, их обоснование, фиксирование затруднения)
— Зафиксировали затруднение (место причины затруднения, что и почему не смогли разделить?) – не делится, не изучали, мы делили на однозначное число, и др. (Слайд № 5 картинка из презентации Интернет ресурсов))
4. Оказывается, это новый способ деления, способ подбора частного,
Актуализация (мотивация): — А надо делить? может кому-то это не интересно?
— (хочу), или слишком трудно? (могу).
— Какая будет цель урока? – научиться делить, т. е. находить частное при делении на двузначное число
(УУД ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: общеучебные: формирование познавательной цели).
(Надо, хочу и могу, а то всю площадку испортят).
Значит, будем делить. Это и есть цель урока: не получилось, значит, будем учиться.
5. Определите свой выбор (Индивидуальная программа в приложении), как и сколько будете учиться? (Определяют и проговаривает несколько человек: что выбрали и почему)
(УУД РЕГУЛЯТИВНЫЕ – своя цель, планирование результатов, прогнозирование)
Слайд № 6 — белый (чтобы ничего не отвлекало)
6. Продолжим работу, чтобы, наконец, вычислить и обнести забором ширину площадки. Где можем узнать, как разделить 117 : 13? (в учебнике):
— На стр. 71 по работе зайца и волка попробуйте объяснить, почему у зайца все примеры записаны на умножение, а надо разделить 144 : 24?
– Так он подбирал частное (УУД — соотнесение своих действий с предлагаемым способом и выявление причины, почему у меня не получилось? — не делал так раньше, не знал правила и др.)
— Какие числа подбирал заяц?
— А как проще было? — по последней цифре делимого и таблице умножения?
(чтобы получить на конце цифру 4, надо на 4 умножить только 1 и 6).
(УУД ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – поиск и выделение информации, логические – построение логической цепи рассуждения)
— Какие действия заяц использовал для проверки? Взаимообратные.
— Каков ваш план действий? (Проект будущих действий – по алгоритму на стенде): (УУД КОММУНИКАТИВНЫЕ – планирование, постановка вопросов):
1) Изучаем правило о подборе частного (УУД фиксирование нового учебного действия – подбора частного).
2) Пробуем снова самостоятельно вычислить ширину забора 117 : 13=
(УУД использование нового учебного действия для выполнения задания).
3) Если не получится, то по алгоритму правила подбираем частное коллективно, записываем решение задачи на доске и в тетради и строим забор по ширине площадки – 9 метров.
4) Можно вычислить ещё быстрее, если использовать знание таблицы умножения и деления делимое заканчивается на 7, значит, при подборе цифры частного надо подобрать… (проговаривают) такое число, которое при умножении на число 3 даёт произведение, оканчивающееся на 7, а это только число 9 (3 х 9 = 27).
(УУД Личностные – нравственно-этического оценивания).
7. Молодцы, поняли и попробовали. Но все площадки заборами не обнести, а как ещё можно бороться с недобросовестными водителями? – размышляют: беседовать, обращаться с просьбой, писать письма – обращения, листовки, садить на газонах цветы, кусты и др.
(Слайд № 8 – белый слайд).
— Вам понравилось так долго находить ширину прямоугольника?
— Надо научиться делить быстрее.
8. Комментирование решения типовых примеров № 000 (1-й столбик) и № 000 (1-й столбик) решение их с проговариванием алгоритма УУД.
8. Самостоятельная работа: № 000 (2-й, 3-й столбики) (использование изучаемого УУД и осуществление его самопроверки, пошагово сравнивая с эталоном).
9. Проверка по эталону-образцу. (Слайд № 9).
(Сравнить выбор уровня в индивидуальной программе с результатом самостоятельной работы)
10. Уточнение особенностей нового УУД, его роли и места в системе изученных учебных действий. (Слайд № 10)
— Выбрать из примеров новые, на нахождение частного способом подбора и найти значения выражений: 36 : 9 (табличный), 36:18 (подбор частного), 590 : 10 (деление на 10), 60: 6 (поразрядное), 404: 4 (поразрядное), 72: 36 (подбор частного), 72: 18 (подбор частного) 120: 2 (а ещё на сколько можно разделить 120?), 126: 14 (подбор частного).
11. Рефлексия. Соотношение поставленной цели и результата (проверка по эталону), фиксирование степени их соответствия в индивидуальной программе и намётка дальнейшей цели работы;
— Какую цель ставили в начале урока (и по индивидуальной программе)?
— Как справились? (обозначить в индивидуальной программе).
— Кто удовлетворён своей работой, почему? (Комментируют)
— Что дальше будем делать? Ваши планы? – тренироваться дома.
Д/З — № в рабочей тетради, решить столько примеров, сколько считаете нужным, чтобы закрепить приобретённое умение
Индивидуальная программа изучения темы
«Нахождение однозначного частного (способом подбора частного)».
Цель: научиться делить на двузначное число, находить однозначное
частное способом подбора цифры.
Научиться соотносить поставленную цель и результат,
фиксировать степень их соответствия и намечать дальнейшую
Источник
Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Моро М.И. Математика. 3 класс (2 часть), рабочие тетради, презентация.
№ п/п
ЭТАПЫ УРОКА
Методы и приемы
Хронометраж
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
ФОРМИРУЕМЫЕ
УУД
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
1.
Этап самоопределения к деятельности
Словесный: слово учителя
2 мин
– Здравствуйте, ребята! Садитесь.
– Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок математики.
– Чтобы хорошо учиться,
Нужно каждый день трудиться.
С ленью нам не по пути,
К знаньям будем мы идти.
– Ребята, давайте настроимся на хорошую работу.
Приветствуют учителя
Слушают учителя
Показывают готовность к уроку
Р: выработка учебной мотивации, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
2.
Актуализация знаний и мотивация
Словесный: слово учителя
Практический: выполнение упражнения
Словесный: учебный диалог
Практический: выполнение упражнения
Словесный: учебный диалог
Практический: выполнение упражнения
Словесный: учебный диалог
10 мин
– Ребята, откройте тетрадь, запишите сегодняшнее число и «Классная работа».
– Давайте начнём нашу работу с устного счёта.
Устный счёт.
Таблица умножения
– Ребята, давайте с вами решим вот эти примеры.
Но спрашивать я буду только тех, кто отвечает по руке. Не выкрикиваем.
2 • 5 5 : 1 7 • 7 80:20
5 • 9 20 : 4 5 • 3 16 : 8
9 • 6 42 : 7 4 • 4 32 : 4
6 • 6 32 : 8 6• 7 60:20
– Молодцы, а теперь поиграем в игру.
Игра называется «Верно – неверно» (сигнальные карточки: красный – зелёный)
– Я говорю вам фразу, вы внимательно слушаете, если согласны показываете мне зелёную карточку, если не согласны – красную.
– Кому не понятно задание?
– Отлично, тогда приступим.
- В прямоугольнике все углы прямые? (з.)
- В любом прямоугольнике все стороны равны?(к)
- У квадрата все углы прямые? (з)
- Число 40 не делится на 8? (к)
- 100 – самое маленькое трёхзначное число? (з)
- При умножении на 1 любого числа, получится 1? (к)
- При умножении 0 на любое число получится 0? ( з)
- При умножении любого числа на 1 получается то же самое число? (з)
- При делении числа на само себя получается 1 (з)
– Молодцы.
– Устный счёт мы закончили.
– А теперь, ребята, посмотрите на выражения и найдите лишнее.
25:5
49:7
12:4
87:29
45:3
27:9
– Почему это выражение лишнее? А кто умеет решать такие выражения? Как они решаются?
– Да, ребята, такие выражения решаются путем подбора.
– Догадались, какая тема нашего урока?
– Совершенно верно. Тема нашего урока «Нахождение частного путём подбора»
– Какие цели мы поставим перед собой на этот урок?
– Конечно. Мы научимся делить двузначное число на двузначное путём подбора
Выполняют задание
Слушают учителя
2 • 5=10 5 : 1=5 7 • 7=49 80:20=4
5 • 9=45 20 : 4=5 5 • 3=15 16 : 8=2
9 • 6=54 42 : 7=6 4 • 4=16 32 : 4=8
6 • 6=36 32 : 8=4 6• 7=42 60:20=3
Играют в игру
– Всем понятно задание
– Верно
– Неверно
– Верно
– Неверно
– Верно
– Неверно
– Верно
– Верно
– Верно
Слушают учителя
– Я считаю, что выражение 87:29 лишнее, потому что в нём делитель – двузначное число
– Я думаю, что такие выражения решаются путём подбора
– Я думаю, что тема нашего урока «Нахождение частного путём подбора»
– Мы научимся делить двузначное число на двузначное путём подбора
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
П: построение логической цепочки рассуждений
П: анализ объектов с целью выделения признаков
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Л: целеполагание
Л: планирование
3.
Постановка учебной задачи
Практический: выполнение упражнения
3 мин
– Ребята, давайте решим пример 87:29=?
29 *1 =29. Число 1 не подходит, т.к. 29 меньше 87.
29 * 10 = 290, 290 не подходит, т.к. 290 больше 87, значит частное однозначное число.
– Начинаем проверку чисел с числа 5.
29 * 5 = 145, 145 больше, чем 87, значит, берем число через одно меньше – число 3.
29 * 3 = 87, значит 87 : 29 = 3
– Хорошо, идём дальше.
Выполняют задание
29 *1 =29. Число 1 не подходит, т.к. 29 меньше 87.
29 * 10 = 290, 290 не подходит, т.к. 290 больше 87, значит частное однозначное число.
– Начинаем проверку чисел с числа 5.
29 * 5 = 145, 145 больше, чем 87, значит, берем число через одно меньше – число 3.
29 * 3 = 87, значит 87 : 29 = 3
П: выдвижение гипотез и их обоснование
П: построение логической цепочки рассуждений
4.
Открытие детьми нового знания
Практический: выполнение упражнения
Практический: выполнение упражнения
Практический: выполнение упражнения
Практический: выполнение упражнения
Практический: выполнение физических упражнений
6 мин
– Давайте обратимся к учебнику на странице 18.
– Реши с устным объяснением.
– Молодцы!
– Сейчас мы с вами немного отдохнём. Встаём все.
На болоте две подружки, (основная стойка)
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались, (имитируют процесс умывания)
Полотенцем растирались. (имитируют процесс растирания — правую и левую руки согнуть в локтях и отвести слегка назад (за спину))
Ножками топали, (ходьба на месте)
Ручками хлопали. (дети хлопают в ладоши)
Вправо, влево наклонялись. (наклон вправо, наклон влево)
И обратно возвращались.
И тихонечко сели на свои места.
Выполняют упражнение
24:12=2 (12 надо взять 2 раза, чтобы получить 24, значит, ответ 2)
45:15=3(15 надо взять 3 раза, чтобы получить 45, значит, ответ 3)
88:44=2 (44 надо взять 2 раза, чтобы получить 88, значит, ответ 2)
48:24=2 (24 надо взять 2 раза, чтобы получить 48, значит, ответ 2)
32:16=2 (16 надо взять 2 раза, чтобы получить 32, значит, ответ 2)
88:11=8 (11 надо взять 8 раз, чтобы получить 88, значит, ответ 8)
75:25=3 (25 надо взять 3 раза, чтобы получить 75, значит, ответ 3)
64:32=2 (32 надо взять 2 раза, чтобы получить 64, значит, ответ 2)
85:17 =5 (17 надо взять 5 раз, чтобы получить 85, значит, ответ 5)
72:3=24 (3 надо взять 24 раза, чтобы получить 72, значит, ответ 24)
92:4=23 (4 надо взять 23 раза, чтобы получить 92, значит, ответ 23)
76:2=38 (2 надо взять 38 раз, чтобы получить 76, значит, ответ 38)
Выполняют задание
Повторяют движения за учителем
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
П: построение логической цепочки рассуждений
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
П: построение логической цепочки рассуждений
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
П: построение логической цепочки рассуждений
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
П: построение логической цепочки рассуждений
5.
Первичное закрепление
Практический: выполнение упражнения
Практический: выполнение упражнения
Практический: выполнение упражнения
5 мин
– А сейчас давайте выполним упр. 3.
Реши уравнение.
– Кто хочет поработать у доски?
8*x=24
1) Ребята, давайте прочитаем уравнение
2) Вспомним правило, как найти неизвестный множитель?
3) Вычисляем:
24:8=3
x=3
4) Давайте запишем решение уравнения
x=24:8
x=3
5) Выполним проверку
8*3=24
24=24 – значит уравнение решено верно
– Кто следующий работает у доски?
32:x=8
1) Ребята, давайте прочитаем уравнение
2) Вспомним правило, как найти делитель?
3) Вычисляем:
32:8=4
x=4
4) Давайте запишем решение уравнения
x=32:8
x=4
5) Выполним проверку
32:4=8
8=8 – значит уравнение решено верно
Упр.5.
– Давайте прочитаем задачу.
1) Ребята, давайте прочитаем условие и определим требование.
2) А теперь сделаем чертёж:
1) 20*4=80(дм2)
Ответ: Площадь прямоугольника равна 80 дм2.
Выполняют упражнение
8*x=24
– 1-ый множитель 8, 2-ой множитель неизвестный, произведение =24
– Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель
24:8=3
x=3
x=24:8
x=3
32: x=8
– Делимое 32, делитель неизвестный, частное 8
– Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное
32:8=4
x=4
x=32:8
x=4
Читают задачу
Чему равна площадь прямоугольника, если четвёртая её часть равна 20 дм2.?
– Условие: четвёртая часть площади прямоугольника равна 20 дм.2
– Требование: найти площадь прямоугольника
Записывают чертёж
Решают задачу: 1) 20*4=80(дм2)
Записывают ответ задачи
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
П: доказательство
К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли
П: доказательство
К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли
П: выдвижение гипотез и их обоснование
6.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Словесный: слово учителя
Практический: выполнение упражнения
Практический: выполнение физических упражнений
4 мин
– А сейчас вы поработаете самостоятельно.
На стр. 18 в самом низу есть три примера.
– Кто не нашёл примеры?
– Ваша задача решить их самостоятельно.
– Кому не понятно задание?
– Приступайте к выполнению работы.
– Кто не закончил? Отлично.
Давайте проведём физ. минутку.
Замок
(Пальцы в замочек, слегка покачивать “замочком” вперед назад.)
На дверях висит замок.
Кто его открыть бы смог?
(Повертеть “замочком”.)
Мы замочком повертели,
(Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.)
Мы замочком покрутили,
(Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.)
Мы замочком постучали,
(Показать ладошки.)
Постучали, и открыли!
Слушают учителя
88:22=4
72:12=6
64:16=4
Выполняют задание
Выполняют физические упражнения
П: самостоятельное создание способов решения проблем
7.
Включение в систему знаний, повторение
Практический: выполнение упражнения
5 мин
– Продолжаем работу.
– Давайте выполним упр. 6
– Кто прочитает нам задачу?
Засолили 15 кг. огурцов в банках, по 3 кг. в каждой, а помидоры в банках по 2 кг. в каждой. Число банок с огурцами и помидорами одинаковое. Сколько килограммов помидоров засолили?
1) Ребята, давайте прочитаем условие и определяем требование.
2) А теперь запишем кр.запись:
Название овощей |
Кол-во кг.в 1-ой банке |
Кол-во банок |
Всего кг. |
Огурцы |
3 кг. |
5 ? б. (одинак.) |
15 кг. |
Помидоры |
2 кг. |
5 ? б. |
? кг. |
3) Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
– Как мы можем это узнать?
1. Найти количество банок с огурцами
15:3=6(б.) – количество банок с огурцами
2. Так как количество банок с помидорами и огурцами одинаковое, то всего помидоров будет
2*5=10(кг.)
3. Запишем решение задачи
1) 15:3=5 (б.) – количество банок с огурцами
2) 2*5= 10 (кг.)
Ответ: 10 кг. помидоров засолили.
Читают задачу
Засолили 15 кг. огурцов в банках, по 3 кг. в каждой, а помидоры в банках по 2 кг. в каждой. Число банок с огурцами и помидорами одинаковое. Сколько килограммов помидоров засолили?
Условие: засолили 15 кг.огурцов банках, по 3 кг.в каждой, а помидоры по 2 кг.в каждой. Число банок с огурцами и помидорами одинаковое.
Требование: количество кг.помидоров
Записывают кр. запись
Название овощей |
Кол-во кг.в 1-ой банке |
Кол-во банок |
Всего кг. |
Огурцы |
3 кг. |
5 ? б. (одинак.) |
15 кг. |
Помидоры |
2 кг. |
5 ? б. |
? кг. |
– Мы должны знать количество банок с помидорами
Решают задачу
1) 15:3=5 (б.) огурцов засолили
2) 2*5= 10 (кг.)
Ответ: 10 кг. помидоров засолили.
К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли
П: выстраивание логической цепочки рассуждений, доказательство
К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли
П: выдвижение гипотез и их обоснование
8.
Рефлексия деятельности
Словесный: слово учителя
Словесный: учебный диалог
Практический: выполнение задания
Словесный: учебный диалог
5 мин
А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник: стр. 18, упр. 2 (3-ю колонку), упр. 4, упр. 7.
– Кому не понятно задание?
– Итак, подведем итоги нашей работы на уроке.
– Над какой темой мы работали?
– А были ли достигнуты цели, которые мы ставили перед собой в начале урока?
– Какое задание вызвало затруднение, какое вам больше понравилось?
– А сейчас давайте выставим отметки за урок. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны и назовите мне свою фамилию и количество.
– Ребята, перед вами фразы, которые вам необходимо дополнить.
- Сегодня я узнал…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Я научился…
- Я смог…
- Было интересно узнать, что…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
– Вы сегодня замечательно потрудились.
– Какое настроение у вас в конце урока?
– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.
Записывают домашнее задание
– Мы работали над темой: «Нахождение частного путём подбора»
Выполняют задание
Дополняют фразы
Отвечают на вопросы
Р: оценка
Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата
П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Для того, чтобы разделить двузначное число на двузначное, нужно десятки делимого разделить на десятки делителя, и посмотреть, что получилось. К примеру, надо 99 разделить на 33. Делим 9 (десятки делимого) на 3 (десятки делителя). Вуаля – получаем 3 в ответе. Проверяем – 3 Х 33 = 99. Что и требовалось. Что там еще? 48 на 24. Делим 4 на 2. Получаем 2 в ответе. Умножаем 2 на 24. Получаем 48. Ладно, возьмем сложнее, с переходом через десяток. 70 разделить на 35. 7 делим на 3. Получаем 2 (остаток игнорируем). 35 х 2 = 70. Бывает сложнее. 56 делить на 14. 5 : 1 = 5. Проверяем. 5 Х 14 = 70. Перебор. Пробуем 4. 14 х 4 = 56. То есть, нужно не только поделить десятки на десятки, но и учесть единицы. Но своему ребенку я начинала объяснять именно с того, что десятки делим на десятки. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим HotMilk 5 лет назад Что бы решать пример с делением двузначных чисел, существует несколько вариантов . Можно использовать метод подбора. А работает он так: Рассмотрим для примера такое выражение: 87 :29 = ?. Решать его будем так: Способом подбора – умножив делитель на 2 и получив 58 , сравниваем его с делимым. 29 × 2 = 58 Получаем что : 58 меньше 87; Если полученное число получилось меньше делимого, то необходимо увеличивать число, на которое умножается делитель, до тех пор, пока не получится нужное произведение, которое совпадет с делимым. 29 × 3 = 87 87 = 87. Таким образом получаем нужный нам результат : 87 : 3 = 29. Ксарфакс 5 лет назад Когда вы выполняете деление двузначного числа на двузначное, то нужно помнить, что результатом (если делимое больше делителя) всегда будет однозначное число. При этом:
Для взрослого человека подобрать частное не составит особых проблем. Если постоянно имеешь дело с цифрами, то уже в уме можно понять, какая будет целая целая часть, а какой остаток. Если же вы учите этому ребёнка, то можно выполнить деление столбиком. Например, разделим число 55 на 12. Чтобы подобрать частное, нужно ориентироваться по цифрам, которые стоят в разряде десятков – то есть 5 и 1. Так как 5 / 1 = 5, то подбор начинаем с цифры 5. Если частное было бы равно 5, то делимое в этом случае составляло бы 5 * 12 = 60. Так как 60 > 55, то число 5 нам не подходит. Теперь пробуем 4: 12 * 4 = 48. 48 < 55, остаток 55 – 48 = 7. Значит, частное будет равно 4 – так как в этом случае произведение частного на делитель меньше делимого, а остаток меньше делителя. Mirra-Mi 5 лет назад Деление двузначного числа на двузначное может вызвать трудности у школьников. Чтобы решить эту проблему достаточно понять одно – деление означает сколько делителя находится в делимом. Для этого нужно идти от обратного: нужно по очереди умножать делитель на простые числа. Объясню на примере: Нужно поделить 78 на 13. Для решения этой задачи начинаем умножать 13 на простые числа: 13 * 1 = 13 13 * 2 = 26 13 * 3 = 36 13 * 4 = 52 13 * 5 = 65 13 * 6 = 78 Вот мы получил ответ: 6. То есть 78 умещает в себя число 13 6 раз. 88SkyWalker88 5 лет назад Деление двухзначных чисел – это тема, которую проходят по математике ученики начальных классов. Делить можно двумя способами – подбором или в столбик. Однозначно, что при этом нужно хорошо знать таблицу умножения. Прежде всего нужно хорошо потренировать деление двухзначных чисел на однозначное, потом переходить к делению на двузначные числа. Первый способ – способ подбора. Например, нам нужно поделить 39 на 13. Начнем подбирать: 13 на 2 будет 26. 13 на 3 будет 39. Получается, что правильный ответ будет 3. Нужно обратить также внимание на последнюю цифру делимого (в нашем случае 9), на какую цифру она делится. Ninaarc 5 лет назад Если нужно разделить двузначное число на двузначное, то предполагается, что ученик уже знает таблицу умножения и умеет делить двузначные числа на однозначные. Для того чтобы произвести деление, нам потребуется конкретный пример, на котором сделать это будет наглядно. Допустим, нам нужно разделить число 75 на 15. Действовать нужно методом подбора. Нам нужно выяснить, сколько раз делитель 15 помещается в делимом 75. Для этого будем последовательно умножать 15 на разные числа. 15*1=15; 15*2=30; 15*3=45; 15*4=60; 15*5=75. Как видим последний вариант нам подходит, поскольку делитель 15 помещается в делимом числе 5 раз. Пример записываем таким образом: 75:15=5, где 5 – частое. То есть ответом на данный пример будет число 5, в нашем случае число 75 разделилось на 15 без остатка. Нэпэйшни 6 лет назад Для того что выполнить эту простую операцию нужно поделить делитель на делимое.Например 352(делитель) делить на 22(делимое).В нашем случае делим 35 на 22 (нужно захватить весь делитель)3 на 22 не делиться поэтому первый вариант самый верный.Получает единицу,остаток записываем под цифрой 35. 35-22=13.Цифра 2 переноситься сверху к 13,выходит 132.132 делим на 22 будет 16.Ответ:16 Leather-Radish 5 лет назад Чтобы поделить двузначное число на двузначное, так же как и трехзначное на трехзначное, требуется записать числовой пример по схеме: Посчитаем на примере: 96 (Делимое) / 12 (Делитель) Теперь начинаем методом подбора чисел по порядку пытаться узнать, сколько же раз наше число 12 (Делитель) входит в состав Делимого. 1*12=12 2*12=24 3*12=36 4*12=48 5*12=60 6*12=72 7*12=84 8*12=96 А вот и ответ: число 8 будет частным в нашем примере. То есть 96/12=8. Если Делимое заканчивается на 11,3,5,7,9 – то целое число в частном н еполучится, нужно будет высчитать еще и десятки после запятой. Например: 97/12=8,08. Nelli4ka 6 лет назад Самый простой вариант – это, конечно, вычисление при помощи калькулятора. В ином случае нужно вычислять методом подбора. В принципе, с двузначными числами сделать прикидку возможных частных просто, благо, вариантов будет немного. Так, например, возьмем пример: 87:29. Школьник еще засомневается: частным в паре с цифрой 29 может быть 2, 3, 4. Для верности ему придется каждое число проверять. Взрослый же сразу увидит, что верный ответ – 3. То, что осталась за рамками деления и не вошло в частное, уходит в остаток. Wertep75 5 лет назад Я своему сыну объяснял так: смотришь на первую цифру делимого и делителя и Делиль их. Допустим надо разделить 36 на 12, делим три на один, получаем 3, это и будет верный ответ. Другой пример: 84 делим на 42, 8 делим на 4 и получаем 2. Но можно ещё делить и в столбик, там уже включается метод подбора. Знаете ответ? |
Вычислите 90:5 = 78:6 = 38:2 = 85:5 = 98:7 = 84:7 = 96:8 = 87:29 = 18 13 19 17 14 12 12
Вычислите
90:5 =
78:6 =
38:2 =
85:5 =
98:7 =
84:7 =
96:8 =
87:29 =
18
13
19
17
14
12
12
Нахождение частного способом подбора 87:29 = 29х2= (20+9)х2 58<87
Нахождение частного способом подбора
87:29 =
29х2=
(20+9)х2
58<87
Нахождение частного способом подбора 87:29 = 29х3= (20+9)х3 87=87 87
Нахождение частного способом подбора
87:29 =
29х3=
(20+9)х3
87=87
87
48:24 = 32:16 = 88:11 = 75:25 = 64:32 = 85:17 = 2 2 8 3 2 17х5 = (10+7)х5 = 85 5
48:24 =
32:16 =
88:11 =
75:25 =
64:32 =
85:17 =
2
2
8
3
2
17х5 = (10+7)х5 =
85
5
На 12 Сколько батареек требуется для 1 робота? 72:12 = 12х6 = (10+2)х6 = 72 6
требуется 72
На 12
Сколько батареек требуется для 1 робота?
72:12 =
12х6 = (10+2)х6 =
72
6
Сколько программ создал каждый из них, если количество программ, созданное роботехниками, одинаковое? 64:16 = 16х4 = (10+6)х4 = 64 4
16 робототехников создали 64 программы для роботов. Сколько программ создал каждый из них, если количество программ, созданное роботехниками, одинаковое?
64:16 =
16х4 = (10+6)х4 =
64
4