Попробуем разобраться с ключевыми параметрами динамиков. Начнем с одного из самых основных параметров — с резонансной частоты(fs). Писал очень долго и муторно, сотни раз переделывал и переписывал, и получилось многабукафф:) Поэтому разбил на две части. Во второй части будет о том, как фс ведет себя при различных оформлениях и резонанс применительно к высокочастотникам.
От вас жду дополнений и исправлений! Попробуем вместе создать действительно хорошие тексты, доступно разъясняющие основы и физику звука. Надеюсь, не только мне хочется от и до во всем разобраться:) Текст не самый легкий, поэтому включаем думалку, и вперед:) Поехали!
Итак, резонансная частота. Разумеется, этот параметр не самодостаточный и для построения сколь угодно качественной системы знания одного его будет мало.
Динамик, как и любая колебательная система, имеет свою резонансную частоту. Это не незыблемая величина, она может довольно сильно меняться в зависимости от разных факторов. Например, температура упала => подвесы задубели – резонанс возрос. Закинули динамик в ЗЯ – резонанс возрос. Накидали на колпак сортирки с ПВА – резонанс упал.
В документации к солидным динамикам всегда указывают эту величину, обозначается она Fs. Представляет собой некое значение частоты в герцах, при которой у динамика в свободном поле наблюдается резонанс. При замере динамик находится не в коробе (в идеале – на солидном удалении от любых отражающих поверхностей), он размят и замер делается при нормальной температуре. Легче всего этот резонанс определить по пику на графике зависимости сопротивления динамика от подаваемой на него частоты. Выглядит этот график примерно так:
пример графика сопротивления динамика от частоты
Зная резонансную частоту, мы можем с большой долей вероятности определить, на каких частотах будет играть динамик. Динамик с резонансом в 120Гц – это отвратительный сабвуфер и очень плохой мидбас. Даже если он выглядит как сабвуфер и у него 12” дифф, огромный магнит и большая губа.
Кстати: Есть еще два параметра, которые могут полностью изменить картину – это добротность и линейный ход динамика. Например, если дин с частотой 30Гц (неплохо для саба) имеет линейный ход пару мм – это плохой саб. Сыграть красиво и низко он сможет, но очень не громко. Или если у дина с резонансом 30Гц добротность 0,15 – например, в закрытом ящике из него саба не получится. Слишком низкую добротность придется поднимать коробом, а вместе с ней в разы возрастет и результирующая частота. В общем, одной fs обойтись не удастся. Но сегодня говорим только о резонансной частоте.
Теперь смелое утверждение: динамику хорошо ВЫШЕ этой частоты. Чем выше рабочий диапазон динамика, тем более строго соблюдается это утверждение.
Например, пищалкам категорически противопоказано работать на своей Фс. Для них нужно обрезать сигнал так, чтобы на частоте резонанса они не играли вообще, пищалки должны работать значительно выше. Иначе и звук будет непотребный, и за сохранность железа никто не ответит.
Серединки и миды в крайнем случае могут работать до резонансной частоты. Если они не будут ее пересекать – это положительно отразится и на качестве звука, и на долговечности компонентов. Сабвуферы могут забираться и даже жить ниже ФС, но тут многое зависит от акустического оформления и помещения. Общая суть для сабов: чем ниже фс, тем более этот динамик сабовый. Если перед вами лежит 15-ти дюймовый дин с огромным магнитом и у него резонанс 68Гц — сабом он не станет никогда. Максимум, что из него можно будет сделать — это мидбас. Но никак не саб.
А теперь самое интересное: о чем нам может сказать Фс?
Если взять идеальный динамик, и прям перед ним повесить микрофон, АЧХ будет выглядеть примерно так:
Завал начинается как раз на частоте резонанса. А после резонанса играет относительно ровненько до тех пор, пока ему позволяет его конструкция.
Проверил это утверждение на практике. Взял три динамика и снял АЧХ (микрофон в паре см от диффа) и их Т/С параметры. Выглядят динамики так:
Полный размер
тестовые мидбасы
Параметры следующие:
Первый номер – резонанс 65 и очень острый пик сопротивления. Сам динамик бестолковый, у него добротность 1,7 (оттого такая острая форма импеданса), но его АЧХ из-за этого наиболее наглядна. Динамик от муз центра JVS, диаметр 18см по подвесу. Стоял в ФИ))) (!) И да, звук был гуано полнейшее.
№2 – 16 мидбас Каденс, резонанс под сотню, добротность 0,88
№3 – странный и бестолковый, но мощно выглядящий 16 мид, добротность 1, резонанс выше сотни герц.
А вот их АЧХ
Самая наглядная зеленая кривая от первого дина, там прям явный надлом на частоте резонанса. В остальных кривых тоже не сложно угадать точку перехода со спада в полку, и эта точка соответствует частоте резонанса.
Почему так происходит? Дело в том, что при понижении частоты ход динамика увеличивается при условии постоянной громкости. Другими словами: чтобы играть на одной и той же громкости и при этом понижать частоту, амплитуду колебаний диффузора придется увеличивать. И о чудо, это происходит автоматически! Но только до резонансной частоты.
Динамик умеет «автоматически» увеличивать амплитуду пропорционально падению частоты только выше резонансной частоты. Оттого ниже фс идет спад — дин просто не может выйти на нужную амплитуду для поддержания нужного уровня громкости.
Исходя из этой логики, динамику с высоким резонансом не нужен большой линейный ход. А так как динамики проектируют сбалансированными (хочется в это верить) – то так и получается на практике. Живой пример – широко распространенные в среде новичков ГДНы от С90 и прочих. По сути, они являются мидбасом, и играют почти до 400Гц. И когда его используют в роли саба, он очень быстро упирается в малый линейный ход. Ну не предназначен он отыгрывать 20-30Гц))) Конструктив другой. Личный пример: восстанавливал замятый колпак на таком динамике, попутно увеличив массу подвижки и снизив резонансную частоту.
Все получилось, по Т/С параметрам динамик стал прям сабом. И поет красиво, звук мощный такой… но ни о каком «валеве» и «давилове» и близко речи не стоит. Любой мистери, который изначально саб, может гораздо больше в плане громкости. Потому что спроектирован именно под это, и ход соответствует низкой частоте.
От чего зависит фс?
Масса подвижки – увеличение массы подвижной системы уменьшает резонансную частоту. Оттого динамики разной размерности с одинаковыми моторами будут отличаться по фс: как правило, диффузор бОльшего диаметра тяжелее, поэтому резонанс его будет ниже.
Жесткость подвеса – чем подвес более жесткий, тем выше резонанс.
Жесткость диффузора – с повышением жесткости диффа резонанс растет! Если диффузор мягкий и «желеобразный» то фс будет ниже, чем у точно такого же динамика, но с жестким дифом. Это очень видно, например, при установке тюнячих жестких колпаков.
И конечно от оформления. Но об этом во второй части.
Усилитель на Фс не влияет! Хотя, можно компенсировать спад АЧХ ниже частоты резонанса подъемом уровня сигнала на этих частотах. Но я не сторонник таких решений.
От проводов тоже не зависит, даже если они очень плохие или очень хорошие:)
Пожалуй, на этом остановимся, остальное во второй части. Ну, если тема покажется интересной.
Часть вторая
Создано 12.10.2006 14:34.
Обновлено 11.06.2020 14:07.
Автор: Павел Сайк.
Вот решил сам написать статью, весьма важную для акустиков. В этой статье хочу описать способы измерения самых
важных параметров динамических головок — параметры Тиля-Смолла.
Помните! Приведенная ниже методика измерения параметров Тиля-Смолла в домашних условиях действенна только для
измерения параметров Тиля-Смолла динамиков с резонансными частотами ниже 100Гц (т.е. низкочастотных динамиков), на
более высоких частотах погрешность возрастает.
Самыми основными параметрами Тиля-Смолла, по которым можно рассчитать и изготовить акустическое оформление
(проще говоря — ящик) являются:
- Резонансная частота динамика Fs (Герц)
- Эквивалентный объем Vas (литров или кубических футов)
- Полная добротность Qts
- Сопротивление постоянному току Re (Ом)
Для более серьезного подхода понадобится еще знать:
- Механическую добротность Qms
- Электрическую добротность Qes
- Площадь диффузора Sd (м2) или его диаметр Dia (см)
- Чувствительность SPL (dB)
- Индуктивность Le (Генри)
- Импеданс Z (Ом)
- Пиковую мощность Pe (Ватт)
- Массу подвижной системы Mms (г)
- Относительную жесткость (механическая гибкость) Cms (метров/ньютон)
- Механическое сопротивление Rms (кг/сек)
- Двигательную мощность (произведение индукции в магнитном зазоре на длину провода звуковой катушки) BL (Тесла*м)
Большинство параметров Тиля-Смолла может быть измерено или рассчитано в домашних условиях с помощью не особо сложных
измерительных приборов и компьютера или калькулятора, умеющего извлекать корни и возводить в степень. Для еще более
серьезного подхода к проектированию акустического оформления и учета характеристик динамиков рекомендую читать более
серьезную литературу.
Автор этого «труда» не претендует на особые знания в области теории, а все тут изложенное является
компиляцией из различных источников — как иностранных, так и российских.
Измерение параметров Тиля-Смолла Re, Fs, Fc, Qes, Qms, Qts,
Qtc, Vas, Cms, Sd, Mms.
Для проведения измерений параметров Тиля-Смолла вам понадобится следующее оборудование:
- Вольтметр.
-
Генератор сигналов звуковой частоты. Подойдут программы-генераторы, которые генерируют необходимые частоты. Типа
Marchand Function
Generator или NCH tone
generator. Так как дома не всегда можно найти частотомер, можно вполне доверится этим программам и
Вашей звуковой карте, установленной на компьютере. - Мощный (не менее 5 ватт) резистор сопротивлением 1000 ом.
- Точный (+- 1%) резистор сопротивлением 10 ом.
- Провода, зажимы и прочая дребедень для соединения всего этого в единую схему.
Калибровка:
Для начала необходимо откалибровать вольтметр. Для этого вместо динамика подсоединяется сопротивление 10 Ом и
подбором напряжения, выдаваемого генератором, надо добиться напряжения 0.01 вольта. Если резистор другого номинала,
то напряжение должно соответствовать 1/1000 номинала сопротивления в Омах. Например, для калибровочного
сопротивления 4 Ома напряжение должно быть 0.004 вольта.
Запомните! После калибровки регулировать выходное напряжение генератора НЕЛЬЗЯ до окончания всех измерений.
Нахождение сопротивления постоянному току Re
Теперь, подсоединив вместо калибровочного сопротивления динамик и выставив на генераторе частоту, близкую к 0 герц,
мы можем определить его сопротивление постоянному току Re. Им будет являться показание вольтметра,
умноженное на 1000.
Впрочем, Re можно замерить и непосредственно омметром.
Нахождение резонансной частоты динамика Fs и Rmax
Динамик при этом и всех последующих измерениях должен находиться в свободном пространстве. Резонансная частота
динамика находится по пику его импеданса (Z-характеристике). Для ее нахождения плавно изменяйте частоту генератора и
смотрите на показания вольтметра.
Та частота, на которой напряжение Us на вольтметре будет максимальным (дальнейшее изменение частоты будет
приводить к падению напряжения) и будет являться частотой основного резонанса Fs для этого динамика. Для
динамиков диаметром больше 16 см эта частота должна лежать ниже 100 Гц.
Не забудьте записать не только частоту Fs, но и показания вольтметра Us.
Умноженные на 1000, они дадут сопротивление динамика на резонансной частоте Rmax, необходимое для расчета
других параметров.
Нахождение Qms, Qes и Qts
Эти параметры находятся по следующим формулам:
Как видно, это последовательное нахождение дополнительных параметров Ro, Rx и измерение
неизвестных нам ранее частот F1 и F2.
Это частоты, при которых сопротивление динамика равно Rx. Поскольку Rx всегда меньше
Rmax, то и частот будет две — одна несколько меньше Fs, а другая несколько больше.
Определяют частоты F1 и F2 ниже и выше резонансной частоты Fs, при которых
напряжение на зажимах головки принимает некоторое значение U1,2, меньшее Us. Например, U1,2
= 0,7 Us . Вы можете проверить правильность своих измерений следующей формулой:
Если расчетный результат отличается от найденного ранее больше, чем на 1 герц, то нужно повторить все сначала и
более аккуратно. Итак, мы нашли и рассчитали несколько основных параметров и можем на их основании делать некоторые
выводы:
-
Если резонансная частота динамика выше 50 Гц, то он имеет право претендовать на работу в лучшем случае как
мидбас. О сабвуфере на таком динамике можно сразу забыть. -
Если резонансная частота динамика выше 100 Гц, то это вообще не низкочастотник. Можете использовать его для
воспроизведения средних частот в трехполосных системах. -
Если соотношение Fs/Qts у динамика составляет менее 50-ти, то этот динамик предназначен
для работы исключительно в закрытых ящиках. Если больше 100 — исключительно для работы с фазоинвертором
или в бандпассах. Если же значение находится в промежутке между 50 и 100, то тут нужно внимательно смотреть и на
другие параметры — к какому типу акустического оформления динамик тяготеет. Лучше всего для этого
использовать специальные компьютерные программы, способные смоделировать в графическом виде акустическую отдачу
такого динамика в разном акустическом оформлении. Правда при этом не обойтись без других, не менее важных
параметров — Vas, Sd, Cms и L.
Нахождение площади поверхности диффузора Sd
Это так называемая эффективная излучающая поверхность диффузора. Для самых низких частот (в зоне поршневого
действия) она совпадает с конструктивной и равна:
Радиусом R в данном случае будет являться половина расстояния от середины ширины резинового подвеса одной стороны до
середины резинового подвеса противоположной. Это связано с тем, что половина ширины резинового подвеса также
является излучающей поверхностью. Обратите внимание, что единица измерения этой площади — квадратные метры.
Соответственно и радиус нужно в нее подставлять в метрах.
Нахождение индуктивности катушки динамика L
Для этого нужны результаты одного из отсчетов из самого первого теста. Понадобится импеданс (полное сопротивление)
звуковой катушки на частоте около 1000Гц. Поскольку реактивная составляющая (XL) отстоит от активной
Re на угол 900, то можно воспользоваться теоремой Пифагора:
Поскольку Z (импеданс катушки на определенной частоте) и Re (сопротивление катушки по постоянному току)
известны, то формула преобразуется к:
Найдя реактивное сопротивление XL на частоте F можно рассчитаь и саму индуктивность по формуле:
Измерение эквивалентного объема Vas
Есть несколько способов измерения эквивалентного объема, но в домашних условиях проще использовать два: метод
«добавочной массы» и метод «добавочного объема».
Первый из них требует из материалов несколько грузиков известного веса. Можно использовать набор грузиков от
аптечных весов или воспользоваться старыми медными монетками 1,2,3 и 5 копеек, поскольку вес такой монетки в граммах
соответствует номиналу.
Второй метод требует наличия герметичного ящика заранее известного объема с соответствующим отверстием под
динамик.
Нахождение Vas методом добавочной массы
Для начала нужно равномерно нагрузить диффузор грузиками и вновь измерить его резонансную частоту, записав ее как F’s.
Она должна быть ниже, чем Fs. Лучше если новая резонансная частота будет меньше на 30%-50%. Масса
грузиков берется приблизительно 10 граммов на каждый дюйм диаметра диффузора. Т.е. для 12″ головки нужен груз
массой около 120 граммов.
Затем необходимо рассчитать Cms на основе полученных результатов по формуле:
где М — масса добавленных грузиков в килограммах.
Исходя из полученных результатов Vas(м3) рассчитывается по формуле:
Нахождение Vas методом добавочного объема
Нужно герметично закрепить динамик в измерительном ящике. Лучше всего это сделать магнитом наружу, поскольку
динамику все равно, с какой стороны у него объем, а вам будет проще подключать провода. Да и лишних отверстий при
этом меньше. Объем ящика обозначен как Vb.
Затем нужно произвести измерения Fс (резонансной частоты динамика в закрытом ящике) и, соответственно, вычислить
Qmc, Qec и Qtc. Методика измерения полностью аналогична описанной выше. Затем
находится эквивалентный объем по формуле:
Полученных в результате всех этих измерений данных достаточно для дальнейшего расчета акустического оформления
низкочастотного звена достаточно высокого класса. А вот как оно рассчитывается — это уже совсем другая
история.
Определение механической гибкости Cms
Где Sd — эффективная площадь диффузора с номинальным диаметром D. Как вычислять написано ранее.
Определение массы подвижной системы Mms
Она легко рассчитывается по формуле:
Двигательную мощность (произведение индукции в магнитном зазоре на длину провода звуковой катушки) BL
Самое главное не забывайте, что для более точных значений измерения параметров Тиля-Смолла необходимо проводить
эксперимент несколько раз, а затем путем усреднения получать более точные значения.
Калькулятор расчета параметров Тиля-Смолла
В калькуляторе параметры набирать через точку, ноль перед точкой вводить не обязательно.
Температура воздуха, °C
Радиус R динамика, м
Сопротивление постоянному току звуковой катушки Re, Ом
Точное сопротивление калибровочного резистора Rk, Ом
Напряжение Uk на сопротивлении Rk, Ом
Частота основного резонанса головки в свободном пространстве Fs, Гц
Напряжение Us при Fs, В
Напряжение U1,2 будет, В
Частота резонанса головки F1 на U1,2, Гц
Частота резонанса головки F2 на U1,2, Гц
Проверка частоты основного резонанса головки в свободном пространстве Fs, Гц
Объем измерительного ящика V, м3
Резонансная частота динамика в ящике Fc, Гц
Эквивалентный объем Vas, m3
Механическая добротность Qms
Электрическая добротность Qes
Полная добротность Qts
Механическая гибкость Cms
Рекомендуемое акустическое оформление:
Хочу измерить резонансную частоту динамика в корпусе, используя способ, при котором, изменяя частоту входного сигнала, измеряется падение напряжения на резисторе. Суть в том, чтобы засечь частоту, при котором сопротивление катушки головки будет наибольшее, соответственно падение напряжения на резисторе будет наименьшее.
Стаття http://zvukomaniya.ru/nastrojka-fazoinvertora-sabvufera/
По паспорту:
- Эффективный рабочий диапазон частот, Гц63…20000
- Номинальное электрическое сопротивление, Ом4
- Частота основного резонанса, Гц40±8
Моя схема
У меня после всех манипуляций получилось около 600Гц.
В чем может быть ошибка?
Изменено 25 января, 2017 пользователем cikaviy
коррекция
Измерение параметров ТSP в домашних условиях. (Часть 1). |
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
Самыми основными параметрами динамической головки, по которым можно рассчитать и изготовить акустическое оформление (проще говоря – ящик) являются:
- резонансная частота Fs (Гц)
- эквивалентный объем Vas (л)
- полная добротность Qts
- сопротивление постоянному току Re (Ом)
Для более серьезного подхода понадобится:
- механическая добротность Qms
- электрическая добротность Qes
- площадь диффузора Sd (м2) или его диаметр D (см)
- чувствительность SPL (дБ)
- индуктивность Le (Гн)
- импеданс Z (Ом)
- пиковая мощность Pe (Вт)
- масса подвижной системы Mms (г)
- относительная жесткость Cms (метров/ньютон)
- механическое сопротивление Rms (кг/сек)
- двигательная мощность BL
Основным измерением является нахождение Z-кривой на частоте резонанса, которую можно измерить, собрав следующее оборудование:
- вольтметр;
- генератор сигналов звуковой частоты;
- мощный (5 Вт) резистор сопротивлением 1 кОм;
- точный (±1%) резистор сопротивлением 10 Ом;
Большинство генераторов имеют собственную шкалу частоты, но если такой нет, то понадобится еще и частотомер, включенный параллельно на выходе генератора. Вместо генератора можно использовать звуковую плату компьютера и программу с генератором.
Собираем схему:
Для начала необходимо откалибровать вольтметр. Для этого вместо динамика подсоединяется сопротивление 10 Ом и подбором напряжения, выдаваемого генератором, надо добиться напряжения 0,01 В. Если резистор другого номинала, то напряжение должно соответствовать 1/1000 номинала сопротивления в [Ом]. Например для калибровочного сопротивления 4 Ом напряжение должно быть 0,004 В. После калибровки регулировать выходное напряжение генератора НЕЛЬЗЯ до окончания всех измерений. Измеряемый динамик при этом и всех последующих измерениях должен находиться в свободном пространстве.
Re – сопротивление динамика по постоянному току (Ом)
Подсоединив вместо калибровочного сопротивления динамик и выставив на генераторе частоту, близкую к 0 Гц, мы можем определить его сопротивление постоянному току – Re. Им будет являться показание вольтметра, умноженное на 1000. Впрочем, Re можно замерить и непосредственно омметром.
Fs – частота основного резонанса (Гц)
Резонансная частота динамика находится по пику его импеданса (Z-характеристике). Для ее нахождения плавно изменяйте частоту генератора и смотрите на показания вольтметра. Та частота, на которой напряжение на вольтметре будет максимальным (дальнейшее изменение частоты будет приводить к падению напряжения) и будет являться частотой основного резонанса для этого динамика. Показания вольтметра, умноженные на 1000, дадут сопротивление динамика на резонансной частоте Rmax. Получив похожую кривую импеданса, можно рассчитать остальные параметры.
Ro и Rx – промежуточные сопротивления для последующих расчетов (Ом)
Rx важный параметр, его можно рассчитать по двум формулам. В любом случае, значение Rx должно быть одинаковым:
Rmax – максимальное сопротивление (сопротивление на частоте резонанса);
Re – сопротивление динамика (измеряем точным тестером или на частоте 0 Гц).
Qms – механическая добротность
Fs – частота основного резонанса, найдена ранее;
Ro – промежуточное сопротивление, найдено ранее.
F1 – первая частота на Z-кривой по уровню Rx;
F2 – вторая частота на Z-кривой по уровню Rx.
Частоты F1 и F2 – это частоты, при которых сопротивление динамика равно Rx. Поскольку Rx всегда меньше Rmax, то и частот будет две – одна меньше Fs, а другая больше. Проверить результаты расчетов можно по следующей формуле:
Если расчетный результат отличается от найденного ранее больше, чем на 1 Гц, то нужно повторить все сначала и более аккуратно.
Qes – электрическая добротность
Qts – полная добротность
Мы нашли и рассчитали основные параметры, по которым можем сделать некоторые выводы:
- Если резонансная частота динамика выше 50 Гц, то он имеет право претендовать на работу в лучшем случае как мидбас. О сабвуфере на таком динамике можно сразу забыть.
- Если резонансная частота динамика выше 100 Гц, то это вообще не низкочастотник. Можете использовать его для воспроизведения средних частот в трехполосных системах.
- Если соотношение Fs/Qts у динамика составляет менее 50-ти, то этот динамик предназначен для работы исключительно в закрытых ящиках. Если больше 100 – исключительно для работы с фазоинвертором или в бандпассах. Если же значение находится в промежутке между 50 и 100, то тут нужно внимательно смотреть и на другие параметры – к какому типу акустического оформления динамик тяготеет. Лучше всего для этого использовать специальные компьютерные программы, способные смоделировать в графическом виде акустическую отдачу такого динамика в разном акустическом оформлении. Но при этом не обойтись без других, не менее важных параметров – Vas, Sd, Cms и L.
Sd – эффективная излучающая поверхность диффузора (м2)
П – число “пи” математическая постоянная, равная 3,14;
r – радиус, в данном случае половина расстояния от середины ширины резинового подвеса одной стороны до середины резинового подвеса противоположной. Это связано с тем, что половина ширины резинового подвеса также является излучающей поверхностью. Обратите внимание что единица измерения этой площади – квадратные метры. Соответственно и радиус нужно в нее подставлять в метрах.
L – индуктивность катушки динамика (Гн)
Для этого нужны результаты одного из отсчетов из самого первого теста. Понадобится импеданс (полное сопротивление) звуковой катушки на частоте около 1000 Гц. Поскольку реактивная составляющая (XL) отстоит от активной Re на угол 90°, то можно воспользоваться теоремой Пифагора:
Поскольку Z (импеданс катушки на определенной частоте) и Re (сопротивление катушки по постоянному току) известны, то формула преобразуется к:
Z – сопротивление динамика на частоте 1000 Гц;
Re – сопротивление динамика (измеряем точным тестером или на частоте 0 Гц).
Найдя реактивное сопротивление XL на частоте F можно рассчитать и саму индуктивность по формуле:
XL – реактивное сопротивление, найденное оп предыдущей формуле;
П – число “пи” математическая постоянная, равная 3,14;
F – частота, на которой определяем индуктивность, обычно 1000 Гц.
Vas – эквивалентный объем
В домашних условиях проще использовать два метода определения эквивалентного объема динамкиа: метод “добавочной массы” и метод “добавочного объема”. Первый из них требует из материалов несколько грузиков известного веса. Можно использовать набор грузиков от аптечных весов или воспользоваться старыми медными монетками 1,2,3 и 5 копеек, поскольку вес такой монетки в граммах соответствует номиналу. Второй метод требует наличия герметичного ящика заранее известного объема с соответствующим отверстием под динамик.
Vas – метод добавочной массы
Для начала нужно равномерно нагрузить диффузор грузом и вновь измерить его резонансную частоту, записав ее как F’s. Она должна быть ниже, чем Fs. Лучше если новая резонансная частота будет меньше на 30-50%. Масса груза берется приблизительно 10 граммов на каждый дюйм диаметра диффузора. Т.е. для 12″ головки нужен груз массой около 120 граммов.
Cms – относительная жесткость на основе полученных результатов:
П – число “пи” математическая постоянная, равная 3,14;
Fs – резонансная частота без оформления, рассчитана выше (Гц);
F’s – резонансная частота без оформления с грузом (Гц);
M – масса в груза (кг).
Исходя из полученных результатов Vas рассчитывается по формуле (м3):
Vas – метод добавочного объема
Для этого понадобится герметичный закрытый ящик с нужным отверстием под измеряемый динамик. Крепим динамик магнитом наружу. Объем ящика обозначен как Vb. Затем нужно произвести измерения Fс (резонансной частоты динамика в закрытом ящике) и, соответственно, вычислить Qmc, Qec и Qtc. Методика измерения полностью аналогична описанной выше динамика без оформления, рисуем такую же Z-кривую. Затем находится эквивалентный объем по формуле:
Vb – объем закрытого ящика;
Fс – резонансная частота динамика в ящике;
Qec – электрическая добротность динамика в ящике;
Fs – резонансная частота динамика без оформления;
Qes – электрическая добротность динамика без оформления.
Практически с теми же результатами можно использовать и более простую формулу:
Vb – объем закрытого ящика;
Fс – резонансная частота динамика в ящике;
Fs – резонансная частота динамика без оформления;
Полученных в результате всех этих измерений данных достаточно для дальнейшего расчета акустического оформления низкочастотного звена достаточно высокого класса. Приведенная выше методика действенна только для измерения параметров динамиков с резонансными частотами ниже 100 Гц, на более высоких частотах погрешность возрастает.
По материалам: cxem.net