Как найти четверостишие в стихотворении

Прочитайте отрывки стихотворений, приведённые ниже.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Что общего у этих фрагментов, кроме того, что они взяты из самых известных стихотворений русских классиков? Все эти отрывки представляют собой четверостишия. В этой статье попробуем исследовать, что представляет собой это явление и проследить его в произведениях различных эпох и культур.

Согласно словарному определению, четверостишие – это способ организации стихов (строк) в отрезке поэтической речи, называемом строфой. Уже из самого термина ясно, что в строфе должно содержаться четыре стиха. Чаще всего четверостишие состоит из пары рифмических цепочек, укладывающихся в схемы abab, aabb или abba. Приведём примеры этих схем рифмовки.

Парная рифмовка в четверостишии (aabb)

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

«Лесной царь», В. А. Жуковский.

Перекрёстная рифмовка в четверостишии (abab)

Я полюбила сельского быта прямую речь,
разноцветного мулине двойственную судьбу.
Не с одного, не со второго полена разгорается печь.
Дым вылетает в трубу.

«Строфы», О. А. Николаева.

Кольцевая рифмовка в четверостишии (abba)

Когда славяне вышли на Балканы
Был заклан агнец – капли на ладонь
Из бога Агни вылетел огонь
Зеленый рай синел за облаками

«Огонь», Г. В. Сапгир.

Иные варианты рифмовки встречаются реже.

Четверостишие является одной из наиболее употребительных форм организации поэтического текста. Это можно объяснить тем, что такой формат в достаточной мере лаконичен и удобен для восприятия, но позволяет сформулировать законченную мысль. Четверостишие подходит как для кратких сообщений, например эпиграмм, эпитафий, подписей. С той же лёгкостью эта форма организации строк становится составной частью больших сложных произведений (поэм, романов в стихах и т. д.).

В этом смысле стоит упомянуть такую форму, как катрен. Под этим термином понимают четверостишие, входящее в состав сонета, особым образом организованного стихотворения из четырнадцати строк. Ниже для примера произведение, пожалуй, самого известного в мире мастера сонета (катрены выделены курсивом):

Также четверостишием может именоваться отдельное произведение, состоящее из четырёх строк. Самостоятельные малые стихотворения распространены в лирике народов Средней и Малой Азии, Дальнего Востока, Китая и других регионов. Вот пример рубаи, ближневосточного лирического четверостишия:

«Не в золоте сокровище, – в уме!»
Не бедный жалок в жизненной тюрьме!
Взгляни: поникли головы фиалок,
И розы блекнут в пышной бахроме.

Омар Хайям, перевод И. Тхоржевского.

В грузинской поэзии существует особый жанр лирики – маджама. Главная его особенность – сложная игра слов-омонимов в четверостишиях. Вот пример – отрывок из поэмы Ш. Руставели «Рыцарь в тигровой шкуре»:

Если буду я низвергнут разрушающим всё миром,
И умру один без плача тех, кого я был кумиром,
Не одет рукой питомцев и святым не мазан миром,
Пусть твое благое сердце эту весть приемлет с миром.

Перевод Ш. Нуцубидзе.

В классической китайской поэзии существует форма цзюэ-цзюй. Буквально это переводится как «оборванные строки». Так называют четверостишия, популярные в эпоху Тан (VII – X вв. н. э.). Эти стихи обладали определённой композицией (вступление, развёртывание, поворот, заключение) и повествовали о чём-то конкретном – предмете, событии, явлении. Вот пример такого произведения:

Растаял снег за тёплым дуновеньем.
Раскрылся лед под греющим лучом.
Но растопить весне не удаётся
Одно лишь только – иней на висках.

«Ранняя весна», Бо Цзюй-и, перевод Л. З. Эйдлина.

Особым видом поэтических миниатюр можно считать «гарики» И. М. Губермана. Это небольшие сатирические произведения, состоящие из четырёх строк, в которых с иронией и юмором повествуется о самых различных явлениях нашей жизни. Вот несколько таких стихотворений.

Я душевно вполне здоров!
Но шалею, ловя удачу…
Из наломанных мною дров,
Я легко бы построил дачу!

Всего слабей усваивают люди,
взаимным обучаясь отношениям,
что слишком залезать в чужие судьбы
возможно лишь по личным приглашениям.

Слежу без испуга и дрожи
российских событий пунктир:
свобода играет, как дрожжи,
подкинутые в сортир.

Также нельзя не отметить популярную в последние годы такую форму интернет-творчества, как «стишки-пирожки». Они также представляют собой четверостишия, обычно написанные четырёхстопным ямбом без знаков препинания и заглавных букв. Часто в «пирожках» отсутствует рифма, не соблюдаются правила орфографии. Вот примеры таких произведений:

три клоуна стояли молча
четвёртый грустный и седой
переспросил меня негромко
куда куда уехал цырк

Автор Ай Эм.

нет ты неправильно летаеш
учила курица орла
перечитай седьмой параграф
потом придёш пересдавать

Автор Djfedos.

зимой дороги убирают
под грязный снег и гололёд
ну а когда зима проходит
дороги снова достают

Автор А. Бойко.

Как видим, стихотворцы разных культур в разные эпохи облекали свои мысли в форму четверостиший. Такие миниатюры встречаются и у народов Азии, и у европейских и русских поэтов. Кроме того, эта форма остаётся востребованной, будучи составной частью больших произведений, как авторов прошлого, так и современных творцов. В наши дни четверостишия активно применяются в рекламе, в поздравительных текстах и т. д. Думается, как форма организации речи четверостишие ещё долго не потеряет актуальности.

Для построения стихотворения нужно понимать расположение рифм в строках стихотворения, то есть рифмовку.

Одностишие (моностих)

Нерифмованное стихотворение, состоящее из одной строки. Подобное стихотворение обыкновенно является юмористическим, ироническим; основной упор при написании делается не на технику, а на содержание. К примеру:

О, как внезапно кончился диван… (В. Вишневский).

Такому клюву и помада не поможет… (А. Морозов).

Для написания одностиший необходимо обладать как минимум чувством юмора. Как и для их чтения.

Двустишие (дистих)

Самым простым расположением рифм является парная (смежная) рифма в дистихе или двустишии (по схеме аа).

В тот вечер возле нашего огня
Увидели мы чёрного коня (И. Бродский).

Двустишие является наиболее простой формой сочетания стихотворных строк, довольно-таки примитивной, поэтому я рекомендую чередовать его с другими формами в одном стихотворении. Дистих – это двустишие, являющееся законченным стихотворением, что встречается весьма редко.

Трёхстишие (терцет)

Далее рассмотрим более сложную форму – трёхстишие. Обыкновенное трёхстишие подразумевает наличие трёх строк с одинаковой рифмой: aaa bbb ccc.

На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу (А. Сумароков).

Другой формой трёхстишия является терцина. Терцина – это стихотворное произведение из трёхстиший с обязательной схемой рифм aba bcb cdc… Терциной написана “Божественная комедия” Данте:

Земную жизнь дойдя до середины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу! (пер. М. Лозинского).

Четверостишие (катрен)

Первым по распространённости является, безусловно, четверостишие или катрен. Стандартных схем рифмования в катрене две: abab (перекрёстная рифма) и abba (охватная или опоясанная рифма).

Пример первой:

Я долго шёл по коридорам,
Кругом, как враг, таилась тишь.
На пришлеца враждебным взором
Смотрели статуи из ниш (Н. Гумилёв).

Пример второй:

Он видит пылающий ангельский меч,
Что жалит нещадно его и подругу,
И гонит из рая в суровую вьюгу,
Где нечем прикрыть им ни бёдер, ни плеч… (Н. Гумилёв).

Более простыми разновидностями катрена (соответственно, более примитивными) являются схемы рифмовки aabb и abcb. В первом случае катрен просто состоит из двух двустиший, объединённых общей темой, во втором не рифмуются 1-я и 3-я строки (т.н. холостая рифма).

Последнего я настоятельно советую избегать. Катрен может являться стихотворением в чистом виде (например, гарики или частушки):

Когда, прервав теченье лет,
Настанет страшный суд,
На нем предстанет мой скелет,
Держа пивной сосуд (И. Губерман).

Пятистишия

Пятистишия уже позволяют вам проявить полёт фантазии. Конечно, у пятистиший есть и фиксированные формы. Например, лимерик. Лимерик – это ироническое пятистишие со схемой рифм aabba (желательно, с трёхстопным анапестом в 1, 2 и 5 строках и двустопным – в 3 и 4).

Пришли лимерики из Англии, в частности, их изобрёл знаменитый английский поэт и художник Эдвард Лир.

Не секрет, что в далёком Катаре
Каждый пятый катарец – татарин!
Есть и больший курьёз.
Знайте все: эскимос –
– Каждый третий на Мадагаскаре… (А. Карпов)

Вождь индейцев, торгующий в лавке,
Продавая свои томагавки,
Говорил: “Спору нет,
Очень ценный предмет
И в быту, и в автобусной давке!” (А. Карпов).

Шестистишия

Встречаются реже, чем четверостишия, но гораздо чаще, чем пятистишия или терцеты. Фиксированных форм шестистишия не существует, но простор для фантазии тут неограничен. Например, aabbba:

На стене портрет тирана,
Как в любой другой квартире,
Как во всём подлунном мире,
Как мишень в цветастом тире,
Как нарыв, гнойник, как рана,
На стене портрет тирана.

Или abcabc (треугольная рифмовка):

Северо-западный ветер его поднимает над
Сизой, лиловой, пунцовой, алой
Долиной Коннектикута. Он уже
Не видит лакомый променад
Курицы по двору обветшалой
Фермы, суслика на меже (И. Бродский).

Или aabccb (самый “песенный” вариант):

И, может быть, жизнь на пределе
Удержится в немощном теле
И голову старца укроет трёхзубым венцом.
Но дряхлые чресла устали,
И шут в исполнении Даля
В холодную землю уткнётся истёртым лицом.

Семистишие (септима)

Семистишие (септима) – вещь редкая. Но, по сути, добавить всего одну строку к любому встреченному шестистишию, и получится семистишие, двурифмовое, трёхрифмовое или даже четырёхрифмовое.

Простор для придумывания схем тут огромен: abbabba, abccbac, aabccba и так далее. Комбинаций множество.

Редкость употребления семистишия обусловлена, в первую очередь, историческим фактором: было попросту не принято так писать, вот и всё. Хотя это просто и порой даже очень красиво, если, конечно, писано не левой ногой. Семистишиями написано “Бородино” Лермонтова (aabcccb):

– Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина! (М. Лермонтов).

Восьмистишие

Восьмистишие – это третья по популярности после четверостишия и шестистишия схема рифмования.

Опять же, количество комбинаций рифм в восьмистишии просто огромно. Можно составлять математическую программу для всевозможных комбинаций в двух-, трёх- и четырёхрифмовых восьмистишиях. Поэтому приведу просто один пример. Схема aaabcccb:

Старение! Возраст успеха. Знания
Правды. Изнанки её. Изгнания.
Боли. Ни против неё, ни за неё
Я ничего не имею. Коли ж
Переборщит – возоплю: нелепица
Сдерживать чувства. Покамест – терпится.
Ежели что-то во мне и теплится,
Это не разум, а кровь всего лишь (И. Бродский).

Девятистишие

Девятистишие встречается не чаще семистишия. Но опять же: добавьте строку к восьмистишию, и получится то, что и требовалось получить (ababcdccd):

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу.
Черногривого коня.
Дайте раз по синю полю
Проскакать на том коне;
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне… (М. Лермонтов).

Десятистишия

Десятистишия имеют и фиксированные формы. В частности, формой десятистишия является ода. Классическая ода имеет схему рифмовки ababccdeed и характеризуется восхваляющим, торжественным содержанием, пафосными выражениями, изобилием восклицаний.

Признанным мастером оды являлся Г. Державин. Например:

Подай, Фелица, наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
Меня твой голос возбуждает,
Меня твой сын препровождает;
Но им последовать я слаб.
Мятясь житейской суетою,
Сегодня властвую собою,
А завтра прихотям я раб.

Не будем подробно разбирать 11, 12 и 13-стишия. Напомню лишь, что в любой из этих форм можно получить огромное количество разнообразных комбинаций рифм, так что это поле для вашей деятельности.

Зато рассмотрим четырнадцатистишие, потому что оно имеет фиксированную форму, являющуюся одной из наиболее популярных известных в истории – сонет.

Сонет – это стихотворение из 14 стихов, построенное по схеме abbaabbaccdede, то есть два четверостишия и два трёхстишия. Сонет появился в европейской литературе ещё в XIII веке.

Одной из вершин поэзии Возрождения являлись сонеты Ф. Петрарки, обращённые к Лауре. Сонет часто имеет нарушения строгой рифмовой схемы. Например, 66-ой сонет Шекспира в переводе С. Маршака:

Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье.

И совершенству пошлый приговор,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой.

И прямоту, что глупостью слывёт,
И глупость в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,

И праведность на службе у порока.
Всё мерзостно, что вижу я вокруг,
Но как тебя покинуть, милый друг!

Заключение сонета может охватывать все шесть последних строк (в данном случае – две). В данном сонете не соблюдено правило общих рифм в двух катренах.

Имеются варианты сонетов: хвостатый сонет – два четверостишия и три терцета; сплошной сонет – на двух рифмах; опрокинутый сонет – два терцета и два четверостишия; безголовый сонет – одно четверостишие и два терцета; половинный сонет – четверостишие и терцет; хромой сонет – неравностопность четвертого стиха в катренах и т. д.

Сонет развивается и сплетается в ещё более сложную форму – венок сонетов. Венок сонетов состоит из пятнадцати сонетов. Первая строка каждого сонета повторяет последнюю строку предыдущего; заключительный сонет (магистрал) повторяет каждую строку каждого сонета, связывая их воедино. Таким образом, венок сонетов представляет собой двести десять строк, четырнадцать из которых употреблены троекратно. Венок сонетов очень сложен для написания, тем более правильный, без нарушения правил построения одного сонета.

Венки встречаются у В. Брюсова, И. Сельвинского, М. Богдановича. Блестящий венок сонетов создал современный поэт и рок-музыкант Сергей Калугин.

Отмечу, что четырнадцатистишие совсем не обязательно является сонетом. Например, вот такая форма: ababccdefefggd.

Я в почётных рядах –
Руки в мягкий бетон –
Золотая звезда,
Предварив пелатон,
В предвкушении сна
Оказалась одна
На пути к дохристианскому Богу.
Эта леди вон там
Очень нравится мне,
Я бы впился в уста,
Я остался бы с ней,
Но придётся пройти
Окончанье пути
По кричащим ковровым дорогам.

Естественно, можно искать и более сложные 15, 16-тистишия, в общем, всё на ваше усмотрение. Отмечу только одну специфическую форму 15-стишия – рондо. Это стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabbaabbсaabbaс (с – нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки). Популярно в поэзии барокко и рококо.

В начале лета, юностью одета,
Земля не ждёт весеннего привета,
Но бережёт погожих, тёплых дней,
Но расточительная, всё пышней
Она цветёт, лобзанием согрета.
И ей не страшно, что далёко где-то
Конец таится радостных лучей,
И что недаром плакал соловей
В начале лета.
Не так осенней нежности примета:
Как набожный скупец, улыбки света
Она сбирает жадно, перед ней
Не долог путь до комнатных огней,
И не найти вернейшего обета
В начале лета (М.Кузмин).

Рондо бывает и других типов: восьмистрочное, первая и вторая строки повторяются в конце и первый стих – в четвертой строке; тринадцатистрочное рондо, начальные слова первой строки входят в девятую и тринадцатую строки. Реже встречается четвертый тип сложного, т. н. совершенного рондо в 25 строк с двумя рифмами.

Вы можете также смело комбинировать строфы – четверостишия с шестистишиями и так далее. Такие стихотворения называются строфоидами. Стихотворение же, в котором нет чёткого разделения на строфы, называется астрофизмом и широко употребляется в детской поэзии:

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит! (К. Чуковский).

К астрофизмам относится раёшный стих – русский народный стих со свободным количеством слогов и расположением ударений, ритм которого основан на смежной рифмовке. Размер, кстати, тоже не соблюдается. Например:

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда (А. Пушкин).

Напоследок скажу об ещё одном маленьком трюке. После любого законченного технически n-стишия, особенно после фиксированного (сонет, ода) можно просто добавить ещё одну строку (максимум две), которые позволят завершить стихотворение и с точки зрения содержания. Такое добавление называется кодой и не обязательно должно быть рифмованным.

(Использованы материалы книги Тимофея J. Скоренко “Трактат о стихосложении”).

Лирика всегда была делом вкуса. Но основные принципы традиционного стихосложения представлены в виде четверостиший и двустиший. Их легко можно объединить в строфы больших стихов и создать множество разнообразных поэтических жанров. Что такое четверостишие и двустишие? Чем они отличаются и что с их помощью можно написать?

Двустишие

Прежде чем приступить к изучению того, что такое четверостишие, нужно предварительно исследовать двустишие. Ведь любое четверостишие состоит из двух двустиший. Можно сказать, что двустишие – это визитная карточка любой поэзии. Как и любые строки, двустишия могут быть нерифмованными, но чаще всего автор пытается соблюдать классику жанра и вводит рифму.

четверостишие это

Двустишия могут быть строфами больших стихотворений, а могут играть самостоятельную роль. В античности такие поэтические придания назывались дистихами. Этот жанр хорош для начинающего поэта. Во-первых, его можно быстро сочинить, во-вторых, на нем можно опробовать все возможные стихотворные размеры.

Двустишиям свойственно поражать воображение читателей неожиданными переходами. Так как строки всего две, нет ничего удивительного в том, что они могут вступать в естественное противодействие, создавать парадоксы и контраст. Чаще всего обе строки имеют одинаковый размер, но интереснее всего экспериментировать со схемой ударений и длиной строк.

Четверостишие

Итак, что такое четверостишие? Можно с уверенностью сказать, что это самая популярная форма строфы. Четверостишие – это вполне солидное и самостоятельное стихотворение.

Четверостишие отличается разнообразием рифмовок. Автор может рифмовать первую строку со второй, а третью – с четвертой. Это называется смежная рифма. Но это не два двустишия, а цельное произведение из четырех строк.

книга со стихами

Также первая строфа может рифмоваться с третьей, а вторая – с четвертой. Это будет перекрестная рифма. Еще автор может рифмовать первую строку с последней, вторую – с третьей. Это называется опоясывающей рифмой.

Это классические рифмы, которые применяются чаще всего. Хотя никто не говорит, что этому правилу обязательно нужно следовать. Автор с чистой совестью может зарифмовать только две или три строки, оставив остальные без рифмы. Также четверостишие может состоять из двух двустиший, между которыми есть отступ.

Восточная поэзия

Особое внимание стоит уделить японским четверостишиям. Такие четверостишия называются рубаи. Рифма здесь слегка своеобразная и ее можно записать таким образом – aaba или аааа. То есть в таком произведении рифмуется первая вторая и четвертая строка или же все строки объединены одной рифмой.

японские четверостишия

Для среднестатистического русского читателя такая рифма может быть сложной для восприятия, но в Японии для стихов важно не звучание, а способность возбудить воображение. Это одно из главных свойств японской лирики малых стихотворных форм.

Японские стихи могут стать мощными конденсаторами чувств и мысли, каждое такое произведение – это маленькая поэма, которая призывает читателя вдуматься в истинный смысл написанного.

Итак, что такое четверостишие? Это четыре строки, которые объединены общей темой, рифмой, ударением и смыслом.

Иногда слово кажется таким простым и понятным. А заглянешь в словарь, и термин открывается с совершенно неожиданной стороны.

Что такое четверостишие? Вот и этот вопрос вызывает лёгкую улыбку, ведь думается, даже ребёнок сможет на него ответить. Что ж, заглянем в учебники: четверостишие – это строфа из четырёх стихов.

И вот уже перед удивлённым читателем в этом определении свернулся целый клубок из непонятных терминов. Так что такое четверостишие? Разбираться с этим следует, начиная с самых азов.

Составляющие стихотворения

Двигаться легче от простого к сложному. Первым и самым простым «кирпичиком» стихосложения является понятие «стопа». Ему и стоит уделить внимание в первую очередь.

Стопа – это элементарная структурная единица стихотворения, сочетание ударного слога с безударными. Как из кирпичей складываются стены, стопы образуют стихи.

четверостишие что такое

Но стихи не в обычном понимании. Так в литературе называются поэтические строки. Одна строка – один стих.

Ответ на вопрос: «Что такое четверостишие?» – предопределяет и следующее понятие.

Совокупность двух или более поэтических строк называют строфой. Продолжая приводить аналогию, её удобно сравнить уже с целым домом, где стенами будут выступать известные стихи, объединённые рифмой.

Посчитав, сколько в строфе поэтических строк, можно даже сказать, как её называют:

  • двустишием называют строфу, содержащую два стиха;
  • трёхстишие – три стиха;
  • четверостишие – четыре;
  • пятистишие, шестистишие, семистишие (а бывают и такие строфы) – это, соответственно, пять, шесть и семь строк.

Обобщение понятий

Разобравшись со всеми нюансами, можно смело возвращаться к первоначальному вопросу: «Что такое четверостишие?»

Четверостишие – это такой вид строфы, который состоит из четырёх поэтических строк (стихов). Теперь это определение не вызывает первоначальных эмоций. Всё стало на свои места.

Поэзия поражает своей лёгкостью и мелодичностью. И трудно представить, что для создания лучшей ритмичности используются чуть ли не математические формулы и расчёты. Понимая технику написания, можно брать в руки карандаш и начинать зарифмовывать мысли, рождая собственное произведение. Например, уже разобранные стихи четверостишья.

стихи четверостишья

Всё обязательно получится, стоит лишь немного разобраться в теории и начать применять знания на практике.

Стихотворный размер

Стихотворный размер — это порядок (правило) чередования ударных и безудорных слогов.
Размер принято определять как последовательность нескольких стоп.

Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.

Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием, замена же безударного слога ударным называется спондеем.

Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест

Силлабо-тонические размеры

В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение
пять стоп:

  1. Хорей
  2. Ямб
  3. Дактиль
  4. Амфибрахий
  5. Анапест

Условные обозначения

___/ – ударный слог

___  – безударный слог

  1. Двусложные стихотворные размеры:

    __/__ – стопа Хорея

    Хорей – ДВУсложный размер стиха, в котором
    на первом месте стоит ударный слог, на втором безударный.

    Для запоминания:

    Мча́тся ту́чи, вью́тся ту́чи,

    На хорей они летят

    __ __/ – стопа Ямба

    Ямб – ДВУсложный размер стиха, в котором
    первый слог безударный, второй ударный.

  2. Трехсложные стихотворные размеры:

    __/__ __ – стопа Дактиля

    Дактиль – ТРЁХсложный размер стиха, в котором
    первый слог ударный, остальные – безударные.

    Для запоминания:

    Вы́рыта да́ктилем я́ма глубо́кая

    __ __/__ – стопа Амфибрахия

    Амфибрахий – ТРЁХсложный размер стиха, в котором
    второй слог ударный, остальные – безударные.

    __ __ __/ – стопа Анапеста

    Анапест – ТРЁХсложный размер стиха, в котором
    третий слог ударный, остальные – безударные.

    Чтобы запомнить названия

    ТРЁХсложных размеров

    стихотворений нужно выучить
    слово ДАМА.

    ДАМА расшифровывается так:

    Д    Дактиль – ударение на первый слог,
    АМ  АМфибрахий – ударение на второй слог,
    А     Анапест – ударение ударение на третий слог.

    Чтобы запомнить ВСЕ стихотворные размеры нужно выучить ударения в пяти вариантах
    имени Иван:

    1. Ва́-ня – хорей (2 слога, первый-ударный)
    2. И-ва́н – ямб (2 слога, второй-ударный)
    3. Ва́-не-чка – дактиль (3 слога, первый-ударный)
    4. Ва-ню́-ша – амфибрахий (3 слога, второй-ударный)
    5. И-о-а́нн – анапест (3 слога, третий-ударный)

Примеры

Примеры стихотворений
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)

Стихо­творный размер

Пример четырехстопного хорея:

Бу́ря мгло́́ю не́бо кро́ет

__/ __ __/ __ __/ __ __/ __

Ви́хри сне́жныЕ крутя́;

__/ __   __/ __     __ __ __/

(А.С. Пушкин)

Разбор:

  • Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога.
    То есть это ДВУсложный размер.
  • После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
  • В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

Хорей

__/__

Пример четырехстопного хорея:

Я прише́л к тебе́́ с приве́том

 __  __   __/   __    __/  __    __/ __ 

РАссказа́ть, что со́лнце вста́ло,

  __  __    __/   __     __/  __     __/ __ 

ЧтО оно́ горя́чим све́том

__  __ __/ __ __/  __  __/ __ 

ПО листа́м затрЕпета́ло.

__  __   __/   __   __ __ __/__ 

(А. Фет)

Хорей

__/__

Пример пятистопного хорея:

ВЫхожу́ оди́н я нА доро́гу;

__  __ __/__ __/__ __ __ __/__

СквОзь тума́н кремни́стый пу́ть блести́т;

   ___   ___   __/   ____   __/  ___   __/   _____   __/

НОчь тиха́. Пусты́ня вне́млет Бо́гу,

___   ___   __/ ___ __/ __  __/   ___ __/ __

И звезда́ с звездо́ю гОвори́т.

__ __ __/  _____ __/__ __ __ _/

(М.Ю. Лермонтов)

Хорей

__/__

Пример трехстопного хорея:

Ла́сточкИ пропа́ли,

__/    __   __   __  __/ __
А вчера́ заре́й

__/  __ __/ __ __/
Всё грачи́ лета́ли

  __/  __  __/ __ __/ __
Да, как се́ть, мелька́ли

 __/   __   __/          __    __/ __
Во́н над то́й горо́й.

__/    __   __/     __  __/

(А. Фет)

Хорей

__/__

Пример четырехстопного ямба:

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,

 __   __/  __ __/ __  __/     __      __/   __

Когда́ не в шу́тку зАнемо́г,

__   __/  __    __/ __   __  __  __/ 

Он Уважа́ть себя́ заста́вил

__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __

И лу́чше вы́думАть не мо́г.

__ __/ __    __/ __   __  __  __/ 

(А.С. Пушкин)

Ямб

__ __/

Пример четырехстопного ямба:

Я по́мню чу́дноЕ мгнове́нье

__ __/  __   __/ __  __  __  __/ __

ПерЕдо мно́й яви́лась ты́

__ __ __    __/ __  __/ __   __/ 

Как мИмоле́тноЕ виде́нье

   __   __ __ __/ __ __ __ __/ __

Как ге́ний чи́стой крАсоты́

 __  __/ __    __/   __       __ __ __/

(А.С. Пушкин)

Ямб

__ __/

Пример пятистопного ямба:

Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать,

__ __/ __ __  __    __/ __ __/  __   __/  __

Но, ка́жетсЯ, нам не́ за кЕм смотре́ть…

 __   __/  __ __   __   __/    __    __    __   __/ 

(А.С. Пушкин)

Ямб

__ __/

Пример пятистопного ямба:

Ты пОгрусти́, когда́ умрЁт поэ́т,

 __  __   __   __/   __  __/ __ __/ __ __/
Поку́да зво́н ближа́йшей и́з церкве́й

 __ __/ __  __/     __    __/   __ __/   __    __/ 
Не вОзвести́т, что э́тот ни́зкий све́т

 __  __   __   __/   __  __/ __ __/     __    __/ 
Я прОменя́л на ни́зший ми́р черве́й.

 __  __  __ __/    __  __/   __   __/      __  __/  

(Шекспир; перевод С.Я. Маршак)

Ямб

__ __/

Пример трехстопного дактиля:

Кто́ бы ни зва́л – не хочу́

__/     __    __  __/      __      __  __/  

На́  суетли́вую  не́жность

__/ __ __ __/ __ __ __/  __  
Я́ променя́ть безнаде́жность

__/  __  __ __/    __   __ __/  __  
И́, замыка́ясь, молчу́.

__/ __ __ __/   __    __  __/ 

(А. Блок)

Дактиль

__/__ __

Пример четырехстопного дактиля:

Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники!

__/  __    __ __/ __ __ __/ __  __  __/   __  __

Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною…

__/   __    __   __/  __  __ __/  __     __    __/   __  __

(М.Ю. Лермонтов)

Дактиль

__/__ __

Пример четырехстопного дактиля:

Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный

__/  __   __ __/ __    ___  __/   __     __    __/  __

Во́здух уста́лые си́лы бодри́т…

__/  __    __ __/ __ __ __/ __  __  __/

(Н.А. Некрасов)

Дактиль

__/__ __

Пример трёхстопного амфибрахия:

Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,

__  __/   __  __  __/ __  __   __/  __

Не с го́р побежа́ли ручьи́

 __    __/     __   __  __/ __ __  __/   

Моро́з-воево́да дозо́ром

__ __/  __  __ __/ __ __ __/ __

Обхо́дит владе́нья свои́.

__  __/   __  __  __/   __  __  __/   

(Н.А. Некрасов)

Амфи­брахий

__ __/__

Пример четырехстопного амфибрахия:

Доро́же отчи́зны — не зна́л ничего́

__ __/ __  __ __/ __       ___  __/  ___  __ __/

Бое́ц, не люби́вший поко́я.

__ __/    __  __  __/   ___   __  __/ __

(Н.А. Некрасов)

Амфи­брахий

__ __/__

Пример трёхстопного амфибрахия:

Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях

 __     ___/    __    __     __/     ___   __   __/    ___ 

С споко́йною ва́жностью ли́ц,

   ___   ___/    __ __  __/   ___   __   __/  

С краси́вою си́лой в движе́ньях,

   ___  ___/ __ __ __/  ___     __   __/     __ 

С похо́дкой, со взгля́дом цари́ц.

    __   __/    __      ___     ___/     ___  __ __/  

(Н.А. Некрасов)

Амфи­брахий

__ __/__

Пример трёхстопного амфибрахия:

Средь шу́много ба́ла случа́йно,

     __     ___/      __  __  __/ __   __ __/   __

В трево́ге мирско́й суеты́,

       __  __/  __  __   __/      __ __ __/

Тебя́ я уви́дел, но та́йна,

__ __/ __ __ __/ __ __ __/     __

Твои́ покрыва́ла черты́.

__ __/ __    __ __/ __ __ __/

(А.К. Толстой)

Амфи­брахий

__ __/__

Пример трёхстопного анапеста:

О, весна́ без конца́ и без кра́ю —

__    __   __/  __   __    __/   __   __  __/ __

Без конца́ и без кра́ю мечта́!

  __    __   __/    __   __    __/ __ __ __/

Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!

__ __ __/ __ __ __/              __   __  __/ __

И приве́тствую зво́ном щита́!

__    __   __/  __   __    __/   __   __  __/

(А. Блок)

Анапест

__ __ __/

Пример трёхстопного анапеста:

Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных

___          __   __/  __   __ __/   __   __  __/  __ 

Рокова́я  о  ги́бели  ве́сть.

__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,

___          __   __/  __   __ __/   __   __  __/  __ 

Поруга́ние  сча́стия  е́сть.

__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Блок)

Анапест

__ __ __/

Пример трёхстопного анапеста:

Пропаду́ от тоски́ я и ле́ни,

__  __  __/  __   __   __/ __ __ __/ __
Одино́кая жи́знь не мила́,

__ __ __/ __ __ __/     __ __ __/
Сердце но́ет, слабе́ют коле́ни,

 __    __    __/  __   __   __/ __ __ __/ __
В каждый гво́здик души́стой сире́ни,

       __       __       __/  __   __   __/     __  __  __/ __
Распева́я, вполза́ет пчела́.

  __ __ __/ __   __   __/  __  __  __/

(А. Фет)

Анапест

__ __ __/

Пример (разностопный размер)
поочерёдно: дактиль, амфибрахий и анапест:

Во́все не сло́жные

__/   __   __  __/     __ __

/дактиль/

Разме́ры трёхсло́жные,

__   __/    __    __    __/   __  __

  /амфибрахий/

Всё зави́сит от си́льных в них ме́ст.

   __  __  __/  __  __  __/        __          __     __/      

/анапест/

Да́ктиль – он пе́рвый,

__/     __          __  __/    __      

/дактиль/

Второ́й – амфибра́хий,

    __   __/    __    __    __/   __  

/амфибрахий/

Ну а тре́тий уже анапе́ст!

__  __  __/  __  __ __/ __ __ __/   

/анапест/

(В.В. Онуфриев)

Дактиль

__/__ __

Амфи­брахий

__ __/__

Анапест

__ __ __/

Стихотворные размеры

хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест

Смотреть: другие Примеры стихотворений

Как определить стихотворный размер?

  1. Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
  2. Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
  3. Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение:

    а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;

    б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.

  4. Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения.

    (Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)

Добавить комментарий