Как найти четвертое лишнее слово

Занимательная математика / Игры на развитие мышления

Найди лишнее: игры и задания в картинках для детей с 5 лет

Задачи этого типа учат ребенка выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, помогают развить логическое мышление.
На ЛогикЛайк более 5500 заданий на логику!

Попробуйте курс ЛогикЛайк в игровой форме!

Выберите возраст для старта

В заданиях «Лишний в ряду», «Кто здесь лишний», «Что лишнее» в группе есть кто-то или что-то с явным отличием от других элементов набора. Нужно определить наиболее существенный признак, общий для всех объектов, кроме одного.

«Найди лишнее слово»

Чтобы ответить, какое слово лишнее в каждой группе, нужно догадаться, какой признак объединяет остальные среди данных слов.

Пример задания: диван, шкаф, лампа, стол.

Предложите ребёнку поразмышлять вслух!

Пример ответа: Лишняя в этом ряду лампа. Потому что диван, шкаф и стол — мебель, лампа — предмет интерьера. Другой вариант объяснения: лампа может освещать комнату, другие предметы из группы — нет.

Вместе находите лишнее четвертое или пятое слово в каждой строчке и объясняйте свой выбор.

самолет, поезд, вертолет, ворона, шмель

километр, миля, миллиметр, дюйм, килограмм

арбуз, земляника, черника, слива, малина

Ученики 3-4 класса и старше без труда выполнят и десяток таких заданий. Дошкольникам и детям 7-8 лет гораздо больше понравятся задания в картинках.

На сайте дети в игровой форме развивают логику и учатся мыслить нестандартно. Выполняйте задания по очереди с ребенком, а потом обязательно предложите ему позаниматься самостоятельно.

«Четвертый лишний» в картинках

найди лишнее слово или предмет задания ЛогикЛайк для детей

Выбери животное, которое не подходит остальным по среде обитания.

кто лишний Рыба Кит Кролик Морской конек

четвертый лишний Вишня Абрикос Яблоко Слива

Подсказка: внутри каждого плода есть …

что лишнее Грузовик Велосипед Скутер Машина

Можно просто посмотреть ещё примеры заданий или начать онлайн-занятия на платформе ЛогикЛайк.

лишний предмет Телефон Блокнот Планшет Ноутбук

четвёртый лишний Флейта Скрипка Дудочка Труба

Смотрите также:

Это идеальный способ, в игровой форме, развить смекалку, наблюдательность и усидчивость ребенка дошкольного возраста. Такие задания также можно использовать в начальной школе, для того чтобы научить школьника правильно концентрироваться на поставленных перед ним задачами.

Развивающие задания «Четвертый лишний».
Развивающие задания «Четвертый лишний».
Развивающие задания «Четвертый лишний».

А чтобы малышу было интересно заниматься, для начала позвольте ему сделать рисунок ярким при помощи красок и цветных карандашей, и только после этого предлагайте искать лишние предметы.

В основе игры “Четвертый лишний” лежит поиск предмета, явления, живого существа, который не подходит к трем другим по характерным признакам.

Развивающие задания «Четвертый лишний».
Развивающие задания «Четвертый лишний».
Развивающие задания «Четвертый лишний».
Развивающие задания «Четвертый лишний».
Развивающие задания «Четвертый лишний».
Развивающие задания «Четвертый лишний».

Еще больше вариантов, картинок, раскрасок по игре вы найдете в тематическом альбоме по ссылке https://vk.com/album-210006731_284956858

 
 
 
 
 
 
 
 

Упражнения на развитие мыслительных процессов
обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:

«Найди
лишнее слово».

Читаете
ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии
является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а
одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите
ребенку определить слово, которое является «лишним».

·       
Старый, дряхлый, маленький, ветхий

·       
Храбрый, злой, смелый, отважный

·       
Яблоко, слива, огурец, груша

·       
Молоко, творог, сметана, хлеб

·       
Час, минута, лето, секунда

·       
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка

·       
Платье, свитер, шапка, рубашка

·       
Книга, телевизор, радио, магнитофон

·       
Мыло, метла, зубная паста, шампунь

·       
Береза, дуб, сосна, земляника


Игра 
«4-лишний»

-развитие
обобщения

Пирамидка
– матрёшка – портфель – кукла;

Сосиски
– печенье – тарелка – сыр;

Чайник
– кружка – колбаса – кастрюля;

Кепка
– шапка – шляпа – тапочки;

Перчатки
– ботинки –сапоги – туфли;

Муха
– воробей – стрекоза – кузнечик;

Мандарины
– бананы – помидоры –лимоны;

Машина
– троллейбус – самолёт – скакалка;

Синичка
– индюк –гусь –петух;

Пенал
– тетрадь – карандаш – юла;

Сом
– щука – жук – окунь;

Куртка
– полотенце – платье – костюм.

 
 

«Найди лишнюю картинку».

Подберите
серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу
по общему признаку, а четвертая лишняя.

    Разложите перед ребенком первые четыре
картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь.
Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

  Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее
признаки, правильно ли группирует предметы.

Если
вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо
заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно
использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой
задания.

 

               Упражнения на развитие гибкости ума.

«Назови
слова…»

Предложите
ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

·       
Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)

·       
Назови, слова, обозначающие домашних животных

·       
Назови, слова, обозначающие диких животных

·       
Назови, слова, обозначающие наземный транспорт

·       
Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт

·       
Назови, слова, обозначающие водный транспорт

·       
Назови, слова, обозначающие овощи

·       
Назови, слова, обозначающие фрукты

·       
Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)


Упражнение «Назови, одним словом».


Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.

Процедура:

1.Дети
должны назвать каждую группу одним словом:

а)
Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -…

б)
Стол, диван, кресло, стул -…

в)
Москва, Баку, Кишинев, Минск -…

г)
Чашка, блюдце, стакан, кастрюля 

д)
Январь, март, май, август -…


2.Дети
должны закончить начатое перечисление и назвать каждую группу одним словом:

а)
Ботинки, туфли – это…

б)
Прятки, жмурки – это…

в)
Зима, осень – это…

г)
Пальто, куртка – это…

д)
Иванов, Петров, Сидоров – это…

 

    Игра «Как это можно использовать?»

Предложите
ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования
какого-либо предмета.

Например,
вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать
этот предмет.

Ребенок
называет такие варианты:

·       
Рисовать

·       
Писать

·       
Использовать, как палочку,

·       
Указка

·       
Градусник для куклы и т.д.

 
 
 

Игра
«Говори правильно»

Выучите
с ребенком стихотворение.

Скажу
я слово «ВЫСОКО»

А
ты ответишь – …(НИЗКО)

Скажу
я слово «ДАЛЕКО»

А
ты ответишь – …(БЛИЗКО)

Скажу
тебе я слово «ТРУС»

Ответишь  ты – …(ХРАБРЕЦ)

Теперь
«НАЧАЛО», я скажу,

Ну,
отвечай – … (КОНЕЦ)

 

Предложите
ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот,
например: БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:

·       
Веселый – грустный

·       
Быстрый – медленный

·       
Красивый – безобразный

·       Пустой
– полный

·       
Худой – толстый

·       
Умный – глупый

·       
Тяжелый – легкий

·       
Твердый – мягкий

·       
Шершавый – гладкий

 

Эта
игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

       Полезным упражнением для развития
детского мышления является отгадывание
загадок.
Причем хорошо знакомые детям загадки не несут никакой
умственной нагрузки. А вот такие, например, заставляют задуматься не только
ребенка, но и взрослого:

Два соболя
хвостами друг к другу лежат. (БРОВИ)
Хочу такой сайт

Не на полу, не
на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу (ОКНО)

Свернется – с
кошку, развернется – с дорожку. (ВЕРЕВКА)

 

Упражнение на развитие словесно-логического
мышления:

«Определи понятия»

Ребенку
предлагаются следующие наборы слов:

·       
Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;

·       
Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой

·       
Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус

Попросите
ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из
этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что
означает каждое слово».

Перед
тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он
понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?»
или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

Помогайте
ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но
всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

 
 

-Упражнения на
развитие мыслительной операции:

«Сравнение
предметов»

Для
сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

1.   
муха и бабочка

2.   
дом и избушка

3.   
стол и стулья

4.   
книга и тетрадь

5.   
вода и молоко

6.   
топор и молоток

7.   
город и деревня

Ребенок
должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы:
«Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из
пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли
муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Проанализируйте
ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать
сходства или различия?

Ребенок
6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и
черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например,
молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

 

Лингвистическая
игра на развитие скорости мышления:

«Закончи слово»

         Предложите ребенку поиграть в такую
игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его
заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», – так вы начинаете игру.

Предлагаются
слоги:

·       
по…

·       
до…

·       
на…

·       
че…

·       
за…

·       
пры…

·       
ми…

·       
ку…

·       
му…

·       
зо…

 

Если
ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать
(отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.

Фиксируйте
не только правильность ответов, но и время, которое является показателем
скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.


развитие
логического мышления и смысловой памяти.

Стол
-..

Окно
-..

Ведущий говорит: «я буду говорить слово , обозначающее
какой -нибудь предмет, а вы должны быстро придумать, что можно сделать с
помощью этого предмета. Например, ножницы -резать, калькулятор -считать, лопата
-копать».Слова: грабли (собирать опавшие листья), вилка (кушать), молоток
(забивать гвозди), чашка (пить), кастрюля (варить), иголка (шить), ноги
(ходить), руки (брать), глаза (смотреть), нос (дышать), уши (слышать, ручка
(писать), фломастер, краски (рисовать),лейка (поливать), отвёртка (закручивать
шурупы), дрель (сверлить в стене дыру), сумка (носить вещи), пила (пилить),
порошок (стирать), мыло (мыть), утюг (гладить), коса (косить траву), спички
(разводить огонь), сковорода (жарить), клей (клеить),  забор (огораживать территорию), книга
(читать),  градусник (измерять
температуру), часы (узнавать время), телефон (звонить).

-детям  предлагается закончить смысловой ряд,
догадавшись, каким будет последнее слово.

«Вопрос-ответ».

v Какое слово
лишнее: ручка, карандаш, мелок, ластик, фломастер.

Тест на проверку сообразительности: “Четвёртый лишний” – найдите лишние слова

Есть четыре слова, одно из которых не к месту. Попробуй найти его.

Вопрос 1 из 10

Найди лишнее слово:

Самолет

Птица

Бабочка

Машина

Вопрос 2 из 10

Найди лишнее слово:

Моргать

Таращиться

Смотреть

Наблюдать

Вопрос 3 из 10

Найди лишнее слово:

Дождь

Снег

Молния

Град

Вопрос 4 из 10

Найди лишнее слово:

Хлопок

Шерсть

Шелк

Нейлон

Вопрос 5 из 10

Найди лишнее слово:

Раскидывать

Швырять

Пинать

Бросать

Вопрос 6 из 10

Найди лишнее слово:

Клен

Бук

Ива

Ель

Вопрос 7 из 10

Найди лишнее слово:

Температура

Бруцеллез

Чума

Язва

Вопрос 8 из 10

Найди лишнее слово:

Превосходный

Поэтичный

Грандиозный

Величавый

Вопрос 9 из 10

Найди лишнее слово:

Агат

Рубин

Изумруд

Жемчуг

Вопрос 10 из 10

Найди лишнее слово:

Нарезать

Растирать

Дробить

Толочь

Содержание

  1. Исторические сведения
  2. Инструктаж перед тестированием
  3. Тестовый материал
  4. Кто здесь лишний?
  5. Какой предмет лишний?
  6. Покажи лишний предмет в каждом ряду
  7. «Четвертый лишний» в картинках
  8. Найди и объясни, что лишнее
  9. Определи лишнее транспортное средство
  10. Геометрические фигуры

Исторические сведения

Методика исключения 4 лишнего предмета применялась еще в 50-х годах. В лаборатории института психиатрии разрабатывались карточки, копировались и рассылались клиническим работникам. Советский психолог Сусанна Яковлевна Рубинштейн посвятила книгу экспериментальным методикам патопсихологии. Стимульный материал, напечатанный в ней, состоит из 17 карточек, однако в наше время их уже не используют.

Время неумолимо идет вперед, а на картинках были изображены старинные предметы, безвозвратно ушедшие в прошлое. Многие дети просто не могли узнать, что за предмет нарисован. Например, керосиновая лампа или телега, радио или старый приемник. Даже старшие дошкольники не узнавали старинные предметы, естественно, что они не могли пояснить их назначение.

Поэтому стимульный материал Рубинштейн в методике «4 лишний» устарел и его решено было заменить на новые таблицы, более современные. Применяют их и в работе с глухими и немыми детьми. Рассмотрим подробнее, в чем заключается тест, разработанный Белопольской Натальей Львовной.

Инструктаж перед тестированием

Ребенку дают ряд картинок и просят внимательно рассмотреть все предметы, которые нарисованы на них. Из четырех изображений нужно найти то, которое не вписывается (по мнению ребенка) в группу.

карточка для тестирования

Если ребенок затрудняется, то психолог или другой исследователь может задать наводящие вопросы. Это касается только первой карточки, над остальными ребенок работает самостоятельно.

Тестовый материал

Карточки в методике «4 лишний» расположены сериями, каждая из которых способна раскрыть понятийные особенности мышления ребенка. Разложены они по группам в порядке усложнения задания. Так, если в первой серии на картинке ребенок должен из трех геометрических фигур одного размера отделить четвертую, большего размера, то дальше приходится классифицировать предметы по их принадлежности к одной общности или имеющие одинаковые признаки.

стимульный материал

На рисунке выше на первой таблице расположены растения, а лишним нужно назвать кошку. На втором рисунке — нужно назвать яблоко, так как это единственный съедобный предмет на карточке.

Кто здесь лишний?

Попросите ребенка назвать, какой предмет лишний в каждой группе? Что объединяет остальные предметы? Как их можно назвать одним словом?

Игра
Игра
Игра
Игра
Игра
Игра
Игра
Игра

Какой предмет лишний?

Игра
Игра
Игра
Игра
Игра
Игра
Игра
Игра
Игра

Покажи лишний предмет в каждом ряду

Игра
Игра
Игра
Игра
Игра
Игра

«Четвертый лишний» в картинках

найди лишнее слово или предмет задания ЛогикЛайк для детей

Найди и объясни, что лишнее

четвертый лишний Вишня Абрикос Яблоко Слива

Определи лишнее транспортное средство

что лишнее Грузовик Велосипед Скутер Машина

Геометрические фигуры

Кроме заданий на классификацию по темам продолжаем тренировать мышление на задачах с геометрическими фигурами. Ребенку нужно сравнить фигуры, выделить общие закономерности их расположения и найти фигуру, которая отличается от остальных. Такие логические задания носят комбинированных характер, происходит сравнение признаков нескольких элементов.

Найди лишнее слово, лишний предмет: игры и задания на развитие мышления

Даже если ребенок считает только до 10, выполнение заданий на развитие логических способностей будет куда полезнее, чем заучивание чисел до 100.

Источники

  • https://FB.ru/article/451612/metodika-lishniy—kak-provodit-otsenka-rezultatov
  • https://ot2do7.ru/103-chto-lishnee.html
  • https://mishka-knizhka.ru/razvivajka-dlja-detej-1-3-let/logika-i-vnimanie/igra-chetvertyj-lishnij/
  • https://logiclike.com/math-logic/naydi-lishnee
  • https://alfikum.ru/najdi-lishnee/nl-6-7-let/
  • https://kupidonia.ru/viktoriny/test-na-soobrazitelnost-najdite-lishnie-v-rjadu-slovo
  • https://www.pinterest.ru/olyatupikova/%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0-4-%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%B9/
  • https://www.maam.ru/detskijsad/interaktivnaja-didakticheskaja-igra-chetvertyi-lishnii.html

Добавить комментарий