Среднегодовая численность населения – средняя арифметическая из численностей на начало и конец соответствующего периода. Естественное движение населения – обобщенное название совокупности рождений и смертей, изменяющих численность населения так называемым естественным путем.
Что такое постоянное население?
Постоянное население — часть населения, которая постоянно проживает в данном населённом пункте, независимо от фактического местонахождения на момент учета. Временно отсутствующие — лица, которые на момент учета временно отсутствовали в месте постоянного проживания (на срок не более 6 месяцев).
Что относится к постоянному населению?
К постоянному населению относятся лица, постоянно проживающие на данной территории, включая временно отсутствующих на указанную дату.
Что понимается под термином состав населения?
Демографический состав населения – это распределение людей по полу, возрасту, семейному состоянию, брачному и репродуктивному поведению и другим признакам, влияющим на его воспроизводство. Численный состав этих групп и их соотношение могут сильно меняться и во времени и по разным странам и регионам.
Что является предметом изучения демографии?
Демография — это наука, в которой объектом научного познания являются люди, население, а предметом — законы воспроизводства населения. Воспроизводство населения в узкой трактовке включает только процессы естественного движения населения, т.
Каковы принципы переписи населения?
Основные принципы проведения переписи населения Всеобщность; Одномоментность; … Строгая централизация управления переписи; Регулярность проведения переписи.
Что спрашивают при переписи населения?
Основные темы программы переписи приведены в статье 6 Федерального закона «О Всероссийской переписи населения»: возраст, брачное состояние, образование, количество детей, национальная принадлежность, владение языками, место жительства, жилищные условия, благоустройство помещений, занятость, миграция.
Почему важно соблюдать принципы проведения переписи населения?
Перепись позволяет узнать точную цифру численности населения, находящегося в стране, сведения о составе населения и об условиях его жизни. … Эта информация служит основой для перспективных расчетов численности населения и основных характеристик социально-экономической ситуации в стране в ближайшие годы.
Кто участвует в переписи населения?
В 2020 году Федеральная служба государственной статистики (Росстат) проведет очередную перепись населения в России. Согласно Федеральному закону № 8-ФЗ от Всероссийская перепись населения проводится не реже чем один раз в десять лет.
Сколько длится перепись населения?
Обучение переписчиков будет длиться 3 дня по 5 часов в день, пройдет с 31 марта по 2 апреля 2021 года.
Как будет проходить перепись населения в 2020 году?
В частности, Всероссийская перепись населения 2020 г. будет проводиться с 1 по 30 апреля 2021 г. Сбор сведений о населении и его учет будет осуществляться на момент 0 часов 1 апреля 2021 г. На отдаленных и труднодоступных территориях, транспортное сообщение с которыми с 1 по 30 апреля 2021 г.
Сколько переписей было в России?
Признано, что для XIX столетия перепись 1897 г. представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России. В советский период было проведено 7 полномасштабных Всесоюзных переписей населения – в 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979 и 1989 годах.
Когда проходила последняя перепись населения в России?
12 января 1989 года
В каком году была перепись населения в России?
Перепись 1897 года
Когда планируется перепись населения в России?
Это уже второй перенос Всероссийской переписи населения: изначально она должна была пройти в октябре 2020 года, но решением правительства из-за пандемии COVID-19 срок переписи был сдвинут на апрель 2021 года. Теперь проведение переписи отложено до сентября текущего года.
Сколько домохозяйств в России?
Последняя перепись населения зафиксировала в России 54,6 млн частных домохозяйств.
Сколько миллионов человек проживало в России на момент переписи в 1897 году?
Первая полноценная перепись населения в Российской империи прошла в 1897 году. По данным Росстата, население на территории, соответствующей современным границам РФ, на тот момент составляло 67,5 млн человек, к 1914 году оно достигло 89,9 млн человек.
Какой процент городского населения в России показала перепись 1897 года?
Перепись была проведена по принципу однодневной: для городских жителей применялся метод самосчисления. По данным переписи населения, численность России в 1897 году составляла 67,5 миллиона человек, из них 15% проживали в городах.
Кто провел первую перепись населения в России?
Пётр Семенов-Тянь-Шанский
Как называлась перепись населения в 18 веке?
Ревизии, или народные переписи Ревизия (от позднелат. revisio — пересмотр), в России 18—19 вв. перепись податного населения.
Как называлась перепись населения монголами?
В соответствии с основными принципами монгольской политики монгольская перепись (“число” – по-русски) имела две основных цели: установить количество возможных рекрутов и определить общее число налогоплательщиков.
Как назывались ханские чиновники проводившие перепись населения?
ханские чиновники – численники – провели на Руси перепись населения. Численник – монгольский чиновник, проводивший перепись населения. .
Зачем монголы провели перепись населения?
Первая перепись на территории Руси была проведена в Киеве, где монголы в 1245 году провели первую перепись в целях наложения дани. В 1255 — 57 г присланные центральным монгольским правительством численники проводят первую перепись населения Владимирской Руси в целях установления нормы налогообложения.
Что такое Численники определение?
Ответ: Численники – ордынские чиновники, которые проводили перепись населения на завоеванных древнерусских землях.
Категория: География.
Цели:
- Образовательные: сформировать
представление о зависимости численности
населения города от его ранга в системе
расселения, о зависимости сформированности
системы расселения в стране от уровня развития
этой страны. - Воспитательные и развивающие: научиться
оценивать сформированность систем расселения по
правилу «ранг-размер», закрепить навыки
построения и анализа графиков; сбора, анализа и
представления информации; участия в дискуссии.
Оборудование: интерактивная
доска, диск (В.Н.Холина «Общественная география
современного мира»), учебник (В.Н.Холина
География 11 класс), атлас, цветные карандаши,
статистика по городскому населению,
интерактивные карты «Политическая карта мира»,
«Карта плотности населения», презентация к
уроку.
ХОД УРОКА
– Здравствуйте, ребята! Прочитайте
высказывания о городах, которые размещены на
слайде. Какую общую мысль содержат все эти
высказывания?
Слайд 1
1.Дальнейшая урбанизация – это
тупиковый путь развития человечества, поскольку
препятствует пропорциональному развитию
хозяйственной деятельности людей на Земле и
не отвечает гармоничному развитию самого
человека. (К. Кушнер)
2. Каждый мегаполис – раковая опухоль на теле
Земли. (К. Кушнер)
3. Города лучше строить в деревне, где воздух
гораздо лучше. (А. Мурье)
4.Лондон – чудесное место для жизни, если вы
можете уехать из него. (А. Бальфур)
– Все эти цитаты содержат негативные
высказывания о роли городов в развитии
цивилизации.
Выход на тему урока
Слайд 2
– Устойчивое развитие мировой
экономики – это развитие, которое не ставит
под угрозу жизнь и безопасность будущих
поколений.
Слайд 3
– Как человечество должно управлять
развитием процесса урбанизации, чтобы
достигнуть устойчивого развития?
Дети отвечают на вопрос, учитель
записывает предложения на доске: контролировать
численность населения в городах, следить за
экологической обстановкой, производить
планировку городов эколого-приемлемым способом,
формировать оптимальную систему расселения, определять
количество городов, необходимое для
устойчивого развития территории.
– Давайте сегодня попробуем применить
количественные методы решения нашего вопроса.
Сформулируйте этот проблемный вопрос. Не
забывайте вести записи в тетради.
Слайд 4
Тема урока: Как определить
численность населения в городах и количество
городов, необходимые для устойчивого развития
территории?
Главные слова урока: система
расселения, устойчивое развитие, правило Ципфа
«ранг-размер», кривая Ципфа
– Сформулируйте цель урока.
Слайд 5
– Найти способы определения
оптимальной численности населения в городах и
оптимального количества городов, необходимых
для устойчивого развития территории.
Предложите способы достижения поставленной
цели.
Дети предлагают, учитель записывает
на доске предложения.
– Давайте познакомимся с мнением
ученых. В 1913 г. немецкий ученый-физик Феликс
Ауэрбах, анализируя фактические данные по
соотношению числа городов разных размеров,
выявил следующую закономерность:
Слайд 6 – фотография Ф.
Ауэрбаха.
Закономерность: людность
города и его порядковый номер (ранг) зависят друг
от друга – численность населения искомого
города равна численности жителей крупнейшего
города страны, деленной на порядковый номер
искомого города.
Это интересно:
В 1914 г. известный немецкий ученый-физик
Феликс Ауэрбах в работе “Графические
представления” впервые отметил, что
«графические методы в науке – это своеобразный
язык, при помощи которого добытые научные
результаты легко сделать всеобщим достоянием».
Работы Ауэрбаха не получили широкой
известности. Позднее, филолог Джордж Ципф
проверил и подтвердил выявленную закономерность
на примере других видов человеческой
деятельности. Тогда закономерность и стали
называть по имени ученого правилом Ципфа
«ранг-размер».
– Ребята, откройте учебник на стр. 37 (рис.
24). По рекомендации Ауэрбаха, будем пользоваться
графическими методами. Проанализируем кривые,
изображенные на графике. Учитель с помощью
вопросов выясняет, понимают ли ученики, как
строится идеальная и реальная кривая.
Слайд 7
Правило Ципфа «ранг-размер»: если
территория представляет собой целостный
экономический район, население n-го по размеру
города составляет 1/ n числа жителей самого
крупного города территории.
Nr = N1/r, где
r – ранг данного города
Nr – численность населения города ранга r
N1 – численность населения самого крупного
города.
– Эта формула используется для
построения идеальной кривой. На слайде изображен
рис. 24 из учебника.
Слайд 8
Это интересно
Закономерность, выявленная ученым,
справедлива и для других сторон человеческой
деятельности.
Закон Ципфа: если все слова языкатекстаn-го слова в таком
списке окажется приблизительно обратно
пропорциональнойn
(так называемому рангу этого слова).
Например, второе по используемости слово
встречается примерно в два раза реже, чем первое,
третье — в три раза реже, чем первое,
и т. д.
Джордж Ципф также установил,
что наиболее часто употребляемые слова языка,
существующего длительное время, короче
остальных. Частое употребление их «истерло»…
Такая же закономерность действует для доли рынка
программного обеспечения, безалкогольных
напитков, автомобилей, конфет, для частоты
обращений к интернет-сайтам и т.д. Стало ясно, что
практически в каждой сфере деятельности быть
номером один намного лучше, чем номером три или
номером десять. Причем от порядкового номера
зависит и размер вознаграждения.
– Найдите на рис. 24 опечатку. На какой
график должна указывать стрелка № 3? (На
голубой)
– Как мы заметили при анализе кривых, существуют
исключения в правиле «ранг-размер». Важно, что в
социально-экономической географии используют
именно термин «правило», а не закон, т.к. правило
имеет исключения.
– С чем связаны исключения в правиле
«ранг-размер»?
Ученики отвечают на вопрос. Учитель
записывает варианты на доске.
Слайд 9
- история развития экономики государства;
- формирование государственности (колониальный
статус, объединение или распад государств); - природными условиями (рельеф, климат);
- роль города в региональной и глобальной системе
расселения и т.д.
Задание: используя карту
плотности населения мира, а также политическую
карту мира в атласе, найдите крупнейшие
города отсталых стран. Какова закономерность их
размещения? (Это города порты, созданные
европейцами, для того, чтобы вывозить ресурсы).
– Позднее, в этих городах стала
концентрироваться промышленность, банки,
образование и культура. Эти крупные города стали
притягивать бедное сельское население окраин,
ищущих более высоких заработков и лучшей жизни.
Приведите примеры развитых стран, где правило
Ципфа не работает (например, Франция). Париж
выполняет функции на региональном и мировом
уровне, он слишком большой для Франции. Если
начинать строить график со второго города, то
кривая будет практически соответствовать
идеальной.
– Ребята, откройте стр. 38 в учебнике.
Сравним кривые на рисунках 25 и 26.
Слайд 10
На слайде изображены рис. 25 и 26.
– По мере развития экономики, развития
региональных центров-полюсов роста, система
расселения начинает приближаться к идеальной
кривой, идеальному распределению по правилу
Ципфа.
Слайд 11
– Каково практическое применение
кривой Ципфа?
- Позволяет делать выводы о распределении
городов и сформированности системы городского
расселения. - Если кривая будет располагаться ниже идеальной
кривой, то это значит, что в стране имеется всего
один крупный город, в котором сконцентрировано
хозяйство и основная часть городского населения
страны. Такая ситуация характерна для отсталых
стран (рис. 25 стр. 38) - Если кривая проходит выше идеальной кривой, для
страны характерна высокая плотность населения,
лона насыщена городами. Такая ситуация
характерна для развитых стран (рис. 26, стр. 38).
– Итак, какой вид кривой Ципфа оптимален
для достижения устойчивого развития
территории?Идеальный, т.е. города должны быть
равномерно распределены по территории и
людность их должна быть примерно равномерна.
– Проверим правило Ципфа. Итак, давайте
построим кривые Ципфа для отдельно взятой
страны. Какие данные будем откладывать на осях,
какие данные нам для этого потребуются.
Слайд 12
Учитель строит график на доске,
ученики – в тетрадях.
Слайд 13
Физкультминутка
- Вращение глазами по кругу
- Вращение глазами по восьмерке
- Вращение глазами влево-вправо
- Посмотреть на кончик носа – затем посмотреть
вдаль - Переводить взгляд с одного цвета на другой
- Закрыть глаза, расслабиться
Слайд 14
Практическая работа
1. Найдите приведенные в таблице города
на карте, дайте оценку их географического
положения (в центре страны, на периферии, на
равнине, в горах и т.д.), функций в системе
расселения.
2. Используя данные таблицы, постройте реальную и
идеальную кривые Ципфа для стран (по вариантам).
3. Сравните получившуюся реальную кривую с
идеальной.
4. Сделайте вывод о сформированности системы
расселения, применимости правила Ципфа для этой
страны.
5.Объясните зависимость сформированности
системы расселения страны от уровня ее
экономического развития.
6.Приведите примеры стран, у которых кривая Ципфа
будет похожа на кривую выбранной страны.
- 1 вариант: Австрия (1 клетка – 250 тыс. чел.)
- 2 вариант: Германия (1 клетка – 500 тыс. чел.)
Австрия |
Германия |
||||
№ |
Город |
Численность населения, чел. |
№ |
Город |
Численность населения, чел. |
1 |
Вена |
1569316 |
1 |
Берлин |
3388500 |
2 |
Грац |
222326 |
2 |
Гамбург |
1734100 |
3 |
Линц |
181162 |
3 |
Мюнхен |
1247900 |
4 |
Зальцбург |
145309 |
4 |
Штутгардт |
589200 |
5 |
Инсбрук |
112467 |
5 |
Дюссельдорф |
572500 |
6 |
Клагенфурт |
90610 |
6 |
Бремен |
544900 |
7 |
Филах |
58882 |
7 |
Ганновер |
516200 |
8 |
Вельс |
57946 |
8 |
Дрезден |
483600 |
9 |
Санкт-Пельтен |
49001 |
9 |
Висбаден |
272000 |
10 |
Дорнбирн |
43013 |
10 |
Киль |
233000 |
11 |
Штайр |
39566 |
11 |
Магдебург |
227500 |
12 |
Винер-Нойштадт |
38481 |
12 |
Эрфурт |
201600 |
13 |
Фейльдкирх |
29446 |
13 |
Майнц |
185500 |
14 |
Брегенц |
26928 |
14 |
Саарбрюккен |
181900 |
15 |
Вольфсберг |
25610 |
15 |
Потсдам |
145100 |
16 |
Баден |
24893 |
16 |
Шверин |
97700 |
17 |
Леобен |
24809 |
17 |
||
18 |
Кремс |
24092 |
18 |
||
19 |
Амштеттен |
22832 |
19 |
||
20 |
Капфенберг |
21819 |
20 |
Далее устная проверка результатов.
Можно отсканировать чью-либо работу и показать
на большом экране, чтобы другие ученики могли
сравнить со своими результатами.
Слайд 15
Страна |
Соответствие реальной и |
Вывод об уровне |
Вывод о применимости правила |
Австрия |
Реальная кривая ниже идеальной, |
Следуя правилу Ципфа получается, что |
Правило не применимо. Столица – на |
Германия |
Реальная кривая практически |
Экономически развитая страна. |
Правило применимо. |
Первый вариант сталкивается с
противоречием: реальная кривая Ципфа
проходит ниже идеальной, хотя это развитая
страна. Чем можно объяснить полученный
результат?
Откроем карту Австрии (электронную). Мы видим, что
рельеф препятствует развитию сети крупных
городов.
Слайд 16
Видеозадача. Используется отрывок
из фильма «Номе» (Приложение
1)
- Определите, о какой стране мира говорится в
видеоклипе - Объясните сложившуюся систему расселения в
этой стране
В видеоклипе рассказывается об
искусственных островах в эмирате Дубай.
Безжизненные пески занимают 85% территории
государства ОАЭ. зато узкую полоску земли вдоль
океанического побережья Персидского залива,
жители страны превратили в самый настоящий
рай.
Ученикам предлагается вставить
пропущенные слова в предложения.
Слайд 17
– Проверим свои знания.
Численность населения города зависит от
_____________
(его ранга в системе расселения)
Система расселения зависит от______________________
(уровня экономического развития страны)
Одна из закономерностей системы расселения –
это количественное соотношение_______________________
(крупных, средних и малых) городов.
Кривая Ципфа позволяет определить________________
Слайд 18
Рефлексия
- Достигли ли вы цели, поставленной в начале
урока? - Пригодятся ли вам полученные на уроке
знания, для карьеры? - Людям каких профессий необходимы знания,
полученные вами на уроке? - Чем бы вы хотели поделиться дома?
- Какие идеи возникли у вас на уроке?
Слайд 19
Домашнее задание:
- Постройте кривые Ципфа для России в 1897г, в 1980.г, в
2009 г. Для работы подберите необходимые
статистические материалы в разных источниках
информации. Проанализируйте и объясните
получившиеся графики. Сделайте вывод о
динамике системы городского расселения в России.
ИЛИ - Проведите исследование и установите: работает
ли правило Ципфа для системы городского
расселения Алтайского края? ИЛИ - Попробуйте проверить работу правила Ципфа на
примере какой-либо сферы человеческой
деятельности.
Слайд 20
Дополнительные источники информации по
теме урока:
- Лаппо Г.М. География городов. – М.: Владос,
1997. - Максаковский В.П. Географическая картина
мира. – Дрофа, 2005. - Холина В.Н., Бунакова Т.М. География:пособие
для поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2004. - www.moscowmap.ru
- www.citipopulation.de – география
городов мира
11.02.2011
Добавил:
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз:
Предмет:
Файл:
Скачиваний:
126
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
52.52 Кб
Скачать
3.
СТАТИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ
Население
представляет собой совокупность людей,
проживающих на определенной территории.
Анализ
демографической ситуации предполагает
рассмотрение следующей системы
показателей:
– показателей
(категории) переписей населения;
– показателей
численности населения (в том числе
перспективной численности населения);
– показателей,
характеризующих состав населения по
полу, возрасту, семейному положению,
национальности;
– общих
показателей естественного и механического
движения населения;
– специальных
(частных) показателей естественного
движения населения;
– абсолютных
и относительных показателей механического
движения населения (табл. 3.1).
Таблица
3.1
Основные
понятия и показатели
статистики
населения, формулы их расчета
Основные |
|
Перепись |
Демографический |
Микроперепись |
Проводится |
Возрастно-половые |
Графическое |
Естественное движение |
Изменение |
Естественный прирост населения |
Положительная где N – |
Механический прирост населения |
Положительная где П – |
Миграция |
Передвижение |
Внутренняя |
Перемещение |
Внешняя |
Перемещение |
Валовая |
Показывает Этот |
Сальдо |
Разница |
Иммиграция |
Въезд |
Эмиграция |
Выезд |
Продолжение
табл. 3.1
Показатели |
|
Наличное |
Категория НН где ПН – |
Постоянное население |
Категория |
Временно отсутствующие |
Это |
Временно проживающие |
Это |
Показатели |
|
Численность |
, где Sн.г – |
Среднегодовая численность населения |
На где n – На начало и где Sн.г – В где – |
Продолжение
табл. 3.1
Показатели |
|
Перспективная период |
, где S0 – |
Плотность |
, где – |
Общие |
|
Коэффициент |
. Положительный |
Коэффициент смертности |
где М – Сведения |
Коэффициент рождаемости |
где – Коэффициент |
Коэффициент жизненности Покровского |
Если |
Коэффициент естественного оборота |
. Показывает |
Продолжение
табл. 3.1
Общие |
|
Коэффициент эффективности воспроизводства населения |
. Показывает |
Коэффициент брачности |
где Б – |
Коэффициент разводимости |
где Р – |
Коэффициент соотношения браков |
|
Специальные |
|
Коэффициент фертильности (плодовитости) женщин |
где – |
Брутто-коэффициент |
, где Кпл – |
Нетто-коэффициент |
, где dдев/р – |
Коэффициент младенческой смертности |
где М1год – Выделяют |
Окончание
табл. 3.1
Специальные |
||||||
Коэффициент демографической нагрузки |
где Sдо 15 лет – |
|||||
Коэффициент старения |
где Sсвыше 65 лет – Государство |
|||||
Общие |
||||||
Коэффициент прибытия |
||||||
Коэффициент выбытия |
||||||
Коэффициент механического прироста (интенсивности миграции) |
. Отрицательное |
|||||
Коэффициент интенсивности миграционного оборота |
. Характеризует |
|||||
Коэффициент эффективности миграции |
||||||
Коэффициент |
||||||
Баланс населения |
Составляется |
|||||
Схема |
||||||
Наличиена начало |
Прибыло |
Выбыло |
Наличие |
|||
Всего |
В |
Всего |
В по |
|||
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Шпаргалка по географии
при подготовке к ОГЭ 9 класс
Воспроизводство (естественное движение) населения – совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которая обеспечивает беспрерывное возобновление и смену людских поколений. Или: воспроизводство населения – это процесс смены поколения в результате естественного (прироста) движения.
Основные демографические показатели
Абсолютные показатели:
естественный прирост – разница между количеством рождений и смертей;
механический прирост – разница между количеством иммигрантов и эмигрантов.
Относительные:
коэффициент рождаемости – отношение общего числа рождений в стране за год к общей численности населения страны, измеряемой в тысячах (т.е. количество рождений на каждую тысячу жителей;
коэффициент смертности – отношение общего числа умерших в стране за год к численности населения страны, измеряемой в тысячах (т.е. количество умерших на каждую тысячу жителей);
коэффициент естественного прироста – разница между коэффициентом рождаемости и коэффициентом смертности.
Эти коэффициенты измеряются в промиллях (‰), но могут быть измерены в процентах (%), т.е. расчеты в этом случае ведутся на 100 жителей.
“Формула” воспроизводства – вид записи относительных демографических показателей: коэффициент рождаемости – коэффициент смертности = коэффициент естественного прироста.
Как найти среднюю солёность поверхностных вод в океане?
Средняя солёность поверхностных вод Средиземного моря составляет 38 промиллей. Определите, сколько граммов солей растворено в 2 литрах его воды. Ответ запишите в виде числа.
Объяснение: в литре содержится 38 грамм
38*2=76 грамм
Как определить, какая температура воздух наблюдается на вершине горы?
Определите, какая температура воздух наблюдается на вершине горы высотой 500 метров, если у подножья горы её значение составляет +10 градусов, известно, что температура воздуха изменяется на 0,6 градусов на каждые 100 метров.
Решение:
500:100=5
5*0,6=3
10-3=7градусов
Как определить долю городского населения в процентах?
Определите долю городского населения (в процентах) в общей численности населения Нижегородской области, если известно, что численность её населения на 1 января 2012г. составляла 3297 тыс.человек, в том числе горожан-2606 тыс. чел. Полученный результат округлите до целого. Ответ запишите в виде числа.
Решение:
Всего населения- 3297 тыс
Горожан –2606 тыс
3297 ты с-100% 3297 * X-100%
2606 тыс –X X=2606*100
3297
X=79%
Антициклон (В)– высокое давление
Циклон (Н)– низкое давление
Пустыня-холодное течение
Землетрясение – молодая складчатость
Дожди -экваториальный пояс или субэкваториальный
22 июня – северный город
22 декабря – южный город
Позже над горизонтом – западный город
Раньше над горизонтом – восточный город
По площади 1. Россия 2. Канада 3. Китай 4. США 5.Бразилия 6. Австралия 7. Индия 8.Аргентина 9.Казахстан 10.Судан
По населению 1.Китай 2.Индия 3.США 4.Индонезия 5.Бразилия 6. Пакистан 7. Нигерия 8. Бангладеш. 9.Россия. 10. Япония
Азотные удобрения (природный газ – Щекино, Новомосковск, Дзержинск, Невинномысск, Великий Новгород, Россошь.
Коксовый газ – Липецк, Череповец, Кемерово.
Фосфорные – Воскресенск (месторож. Егорьевское – Моск.обл. ), Уварово, Балаково, Пермь.
\Каучук – Ярославль, Воронеж, Ефремов, Омск, Нижнекамск, Тольятти.\ Химические волокна – Барнаул, Клин, Серпухов, Тверь, Рязань, Красноярск, Самара, Курск.
Тракторостроение – Петрозаводск С-Петербург Владимир Чебоксары Липецк, Волгоград, Челябинск, Рубцовск (Алт.).
Автомобили – Москва «АЗЛК» «Москвич», Нижний Новгород «ГАЗ», Набережные Челны «КамАЗ», Ульяновск «УАЗ», Тольятти «ВАЗ», Сызрань «Рослада», Ижевск «Ижмаш», Серпухов «СеАЗ», Миасс «УралАЗ». Москва – «ЗиЛ»,
Троллейбус – Энгельс,
Автобус – Москва, Ликино «ЛиАЗ», Нижний Новгород «ГАЗ», Павлово «ПАЗ», Краснодар, Ульяновск, Курган.
По судостроению Р.Корея Япония Китай Германия Польша Италия Испания Тайвань Дания Нидерланды Финляндия
Морской торговый флот: Панама Либерия Мальта Багамские о-ва Греция Кипр Сингапур Норвегия Китай Япония
П-во алюминия С р-он: Кандалакша, Надвоицы. С-З р: Волхов.П-жье: Волгоград У: Краснотурьинск, Каменск-Уральский ЗапС: Новокузнецк В-С: Красноярск, Саяногорск, Братск, Шелихов
П-во меди С р-он: Мончегорск У: Красноуральск, Кировград, Ревда, Верхняя Пышма, Карабаш, Кыштым В-С: Норильск.
М-рож ж/руд С р Оленегорск, Ковдор (Череповец)Ц-Ч Михайловское, Лебединское (Старый Оскол, Липецк) У Серовское, Качканарское,Кушлинское, Нижнетагильское. З С Таштагол, Темиртау, В-С Ирбинское, Краснокаменское, Коршуновское, Рудногорское (Новокузнецк)
Выплавка стали (полный цикл)Череповец Липецк (Старый Оскол электрометаллургический) Тула Магнитогорск Челябинск Ниж.Тагил Новотроицк Серов Новокузнецк.
Энергетическое машиностроение – С-Петербург Подольск Белгород Ростов Волгодонск Барнаул Бийск Хабаровск. Комбайны Омск Новосибирск Ростов Красноярск.
ГЭС Саяно-Шушенская Красноярская Братская Усть-Илимская Богучанская Волгоградская Волжская Бурейская Чебоксарская Саратовская Зейская Нижнекамская
АЭС Курская Балаковская (Саратов) Ленинградская Калининская (Тверь) Смоленская НВоронежская Кольская Ростовская Белоярская (Сверд.обл.) Дмитровградская (Ульян.обл) Билибинская – АТЭЦ (Чукотка)
Северный Ледовитый океан Г.Я. Седов, Ф. Нансен, И.Д. Папанин,
Африка: Д. Ливингстон, Васко да Гама, Е. П Ковалевский, А. В. Елисеев, Н.И. Вавилов (собирал культурные растения) В.В. Юнкер.
Океания: Н.Н. Миклухо-Маклай, Тур Хеердал.
Ю. Америка: Колумб, Америго Веспуччи, Александр Гумбольдт, Н.И Вавилов. Антарктида: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Рауль Амундсен (Норвегия), Роберт Скотт (Англия), Д. Кук.
Сев. Америка: Джон Кабот, Г. Гудзон, А. Макензи, Р. Амундсен. Западное побережье – В. Беринг, А. Чириков, Г.И. Шелихов (первое поселение).
Азия: П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, В.А. Обручев. Афанасий Никитин, Марко Поло.
Первое кругосветное плавание русских: Крузенштерн, Лисянский.
Северная экспедиция от Карского моря до Колымы: Х.П. и Д. Я. Лаптевы, В. и М. Прончищевы, С. Малыгин, Д. Овцын, С. И. Челюскин.
Чичагов В. Я. поиск Северного морского пути. Крашенинников С. П. изучение Камчатки. Миддендорф А. Ф. изучение многолетней мерзлоты. Невельский Г. И. – прошел Татарский пролив доказав, что Сахалин остров. Врангель Ф. П. – исследование северо-востока России. Докучаев В.В. – почвовед. Воейков А. И. – климатолог. Вилькицкий Б. А. – на судах «Таймыр» и «Вайгач» – северный морской путь Шмидт О.Ю – на ледоколе «Сибиряков» северный морской путь Папанин И.Д. – на льдине, станция «Северный полюс» Берг Л.С. – ученый-энциклопедист, районирование, глава Географического общества. Лепехин И. И. – ботаник, ботанический сад, изучал север и юго-восток Европы Кропоткин П. А. – Забайкалье, Прибайкалье, Приамурье учение о оледенении. Черский И. Д. – Саяны, Забайкалье, Прибайкалье, Колыму. Обручев В. А. – «Геология Сибири».
Животные растения Африка: шимпанзе, муха цеце, гепард, леопард, слон, гиена, горилла, какао. \Саванна: жираф, бегемот, зебра, носорог, окати, лев, баобаб, Пустыня: алоэ, молочай, Эбеновое дерево (черная, темно-зелена древесина)
\Австралия: коала, кенгуру, утконос, страус эму, вомбат, крокодил, киви. Эвкалипт, бутылочное дерево, казуарины (деревья без листьев)
\Ю. Америка: муравьед, броненосец, тапир, пума, колибри, анаконда, пиранья, орангутанг, попугай ара, ленивец, тукан, кондор, страус нанду, лама, очковый медведь, пампасская кошка, пампасский олень, свиньи-пекари, капибара (водосвинка), ягуар, шиншилла, \Какао, орхидеи, каучуконос гевеи, сейба (дерево) Сельва (экваториальный лес), пампа (степь), Патагония (засушливая зона в умеренном поясе)
\С. Америка: Овцебык, койот (волк), скунс, опоссум, грызли (медведь), черный медведь, бизон, луговая собака. \Секвойя (крупнейшее дерево) Прерии (степь)
\Азия: Тигр, павлин, ирбис, дикобраз, леопард, фазан, носорог, панда (Китай) \\ пустыня полупустыня – Тушканчик, джейран, ушастый еж (пустыня), саксаул Степь: Дрофа, суслик, хомяк, Тайга: росомаха, бурундук, рысь, кабарга, глухарь, соболь Арктическая пустыня: песец, морж, тюлень, белый медведь, гагара, лемминг.
Антарктида: Пингвин, морской слон, морской лев, тюлень, альбатрос.
Определите тип климата по климатограмме.
Внимательно посмотрите на годовой ход температуры воздуха, количество осадков и их распределение по месяцам. Определите годовую амплитуду температур.
Для экваториального климата характерны постоянно высокая температура воздуха (+24°С), её ровный ход в течение года и равномерное распределение огромного количества осадков (более 2000 мм).
Для субэкваториального климата типичны жаркие температуры в течение всего года (+24°С), сухая зима и очень влажное лето (около 1000 мм).
Для тропического сухого климата характерны очень жаркое лето (выше +32°С) и чрезвычайно малое годовое количество осадков в течение всего года (менее 200 мм).
Для субтропического средиземноморского типа климата характерны тёплая зима (0°С — +10°С), жаркое лето (выше +24°С) и выпадение осадков в зимний период.
Область умеренного морского климата характеризуется довольно тёплой зимой (от -8°С до 0°С), прохладным летом (+16°С) и большим количеством осадков (более 800 мм), равномерно выпадающих в течение всего года.
Для умеренно континентального климата характерно колебание температуры воздуха примерно от -8°С в январе до +18°С в июле, осадков здесь больше — 600-800 мм, которые выпадают большей частью летом.
Для области континентального климата характерны более низкие температуры в зимний период (до -20°С) и меньшее количество осадков (около 600 мм).
В области умеренного резко континентального климата зима будет ещё холоднее — до -40°С, а осадков ещё меньше — 400-500 мм.
Для области умеренного муссонного климата характерны холодные зимы (от -12°С до -24°С), прохладное лето (+16°С), большое количество осадков (800 мм), которые выпадают преимущественно летом.
Для субарктического климата также характерны низкие температуры в зимний период, однако средняя температура июля достигает +8 — +12°С, годовое количество осадков составляет около 400 мм, которые выпадают преимущественно в летние месяцы.
Для арктического климата характерны очень низкие температуры зимой и максимальные температуры летом едва достигают 0°С, малое количество осадков в течение всего года.
Для антарктического типа климата характерны постоянно отрицательная температура воздуха в течение года, чрезвычайно низкие июльские температуры (до -60°С) и очень малое количество осадков (до 50 мм).
Как анализировать климатограмму
Если точка в Северном полушарии, то кривая температур выгнута вверх, а если в Южном то вниз. На экваторе она идет прямо.
Если осадков много, то точка расположена вблизи моря или на экваторе, если мало – то в глубине материка. Кроме того мало осадков выпадает в районе тропиков и холодных течений