Как найти числитель дроби сравнение

Данная статья рассматривает сравнение дробей. Здесь мы выясним, какая из дробей больше или меньше, применим правило, разберем примеры решения. Сравним дроби как с одинаковыми, так и разными знаменателями. Произведем сравнение обыкновенной дроби с натуральным числом.

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями

Когда производится сравнение дробей с одинаковыми знаменателями, мы работаем только с числителем, а значит, сравниваем доли числа. Если имеется дробь 37, то она имеет 3 доли 17, тогда дробь 87 имеет 8 таких долей.  Иначе говоря, если знаменатель одинаковый, производится сравнение числителей этих дробей, то есть 37 и 87 сравниваются числа 3 и 8.

Отсюда следует правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями: из имеющихся дробей с одинаковыми показателями считается большей та дробь, у которой числитель больше и наоборот.

Это говорит о том, что следует обратить внимание на числители. Для этого рассмотрим пример.

Пример 1

Произвести сравнение заданных дробей 65126 и 87126.

Решение

Так как знаменатели дробей одинаковые, переходим к числителям. Из чисел 87 и 65 очевидно, что 65 меньше. Исходя из правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями имеем, что  87126 больше 65126.

Ответ: 87126>65126.

Сравнение дробей с разными знаменателями

Сравнение таких дробей можно соотнести со сравнением дробей с одинаковыми показателями, но имеется различие. Теперь необходимо дроби приводить к общему знаменателю.

Если имеются дроби с разными знаменателями, для их сравнения необходимо:

  • найти общий знаменатель;
  • сравнить дроби.

Рассмотрим данные действия на примере.

Пример 2

Произвести сравнение дробей 512 и 916.

Решение

В первую очередь необходимо привести дроби к общему знаменателю. Это делается таким образом: находится НОК, то есть наименьший общий делитель, 12 и 16. Это число 48. Необходимо надписать дополнительные множители к первой дроби 512 , это число находится из частного 48:12=4, для второй дроби  916 – 48:16=3. Запишем получившееся таким образом: 512=5·412·4=2048 и 916=9·316·3=2748.

После сравнения дробей получаем, что 2048<2748. Значит, 512 меньше 916.

Ответ: 512<916.

Имеется еще один способ сравнения дробей с разными знаменателями. Он выполняется без приведения к общему знаменателю. Рассмотрим на примере. Чтобы сравнить дроби ab и cd, приводим к общему знаменателю, тогда b·d, то есть произведение этих знаменателей. Тогда дополнительные множители для дробей будут являться знаменатели соседней дроби. Это запишется так a·db·d и c·bd·b. Используя правило с одинаковыми знаменателями, имеем, что сравнение дробей свелось к сравнениям произведений a·d и c·b.  Отсюда получаем правило сравнения дробей с разными знаменателями: если a·d>b·c, тогда ab>cd, но если a·d<b·c, тогдаab<cd. Рассмотрим сравнение с разными знаменателями.

Пример 3

Произвести сравнение дробей 518 и 2386.

Решение

Данный пример имеет a=5, b=18, c=23 и d=86. Тогда необходимо вычислить a·d и b·c. Отсюда следует, что a·d=5·86=430 и b·c=18·23=414. Но 430>414, тогда заданная дробь 518 больше, чем 2386.

Ответ: 518>2386.

Сравнение дробей с одинаковыми числителями

Если дроби имеют одинаковые числители и разные знаменатели, тогда можно выполнять сравнение по предыдущему пункту. Результат сравнения возможет при сравнении их знаменателей.

Имеется правило сравнения дробей с одинаковыми числителями: из двух дробей с одинаковыми числителями больше та дробь, которая имеет меньший знаменатель и наоборот.

Рассмотрим на примере.

Пример 4

Произвести сравнение дробей 5419 и 5431.

Решение

Имеем, что числители одинаковые, значит, что дробь, имеющая знаменатель 19 больше дроби, которая имеет знаменатель 31. Это понятно, исходя из правила.

Ответ: 5419>5431.

Иначе можно рассмотреть на примере. Имеется две тарелки, на которых 12 пирога,  анна другой 116. Если съесть 12 пирога, то насытишься быстрей, нежели только 116. Отсюда вывод, что наибольший знаменатель при одинаковых числителях является наименьшим при сравнении дробей.

Сравнение дроби с натуральным числом

Сравнение обыкновенной дроби с натуральным числом идет как и сравнение двух дробей с записью знаменателей в виде 1. Для детального рассмотрения ниже приведем пример.

Пример 4

Необходимо выполнить сравнение 638 и 9.

Решение

Необходимо представить число 9 в виде дроби 91. Тогда имеем необходимость сравнения дробей 638 и 91. Далее следует приведение к общему знаменателю путем нахождения дополнительных множителей.  После этого видим, что нужно сравнить дроби с одинаковыми знаменателями 638 и 728. Исходя из правила сравнения, 63<72, тогда получаем 638<728.  Значит, заданная дробь меньше целого числа 9, то есть имеем 638<9.

Ответ: 638<9.

Ирина Мальцевская

Преподаватель математики и информатики. Кафедра бизнес-информатики Российского университета транспорта

Не только простые числа можно сравнивать, но и дроби тоже. Ведь дробь — это такое же число как, к примеру, и натуральные числа. Нужно знать только правила, по которым сравнивают дроби.

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

Если у двух дробей одинаковые знаменатели, то такие дроби сравнить просто.

Чтобы сравнить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сравнить их числители. Та дробь больше у которой больше числитель.

Рассмотрим пример:

Сравните дроби (frac{7}{26}) и (frac{13}{26}).

Знаменатели у обоих дробей одинаковые равны 26, поэтому сравниваем числители. Число 13 больше 7. Получаем:

(frac{7}{26} < frac{13}{26})

Сравнение дробей с равными числителями.

Если у дроби одинаковые числители, то больше та дробь, у которой знаменатель меньше.

Понять это правило можно, если привести пример из жизни. У нас есть торт. К нам в гости могут прийти 5 или 11 гостей. Если придут 5 гостей, то мы разрежем торт на 5 равных кусков, а если придут 11 гостей, то разделим на 11 равных кусков. А теперь подумайте в каком случаем на одного гостя придется кусок торта большего размера? Конечно, когда придут 5 гостей, кусок торта будет больше.

Или еще пример. У нас есть 20 конфет. Мы можем поровну раздать конфеты 4 друзьям или поровну поделить конфеты между 10 друзьями. В каком случае у каждого друга будет конфет больше? Конечно, когда мы разделим только на 4 друзей, количество конфет у каждого друга будет больше. Проверим эту задачу математически.

(frac{20}{4} > frac{20}{10})

Если мы до решаем эти дроби, то получим числа (frac{20}{4} = 5) и (frac{20}{10} = 2). Получаем, что 5 > 2

В этом и заключается правило сравнения дробей с одинаковыми числителями.

Рассмотрим еще пример.

Сравните дроби с одинаковым числителем (frac{1}{17}) и (frac{1}{15}) .

Так как числители одинаковые, больше та дробь, где знаменатель меньше.

(frac{1}{17} < frac{1}{15})

Сравнение дробей с разными знаменателями и числителями.

Чтобы сравнить дроби с разными знаменателями, необходимо дроби привести к общему знаменателю, а потом сравнить числители.

Пример:

Сравните дроби (frac{2}{3}) и (frac{5}{7}).

Сначала найдем общий знаменатель дробей. Он будет равен числу 21.

(begin{align}&frac{2}{3} = frac{2 times 7}{3 times 7} = frac{14}{21}\\&frac{5}{7} = frac{5 times 3}{7 times 3} = frac{15}{21}\\ end{align})

Потом переходим к сравнению числителей. Правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.

(begin{align}&frac{14}{21} < frac{15}{21}\\&frac{2}{3} < frac{5}{7}\\ end{align})

Сравнение неправильной и правильной дроби.

Неправильная дробь всегда больше правильной. Потому что неправильная дробь больше 1, а правильная дробь меньше 1.

Пример:
Сравните дроби (frac{11}{13}) и (frac{8}{7}).

Дробь (frac{8}{7}) неправильная и она больше 1.

(1 < frac{8}{7})

Дробь (frac{11}{13}) правильная и она меньше 1. Сравниваем:

(1 > frac{11}{13})

Получаем, (frac{11}{13} < frac{8}{7})

Вопросы по теме:
Как сравнить дроби с разными знаменателями?
Ответ: надо привести к общему знаменателю дроби и потом сравнить их числители.

Как сравнивать дроби?
Ответ: сначала нужно определиться к какой категории относятся дроби: у них есть общий знаменатель, у них есть общий числитель, у них нет общего знаменателя и числителя или у вас правильная и неправильная дробь. После классификации дробей применить соответствующее правило сравнения.

Что такое сравнение дробей с одинаковыми числителями?
Ответ: если у дробей одинаковые числители, та дробь больше у которой знаменатель меньше.

Пример №1:
Сравните дроби (frac{11}{12}) и (frac{13}{16}).

Решение:
Так как нет одинаковых числителей или знаменателей, применяем правило сравнения с разными знаменателями. Нужно найти общий знаменатель. Общий знаменатель будет равен 96. Приведем дроби к общему знаменателю. Первую дробь (frac{11}{12}) умножим на дополнительный множитель 8, а вторую дробь (frac{13}{16}) умножим на 6.

( begin{align}&frac{11}{12} = frac{11 times 8}{12 times 8} = frac{88}{96}\\&frac{13}{16} = frac{13 times 6}{16 times 6} = frac{78}{96}\\ end{align})

Сравниваем дроби числителями, та дробь больше у которой числитель больше.

( begin{align}&frac{88}{96} > frac{78}{96}\\&frac{11}{12} > frac{13}{16}\\ end{align})

Пример №2:
Сравните правильную дробь с единицей?

Решение:
Любая правильная дробь всегда меньше 1.

Задача №1:
Сын с отцом играли в футбол. Сын из 10 подходов в ворота попал 5 раз. А папа из 5 подходов попал в ворота 3 раза. Чей результат лучше?

Решение:
Сын попал из 10 возможных подходов 5 раз. Запишем в виде дроби (frac{5}{10} ).
Папа попал из 5 возможных подходов 3 раз. Запишем в виде дроби (frac{3}{5} ).

Сравним дроби. У нас разные числители и знаменатели, приведем к одному знаменателю. Общий знаменатель будет равен 10.

(begin{align}&frac{3}{5} = frac{3 times 2}{5 times 2} = frac{6}{10}\\&frac{5}{10} < frac{6}{10}\\&frac{5}{10} < frac{3}{5}\\ end{align})

Ответ: у папы результат лучше.

#хакнем_математика 👈 рубрика, содержащая интересный, познавательный контент по математике как для школьников, так и для взрослых 🥳

Изображение взято из открытых источников информации
Изображение взято из открытых источников информации

Цикл статей “Дроби”

Первая часть Вторая часть Третья часть

Четвертая часть Пятая часть Шестая часть

КАК СРАВНИВАТЬ ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ?

Здравствуйте, уважаемые читатели! В этой статье будут рассмотрены различные способы сравнения обыкновенных дробей. Должен предупредить, что этот вопрос обсуждается

в учебниках, предназначенных как для четвёртого класса, так и в последующих — вплоть до седьмого. Причём, одно и то же сравнение осуществляется в них подчас различными способами.

Вот номер из каталога заданий ОГЭ-2021 на тему данной статьи, а следующий за ним номер взят из пособия к ОГЭ-2017 под редакцией И.В. Ященко.

Прежде чем читать дальше, решите эти задания и сравните ответы, а возможно и решения, с решениями автора, которые будут приведены ниже.

"Хитрые" способы сравнения обыкновенных дробей — актуальны в любом классе от 4 до 9 и на ОГЭ
"Хитрые" способы сравнения обыкновенных дробей — актуальны в любом классе от 4 до 9 и на ОГЭ

Вот два правила сравнения обыкновенных дробей, изучаемые

в четвёртом классе.

I. Из двух обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой больше числитель (обратно: меньше та, у которой меньше числитель).

Поскольку часто обыкновенная дробь является результатом деления натуральных чисел, то становится очевидно, что это правило следует из хорошо знакомого четвероклассникам свойства деления: чем больше делимое при неизменном делителе, тем больше частное.

Прежде чем переходить к следующему правилу, необходимо

для отработки соответствующего навыка, предоставить четвероклассникам возможность подобного сравнения, которое вполне возможно провести устно.

II. Из двух обыкновенных дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой меньше знаменатель (обратно: меньше та, у которой больше знаменатель).

И это правило следует из свойства деления, когда при неизменном делимом частное уменьшается при возрастании делителя и увеличивается при его уменьшении.

На отработку навыка использования этого правила следует потратить больше времени и использовать большее число соответствующих примеров.

Вот, например, как решаются вышеприведённые задания из каталога «ОГЭ-2021».

№ 12 (337381)

Поскольку, a > b, то, в соответствии с правилом II,

"Хитрые" способы сравнения обыкновенных дробей — актуальны в любом классе от 4 до 9 и на ОГЭ

ОТВЕТ. 2.

Ещё одним способом сравнения двух обыкновенных дробей

служит сравнение каждой из них с каким-нибудь числом.

В третьей статье цикла мы таким образом сравнили правильные и неправильные дроби.

Обычно возможность такого сравнения легко замечается учениками.

Сравним, например, дроби

"Хитрые" способы сравнения обыкновенных дробей — актуальны в любом классе от 4 до 9 и на ОГЭ

Очевидно, что

"Хитрые" способы сравнения обыкновенных дробей — актуальны в любом классе от 4 до 9 и на ОГЭ

№ 2.1. (первая цифра — № задания, вторая — № варианта)

В соответствии с правилом I имеем:

"Хитрые" способы сравнения обыкновенных дробей — актуальны в любом классе от 4 до 9 и на ОГЭ

Проверим число 11/23:

"Хитрые" способы сравнения обыкновенных дробей — актуальны в любом классе от 4 до 9 и на ОГЭ

ОТВЕТ: 3

Хорошо считающий «в уме» ученик может использовать для подобных сравнений различные дроби:

"Хитрые" способы сравнения обыкновенных дробей — актуальны в любом классе от 4 до 9 и на ОГЭ

и многие другие.

В пятом классе для сравнения дробей вида

"Хитрые" способы сравнения обыкновенных дробей — актуальны в любом классе от 4 до 9 и на ОГЭ

можно использовать единичный отрезок числового луча.

В самом деле, первой дроби, чтобы стать единицей, «не хватает» всего лишь

"Хитрые" способы сравнения обыкновенных дробей — актуальны в любом классе от 4 до 9 и на ОГЭ

а значит точка, изображающая дробь

"Хитрые" способы сравнения обыкновенных дробей — актуальны в любом классе от 4 до 9 и на ОГЭ

дальше от отметки 1 и ближе к отметке 0 по сравнению c точкой, соответствующей дроби

"Хитрые" способы сравнения обыкновенных дробей — актуальны в любом классе от 4 до 9 и на ОГЭ

(см. рисунок).

"Хитрые" способы сравнения обыкновенных дробей — актуальны в любом классе от 4 до 9 и на ОГЭ

Но тогда

"Хитрые" способы сравнения обыкновенных дробей — актуальны в любом классе от 4 до 9 и на ОГЭ

Этот результат можно обобщить для любых натуральных значений m и n, при m<n:

"Хитрые" способы сравнения обыкновенных дробей — актуальны в любом классе от 4 до 9 и на ОГЭ

Проведём это обобщение с помощью универсального метода сравнения

двух обыкновенных дробей путём приведения к общему знаменателю, в соответствии с правилом I.

Очевидно, что числа «n» и «n+1» взаимно просты, поскольку

при делении второго из них на любой, кроме единицы, делитель первого даёт в остатке число 1.

Имеем обыкновенные дроби

"Хитрые" способы сравнения обыкновенных дробей — актуальны в любом классе от 4 до 9 и на ОГЭ

Умножим и числитель, и знаменатель каждой из них на знаменатель другой, воспользовавшись при этом распределительным свойством умножения относительно сложения (которое лично я считаю самым важным в курсе школьной математики!):

"Хитрые" способы сравнения обыкновенных дробей — актуальны в любом классе от 4 до 9 и на ОГЭ

Замечу для семиклассников: мы попутно доказали формулу сокращённого умножения «произведение разности и суммы двух чисел равно разности их квадратов».

В результате получили верное неравенство

"Хитрые" способы сравнения обыкновенных дробей — актуальны в любом классе от 4 до 9 и на ОГЭ

В некоторых случаях для сравнения удобно приводить дроби к общему числителю, чтобы воспользоваться правилом II.

Требуется, например, сравнить дроби

"Хитрые" способы сравнения обыкновенных дробей — актуальны в любом классе от 4 до 9 и на ОГЭ

Вместо того, чтобы затеваться с поиском наименьшего общего знаменателя, приведём эти дроби к общему числителю. Для этого и числитель, и знаменатель первой дроби умножим на 3, а числитель и знаменатель второй — на 2.

Получим верное равенство

"Хитрые" способы сравнения обыкновенных дробей — актуальны в любом классе от 4 до 9 и на ОГЭ

Заданные дроби равны…Что ж, случается и такое!

Если вам было интересно, не забудьте подписаться на наш канал и хэштег #хакнем_математика

Автор: #себихов_александр 71 год, много лет проработал конструктором-технологом микроэлектронных приборов и узлов в одном из НИИ г. Саратова, затем преподавателем математики и физики.

Другие статьи автора:

"Хитрые" способы сравнения обыкновенных дробей — актуальны в любом классе от 4 до 9 и на ОГЭ

Цикл статей “Дроби”

1 статья 2 статья 3 статья 4 статья 5 статья 6 статья 7статья [Текущая]

Содержание:

  • Равные дроби
  • Принципы сравнения дробей
  • Сравнение дробей с разными знаменателями

Равные дроби

Пример

Задание. Найти при каком значении $x$ и $y$ дроби $frac{x}{3}$ и $frac{4}{y}$ будут равны.

Решение. Заданные дроби равны, то есть $frac{x}{3}=frac{4}{y}$ , если равны их числители и знаменатели
соответственно. А тогда имеют место следующие равенства:

$x=4$ $3=y$  или  $x=4$ $y=3$

Ответ. $x=4, y=3$

Две дроби считаются равным, если величины, выражаемые этими числами при одной и той же единице измерения, равны между собой.

Например. Дроби $frac{3}{4}$ и
$frac{6}{8}$ равны, так как две длины, из которых одна составляет $frac{3}{4}$ м, а вторая – $frac{6}{8}$ м, равны (рис 1).

Принципы сравнения дробей

Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, числитель которой больше.

Например.  $frac{7}{18}>frac{5}{18}$ , так как $7>5$

Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, знаменатель которой меньше.

Например.   $frac{7}{3}>frac{7}{6}$, так как $3<6$ .

Любая правильная дробь меньше 1.

Например.  $frac{4}{5} < 1$

Неправильная дробь, числитель которой равен знаменателю, равна 1.

Например.  $frac{3}{3}=1, frac{7}{7}=1$

Неправильная дробь, у которой числитель больше знаменателя, больше 1.

Например.  $frac{7}{6}>1$

Любая правильная дробь меньше произвольной неправильной дроби.

Например.  $frac{4}{5}<frac{5}{4}$

В общем случае дроби по величине сравниваются следующим образом. Умножают числитель первой дроби на
знаменатель второй, а знаменатель первой на числитель второй. И сравнивают полученные произведения. Если первое
из этих произведений больше/равно/меньше второго, то соответственно и первая дробь больше/равно/меньше второй.

Например. $frac{5}{6}>frac{7}{9}$ , так как $5 cdot 9>6 cdot 7 Leftrightarrow 45>42$

Сравнение дробей с разными знаменателями

Чтобы сравнить дроби с разными знаменателями, их нужно вначале привести к одинаковому (одному) знаменателю. Для этого
приводят либо к общему знаменателю, либо числитель и знаменатель первой дроби домножают на знаменатель второй и наоборот,
числитель и знаменатель второй дроби на знаменатель первой. И далее дроби сравнивать как дроби с одинаковым знаменателем
(описано выше).

236

проверенных автора готовы помочь в написании работы любой сложности

Мы помогли уже 4 396 ученикам и студентам сдать работы от решения задач до дипломных на отлично! Узнай стоимость своей работы за 15 минут!

Пример

Задание. Сравнить дроби
 $frac{3}{4}$  и $frac{5}{7}$ 

Решение. Приведем дроби к общему знаменателю, для этого
числитель и знаменатель
первой дроби домножим на 7 (знаменатель второй дроби); а числитель и знаменатель второй дроби – на 4, будем иметь:

$frac{3 cdot 7}{4 cdot 7}$ и $frac{5 cdot 4}{7 cdot 4}$
$frac{21}{28}$ и $frac{20}{28}$

Первая дробь больше: $frac{21}{28}>frac{20}{28} Leftrightarrow frac{3}{4}>frac{5}{7}$ , так как ее числитель $21 > 20$

Ответ.  $frac{3}{4}>frac{5}{7}$

Читать следующую тему: основное свойство дроби.

Продолжаем изучать дроби. Сегодня мы поговорим об их сравнении. Тема интересная и полезная. Она позволит новичку почувствовать себя учёным в белом халате.

Суть сравнения дробей заключается в том, чтобы узнать какая из двух дробей больше или меньше.

Чтобы ответить на вопрос какая из двух дробей больше или меньше, пользуются операциями отношения, такими как больше (>) или меньше (<).

Ученые-математики уже позаботились о готовых правилах, позволяющие сразу ответить на вопрос какая дробь больше, а какая меньше. Эти правила можно смело применять.

Мы рассмотрим все эти правила и попробуем разобраться, почему происходит именно так.

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями

Дроби, которые нужно сравнить, попадаются разные. Самый удачный случай это когда у дробей одинаковые знаменатели, но разные числители. В этом случае применяют следующее правило:

Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та дробь, у которой числитель больше. И соответственно меньше будет та дробь, у которой числитель меньше.

Например, сравним дроби 1612 и  1611 и ответим какая из этих дробей больше. Здесь одинаковые знаменатели, но разные числители. У дроби  1612 числитель больше, чем у дроби  1611. Значит дробь 1612  больше, чем 1611 . Так и отвечаем. Отвечать нужно с помощью значка больше ( > )

1613

Этот пример можно легко понять, если вспомнить про пиццы, которые разделены на четыре части. 1612 пиццы больше, чем 1611 пиццы:

1614

Каждый согласится с тем, что первая пицца больше, чем вторая.


Сравнение дробей с одинаковыми числителями

Следующий случай это когда числители дробей одинаковые, но знаменатели разные. Для таких случаев предусмотрено следующее правило:

Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та дробь, у которой знаменатель меньше. И соответственно меньше та дробь, у которой знаменатель больше.

Например, сравним дроби 1621 и 1622. У этих дробей одинаковые числители. У дроби 1621 знаменатель меньше, чем у дроби 1622. Значит дробь 1621 больше, чем дробь 1622. Так и отвечаем:1623

Этот пример можно легко понять, если вспомнить про пиццы, которые разделены на три и четыре части. 1621 пиццы больше, чем 1622 пиццы:

 1624

Каждый согласится с тем, что первая пицца больше, чем вторая.


Сравнение дробей с разными числителями и разными знаменателями

Нередко случается так, что приходиться сравнивать дроби с разными числителями и разными знаменателями. Например, сравнить дроби пять вторых и две третьих.

Чтобы ответить на вопрос, какая из этих дробей больше или меньше, нужно привести их к одинаковому (общему) знаменателю. Затем можно будет легко определить какая дробь больше или меньше.

Приведём дроби пять вторых и две третьих к одинаковому (общему) знаменателю. Найдём наименьшее общее кратное (НОК) знаменателей обеих дробей. НОК знаменателей дробей пять вторых и две третьих это число 6.

Теперь находим дополнительные множители для каждой дроби. Разделим НОК на знаменатель первой дроби пять вторых. НОК это число 6, а знаменатель первой дроби это число 2. Делим 6 на 2, получаем дополнительный множитель 3. Записываем его над первой дробью:

1631

Теперь найдём второй дополнительный множитель. Разделим НОК на знаменатель второй дроби две третьих. НОК это число 6, а знаменатель второй дроби это число 3. Делим 6 на 3, получаем дополнительный множитель 2. Записываем его над второй дробью:

1632

Умножим дроби на свои дополнительные множители:

1633

Мы пришли к тому что дроби, у которых были разные знаменатели, превратились в дроби, у которых одинаковые знаменатели. А как сравнивать такие дроби мы уже знаем. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та дробь, у которой числитель больше:

1634

Правило правилом, а мы попробуем разобраться почему 1636 больше, чем 1637. Для этого выделим целую часть в неправильной дроби 1636. В дроби 1637 ничего выделять не нужно, поскольку эта дробь уже правильная.

После выделения целой части в дроби 1636, получим следующее выражение:

1638

Теперь можно легко понять, почему 1636 больше, чем 1637.  Давайте нарисуем эти дроби в виде пицц:

1635

2 целые пиццы и 1639 пиццы, больше чем 1637 пиццы.


Вычитание смешанных чисел. Сложные случаи.

Вычитая смешанные числа иногда можно обнаружить, что всё идёт не так гладко как хотелось бы.

При вычитании чисел уменьшаемое должно быть больше вычитаемого. Только в этом случае будет получен нормальный ответ.

Например, 10 − 8 = 2

10 — уменьшаемое

8 — вычитаемое

2 — разность

Уменьшаемое 10 больше вычитаемого 8, поэтому мы получили нормальный ответ 2.

А теперь посмотрим, что будет если уменьшаемое окажется меньше вычитаемого. Пример 5 − 7 = −2

5 — уменьшаемое

7 — вычитаемое

−2 — разность

В этом случае мы выходим за пределы привычных для нас чисел и попадаем в мир отрицательных чисел, где нам ходить пока рано, а то и опасно. Чтобы работать с отрицательными числами, нужна соответствующая математическая подготовка, которую мы ещё не получили.

Если при решении примеров на вычитание вы обнаружите, что уменьшаемое меньше вычитаемого, то можете пока пропустить такой пример. Работать с отрицательными числами допустимо только после их изучения.

С дробями ситуация та же самая. Уменьшаемое должно быть больше вычитаемого. Только в этом случае можно будет получить нормальный ответ. А чтобы понять больше ли уменьшаемая дробь, чем вычитаемая, нужно уметь сравнить эти дроби.

Например, решим пример 142314.

Это пример на вычитание. Чтобы решить его, нужно проверить больше ли уменьшаемая дробь, чем вычитаемая. 1621 больше чем одна третья

1641

поэтому смело можем вернуться к примеру и решить его:

14231413

Теперь решим такой пример 1642

Проверяем больше ли уменьшаемая дробь, чем вычитаемая. Обнаруживаем, что она меньше:

1643

В этом случае разумнее остановиться и не продолжать дальнейшее вычисление. Вернёмся к этому примеру, когда изучим отрицательные числа.

Смешанные числа перед вычитанием тоже желательно проверять. Например, найдём значение выражения 15141.

Сначала проверим больше ли уменьшаемое смешанное число, чем вычитаемое. Для этого переведём смешанные числа в неправильные дроби:

1651

Получили дроби с разными числителями и разными знаменателями. Чтобы сравнить такие дроби, нужно привести их к одинаковому (общему) знаменателю. Не будем подробно расписывать как это сделать. Если испытываете затруднения на этом моменте, обязательно изучите действия с дробями.

После приведения дробей к одинаковому знаменателю, получаем следующее выражение:

1652

Теперь нужно сравнить дроби 1653 и 1654. Это дроби с одинаковыми знаменателями. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та дробь, у которой числитель больше.

У дроби 1653 числитель больше, чем у дроби  1654. Значит дробь 1653 больше, чем дробь 1654.

1657

А это значит что уменьшаемое 1655 больше, чем вычитаемое 1656

1658

А значит мы можем вернуться к нашему примеру и смело решить его:
15144


Пример 3. Найти значение выражения 1661

Проверим больше ли уменьшаемое, чем вычитаемое.

Переведём смешанные числа в неправильные дроби:

1662

Получили дроби с разными числителями и разными знаменателями. Приведем данные дроби к одинаковому (общему) знаменателю:

1663

Теперь сравним дроби 1664  и 1665. У дроби 1664 числитель меньше, чем у дроби 1665, значит дробь 1664 меньше, чем дробь 1665

1666

А это значит, что и уменьшаемое 1667 меньше, чем вычитаемое 1668

1669

А это гарантировано приведёт нас в мир отрицательных чисел. Поэтому разумнее остановиться на этом месте и не продолжать вычисление. Продолжим его после изучения отрицательных чисел.


Пример 4. Найти значение выражения 1671

Проверим больше ли уменьшаемое, чем вычитаемое.

Переведём смешанные числа в неправильные дроби:

1672

Получили дроби с разными числителями и разными знаменателями. Приведем их к одинаковому (общему) знаменателю:

1673

Теперь нужно сравнить дроби  1674  и  1675 . У дроби 1674 числитель больше, чем у дроби 1675. Значит дробь 1674 больше, чем дробь 1675.

1678

А это значит, что уменьшаемое 1676 больше, чем вычитаемое 1677

1679

Поэтому мы смело можем продолжить вычисление нашего примера:

16710

Сначала мы получили ответ 16711. Эту дробь мы сократили на 2 и получили дробь 16712, но такой ответ нас тоже не устроил и мы выделили целую часть в этом ответе. В итоге получили ответ 16713.


Задания для самостоятельного решения

Задание 1. Сравнить дроби:

Решение:

Задание 2. Сравнить дроби:

Решение:

Задание 3. Сравнить дроби:

Решение:

Задание 4. Сравнить дроби:

Решение:


Понравился урок?
Вступай в нашу новую группу Вконтакте и начни получать уведомления о новых уроках

Возникло желание поддержать проект?
Используй кнопку ниже


Добавить комментарий