Один из способов решения задач на проценты – это использование пропорций. Как правильно составлять и решать подобные пропорции? Существует много практических задач, использующих понятие процентов. Часто для их решения используется понятие пропорции. В простых случаях можно решать вот таким образом: все мы знаем, что 50% это половина от числа, 25% – это его четвёртая часть, 20% – это пятая часть, 10% -это 10 часть , 5 % – 20 часть, 1% – 100 часть. Итак, найти один процент от 2000 это 2000/100=20. Найти 50 % от 60 это 60/2=30. А можно использовать универсальный способ – понятие пропорции. Предположим надо найти 13% от 180. Тогда составим: 180 – 100% Х – 13 % Мы должны числа писать под числами, проценты под процентами. Далее раскрывает пропорцию крест накрест. То с чем икс не в паре перемножаем, а с чем в паре по диагонали – делим. У нас получаем 180*13/100=23,4 система выбрала этот ответ лучшим Ксарфакс 4 года назад Пропорция с процентами составляется по следующему принципу:
Вот как выглядет такая пропорция: A / B = 100% / p% Например: 1000 / 50 = 50% / 5%. Или можно записать по-другому: 1000 – 100%. 50 – 5%. При решении задач на проценты с помощью пропорции неизвестный её член (а здесь может быть 3 варианта) обычно обозначается за x. Решить пропорцию (то есть найти неизвестный член) можно благодаря её основному свойству: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних (другими словами, нужно перемножить члены пропорции крест-накрест).
Далее рассмотрим несколько простых примеров. Пример 1. Зарплата составляет 30000 рублей, а премия – 10% от зарплаты. Нужно определить размер премии. 30000 – 100%. x – 10%. Вспоминаем, что произведение крайних членов равно произведению средних: 30000 * 10 = 100 * x. x = (30000 * 10) / 100 = 3000. Значит, премия равна 3000 рублей. Пример 2. Сделано 20 выстрелов, 4 из них – мимо мишени. Нужно определить процент попадания. 20 – 100%. 4 – x%. Умножаем крест-накрест и приравниваем: 20 * x = 100* 4. x = (100 * 4) / 20 = 20. Здесь нужно учесть, что 20% – это процент выстрелов мимо мишени (так как рядом с неизвестным x были записаны именно промахи). Процент попадания в свою очередь равен 100% – 20% = 80%. Пример 3. За месяц было продано 30 ноутбуков, что составляет 20% от всего количества ноутбуков, имеющихся в продаже. Нужно найти, сколько всего ноутбуков было в магазине изначально. x – 100%. 30 – 20%. Умножаем крест-накрест: 20 * x = 100 * 30. x = (100 * 30) / 20 = 150. Таким образом, изначально в продаже было 150 ноутбуков. Zummy out off 3 года назад Я как-то со школы запомнила принцип пропорции и способ ее решения называю «крест-накрест», не помню, кто это мне подсказал. Никогда не нахожу проценты по принципу умножения на сотую часть, мне не удобно, всегда использую свой «крест», единственное неудобство – нужно наглядно записывать это. Это не страшно – бумага всегда под рукой. Составляю пропорцию по условию, одно из значений неизвестное обозначаю Х. Затем решаю: перемножаю цифры, расположенные «на углах» слева и справа от Х, делю на число, расположенное на противоположном углу от Х. Пример: нужно найти 5% от числа 420. Пишу пропорцию. 420 – 100 % Х – 5 % Х = 5 • 420 : 100 = 21% Вот моя запись с крестом Ещё пример: сколько процентов от 200 составляет число 20. Составляю пропорцию. 200 – 100 % 20 – Х % Решение: X = 20 • 100 : 200 = 10% Алиса в Стране 3 года назад Странно, конечно, для таких простых задач составлять какие-то дополнительные пропорции, они решаются в уме и очень быстро, но способ такой есть, давайте его рассмотрим, возможно, кому-то он пригодится. Допустим, нам надо найти сколько процентов составляет число 18 от числа 90, в принципе, мы и так сразу видим что 18 это одна пятая, то есть 20 процентов от числа 90, но давайте составим пропорцию, приняв за х искомое количество процентов, пропорция у нас будет такая: 90 – 100 % 18 – х %, откуда х = 100 х 18 / 90 = 20 процентов. Еще один пример для закрепления материала, найдем, сколько процентов составляет 24 от 250, пропорция: 24 – х 250 – 100 х = 24 х 100 /250 = 9,6 %. Go Green 3 года назад Для определения процентного соотношения от числа нужно иметь представление об основных простых процентных соотношениях и о принципе вычисления любых из них. Для простоты давайте приведем примеры с числом 100. 1 % от ста – это одна сотая часть или один процент. 2% от ста – две сотых части от ста. 7% от ста – семь сотых части от ста и так далее. То есть сначала нам нужно узнать, сколько составляет один процент любого числа, разделив его на сто, а затем узнавать заданное процентное соотношение. Например, нам нужно найти, сколько будет равно 7 процентам от 200. Делим 200 на 100. Получится 2. Умножим 2 на 7, получится 14. Итого: 7% от 200 будет равняться числу 14. СТА 1106 3 года назад Всегда любила задачки на пропорции. Главное- правильно ее составить, а потом все просто, крест на крест и решение готово. Простейший пример. Найти на сколько процентов цех выполнил план по сборке за смену, если общий план 250 механизмов( штук), а всего за смену было собрано 262 ? Итак решаем. 250 штук – 100 % 262 штуки – х % Решение: 262 × 100:250= 104,8 %. Пример 2. Выяснить, сколько столовой нужно картофеля на год, если 20 тонн закрывают потребность лишь на 82%. Решение. Опять пропорция, где известно доля от потребности и в тоннах и процентах. Общая потребность , разумеется берется за 100. 20 тонн – 82 % Х тонн – 100 %. 20 × 100:82= 24,4 тонны. Бекки Шарп 3 года назад Допустим по условию задачи нам известно сколько всего было единиц (1000 кг яблок) и надо узнать сколько единиц (кг сухого вещества) составляют 18%. Составляем пропорцию, в которой 1000 – это 100%, а неизвестной х – 18 %. То есть в пропорции у нас есть единицы и проценты. Соотносим соответственно кг к кг и проценты к процентам. это обязательное условие пропорции. Пропорция будет выглядеть так: Бархатные лапки 3 года назад Обычно в таких задачах задано общее число единиц, кг, км и нужно узнать сколько этих единиц составит определенное количество процентов. Или наоборот сколько процентов составляет количество единиц. То есть даны два известных, но мы помним что есть еще проценты, что общее количество чего-то это всегда 100%. Например нам нужно узнать сколько процентов составляет 38 рублей от 40 рублей. Составим пропорцию: 40/38=100/х, где 40 рублей это 100%, х – сколько рублей 38%. Из пропорции находим х = 95 %. Точно в цель 3 года назад Посчитать пропорцию с процентами очень легко. В задачах на пропорции с процентами нам нужно посчитать проценты от числа. Для решения задачи нам нужно знать, что 50% – это половина от числа, 25% – одна четвертая от числа. То есть для того, чтобы найти пропорцию с процентами, нам нужно разделить число на 100 и умножить на процент. Например, мне нужно найти 20 процентов от числа 230. Сначала я 230 делю на 100, получается 2.3, а затем умножаю его на 20 – получаю 46. 50 процентов является половиной от числа, 25 является четвертой частью, 20 – пятой, 10 – 10, 5 является 20, а 1 процент – 100 часть. Один процент от 2000 найти не сложно. 2000 делим на 100 получим 20. Для того чтобы найти 50 процентов от 60 вам потребуется поделить на 2 = 30. Если нужно найти 13 процентов от 180 то 180 = 100 процентам , х = 14 получится 180 умножим на 13 делим на 100 и получаем 23,4. [пользователь заблокирован] 4 года назад Всё очень просто. Всегда нужно начинать с того, что процент – это одна сотая часть. Ну, а далее – пропорция составляется исходя из этой посылки. Знаете ответ? |
Как посчитать пропорцию
- Главная
- /
- Математика
- /
- Арифметика
- /
- Как посчитать пропорцию
Пропорция – это очень удобный математический инструмент, который нашёл широкое применение в различных сферах нашей жизни. Чтобы посчитать пропорцию воспользуйтесь нашим простым онлайн калькулятором:
Онлайн калькулятор
Заполните поля a, c и b, и получите результат X
Теория
a/b = c/X или, другими словами, a относится к b так же как c относится к X – это геометрическая пропорция, которая позволяет выяснить как одно число относится к другому, если известно, как третье относится к четвёртому. Например, с помощью геометрической пропорции можно посчитать процент от числа.
Формула
a/b = c/X
X = (b*c)/a
Пример
Мы положили в банк 4000 рублей под 5% годовых и хотим выяснить сколько в рублях составят эти пять процентов. Мы понимаем, что 4000 – это 100%, а сколько 5% –?
Геометрическая пропорция в данном случаи будет выглядеть так: 100/5=4000/X
X = (4000*5)/100 = 200
Ответ: 5% от 4000 рублей составляет 200 рублей
Решение задачи с помощью пропорции сводится к тому, чтобы сделать неизвестное значение x членом этой пропорции. Затем используя основное свойство пропорции получить линейное уравнение и решить его.
Как решить задачу с помощью пропорции
Рассмотрим простейший пример. Трем группам нужно выплатить стипендию по 1600 рублей каждому. В первой группе 20 студентов. Значит первой группе будет выплачено 1600 × 20, то есть 32 тыс. рублей.
Во второй группе 17 человек. Значит второй группе будет выплачено 1600 × 17, то есть 27,200 тыс. руб.
Ну и выплатим стипендию третьей группе. В ней 15 человек. На них нужно затратить 1600 × 15, то есть 24 тыс. руб.
В результате имеем следующее решение:
Для подобных задач решение можно записывать с помощью пропорции.
Пропорция по определению есть равенство двух отношений. К примеру, равенство является пропорцией. Эту пропорцию можно прочесть следующим образом:
a так относится к b, как c относится d
Аналогично можно соотнести стипендию и студентов, так чтобы каждому досталось по 1600 рублей.
Итак, запишем первое отношение, а именно отношение тысячи шестисот рублей на одного человека:
Мы выяснили, что для выплаты 20 студентам по 1600 рублей, нам потребуется 32 тыс. рублей. Значит второе отношение будет отношением тридцати двух тысяч к двадцати студентам:
Теперь соединим полученные отношения знаком равенства:
Мы получили пропорцию. Её можно прочесть следующим образом:
Тысяча шестьсот рублей так относятся к одному студенту, как тридцать две тысячи рублей относятся к двадцати студентам.
То есть по 1600 рублей каждому. Если выполнить деление в обеих частях равенства , то обнаружим, что одному студенту, как и двадцати студентам достанется по 1600 рублей.
Теперь представим, что сумма денег, необходимых для выплаты стипендии двадцати студентам, была бы неизвестной. Скажем, если бы вопрос стоял так: в группе 20 студентов и каждому нужно выплатить по 1600 рублей. Сколько всего рублей требуется для выплаты стипендии?
В таком случае пропорция приняла бы вид . То есть сумма денег, необходимая для выплаты стипендии, стала неизвестным членом пропорции. Эту пропорцию можно прочесть так:
Тысяча шестьсот рублей так относятся к одному студенту, как неизвестное число рублей относится к двадцати студентам
Теперь воспользуемся основным свойством пропорции. Оно гласит, что произведение крайних членов пропорции равно произведению средних:
Перемножив члены пропорции «крест-накрест», получим равенство 1600 × 20 = 1 × x. Вычислив обе части равенства, получим 32000 = x или x = 32000. Иными словами, мы найдём значение неизвестной величины, которое искали.
Аналогично можно было определить общую сумму и для остального количества студентов — для 17 и 15. Эти пропорции выглядели как и . Воспользовавшись основным свойством пропорции, можно найти значение x
Задача 2. Расстояние равное 100 км автобус проехал за 2 часа. Сколько времени потребуется автобусу, чтобы проехать 300 км, если будет ехать с той же скоростью?
Можно сначала определить расстояние, которое автобус проезжает за один час. Затем определить сколько раз это расстояние содержится в 300 километрах:
100 : 2 = 50 км на каждый час движения
300 км : 50 = 6 часов
Либо можно составить пропорцию «сто километров так относятся к двум часам, как триста километров к неизвестному числу часов»:
Отношение одноименных величин
Если крайние или средние члены пропорции поменять местами, то пропорция не нарушится.
Так, в пропорции можно поменять местами крайние члены. Тогда получится пропорция .
Пропорция также не нарушится, если её перевернуть, то есть использовать обратные отношения в обеих частях.
Перевернем пропорцию . Тогда получим пропорцию . Взаимосвязь при этом не нарушается. Отношение между студентами равно отношению между суммами денег, предназначенных для этих студентов. Такую пропорцию часто составляют в школе, когда для решения задачи составляются таблицы
Этот способ записи очень удобен, поскольку позволяет перевести условие задачи в более понятный вид. Решим задачу в которой требовалось определить сколько рублей нужно для выплаты стипендии двадцати студентам.
Условие задачи запишем следующим образом:
Составим таблицу на основе этого условия:
Составим пропорцию, используя данные таблицы:
Используя основное свойство пропорции, получим линейное уравнение и найдем его корень:
Изначально, мы имели дело с пропорцией , которая составлена из отношений величин разной природы. В числителях отношений располагались суммы денег, а в знаменателях количество студентов:
Поменяв местами крайние члены, мы получили пропорцию . Эта пропорция составлена из отношений величин одной природы. В первом отношении содержатся количества студентов, а во втором — суммы денег:
Если отношение составлено из величин одной природы, то мы будем называть его отношением одноименных величин. Например, отношения между фруктами, деньгами, физическими величинами, явлениями, действиями.
Отношение может быть составлено, как из одноименных величин, так и из величин разной природы. Примерами последних являются отношение расстояния ко времени, отношения стоимости товара к его количеству, отношение общей суммы стипендии к количеству студентов.
Пример 2. В школьном саду посажены сосны и березы, причём на каждую сосну приходится 2 березы. Сколько посадили сосен в саду, если берез посадили 240?
Определим сколько сосен было посажено в саду. Для этого составим пропорцию. В условии сказано, что на каждую сосну приходится 2 березы. Напишем отношение, показывающее что на одну сосну приходится две березы:
Теперь напишем второе отношение, показывающее что на x сосен приходится 240 берез
Соединим эти отношения знаком равенства, получим следующую пропорцию:
«2 березы так относятся к одной сосне,
как 240 берез относятся к x соснам»
Используя основное свойство пропорции, находим значение x
Либо пропорцию можно составить, предварительно записав условие, как в прошлом примере:
Получится та же пропорция, но в этот раз она будет составлена из отношений одноименных величин:
Значит в саду посадили 120 сосен.
Пример 3. Из 225 кг руды получили 34,2 кг меди. Каково процентное содержание меди в руде?
Можно разделить 34,2 на 225 и полученный результат выразить в процентах:
Либо составить пропорцию 225 килограммам руды так приходятся на 100%, как 34,2 кг меди приходятся на неизвестное число процентов:
Либо составить пропорцию в которой отношения составлены из одноименных величин:
Задачи на прямую пропорциональность
Понимание отношений одноименных величин приводит к пониманию решения задач на прямую и обратную пропорциональность. Начнем с задач на прямую пропорциональность.
Для начала вспомним, что такое прямая пропорциональность. Это взаимосвязь между двумя величинами при которой увеличение одной из них влечет за собой увеличение другой во столько же раз.
Если расстояние в 50 км автобус прошел за 1 час, то для прохождения расстояния в 100 км (при той же скорости) автобусу потребуется 2 часа. Во сколько раз увеличилось расстояние, во столько же раз увеличилось время движения. Как показать это с помощью пропорции?
Одно из предназначений отношения заключается в том, чтобы показать во сколько раз первая величина больше второй. А значит и мы c помощью пропорции можем показать, что расстояние и время увеличились в два раза. Для этого воспользуемся отношением одноименных величин.
Покажем, что расстояние увеличилось в два раза:
Аналогично покажем, что время увеличилось во столько же раз
Соединим эти отношения знаком равенства, получим пропорцию:
«100 километров так относятся к 50 километрам, как 2 часа относятся к 1 часу»
Если выполнить деление в обеих частях равенства , то обнаружим что расстояние и время были увеличены в одинаковое число раз.
2 = 2
Задача 2. За 3 ч на мельнице смололи 27 т пшеничной муки. Сколько тонн пшеничной муки можно смолоть за 9 ч, если темп работы не изменится?
Решение
Время работы мельницы и масса перемолотой муки — прямо пропорциональные величины. При увеличении времени работы в несколько раз, количество перемолотой муки увеличится во столько же раз. Покажем это с помощью пропорции.
В задаче дано 3 ч. Эти 3 ч увеличились до 9 ч. Запишем отношение 9 ч к 3 ч. Это отношение будет показывать во сколько раз увеличилось время работы мельницы:
Теперь запишем второе отношение. Это будет отношение x тонн пшеничной муки к 27 тоннам. Данное отношение будет показывать, что количество перемолотой муки увеличилось во столько же раз, сколько и время работы мельницы
Соединим эти отношения знаком равенства, получим пропорцию .
Воспользуемся основным свойством пропорции и найдем x
Значит за 9 ч можно смолоть 81 т пшеничной муки.
Вообще, если взять две прямо пропорциональные величины и увеличить их в одинаковое число раз, то отношение нового значения к старому значению первой величины будет равно отношению нового значения к старому значению второй величины.
Так и в предыдущей задаче старые значения были 3 ч и 27 т. Эти значения были увеличены в одинаковое число раз (в три раза). Новыми значениями стали 9 ч и 81 т. Тогда отношение нового значения времени работы мельницы к старому значению равно отношению нового значения массы перемолотой муки к старому значению
Если выполнить деление в обеих частях равенства, то обнаружим, что время работы мельницы и количество смолотой муки увеличилось в одинаковое число раз:
3 = 3
Пропорцию, которую составляют к задачам на прямую пропорциональность, можно описать с помощью выражения:
Применительно к нашей задаче значения переменных будут следующими:
Где впоследствии стало равно 81.
Задача 2. Для 8 коров в зимнее время доярка ежедневно заготовляет 80 кг сена, 96 кг корнеплодов, 120 кг силоса и 12 кг концентратов. Определить ежедневный расход этих кормов для 18 коров.
Решение
Количество коров и масса каждого из кормов — прямо пропорциональные величины. При увеличении количества коров в несколько раз, масса каждого из кормов увеличится во столько же раз.
Составим несколько пропорций, вычисляющих массу каждого из кормов для 18 коров.
Начнем с сена. Ежедневно для 8 коров его заготовляют 80 кг. Тогда для 18 коров будет заготовлено x кг сена.
Запишем отношение, показывающее во сколько раз увеличилось количество коров:
Теперь запишем отношение, показывающее во сколько раз увеличилась масса сена:
Соединим эти отношения знаком равенства, получим пропорцию:
Отсюда находим x
Значит для 18 коров нужно заготовить 180 кг сена. Аналогично определяем массу корнеплодов, силоса и концентратов.
Для 8 коров ежедневно заготовляют 96 кг корнеплодов. Тогда для 18 коров будет заготовлено x кг корнеплодов. Составим пропорцию из отношений и , затем вычислим значение x
Определим сколько силоса и концентратов нужно заготовить для 18 коров:
Значит для 18 коров ежедневно нужно заготавливать 180 кг сена, 216 кг корнеплодов, 270 кг силоса и 27 кг концентратов.
Задача 3. Хозяйка варит вишнёвое варенье, причём на 3 стакана вишни кладёт 2 стакана сахара. Сколько сахара нужно положить на 12 стаканов вишни? на 10 стаканов вишни? на стакана вишни?
Решение
Количество стаканов вишни и количество стаканов сахарного песка — прямо пропорциональные величины. При увеличении количества стаканов вишни в несколько раз, количество стаканов сахара увеличится во столько же раз.
Запишем отношение, показывающее во сколько раз увеличилось количество стаканов вишни:
Теперь запишем отношение, показывающее во сколько раз увеличилось количество стаканов сахара:
Соединим эти отношения знаком равенства, получим пропорцию и найдем значение x
Значит на 12 стаканов вишни нужно положить 8 стаканов сахара.
Определим количество стаканов сахара для 10 стаканов вишни и стакана вишни
Задачи на обратную пропорциональность
Для решения задач на обратную пропорциональность опять же можно использовать пропорцию, составленную из отношений одноименных величин.
В отличие от прямой пропорциональности, где величины увеличиваются или уменьшаются в одну и ту же сторону, в обратной пропорциональности величины изменяются обратно друг другу.
Если одна величина увеличивается в несколько раз, то другая уменьшается во столько же раз. И наоборот, если одна величина уменьшается в несколько раз, то другая увеличивается во столько же раз.
Допустим, что нужно покрасить забор, состоящий из 8 листов
Один маляр будет красить все 8 листов сам
Если маляров будет 2, то каждый покрасит по 4 листа.
Это конечно же при условии, что маляры будут честными между собой и справедливо разделят эту работу поровну на двоих.
Если маляров будет 4, то каждый покрасит по 2 листа
Замечаем, что при увеличении количества маляров в несколько раз, количество листов которые приходятся на одного маляра уменьшаются во столько же раз.
Итак, мы увеличили количество маляров с 1 до 4. Другими словами, увеличили количество маляров в четыре раза. Запишем это с помощью отношения:
В результате количество листов забора, которые приходятся на одного маляра уменьшилось в четыре раза. Запишем это с помощью отношения:
Соединим эти отношения знаком равенства, получим пропорцию
«4 маляра так относятся к 1 маляру, как 8 листов относятся к 2 листам»
Задача 2. 15 рабочих закончили отделку квартир в новом доме за 24 дня. За сколько дней выполнили бы эту работу 18 рабочих?
Решение
Количество рабочих и количество дней, затраченных на работу — обратно пропорциональные величины. При увеличении количества рабочих в несколько раз, количество дней, необходимых для выполнения этой работы, уменьшится во столько же раз.
Запишем отношение 18 рабочих к 15 рабочим. Это отношение будет показывать во сколько раз увеличилось количество рабочих
Теперь запишем второе отношение, показывающее во сколько раз уменьшилось количество дней. Поскольку количество дней уменьшится с 24 дней до x дней, то второе отношение будет отношением старого количества дней (24 дня) к новому количеству дней (x дней)
Соединим полученные отношения знаком равенства, получим пропорцию:
Отсюда находим x
Значит 18 рабочих выполнят необходимую работу за 20 дней.
Вообще, если взять две обратно пропорциональные величины и увеличить одну из них в определенное число раз, то другая уменьшится во столько же раз. Тогда отношение нового значения к старому значению первой величины будет равно отношению старого значения к новому значению второй величины.
Так и в предыдущей задаче старые значения были 15 рабочих и 24 дня. Количество рабочих было увеличено с 15 до 18 (т.е. было увеличено в раза). В результате количество дней, необходимых для выполнения работы, уменьшилось во столько же раз. Новыми значениями стали 18 рабочих и 20 дней. Тогда отношение нового количества рабочих к старому количеству равно отношению старого количества дней к новому количеству
Для составления пропорции к задачам на обратную пропорциональность можно пользоваться формулой:
Применительно к нашей задаче значения переменных будут следующими:
Где впоследствии стало равно 20.
Задача 2. Скорость парохода относится к скорости течения реки, как 36 : 5. Пароход двигался вниз по течению 5 ч 10 мин. Сколько времени потребуется ему, чтобы вернуться обратно?
Решение
Собственная скорость парохода составляет 36 км/ч. Скорость течения реки реки 5 км/ч. Поскольку пароход двигался по течению руки, то скорость его движения составила 36 + 5 = 41 км/ч. Время пути составила 5 ч 10 мин. Для удобства выразим время в минутах:
5 ч 10 мин = 300 мин + 10 мин = 310 мин
Поскольку на обратном пути пароход двигался против течения реки, то его скорость составила 36 − 5 = 31 км/ч.
Скорость парохода и время его движения — обратно пропорциональные величины. При уменьшении скорости в несколько раз, время его движения увеличится во столько же раз.
Запишем отношение, показывающее во сколько раз уменьшилась скорость движения:
Теперь запишем второе отношение, показывающее во сколько раз увеличилось время движения. Поскольку новое время x будет больше старого времени, в числителе отношения запишем время x, а в знаменателе старое время, равное трёхсот десяти минутам
Соединим полученные отношения знаком равенства, получим пропорцию . Отсюда найдём значение x
410 минут это 6 часов и 50 минут. Значит пароходу потребуется 6 часов и 50 минут, чтобы вернуться обратно.
Задача 3. На ремонте дороги работало 15 человек, и они должны были закончить работу за 12 дней. На пятый день утром подошли еще несколько рабочих, и оставшаяся работа была выполнена за 6 дней. Сколько рабочих прибыло дополнительно?
Решение
Вычтем из 12 дней 4 отработанных дня. Так мы определим сколько ещё дней осталось работать пятнадцати рабочим
12 дней − 4 дня = 8 дней
На пятый день дополнительно прибыло x рабочих. Тогда всего рабочих стало 15 + x.
Количество рабочих и количество дней, необходимых для выполнения работы — обратно пропорциональные величины. При увеличении количества рабочих в несколько раз, количество дней уменьшится во столько же раз.
Запишем отношение, показывающее во сколько раз увеличилось количество рабочих:
Теперь запишем во сколько раз уменьшилось количество дней, необходимых для выполнения работы:
Соединим эти отношения знаком равенства, получим пропорцию . Отсюда можно вычислить значение x
Значит 5 рабочих прибыло дополнительно.
Масштаб
Масштабом называют отношение длины отрезка на изображении к длине соответствующего отрезка на местности.
Допустим, что расстояние от дома до школы составляет 8 км. Попробуем нарисовать план местности, где будут указаны дом, школа и расстояние между ними. Но изобразить на бумаге расстояние, равное 8 км мы не можем, поскольку оно довольно велико. Но зато мы можем уменьшить это расстояние в несколько раз так, чтобы оно уместилось на бумаге.
Пусть километры на местности на нашем плане будут выражаться в сантиметрах. Переведем 8 километров в сантиметры, получим 800 000 сантиметров.
Уменьшим 800 000 см в сто тысяч раз:
800 000 см : 100 000 см = 8 см
8 см это расстояние от дома до школы, уменьшенное в сто тысяч раз. Теперь без труда можно нарисовать на бумаге дом и школу, расстояние между которыми будет 8 см.
Эти 8 см относятся к реальным 800 000 см. Так и запишем с помощью отношения:
8 : 800 000
Одно из свойств отношения гласит, что отношение не меняется если его члены умножить или разделить на одно и то же число.
В целях упрощения отношения 8 : 800 000 оба его члена можно разделить на 8. Тогда получим отношение 1 : 100 000. Это отношение и назовём масштабом. Данное отношение показывает, что один сантиметр на плане относится (или соответствует) ста тысячам сантиметров на местности.
Поэтому на нашем рисунке необходимо указать, что план составлен в масштабе 1 : 100 000
Примеры:
1 см на плане относится к 100 000 см на местности;
2 см на плане относится к 200000 см на местности;
3 см на плане относится к 300000 на местности и т.д.
К любой карте или плану указывается в каком масштабе они сделаны. Этот масштаб позволяет определять реальное расстояние между объектами.
Так, наш план составлен в масштабе 1 : 100 000. На этом плане расстояние между домом и школой составляет 8 см. Чтобы вычислить реальное расстояние между домом и школой, нужно 8 см увеличить в 100 000 раз. Иными словами, умножить 8 см на 100 000
8 см × 100 000 = 800 000 см
Получаем 800 000 см или 8 км, если перевести сантиметры в километры.
Допустим, что между домом и школой располагается дерево. На плане расстояние между школой и этим деревом составляет 4 см.
Тогда реальное расстояние между домом и деревом будет 4 см × 100 000 = 400 000 см или 4 км.
Расстояние на местности можно определять с помощью пропорции. В нашем примере расстояние между домом и школой будет вычисляться с помощью следующей пропорции:
Эту пропорцию можно прочитать так:
1 см на плане так относится к 100000 см на местности, как 8 см на плане относятся к x см на местности.
Из этой пропорции узнаём, что значение x равно 800000 см.
Пример 2. На карте расстояние между двумя городами составляет 8,5 см. Определить реальное расстояние между городами, если карта составлена в масштабе 1 : 1 000 000.
Решение
Масштаб 1 : 1 000 000 указывает, что 1 см на карте соответствует 1 000 000 см на местности. Тогда 8,5 см будут соответствовать x см на местности. Составим пропорцию 1 к 1000000 как 8,5 к x
В 1 км содержится 100000 см. Тогда в 8 500 000 см будет
Либо можно рассуждать так. Расстояние на карте и расстояние на местности — прямо пропорциональные величины. При увеличении расстояния на карте в несколько раз, расстояние на местности увеличится во столько же раз. Тогда пропорция примет следующий вид. Первое отношение будет показывать во сколько раз расстояние на местности больше расстояния на карте:
Второе отношение покажет, что расстояние на местности во столько же раз больше, чем 8,5 см на карте:
Отсюда x равен 8 500 000 см или 85 км.
Задача 3. Длина реки Невы 74 км. Чему равняется ее длина на карте, масштаб которой 1 : 2 000 000
Решение
Масштаб 1 : 2000000 говорит о том, что 1 см на карте соответствует 2 000 000 см на местности.
А 74 км на это 74 × 100 000 = 7 400 000 см на местности. Уменьшив 7 400 000 в 2 000 000, мы определим длину реки Невы на карте
7 400 000 : 2 000 000 = 3,7 см
Значит на карте, масштаб которой 1 : 2 000 000 длина реки Невы составляет 3,7 см.
Запишем решение с помощью пропорции. Первое отношение будет показывать сколько раз длина на карте меньше длины на местности:
Второе отношение будет показывать, что 74 км (7 400 000 см) уменьшились во столько же раз:
Отсюда находим x равный 3,7 см
Задачи для самостоятельного решения
Задача 1. Из 21 кг хлопкового семени получили 5,1 кг масла. Сколько масла получится из 7 кг хлопкового семени?
Решение
Пусть x кг масла можно получить из 7 кг хлопкового семени. Масса хлопкового семени и масса получаемого масла — прямо пропорциональные величины. Тогда уменьшение хлопкового семени с 21 кг до 7 кг, приведет к уменьшению получаемого масла во столько же раз.
Ответ: из 7 кг хлопкового семени получится 1,7 кг масла.
Задача 2. На некотором участке железнодорожного пути старые рельсы длиной в 8 м заменили новыми длиной в 12 м. Сколько потребуется новых двенадцатиметровых рельсов, если сняли 360 старых рельсов?
Решение
Длина участка на котором производится замена рельсов равна 8 × 360 = 2880 м.
Пусть x двенадцатиметровых рельсов требуется для замены. Увеличение длины одного рельса с 8 м до 12 м приведет к уменьшению количества рельсов с 360 до x штук. Иными словами, длина рельса и их количество связаны обратно пропорциональной зависимостью
Ответ: для замены старых рельсов потребуется 240 новых.
Задача 3. 60% учеников класса пошли в кино, а остальные 12 человек – на выставку. Сколько учащихся в классе?
Решение
Если 60% учащихся пошли в кино, а остальные 12 человек на выставку, то на 40% учащихся и будут приходиться 12 человек, пошедших на выставку. Тогда можно составить пропорцию в которой 12 учащихся так относятся к 40%, как все x учащихся относятся к 100%
Либо можно составить пропорцию, состоящей из отношений одноименных величин. Количество учащихся и процентная доля изменяются прямо пропорционально. Тогда можно записать, что во сколько раз увеличилось количество участников во столько же раз увеличилась процентная доля (с 40% до 100%)
Ответ: в классе 30 учащихся.
Задача 4. Расстояние на карте между городами 18 см. Какое действительное расстояние между городами, если масштаб карты 1 : 500 000?
Решение
Масштаб 1 : 500000 говорит о том, что 1 см на карте соответствует 500 000 см на местности.
Тогда увеличив 18 см в 500 000, мы получим действительное расстояние между городами
18 см × 500 000 = 9 000 000 см
Переведем 9 000 000 см в километры. В одном километре 100 000 см. Тогда в 9 000 000 см будет
Запишем решение с помощью пропорции:
Ответ: расстояние между городами 90 км.
Задача 5. Пешеход затратил на путь 2,5 ч, двигаясь со скоростью 3,6 км/ч. Сколько времени затратит пешеход на тот же путь, если его скорость будет 4,5 км/ч
Решение
Скорость и время — обратно пропорциональные величины. При увеличении скорости в несколько раз, время движения уменьшится во столько же раз.
Запишем отношение, показывающее по сколько раз увеличилась скорость движения пешехода:
Запишем отношение, показывающее что время движения уменьшилось во столько же раз:
Соединим эти отношения знаком равенства, получим пропорцию и найдём значение x
Ответ: пешеход затратит 2 часа если будет двигаться со скорость 4,5 км/ч.
Задача 6. Перевыполнив план на 15%, завод выпустил за месяц 230 станков. Сколько станков должен был выпустить за месяц завод по плану?
Решение
Выражение «перевыполнили план на 15%» означает, что к имеющемуся 100% плану выполнили еще 15% того же плана. Итого выполнено 115% плана. На эти 115% приходятся 230 выпущенных станков
А по плану завод должен был выпустить x станков. Эти x станков приходятся на 100% изначального плана
Составим пропорцию из имеющихся отношений и найдём значение x
Либо можно воспользоваться отношениями одноименных величин. Количество выпущенных станков и процентная доля, на которые эти станки приходятся, связаны прямо пропорциональной зависимостью. При увеличении количества станков в несколько раз, процентная доля увеличивается во столько же раз. Тогда можно записать, что 230 станков во столько раз больше, чем x станков, во сколько раз больше 115%, чем 100%
Ответ: по плану завод должен был выпустить 200 станков.
Понравился урок?
Вступай в нашу новую группу Вконтакте и начни получать уведомления о новых уроках
Возникло желание поддержать проект?
Используй кнопку ниже
Процент: неизвестно начальное значение (метод пропорции)
11 ноября 2013
Этим видео я начинаю целую серию видеоуроков по решению задач B2 на проценты. Мы разберем все — от самых простых задач (таких, как сегодня) до настоящей жести, которая, тем не менее, встречается на настоящем ЕГЭ по математике.
Сегодняшний урок посвящен самым простым задачам B2 и, соответственно, самому простому методу вычисления процентов. А именно, речь пойдет о методе пропорций.
Давайте приступим. Первая задача:
Задача. В школе 204 ученика изучают французский язык, что составляет 24% от числа всех учеников. Сколько учеников учится в школе?
Итак, решаем эту задачу. Переводим ее условие на язык пропорций.
Что нам известно? Нам даны 204 ученика, которые составляют 24% от всех учеников школы. Так и запишем:
204 — 25%
При этом в задаче спрашивается: сколько всего учеников учится в этой школе? Т.е. от нас требуется найти некоторое число x учеников, которое было бы равно общему количеству учеников школы, т.е. 100%. Запишем это:
x — 100%
В результате этих размышлений мы получили по сути таблицу размером 2 × 2, вмещающую в себя все условие задачи:
204 — 25%
x — 100%
Давайте составим из нее пропорцию:
По сути, мы просто добавили дробную черту к приведенной выше конструкции и получили уравнение. Что ж, давайте его решать. Очевидно, что дробь, стоящая справа может быть сокращена: 24 : 4 = 6; 100 : 4 = 25. Перепишем еще раз полученную конструкцию:
Теперь воспользуемся основным свойством пропорции (произведение крайних членов равно произведению средних членов) и перемножим наши числа крест-накрест. Получим:
204 · 25 = 6 · x
Обратите внимание: между полученными произведениями стоит знак равенства! Не сложение и не вычитание, как думаю многие ученики, а именно равенство. Решаем полученное уравнение:
x = 204 · 25 : 6 = 34 · 25 = 34 · (10 + 10 + 5) = 340 + 340 + 170 = 850
Как вы заметили, мы не стали перемножать числа 34 и 25 столбиком, а просто заметили, что 25 = 10 + 10 + 5, а затем раскрыли скобки.
Итак, мы получили, что x = 850. Это число и является ответом на вопрос, поставленный в задаче: сколько всего учеников учатся в школе. Таких учеников учится 850. Все, задача решена.
Задача на проценты №2
Переходим к следующей задаче:
Задача. 108 выпускников школы собираются учиться в технических вузах. Они составляют 40% от числа выпускников. Сколько в школе выпускников?
Как видим, это снова задача на проценты, и мы снова решаем ее методом пропорций.
Первый шаг. По условию, у нас есть 108 выпускников, которые составляют 40% от общего количества выпускников в школе. А нам надо найти x выпускников, которые составят 100%, т.е. все население школы, которое является выпускниками. Запишем это в виде соотношений:
108 — 40%
x — 100%
Что ж, снова составляем пропорцию. Делим первые два числа друг на друга и вторые два числа друг на друга. Полученные дроби приравниваем:
Дробь справа хорошо сокращается (как минимум, на 10). Можно было бы сократить еще и на 2, но дальше нам надо будет перемножать числа согласно основному свойству пропорции. Думаю, что умножить 108 на 10 будет гораздо проще, чем 108 на 5. Умножаем и получаем:
4x = 108 · 10;
4x = 1080.
Осталось решить полученное уравнение, т.е. разделить обе его стороны на 4. Получим:
x = 1080 : 4 = (1000 + 80) : 4 = 250 + 20 = 270
С помощью небольшой хитрости можно делить довольно большие числа без всяких уголков. Вот мы и получили ответ. Всего в школе 270 выпускников.
Как видите, с помощью метода пропорций задачи на проценты решаются очень и очень просто. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание — это оформление самих решений. Взгляните: мы везде пишем, что некоторое число — это столько-то процентов. И нигде ни в коем случае не применяем знак равенства.
Это делается неслучайно. Потому что в противном случае мы бы получили выражения вида (на примере последней задачи):
108 = 40
Очевидно, что данное равенство неверно. Как следствие, такая интерпретация условия является некорректной.
В общем, при решении задач на проценты никогда так не пишите. Лучше потратить несколько дополнительных секунд и записать условие правильно, корректно, из которого легко следует пропорция, которая затем не менее легко решается:
108 — 40%
Надеюсь, этот урок поможет тем, кто готовится к ЕГЭ по математике или просто разбирается с задачами на проценты. А у меня на это все. До новых встреч!
Смотрите также:
- Задачи на проценты: считаем проценты с помощью пропорции
- Формула простого процента: как найти исходное значение
- Как сдать ЕГЭ по математике
- Не пишите единицы измерения в задаче B12
- Задача B5: вычисление площади методом обводки
- Углы и отрезки в пирамиде
Download Article
Download Article
You’ve already met fractions like . A proportion is a pair of fractions that are equal to each other, like . There are many different ways to solve proportion problems that ask you to find the missing number , and you don’t need to learn all of them today. If you’re learning pre-algebra and are just starting to use proportions, read from the top until you find a method that makes sense to you. If you’re taking algebra and are working on more advanced proportions problems, you might need to skip down to later methods.
-
Use the relationship between the top and bottom number of the fraction. If you can multiply or divide the top number to get the bottom number, this method is the easiest.[1]
Advertisement
-
Use the relationship between the two numbers across the proportion. You can also look from left to right, across the two fractions:
-
1
Draw two diagonal lines in an “X” across the proportion. For example, write down this proportion, then draw one line between the purple terms, and another line between the green terms:
-
2
Multiply the two numbers connected by a line. One of the lines will connect two numbers (instead of a number and a variable like ). Find the product of these two numbers:
-
3
Divide by the last number in the proportion. Take the answer to your multiplication problem and divide it by the number you haven’t used yet. (This is the green number in the example.) The result is the value of , the missing number in your proportion.
Advertisement
-
1
Draw a table with two rows. Put the top numbers in your proportion in the top row, and the bottom numbers in the second row. Keep numbers in the same fraction in the same column, and leave a few empty columns between them and to either side.[2]
Here’s an example for the problem :-
48 128 x 8 - Each column in this table represents a fraction. All of the fractions in this table are equal to each other.
-
-
2
Add equivalent fractions to your table. Start with the fraction where you know both numbers, then multiply or divide each number in that column by the same amount. Write the new fraction into your table, putting it in a column so that the numbers are in order:
-
3
Repeat until you notice the pattern. As you find new fractions, make sure to put them in the table so that the numbers are in order. This will help you narrow down options for the value of x.
-
4
Check your work. Always check your work with this method. Sometimes the answer won’t be a whole number, and you’ll have to add fractions to your table or use a different method.
Advertisement
-
1
Rewrite the problem as a proportion. You can write any percentage as a fraction of 100. Use this fact to set up a problem as a proportion (two equal fractions):
-
2
Solve by cross-multiplying or any other method. Now that it’s set up as a proportion, you can solve the problem by any method. One of the most common methods is cross-multiplication:
Advertisement
-
1
Treat the proportion as an algebraic equation. Proportions are usually introduced in a pre-algebra class. But as you move on to algebra, you’ll learn that a proportion is just one kind of algebraic equation. For any algebraic equation, there’s one big rule:
- You can change the left hand side of the equation, as long as you do the same math to the right hand side.
-
2
-
3
Multiply each side by the other denominator. This will get rid of the other fraction. You can do this even if the denominator is the , as shown here:
-
4
-
5
Advertisement
-
1
Realize your goal is to get the variable on one side. More difficult proportion problems have an on both sides of the equal sign. This works just like any proportion, but you’ll have to use algebra to handle the variable . Your goal is to get every in the equation onto one side, so you can simplify it into one and find the answer.
-
2
-
3
Otherwise, multiply by the entire denominator with . Multiplying by only part of the denominator will not help you get rid of the fraction. Always multiply by the entire denominator:
Advertisement
Proportions Calculator, Practice Problems, and Answers
Add New Question
-
Question
What are the properties of proportions?
This answer was written by one of our trained team of researchers who validated it for accuracy and comprehensiveness.
wikiHow Staff Editor
Staff Answer
There are many properties of proportion, but here are the first 3: 1) If two ratios are equal, this is called a proportion. In other words, in a proportion, a/b = c/d. 2) The quantities a, b, c, and d are the “terms” of the proportion. The first and fourth terms (a and d) are the “extremes.” The second and third (b and c) are the “means.” 3) In a proportion, the product of the extremes equals the product of the means. In other words, if a/b = c/d, then a x d = b x c. This is the “cross product rule.”
-
Question
What is the formula of a proportion?
This answer was written by one of our trained team of researchers who validated it for accuracy and comprehensiveness.
wikiHow Staff Editor
Staff Answer
There are many formulae that can apply to proportions, but the basic starting point is a/b = c/d. Going from there, you can get a variety of other formulae, such as a x d = b x c and b^2 = a x c.
-
Question
What is a proportion example?
This answer was written by one of our trained team of researchers who validated it for accuracy and comprehensiveness.
wikiHow Staff Editor
Staff Answer
Any 2 fractions with different terms that are equal is a proportion. For example, 1/2 = 3/6 or 2/3 = 6/9 are both examples of proportions.
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
-
It’s perfectly fine for your answer to be a fraction or a decimal. Sometimes equals or 6.17 instead of a nice whole number.[4]
-
The algebraic method above works with any proportion. But for a specific proportion, there is often a faster way to use algebra to find the answer. As you learn more algebra, this will get easier.
Thanks for submitting a tip for review!
Advertisement
Video
References
About This Article
Article SummaryX
To solve proportions, start by taking the numerator, or top number, of the fraction you know and multiplying it with the denominator, or bottom number, of the fraction you don’t know. Next, take that number and divide it by the denominator of the fraction you know. Now you can replace x with this final number. For example, to figure out “x” in the problem 3/4 = x/8, multiply 3 x 8 to get 24, then divide 24 / 4 to get 6, or the value of x. To learn how to use proportions to determine percentages, read on!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 58,337 times.