Конспект урока
Алгебра
7 класс
Урок № 13
Числовые выражения
Перечень рассматриваемых вопросов:
- Числовые выражения;
- Значение числового выражения;
- Текстовые задачи на составление числового выражения.
Тезаурус:
Числовое выражение – это выражение, состоящее из чисел, знаков математических действий и скобок.
Значение числового выражения – результат выполненных арифметических действий в числовом выражении.
Основная литература:
1. Никольский С. М. Алгебра: 7 класс. // Никольский С. М., Потапов М. К., Решетников Н. Н., Шевкин А. В. – М.: Просвещение, 2017. – 287 с.
Дополнительная литература:
1. Чулков П. В. Алгебра: тематические тесты 7 класс. // Чулков П. В. – М.: Просвещение, 2014 – 95 с.
2. Потапов М. К. Алгебра: дидактические материалы 7 класс. // Потапов М. К., Шевкин А. В. – М.: Просвещение, 2017. – 96 с.
3. Потапов М. К. Рабочая тетрадь по алгебре 7 класс: к учебнику С. М. Никольского и др. «Алгебра: 7 класс». 1, 2 ч. // Потапов М. К., Шевкин А. В. – М.: Просвещение, 2017. – 160 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
«Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир» – однажды сказал немецкий писатель Иоганн Гёте. Сегодня пойдёт речь именно о числах и арифметических операциях с ними.
Мы уже неоднократно решали задачи, в которых над заданными числовыми значениями приходится выполнять арифметические действия, такие как сложение, вычитание, умножение и деление. Иногда в том или ином задании все перечисленные действия встречаются одновременно, поэтому чтобы верно вычислить значение того или иного выражения или решить задачу, нужно сначала задать правильный порядок действий.
Порядок арифметических действий.
Арифметические действия выполняются слева направо:
1) действие в скобках;
2) операции умножения или деления;
3) сложения или вычитания.
Таким образом, мы подошли к определению понятия числового выражения.
Числовое выражение – это выражение, состоящее из чисел, знаков математических действий и скобок.
Например, числовые выражения могут выглядеть так:
25 – 67 : 2 + 17 = 8,5
245 – (25 : 0,5) = 195
Если в данных выражениях выполнить все действия, т.е. получить ответ в виде действительного числа, то говорят, что получено значение числового выражения. Например, в этих числовых выражениях значения соответственно равны 8,5 и 195.
Но всегда ли можно получить значение числового выражения?
Рассмотрим следующее выражение:
245 : (25 – 12,5 : 0,5).
В данном случае выражение не имеет смысла, т.к. на некотором этапе вычисления требуется делить на ноль, но на ноль делить нельзя. Таким образом, числовое выражение имеет смысл при условии что делитель (если таковой есть) не равен нулю.
Стоит отметить, что числовое выражение может состоять только из числа.
Например, 45 и 1/2 – тоже числовые выражения.
Как уже отмечалось ранее, числовые выражения иногда используют и для решения задач.
Решим такую задачу:
Автомобиль двигался по трассе 20 км со скоростью 100 км/ч, а затем ещё 30 км со скоростью 90 км/ч. Какова средняя скорость автомобиля на всём участке?
Для решения задачи нужно вспомнить, что средняя скорость – это отношение всего пути, пройденного телом ко времени прохождения всего пути.
Решение:
V ср =
Исходя из этого, составим числовые выражения, необходимые для решения задачи.
Сначала найдём путь, который преодолел автомобиль.
20 +30 = 50 (км) – весь путь автомобиля.
Далее найдём все потраченное автомобилем время на прохождение трассы.
+ = (ч) – время движения автомобиля по всей трассе.
Остаётся определить среднюю скорость автомобиля при движении по трассе:
50: = 93,75 (км/ч) – средняя скорость движения автомобиля по трассе.
Ответ: 93,75 км/ч
Это и есть искомый ответ к данной задаче.
Эту же задачу можно решить, используя следующую таблицу.
участки |
путь |
скорость |
время |
1 |
20 км |
100км/ч |
? 20 : 100 ч |
2 |
30 км |
90км/ч |
? 30 : 90 ч |
весь |
? 20 + 30 = 50 км |
Средняя скорость ? 50 : (20 : 100 + 30 : 90) км/ч = 93,75 км/ч |
? 20 : 100 + 30 : 90 = ч |
Запишем все числовые данные, известные нам по условию задачи. Отметим вопросительным знаком, что неизвестно. Далее, используя формулу скорости, составляем числовые выражения и находим недостающие элементы:
– сначала время на первом, втором участках и всё время движения
– затем составляем числовое выражение для всего пути
– наконец, составляем числовое выражение для вычисления значения средней скорости.
Итак, сегодня мы получили представление о числовом выражении и его применении при решении задач.
Переходим к выполнению заданий.
Решим задачу.
В лаборатории было два куска сплава 500г и 700г, которые содержали 20% и 50% меди соответственно. Каково процентное содержание меди в сплаве, полученном из этих кусков?
Для решения данной задачи составим следующую таблицу.
сплавы |
Масса сплава |
% меди в сплаве |
Масса меди в сплаве |
1 |
500 г |
20% : 100% = 0,2 |
? 500 г · 0,2 = 100г |
2 |
700 г |
50% : 100% = 0,5 |
? 700 г · 0,5 = 350г |
3 |
? 500 г + 700 г = 1200г |
? (450 г : 1200 г) · 100% = 37,5 % |
? 100 г + 350 г = 450 г |
Будем заполнять её, исходя из условия задачи. Нам известна масса 1 и 2 сплавов и процентное содержание меди в них, подставим их в таблицу. Остальные клеточки нам неизвестны. Будем находить неизвестные табличные данные, составляя числовые выражения.
Для начала переведём проценты в число, для этого составим числовые выражения:
1) 20% : 100% = 0,2 – первый сплав,
2) 50% : 100% = 0,5 – второй сплав.
Далее определим массу меди в 1и 2 сплаве:
3) 500 г · 0,2 = 100 г – масса меди в 1 сплаве,
4)700 г · 0,5 = 350 г – масса меди во 2 сплаве.
Теперь найдём массы меди в 3 сплаве:
5)100 г + 350 г = 450 г.
Найдём массу всего сплава:
6)500 г + 700 г = 1200 г.
Остаётся найти процентное содержание меди в 3 сплаве, для этого составим числовое выражение:
7)(450 г : 1200 г) · 100% = 37,5 %.
Ответ: 37,5%ю
Тренировочные задания.
1) Какое из числовых выражений соответствует следующей записи – утроенное число 9?
Варианты ответа:
93
9 · 3
39
Решение:
Для решения задачи, нужно вспомнить, что утроенное число – это значит число, умноженное на 3. Следовательно, правильный ответ – 9·3.
2) Продавец в магазине получает зарплату 30000 руб. Через некоторое время происходит повышение зарплаты на 10%, а ещё через некоторое время её увеличивают на 5%. Какова новая зарплата продавца?
Решение: Для решения задачи сначала нужно составить числовое выражение для вычисления зарплаты после повышения ее на 10%. Для этого переведём 10% в число.
1) 10% : 100% = 0,1
Далее найдём 10 % от 30000 руб.
2) 30000 · 0,1 = 3000 (руб.) – 1 повышение.
Далее найдём зарплату после первого повышения:
3) 30000 + 3000 = 33000 (руб.)
Далее переведём 5% в число:
4) 5% : 100% = 0,05
Далее найдём 5 % от 33000 руб:
5) 33000 · 0,05 = 1650 (руб.) – 2 повышение.
Остаётся найти новую зарплату продавца:
6)33000 + 1650 = 34650 (руб.).
Ответ: 34650 руб. новая зарплата.
Числовое выражение состоит из чисел и знаков арифметических действий между ними, также может содержать скобки для указания порядка действий. Числовое выражение должно иметь смысл.
— не числовое выражение.
Если в выражении вместо чисел используются буквы, тогда имеем алгебраическое выражение.
Алгебраическое выражение состоит из букв и чисел, между которыми стоят знаки арифметических действий, также может содержать скобки. Алгебраическое выражение должно иметь смысл.
Буквы в алгебраическом выражении называются переменными, так как они могут принимать разные числовые значения.
Алгебраические выражения можно преобразовывать и упрощать, используя законы сложения и умножения.
1) От перемены мест слагаемых сумма не изменяется, т. е.
— переместительный закон сложения.
2) Чтобы к сумме двух слагаемых прибавить третье слагаемое, можно к первому слагаемому прибавить сумму второго и третьего слагаемых, т. е.
— сочетательный закон сложения.
Законы умножения
1) От перемены мест множителей произведение не меняется, т. е.
— переместительный закон умножения.
2) Произведение не зависит от группировки его сомножителей, т. е.
— сочетательный закон умножения.
3) Произведение суммы нескольких чисел на какое-нибудь число равно сумме произведений каждого слагаемого на это число, т. е.
— распределительный закон умножения относительно сложения.
Значение числового выражения — число, полученное в результате выполнения всех действий по порядку в числовом выражении.
Выполнив указанные действия в первом примере, получим
Число (18) — значение выражения.
Значение алгебраического выражения можно найти, если известны значения его переменных.
Если (x=2), (y=-2), (a=30), то выражение
x3−14y−a
имеет значение (6), т. к.
.
Если (z=30), то выражение
z2z−6
имеет значение (37,5),
т. к.
z2z−6=30224=90024=37.5
.
Если (z=6), то выражение
z2z−6
не имеет смысла, т. к. знаменатель обращается в нуль.
в случае если алгебраическое выражение имеет определённое числовое значение при заданном наборе значений переменных, тогда такие значения переменных являются допустимыми;
в случае если алгебраическое выражение не имеет смысла при заданном наборе значений переменных, тогда такие значения переменных являются недопустимыми.
Так, в примере
z2z−6
значение (z=-6) — допустимое, а
значение (z=6) — недопустимое, т. к. при нём будет деление на ноль, а делить на ноль нельзя!
В данной статье рассмотрено, как находить значения математических выражений. Начнем с простых числовых выражений и далее будем рассматривать случаи по мере возрастания их сложности. В конце приведем выражение, содержащее буквенные обозначения, скобки, корни, специальные математические знаки, степени, функции и т.д. Всю теорию, по традиции, снабдим обильными и подробными примерами.
Как найти значение числового выражения?
Числовые выражения, помимо прочего, помогают описывать условие задачи математическим языком. Вообще математические выражения могут быть как очень простыми, состоящими из пары чисел и арифметических знаков, так и очень сложными, содержащими функции, степени, корни, скобки и т.д. В рамках задачи часто необходимо найти значение того или иного выражения. О том, как это делать, и пойдет речь ниже.
Простейшие случаи
Это случаи, когда выражение не содержит ничего, кроме чисел и арифметических действий. Для успешного нахождения значений таких выражений понадобятся знания порядка выполнения арифметических действий без скобок, а также умение выполнять действия с различными числами.
Если в выражении есть только числа и арифметические знаки “+”, “·”, “-“, “÷”, то действия выполняются слева направо в следующем порядке: сначала умножение и деление, затем сложение и вычитание. Приведем примеры.
Пусть нужно найти значения выражения 14-2·15÷6-3.
Выполним сначала умножение и деление. Получаем:
14-2·15÷6-3=14-30÷6-3=14-5-3.
Теперь проводим вычитание и получаем окончательный результат:
14-5-3=9-3=6.
Вычислим: 0,5-2·-7+23÷234·1112.
Сначала выполняем преобразование дробей, деление и умножение:
0,5-2·-7+23÷234·1112=12-(-14)+23÷114·1112
12-(-14)+23÷114·1112=12-(-14)+23·411·1112=12-(-14)+29.
Теперь займемся сложением и вычитанием. Сгруппируем дроби и приведем их к общему знаменателю:
12-(-14)+29=12+14+29=14+1318=141318.
Искомое значение найдено.
Выражения со скобками
Если выражение содержит скобки, то они определяют порядок действий в этом выражении. Сначала выполняются действия в скобках, а потом уже все остальные. Покажем это на примере.
Найдем значение выражения 0,5·(0,76-0,06).
В выражении присутствуют скобки, поэтому сначала выполняем операцию вычитания в скобках, а уже потом – умножение.
0,5·(0,76-0,06)=0,5·0,7=0,35.
Значение выражений, содержащих скобки в скобках, находится по такому же принципу.
Вычислим значение 1+2·1+2·1+2·1-14.
Выполнять действия будем начиная с самых внутренних скобок, переходя к внешним.
1+2·1+2·1+2·1-14=1+2·1+2·1+2·34
1+2·1+2·1+2·34=1+2·1+2·2,5=1+2·6=13.
В нахождении значений выражений со скобками главное – соблюдать последовательность действий.
Выражения с корнями
Математические выражения, значения которых нам нужно найти, могут содержать знаки корня. Причем, само выражение может быть под знаком корня. Как быть в таком случае? Сначала нужно найти значение выражения под корнем, а затем извлечь корень из числа, полученного в результате. По возможности от корней в числовых выражениях нужно лучше избавляться, заменяя из на числовые значения.
Вычислим значение выражения с корнями -2·3-1+60÷43+3·2,2+0,1·0,5.
Сначала вычисляем подкоренные выражения.
-2·3-1+60÷43=-6-1+153=83=2
2,2+0,1·0,5=2,2+0,05=2,25=1,5.
Теперь можно вычислить значение всего выражения.
-2·3-1+60÷43+3·2,2+0,1·0,5=2+3·1,5=6,5
Часто найти значение выражения с корнями часто нужно сначала провести преобразование исходного выражения. Поясним это на еще одном примере.
Сколько будет 3+13-1-1
Как видим, у нас нет возможности заменить корень точным значением, что усложняет процесс счета. Однако, в данном случае можно применить формулу сокращенного умножения.
3+13-1=3-1.
Таким образом:
3+13-1-1=3-1-1=1.
Выражения со степенями
Если в выражении имеются степени, их значения нужно вычислить прежде, чем приступать ко всем остальным действиям. Бывает так, что сам показатель или основание степени являются выражениями. В таком случае, сначала вычисляют значение этих выражений, а затем уже значение степени.
Найдем значение выражения 23·4-10+161-123,5-2·14.
Начинаем вычислять по порядку.
23·4-10=212-10=22=4
16·1-123,5-2·14=16*0,53=16·18=2.
Осталось только провести операцию сложение и узнать значение выражения:
23·4-10+161-123,5-2·14=4+2=6.
Также часто целесообразно бывает провести упрощение выражения с использованием свойств степени.
Вычислим значение следующего выражения: 2-25·45-1+3136.
Показатели степеней опять таковы, что их точные числовые значения получить не удастся. Упростим исходное выражение, чтобы найти его значение.
2-25·45-1+3136=2-25·225-1+313·6
2-25·225-1+313·6=2-25·22·5-2+32=22·5-2-25+32
22·5-2-25+32=2-2+3=14+3=314
Выражения с дробями
Если выражение содержит дроби, то при вычислении такого выражения все дроби в нем нужно представить в виде обыкновенных дробей и вычислить их значения.
Если в числителе и знаменателе дроби присутствуют выражения, то сначала вычисляются значения этих выражений, и записывается финальное значение самой дроби. Арифметические действия выполняются в стандартном порядке. Рассмотрим решение примера.
Найдем значение выражения, содержащего дроби: 3,22-3·7-2·36÷1+2+39-6÷2.
Как видим, в исходном выражении есть три дроби. Вычислим сначала их значения.
3,22=3,2÷2=1,6
7-2·36=7-66=16
1+2+39-6÷2=1+2+39-3=66=1.
Перепишем наше выражение и вычислим его значение:
1,6-3·16÷1=1,6-0,5÷1=1,1
Часто при нахождении значений выражений удобно бывает проводить сокращение дробей. Существует негласное правило: любое выражение перед нахождением его значения лучше всего упростить по максимуму, сводя все вычисления к простейшим случаям.
Вычислим выражение 25-1-25-74-3.
Мы не можем нацело извлечь корень из пяти, однако можем упростить исходное выражение путем преобразований.
25-1=25+15-15+1=25+15-1=25+24
Исходное выражение принимает вид:
25-1-25-74-3=25+24-25-74-3.
Вычислим значение этого выражения:
25+24-25-74-3=25+2-25+74-3=94-3=-34.
Выражения с логарифмами
Когда в выражении присутствуют логарифмы, их значение, если это возможно, вычисляется с самого начала. К примеру, в выражении log24+2·4 можно сразу вместо log24 записать значение этого логарифма, а потом выполнить все действия. Получим: log24+2·4=2+2·4=2+8=10.
Под самим знаком логарифма и в его основании также могут находится числовые выражения. В таком случае, первым делом находятся их значения. Возьмем выражение log5-6÷352+2+7. Имеем:
log5-6÷352+2+7=log327+7=3+7=10.
Если же вычислить точное значение логарифма невозможно, упрощение выражения помогает найти его значение.
Найдем значение выражения log2log2256+log62+log63+log5729log0,227.
log2log2256=log28=3.
По свойству логарифмов:
log62+log63=log6(2·3)=log66=1.
Вновь применяя свойства логарифмов, для последней дроби в выражении получим:
log5729log0,227=log5729log1527=log5729-log527=-log27729=-log27272=-2.
Теперь можно переходить к вычислению значения исходного выражения.
log2log2256+log62+log63+log5729log0,227=3+1+-2=2.
Выражения с тригонометрическими функциями
Бывает, что в выражении есть тригонометрические функции синуса, косинуса, тангенса и котангенса, а также функции, обратные им. Из значения вычисляются перед выполнением всех остальных арифметических действий. В противном случае, выражение упрощается.
Найдите значение выражения: tg24π3-sin-5π2+cosπ.
Сначала вычисляем значения тригонометрических функций, входящих в выражение.
tg4π3=3
sin-5π2=-1
cosπ=-1.
Подставляем значения в выражение и вычисляем его значение:
tg24π3-sin-5π2+cosπ=32-(-1)+(-1)=3+1-1=3.
Значение выражения найдено.
Часто для того, чтобы найти значение выражения с тригонометрическими функциями, его предварительно нужно преобразовать. Поясним на примере.
Нужно найти значение выражения cos2π8-sin2π8cos5π36cosπ9-sin5π36sinπ9-1.
Для преобразования будем использовать тригонометрические формулы косинуса двойного угла и косинуса суммы.
cos2π8-sin2π8cos5π36cosπ9-sin5π36sinπ9-1=cos2π8cos5π36+π9-1=cosπ4cosπ4-1=1-1=0.
Общий случай числового выражения
В общем случае тригонометрическое выражение может содержать все вышеописанные элементы: скобки, степени, корни, логарифмы, функции. Сформулируем общее правило нахождения значений таких выражений.
- Корни, степени, логарифмы и т.д. заменяются их значениями.
- Выполняются действия в скобках.
- Оставшиеся действия выполняются по порядку слева направо. Сначала – умножение и деление, затем – сложение и вычитание.
Разберем пример.
Вычислим, чему равно значение выражения -2·sinπ6+2·2π5+3π5+3 lne2+1+39.
Выражение довольно сложное и громоздкое. Мы не случайно выбрали именно такой пример, постаравшись уместить в него все описанные выше случаи. Как найти значение такого выражения?
Известно, что при вычислении значения сложного дробного вида, сначала отдельно находятся значения числителя и знаменателя дроби соответственно. Будем последовательно преобразовывать и упрощать данное выражение.
Первым делом вычислим значение подкоренного выражения 2·sinπ6+2·2π5+3π5+3. Чтобы сделать это, нужно найти значение синуса, и выражения, которое является аргументом тригонометрической функции.
π6+2·2π5+3π5=π6+2·2π+3π5=π6+2·5π5=π6+2π
Теперь можно узнать значение синуса:
sinπ6+2·2π5+3π5=sinπ6+2π=sinπ6=12.
Вычисляем значение подкоренного выражения:
2·sinπ6+2·2π5+3π5+3=2·12+3=4
Отсюда:
2·sinπ6+2·2π5+3π5+3=4=2.
Со знаменателем дроби все проще:
lne2=2.
Теперь мы можем записать значение всей дроби:
2·sinπ6+2·2π5+3π5+3 lne2=22=1.
С учетом этого, запишем все выражение:
-1+1+39=-1+1+33=-1+1+27=27.
Окончательный результат:
-2·sinπ6+2·2π5+3π5+3 lne2+1+39=27.
В данном случае мы смогли вычислить точные значения корней, логарифмов, синусов и т.д. Если такой возможности нет, можно попробовать избавиться от них путем математических преобразований.
Вычисление значений выражений рациональными способами
Вычислять значения числовых нужно последовательно и аккуратно. Данный процесс можно рационализировать и ускорить, используя различные свойства действий с числами. К примеру, известно, что произведение равно нулю, если нулю равен хотя бы один из множителей. С учетом этого свойства, можно сразу сказать, что выражение 2·386+5+58941-sin3π4·0 равно нулю. При этом, вовсе не обязательно выполнять действия по порядку, описанному в статье выше.
Также удобно использовать свойство вычитания равных чисел. Не выполняя никаких действий, можно заказать, что значение выражения 56+8-3,789lne2-56+8-3,789lne2 также равно нулю.
Еще один прием, позволяющий ускорить процесс – использование тождественных преобразований таких как группировка слагаемых и множителей и вынесение общего множителя за скобки. Рациональный подход к вычислению выражений с дробями – сокращение одинаковых выражений в числителе и знаменателе.
Например, возьмем выражение 23-15+3·289·343·23-15+3·289·34. Не выполняя действий в скобках, а сокращая дробь, можно сказать, что значение выражения равно 13.
Нахождение значений выражений с переменными
Значение буквенного выражения и выражения с переменными находится для конкретных заданных значений букв и переменных.
Чтобы найти значение буквенного выражения и выражения с переменными, нужно в исходное выражение подставить заданные значения букв и переменных, после чего вычислить значение полученного числового выражения.
Вычислить значение выражения 0,5x-y при заданных x=2,4 и y=5.
Подставляем значения переменных в выражение и вычисляем:
0,5x-y=0,5·2,4-5=1,2-5=-3,8.
Иногда можно так преобразовать выражение, чтобы получить его значение независимо от значений входящих в него букв и переменных. Для этого от букв и переменных в выражении нужно по возможности избавиться, используя тождественные преобразования, свойства арифметических действий и все возможные другие способы.
Например, выражение х+3-х, очевидно, имеет значение 3, и для вычисления этого значения совсем необязательно знать значение переменной икс. Значение данного выражения равно трем для всех значений переменной икс из ее области допустимых значений.
Еще один пример. Значение выражения xx равно единице для всех положительных иксов.
Числовые выражения
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 830.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 830.
Одним из понятий алгебры 7 класса являются числовые выражения. Они используются для решения задач. Что собой представляют числовые выражения и как их использовать?
Опыт работы учителем математики – более 33 лет.
Определение понятия
Какое же выражение является числовым в алгебре? Так обозначают запись, составленную из чисел, скобок и знаков сложения, вычитания, умножения и деления.
Понятие числового выражения допустимо только в том случае, если запись несет смысловую нагрузку. К примеру, запись 4-) не является числовым выражением, так как она бессмысленна.
Примеры числовых выражений:
- 25 х 13;
- 32 – 4 + 8;
- 12 х (25 – 5).
Характеристики понятия
Числовое выражение имеет несколько свойств, которые используются в решении примеров и задач. Рассмотрим эти свойства подробнее. Для этого возьмем такой пример – 45 + 21 – (6 х 2).
Значение
Так как числовое выражение содержит знаки различных арифметических действий, их можно выполнить и получить в результате какое-то число. Оно называется значением числового выражения. Как производится вычисление значений числового выражения? Оно соответствует правилам выполнения арифметических действий:
- в выражениях без скобок выполняют действия, начиная с высших ступеней – умножение и деление, затем сложение и вычитание;
- если имеется несколько одинаковых действий, их выполняют слева направо;
- если есть скобки, сначала выполняют действия в них;
- при вычислении дробей сначала выполняют действия в числителе и знаменателе, а затем числитель делят на знаменатель.
Применим эти правила к нашему примеру.
- Сначала найдем значение в скобках: 6 х 2 = 12.
- Затем произведем сложение: 45 + 21 = 66.
- Последним действием найдем разность: 66 – 12 = 54.
Итак, число 54 будет являться значением выражения 45 + 21 – (6 х 2).
Для того, чтобы правильно прочитать числовое выражение нужно определить, какое действие будет являться последним в подсчетах. В выражении 45 + 21 – (6 х 2) последним действием было вычитание. Соответственно, называть это выражение нужно “разность”. Если бы вместо знака “-” стоял знак “+”, выражение называли бы суммой.
Если у выражения невозможно произвести подсчет значения, его называют не имеющим смысла. Например, смысла не имеет такое выражение: 12 : (4 – 4). В скобках разность равна нулю. А по правилам математики на ноль делить нельзя. Значит, найти значение выражения невозможно.
Равенство
Так называют запись, в которой два числовых выражения разделены знаком “=”. Например, 45 + 21 – (6 х 2) = 66 – 12. Обе части записи равны числу 54, а значит, они равны друг другу. Такое равенство называют верным.
Если же написать 45 + 21 – (6 х 2) = 35 + 12, это равенство будет неверным. В левой части равенства значение выражения равно 54, а в правой – 57. эти числа не равны друг другу, значит, и равенство неверное.
Пример задачи
Для того, чтобы лучше понять тему, рассмотрим пример решения задачи. Как решить задачу числовым выражением?
Дано: две машины выезжают из одного пункта в другой. Они поедут по разным дорогам. Одной машине предстоит проехать 35 км, а другой – 42 км. Первая машина едет со скоростью 70 км/ч, а вторая – 84 км/ч Окажутся ли они в конечном пункте в одно и то же время?
Решение: нужно составить два числовых выражения, чтобы найти время в пути у каждой машины. Если они окажутся одинаковыми, значит, машины прибудут в конечный пункт одновременно. Для того, чтобы найти время, нужно расстояние разделить на скорость. 35 км : 70 км/ч = 0,5 ч. 42 км : 84 км/ч = 0,5 ч.
Итак, обе машины приехали в конечный пункт одновременно, через полчаса.
Что мы узнали?
Из темы по алгебре, изучаемой в 7 классе, мы узнали, что числовое выражение – это запись из чисел и знаков арифметических действий. С помощью числовых выражений можно решать задачи. Если последним действием в числовом выражении было вычитание (сложение), то его называют разностью (суммой). Если последним действием было бы умножение (деление), то выражение называлось бы произведением (частным).
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Ольга Кузина
10/10
-
Мария Гаврилова
10/10
-
Александра Веригина
9/10
-
Макс Чупин
6/10
-
Эдик Брага
10/10
-
Наталья Слинькова
10/10
-
Любовь Дружинина
8/10
-
Света Колодий
10/10
-
Джек Кортес
8/10
-
Александра Елисеева
9/10
Оценка статьи
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 830.
А какая ваша оценка?
Вопросы
занятия:
·
повторить
основные действия, которые можно выполнять над рациональными числами;
·
ввести
понятия «числовое выражение» и «значение числового выражения»;
·
привести
примеры нахождения значений числовых выражений;
·
решить
задачу.
Материал
урока
Ранее
вы уже изучали различные действия над рациональными числами. Это действие сложение,
вычитание, умножение и деление.
Действия
сложение, вычитание и умножение можно выполнять для любых чисел, а вот деление
– нет.
Определение.
Арифметикой
(что с греческого означает «число») называется раздел математики, изучающий
числа, их отношения и свойства.
Давайте
решим следующую задачу.
На
сколько шагов больше сделает ребёнок, чем взрослый, на расстоянии 240 м, если
длина шага у ребёнка равна 0,3 м, а у взрослого – 0,8 м?
Решение.
Чтобы
найти количество шагов, которые сделал ребёнок, нужно 240 м разделить на длину
шага ребёнка – 0,3 м, а чтобы найти количество шагов, которые сделал взрослый,
нужно 240 м разделить на длину шага взрослого – нуль 0,8 м.
240 : 0,3 = 800
240 : 0,8 = 300
А
тогда, чтобы ответить на вопрос задачи, мы от количества шагов ребёнка отнимем
количество шагов взрослого, то есть:
800
– 300 = 500 шагов.
То
есть ребёнок сделал на 500 шагов больше взрослого.
Решая
задачу, мы получили числовое выражение, выполнив действия которого,
нашли значение этого выражения.
Таким
образом, сформулируем следующие определения.
Числовым
выражением называется запись, составленная из чисел, знаков
арифметических действий и скобок, указывающих на порядок выполнения действий.
Значением
числового выражения называется число, которое получается
при выполнении всех действий числового выражения.
Пример.
Найти
значение выражения.
Найдём
значение следующего выражения.
Пример.
Давайте
найдём значение следующего числового выражения.
Пример.
Пример.