Данная брошюра предназначена для тех христиан, которые хотят самостоятельно разобраться с порядком чтения книги Апостол за богослужением в церкви, а также для всех желающих расширить свой кругозор.
Во время службы в церкви читаются богослужебные книги «АПОСТОЛ» и «ЕВАНГЕЛИЕ». Чтение этих книг Нового Завета — великий момент богослужения. Сначала вещается слово апостолов. Нужно собрать все духовные силы, чтобы не на камень пало слово Божие, чтобы не засорила и не заглушила его сорная трава.
Порядок чтения «АПОСТОЛА» и «ЕВАНГЕЛИЯ» — следующий:
Во время пения «Трисвятаго», или стихов поемых вместо него, чтец благословляется у иерея1, и исходит с книгою «АПОСТОЛ» на средину церкви, в среду народа, как бы к народам всего мира, сеять Слово Христа в сердца людей.
Иерей возглашает: «Вонмем, мир всем»2.
Чтец, стоя лицом к востоку, от лица всех молящихся, отвечает: «И духови твоему» (чтец и весь народ кланяются в пояс без крестного знамения) — ответное пожелание священнослужителю, преподающему благодатный мир, того же мира от Господа.
Иерей: «Премудрость, вонмем3».
Чтец: «Прокимен4, псалом Давидов5…», и сказывает прокимен и стих его. И паки повторяет самый прокимен.
Лик6 между тем трижды отпевает прокимен тот. Но кроме великих праздников, в седмичные и в воскресные дни, почти всегда читают по два, а иногда и по три зачала, поэтому тогда поются два прокимна, но три прокимна не бывают никогда, хотя бы и три зачала было.
Два же прокимна поются так: первый прокимен берётся от первого зачала апостола. Прежде читается прокимен дню, потом стих его, потом прокимен святому. Например, в воскресный день прежде читается воскресный, потом стих его, потом прокимен святому. Если святой в святцах в этот день не указан, тогда святому не читаем, чтем Богородице, аще настоятель изволит. Паче же если храм Богородицы, тогда чтем неотложно, если святаго нет. По прочтении прокимна чтецом, лик поёт его. По прочтении стиха прокимна чтецом, лик поёт первый прокимен. По прочтении второго прокимна чтецом, лик поёт второй прокимен. Стих же второго прокимна, а если будет три зачала, то и третий прокимен с его стихом, оставляются. Но из трёх оставляется прокимен от того апостола, который читается в середине, под главу первого (как читается второе зачало под главу перваго описано ниже).
По прокимнах иерей возглашает: «Премудрость».
Чтец сказывает надписание послания апостола, например: «К Коринфяном послания святаго апостола Павла чтение» или «Деяний святых апостол чтение» и т.п.
Посём иерей: «Вонмем7».
Чтец же чтёт послание апостола, те зачала, которые предписаны в этот день. Если два зачала, то оканчивая первый, чтец возвышает голос с небольшим наконец понижением. Первый и второй зачал начинает со слов надписания наверху или внизу страницы, например: «Братие, святии вси иже верою…» и продолжает читать текст зачала после звёздочки. Заканчивается чтение второго зачала возвышением голоса без понижения.
Перед началом чтения первого зачала, чтец и весь народ в церкви ограждает себя крестным знамением. Перед началом чтения второго зачала ограждать себя крестным знамением устав не повелевает.
Когда же будет три зачала, тогда первому не делается в голосе окончания, и второй начинается не с начального слова надписания «Братие…», но прямо с точки под главу первого, то есть читается как единое целое с первым зачалом.
По окончании чтения Апостола, иерей возглашает: «Вонмем, мир ти».
Чтец: «И духови твоему» (чтец кланяется в пояс).
Иерей: «Премудрость, вонмем».
Чтец: «Псалом Давидов, аллилуйя».
Тогда иерей от царских врат кадит на чтеца и на оба лика и всю церковь8. Лик же по стихам чтеца поёт аллилуйя пятикратно. Первый раз по возгласу чтеца «Псалом Давидов, аллилуйя», второй и третий раз по прочтению чтецом стихов аллилуйных первого апостола, четвёртый по прочтению аллилуйного стиха второго апостола, пятый по возглашении чтецом «Аллилуйя».
Но когда бывает два стиха по аллилуйя второго апостола, то и второй стих его сказывается (два стиха соединяются и произносятся без приостановки в голосе). Если бывают аллилуйя не на Литургии, а на часах (например, когда совершается служба без священника или со священником, но когда нет возможности служить Литургию), тогда вместе с последнею аллилуйя сказываются причастные стихи обоих апостолов (написаны там же, после последнего стиха и обозначены словом «Причастен»).
Если бывает один апостол на Литургии и стихов для пятикратного прочтения не хватает, то к четвёртой аллилуйя чтец повторяет тот стих, который говорил по прокимне или по первой аллилуйя, а в пятый раз возглашает едину аллилуйя.
После этого чтец подаёт книгу Апостол на клирос, и положа три поклона, прощается, поклоняясь (в землю) прежде во алтарь ко иерею, потом (в пояс) на оба лика, и наконец на всю церковь.
Порядок чтения Апостола и Евангелия
В конце книги «Апостол» имеются указатели чтений: «СКАЗАНИЕ ИЗВЕСТНО ИЖЕ ПО ВСЯ ДНИ», «НАЧАЛО СВЯТЫЯ ЧЕТВЕРОДЕСЯТНИЦЫ», «СОБОРНИК, 12 МЕСЯЦЕМ», «ПРОКИМНИ И АПОСТОЛИ И АЛЛИЛУАРИИ НА ВСЯКУ ПОТРЕБУ РАЗЛИЧНИИ», «ПРОКИМНИ И АЛЛИЛУАРИИ ВОСКРЕСНЫ ОСМИ ГЛАСОВ», «ПРОКИМНИ И АЛЛИЛУАРИИ ДНЕВНИИ».
В этом разделе имеется:
- указание дня или праздника;
- прокимен и стих его;
- номер зачала, которое должно быть прочитано в данный день;
- аллилуйные стихи и причастны.
Весь текст книг АПОСТОЛ и ЕВАНГЕЛИЕ для удобнейшего чтения в церкви разделён на зачала. Зачало — это пронумерованные фрагменты текстов Евангелия и Апостола, на которые они разделены для пользования при совершении богослужений. Зачало — это не глава, это несколько стихов, но расположены они в определенной последовательности. Используя богослужебный круг чтения Апостола и Евангелия в течение всего года, вы прочтете весь Апостол и все Евангелия. Книга Апостол содержит:
а) Деяния святых апостолов;
б) семь Соборных посланий;
в) четырнадцать Посланий св. апостола Павла.
Все зачала идут непрерывным порядком. От начала Деяний до конца Послания к евреям всего 335 зачал, и отступлением от него служит лишь наличие двух 50‑х и двух 51‑х зачал: одни из них относятся к Деяниям Апостольским, а другие к Посланию св. апостола Иакова. 50-е и 51‑е зачала являются последними в книге Деяний, а в Послании св. Иакова 50-е и 51‑е зачала первыми. Причина такой нумерации зачал такова: книга Деяний разделена на 51 зачало, но из них 33‑е и 49‑е не читаются по ряду, а употребляются за богослужением в особые дни года (33 зачало 29-го августа — в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а 49‑е зачало — 21 мая в день памяти святого равноапостольного Константина Великого).
Итак, рядовых зачал в Деяниях без двух оказывается фактически не 51, а 49, и поэтому следующие рядовые зачала в Послании св. Иакова обозначены цифрами 50 и 51.
Некоторые многоопытные уставщики по — иному объясняют факт наличия двух 50‑х и двух 51‑х зачал. Приведём такое объяснение. «Для начала следует уяснить, что строгого деления на главы/зачала в древних рукописях нет. Послание Иаковле в одних книгах начинается 50‑м зачалом, а в других 51‑м. Например в Чудовской рукописи Нового Завета писанной, по преданию, Алексием, митрополитом Московским, чудотворцем (ум. в 1378 г.) в Послании Иаковли пять 51‑х зачал и два 52‑х.!
Второй немаловажный момент выяснения от чего такая нестыковка в нумерации — это уяснить себе, какие были книги в употреблении Церковью. Первоначально были переведены с греческого Евангелие-апракос9 и Апостол-апракос10. В апракосе текст расположен так, как он читается на церковных службах, начиная от Пасхи. Например в известном Остромировом Евангелии (1057г.) ежедневные чтения даны на период от Пасхи до Пятидесятницы. А на весь оставшийся год только чтения субботние и воскресные. В Апостолах-апракосах после Деяний св. Апостолов всегда шли Послания св. апостола Павла. А Соборные Послания находились в конце книги, также и сейчас они положены в конце годовых чтений после Послания к евреям. Например, такое расположение книг в Новом Завете (Деяния, Послания апостола Павла, Соборные Послания) принято на Западе у католиков и протестантов. На Востоке же при составлении четьего Апостола — Соборные Послания стали размещать после Деяний Апостольских. Вот тут, как я полагаю, и произошла нестыковка в номерах зачал. Деяния делятся на 51 зачало, а Послание Иаковле начинается с 50-го зачала. Деление на такое число, видимо не случайно, как символика Пятидесятницы и сошествия Святаго Духа. Например, диакон Аммоний в 4 веке Деяния разделил на 40 глав. Тоже символическое число!».
В Апостоле встречаются зачала, обозначенные словом «от полу», т.е. от половины. Само зачало в этом случае, имеет на полях два надписания. Например, зачал 280‑й (к Тимофею послание святаго апостола Павла) имеет такое деление. Первая половина читается 2‑го октября, а вторая в неделю 31‑ю.
Текст в богослужебных книгах печатается черным шрифтом, а все указания и объяснения красным шрифтом (киноварью). При каждом зачале стоит звездочка, а внизу указано, когда это зачало читается и какими словами надо начинать чтение этого зачала. Счет зачал начинается с Пасхи, открывающей «новый год» подвижного годового цикла.
Зачала бывают:
- рядовые — на каждый день в течение года;
- для праздничных служб;
- для богослужений во время Великого поста;
- для «общих служб» святым;
- зачала «на всяку потребу» (для таинств и треб).
Знакомиться с текстом, который будет читаться на службе, необходимо заранее. Следует помнить, что текст читаемый чтецом, понимающим смысл слов, могут понять и слушающие люди. Если же чтец сам не понимает смысла читаемого, то и люди слушающие не имеют шансов понять его, разве что кто-то заранее будет знаком с читаемым зачалом. Поэтому чтецу необходимо накануне службы, ознакомиться с прокимнами и их стихами, с зачалами и аллилуйными стихами на предстоящий день.
А порядок чтения Апостола и Евангелия следующий:
В ВОСКРЕСЕНЬЕ: Всегда прежде читается недельное, потом если есть, то святому, а если два святых, то и обоим, меньшего под главу недельного. А если нет святому, то к недельному прилагается второе Богородице, но во время Триоди11, исключая недели мытаря, блуднаго, второй недели Великого Поста, Богородице не прилагается, разве только когда будет ей нарочитое праздненство, тогда в Триодный период10 Богородице не отлагается.
В СЕДМИЧНЫЕ ДНИ: Прежде дню, а потом святому, а если два святых, то обоим, меньшему под главу дневного.
В СУББОТУ: Во время Триоди порядок тот же, как и в седмичные дни, но кроме Триоди, дневной уже не предшествует святому, но последует оному, произволяющие же читают и третие зачало за упокой, но по уставу за упокой Апостол и Евангелие читаются только, когда нет святому. Таким же образом заупокойные зачала Апостола и Евангелия читают не только в субботу, но и равно во все седмичные дни.
В ВЕЛИКИЕ ГОСПОДСКИЕ И БОГОРОДИЧНЫЕ, равно же и святым, ХРАМОВЫЕ ПРАЗДНИКИ – чтение Апостола и Евангелия бывает только единому празднику, а рядовое дню читается в предыдущий день под главу.
Иногда бывает недостаток зачал Апостола и Евангелий до недели мытаря и фарисея. В этом случае необходимо отступить вспять и снова начать читать уже прочитанные зачала, по количеству недостающих седмиц, сколько их не хватает до недели мытаря и фарисея. Такое действие называется отступкой.
ПЕНИЕ АНТИФОНОВ12. В великие праздники бывает пение особых праздничных антифонов13 в виде стихов из псалмов, содержащих пророчества или предуказания на данный праздник. В книге Апостол есть указание на пение таких антифонов в следующие праздники:
- В неделю Пасхи;
- в четверг Вознесения;
- в неделю Пятидесятную;
- в неделю цветную (Вербное воскресение);
- на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста;
- на Рожество Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа;
- на св. Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа;
- на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа.
При этом к первому антифону бывает припев:
«Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», ко 2‑ому — «Спаси ны, Сыне Божии, рождеися от Девы…» или: «Преобразивыися на горе…» и т. д. «Поющих ти: Аллилуиа, (трижды)». Третьим антифоном являются стихи из псалмов, чередующиеся с пением тропаря праздника.
Во всех вышеперечисленных случаях после второго антифона на «Слава, и ныне» поется всегда торжественный гимн Воплотившемуся Сыну Божию, составленный по преданию императором Юстинианом: «Единородный Сын Слово Божие, безсмертен сый, изволивый спасения нашего ради воплотитися, от Святыя Богородицы, и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распятся Христе Боже, смертию на смерть наступивыи, Едине сыи Святыя Троицы, спрославляемыи Отцу и Святому Духу, спаси нас».
Приведём конкретный пример действий чтеца при пении особых праздничных антифонов на праздник Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа. Текст антифонов этого праздника приведён в книге Апостол в разделе «СОБОРНИК, 12 МЕСЯЦЕМ», месяца января в шестой день.
Во время чтения ектении, чтец берёт книгу Апостол и становится перед иконой Спасителя (справа от Царских Врат). Благословляться перед этим не нужно. По окончании чтения ектении, чтец поворачивается лицом к ведущему клиросу, (назовём его — первый лик) кланяется в пояс и читает текст: «Во исходе Израилеве от Египта дому Ияковля из людий варвар. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Чтец кланяется первому лику в пояс и поворачивается лицом к иконе Спасителя. Первый лик тем временем отпевает этот стих. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к другому лику, кланяется в пояс и читает второй стих: «Бысть Иудея святыни Его, Израиль область Его. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Чтец кланяется второму лику в пояс и поворачивается лицом к иконе Спасителя, второй лик тем временем отпевает этот стих. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к первому лику, кланяется в пояс и читает третий стих также как предыдущие стихи. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к другому лику, кланяется в пояс и читает четвёртый стих тем же порядком. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к первому лику, кланяется в пояс и читает: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Чтец кланяется первому лику в пояс и поворачивается лицом к иконе Спасителя. Первый лик тем временем отпевает этот стих. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом ко второму лику, кланяется в пояс и читает: «И ныне, и присно, и во веки веком, аминь. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Второй лик тем временем отпевает этот стих.
Потом священником читается ектения малая, по окончании которой чтец поворачивается лицом ко второму лику, кланяется в пояс и читает стихи второго антифона, тем же порядком, что и первый антифон. Дойдя до слов «Слава, и ныне», произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и останавливается. Лик поёт «Слава…, и ныне…» и торжественный гимн «Единородный Сын Слово Божие…».
Потом священником читается ектения малая, по окончании которой чтец поворачивается лицом к первому лику, кланяется в пояс и читает стихи третьего антифона, тем же порядком.
Чтец: «Исповедайтеся Господеви, яко благ яко в век милость Его. Во Иордане крещающуся Тебе Господи».
Лик же отпевает тропарь полностью: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утвержение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
По прочтении всех стихов третьего антифона до слов «Вход», все клирошане (первый и второй лик) выходят на центр храма и там поют последний стих. Чтец стоит лицом к иконе Спасителя, а по возвращении клирошан на свои места кладёт книгу Апостол.
При возглашении стихов антифона, следует обращать внимание на встречающиеся иногда вместо стихов надписи: «Той же и другая страна», или «Другая страна той же стих», или «Стих 1, дважды». В этом случае чтец повторяет ранее прочитанный стих.
Вышеуказанный порядок чтения антифонов применяется в том случае, если чтец не облачён в священные одежды. При чтении антифонов лицами в священном облачении, например свещеносцами, облачёнными в стихарь, чтец не стоит на одном месте перед иконой Спасителя, а переходит через красную дорожку (на которую могут наступать только священные лица) от одного клироса к другому. Во всем остальном порядок действий сохраняется тем же.
Примечания:
Идет служба, поют Трисвятое. Выходит чтец Апостола, открывает книгу, возглашает прокимен. После секундного замешательства хор поет другой текст…
Приходилось встречаться с подобной ситуацией? Мне – да, и не однократно. И это не единственная проблема на Апостоле, например, чтец прочел текст, а диакон еще совершает каждение; или чтец Апостола читает одно зачало, а чтец Евангелия – два.
Основная причина, на мой взгляд, это неправильное обучение чтецов в подготовке к чтению Апостола.
Поскольку основную часть моей церковной службы (а это около 25 лет) мне довелось проводить в качестве учителя “начальной школы”, т.е. участвовать в становлении новых общин, обучать чтецов и певчих, накопился в этом некоторый опыт. Хочу поделиться этим опытом.
Первое, с чего я начинал – наработке алгоритма. Для облегчения прохождения этого этапа была разроботана шпаргалка с двумя схемами: “один прокимен-один апостол” и “два прокимена-два апостола”. Шпаргалка распечатывалась на листе А4 с двух сторон и разделялась пополам. Помещалась в книге любого размера.
В правом верхнем углу видна выноска в рамке. Здесь школяр заполнял сведения о дне: дате, празднике, зачале.
Схему нужно было заполнить относящимися к данному дню изменяемыми сведениями – текстами прокимена, надписание зачала, текстами аллилуария. Потом эту шпаргалку чтец будет вкладывать в книгу, где находится чтомое зачало.
Изменяемые данные находятся в книге Апостол. Изучаем Приложения, тренируемся находить и составлять последование на различные даты, не усложняя условия вроде “аще в неделю”, или “в субботу по Воздвижении”.
Задача этого этапа – понимать, что и где, и в каком Приложении находятся те или иные сведения. Это важно! Затем, на занятиях, “прогоны” по этим Приложениям делаются регулярно и обильно.
Далее проводим чтение прокимена и аллилуария в классе. Один исполняет роль иерея, другой диакона, третий чтеца, остальные – хор. Схемы находятся у всех участников, у каждого своя. Так как различия в них только в изменяемых данных (кому какое задание досталось), обращаем внимание только на возглашаемое нынешним чтецом Апостола.
Именно здесь закладывается пункт алгоритма подготовки – согласование прокименов и зачал, с хором и чтецом Евангелия.
Чтец докладывает, что он будет читать, где и как нашел все необходимое для чтения. В зависимости от уровня подготовки допускаются, и даже приветствуются, провокации от преподавателя; ошибки “не-чтеца”, т.е. тех участников, которые исполняют другие роли – не исправляются. Их можно даже поддержать и углубить.
Цель понятна – чтец должен вполне ясно усвоить свой урок и не дать себя сбить.
При подготовке к чтению зачала изучаем служебные пометки на полях текста.
Вверху надписание апостола и номер главы; внутри или снаружи номера стихов и зачал (обращаем внимание на номер/отсутствие номера зачала, что значит “от полу”); внизу “заход” зачал – когда читать, какими словами начинать; в тексте звездочки, где делается переход от “захода” к тексту (обязательно сопоставляем количество звездочек в тексте и в “заходе”),
ищем конец зачала (здесь обращаем внимание на необращение внимания на номера глав, и на соответствии конца зачала примечанию от “захода”, т.е. если зачало было Всем святым, или в неделю Православия, то и окончание зачала – “Конец всем святым и Православию”. Впрочем именно эти зачала пока не трогаем, поелику на данном этапе они сложны для обучения).
Теперь проводим чтение апостола со схемой в руках, как это было с прокименом и аллилуарием. Чтец объясняет, что он будет читать, и откуда он это взял. И пусть не забудет доложить, что чтец Евангелия остался им доволен. Если по ходу текста есть служебные пометки, на которые внимания не обращаем (вроде начала следующего зачала, или начало новой главы Апостола и т.п.) – это нужно отметить особо.
Также надо акцентировать внимание на то, что диакон (а в его отсутствие – священник), сказав “Вонмем”, совершает каждение на Апостоле. Если при чтении аки-диакон будет теребить карандашиком по чашке, подобно тамаде, требующему внимания, то это поможет чтецу, да и прочим школярам, которым тоже придется показывать свои успехи в классе, потом сообразовывать свою часть со священнодействием каждения.
Еще один момент должен быть в фокусе внимания чтеца. Текст Апостола, хоть это и не текст паремий, достаточно сложен, чтобы воспринимать его на слух слету. Нужно приучить себя (а на уроках это задача преподавателя) читать четко и без поспешности, фразировать по смыслу, расставлять акценты. Если учитель проявит смекалку и будет находить в чтении что-то вроде классического “влез на чердак Моисей”, кроме непосредственной пользы для чтеца позже можно будет устроить конкурс “У кого в Апостоле меньше тараканов”, с выдачей призов от настоятеля.
Теперь, когда студент чувствует себя более-менее уверенно, можно проводить репетицию к конкретной службе. На этом этапе я добавлял верификацию по настольному календарю. Здесь тоже не все супер-пупер просто, и если у чтеца еще нет доброго знакомства с языком календаря, с ним нужно познакомиться; знание календаря помогает и в мирной жизни. Это тем более полезно, что часто на приходах служат со своими особенностями, которые ни календарь, ни Богослужебные указания не учитывают, да и не могут. Например, если в память святого Типиконом, или календарем, предписывается служить славословие, а настоятель изволит бдение, то сведения из этих книг следует фильтровать. Но это – отдельный разговор.
Итак, чтец заполнил выноску в правом верхнем углу схемы чтения Апостола. Отыскал в глазах регента и диакона обратную связь. Увидел в приложении прокимен, номер зачала и аллилуарий. Заполнил схему. Нашел зачало в Апостоле. Вложил туда шпору.
Он готов к экзамену.
Разносим в классе лишнюю мебель по углам. Обозначаем место священника и диакона (не забудем про карандаш и стакан). Обозначаем амвон и клирос. Становимся или рассаживаемся по местам.
Хор поет трисвятое, чтец трижды покланяется иконе, затем певчим, и выходит на место чтения.
Кстати, вы знаете, где это место в храме? Если чтец не хиротесан, он читает за амвоном, там, где в конце литургии священник будет читать заамвонную молитву. Обращаю на это внимание, потому что в некоторых храмах читают на клиросе, а в иных за праздничным аналоем, где полагается читать ветхозаветные чтения: паремии, шестопсалмие, кафизмы. На этом же месте (за амвоном) читаются и новозаветные паремии; при этом свет не выключается, царские врата не закрываются до их окончания.
При поклонах с Апостолом в руках, как и с часословом перед шестопсалмием, минеей перед паремиями, книга держится левой рукой, приложенная к левому плечу. Затем чтец, держа двумя руками книгу перед собой на уровне глаз, идет на место чтения. Открывает Апостол на том месте, где лежит шпаргалка, и ждет возгласов, согласно схеме. Прочев страничку до конца, кладет шпаргалку так, чтобы по окончании чтения зачала было легко продолжать читать на обороте схемы. Возгласив последний стих аллилуария, крестится/кланяется и возвращается на свое место. Там повторяет поклоны, подобно совершаемым перед выходом на чтение, и может слегка надуть щеки.
Здесь надо заметить, что ученик мужеского пола может быть вхож в алтарь. Тогда последование выхода на чтение и возвращения после него в алтарь нужно согласовать с настоятелем, т.к. поклоны кладутся в алтаре тем порядком, который принят в данном храме. Также, если на чтеце лежит обязанность ставить аналой для чтения Евангелия, или выносную свечу, то это так же согласовывается с настоятелем.
Но это потом. Сейчас же наша задача помочь новобранцу уверенно совершить чтение Апостола со шпаргалкой внутри книги. Когда этот этап пройден успешно, чтеца можно выпускать в народ. После службы – непременный разбор полетов. Чтецу необходимо поделиться своими ощущениями при чтении – где он был не уверен, где встретилось затруднение. Фанфары, поздравления, иван-чай приветствуются.
Когда чтение Апостола на Литургии по первой схеме “один прокимен – один апостол” совершается без запинок, готовим чтение по воторой схеме – “два прокимена и два апостола”.
Здесь имеется усложнение действий. Начинается чтение в одном месте Апостола, заканчивается в другом, т.к. расположение зачал по соседству хоть и бывает, но крайне редко. Технически это выглядит несложно, подумаешь, прочел первое зачало, перевернул закладку, прочел второе, вернулся к первому, где остался листок, или выдернул его оттуда, и все недолга – на деле нужна некоторая сноровка для этих простых телодвижений. Ведь книгу обычно мы держим в руках (хотя поначалу и не зазорно пользоваться аналоем), и манипуляции с закладками приходится совершать вцепившись одной рукой в книгу, а другой в ленту. И это тоже требует тренировки.
Немного о закладках. Обычно в таких книгах, как напрестолькое Евангелие, богослужебный Апостол, Следованная псалтирь и др. вкладывают широкие нарядные ленты, которые, бывает, меняют в зависимости от праздника. Такие ленты, заложенные в несколько листов, бывают травмоопасными для книг, которые мы должны беречь и лелеять. Поэтому изначально нужно приучать чтецов обращать на это внимание, и, если дело требует разделить небольшое количество листов книги, принимать соответствующие меры. Это может быть тонкая закладка, которых сейчас немало в продаже, или не широкая лента. Впрочем, такие дополнительные закладки необходимы, т.к. бывает такое стечение чтений, что и двух закладок мало.
При подготовке к чтению Апостола чтецу нужно продумать рациональное размещение закладок в книге. Например, если текст заложен первой лентой, начинается на правой странице, то при открытии этой закладки ленту нужно куда-то сдвинуть, чтобы не мешала чтению. Тем более она будет мешать, если заканчивается зачало на обороте, или еще далее. Что будем делать? просто перекинем ее за Апостол? это не сложно, но потом надо будет ее вернуть на место, а то можно ее и потерять посреди храма.
Или нужно заложить несколько листов: 3 зачала, 2 прокимена. Как их заложить так, чтобы потом одной рукой ими управлять и без потерь вернуться со чтения? Об этом нужно думать еще на стадии обучения.
И может быть, не стоит спешить откладывать шпаргалку в стол, или вставлять в рамку и вешать рядом со святым углом.
Вообще, на все эти моменты требуется потратить немного внимания и времени, придираясь к каждому неловкому движению или возникшей паузе. Потом такая щепетильность принесет свои добрые плоды, а казусы войдут в приходские анналы.
Еще добавлю, что с первых тренировок чтения в классе, исподволь нашептываются и регулярно проборматываются учителем подсказки на опережение. Если мы посмотрим со стороны на весь процесс чтения Апостола, то увидим, что у чтеца и без шпаргалки полно времени листать Апостол туда-сюда без ущерба для последования. Судите сами.
Чтец выходит на средину храма во время Трисвятого и ожидает его окончания. До первого его возглашения из книги – текста первого прокимена, есть возгласы диакона и священника, ответ чтеца на “мир всем”, само возглашение “прокимен, глас…”. Для спокойной неспешной подготовки прокимена времени достаточно. Если чтец прошел курс молодого бойца, описанный выше – он сумеет.
Далее, если возглашается один прокимен, то есть уйма времени, чтобы открыть приготовленное зачало. Судите сами.
Чтец возгласил прокимен, хор поет его первый раз; в это время чтец готов возглашать стих прокимена. Для верности держа текст пред глазами, с середины стиха он уже не собьется. Можно переворачивать закладку на зачало. В это время чтец договаривает стих; хор повторяет прокимен, который чтец уже возглашал (он же его еще не забыл?) и теперь он возгласит его половину, а хор будет допевать прокимен. Диакон: “Премудрость”.
Если чтец прошел курс молодого бойца, описанный выше, он уже будет готов сказать, какого послания зачало будет читаться. Чтец объявляет, следует возглас “вонмем”.
Вы засекли время? да его достаточно, чтобы открыть зачало, найти его окончание, поправить закладку на прокимене, увидеть кадящего диакона… А ежели он чуток не укладывается, пусть прибавит своим возгласам торжественности, и станет понятно, как прав был Иосиф Давыдович, когда воспевал оду мгновениям, свистящим как пули у виска.
Читаем зачало, после которого следует аллилуарий. Если каждение совершено успешно (а чтец ведь за этим наблюдает!), то текст можно читать ровно до последней фразы, которую обычно несколько выделяют подъемом тона и некоторым замедлением чтения. Если же каждение еще не завершено, то темп чтения снижается загодя, чтобы служащие закончили его и неспешно приготовились к чтению Евангелия.
Последнюю фразу зачала можно произносить, уже листая Приложение Апостола, там, где находится прокимен. Там за прокименом следует текст аллилуария. Если чтец прошел курс молодого бойца, описанный выше, он сумеет.
В том случае, если прокимена два, и чтения два, то эти действия опережения переносятся в соответствующие места: на второй прокимен, переход с первого зачала на второе (там тоже на последних словах можно переворачивать закладку).
Все это необходимо отрабатывать на занятиях, обращая внимание на всякие мелочи, даже если это кажется избыточным. Тогда и более сложные случаи, о которых сегодня не говорилось – напр. о преступках, не будут представлять никаких трудностей.
Осталось сказать о применении, при изучении Апостола, современных помощников – Богослужебных указаний, мобильных приложений, вроде Православного календаря или тех же БУ. При начальном обучении мной они не привлекались вообще, как и обычный настольный календарь. Скорее, при подходящих условиях – в семинарии, училище, трепали Типикон, потому как там знакомство с ним предусматривалось программой. Жизнь показала, что в обычных условиях чтецы прекрасно справляются с самим Апостолом, и прибегать к помощи дополнительных средств при подготовке Апостола нужно лишь в крайних случаях.
Впрочем, вследствие встречающихся в богослужебных книгах огрехов, иногда без помощников не обойтись.
Например, в этом издании Апостола пропущена одна помета, без которой зачало правильно не читается. Найти ошибку сможете?
Без календаря тут не обойтись.
В другом издании этой ошибки нет.
Желаю помощи Божьей и успехов учащим и учащимся этому благодатному служению.
Книга Апостол содержит:
а) Деяния святых апостолов;
б) семь Соборных посланий
в) четырнадцать Посланий св. ап. Павла и (в некоторых изданиях)
г) Апокалипсис.
Все указанные новозаветные книги имеют свое деление на главы и стихи и зачала, но счет последних общий.
Все зачала идут непрерывным порядком; от 1-й главы Деяний до 13-й главы Послания к евреям всего 335 зачал, и отступлением от него служит лишь наличие двух 50 и 51-го зачал: одни из них относятся к Деяниям Апостольским, а другие к Посланию св. ап.Иакова. 50 и 52-е зачала являются последними в книге Деяний, а в Послании св. Иакова 50 и 51-е зачала первыми.
Причина такой нумерации зачал такова: книга Деяний разделена на 51 зачало, но из них 33-е и 49-е не читаются по ряду, а употребляются за богослужением в особые дни года (33 зач. 29-го августа — в день Усекновения главы св.Иоанна Предтечи, а 49-е зачало — 21 мая в день памяти св.равноап.Константина Великого).
Итак, рядовых зачал в Деяниях без двух оказыается фактически не 51. а 49, и поэтому следующие рядовые зачала в Послании св.Иакова обозначены цифрами 50 и 51.
В книге Деяний есть и такие зачала. которые читаются в дни особых святых, но они же включены и в число рядовых зачал. в Апостоле, точно также как и в Евангелии, уставные чтения имеют киноварные обозначения и подстрочники. кроме деления Апостола на зачала, в нем имеется особое разделение на известные отделы. Перед началом каждого такого отдела стоит особый знак ( в виде медальона) в середине которого пишется название дня седмицы: «неделя», «понедельник», «вторник» и т.д.
Разделение на указанные отделы сделано для келейного чтения и того чтения, которое по Уставу должно быть на всенощном бдении после благословения хлебов, когда положено читать Деяния. Послания и Апокалипсис. (Типикон, гл.2). Число таких отделов близко к числу бдений в году, назначаемых Типиконом в 6-й главе. Бдений положено около 70-ти, а отделов — 72.
В начале и в конце Богослужебного Апостола имеются статьи,подобные евангельским, в которых дается ряд вводных сведений и проч.
Перед книгою Деяний Апостольских и перед каждым Посланием, находятся следующие «статьи»:
1)«Знамения». В этой статье находится указание предметов новозаветной книги. Черными (иногда малыми) цифрами обозначается предмет, а красными (иногда большими)некоторые детальные дополнения к предмету.
2)«Сказания». Здесь говорится о месте, поводе и цели написания Послания.
В конце Апостола помещены:
1. Указатель апостольских чтений начиная с Пасхи и кончая Великой Субботой, с прокимнами. антифонами, тропарями, кондаками, аллилуариями и причастными праздничных дней.
2. Месяцеслов
3. Воскресные прокимны восьми гласов.
4. Прокимны седмичных дней.
5. Указатель чтений «Общих святых» и «На всякую потребу».
6. Антифоны вседневные.
Указания для чтения Апостола
Чтец должен получить благословение от служащего священника на облачение в стихарь и для четния Апостола, после чего он выходит на указанное место для четиня положенного Апостола.
После того как хор пропоет «Трисвятое» и священник возгласит «Мир всем«,
чтец произносит: «И духови твоему«.
Диакон: «Премудрость«,
чтец произносит прокимен.
Хор поет прокимен. Затем чтец произносит стих, а хор второй раз поет прокимен.
Далее чтец произносит первую часть прокимна, а хор поет вторую часть.
По окончании пения диакон возглашает «Премудрость«, а чтец произносит надписание апостольскогочтения, например: «Деяний святых Апостол чтение», «Соборного послания Иоаннова чтение», «к Галатам послания Святаго Апостола Павла чтение».
Диакон: «Вонмем», чтец читает положенное зачало Апостола.
по окончании чтения Апостола священник тихо произносит: «Мир ти«,
чтец отвечает ему в таком же тоне «и духови Твоему«.
Диакон «Премудрость«. Чтец сразу жепросле произнечения «И духови Твоему», сразу же произносит «Аллилуия«(трижды).
Хор поет «Аллилуия»(трижды).
Чтец произносит стих «Аллилуия»,
Хор поет второй раз «Аллилуия»
Затем чтец произносит второй стих, а хор поет в третий раз «Аллилуия».
Чтец, перекрестившись, входитв алтарь южными дверями, берет благословение от служащего священника и затем разоблачается.
В некоторые дни положено два апостольских чтения и два прокимна. Порядок пения прокимнов таков:
чтец произносит первый прокимен
хор поет этот прокимен,
затем чтец произносит стих прокимна, а хор поет второй раз прокимен.
Далее чтец вместо первой половины прокимна проиносит второй прокимен. Хор также поет второй прокимен.
Некоторые прокимны имеют вставные слова, например — прокимны Богородичных праздников: «Песнь Богородицы», прокимен в недели свв. Отцев:»Песнь Отцев».
Аллилуарий всегда поется только три раза. В некоторых аллилуариях имеется один стих вмместо двух; в таком случае его нужноразделить на две части или повторить. Если положено два аллилуария, следует взять первый стих из одного, второй стих из другого.
На Литургии не читается более двух апостольских чтений, двух зачал. Если в какой либо день приходится читать по три апостольских зачала, то они читаются как два, т.е. одно зачало читается «под зачало» с другим.
Примечание: Выражение «под зачало» означает то, что два Апостола читаются так, как будто они составляют одно зачало, т.е. между чтением двух зачал небывает большой остановки.
При чтении двух апостольских зачал соблюдается следующий порядок:
1. сначала читаются зачала дневные, затем святым:
а) во все седмичные дни кроме субботы,
б) в субботы от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых
в) во все воскресные дни (кроме недель перед Воздвижением и по Воздвижении, недели после Рождества Христова).
г) в дни отданий Богородичных праздников сначала читается рядовое зачало, а потом Богородице
2. Читается апостол сначала святому, а потом рядовой по субботам с Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее.
Примечание: В Апостоле встречаются зачала, обозначенные словом «от полу», т.е. от половины.
Очень часто среди посетителей православного храма встречаются люди, которые в самых ответственных во время богослужения местах стоят, словно отсутствуют. Происходит это оттого, что люди просто не понимают, что происходит на службе. В статье раскрыт один из важных моментов богослужения, а именно – чтение одной из главных богослужебных книг – «Апостола». Во время литургии эта служба проходит почти так же торжественно, как чтение Евангелия.
Служба
Богослужебный «Апостол» – это книга, в которой описаны дела учеников Иисуса, а также их послания в христианские общины разных городов. Кроме этого, в нем имеются соборные послания. Несмотря на то что чтение «Апостола» во время литургии проходит в течение нескольких минут, богослужение это считается очень важным. Для его службы чтец «Апостола», взяв благословение у священника, выходит на середину храма, оказавшись среди паствы, и рассказывает о том, что делали, как призывали апостолы на заре христианства людей к подвигам во имя Бога. Происходит это во время Божественной Литургии перед началом чтения Евангелия. Также богослужебный «Апостол» читают на Царских Часах. Обратясь к востоку, чтец возносит молитвы не только от своего лица, но и от всех прихожан, стоящих в храме вместе с ним. При чтении прокимнов голос чтеца должен звучать громко, но не резко. Для этого он постепенно повышает его, призывая прихожан ко вниманию. Если прокимен не один, то в конце первого голос чтеца вновь опускается. Следующий читается не менее торжественно и заканчивается на высокой ноте с пропеванием алиллуария.
Очень важным считается момент ознакомления чтеца с прокименом, который будет произнесен во время литургии. Соборность Церкви Христовой несет в себе понимание того, что люди познают веру в Господа не из книг, а непосредственно из служб к Богу. Если священник и чтецы понимают, что они провозглашают народу, то это в виде познания переходит и пастве. Если же чтец и иерей относятся к служению формально, то и понимания в народе они не найдут. Именно поэтому чтец, прежде чем выйти с богослужебным «Апостолом» к людям, должен прочесть все, что ему предстоит огласить во время службы. Если что-то для него неясно, ему должен растолковать священник, чтобы слова дошли до сердца чтеца. Клир также должен быть посвящен в таинства данного служения, так как и на него возлагается ответственность повторять прокимны, а также петь алиллуарии, предназначенные для данной службы.
Привычное для православного слуха пение слов «Аллилуйя» считается не просто прославлением Бога, но и возвещением о Его пришествии на землю. Торжественность данного богослужения заключается не только в умении донести до прихожан смысл происходящего, но и в мастерстве клира помочь в этом пении, которое должно походить не на заученную партитуру, а на пение ангелов у престола Господня.
Многие службы проходят торжественно, но без одухотворения. Даже если четко соблюден порядок чтения «Апостола», без духовного участия всех участников эта служба остается непонятной и мертвой. Многим прихожанам может показаться странным отсутствие иерея на таком важном богослужении. Это объясняется тем, что священник при чтении «Апостола» должен сидеть с южной стороны от Горнего места, как равный апостолам – учитель христианской веры.
Краткие правила служения по фрагментам богослужебной книги, содержащей деяния и послания апостолов, можно прочесть в брошюрах, изданных специально для чтецов. Отрывок из книги ясно показывает, что для человека, не приобщенного к церковным службам, будет стоить большого труда разобраться во всех этих премудростях.
Во время пения «Трисвятаго», или стихов поемых вместо него, чтец благословляется у иерея, и исходит с книгою «АПОСТОЛ» на средину церкви, в среду народа, как бы к народам всего мира, сеять Слово Христа в сердца людей.
Иерей возглашает: «Вонмем, мир всем».
Чтец, стоя лицом к востоку, от лица всех молящихся, отвечает: «И духови твоему» (чтец и весь народ кланяются в пояс без крестного знамения) — ответное пожелание священнослужителю, преподающему благодатный мир, того же мира от Господа.
Иерей: «Премудрость, вонмем».
Чтец: «Прокимен, псалом Давидов…», и сказывает прокимен и стих его. И паки повторяет самый прокимен.
Лик между тем трижды отпевает прокимен тот. Но кроме великих праздников, в седмичные и в воскресные дни почти всегда читают по два, а иногда и по три зачала, поэтому тогда поются два прокимна, но три прокимна не бывают никогда, хотя бы и три зачала было.
История христианства в богослужебной книге
В то же время «Апостол» несет в себе саму историю развития христианской церкви. Если читать его последовательно ежедневно, то можно узнать, что на заре христианства, судя по посланиям Иуды, уже существовала традиция среди нечистых в помыслах людей выдавать себя за апостолов – посланников Господа. Христианские общины, принимая таких людей, могли по их примеру и поучениям отойти от Бога.
Первые христиане были бывшими язычниками со своими грехами, которые было не так просто искоренить. Если же к ним приходили люди, призывавшие их продолжать творить всякие непотребства, то им, не окрепшим в своей вере, было легко впасть в искушение. Лжеапостолы же, чтобы их принимали более радушно, потакали людским слабостям, проповедуя богохульные мысли. Ведь люди эти приходили лишь для того, чтобы сытно поесть, предаться блуду и говорить о том, чего не понимают. Недаром святой Иуда сравнивает их с бессловесными животными, которые только и знают, чем себя осквернить. Они во всем ищут выгоду, общаясь с людьми, но при этом всем недовольны. Для них у Господа приготовлена кара, как для неверующих израильтян, выведенных Моисеем из Египта, для городов Содом и Гоморра, погрязших в блуде, как для ангелов, восставших против Господа. В своем послании Иуда предостерегает верующих от общения с подобными людьми, которые, словно тучи без дождя, блуждают, носимые ветром.
Настоящие же апостолы отличались нестяжательством. Посещая христианские общины в различных городах, они нигде надолго не задерживались, видя свое предназначение в распространении веры, а не в проповедях на одном месте. Для путешествий своих они просили в общине только хлеба, которого им должно было хватить до следующего города. Тем самым они показывали свою незаинтересованность в материальных благах.
Проповедь апостола Павла
В послании к римлянам Павел в первую очередь объясняет, что вера его не только для иудеев, что проповедовать он будет и язычникам. Однако, утверждая, что несет веру каждому, он обличает тех, кто не принимает ее, так как не может отказаться от своих грехов, совершаемых с верой в разуме, который склонен извращать любую истину. В то же время, зная, что творят беззаконие, они не только сами продолжают заниматься непотребствами, но и поощряют на это других.
Христианам же он запрещает осуждение. В первую очередь право судить есть только у Господа. Если же человек осуждает другого, то он как бы берет его грех на себя, что не может быть для него защитой перед Богом. С каким бы старанием человек ни делал добрые дела, если в нем нет веры и любви, то нет и проку во всех его начинаниях.
Борьба с грехами
И все же в посланиях к римлянам Павел скорбит о грехах, которые продолжали по немощи своей творить первые христиане. Он грозил страшным судом от Господа, который не потерпит быть обманутым внешним поклонением, когда внутри человек продолжает жить, как язычник. Однако справиться с искушениями этого мира не так просто. Именно поэтому Павел призывает не просто креститься, но принять веру духом своим, что даст возможность не творить зла не по закону, а по любви к Богу. Ведь израильтяне знали о пришествии Миссии, а когда он пришел, они не признали Его. Язычники ничего этого не знали, но приняли Бога всем сердцем и оказались среди избранных.
Любая власть – от Бога
Отдельно он говорит о покорности всякой власти свыше, так как она всегда от Бога и дисциплинирует людей. Нужно только помнить об этом, не хулить, а исполнять все доброе, предписанное властью. Тогда тому, кто не делал злого, не будет кары, а кто делает доброе – будет награда.
В конце послания Павел перечисляет людей, которые успели славно потрудиться для распространения христианской веры, а также для укрепления христианской церкви. Это люди различных сословий из разных городов и, скорее всего, до обращения в христианство имевшие разные религиозные взгляды.
Мудрость Бога и безумие мира
В первом послании к коринфянам апостол Павел призывает общину к единству не по имени крестившего, а ради того, чье имя проповедуется. Таким образом, Павел, отрекаясь от себя, говорит, что он пришел к ним не как Павел, а как посланник распятого Иисуса Христа – только о Нем стоит помнить, только Его именем стоит называться. Объяснить силу своих проповедей Павел сам не в состоянии. Только Дух Святой, по его мнению, мог придать силы проповедям слабого и неуверенного в себе человека. Только Божье благословение могло объединить сильных и слабых, бедных и богатых. Лишь Господь мог дать силы неученым апостолам своим убеждать мудрецов их века и сильных мира.
Языческие корни первых христиан
Также апостол Павел в своем первом послании к коринфянам рассуждает о том, что Дух Святой, который помогает ему в обращении язычников в христианство, есть величайшая тайна для живущих на этой земле. Но тайна эта открыта для познания не разумом или душой, а тем же Духом, который объединяет их в единой вере. Не в вере Павла или других апостолов, а в вере в Господа Иисуса Христа.
В то же время Павел осознает, что человек, выросший в среде язычников, не может мгновенно воспринять всю силу христианской веры. Он сравнивает их с младенцами, которых нужно кормить молоком, а не твердой пищей. Они должны осознать, что все, что делают апостолы – лишь помощь Господу, который есть и фундамент, и взращиватель всего. Люди же – священный храм, в котором обитает Святой Дух. Горе тому, кто разрушит тот храм. И тут же обличает своих учеников в великом блуде и гордыне, которая способна погубить не только отдельных людей, но, как плохая закваска, все тесто. И при этом тому, кто не согрешил, не стоит общаться с грешниками, но и судить их не нужно. Суд – дело Господа, только он видит человека не внешне, а изнутри.
Христианская семья
В этом же послании он дает четкие указания о семейной жизни христиан. Однако не настаивает на них, а лишь предлагает. Если выполнять их неукоснительно, то не впадешь в грех и не осквернишь себя перед Богом.
1. А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
2. Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
6. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.
Также Павел осуждает идолопоклонство, которое продолжало бытовать среди первых христиан, так как семьи многих из них оставались язычниками. Однако апостол призывает христиан бежать от общения с ними, чтобы не впасть в искушение. Лучше воздержаться телом, чем погибнуть духовно.
Таинство Святого Причастия
О принятии святого причастия Павел говорит, вспоминая Тайную Вечерю, во время которой был преломлен хлеб, символ Тела Христова, и испито вино – как Его Святая Кровь. Первые христиане, не ведая тайного смысла этой Вечери, собирались, чтобы поужинать, а потому напивались и наедались или оставались голодными, кому не хватило. Так они растрачивали свои духовные блага, удовлетворяя свою плоть.
Отдельно он говорит, что в проповедях и делах важны не знание и мудрость, не старания и трудолюбие, а только любовь.
1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.
2. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6. не радуется неправде, а сорадуется истине;
7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
10. когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
Послание к Галатам святого апостола Павла
К галатам Павел обращается по прошествии длительного времени с начала своих проповедей. В первую очередь он пытается доказать целостность и правильность своих проповедей тем, что исходят они от Господа, а только Ему готов служить и угождать Павел. Никто – ни люди, ни ангелы – не способен опровергнуть истинность его проповедей.
В послании к Галатам он разъясняет, почему кого-то из апостолов направили к иудеям, других же – к язычникам. Каждый трудится на поприще, уготованном именно для него. Долгие годы Павел странствовал по странам язычников, изредка навещая Иерусалим для нового благословения. Так и другие апостолы шли каждый по своей стезе.
Судя же по призваниям, которые он высказывает в своем послании, галаты, приняв изначально веру в Христа всей душой, постепенно отклонились от нее, впав в соблюдение законов, которое несет в себе лишь пустое исполнение. Только помощь друг другу, совершение добра с любовью и верой во имя Христа помогут принять Господа всем сердцем и не впасть в искушение плоти.
1. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
2. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
3. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,
4. ибо каждый понесет свое бремя.
5. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
6. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
7. сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
8. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
9. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
Актуальность древнего Богослужения
Прочтение богослужебного «Апостола» не имеет цены для того, кто желает укрепиться в вере, а также всей душой приобщиться к христианству. В каждой главе и в каждом Деянии можно найти ответы на вопросы, которые актуальны до сих пор.
Трудность восприятия этой службы состоит лишь в том, что читается богослужебный «Апостол» на церковно-славянском языке, который, к сожалению, все больше утрачивает свою актуальность в обиходе. Однако вопрос понимания этого служения состоит не только в понимании самих слов (в настоящее время «Апостол» переведен на современный русский язык), а в том, чтобы все поучения принять сердцем и не выискивать в них разумом непонятное.
Апостол читать меня учила супруга настоятеля нашей церкви. Невысокого роста пожилая женщина с круглыми наивными глазами, доброй застенчивой улыбкой, тихим голосом, она знала Устав не хуже батюшки, а в некоторых аспектах разбиралась едва ли не лучше его самого. В храм наш, небольшой и уютный, мы, певчие, приходили заблаговременно, чтобы подготовиться не торопясь. По утрам настоятель прибывал в церковь раньше прихожан, а вечером обычно мы ожидали его появления.
Его супруга не отличалась крепким здоровьем и не всегда по болезни могла попасть на службу. Пока ее не было, бабульки волновались, придет ли хозяйка клироса. Готовясь к богослужению, в сотый раз проверяли закладки в книгах на нужных местах, нервничали, боясь ошибиться в чем-то, хотя и сами знали все службы практически назубок. И когда наконец открывалась дверь храма, и порог, опираясь на клюшечку, переступала жена настоятеля, у женщин светлели лица. Они с улыбками бежали навстречу, здоровались. Кто-то помогал снять пальто, кто-то поправлял платок. В этом не было никакого подхалимства, лицемерия. Ее просто все искренне любили.
Следом, через пару минут, входил сам батюшка – высокий, седовласый, степенный. Он не спеша прикладывался к образу на аналое посреди храма, поворачивался к прихожанам, и мы цепочкой двигались к нему под благословение. Благословив меня, батюшка говорил:
– Валера, завтра на литургии – два Апостола. Прокимнов тоже два. С супругой моей разберитесь.
И я шел на клирос.
Не мое право рассуждать, конечно, какими качествами должны обладать настоящие священники. Могу только сказать, чего мне не хотелось бы в них видеть: высокомерия, ограниченности, барства. Вот ничего такого в нашем настоятеле не было в помине. Ни на кого он не шумел, никого не обижал. Порой во время, когда происходила Исповедь, женщины, не собиравшиеся на этой службе причащаться, расслаблялись, начинали переговариваться, сначала потихоньку, потом громче. Когда гул становился слишком уж отчетливым, батюшка хмурился и обращался к прихожанам: «Пожалуйста, не разговаривайте в храме!» При этом он говорил вроде бы строго, но ни на кого конкретно не глядя. На какое-то время помогало: батюшку люди весьма уважали!
Священник наш очень серьезно относился к службе, все делал, как положено, не торопясь, ревностно. И меня учил тому же:
– Валера, Апостол нельзя держать небрежно, как Буратино азбуку. Это – святыня. Его надо нести торжественно, над головой. Вот так!
Как-то после Крещения батюшка отдал мне книгу богослужебных указаний за прошлый год, сказав:
– Валер, возьми на память. Будешь по ним вникать, что к чему.
И добавил, вспоминая:
– В 1960-х никакой православной литературы достать было невозможно, Патриархия печатала в достатке только Богослужебные указания. Мы с друзьями в них и рылись, учились в службах разбираться.
Поблагодарив, положил книгу в пакет. Смысл сказанного дошел до меня только по дороге домой, и у меня перехватило горло. Надо же! 1960-е годы – он сказал. Я еще под стол ходил пешком. А он уже разбирался в богослужебных указаниях. Долгие годы мы с ровесниками росли, ходили в школу, взрослели, бегали на танцы, служили в армии, учились в институтах, хулиганили, дрались, влюблялись, женились, рожали деток, совершали ошибки, падали и вставали… А он в это время пел на клиросе, прислуживал в алтаре, потом и сам служил у престола. Мы думаем, священники – такие же люди, как и мы. Две руки, две ноги, два глаза. Такие, да не совсем.
«Разбирались» мы по поводу завтрашнего чтения Апостола обычно по окончании вечерней службы, после чтения первого часа. Собственно, это было не «разбирательство», а уточнение. Я заранее находил и записывал на листочке прокимны, аллилуарии, делал закладки на нужных страницах, а моя наставница только проверяла. Поправляла, если что не так. Убедившись, что все правильно, обязательно прочитывала про себя зачала Апостола. Она очень любила Послания Апостолов, особенно Павла, перед которым преклонялась. Вслух зачитывала какое-то поразившее ее место и говорила восхищенно: «Как удивительно сказано! Великий человек…».
Она учила меня, как нужно читать Апостол. Говорила так же, как батюшка:
– Это святыня! Апостол следует читать благоговейно, торжественно. Осмысленно. По мере приближения к окончанию зачала текст читается с небольшим повышением тона. Если два Апостола, завершаем первый, понижая тон. И не произносим перед вторым зачалом «Апостола такого-то или Деяний чтение», а сразу читаем текст. Сильно понижать и повышать голос не надо, это не пение, а чтение. Многие люди плохо знают церковно-славянский, поэтому текст нужно произносить неспешно, внятно, отчетливо, чтобы каждое слово было понятно. Как будто детям читаем.
Она все это объясняла и показывала. А потом смущенно улыбалась и говорила трогательно: «Простите меня! Простите меня!» Как будто могла чем-то обидеть невзначай здоровенного, отнюдь не беззащитного оболтуса…
Мне очень нравилось петь на клиросе. У нас пели все по-простому, сложные произведения мы почти не разучивали. Все песнопения навсегда легли на сердце и душу в том варианте, как слышал их впервые. «Во Царствии Твоем» обиход, Сергиевская Херувимская. К сожалению, у меня нет музыкального образования. Поэтому, наверно, мне не близки церковные произведения, написанные композиторами, концертное исполнение.
Мне не близки церковные произведения, написанные композиторами, концертное исполнение
Как-то подарили запись литургии одного из великих, дослушал до «Блаженны» – и не смог осилить дальше. Для кого-то понимающего, наверно, шедевр, для меня – совершенно непонятное, чуждое звучание любимых молитвенных слов. Ну, каждому свое…
Моя любимая литургия – не праздничная, а обычная воскресная Иоанна Златоуста. Все в ней знакомое, родное. От «Благословенно Царство» до «Господи, спаси благочестивыя!» время пролетало мгновенно. Я шел в алтарь получать благословение на чтение Апостола, оттуда шагал к амвону, высоко неся над головой тяжеленную книгу в металлическом окладе.
После Трисвятого иерей возглашал:
– Вонмем! Мир всем.
Я отвечал:
– И духови твоему!
Батюшка призывал:
– Вонмем!
По окончании чтения прокимнов настоятель произносил:
– Премудрость!
Я объявлял:
– К Кори́нфяном посла́ния свята́го апо́стола Па́вла чте́ние.
– Вонмем!
И я читал Апостол, стараясь, чтобы каждое слово звучало торжественно, отчетливо, понятно всем…
***
Людям свойственно идеализировать прошлое. Действительно ли раньше мы были добрее, лучше относились друг к другу, или это нам только кажется? Ведь говорит же Екклесиаст: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1, 9). Во все времена люди грешили и каялись, спасались и погибали. Но, наверное, мы все-таки когда-то были лучше, раз тогда не было пандемий, не гибли люди на фронтах. Поэтому ничего не хочется говорить о событиях нынешних, совестно писать что-то «актуальное», «на злобу дня». Слишком все больно, трагично, непредсказуемо. Когда-нибудь потом будем рассказывать потомкам о том, что происходит сейчас.
Мне и сейчас случается читать Апостол на литургии: наш псаломщик уже в весьма почтенном возрасте, не всегда бывает на службе. В наши дни секретов никаких нет, что и как нужно делать, читать, петь. Открывай Интернет и смотри. Проблема не с доступностью информации, а с избыточным выбором. Читают все по-разному. Кто эмоционально, а кто невыразительно; кто тихо, а кто громогласно; кто нараспев, а кто речитативом. Выбирай, как тебе по душе.
Не могу сказать, что сам читаю стопроцентно правильно. Скорее, представляю, как нужно: как меня учила та добрая старушка, супруга нашего настоятеля. Неспешно, торжественно, внятно, отчетливо, чтобы каждое слово было понятно всем. Благоговейно.
Как в последний раз.