Места силы, места поклонения святыням – их называют по-разному, но смысл един: где поклониться мощам святых и другим святыням? где и кому молиться за здравие, семью и т. д.? где благодарить за помощь Свыше?..
По разным странам и городам есть много таких мест силы и мест поклонения. Причем речь о самых разных верах и религиозных толках. Вплоть до экзотичных. Сегодня мы остановимся на конкретной религии и конкретном месте: православные святыни Москвы.
Где в Москве поклониться и кого просить о здравии
Одна из самых любимых россиянами святых – Блаженная Матрона Московская. Она жила с 1881 (1885?) по 1952 г., и до сих пор остались свидетели того, как матушка помогала людям, исцеляя их, подсказывая, наставляя на путь истинный.
Сама Матронушка говорила: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».
Многие тысячи людей, которые каждый день выстраиваются в очередь к мощам (а в дни праздников это число увеличивается разы) свидетельствуют о всенародной вере русской святой. Многочисленны рассказы тех, кто после этого исцелился, обрел радость и удачу, решил важные вопросы.
И не надо особых денег на дорогущие свечки или пафосные букеты. Достаточно простой свечи и нескольких недорогих, но подаренных от души цветов. Главное – ваша внутренняя вера. Сама Блаженная учила перед своим уходом из жизни:
Поклониться Матроне Блаженной можно:
1) в Покровском монастыре, где хранятся ее святые мощи. Находится монастырь на Таганской ул., д. 58. Это между станциями метро «Таганка» и «Пролетарская». Пешком можно дойти за 5 минут от обеих станций;
2) на Даниловском клaдбuщe, где матушка была пoгpeбeна изначально, до перенесения ее святых мощей в Покровский монастырь. К ее мoгuлкe до сих пор приходит много паломников. Для этого надо приехать на 4-й Рощинский пр-зд на станции метро «Тульская».
Также попросить о здравии можно у Кийского креста. Он находится в Храме Преподобного Сергия Радонежского и содержит частички мощей Иоанна Предтечи, апостолов Иакова и Павла, евангелистов Матфея и Луки, более чем 100 святых.
Для этого надо приехать на станцию метро «Чеховская» либо «Трубная» и пройти на Крапивенский пер., д. 4, стр. 2.
О здравии просят и одного из самых почитаемых православных святых – Николая Святителя. Частички его мощей в Москве находятся:
1) в Храме в честь его имени на станции метро «Краснопресненская», а конкретнее – на Нововаганьковском пер., д. 9;
2) Храме Вознесения Господня, метро «Бауманская», а именно – ул. Радио, д. 2. В кресте-мощевике также есть частицы Животворящего Креста Господня, самого Гроба Господня, гроба Божией Матери, а еще частички мощей Сергия Радонежского и др.
Кому и где в Москве молиться о замужестве и женитьбе
Помимо названных выше святынь, молиться можно Владимирской иконе Божией Матери. Эта одна из наиболее почитаемых православных икон сегодня находится в Храме-музее Святителя Николая вблизи станций метро «Полянка» и «Третьяковская», рядом со знаменитой галереей. А именно – на Мал. Толмачевском пер., д. 9.
Также тем, кто хочет создать семью, да всё никак не может, можно посоветовать прийти в Новодевичий монастырь, что на станции метро «Спортивная». Это Новодевичий пр-д, д. 1.
Кому-то покажется странным, но молиться полагается Софье – той самой старшей сестре Петра Великого, которую мы еще со школы привыкли воспринимать как uнтpuгaнкy и которую он в итоге борьбы зaтoчил в башню.
Царевна очень хотела создать собственную семью, но просто не успела. Поэтому считается, что она помогает холостякам решить этот вопрос.
Башня спустя время стала называться Софьюшкина (это в народе, а официально ее именуют Напрудной). Согласно легенде, стоит прикоснуться к ее белокаменной стене и от души попросить найти своего суженого.
Кому и где в Москве молиться о семье, детях
Все названные выше святыни помогут также тем, кто уже семью создал, но хочет помолиться о своих домочадцах – укрепить семейные отношения, наставить на путь истинный детей, попросить здравия родителям, решить разные проблемы родственников и т. д.
Кроме того, в Москве молиться о семье, детях можно:
1) в Зачатьевском монастыре. Здесь до сих пор хранится икона Пресвятой Девы Марии «Милостивая», перед которой еще в XVI в. Ирина Годунова просила, чтобы у нее родился ребеночек. Об этом же можно попросить для себя и в наши дни.
Для этого надо приехать на 2-й Зaчaтьевский пер., д. 2, что недалеко от станций метро «Кропоткинская» и «Парк культуры»;
2) иконе «Ахтырская» в Храме Воскресения Словущего. Икона была чудесным образом найдена священником в 1739 г.: косив траву у дома, он увидел изображение Богоматери, от которого исходил необыкновенный свет.
Икона считается покровительницей детей и сегодня находится в историческом центре Москвы на Филипповском пер., д. 20. Это станция метро «Арбатская»;
3) иконе Иоанна Крестителя с обручем – с частицей его мощей. Молитвы перед этой святыней с нетривиальным названием помогают справиться с самыми разными житейскими ситуациями, в том числе семейными.
Она находится в Иоанно-предтеченском монастыре между станциями метро «Китай-город» и «Лубянка». Это Мал. Ивановский пер., д. 2«а».
____________________
Безусловно, и в Москве, и по всей России существует гораздо больше мест для поклонения и молитв, чем указано в этом списке. Мы тут перечислили одни из самых почитаемых. Начать можно с них. Удачи вам!
П. с. Также читайте статьи «Где мироточат иконы в наше время», а еще «Когда иконы мироточат». Плюс любопытный пост «От великого до курьезного: история 1 пятачка московской земли на Китай-городе».
#христианство #религия #православие #наука #история #москва #Россия #достопримечательности #философия #психология
В Москве множество храмов, где верующие могут помолиться перед чудотворными иконами и получить по вере своей помощь, исцеление и утешение.
Содержание статьи
- Чудотворные иконы в Москве: где находятся?
- Казанская икона Божией Матери
- Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери
- Владимирская икона Божией Матери
- Чудотворная икона «Утоли моя печали»
- Икона «Нечаянная радость»
- Чудотворная икона «Милостивая»
- Икона Божией Матери «Всецарица»
- Чудотворная икона Божией Матери «Умиление»
- Список Казанской иконы Божией Матери
- Икона «Млекопитательница»
- Икона Божией Матери «Живоносный Источник»
- Икона Божией Матери «Иерусалимская»
- Чудотворная икона Николая Чудотворца
Чудотворные иконы в Москве: где находятся?
Чудотворная икона — это иконописное изображение, почитаемое как источник чудес различного характера. Образ признается чудотворным после удостоверения духовными властями, случаев чудесной помощи по молитвам перед иконой. В Москве множество храмов, где верующие могут помолиться перед чудотворными иконами и получить по вере своей помощь, исцеление и утешение.
Казанская икона Божией Матери
Казанская икона Божией Матери очень почитаема в России, особенно в Москве, так как чудо именно от этой иконы помогло освободить город от польских интервентов в 1612 году. В Москве на Красной площади находится Казанский собор, посвященный этой иконе. Перед иконой молятся об исцелении от болезней, о защите дома от бедствий, о рождении детей, об избавлении от вражеских нашествий. Этой чудотворной иконой венчают молодых, ее помещают возле детских кроваток.
Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери
По преданию зимой 1941 года, во время наступления немцев на Москву, Сталин приказал облететь на самолёте с этой иконой вокруг города. Вскоре после этого Красная Армия перешла в успешное наступление. Перед иконой молятся о прозрении слепых, об исцелении детей, о защите от нашествия иноплеменников. Чудотворная икона Божией Матери находится в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском.
Владимирская икона Божией Матери
С давних пор эта икона считается святой покровительницей и заступницей Руси. Согласно преданию ее написал евангелист Лука. Перед ней венчали на царство русских правителей, избирали первосвятителей. Трижды образ спасал Русь от нашествия врагов. Перед чудотворной иконой молятся об укреплении веры, об исцелении от недугов (особенно от болезней глаз и сердца), о мире и благополучии в семье. Перед этой иконой молились во времена эпидемий и смуты. Владимирская чудотворная икона Божией Матери — это наша национальная святыня, перед которой возносят молитвы о благополучии страны. Находится она в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.
Чудотворная икона «Утоли моя печали»
Явление образа произошло в 1640 году, тогда молитва перед ней исцелила тяжелобольную женщину. Перед иконой молятся о преодолении физических и душевных немощей, об укреплении веры, об избавлении от пагубных страстей. Люди обращаются к иконе в надежде на заступничество Матери Божией, способной утолить всякие печали. Она находится в храме святителя Николая в Кузнецкой слободе.
Икона «Нечаянная радость»
В старину «нечаянной радостью» называли радостное событие, на которое уже и не надеялись. Чудотворный образ прославился многими исцелениями. Перед ней молятся о пропавших без вести, о прощении грехов, о здоровье и счастье детей. Она находится в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость».
Чудотворная икона «Милостивая»
Перед этой иконой бесплодные пары молятся о рождении ребенка. Молитва перед иконой помогает в исцелении больных, в обретении семейного счастья. Верующие обращаются и с просьбой помочь своим заблудшим родным. Икона находится в Зачатьевском Ставропигиальном женском монастыре. Сестры монастыря в специальной книге записывают многочисленные свидетельства чудесной помощи иконы в самых различных ситуациях.
Икона Божией Матери «Всецарица»
Чудотворная икона в Москве — это список иконы XVII века. Оригинал хранится в Ватопедском монастыре. Перед образом молятся об исцелении от онкологических заболеваний, о защите от колдовства. Икона находится в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре.
Чудотворная икона Божией Матери «Умиление»
Икону почитал преподобный Серафим Саровский. Перед ней молятся об исцелении.
Список Казанской иконы Божией Матери
Перед этой иконой молятся вступающие в брак.
Икона «Млекопитательница»
Перед этой чудотворной иконой молятся кормящие матери, беременные женщины о благополучном разрешении от бремени. Эти три иконы находятся в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.
Икона Божией Матери «Живоносный Источник»
Перед чудотворной иконой в Москве молятся страдающие телесными и душевными немощами.
Икона Божией Матери «Иерусалимская»
Перед этим образом просят о защите от пожара, об исцелении от слепоты, паралича. Обе иконы находятся в храме во имя пророка Божия Илии в Черкизово.
Чудотворная икона Николая Чудотворца
Николай Чудотворец — один из самых любимых и чтимых Святых на Руси. В Москве много храмов, где есть иконы этого Святого. Самый известный чудотворный образ находится в Храме Христа Спасителя. Эта чудотворная икона необычна тем, что она украшена аппликациями из полудрагоценных камней. Россия получила эту икону в дар от Италии. Николай Чудотворец считается покровителем моряков и путешественников. Перед образом молятся во всех трудных жизненных ситуациях.
Читайте также:
- Казанская икона Божией Матери
- Иверская икона Божией Матери
- Икона Божией Матери «Утоли моя печали»
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Когда я лежала в больнице, готовясь к операции (должны были удалять карбункул, и дела у меня шли очень плохо — лихорадка, озноб, высоченная температура, а главное, не самые утешительные прогнозы врачей), мама принесла в палату маленькую иконку. Операция прошла успешно, я пошла на поправку.
Сначала просто радовалась жизни, которая — о, счастье! — не закончилась таким бесславным образом. Потом присмотрелась к образу Богородицы, стоявшему на больничной тумбочке между пачками ампул. Что это за образ? Оказалось, это была копия «Целительницы». С тех пор я интересуюсь чудотворными иконами, так как знаю: одну из них лучше обязательно держать при себе, отправляясь в больницу… И не только!
Содержание
- 1 Иконы Божьей Матери
- 1.1 Семистрельная
- 1.2 Неупиваемая чаша
- 1.3 Целительница
- 1.4 Нечаянная радость
- 1.5 Троеручица
- 1.6 Неопалимая Купина
- 1.7 Неувядаемый Цвет
- 1.8 Нерушимая стена
- 1.9 Скорбящая
- 1.10 Радость всех радостей
- 1.11 Владимирская
- 1.12 Казанская
- 2 Образа других святых
- 2.1 Серафим Саровский
- 2.2 Георгий Победоносец
- 2.3 Николай Угодник Чудотворец
Иконы Божьей Матери
Богородица очень милосердна. Неудивительно, что больше всего чудес связано именно с Ее образами.
Семистрельная
Этот лик один из сильнейших. К сожалению, он связан с грустными событиями в жизни Девы Марии. На 40 день после рождения Иисуса она отнесла Его в храм. Там старец Симеон признал младенца Сыном Господним (этот день празднуется как Сретение), но также предсказал Деве, что ей «оружие пройдет душу», но «откроются помышления многих сердец». То есть пророк видел наперед истязания и казнь Иисуса — для матери действительно страшная боль увидеть все это!
Неудивительно, что чаще этой иконе молятся люди, тоже переживающие не лучшие дни своей жизни.
Они просят:
- защитить их от проблем и злых людей;
- защитить их дом;
- примирить враждующих;
- помощи в важном деле.
По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение “Православный календарь” для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)
А если носить образок на груди, считается, что он защищает от сглаза и порчи.
Также икона считается «противоведьмовской»: ее вешают напротив входа, чтобы образ «видел» каждого входящего. Считается, что злой человек после этого в ваш дом не войдет.
Неупиваемая чаша
Это поддержка для всех оступившихся. Образ призывает обратиться к Иисусу — «чаше» со светом и счастьем, которая никогда не опустеет.
- Ей молятся родственники пьяниц и алкоголиков, прося Богородицу спасти родного человека от пагубной привычки.
- В наши дни «Чаше» начали молиться также родные наркоманов и людей, поддавшихся иным пагубным пристрастиям (казино, геймерству).
Святой лик нужно вешать возле изголовья кровати больного человека.
Целительница
Списки этой иконы отличаются — на одном больным изображен юный парень, на другом — мужчина, на третьем — женщина. На самом деле история создания иконы связана с исцелением грузинского клирика. Богоматерь пришла лично, чтобы помочь ему.
- Молятся ей, как нетрудно догадаться, о здравии — своем и родных. Можно даже просить о здоровье для врага, только искренне.
- Она также помогает во врачевании душевной боли, поэтому поклонитесь ей, когда жизнь станет тяжела или нападет депрессия.
Нечаянная радость
На этой иконе изображен коленепреклонный человек. Это лицемерный «праведник», который страшно грешил, но перед этим молился Богородице. И однажды он увидел, что у Иисуса открылись раны и из них потекла кровь. Богородица рассказала ему, что это — из-за бесчестной жизни, которую ведут вот такие вот «верующие». Грешник стал просить помиловать его, и Иисус простил. Тот человек стал жить праведно.
Иконе молятся:
- о небесной поддержке;
- о том, чего не чают получить (не только материальном, но и духовном);
- о здравии;
- о примирении отцов и детей, исправлении подростков, попавших в дурную компанию;
- о завершении ссоры;
- о возвращении пропавшего (чаще всего об этом просят дети и внуки стариков, уходящих из дому и забывающих обратную дорогу).
Троеручица
Одна из самых неоднозначных икон.
У Девы Марии тут три руки. Но это — только списки оригинала, хранящегося в Афонском монастыре. Там рука не нарисована, а изготовлена из металла и приложена к иконе. И принадлежит она не Богородице, а Иоанну Дамаскину. Руку ему отрубили по злостному навету за проступок, которого он не совершал. Иоанн долго молился именно этой иконе, и случилось чудо — она приросла.
Ей молятся о:
- исцелении от болезни, связанной с руками;
- спасении от других болезней;
- избавлении от проблем;
- а также прося защиты от пожара.
Неопалимая Купина
Она символизирует одну из сцен Старого завета. Когда пророк Моисей молился на горе Синай, Господь снизошел к нему в виде горящего, но не обжигающего тернового куста.
В Новом завете Купиной считается Богородица, которая также сияет истинной верой и святостью.
Ее просят о:
- прощении грехов;
- исцелении психических расстройств и заболеваний;
- защите дома или квартиры от пожара;
- она — покровительница летчиков, врачей, солдат и пожарных.
Неувядаемый Цвет
В руках Мадонны или Младенца изображена лилия. Цветок означает чистоту. Икона рассказывает о том, что Мария была непорочна во время зачатия Сына Божьего.
Она поможет:
- юным девушкам не потерять их чистоту;
- повенчаться с любимым человеком;
- замужним женщинам она приносит тихую и счастливую семейную жизнь.
Нерушимая стена
Оригинал иконы изображен в мозаическом стиле. Он находится в Киевском Софийском соборе. Свое название образ получил потому, что остался невредимым, какие бы войны и бедствия ни проносились над этой святой обителью.
- Икона считается заступницей и защитницей от многих бед: болезней, недоброжелателей, воров, даже развода. Поэтому многие вешают ее напротив входа, чтобы зло не проникло в их квартиру или дом.
Скорбящая
В мире есть много разных образов, на которых Богоматерь изображена без маленького Иисуса, и лик Ее печальный. Этим словом называют иногда даже икону «Семистрельная». Но в нашей стране чудотворным считают вот это изображение. Также оно известно как Крымское, ведь было обретено в районе Феодосии.
Одна прихожанка пожертвовала церкви старую, потемневшую от времени икону. Когда ее поставили в алтарь, краски на ней вдруг стали яркими, икона чудесно преобразилась. При этом ее никто не реставрировал.
Ее почитают 6 ноября, в тот же день, когда вспоминают икону «Всех скорбящих радость».
К ней обращаются:
- когда жизнь становится особенно трудной, на душе грусть и печаль;
- когда человек болен (имеются в виду не только телесные, но и душевные недуги);
- ее просят о благах (скажем, обращаются пары, мечтающие о собственном жилье, или даже дети, желающие действительно дорогую игрушку);
- она считается защитой купцов, отправившихся в дальнее странствие, так что купите образок, если кто-то из ваших родных часто ездит в командировки, особенно торговые.
Радость всех радостей
Второе название иконы — Серафимово Удивление. Название связано с Серафимом Саровским. Эта икона («Умиление») была его келейным образом. Когда он молился ей, его душа улетела к Богу.
Молиться ей нужно спокойно, без злости, а главное — суеты.
Просите:
- о помощи, если вас оклеветали;
- о спасении из тюрьмы, а также помощи на суде;
- о том, чтобы нашлась потерянная вами важная вещь;
- о защите на чужбине;
- о заступничестве за солдата, который служит в опасном месте.
Владимирская
Очень старинный образ. Он видел много коронований царей, а также избраний первосвятителей.
Он помогает:
- примирить людей, находящихся в ссоре;
- успокоить злого человека (многие держат образок на рабочем столе, опасаясь скорого на расправу начальника);
- также он облегчает страдания бесноватых людей.
Казанская
Во времена Ивана Грозного в Казани был страшный пожар, сгорел храм, и в той части города не осталось святынь. Но Богородица пришла во сне к маленькой девочке и попросила выкопать из земли ее икону, спрятанную в давние времена. Она оказалась целительной. Святыня очень поддержала пошатнувшихся в вере после обрушившихся на них проблем казанцев.
Она может:
- решить проблемы (разные — личные, рабочие);
- защитить от принятия неверного решения;
- также это покровительница семьи; идущих на венчание молодых хорошо благословлять именно этой иконой.
Образа других святых
Конечно, у нас есть и другие чудотворные лики. Их много. Но самыми сильными считаются…
Серафим Саровский
Один из самых популярных святых в России.
Серафим родился в Курске, к церкви пришел в Киево-Печерской Лавре, а всю жизнь служил Господу в Саратовской пустыне.
Ему молятся о:
- душевном спокойствии, обретении истинного пути;
- о здоровье (в том числе об исцелении от действительно тяжелых заболеваний);
- девушки просят о замужестве;
- некоторые предприниматели просят об удаче в их деле (правда, икона поможет, только если пообещаете часть заработанного отдать на благотворительность — и, конечно, исполните это обещание).
Георгий Победоносец
Этот святой считается покровителем Москвы.
Георгий при жизни был воином, поэтому чаще всего к нему обращаются солдаты и другие работники силовых ведомств (ну и, конечно, их матери и жены). Также о помощи просят спортсмены. Наконец, к Георгию обращаются бизнесмены.
Николай Угодник Чудотворец
А этот святой самый популярный в Украине. Малыши здесь верят, что святой Николай в свой зимний праздник ходит по домам послушных детей и кладет им под подушки сладости, а то и игрушки.
Угодника просят о:
- спасении от нищеты и бедности (так как при жизни святой помогал всем попавшим в беду);
- своим покровителем его считают моряки и летчики, водители, а также путешественники (маленькую иконку стоит взять с собой как в командировку, так и в отпуск).
Но, конечно, все иконы, которые вы здесь видите — это просто копии оригинальных чудотворных ликов. Стоит ли молиться им, покупать в церкви маленькие образки? Или лучше ехать в паломничество к оригинальным иконам, а все остальные молитвы не помогут? Отвечает батюшка:
чудотворные иконы
Автор:
27 сентября 2015 01:35
Икона является важным образом для православного человека. Ведь именно к иконе он идет молиться за благополучие, счастье, здоровье близких и родных. У иконы люди просят помощи в решении сложных ситуаций. Существует множество различных образов к которым обращаются, разные святые, разные покровители, но все они внушают веру и помогают молящимся
1. АХТЫРСКАЯ ИКОНА Божией Матери
чудотворная икона, чтимая в России в 18-19 веках. Явлена в 1739 в селении Ахтырка Харьковской епархии; в 1751 Синод постановил почитать Ахтырскую икону как чудотворную. Ахтырская икона особо чтилась российским императорским домом. Прославлению иконы способствовала императрица Елизавета Петровна, на деньги которой по проекту архитектора В. В. Растрелли в 1768 в Ахтырке был построен для чудотворной иконы величественный Покровский собор. Иконография Ахтырской иконы восходит к итало-греческим образцам. На русских иконах 18-19 веков Богоматерь изображена со сложенными на груди в молитве руками (в соответствии с католической традицией), слева от Нее — Голгофский крест с распятым Иисусом Христом. В народе икона почиталась как целительница от многих болезней; водой, которой обмывали иконы Ахтырской Богоматери, лечили от лихорадки. В 1905 чудотворная Ахтырская икона была ограблена; в 1917 она исчезла из Покровского собора. С чудотворной Ахтырской иконы было сделано несколько списков, почитавшихся в основном на юге России, особенно в Харьковской епархии.
Празднование — 2(15) июля
2. БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА Божией Матери
одна из древнейших чудотворных икон Богоматери; создана в 1157 (?) по заказу князя Андрея Боголюбского. Иконография Боголюбской иконы восходит к византийскому типу Богоматери Заступницы (Агиосоритиссы), молящейся за род человеческий. На Боголюбской иконе Богоматерь изображена в рост, в руке — развернутый свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу, на верхнем поле — Деисус. Первоначальная живопись на древней Боголюбской иконе сильно потерта. Почитание иконы как чудотворной относится к московскому периоду русской истории. В начале 15 века икону, вероятно, приносили в Москву для реставрации, с этого времени началось ее прославление. В 16-17 веках особо почитались изображения Боголюбской иконы с коленопреклоненным народом (святыми), называемые «Моление о народе». В 18-19 веках местночтимые иконы Боголюбской Богоматери имелись во многих храмах; особенно к ним прибегали с молитвой об избавлении от чумы в 1771. В настоящее время Боголюбская икона находится во вновь открытом Княгинином монастыре во Владимире.
Празднование — 18 июня (1 июля).
3. ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА Божией Матери,
главная чудотворная икона России, величайшая национальная русская святыня. Икона Богоматери с младенцем Христом на руках, в иконографическом типе Умиления была исполнена талантливым греческим художником в Константинополе в начале 12 в. и в первой трети столетия прислана в Киев. Согласно летописному сообщению, в 1155 Андрей Боголюбский унес ее с собою во Владимиро-Суздальское княжество, где она хранилась в построенном им Успенском соборе и где она стала почитаться как чудотворная Владимирская. В 1160-е гг. было составлено первое сказание о чудесах иконы (исцеления людей от болезней, помощь Андрею Боголюбскому и его приближенным). В 1395 во время нашествия на Русь татар под предводительством Тимура Владимирскую икону принесли в Москву для моления о покровительстве и спасении города. На месте встречи (сретения) иконы в Москве был основан Сретенский монастырь. Через несколько лет после чудесного избавления Москвы от разорения была составлена повесть об этом событии, в которой Владимирская икона была соотнесена с прославленной византийской Одигитрией, благодаря чему с ней связали сказание о евангелисте Луке, написавшем прижизненный образ Богородицы с младенцем Христом. На протяжении 15 в. икону неоднократно возвращали во Владимир; окончательное перенесение ее в Москву, в новый Успенский собор (1475-79), произошло 23 июня 1480. В 16 в. в царствование Ивана Грозного, почитание Владимирской иконы достигло своего апогея. Под руководством митрополита Макария была составлена серия сказаний о чудесах Богоматери Владимирской, большинство из которых вошло в главное литературно-историческое сочинение 16 в., т. н. Степенную книгу царского родословия. С иконы делались многочисленные почитаемые копии-списки. Самые известные из них: два списка начала 15 в., один из которых сделан для Успенского собора во Владимире, другой — для Успенского собора Московского Кремля и список начала 16 в. с клеймами праздников и святыми на полях, хранящийся, как и первый список, в Успенском соборе Московского Кремля.
В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около пяти кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в начале 15 в.; в 1656-58 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза (оклад и риза хранятся в Оружейной палате). На протяжении столетий Владимирская икона неоднократно реставрировалась, были надставлены поля, в начале 15 в. на тыльной стороне иконы написали (или поновили древнее изображение) престол с орудиями страданий Христа. Научная реставрация Владимирской иконы была осуществлена в 1918: из-под записей открылась древняя живопись, от которой остались только лики и небольшие фрагменты на одеждах. В настоящее время икона хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Церковное празднование Владимирской иконы совершается трижды в год: 26 августа (в память чудесного спасения Москвы в 1395), 23 июня (в память окончательного перенесения иконы в Москву и бескровной победы над татарами на реке Угре в 1480) и 21 мая (в память избавления Москвы от набега крымского хана Махмет-Гирея в 1521). В древности празднования сопровождались крестными ходами с чудотворным образом или одним из его списков.
4. ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия)
одна из особо чтимых в Москве в 17 веке греческих икон. Привезена в 1653 из Константинополя в дар царю Алексею Михайловичу. Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания — с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в Успенском соборе Московского Кремля; царь брал ее с собой в военные походы. Празднование иконы совершалось в пятую неделю Великого поста (суббота Акафиста). Влахернская икона — рельефная, исполнена воскомастикой и темперой; по иконографическому типу — список Одигитрии, близкий к Смоленской иконе Божией Матери; создана во второй половине 15 — начале 16 (?) веков, возможно, как повторение древней иконы на старой доске. На иконе имеется греческая надпись «Богохранимая». В настоящее время икона хранится в церкви Ризположения Московского Кремля. Чтимые рельефные списки второй половины 17 — начала 18 веков: в родовом имении Строгановых-Голицыных в с. Влахернском (Кузьминки) под Москвой (ныне в Третьяковской галерее), в Высокопетровском монастыре в Москве (ныне в церкви Рождества Богоматери в Симоновом монастыре), в Спасо-Влахернском монастыре под г. Дмитровым (ныне в Центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Москве).
Празднование — 7 (20) июля.
5. «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»
одна из самых популярных и широко почитаемых в императорской России чудотворных икон Богоматери, имеющая целый ряд значительно отличающихся один от другого иконографических вариантов.
Согласно преданию, первое чудо от иконы с названием «Всех скорбящих Радость» произошло в 1688: благодаря молебну у образа Богоматери в храме Преображения на Большой Ордынке в Москве излечилась от тяжелой болезни родная сестра патриарха Иоакима. В память об этом было установлено празднование иконы, а храм получил наименование чудотворного образа. Икона «Всех скорбящих Радость» из этого храма почитается как древняя чудотворная. На этом образе в центре иконы изображена Богоматерь с Младенцем Христом на руках, Ее окружают люди, жаждущие исцеления и заступничества, вверху — утешающие людей ангелы и святые; на лентах — тексты с молитвенными наименованиями благодатной помощи от Богоматери («помощница обидимых», «алчущих кормилица», «больных исцеление» и т. п.). На сокращенных копиях-списках и репликах чудотворного образа Богоматерь изображается без Младенца.
Особое почитание Богоматерь «Всех скорбящих Радость» получила в Санкт-Петербурге, куда царевной Натальей Алексеевной в 1711 был перенесен список московской святыни. Икона стала одной из главнейших святынь Санкт-Петербурга и почиталась как чудотворная; с нее делали многочисленные списки и упрощенные реплики, одна из которых прославилась в 1888 в бедной часовне на Стеклянном заводе (во время сильной грозы к иконе прикипели 12 медных грошей из разбитой кружки для подаяний, от иконы стали происходить исцеления и другие чудеса).
В 18-19 веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Икона «Всех скорбящих Радость» из одноименного храма при Доме милосердия в Харбине на Дальнем Востоке была вывезена в США и стала святыней Русской Православной Зарубежной Церкви.
Празднование — 24 октября (6ноября).
6. «ДЕРЖАВНАЯ» ИКОНА Божией Матери
чудотворная икона Богоматери, явленная, согласно сказанию, в день отречения от престола 2 (15) марта 1917 императора Николая II, что в глазах русского православного народа знаменовало передачу верховной царской власти и попечительства о России Богоматери. Икона была найдена в подвале церкви Вознесения в Коломенском и сразу же получила почитание как чудотворная. Икону возили по московским храмам, фабрикам и заводам; с нее делали копии-списки. Название иконы «Державная» соответствует ее иконографии: Богоматерь изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, облаченная в красную царскую одежду, на голове — корона, в правой руке — скипетр, в левой — держава (шар — символ Вселенной), на Ее коленях — Отрок Христос, благословляющий правой рукой, а левой указывающий на державу; вверху в облаках — благословляющий Бог Отец. Икона исполнена масляными красками на доске с полукруглым верхом, датируется концом 18 века. Первоначально она принадлежала кремлевскому женскому Вознесенскому монастырю; в 1812 при наступлении Наполеона была спрятана в Коломенском, где осталась забытой. В 1928 «Державная» икона была передана в Государственный Исторический музей, в 1990 возвращена в Коломенское (в церковь Казанской Богоматери).
Празднование — 2 (15) марта.
7. ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ,
одна из самых чтимых в России чудотворных икон. Относится к иконографическому типу «Умиление». Исполнена для Успенского собора г. Коломны в конце 14 века. На обороте иконы изображено Успение Богоматери. Прославление иконы связано с военными походами Ивана Грозного против ханств, образовавшихся на развалинах Золотой Орды, и с воспоминанием о победе на берегах Дона в Куликовской битве 1380. В царствование Ивана Грозного за победителем в Куликовской битве московским князем Дмитрием Ивановичем (1350-89) закрепилось прозвище Донской. Донским стал именоваться и основанный Дмитрием Ивановичем накануне Куликовской битвы Успенский собор в Коломне, а хранимая там икона Богоматери — Донской. В 1552 Иван Грозный взял икону в военный поход на Казань, а после покорения Казанского ханства поставил Донскую икону в Благовещенский собор Московского Кремля. Донская икона участвовала также в походе Ивана Грозного на Полоцк в 1563. С заступничеством иконы (после молитвы царя Федора Ивановича перед ней) связывали спасение Москвы от набега крымских татар хана Казы-Гирея в 1591. В память об этом событии в Москве был основан Донской монастырь, для которого сделали точный список с оригинала. На протяжении 17-19 вв. икона почиталась как действенная заступница от иноверных и иноплеменных врагов. К ней обращались с молитвами, составляли похвальные слова, повести и сказания, в которых отразились как реальные факты ее истории, зафиксированные в летописях 16 в., так и сочиненные в 17 в. легенды об участии иконы в Куликовской битве, во время которой икону будто бы подарили князю Дмитрию «донские казаки». Икона почиталась, вероятно, еще в конце 14 — начале 15 в., о чем свидетельствуют ее ранние уменьшенные копии-списки. В 17 в. на иконе был богатейший золотой оклад с многочисленными драгоценными камнями (не сохранился). В настоящее время икона хранится в Третьяковской галерее в Москве.
Ежегодное празднование Донской иконы 19 августа (1 сентября)с крестным ходом в Донской монастырь установлено в середине 17 в.
8. «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК»
чудотворная икона Божией Матери, находившаяся в константинопольском монастыре Богоматери Пиги (Источника), исполненная на стене в технике мозаики в 14 веке. В иконографическом типе «Живоносный Источник» (Зоодохос Пиги), получившем большое распространение в поствизантийский период в итало-критской живописи, Богоматерь с Младенцем Христом изображена погрудно, сидящей в бассейне в виде большой каменной чаши, из которой через сливные отверстия вода изливается в нижний бассейн; внизу — фигуры жаждущих исцеления людей. На Руси иконы «Живоносный Источник» появились в 17 веке. В 18-19 веках особо чтимые иконы «Живоносный Источник» находились в Саровской пустыни, в Туле, в Новодевичьем монастыре в Москве и во многих других городах по всей России, в том числе в Соловецком монастыре (написана по заказу соловецкого архимандрита в Константинополе).
Празднование иконы «Живоносный Источник» — в пасхальную пятницу.
9. «ЗНАМЕНИЕ» КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ ИКОНА Божией Матери
чудотворная икона, самая прославленная копия-список иконы «Знамение» Новгородская. История ее почитания началась, вероятно, в 16 веке. По преданию, в 1597 царь Алексей Михайлович повелел принести в Москву чтимую в Курске икону «Знамение». В Москве икона была обновлена: вставлена в раму с образами пророков, царица Ирина Федоровна украсила ее драгоценным окладом. Вскоре икону возвратили в Курск, где была основана Коренная обитель (названа в память явления иконы, произошедшем, по преданию, в 13 веке «при корне дерева»). Икону вновь принес в Москву Лжедмитрий I, возвращена в Курск в 1615 царем Михаилом Федоровичем. В 1898 эсеры пытались взорвать святыню, но она осталась невредимой. В 1918 чудотворная Курская-Коренная икона и ее список в драгоценных окладах были украдены, но вскоре найдены брошенными (без окладов). В 1920 икона была вывезена за границу: после временного возвращения в Крым, в армию генерала Врангеля, она была отправлена в Югославию, где находилась в течение 25 лет; во время второй мировой войны в 1944 переправлена в Германию. С 1951 является святыней Русской Православной Зарубежной Церкви в США.
Сохранившаяся икона «Знамение» Курская-Коренная небольших размеров, исполнена в конце 16 века; изображения пророков на раме более поздние. В 17-19 веках икона особенно почиталась как покровительница православного воинства, ее копии брали в военные походы. Ежегодно икону носили крестным ходом из курского Знаменского собора, где она хранилась с 17 века, в Коренную пустынь. Многочисленные копии иконы (в основном в южных районах России), также почитались чудотворными.
Празднование ее, как и других списков «Знамение», 27 ноября (10 декабря).
10. «ЗНАМЕНИЕ» НОВГОРОДСКАЯ ИКОНА Божией Матери
древнейшая русская чудотворная икона Богоматери, главная святыня Великого Новгорода и русского Севера. Почиталась как покровительница Новгорода уже в 12 веке. В сказании, составленном в 14 веке на основе древних источников, рассказывается, что 25 февраля 1169 во время осады Новгорода войсками суздальского князя Андрея Боголюбского икона была вынесена на городскую стену; одна из стрел осаждавших попала в изображение Богоматери, икона повернулась ликом к городу, из очей Богоматери потекли слезы; пораженные этим чудом, суздальцы в панике стали нападать друг на друга и были побеждены новгородцами. В 15-16 веках в Новгороде писали иконы с изображением этого чуда. В конце 15 — начале 16 веков чудотворная икона получила наименование «Знамение» (в значении — знак милости Божией). Икона широко почиталась и в последующие столетия, став общерусской святыней.
Икона «Знамение» Новгородская создана в первой половине 12 века. По иконографии представляет собой поясное изображение Оранты, на груди Богоматери медальон с образом благословляющего Младенца Христа. На другой стороне святые (либо Петр и Анастасия, либо Иоаким и Анна — надписи с их именами не сохранились), представленные молящимися образу Христа. В течение столетий икона многократно реставрировалась; в 1565 ее поновлял митрополит Макарий. От живописи 12 века сохранились только фрагменты синей одежды Богоматери на лицевой стороне и изображения святых на обороте. В начале 20 века на иконе был массивный золотой оклад с драгоценными камнями.
Первоначально икона находилась в церкви Преображения на Ильине улице, в середине 15 века ее перенесли в построенную для нее одноименную церковь. В годы советской власти икона хранилась в Новгородском музее; в настоящее время — во вновь открытом для богослужения новгородском Софийском соборе. На протяжении 12-19 веков с иконы делались многочисленные копии-списки, широко почитавшиеся по всей России; самые известные из них: Абалацкая (1637, главная святыня Сибири), Царскосельская (в Знаменской церкви Царского села; считалась семейной святыней Романовых), Серафимо-Понетаевская (1879, главная святыня женского Серафимо-Понетаевского монастыря).
Празднование — 27 ноября (10 декабря).
11. ИВЕРСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия)
одна из самых прославленных и почитаемых икон православного мира, святыня Иверского (грузинского) монастыря на Афоне. Согласно сказанию на греческом, грузинском и русском языках, известному в нескольких вариантах, икона Богоматери, спасаемая от иконоборцев, чудесным образом оказалась в Иверском монастыре на Афоне; здесь она была помещена в надвратной церкви и получила название Портаитисса (Вратарница). Древняя чудотворная икона иверского монастыря представляет собой вариант Одигитрии, в котором лик Богоматери склонен и обращен к Младенцу Христу, представленному также в легком повороте к Матери. На подбородке Богоматери изображена кровоточащая рана, согласно сказанию, нанесенная противниками икон. Икона датируется 11-12 вв.; серебряный грузинский оклад — начала 16 в. В 17 в. в России при царе Алексее Михайловиче Иверская икона была особо чтимой. По его заказу в 1648 в Иверском монастыре иконописцем иеромонахом Ямвлихом исполнена точная копия иконы, находившаяся в 17 в. в Успенском соборе Московского Кремля, а затем перенесенная в Новодевичий монастырь. Вторая точная копия афонской святыни была исполнена в 1655 по заказу патриарха Никона и находилась в основанном им Иверском монастыре на Валдае (не сохранилась). Две уменьшенные афонские копии Иверской иконы, принадлежавшие царевнам Софье и Евдокии, дочерям Алексея Михайловича, после их смерти были помещены в надгробные иконостасы собора Новодевичьего монастыря. Самой знаменитой, прославившейся многочисленными чудесами была русская копия-список с греческой иконы 1648, находившаяся в Иверской часовне у Воскресенских ворот Китайгородской стены, с которой в свою очередь делались новые списки, почитавшиеся как чудотворные (Иверская икона в церкви Воскресения в Сокольниках в Москве; несохранившаяся Иверская икона 1672 письма Симона Ушакова в Нижнем Новгороде). В 1929 Иверскую часовню закрыли, а в 1934 снесли вместе с Воскресенскими воротами. Местонахождение образа Иверской часовни точно не известно; согласно последним данным, с ним может быть отождествлена Иверская икона из собрания Третьяковской галереи. В 1995 были восстановлены Воскресенские ворота и Иверская часовня, для которой в Иверском монастыре на Афоне по просьбе патриарха Алексия II был сделан новый список (исполнен иеромонахом Ксенофонтова монастыря иконописцем Лукой). В часовне перед образом совершается ежедневно непрестанное богослужение с чтением Акафиста.
Празднование Иверской иконы Портаитисcы на Афоне — в третий день Пасхи, Иверских копий в России — 13 (26) октября
12. ИЕРУСАЛИМСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Корсунская, Гефсиманская) (Одигитрия
чудотворная икона, чтимый древний вариант Одигитрии, напоминающий Иверскую икону; отличается левосторонним изображением Младенца Христа (сидит на правой руке Богоматери). Согласно позднему преданию, в котором нашли отражение сведения о почитании константинопольских святынь и события русской истории, икона написана в 15-е лето по преставлении Богоматери в Гефсимании в Иерусалиме апостолом Лукой, откуда перенесена в Константинополь, затем в Херсонес, далее — в Киев и, наконец, в новгородский Софийский собор; во второй половине 16 века царь Иван Грозный взял икону в Москву. Известны две чтимые иконы, называемые в поздних источниках Иерусалимскими, а в более ранних (до 18 века) — Корсунскими: в новгородском Софийском соборе (поздняя икона в серебряном окладе 11 века) и в Успенском соборе Московского Кремля (древняя икона или список с новгородской; исчезла в 1812 и была заменена списком 17 века). Иконы 16-17 веков, имеющие аналогичную иконографию и называемые Иерусалимскими, повторяют чтимую новгородскую икону.
Празднование — 12 (25) октября.
13. «МИЛОСТИВАЯ» КИККСКАЯ ИКОНА Божией Матери
чудотворная икона, главная святыня острова Кипра, одна из трех икон Богоматери, написанных, согласно греческому преданию, евангелистом Лукой. По иконографии представляет собой наиболее экспрессивный вариант Елеусы (Умиления), с резвящимся Младенцем Христом на руках Богоматери. Наименование «Киккская» связывают с названием горы Коккос (или Киккос). Списки чудотворной Киккской иконы почитались в России в 17 веке; один из них находился во Флорищевой пустыни Владимирской епархии.
Празднование — 15(28) ноября и 26 декабря (8 января).
14. КАЗАНСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия)
повсеместно чтимая и самая популярная чудотворная икона Богоматери в России. Явлена в Казани в 1579 после присоединения ее к Московскому государству. Обстоятельства обретения Казанской иконы подробно описаны участником этого события будущим патриархом Гермогеном. Краткое сказание вместе с первой копией-списком Казанской иконы было послано царю Ивану Грозному; по его указу на месте явления основан женский Успенский монастырь. В 1594 Гермоген составил подробную повесть о явлении Казанской иконы; список повести конца 16 — начала 17 века украшен миниатюрами (Лицевое сказание).
Казанская икона представляет собой погрудное изображение Одигитрии, в котором голова Богоматери склонена к Младенцу Христу, представленному в фас. Явленная икона была небольших размеров; Иван Грозный украсил ее драгоценным окладом. Первоначально она находилась в казанском Успенском монастыре, дальнейшая ее история неясна. В 19 — начале 20 века особо почитались три Казанские иконы, каждая из которых считалась подлинной чудотворной: в Успенском монастыре в Казани (вероятно, явленная в 1579; украдена и уничтожена (?) в 1904); в Казанской церкви на Красной площади в Москве, основанной после освобождении Москвы от поляков ополчением Д. Пожарского (эта икона — один из первых списков чудотворной Казанской, принесенная с ополчением, — не сохранилась); в Казанском соборе в Санкт-Петербурге (ныне во Владимирском соборе). Местночтимые списки Казанской иконы многочисленны; большинство из них имеет свои собственные сказания и историю почитания.
Празднование Казанской иконы совершается 8 (21) июля — в память о явлении иконы в 1579 и 22 октября (4 ноября) — в память избавления Москвы и России от поляков в 1612.
15. «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»,
одна из самых популярных в России в 16-19 веках чудотворных икон Богоматери, почитавшаяся как защитница от стихийных бедствий, особенно от пожара. В основе ее изображения — библейский рассказ о явлении пророку Моисею на горе Хорив (Синай) горящей, но не сгорающей купины (куста), истолкованный богословами как прообраз Богоматери. В православном искусстве «Неопалимая Купина» изображалась в виде горящего куста с заключенным в нем образом Богоматери (обычно в типе Знамения) и коленопреклоненным пророком Моисеем перед ним. В 16 веке возникла символико-аллегорическая композиция с поясным изображением Богоматери с Младенцем Иисусом на руках, которая окружена небесными сферами и двумя перекрещивающимися прямоугольниками с вытянутыми заостренными углами (образующими восьмиконечную звезду), заполненными воспевающими Богоматерь и поклоняющимися Ей небесными силами и ангелами стихий — росы, грозы, мрака, мороза, льда, огня и т. п., с ветхозаветными прообразами Богоматери («лествица», гора, врата и т. д.) на ее изображении и в углах иконы, которые сопровождаются надписями. В 18-19 веках особо почитались исполненная на камне (по преданию — от «Синайской горы») икона в Благовещенском соборе Московского Кремля и местный образ церкви Неопалимой Купины в Хамовниках в Москве, по преданию, перенесенный туда из «Святых сеней» Грановитой палаты Московского Кремля.
Празднование — в день памяти пророка Моисея 4 (17) сентября, установлено в 1680.
16. «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»,
чудотворная икона Божией Матери. Иконография иконы возникла на основе повести святителя Димитрия Ростовского о получившем нечаянную радость прощения грехов разбойнике, включенной в его сочинение «Руно орошенное», посвященное прославлению иконы Богоматери из черниговского Ильинского монастыря (издано в Чернигове в 1680). В соответствии с рассказом, на иконе изображен коленопреклоненный грешник перед образом Богоматери с Младенцем Христом на руках. Под образом Богоматери на постаменте написан текст из повести, начинающийся словами: «Человек некий беззаконный…». Чудотворная икона Богоматери «Нечаянная Радость» находилась в царских комнатах кремлевского дворца. После 1817 ее перенесли в церковь Благовещения на Житном дворе у кремлевской стены; икона стала одной из самых прославленных московских святынь. После закрытия церкви в 1918 икона была спасена верующими. Чтимая ныне икона «Нечаянная Радость» из церкви Ильи Пророка в Обыденном переулке в Москве, вероятно, происходит из церкви Благовещения на Житном дворе (по другой версии — из церкви Константина и Елены у кремлевской стены).
Празднование — 9 (22) декабря и 1 (14) мая.
17. ОДИГИТРИЯ (греч. Путеводительница),
знаменитая чудотворная византийская икона, известная во всем христианском мире. Название, согласно византийским источникам 11-12 вв., происходит от греч. Odegoi — указывающие путь; этим словом называли проводников, сопровождавших слепых к чудотворному источнику, на пути к которому располагался храм Одигон с хранившейся там чудотворной иконой Одигитрией. Со временем с этой иконой стали связывать греческое сказание 6 века о написании первого образа Богородицы при Ее жизни евангелистом Лукой.
В 11-14 веках — покровительница Константинополя и личная святыня императоров. Каждый вторник ее носили крестным ходом по городу, на поклонение ей приходили паломники из многих стран христианского мира, очевидцы оставили описания иконы и совершаемых ею чудес (Стефан Новгородец, 1-я половина 14 в. и другие русские паломники, испанец Руи Гонсалес де Клавихо, начало 15 в.). Погибла в 1453 при осаде Константинополя турками.
Богоматерь и Младенец на иконе были изображены, по-видимому, в фас, по пояс, в верхних углах иконы помещались полуфигуры архангелов, на обороте иконы — Распятие; образ был украшен массивным богатейшим окладом с драгоценными камнями и вставлен в специальный футляр-киот.
На протяжении веков с иконы делались многочисленные списки-копии и свободные варианты-реплики, которые становились чтимыми образами в различных православных странах и монастырях и получали специальные названия (обычно по месту своего нахождения).
Словом «Одигитрия» называют также иконографический тип, в котором лики Богоматери и Младенца не соприкасаются.
18. ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Виленская икона)
чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше; находится в часовне, называемой Острая Брама (Острые Ворота) в Вильнюсе. На иконе (размером 2 м х 1,63 м) Богоматерь изображена по пояс, голова склонена, глаза опущены, руки скрещены на груди; на голове двухъярусная корона, нимб окружен острыми лучами сияния со звездами; золоченая риза полностью закрывает фигуру, оставляя открытыми только лик и руки. Православные называют Остробрамскую икону также «Корсунская Благовещение», связывая с ней легенду о древнем происхождении из Корсуни и считая изображение Богоматери частью сцены Благовещения. Католики видят в ней образ Непорочной Девы Марии, который возник в западно-европейском искусстве во второй половине 16 века. Остробрамская икона исполнена в 1620-1630-е годы и, вероятно, воспроизводит первообраз, созданный нидерландским художником Мартеном де Восом. В юго-западных славянских землях и в Польше имеется ряд чтимых списков Остробрамской иконы. В 18-19 веках в часовне Остробрамской иконы регулярно совершалось католическое и православное богослужение.
Празднование — 26 декабря (8 января) и 14(27) апреля в день памяти трех литовских мучеников.
19. ПОЧАЕВСКАЯ ИКОНА Божией Матери
чудотворная икона Божией Матери, широко почитаемая в Православной и Католической Церкви, особенно в Галиции, Боснии, Сербии и Болгарии. По преданию, принесена в 1559 константинопольским патриархом Неофитом; в 1597 передана в новооснованный Успенский Почаевский монастырь, где прославилась чудесами многочисленных исцелений, а в 1675 — спасением Почаева от разорения турками. В первой четверти 18 века Почаев перешел к униатам, но икону продолжали почитать как чудотворную. В 1831 Почаев вернулся к православным, монастырь получил название лавры; слава Почаевской иконы распространилась по всей России, с нее делались списки, почитавшиеся также как чудотворные. В Почаевской лавре особенно почитался большой чудотворный образ Почаевской Богоматери (вклад киевлян в память избавления Киева от холеры в 1848) с изображением «стопы Богородицы» в нижней части иконы (по преданию, Богоматерь посетила Почаевскую гору и оставила на камне отпечаток Своей стопы). Древняя Почаевская чудотворная икона небольшого размера; Богоматерь изображена склонившей голову к Сыну, сидящему на Ее правой руке (слева), в левой руке Богоматери плат, которым Она прикрывает Младенца; на полях иконы фигуры святых. Икона вставлена в раму-оклад.
Празднование — 23 июля (5 августа) в память избавления от турок в 1675 и 8 (21) сентября в память принесения иконы в Россию из Греции в 1559.
20. «СКОРОПОСЛУШНИЦА»
чудотворная икона Божией Матери, святыня монастыря Дохиар на Афоне. Согласно афонскому преданию, в 1664 Богоматерь наказала монаха, проявлявшего небрежение к Ее образу, написанному на стене, а затем, после его раскаяния и молитвы, чудесно исцелила его и повелела именовать этот образ «Скоропослушницей». Чтимый список афонской святыни находился в Москве в часовне Святого Пантелеймона на Никитской улице (принесен 14 ноября 1887). В 19 веке копии-списки «Скоропослушницы» почитались по всей России.
Празднование — 9 (22) ноября.
21. СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия)
одна из самых чтимых в России чудотворных икон, главная святыня Смоленска. История и изображение иконы, почитавшейся в Смоленске до 15 в., неизвестны. Согласно позднему преданию, икона была принесена на Русь из Константинополя в 1046 византийской принцессой Анной, матерью Владимира Мономаха. Известно, что в 15-16 вв. в Москве особо почиталась принесенная из Смоленска икона типа чудотворной византийской Одигитрии. Смоленскую икону, как и Одигитрию, связывали со сказанием о евангелисте Луке, написавшем прижизненный образ Богоматери. В 1456 икона была возвращена из Москвы в Смоленск. Об этом событии была составлена повесть, включенная в Московский летописный свод конца 15 в. С 1514, когда Смоленск был присоединен к Московскому государству, Смоленская икона приобрела значение общерусской святыни. В 1525 в честь нее был заложен Смоленский собор основанного тогда в Москве Новодевичьего монастыря. В 16-19 вв. Смоленская икона почиталась по всей России; ей посвящены десятки храмов, копии-списки ее, как и Владимирской иконы Божией Матери, самые многочисленные русские иконы Богоматери. Многие списки ее также почитались как чудотворные, о них создавались сказания. Древняя чудотворная икона, находившаяся в Смоленске в 15-20 вв., вероятно погибла во время Великой Отечественной войны.
День празднования Смоленской иконы — 28 июля (10 августа) — установлен в 1658 по случаю перенесения чудотворного образа в новый Успенский собор Смоленска.
22. «СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ»,
чудотворная икона Божией Матери, почитаемая в Оптиной пустыни. Создана в 1890 по замыслу Амвросия Оптинского иеромонахом Даниилом (академический живописец Д. М. Болотов, 1837-1907, брат игуменьи Шамардинской обители матери Софии). Преподобный Амвросий заказал эту икону в голодный для Центральной России год, дал ей название, указывающее на особое предназначение образа для моления о хлебе насущном, и установил день ее празднования (15 октября) после уборки урожая. На иконе Богоматерь изображена восседающей на облаках и благословляющей двумя руками уходящее вдаль хлебное поле со снопами ржи на первом плане (в основе пейзаж близ Шамардинской обители). С иконы делались живописные списки и литографии; прославление ее приобрело общероссийский характер. По причине необычного наименования, нетрадиционной иконографии, а также неблагожелательного отношения епархиальных властей к старцу Амвросию после его смерти почитание иконы как чудотворной было запрещено Синодом. В 1892 икона была взята в ризницу кафедрального собора Калужской епархии, но ее почитание продолжалось. По некоторым сведениям, ныне икона находится в деревне Михнево под Вильнюсом. Один из живописных списков, с надписью на обороте «Благословение батюшки о. Анатолия. 1912», находится в Третьяковской галерее в Москве. Во вновь открытых Оптиной (1987) и Шамардинской (1990) обителях почитают новые списки иконы, отличающиеся от оригинала 1890 более традиционным изображением Богоматери.
Празднование — 15 (28) октября.
23. «СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ»,
чудотворная икона Божией Матери. Богоматерь изображена с Младенцем Христом на руках, сидящим справа; в углах иконы ленты с надписью: «Азъ споручница грешныхъ къ Сыну Моему…». Икона была написана в Одрин-Николаевском монастыре Орловской епархии; в 1844 от нее получил исцеление безнадежно больной ребенок. Икона стала почитаться чудотворной, особенно к ней прибегали в годы эпидемии холеры. Чтимые списки «Споручницы грешных» — в Москве в церкви Николая Чудотворца в Хамовниках (прославилась в 1848, почитается как чудотворная из Одрина монастыря) и в других городах.
Празднование — 7 (20) марта и 29 мая (11 июня).
24. «СТРАСТНАЯ» ИКОНА Божией Матери (Одигитрия)
чудотворная икона, представляющая собой один из иконографических вариантов Одигитрии. В углах иконы изображены летящие ангелы с орудиями страстей Христовых в руках (копие, трость, Голгофский крест), лик Богоматери склонен к Младенцу, повернувшему голову к летящему ангелу и держащемуся обеими руками за кисть правой руки Богоматери. В поствизантийское время этот иконографический тип был популярен у мастеров итало-критской школы и получил большое распространение как в Католической, так и в Православной церкви. Иконы Страстной Одигитрии появились и на Руси. В 17 веке при царе Михаиле Федоровиче прославилась чудесами Страстная икона из села Палицы в Нижегородской губернии. В 1641 ее перенесли в Москву, на месте встречи был основан Страстной монастырь, с нее делались многочисленные списки.
Празднование — 13 (26) августа.
25. ТИХВИНСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия),
одна из самых почитаемых в России чудотворных икон Богоматери. Согласно сказанию, составленному на основе местного предания в конце 15 века, икона чудесным образом явилась в северных русских землях, остановившись «на воздухе» над рекой Тихвинкой в Новгородской области, где для нее была сооружена церковь Успения. Год явления иконы, по сказанию — 1383 (княжение Дмитрия Донского, при митрополите Пимене), был выбран, вероятно, потому, что в 1380-е годы на Русь было привезено несколько икон Одигитрии. Предыстория Тихвинской иконы общая с константинопольской Одигитрией. В повесть на Сретение чудотворной Владимирской иконы (середина — вторая половина 16 века) включен рассказ о явлениях Богоматери на Русской земле, в котором Одигитрия Лиддская (Римская) отождествлена с явившейся на реке Тихвинке иконой. На протяжении 16-17 веков сказание о Тихвинской иконе обогащалось новыми историческими сведениями и чудесами (построение трижды сгоравшей Успенской церкви на Тихвинке, посещение Тихвина великими московскими князьями Василием III в 1526 и Иваном Васильевичем в 1547, основание монастыря Иваном Грозным в 1560, осада монастыря шведами в 1613 и т. д.), которые изображались в клеймах икон Богоматери Тихвинской с чудесами (икона из Благовещенского собора Московского Кремля середины 16 века с изображением в клейме Ивана Грозного и новгородского архиепископа Макария, аналогичные иконы 16-17 веков из Тихвинского монастыря и др.).
По иконографии Тихвинская Одигитрия напоминает Иверскую, от которой отличается изображением скрещенных ног Младенца Христа с развернутой к зрителю подошвой. В 19 веке Тихвинская икона почиталась по всей России, особенно к ней прибегали при болезнях детей. В Тихвинском монастыре ежегодно совершалось 24 крестных хода с чудотворной иконой. В начале 20 века на иконе был массивный драгоценный оклад, перед ней висела золотая лампада. Списки иконы многочисленны; имеются местночтимые чудотворные образы. Чудотворная Тихвинская икона из Тихвинского монастыря в настоящее время хранится в Чикаго в США.
Празднование — 26 июня (9 июля).
26. ТОЛГСКАЯ ИКОНА Божией Матери,
чудотворная икона, древняя чтимая святыня Толгского женского монастыря под Ярославлем. Сохранились три иконы, происходящие из Толгского монастыря и называемые «Толгская»: большой образ 13 века с изображением восседающей на троне Богоматери с прильнувшим к Ее щеке Младенцем Христом, стощим на Ее коленях с правой стороны (хранится в Третьяковской галерее в Москве), и два сокращенных поясных списка этого образа начала — первой половины 14 века (первая поясная хранится в Ярославском художественном музее, вторая — в Русском музее в Санкт-Петербурге). Согласно сказанию, составленному во второй половине 16 века на основе местного предания, явление иконы произошло в 1314 на берегу реки Толги (приток Волги). К этому времени относят написание первой поясной Толгской иконы. Первое чудо иконы — источение мира (по сказанию — в 1392, по историческим записям — в 1428). Известно несколько списков поясной иконы. Во вновь открытом Толгском монастыре — новые списки Толгской иконы 1314 года.
Празднование — 8 (21) августа.
27. «ТРОЕРУЧИЦА»,
одна из самых прославленных и широко почитаемых в православном мире чудотворных икон Богоматери типа Одигитрии, святыня сербского монастыря Хиландар на Афоне. Отличается левосторонним изображением Младенца Христа (сидит на правой руке Богоматери). Согласно преданию, благодаря молитве у этого образа исцелил свою руку, отрубленную по навету врагов, защитник иконопочитания и гимнограф Иоанн Дамаскин (8 век); в благодарность он принес в дар чудотворной иконе серебряное изваяние исцеленной руки, которое было привешено к иконе (в связи с этим она получила наименование «Троеручица»). Предание связывает предысторию «Троеручицы» с Палестиной, а ее появление в Сербии — со святым архиепископом Саввой (конец 12 века); при нашествии турок икона была возложена на осла, который принес ее на Афон. В Хиландаре «Троеручица» почитается как игуменья монастыря; сохранившаяся здесь чудотворная икона датируется серединой 14 века. «Троеручица» получила широкое почитание в России с 17 века, когда были принесены с Афона ее списки (один из них — патриарху Никону для Новоиерусалимского Воскресенского монастыря); имеется ряд местночтимых русских списков «Троеручицы», на которых вотивная серебряная рука изображена красками как третья рука Богоматери.
Празднование — 28 июня (11 июля).
28. «УМИЛЕНИЕ»
Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери («Всех радостей Радость»), чтимая икона преподобного Серафима Саровского, находившаяся в его келье; перед этим образом он скончался 2 января 1833. После смерти Серафима Саровского икона была передана в Дивеевский монастырь; в годы Советской власти хранилась в г. Муроме; ныне в резиденции патриарха Алексия II. В настоящее время является одной из особо чтимых святынь Русской Православной Церкви; в пятую неделю Великого Поста (суббота Акафиста) икону приносят в кафедральный патриарший Богоявленский собор для чтения перед нею Акафиста. Икона написана на полотне маслом во второй половине 18 в., по иконографии восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской иконе Божией Матери, от которой отличается отсутствием западных атрибутов — лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба. Богоматерь изображена без Младенца, руки сложены на груди, голова склонена, глаза полузакрыты. На иконе драгоценный оклад, исполненный по заказу императора Николая II. С иконы делались многочисленные списки, особенно после канонизации Серафима Саровского в 1903. Один из наиболее ранних (1840-50-е гг.) был исполнен на стекле, на обороте (на картоне) имелась надпись о благословении этим образом митрополитом Филаретом монахини Зачатьевского монастыря (икона погибла в 1984).
Празднование — 28 июля (10 августа), в Дивеевском монастыре совершалось также празднование 9 (22) декабря (день основания обители).
29. «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ»
чудотворная икона Божией Матери. По преданию, принесена в Москву казаками в 1640 в царствование Михаила Федоровича; находилась в церкви Николая Чудотворца в Пупышах, где имелась летопись многочисленных чудес, происшедших от образа. В Москве почиталось несколько списков этой иконы. Богоматерь изображена приложившей левую руку к Своей голове, склоненной набок; правой рукой Она придерживает стопы Младенца Христа, у Которого в руках поднятый вверх развернутый свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите…». В настоящее время в Москве особо почитается икона «Утоли моя печали» в храме Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе (принесена сюда из храма Николая Чудотворца в Садовниках при его закрытии). 25 сентября 1765 список иконы «Утоли моя печали» был привезен в Санкт-Петербург и прославился там чудесами. Иконы Богоматери «Утоли моя печали» почитались в целом ряде городов и монастырей. Один из списков, называемый «Утоление печали», принадлежал сенатору графу Н. Б. Самойлову, который в 1784 построил придельный храм в Одрин-Николаевском монастыре Орловской епархии и перенес туда чтимый образ.
Празднование — 25 января (7 февраля).
30. ФЕОДОРОВСКАЯ-КОСТРОМСКАЯ ИКОНА Божией Матери
одна из самых древних русских чудотворных икон Богоматери, сохранившаяся до наших дней. Была создана, вероятно, в 1239 по заказу великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича (в крещении — Феодора) к свадьбе его сына Александра Невского. Является списком-репликой чудотворной Владимирской иконы. Отличительная особенность Феодоровской иконы — обнаженная левая ножка Младенца Христа, сидящего на правой руке Богоматери; на обороте — поясное изображение Параскевы-Пятницы. Во второй половине 13 века Феодоровская икона особо почиталась костромским князем Василием Ярославичем. Сказание о Феодоровской иконе возникло под влиянием сказания о Владимирской Богоматери, в нем соединены народные предания и воспоминания о событиях русской истории. В 1613 благодаря Феодоровской иконе был «умолен» на царство Михаил Федорович Романов; икона стала широко почитаемой общерусской святыней. Известен ряд чтимых списков 17-19 веков. Древняя Феодоровская икона многократно поновлялась и реставрировалась; первоначальная живопись на ликах Богоматери и Христа сильно потерта. Икона хранилась в Костроме: сначала в Успенском соборе, в годы советской власти — в церкви Воскресения на Дебре, в настоящее время в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. С Феодоровской иконой совершались ежегодно крестные ходы: в день Святой Троицы — в Ипатьевский монастырь, 16 августа — в Спасо-Запрудненскую церковь на место «обретения» иконы.
Празднование — 14 (27) марта в память прекращения Смуты в 1612 и 16 (29) августа в память явления иконы.
31. ЧЕНСТОХОВСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия)
одна из древнейших чудотворных икон типа Одигитрии. Принесена в Галицкую Русь из Византии в 12 веке; в конце 14 столетия после присоединения русских земель к Польше стала святыней католического Ясногорского монастыря в Ченстохове. История почитания иконы в Галицкой Руси неизвестна. В первой половине 14 века в Ченстоховском монастыре было составлено сказание о Ченстоховской иконе, согласно которому предыстория отождествляла ее с константинопольской Одигитрией. В 1430 икона была повреждена иконоборцами-таборитами; в 1434 образ заново написали на старой доске в стиле западной живописи. На правой щеке Богоматери изображена кровоточащая рана, передающая след, оставшийся на древнем образе от удара саблей. Ченстоховская икона почитается в западнорусских православных землях и в католическом мире; имеется много чтимых списков Ченстоховской иконы, хранящихся в православных и католических храмах.
Празднование в России — 6 (19) марта, в католическом мире — 27 августа (9 сентября).
Еще крутые истории!
Новости партнёров
реклама
явления/прославления
(юлиан./григориан. стиль)
22 октября (4 ноября)
14 (27) апреля
23 июня (6 июля);
26 августа (8 сентября)
23 июня (6 июля)
2 (15) декабря
27 ноября (10 декабря)
9-я пятница по Пасхе;
8 (21) сентября;
27 ноября (10 декабря)
вторник Светлой Седмицы;
13 (26) октября
22 октября (4 ноября)
11 (24) сентября
4 (17) августа
12 (25) октября
29 июня (12 июля);
1 (14) октября
2 (15) июня;
6 (19) сентября
День Святого Духа
9 (22) июля
14 (27) сентября
26 декабря (8 января)
15 (28) августа
18 сентября (1 октября)
9 (22) декабря
28 июля (10 августа);
13 (26) октября
28 июля (10 августа);
2 (15) ноября
28 июля (10 августа)
5 (18) сентября
26 декабря (8 января)
8 (21) сентября
17 (30) августа
18 сентября (1 октября)
12 (25) июля
15 (28) августа
21 мая (3 июня;
23 июня (6 июля);
26 августа (8 сентября);
7 (20) октября
15 (28) августа
17 (30) сентября
20 июля (2 августа);
15 (28) августа
22 октября (4 ноября)