Как найти чувство меры

Начнём разбирать следующую связку победных добродетелей и пороков человека: это милостыня и сребролюбие.

Сначала рассмотрим, какие качества можно отнести к сребролюбию. Вообще сребролюбие это желание человека иметь деньги и приобретать вещи и имущество. И здесь конечно может сразу возникнуть противоречие, так как Александр Король давал участникам своего интеллектуального клуба возможность осознать и понять все эти победные добродетели, и также он вёл материальный клуб на тему социально-материальной адаптации, где суть сводится к тому, чтобы повышать качество своей жизни, что никак не может отрицать любовь к деньгам, на которые мы повышаем качество жизни и, как следствие, приобретаем более лучшие товары, услуги и имущество.

В общем, я буду разбирать данную тему. По моим ощущениям и чувствам противоречий нет, осталось только всё это сформулировать для своего ума и написать об этом.

Первое проявление сребролюбия это любовь к деньгам. Деньги это инструмент, благодаря которому мы можем обменивать свой труд на какие-либо товары и услуги. То есть мы работаем, зарабатываем деньги. По сути, сами деньги нам не нужны. Нам нужны продукты, чтобы есть, нам надо одеться, нам надо оплатить кварплату, оплатить курсы по обучению, купить себе что-то для души. То есть здесь можно сделать вывод, что сама по себе любовь к деньгам это абсурдное явление. Так как деньги это посредник между трудом человека и товаром, который нужен этому человеку. Любовь к тому, чтобы иметь больше посредничества в жизни?

Также в жизни можно увидеть следующее проявление любви к деньгам: когда любят не самого человека, а его деньги. То есть если у человека кончаться деньги или будут какие-то трудности в жизни, его бросят. Ценность имеет не сам человек и любовь к человеку, а любовь к деньгам. Например, при первой встрече человек может сначала понравиться, а потом выясниться, что у него немного денег. И эта первоначальная симпатия сразу улетучиться. Получается, что человек предал свою душу, в которой зародилась изначально любовь к человеку, а потом включился ум со своей оценкой, и он активировал порок под названием сребролюбие.

Любовь к накоплению богатства. Накопление богатства это стремление человека к тому, чтобы у него всего было много, чрезмерно: денег, машин, вещей, квартир. И здесь важен вопрос намерения: зачем тебе деньги и все остальные блага в большом количестве? Если у человека будет чрезмерно денег, а он не умеет ими распоряжаться, то он потратит их на бары, какие-то бессмысленные встречи с людьми в ресторанах, ненужную одежду, которую он так никогда и не наденет, на пять машин, хотя ему нужна всего лишь одна, чтобы доехать из точки А в точку Б, ну и так далее. Получается, что накопление это чрезмерность. Но во всём важна мера! Эта формула она проявляется везде. Если человек перепьёт алкоголь чрезмерно, то ему будет плохо, следующий день или два у него будут выкинуты. Если человек переест чего-либо, то ему будет плохо, он будет овощем лежать на диване, приходить в себя и мучиться от болей в животе. Если у него будут лишние деньги, он потратит их на какую-нибудь ерунду и потом будет испытывать сожаление из-за этого.

Пристрастие к красивым вещам. Можно сказать, что пристрастие это чрезмерное влечение к красивым вещам. И здесь можно акцентировать внимание на две вещи. Первое. Это сама чрезмерность, то есть пристрастие, а не просто ровное и спокойное отношение. И второе. Это красивые вещи. Под красивыми вещами можно понять в принципе многое: одежда, украшения, машины и также люди. Человек, который живёт умом, он привык вестись на обложку. То есть на внешний облик. И совершенно не видит суть. Мужчина может видеть в женщине только красоту, но совершенно не придавать значение её внутреннему миру, её характеру и природной женственности. Женщина может видеть только статус и состоятельность мужчины. И ей будет совершенно наплевать на то, о чём он думает, что им движет, кто это вообще за человек, и чем он живёт. Это и есть обложка, то есть те красивые вещи, которыми окружён человек. В итоге пристрастие к обложке уводит человека от самой сути.

Скупость это чрезмерная экономия. И здесь опять же есть этот параметр, как чрезмерность. Как говорится, скупой платит дважды. Но я по опыту знаю, что не дважды. Плата за скупость будет в десять раз выше, а то и больше. Решил, например, человек повестись на скидки в магазине и купить то, что ему не по душе, но зато дёшево, то есть он чрезмерно сэкономит и думает, что останется в плюсе. Но продукт может испортить его здоровье, и потом придётся выложить кучу денег на лечение. Сэкономил на услугах стоматолога – сделали плохо, потом надо переделывать и исправлять всё. Сэкономил на автосервисе – не дай Бог случится беда за рулём. Купил дешёвую одежду – она порвалась через несколько дней, а ходить в чём-то надо, поэтому приходиться покупать новую вещь. И вот когда человек ведётся на скидки, на акции – за это он потом может заплатить намного большую сумму, хотя сейчас он думает, что сэкономил свои деньги. Но это иллюзия.

Корыстолюбие это жадность, это желание, чтобы у тебя было больше, чем у других. То есть речь тут идёт о чрезмерном желании взять себе лишнего. А зачем человеку лишнее то? Зачем человеку вторая машина, если у него есть одна, и она нормально ездит? Зачем человеку большая машина, если он одиночка и у него нет большой семьи? Зачем человеку двухкомнатная квартира, если он живёт один? Зачем человеку десять свитеров, если он носит всего три в году? Зачем человеку есть лишний кусок мяса, если в живот больше не лезет? Зачем человеку лишние деньги, если он не знает, что на них себе купить и опять спустит их на глупость? Надеюсь, понятна мысль о том, что же такое жадность. А что можно сказать о людях, которые жадничают по отношению к другим? Например, приходит к вам гость. У вас только одна классная яркая современная чашка, остальные чашки обычные и невзрачные. Какую чашку даст гостю хозяин? Жадный хозяин даст обычную чашку, а сам будет пить чай из классной. Щедрый хозяин даст гостю свою лучшую чашку, а сам попьёт из обычной. Надеюсь принцип понятен. По таким моментам можно определять корыстолюбивый человек перед вами (или в зеркале) или в нём есть благородные качества.

Немилосердие это не заботливое и не доброжелательное отношение к другим людям. Если вы очень внимательны, то можно заметить следующее: если человек не аккуратен со своими вещами, у него треснутый экран на смартфоне, телефон часто падает из рук, то здесь уместно сказать, что этот человек не проявляет заботу и бережное отношение к вещам. Значит, раз в нём есть немилосердие, скажем так, к вещам, то в нём есть немилосердие к людям. То есть он может не бережно отнестись к просьбам близких, к поручениям на работе. В нём можно будет увидеть не проявление заботы к душевному состоянию партнёра в отношениях, то есть ему будет всё равно на чувства другого. Хотя другой может нуждаться в добром слове, в милосердии, но ничего такого не будет. А не будет потому, что такие немилосердные люди, они уже давно не слышат своё внутреннее я, не чувствуют свою душу, они уже давно потеряли себя в социуме и чрезмерных желаниях.

Чёрствость к просящим помощи и нуждающимся. Об этом как раз и была речь в предыдущем абзаце. Можно дополнить ещё примером: родители просят вас что-то помочь сделать, или объяснить им, но вы чёрство реагируете на их просьбу. Вы можете сгрубить, вспылить на ровном месте, хотя к вам пришли по-доброму с нормальной просьбой. Это часто можно заметить у детей и родителей. У детей сердце закрывается к родителям, черствеет. Родители хотят знать, что у их ребёнка (пусть он уже и взрослый) всё в порядке в жизни, но ребёнок ничего толком не рассказывает. Из-за этого у родителя на душе становится плохо, он копит этот груз боли, додумывает. Поэтому чтобы растопить эту чёрствость в сердце, то с родителями надо быть мягче. Правильный тёплый диалог с родителями это ключ к светлой стороне души человека.

Другой момент касается попрошаек. Их очень много можно встретить на улицах и в метро. И людям стало сложно определить, кто из них честный и искренний, а кто жулик и мошенник. Часто я выходил из метро или около метро ходил, и подходили молодые люди и просили на проезд. То есть по логике им надо совершенно немного денег, чтобы доехать на метро на нужную им станцию. Когда-то я деньги давал, а когда-то прям чувствовал, что не надо. В тех случаях, когда давал деньги видел снова этих людей, когда шёл обратно в метро, просящих на проезд. То есть я им дал нужную сумму на проезд, они не уехали и остались просить дальше, то есть по сути это мошенник. И в тех случаях, когда деньги не давал, этих же людей встречал на обратном пути. И да, глядя на такие примеры, сложно понять, проявлять чёрствость или нет к просящим помощи и нуждающимся. Но одно точно ясно: нельзя проявлять чёрствость к своим близким людям, ведь вы же с ними в данный период, значит эти люди обстоятельствами вам для чего-то даны, чтобы вы что-то поняли, и чтобы они что-то поняли. Но опять же: нельзя путать это с тем, пользуются ли вами в корыстных целях (типа жадно всё хотят получить от вас, чтобы больше было у себя) и не сели ли вам на шею. Это всё надо различать. Для этого мы и расшифровываем все эти добродетели и грехи, чтобы стало ясно, как вообще ориентироваться в этом мире при общении с людьми. Да и свою душу познать и очистить её тоже будет хорошо. Что на других то смотреть всё время?

Вымогательство это та же жадность, только выраженная в другой форме. Под знаком насилия или шантажа человек желает себе присвоить то, что не является его по праву. Человек, у которого вымогают, попал в какую-то трудную ситуацию, вымогатель хочет этим воспользоваться. То есть он будет немилосердным. И суть в том, что в вымогательство может скатиться человек, который не бережно и не аккуратно относится к своим вещам и близким людям. Последите, кто как общается со своими родителями и как относится к своему телефону, и можно будет увидеть вероятность того, может ли данный человек так пасть, что снизойдёт до вымогательства.

Воровство это означает взять себе то, что тебе не принадлежит, пока этого никто не видит и не узнает о том, что это сделал именно вор. Опять же до воровства пасть может немилосердный человек, о котором мы говорили выше. До воровства может снизойти в итоге жадный человек, который мало отдаёт, но много берёт себе. Да вероятность этого мала, но она есть. Ведь есть же люди, которые становятся ворами, и они к этому как-то пришли. И вот семена, то есть начало их пути, мы можем сейчас и понять как раз.

Лживость это когда внутри человека плохие намерения, прикрытые наружной показушностью добрых дел. Например, кто-то занимается благотворительностью. Если главная задача этого человека, чтобы об этом его действии узнали другие люди, чтобы это стало публичной новостью о том, какой хороший это человек, то это лживость. А если тихо и скромно кому-то помог и не афишировал это действие, то это говорит о том, что намерение было изначально помочь кому-то. Нет, бывают конечно правильные порядочные случаи, когда становится известно имя благотворителя, но суть в другом – главное определить, какое намерение было изначально: помочь кому-то и неважно узнает об этом кто-то или нет, либо цель сообщить потом всем, что помог кому-то. А это уже разное! И это определяет лживость или её отсутствие.

Алчность это уже крайняя форма любви к накоплению материальных благ. Человеку уже в принципе столько не нужно, а он всё копит и копит, берёт себе и берёт. И вот он закрывается этими вещами вокруг себя и уже ничего не видит и не осознаёт. Не видит, что есть щедрость, что есть любовь, что есть добро, внимание украдено только этими вещами, а точнее их огромным количеством. Человек становится закрытым, он уже не чувствует свою душу, не чувствует природу, не чувствует язык обстоятельств, когда тот пытается донести уже что-либо этому человеку с помощью пинков в жизни, чтобы тот открылся.

Итак, так как же тогда найти взаимосвязь между тем, что мы сейчас здесь разобрали и тем материальным развитием, которое давал своим читателям Александр Король? Суть материального развития это самое главное правильные намерения на вопрос: а зачем тебе деньги или зачем тебе та или иная вещь? Тебе не будут даны блага, если ты навредишь ими сам себе. А как навредить можно благами, мы уже знаем. Также материальное развитие это повышение качества уровня своей жизни, и здесь можно сразу ввести понятие меры. То есть человек должен чувствовать меру, то есть когда он покупает себе новый свитер или два новых свитера (один зимний, другой весенний), например, то старые свитера он должен продать или кому-то отдать или выкинуть. То есть не надо накапливать вещи. Деньги это инструмент, на них мы приобретаем те вещи, которые улучшат нашу жизнь, но не только нашу жизнь, но и продуктивность. То есть человек сможет быть более полезен себе и обществу в целом. То есть когда человек окружил себя качественными вещами, то его труд станет более качественным, так как все эти вещи будут влиять на психику человека и влиять положительно. Потому что есть психологическая разница, если человек живёт в обшарпанной комнате в коммуналке со скрипучим полом и грязной ванной или живёт в классной уютной современной студии. Обстановка двух этих разных квартир будет по-разному влиять на человека. Студия будет усиливать человека, давать ему правильный моральный настрой и мотивировать на качественную работу, мысли будут в голову приходить положительные. Комната в коммуналке уже на тонком плане будет влиять отрицательно. Идеи будут в голову приходить дурные, будет упадническое настроение, в жизни будут непонятные и не чёткие действия.

Ну а теперь перейдём к самой победной добродетели это милостыня. “Истинно милостив не тот, кто произвольно отдаёт излишнее, но кто охотно уступает необходимое”. Как можно расшифровать значение этих слов? Например, приходят к вам гости, два человека, а у вас еды осталось только для двоих как раз, то есть вы должны накормить своих гостей тем, что осталось. А о себе подумать уже в последнюю очередь. Это всё тот же пример с тем, чтобы отдать лучшую кружку гостю, только в другой обложке. Обложек может быть много, но суть всегда одна. И значение слова милостыня я бы расшифровал современным языком. Это не копить лишнюю одежду, а отдать её нуждающимся, ну или продать, если нужны деньги на жизнь. Суть в том, чтобы не накапливать лишнее. Суть в том, чтобы убрать из своей жизни такое качество, как чрезмерность и во всём придерживаться чувства меры. Вот когда вы делаете генеральную уборку дома, то вы же выкидываете всякий мусор, ненужный хлам. Такое же должно быть отношение ко всему лишнему в вашей жизни. Нужно сделать генеральную уборку своих чрезмерных желаний. И в итоге человек становится милостив, а значит, он победил грехи.

Как обрести чувство меры?

Как выработать чувство меры?

ЧувстваКак это сделать?+2

Анонимный вопрос

27 августа 2019  · 980

Как и любой иной навык:

  1. Разобраться, из чего эта штука состоит
  2. Начать последовательно применять эти ингредиенты
  3. Оценивать результаты и изменять подход по необходимости
    Чувство меры – это уже результаты многократных проб и ошибок в вымеривании и избегании как избытка, так и недостатка в разных занятиях (например, алкоголь). После определённого периода, когда Вы делаете это сознательно – навык начинает автоматизироваться, и Вы уже получаете некое ощущение “это будет слишком, а этого немного не хватает” и т.п.

623

Комментировать ответ…Комментировать…

философ-практик без специального образования.
всегда открыт для Ваших вопросов!
  · 1 окт 2019

Сперва установите четко границу своим мыслям. Не позволяйте им разбегаться/”блуждать”в разные стороны.  Для этого поговорите с собой (мысленно или словестно). Задайте себе четкий вопрос и дайте себе на него четкий ответ.
Пример: мне нужно умеренно есть сладкое? Для чего мне это нужно – чтобы поддерживать здоровье! Для чего мне поддерживать свое здоровье – чтобы без…
Читать далее

777

Комментировать ответ…Комментировать…

Слово “мера” не так чтобы очень распространено в нашем лексиконе. Ну какие там ассоциации: Палата мер и весов и что-то с уроков физики, грозное повеление директора “примите меры!”, может, что-нибудь из портновско-шитейной тематики: “давайте снимем мерку”. Особо эрудированные вспомнят что-нибудь из Библии про то, кому какой мерой отмерять. Однако всё не так однозначно, как кажется на первый взгляд, просто поверьте.

Те, кто по-настоящему любит и умеет готовить, часто сталкивались с таким конфузом. Рассказываешь кому-нибудь рецепт и натыкаешься на, в принципе, вполне закономерный вопрос: “А этого сколько нужно? А того?” И впадаешь в ступор. Потому что и того, и этого нужно взять столько, сколько нужно. И это зависит от большого количества факторов, но в первую очередь — от внутреннего ощущения самого процесса приготовления конкретного блюда. И ощущения этого не будет, если нет любви. К готовке, разумеется.

Или вот известнейший пример с так называемой “врождённой грамотностью”. Это когда человек вообще никаких правил не знает, а пишет, подлец, как Коля Сулима. Ну просто чувствует, что вот здесь нужно поставить запятую, а вот тут — написать вдруг “а”, а не “о”. А если напишет что-то неправильно (всякое ведь бывает!), то в глазу прям как будто колет что-то: некрасиво получилось, неправильно, срочно нужно принять меры.

Когда мне нужно всерьёз говорить о мере, я обычно начинаю с немножко антирусского анекдота о том, как русский Ваня принимал участие в конкурсе, кто больше выпьет. Там все начинали с напёрстка, пытаясь постепенно увеличивать дозу, а Ваня, наоборот, начал с самой большой тары, постепенно уменьшая: ведро, банка, стакан, рюмка… И вот остаётся один тот самый напёрсток, и все трибуны дружно скандируют “Ваня! Ваня!”, но Иван неприступен. Он отставляет напёрсток с золотыми словами: “Русский Ваня свою меру знает”. (На всякий случай поясню, что антирусский анекдот, потому что эксплуатирует стереотип, что русские много пьют, что, конечно, не соответствует действительности)

Уже можно обобщать. Мера — это край, отделяющий то, что можно (правильно, красиво, хорошо и т.д.) от того, что нельзя. Мера — это форма, описывающаяся (три раза пытался это слово правильно написать!) этими самыми краями. А поскольку весь мир постоянно движется и изменяется, то и форма эта подвижная, текучая. Но что самое интересное, сама эта подвижность и текучесть не случайна, а… правильно, закономерна — на какое хорошее слово мы вышли! И вот это “примите меры” как раз про такое движение, когда мы, выражаясь научно, одними процессами корректируем течение других процессов (как там у Хауса — когда развитие одной болезни сдерживается другой).

А теперь самое интересное. Внимательно вглядевшись в этот мир, мы, каждый со своим чувством, обнаруживаем, что он абсолютно конкретен в своих формах и их развитии. То есть, он весь состоит из мириадов мер самого разного размера и порядка. И они все накладываются друг на друга, влияют, образуют новые меры, просто голова кругом! Получается узор. Живой, невероятно сложный (сложенный), который очень легко на первый взгляд принять за хаос и бардак, но стоит чуть-чуть успокоиться, вглядеться, и вот оно, волшебство текущего момента предстаёт перед нами во всей своей красе.

Моя любимая метафора такого закономерного узора — это игра Го. Всё очень просто. Есть поле-матрица, каждый из элементов которого может быть в трёх состояниях — может быть занят чёрным камнем, может белым, а может быть пустым. То, каким оказывается конкретный элемент, определённым образом влияет на возможности других элементов по всему полю изменить своё состояние. Каждый из игроков вносит свои изменения в общую для обоих матрицу, но предсказать последствия бывает не так просто: количество игровых ситуаций примерно равно количеству атомов во Вселенной. Поэтому играть только головой в эту игру не получится, нужно обязательно подключать сердце. В смысле, интуицию.

Ведь интуиция как работает. Где-то там, вне пределов нашего сознания (и очень может быть, за пределами нашей психики вообще), происходят какие-то вычисления, которые нам не под силу, а к нам уже приходит просто готовый ответ, в обход какой-либо логики. Тут сразу стоит оговориться, что вполне возможно, сам этот ответ потребует обязательной расшифровки, для чего нужны будут и логика, и эрудиция, и жизненный опыт. Это как с оракулом. Пифии, конечно, красотки, но их полубессвязный бред так и остался бы бредом, если бы не серьёзные бородатые мужики, крепко удерживающие их на своих барных стульях. Но и без пифий, как показала практика, мужики обойтись никак не могли.

Чувство меры, пожалуй, не просто интуиция, а интуиция extra virgin (уже без всякой отсылки к пифиям). Это не чьи-нибудь голоса, которые мы можем ненароком поймать в свои локаторы, это дыхание самого Узора, который течёт и изменяется в соответствии с ходами всех, у кого есть возможность делать ходы (а это не только игроки, но и самые разные боты, которых, поверьте, гораздо больше, чем вы можете себе представить). И у этого Узора, несмотря на астрономическую вариативность, всегда есть абсолютно закономерное развитие. Даже если в некоторые моменты происходит настоящее чудо, задним числом мы всегда сможем понять его механизм (но не факт, что сможем воспроизвести).

И когда легендарный скульптор (в смысле, герой легенды) говорил, что он просто берёт кусок мрамора и отсекает всё лишнее, он говорил нам про чувство меры. Потому что именно оно позволяет нам прочувствовать, что лишнее, а что нет. Когда музыкант-импровизатор, повинуясь своим чувствам, замолкает, чтобы дать музыке необходимое дыхание, но повинуется чувству меры. Когда кулинар красивым движением плещет каплю уксуса в соус, его ведёт то же самое чувство. Именно чувство, не знание, не рецептура, не традиции предков.

Напоследок ещё одно выражение чувства меры в нашей и без того непростой жизни. Когда-то, под занавес Советского Союза, тандем русских психологов-философов придумали любопытную концепцию природы таланта. Один из главных постулатов там такой: талант есть норма. Как раз не только в том смысле, что быть талантливым нормально для любого человека (хотя это, безусловно, так), но и в том, что талант как раз и обусловлен тем самым чувством меры, чувством нормы. Талант интуитивно чувствует, что нужно, для того чтобы “процесс пошёл”. И да, не будет делать ничего, пока этих условий нет (вечная истина — писатель отличается от графомана тем, что может не писать).

Так вот, для того, чтобы каждый мог проверить, насколько он талантлив, эти два хороших человека придумали любопытное испытание. Вы вполне можете его повторить. Для этого найдите свободное и ровное пространство, на котором вам нужно отметить ровно 7 метров. Это будет вашей мерой. Встаньте носками на одну черту и пройдите своей свободной походкой ровно эти семь метров так, чтобы в конце встать носками на вторую черту. Не считайте шаги, это вас только отвлечёт от кинетической мелодии вашего тела. Последний шаг наверняка будет неполным, но что ж поделать — какой есть. А теперь постарайтесь пройти ровно те же 7 метров, но с закрытыми глазами. Не получилось с первого раза? Не беда. У вас есть 10 попыток. Каждый результат необходимо записать, а потом желательно построить график, где взять результаты по модулю (то есть, неважно, недошли вы 10 сантиметров или перешли — на графике вы всё равно ставите точку на отметке 10). Идеально будет, если все ваши попытки попадут в зону 15 см от ровного результата. Но самое главное, чтобы ваш график представлял собой постепенное приближение к нулю. Это и будет свидетельством того, что в вас есть механизм, способный регулироваться, подстраиваться под ту меру, что вы ему задаёте.

И опыт этот ещё раз наглядно показывает, что одно из главных наших качеств — отмерять наши действия в соответствии с той объективно существующей нормой, которая досталась нам просто по факту того, что мы живём в этом мире и являемся частью этого узора, переливающегося и пульсирующего вечно. Берегите это чувство, без него и все остальные быстро притупятся.

Источник

Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, однако он слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность. 

Махатма Ганди

Человек, испытывающий жадность, попадает в ловушку постоянного желания иметь все больше и больше. Купив одну вещь, сразу хочется купить другую. Купив одну машину, думаешь, какая будет следующая. Въехав в новую квартиру, начинаешь хотеть дачу или загородный дом. Про зарплату я вообще молчу, ее всегда мало! Растущая прожорливость стимулирует в обществе культуру потребления. Все мысли сужаются до размеров следующего приобретения, делая нас несчастными и неблагодарными тому, что имеем.

Жадность – это неумение отпускать что-либо от себя. Это страх перед жизнью, стремление иметь для себя все больше и больше, для того, чтобы обеспечить физическую и психологическую безопасность для себя или своей семьи. Такой человек воспринимает мир как враждебную среду, которая в любой момент может принести угрозу. И вместе с тем жадность – с позитивной точки зрения, это способность накапливать и сохранять материальные ценности.

Золотая середина

Мания обладания, которая проявляется в безудержном желании обладать материальными ресурсами все это избыточное проявление жадности. В этом случае человек готов пожертвовать остальными ценностями в своей жизни ради достижения богатства. Здоровье, друзья, вера в людей, семья, он все готов отдать, чтобы обладать материальным благом.

С другой стороны, человек, полностью лишенный этого чувства, не заботится о своих интересах и полностью пренебрегает необходимостью иметь материальные ресурсы. Он отказывается от обладания из-за мировоззренческих причин или страха. Также это может проявляться, как излишняя расточительность.

Золотой серединой между жадностью и расточительством можно называть чувство меры, достаточности. Умеренность – это не аскетизм. Это ни в коем случае не отказ от всех земных благ. Наоборот, это основа вкуса жизни, чувство достаточности и умеренности во всём, что человек делает. Эта умеренность является одним из условий для счастья.

Алгоритм развития чувства меры и достаточности:

  • Для начала признайте, что вы уже достаточно имеете. Испытайте чувство благодарности за все, что вас окружает. Этот шаг перенастраивает ваше сознание. Это не значит, что вам не нужно больше. Это значит, что вы цените то, что у вас есть.
  • Примите убеждение, что желание обладать большим, это не плохо. Это стимул для вашего развития.
  • Ответьте на вопрос, сколько и чего вам нужно, чтобы было достаточно? Это интересный вопрос, потому что для ответа на него, вы должны быть в осознанном контакте со своими потребностями. Хороший проверочный вопрос: «Для чего мне это необходимо?»
  • Берясь за любое дело или при необходимости поделиться, отметьте для себя 3 категории: «Недостаточно», «Достаточно», «Излишек». Эти категории помогут вам четче определить границы своих потребностей.
  • Каждый раз, когда вы говорите себе: «Этого достаточно», мысленно поблагодарите себя за еще одну победу над своей жадностью.
  • Когда расстаетесь с ресурсами, которые вы определили как «излишек», делайте это с легким сердцем. Потому что когда ты берешь, жизнь помогает тебе, а когда отдаешь, ты помогаешь жизни!
  • Примите убеждение, что вы пропускаете через себя поток материальных благ. Чем больше вы делитесь, тем больше к вам приходит новых возможностей и ресурсов. В застоявшемся потоке вода затухает. То же самое происходит и с деньгами.

Дэн Дубравин


07.05.2014 05:32

Чувство меры.

Чувство меры.

Недавно меня неожиданно спросили, на что я, прежде всего, обращаю внимание при встрече с незнакомым для меня человеком? Я не смогла ответить сразу, но потом ответ нашелся: «Я обращаю внимание, прежде всего, на то, присуще ли данному человеку чувство меры.»

Чувство меры – трудно передаваемое качество, но я, как дизайнер, привыкший искать пропорции во всем, отслеживаю, присутствует ли в человеке некая амбиция – принципиально избегать крайностей и однобокости, грамотно сочетать в поведении естественность и порядок, создавать собственный стиль жизни? Для меня наличие чувства меры у незнакомого человека – его лучшая визитная карточка, и я испытываю дополнительную симпатию, когда ощущаю его тайные знаки. Чувство меры, как ни странно, вполне опознаваемое качество: его или нет, или оно есть.

Если слепо довериться моде, рекламе, культу потребления – то мы неизбежно потеряем в себе чувство меры. Общество потребления не заинтересовано говорить об этом, потому как культивируется именно безмерность, чрезмерность, извращенный вкус, перенасыщенность цвета, депрессивное ощущение жизни, радость от подарков, смех и слезы, готовые рецепты на все случаи жизни, пошаговые инструкции. Мы научились соприкасаться с ценой, а не с качеством, с количеством, а не с внутренней потребностью (купи одну вещь, вторая – бесплатно!). Соотношение «цена –качество» – это здорово, но есть ещё соотношение «качество и чувство меры».

Чувство меры – по сути, исчезающий сейчас феномен, в моём представлении связанный с благородством характера и искусством управления. Не случайно его вытесняют буржуазно –купеческие критерии жизни с одной стороны, и незамысловатые стандарты малообеспеченного населения с другой. Например, В СВОЕЙ ДЕКОРАТОРСКОЙ ПРАКТИКЕ Я ПОСТОЯНННО СТАЛКИВАЮСЬ С ЗАПРОСАМИ КЛИЕНТОВ: «Мне бы хотелось новые шторы, старые уже надоели», «Люблю зеленый цвет, покажите мне последние каталоги шторных тканей», «Сделайте мне такие шторы, чтобы все завидовали», или же «Прикройте мне окно, а то соседи нагло подглядывают!». Никто не задает мне вопросов о пропорциях, нюансах цветового сочетания, конструктивных особенностях, в основном требуется функциональность и «проплаченная красота»! Часто сталкиваюсь с недоумением и даже некоторой досадой человека, обратившегося к дизайнеру за помощью: почему невозможно купить готовые стильные шторы, их надо непременно заказывать по индивидуальному проекту? Этот момент иногда действительно раздражает людей, занятых декорированием своего дома, потому как снова приходится думать о «какой-то ерунде, в которой я ничего не понимаю», и возникает вопрос: «Почему многие предметы интерьера ещё не унифицированы и не стандартизированы? Зачем заморачивать себе голову лишний раз?»

Чувство меры.

ДА, люди уже давно привыкли, что пропорции, конструктивные особенности, чувство меры, цветовые сочетания отданы на откуп дизайнерам (это их прямые профессиональные обязанности). И мы уже перестаем сами задумываться о том, почему золотое сечение имеет такую притягательность для глаза, элегантность обладает воспитательным моментом, а монохромные цвета дарят нам чувство дома?

Всё чаще и чаще я прихожу к выводу, что чувство меры надо сознательно культивировать в себе всю жизнь, не отдавать его на откуп специалистам, а самим вникать в законы гармонии и пропорций. Чувство меры должны знать наше тело, настроение и эмоции, наши мысли и наши планы… Иначе придется всю оставшуюся жизнь покупать чувство меры у других людей.

Чувство меры необходимо формировать в семье с раннего детства, начиная с интуитивного подражания, заканчивая сознательно формируемыми навыками. Оно выражается не столько в теоретических предписаниях, сколько непосредственно проявляется в быте, в поведении, в живом общении. Хотя было бы замечательно, если бы в школе преподавали такой предмет, как чувство меры, потому как оно дает нам ощущение простоты и непринужденности нашего поведения, позволяет проявиться внутреннему обаянию и тактичности.

Пример из кулинарии:

Когда меня учили готовить мои бабушки, они постоянно отмеряли продукты «на глазок» и «как рука возьмет». Записывать за ними рецепты в этом случае было настоящей мукой, потому как моя рука ничего осмысленного не брала, скорее, замирала в нерешительности, и глазок мой оставался равнодушен к отмеряемым пропорциям. Ничто в моем организме не сигнализировало мне о чувстве меры, мера содержалась для меня только внешне – в кем-то составленном рецепте как результате сложных алхимических изысканий.

Тогда я просила учить меня по другому: сначала накормить, дать мне распробовать вкус, свежесть и качество приготовленной пищи, сознательно обращала моё внимание на определенные нюансы (например, солянку медленно томят на огне, а не варят, лук поджаривают до карамельного цвета, домашний хлеб пекут с допустимым пропёком и особой хрустящей корочкой, и так далее). Если мне нравился вкус, я воодушевлялась и пыталась сама уже отыскать меру и сочетание используемых продуктов, я начинала проговаривать вслух свои соображения. Бабушки тут же подсказывали, объясняли, и я начинала на бешеной скорости всё записывать. Потому как попадала в поток интуитивной стряпни… Приходя домой, я тут же начинала готовить, чтобы ничего не пропало из того священного состояния, когда рука обретала меру, а глаз – точность. Главным для меня было повторить качество, ничего не потерять и сохранить. До чего-то додуматься самой, тут же внести дополнения в рецепт, но неукоснительно держать в уме тот результат, который я хотела воспроизвести. На следующий день я приносила бабушке мою стряпню на пробу – и с нетерпением и страхом ждала её вердикта… она говорила: вот здесь начинка чуть солоновата, а тесто забыла подсластить до молочного вкуса, корочка не хрустит и не так румяна, как ей следует быть. Вот это вот «КАК ЕЙ СЛЕДУЕТ БЫТЬ» долго потом меня мучило, пока я не научилась через множество повторений «набить руку» и «наметить глаз»!

Требовали не заглядывать в рецепты, а просто осознавать, что ты делаешь руками, помнить тот вкус и структуру, внешний вид, который ты хочешь создать, усвоить лишь общие закономерности. И, самое главное, найти принцип золотой середины! Мои бабушки чем-то напоминали мне Конфуция, настаивая на размеренности, осознанности, опытности, выдержанности во времени, естественности каждого действия, чтобы оно также не нарушало чувство меры в восприятии другого человека.

Чувство меры.

К любому процессу можно подойти двояко:

Первый путь: пошаговая инструкция: Делай раз, делай два, если получилось невкусно, значит, отклонились от инструкции. Главное – пройти пошагово весь процесс, и, если случайно мы потеряли или замылили вкус (или любой желаемый результат), мы с этим миримся. Потому, как главное – мы правильные девочки и мальчики. Вся ответственность лежит на составителей инструкции, а мы – или жертвы недоброкачественного составителя, или победители вместе с ним.

Второй путь. Отведать качество. Присоединиться и побыть среди тех людей, которые приятны и значимы, которые умеют создавать это качество (только не перепутайте! Именно создавать, а не продавать!). Запомнить свои состояния как важные, нужные и полезные для своего организма, как возвышающие для своей души. Почувствовать тот самый цвет, тот самый фасон платья, тот самый вкус, ту самую книгу, понравившуюся мысль….. Обрадоваться чувству сто процентного попадания в унисон с собственными потребностями и мечтами. Мысленно сказать: ВОТ! ТО САМОЕ ОНО, что мне нравится, подходит. Отзывается во мне особым образом!

Давайте перечислим, где проявляется чувство меры и почему оно столь необходимо? Пример с приготовлением еды более, чем понятен, но чувство меры скрыто в самых важных для нас областях нашей повседневной жизни, и это достойная задача – искать его в различных процессах, явлениях и отношениях.

  • Прежде всего, чувство меры выражено в чертах характера. Если характер неуравновешен, то имеется склонность к разным крайностям: хулиганству, мотовству, агрессии, гордыне, жестокости, попустительству. Человек сильно горюет или безмерно радуется. Легко теряет душевное равновесие.
  • В отношениях с равными. Если потеряно чувство меры именно в отношениях с равными, то это выражается в потребности искать себе подобных, чтобы жить, как другие. При этом такой человек склонен сталкивать людей, создавать групповщину, напрягать ситуацию. С одной стороны, такой человек добровольно следует за другими, с другой – не живет с ними в согласии.
  • В отношении собственной везучести и удачливости. Человек с нарушенным чувством меры надеется на удачу, склонен к авантюризму. Не понимает своей судьбы как пропорции определенных событий, игнорирует анализ собственной жизни.
  • В отношении к удовольствиям. Не может останавливаться или же, наоборот, хронически недополучает позитивных эмоций. Не умеет себя эмоционально насытить, интуитивно накормить себя и других. Жадность выступает как основной регулятор получения удовольствий, конфликтность оживляет чувство, зависть к чужому нарушает собственные границы и отравляет разум. Потеря трезвости…
  • В отношении к скуке. Скука разрушает чувство меры, так как для её преодоления требуется яркое жесткое захватывающее действие, разгоняющее уныние.
  • Проявляется в отношении к собственному дому. Только тот человек, который достаточно укоренен в своем доме, месте проживания и стране умеет правильно путешествовать. Нарушение чувства меры выражается в данном случае в тоске по дому, когда вы добровольно находитесь на чужбине. Вот и получается, когда мы живем дома, то мечтаем об отдыхе, а на отдыхе вспоминаем дом. Начинаем хотеть жить там, где нас нет, путаем туризм и эмиграцию.
  • Чувство меры – это также ощущение подчиненности нашей жизни солнечному и лунному циклам, то есть природной ритмичности. Чувство меры содержится в соблюдении режима дня, сезонности нашей деятельности, в совпадении собственных биоритмов с поставленными перед собой задачами.
  • Чувство меры ярко проявляется в наказании. Очень важно определить меру наказания, не превращая его в месть, травлю, жестокость или же, наоборот, в полную ненаказанность. Очень важно умение наказать за дело. Даже в лестнице наказаний с маленькими детьми надо уметь определить, что в данном случае следует сделать: лишить ребенка сладкого или прогулки?
  • Чувство меры.

  • Во власти: наделенный властью может использовать её во вред другим. Человек с чувством меры свободен от соблазнов в превышении власти. Разбалансированный человек всегда подчиняется случайному фактору, потому как не умеет управлять самим собой.
  • В установлении близких дружеских и приятельских отношений: нарушение чувства меры будет выражаться в излишней развязности и непочтительности или полной забывчивости. Выражается в чувстве, что данного человека «слишком много» и появляется желание отстраниться. Окружение обычно делится на очень активных или, наоборот, пассивных участников, что разрушает естественность взаимоотношений.
  • Проявляется в отношении к праздникам. Человек с нарушенным чувством меры не любит будни, он их проживает очень серо и невыразительно, постоянно ждет праздника.
  • В сложных жизненных обстоятельствах: теряет стыд и достоинство, разрешает страху войти в своё сердце, превращается в жертву. Тяжело и пафосно болеет, требует внимания и поддержки. В стрессовой ситуации и с возрастом проявляются отрицательные качества характера.
  • В отношении требовательности. Например, в чрезмерной требовательности к другим и снисходительному отношению к себе заложено попустительство к собственному поведению и усиленный контроль другого человека. В результате командует тот, кто сам не подает пример правильного поведения.
  • В отношении к выгоде: человек, ставящий выгоду на первое место, неизменно нарушит пропорцию в отношениях между людьми, собственное спокойствие и уважение. Ориентация на выгоду, а не на нравственные принципы однозначно перекраивает меру, установленную в приятельских, дружеских и родственных отношениях. Выгоду необходимо изгонять из близких отношений.
  • В самоиндентификации: однобоко судит себя по выполняемой социальной функции. (Я – горничная. Или директор. Дизайнер. У меня своя компания и так далее). Человек-функция, человек-хобби, человек-родственник, очень приятный человек. Однобокость. Только культурный человек несет в себе внутреннюю пропорцию, не нарушая восприятия других людей.
  • В отношении собственных ошибок: не признает их, настаивает на собственной правоте или, же наоборот, долго извиняется и занимается самоедством. Не исправляет ошибок. Носится с ними, как курица с яйцом.
  • В отношении к деньгам: видит своё главное несчастье в отсутствии денег, желает, прежде всего, денег. Сильно озабочен в распределении денег и составлением бюджета. Бережет и копит деньги. Изучает выгоду.
  • Нарушение меры проявляется также в расхождении чувств, мыслей и действий. Например, сейчас принято много говорить, говорить красиво. Принимать за эталон строго выверенную речь, разговаривать как диктор телевидения или дешевый промоутер. Презирать искреннюю естественную речь, не уметь отделить, что говорит человек, от того, как он действует, и что он при этом чувствует…

Чувство меры.

Это только маленькая часть тех ситуаций, в которых чувство меры просто жизненно необходимо, неразделимо связано с чувством собственного достоинства и благородства. Я сейчас умышленно не затрагиваю эстетическое проявление меры (внешний вид, одежда, интерьер, машины, архитектура), потому как оно, с моей точки зрения, напрямую зависит от качеств характера и отношения к окружающей среде.

В современном обществе всё устроено так, чтобы потерять чувство меры, сверху насаждается чрезмерность, крайность и однобокость. Культивируется принцип «всё или ничего» и неумеренность возводится в абсолют. Поэтому нас так сильно шатает от потворства собственным прихотям до полного воздержания и суровой аскезы. В чувстве меры находят отражение естественность и установленный порядок. Есть понятие золотой середины, к которой, однако, не прилагается никаких инструкций. Её надо вычислить самому и свериться с теми людьми, кому вы доверяете именно в их чувстве меры. Да, надо искать самому и обязательно сверяться. Есть ли в вашем окружении люди, у которых развито чувство меры? Чувством меры иногда полезно «заразиться» от того, у кого оно действительно есть.

Чувство меры часто называют нашим шестым чувством, присущим нам изначально как собственная пропорция, данная нам для построения отношений с другими людьми. Одиночество часто нарушает чувство меры, потому как оно остается невыверенным, не согласованным с восприятием другого человека.

Когда мы внезапно чувствуем подозрительный запах или посторонний привкус, мы инстинктивно напрягаемся и пытаемся определить источник угрозы. Развитое чувство меры также призвано предупреждать нас и защищать от возможных недоразумений в отношениях и грозящих опасностях. Чувство меры – это не только украшение нашего характера, а осознанная пропорция нашего образа жизни, которая повышает качество нашей жизни. Сдержанность в привычках и умеренность во всех своих начинаниях обеспечивает нам хорошее здоровье и душевное спокойствие, долголетие, защищает от необдуманных поступков и импульсивных действий.

Мне кажется очень важным, что в нашем непосредственном окружении мы можем найти людей, у которых мы могли бы непосредственно научиться чувству меры. Например, кто-то не жадно ест, умеет заставить работать, не вызывая ответного гнева, помнит о своих желаниях, но не перекраивает планов других людей, живет в согласии с другими людьми, но не следует за ними…

Те или иные оттенки благородного поведения надо по крупицам собирать, осмыслять, учиться этому, набираться опытности. Мне всегда хотелось попасть на экскурсию в Музей Чувства Меры, но такого музея не существует, потому как создается он каждый раз заново для каждого из нас, и, возможно, на это уходит целая жизнь…

Чувство меры.

Добавить комментарий

Добавить комментарий