Как найти чужую речь в предложении

Чужая речь: прямая и косвенная

  • Прямая и косвенная речь
  • Знаки препинания в предложениях с прямой речью
  • Знаки препинания в косвенной речи
  • Перевод прямой речи в косвенную

Чужая речь — это высказывания автора или других лиц. Чужой речью может быть устная речь, письменная речь или мысли, не записанные и не высказанные вслух. Чужая речь может быть передана двумя способами: прямой речью и косвенной речью.

Прямая и косвенная речь

Прямая речь — это чужая речь, воспроизведённая без каких-либо изменений, переданная от лица того, кто её произнёс, написал или подумал:

Ваня сказал мне: Я хочу поиграть с тобой.

Какое красивое платье! – подумала Маша.

Прямая речь состоит из двух частей: прямой речи (П) и слов автора (А). Прямая речь — это слова какого-либо лица, слова автора — слова, сопровождающие прямую речь:

А П
Я сказал: Идём со мной.

Слова автора могут указывать: кому принадлежит прямая речь, когда, как или при каких обстоятельствах она была произнесена.

Осторожно! – предупредил охотник, показывая на капкан.

Слова автора, сопровождающие прямую речь, обычно содержат глаголы, обозначающие процессы речи или мысли, а также глаголы, обозначающие действия, сопутствующие речи, мыслям, чувствам:  пробормотал,  говорил,  сказал,  подумал,  спросил,  воскликнул,  приказал,  написал,  вздохнул,  обрадовался,  улыбнулся,  удивился  и др.

Косвенная речь — это чужая речь, передаваемая не от лица говорящего, в форме придаточных предложений. Косвенная речь всегда идёт после слов автора:

Ваня сказал мне, что он хочет поиграть со мной.

Прямая речь ведётся от имени того лица, которым она была сказана, косвенная – от лица автора.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь заключается в кавычки, её первое слово пишется с большой буквы:

Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (А.С. Пушкин)

Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, а также в середине прямой речи или обрамлять её с обеих сторон. От расположения слов автора будет зависеть и расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью:

Прямая речь перед словами автора
После прямой речи ставится запятая и тире (после кавычек):
П, – а.
У меня сегодня пять уроков, – сказала Маша.
Если прямая речь содержит вопрос или произносится с восклицанием, то после неё ставится вопросительный или восклицательный знак (внутри кавычек) и тире (после кавычек):
П? – а.
П! – а.
Сколько сегодня уроков? – спросила Маша.
Прямая речь после слов автора
Перед прямой речью ставится двоеточие:
А: П.
А: П?
А: П!
Маша спросила: Сколько сегодня уроков?
Прямая речь внутри слов автора
А: П, – а.
А: П? – а.
А: П! – а.
А: П… – а.
Понатужился немножко: Как бы здесь на двор окошко Нам проделать? молвил он, вышиб дно и вышел вон.
(А.С. Пушкин)
Слова автора внутри прямой речи
Если слова автора идут в середине прямой речи, то кавычки не закрываются. Их надо закрыть после окончания прямой речи – в конце всего предложения.
П, – а, – п.
П, – а. – П.
П! – а. – П.
П? – а. – П.
П… – а. – П.
«Разъедемся, пора! сказали, – Безвестной вверимся судьбе».
(А.С. Пушкин)

Если прямая речь передаётся в виде разговора двух или нескольких лиц (диалог), то речь каждого собеседника заключается в кавычки и отделяется от речи других лиц тире:

«Здорово, парнище!» – «Ступай себе мимо!» – «Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки?» – «Из леса, вестимо; отец, слышишь, рубит, а я отвожу!» (Н.А. Некрасов)

Знаки препинания в косвенной речи

  1. Косвенная речь не заключается в кавычки:

    Оля сказала, чтобы Витя взял с собой палатку.

  2. Если косвенная речь представляет собой придаточное предложение, то она отделяется от главного предложения запятой.

    Коля подумал, что опять заняли его место.

  3. Если косвенный вопрос заключает в себе вопросительный смысл, пред ним ставится двоеточие, а после него вопросительный знак.
    прямая речь косвенная речь
    Долго вам ещё ехать? – спрашивает Маша. Маша спрашивает: долго ли нам ещё ехать?
  4. Если косвенный вопрос рассматривается как простая передача содержания вопроса, перед ним ставится запятая, а в конце сложного предложения тот знак, который требуется по смыслу.
    прямая речь косвенная речь
    Родители интересовались: Когда ты к нам приедешь? Родители интересовались, когда я к ним приеду.

Косвенный вопрос — вопрос, переданный в косвенной речи.

Перевод прямой речи в косвенную

При замене предложения с прямой речью предложением с косвенной речью слова автора становятся главным предложением. Если слова автора стояли после прямой речи, то в предложении с косвенной речью меняется порядок слов — слова автора ставятся перед косвенной речью.

При переводе прямой речи в косвенную встречаются следующие случаи:

  1. Если прямая речь — повествовательное предложение, то при обращении её в косвенную речь получается придаточное предложение с союзом  что.
    прямая речь косвенная речь
    Миша подумал: Она очень красивая. Миша подумал, что она очень красивая.
  2. Если прямая речь выражает приказ или просьбу в форме повелительного наклонения, то она заменяется придаточным предложением с союзом  чтобы. Повелительное наклонение заменяется условным, причём частица  бы, имеющаяся в союзе  чтобы, не повторяется. Обращение становится подлежащим придаточного предложения.
    прямая речь косвенная речь
    Яна, отойди от собаки, – сказала мама. Мама сказала, чтобы Яна отошла от собаки.
  3. Если прямая речь – вопросительное предложение, то в косвенной речи получается косвенный вопрос, то есть придаточное предложение с вопросительными словами  кто, что, какой, где  и т. п. или с частицей  ли.
    прямая речь косвенная речь
    Как тебя зовут?, – спросил дядя. Дядя спросил, как меня зовут.
    Я поинтересовался: Эта книга интересная? Я поинтересовался, интересная ли эта книга.

    Примечание: частица  ли  употребляется, если прямая речь представляет собой вопросительное предложение с частицей  ли  или вообще не содержит вопросительных слов.

  4. Если в прямой речи имеются личные местоимения и личные формы глаголов, то в косвенной речи они употребляются с точки зрения передающего чужую речь, а не того, чья речь передаётся.
    прямая речь косвенная речь
    Я уже дома, – сказала мама. Мама сказала, что она уже дома.
    Папа сказал: Я готовить не буду. Папа сказал, что он готовить не будет.
    Меня предупредили: Ты пойдёшь первым. Меня предупредили, что я пойду первым.

Предложения с косвенной речью — это сложноподчинённые предложения. Главное предложение в них соответствует словам автора в предложениях с прямой речью. В придаточном изъяснительном предложении содержится косвенная речь.

Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование.

Существует три основных способа передачи чужой речи:

  • предложения с прямой речью;
  • предложения с косвенной речью;
  • цитаты.

Предложения с прямой речью

Прямая речь — это способ передачи чужой речи с сохранением всех её особенностей: интонации, лексики, неполноты предложений, порядка слов; использование междометий, обращений, восклицаний, частиц, вводных слов…

Пример:

Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моём коне!» (М. Лермонтов)

Предложения с прямой речью включают слова автора (комментирующую часть, в которой указывается, кому эта речь принадлежит, как, при каких условиях она была ска­зана, кому адресована…) (А, а) и прямую речь (П, п).

Варианты оформления прямой речи на письме

1. Если прямая речь стоит перед словами автора, то первое слово прямой речи пишется с прописной буквы; в начале и в конце прямой речи ставятся кавычки, а после неё — запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире.

Пример:

«П», — а.

«Здесь когда-то мы жили», — вздохнул Иван.

«П!» — а.

«Да ведь это наша школа!» — воскликнул Илья.
 

«П?» — а.

«Что о Сидорове слыхать-то?» — поинтересовался Олег.

2. Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие.

Пример:

А: «П».

Посмотрев в небо, Игорь задумчиво сказал: «Птицы уже улетели».

Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»

А: «П?»

Доктор поинтересовался: «Какая у вас была температура?»

3. Если прямая речь разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире.

Пример:

«П, — а, — п(?!)».

«Всё-таки лучше, Максим Максимыч, — отвечал он, — чтобы совесть была чиста» (М. Лермонтов).

«П(?!), — а. — П(?!)».
«О чём ты думаешь? — спросила Ира. — Может, о будущем?»

Диалог — это вид прямой речи, представляющий собой разго­вор двух или нескольких лиц.

Пример:

— Может быть, сегодня уедем? — спросил отец.

Архип на минуту задумался, потом уверенно ответил:

— Сегодня рано, лучше завтра с утра.

Каждая реплика записывается с новой строчки, а перед репликой ставится тире. Кавычки не ставятся. Важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора.

Пример:

— На каток поедешь?

— Сегодня не смогу.

— А когда?

— Пока не знаю.

Схемы предложений с прямой речью


Схемы предложений с прямой речью

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 96.

Обновлено 5 Марта, 2022

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 96.

Обновлено 5 Марта, 2022

Для передачи чужой речи в русском языке на письме используется особая синтаксическая конструкция — предложение с прямой речью. В 5 классе ученики знакомятся с правилами оформления такого рода предложений, учатся составлять их схемы и придумывать конструкции, соответствующие схемам. Далее изучаются более сложные случаи (прерывание прямой речи словами автора и пр.). Работа со схемами, задание составить предложение по схеме развивает речь и способствует запоминанию правил пунктуации.

Схема предложения с прямой речью

Схема предложения, содержащего чужую речь, очень отличается от уже знакомых ученикам 5 и 6 класса схем простых и сложных предложений. В них не отображается ни основа предложения, ни второстепенные члены. Отмечаются только его основные части: слова автора и прямая речь. Слова автора обозначаются буквой А. Прямая речь — буквой П.

Речь персонажа может состоять из нескольких предложений, но правила оформления схемы предполагают обозначение всего высказывания только одной буквой П, не несколькими. После буквы П стоит знак, которым прямая речь заканчивается, даже если она состояла из нескольких предложений, оканчивавшихся разными знаками препинания.

Пример: «Я не видел его два дня. Думаешь, он пропал?

» — встревожился брат. Схема выглядит так:

«П?» — а.

Как составлять схемы предложений с прямой речью

Слова автора обозначаются большой буквой А, если с них начинается предложение. После неё следует большая буква П, обозначающая прямую речь. Она берётся в кавычки. На схеме отображаются знаки препинания между словами автора и прямой речью (в данном случае двоеточие) и знак, завершающий прямую речь.

Посмотрим на примеры со схемами этих простых случаев.

Света вскрикнула: «Смотрите, змея!» А: «П!»
Ему пришла в голову странная мысль: «А если я попал в иную реальность?» А: «П?»
Кто-то прошептал: «Так тихо становится перед рассветом…» А: «П…»

Точка и запятая после прямой речи ставятся за кавычками, в то время как восклицательный и вопросительный знаки, многоточие стоят внутри их.

Если в предложении прямая речь идёт перед словами автора, между ними ставится тире. После прямой речи стоит запятая, если предложение повествовательное, невосклицательное, в других случаях − вопросительный или восклицательный знаки. Слова автора обозначаются маленькой буквой а.

Схема предложения с прямой речью перед словами автора.

«Бежим!» − закричал Павел. «П!» − а.
«Вы за это ответите», − прошипел Аверин. «П», − а.

Примеры со схемами предложений, где прямая речь прерывается словами автора.

«Давайте ужинать, − сказала мать, − поздно уже». «П, — а, — п».
«Здравствуйте, дети! — радостно воскликнула Катя. — Как я рада вас видеть!» «П! — а — П!»

Обратите внимание, что второй отрезок прямой речи обозначается строчной буквой «п», если он является продолжением предложения, и прописной буквой «П», если это отдельное предложение.

Примеры со схемами предложений, где слова автора прерываются прямой речью.

Дед всегда говорил: «Лучше начать делать и не сделать, чем даже не попытаться», − и был прав. А: «П», − а.
Незнакомец вдруг крикнул: «Отставьте меня! Я ни в чём не виноват!» − и выбежал вон. А: «П!» − а.

Заключение

Что мы узнали?

Построить схему предложения с прямой речью совсем несложно. Её части обозначаются буквами А (слова автора) и П (прямая речь). При этом воспроизводятся все знаки препинания, входящие в предложение.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 96.


А какая ваша оценка?

Прямая речь — это точная передача чужой речи с сохранением особенностей лексического состава и синтаксического построения.

Рассмотрим, что такое прямая речь, способы её оформления с помощью знаков препинания. Приведем примеры и схемы предложений с прямой речью.

Что такое прямая речь?

В произведениях художественной литературы ведется повествование от лица автора. В авторском тексте часто используется прямая речь — дословное высказывание или сообщение того лица, кто что-то говорит или думает. Прямая речь буквально передает высказывание или мысли персонажа произведения.

«Да не переживай ты так!» — сказала сестра и ободряюще улыбнулась мне.

«Что мне ответить ему?» — подумала Катя.

Как дословная передача высказывания, прямая речь сохраняет все его особенности.

Прямая речь

Предложения с прямой речью состоят из двух частей:

  • слова автора;
  • речь действующего лица.

Речь автора сопровождает высказывание говорящего лица. В авторских словах употребляются слова и словосочетания, обозначающие процессы речи или мысли:


Примеры

сказать, говорить, спросить, поинтересоваться, ответить, промолчать, шептать, кричать, приказать, решить, просить, думать, подумать, вспомнить и пр.


Нередко слова персонажа предваряют глаголы, обозначающие действия или чувства, сопровождающие процесс разговора:


Примеры

удивиться, насторожиться, обрадоваться, засмеяться, вздохнуть, обидеться, огорчиться, ужаснуться и пр.


В предложении авторские слова и прямая речь объединяются интонацией и смыслом.

В русском языке существует множество вариантов оформления предложений с прямой речью в зависимости от местоположения речи говорящего лица по отношению к словам автора.

Прямая речь может находиться

  • перед словами автора;
  • после авторских слов;
  • внутри авторской речи;
  • слова автора внутри прямой речи.

Рассмотрим основные способы пунктуационного оформления предложений с прямой речью. Составим схемы предложений, используя условные обозначения:

  • А (а) — слова автора;
  • П (п) — прямая речь.

Прямая речь перед словами автора

Постановка знаков препинания в предложении с прямой речью зависит от её места по отношению к словам автора.

Если прямая речь начинает предложение, то она заключается в кавычки, а первое её слово пишется с прописной буквы. После кавычек ставится запятая, если это повествовательное предложение. Вопросительный, восклицательный знак или многоточие употребляются перед кавычками. Затем ставим тире, а последующие слова автора пишем со строчной (маленькой буквы). В конце предложения ставим завершающий знак — точку.

Схемы оформления предложений с прямой речью перед словами автора

«Я уже прочитала эту повесть Пушкина», — сказала Аня.

«Сколько можно звать тебя!» — громко воскликнула сестра.

«Неужели уже пошёл дождь?» — огорчилась Настя.

«Как здесь тихо и темно…» — подумал Андрей.

Прямая речь после слов автора

Если слова автора вводят прямую речь, то после них ставятся двоеточие, а прямая речь оформляется кавычками. Первое слово прямой речи начинается с прописной буквы. После завершения прямой речи ставится соответствующий знак конца предложения. Учтем, что вопросительный, восклицательный знак и многоточие следует поставить перед кавычками, а точка — после них.

Схемы предложений с прямой речью после слов автора

Саша сказал своему другу Алёшке: «Я отремонтировал велосипед и накачал шины, можем поехать на реку».

Мама взглянула в окно и вздохнула: «Когда же закончится этот нудный дождь?»

Через минуту из дома на крыльцо выскочил босоногий Петька и закричал: «Айда на речку!»

Валя с грустью подумала: «Никто не звонит…»

Слова автора внутри прямой речи

Прямая речь делится на две части, если авторские слова находятся в её середине.

Если прямая речь представляет собой одно предложение, которое разрывается словами автора, то после первой её части ставится запятая и тире, а слова автора пишутся с маленькой буквы. После них снова ставится запятая и тире. Прямая речь продолжается со строчной буквы. В конце предложения ставится соответствующий цели или интонации предложения пунктуационный знак.

«В нашем весеннем саду, — говорит Лена, — лепестки цветов яблони как розовое облако».

Если прямая речь состоит из нескольких предложений, а слова автора располагаются между ними, то знаки препинания после первой части прямой речи те же. После слов автора ставится точка и тире. Следующее предложение прямой речи начинается с прописной буквы. В конце ставится соответствующий знак препинания.

«Сегодня чудесный день, — сказала Ирина маме.- Я, пожалуй, позвоню подруге и схожу с ней в зоопарк».

«На улице морозный ветер, — сообщила Настя.- У меня щеки так и горят огнём!»

«Стучатся в дверь! — испугался мальчик. — Кто там?»

«Постоим немного тут…- прошептала она.- А сейчас звони в дверь».

В словах автора могут быть два глагола со значением речи или мысли. Первый глагол относится к первой части прямой речи, а второй вводит второе предложение. Тогда после слов автора следует поставить двоеточие и тире. А вторая часть прямой речи пишется с прописной буквы, как представлено на схеме.

«Я сегодня что-то притомился, — сказал отец и добавил: — Сейчас отдохну немного и тогда помогу тебе».

Прямая речь внутри слов автора

Слова автора могут «обрамлять» прямую речь. Знаки препинания расставляются так, как представлено на схемах.

Его слова: «Тихо вокруг» — прозвучали неожиданно громко.

На зов внучки:» Пойдёмте играть в шашки!» — бабушка только укоризненно посмотрела на неё, не переставая помешивать кипящее вишневое варенье в широкой кастрюле.

Мой вопрос: «Как вы себя чувствуете?» — смутил Надюшу.

Его просьба, высказанная с некоторым смущением в голосе: «Обожди немного…» — прозвучала некстати.

Особо обратим внимание на случай, когда после прямой речи ставится только запятая без тире.

При расставании друг сказал мне напоследок: «Может, мы никогда больше не увидимся с тобой», грустно вздохнул и обнял меня.

Прямую речь можно убрать, и тогда выяснится, что в предложении необходима запятая, оформляющая перечисление однородных сказуемых:

При расставании друг сказал мне напоследок, грустно вздохнул и обнял меня.

Видео «Прямая речь»

Тест

Содержание:

  • § 1  Понятие о чужой речи
  • § 2  Прямая и косвенная речь
  • § 3  Несобственно-прямая речь
  • § 4  Комментирующая часть при чужой речи
  • § 5  Краткие итоги по теме урока

§ 1  Понятие о чужой речи

Чужая речь – это речь собеседника, третьего лица или собственная речь говорящего, произнесенная ранее.

Чужой речью называют также и то, о чем человек думает, что он пишет. В беседе, рассказе о чем-либо иногда бывает необходимо передать то, что говорили или писали другие без сохранения всех подробностей. Для этого можно воспользоваться одним из способов. Например, можно просто указать тему чужой речи, используя дополнения:

Доктор рассказал о принципах правильного питания.

В данном простом предложении содержание чужой речи передается распространенным дополнением о принципах правильного питания указывающим на тему сообщения.

Чтобы передать общий смысл чужой речи, можно воспользоваться вводными словами или предложениями: по словам кого-то, как говорит кто-то и др. В этом случае содержание чужой речи передается самим предложением, а вводные слова и предложения заменяют слова автора.

Например:

Нарушение принципов правильного питания, по словам доктора, может привести к серьезным проблемам.

§ 2  Прямая и косвенная речь

Кроме того, можно передать с различной степенью точности и саму чужую речь. Для этого в русском языке существуют предложения с прямой и косвенной речью.

Прямой речью называется точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес, подумал, написал.

Например:

Доктор сказал: «Соблюдайте принципы здорового питания».

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица автора, а не того, кто на самом деле ее произнес.

Например:

Доктор сказал, что необходимо соблюдать принципы здорового питания.

Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и собственно прямой речи. Предложение с косвенной речью является сложноподчиненным, в котором главное предложение соответствует словам автора, а придаточное содержит косвенную речь.

В таких предложениях, как правило, косвенная речь следует после слов автора.

Передать чужую речь можно и с помощью цитирования, т.е. дословных выдержек из произведений или высказываний кого-либо. Цитаты используются для подтверждения или пояснения своих мыслей.

Например:

Самуил Яковлевич Маршак сказал, что «человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной».

В тех случаях, когда необходимо в тексте или рассказе дословно привести беседу нескольких человек, используют такой прием, как диалог. Фраза каждого собеседника в диалоге называется репликой и тоже может сопровождаться словами автора.

§ 3  Несобственно-прямая речь

Существует еще один способ передачи чужой речи – несобственно-прямая речь.

Этот приём широко используется в художественной литературе и, по мнению исследователей языка, был впервые применен А.С. Пушкиным.

Несобственно-прямая речь сохраняет полностью или частично особенности речи говорящего, но она сливается с авторской речью. Таким образом, несобственно-прямая речь одновременно имеет сходства и с прямой, и с косвенной речью.

Давайте сравним:

В конце занятия дети признались, что тема оказалась очень сложной для них. 

Это предложение с косвенной речью.

Или:

Дети признались в конце занятия: «Эта тема очень сложная!» – предложение с прямой речью.

И:

К концу урока дети устали. Тема эта очень сложная!

Это несобственно-прямая речь, она не оформляется как пряма на письме, но точно передает признание говорящих.

§ 4  Комментирующая часть при чужой речи

Как Вы заметили, чужая речь вводится в повествование разными способами и часто сопровождается пояснениями автора. Эти пояснения называются комментирующей частью. Комментирующая часть может представлять собой простое нераспространенное предложение или быть достаточно распространена, не только вводя чужую речь в текст, но и отражая чувства, настроение или действия говорящего, пишущего.

Сравним:

Попутчик спросил: «Вы часто путешествуете на самолете?»

И:

Явно волнуясь перед предстоящим перелетом, попутчик спросил меня: «Вы часто путешествуете на самолете?».

Во втором примере из комментирующей части мы явно можем сделать выводы о эмоциональном состоянии собеседника автора: он волнуется и, видимо, чтобы успокоить себя перед полетом, начинает разговор с соседом. Таким образом, комментирующая часть, не передавая непосредственно речь персонажа, может сообщить сведения о его настроении, самочувствии, планах и т.п.

§ 5  Краткие итоги по теме урока

Давайте подведем итоги.

1. Чужая речь – это высказывания других лиц, включённые говорящим (пишущим) в собственную (авторскую) речь. Чужой речью могут быть и высказывания самого автора, которые он произнёс в прошлом.

2. Чужая речь может сопровождаться комментирующей частью, т.е. вводящими и поясняющими словами автора. В разных ситуациях чужая речь может быть передана по-разному. Например, автору важно передать ее дословно, сохраняя не только содержание, но и лексику (использованные слова), а также строение предложений. В таком случае прибегают к цитированию, диалогу или используют предложения с прямой речью.

3. Если необходимо передать только содержание устной или письменной речи кого-либо, используют предложения с косвенной речью, простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи или вводные конструкции для передачи источника сообщения. Эти способы передачи чужой речи можно увидеть в сводной таблице:

С сохранением формы и содержания

Без сохранения всех особенностей речи говорящего

Прямая речь

Пример:

Однажды мать спросила Павла: «Ну, что, весело тебе было вчера?» (М. Горький)

Косвенная речь

Пример:

Мастер распорядился, чтобы мы привели в порядок инструменты.

Диалог

Пример:

– Как вы отдыхали в воскресенье?

– Мы ходили на лыжах.

– Куда?

– В Сосновую рощу.

Вводные конструкции для передачи источника сообщения

Пример:

По словам моих друзей, концерт оказался скучным и неинтересным.

Цитата

Пример:

Как справедливо утверждает народная мудрость: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»

Простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи

Пример:

Учитель подробно рассказал о сложностях, возникающих при изучении этой темы.

Несобственно-прямая речь

Пример:

Друзья довольные приехали из летнего лагеря. Очень им понравилась смена!

Список использованной литературы:

  1. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
  2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений; Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.
  3. Бабайцева В.В., Инфантова Г.Г., Николина Н.А., Чиркана И.П. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 3-х ч. /Под ред. Е.И. Дибровой. Ч. 3: Синтаксис. – Ростов-на-Дону, 1997.
  4. Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.:ИД «Литература», 2012.
  5. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.:Дрофа, 2000.
  6. Симакова Е. С. Практические задания по русскому языку для подготовки к урокам и ГИА. 8 класс. Астрель, ВКТ ,2012.
  7. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – 2 изд., стер. – М.: Высш.шк., 1989.

Добавить комментарий