Царство Божие – где искать его?
Содержание
Значение покаяния
Значение Благодати
Кого привлекает Царство?
Заключение
Да приидет Царствие Твое!
Человек, читая Евангелие, не может не обратить внимания на то, что оно очень часто говорит о Царстве Божием. Раскрытию природы, свойств и назначения Царства Божия посвящены многие беседы и притчи Иисуса Христа. И это настолько было очевидно современникам, что всю Его учительскую деятельность они назвали проповедью Евангелия Царствия (Мат. 4:23).
Но что следует понимать под эти именем? Обозначает ли оно будущую загробную жизнь, которая наступит после воскресения мертвых; или, может быть, – нынешнее духовное состояние человека, его настроенность и общение с Богом; или – общество, построенное на евангельских принципах; или – всемирное тысячелетнее царство, управляемое святыми, о котором говорит книга Откровения (Откр. 20:4)?
Само наименование «Царствие» предполагает довольно большую и сложную общественную структуру – государство, империю. Теперь задумаемся: если всё существующее ведет свое начало от Бога, ибо не существует ничего такого, что не было бы создано Им, то Царство Божие, в принципе и по заданию – это весь Божий мир, вся необъятная вселенная, включающая в себя всё видимое и невидимое! Так, думается, должно бы быть.
– Но в таком случае, зная, что Бог бесконечно благ и справедлив, откуда возникает весь этот разлад, катастрофы и разрушения, откуда все то зло: преступления, насилия и несправедливости, болезни и смерть, – которые наблюдаются повсюду? Почему то, что должно быть, не совпадает с тем, что на самом деле есть?
– От греха и непослушания Богу, – учит Священное Писание, от сознательного противления Ему.
Именно в даре свободы, которым Творец одарил нас, людей (и ангелов), заключается возможность нарушать Его волю и законы и вносить дисгармонию в ту красоту и порядок, которые должны были бы всюду существовать. Свобода воли – это как огонь, который дикарь может употребить или для приготовления себе пищи и отопления в холодную погоду, или – для сожжения леса, в пламене которого он может сам погибнуть.
В принципе Бог мог бы «запрограммировать» нас, чтобы мы делали только «добро», чтобы не могли бы вредить себе и другим, а совершали бы только предначертанные для нас действия, например, – ели, спали, размножались… Но в таком случае мы не были бы свободно-нравственными существами, а лишь роботами или животными, движимыми инстинктами природы. Мы оказались бы не только духовно-неполноценными, но и лишенными возможности того блаженства, которое происходит от творчества и вдохновения, от духовного роста и совершенствования, от сознательного творения добра и дел любви. Хотя таких существ, не наделенных нравственной свободой, живущих лишь по физическим законам, Бог создал великое множество, но они были лишь подготовительной ступенью к созданию человека, ради которого Бог и создал наш физический мир.
Господу по Его непостижимой любви было угодно сделать нас не слепо-послушными «механизмами», а свободными «детьми», которые бы сознательно любили Его и стремились к Нему, как к своему первообразу и идеалу. Бог наделил человека большими духовными способностями, поселил его в раю сладости, подчинил ему всю тварь, дал ему дерево жизни для того, чтобы он, живя всегда здоровым и совершенствуясь, радовался жизни. Какая честь и милость! И как благодарны должны были быть Ему люди, поселенные в Эдеме!
Но, как мы знаем, произошла трагедия: «научившись добывать огонь, дикарь сжег лес»! К счастью, не весь и не навсегда!
Здесь не будем пересказывать всех подробностей духовной катастрофы человечества, описанной в 3-й главе книги Бытия. Важно помнить, что в результате той трагедии все люди рождаются с нравственно поврежденной природой, с предрасположенностью грешить. Первородный грех – это как биологическое повреждение клетки, которое от родителей передается к детям.
Трагедия человечества заключается в том, что люди одними своими добрыми намерениями и усилиями не в состоянии излечиться от нравственной порчи, корни которой слишком глубоко уходят в нашу духовно-физическую сущность.
Милостью Божией ни наша земля, ни ад – это темное царство зла, которое создали себе демоны, – не распространились по всему Царству Божию. Они скорее отдельные «острова», «карантинные изоляторы», или темные пятна – на фоне необъятно великого Царства Света и Добра. Повсюду, в особенности в ангельском мире, царят жизнь, мир и гармония. Все радуются в животворящем свете Творца, все благодарят Его за бесконечную благость.
Лишь в нашем обществе, отпавшем от Творца, слышатся стоны, ропот и проклятия. Люди обманывают и обижают друг друга, «человек человеку стал волком». По временам кажется, что духовная тьма совсем поглотит наш мир и сделает его кромешным адом.
Но это не случится! Мы знаем, и нам обещано Спасителем, что зло попускается только до поры до времени. Сын Божий, второй раз придя в наш мир, воскресит всех людей. Тогда все те, которые сознательно творили зло, все насильники и злодеи, все те, которые ненавидели свет и радовались злу, вместе с демонами будут ввержены в геенну огненную. Тогда произойдет полное обновление мира. Все те, которые жили по Евангелию, любили добро, искали истину, невинно страдали, тяготились ложью и насилием, будут «спасены», т.е. воссоединятся с остальным Царством Божиим. То будет радость, которую нельзя описать.
И увидел я новое небо и новую землю, – пишет апостол Иоанн в книге Откровения, – ибо прежнее небо и прежняя земля миновали … И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло… Храма же я не видел там, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его… И город [Новый Иерусалим] не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец [Сын Божий]. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов… И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов… И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их (из книги Откр. 21–22 главы).
Природа того мира настолько отлична от нашего физического мира, что у автора не хватает слов, чтобы описать его. Одно ясно, что это прекраснейший мир. Одно сознание осужденного грешника, что он никогда не сможет попасть в него, думается, будет его тягчайшей мукой.
Вот почему Евангелие с такой настойчивостью всех призывает прилагать все усилия, жертвовать всем, включая своей временной жизнью, чтобы попасть в Царство Божие. Ведь оно – наше подлинное отечество, а этот мир в своем нынешнем состоянии – чужд Богу и потому должен быть чуждым и нам.
Значение покаяния
Когда Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, пришел в мир, то Он застал Его в самом плачевном состоянии. «Мир весь во зле лежит» (1Ин. 5:19). Зло в форме духовного невежества и грубости нравов, в бесправии слабых, наглой распущенности богачей, насилия и пошлости, скотского отупения толпы, разнузданной оргии низменных страстей – было всеобщим явлением и воспринималось, как нормальное. Поэтому духовное возрождение людей, просвещение их умов и исправление нравов стало основным делом Спасителя.
«Люди, изнывающие под бременем неправды и беззакония, – как бы так говорит Иисус Христос. – Та жизнь, которую вы создали себе, не может дать желанного счастья. Если хотите обрести его, то – покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
“Покайтесь» – вот первый Евангельский призыв. Возможность получения Царства Божия обусловливается прежде всего покаянием. Русское слово «покайтесь» недостаточно передает изначальную мысль. В подлиннике «покайтесь» – «метанойя» значит: измените ваш образ мышления, ваше отношение к жизни, всю градацию ваших ценностей.
Сам призыв к покаянию предполагает, что на земле возможна и осуществима жизнь иная, чем та, которую ведут люди и под бременем которой сами стонут. Заблуждение, себялюбие, злоба и беспорядочный поток низменных инстинктов – не представляют собою нерасторжимых цепей. Наряду с ними в человеке, хотя бы в скрытом, потенциальном виде, находятся лучшие, благородные и святые желания: любовь к истине, чувства сострадания и братства, смутное тяготение к праведности. Если их не утерять, а дать им раскрыться, они озарят внутренний мир человека небесным светом; жизнь станет неузнаваема: вместо пороков и постыдных страстей, в сердце человека воцарятся мир, праведность и любовь.
Процесс внутреннего обновления очень индивидуален. Он может наступить в человеке или мгновенно, или постепенно. Всё зависит от той искренности и усилия воли, с которым он обращается ко Христу. Только такие люди, которые есть ныне в наличности, не пригодны для Царства Божия: им надо измениться самым радикальным образом, осуществить коренную переоценку своих мыслей, желаний, стремлений и начать новую жизнь – словом полностью проникнуться духом учения Христова и стараться подражать Ему.
Но и одного искреннего желания недостаточно: продолжительная нравственная болезнь подкосила наши духовные силы, сама воля к добру стала шаткой и тусклой. Для коренного изменения жизни, для полного ее поворота в сторону Царствия Божия необходим приток свежих духовных сил. Нужно как бы снова родиться: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия» (Ин. 3:1–3). Это рождение к духовной жизни совершается Духом Святым, а проводником Его силы является вода Крещения.
Значение Благодати
Благодать Божия – это первичный источник всех духовных сил и способностей. Она – как солнце, дающее свет и жизнь всему нашему миру.
Отпав от Бога через грех, люди лишились Его живительной силы, и потому духовно умерли. Целью пришествия Христова является вернуть нам утраченное общение с Богом, а с ним – утраченную жизнь. Вот почему обращение ко Христу уподобляется воскресению из мертвых: «Наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия [Евангельскую проповедь] и, услышав, оживут», – говорил Спаситель (Ин. 5:25).
Проникая в сердце грешника, благодать Божия первым делом обнаруживает перед его сознанием все убожество и поврежденность его души. Внезапно он, как от сна пробужденный, начинает сознавать всю трагичность своего состояния, начинает страшиться за свою вечную участь и заботиться о том, как бы избавиться от беды и спастись. Прежде он был слеп по отношению к своему спасению, нечувствен и беспечен; теперь и видит, и чувствует, и заботится. Но это еще не изменение, а только возможность изменения и призвание к тому. Благодать как бы стучится в сердце грешника и говорит ему: «Видишь, куда зашел, смотри же, прими меры к спасению». Пробудится ли он и воспользуется этим внушением – благо ему; не воспользуется – будет оставлен и снова погрузится в свой тяжелый сон.
Общая черта покаянных чувств под действием благодати Божией есть недовольство собой и искание чего-то высшего. Человек становится неудовлетворенным ничем, что окружает его, ни своими преимуществами, ни тем, чем обладает, хотя бы он был очень богат.
Слова «Если кто не родится от воды и Духа…» (Иоан. 3:5) говорят о благодатном возрождении человека в воде Крещения и о приобщении к благодати Святого Духа в Миропомазании. Другие духовные средства, данные нам Спасителем, в особенности таинства Исповеди и Причащения, имеют целью закрепить и усилить в нас духовные силы. Этому же помогают наши домашние и церковные молитвы, христианские подвиги и добрые дела. Особое внимание надо обратить на сердечную молитву, которая привлекает к нам благодать Божию и делает нас храмом Духа Святого.
Благодать помогает человеку видеть убожество и ничтожество всего земного и согревает сердце пламенной любовью к Богу. Постепенно в сознании человека общение с Богом становится его главным богатством.
Отличительной чертой того, что в душе человека начинает вселяться Царство Божие – это то усердие и энтузиазм, с которым он воспринимает все духовное. «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся», – говорил Спаситель (Лк. 12:49). Как во время пожара пламя охватывает все здание, так и огонь духовного горения должен захватить все существо христианина – его мысли, интересы, чувства, желания, всю его деятельность. Но есть опасность потерять общение с Богом. «Духа не угашать» (1Фес. 5:19), «в усердии не ослабевайте, духом пламенейте», – предупреждает апостол Павел (Рим. 12:11).
Как начало благого расположения полагается в нас особым внушением Божиим, так им же подается нам и помощь к совершению добродетелей. От нас же зависит с большей или меньшей готовностью покоряться внушению Божию и принимать Его помощь. Мы заслуживаем награду или наказание, судя по тому, ленимся ли или с благоговейной покорностью стараемся жить сообразно с волей Божией.
Процесс духовного обновления происходит глубоко в человеке, потому и сказано, что «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие – внутри вас“ (Лк. 17:20–21). К закреплению внутри себя этого Царства должны быть направлены все наши усилия: «Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, – говорит Спаситель, – и остальное все приложится вам» (Мф. 6:33). Он не говорит: «Ищите только Царства Божия и правды», а “ищите прежде всего» т.е. заботы о Царстве Божием, стремления к правде в жизни должны быть первенствующими в нашем сознании.
Враг нашего спасения только то и делает, что старается отвлечь нас от главного, подсовывая нам всякие «срочные» и «важные» дела. Предостерегая нас от нового порабощения материальным, Господь убеждает: «Не заботьтесь и не говорите, что нам есть? или пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники» (Мф. 6:31–32). Только люди с непробужденным нравственным чувством удовлетворяются материальными благами. Для сынов Царства Божия внешний мир со всеми его благами может быть лишь средством к достижению главной цели, лежащей вне его.
Кого привлекает Царство?
Как уже было сказано, в данных условиях Царство Божие осуществляется не столько во внешних социальных улучшениях, сколько в тех внутренних благотворных изменениях, которые оно производит в людях. Царство Божие особенно близко тем, которых гнетет этот пошлый и жестокий мир, которые томятся собственными грехами и недостатками, которые задыхаются в атмосфере окружающей их лжи и неправды, которые жаждут торжества добра и правды.
Проникнется ли жаждой духовного обновления тот или другой человек – Царство Божие наступит для него. Проникнется ли этой жаждой тот или другой народ – и Царство Божие наступит для данного народа. Для тех же, кто доволен собой, кто счастлив существующим строем, кому смешно и непонятно стремление к идеальному, кого не волнуют существующие ложь и беззакония, кто презирает чистоту и бескорыстие, кто мечтает разбогатеть и гонится за мирским счастьем и физическими удовольствиями – тому Царство Божие странное и ненужное учение.
Царству Божию не суждено восторжествовать в этом мире. Оно – «тесные врата, и узкий путь», которые не многие находят. Оно не завершенное, а лишь строящееся «здание». Но при всем этом оно вполне реальное явление, осуществляющееся в мире со дня пришествия на землю Спасителя. Оно постоянно растет и распространяется, привлекая и как бы втягивая в себя духовно чутких людей из всех слоев общества, всех национальностей и всех уровней развития. Оно – организация (объединение) личностей, мыслей, сил, писаний, внешних преобразований и явлений, направляемая Богом и совершенствуемая Его невидимой благодатной силой. Царство Божие – это новая, праведная жизнь, строящаяся на вере в Спасителя и на принятии Его учения.
Полное и всем очевидное торжество Царства Божия осуществится лишь после Второго пришествия Христова, когда общество праведников сольётся с ангельским миром и станет Царством Небесным. Сейчас же оно осуществляется лишь частично и неполно в сердцах верующих в меру их духовного преуспеяния.
Тем не менее благотворные результаты или «плоды» этого Царства заметны в истории человечества после Рождества Христова – в упразднении рабства, в исправлении нравов, в преодолении жестокости и распущенности, в более гуманном законодательстве, в отмирании суеверий, в большем уважении к личности, в облагораживании всех отраслей искусства – в литературе, живописи, архитектуре, музыке…
Заключение
Итак, вся жизнь и учение Спасителя были направлены к тому, чтобы заложить новые духовные начала в человеческую жизнь: чистую веру, живую любовь к Богу и ближним, стремление к нравственному совершенствованию и святости. На этих началах нам следует строить свое религиозное мировоззрение и свою жизнь.
Строя свою жизнь на заповедях Христовых, мы утешаем себя мыслью, что Царство Божие непременно восторжествует, и на обновленной Земле наступит обещанный мир, справедливость, радость и бессмертная жизнь. Молим Господа сделать нас достойными наследовать Его Царство!
Таким образом даже здесь, под сводами гробниц страдальцев, отдельные скорбные вздохи растворились в радостном гимне побеждающей веры. Созерцание занимающейся над миром зари евангельского дня заставляет христиан забыть свои горести и неудачи. Надо напоминать себе, что Царство Божие силою берется, и что только употребляющие усилие получают его.
Да приидет к нам Царствие Твое, Господи!
Комментарии для сайта Cackle
Приблизительное время чтения: 11 мин.
Где искать Царство Небесное, что это такое и как туда можно опоздать? Ответить на такие вопросы с точки зрения Церкви может не каждый даже воцерковленный человек. Мы обратились с ними к протоиерею Павлу Великанову.
Пришел к своим, и свои не приняли…
Если внимательно вчитаться в Евангелие и вдуматься во все слова Христа о Царствии Божием, становится очевидным: именно это учение стало роковым для Его земной жизни. Иудеи жаждали Царства, бредили Царем — но только не таким, каким оказался Христос. И Спаситель был к этому готов: в отличие от множества лжепророков и лжемессий, Его совершенно не волновал внешний эффект от Его проповеди. Он знал, что делал. И прекрасно понимал, какая цена — словам, и какая — делам. Достаточно вспомнить, как после слов о необходимости вкушения Его Тела и питья Его Крови как непреложном условии жизни с Богом многие отворачиваются от Него и уходят. И вот, вместо того чтобы, как сказали бы сегодня, «изменить тактику» и «внести коррективы» для большей эффективности проповеди — Христос поворачивается к Своим ближайшим ученикам: «А не хотите ли и вы — уйти?»…
Учение о Царстве Небесном — ключевое для всего евангельского повествования. С точки зрения иудеев, всё это не более чем какая-то абстракция, никак не связанная с жизненными реалиями. Поэтому Тот, Кто так дерзновенно смеет утверждать Свое Богосыновство — и тем самым превращать этот «непонятный вымысел» в Божественное Откровение — должен быть убит, и убит позорно, в назидание всем другим, чтобы никому не повадно было пытаться разрушить то, что — как считали ветхозаветные иудеи — веками сохраняло аутентичность и целостность еврейского народа. Уж кто другой, кроме иудеев, прекрасно понимал и помнил, что такое — Царство? Саул, Давид, Соломон — все они были вписаны в историю еврейского народа не только как цари, святые и пророки, но и как строители того самого царства, по развалинам которого теперь и ходит этот новоявленный Пророк и рассказывает странные вещи о Небесном или Божием Царстве!
Христовы вопрошатели — евреи — люди очень конкретные в своем отношении ко всему, что касается важных для них областей жизни. Богатейший опыт выживания во враждебной среде научил их исключительному прагматизму, а сложные установления Моисеева Закона филигранно оттачивали из поколения в поколение эту способность к быстрому рассудочному реагированию.
И когда читаешь, как они слушают слова Христа о Царстве, возникает ощущение, будто в воздухе буквально звенит этот непрекращающийся агрессивный фон вопросов: «А где это Царство, покажи его нам! Когда придет это Царство? А с чем его можно сравнить, как его пощупать, потрогать, увидеть? Не блеф ли всё это?…»
А Ответ — был у них перед глазами, ходил, разговаривал, исцелял больных… Только потом, уже после Воскресения, апостол Иоанн будет вспоминать с глубоким чувством искреннего изумления — как Его, Слово Жизни, Сына Бога, они могли видеть глазами, осязать руками, есть, пить вместе с Ним. Это с трудом вмещается в сознание даже Его ближайших учеников — видевших Его Воскресшим. Что же тогда говорить о тех, кто и смотрел-то на этого бродячего проповедника так, краем глаза, вскользь — много тут ходит всяких…
Вертикаль или горизонталь?
Когда мы говорим о Царстве Небесном, нас сразу сбивает с толку его «небесность», которая подсознательно воспринимается нами как что-то не вполне реальное, исключительно духовное или как минимум — неземное или загробное.
Однако в евангельских текстах «Небо» — синоним имени Божия, и, соответственно, «Царство Небесное» не что иное, как Его, Бога, правление на Земле — и только. Но это такое живое и реальное присутствие Бога в человеческой жизни, что оно оказывается той самой жемчужиной, ради которой всё остальное с легкостью продается и забывается.
Царство Небесное бесконечно далеко от состояния «душевного комфорта» или «карманного Бога в душе», которым так любят оправдывать свое практическое безбожие наши современники. Здесь Бог приходит к человеку именно как Царь, Господин — и это откровение невозможно ни перепутать, ни сымитировать. Царь не бывает без своих подданных: точно так же и Царство Небесное появляется лишь там, где происходит встреча человека и Бога — встреча, результатом которой для этого человека становится новая жизнь.
Царство Небесное — не пища и питие, не власть и могущество, не довольство и богатство. Всё это — горизонтальная плоскость: и в любой точке этого пространства может появиться новая реальность — вертикаль, которая выстраивается только между Богом и человеком.
Царство Божие уже здесь, среди вас — говорит Христос Своим ученикам: они изумленно озираются, смотрят по сторонам, не понимая, что надо лишь только увидеть самих себя рядом со Христом. Нечего искать это Царство ни во времени, ни в пространстве — оно постоянно рядом.
Но Христос — кроток и долготерпелив, Он не вламывается в душу как Властный Хозяин, а стоит у двери и лишь скромно постукивает в надежде, что те, кто за дверью, внутри, услышат и сами захотят пустить. Отсюда — такое обилие в Его речи образов и сравнений, помогающих понять Его учение о Царстве. И при этом — постоянный акцент: «Да, Я — Царь, но не того Царства, о котором вы все так мечтаете. Мое Царство — другое. Оно там, где не властолюбцы и гордецы, а кроткие и скромные; там, где нет пышности и религиозного лицемерия, а детская простота и искренность; там, где Бог — не мысленная фикция, а Живой, реально присутствующий в жизни Господь!» Насколько эти слова были трудны для слуха, представить несложно: достаточно посмотреть вокруг — кто сегодня виноват в наших бедах? Власть имущие? Воры и взяточники? Да какая разница — все равно взгляд скользит по накатанной веками дорожке, и задолго до Христа этот путь уже был проторен. Перефразируя Христовы слова о Царстве Божием, можно было бы сказать так: какого бы даже самого святого, безгрешного и исполненного всех добродетелей правителя ни поставь — сути наших проблем это не решит: ведь наш главный враг не где-то снаружи, он — внутри; точнее — мы и есть сами себе враги номер один.
С чего начинается Царство?
Царство Божие — Царство Небесное — наступает уже тогда, когда человек обретает своего Царя и Господа: и для христиан это вхождение в Царство непосредственно связано с рождением от воды и Духа в таинстве Крещения.
Когда крещаемого священник спрашивает: «Веруешь ли ты Ему?» — готовящийся родиться в Новое Царство отвечает: «Верую, яко Царю и Богу!»
Поэтому Крещение — не просто некий «очистительный» ритуал, а высоко ответственный момент: принимая Христа своим Господом и Спасителем, погружаясь в Его смерть и восставая с Его Воскресением из вод купели, он произносит клятву верности своему Царю и Богу. Отныне человек уже не одинок: он — на службе, он — «при деле», он принадлежит не своим желаниям и похотениям, но работает своему Царю и Богу, тем самым проявляя Его Царство в этом мире. Но не только об этом молится каждый день христианин, когда просит в молитве Господней «да приидет Царствие Твое»: его молитва — не только о том, чтобы этих точек живого и действенного присутствия Бога в мире посредством Его верных подданных было всё больше и больше.
Наша надежда и ожидание — увидеть тот миг, когда небесный свод свернется, звезды исчезнут, мертвые восстанут — закончится эта долгая, такая бесконечно долгая холодная ночь греха, и откроется новый День, Светлый день Христова Царствия.
Однако к этому дню надо готовиться уже сейчас. «Кто не увидел Христа здесь, в этой жизни, тот не увидит Его и там», — говорил прп. Варсонофий Оптинский.
Царство Мое — не от мира сего, — говорит Христос. И Его последователи, христиане, с одной стороны, не имеют иного мира для жизни, кроме этого, по умолчанию враждебно настроенного ко Христу. Но с другой стороны, Царство, которым они и живут, — Христово Царство — не от мира сего. Это внутреннее напряжение — от неизбежности жизни в этом мире и невозможности жить по его, мирским, законам — в реальной жизни оказывается очень продуктивным: так рождается аскетика, наука о стратегии и тактике в духовной войне против греха и страстей. В этом глубинном внутреннем напряжении и вызревает христианин. Поэтому Царство Небесное — «нудится», берется с усилием, оно «пробивает себе дорогу» только руками самого человека, его личными трудами отвоевывает себе новые и новые территории на вражеской земле.
О чем тоскует наше сердце
Вход в Царство Небесное открывается Таинством Крещения, и каждый раз, благословляя это Царство на Божественной Литургии, верный Христу проходит серьезный тест на свою «профессиональную пригодность» к участию в этом Царстве. С одной стороны, это единство обращенных ко Христу человеческих лиц образует Церковь как Его Тело. С другой стороны, это таинственное многочастное и при этом единое Тело оказывается для конкретно каждого члена Церкви судом и свидетелем его соответствия, его со-настроенности тому Духу, Который и животворит это Тело, — Святому Духу.
И чтобы попасть в это Царство, не нужно куда-то ехать или мучительно долго ждать, когда же оно придет «в силе и славе»: ведь оно уже пришло, это Царство ходило по нашей земле — и по сей день ходит ногами тех, кто Его считает своим Царем, живущих по Евангелию, исполняющих то, что Он, Христос, ждет от Своих братьев и друзей. Оно всегда рядом: лишь бы оказался настроен приемник нашей души на эту частоту Небесного Царства. И когда это происходит, христианин становится живым свидетельством объективного существования этого Небесного Царства уже здесь и сейчас. Иван Ильин как-то заметил, что свет религиозности скрыть невозможно — он все равно пробьется и будет светить миру. Весь неисчислимый сонм христианских святых — это именно такие «светлячки», светочи Божией правды, но сила их не в какой-то собственной исключительности, а в том, что все они светились одним и тем же светом Христова Царства — пусть каждый по-своему. Но источник их света всегда был один — Христос.
Это живое присутствие Христа не только в церковной общине, но и в душе каждого христианина для апостола Павла было настолько очевидным и важным критерием, что он дерзнул утверждать: Кто Духа Христова не имеет — тот и не Его, то есть не Христов! (Рим 8:9).
Сам Христос — и есть Царство Небесное, и когда Он говорит об этом Царстве в притчах, образах, примерах — Он всегда говорит о Себе Самом. Жизнь со Христом, жизнь по Христу, жизнь в Нем — это совсем не абстракция, а реальнейшая реальность для церковного человека.
Причем не на уровне чувств или ощущений: это состояние внутренней «синхронизации» с жизнью Христова Тела оказывается гораздо глубже любых психологических переживаний, оно выходит в сферу онтологическую, в область первооснов бытия. Поэтому то, что происходит в храме, Таинства, совершаемые руками священника — всё это резонирует не с какими-то внешними чувствами, но со стихиями земными и небесными: здесь ангелы не просто присутствуют, но сослужат иерею в страхе и трепете. И эта невидимая духовная мощь становится очевидной для чистых сердцем и открытых Богу душ.
Здесь, в храме — Его территория, Его Царство — если только, конечно, храм наполнен верными Ему — а не предателями и дезертирами. И нет ничего удивительного в том, что однажды всего лишь переступив порог храма, человек оказывается до конца дней восхищен этой охватившей его внезапно со всех сторон новой реальностью — не нашей, а той, лучшей, заветной, желанной — по которой только и тоскует живое человеческое сердце.
Рай или Христос?
Христианин — это не тот, кто живет мечтой попасть в рай, а тот, кто живет Христом. Для верующего во Христа рай и открывается, и может закрыться уже в этой жизни. Поэтому для него каждый день, каждая минута этой, казалось бы, преходящей и поэтому мало что значащей жизни — на самом деле бесценны. А «механическое» помещение непреображенной Божественной благодатью души в место, где живут праведники и святые, качества жизни не изменит: от себя никуда не деться, и тот, кто носит в своем сердце ад самолюбия и страстей, сам убежит с презрением и злобой на этих «святош» и «лицемеров».
Не став подданным Царства Божия здесь, на земле — слишком мало шансов попасть в него после смерти. Искать Христа, Его близости, Его ощутимого присутствия — причем не только в храме и таинствах, но и в ежедневных событиях жизни — не такая уж сложная задача, если слышать Его заповеди и стараться выполнять их. А заповедь в действительности одна: быть подражателями Христу, жить и вдохновляться Им, поступать, как Он поступал; думать, как Он думал, желать того, к чему Он стремился. Как это ни странно прозвучит, но об этом сегодня надо говорить во весь голос, снова и снова: христианство — Христоцентрично, а не «раецентрично», или, что еще хуже, «грехоцентрично».
Для нас рай там, где Христос, а вовсе не наоборот.
И Его Царство — как его ни назови — Божие или Небесное — уже здесь, на земле, с нами, среди нас. Если только сами мы — в своем сердце, в мыслях, словах и поступках — со Христом.
Читайте также:
12 притч: Христос о Царствии Небесном
Да приидет Царствие Твое. О чем мы молимся этими словами?
На заставке фрагмент фото Владимира Аверина
Каждый человек без исключения хочет счастья. В чём оно заключается? Как его обрести? Где отыскать? Об этом рассказал православный богослов, профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.
«Ищите же прежде Царствия Божьего и правды Его, и это всё приложится вам».
Какая беда, что мы забываем этот закон. Христос говорит: «Я с вами во все дни до скончания века».
Я всегда тот же самый: сегодня и днесь, и вовеки. Я с вами, я рядом. Вы хотите, чтобы ваша жизнь была правильной, разумной, и вы могли бы получить плоды этой жизни: и вечной, и даже земной? Вот вам закон!
Если вы, действительно, будете стремиться жить по-христиански, будете искать духовные плоды в себе, это всё приложится. Что это значит? Как искать? Бороться с грехом внутри себя, исполнять, насколько это возможно, заповеди Божьи.
Это всё приложится. Что означает «это всё»? Помните, слова Христа в Евангелии от Матфея:
«Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?» потому что всего этого ищут язычники… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».
Тот, кто бескорыстно стремиться жить по-христиански, тому приложится всё, даже земные вещи. И тот, кто, действительно, искренне ищет Царствия Божьего и правды Его, тот получает здесь, всё, что можно, и всё, что нужно. Всё Господь даёт!
Что ещё даётся человеку, ищущему Царствия Божьего? Что ищут все люди? Счастье.
При правильной христианской жизни человек получает мир души и радость. Даже скорби ему не так страшны, как людям мирским. Вы, наверное, видите, как подчас убиваются люди, когда что-то происходит в их жизни или когда они что-то теряют. Они готовы даже покончить жизнь самоубийством.
Всё, что мы приобрели на земле, будет утрачено — хочу ли я этого или не хочу, случилось это или нет. Всё будет утрачено. Апостол Павел говорил:
«Не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем».
Что надо понимать под Царствием Божьем? Это не какой-то горний мир, в который мы перейдём когда-нибудь потом. Царство Божье внутри нас есть, а не то место, куда я после смерти попаду. Внутри нас. И искание Царствия Божьего как раз предполагает правильную жизнь, правильный путь, благодаря которому я и нахожу этот драгоценный ларчик в своей душе.
Святой Исаак Сирин писал:
«Потщись войти во внутреннюю клеть свою и узришь клеть небесную, ибо то и другое одно и то же.
«Потщись» — то есть постарайся войти во внутреннюю клеть свою…Читаешь святых отцов и диву даёшься: такие умные люди, что иногда даже страшно становится. Удивительно и лаконично. Хочется эти слова на мраморе золотом выбить.
Наше сознание устроено так, что мы ищем где-то там, после смерти. Не беспокойся, голубчик, всё после смерти будет. Здесь нужно постараться найти! Ибо Царствие Божие внутри тебя, а не в каком-то созвездии. Важно знать этот закон и в него поверить.
Что вам могут предложить на улице? Хочешь жить — умей вертеться. Вот вам противоположный вариант. И люди вертятся. И что только не происходит в жизни этих людей.
Кстати, вы обратили внимание, что сейчас на кладбище похоронено очень много молодых людей. Страшное явление. Мужчины до пятидесяти лет, до сорока, до тридцати… Заполненные кладбища. И большинство из них, полагаю, проживали свою жизнь под девизом: «Хочешь жить — умей вертеться».
Нам необходимо знать этот закон — «Ищите же прежде Царствия Божьего и правды его, и это всё приложится вам».
Когда у Христа спросили, когда придёт Царствие Божье, Он ответил богословам, книжникам и фарисеям:
«И оно не придёт видимым образом… Царство Божие внутри нас есть».
Вот, оказывается, где это сокровище. Вот, оказывается, где эта ценность. Она находится внутри человека, но лежит, как семечко… Но чтобы эти семена проросли, надо приготовить почву, надо удобрить, надо поливать… Чтобы оно проросло и дало свои плоды, нужна правильная жизнь.
Помните времена, когда в Америке была «золотая лихорадка». Что творилось? Люди готовы были за кусок золота убивать друг друга.
Человек, ты ищешь счастья? Христианство указывает, что эта высшая ценность — в тебе. Не где-то там… Путь приобретения её открыт. Вот дорога!
Ещё статья: А что такое счастье? Объясняет профессор Алексей Осипов.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангилие молитва
алексей ильич осипов молитвабогу господьбог промыслбожий
Вопрос:
Иисус Христос сказал, что нужно искать в первую очередь Царство Небесное, а остальное приложится. Можно ли считать, что этот поиск и составляет смысл жизни человека? Что такое это Царство Небесное? Что значит, что оно внутри нас? Есть ли реальные люди, которые уже нашли это Царство и могут ли они поделиться, что нужно делать для этого? Я, наверное, задаю вопросы как новичок, но я действительно не понимаю. Объясните, пожалуйста. Спасибо заранее.
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
С самого начала Своей проповеди Господь наш Иисус Христос первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2). Достичь вечного блаженства в нем – конечная цель нашей жизни.
Слово царство (евр. малхут; греч. басилейа) в библейских книгах имеет два значения: “правление царя” и “территория, подвластная царю”. Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром: Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает (Пс.102:19). Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. При таком понимании открывается нам смысл прошения молитвы Отче наш: да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф.6:10). Божие Царство только тогда для каждого из нас уже в земной жизни становится реальным, когда мы стремимся исполнить волю Господа. Если же люди живут своевольно и работают греху, то реально для них лишь царство диавола. Только тогда, когда Господь лишает сатану власти над нами (если мы осознанно к этому стремимся), мы вновь оказываемся у невидимых, но реальных, врат Царства Божия. Где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое не от мира сего (Ин.18:36). Это самый главный пункт расхождения между Иисусом Христом и иудейскими вождями, которые ожидали в лице Мессии земного царя. Они думали, что он низложит и упразднит все тогдашние царства на земле, составит из всего рода человеческого единую державу, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожидания, несомненно, Иисус Христос ответил: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин.18:36).
Во время Своего земного служения Спаситель постепенно раскрывает тайны Царства. Увидеть его может только тот, кто родится свыше от Духа (Ин 3:1-8). Оно не является принадлежностью только иудеев: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф.8:11). Все верующие в Иисуса Христа получают его в дар, ответив на призыв Господа (1Фесс.2:12): Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лк.22:29). Оно возрастает подобно зерну горчичному (Мф.13:31) и подобно закваске изменяет жизнь (Мф.13:33). Для верующих в Евангелие и покаявшихся Царствие Божие проявляется уже в настоящем, но во всей полноте придет в будущем. Когда же исполнятся сроки и будет Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Царство Божие установится в силе и славе: И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков (Откр.11:15).
Господь определяет жизнь и состояние тех, кто войдет в Царство Небесное словом блаженство (Нагорная проповедь. – Мф.5:3-12). Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Греч. предлог entos означает внутри, но с существительными и местоимениями множественного числа может быть понят и как по(среди). У современных исследователей встречается попытка изъяснять данный стих словами посреди вас (см. Евангелие от Луки. Комментарий к греческому тексту, М.,2004, с.196). Однако в святоотеческой экзегетике, начиная с Оригена, данное место понимается как указание на особое благодатное духовное состояние, которое может стяжать праведник. Это богословское понимание полностью согласуется с предшествующим стихом: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом (17:20). Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет: если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием (Собеседование первое. Гл. 13).
Святые уже здесь приобщаются к Царству благодати. Н.А. Мотовилов рассказывает о беседе с преп. Серафимом Саровским: «И когда я взглянул после этих слов в лицо его, то напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, разговаривающего с вами. Вы, например, видите движение уст его и его глаз, изменение в самих очертаниях лица, чувствуете, что кто-то вас держит руками за плечи, но не видите не только рук его, но ни самих себя, ни его самого, а только один ослепительнейший свет, простирающийся на несколько сажен кругом…» (Записки Николая Александровича Мотовилова…, М., 2005, с.212). Как это достигается? По словам св. Серафима: Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьего.
28 сентября 2005 г.
Подскажите, где и как можно найти Царство Божие?
Душепопечитель: радоваться с радующимися и плакать с плачущими. · 26 апр
А зачем оно Вам? Нет, я не о том , что это не имеет смысла – напротив, имеет. Просто всякий, мечтающий об этом, должен понять и принять несколько истин. Во-первых, нужно для себя решить тот вопрос, с которого я начал. Во-вторых, если человек все таки решит сделать Царствие Божие в качестве цели всей жизни, то ему предстоит решиться на серьезные усилия. Коль скоро цель превосходит все мыслимое и немыслимое в земной жизни, то и усилия для достижения этой цели должны стать беспрецедентными. Есть такая мысль: волк, попавши в капкан, отгрызает себе лапу, потому что свобода для него дороже увечья. Не знаю насколько правда, но иллюстрация к сказанному, на мой взгляд, неплохая. И последнее. Царство Небесное – не Terra Incognita. Этим путем уже прошли бесчисленные святые угодники.
Комментировать ответ…Комментировать…
Царство Божие надо не искать, а начинать строить, применяя учение Спасителя в жизни. Где и как?
Для начала – в своей голове – попробовать понять чему учил Христос, изучив его проповеди, притчи и разговоры с учениками. Это “стройматериалы” очень высокого качества.
Затем – попробовать поступать так. Надо заложить хороший “фундамент”, строим то не абы что.
Кому-то может… Читать далее
497
Не прощаешь врагов – значит не христианин .
Комментировать ответ…Комментировать…
Христианка,
Библейское Евангелие.
Служение Богу, т.е. людям.
· 22 сент 2022
Библия сравнивает ищущих Царствие с овцами, отбившимися от стада.
И ,как у любого стада , у Божьего , тоже есть свой пастырь. Библия знакомит нас с Ним, чтобы мы узнали, что Он добрый, любящий, самоотверженный, на столько, что ,если одна овечка отобьётся от стада, то он оставит всех, и пойдет искать заблудившуюся, и если надо ,то принесёт ее на своих плечах… Читать далее
189
Во-первых, в условиях восточного средиземноморья, по крайней мере в евангельскую эпоху, животноводство… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Смотря что вы под Ним понимаете…)
Христос, описывая Царствие Божие, имел в виду ровно то же самое, что и все пророки, описывавшие до него. А именно: спокойствие ума, освобождающее от тревоги и страха.
Именно поэтому он многократно повторял идею о том, что “Царствие Божие – внутри вас”…
В буддистских и даосских медитативных практиках существует понятие “наблюдатель за наб… Читать далее
282
Уважаемый Учитель! Кому как не Вам знать,что
на цитате Царство Божие не возведёшь.За два
тысячелетие Библия… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Чтобы найти Царство Божие, проще всего обратиться непосредственно к Богу. Он то уж точно знает, где его царство находится. Но вообще говоря, Царство Божие можно и не искать. Тот, кто ведёт праведный образ жизни, обретает Царство Божие автоматически после своей кончины.
Царство ? или княжество, империя, рейх, королевство, султанат, халифат – монархии по-разному называют, Царство… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Писатель. Автор мистической книги “Не упасть бы в эту яму!”. И научно-фантастической – “… · 26 сент 2022
Я уже говорил, что Ум и Мозг – суть разные вещи. Как велосипедист и велосипед. Как водитель и автомобиль. Они болеют по-разному и лечат их по-разному. Мозг – таблетками, хирургией. Ум – беседами, молитвами. Мозг заканчивает биолого-генетическую программу и разрушается, Ум отчаливает от своего бывшего пристанища и с “зачеткой за жизнь в руках” следует безусловно на… Читать далее
174
Жёсткое разъяснение, но жизнь же́стче! На мой взгляд, чего то не хватает, а в общем довольно достойное объяснение.
Комментировать ответ…Комментировать…
…лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? 57 Зачем же вы… · 22 сент 2022
Царство Божие вероятнее всего начинается с покаяния…Нет, не просто с признания своей грешной натуры как данности, а с отвращения к своей грешной натуре.
Иисус показал пример на кающемся мытаре и этот пример все знают, но мало кто чувствует в нем ту силу признания пустоты своей жизни, когда бьешь себя в грудь от того, что сам себе противен…
И эта противность возникает… Читать далее
415
Хотелось бы добавить, что Творец всем и каждому стучит тихонько в дверь. Но фокус в том что ручка одна и из… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Преподаватель начальных классов. · 21 апр
- Подскажите, где и как можно найти Царство Божие?
Исключительно в религиозных мифах и сказках. В реальности такого царства вам найти не удастся, т.к. его не существует.
132
Прямо и на право..И так по кругу..
Комментировать ответ…Комментировать…
пенсионер,глубоко интересуюсь учением
Иисуса Христа и следую мудрости Лао –
Цзы · 25 сент 2022
Иисус Христос сказал:”Ищите же прежде Царства
Божия и правды Его,и это всё приложится вам”(Мф.6:33).
В последствии Он очень подробно объяснил, где и как
его искать.Эти разъяснения рассеяны по всем текстам
Нового Завета и в Евангелие Святого Апостола Фомы.
В отдельны случаях они носят тайный характер и требуют
их истолкования.
Царство Божие,- говорил Иисус Христос, -… Читать далее
1,3 K
Комментировать ответ…Комментировать…
Миллионы людей слышали о молитве “Отче наш”, которую Иисус произнес как образец обращения к Богу. Она полна смысла. В первых трех просьбах звучит важность прославления имени Бога и установления его правления с помощью Царства как на небе, так и на земле. О каком Царстве идет речь? Царство Бога-это реальное правительство, установленное Богом. Иисус Христос назначен Царем… Читать далее
Прямо,потом налево..Упрешься в ров..Прыгнешь и там поймёшь..
Комментировать ответ…Комментировать…