Как найти цель статьи

Обязательной частью любой научной публикации, будь то статья, монография, диссертация или даже тезисы, является указание целей и задач исследования. В этой статье мы не только объясним, в чем отличия между целью и задачами, но и покажем, почему правильно сформулированные цели и задачи — это залог успеха научной работы.

Что такое цель исследования

Важно понимать, что у научного исследования может быть только одна цель. Иногда допустимо, чтобы она состояла из двух частей, но тогда эти составляющие обязательно должны быть связаны между собой логически. В то время как минимально возможное количество задач — две, но все же лучше, если их будет три или четыре. Давайте разберемся, почему это так.

Цель научного исследования — это ответ на вопрос, зачем проводится данный эксперимент. Ученый должен сформулировать значимость результата, который он надеется получить после завершения работы.

Фактически, цель вытекает из проблематики исследования, а проблематика определяется темой. Можно выстроить целую иерархическую пирамиду: тема — проблематика — цель — задачи. Например, если ученый работает над темой «Влияние глобального потепления на поведение полярных птиц», то проблематика, вероятно, будет связана с тем, что изменение климата существенно повлияло на жизнь этих животных и, вероятно, в худшую сторону. Цель этой гипотетической статьи может быть сформулирована одним из возможных способов, представленных ниже:

  1. Изучить влияние глобального потепления на поведение полярных птиц.
  2. Выявить изменения в поведении полярных птиц, связанные с глобальным потеплением.
  3. Продемонстрировать связь между изменениями в поведении полярных птиц и глобальным потеплением.

Цель должна быть ясной и понятной. Нельзя писать абстрактные утверждения и общие фразы. Уже на этом этапе необходимо четко представлять себе, возможно ли воплотить в жизнь задуманное и если да, то как это сделать. Рекомендуется использовать глаголы в неопределенной форме: «изучить», «определить», «разработать», «выявить», «установить». Другой вариант — начать фразу с имени существительного: «расследование», «определение», «демонстрация», «выяснение».

Приведем несколько примеров:

Пример 1. У научной работы на тему «Изменение средств массовой информации в эпоху развития интернета» цель может быть такой: «Выявить отличия современных средств массовой информации от изданий, которые выходили в 60-80-тых годах ХХ столетия».

Пример 2. Если тема статьи звучит как «Эндоскопическое оперативное вмешательство при хроническом холецистите», то его целью является «Определить показания и разработать методы эндоскопических операций при хроническом холецистите».

Нужна помощь в написании статьи?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Что такое задачи исследования. Учимся постановке задач

Задачи — это пошаговый план реализации цели. Ученый должен последовательно и реалистично ответить на вопрос: «Как я буду добиваться той цели, которую поставил перед собой?» Как правило, когда исследователь формулировал цель, у него уже были идеи по ее осуществлению.

Пример постановки задач к научной статье. Возвращаясь к примеру о влиянии глобального потепления на поведение полярных птиц, можно сформулировать следующие задачи:

  1. Изучить существующие литературные данные о поведении полярных птиц до наступления глобального потепления .
  2. Наблюдать за миграцией, брачным поведением и размножением у полярных птиц в настоящее время.
  3. Выявить отличия между описанным в литературных источниках и тем, что наблюдал исследователь самостоятельно.
  4. Определить возможные последствия глобального потепления на популяцию полярных птиц в ближайшем будущем.

Не нужно путать задачи исследования и его методы или этапы. Это довольно распространенная ошибка: аспиранты часто указывают в качестве задач такие действия, как изучение литературных источников, проведение эксперимента, сравнение и оценка результатов.

Допустимо употреблять подобные фразы в разделе «Задачи исследования», но это не должно быть самостоятельными пунктами. Например, можно уточнить, что исследователь будет изучать сведения о поведении полярных птиц до наступления глобального потепления по литературным источникам, но нельзя ограничиться фразой «Изучение тематической литературы». Точно так же в четвертом пункте раздела «Задачи» про отдаленные последствия изменения климата можно указать, что исследователь планирует сделать выводы. Однако обязательно нужно уточнить, на чем он собирается сделать акценты в заключительной части.

Где в научной статье следует разместить цели и задачи исследования

Научная статья пишется по строго определенному плану: введение, основная часть, выводы и список литературы. Цели и задачи исследования необходимо указывать во вводной части. Это помогает читателю сразу более ясно представить, о чем будет идти речь в публикации.

В зависимости от специфики публикации, допускаются несколько вариантов расположения цели и задач в рамках раздела «Введение». Так, возможно указывать цель сразу же после описания проблематики, либо позже, после того, как были обозначены объект и субъект исследования. Как правило, существенной разницы нет, но некоторые ученые предают этому большое значение. Поэтому лучше всего уточнить этот момент у начного руководителя.

Как определить цель исследования – 3 простых способа

Далеко не всегда автор, выбирая тему для исследования, сразу понимает проблематику. Например, его интересуют альтернативные методы лечения депрессий или компьютерная зависимость у подростков. Но не всегда ему может быть известно, что уже было сделано для решения этих проблем, а какие аспекты нуждаются в дальнейшем изучении. Именно поэтому любая научная работа начинается с изучения литературы.

Существует три надежных способа определить цель научной статьи:

Способ 1. Ученый показывает, что проблема не была решена полностью в предыдущих исследованиях. В этом случае в качестве цели следует обозначить те конкретные сферы, в которых планируется усовершенствование. Например, если в работах, посвященных нетрадиционным способам терапии депрессий уделено недостаточно внимания светотерапии или назначению L-тироксина, можно поставить целью изучение эффективности этих методов.

Способ 2. Иногда чтобы добиться успеха, достаточно продемонстрировать, что методы автора позволят более эффективно решить проблему, которую уже поднимали другие ученые.

Способ 3. Многие научные статьи заканчиваются обсуждением проблемы. Автор описывает дальнейшие перспективы изучения данного вопроса. Все, что нужно ученому в такой ситуации, – внимательно вчитаться в текст публикации. Во многих случаях можно буквально позаимствовать формулировки из заключительной части работы коллеги.

Другими словами, для правильной постановки целей исследования мало просто изучить тематическую литературу. Необходимо определить грань, которая отделяет уже изученный материал от того, который требует дальнейшего исследования.

О том, как правильно осуществить анализ литературных данных, можно подробнее прочесть в этой статье.

Типичные ошибки при формулировании целей и задач, которые следует избежать

  1. Цель научной статьи не связана напрямую с темой, проблематикой, субъектом и объектом, а задачи не соответствуют ожидаемой цели.
  2. Цель сформулирована так, что нельзя понять ожидаемый результат.
  3. Непонятна практическая ценность результата исследования.
  4. Задачи дублируют цели исследования, будучи просто сформулированными с помощью синонимов.

Хорошим тоном в науке считается ситуация, когда задачи строго соответствуют структуре работы. Например, материал, полученный после выполнения первой задачи, излагается в первой части статьи, а результаты выполнения второй задачи — во второй части. Во-первых, это облегчает работу самому автору, поскольку гораздо легче излагать мысли в том порядке, в котором ученый проводил исследование и получал информацию.

Другое важное преимущество заключается в том, что автору проще контролировать релевантность своей работы. Иными словами, когда у него есть четко сформулированная цель и конкретные задачи, он легко может сопоставить, ответил он на эти вопросы в своей работе или нет.

Цель научной статьи – один из обязательных элементов, ее объем всего 3-5 строк, однако именно они частенько становятся для авторов барьером. Для того чтобы его преодолеть, нужно знать особенности содержания цели и ее расположения в тексте. Кроме того, существуют секреты, помогающие легко сформулировать данный элемент и избежать наиболее распространенных ошибок.

Содержание

  • 1 Цель научной статьи как источника информации
  • 2 Место цели в композиционном каркасе статьи
  • 3 Соотношение цели и задач исследования
  • 4 Как определить и сформулировать цель вашей работы?
  • 5 Советы: как избежать наиболее распространенных ошибок?

Цель научной статьи как источника информации

Цель научной статьи

Какова цель научной статьи?

Цель научного исследования – определить для чего готовится статья, какие проблемы она должна решить, какие сведения автор хочет донести до читателя.

Цель статьи должна состоять из одной, максимум двух частей, так как для изучения берется узкая проблема, а объем статьи позволяет достигнуть лишь какой-то одной цели или двух тесно взаимосвязанных логически.

Цель – это то, что выводиться из проблематики, которая, в свою очередь, отображена в теме. Цель должна раскрывать новизну научной работы, ее актуальность.

Цель должна быть понятна не только для автора, но и для читателей, поэтому нельзя формулировать ее абстрактными рассуждениями или общими фразами.

Место цели в композиционном каркасе статьи

В какой части научной статьи указывается ее цель

Где именно в научной статье раскрывается цель ее написания?

Известно, что научные статьи имеют строго определенную композицию, поэтому и место размещения цели также четко определено – ее указывают во введении. Такое размещение имеет вполне логическое объяснение – читатель может сразу составить представление, о чем далее будет идти речь.

В пределах введения может быть два варианта размещения цели:

  • сразу после перечня проблем;
  • после описания объекта, субъекта и предмета исследования.

Обычно можно выбирать любой из вариантов, однако в некоторые редакции выдвигают свои требования к этому аспекту, поэтому перед написанием статьи следует тщательно с ними ознакомиться.

Соотношение цели и задач исследования

Прямая зависимость цели и задач научной статьи

Зависимость цели и задач научной статьи.

Задачи – это пути достижения цели.

Если цель должна состоять из одной части или двух, то задач нужно вывести 2-5. Задачи можно сравнить с отдельными ступеньками на лестнице к достижению поставленной цели. Для того чтобы их сформулировать, задайте себе вопрос: «Как я буду достигать цель, которую обозначил в статье?».

Далее отвечаем на этот вопрос, подгоняя свои ответы под шаблон научного стиля. Запомните такой нюанс: любой исследователь перед написанием научной работы обрабатывает литературу, это один из путей достижения цели, однако нельзя подавать это как одну из задач. Задачи типа «поиск и проработка литературы», «проведение эксперимента», «оценка и описание результатов» слишком обобщенные, по сути, это отображение общепонятной истины, то же самое, если бы отнесли к задачам «напечатать статью и проверить».

При формулировке задач можно употреблять глаголы «изучить», «наблюдать», «выявить», «оценить», «определить», «обосновать», «исследовать» и т.д.

Задачи должны обязательно соответствовать цели, не отклоняться от нее и не выходить за рамки.

Обратите внимание! Цель определяется перед формулировкой задач, наоборот никак не получиться – это лишь пустая трата времени.

Как определить и сформулировать цель вашей работы?

Определяем цель научной статьи

Как сформулировать цель научной статьи?

Первый шаг для определения темы – вопрос самому себе: «Зачем я пишу эту статью, чего я должен достичь в результате?». Далее ответ на вопрос нужно поместить в рамки проблемы.

Правильной формулировки цели можно достичь такими путями:

  • показать, что проблема не имеет конкретного решения в уже существующих научных трудах, особенность этого пути в том, что нужно точно указать, что именно и в каких сферах вы усовершенствуете с помощью своего исследования;
  • показать что ваши методы и инструменты исследования гораздо эффективнее для решения поставленной проблемы, хоть она уже изучалась другими ученым;
  • можно сформулировать цель на основе работ других ученных по данной теме, для этого нужно найти в них перспективы изучения темы и дать совою интерпретацию.

Цель – это грань между уже исследованным и тем, что требует изучения, важно правильно определить ее.

Пример хорошей формулировки цели по теме «Языковое пространство романов Эммы Андиевской».

Цель статьи – раскрыть особенности лексического и фразеологического состава романов Э. Андиевской «Геростраты», «Роман о добром человеке», «Роман о человеческом предназначении» как таких, которые демонстрируют органический синтез национальной культуры и западных традиций модернизма».

Для формулировки цели можно использовать глаголы типа «раскрыть», «оценить», «определить», «проанализировать», «раскрыть», «обосновать», «выявить».

Советы: как избежать наиболее распространенных ошибок?

Советы по определению цели и задач научной статьи

Советы для начинающих.

На первый взгляд, кажется, что сформулировать цель очень легко, однако после проверки статьи научным руководителем множество замечаний касается именно этой части работы. Советы, собранные здесь, помогут избежать наиболее «популярных» ошибок среди студентов и аспирантов.

  • Не ставьте цель, которой не получится достичь, например, из-за недостатка теории, или исходя из исследования.
  • Следите за тем, чтобы не было расхождений между целью и задачами, объектом, предметом.
  • Выводы в конце статьи также должны соответствовать цели.
  • Цель обязательно должна демонстрировать новизну и практическое значение статьи, так как это главные ее достоинства.
  • Не дублируйте задачи путем перефразировки цели статьи, иначе получится «масло масляное».
  • Учитывайте разновидность научной статьи, к которой относится ваша работа (цели научно-теоретической, научно-практической и обзорной статьи будут разные).

Быстрая и качественная формулировка цели – дело опыта, с каждой статьей этот барьер будет уменьшаться.

О том как написать качественную научную статью вы можете узнать из серии видео, первая часть из которых публикуется здесь:

Вторую часть видео вы сможете посмотреть здесь, третью — вот здесь, а четвертую — в этой статье.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Е. Ковалева,
17 ноября 2020

Любое научное исследование начинается с постановки ключевой цели и определения задач, которые помогут достичь ее. В представленной статье детально разбирается, что собой представляют эти два понятия и как их правильно сформулировать в научной статье.

Содержание:

  1. Цель научного исследования
  2. Задачи научного исследования
  3. Место расположения цели и задач
  4. Как сформулировать цель исследования
  5. Распространенные ошибки при формулировании цели и задач
  6. Примеры постановки цели и определения задач

Цель научного исследования

Цель – это конечный результат, на который преднамеренно направлено исследование. Независимо от темы, научное исследование может иметь лишь одну цель. В редких случаях допускается ее разделение на две части, но в таком случае между ними обязательно должна быть логическая взаимосвязь. 

Выявление цели фактически вытекает из проблематики научного исследования, которая, в свою очередь, определяется темой. Она может выражаться поиском ответа на какой-либо вопрос, либо быть связанной с решением какой-нибудь проблемы. Довольно часто цель созвучна с названием научного труда.

Под целью научного исследования, в большинстве случаев, подразумевается следующее:

  • Разработка методов решения проблемы.
  • Детальный анализ проблемы.
  • Поиск возможностей для усовершенствования какого-либо процесса, метода и пр.
  • Определение причинно-следственных связей между явлениями.
  • Нахождение закономерностей в ходе процессов.
  • Изучение характеристик явления.

Пример 1. У научной работы на тему «Изменение средств массовой информации в эпоху развития интернета» цель может быть такой: «Выявить отличия современных средств массовой информации от изданий, которые выходили в 60-80-тых годах ХХ столетия».

Пример 2. Если тема статьи звучит как «Эндоскопическое оперативное вмешательство при хроническом холецистите», то его целью является «Определить показания и разработать методы эндоскопических операций при хроническом холецистите».

Цель должна быть сформулирована максимально кратко, четко и ясно, чтобы даже человек, не разбирающийся в теме, мог сразу понять, о чем идет речь. Как правило, ее описание начинают с фраз: «целью исследования является…», «цель работы состоит в том, чтобы…» либо «цель научного исследования заключается в…». Для дальнейшего изложения рекомендуется применять следующие ключевые слова: «определить», «разработать», «выделить», «выявить», «установить», «изучить», «расследовать» и пр.
Пишет научную статью

Задачи научного исследования

Задачи – это конкретные действия, направленные на достижение поставленной цели. Любая научная работа не может содержать меньше двух задач, а максимальное количество зависит от сложности и углубленности исследуемой темы – как правило, это пять-семь пунктов. Задачи могут быть представлены как:

  • сопутствующие или вторичные цели;
  • подпункты, на которые разбивается общая цель работы;
  • шаги, которые необходимо сделать для реализации основной цели исследования;
  • этапы, последовательно выполнив которые будет достигнута цель.

Однако задачи не должны повторять заявленную цель. Они должны быть сформулированы понятным и доступным языком, а в совокупности действительно вести к решению указанной проблемы. Их перечисление, как правило, должно происходить в строгой последовательности: от более легких к наиболее сложным относительно выполнения.

К задачам научного исследования можно отнести следующие действия:

  • Изучение специфики проблемы.
  • Анализ деятельности.
  • Определение характеристик явления.
  • Оценка имеющихся данных о проблеме.
  • Систематизация имеющейся теории.
  • Выявление сходства и различий заявленной проблемы.
  • Раскрытие сути инновационного явления, метода.
  • Разработка методов решения исследуемой проблемы.

В момент определения цели можно даже не знать, достижима она в действительности или нет. Если в процессе исследования становится понятно, что задачи не приведут к ее достижению, тогда следует проанализировать полученный отрицательный результат и указать, что средства, применяемые в работе, были неэффективными и неактуальными. Другими словами, отрицательный результат – это тоже результат.

Место расположения цели и задач

Научая статья на любую тему имеет четкую структуру: введение, основная часть, заключение и список использованных источников. Цель и задачи исследования в обязательном порядке указываются в водной части работы. Это позволяет читателю сразу понять, о чем исследование и интересна ли ему эта тема.

В разделе «Введение» допускается несколько вариантов положения целей и задач в зависимости от специфики и типа публикации. Например, цель может быть указана сразу после обзора заявленной проблемы, либо после описания субъекта и объекта исследования. Разницы в этом нет, но все же следует уточнить этот момент у научного руководителя, прежде чем приниматься за написание научной работы. Задачи дополнительно могут упоминаться в заключении и основной части работы. 

Как сформулировать цель исследования

Существует несколько проверенных способов, которые помогут определить ключевую цель научной статьи. 

  • Если заявленная проблема не была до конца решена другими учеными, тогда можно указать на определенные нерешенные вопросы, а их решение и будет целью работы. К примеру, если читая книги, описывающие нетрадиционные методы лечения депрессии, вы замечаете, что о светотерапии не упоминается вовсе, тогда целью исследования может быть изучение эффективности данного метода.
  • В некоторых случаях, целью работы могут стать более эффективные методы решения проблемы, чем те, которые были представлены ранее другими учеными.
  • Многие ученые завершают свои научные труды изложением дальнейших перспектив по решению исследуемой проблемы. В таком случае, можно найти цель своей работы, позаимствовав ее из заключительной части исследовательской работы коллеги.
  • Взявшись за написание объемной работы, цель которой слишком громоздкая, можно разделить ее на несколько частей – самая весомая проблема будет выполнять роль цели, а остальные можно оформить как задачи исследования.
  • Можно взяться за изучение «древних» проблем, которые последний раз рассматривались 30-40 лет назад, и попробовать их решить, используя инновационные методы, актуальные на сегодняшний день. Они и будут целью работы.

В любом случае, цель всегда связана с объектом исследования, если его изучить, проанализировать, выяснить, как он работает, определить связи со смежными сферами. Только после такой подготовительной работы цель станет очевидной.
Поставить цель и задачи

Распространенные ошибки при формулировании цели и задач

Рассмотрим ошибки, которые чаще всего допускаются авторами научных статей во время формулирования ключевой цели и основных задач по ее достижению.

  • Заявленная цель не соответствует выбранной теме, не связана с субъектом и объектом исследования.
  • Цель сформулирована настолько невнятно и непонятно, что невозможно понять, какого итогового результата ожидать.
  • Сложно выявить практическую ценность результатов исследования.
  • Задачи созвучны с целью исследования, поскольку для их формулировки используются синонимы.
  • Вместо перечня основных задач описывается план проведения научного исследования: «разобрать тематическую литературу, провести проверку, сделать выводы и т. д.».

Одним из важнейших требований при написании научной статьи является то, чтобы цель и задачи полностью соответствовали исследованию.
Научная статья

Примеры постановки цели и определения задач

Пример 1

Тема: «Методики преодоления нарушения речи при открытой ринолалии»

Цель – апробация эффективных методик преодоления нарушения речи при открытой ринолалии.

Задачи:

  • Проанализировать специальную литературу по проблеме.
  • Изучить особенности физиологии, анатомии, речи и психики детей с открытой ринолалией.
  • Определить систему методических приемов, влияющих на эффективность работы по коррекции ринолалии.

Пример 2

Тема: «Использование маркетинговых исследований для рынка на разных этапа жизненного цикла товара»

Цель – исследовать состояние рынка на различных этапах жизненного цикла товара и возможные маркетинговые стратегии, которые могут быть использованы организациями для успешного осуществления своей деятельности.

Задачи:

  • Рассмотрение концепции жизненного цикла товара, конкурентной и экономической среды на различных этапах жизненного цикла товара.
  • Изучение маркетинговых стратегий, используемых на различных стадиях жизненного цикла товара.

Пример 3

Тема: «Эффективные мероприятия для профилактики внутрибольничных инфекций»

Цель – исследовать результативные мероприятия, проводимые медперсоналом в условиях лечебно-профилактического учреждения для профилактики внутрибольничных инфекций.

Задачи:

  • Обосновать причины возникновения внутрибольничной инфекции в ЛПУ.
  • Изучить механизмы передачи и меры профилактики внутрибольничной инфекции в ЛПУ.

Пример 4

Тема: «Современное значение учения Платона о формах правления»

Цель – раскрыть сущность учения Платона о формах правления и определить его современное значение.

Задачи:

  • Рассмотреть формы правления по Платону.
  • Раскрыть вклад Платона в становление и развитие философских, социально-политических, правовых учений.
  • Раскрыть современное значение учения Платона о формах правления.

Пример 5

Тема: «Этнический туризм в Бурятии: перспективы развития»

Цель – формирование инновационного туристского продукта в рамках этнического туризма в Бурятии.

Задачи:

  • Изучить, оценить и проанализировать аспекты этнического туризма в Бурятии.
  • Дать характеристику работы турагентства «Екатерина Тур».
  • Разработать турпродукт в рамках этнического туризма.

Пример 6

Тема: «Бюджетное планирование ипотечного кредитования»

Цель – изучение бюджетного планирования ипотечного кредитования.

Задачи:

  • Изучить сущность ипотечного кредитования.
  • Рассмотреть предпосылки развития ипотечного кредитования.
  • Изучить государственную поддержку ипотеки.
  • Проанализировать ситуацию на рынке ипотечного кредитования Удмуртии на сегодняшний день.
  • Выявить результаты государственной поддержки ипотечного кредитования в УР, финансирование программ из государственного бюджета.

Пример 7

Тема: «Страховая пенсия по старости становление и развитие — становление и развитие в современной России»

Цель – анализ страховой пенсии по старости.

Задачи:

  • Изучить историю становления и развития института пенсии по старости с 1990 года по настоящее время.
  • Проанализировать законодательство, регулирующее назначение пенсии по старости.
  • Провести анализ формирования размера страховой пенсии по старости в современной России.

Пример 8

Тема: «Компоненты эффективности и результативности служебной деятельности государственных гражданских служащих в Департаменте строительства города Москвы»

Цель – рассмотрение основных компонентов эффективности и результативности служебной деятельности государственных гражданских служащих и определение путей их совершенствования в Департаменте строительства города Москвы.

Задачи:

  • Дать определение понятиям эффективности и результативности служебной деятельности государственных гражданских служащих, выявить нормативно-правовую базу эффективности и результативности служебной деятельности государственных гражданских служащих.
  • Проанализировать основные компоненты эффективности и результативности служебной деятельности государственных гражданских служащих в Департаменте строительства города Москвы.
  • Рассмотреть основные направления повышения эффективности и результативности служебной деятельности государственных гражданских служащих в Департаменте строительства города Москвы.

Пример 9

Тема: «Сущность юридических фикций и юридических презумпций»

Цель – анализ сущности юридических фикций и юридических презумпций.

Задачи:

  • Анализ истоков, история их возникновения, изменения в историческом процессе.
  • Изучение теоретических основ юридических фикций и презумпций.
  • Рассмотрение их соотношений, сходств, различий.
  • Рассмотрение их практического значения.

Пример 10

Тема: «Психодиагностические методики в подборе персонала»

Цель – изучение психодиагностических методик, используемых при подборе персонала в торговой фирме «Белгородский складской комплекс» и разработка рекомендаций по усовершенствованию указанного процесса.

Задачи:

  • Провести анализ научно-методической литературы по исследуемой теме.
  • Изучить теоретические аспекты психодиагностики при подборе персонала, рассмотреть современные практические подходы и методики в практике российских организаций.
  • Проанализировать деятельность объекта исследования – метало-торгующей фирмы ООО «Белгородский складской комплекс», изучить характер деятельности организации и провести анализ кадрового состава.
  • Провести исследование существующей процедуры подбора персонала в организации и разработать рекомендации по совершенствованию методик диагностики подбора кадров для данной организации.

При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.

Введение

Они входят в основу и структуру отчета о научно-исследовательской работы (НИР), научной статьи, магистерской, диссертационной работы и т.п. Без постановки цели и формулировании задач вы не сможете грамотно провести научное исследование, так как оно будет лишено смысла.

Следовательно, важно понимать, что представляет собой цель научной работы, как ее формулировать, на чем стоит остановиться более подробно. Достичь желаемой цели вы сможете при помощи правильно поставленных задач.

Многие начинающие исследователи иногда испытывают некоторые трудности при написании целей и задач исследовательского проекта. Чаще всего причиной является беспокойство по поводу правильности их формулировки. По большей части это происходит из-за того, что в научном сообществе все-таки нет единого четкого определения цели, задачи и как они соотносятся друг с другом.

В разных высших учебных заведениях или научно-исследовательских институтах могут существовать разные формулировки этих определений. Каждый научный руководитель может вкладывать свой смысл в цель научного проекта, которую он и доносит до своих учеников. Но в общем смысл остается везде одинаковый.

Что такое научно-исследовательская работа

Изначально рассмотрим краткое определение НИР.

НИР – это научная работа, направленная на поиск ответа на поставленный научный вопрос путем проведения исследований или экспериментов, проверки научных фактов или определений, выявления последовательностей и закономерностей (и т.д.) с обоснованием полученных результатов.

Учащийся выполняет НИР самостоятельно или вместе со своим научным наставником, показывает свои знания и приобретенные навыки для решения определенных научных или практических задач.

Научно-исследовательская работа должна быть логически завершенной. Все мысли, аргументы, предложения и выводы, приведенные учащимся в работе, должны быть изложены четко и ясно, описаны в научном стиле с использованием правильной научной терминологии (из рассматриваемой области исследований).

Научная работа или проект не должны являться рефератом или набором информации, скачанной из интернета. Необходимо именно провести исследование на выбранную тему, даже если оно будет совсем небольшим, оно должно быть оригинальным. В нем должны быть использованы определенные научные подходы, получены результаты, сформированы выводы.

Цель научно-исследовательской работы

Цель выполнения НИР для учащихся – формирование научно-исследовательских навыков будущих исследователей, навыков для самостоятельного планирования, разработки и реализации НИР, развитие аналитического мышления для сбора, анализа и систематизации научной информации и ее оценки, а также возможность практического применения результатов НИР и готовность к их внедрению в профессиональной области.

Цель исследования – это одно или несколько предложений (утверждений), используемых для выражения общего смысла (цели) работы с указанием на ее тематику (методы, методологию), которая была выбрана для научного исследования.

Если цель правильно сформулирована, она ясна и понятна, то и задачи будет сформировать не сложно.

Три простых шага для формулировки цели НИР

Если у вас не написана цель исследования, и вы пока не знаете, как правильно ее сформулировать, рекомендуется делать это поэтапно, выполнив три простых шага.

  1. Определить намерение. В формулировке цели должно присутствовать толкование или намерение вашей работы. Под «намерением» подразумевается некое действие, которое вы намереваетесь выполнить в исследовании, т.е. то, для чего вы собираетесь его провести.
    Намерение в цели НИР может выражаться в виде глаголов или словосочетаний. Например, можно использовать такие: «чтобы оценить»; «найти решение»; «определить»; «изучить»; «улучшить» и т.д.
    Один из способов определить свое намерение это – подумать и предварительно описать, что вы хотите сделать в своем исследовании. Для этого учащемуся нужно задать самому себе ряд вопросов к своей работе и найти на них ответы. Это можно сделать следующим образом:
    «Моя исследовательская работа направлена на (что?) [… (оценку), (изучение), (исследование), (определение взаимосвязи), (изучение взаимного влияния), (изменение структуры) т.д. Действие может быть любым, какое вы для себя определите, главное, чтобы оно полностью соответствовало направлению (тематике) вашей работы.
  2. Определить причину. После того, как вы определили свое намерение (т.е. действие), определите причину – для чего вы намереваетесь выполнить данное действие. Например, берете ваше «намерение» – изучить (оценить, исследовать, определить) что-то и спрашиваете себя – для чего? Для (идентификации), (диагностики), (описания), (выяснения), (понимания) и т.д.
  3. Определить направленность. Направленность указывает на характер вашего исследования. Например, будет ли в его основе лежать количественное или качественное описание неких исследуемых факторов, или же исследование будет строиться на анализе полученных данных, либо на результатах проведенных экспериментов и др.

Перечисленные выше шаги не обязательно должны быть именно в такой последовательности. Вы вполне можете определить направленность исследования до того, как установите свое намерение и наоборот.

Примеры составления цели НИР

Для примера рассмотрим и разберем две условные Цели НИР, чтобы показать все ее составляющие в действии.

Пример 1: «Исследовать группу школьников для определения факторов, способствующих их мотивации к учебному процессу и разработать учебную программу, направленную на усиление данных факторов».

Начинаем задавать вопросы:

  1. Что собираемся выполнить? Основой данной работы является «исследовать группу школьников» (наше намерение – исследовать). Тут можно уточнить, какую именно группу – младшие классы, школьники в возрасте от 7 до 9 лет, определенная школа и т.д., любое необходимое дополнение, конкретика, при необходимости.
  2. Для чего мы его проводим? Чтобы выявить факторы, способствующие мотивации школьников к обучению (причина – чтобы выявить).
  3. Как мы будем выполнять исследование? Путем сбора данных, полученных по результатам опроса (беседы) школьников и анализа полученных данных (направленность – сбор информации, получение данных). На основе результатов проведенного исследования мы предполагаем разработать (усилить, улучшить) учебную программу.

Так как цель НИР учащихся все-таки показать свою способность к проведению самого научного исследования, то в приведенном примере, основным намерением будет являться проведение исследования среди школьников, то есть сам исследовательский процесс. Разработка или создание учебной программы на основе полученных результатов – это уже второстепенное намерение.

Основная цель работы будет достигнута за счет ответов на вопросы: «Что, по мнению школьников, помогает получать интерес от обучения?», «Что мотивирует школьников заниматься обучением?», «Каким они видят учебный процесс?» и другие подобные. Задавая эти вопросы определенной группе школьников, а затем проанализировав их и сформировав выводы – вы проведете свое исследование и продемонстрируете свои способности к организации и реализации НИР.

Второстепенная цель работы, которая является следствием основной, это ответы на вопросы: «Какую из полученной информации и каким образом мы можем применить для создания учебной программы?». Эта часть работы будет направлена на практическое применение достигнутых вами результатов.

Пример 2. Обратимся к медицинской тематике. Например, вы планируете исследовать способность пациентов, перенесших туберкулез легких, к реабилитации – это ваша основная цель. Но в таком виде она слишком общая. Непонятно – каких пациентов, как протекала болезнь, были ли какие-то особенности и так далее.

Для определения дополнительных данных, которые вам нужно включить в цель (то есть детального уточнения цели) вам нужно изучить, например, какие факторы могут спровоцировать рецидив болезни (возраст, пол, социальная сфера и т.д.), какие существуют методы для реабилитации таких пациентов, что может негативно или позитивно повлиять? Сделать это можно путем проведения литературного обзора достоверных источников по теме исследования. В ходе поиска, вы обнаруживаете, что, например, мужчины в возрасте старше 65 лет плохо переносят заболевание и, как правило, не поддаются полному излечению.

Исходя из этого, вы можете уже более детально сформулировать цель своей научной работы. В полном виде она может звучать следующим образом:

«Изучение способности пациентов мужского пола в возрасте старше 65 лет, перенесших туберкулез легких, к восстановлению, и разработка программы для их ускоренной реабилитации».

Или

«Изучение особенностей протекания туберкулеза легких у пациентов мужского пола в возрасте от 60-ти лет и старше и формирование нового протокола лечения».

Как видите, все шаги по формулировке темы у нас тут также присутствуют: есть намерение и причина. Направленность может быть определена в зависимости от хода выполнения работы: вы решите, будут ли это лабораторные исследования или сбор аналитических данных и т.д.

Изначально вы можете составить одну часть формулировки вашей цели, основную (возможно, на этом остановитесь). При необходимости определить дополнительную часть вам нужно посмотреть на эту проблему с разных сторон, найти ее характерные черты и особенности. Это можно сделать с помощью проведения краткого литературного обзора по теме исследования (как в примере 2).

Делаем вывод: Цель НИР отображает само ваше научное исследование, его основную суть. Все, что включено в цель – будет изучаться и выполняться в ходе проведения научно-исследовательской работы. Прочитав цель работы становится ясно, о чем в ней пойдет речь. Таким образом после того, как вы сформулируете свою цель, план вашего научного исследования примет законченный вид. Можно переходить к постановке задач исследования.

Задачи научно-исследовательской работы

Постановка задач является важной частью научной работы. Их формулировка в НИР заключается в том, чтобы продумать и прописать все этапы, которые войдут в исследование. Задачи обязательно пишутся в работе после первого упоминания цели НИР. Среднее количество задач в разных научных работах составляет от 4 до 7. Но конечно, это число может быть, как меньше, так и больше, в зависимости от объема исследования. Не желательно, чтобы задач было меньше 3 или больше 10. Однако, тут все очень индивидуально.

Задачи НИР – это шаги, необходимые для поиска ответа на основные вопросы исследования, а, следовательно, и для достижения цели исследовательской работы. Задачи показывают, как и в какой последовательности вы планируете выполнять ваше исследование и какие результаты получите на выходе.

Именно задачи НИР отвечают за полученные результаты НИР. При формулировке задач используйте глаголы «определить», «изучить», «выявить», «систематизировать (данные)», «создать (программу)», «разработать (методику)», «написать (программный код)», «проанализировать» и др.

Формулировки задач могут быть разными, но есть типовые, которые присутствуют в большинстве исследовательских работ. Например, в качестве задач НИР могут выступать следующие типы:

  • провести литературный обзор по теме исследований;
  • выявить проблематику исследуемого вопроса;
  • провести сбор и анализ полученных данных (результатов);
  • выявить научную проблему и обосновать ее актуальность;
  • раскрыть и доказать теоретическую и/или практическую значимости НИР;
  • разработать план НИР;
  • выбрать и обосновать применяемые научные методы и методики, или средства измерения, методы обработки информации и т.д.;
  • выполнить критический анализ результатов НИР;
  • протестировать инструменты анализа данных;
  • разработать концепции НИР.

Принимая вышеперечисленное за основу, необходимо взглянуть на вопросы вашего исследования и определить, какие конкретно задачи необходимо выполнить с точки зрения структуры вашей НИР (ее плана).

Во-первых, задачи необходимы, чтобы достичь поставленной цели исследования. Во-вторых, они нужны для получения результатов, так как все задачи выражаются через результат. Существует негласное правило – одна задача – один результат. Это означает, что сколько задач у вас обозначено в работе, столько же и результатов у вас должно быть по ее завершении.

Важно, что все задачи должны быть ощутимыми и достижимыми, т.е. задача должна быть сформулирована таким образом, чтобы, прочитав ее было понятно, какая работа (шаги, действия) будут выполнены в ходе ее реализации. Будет являться грубой ошибкой, если задачи НИР написаны в какой-то расплывчатой неясной форме.

Возвращаясь к Примеру 1, задачами нашего исследования могут быть:

  1. Провести обзор литературы (об использовании школьного раздаточного материала учащимися младших классов (чтобы определить, какие ранее были выявлены проблемы, связанные с неприятием их детьми)).
  2. Опросить группу школьников разных возрастов (об их использовании и знании того, какие дополнительные внеклассные материалы школа может им предоставить для их саморазвития).
  3. Опросить группу педагогов школы (чтобы выяснить, что они знают о том, что нравится или не нравится их учащимся с точки зрения использования дополнительных учебных материалов и мотивации детей).
  4. Выявить пробелы в знаниях школьников (о том, что школьная библиотека может дать им в качестве дополнительного обучающего материала).
  5. Систематизировать полученные данные (и определить пробелы в используемой учебной программе).
  6. Разработать актуальную учебную программу, направленную на усиление мотивационных факторов.

Как вы можете видеть, у нас сформулировано 6 задач, каждая из которых в итоге позволит собрать определенные данные об учебном процессе. На основании полученных данных будут сделаны выводы и разработана улучшенная версия программы, позволяющая сильнее мотивировать школьников на обучение.

Обратите внимание, что после каждой задачи дается краткое пояснение того, для чего она нужна и что мы планируем получить в итоге (ощутимость и достижимость). На этапе разработки плана НИР, определении цели и задач научной работы, такие пояснения нам необходимы. Прочитав каждую задачу, мы понимаем, что будет в нее включено и какую взаимосвязь она имеет с другими задачами и с целью НИР. Далее, при подготовке отчета о проведении НИР эти пояснения можно убрать, оставив лишь основную часть задачи.

Хорошо сформулированные цель и задачи НИР обязательно взаимосвязаны между собой и должны составлять неотъемлемую часть всего процесса разработки исследования, т.е. должны хорошо вписываться в весь процесс его выполнения. Они дают вам ощущение понятности происходящего и позволяют перейти к главному – заняться непосредственно самим исследованием.

Мы с радостью готовы принять вашу научно-исследовательскую работу на Всероссийский конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся “Наука, Творчество, Духовность”. 

Цель исследования

Под целью исследования понимается ожидаемый конечный результат, главное достижение, которое преследует автор в ходе своей теоретической или практической деятельности. Фактически цель вытекает из проблематики проводимого исследования, которую в свою очередь определяет тема работы.

Направление цели — это всегда объект исследования, явление или процесс, на который обращено внимание автора работы и которое существует независимо от исследования.

Цель может быть только одна, но допускается, что она состоит из двух частей, которые логически связаны между собой. Это случается, когда в работе наблюдается сначала поверхностный анализ ситуации, а затем практические действия. Тогда цель исследования делится на промежуточную и конечную.

Как найти цель исследования научной работы?

Фото: Depositphotos

Что выступает в качестве цели?

Как правило, цель работы повторяет ее название. Она является конечным результатом прогнозируемого исследования. Соответственно, целью могут стать:

  • методы решения поставленной проблемы;
  • поиск причинно-следственных связей между явлениями;
  • выявление и обоснование закономерностей в протекании процессов;
  • анализ характеристик явления и т. п.

Правила обоснования цели исследования

Цель исследования — ее важнейший элемент, направленный на конечный результат. Чтобы обосновать цель, нужно руководствоваться простыми правилами.

  1. Тема работы и цель должны быть созвучны. Если цель будет описана после того, как готова основная часть работы, они будут полностью совпадать.
  2. Формулируя цель, нужно ответить на вопрос: чего автор добивается в ходе работы?
  3. При объемном исследовании цель может быть разбита над подзадачи. Самая большая из них и станет целью, остальные пункты можно отнести к задачам.
  4. Если проблема не решена полностью в ходе работы, на это также обращают внимание. Конкретные нерешенные вопросы в таком случае становятся целью исследования.
  5. Если проблема, которая поднимается в работе, рассматривалась более 40 лет назад, можно попробовать проанализировать ее с помощью новейших методик. Это также станет целью исследования.

Как найти цель исследования научной работы?

Фото: Depositphotos

Грамотная формулировка цели работы

Формулируя цель исследования, нужно иметь четкое представление о дальнейшей работе, причем уже на начальных этапах. Обозначать ее также следует ясно, без абстрактных и отвлекающих размышлений. Допустимо одно-два предложения в тексте, которые описывают цель дальнейших исследований.

Цель научной работы озвучивается во введении или, если введение не предусмотрено, в первых абзацах текста. Опережать ее может только описание актуальности работы. Определение начинается с общепринятых формулировок: «Целью исследования является…» или «Цель работы состоит в том, чтобы…». От них не следует отступать при написании научного текста.

В описании цели рекомендуется использовать глаголы в неопределенной форме («определить», «изучить», «выяснить»). Другой способ — начинать фразу с существительного («определение», «изучение», «выяснение»).

Простая схема для определения цели работы следующая:

  1. Подобрать слово, наиболее подходящее к действию по отношению к объекту исследования: выявить, выяснить, проанализировать, описать, установить и пр.
  2. Добавить название объекта исследования — то, за чем идет наблюдение.

Как найти цель исследования научной работы?

Фото: Depositphotos

Примеры:

  • Для курсовой работы «Анализ метрологических характеристик» целью будет «Определить метрологические характеристики качества изделия методом имитационного моделирования».
  • Для научной работы по биологии земноводных целей несколько: изучить особенности биологии земноводных как представителей класса, рассмотреть отличительные черты отдельных групп.
  • В курсовой работе «Особенности самосохранения личности журналиста» цель будет «Выяснить особенности самосохранения личности журналиста».

Грамотное определение и формулировка цели научной работы — шаг к успеху исследования, помогающий автору в его деятельности и делающий текст понятнее читателю. Стоит обратить на это внимание при написании курсовой, диплома или другого академического текста.

Добавить комментарий