Чем раньше вы научите ребенка ставить цели и добиваться желаемого, тем лучше. Сегодня этот навык поможет ему сдать контрольную на отлично, получить место в спортивной команде, подготовиться к поступлению в институт или найти подработку на лето, а завтра — стать успешным и счастливым взрослым человеком.
Делимся советами для подростков из книг «Чего ты по-настоящему хочешь» и «Целься!».
Чего я хочу?
Каждый день тебе говорят, чего ты должен хотеть и кем должен быть. Семья, друзья, учителя, интернет, телевизор, журналы — все это источники «предписаний». Но самые сокровенные мечты и надежды исходят изнутри.
Спроси себя: «Чего я на самом деле хочу?» А затем слушай, что сам себе отвечаешь. Хочу ли я, чтобы меня знали как человека, помогающего другим? Или как любителя приключений? Хочу ли я стать отличником, играть в футбол или научиться рисовать?
Не исключено, что тебя осенит в тот же момент: я мечтаю стать писателем… побывать в других странах… заняться скалолазанием… хорошо учиться в школе. Но не всегда ответ приходит сразу. И это повод углубиться в вопрос. Разобраться, чего ты хочешь и почему, помогут следующие упражнения.
1. Что меня вдохновляет
Ответь на вопросы:
- Чем мне нравится заниматься? Почему?
- Что мне не нравится делать? Почему?
- Что дает мне ощущение цели в жизни?
- Что придает моей жизни смысл?
- К чему у меня талант?
- Что у меня хорошо получается?
- Как можно поработать над этим, чтобы у меня получалось еще лучше?
- О чем мне нравится читать или смотреть фильмы?
- О чем я думаю, витая в облаках?
2. Кто меня вдохновляет
- Напиши в личном дневнике про трех своих знакомых, которыми ты восхищаешься. Это может быть человек из числа твоих друзей, членов семьи, учителей, тренеров, соседей или кто-то еще. Чем они занимаются? Почему ты считаешь их особенными?
- Напиши о трех людях, которыми ты восхищаешься, но лично вы не встречались. Например, о политических лидерах, спортсменах, художниках или исторических личностях. За какие заслуги ты считаешь их великими?
3. Кем я вижу себя в будущем
- Через пять лет после окончания школы ты собираешься на вечер встречи выпускников, и тебя попросили сделать ролик о своей жизни. Какие события и достижения ты там покажешь?
- Представь, что тебе исполняется семьдесят лет и твои друзья собираются наградить тебя Премией за достижения в жизни. Что они скажут о тебе? Какие твои достижения покажутся им особенными? Ты создавал произведения искусства? У тебя было свое дело? Ты был щедрым с друзьями? Хорошим родителем?
Список желаний
Теперь, когда ты задумался о своих мечтах и ценностях, самое время составить список желаний: перечисли, кем бы ты хотел стать в один прекрасный день, чем заниматься, что иметь. Пиши как можно быстрее, у тебя есть на это около пяти минут.
Записывай все, что приходит в голову. Не беспокойся, если твои идеи выглядят глупыми, недостижимыми или даже дикими и нелепыми. Не ограничивай и не останавливай себя! Потом мы придумаем, как превратить эти желания в цели.
Доска визуализации
Доска визуализации — это коллекция картинок, цитат, фотографий и предметов, связанных с твоими надеждами, желаниями и жизненными ценностями. Она поможет тебе четче представить свои мечты. Так они станут немного реальнее, а значит, достичь их будет легче.
Тебе понадобятся:
- журналы, каталоги магазинов, рекламные брошюры и прочие печатные материалы, из которых можно вырезать картинки;
- мелкие вещи, как-то связанные с твоими мечтами: схемы или карты, билеты в театр, медиатор для игры на гитаре, горнолыжный абонемент;
- одна или несколько твоих фотографий;
- ножницы;
- клей или скотч;
- лист ватмана или плотной бумаги.
1. Из журналов вырежи изображения предметов, связанных с тем, что ты хочешь делать, что хочешь получить и кем стать. Еще найди картинки, иллюстрирующие твои ориентиры. Например, если ты мечтаешь стать писателем, вырежи фотографию любимого литератора. Если ценишь в людях упорство, найди фото того, кто преодолел в жизни немало трудностей.
2. Ищи слова, подписи, цитаты из книг и высказывания людей, отражающие либо те черты, которые ты хотел бы видеть в себе (храбрость, ум, любознательность), либо твои жизненные ориентиры (сделать мир лучше, продолжить обучение, проявлять доброту к животным).
3. Разбери все найденные картинки, слова и предметы и выбери то, что больше всего нравится и олицетворяет твои мечты. Теперь пора приниматься за Доску желаний. В середину листа прикрепи свою фотографию, а вокруг нее размести и приклей картинки, записки со словами и все остальное — в любом порядке, так, как тебе нравится.
Доска готова! Повесь ее на видном месте в своей комнате. Можно еще сделать фотографию коллажа и прикрепить к зеркалу или сделать заставкой на экране смартфона, чтобы всегда помнить о своих мечтах.
SMART-цели
Претворить мечты в жизнь можешь только ты сам. И вот тут-то и пригодится умение ставить цели.
Каждая цель должна соответствовать SMART-критериям, то есть быть: Specific — конкретной; Measurable — измеримой; Achievable — достижимой; Relevant — актуальной; Time-bound — со сроком выполнения.
Конкретная цель определенна, не сбивает с толку, путь к ней ясен. В формулировке всегда присутствует глагол действия (например, «плавать», «петь» или «играть»).
Измеримость цели определяется тем, чего именно ты хочешь достичь. Конечный результат должен измеряться в цифрах, сроках, навыках или других показателях. К примеру, «прочесть 20 книг к концу учебного года» или «пробежать 40 километров за месяц».
Если цель достижима, значит она тебе по силам.
Актуальные цели важны именно для тебя (соотносятся с твоими жизненными ценностями) и не вызывают негативных эмоций (стараясь их достичь, ты испытываешь положительные ощущения).
Цель должна иметь конкретные сроки (к семи вечера, к среде, до начала учебы, до дня рождения). Ограничение по времени поможет тебе не расслабляться.
Шаг за шагом
Переформулируй свои желания так, чтобы они соответствовали SMART-критериям. Выбери одну цель, над которой начнешь работать с завтрашнего дня. Не пытайся взвалить на себя слишком много! Помни, что в твоей жизни должно остаться время на сон, друзей, удовольствия и приключения.
Теперь разбей выбранную цель на небольшие задачки и составь поэтапный план действий. Каждый шаг должен приближать тебя к желаемому результату, как лестница.
Иди вверх и не останавливайся, тогда в итоге окажешься там, куда шел.
Допустим, ты хочешь найти стажировку. Примерно так может выглядеть твоя лестница к цели:
Для достижения одних целей потребуется сделать меньше шагов, для других — больше, особенно если они долгосрочные. Но убедись, что «лестница» не настолько велика, что конца-края не видно.
Как только ты закончишь подписывать ступеньки, определи сроки для каждого этапа и запиши их рядом. Для некоторых пунктов сроки будут «ежедневно» или «после школы по понедельникам», а для других — «до следующего вторника» или «до конца года». Все варианты хороши, если ты чувствуешь, что можешь уложиться в заданные рамки.
Когда лестница будет готова, начинай подниматься. Ждать нечего!
Управление временем
Каждый день состоит из 1440 минут. На что ты их тратишь? Скорее всего, не на то, чтобы достичь своих целей. Вот несколько советов и инструментов, которые помогут тебе лучше управлять временем.
1. Не жди, пока у тебя появится свободный день или вечер, чтобы начать работать над достижением цели. Улучи время, даже если у тебя есть всего лишь школьная перемена или пять минут, пока ждешь транспорт на остановке.
2. Пересмотри свой досуг. Посчитай, сколько времени ты тратишь на телевизор, видеоигры, соцсети. Пару часов в неделю? Или несколько часов в день? Попробуй отдать хотя бы половину этого времени новым целям, и ты увидишь, как растет твоя продуктивность.
3. Помни: самое сложное — начать. Если тебе очень не хочется приступать к какой-то задаче, заставь себя сделать первый крошечный шаг (например, достать учебник и решить один пример по математике). Дальше работа пойдет легче.
4. Пользуйся таймером. Установи его на 20–30 минут и полностью сконцентрируйся на задании, которое нужно сделать. Ни на что не отвлекайся: не отвечай на телефонные звонки, не проверяй соцсети. Затем, когда таймер сработает, установи его на пять минут — это время отдыха. Послушай любимую песню, попереписывайся с друзьями. И снова к работе!
Пусть за каждым периодом интенсивной умственной нагрузки следует короткий перерыв.
5. Делай пометки в календаре, чтобы помнить о любых событиях, привязанных к датам (например, контрольных и днях рождения), и не забывать про сроки с «лестницы к цели».
6. Составляй списки дел на каждый день (или на неделю) и вычеркивай пункты один за другим.
7. Говори «нет». Если ты все равно ничего не успеваешь, может быть, пора отказаться от дел, которые съедают твое время? Оцени, все ли занятия в твоем плотном расписании приближают тебя к цели и приносят удовольствие.
Отслеживание прогресса
Обращай внимание на то, чего ты добился, а не на то, сколько еще осталось до исполнения желания. Отмечать успехи полезно для мотивации: когда ты видишь, чего уже достиг, тебе хочется и дальше двигаться вперед.
Если ты мечтаешь научиться играть на гитаре, фиксируй, сколько часов в неделю проводишь за занятиями. Если хочешь добрых отношений в семье, рисуй себе золотую звездочку каждый день, когда ни разу не поругался с мамой. Если твоя цель — улучшить свои результаты в спорте, веди дневник тренировок.
Прогресс должен быть хорошо заметен. Подойди к его оценке творчески (придумай что-нибудь веселое) и делай отметки почаще. Поднимаясь по «лестнице к цели», можешь закрашивать ступеньки в разные цвета, рисовать звездочки рядом с заданиями, которые выполнил, или писать «Молодец!» на полях.
Конец — это начало
Ты достиг своей цели? Молодец! Обязательно отпразднуй достижение. Сделать это можно по-разному: поужинать в ресторане, подарить себе букет цветов, остаться ночевать у друзей, устроить шумную вечеринку, нарядиться, купить новую книгу или почитать давно заброшенную на дальнюю полку.
Один-два дня погрейся в лучах славы, насладись победой, а потом задумайся, что будешь делать дальше. Еще раз загляни в список целей. Ты можешь прийти к выводу, что некоторые из них тебя больше не привлекают. Тогда лучше с ними распрощаться. Если у тебя появились новые мечты и желания, запиши их.
Выбери одну из актуальных целей — и продолжай идти вперед!
По материалам книг «Чего ты по-настоящему хочешь» и «Целься!»
Обложка поста отсюда
Как подростку найти призвание
«Что мне делать со своей жизнью?» — пугающий вопрос для многих подростков. Психолог Вики Закржевски совместно с другими исследователями разработала набор упражнений, которые помогают подросткам найти призвание. Тех, кто успешно выполнил все задания, попросили написать эссе о своем опыте. На основе этих историй она выделила 4 ключевых принципа поиска жизненной цели.
1. Искать внутри
Никто другой не сможет сказать подростку, в чем его призвание. Родители, учителя или друзья здесь не помогут. Важно, чтобы подросток сам проанализировал свои ценности и сильные стороны, картину идеального мира и образ себя в будущем, например, в 40 лет. Размышления на эти темы стимулируют рефлексию и самопознание, которые помогают найти цель в жизни.
Вот что пишет в эссе Тайлер, организатор «Фестиваля надежды», который помогает 5,5 тысячам нуждающихся людей: «В одном из тестов мне предложили оценить утверждение «для меня очень важно помогать другим». Тогда я ответил, что это высказывание точно про меня. Тот тест положил начало моему пути. Работа над фестивалем дарит ощущение цели в жизни, но я хочу добиться большего. Глобальная задача — решить проблемы мирового уровня, такие как голод и нищета».
2. Пробовать
У 25% подростков есть примерное представление о том, чем они хотели бы заниматься в жизни. Проблема в том, что они не знают, как к этому подступиться. В этой ситуации могут помочь взрослые. Давайте им возможность пробовать новые виды деятельности, это позволит им изучить различные сферы интересов. Также помогайте развивать предпринимательские навыки.
Мэрайя вступила на путь к своей цели, когда сопровождала бабушку на прием к врачу: «Я сидела в приемной, листала медицинские брошюры и смотрела на врачей в белых хатах с восхищением. Для меня они были образцами красоты, здоровья и профессионализма. Я мечтала быть такой же, как они. Однако у моей бабушки было другое мнение. Она считала, что врачи плохо заботятся о ней, потому что у нее темная кожа».
Не менее важный вопрос — кем вы хотите быть?
Этот опыт подтолкнул Мэрайю устроиться волонтером в больницу. Затем она поступила в медицинскую школу и теперь проводит собственные исследования. Мэрайя изучает генетические особенности афроамериканцев и их влияние на вероятность развития рака.
Вот как она объясняет свой выбор: «Неудовлетворительный уровень компетентности врачей в области социальных, культурных и этнических различий, а также недостаток исследований, посвященных здоровью афроамериканцев, побудили меня стать врачом и исследователем. Я хочу трудиться ради своего народа и помогать ему. Своим примером я хочу доказать, что существуют компетентные врачи, которые внимательно относятся к культурным и этническим особенностям афроамериканцев и всегда готовы прийти им на помощь».
3. Думать, кем быть
Мы обычно думаем о том, чем хотелось бы заниматься. Но не менее важный вопрос — кем вы хотите быть? Исследуя свою идентичность, подростки примеряют на себя разные роли и пытаются найти свое место в мире. В этом процессе им помогают различные виды деятельности, связанные с их потенциальным призванием. Вовлечение в подобные активности позволяет осознать, какие из их навыков могут помочь миру. В конечном итоге благодаря этому они узнают, что для них самое главное.
Путешествие в Сальвадор научило Девон любить: «Такой любви, как в Сальвадоре, я никогда не видела в США. Так же бережно и заботливо эти люди относятся и к окружающей среде. Я много раз слышала, как они говорили: земля нас кормит, нужно уважительно к ней относиться. Путешествие в Сальвадор научило меня находить подход к людям другой культуры. Нужно относиться к ним с уважением и не думать, что вы их спасаете. Вы просто пытаетесь работать вместе с ними, чтобы помочь. Вы не пытаетесь изменить их общество. Вы стараетесь помочь ему, чтобы оно смогло развиваться и процветать самостоятельно».
Чем больше социальных контактов, тем больше шансов найти призвание
Подытоживая свой опыт, Девон написала в эссе: «Моя цель — любить. Увлечения показывают направления, где нужно дарить любовь. Мой опыт и переживания учат тому, как любить».
4. Обращаться за помощью
Крепкие социальные связи помогают найти цель. Ментор может направить подростка в нужную сторону, поддержать и вдохновить. Достаточно будет рассказать, как он нашел цель и как двигался в этом направлении. Другие знакомые, с которыми дети пересекаются в повседневной жизни, также могут их вдохновить на новые мысли и неожиданные пути развития. Чем больше социальных контактов у подростка, тем больше у него шансов найти свое призвание.
Лиам признается, что раньше у него были стереотипные представления о людях исламской культуры. Но потом он познакомился с девушкой из Туниса, которая стала его близким другом и помогла по-другому посмотреть на мир. Но свое призвание Лиам обрел немного позднее, во Франции. Он был в Ницце на празднике в честь Дня взятия Бастилии, когда грузовик въехал в толпу людей: «Мы были там проездом вместе с классом. К счастью, физически никто из нас не пострадал, но всем мы уехали оттуда с глубокими душевными ранами. После этого события началась массовая исламофобия, и это очень меня тревожило. Да, за рулем того грузовика сидел мусульманин. Но моя подруга тоже была мусульманкой, и на улице в тот день погибло бесчисленное количество мусульман. Я знал, что мусульмане пострадали не меньше, чем все остальные. Нельзя в этом событии винить их религию. Исламофобия, которая разразилась после того случая, заставила меня задуматься: как можно искоренить подобные предубеждения?» Теперь Лиам хочет стать сотрудником дипломатической службы, чтобы бороться с межнациональными страхами и стереотипами.
Об авторе
Вики Закржевски — педагог-психолог, директор по образованию в Центре науки о высшем благе при Калифорнийском университете в Беркли.
Источник фотографий:Getty Images
: Время прочтения:
Упражнение-игра, которое научит подростка целеполаганию и планированию. Делится педагог-психолог Душина Ирина Александровна.
Ученик спросил Учителя:
— Как достичь Цели?
— Возьми лук и стрелы. Пусти стрелу в направлении Цели. Найди, где она воткнулась. Оттуда пусти стрелу в том же направлении и продолжай так делать все время. Однажды ты непременно достигнешь Цели!«Способ достичь цели», притча Геннадия Кокорина.
Чтобы подростку разобраться, что он хочет делать в будущем, ему необходимо заранее научиться ставить для себя цели и достигать их. Цель образуется, когда подросток четко понимает свои потребности, ресурсы и условия. Чтобы понимать эти вещи, нужно тренироваться, и для этого в статье есть упражнение, легкое и интересное для подростка и для взрослого.
Сначала давайте разберем общие моменты про целеполагание.
Что важно знать про постановку целей
Постановка цели для подростка предполагает выбор решения из множества возможных результатов. Поэтому нужно учиться формулировать разные цели, чтоб было из чего выбрать. Цель — это фиксирование выбора.
Целеполагание существует лишь тогда, когда есть возможность выбора между желаниями. Цель, которой невозможно достичь, — это некорректная цель.
Цель, которой невозможно достичь, — это некорректная цель.
Приоритетной становится цель, которая имеет план. Любой план — это постановка промежуточных целей.
Итого, когда старшеклассники ставят перед собой цель, она должна быть достаточно высока и одновременно реальна и выполнима.
Теперь можно приступить к самому упражнению для подростков — сказкотерапевтической игре «Моя цель». Упражнение-игра строится по следующему плану:
- Разлиновать лист и выписать возможные цели на ближайшее и отдаленное будущее
- Выбрать приоритетную цель
- Продумать способ достижения приоритетной цели
- Вернуться ко всем целям вместе и придумать про них сказку
- Проанализировать сказку самостоятельно или по вопросам. Можно делать в группе подростков
Начнем с придумывания целей.
Ставим цель — сказкотерапевтическая игра «Моя цель»
Для работы понадобится два листа бумаги. Первый лист делится на три равные части. Верхнюю часть надо разделить еще на две части, нижнюю — на три. В центре листа нарисовать небольшой квадрат. Схема разлиновки листа ниже.
В левом верхнем углу нужно записать пять похожих утверждений:
Я хочу сегодня —
Я хочу через неделю —
Я хочу через месяц —
Я хочу через год —
Я хочу через пять лет —
После тире нужно записать соответствующее желание или мечту, используя не более трех слов для каждой.
В правом верхнем углу к каждой записи (мечте, желанию) придумываем символ: цифру, букву, рисунок. Должно получиться пять символов.
Когда эта работа сделана, внимательно смотрим на результат, выделяем самый симпатичный символ и помещаем его в центр листа. Это приоритетная цель, ее выделило подсознание. Возможно, выбор первой цели для подростка — это авантюра, но после выполнения следующих этапов можно лучше понять, сколько в ней правды.
Это приоритетная цель, ее выделило подсознание. Возможно, выбор первой цели — это авантюра, но после выполнения следующих этапов можно лучше понять, сколько в ней правды.
Выбранную цель нужно субъективно оценить по стобалльной системе. Можно помочь себе вопросом: насколько эта цель важна для моего будущего? Это самооценочный этап.
Дальше для этой цели можно выработать план и рассмотреть ее с разных ракурсов.
Придумываем план по достижению цели
Для решения любой проблемы всегда есть три возможности — три входа и три выхода, три дороги, три способа. Это негласное правило жизни. Поэтому можно придумать и записать пути, способы достижения выбранной цели — хотя бы по одному в каждый столбик в нижней части листа. На эту работу дается не более пяти минут.
Теперь можно рассмотреть полученные результаты: какой способ достижения цели кажется наиболее привлекательным?
Для решения любой проблемы всегда есть три возможности — три входа и три выхода, три дороги, три способа.
На этом можно закончить работу и подвести итог, ответив на вопросы: какая цель является приоритетной? Насколько она значима? Как ее можно достичь? Чему научило вас это упражнение?
Можно продолжить и написать сказку, которая позволит лучше понять свои цели ребенку.
Прорабатываем цели глубже — придумываем сказку
Написание сказки дает подростку более широкую картину видения проблемы и способов решения, а также возможность определения ресурсов.
На отдельный лист перерисовываем пять символов в произвольном порядке. Выделяем главный. Даем всем символам имена — «оживляем». Отвечаем на вопросы: о чем думают эти персонажи? Что чувствуют? О чем мечтают? Находим связи: кто с кем дружит, кто с кем не дружит.
Написание сказки дает подростку более широкую картину видения проблемы и способов решения, а также возможность определения ресурсов.
Дальше используя символы-образы и приоритетный способ достижения цели для ребенка, нужно написать небольшую сказку — путешествие или историю, где будут участвовать все герои. Автор может добавить еще персонажей, но пять основных должны быть обязательно.
Подобная работа может занять до двадцати минут. Некоторые подростки сначала «тормозят» и жалуются на отсутствие фантазии, но если дать им время, то работа обычно закипает у всех.
Написанную сказку нужно проанализировать, можно вместе с кем-то, например, в группе подростков.
Анализируем сказку
Завершающий этап — анализ сказки. Необычные откровения могут прийти и в момент написания сказки, но некоторым помогает проанализировать сказку по следующим вопросам:
1 Основная тема сказки: на чем строится сюжет сказки, в чем интрига? О чем сказка? Распространенные основные проблемы: путешествие, одиночество, друзья, сотрудничество.
2 Кто главный герой? Какой из образов выбран главным, ведущим? Почему ему отдано предпочтение?
3 Каковы отношения главного героя с другими персонажами? Кто оставлен на первом плане? Кто друг? Кто ушел на второй план? Кто представлен в роли недруга? Вспомните цели, которые зашифрованы в этих символах-образах.
4 Каковы трудности, которые встречаются на пути героев? Как они их преодолевают? В этих вещах скрыты способы решения возникающих проблем, это резерв, который может поддержать человека на пути к цели.
В группе подростков обязательно стоит предложить кому-нибудь прочитать сказку вслух и проанализировать вместе для всех, для наглядности.
Как подростки относятся к сказкам про свое будущее
Я школьный психолог и чаще всего делаю это упражнение со старшеклассниками. Дети охотно пишут на листах, придумывают символы и сочиняют сказки: все, что уходит от стандартов традиционности, для них интересно.
Все, что уходит от стандартов традиционности, для них интересно.
Они готовы фантазировать и анализировать свои цели в жизни одновременно. Они с готовностью делятся своими планами и сказками. Они хотят говорить и быть услышанными. Для них важно разговаривать и важно обсуждать будущее. И во время такой игры ненавязчиво формируется целеполагание.
Как научить подростка добиваться желаемого: мифы и правда о постановке целей
26 февраля 2018
Книги
О том, как родители могут помочь подростку понять свои истинные желания, научить его достигать целей и доводить начатое до конца.
Ставить цели и достигать их не учат в школе и университете. Родителям самим нужно объяснить ребёнку, почему это важно и как добиваться желаемого. Ниже — примерная схема, как поговорить с подростком о целях, а также простое и полезное упражнение, которое поможет ему стать целеустремлённым.
Мифы
Не всему, что говорят о целях, можно верить. Разберёмся, что вымысел, а что правда.
Миф № 1. «Всего можно добиться и без целей»
Цель — это как фонарь в ночи. Петляя и спотыкаясь, вполне можно дойти до нужного места. Но это не точно. А с фонарём этот путь преодолевается быстрее и гораздо легче. Цели не только дают нужное направление, но и вдохновляют на движение вперёд.
Миф № 2. «Чтобы поставить цель, нужен повод»
Так уж устроен человек, что начало новой жизни он планирует на 1 января, 1 сентября или, на худой конец, ближайший понедельник. Всё это стереотипы. В эти периоды жизни и так достаточно хлопот, поэтому «красивые» даты не лучшее время для важных перемен. Не стоит ждать особого случая, сегодня — идеальный день для этого.
Миф № 3. «Всё придётся делать самому»
Цели — индивидуальное дело, но из этого не следует, что нельзя рассчитывать на помощь. Помогать тому, кто точно знает, куда идёт, гораздо приятнее, чем тому, кто живёт в сомнениях или без желания чего-то добиться. Учителя, друзья, родственники — все, кто есть в жизни подростка, — наверняка готовы помогать и поддерживать.
Правда
Правда № 1. «Цели важны»
Цели — это возможность для подростка представить себя в будущем, понять, о какой жизни он мечтает. Такое понимание помогает сохранять душевное равновесие, улучшает физическое и эмоциональное состояние и ведёт к успеху. Наверняка в вашем окружении есть человек, который добился чего-то значимого. Посоветуйте подростку поговорить с ним. Успешный человек может рассказать, как он впервые поставил цель, как шёл к своей мечте, а заодно поделится советами и поддержит.
Правда № 2. «Не все ставят цели»
По данным исследований, цели есть лишь у трёх человек из 100. И даже у этих трёх цели чаще всего абстрактны и не имеют срока исполнения. Возможно, именно поэтому немногие добиваются успеха. Не стоит ориентироваться на большинство.
Правда № 3. «Стать целеустремлённым может каждый»
Целеустремлённость — это такой же навык, как умение читать, писать или считать. От подростка требуется только желание им овладеть, а также действия. Он может начать прямо в эту минуту, вот первое задание:
- Пусть подросток поразмышляет, чем он хочет заниматься, чего желает добиться.
- Затем пусть запишет мысли в блокноте или на листке бумаги.
- Нужно заглядывать в блокнот каждый день или повесить листок на видное место.
Вот и сделаны три первых шага на пути к целеустремлённости. Осталось составить план действий и придерживаться его, пока желаемое не будет достигнуто.
Что такое «лестница цели» и как на неё взобраться
Попросите подростка представить себе лестницу. Наверху его ждёт мечта. Чтобы до неё добраться, нужно подняться по ступенькам, и каждая ступенька — это маленькая цель на пути к большой мечте. В этом состоит суть «лестницы цели».
Чтобы сконструировать такую «лестницу», нужно выполнить следующие шаги.
Шаг первый. Выбрать
В начале необходимо определиться, чего хочется достичь в первую очередь. Пусть это будет не слишком долгосрочная цель, чтобы потренироваться, почувствовать уверенность и вдохновиться первыми результатами. В нашем примере эта цель звучит как «найти место для стажировки».
Шаг второй. Правильно сформулировать
Цель должна быть:
- конкретна («получить пять на экзамене по алгебре», а не «выучить алгебру»);
- измерима (должно быть предельно ясно, что и сколько нужно сделать: например, получить пятёрку, прочитать пять книг, пробежать десять километров);
- достижима (нужно реально оценивать свои силы: стать голливудским актёром за год вряд ли получится);
- важна (подростку стоит прислушаться к себе: действительно ли он хочет этого добиться или же он попал под влияние друзей, любимой передачи или фильма);
- иметь срок выполнения (то есть нужно всегда назначать дату, к которой нужно достигнуть желаемого).
Если желание соответствует этим критериям, можно переходить к третьему шагу. В ином случае придётся переформулировать цель. Вот пример.
Цель: стать хорошим человеком.
Почему такая цель не подходит: стать хорошим человеком — стоящая цель, но непонятно, что для этого нужно делать. Какие действия сделают лучше? Уборка на столе? Большая активность на уроках? Помощь приюту для бездомных? Чтобы сделать свои цели достижимыми, нужно добавить в формулировки глаголы, которые означают конкретные действия, ведущие к цели.
Правильная цель: хотя бы два часа в неделю проводить занятия для маленьких детей в библиотеке.
Шаг третий. Определиться с действиями
Попросите подростка ответить на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы добиться желаемого?» Речь идёт именно о маленьких шагах, которые помогут дойти до самого верха лестницы. Лучше придумать как можно больше шагов и записать эти действия в столбик на листке бумаги. Это может быть звонок кому-то, просьба о помощи, изучение материала, дополнительные занятия, овладение каким-то навыком.
Шаг четвёртый. Заполнить все «ступеньки»
В получившемся плане действий нужно вычеркнуть повторы и пункты, которые кажутся бесполезными. Затем переписать оставшиеся пункты плана в логическом порядке. Например, чтобы получить пятёрку на контрольной, нужно:
- спросить учителя, что будет на контрольной;
- прочитать главы из учебника на соответствующие темы;
- просмотреть материал с урока;
- решить задачки;
- пройти тренировочный тест;
- попросить кого-то проверить знания.
Длина «лестницы цели» зависит от сложности цели. Чем она сложнее, тем больше пунктов.
Шаг пятый. Определить сроки
Цель так и останется мечтой, если не обозначить конкретные сроки. Всё, что нужно, — это добавить к каждой «ступеньке» дату, к которой планируется выполнить ту или иную задачу.
Шаг шестой. Начать подниматься
На самую первую «ступеньку» можно подняться уже сегодня. Выполнив самое простое действие, подросток закрепит в голове ощущение «Я могу!». Не стоит откладывать на завтра или на понедельник то, что можно сделать сейчас.
Желательно эту «лестницу» держать всегда перед глазами. Так подросток будет помнить, куда он идёт, и замечать, если отклонится от плана.
По материалам книги издательства МИФ «Чего ты по-настоящему хочешь?».
Бумажная книгаЭлектронная книга
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Анонимный вопрос
7 декабря 2020 · 1,2 K
Аналитический психолог.Опыт работы 15 лет.Решаю проблемы: ПА, фобии, ОКР, психосоматика и… · 7 дек 2020
На 14 лет приходится подростковый кризис. Физиологические изменения в организме, происходящие в данный период, влияют на психо-эмоциональное состояние. Нужно понимать, что патологии в Вашем состоянии нет, и какого-то специального лечения не требуется.
Не бойтесь терять жизнь впустую, ведь Вам всего 14 лет!
Пробуйте больше нового. Не попробуете – не узнаете, нравится Вам данная деятельность или нет.
Займитесь изучением иностранных языков. Одновременно с этим можно найти друзей по переписке в других странах. Это даст мощный стимул к развитию и откроет новые возможности.
Займитесь спортом на регулярной основе. Спорт приносит радость и будет Вас дисциплинировать.
Больше гуляйте на свежем воздухе.
Удачи!
406
Комментировать ответ…Комментировать…
20 лет в области персонала. Эксперт в области профориентации и построения карьеры для… · 7 дек 2020 · nexthunt.ru
Добрый день!
Не стоит паниковать)!
Попробуйте выписать на лист бумаги свои интересы и хобби. Вспомните, чем хотели заниматься в детстве или чаще всего, во что играли. У Вас, как минимум, появится список интересных дел. Как правило, из этих казалось бы детских игр, многие выбирают в дальнейшем свое профессиональное направление.
Не бойтесь просить помощи близких, ведь… Читать далее
120
Комментировать ответ…Комментировать…
Вопрос очень уместный, и решение его – в вашей воле.
В Вашем возрасте Вы вполне способны увидеть разницу между чувствами (переживаниями, эмоциями, импульсами), рассудком (знаниями, умозаключениями) и волей: последняя, и именно она, сближает человека с его Творцом и Судией, то есть с Богом.
И воля наша свободна. Мы сами выбираем направление своей жизни – или не выбираем… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Имею медицинское образование, клинический опыт более 37 лет. Помогаю быть здоровым и… · 7 дек 2020
Лучше заниматься и развиваться тем, что интересно и приносит удовольствие. Соответственно этим интересам искать профессию (и). Главное – не бояться неудачных попыток.
Комментировать ответ…Комментировать…
Психология, информационные технологии, общество, философия, музыка, искусство · 7 дек 2020
Страх потерять время впустую говорит о том, что вы прежде всего умеете думать и это очень хорошо. Многие в таком возрасте совсем не задумываются на что тратят время.
Попробуйте найти в вашей жизни то, что вам дается с наибольшей легкостью, то что доставляет удовольствие, вызывает интерес, приносит пользу вам или окружающим. Изучайте все это, а то что наиболее интересно… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Психолог Лилия Найденова. Тел/ватсапп 8-950-756-4314
Консультации личные, семейные… · 7 дек 2020
В 14 не удивительно, что мало что ясно и понятно. Для этого собственно человек и учится. и пробует максимально возможные варианты.
Невозможно понять нравится ли мне делать массаж, если я его не делаю и т.д.
выбирать нужно из чего то реального. В 14 ведущая деятельность постепенно становится учебной, которая и позволяет чуть позже (16-18) определиться с профессией и… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Какой же это тупик? Вы стали взрослым, но нет конкретики в желаниях, так и рано еще. Не знать чего хочешь в 14 лет – это не удивительно, это нормально! В этом возрасте надо учиться и учиться, впитывать в себя знания, как губка. Это действительно важно – не упустить время, изучать языки, науки, побольше читать, чтобы стать интересным, разносторонне развитым человеком… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Я тоже была в этой ситуации и хочу сказать. Делайте что хотите, занимайтесь любимым делом . Если его нет ищите его пробуя разные виды спорта, искусства и т.д у вас обязательно получиться, главное не сдаваться.
Комментировать ответ…Комментировать…
Часта зависаю в дискорде. Очень не внимательный))) хотелось бы найти новые знакомства. Не… · 7 дек 2020
У меня такое же было и могу посоветовать 2 вещи
1. Постарайся щаняца чем то вот пофиг чем рисование програмирование музыка также если ты полный ноль постарайся учавствовать и делать все что можно ещё могу посоветовать делать слегка глупые поступки я вот недавно прошло по 10 метровой трубе над высотой 20 метров. Труба большая была я бы ни упал. Ещё я шарю в вопросах… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…