Наталья Пономаренко
хотела, чтобы сын обязательно поступил на бюджет
Наталья боялась, что ее сын Кирилл не поступит в университет на бюджет, поэтому решила помочь ему заключить целевой договор.
Кирилл собирался поступать в университет на специальность «Химическая технология», но проходные баллы на бюджет были достаточно высоки. Чтобы подстраховать его, Наталья стала разбираться, как поступить на целевое обучение.
Она помогла сыну заключить два договора с государственными предприятиями и подсказала отказаться от третьего, с менее выгодными условиями. Кирилл набрал достаточно баллов на ЕГЭ, чтобы пройти на бюджет по общему конкурсу, и целевое не понадобилось. Но Наталья узнала, как искать компании, принимающие студентов по государственным квотам, какие условия они предлагают будущим специалистам и как заключить с ними договор.
Студент-целевик не платит за обучение в университете, а за это обязан три года отработать на государственном предприятии. Договор с предприятием заключается заранее, еще до начала обучения, и в нем прописываются условия: какую образовательную программу должен пройти студент, чем будет помогать ему организация — например, стипендией или дополнительными курсами. Проходной балл на целевое обычно ниже, чем на бюджет.
В тексте мы не затрагиваем условия расторжения договора и возврата средств за целевое обучение. Это подробно разобрано в другом материале.
Об учебе моего сына
Я мать-одиночка из Санкт-Петербурга, воспитываю двоих детей. В 2021 году мой старший сын Кирилл учился в одиннадцатом классе, ему было 17 лет. Я не могла себе позволить платное обучение в университете, поэтому мне было важно, чтобы он поступил в вуз на бюджет, а не пошел в армию после школы.
Сын в школе учился на «хорошо» и «отлично», но готовился к ЕГЭ спустя рукава, особо не уделял этому внимания. У него были репетиторы, но он мог сделать все задания от них за один день, а потом неделю не повторять.
Он сдавал на ЕГЭ химию, профильную математику и русский язык. Раз в неделю занимался с репетитором по химии, математике и русскому, брал экспресс-курс по подготовке к математике перед ЕГЭ. На все это у нас ушло около 100 тысяч рублей. Индивидуальных достижений, дающих дополнительные баллы при поступлении, у него не было.
Из всех специальностей, что подходили под комбинацию экзаменов «химия + математика», больше всего нас заинтересовала «Химическая технология». Мы изучили различные образовательные программы и поняли, что органическая химия подходит сыну больше всего. На втором месте для нас была фармакология.
Пробные ЕГЭ сын написал примерно на 230 баллов — это выше проходных на нашу специальность, но ниже средних баллов поступивших. Из-за этого у нас не было уверенности в том, что он пройдет на бюджет.
У моей знакомой годом раньше сын поступал в Политех. Она сказала, что ее сын учится на бюджете, но мне показалось, что для бюджета баллов маловато: он набрал 180 баллов в сумме с тех же трех предметов, что сдавали и мы.
Я открыла приказы о зачислении этого вуза и обнаружила ее сына в отдельном приказе, а именно — о приеме по квоте целевого обучения. Знакомая работает на государственном предприятии, тогда я и поняла, что она заключила договор с этим предприятием. Я для себя сделала вывод: «Все понятно, по связям».
Я не понимала, как брать это целевое самой, можно ли его найти не по знакомству, кто за что платит при таком договоре. Но мне показалось, что это хороший запасной вариант на случай, если Кирилл не наберет достаточное количество баллов для бюджета. И я решила попробовать разобраться в том, как оно устроено.
Как я искала заказчиков целевого обучения
В марте 2021 года я прошла курс о поступлении в вузы, где говорили о целевом образовании. Курс систематизировал мои знания, все разложил по полочкам. Он обошелся мне в 13 900 Р.
Я поняла, что сыну нужен договор, который позволил бы ему поступить в вуз по квоте целевого приема — это доля бюджетных мест, которые выделяет правительство на ту или иную специальность. Претендовать на такую квоту могут только абитуриенты, у которых договоры заключены с предприятиями с государственным участием.
Мне объяснили, как понять, подходит ли предприятие под квоту приема, как общаться с заказчиками обучения, куда звонить и что писать, на чем можно настаивать при заключении договоров. Расскажу, как я искала предприятия и какие методы поиска помогли, а какие — нет.
Приказы о зачислении на сайте университетов. На сайтах вузов можно найти приказы прошлых лет о зачислении по квотам. Одни вузы указывают заказчиков, а другие — только фамилии студентов.
В приказах Политеха я нашла трех абитуриенток, которые поступили по целевому на похожую специальность, «Биотехнологии». Мне показалось, что заказчики для их специальности могут дать целевое и на нашу.
Предприятий в приказах указано не было, поэтому я стала искать этих студенток во «Вконтакте», двух нашла. Одна из них мне ответила, что ее мать в прошлом году тоже помогла ей с целевым.
Ее заказчиком оказался Петербургский институт ядерной физики имени Б. П. Константинова, входящий в состав Национального исследовательского центра «Курчатовский институт».
На сайте ПИЯФа я не нашла информацию о заключении целевых договоров, поэтому обратилась в центр подготовки персонала напрямую: «Я знаю, что в прошлом году вы заключали целевые договоры. С кем мне поговорить о возможности заключения их в этом году?». Так я вышла на связь с руководителем центра подготовки персонала, с которым в итоге мы и заключили первый договор. Подробно об этом будет ниже.
На сайтах ведомств. Государственные органы — федеральные или региональные — размещают на профильных сайтах перечни предприятий, с которыми можно заключить договор целевого обучения. Например, информация о больницах, которые дают направления на обучение по квотам, размещена на сайте Комитета здравоохранения Санкт-Петербурга.
Я пробовала отправлять заявку от абитуриента непосредственно на этом сайте. Но я не знала, как скоро рассмотрят мою заявку и рассматривает ли их кто-то вообще, поэтому решила не дожидаться ответа, а самостоятельно связаться с предприятиями.
Как скоро мне бы ответили, если бы я не перехватила инициативу и не начала звонить сама, — я не знаю.
Обзвон предприятий. Я стала заходить на сайты предприятий из списка заказчиков ОПК и самостоятельно искать телефоны для связи. Как правило, заключением договоров занимаются отделы кадров.
Многие заказчики были расположены в Ленинградской области. Я не хотела, чтобы сын по несколько часов в день проводил в дороге и тратил половину заработной платы на проезд. Доехать туда можно было только на личном транспорте.
Кроме того, мы не рассматривали компании из других городов, которые предлагали поступление в вузы нашего города. Например, был заказчик из Москвы в Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет на «Биотехнологии». По итогу обзвонов заказчиков с сайта ОПК мы выбрали два предприятия: ОАО «Красный Октябрь» и ОАО «Завод Магнетон». Эти заказчики нас устраивали по расположению: оба завода находятся в Калининском районе Санкт-Петербурга, где мы живем. Для нас это был самый важный критерий. С ними я и вела переговоры о договорах.
Переписка с депутатами. Я обратилась к депутату Заксобрания по моему району Анатолию Дроздову во «Вконтакте». Там мне посоветовали биотехнологическую компанию «Биокад» — у нее есть отделение в Санкт-Петербурге. Она подходила по профилю сына, но это частная компания и она не дает квоту на поступление.
Еще я писала губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову. Ответ мне пришел из Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга. В нем сообщили, что каждый год в мае комитет размещает информацию на своем сайте о специальностях, заказчиках обучения и контактных данных. Но для меня в мае только получить списки заказчиков было слишком поздно — мне хотелось заключить договор раньше.
В итоге лучше всего сработало обращаться в отдел по подготовке персонала предприятий и уточнять у них напрямую, набирают ли они студентов. Полезным оказалось мониторить сайты ведомств и изучать приказы о зачислении по квотам на сайте вуза — у студентов можно узнать, с какими компаниями они заключали договор и на каких условиях.
Как я заключала договоры
Во всех предложенных нам договорах было прописано направление подготовки «Химическая технология», но выбрать образовательную программу самостоятельно можно было только на одном предприятии. Дважды нам предлагали договор, который обязывал Кирилла выбрать на третьем курсе определенный профиль обучения — и этот профиль не был ему интересен.
Каждый заказчик обязан предоставить студенту меры поддержки, но это может оказаться не материальная помощь, а, например, скидка на абонемент в спортзал или покупка учебников или курсов. В договоре может быть прописана стипендия от заказчика, но если не указан ее размер, то сумма остается на усмотрение предприятия.
По условиям целевого нужно отработать на предприятии три года после окончания обучения. Но на какой именно позиции и с какой зарплатой, никто не говорил.
Когда мы спрашивали на предприятиях о будущей профессии, все отвечали «инженер». На вопросы о заработной плате улыбались и говорили: «Вы далеко заглядываете вперед». Для меня было понятно, что в бюджетной организации не стоит ждать быстрого старта карьеры.
Поскольку мы не знали, кем Кирилл работал бы после выпуска и сколько бы получал, то при выборе заказчика обращали внимание на два фактора: на какую образовательную программу можно поступить по договору и где находится предприятие.
Петербургский институт ядерной физики. С моего первого звонка в ПИЯФ до заключения договора прошло три месяца. С марта мы переписывались с руководителем центра по подготовке персонала по электронной почте: отправили заявку, заполнили анкету. До середины апреля руководители отделов их рассматривали и принимали решения, нужны ли им такие будущие кадры.
Кандидатуру Кирилла одобрили, и в мае нас вместе с сыном, так как он еще несовершеннолетний, пригласили на заключение договора. Наш договор предполагал поступление в Санкт-Петербургский государственный технологический институт на направление подготовки 18.03.01 «Химическая технология». Образовательную программу мы могли выбрать сами — это было важно для нас.
Кроме этого, договор предлагал меры поддержки: оплачиваемую практику в институте и курсы по мере необходимости — это было прописано как оплата дополнительных образовательных услуг.
После заключения договора я выдохнула за поступление сына. Знала, что если он наберет 180 баллов, как сын моей подруги, или меньше, то у нас есть целевое. Кроме того, через четыре года нам обещали еще и продолжение обучения в магистратуре тоже с целевым.
ПИЯФ находится в Гатчине. Предприятие нам показалось достаточно современным, все в нем устраивало, кроме расположения. От нашего дома на дорогу у сына уходило бы два часа в одну сторону.
Поэтому, несмотря на заключенный договор, я не останавливала поиски заказчиков, чтобы найти лучшие условия для сына.
«Красный Октябрь». С представителем ОАО «Красный Октябрь» мы переписывались с мая. Наш договор предполагал поступление только в СПбГТИ и только на «Химическую технологию».
При этом заказчик указал, что сын обязан будет на третьем курсе выбрать профиль обучения «Технология электрохимических производств». Этот профиль как раз относится к неорганической химии, которая сыну была не очень интересна. Но договор обязывал его сделать такой выбор, иначе он нарушил бы его условия.
По результатам сессий заказчик имел право назначать дополнительную стипендию сыну. В договоре ее размер не указан, но на словах нам назвали сумму в 5000 Р.
По этому договору сын должен был отработать на заводе три года на позиции, на которую его назначат по итогам обучения. Зарплату нам не называли, в договоре прописано «оклад + премия».
Окончательно договор с нами подписали только в июне, после получения результатов ЕГЭ. Заводу было важно, чтобы сын перешел минимальный порог баллов.
Так как на момент подписания договора мы уже знали свои баллы на ЕГЭ, то подписывали его, зная, что, скорее всего, пройдем на бюджет и без целевого. Но раз решили заключить договор, то довели дело до конца.
«Завод Магнетон». Мы обращались к еще одному заказчику — ОАО «Завод Магнетон». Там нам сразу сказали, что завод сам будет проводить конкурс среди кандидатов на заключение договора. От нас потребовали предоставить:
- Характеристику из школы сына.
- Сведения об успеваемости за первое полугодие.
После предоставления этих данных нам сказали ждать получения результатов ЕГЭ и вручения аттестатов. В начале июля со мной связался руководитель отдела кадров и сказал, что завод в этом году будет заключать только один договор. Завод составил список кандидатов, проранжировал его по баллам, и мой Кирилл оказался на втором месте. Так нам сказали, что с нами заключат договор, только если первый кандидат откажется.
Через неделю нам перезвонили и сказали, что первый кандидат по списку отказался от целевого, но и мы уже тоже передумали. Этот заказчик предлагал Кириллу договор, который опять обяжет его идти только на неорганическую химию. Такой договор у нас уже был с ОАО «Красный Октябрь», поэтому мы решили, что третий на тех же условиях нам не нужен. О мерах поддержки и других условиях сказать не могу, поскольку до подписания документов мы так и не дошли.
Если бы наша стратегия поступления по общему конкурсу не сработала, то мы бы выбирали между далекой от дома Гатчиной и заводом близко к дому, но с неинтересной программой.
Как проходило наше поступление
Кирилл сдал ЕГЭ в сумме на 236 баллов:
- русский язык — 88 баллов;
- математика — 78 баллов;
- химия — 70 баллов.
Документы он подавал в Санкт-Петербургский политехнический университет, Технологический университет, в ЛЭТИ на «Экологию» –– просто про запас, и в Фармакадемию –– на случай, если там упадут проходные баллы.
Порядком приема в вузы предусмотрен сначала этап зачисления целевиков, а только потом зачисление по общему конкурсу. То есть нельзя сначала попробовать поступить без договора, а в случае неудачи вернуться к целевому.
При подаче документов мы решили воспользоваться одним целевым договором от института в Гатчине –– в Технологический университет, на «Химическую технологию». Среди отдельного конкурса целевиков –– а их вуз мог принять только 21 человека –– сын занимал вторую позицию. То есть по целевому он проходил с вероятностью 100%.
Но, конечно, мы не оставляли надежды поступить в этот же университет и без договора. На курсе нас учили оценивать конкурсные списки. Позиция моего сына в конкурсе дала нам понимание того, что он не стопроцентно, но с высокой долей вероятности поступит на бюджет по общему конкурсу.
Статистика приема на нашу специальность
2020 год | 2021 год | |
---|---|---|
Проходной балл | 217 | 218 |
Средний балл | 246 | 241 |
Мы подали наше заявление о согласии на зачисление на общий конкурс практически сразу же. Ближе к окончанию приема согласий у целевиков нам позвонили из вуза и спросили, не ошиблись ли мы. Мы ответили, что наше осознанное решение –– не зачисляться по целевому.
Все-таки целевое было для нас не приоритетным вариантом поступления, а лишь страховкой. Оно накладывало ограничения на выбор кафедры, а после университета сын был бы на три года привязан к одному предприятию без возможности сменить работу. Я не была уверена, что работа бы оплачивалась хорошо и что этот вариант трудоустройства был бы самым выгодным. Поэтому, когда по спискам появилась возможность от него отказаться — мы так и сделали.
Наши расчеты о поступлении оказались верны. Мы прошли на бюджет без договора по общему конкурсу. 17 августа сын оказался в приказе о зачислении.
После зачисления нам позвонили из ПИЯФа и спросили, поступили ли мы. Мы сказали, что приняли решение отказаться от договора.
В случае расторжения договора до начала обучения стороны не несут ответственности.
Благодаря лояльности сотрудников кадрового отдела институт пригласил Кирилла проходить у них учебную практику. Характеристики сына им понравились.
Сейчас Кирилл учится на первом курсе Санкт-Петербургского технологического университета на факультете химической и биотехнологии. После второго курса сыну еще предстоит выбор между кафедрами его факультета. Пока мы думаем, но благодаря тому, что он был зачислен по общему конкурсу, он может выбирать кафедру на свое усмотрение.
Мои выводы
Целевое — это лазейка в поступлении на бюджет. Можно поступить с низкими баллами в обход общего конкурса. Я понимала, что если сын наберет меньше, чем были проходные баллы прошлого года, то шансы поступить без целевого невелики. Я думала, что сын наберет около 200 баллов в сумме, но его результат оказался выше моих ожиданий.
Сам Кирилл отнесся к целевому как к подстраховке. Мне кажется, что он не осознавал всю ответственность, которую накладывает договор на гражданина. Но негативных эмоций у него это не вызывало.
Целевое надо брать с хорошими предприятиями. Знакомства знакомствами, но ребенку потом там работать. Компания должна быть интересна, предлагать хороший соцпакет и материальные меры поддержки. Не все заказчики могут этим похвастаться. Брать целевое ради целевого с предприятиями с нулевым уровнем поддержки сотрудника я бы не стала.
Найти целевое — это работа для родителя. Я не отвлекала сына от школьных занятий и подготовки к ЕГЭ и сама занималась поисками. У меня на это ушло пять месяцев: с февраля, когда я начала знакомство с целевым образованием, до июня и подписанных договоров. Много времени заняли переговоры. На сайтах компаний часто нет никаких разделов о подготовке кадров по целевому обучению. Сотрудники отделов кадров в принципе не знают, что государство оплачивает обучение такого специалиста.
Настойчивость должна стать главным качеством родителя при поиске заказчиков. Я не побоялась и писала как губернатору, так и звонила напрямую в отделы кадров.
Далеко не все абитуриенты понимают, что такое целевой прием в вузы, как можно им воспользоваться. В нашем материале мы опишем особенности такого вида обучения, а также расскажем, где и как можно получить целевое направление в вуз.
Внимание! С 1 января 2021 года вступили в силу новые правила целевого обучения. О них мы написали в новой статье.
В этой статье:
Особенности целевого обучения: преимущества и недостатки
Целевой прием – это поступление в вуз на бюджет по направлению от государственного ведомства или от предприятия. Если ваше обучение оплачивает предприятие, то вы обязуетесь отработать у него в течение установленного в договоре срока. Если вы получаете направление от государственного органа, то отрабатывать будете по госраспределению.
Основные преимущества целевого направления:
- бесплатное обучение;
- гарантированное трудоустройство после окончания вуза;
- отдельный конкурс “для целевиков”;
- зачисление происходит до начала первой волны, если вы не прошли, сможете участвовать в основном конкурсе;
- некоторые предприятия предоставляют возможность работать во время учебы по гибкому графику;
- социальная поддержка от будущего работодателя: стипендия, общежитие, оплата проезда и т. д. (оговаривается в договоре);
- помощь работодателя в учебном процессе (например, сбор нужной информации для курсовых, рефератов, научных статей и дипломной работы).
Важно: целевики, как и обычные абитуриенты, могут подать документы в 5 вузов.
Самый главный и существенный недостаток такого обучения – обязательство, которое вы несете перед работодателем. Даже если во время обучения вы решите, что не хотите связывать свою судьбу с выбранной профессией, все равно придется отработать срок, указанный в целевом договоре. В противном случае придется возмещать средства, потраченные на ваше обучение, иногда в двух- и трехкратном размере.
Насколько хорошо вы сами знаете правила поступления по целевому направлению?
Ответье на 7 вопросов и узнайте!
Целевой набор: какие изменения возможны
В 2018 году в правительстве планируют принять новый закон, который ужесточит условия целевого приема. Ожидается, что минимальный срок обязательной отработки на предприятии после обучения сделают не менее 3 лет.
В договоре между абитуриентом и работодателем появится новый участник — вуз. Он будет ответственным за наличие в документе всех обязательств для обеих сторон. Также планируется ужесточить ответственность по неисполнению этих обязательств.
В популярных вузах страны высокий конкурс на целевые места
Где получить целевое направление в вуз
Как найти организацию, которая выступит заказчиком вашего обучения в вузе? Здесь есть несколько вариантов:
- Если вы хотите поступать в какой-то конкретный вуз, обратитесь в его приемную комиссию и узнайте, с какими организациями он заключил договоры о целевом приеме. Некоторые вузы указывают такую информацию на своих сайтах.
Доступно изложена информация о целевых направлениях у МГТУ им Н. Э. Баумана, МАИ, МФТИ. Например, РУТ МИИТ активно сотрудничает с ОАО «РЖД» и «Московский метрополитен», РУДН набирает целевиков через «Мосэнерго» и «Гидроспецпроект». В топовые вузы МГТУ им. Н. Э. Баумана, ВШЭ, СПбПУ можно попасть через «Газпром».
- Вы можете получить направление в федеральных государственных органах или органом государственной власти субъекта РФ. Например, если хотите поступать в медицинский вуз, обращайтесь в Департамент здравоохранения своего региона.
- В органах местного самоуправления (например, в администрации города) можно получить информацию о том, какие работодатели оставляли заявки на заключение целевого договора. Там же вы сможете написать заявление о получении целевого направления, указав желаемую специальность.
- Можно найти организацию самостоятельно (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель). Определитесь с направлением, выберите организации в этой отрасли. После чего посетите их лично или зайдите на сайты, узнайте, возможно ли от них получить направление в вуз.
В медицинский вуз можно получить целевое направление через Департамент здравоохранения или конкретное лечебное учреждение
Как получить целевое направление в вуз: пошаговая инструкция
Начинайте подготовку к поступлению на целевое обучение заранее, где-то за полгода.
Приведем общий алгоритм действий:
- Определитесь с направлением, на которое хотите поступать.
- Найдите организацию, которая оплатит ваше обучение, и/или обратитесь в государственный орган.
- Соберите необходимые документы.
- Заключите целевой договор с заказчиком (работодателем или государственным органом).
- Подайте документы в вуз вместе с копией целевого договора.
Вы можете получить только одно целевое направление в один вуз. Многие крупные предприятия проводят конкурсный отбор среди учеников, которые к ним обратились. Они посмотрят на вашу школьную успеваемость и личные достижения, проведут собеседование. Дополнительным бонусом для вас могут стать призовые места на крупных олимпиадах, близких к направлению организации.
Если вы получаете целевое направление от государственного органа управления, успейте вовремя подать заявление. Информацию о дате можно найти на сайте учреждения. Чаще всего подавать документы можно с марта.
«Газпром» проводит серьезный отбор среди целевиков, вплоть до их тестирования
Какие документы нужны для получения целевого направления
Вам понадобится:
- если вы обучаетесь в школе – выписка об успеваемости за первое полугодие выпускного класса, заверенная печатью директора школы;
- аттестат об образовании, если вы выпускник прошлых лет;
- диплом о среднем специальном образовании, если вы поступаете после техникума или колледжа;
- копия паспорта;
- характеристика с места учебы (если требуется);
- документы, подтверждающие особые достижения (грамоты, медали и т. д.).
Итак, если вы уже определились с будущей специальностью, то можете получить бесплатное обучение в вузе с помощью целевого направления от организации, в которой мечтаете работать. Главное при этом – быть уверенным в своем выборе, потому что после обучения вы будете обязаны отработать на предприятии тот срок, который указан в целевом договоре. Поэтому ответственно подойдите к выбору специальности и организации, соберите необходимый пакет документов и смело приступайте к учебе. После получения диплома трудоустройство будет вам гарантированно.
Перед выбором целевого обучения взвесьте все за и против. Это хороший способ получить образование бесплатно, который потом нужно будет отработать.
Читайте также:
Комментарии
-
Кем стать? -
Где учиться? -
Как расти? -
Что пробовать?
ico
26.10.2021
Читать: 5 мин.
Ежегодно мы рассказываем о правилах поступления в российские вузы. Одним из способов попасть в хороший вуз на бюджетной основе, “в обход” основного потока, — поступить на целевое обучение. Какие особенности целевого обучения стоит ждать абитуриентам 2023 года?
Что такое целевой набор
Целевой набор, он же целевой прием (это название уже не используют), он же прием на целевое обучение/направление – это программа в вузах и колледжах (то есть, как высшего, так и среднего профессионального образования), при которой студент обучается за счет государства, по выделенной квоте.
Специфика целевого набора
в том, что студент учится бесплатно, но после окончания учебного заведения должен отработать не меньше 3-х лет в той организации, которая указана в договоре как работодатель.
Те, кто поступают по целевому набору, участвуют не в общем конкурсе, а в целевом. И обычно конкурс получается значительно ниже — 1,5-2 человека на место. В результате студент получает бесплатное образование, заказчик – подготовленные кадры, вуз — заполненное оплаченное место, работодатель — квалифицированного специалиста. Поговорим, что надо учесть в этой идиллической картине, чтобы доучиться и не потерять деньги.
Документы о целевом обучении на 2023 год
3 документа регламентируют сегодня целевое обучение студентов:
1. Статья 56 и 71.1 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
2. Постановление Правительства РФ от 13 октября 2020 года о целевом обучении. В нем вы прочтете общие правила целевого обучения и найдете типовой договор между абитуриентом и заказчиком.
3. Распоряжение Правительства РФ от 28 ноября 2020 г. № 3161-р, где установлены квоты: сколько мест получают “целевики” на конкретные специальности.
Коротко важные моменты из этих трех документов:
✔ На целевое обучение выделяется квота – количество бюджетных мест только “для целевиков”. Она “устанавливается с учётом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей” (Постановление целевом обучении от 13 октября 2020). Таким образом, целевой набор доступен не на все специальности (в основном, технические и естественнонаучные), и учебное заведение выделяет на него ограниченное количество мест, обычно не больше 5-30% всех доступных мест. Но есть и направления, где все места отданы на целевой прием, например, “противодействие техническим разведкам”, или большая часть — так обстоит дело с медицинскими специальностями.
✔ Договор о целевом обучении подписывается между гражданином и заказчиком (представителем государства – министерством, ведомством и т.п.; например, департаментом здравоохранения). В договоре также часто указаны учебное заведение и будущий работодатель (например, городская больница). В договоре о целевом обучении должно быть прописано: на какую специальность и сколько времени учится студент, как поддерживает его работодатель, сколько он должен будет отработать после окончания обучения (но не менее трех лет), на какой должности и с каким кругом обязанностей будет работать выпускник в организации, которая указана в договоре. Будущий работодатель даже вправе указать тему выпускной квалификационной работа (диплома), которую будет в конце обучения защищать студент.
✔ Для несовершеннолетнего абитуриента требуется согласие законного представителя, то есть, родителей.
✔ Будущий работодатель не только может, но и должен предоставить место гражданину, который обучается по целевому договору. Если он не выполняет условия заключенного договора, то обязан выплатить гражданину компенсацию в размере 3-кратной величины начисленной заработной платы в субъекте РФ.
✔ Договор о целевом обучении может быть расторгнут по согласию сторон или может быть отсрочен в случае каких-то серьезных обстоятельств в жизни студента. То есть, договор о целевом обучение — это не “кабала”.
✔ Если договор нарушается со стороны гражданина, например, он отчислен или не выходит на работу и не отрабатывает положенного срока, то придется вернуть всю стоимость обучения, стоимость проживания и выплаченных стипендий.
Предприятия, дающие целевое направление в 2023 году
С 2019 года программу целевого набора и работодателя, который участвует в программе, ищет сам абитуриент. Целевое обучение предполагает квоты и отдельный конкурс, и фактически обучение “целевиков” оплачивается из государственного бюджета. Поэтому заказчиком обучения, к которому должен обратиться абитуриент, могут выступать только государственные органы, госкорпорации или организации, у которых в уставном капитале есть доля государства, например, Сбербанк.
Все типы предприятий, к которым можно обратиться за направлением на целевое обучение:
1. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
2. Государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия.
3. Государственные корпорации.
4. Государственные компании.
5. Организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
6. Хозяйственные общества, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
7. Акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации.
8. Дочерние хозяйственные общества организаций, указанных в пунктах 4, 6 и 7.
9. Организации, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.
Важно
Абитуриент может обратиться и к частным компаниям, но тогда он будет поступать не по квоте, а по общему конкурсу. На практике это будет платное обучение, за которое платит работодатель.
Организация, которая участвует в целевом договоре, может в дополнение предоставлять жилье и стипендию для студента-“целевика”. В некоторых компаниях (например, Алроса, Газпром и др.) работодатель готов включить в стипендиальную программу и студентов 2-го курса, которые уже учатся. Работодатель выплачивает стипендию, оплачивает практику в компании и жилье для студента, а тот, в свою очередь, обязуется после этого отработать на предприятии несколько лет.
Плюсы и минусы целевого обучения
В программе целевого набора есть 2 стороны медали, которые вам нужно оценить и принять, если вы решились поступать в вуз на целевое направление.
Минусы:
– Вы подписываете договор на ближайшие 6-9 лет, а это требует взвешенного решения.
– Если вы не выполняете условий договора с заказчиком (были отчислены, не отработали положенный срок), вы вынуждены выплатить вузу всю стоимость обучения и работодателю стоимость проживания и выплаченных стипендий (около 1-1.5 млн, в зависимости от вуза и города, за весь период учебы).
– Если работодатель не выполнил обещание по трудоустройству, он обязан выплатить выпускнику компенсацию в 3-кратной величине начисленной заработной платы в субъекте РФ (хотя для выпускника это можно отнести и к плюсам :)).
– Если вы обучаетесь по договору о целевом обучении, то, вероятнее всего, вы не сможете перевестись на заочное или перейти на полноценный бюджет, если ваш будущий работодатель не пойдет вам навстречу. Так, для медиков могут возникнуть проблемы, если студент планирует идти в ординатуру, а несговорчивый работодатель требует отработки по договору сразу после окончания специалитета.
“ |
Из отзывов студентов: “Пошел на целевое, потому что баллов ЕГЭ не хватало, чтоб достойно конкурировать на бюджете”. |
Плюсы:
+ Отдельный конкурс для “целевиков” (но это не значит, что вы 100% поступите, очень важны баллы ЕГЭ). + Зачисление до “первой волны” (обычно в конце июня), если вы не поступаете по целевому набору, то можете поступать с основным потоком позже.
+ Бесплатное обучение.
+ Прохождение практики на “своем” предприятии.
+ 100-процентное трудоустройство после (отказ работодателя происходит очень и очень редко).
+ Обеспечение жильем и стипендией на время учебы.
Программа нацелена на то, чтобы ликвидировать дефицит кадров в тех областях, где он на данный момент есть. Поэтому от ее реализации выигрывает и государство, и работодатель, и абитуриент. К сожалению, иногда целевой прием используют в корыстных целях. В 2020-м году независимые СМИ расследовали 102 подтвержденных случая, когда дети или родственники госслужащих поступали на учебу по целевой квоте, при этом многие из них не отрабатывали положенные 3 года после. Почитать о расследовании можно здесь.
“ |
Из отзывов родителей:
|
Специальности целевого набора в 2023 году
Больше всего “целевиков” в 2022 году поступило на медицинские специальности. Скорее всего, в 2023 году ситуация будет такой же. Другие направления, по которым легко попасть в целевой набор:
✎ Прикладная математика
✎ Информатика и вычислительная техника
✎ Программная инженерия
✎ Радиотехника
✎ Информационная безопасность
✎ Инфокоммуникационные технологии и системы связи
✎ Приборостроение
✎ Авиастроение
✎ Машиностроение
✎ Лазерная техника и лазерные технологии
✎ Ракетные комплексы и космонавтика
✎ Материаловедение и технологии материалов
✎ Баллистика и гидроаэродинамика
✎ Стандартизация и метрология
✎ Нанотехнологии и микросистемная техника
✎ Радиоэлектронные системы и комплексы
✎ Металлургия
✎ Химическая технология
✎ Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
✎ Системный анализ и управление
Да, сам целевой прием закрывает потребности экономики в тех направлениях, где спрос у абитуриентов стабильно не очень высок. Инженеры и геологи, которые будут работать за полярным кругом, агрономы и зоотехники, которых ждут на работу в “родной” агрокомплекс, специалисты силовых структур, которые будут заниматься “сверхсекретными” IT-разработками для ВПК. И сами организации, которые из года в год готовы финансировать студентов-“целевиков”, – это КБ, НИИ, корпорации, которые еще 50 лет назад таким образом набирали кадры.
Но если вы ищете подходящее целевое обучение на специальности “Лингвистика”, “Экономика” или “Гостиничное дело”, то не отчаивайтесь, в крупных вузах есть квоты на 1-3 таких места, значит, при должном усердии вы сможете на них попасть. Например, на сайте петербургской НИУ ВШЭ вы найдете количество мест по целевому набору в бакалавриат и в магистратуру. Присмотритесь, в списке есть как дизайн, так и социология..
Интересный факт
В 2019 году квота на целевой набор не была выполнена. Многие вузы не смогли закрыть целевые места. Например, в МГУ им. М.В. Ломоносова на 405 запланированных мест был принят только 91 человек, в Финансовом Университете при Правительстве РФ на тысячу мест целевого набора было подано 200 заявлений и в итоге принято 128 человек.
Как попасть на целевое обучение – 5 шагов
Важно понимать, что искать желанного работодателя придется самостоятельно. Это значит, что вам необходимо изучить доступную информацию в интернете, написать письма потенциальным работодателям и самим устроить свое счастливое профессиональное будущее.
Какой план действий мы рекомендуем
1. Определитесь с профессией. Целевое обучение – это ваша программа на ближайшие 6-9 лет, поэтому с выбором профессионального направления ни в коем случае нельзя прогадать. Вы уже знаете, какие последствия вас ждут, если вы не доучитесь или не захотите работать в выбранной организации. Поэтому рекомендуем уделить время и силы профориентации. В этом вам помогут наши бесплатные экспресс-тесты и развернутые программы по профориентации: Профориентатор, Профориентация+, Профориентация 360°.
2. Попробуйте профессию. По возможности, напроситься на стажировку в компанию, где работают родители, друзья родителей, дяди и тети. Изучить все “компании мечты” в той сфере, которая вам понравилась.
3. Выберите организацию, в которой вы хотели бы работать после вуза. Возможно, вы уже после предыдущего пункта определитесь с желанным работодателем. Если нет, то начинайте изучать сайты вузов, которые предлагают целевые места. На сайтах вузов можно найти списки организаций, с которыми они взаимодействуют. Например, в этой группе ВКонтакте собраны все вопросы целевого обучения в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Чтобы поступить в медицинский вуз, необходимо обратиться в департамент здравоохранения своей области, за юридическим образованием сначала приходите в прокуратуру. Поиск организации можно начинать и с сайтов самих работодателей. Изучите сайты корпораций и госорганов, которые постоянно ищут новых специалистов. Например, вот здесь вы найдете 17 вузов-партнеров Газпрома.
4. Напишите на выбранное предприятие. В письме объясните, почему вы хотите у них работать в будущем и какая у вас успеваемость в школе. Не забудьте упомянуть о других ваших достижениях: олимпиады, ГТО, волонтерство и т.д. Работодатели заинтересованы в талантливых “целевиках”, поэтому ваша задача на этом этапе – заинтересовать работодателя своими успехами.
5. Заключите договор с заказчиком целевого обучения. Вам понадобится паспорт, дипломы об участии в различных конкурсах и олимпиадах, справку из школы об успеваемости. Итоги ЕГЭ можно принести позднее. Иногда ведомства просят еще характеристику из школы, а если будущая работа предполагает экстремальные условия (Газпром, Роснефть, Роскосмос, Уралкалий и т.д.), то абитуриента могут отправить на медкомиссию.
6. Отправьте документы в приемную комиссию вуза. Вам нужны стандартные документы для поступления в вуз и заверенную копию договора с заказчиком.
Удачи в поступлении в 2023-м году!
Автор: Ольга Биккулова, ЦТР “Гуманитарные технологии”
Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.
Вернуться к списку статей
ico
Подписка на дайджест новостей
- Что говорит закон
- Как поступить в вуз на бюджет
- По результатам ЕГЭ
- Целевое обучение
- Участие в олимпиадах
- Льготы для абитуриентов
- Перевод с платного обучения на бюджет
- Программа двух дипломов в России
- Возрастные ограничения для поступления в вуз
- Можно ли получить второе высшее бесплатно
- Как вернуть часть денег за обучение
После окончания школы большинство выпускников крайне обеспокоены: будущее туманно, перспективы не определены, пройти на бюджет — непросто. Поступлю в вуз или не поступлю? А что делать, если не получится? Какие у меня шансы пройти в «первую волну»?
Страх перед будущим — нормальное состояние. Каждый из нас боялся делать шаг навстречу неизвестному. Всю жизнь оставаться в родительском доме и не беспокоиться о том, что происходит за его пределами не получится; рано или поздно придется вылететь из гнезда.
Что говорит закон
В законе «Об образовании» сказано, что бесплатным бывает только первое высшее. За дополнительное образование на той же ступени (бакалавриат, специалитет или магистратура) придется заплатить.
В соответствии с 43 статьей Конституции каждый гражданин РФ имеет право на получение бесплатного высшего образования (но на конкурсной основе).
Высшее профессиональное образование по уровням делится на специалитет (или бакалавриат), магистратуру и подготовку кадров высшей квалификации.
Что такое второе высшее образование
Второе высшее — шанс сменить специальность. Например, вы окончили университет с дипломом бакалавра по специальности «Юриспруденция», но всегда мечтали стать биологом. В таком случае придется снова поступать на бакалавриат, чтобы получить новую профессию.
Высшее образование считается вторым:
- для бакалавров, магистров и специалистов, если они снова поступают на бакалавриат или специалитет;
- для специалистов и магистров, которые вновь идут в вуз на программу магистратуры.
Чем отличается бакалавриат от специалитета
Как поступить в вуз на бюджет
С 2021 года в России начали действовать новые правила поступления в вузы. В августе 2020 года Минобрнауки утвердило приказ, в соответствии с которым зачисление проходит всего в два этапа: нулевой для льготников, целевиков и олимпиадников и первый — для остальных.
Раньше абитуриенты могли надеяться на «вторую волну», чтобы оказаться на бюджете. До 2021 года двадцать процентов выпускников с наименьшими баллами поступали на третьем этапе.
Предстоит сдача ЕГЭ, а вам кажется, что вы не готовы? Пора обратиться к репетиторам! Карта «Халва» поможет с покупкой курсов в выбранной онлайн-школе.
Карта «Халва» — универсальный финансовый инструмент. Используйте свои средства, получайте кешбэк с покупок до 10% и доход на остаток собственных средств по карте до 12%, а также открывайте вклады под выгодный процент. Вы можете взять заемные средства до 500 000 рублей и потратить их на покупки в рассрочку 10 месяцев, если оформите подписку «Халва.Десятка». Закажите Халву в форме ниже, и курьер привезет ее вам!
По результатам ЕГЭ
В старших классах будущему абитуриенту приходит пора определяться, какое образование он хочет получить. От этого напрямую зависит список школьных предметов, по которым потребуется сдать экзамены (обязательные математику и русский язык в расчет не берем).
ЕГЭ — страх школьников и головная боль учителей. Хочется найти лазейку и не сдавать экзамены, но, увы, сейчас это основной способ поступления в университет
Успешно сданные экзамены — счастливый билет в студенческую жизнь. Не набирайте слишком много дополнительных предметов, иначе возникнут проблемы с запоминанием материала.
Как правильно выбрать репетитора
Целевое обучение
Выпускник может бесплатно поступить в вуз от компании или государственной организации. Список специальностей оформляется правительством РФ, региональными или муниципальными властями. В основном по этой программе учатся на врачей, педагогов, работников социальных и государственных служб.
Важно: после окончания высшего учебного заведения студент обязан отработать три года в компании, которая выдала целевое направление.
По программе целевого обучения абитуриент заключает договор между будущим работодателем и вузом. В случае невыполнения обязательств по договору выпускник оплачивает компенсацию по всем мерам поддержки. Если работодатель отказывает студенту в рабочем месте, то выплачивать компенсацию придется ему (сумма выплат равна трем средним зарплатам по региону).
Минусы целевого обучения:
- Отдельный конкурс. Программа не гарантирует стопроцентного поступления на бюджет. Среди «целевиков» проводится отдельный конкурс по результатам ЕГЭ.
- Обязательная отработка в компании, выдавшей направление. Количество лет, которые необходимо проработать в организации, определяет работодатель. Минимальный порог — три года.
- Невозможность сменить место работы. Студент должен устроиться в компанию, которая выдала ему направление.
Участие в олимпиадах
Получить место в списке поступивших можно до начала приемной кампании. Например, если занять призовое место или победить на одной из олимпиад первого уровня. Всего их десять.
Название |
Предметы |
Преимущества |
Всероссийская олимпиада школьников (Всерос) |
Самые популярные из 24 предметов — русский язык, математика, биология |
Поступление в университет без сдачи профильного предмета. Достаточно преодолеть минимальный порог баллов по русскому языку и математике |
«Покори Воробьёвы горы!» |
Физика, литература, иностранные языки и другие |
Поступление в лучшие вузы России. Дополнительно — ЕГЭ по профильному предмету на 75 баллов |
«Ломоносов» |
Точные науки; литература, иностранные языки, психология и другие |
Преимущества и льготы для топовых университеты РФ, среди которых МФТИ, МГУ и МГИМО |
«Физтех» |
Физика |
При поступлении не требуется сдача экзаменов |
«Росатом» |
Физика |
Льготы при зачислении в университеты с профильной физикой |
«Высшая проба» |
Биология, русский и иностранные языки, история и множество других предметов |
Зачисление в вузы России без вступительных испытаний |
Олимпиада СПбГУ |
Точные и общественные науки |
Льготное зачисление в топовые учебные заведения |
Московская олимпиада школьников (МОС) |
Точные и общественные науки |
При зачислении дается преимущество абитуриентам, победившим или занявшим призовые места. Необходимо дополнительно сдать профильный предмет на 75 баллов |
Всесибирская открытая олимпиада школьников (ВООШ) |
Химия и информатика |
Перечень льгот в вузах разный. Проверьте на сайте интересующего вас учебного заведения |
Всероссийская интернет-олимпиада по нанотехнологиям |
Химия, физика, математика, биология |
Зачисление в вузы с профильными химией, физикой, биологией, математикой |
Льготы для абитуриентов в 2023 году
Во время приемной кампании учебные заведения выделяют не менее 10% бюджетных мест для абитуриентов льготных категорий.
Кому чаще всего предоставляется бюджетное место по льготе:
- сироты или дети, которые оказались без родительского попечения;
- инвалиды первой или второй группы;
- абитуриенты в возрасте до 20 лет, у которых только один родитель — инвалид первой группы (при доходе ниже прожиточного минимума на одного человека в семье);
- дети военнослужащих, Героев России, работников прокуратуры, сотрудников противопожарной службы и т. д.
Полный перечень льгот для абитуриентов указан в статье 71 закона «Об образовании».
Важно: список льгот, по которым абитуриент будет зачислен в «нулевую волну», у каждого университета разный. Эту информацию ищите на сайте интересующего вуза.
Перевод с платного обучения на бюджет
Вы были уверены, что пройдете на бюджет, но что-то пошло не так? Для таких случаев есть платное обучение.
Зачисление на коммерческой основе не обязательно означает, что вам придется платить несколько лет. За год может измениться многое: кто-то уйдет из университета по собственному желанию, а кого-то отчислят из-за плохих результатов. Вы станете претендентом на бесплатное обучение, если в зачетной книжке не будет троек.
В некоторых вузах бывают акции на оплату обучения. Например, в «Плешке» действует 30-процентная скидка для тех, кому не хватило пяти баллов до проходного.
Программа двух дипломов в России
Программа двух дипломов — изучение одинаковых дисциплин в двух вузах одновременно (в российских или зарубежном и российском). Разберемся, что такое программа двойных дипломов и какие изменения в ней произошли за последнее время.
Студенты могут обучаться сразу в двух высших учебных заведениях. Существуют разные форматы: например, первый семестр учиться нужно в российском университете, а второй в зарубежном; или один-два года в России и столько же — за границей в вузе-партнере.
Плюсы программы двух дипломов:
- облегченное поступление на магистратуру в иностранный университет;
- ценность у работодателей в РФ и за границей;
- изучение нескольких иностранных языков;
- возможность общаться с носителями языка;
- знакомства в разных государствах;
- путешествия по миру.
Политическая ситуация внесла некоторые коррективы в сотрудничество российских и зарубежных вузов. К примеру, Лондонский университет перестал быть партнером НИУ ВШЭ, а Редингский (Великобритания) — МГИМО.
Что такое приостановка сотрудничества? Студенты по-прежнему могут учиться в иностранных университетах и получать второй диплом, но вузы в России не будут помогать в оплате учебы и оформлении виз. Отныне эти вопросы студентам придется решать самостоятельно.
Не хватает на обучение? Совкомбанк выручает! Студентам доступен выгодный кредит на образование.
Обучение — одна из самых выгодных инвестиций в себя и свои знания. Если не хотите откладывать обучение, воспользуйтесь образовательным кредитом от Совкомбанка. Выгодные условия займа до 5 млн рублей помогут подобрать тариф для максимально комфортной учебы без большой нагрузки на семейный бюджет.
Информация о программе двух дипломов сейчас:
- Некоторые иностранные университеты приостановили сотрудничество с российскими. Официально они прекратили быть посредниками между студентами из России и зарубежными вузами.
- Студенты могут поступить в иностранный институт на индивидуальной основе (самостоятельно оплачивают обучение, оформляют визу и ищут способ сдать IELTS.
- Некоторые вузы продолжают работу с партнерами в прежнем режиме. Например, РУДН.
- Почти все университеты России готовятся к набору студентов по программе двойных дипломов в 2023 году.
Возрастные ограничения для поступления в вуз
Алиса Теплякова поступила в МГУ в девять лет. Это говорит о том, что образованию любые возрасты покорны. Но так ли это на самом деле?
На данный момент в РФ нет никаких возрастных ограничений для получения высшего образования. Даже 80-летние бабушки и дедушки могут сдать вступительные экзамены и воплотить в реальность мечту стать физиком-ядерщиком. Другое дело — сможет ли студент в таком возрасте освоить программу.
Профессор ВШЭ Виктор Болотов оценил историю Алисы Тепляковой. Он отметил, что формально ни МГУ, ни семья девочки не нарушают закон. Однако у профессионального сообщества к семье ребенка есть вопросы.
В законе «Об образовании», в подзаконных актах и правилах приема в вузы не оговаривается возраст поступления в институт.
Возможно, в скором времени норма изменится. В 2021 году депутаты Государственной думы представили законопроект, который установит возрастное ограничение на поступление до 35 лет.
Можно ли получить второе высшее бесплатно
Вторым высшим считается образование того же уровня, что было получено ранее. Например, если у вас есть диплом бакалавра по культурологии, то освоение степени бакалавра по экономике будет вторым высшим образованием.
В конце октября 2021 года правительство РФ дало возможность получить второе высшее на бесплатной основе. Здесь действует следующее условие — только некоторые творческие специальности.
Условия зачисления:
- Второе высшее образование могут получить люди с дипломом бакалавра, специалиста или магистра.
- Обучение длится 5 лет (очная и заочная формы).
- Количество бюджетных мест определяет Минкультуры.
- Поступить в вуз можно по итогам вступительных испытаний (результаты ЕГЭ не требуются) на конкурсной основе.
- Необходимо пройти творческое испытание, чтобы абитуриента допустили к экзаменам. Например, ВГИК требует личное портфолио. Туда входит биография поступающего, небольшой рассказ из личной жизни, 5-7 фотографий.
- Собеседование проходят те, чье портфолио понравилось приемной комиссии.
- После собеседования абитуриент должен пройти профессиональное испытание (у каждого вуза свои требования).
- По окончании испытаний университет формирует ранжированный список поступивших.
Как вернуть часть денег за обучение
Вернуть часть денег за обучение возможно; это распространенная практика. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ студент (или тот, кто за него платил) имеет право на налоговый вычет.
Кому полагается:
- физлицу, оплатившему свое обучение;
- родителям или опекунам, оплатившим обучение ребенку или подопечному;
- родственникам, оплатившим обучение сестер, братьев, которые имеют общих мать и отца.
Максимальные суммы:
- 120 000 рублей в год — за себя, брата или сестру.
- 50 000 рублей в год — при оплате за ребенка или подопечного.
Право на налоговый вычет имеют россияне, которые уплачивают подоходный налог (13%).
Главный совет для выпускников — перестаньте волноваться. Тревога вряд ли исчезнет сама по себе, но знайте, что вариантов получить образование бесплатно множество. Даже если не получится с первого раза, вы сможете перевестись на бюджет через год.
Как поступить в КФУ на целевое обучение
ШАГ 1-ый – выбрать специальность, направление подготовки для поступления на целевое обучение из списка.
Найти свою специальность в перечне направлений подготовки в КФУ, посмотреть вступительные испытания.
ШАГ 2-ой – сдать ЕГЭ (для выпускников 11 кл.) или внутренние испытания, проводимые университетом самостоятельно (для выпускников программ среднего профессионального или высшего образования), преодолев минимальные пороговые значения, с которыми абитуриент может подавать документы в КФУ.
ШАГ 3-ий – получить документ о предшествующем образовании (аттестат, диплом СПО, диплом о высшем образовании).
ШАГ 4-ый – выбрать организацию, где будущий выпускник вуза планирует работать по выбранной специальности, и заключить с администрацией организации договор о целевом обучении. Форма договора размещена ниже.
ШАГ 5-ый – при первом заходе в приемную комиссию КФУ со всеми необходимыми документами подать и договор о целевом обучении, который специальной комиссией рассматривается на предмет соответствия законодательству РФ; выдержать конкурс среди абитуриентов, поступающих по договорам о целевом обучении по выбранной специальности.
Особенности приема на целевое обучение по программам высшего образования: бакалавриат и специалитет
Перечень специальностей целевого обучения
Подсказка для абитуриентов при выборе организации
Сведения об образовательной организации для заполнения договора о целевом обучении
Внимание! КФУ не предоставляет перечень организаций, направляющих граждан на целевое обучение, а также не осуществляет их подбор. Данным вопросом поступающие и (или) их законные представители занимаются самостоятельно.
Часто задаваемые вопросы
Что такое целевое обучение?
Что дает целевое обучение?
Как поступить на целевое обучение?
Какие документы нужны для поступления на целевое обучение?
Гарантирует ли оформление целевого обучения стопроцентное поступление в вуз?
Кто определяет квоту приема на целевое обучение?
На все ли специальности можно поступить по договору о целевом обучении?
Кто может выступать заказчиком целевого обучения?
Когда можно заключить договор о целевом обучении?
Что будет, если абитуриент не поступил на целевое обучение?
Какие меры могут быть применены к заказчику и гражданину, подписавшему договор о целевом обучении, но не исполнившему обязательств по нему?
Какие основания есть для расторжения договора?