Как найти целое чило

Как найти целое, если известна его часть?

Например, 3/8 торта весит 300 грамм. Как узнать, сколько весит весь торт?

Нахождение целого по его части

Если у нас известна какая-либо часть (доля) от целого, то можно всегда “восстановить” целое.

При этом нужно помнить, что часть от целого числа может быть выражена либо в виде дроби (обычно обыкновенной), либо в виде процента.

Рассмотрим оба случая.


1) Часть числа – это обыкновенная дробь.

В этом случае для нахождения целого нужно число, соответствующее данной части, разделить на дробь.

Для того, чтобы число разделить на обыкновенную дробь, нужно умножить его на знаменатель дроби и разделить на числитель.

_

Пример 1:

Специалист отдела кадров получил премию 2000 рублей, что составляет 1/15 часть от его месячной зарплаты. Требуется узнать, сколько составляет зарплата у данного сотрудника.

Решение:

Зарплата = 2000 / (1/15) = 2000 * 15 = 30000 рублей.

Значит, сотрудник получает зарплату 30000 рублей в месяц.

_

Пример 2:

Было засеяно пшеницей 12 гектаров поля, что составляет 3/5 от его общей площади. Нужно посчитать, чему равна площадь поля.

Решение:

Площадь поля = 12 / (3/5) = 12 * (5/3) = 20 гектаров.


2) Часть числа представлена в процентах.

Если доля от целого является процентом, а не обыкновенной дробью, то подобные задачи можно решать с помощью составления пропорции.

_

Пример:

Цена апельсинов со скидкой равна 120 рублей, величина скидки равна 20%. Нужно узнать, сколько стоили апельсины изначально.

Решение:

Так как скидка = 20%, то от исходной цены апельсинов осталось 100% – 20% = 80%.

80% – 120 рублей.

100% – x рублей.

0,8x = 120 рублей.

x = 120 / 0,8 = 150 рублей.

Таким образом, до скидки апельсины стоили 150 рублей.

модератор выбрал этот ответ лучшим

Алиса в Стран­е
[363K]

3 года назад 

Часть числа может быть выражена в виде десятичной или простой дроби, в виде процентов, что по сути то же самое, что десятичная дробь, всем понятно, что 0,1 это 10%, например.

Если известна часть числа в абсолютном выражении и то, какую часть она составляет от целого, то нет ничего проще, чем определить это целое.

Допустим, 20 яблок это 25 % от всех яблок, надо 20 поделить на 0,25, чтобы определить общее количество яблок, 20/0,25 = 80, вот так мы нашли целое по его части.

Еще один пример разберем, 12 мест в автобусе это 1/3 от всех мест в автобусе, как найти общее число всех мест в автобусе, делим 12 на 1/3, то есть по правилам деления на дробь умножаем 12 на 3, получается 36.

Ну и в итоге решим задачку автора из его вопроса:

300 граммов делим на 3/8 получаем 800 граммов.

smile­6008
[28.5K]

3 года назад 

В математике и жизни бывают случаи, когда необходимо найти число, зная только его часть. Для этого можно использовать различные способы расчётов, использовать дроби , но удобнее всего рассчитать в процентном соотношении.

Итак мы знаем, что 300 грамм составляют 3/8 торта. Нужно узнать сколько же весит торт целиком. Переводим в процентное соотношение, поделим 8 на 3, получим 0,26666 в процентах – это 26,6%. Теперь найдём 100 %, для этого посчитаем пропорцию. 26,6% = 300 ;100 % = x. X = 26,6*300/100.Получае­м 799,8 округляем по закону округление в большую сторону, получаем 800 гр весит весь торт.

[поль­зоват­ель забло­киров­ан]
[3.3K]

5 лет назад 

Для лучшего понимания процесса можно делать так (хотя математически это нерационально).

Узнайте чему равна ОДНА часть. Для этого заданное число разделите на количество заданных частей в дроби, их 3.

300 делим на 3, получаем 300/3=100

Это одна восьмая часть.

Целое – это восемь восьмых, потому предыдущий результат умножаем на 8, получаем 100*8=800

Если же дробь задана, как десятичная, т.е. 0.375, то представляем её, как натуральную (это 375/1000) и поступаем точно так же.

Узнаём, чему равна одна тысячная часть 300/375=0.8

Ну, а далее узнаём чему равно само целое 0.8*1000=800

Эл Лепсо­ид
[139K]

5 лет назад 

В общем случае, конечно, следует прибегнуть к составлению пропорции, поставив в соответствие к имеющейся части ее вес, а к целому (т.е. единице) – неизвестную “х”. Но, поскольку, у нас во второй части пропорции стоит “1”, то решить задачу можно значительно проще: просто разделить на величину известной части. В нашем случае получается: 300/(3/8) = 300*8/3 = 800.

Таким образом, весь торт будет весить 800 грамм.

СТА 1106
[295K]

3 года назад 

3/8- означает, что на три части из восьми приходится 300 грамм. Требуется узнать вес целого, в данном случае, торта. Для этого нужно узнать, что приходится на одну часть. Можно решить методом пропорции, мой любимый метод. Итак:

3 части – 300 грамм.

8 частей – Х грамм.

Решаем пропорцию.

8 × 300 ÷ 3 = 800 грамм.

Общий алгоритм решения следующий. Зная, сколько приходится на долю от целого, нужно определить, сколько приходится на единицу измерения ( грамм, килограмм, метр, час и т.д). Затем зная это, просто умножает на все количество долей, на которое поделён данный предмет. В данном случае- это восемь частей.

Второй вариант решения задачи.

300 : 3 × 8 = 800 грамм.

Ответ. 800 грамм , в обоих вариантах таз решения задачи.

Проще не бывает. Надо число означающее часть разделить на количество этих частей и полученный результат умножить на целое. Получим число выражающее целую часть.

Пример:

Дано 4/15 равняется 40. Делим сорок на четыре и умножаем на 15. Получаем сумму в 150 – это и будет целое.

Или 2/10 равняется 40. Делим сорок на два, получаем двадцать. Умножаем двадцать на десять, получаем двести. Целое число двести.

Maste­r-Marga­rita
[135K]

5 лет назад 

Чтобы узнать, сколько весит торт в данном случае, надо провести следующие арифметический действия: (300*8)/3=800 грамм.

То есть, чтобы найти целое нужно часть умножить на знаменатель дроби и разделить на числитель дроби. В данном случае числитель – 3, а знаменатель – 8.

Рина1­9
[31.2K]

5 лет назад 

Сначала найдём чем у равна 1 часть из всех имеющихся. А затем умножим её на общее число всех частей.

На данном примере.

Известно, что 3/8 торта весит 300 г, т.е. 3 части из 8 на которые был нарезан торт или, по другому, 3 куска торта из 8 нарезанных кусочков весят 300 г.

Тогда 1 кусочек будет весить: 300/3=100 г. Теперь находим чему будет весить все 8 кусков, т.е. весь торт.

100*8=800 г

Бекки Шарп
[71.2K]

3 года назад 

Если 3/8 торта весит 300 грамм, то сначала узнаем сколько весит одна часть. 300/3=100 грамм.

Теперь умножаем на 8 и получаем, что весь торт весит 800 грамм.

Приведем еще пример как найти целое число, если известна часть.

В классе присутствует 27 человек и это 3/4 общего количества. Сколько человек в классе?

Решить задачу можно так:

27 : 3/4 = 36 человек.

Знаете ответ?

Добрый день! В прошлый раз мы определяли значение дроби от числа. Сегодня будем решать обратную задачу.

Нам известно значение дроби от числа, можем ли мы найти его значение?

Допустим, мы знаем вес кусочка пирога. Можно ли узнать, сколько весит весь пирог?

Найдем вес пирога по весу его кусочка
Найдем вес пирога по весу его кусочка

Предположим, что пирог был разрезан на 8 кусочков, два из которых мы взвесили. Их вес равен 120 г. Сколько весит весь пирог?

На самом деле нам нужно найти целое число, зная, что 2/8 от этого числа равны 120.
На самом деле нам нужно найти целое число, зная, что 2/8 от этого числа равны 120.

Для того, чтобы найти вес всего пирога, вес двух кусочков разделим на 2. Так мы узнаем вес одного куска пирога. И умножим этот вес на 8, на это количество частей у нас разрезан пирог. Но если мы вспомним, что деление можно заменить на дробь, то получим произведение дроби на число. При этом вспомним, что умножение на обратную дробь – это деление на дробь. Получается, чтобы найти целое, зная его часть, выраженную дробью, нужно разделить эту часть на дробь.

Снова немного странное выражение, чтобы найти большее число мы делим. На самом деле, когда мы делим на дробь, мы действительно получаем бОльшее значение.

Таким же способом находим целое число, если его часть выражена десятичной дробью или процентами. Проценты удобнее перевести в десятичную дробь. Но возможно, кому-то удобнее переводить проценты в обыкновенную дробь со значением 100 в знаменателе.

Чтобы было понятнее, разберем несколько примеров.

Видим, что аналогичным образом находим целое число, если его часть выражена дробью или процентами.

Для закрепления материала предлагаем несколько примеров для самостоятельного решения. Ответы размещайте в комментариях.

Надеемся, эта тема была вам интересна. Если что-то осталось непонятным, задавайте вопросы в комментариях.

Завтра разберемся, как определить, какую часть одно число составляет от другого.

Ставим лайки, подписываемся, в комментариях пишем темы, которые вам хотелось бы разобрать, задаем вопросы.

До скорой встречи!

Задача. В шестом классе (20) девочек, что составляет 

57

 всех учащихся класса.

Сколько всего учеников в классе?

Вопросы к задаче Ответы
1. Какая величина принята за целое? 1. За целое принято количество всех учеников класса
2. Известна ли целая величина? 2. Целое не известно
3. Какую величину нужно найти? 3. Количество всех учеников класса, или целое по его части
4. Как найти величину, которая приходится на 17? 4. (20 : 5 = 4) ученика составляют одну часть
5. Как найти величину, которая составляет целое? 5. (4 · 7 = 28) количество всех учеников класса

Ответ: всего в шестом классе (28) учеников.

Чтобы найти целое по его части, необходимо число, соответствующее части, разделить на числитель

и результат умножить на знаменатель дроби, которая выражает эту часть.

Пример:

1. найди число, если 

23

 его равны (26):

(26  : 2 · 3  = 13 · 3 = 39).

2. Найди число, если

34

 его равны (45):

(45  :  3  ·  4 = 15 · 4 = 60).

Если известно сколько составляет часть от целого, то по известной части можно “восстановить”
целое.

Для этого пользуемся правилом нахождения целого (числа)
по его дроби (части).

Запомните!
!

Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, нужно данное число
разделить на дробь.

Пример. Рассмотрим задачу.

Поезд прошёл 240 км, что составило
всего пути.
Какой путь должен пройти поезд?

Решение. 240 км — часть всего пути. Эти же километры
выражены дробью 15/23
от всего пути. Знаменатель дроби говорит о том, что весь путь разделён на 23 части,
и 15 таких частей составляют 240 км
(числитель дроби равен 15).
Значит, можно найти, сколько составляет

часть пути.

240 : 15 = 16 (км)

Весь путь (целое) всегда обозначаем за единицу, которую можно выразить дробью

.

Значит, чтобы найти весь путь (23 части, каждая из которых по
16 км) нужно:

16 · 23 = 368 (км)

Кратко запись решения такой задачи можно сделать следующим образом.

нахождение целого по известной части

Ответ: поезд должен пройти 368 км.

Сложные задачи на нахождение числа по его части

Часто задачи данного типа сложнее, чем рассмотренная задача выше, и более сложные задачи приходиться решать в
несколько действий.

Рассмотрим задачу.

При подготовке к диктанту по английскому языку Оля
выучила четверть всех слов, заданных учителем.
Если бы она выучила ещё 4 слова, то была
бы выучена треть всех слов.
Сколько всего слов надо было выучить Оле?

Решение. Как обычно подчеркнём в условии задачи все важные данные.

Как видно из условия, четыре невыученных слова — это часть от всех слов, которую можно найти в виде
разности дробей.

решение задачи на дроби

Такую часть всех слов составляют 4 слова.

Итак, 4 слова — это

от всех слов (целого). Теперь по правилу нахождения
числа по его части
данное числовое значение разделим на соответствующую ему дробь

.
решения задач на нахождение целого по известной части

Ответ: всего 48 слов надо было выучить к диктанту.


Ваши комментарии

Важно!
Галка

Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти на наш сайт при помощи

«ВКонтакте».

Пришелец пожимает плечами

Оставить комментарий:


Математика

5 класс

Урок № 50

Нахождение целого по его части

Перечень рассматриваемых вопросов:

  • обыкновенная дробь;
  • числитель, знаменатель обыкновенной дроби;
  • сократимая, несократимая дробь;
  • задачи на дроби.

Тезаурус

Дробь в математике – это число, состоящее из одной или нескольких равных частей (долей) единицы.

Правильные дроби – это дроби, в которых числитель меньше знаменателя.

Неправильные дроби – это дроби, в которых числитель равен или больше знаменателя.

Обязательная литература

  1. Никольский С. М. Математика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. / ФГОС // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. — М.: Просвещение, 2017. — 272 с.

Дополнительная литература

  1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина. — М.: Просвещение, 2009. — 142 с.
  2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

«Без знания дробей никто не может быть сведущим в математике», – однажды сказал древнеримский философ Марк Туллий Цицерон. И трудно с ним не согласиться, ведь дроби в нашей жизни встречаются очень часто.

Убедимся в этом, решая задачи на нахождение целого по его части.

В окружающем нас мире очень часто приходится находить не только часть от чего-либо, но и, наоборот, целое по его части. Например, мы можем услышать в прогнозе погоды такую фразу «Сегодня выпало 20 миллиметров осадков, что составляет половину месячной нормы». А сколько тогда составляет месячная норма? Если половина нормы это 20 миллиметров, тогда норма в два раза больше, т. е. 40 миллиметров.

А теперь немного изменим условие задачи. Найдём всю месячную норму, если известно, что за день выпало 20 миллиметров, что составляет месячной нормы.

Для решения этой задачи воспользуемся следующими рассуждениями.

Будем считать, что месячная норма это . По условию, её равны 20 миллиметрам. Сначала найдём нормы, а потом и .

20 : 2 = 10 мм – одна треть нормы. 10 мм · 3 = 30 мм – три трети нормы.

Ответ: месячная норма равна 30 мм.

Итак, сформулируем правило нахождения целого по его части: если часть искомого целого выражена дробью, то чтобы найти целое, можно эту часть разделить на числитель дроби, а результат умножить на её знаменатель.

Решим задачу.

Два путешественника отправились в поход, который длился несколько дней. В первый день они преодолели от всего маршрута. Во второй день они прошли от того, что прошли в первый день.

Какой путь должны преодолеть путешественники, если во второй день они прошли 20 км?

Решение.

Составим схему, на основе которой будем выполнять решение этой задачи.

Нам известно, что 20 километров это четыре пятых маршрута, пройденного в первый день. Соответственно, найдём длину маршрута в первый день.

20 : 4 · 5 = 25 км – расстояние, пройденное за 1 день.

Теперь, зная, что 25 = от всего маршрута, найдём весь пройденный путешественниками путь: 25 : 5 · 13 = 65 км.

Ответ: весь путь равен 65 км.

Решим задачу. Младшей сестре исполнилось 9 лет, что составляет   от возраста её старшей сестры. А возраст старшей сестры составляет от возраста их матери. Сколько лет старшей сестре и матери?

Решение: для решения этой задачи составим следующую схему.

По известному возрасту младшей сестры найдём возраст старшей.

9 : 3 · 5 =15 (лет) – возраст старшей из дочерей.

Теперь найдём возраст матери.

15 : 5 · 12 = 36 (лет) – возраст матери.

Ответ: 15 лет; 36 лет.

Тренировочные задания

№ 1. За один день бригада заасфальтировала 5 км дороги, что составило всей работы. Сколько километров должна заасфальтировать бригада?

Решение: для решения этой задачи нужно использовать правило нахождения части от целого: чтобы найти целое по части, нужно эту часть разделить на числитель дроби, а результат умножить на её знаменатель.

Т. е. 5 : 5 · 7 = 7 км

Ответ: 7 км.

№ 2. Первая сторона треугольника равна 12 см, что составляет от его периметра, другая составляет от первой стороны. Чему равна третья сторона треугольника?

Решение: для решения этой задачи сначала нужно вспомнить, что периметр – это сумма длин всех сторон треугольника, т. е. сумма длин трёх сторон.

Теперь найдём периметр, исходя из условия задачи.

1) 12 : 3 · 10 = 60 см – периметр.

12 : 2 · 3 = 18 см – вторая сторона.

Теперь от периметра отнимем сумму длин двух сторон и получим третью сторону.

40 – (18 + 12) = 10 см – третья сторона. Ответ: 10 см.

Добавить комментарий