Наступил сентябрь и вновь собрал школьников за партами.
Давайте сегодня поговорим о таком важном навыке для учеников, как умение ориентироваться в тетради.
В каких случаях у ребенка могут наблюдаться трудности:
– недостаточно сформированы пространственные представления (не владеет понятиями право-лево, сверху-снизу, посередине, в центре и др.);
– имеются сложности понимания речи и выполнения инструкций, воспринятых на слух;
– нарушено зрительное восприятие (ребенок будто бы “не видит” клетку и строку).
С чего нужно начинать формирование умения ориентироваться в тетради?
Прежде всего, объясните и покажите, что такое клетка, строка, где у тетради правая и левая сторона, где верхняя часть, а где нижняя, как найти центр тетради или середину. Затем познакомьте с более сложными понятиями “правый верхний угол”, “левый нижний угол” и т.д.
Начните знакомство с клетками с простой игры “Ловушка”: взрослый ставит точку на тетрадном листе, а ребенок обводит ее в кружок, “ловит ее”. Затем можете поменяться ролями, ребенок будет ставить точку, а взрослый – обводить.
На следующем этапе научите ребенка обводить клетку. Начните с тетрадей в крупную клетку, так школьнику будет проще ее увидеть.
После того, как предварительная работа проведена, можно приступать к выполнению заданий (на картинках):
• “Повтори узор”
• “Скопируй рисунок”
• “Дорисуй половинку”
• Графический диктант.
Все дети индивидуальны и по-разному воспринимают информацию: у одних ведущим является восприятие через зрительный анализатор и, значит, они будут успешнее, например, в копировании с образца, другие – лучше воспринимают информацию через слуховой анализатор, значит, им будет проще, если взрослый будет давать инструкции.
Учитывайте особенности ребенка. Наберитесь терпения и у вас все получится!
Этапы знакомства с клеткой детей старшего дошкольного возраста.
К моменту поступления в школу детям необходимо научиться ориентироваться на листе бумаги в клетку. Очень важно, чтобы у детей пополнился словарь пространственными наречиями и предлогами, а также были сформированы определенные знания и умения. Еще в до букварный период необходимо научить ребенка пользоваться тетрадью, ориентироваться на листе, уметь видеть клетку, правильно находить ее стороны, углы, центр и середины сторон.
Предлагаем Вам рассмотреть этапы знакомства с клеткой для детей старшего дошкольного возраста:
1. Начните работу со знакомства с тетрадью. Расскажите, что тетрадь состоит из обложки и листов. У каждого листа две стороны -страницы. На них пишут, чертят, рисуют. Затем рассмотрите страницу тетради. На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты-клетки. Предложите определить стороны страницы; показать углы. Для закрепления этих знаний предложите детям следующее задание:
«Нарисуй в верхнем левом углу круг, в верхнем правом – квадрат, в нижнем левом – треугольник, в нижнем правом – прямоугольник, в центре страницы – овал».
2. Для формирования умения видеть рабочую строку (горизонтальный ряд клеток) начертите простым карандашом верхнюю и нижнюю границы строки и предложите ребёнку закрасить её жёлтым цветом, объясните, что строки на странице расположены сверху вниз и писать в них надо слева направо.
3. Нарисуйте на простом листе бумаги одну клеточку и предложите найти центр клетки, стороны (правую, левую, верхнюю, нижнюю) и их середины, углы (верхний правый, верхний левый, нижний правый, нижний левый).
4. После этого предложите детям сначала на рабочей строке проставить точки в середине каждой клеточки, затем через одну, через две клеточки. Далее без выделения рабочей строки просим поставить точки в центре клетки, на середине боковой стороны клетки, на пересечении линий.
5. После того, как вы научили ребёнка видеть на листе бумаги клетку, её стороны и углы, переходим к рисованию вертикальных и горизонтальных прямых линий в одну или две клетки сверху вниз или слева направо.
Далее учим детей рисовать различные изображения в следующей последовательности:
• наклонные прямые линии и комбинации из них;
дуги, волнистые линии, круги, овалы;
• рисование предметов сложной формы;
• графический диктант.
6. Графические диктанты начинайте с самых простых изображений и постепенно переходите к более сложным. Перед началом работы с графическим диктантом поставьте в тетради большую красную точку, от которой ребёнок начнёт строить фигуру. Проговорите с детьми, что вы будете диктовать, сначала число клеточек, а затем их направление, а они будут проводить эти линии, не отрывая карандаш от бумаги. В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой. Диктовать нужно чётко, без лишних слов. В конце работы посмотрите, насколько фигуры детей, совпадают с заданными элементами. Рассмотрите образец. Разберите ошибки.
Таким образом, пройдя все этапы работы, вы сможете не только научить ребёнка ориентироваться на листе бумаги в клетку, но и разовьёте произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений и усидчивость, что позволит ему более успешно адаптироваться к школьной жизни.
Как можно приблизительно найти центр тяжести блокнота, который находиться у вас в руках?
Влад Сафонов
Ученик
(174),
на голосовании
11 лет назад
Голосование за лучший ответ
Михаил Зверев
Просветленный
(38577)
11 лет назад
Провести диагонали. Т-ка пересечения – центр тяжести
Polya Polli
Профи
(546)
11 лет назад
положи блокно на палец, что бы он непада. там и будет приблизительно центр тяжести.
Семен Аркадьевич
Мыслитель
(5140)
11 лет назад
Если прямоугольной формы, то проведи диагонали.
Похожие вопросы