Как найти центр тяжести прицепа

Как правильно загрузить прицеп, чтобы поездка с ним была безопасной и комфортной

Как правильно грузить прицеп, чтобы поездка с ним была безопасной? Каких ошибок стоит избегать при загрузке? Это то, что нужно обязательно знать каждому, кто пользуется прицепом. Ведь прицеп транспортное средство, которое, хоть и в составе автопоезда, но ездит по дорогам общего пользования. Поэтому помимо пользы, которую он приносит своему владельцу, таит в себе немало опасностей.

Последствия неправильной загрузки прицепа

К чему может привести неправильная загрузка? Прицеп может потерять устойчивость на дороге и начать «рыскать» из стороны в сторону. Как показывает практика остановить этот процесс невозможно ни ускорением автопоезда, ни торможением. В интернете есть много видеороликов, которые наглядно это подтверждают. Их легко найти, например, по запросу: «расколбас прицепа». Причем произойти это может абсолютно с любым прицепом, будь то бортовой прицеп, автовоз или прицеп-дача. Если Вы посмотрели хотя бы часть этих видео, то обратили внимание, что частым героем роликов являются бортовые прицепы, на которых везут пиломатериалы. В чем причина их неустойчивости на дороге? Центр тяжести груза, расположенного на прицепе находится позади оси прицепа.

Таким образом, вместо того, чтобы давить на фаркоп, прицеп пытается его (фаркоп) разгрузить. Если не правильно загрузить прицеп, произойти этот казус может даже, на небольших скоростях. Чтобы неправильно загруженный прицеп вывести из равновесия, достаточно любой неровности на дороге, потока воздуха от проходящей рядом или идущей на встречу фуры. Избежать этого достаточно легко. Нужно всего лишь соблюдать правила загрузки прицепа.

Нагрузка на фаркоп

Чтобы правильно загрузить прицеп, нужно знать несколько прописных истин: центр тяжести должен быть как можно ниже и немного смещен вперед, относительно оси прицепа. Нагрузка на ТСУ (тягово-сцепное устройство) должна быть положительной, т.е. давить на шар фаркопа, а не разгружать его. Это касается и двухосных прицепов. В идеале вес, которым сцепная головка давит на фаркоп прицепа должен быть не меньше 15 килограмм. Излишняя нагрузка тоже не будет полезной, особенно небольшим и достаточно легким автомобилям. Поэтому, желательно, чтобы она не превышала 50 кг.

Мне приходилось слышать мнение и о том, что прицеп должен давать нагрузку на ТСУ не меньше 70 килограмм. На мой взгляд, мнение ошибочно. Помимо того, что лишь небольшое количество фаркопов рассчитаны на такую нагрузку, так ещё и излишняя нагрузка на фаркоп будет разгружать переднюю ось автомобиля. К тому же речь идет про нагрузку в статичном состоянии. Представьте, когда прицеп идет за машиной по трассе. С учетом того, что живем мы не в Европе и дороги у нас далеки от совершенства, при движении автопоезда, нагрузки на фаркоп, порой, увеличиваются в разы.

Но ни в коем случае нельзя допускать отрицательной нагрузки на сцепное устройство. Т.е. при правильной загрузке прицеп не должен опрокидываться назад, когда Вы снимаете его с фаркопа. Это может быть причиной аварийной ситуации на дороге, даже если тягачём выступает внушительный джип.

Я, загружая прицеп, постоянно проверяю правильность его загрузки, периодически расцепляя его с автомобилем.

Высоко расположенный центр тяжести

Но что делать, если центр тяжести груза, расположенного на прицепе, находится слишком высоко и нет возможности расположить его ниже? С такой ситуацией, одно время, я сталкивался постоянно.

Опять же, первое, что нужно сделать — отцепить прицеп от ТСУ и понять, где находится центр тяжести прицепа относительно оси. Важно, чтобы прицеп, во первых, давил на фаркоп. Во вторых, чем выше центр тяжести, тем больше он должен быть смещен вперед, чтобы не получилось так, что во время движения на подъёме или во время продольного раскачивания прицепа, центр тяжести перевалит назад, за линию оси прицепа. Не следует, если центр тяжести у прицепа высоко, ездить по пересеченной местности со сложным рельефом. По крайней мере нужно, при возможности, избегать таких дорог. Ну и естественно правильно выбирайте скоростной режим, в зависимости от того, как загружен Ваш прицеп.

Перевозка длинномеров

Как правильно грузить прицеп, если нужно перевезти длинные пиломатериалы или другие длинномерные грузы? Воспользуйтесь удлинителем дышла, если такое приспособление предусмотрено заводом-изготовителем Вашего прицепа. Если удлинителя дышла нет, можно воспользоваться прицепом для перевозки лодки. Если такого прицепа под рукой у Вас не оказалось, возьмите его в прокат или в аренду. В противном случае стоит отказаться от затеи самостоятельной перевозки длинномера и нанять подходящий транспорт.

Следим за исправностью подвески

Что может быть причиной нестабильного поведения прицепа на дороге? Помимо вышесказанного, конечно же и неисправная подвеска. Если подвеска прицепа рессорная, то обязательно следите за состоянием и положением рессор. Частый перегруз может привести и к поломке рессоры, и к её «усталости». Обычно рессора крепится к раме через сайлентблоки. Если они изношены, или неправильно запрессованы, то рессора может поменять свое положение относительно рамы прицепа, изменив в свою очередь и положение оси.

Изношенные ступичные подшипники приводят к люфту колеса. Как следствие — неправильная геометрия колес по отношению к кузову прицепа, повышенный износ резины и неадекватное поведение прицепа на дороге. В крайнем случае колесо может просто отвалиться. Мне приходилось встречаться и с такой ситуацией. Так же не поленитесь перед дальней или ответственной поездкой проверить состояние амортизаторов. Вытекший или сломанный амортизатор может стать причиной некомфортного поведения прицепа. И если изношенные подшипники можно менять по одному, то амортизаторы обязательно меняются парой. Даже несмотря на то, что второй ещё выглядит вполне себе «бодрячком».

Крепить или не крепить

Что ещё нужно знать, чтобы правильно загрузить прицеп и чтобы поездка с ним была и безопасной, и комфортной? Абсолютно правильно. Нужно знать как и чем закрепить перевозимый груз. Причиной нестабильного поведения прицепа на дороге может стать не закрепленный или плохо закрепленный груз, его смещение в прицепе во время движения.

В идеале, для крепления груза прицеп должен иметь крепежные петли. Но далеко не у всех прицепов они есть. Здесь я вижу как минимум три варианта выхода из сложившейся ситуации. Можно, покупая прицеп, попросить продавца установить крепежные петли, за дополнительную оплату, разумеется. При этом лучше оговорить какие петли и где будут установлены. Второй, более бюджетный вариант – установить их самостоятельно. Третий – обойтись вовсе без них. Если петель нет, груз можно крепить стяжными ремнями цепляя их за борта прицепа или вовсе, пропустив ремень под кузовом, так сказать вкруговую. В последнем варианте обращаю Ваше внимание на то, что именно под кузовом, а не под рессорой прижав её к кузову и практически лишив прицеп подвески. Т.е. ремень в районе рессор нужно пропускать именно между кузовом и рессорой.

Для крепления груза в прицепе лучше всего подойдут стяжные ремни или, если груз не тяжёлый, резинки с крючками. Я предпочитаю резинки в оплетке из лески, а не из нитки. Они не так быстро перетираются и служат гораздо дольше. Можно, конечно, использовать веревки, но это далеко не лучший вариант, т.к. веревки имеют свойство ослабевать и провисать, растягиваясь от влажности или при неправильно завязанных узлах.

Но какой бы способ крепления Вы ни выбрали, обязательно надежно фиксируйте груз в прицепе. Это поможет избежать многих неприятных моментов на дороге. К тому же незакрепленный груз может покалечить и сам прицеп.

Источник

Общие вопросы о прицепах

Как правильно загружать легковой прицеп

0e42401c9098ac5819ed31ffd004474c

Умение правильно производить загрузку легкового прицепа очень важно для каждого автолюбителя. От правильности загрузки прицепа зависит безопасность вашего движения, сохранность перевозимого груза, а также снижается вероятность поломки прицепа и автомобиля тягача.

В первую очередь при загрузке прицепа важно помнить о его грузоподъемности и не допускать превышения максимально допустимой нагрузки, которая указана в паспорте легкового прицепа. Перегруз прицепа является частой причиной поломок (о том, как могут измерить массу груза владельцы курганских прицепов, не имея под рукой напольных весов, мы уже писали в нашей статье).

Груз на прицепе необходимо размещать равномерно, чтобы центр тяжести располагался над осью прицепа (если это одноосный прицеп) или между осями (если это двухосный прицеп).

Некоторые автолюбители считают, что смещение груза в переднюю часть прицепа делает сцепку прицепа и автомобиля более надежной, а также улучшает сцепление колес автомобиля-тягача с дорогой. Но это не так!

При смещении груза в переднюю часть прицепа, значительно увеличивается нагрузка на тягово-сцепное устройство и места его крепления к кузову автомобиля. Максимально допустимая нагрузка на шар фаркопа может быть от 30 до 90 кг, ее точное значение можно узнать в инструкции по эксплуатации к установленной у вас модели.

При длительном воздействии повышенных или возникновении критических нагрузок, при таком расположении груза, может произойти разрушение кузова автомобиля в местах крепления тягово-сцепного устройства. Также, снижается сцепление передних колес автомобиля с дорогой, что ведет к ухудшению управляемости автомобиля и может создать аварийную ситуацию.

Смещение груза в заднюю часть прицепа тоже не допустимо, так как приведет к подъему задней части автомобиля-тягача и ухудшению сцепления задних колес с дорожным покрытием.

Загружая прицеп для легкового автомобиля важно стараться, чтобы центр тяжести был как можно ниже. Высокий центр тяжести может вызвать раскачку прицепа, что существенно ухудшает управляемость автопоезда, а на плохой дороге может стать причиной опрокидывания прицепа.

Также очень важно правильно закрепить груз. Для этого нужно использовать специальные ремни-стяжки. Не допускается крепление груза обычными веревками, т.к. они имеют свойство растягиваться, а это может привести к выпадению и потере груза.

Ну и, конечно же, не стоит забывать о «Разделе 23» правил дорожного движения, который регламентирует перевозку грузов и соблюдать указанные там правила.

Источник

Развесовка прицепа для легкового автомобиля: устраняем опасность

razvesovka pritsepa

Всем привет! Безопасность движения превыше всего. Потому правильная развесовка прицепа является обязательным условием для эксплуатации этого прицепного багажника.

Выполнить развесовку для легкового автомобиля и прицепа, соединенного с ним, не так сложно. Не важно, используете вы прицеп для лодки, для мотоблока или это обычная бортовая модель для дачи. Правила везде действуют одинаково.

Здесь главное, чтобы при езде с лодкой, пустым автоприцепом или загруженным сезонным урожаем с дачи, нагрузка не выходила за рамки возможностей вашего ТСУ.

pritsep razvesovka e1585244630225

Для чего делается развесовка

Мало что зависит от длины дышла, когда на автоприцепе выполнена неправильная развесовка.

Некоторые не понимают, зачем это делать и почему так важно, как располагается груз.

Представьте себе автомобиль, который движется с прицепом. Либо просто посмотрите наглядное видео. Когда центр тяжести располагается близко к фаркопу, то есть туда приходится основная нагрузка, то примерно 60% веса автоприцепа действует на переднюю часть. Это позволяет автопоезду ехать ровно и обеспечить комфортное управление. То есть подобное положение считается правильным. Развесовка в этой ситуации равномерная, никаких сложностей возникнуть не должно. Но бывают и другие ситуации.

razvsovka e1585244604560

А теперь следует смоделировать 2 ситуации.

Предположим, что самый тяжелый груз находится в хвосте автоприцепа и всего автопоезда соответственно. Это очень грубая ошибка, которая может привести к тяжелым последствиям.

Когда центр тяжести оказывается далеко позади прицепа, его начинает активно заносить в сторону. Причем занос будет увеличиваться, поскольку запустится эффект маятника.

Погасить занос в такой ситуации сложно даже опытному водителю.

Если допустить такую ситуацию, автопоезд может выкинуть на встречную полосу или занести в кювет.

reyting samyh ugonyaemyh avtomobiley 1

Рейтинг самых угоняемых автомобилей: как защитить свое авто

Еще одна проблема в том, что из-за своей тяжести хвост опускает заднюю часть автоприцепа. В самом лучшем сценарии возникают проблемы с тягой автомобиля. А в худшем вы банально можете лишиться своего тягово-сцепного устройства. То есть фаркоп вырвет с креплений из-за чрезмерной высокой нагрузки. А вряд ли кому-то из вас хочется из-за того, что развесовка прицепа оказалась неправильной, на достаточно высокой скорости столкнуться с отрывом прицепной конструкции от автомобиля. Такое даже представлять не хочется.

Как видите, развесовка действительно имеет огромное значение в плане безопасности.

И тут следует узнать, что делать в такой ситуации и как добиться требуемых параметров.

razvesovka e1585244713577

Как выполнить развесовку

Чтобы нагрузка на фаркоп не выходила за рамки нормальных показателей, производители специально разрабатывают ТСУ под конкретные авто. И уже под ТСУ обычно выбирают прицеп.

Вы сами можете узнать, правильная у вас текущая развесовка или неправильная. Обычно автомобилисту необходимо лишь учитывать распределение груза. Тут стоит обращать внимание на такие моменты:

bagazhniki montblanc

Багажники Montblanc: варианты конструкций, отзывы владельцев

Старайтесь при грузоперевозках всегда равномерно распределять груз, и по возможности его фиксировать. Это защитит от нежелательных опрокидываний, раскачки и пр.

Если речь идет об заводском прицепе и изготовленном по всем стандартам ТСУ, проблем с развесовкой самой конструкции быть не должно.

Но задача водителя в том, чтобы правильно распределить перевозимый груз и багаж.

Источник

Как ездить с прицепом на легковом авто

ezda s pritsepom

Езда с прицепом имеет свои особенности, которые нужно учитывать во время управления. Когда со стороны смотришь, как послушно катится по дороге прицеп за автомобилем, кажется, что любому это под силу. Но эта мысль обманчива. Дорожная ситуация меняется каждую секунду, и действия водителя не всегда поспевают за изменениями обстановки.

Прицеп может отреагировать на эти изменения довольно резко и неожиданно. Чтобы обезопасить себя в поездке, необходимо иметь навыки управления транспортным средством с прицепом в любых дорожных условиях и в любое время года.

Согласно пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995г., водители, имеющие водительское удостоверение с открытой категорией «В», могут управлять автомобилем сцепленным с прицепом, максимальная разрешенная масса которого не более 750 килограмм.

А в другой нашей статье подробно описаны виды прицепов для легковых автомобилей, их основные характеристики, цены и критерии выбора.

Особенности езды с прицепом и его эксплуатации

ekspluatatsiya legkovogo pritsepa

Для безопасной езды и эксплуатации легкового прицепа необходимо соблюдать некоторые правила, от которых будет зависеть успешное и своевременное прибытие к пункту назначения. Легковой автоприцеп – вещь практичная и удобная в эксплуатации, но при этом нужно уметь правильно им пользоваться.

Человек должен легко поднимать переднюю часть конструкции за прицепное устройство:

Чтобы порожний легковой прицеп шел мягче и не прыгал на кочках, давление в шинах рекомендуется снизить до 1 атм. (не забудьте затем подкачать шины перед загрузкой). А натянутый тент не только укроет поклажу от грязи, осадков и любопытных глаз, но и улучшит аэродинамику автоприцепа.

Передний борт прицепа в процессе эксплуатации постоянно подвергается бомбардировке камешками из под колес ”тягача” (особенно на заднеприводных автомобилях). На время движения будет лучше закрыть его куском полиэтилена или брезента.

Как научиться ездить с прицепом

kak nauchitsya ezdit s pritsepom

Кроме умения правильно снаряжать прицеп, необходимо ещё научиться хорошо с ним ездить. Если ехать по прямой дороге, да перед этим выполнить все требования по загрузке прицепа, то никаких проблем с управлением не возникнет. Тем не менее, нужно постоянно следить за его поведением на всём отрезке пути, особенно если ширина буксира больше ширины тягача. Управление автомобилем с прицепом упрощается, если в машине груза находится больше, чем в прицепе.

На прямой дороге нужно отработать набор скорости, торможение и привыкнуть обращать внимание на колебания автоприцепа. Основных видов раскачиваний четыре:

При поворотах, особенно в условиях города, нужно быть предельно внимательным:

Совершать поездки на авто с прицепом – задача довольно непростая, особенно поначалу. Необходима практика, и через какой-то промежуток времени можно будет почувствовать себя более уверенно.

Не стоит забывать, что разные машины и разные прицепы ведут себя на дороге неодинаково, и в каждом случае необходим индивидуальный подход.

Видео: как правильно ездить с прицепом

Источник

Загрузка прицепа. Как правильно?

Правила эксплуатации прицепов для легковых автомобилей. Как правильно загружать автомобиль, к чему приводит смещение центра тяжести, схема распределения нагрузки

2001 zagruzka pricepa 250

Правильная загрузка прицепа

Уметь правильно загрузить прицеп очень важно. Ведь именно от правильной загрузки будет во многом зависеть безопасность вашего движения. Груз должен быть расположен таким образом, чтобы центр тяжести у него находился над осью (либо между осями) прицепа (смотрите схему-рисунок выше)

Если центр тяжести груза сместится вперед, тогда нагрузка на тягово-сцепное устройство (ТСУ), а также всю заднюю часть автомобиля будет слишком большой. А это снизит сцепление управляемых колес автомобиля с дорогой.

Смещение центра тяжести назад вызовет подъем задней части автомобиля, при этом снизится сцепление задних колес с дорогой. Если центр тяжести будет слишком высоко, тогда прицеп будет продольно и поперечно раскачиваться, что ухудшит его управляемость.

Груз обязательно надо надежно закреплять. В каждом руководстве по эксплуатации прицепом и автомобилем указывается допустимая нагрузка на шар тягово-сцепного устройства. Обычно она составляет от 30 до 90 кг.

Вес автомобиля и загрузка прицепа

Приводим сводную таблицу, заимствованную с другого сайта, в которой представлен расчет массы авто и допустимых норм нагрузок. Таблица составлена без учета веса доп. оборудования.

Tabl nagruzka pricepa

Еще вес груза можно измерить при помощи напольных весов. Для этого надо установить доску длиной около 40 см так, чтобы один ее торец находился под узлом сцепки, а другой — на напольных весах. Чтобы откорректировать вес загруженного прицепа, используйте запасное колесо или мелкий груз.

В следующей статье читайте об управлении автомобилем с прицепом.

Звоните и заказывайте прицепы здесь

в Омске по адресу: пр. Королева, 33

8-913-961-06-92 и (3812) 77-52-11

Оставляйте свои отзывы и пожелания здесь на нашем сайте, пишите комментарии и задавайте вопросы — мы отвечаем каждому и рекомендуем только лучшее!

Источник

Как правильно грузить прицеп, чтобы поездка с ним была безопасной? Каких ошибок стоит избегать при загрузке? Это то, что нужно обязательно знать каждому, кто пользуется прицепом. Ведь прицеп транспортное средство, которое, хоть и в составе автопоезда, но ездит по дорогам общего пользования. Поэтому помимо пользы, которую он приносит своему владельцу, таит в себе немало опасностей.

Последствия неправильной загрузки прицепа

К чему может привести неправильная загрузка? Прицеп может потерять устойчивость на дороге и начать «рыскать» из стороны в сторону. Как показывает практика остановить этот процесс невозможно ни ускорением автопоезда, ни торможением. В интернете есть много видеороликов, которые наглядно это подтверждают. Их легко найти, например, по запросу: «расколбас прицепа». Причем произойти это может абсолютно с любым прицепом, будь то бортовой прицеп, автовоз или прицеп-дача. Если Вы посмотрели хотя бы часть этих видео, то обратили внимание, что частым героем роликов являются бортовые прицепы, на которых везут пиломатериалы. В чем причина их неустойчивости на дороге? Центр тяжести груза, расположенного на прицепе находится позади оси прицепа.

Шеви-нива на обочине с прицепом с рассыпанными досками - результат неправильной загрузки прицепа
Последствия неправильной загрузки прицепа

Таким образом, вместо того, чтобы давить на фаркоп, прицеп пытается его (фаркоп) разгрузить. Если не правильно загрузить прицеп, произойти этот казус может даже, на небольших скоростях. Чтобы неправильно загруженный прицеп вывести из равновесия, достаточно любой неровности на дороге, потока воздуха от проходящей рядом или идущей на встречу фуры. Избежать этого достаточно легко. Нужно всего лишь соблюдать правила загрузки прицепа.

Нагрузка на фаркоп

Чтобы правильно загрузить прицеп, нужно знать несколько прописных истин: центр тяжести должен быть как можно ниже и немного смещен вперед, относительно оси прицепа. Нагрузка на ТСУ (тягово-сцепное устройство) должна быть положительной, т.е. давить на шар фаркопа, а не разгружать его. Это касается и двухосных прицепов. В идеале вес, которым сцепная головка давит на фаркоп прицепа должен быть не меньше 15 килограмм. Излишняя нагрузка тоже не будет полезной, особенно небольшим и достаточно легким автомобилям. Поэтому, желательно, чтобы она не превышала 50 кг.

Мне приходилось слышать мнение и о том, что прицеп должен давать нагрузку на ТСУ не меньше 70 килограмм. На мой взгляд, мнение ошибочно. Помимо того, что лишь небольшое количество фаркопов рассчитаны на такую нагрузку, так ещё и излишняя нагрузка на фаркоп будет разгружать переднюю ось автомобиля. К тому же речь идет про нагрузку в статичном состоянии. Представьте, когда прицеп идет за машиной по трассе. С учетом того, что живем мы не в Европе и дороги у нас далеки от совершенства, при движении автопоезда, нагрузки на фаркоп, порой, увеличиваются в разы.

Слишком сильная нагрузка на фаркоп вывесила переднюю ось автомобиля
Не стоит перегружать фаркоп

Но ни в коем случае нельзя допускать отрицательной нагрузки на сцепное устройство. Т.е. при правильной загрузке прицеп не должен опрокидываться назад, когда Вы снимаете его с фаркопа.  Это может быть причиной аварийной ситуации на дороге, даже если тягачём выступает внушительный джип.

Лексус повис на сцепном устройстве дома на колесах
Не каждый лексус справится с тяжёлым прицепом…

Я, загружая прицеп, постоянно проверяю правильность его загрузки, периодически расцепляя его с автомобилем.

Высоко расположенный центр тяжести

Но что делать, если центр тяжести груза, расположенного на прицепе, находится слишком высоко и нет возможности расположить его ниже? С такой ситуацией, одно время, я сталкивался постоянно.

Пачка прицепов, с высоким центром тяжести "на хвосте" Мазды 3
Пачка прицепов, с высоким центром тяжести

Опять же, первое, что нужно сделать — отцепить прицеп от ТСУ и понять, где находится центр тяжести прицепа относительно оси. Важно, чтобы прицеп, во первых, давил на фаркоп. Во вторых, чем выше центр тяжести, тем больше он должен быть смещен вперед, чтобы не получилось так, что во время движения на подъёме или во время продольного раскачивания прицепа, центр тяжести перевалит назад, за линию оси прицепа. Не следует, если центр тяжести у прицепа высоко, ездить по пересеченной местности со сложным рельефом. По крайней мере нужно, при возможности, избегать таких дорог. Ну и естественно правильно выбирайте скоростной режим, в зависимости от того, как загружен Ваш прицеп.

Перевозка длинномеров

Как правильно грузить прицеп, если нужно перевезти длинные пиломатериалы или другие длинномерные грузы? Воспользуйтесь удлинителем дышла, если такое приспособление предусмотрено заводом-изготовителем Вашего прицепа. Если удлинителя дышла нет, можно воспользоваться прицепом для перевозки лодки.  Если такого прицепа под рукой у Вас не оказалось, возьмите его в прокат или в аренду. В противном случае стоит отказаться от затеи самостоятельной перевозки длинномера и нанять подходящий транспорт.

Удлиненное дышло прицепа облегчает правильную загрузку прицепа при перевозке длинномерных грузов
Удлиненное дышло прицепа упрощает перевозку длинномерных грузов

Следим за исправностью подвески

Что может быть причиной нестабильного поведения прицепа на дороге? Помимо вышесказанного, конечно же и неисправная подвеска. Если подвеска прицепа рессорная, то обязательно следите за состоянием и положением рессор. Частый перегруз может привести и к поломке рессоры, и к её «усталости». Обычно рессора крепится к раме через сайлентблоки. Если они изношены, или неправильно запрессованы,  то рессора может поменять свое положение относительно рамы прицепа, изменив в свою очередь и положение оси.

Криво запресованный в рессору сайлентблок
Криво запресованный в рессору сайлентблок

Изношенные ступичные подшипники приводят к люфту колеса. Как следствие — неправильная геометрия колес по отношению к кузову прицепа, повышенный износ резины и неадекватное поведение прицепа на дороге. В крайнем случае колесо может просто отвалиться. Мне приходилось встречаться и с такой ситуацией. Так же не поленитесь перед дальней или ответственной поездкой проверить состояние амортизаторов. Вытекший или сломанный амортизатор может стать причиной  некомфортного поведения прицепа. И если изношенные подшипники можно менять по одному, то амортизаторы обязательно меняются парой. Даже несмотря на то, что второй ещё выглядит вполне себе «бодрячком».

Крепить или не крепить

Что ещё нужно знать, чтобы правильно загрузить прицеп и чтобы поездка с ним была и безопасной, и комфортной? Абсолютно правильно. Нужно знать как и чем закрепить перевозимый груз. Причиной нестабильного поведения прицепа на дороге может стать не закрепленный или плохо закрепленный груз, его смещение в прицепе во время движения.

В идеале, для крепления груза прицеп должен иметь крепежные петли. Но далеко не у всех прицепов они есть. Здесь я вижу как минимум три варианта выхода из сложившейся ситуации. Можно, покупая прицеп, попросить продавца установить крепежные петли, за дополнительную оплату, разумеется. При этом лучше оговорить какие петли и где будут установлены. Второй, более бюджетный вариант – установить их самостоятельно. Третий – обойтись вовсе без них. Если петель нет, груз можно крепить стяжными ремнями цепляя их за борта прицепа или вовсе, пропустив ремень под кузовом, так сказать вкруговую. В последнем варианте обращаю Ваше внимание на то, что именно под кузовом, а не под рессорой прижав её к кузову и практически лишив прицеп подвески. Т.е. ремень в районе рессор нужно пропускать именно между кузовом и рессорой.

Для крепления груза в прицепе лучше всего подойдут стяжные ремни или, если груз не тяжёлый, резинки с крючками. Я предпочитаю резинки в оплетке из лески, а не из нитки. Они не так быстро перетираются и служат гораздо дольше. Можно, конечно, использовать веревки, но это далеко не лучший вариант, т.к. веревки имеют свойство ослабевать и провисать, растягиваясь от влажности или при неправильно завязанных узлах.

Но какой бы способ крепления Вы ни выбрали, обязательно надежно фиксируйте груз в прицепе. Это поможет избежать многих неприятных моментов на дороге. К тому же незакрепленный груз может покалечить и сам прицеп.

Слон, закрепленный на прицепе стяжными ремнями
Обязательно крепите перевозимый на прицепе груз


Нам постоянно задают вопросы:

  • Какая нагрузка должна быть на фаркоп?
  • Как правильно загрузить прицеп?
  • Почему на прицепах «Экспедиция» ось смещена назад?
  • Почему даже если прицеп пустой, нагрузка на шар положительная и при загрузке прицепа может достигать 50 кг и более?

Размещение груза в прицепе сильно влияет на безопасность движения автомобиля с прицепом или автопоезда. Основная причина — это поперечные колебания прицепа в горизонтальной плоскости при движении прицепа или его вилянии. На видео ниже показан наглядный пример, посмотрите его обязательно:

В литературе по машиностроению есть такой раздел, как «устойчивость транспортных средств. Критическая (граничная) скорость движения автопоезда по вилянию прицепа». При достижении определенной скорости (35–40 км/ч и выше) у прицепа возникают поперечные колебания в горизонтальной плоскости (виляние прицепа). Для описания такого поведения прицепа используют уравнение колебаний математического маятника (грузик, подвешенный на веревочке). Где точка крепления маятника — это тяговое сцепное устройство (ТСУ), нитка, соединяющая груз и точку крепления — это прицеп, грузик — это масса прицепа плюс масса груза. Виляние прицепа, как и колебания маятника, возникают при отклонении груза из положения равновесия. Если мы отклоним грузик у маятника в бок и отпустим, то маятник будет колебаться влево-вправо, с определенной частотой достаточно продолжительное время. Аналогично себя ведет и прицеп при вилянии.

Конечно, вы скажите:

Прицеп ведь на колесах, жестко соединен с дорогой и не может совершать колебания.

На самом деле груз лежит не в плоскости дороги, а выше дороги и между грузом и дорогой есть рессоры и колеса-шины. Масса прицепа плюс масса груза являются «подрессоренной массой». Прицеп легко раскачать влево и вправо. При этом при движении влево – сжимается левая рессора, при движении вправо – сжимается правая рессора. При таком раскачивании центр тяжести груза перемещается влево и вправо. Высокое расположение центра масс груза в прицепе является неблагоприятным фактором по раскачке прицепа.

Есть еще такое понятие как «увод колеса». Уводом колеса называется его свойство катиться под углом к плоскости своего вращения вследствие действия боковой силы. Т.е. при движении возможно незначительное смещение прицепа влево-вправо за счет увода колес.

Также при эксплуатации прицепа, следует учитывать факторы:

  • неблагоприятные погодные условия (дождь и гололед);
  • износ шин.

При увеличении амплитуды колебаний возможен занос колес прицепа с последующим заносом автопоезда.

Очередное высказывание покупателей:

Я ездил с прицепом со скоростью 120 км/ч и выше и никакого виляния небыло.

Первый закон Ньютона или закон инерции: «Если на тело не действуют внешние силы, тело находится в покое или движется равномерно и прямолинейно». Для того чтобы наш маятник или прицеп раскачать, необходимы внешние силы или отклонение из положения равновесия. Причиной начального отклонения прицепа из положения равновесия может быть: совершение маневра как обгон, выход из поворота, движение прицепа по дороге с поперечным наклоном, движение и выход из колеи на дороге, наезд на препятствие или боковой удар, боковой ветер и т.д.

Во время движения автомобиля с прицепом может возникнуть виляние прицепа как следствие начального отклонения прицепа из положения равновесия. Далее возможно три варианта развития событий: первый вариант – колебания (виляние) прицепа затухнут, второй – незатухающие колебания, третий – рост амплитуды колебаний и дальнейшая «раскачка». Поведение автомобиля с прицепом в такой ситуации может зависеть от множества факторов. Одним из факторов является правильное размещение груза в прицепе.

Критическая скорость по вилянию прицепа

Для прицепов существует понятие «как критическая скорость по вилянию прицепа». Это скорость, при достижении и превышении которой, возможно возникновение незатухающих поперечных колебаний с ростом амплитуды и дальнейшей «раскачки». На рисунке 1 показано уравнение для критической (граничной) скорости по вилянию прицепа.

Рис. 1 — Критическая (граничная) скорость по вилянию прицепа

Рис. 1 — Критическая (граничная) скорость по вилянию прицепа

Из анализа уравнения (рис. 1) видно, что:

  • чем больше расстояние от оси прицепа до точки сцепки (L), тем выше критическая скорость (Vr);
  • чем выше коэффициент сопротивления уводу (ky), тем выше критическая скорость (Vr);
  • чем больше масса прицепа с грузом (mn) и чем больше расстояние от центра масс прицепа до точки сцепки (c), тем ниже критическая скорость (Vr);

Хочется отметить, что для двухосного прицепа существует аналогичное уравнение и все выводы, сделанные выше, справедливы для них.

При проектировании прицепа конструкторы стремятся к тому, чтобы критическая скорость по вилянию прицепа была выше допустимой скорости движения автомобиля с прицепом. Так как производитель не может проконтролировать каждого покупателя как размещается груз в прицепе, с какой скоростью и в каких погодных условиях будет его эксплуатация, в связи с этим, важна настройка прицепа потребителем перед поездкой.

Например, в Австралии и Америке прицеп настраивают так, что 10-15 % нагрузки от массы прицепа с грузом приходит на шаровую сцепку (т.е. если прицеп с грузом весит 750 кг, то нагрузка на шар 75 – 112 кг). В Европе данная величина составляет 6 % (т.е. если прицеп с грузом весит 750 кг, нагрузка на шар составляет 45 кг).

Например, испытания одного из зарубежных прицепов, проведенные в Европе, показали следующее:

  • при 10 % нагрузке на шар — критическая скорость по вилянию составляет 160 км/ч;
  • при 3 % нагрузке – скорость равна 100 км/ч;
  • при отрицательной 10 % нагрузке – 70 км/ч.

Полученные результаты не следует воспринимать так, что они справедливы для всех прицепов. Опираясь на них, мы можем лишь сделать вывод, что развесовка или положение груза в прицепе, сильно влияет на критическую скорость по вилянию. Также следует отметить, что неблагоприятные погодные условия, работа амортизаторов, жесткость подвески, износ колес, высокое расположение массы по высоте приводят к снижению критической скорости по вилянию.

Смещение оси прицепа назад. Безопасность или удобство?

Компания AL-KO, занимающаяся производством компонентов для прицепов, привела критерии хороших ходовых качеств автомобиля с прицепом:

Рис. 2 — Критерии хороших ходовых качеств автопоезда

Рис. 2 — Критерии хороших ходовых качеств автопоезда

На рисунке показано, каким должен быть автомобиль и каким должен быть прицеп. Также компания AL-KO рекомендует смещение позиции оси относительно центра тяжести прицепа для обеспечения положительной вертикальной нагрузки на шар ТСУ:

Рис. 3 — Вертикальная нагрузка на шар ТСУ и позиция оси

Рис. 3 — Вертикальная нагрузка на шар ТСУ и позиция оси

Согласно рисунку 3 смещение оси определяется из максимальной вертикальной нагрузки на шар ТСУ и полной массы прицепа. Преимущества или необходимость смещения оси показано выше с точки зрения повышения устойчивости прицепа к вилянию. Но такое смещение оси вызывает следующие неудобства: дополнительная нагрузка на фаркоп автомобиля (проседания автомобиля), не устойчивое положение при самосвальном положении прицепа (требуются дополнительная установка газлифтов на прицеп). И тут возникает вопрос: «Что выбрать безопасность или удобство?». Конструкторы прицепов «Экспедиция» выбрали «безопасность» и внедрили смещение оси на своих прицепах. Тем самым чуть-чуть увеличили длину дышла (рисунок 2) (что особенно актуально для коротких прицепов) и нагрузили положительной вертикальной нагрузкой шар ТСУ.

Но водителям следует помнить, что перед каждой поездкой с прицепом необходима настройка расположения груза для безопасного движения. Нагрузка должна быть положительной. В зависимости от массы груза, от характеристик фаркопа, от характеристик автомобиля она должна составлять 25-50-75-130 кг. Также необходимо соблюдать скоростной режим при движении с прицепом. При этом уменьшать скорость движения при большой массе перевозимого груза и неблагоприятных погодных условиях.

Как правильно загружать легковой прицеп

Как правильно загружать легковой прицеп

Умение правильно производить загрузку легкового прицепа очень важно для каждого автолюбителя. От правильности загрузки прицепа зависит безопасность вашего движения, сохранность перевозимого груза, а также снижается вероятность поломки прицепа и автомобиля тягача.

В первую очередь при загрузке прицепа важно помнить о его грузоподъемности и не допускать превышения максимально допустимой нагрузки, которая указана в паспорте легкового прицепа. Перегруз прицепа является частой причиной поломок (о том, как могут измерить массу груза владельцы курганских прицепов, не имея под рукой напольных весов, мы уже писали в нашей статье).

Груз на прицепе необходимо размещать равномерно, чтобы центр тяжести располагался над осью прицепа (если это одноосный прицеп) или между осями (если это двухосный прицеп).

Некоторые автолюбители считают, что смещение груза в переднюю часть прицепа делает сцепку прицепа и автомобиля более надежной, а также улучшает сцепление колес автомобиля-тягача с дорогой. Но это не так!

При смещении груза в переднюю часть прицепа, значительно увеличивается нагрузка на тягово-сцепное устройство и места его крепления к кузову автомобиля. Максимально допустимая нагрузка на шар фаркопа может быть от 30 до 90 кг, ее точное значение можно узнать в инструкции по эксплуатации к установленной у вас модели.

При длительном воздействии повышенных или возникновении критических нагрузок, при таком расположении груза, может произойти разрушение кузова автомобиля в местах крепления тягово-сцепного устройства. Также, снижается сцепление передних колес автомобиля с дорогой, что ведет к ухудшению управляемости автомобиля и может создать аварийную ситуацию.

Смещение груза в заднюю часть прицепа тоже не допустимо, так как приведет к подъему задней части автомобиля-тягача и ухудшению сцепления задних колес с дорожным покрытием.

Загружая прицеп для легкового автомобиля важно стараться, чтобы центр тяжести был как можно ниже. Высокий центр тяжести может вызвать раскачку прицепа, что существенно ухудшает управляемость автопоезда, а на плохой дороге может стать причиной опрокидывания прицепа.

Также очень важно правильно закрепить груз. Для этого нужно использовать специальные ремни-стяжки. Не допускается крепление груза обычными веревками, т.к. они имеют свойство растягиваться, а это может привести к выпадению и потере груза.

Ну и, конечно же, не стоит забывать о «Разделе 23» правил дорожного движения, который регламентирует перевозку грузов и соблюдать указанные там правила.

Фото: autoreview.ru
Фото: autoreview.ru

От того как расположен груз в прицепе, зависит его сохранность при транспортировке, вероятность поломки самого прицепа и безопасность во время движения. Поэтому важно соблюдать правила по распределению нагрузки на прицеп и закреплению груза в кузове.

Правило №1

Перед тем как загружать багаж, следует проверить состояние прицепа. Убедитесь в исправности подвески, замкового механизма, надежности запирания бортов и допустимом давлении в шинах.

Правило №2

Нагрузка на прицеп не должна превышать указанные в его паспорте нормы. Чрезмерная масса приводит к быстрому износу деталей и увеличивает шанс поломки прямо «на ходу».

Также следует учитывать, что при сцепке с автомобилем оборудованным системой ABS, максимальная масса снижается на 50 кг.

Сильная жара или движение по местности на большой высоте снижает мощность двигателя, что приводит к уменьшению грузоподъемности. Следует учитывать, что каждый километр высоты над уровнем моря, снижает грузоподъемность примерно на 10%.

Фото: bober.org.ua
Фото: bober.org.ua

Правило №3

Некоторые автомобилисты считают, что груз нужно смещать в переднюю часть прицепа. Это неправильно, поскольку такое расположение увеличивает нагрузку на тягово-сцепное устройство и на кузов автомобиля. Смещение груза в заднюю часть, тоже не рекомендуется, потому что это ухудшает сцепление задних колес автомобиля.

Груз следует размещать над осью прицепа и стараться опустить центр тяжести как можно ниже, поскольку высоко расположенный центр тяжести заставляет прицеп раскачиваться, что может привести к его опрокидыванию.

Как правильно нагружать прицеп автомобиля

Правило №4

Груз нужно надежно фиксировать. Использовать для этого лучше специальные крепления, а не обычную веревку, которую невозможно как следует натянуть.

Добавить комментарий