Как найти датчик фаз

Замена и проверка датчика фаз (ДПРВ) на LADA

Датчик положения распределительного вала (ДПРВ, его еще называют датчиком фаз) предназначен для определения углового положения распределительного вала в каждый момент времени. Данные с датчика поступает на ЭБУ (электронный блок управления двигателем) для правильной работы систем впрыска и зажигания.

Признаки и симптомы неисправности датчика фаз:

  • неустойчивая работа двигателя;
  • плохой запуск двигателя;
  • при сбросе педали газа двигатель глохнет;
  • повышенный расход топлива;
  • и т.д.

Ошибки датчика фаз, которые выявляются при диагностике:

  • Р0340 Датчик положения распределительного вала неисправен (Ошибка датчика фазы)
  • Р0342 Датчик положения распределительного вала низкий уровень сигнала
  • Р0343 Датчик положения распределительного вала высокий уровень сигнала

Датчик фаз на автомобилях LADA находится:

  • на 8-клапанных двигателях на левой части головки блока цилиндров (по ходу движения).
  • на 16-клапанных двигателях на правой передней части двигателя (сверху его не видно, определить положение можно по жгуту проводов).

Как проверить датчик фаз (используя мультиметр в режим вольтметра):

  1. Снять колодку с проводами с датчика, отщелкнув фиксатор.
  2. Включить зажигание.
  3. Минусовой щуп прибора подсоединяем к «массе» (к кузову автомобиля), другой — к контакту «B» разъема. Напряжение должно быть не меньше 12 В (если оно меньше или его нет, значит разряжен аккумулятор, неисправна цепь питания или ЭБУ).
  4. Минусовой щуп прибора подсоединяем к контакту «A», а другой — к плюсовой клемме аккумулятора. Напряжение должно быть не меньше 12 В (если оно меньше или его нет, значит разряжен аккумулятор, неисправна цепь питания или ЭБУ).

Проверить исправность датчика в магазине (чтобы не купить подделку) можно при помощи ключа, который должен примагничиваться.

Замена датчика фаз:

  1. Отсоединить колодку с проводами.
  2. На современных двигателях (на Лада Веста и XRAY) следует снять кронштейн вспомогательных агрегатов.
  3. Вывернуть один или два болта (в зависимости от двигателя) крепления, используя ключ «на 10».

Также убедиться в исправности датчика фаз можно, заменив его на заведомо рабочий. Частой причиной неисправности является плохой контакт, очищаем контакты от окислов.

Напомним, в системе управления двигателем LADA есть ряд других датчиков, каждый из которых выполняет свою функцию. Другие причины проблем в работе двигателя мы рассматривали ранее.

Источник

4 основных способа проверки датчика распредвала на авто

Датчик распредвала играет важную роль в работе современных транспортных средства. Однако многие автовладельцы даже не слышали об этом компоненте, не говоря уже о его функциях.

Что такое датчик распредвала

В головке блока цилиндров двигателя расположен распредвал (1 или 2). Он снабжен выступами со смещением от центра, для управления впускными и выпускными клапанами.

Чтобы узнать, какой цилиндр на рабочем ходе, компьютер транспортного средства отслеживает вращательное положение распределительного вала по отношению к коленвалу.

Основная функция этого датчика состоит в правильном установлении положения первого цилиндра. Для этого датчик работает вместе с ДПРВ, отправляя сигналы в компьютер (ЭБУ), который использует эти сигналы для синхронизации в то время, когда устройство считывает канавки и вершины шестерен распределительного вала, он может определять положение клапанов. Соответственно, происходит правильная синхронизация последовательности топливных форсунок. Эти сигналы нужны, чтобы правильно определять, когда цилиндр номер один в верхней мертвой точке, а также использует сигналы от этих двух датчиков для генерации искры зажигания. В определенных двигателях с регулируемой синхронизацией датчик также применяется для проверки привода распределительного вала.

Предполагаемые проблемы с датчиком:

  • компьютер (ЭБУ) функционирует в аварийном режиме;
  • начинает гореть индикатор проверки двигателя;
  • сложности в запуске машины;
  • двигатель ТС начинает глохнуть;

Если автомобиль просканирован, он должен показать код неисправности.

Принцип работы датчика положения распредвала

Его работа происходит согласно принципу Холла. Этот принцип работы датчика означает, что при вращении зубчатого венца меняется элемент Холла в головке датчика. Эти изменения отправляются в блок управления, где они оцениваются для определения нужных сведений.

Крайне важно тщательно проверить датчик фаз. Проверка датчика положения не занимает много времени и может быть выполнена самостоятельно.

Признаки неисправности датчика распредвала

Если датчик неисправен, компьютер не знает, когда запускать форсунки, и может не активировать их. Плохие показания также приводят к перекосу момента зажигания, что повлияет на экономию топлива в автомобиле. Использование этого датчика происходит одновременно с датчиком положения коленчатого вала. Это необходимо, чтобы контролировать угол опережения зажигания. Достаточно часто встречаются поломки этого датчика, которые объяснимы утечкой тепла и масла. Это происходит из-за его расположения.

Поломка датчика положения распределительного вала чаще всего вызвана утечками масла. В таких случаях есть только одно решение — ремонт или замена. При замене проверяют выравнивание ремня газораспределительного механизма, чтобы жидкости не попадали в монтажный кронштейн датчика положения области. В некоторых случаях обновляется программное обеспечение при установке.

Необходимо использовать подходящее масло для двигателя. Соответственно, распределительный вал останется идеально смазанным, так как это очень важно для правильной работы двигателя.

Непрерывное движение этого компонента вызывает недостаток смазки, что значительно сокращает срок его службы. Когда масло полностью опустится из-за того, что автомобиль не использовался в течение многих дней, масляному насосу потребуется некоторое время, чтобы отправить его в верхнюю часть двигателя. Эта ситуация в определенных моделях двигателей вызывает проблемы с гидравлическими толкателями и, как следствие, является причиной для более серьезных проблем.

Несмотря на небольшие размеры, датчик распределительного вала считается очень ценным магнитным устройством, которое собирает и отправляет сведения о скорости распредвала ТС блоку управления двигателем. Поскольку сигналы, которые отправляются на корпус компьютера, прерываются из-за проблем с распределительным валом, это оказывает влияние на рабочее состояние автомобиля.

Основные симптомы могут подсказать, что датчики распределительного вала, скорее всего, уже нуждаются в замене. Иногда возникают трудности с запуском машины. После того, как авто тронется, можно будет столкнуться с потерей скорости, уменьшением мощности двигателя и аномальным ускорением. Это основный признак неисправности.

Также к наиболее частым признакам, указывающим на предполагаемое повреждение распредвала, относятся то, что автомобиль нельзя завести и доносится стук из-за плохой зубчатой муфты или износа втулок. Кроме того, недостаток мощности можно объяснить плохой опорой вала. Если доносится громкий шум в этой области двигателя, это явный признак того, что распредвал не заедает. Это означает полное сцепление деталей, что препятствует скольжению. Игнорирование любого из этих симптомов потребует больше времени и расходов.

Когда существует ошибка датчика распредвала, то он не будет работать должным образом. В итоге бортовой компьютер не сможет определить расположение поршней и клапанов, поэтому будет невозможно отправить данные о том, когда зажигать искру или какой должен быть импульс. Существуют различные причины неисправности и важно ознакомиться с ними.

Ошибка датчика фаз(ДПРВ)

Данная проблема может обернуться тем, что двигатель будет функционировать в попарно-параллельном режиме подачи топлива. Форсунки будут работать интенсивнее и расход топлива сильно увеличится, как и токсичность выхлопных газов. Также не исключены и проблемы с самодиагностикой. Откладывать замену крайне нежелательно.

Где находится датчик положения распредвала(датчик фаз)

То, как расположен распредвал зависит от различных характеристик двигателя. Однако найти его несложно. В некоторых модификациях он находится внизу, под блоком цилиндров. Чаще всего можно увидеть модификации двигателей, распредвал которых расположен в головке блока цилиндров (сверху ДВС). Во втором случае ремонт и регулировка газораспределительного механизма намного проще, чем в первом.

Модификации V-образных двигателей снабжены ремнем ГРМ. Он находится на развале блока цилиндров, а иногда и собственным газораспределительным механизмом. Сам распредвал закреплен в корпусе с помощью подшипников, что дает возможность ему вращаться непрерывно и постепенно. В оппозитных двигателях конструкция ДВС не допускает установку распредвала. Однако у каждой стороны собственный газораспределительный механизм, но его функционирование синхронизировано.

Как проверить датчик положения распредвала

  1. Начинать нужно с осмотра электрического разъема и проводов датчика. После чего убирается разъем и осматривается на наличие следов ржавчины или загрязнений. Эти проблемы мешают нормальному электрическому контакту.
  2. Важно также посмотреть, нет ли повреждений кабелей: разрывов, плохой фиксации и следов ожогов от находящихся по близости горячих деталей. Провода должны находиться далеко от свечей зажигания или катушек зажигания. Из-за их близкого расположение может быть нарушен сигнал датчика.
  3. После этих манипуляций нужно воспользоваться цифровом мультиметром. Это устройство требуется для проверки напряжения переменного тока (AC), либо постоянного (DC), в соответствии с определенным видом датчика положения коленчатого вала.
  4. В случае определенных датчиков также необходима проверка проводов с помощью электрического разъема. Однако такая проверка не во всех случаях возможна. Также можно посмотреть, получится ли извлечь разъем датчика и подсоединить медный провод к клеммам. Затем повторно вставить разъем так, чтобы два провода прошли через корпус разъема. Есть и еще один вариант — иглой проткнуть все провода. Главное не закоротить их в процессе проверки. Если используется последний метод, нужно покрыть изолентой отверстия для штифтов.

Тестирование датчика коленчатого вала может быть затруднено, если конкретный тип конструкции неизвестен. Перед подобными действиями потребуется установить, является ли датчик индукционным датчиком или генератором Холла. Их не всегда легко опознать по внешнему виду. Если на разъеме три контакта, нельзя сделать точных заявлений о соответствующем типе. Здесь будут полезны конкретные спецификации производителя. Если тип конструкции не был окончательно уточнен, омметр нельзя задействовать для испытаний. Напряжение от измерительного прибора, применяемого для проверки сопротивления, может вывести из строя генератор Холла!

Проверка двухпроводного индуктивного датчика распределительного вала

Датчик положения распределительного вала не проверяется в большинстве регулярных служб, но на автомобиле есть предупреждающие симптомы того, что ему в скором времени потребуется замена. По причине того, что он посылает данные на распределительный вал, когда датчик ломается, у двигателя возникают проблемы и нарушается его нормальное функционирование. Контрольная лампа также должна загореться.

Как правильно проверять двухпроводной датчик:

  1. Поставить мультиметр на «вольт переменного тока».
  2. Повернуть ключ зажигания.
  3. Удостовериться в том, что хватает мощности, которая протекает по цепи. Подготовить провода мультиметра. Коснуться одним из щупов заземления, а вторым — всех проводов датчика. Если провода не находятся под напряжением, то в цепи существуют определенные неисправности.
  4. Запустить двигатель.
  5. Далее нужно щуп измерителя приставить к одному из проводов датчика, а другой щуп подставить к другому проводу. Затем проверяются показатели на дисплее глюкометра и результаты сопоставляются со спецификациями в инструкции к ТС. Изменяющийся сигнал должен быть между 0,3 и 1 вольт.
  6. Когда никаких сигналов нет, то это говорит о том, что починить датчик уже не получится и его требуется заменить.

Проверка трехпроводного ДПРВ

Как протестировать дпрв датчик:

  1. Нужно установить провод питания, «земли» и сигнальный провод, затем проверить сохранность проводки, идущей к датчику.
  2. Мультиметр переводят в режим DC.
  3. Помощник должен включить зажигание без запуска мотора.
  4. Черный щуп мультиметра нужно соединиться с «землей» (деталь двигателя из металла), а красный – с проводом дпкв дпрв.
  5. Второй человек должен запустить двигатель.
  6. Нужно приложить щуп красного цвета к сигнальному проводу ДПРВ, а темный щуп к проводу заземления.

Если датчик неисправен, то напряжение будет ниже установленного в руководстве по ремонту. Когда никаких проблем не обнаружено, то причина, может быть, в различных сбоях.

Как проверить датчик распредвала мультиметром

  1. Найти заземление, питание и сигнальные провода с помощью инструкции по ремонту транспортного средства.
  2. Поставить прибор на постоянное напряжение для проверки цепи датчика.
  3. Активировать зажигание, двигатель должен быть выключен.
  4. Использовать темный кабель мультиметра для «земли», а второй для провода питания.
  5. Удостовериться в показаниях прибора и провести сравнения с показаниями в руководстве.
  6. Второй человек должен запустить двигатель ТС.
  7. Коснуться заземляющего провода темным кабелем и сигнального провода красным щупом.
  8. Проверить показания и сопоставить их с информацией в руководстве по эксплуатации ТС.

Если показания напряжения ниже, чем должно быть в инструкции или если не хватает какого-либо сигнала, то с датчиком серьезные проблемы. Его нужно извлечь и внимательно смотреть на повреждения. Причина, может быть, в сильных физических повреждениях.

Проверка ДПРВ с помощью осциллографа

Проверка датчика фаз осуществляется с помощью электронного осциллографа. Требуется подключиться к датчику и взять с него осциллограмму.

Как выглядит процедура проверки:

  • измерительный щуп нужно подсоединиться к сигнальному проводу осциллографа;
  • требуется поставить диапазон измерения напряжения до 450 В;
  • нажать на «Пуск» и снять сигнал с датчика на дисплее.

Замена датчика распредвала

Поломка или выход из строя распредвала случаются очень редко. Это достаточно дорогостоящая деталь, поэтому ремонт может быть проблемным.

Итак, как выглядит замена датчика положения распредвала:

  1. Найти датчик.
  2. Извлечь отрицательный провод аккума.
  3. Снять электрический разъем с датчика, щелкнув на язычок и выдвинув его.
  4. Удалить крепежный винт датчика. Потребуется также снимать крепежные болты.
  5. Извлечь датчик из ТС.
  6. Далее идет установка работающего датчика положения распредвала.
  7. Нужно вставить датчик прямо и совместить фланец болта с монтажным отверстием.
  8. Затем поставить крепежные винты датчика и затянуть гаечным ключом или трещоткой с помощью торцевого ключа подходящего размера.
  9. Далее требуется переустановить электрический разъем.
  10. Нужно установить отрицательный провод аккума.
  11. Подсоединяется отрицательная клемма к аккуму.

Наконец, датчик распредвала, способный определять положение распределительного вала на всех фазах его цикла вращения — для отправки этих данных в ЭБУ — занимает решающую роль в управлении двигателем. Действительно, это позволяет ЭБУ знать положение каждого клапана и соответствующим образом регулировать в режиме реального времени количество впрыскиваемого топлива. В случае неисправности будет сложнее запустить двигатель, иногда это и вовсе становится невозможным. Двигатель будет страдать от гораздо большего количества пропусков зажигания и даже из-за чрезмерного расхода топлива.

Источник

Датчик фаз необходим для нормального функционирования инжекторной системы впрыска топлива. С его помощью вырабатывается импульсный сигнал, который передается на электронный блок управления. Этот сигнал показывает, в каком конкретно цикле на данный момент времени находится двигатель.

По информации, которую получает электроника, производится корректировка момента подачи топливной смеси и искры на свечи зажигания. Если датчик фаз работает без сбоев, то это обеспечивает нормальное функционирование всего двигателя, уменьшение расхода топлива, мощность мотора увеличивается.

Причины поломки

Причину, по которой датчик фаз ВАЗ-2114 вышел из строя, можно выяснить только лишь после того, как снимите это устройство и осмотрите его внимательно. Иногда, чтобы найти поломку, необходимо полностью провести диагностику прибора.

датчик фаз

Частые поломки, которые происходят на датчике:

  1. Короткое замыкание во внутренних элементах прибора.
  2. Механическое повреждение проушины для крепления прибора, в результате этого происходит смещение корпуса в посадочном отверстии.
  3. Поломка зубчатого диска, который находится на преобразователе сигнала импульсного типа.
  4. Перегрев датчика фаз в результате того, что температура двигателя слишком большая.

Рассмотрим причины неисправностей более подробно. В том случае, когда выходит из строя датчик фаз, электронный блок управления не воспринимает его сигнал. Происходит функционирование только на информации, полученной от датчика коленчатого вала.

В этом режиме нельзя осуществить фазированный впрыск топливной смеси. Электронный блок управления ВАЗ-2114 переводит двигатель на парный впрыск топлива, в результате этого ухудшается динамическая характеристика автомобиля, а также увеличивается расход топлива.

Признаки поломки

При выходе из строя датчика фаз ВАЗ-2114 могут возникнуть следующие симптомы:

  1. Значительное увеличение расхода топлива.
  2. Ухудшение динамики при разгоне, провал во время работы двигателя на холостом ходу.
  3. Нестабильная работа двигателя на холостых оборотах.
  4. Бортовой компьютер, установленный на автомобиле, выдает ошибки с номерами “0343” и “0340”. Они говорят о том, что имеется неисправность в датчике распределительного вала, и электронный блок управления перешел в аварийный режим.

Производить ремонт этого прибора бесполезно, вы его просто сломаете. Если датчик распределительного вала вышел из строя, то он не сможет нормально функционировать после проведения ремонта.

датчик фаз ваз

Стоимость нового датчика в магазинах составляет около 500 руб., всё зависит от того, какой производитель. Можно при помощи суперклея восстановить проушину, но электрическую часть ремонтировать нет смысла.

Проверка датчика

В том случае, если вы обнаружили типичные признаки поломки датчика распределительного вала, а также увидели ошибки на компьютере, нужно проверить, нормально ли функционирует прибор. Обязательно осмотрите все провода, которые идут к датчику, чтобы обнаружить возможные обрывы.

Диагностика осуществляется при помощи мультиметра. На автомобилях ВАЗ-2114 устанавливаются 8-ми и 16-клапанные двигатели. Причём конструкции этих приборов разные, они не взаимозаменяемые. Диагностика будет также немного отличаться. Для проверки датчика фаз ВАЗ-2114 на восьмиклапанном двигателе вам потребуется выполнить следующие действия:

  1. Проведите замер напряжения на контакте “Е” — оно должно быть таким, как в бортовой сети.
  2. Подключите мультиметр к разъему датчика “В” — напряжение должно быть 0,9 В.
  3. Теперь необходимо замерить напряжение на разъеме “В”, но только во время поднесения металлического предмета, например, отвертки, к активной части датчика. Напряжение должно уменьшиться до 0,4 В. В том случае, если не снизилось напряжение, можно говорить о поломке прибора.

Диагностика на моторах V16

Перед тем как проверить датчик фаз, нужно включить зажигание.

датчик фаз ваз 2114

Проверка датчика распредвала на 16-тиклапанном двигателе выглядит следующим образом:

  1. На выходе “Е” должно быть напряжение, равное по значению тому, которое в бортовой сети. То есть около 12 В.
  2. В режиме покоя на выходе “В” должно быть напряжение 0,4 В.
  3. Поднесите к активному элементу датчика фаз металлический предмет, при этом напряжение должно возрасти до 0,9 В. Если этого не произошло, то датчик неисправен.

Как видно из алгоритмов проведения диагностики, на 8-миклапанных двигателях сигналом для электронного блока управления является уменьшение напряжения. А для 16-тиклапанных моторов наоборот — увеличение напряжения.

Демонтаж датчика

После выявления неисправности необходимо заменить прибор. Сделать это очень просто, сможет даже водитель без навыков. Из инструментов потребуется ключ на «10». Желательно использовать трещотку и головку.

как проверить датчик фаз

Нужно только знать, где находится датчик фаз на “четырнадцатой”. Взгляните на моторный отсек, в район фильтра очистки воздуха. На блоке цилиндров имеется небольшой элемент, который прикручен при помощи одного винта. Это и есть искомый датчик распределительного вала. Демонтаж его осуществляется в таком порядке:

  1. Отключите от аккумулятора минусовую клемму.
  2. Отсоедините от датчика распределительного вала колодку с проводами.
  3. При помощи торцевой головки на «10» необходимо выкрутить болт, которым зафиксирован датчик на блоке двигателя.
  4. Выньте деталь из отверстия.

Обязательно проведите визуальный осмотр, вполне возможно, что вся неисправность кроется в том, что на активной части его скопилась металлическая стружка. Попробуйте протереть датчик фаз, после чего установите его обратно. Если он не начал работать в нормальном режиме, бортовой компьютер всё так же выдает ошибки, то установите новый прибор.

Монтаж нового датчика

Установка производится в обратной последовательности. Но нужно обязательно знать особенности монтажа прибора:

  1. Нельзя применять герметики или прокладки, так как температура возле датчика постоянно меняется. В результате этого герметик или прокладки расплавляются, что может принести огромный вред двигателю.
  2. Иногда после монтажа нового прибора бортовой компьютер всё равно выдает ошибки. Вполне возможно, что вам просто попался датчик, в котором присутствует заводской брак.

где находится датчик фаз

К сожалению, бракованные изделия очень часто попадаются в магазинах. Поэтому, если ошибка всё равно высвечивается, необходимо провести диагностику датчика фаз ВАЗ-2114. Если проверка показала, что прибор исправен, то нужно искать проблему в других механизмах. Вполне возможно, что расшаталась шестерня на коленчатом валу, либо ремень ГРМ перескочил на несколько зубьев.

На все инжекторные автомобили установлен датчик фазы распредвала, который считывает информацию о работе распредвала двигателя и тут же передает импульс на электронный блок управления автомобиля.

Датчики фазы распредвала
Датчики фазы распредвала

Датчик фазы распредвала установлен на на торце головки блока двигателя. Он имеет фиксированное положение установки. Принцип его работы ничем не отличается от принципа работы других электромагнитных датчиков положения.

Признаки неисправности датчика фазы распредвала:

повышенный расход топлива,

резкое снижение динамики автомобиля,

затрудненный запуск двигателя,

двигатель работает с перебоями, и глохнет при сбросе педали газа,

на панели приборов загорается иконка неисправности “check”

Коды ошибок при неисправном датчике фазы распредвала:

Р0340 Датчик положения распределительного вала неисправен (Ошибка датчика фазы)

Р0342 Датчик положения распределительного вала низкий уровень сигнала

Р0343 Датчик положения распределительного вала высокий уровень сигна

Датчики положения фаз распредвала бывают двух видов: двухпроводный (индуктивного типа) и трехпроводный (основанный на эффекте Холла). Проверка двух типов датчиков немного различается. Но первое, что нужно проверить в любом датчике, это резиновое уплотнительное кольцо, так как его деформация является частой причиной неисправности, чистоту контактов, целостность соединительной колодки датчика и подводящих проводов.

Проверка двухпроводного датчика (индуктивного типа):

Заведите двигатель автомобиля,

Переведите мультиметр в режим измерения напряжения,

Один щуп мультиметра подсоедините к одному контакту датчика, второй щуп — к другому. При исправном датчике мультиметр будет показывать колеблющееся напряжение от 0 до 5 В. Если напряжения не будет изменяться или его нет совсем — датчик неисправен

Разъем датчика фазы распредвала
Разъем датчика фазы распредвала

Проверка трехпроводного датчика фазы распредвала:

Подсоедините один щуп мультиметра к сигнальному контакту датчика (чаще всего средний), а второй на вход системы управления,

Прокрутите двигатель стартером. Мультиметр должен показать колеблющееся напряжение от 0 до 5 В. Если напряжения не будет изменяться или его нет совсем — датчик неисправен .

Датчик фазы распредвала ремонту не подлежит, поэтому неисправный датчик заменяется на новый.

Приветствую вас друзья на сайте ремонт автомобиля своими руками. Датчик положения распределительного вала (ДПРВ) – маленькая, но очень важная деталь. Не только в отечественной линейке автомобилей ВАЗ, но и в иномарках. Поэтому датчик определяется как часть ГРМ мотора, от которого и зависит его функциональность.

Как проверить датчик распредвала

Назначение ДПРВ

Тип действия этого элемента – электромагнитное. От датчика исходят сигналы в механизм управления (в мозг авто) за счет замыкания специального зубчика на распредвалу.

Компьютер транспортного средства к этому моменту уже осведомлен о положении поршня, что позволяет с точностью производить впрыск и формировать воздушно топливную смесь и воспламенять ее в нужный момент.

Признаки неисправностей и проверка датчика

Неисправности датчика распредвала,  как таковые определить самостоятельно довольно сложно. Определить их можно только на станции техобслуживания при помощи специального прибора осциллографа. Но все таки некоторые моменты мы рассмотрим.

В ходе эксплуатации автомобиля пыль, грязь, масло очень часто попадает на датчик в связи с чем ДПРВ начинает работать неправильно или вообще выходит из строя.

Это приводит к тому что авто теряет динамику, начинает потреблять больше бензина, так как форсунки производят впрыск топлива в два раза чаще, это происходит потому что сигналы берутся уже с датчика коленвала. На приборной панели загорается лампочка, символизирующая поломку, неисправности автомобиля.

Многие автолюбители, зная о своей проблеме, задаются вопросом – как проверить датчик положения распредвала самостоятельно в домашних условиях?

Для этого необходимо выполнить нехитрые действия:

1. Отсоединяется проводка и снимается ДПВР (датчик фаз), подключается мультиметр. Нажимается кнопка «сопротивление».

2. Берется металлический предмет (отвертка) и производятся движения вблизи прибора. Если мультиметр не меняет своих показаний и ничего не происходит – датчик неисправен.

Это пока что не приговор. ВАЗовские авто часто страдают такой болезнью, что датчик не реагирует из-за грязи или неправильного расстояния между мультиметром. Стоит хорошо зачистить контакт и сделать проверку еще раз.

Замена датчика распредвала

Если проверка датчика распредвала показала его неисправность, то пришло время замене. Процедура ничем не сложнее, чем проверка, если не требуется калибровка зазора. В этом случае неисправный элемент снимается, а новый устанавливается.

Все усложняется, если требуется отрегулировать зазор. Производится это с помощью осциллографа. И следует предупредить сразу, что впервые такая манипуляция самостоятельно не проводится, нужен опыт или лучше обратиться к специалистам.

Столкнувшись с данной проблемой, в будущем уже не будут так страшно звучать вопросы – как проверить датчик распредвала и к кому обратиться? Это вполне можно сделать самостоятельно в домашних (гаражных) условиях. Удачи на дорогах и конечно же без поломок.

Автомобильный мотор с электронным впрыском топлива, называемый также инжекторным по имени главного компонента – форсунки, управляется средствами программной модели двигателя в бортовом компьютере. Для работы ему требуется масса входных данных, считываемых с установленных на всех системах датчиков (сенсоров).

Они реагируют на многие физические величины, в том числе и чисто механические, то есть относительное положение вращающихся деталей.

Одна из них — распределительный вал, отвечающий за фазы выполнения впрыска.

Предназначение датчика фазы в инжекторном моторе

Фазой в данном случае будет угловое положение распредвала относительно некоторой начальной точки (репера). Она механически жестко связана с фазой коленвала через конструктивно заданное передаточное отношение привода.

У четырехтактного двигателя каждый цикл включает два оборота коленчатого вала, соответственно распредвал должен сделать один оборот, после чего все повторяется. При таком соотношении все моменты открытия и закрытия клапанов будут однозначно определены, хотя каждый поршень дважды побывает в верхней и нижней мертвых точках (ВМТ и НМТ).

Прочитай:  Устройство и работа инжектора в автомобиле

Если электронный блок управления (ЭБУ) будет располагать информацией только о фазе (текущем мгновенном угловом положении) коленвала, то он не сможет различить ВМТ тактов сжатия и выпуска.

Старые моторы при такой конфигурации выдавали импульс впрыска на форсунки дважды за цикл. Один из них приходился на ВМТ сжатия, когда клапаны закрыты, а распыленное топливо бесполезно накапливалось во впускном коллекторе. Это называлось попарно-параллельным впрыском. Мотор работал, но недостаточно эффективно.

Точно рассчитать момент впрыска позволило появление датчика положения распредвала или датчика фаз (ДПРВ или ДФ).

Топливо уже не задерживается перед закрытым впускным клапаном, что улучшило параметры мотора. Такой тип впрыска называется фазированным.

Появление ДФ также сделало возможным повысить надежность двигателя. Отказ датчика положения коленвала (ДПКВ) уже некритичен, более того, на многих моторах ДФ стал основным, а ДПКВ вспомогательным.

Конструкция

Датчик фаз может действовать на принципе электромагнитной индукции, где прохождение зубцов реперного диска фиксируется катушкой с магнитным сердечником, но чаще используется более точный прибор на эффекте Холла.

Датчик Холла представляет собой размещенные в пластиковом корпусе постоянный магнит и полупроводниковый кристалл, реагирующий на магнитное поле.

На распредвале механически закреплен задающий реперный диск со стальными зубцами, выступами или прорезями. Появление или исчезновение ферромагнитной связи между магнитом и кристаллом Холла вызывает электрический импульс на выходе полупроводника.

Этот сигнал усиливается, формируется триггером Шмитта, после чего открывает или закрывает транзисторный ключ с открытым коллектором, соединенный с сигнальным контактом разъема.

Два оставшихся контакта служат для подачи плюса и минуса питания сенсора от ЭБУ.

Как работает датчик фаз

Сигнал с выхода датчика фаз поступает на входной контакт блока управления. Таким образом контроллер получает информацию о нахождении распредвала в определенном положении.

Её можно использовать автономно или синхронно с сигналом от ДПКВ.

Зная скорость вращения валов и фазу сигнала, можно рассчитать моменты подачи искры зажигания и открывания форсунки в каждом цилиндре индивидуально, а также корректировать эти управляющие воздействия в зависимости от режима работы двигателя.

Причины неисправности

Датчик очень надежен, но условия его работы достаточно тяжелые для электронной аппаратуры гражданского назначения.

Отсюда и выходы из строя:

  • повреждения контактов из-за долговременных вибраций;
  • нарушения в электронной схеме при постоянных перепадах температуры в широком диапазоне;
  • воздействие агрессивных нефтепродуктов;
  • пропадание контакта из-за коррозии;
  • обрывы и замыкания в проводке.

Отказ датчика вызывает разные проявления, в зависимости от конкретной модели автомобиля. Происходит либо автоматическое переключение с фазированного впрыска на попарно-параллельный, либо полная остановка двигателя.

Читайте также: Что делать если бензин поступает, искра есть, а двигатель не заводится

В первом случае будет отмечен рост расхода топлива, снижение отдачи, задержки с запуском. Система самодиагностики переведет ЭБУ в аварийный режим и зафиксирует код ошибки, включив контрольную лампу.

Способы диагностики

Наиболее простая проверка заключается в установке подменного заведомо исправного датчика. Но при этом не проверяется вся цепь до разъема ЭБУ.

Если требуется более полная диагностика, в том числе и контроль состояния проводки, то используется запоминающий многоканальный осциллограф в составе моторного стенда. Снимаются входные сигналы ЭБУ, анализируется их форма и соответствие синхронизации.

Датчик на эффекте Холла допускает и статическую проверку. К его выходу подсоединяется мультиметр или осциллограф, после чего к рабочей зоне подносится любой ферромагнитный предмет.

При перемещении его датчик должен переключаться между логическим нулем и единицей. Естественно, предварительно на его контакты подается и проверяется напряжение питания.

Добавить комментарий