Как найти деда мазая

Стихотворение Николая Алексеевича Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы” впервые опубликовано в журнале “Отечественные записки”, 1871, No 1, с. 124, с подписью: “Н. Некрасовъ” и подзаголовком: “Изъ стихотвореній, посвященныхъ русскимъ дѣтямъ”.

Текст.
https://ilibrary.ru/text/1108/p.4/index.html

ПРОТОТИП МАЗАЯ
Подробное исследование проделал заслуженный краевед Зонтиков.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Зонтиков,_Николай_Александрович
Вот, что он пишет.

***
Вопрос о прототипе героя стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» почти не вставал. Знаменитый спасатель зайцев традиционно воспринимался как чисто литературный персонаж. В литературе, правда, говорилось, что дедушка Мазай – реальный, конкретный человек, но звучало это как-то глухо и не очень убедительно: Мизенец (1902 г.): «Поэт оставил описание Мисковской волости в стихотворении “Дедушка Мазай и зайцы”. Вёжи, из которых происходил старый Мазай, принадлежит к этой же волости»439; А. В. Попов (1938 г.): «Деревня Малые Вежи, где жил Мазай, один из друзей-охотников Некрасова, существует и теперь» [440]; В. В. Касторский (1958 г.): «Дедушка Мазай – не вымышленное лицо. Это (…) костромской крестьянин, приятель Некрасова по охоте. Потомки дедушки Мазая живут и сейчас в Костромском районе под фамилией Мазайкиных*» [441]; А. Ф. Тарасов (1977 г.): «Герой стихотворения “Дедушка Мазай…” – реальная личность» [442].

***
Нет сомнений в том, что Иван Саввич Мазайхин и дедушка Мазай – одно лицо, или, точнее, в том, что Иван Саввич послужил прототипом стихотворения о дедушке Мазае. По-видимому, Ивана Саввича в деревне звали Мазай***, и это прозвище представляет собой усеченный вариант его фамилии.

***
Во время весенних разливов в Заречье животные – волки, зайцы, лисы, кабаны, лоси – оказывались в трудном положении, многие из них гибли. Л. П. Пискунов вспоминает о разливе 1936 г., когда Вёжи «залило так, что во многих домах вода доходила до окон первых этажей (…). В это время было залито большое количество лесных угодий, незатопленными остались только отдельные небольшие островки в лесах. Тогда погибло много зверей. Лоси плавали, искали островки суши и не находя – тонули. Их вздутые туши позднее наши мужики находили в лесах и на полое. Зайцы, когда уходил из-под них последний клочок суши, плавали, тонули, забирались на пни, кривые деревья, бревна. Некоторые мужики снимали их и привозили в деревню или высаживали где в лесу на островок. Мой отец как-то поехал на ботнике развешивать мережи для сушки и встретил в лесу мертвого волка, который плавал на толстом бревне, положив голову и уцепившись за бревно передними лапами» [470].

https://kostromka.ru/zontikov/nekrasov/116.php

***
Нам неизвестно, когда и как Некрасов познакомился с прототипом своего Мазая. Однако кое-какие данные на этот счет есть. В Пушкинском доме сохранился листок с черновыми заметками Некрасова, на котором сделаны следующие записи: «Дедушка Мазай и зайцы» и «Заяц сер как онуча» [388]. М. В. Теплинский предположил, что эти заметки относятся к периоду между 1866 и 1870 гг. [389] О записи «Дедушка Мазай и зайцы» исследователь заметил: «Название известного стихотворения Некрасова, написанного в 1870 году. Мысль о стихотворении и название его могли зародиться у Некрасова и раньше, что подтверждается следующими соображениями. Упоминаемая в стихотворении деревня Малые Вежи находится в той же Мисковской волости Костромской губернии, где Некрасов охотился с Гаврилой, которому посвятил “Коробейников” (1861). Поэт охотился в этих местах в начале 60-х годов, и именно тогда у него мог возникнуть замысел стихотворения (…)» [390].
https://kostromka.ru/zontikov/nekrasov/103.php

Зонтиков Н. А. Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» / Н. А. Зонтиков. Н. А. Некрасов и Костромской край: страницы истории / Составление и редактирование Н. А. Зонтикова. – Кострома: ДиАр, 2008. – 384 стр.

КОСТРОМСКАЯ АТЛАНТИДА
Упомянутый выше Леонид Пискунов описал историю деревни Вёжи. Воспоминания опубликованы на сайте:

Пискунов Л.П. Из истории моей родины. О прошлом деревни Вёжи под Костромой
https://kostromka.ru/kostroma/land/04/piskunov/98.php

Вёжи – довольно богатое поселение с древней историей. Люди селились здесь с бронзового века. С XIV века это волжский форпост Московской Руси. Избы стояли на высоких сваях. В ХХ веке вся эта местность была ликвидирована титаническими усилиями каналоармейцев. Поселения, плодородная пойма и возделанные угодья были затоплены водами Костромского водохранилища. Деревня была переселена, сооружения разрушены. Однако остров Вёжи сохранился. Археологи называют его Костромской Атлантидой.

“За всё время проведения раскопок нам удалось обнаружить огромное количество великолепно сохранившихся находок: инструменты для резьбы по дереву и кости, кожаная обувь, предметы керамики, ювелирные изделия, берестяные таблички, записи на которых, вероятно, делались чернилами. Почва здесь поистине уникальная: за счёт её сырого слоя органические материалы сохраняются в первозданном виде. Подобных артефактов в Костромской области больше нет нигде”, – поделился заведующий лабораторией археолого-этнологических исследований КГУ, участник экспедиции в Вёжах Сергей Кабатов.
https://www.rgo.ru/ru/article/kostromskaya-atlantida-0

Говорят, там раскопали погребальный драккар с рунической надписью MASAI, в котором возлежал пятиметровый истлевший великан в окружении заячьих скелетов. А с проплывающих мимо судов порой замечали, как в весеннем тумане по острову бродит призрак огромного зайца.

Дедушка Мазай действительно кажется героем мифа, будто какой-то Гильгамеш, а это стихотворение представляется эпической поэмой (по крайней мере, второкласснику). Вероятно, причина в том, что Некрасов создал сложную конструкцию, со многими хронотопами: в августе на охоте; спрятались в сарае; деревня как Венеция, жизнь Мазая, анекдоты Мазая, рассказ Мазая про зайцев; наводнение; спасение зайцев; возвращение в деревню; частушка-погонялка; в избе Мазая. Можно сделать целый сериал.

Также имя Мазай ассоциируется с божеством Москвы (*mos), чьи атрибуты аналогичны – вода, мох, болотистая низина. Архетип *mos проявлен и в других образах мифологического мышления.

ЭТИМОЛОГИЯ МАЗАЯ
Есть ли значение антропонимов Мазайхин, Мазайха? Почему старика в деревне звали “Мазай”, а Некрасов акцентирует слово “дедушка”? Это созвучие может иметь опору в языках этносов Волго-Камского региона. Волга – основная транспортная артерия. От Костромы вниз по течению город Чебоксары (600 км), рядом Йошкар-Ола, Ижевск. Откроем словари тамошних этносов.

В удмуртском языке есть слово “мазак” – шутка, насмешка, забава. В марийском языке “мазак” – посмешище, “мазакланаш” – чудачить, “мäзак” – диво, потеха. В чувашском языке “массак” – диво, потеха; “маçак” – дедушка со стороны отца.
ru.samah.chv.su/s/маçак
https://ru.chuvash.org/wiki/Этимологический%20словарь%20чувашского%20языка%20(М)

Считается, что происхождение “масак” тюркское. В киргизском “мазак” – шутка, насмешка, издёвка; “мазак кыл” – издеваться, насмехаться.
https://classes.ru/all-kirghiz/dictionary-kirghiz-russian-term-18431.htm

Таким образом, прозвище “Мазай” имеет соответствия в языках волго-камских народов, где означало “чудак, забавник” и одновременно “дедушка”. Вероятно, Некрасов знал о двойном смысле этого прозвища – и гениально его обыграл. Герой стихотворения действительно ведёт себя необычно и забавляет людей:

Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
“Глянь-ко: что делает старый Мазай!”

БЛАГОЗВУЧИЕ
Начало стихотворения кажется неблагозвучным. “С старым Мазаем” – язык сломаешь. Однако если читать его в старинной манере, окающим костромским говором (и с безударной Ё), получается гармонично и колоритно: “В августе, ОкОлО Малых ВёжЕй, с старым Мазаем я бил дупелей”.

ЭКОФИЛОСОФИЯ
В стихотворении “Дедушка Мазай и зайцы” озвучены довольно прогрессивные (для 1860-х) идеи экологической философии и неистощительного природопользования.

В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями её не ловили,
Кабы силками её не давили;
Зайцы вот тоже, — их жалко до слёз!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, —
Нет! ещё мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?..

Подобная природоохранная этика получила развитие только к концу XX века. Получается, Некрасов опередил время на столетие.

Экологическая этика – феномен парадоксальный и виртуальный. Вроде бы она стала доминировать и даже вошла в законодательство. Но сейчас в жизни усреднённого читателя нет ни зайцев, ни деревни Вёжи, ни мужиков, ни силков; нет даже и баб и ребятишек. Всё это отменено, физически или культурологически.

Более того, нет даже и того Некрасова, каким он себя считал. Это был Николай Алексѣевичъ ​Некрасовъ родился 28 ноября 1821 года в Немирове Подольской губернии Российской империи. А спустя двести лет обнаруживается, что родился сей господин 10 декабря 1821 года, а населённый пункт именуется так: Немирів, Вінницька область, Україна. И поэта там полагается именовать М.О. Некрасов (Микола Олексійович). Фактически изменены все анкетные данные: дата рождения, место рождения и даже инициалы. Паспорт Некрасова недействителен. Кто же разграбил идентичность?

ТАНАТОЛОГИЯ
Если прототип “дедушки Мазая” – Иван Саввич Мазайхин из деревни Вёжи, родившийся в 1801 году, можно предположить, что в 1870 году этот старик умер, и Некрасов написал стихотворение в память о нём. Тема смерти для Некрасова была чрезвычайно важна. Он перенёс много заболеваний, а также страдал от депрессии, ипохондрии и “меланхолии”. Можно предполагать, что смерть Мазайхина погрузила Некрасова в думы о собственной кончине, о том, как незначительная болячка перерастает в смертельный недуг. Поэтому в стихотворении тучка небольшая “разразилась жестоким дождём”, который сравнивается с железными прутьями (небесная кара). И автор скрывается с Мазаем (покойником?) “в какой-то сарай” (гроб?).

Имя Мазая и сюжет ассоциируются с некоторым мифологическими образами, хорошо известными в те времена: Моисей (Masai ~ Moses) выводит народ свой через море; Спаситель шествует по водам; Харон переплывает Стикс в ладье.

Можно танатологически истолковать и финал. Похоже, Некрасов (интуитивно?) сочинил заклятье (оберег), искупающее его охотничьи грехи и отодвигающее смерть.

Я проводил их всё тем же советом:
“Не попадайтесь зимой!”
Я их не бью ни весною, ни летом,
Шкура плохая, — линяет косой…

Линять (о цвете, узоре) – значит, исчезать, вымываться. Шкура плохая у старика (и у Некрасова была кожа прескверная). Но пусть пока Бог не бьёт его ни весною, ни летом. Если и попадёт в него небесная стрела, то зимой. Так и случилось: в разгар зимы пришла к нему смерть с косой. И было это для него подлинным спасением.

МАГИЯ
Некрасов был гением Слова и картёжным колдуном, а значит, это каузальный маг и пророк. Но найти в его “крестьянских стихах” пророческую магию трудновато. Кажется, что там вообще нет метафизики. Тем не менее в финальной строчке можно обнаружить такие шифрограммы: кончина (ПРОВОДЫ), единица (Я), восьмёрка (В.С.Ё) и две семёрки: “Я проводил их вСё тЕМ же СовЕтоМ”. Во второй строке имеется зима, и шёпотом угадываются два и семь (попаДАйтесь ЗИМой). Как известно, поэт умер в 1877 году, 27 декабря. Однако заметить эти шифры нам не дано. А если кто и заметит, доказать не сумеет. Магия – порождение тонкого мира, а мистика – боится статистики.

Вывод. Человек должен беречь и отстаивать идентичность своего мира. Иначе всё в этом микрокосме исчезнет и вымрет.

Литературное чтение, 3 класс

Урок 25. Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Сюжет и главная мысль стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы.

2. Анализ стихотворения Н. А. Некрасова. «Дедушка Мазай и зайцы»

Глоссарий по теме:

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.

Повествование – это текст, в котором идёт рассказ о чём-то, ком-то, о каких-то событиях.

Сюжет – система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность.

Ключевые слова:

Стихотворение; эпитет; сравнение; метафора; план; тип текста – повествование; сюжет.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 170-172.

2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

3. Государственный литературно-мемориальныймузей-заповедник Н.А. Некрасова “Карабиха” [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://karabiha-museum.ru/index.php/programmy-dlya-detej-i-yunoshestva/muzej-deda-mazaya свободный. — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем:

– об особенностях повествовательного текста в стихах;

– научимся анализировать текст;

– сможем создавать словесные картины по тексту.

Основное содержание урока.

1. Знакомство с произведением происходит в ходе беседы вымышленных персонажей – учителя и учеников (Володи и Ани).

У: Перед вами картина Исаака Левитана «Весна. Большая вода». Какое явление природы изображено на картине?

А: Это половодье. Весной реки выходят из берегов и заливают большие пространства вокруг.

В: Это происходит из-за талого снега. Половодье может принести немало бед животным, которые не могут спастись и погибают.

У: Верно. Николай Алексеевич Некрасов описал половодье в одном из своих произведений – поэме «Дед Мазай и зайцы». Некрасов очень любил охоту. Часто, приезжая в деревню он беседовал с крестьянами – охотниками. В основу поэмы положен действительный случай.

А: Расскажите, пожалуйста.

У: В деревне Малые Вежи жил дедушка – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где он жил, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, ее так затапливало, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Некрасову нравилась эта деревня, и он каждый год приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его спутником был дедушка, который знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, дедушка рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал “Дедушка Мазай и зайцы”.

Чтение стихотворения. Продолжение обсуждения.

У: О каком интересном случае из своей жизни рассказывает дед Мазай? Когда произошел этот случай?

В: Дед Мазай рассказывает о том, как весной, во время половодья, он спасал зайцев, которые попали в беду.

У: Что вас больше всего тронуло? Удивило? Рассмешило?

А: Больше всего тронуло то, как дед Мазай спасал зайцев. Удивило то, как зайцы были послушны. Было смешно читать, как автор говорит о зайцах. Особенно о зайчихе: «Еле жива, а толста, как купчиха! Я ее, дуру, накрыл зипуном..»

У: Давайте поговорим о сюжете стихотворения. С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чем он переживает?

В: Мазай переживает о том, что дичь «ловят сетями, силками давят».

У: Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?

А: Весной во время половодья нагоняет много брёвен. Он их собирал.

У: Как Дед Мазай помогал зайцам?

А: Сначала он увидел зайцев, которые спасались на маленьком островке, который ещё не скрылся под водой. Мазаю стало жаль зверьков, и он взял их в лодку.

В: А потом ему ещё встретились зайцы, которые попали в беду. Он не смог их оставить.

У: Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев, что он любит этих зверьков?

А: Он их называет так: бедные зверьки, зайцы мои, зайчики, зайчишко, горемыка, плуты косые.

У: Какую находку было жаль бросать Мазаю?

В: Ему встретилось бревно, на котором сидели зайцы. Он собирал дрова, и бревно было ценной находкой. Но и зайцев он хотел спасти, а в лодке их было много, поэтому он зацепил бревно вместе с зайцами и повёз их как на буксире.

У: Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев?

А: Они потешались, подшучивали над ним.

У: Дед Мазай ради потехи прокатил «деревней зайчишек»?

В: Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов.

У: Чем закончилась история?

А: Мазай выпустил зайцев в безопасном месте.

У: Что вы узнали о дедушке Мазае из прочитанного?

А: Он любит свой край, жалеет животных, осуждает деревенских мужиков за жестокость.

У: Мазай – охотник. Почему же он не стрелял в зайцев, а спасал их?

А: Я думаю, он добрый и великодушный человек. Зайцы попали в ловушку из-за наводнения. Мазай не мог обидеть их, потому что они не могли от него убежать. Мазай не мог обидеть того, кто слабее него.

У: О чём же это стихотворение?

В: Я думаю, главная мысль стихотворения – любовь к природе.

А: Некрасов дает нам урок любви к природе, причем любви бережной и разумной.

2.Во второй части урока в ходе беседы персонажей производится анализ произведения.

У: Мы прочитали отрывок из поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Давайте обсудим, с помощью каких выразительных и языковых средств поэт смог передать свои мысли и чувства.

Начнём со словарной работы. Есть ли в тексте непонятные слова?

А: Когда мы читали текст, я выписывала непонятные слова, а потом нашла в словаре их значение. Кстати, все эти слова устаревшие, в современной речи почти не употребляются.

В: Я нашёл этом стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена речь деда Мазая. Я тоже выписал их и подобрал близкие по смыслу.

У: Молодцы. Что вы ещё заметили?

А: В стихотворении много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: островок, островочек, дедушка, зайчики, столбик, зайчишко, ребятишки, зверюшки. Они подчеркивают доброе отношение автора к героям.

У: Какие выразительные средства использует Некрасов?

В: Поэт использует эпитеты: «болотистый, низменный край», «бедные зверьки». Метафоры: называет зайцев «команда косая», «плуты косые», зайчишку «горемыка», на бревне зайцы лежат «пластом».

А: Сравнения: зайчиха «толста, как купчиха», зайчик стоит на бревне как «столбик».

У: К какому типу текста можно отнести стихотворение?

А: Оно похоже на рассказ, повествует о событиях, которые произошли с дедом Мазаем и зайцами. Я думаю, это повествование.

В: Я тоже так думаю. В тексте много глаголов, к нему можно задать вопросы: что случилось? что происходит? когда это произошло? чем закончилось?

У: Верно. Составьте план пересказа.

А и В: У нас получился такой план.

У: Нарисуйте словами картины, которыми можно было бы проиллюстрировать ваш план.

А: Мазай с автором-охотником сидит в сарае. Он рассуждает о жестоких обычаях мужиков по отношению к животным.

В: Мазай плывет в лодке по разлившейся реке, вылавливает и складывает в лодку дрова.

А: Мазай видит островок, на котором сидят испуганные зайцы. Он подплывает и забирает их в лодку.

В: На бревне столбиком, скрестив лапки стоит заяц. Мазай забирает и его.

А: Под кустом толстая зайчиха. Она замёрзла и промокла, дрожит. Мазай пересаживает её в лодку и укрывает зипуном, чтобы согреть.

В: Мимо лодки Мазая плывёт бревно, на котором сидят и лежат зайцы. Мазаю нужны дрова и зайцев жалко. Он подцепил бревно багром и потащил как на буксире.

А: Деревня. На берегу стоят бабы и ребятишки, смеются на Мазаем. Дед не обращает на них внимания.

В: Лодка подплыла к безопасному берегу, зайцы спрыгнули на берег и поскакали в лес.

У: Я вижу, вы хорошо научились анализировать стихотворные произведения. Молодцы.

Разбор типового тренировочного задания.

Текст вопроса: Как называется тип текста, в котором идёт рассказ о чём-то, ком-то, о каких-то событиях?

1. Рассуждение.

2. Повествование.

3. Описание.

Правильный ответ: 2. Повествование.

Разбор типового контрольного задания.

Текст вопроса:

Найдите средства выразительности в стихотворении.

1 вариант

Подчеркните сравнение в тексте стихотворения Н. А. Некрасова.

«Только что начал работать веслом,

Глядь, у куста копошится зайчиха –

Еле жива, а толста как купчиха!»

2 вариант

Подчеркните метафору в тексте стихотворения Н. А. Некрасова

«…зайчишко на пне,

Лапки скрестивши, стоит, горемыка,

Взял и его – тягота не велика!»

Ответ

1 вариант

«Только что начал работать веслом,

Глядь, у куста копошится зайчиха –

Еле жива, а толста как купчиха!»

2 вариант

« …зайчишко на пне,

Лапки скрестивши, стоит, горемыка,

Взял и его – тягота не велика!»

Когда несколько дней назад я увидела их в Химках, на задворках местного “музея”, который никогда не работает, то решила, что это копия. Потому что без деда Мазая с его зайцами невозможно представить парк Музеон, это одна из любимых и самых запоминающихся скульптур.
Однако когда я прочла у misareg о том, что Зайцы действительно исчезли из Музеона, пришлось поверить, что именно они загадочным образом перенеслись в Химки. Тем более следы всенародной любви к скульптуре в виде отломанных ушей у одних зайцев и натертых до блеска у других, были налицо.
Однако Гугл многое знает, и историю в общих чертах удалось востановить. Но прежде, чем я расскажу ее, еще пара фотографий из Музеона, прежде всего – знаменитой пары зайцев, которые устроились на носу лодки почти как герои фильма Титаник

А это они в Музеоне зимой

А теперь рассказываю.
Жил в Химках скульптор Михаил Таратынов, народный художник России. Каюсь, я незнакома с его творчеством, и единственное, что знаю из его работ – это памятник Зое Космодемьянской в Химках, недалеко от музея, о котором еще расскажу.

А его сын, Александр  – тоже скульптор, и именно он – автор Зайцев из музеона (2010 год,  в соавторстве с дочерью, Глафирой Таратыновой). Когда Таратынов-старший умер в 2008 году, Александр Таратынов создал в Химках музей, загадочно названный “Галерея 3D”, где разместил работы отца и других членов семьи, которые почти все были скульпторами и художниками.

Александр Таратынов в последнее время живет в основном в Голландии, немало памятников его работы стоят на улицах европейских городов, а одно из самых известных его произведений (кроме зайцев, конечно) – трехмерная скульптура по картине Рембрандта “Ночной дозор” (в соавторстве с Михаилом Дроновым), которая стоит на площади Рембрандта в Амстердаме. Возможно кто-то помнит, как в 2010 году она экспонировалась в Москве около музея имени Пушкина. После “Ночного дозора” художник создал еще несколько скульптур на основе известных картин.


(фото из Википедии)

А Зайцы жили в Музеоне своей жизнью, которая была непростой: у них регулярно отламывали уши. Музеон  их восстанавливал, но в конце концов обратился к художнику с просьбой, чтобы он их отреставрировал. Тот согласился, и осенью 2019 года Зайцы покинули Музеон. Дальше остается только реконструировать ход событий. По-видимому, Александр Таратынов попросил отправить скульптуру во двор музея “Галерея 3D”, где стоят и другие его работы.

Галерея, насколько знаю, не работает, во всяком случае мне не удавалось найти признаков ее  жизни и проникнуть за забор.
Зайцев обещали вернуть в Музеон к началу сезона, но… случился коронавирус, а художник скорее всего – в Голландии.
Так и стоят они в Химках по адресу улица Чапаева, дом 3А. Кто соскучился, приезжайте посмотреть из-за забора. Видно правда не очень хорошо.

20200712_202057f.jpg

Надеюсь, что обновленные Зайцы вновь вернутся в Музеон. Их там не хватает.

Церковь Спас-ПРеображения из села Вежи.png

Фотография сделана «мыльницей» где-то в середине 90-х годов минувшего столетия.
Мы с детьми поехали в Кострому. И, конечно, заглянули в Ипатьевский монастырь.
Музей деревянного зодчества тогда располагался в Новом городе.

план монастыря.jpg

На нынешнем плане Новый город пустой

Избы, мельница, овин, маленькая деревянная церковь…
На экскурсию попасть не удалось. Объясняла сама, как умела: одним топором, без единого гвоздя… вот здесь бревнышки сложены «в лапу», а здесь «в чашу».
Маленький деревянный храм на высоких сваях. Церковь Преображения из села Вежи, XVII век.
-Зачем её сюда перевезли?
– Чтобы бережно сохранить. Ведь церковь уникальная – подумайте! – семнадцатый век…
 – А почему церковь на ножках?
– Гм… ну, значит, так надо.
Ответа я не знала. Название села вроде бы знакомое… где-то я слышала… нет, не припомню.
И надо же! – в тот же день в газетном киоске нам попалась детская книжка с картинками.
«Дед Мазай и зайцы», и на обложке – та самая церковь!

В августе, около Малых Вежей
С старым Мазаем я бил дупелей.
Как-то особенно тихо вдруг стало,
На небе солнце сквозь тучу играло.

                              Тучка была небольшая на нём,
                              А разразилась жестоким дождём!
                              Прямы и светлы, как прутья стальные,
                              В землю вонзались струи дождевые
                              С силой стремительной… Я и Мазай,
                              Мокрые, скрылись в какой-то сарай.

                                                                             Дети, я вам расскажу про Мазая.
                                                                             Каждое лето домой приезжая,
                                                                             Я по неделе гощу у него.
                                                                            Нравится мне деревенька его:
                                                                            Вся она тонет в зелёных садах;
                                                                            Домики в ней на высоких столбах
                                                                            Летом её убирая красиво,
                                                                            Исстари хмель в ней родится на диво,
                                                                           (Всю эту местность вода поднимает,
                                                                            Так что деревня весною всплывает,
                                                                            Словно Венеция). Старый Мазай
                                                                           Любит до страсти свой низменный край…

Так вот оно что!
По карте Костромской области мы искали Малые Вежи… или просто Вежи… или Вёжи… Искали – и не нашли, увы…
Куда же подевалась родина деда Мазая?

В начале XXI столетии в наших краях объявился Его Величество Интернет. И  помог разгадать загадку.

Вежи на карте.jpg

                                                                                 
                                                                                          Костромской уезд на карте. 1860 год

Деревушка Вежи стояла недалеко от села Спас. Постепенно два населенных места срослись,  и образовалось село Спас-Вежи.
В середине XX века их затопило Костромское водохранилище.

Костромской район.jpg

Костромской район на современной карте

Вот так и оказалась в Ипатьевском монастыре маленькая деревянная церковь “на ножках” – уникальный памятник.

На сайте kostromka.ru

В наиболее ранней из сохранившихся описей церковного строения значится: «Построена оная церковь издревле и значится в писцовых книгах 7137 года и 7138 года, а в котором году именно и кем за далью временности отыскать не можно» (от Сотворения Мира, по-нынешнему 1629 и 1630)
Все последующие описи повторяют ссылку на писцовые книги за 1628 год, в которых церковь Преображения в селе Спас-Вежи значится уже существующей.

«В 1770 году перестраивана была и в том же году октября 31 освящена».
В 1824 г. «подрублена новыми сосновыми бревнами и покрыта со скалою новым тесом».
В 1898 г. подгнившие дубовые сваи под церковью заменяются кирпичными столбами — «вместо деревянных складены 14 каменных столбов на цементе прочно».

костромская старина.jpgцерковь в селе.jpg

Фотографии начала ХХ века. Церковь в селе, на своем привычном месте

Стройный корпус церкви, находящийся высоко над землей, на фоне голубого неба и плывущих облаков, действительно, кажется легендарным воздушным  кораблем. Этот образ приобретает эпическую силу в период стояния большой воды, когда волны весеннего паводка разбиваются о стены храма.
«Сообщение с соседями и с церковью — на челноках и лодках, как в Венеции,— писал краевед В. Соколов, – и даже местный причт, живущий невдалеке от церкви, ездит в нее „кораблецом”, а самая церковь кажется повешенною на водах».
Трехметровое расстояние, отделяющее церковь от земли, совершенно свободно просматривается насквозь еще задолго до подхода к зданию, и в рамке подпирающих церковь стволов деревьев  открывается вид на хлебное поле, на избы деревни, на зеркало озера с силуэтами свайных бань.
Сквозное движение воздуха под церковью используется сейчас колхозниками для сушки табака, а также и для других работ, требующих навеса, особенно в дождливую погоду. Во время обмеров церкви мы почти целые дни слышали стук проезжающих под зданием подвод и песни девушек, сортирующих там табак.

  Отсутствие обшивки на сваях вызывалось необходимостью просушки под зданием находящейся всегда в тени почвы, особенно после весенних разливов. В акте осмотра деревянной колокольни в 1904 г. специально указывалось: «Ввиду того, что в половодье вода подходит под колокольню и церковь, отверстие между сваями не заделывать, оставить для доступа воздуха».

в селе 1950.jpg

Фотография начала 1950-х годов. Церковь пока ещё на своем месте. Справа видны кресты. Старое кладбище. Наверно, там похоронен дедушка Мазай. Ведь он был прихожанином этой церкви. Нынче его могила под водой рукотворного моря

В 1937 году церковь закрыли. А в 1956 году, в связи с созданием Костромского водохранилища, она была перевезена в Костромской музей народной архитектуры и быта.

в монастыре.jpg

Фотографии начала 1960-х. Спасо-Преображенская церковь уже в монастыре, в Новом городе

Спас Вежи в Ипатьевском.jpg

Почти полвека простояла во дворе Нового города Ипатьевского монастыря, став одним из символов Костромы.

Уникальный памятник народной архитектуры сгорел
4 сентября 2002 года.

В новостях промелькнула короткая заметка.
Спасо-Преображенская церковь осталась одна в Новом городе. Через несколько дней и она должна была покинуть монастырь.
Все остальные экспонаты уже переместились в Музей-заповедник «Костромская слобода». Всё было готово к перевозке.
Но внезапно вспыхнул пожар. Церковь сгорела, как свечка…
Когда прибыли пожарные, спасать было уже нечего. Причины возгорания не установлены.
По слухам, в тот же день в Костроме загорелись несколько музеев

Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф.
Климанова.

Цели:

  • познакомить со стихотворением Н. Некрасов «Дед
    Мазай и зайцы»;
  • развивать речь, выразительное чтение;
  • воспитывать любовь к природе, животным.

Оборудование: шаблоны словарных слов,
план работы, рисунок деда Мазая, портрет Н.
Некрасова, аудиозапись: Чайковский П.И. «Времена
года – апрель», репродукция картины И.И. Левитана
«Весна. Большая вода», Родная речь. Учеб. для 3 кл.
нач. шк. В 2 ч. Ч 1/сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,
М.В. Голованова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. –
223 с.: ил.

Используемые методы и приемы:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа,
работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация
иллюстраций.
3. Практические методы: устные упражнения.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей

– Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с
творчеством Николая Некрасова.

3. Вступительная беседа

– В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай –
одинокий, добрый человек, влюбленный в природу.
Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на
охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная.
Домики стояли на высоких столбах. Деревня была
расположена в низине, и весной, во время
половодья, ее так затопляло, что жители не ходили
по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи
утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта
зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда
отдохнуть, поохотиться. В этих походах его
спутником был дед Мазай. Мазай знал много
рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот
однажды, когда поэт и его старый друг были на
охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном
сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал
об одном случае из своей жизни. Некрасов на
основе этого рассказа написал стихотворение
«Дедушка Мазай и зайцы».

4. Первичное восприятие текста

– Послушайте это стихотворение.
– Каким вы себе представляете Мазая?
(Показывается рисунок 1)

– О каком интересном случае из своей жизни
рассказывает дед Мазай? Когда произошел этот
случай?

5. Словарная работа

– Посмотрите на эти слова. Прочитайте первое
слово. Как вы его понимаете?

силки’

Петли для ловли птиц и мелких животных

багры’

Шесты с металлических крючком

тягота’

Тяжесть, груз

поте’ха

Забава, веселье

лопо’чут

Говорить быстро, много, неясно

гуто’рить

Беседовать

у’хнул

Издавать резкий звук

арши’н

Старинная мера длины, немного меньше метра

саже’нь

Старинная мера длины, чуть больше двух метров

6. Вторичное восприятие текста

– Прочитаем по цепочке наше стихотворение.

7. Беседа по содержанию

– За что Мазай осуждал односельчан? Найдите в
тексте.

Кабы сетями ее не ловили
Кабы силками ее не давили…
Ловят, и топят, и бьют их баграми.

– Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай
спасал зайцев? Найдите в тексте.

Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
«Глянь-ко: что делает старый Мазай!»

– Ради забавы спасал он зайцев?
– Как он заботился о больных зайцах? Найдите в
тексте.

За ночь больные мои отогрелись

– Как относился он к родной природе?
– Отражается ли в речи его отношение к природе,
ко всему живому? Как он говорит о зайцах?
– В этом стихотворении много народных слов и
выражений, которыми насыщена речь Мазая.
– Назовите близкие по смысле слова к данным на
доске:

Кабы – если
Гинут – погибают
Этак гуторя – так беседуя
Чур – только
Дали стречка – стремительно убежали.

– С какой целью употребляется выражение
«лопочут ушами», «дали стречка»?

8. Составление плана по иллюстрациям

– Посмотрите на рисунки и подумайте, как их
можно озаглавить? Найдите названия в тексте.

  • Где у них совесть?
  • Вижу один островок небольшой – зайцы на нем
    собралися гурьбой.
  • Столбик не столбик, зайчишко на пне.
  • Глядь, у куста копошиться зайчиха.
  • Мимо бревно суковатое плыло. Сидя и стоя, и
    лежа на пластом, зайцев с десяток спасалось на
    нем.
  • Как прокатил я деревней зайчишек.
  • Мигом команда моя разбежалась.

9. Анализ языка стихотворения

– Найдите то место, где стихотворные строчки
короче.

И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: «У-х!
Живей, зверишки!..
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур, зимой
Не попадайся!
Прищелюсь – бух!
И ляжешь… Ууу-х!..»

– Почему поэт меняет ритм стихотворения? О чем
говорится в этом отрывке?
– Чтобы показать стремительность движения
зайцев надо читать быстрее, чем все остальные
строки. Прочитаем их.

10. Подготовка к выразительному чтению

– Обратите внимание на знаки препинания в
тексте. Возьмите в руки карандаши. Я читаю и
выделяю голосом важные для чтения слова, а вы
подчеркиваете их. Что подчеркнули?

11. Выразительное чтение учащихся

– Прочитай те весь текст выразительно
по-цепочке.
– К какой картине относится этот отрывок?

  • До слов: «…Я раз за дровами…»
  • До слов: «Этак гуторя…»
  • До слов: «Только что начал работать веслом…»
  • До слов: «Мимо бревно суковатое плыло…»
  • До слов: «Было потехи…»
  • До слов: «Мы за деревней…»
  • До конца.

12. Итог урока

– Посмотрите, как изображен дед Мазай в книге.
– В чем он одет?
– Понравился ли вам дед Мазай? Почему?
– Как поэт относится к Мазаю?
– Что вы узнали о жизни животных весной?
– Какое отношение к животным пробуждает автор?
– Какие выражения из стихотворения вам хочется
запомнить?

13. Домашнее задание

с. 170-172, выучить наизусть понравившийся отрывок
и сделать к нему рисунок.

Добавить комментарий