В самом начале обучения навыку деления чисел дети часто допускают ошибки. Одними из самых распространенных, помимо ошибок непосредственно в совершении промежуточных вычислений, являются появление «лишних» цифр и потеря нулей в частном. Их возникновение зачастую связано с такими причинами:
- отсутствие у ученика навыка определять количество цифр в частном до начала деления;
- непонимание или ошибочное восприятие способа формирования неполных делимых при вычислении промежуточных результатов.
Этой статьей я хочу помочь школьникам восполнить пробелы в вышеупомянутых базовых знаниях, чтобы в дальнейшем они смогли избегать ошибок при совершении действия деления в столбик.
Как найти первое неполное делимое?
Рассмотрим подробно по шагам на таком примере ({color{Red} 75184div 12}).
1. Смотрим, сколько разрядов в делимом и какая цифра стоит на позиции самого старшего разряда этого числа.
У нас пятизначное число, а значит, самый старший разряд – это десятки тысяч. Там стоит цифра 7.
1.1. Проверяем, можно ли это количество единиц этого разряда разделить на делитель так, чтобы получилось натуральное число?
В нашем примере делитель 12, а в 7 не содержится ни одного числа 12, поэтому в частном на месте разряда десятков тысяч должен быть нуль. Но так как в начале числа мы нуль не пишем, значит просто переходим к следующему действию.
1.2. Если разделить нельзя, смотрим на количество единиц следующего разряда и проверяем, можем ли мы их разделить на делитель?
В числе 75184 всего 75 единиц разряда тысяч. 75 тысяч можно разделить на 12 – получится 6 полных тысяч, и 3 тысячи неразделенные.
2. Если можно разделить количество единиц разряда на делитель, то это количество единиц и будет первым неполным делимым.
В нашем примере это 75 тысяч.
Каждая оставшаяся цифра делимого будет участвовать в формировании остальных неполных частных, о чем подробно рассказано в уроке Деление натуральных чисел.
Как найти количество цифр в частном?
Так как первое неполное делимое в данном примере – это 75 тысяч, то есть, мы делим единицы тысяч, тогда самый старший разряд частного также будет тысячи. Значит, помимо цифры самого большого разряда, будут ещё три цифры: в сотнях, десятках и простых единицах.
Итак, чтобы узнать количество цифр в частном, нужно:
1. Найти первое неполное делимое.
2. Посчитать, сколько в делимом остальных цифр.
3. Прибавить к этому количеству единицу (цифра частного, полученная после деления первого неполного делимого).
4. Результат и будет количеством цифр в частном.
Проверим это на нашем примере ({color{Red} 75184div 12}) .
Первое неполное делимое – 75 тысяч. Оставшихся цифр в делимом три. ({color{Red} 3+1=4}) , значит, в частном будет четырехзначное число.
Поделим, и убедимся:
Как видите, в частном получилось четырехзначное число 6265, и остаток составил 4 единицы.
В конце хочу сказать, что определение количества цифр в частном помогают развить и укрепить очень необходимый для младших школьников навык – самоконтроль.
Вам также пригодится:
Деление с остатком.
Рассмотрим простой пример:
15:5=3
В этом примере натуральное число 15 мы поделили нацело на 3, без остатка.
Иногда натуральное число полностью поделить нельзя нацело. Например, рассмотрим задачу:
В шкафу лежало 16 игрушек. В группе было пятеро детей. Каждый ребенок взял одинаковое количество игрушек. Сколько игрушек у каждого ребенка?
Решение:
Поделим число 16 на 5 столбиком получим:
Мы знаем, что 16 на 5 не делиться. Ближайшее меньшее число, которое делиться на 5 это 15 и 1 в остатке. Число 15 мы можем расписать как 5⋅3. В итоге (16 – делимое, 5 – делитель, 3 – неполное частное, 1 — остаток). Получили формулу деления с остатком, по которой можно сделать проверку решения.
16=5⋅3+1
a=b⋅c+d
a – делимое,
b – делитель,
c – неполное частное,
d – остаток.
Ответ: каждый ребенок возьмет по 3 игрушки и одна игрушка останется.
Остаток от деления
Остаток всегда должен быть меньше делителя.
Если при делении остаток равен нулю, то это значит, что делимое делиться нацело или без остатка на делитель.
Если при делении остаток больше делителя, это значит, что найденное число не самое большое. Существует число большее, которое поделит делимое и остаток будет меньше делителя.
Вопросы по теме “Деление с остатком”:
Остаток может быть больше делителя?
Ответ: нет.
Остаток может быть равен делителю?
Ответ: нет.
Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку?
Ответ: значения неполного частного, делителя и остатка подставляем в формулу и находим делимое. Формула:
a=b⋅c+d
(a – делимое, b – делитель, c – неполное частное, d – остаток.)
Пример №1:
Выполните деление с остатком и сделайте проверку: а) 258:7 б) 1873:8
Решение:
а) Делим столбиком:
258 – делимое,
7 – делитель,
36 – неполное частное,
6 – остаток. Остаток меньше делителя 6<7.
Подставим в формулу и проверим правильно ли мы решили пример:
7⋅36+6=252+6=258
б) Делим столбиком:
1873 – делимое,
8 – делитель,
234 – неполное частное,
1 – остаток. Остаток меньше делителя 1<8.
Подставим в формулу и проверим правильно ли мы решили пример:
8⋅234+1=1872+1=1873
Пример №2:
Какие остатки получаются при делении натуральных чисел: а) 3 б)8?
Ответ:
а) Остаток меньше делителя, следовательно, меньше 3. В нашем случае остаток может быть равен 0, 1 или 2.
б) Остаток меньше делителя, следовательно, меньше 8. В нашем случае остаток может быть равен 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6 или 7.
Пример №3:
Какой наибольший остаток может получиться при делении натуральных чисел: а) 9 б) 15?
Ответ:
а) Остаток меньше делителя, следовательно, меньше 9. Но нам надо указать наибольший остаток. То есть ближайшее число к делителю. Это число 8.
б) Остаток меньше делителя, следовательно, меньше 15. Но нам надо указать наибольший остаток. То есть ближайшее число к делителю. Это число 14.
Пример №4:
Найдите делимое: а) а:6=3(ост.4) б) с:24=4(ост.11)
Решение:
а) Решим с помощью формулы:
a=b⋅c+d
(a – делимое, b – делитель, c – неполное частное, d – остаток.)
а:6=3(ост.4)
(a – делимое, 6 – делитель, 3 – неполное частное, 4 – остаток.) Подставим цифры в формулу:
а=6⋅3+4=22
Ответ: а=22
б) Решим с помощью формулы:
a=b⋅c+d
(a – делимое, b – делитель, c – неполное частное, d – остаток.)
с:24=4(ост.11)
(с – делимое, 24 – делитель, 4 – неполное частное, 11 – остаток.) Подставим цифры в формулу:
с=24⋅4+11=107
Ответ: с=107
Задача:
Проволоку 4м. нужно разрезать на куски по 13см. Сколько таких кусков получится?
Решение:
Сначала надо метры перевести в сантиметры.
4м.=400см.
Можно поделить столбиком или в уме получим:
400:13=30(ост.10)
Проверим:
13⋅30+10=390+10=400
Ответ: 30 кусков получиться и 10 см. проволоки останется.
Онлайн калькулятор поможет найти делимое зная делитель, неполное частное и остаток.
Решает следующие задачи:
Например найдите делимое, если делитель равен 14, неполное частное 5, а остаток 12 = результат 222;
Найдете делимое, если: неполное частное 18, делитель 47, а остаток 22 = результат 868;
Найдите делимое, если делитель равен 78, неполное частное 96 и остаток 17 = результат 7 505.
Пример вычисления: 78×96+17=7 505
×
Пожалуйста напишите с чем связна такая низкая оценка:
×
Для установки калькулятора на iPhone – просто добавьте страницу
«На главный экран»
Для установки калькулятора на Android – просто добавьте страницу
«На главный экран»
Смотрите также
Цель: Формирование умений и навыков при
делении с остатком, нахождение делимого по
неполному частному и остатку от деления,
применение знаний при решении задач.
Задачи:
- Научить выполнять деление с остатком;
- Научить находить делимое по неполному частному
и остатку от деления; - Научить применять полученные знания и умения к
решению задач; - Продолжить формировать грамотную
математическую речь; - Пробудить интерес и активность к самоанализу и
контролю.
Тип урока: Урок закрепления полученных
знаний с применением ИКТ.
Метод обучения: Метод усвоения знаний,
основанный на познавательной активности
репродуктивного характера.
Структура урока:
- Организационный момент (2 мин.)
- Ввод в урок. Сообщение о теме, форме проведения
данного урока и его задачах ( 3 мин.) - Устная работа (Приложение 1) (5-7 мин.)
- Мотивация и актуализация опорного материала с
помощью решения устной задачи ( 5 мин.) - Первичное закрепление, решение задач. (10-14 мин.)
- Проверка усвоения материала (5-7 мин.)
- Задание на дом (2 мин.)
- Подведение итогов урока с помощью наводящих
вопросов и решения устных задач (5 мин.)
Ход урока
1. Собрать тетради с домашней работой.
Собрать готовые проекты “Старинные способы
умножения и деления”.
2. Показ презентации. Сообщение о теме,
цели урока, о задачах урока, девизе урока. Девиз
урока: “Деление нам служит на деле;
- Оно нам поможет всегда.
- Кто поровну трудности делит,
- Разделит успехи труда”
3. Устная работа.
Устный счет – формирование вычислительных
навыков у учащихся (Приложение 1).
Презентация взята с сайта “Карман для
математика”
2*17+33 5+5*12 3500:100+400 48-12:3 200-20*5 13*8-34:2 6*15-15*5 6*4-4:2 68:17+17*2
Собранна картинка – ключ успеха в вычислениях.
Устная работа по повторению теоретических
аспектов темы “Деление с остатком”
Назовите, какие возможны остатки при делении с
остатком на 8?
Что означает, если остаток больше делителя?
Что означает, если остаток от деления ноль?
4. Мотивация и актуализация нового
материала.
Задача. В гости к бабушке пришли 4 внука.
Бабушка решила угостить внуков конфетами. В
вазочке 23 конфеты. Сколько конфет достанется
каждому внуку, если бабушка предложит поделить
конфеты поровну?
Решение: 23:4=5 (3 ост.)
Вопросы к учащимся:
- Сколько конфет осталось?
- Можно ли придумать обратную задачу, в которой
главный вопрос “Сколь конфет в вазе?”? - Назвать все компоненты в данном выражении. Что
означает данное выражение?
23 = 5*4 + 3
Делимое —> неполное частное —> делитель —>
остаток
- Записать правило нахождения делимого по
неполному частному и остатку от деления.
5. Первичное закрепление и решение задач.
Выполнить деление с остатком сделать проверку:
882:40
- 1586:15
- 1332:64
- 9763:30
Работа с учебником: № 536 устно; № 537 устно; № 538
устно; № 518
6. Проверка усвоения материала –
перфокарта.
Задание | Ответ на вопрос | ||
Чему равен остаток от 57:8? | 10 | 1 | 3 |
Чему равен остаток от 90:8? | 2 | 11 | 1 |
Укажите остаток 1213:12 | 101 | 12 | 1 |
Укажите неполное частное 1213:12 | 101 | 11 | 1 |
Выбрать возможный остаток от деления на 6 |
5 | 7 | 10 |
Выбрать возможный остаток от деления на 3 |
3 | 2 | 5 |
Делитель 8, неполное частное 11, остаток 3. Чему равно делимое? |
35 | 41 | 91 |
Делитель 7, неполное частное 9, остаток 6. Чему равно делимое? |
69 | 61 | 51 |
Проверить выполнение заданий перфокарт.
Выставить отметки:
- 8 верно выполненных заданий – “5”
- 6-7 верно выполненных заданий – “4”
- 5-4 верно выполненных заданий – “3”
Меньше 4 верно выполненных заданий – “2”
Обратить внимание детей на анализ допущенных
ошибок.
7. Домашнее задание: № 540, 541, работа над
проектом, правило.
8. Подведение итогов урока построить с
помощью ответов на следующие вопросы:
- Неизвестное число разделили на 7, получилось 7 и
в остатке 2. Найдите это число. (51) Как найти это
число? - Мама сварила варенья 17 литров. Сколько
двухлитровых банок ей необходимо взять, чтобы
разлить варенье? (9 банок)
Спасибо за урок!
0 голосов
197 просмотров
Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку ???????
- найти
- делимое
- неполному
- частному
- делителю
- остатку
- 5 – 9 классы
- математика
Математика
Cherneykina_zn
15 Март, 18
|
197 просмотров
Дано ответов: 2
0 голосов
Правильный ответ
Неполное частное умножьте на делитель и прибавьте остаток. Например, 10:3=3 и в остатке 1, Делимое равно 3*3+1
анечка32_zn
15 Март, 18
0 голосов
Если делитель равен b, неполное частное равно q и остаток равен r, то делимое а равен:
Artem112_zn
15 Март, 18