Ни для кого не секрет, что киноиндустрия — одно из самых затратных направлений креативного бизнеса. Вместе с идеей фильма у режиссера сразу возникает внушительная статья расходов: оплата работы актеров, съемочной команды, их транспортировка и проживание, если съемки планируются где-то далеко, создание декораций и подготовка локаций, продакшн и постпродакшн, реклама, организация пресс-показа. Сделать все это своими силами практически нереально, и вопрос сбора средств выходит на первый план.
Как собрать деньги на фильм — способы и полезные рекомендации
Какой бы инструмент привлечения финансирования вы ни выбрали, чтобы он сработал, вам придется плотно взаимодействовать с потенциальными инвесторами, партнерами или сотрудниками банка, если вы попробуете взять кредит. Чтобы взаимодействие было успешным, необходимо правильное позиционирование. При этом важно не только красиво представить свой проект, но и доказать его значимость и перспективность. Здесь не обойтись без питч-дека — емкой и лаконичной презентации, в которой должны быть следующие пункты:
- подробное, детальное описание проекта,
- информация о его создателях и других членах команды — потенциальным инвесторам важно, кто за этим стоит, какой уровень профессионализма и бэкграунд у этих людей,
- цель, миссия проекта — чем он интересен в социальном, познавательном или культурологическом плане,
- бизнес-план с указанием целевой аудитории и ее объема, с полной статьей расходов, в которой учтена каждая деталь, этапы реализации проекта.
Когда презентация готова и вы находитесь на низком старте, можно начинать действовать.
Где найти деньги на съемку фильма?
На каком бы уровне развития вы ни находились, этот вопрос будет оставаться актуальным. Конечно, уровень вашего профессионализма, наличие уже реализованных проектов в портфолио, которые вы можете представить, повышают кредит доверия. Однако, если вы в самом начале пути, не стоит заранее ставить себе препятствия и ограничивать себя: и инвесторы, и рекламодатели интересуются не только представителями кинопроизводства с именем, им интересны и молодые инфлюэнсеры, если проект, который они предлагают, перспективен, а их аудитория — в случае с рекламодателями — совпадает с потенциальной клиентской базой. Поэтому стоит говорить о себе, знакомиться и общаться с людьми, которые могут быть вам потенциально полезны в привлечении инвестиций.
Что учесть перед тем, как начать привлекать инвестиции?
Самое главное — просчитать все финансовые риски. Привлекая инвестиции, вы должны помнить, что, скорее всего, если речь не идет о краудфандинге или меценатстве, средства придется отдавать. Поэтому имеет смысл составить для себя четкий и реалистичный прогноз возврата средств с учетом того, что проект может по различным причинам не окупиться, либо начать приносить доход позже, чем вы ожидаете.
Можно ли снять фильм, не собирая деньги?
Да, если речь идет об очень специфическом, арт-хаусном кино, либо экспериментальном видео, снятом на телефон. Но даже в этом случае вам понадобится хотя бы минимальный монтаж. Конечно, и его можно сделать «на коленке», но качество будет оставлять желать лучшего. Есть малобюджетное кино, которое тем не менее становится популярным, например, «Место встречи» Паоло Дженовезе, где действие происходит в одном кафе, планы почти не меняются, а героев не так много. Однако и в этом случае работали актеры, команда, нужно было арендовать помещение. Поэтому, говоря о полноценном кинопроекте, сделать его бесплатно не получится.
ТОП-5 способов собрать средства на съемку фильма
Мы выстроили рейтинг по нарастающей. От самого компромиссного к самому выгодному варианту.
- Банковский кредит. На первый взгляд, этот вариант кажется самым очевидным, он понятен и прозрачен по своей схеме. Минус в том, что банки неохотно кредитуют творческие проекты, а если все-таки получить средства удастся, возникают риски, связанные с процентной ставкой.
- Долг. Вы можете одолжить деньги у знакомых. Если получится это сделать — отлично, но здесь все же есть риск испортить репутацию и отношения, если вы по каким-то причинам не сможете вернуть средства в срок, да и суммы на реализацию кинопроекта обычно таковы, что вам, скорее всего, придется собирать их по частям.
- Меценатство. Случается и такое, что финансово обеспеченные люди помогают своим любимым креаторам, однако при таких отношениях «покровитель» может претендовать на вмешательство в творческий процесс.
- Краудфандинг. На сегодняшний день самый популярный способ привлечения финансирования для креаторов, когда автор проекта запускает кампанию на онлайн-платформе, а все желающие «донатят», жертвуют ему любую сумму. Минусы этого способа в том, что, если вы пока не в первом эшелоне популярности, средства очень сложно собрать. При этом в случае успешного завершения кампании в благодарность вы обязаны сделать каждому, кто поучаствовал в ней, какой-то подарок. По опыту многих креаторов затраты на такие подарки как правило автоматически «съедают» часть бюджета, собранного на проект.
- Краудлендинг — это удобный инструмент привлечения финансирования. Он чем-то похож на банковское кредитование, но кредиторами выступают частные инвесторы. Все документы подписываются онлайн, а деньги на счет после сбора поступают очень быстро. К тому же вам понадобится меньше документов, чем в случае с банком. Минусы этого способа в том, что средства, в отличие от краудфандинга, придется отдавать, а процентная ставка колеблется от 11 до 30%, что выше, чем при обычном кредитовании.
Краудлендинг на Ко-Фи как способ привлечь инвестиции на съемку кино или сериала
Краудлендинговая платформа Ко-Фи создана специально для инвестиций в креативные индустрии. В том числе на нашей площадке успешно проводится сбор средств на съемки фильмов, клипов, их постпродакшн. Для того, чтобы привлечь финансирование на реализацию проекта, вам нужно зарегистрироваться на сайте — эта опция доступна для всех резидентов РФ 18+, затем заполнить подробную заявку со всеми пунктами, указанными выше в описании питч-дека, также добавив прогноз сбора средств и приложив все необходимые документы. В случае с ИП понадобится загрузить только скан паспорта, с ООО — паспортные данные руководителя, устав, сведения о персональном составе органов управления, указать систему налогообложения, состав учредителей и сведения о бенефициарных владельцах.
Вы сами определяете в заявке сумму займа, процентную ставку, срок возврата и объект залога, если вам необходимо более 300 000 рублей. Это могут быть права на интеллектуальную собственность, которая уже приносит доход. Средняя процентная ставка на Ко-Фи составляет 20%. После того, как заявка пройдет модерацию, она окажется на витрине проектов. С этого момента вы в любой момент открываете раунд финансирования, который может длиться 2, 7 или 30 дней. Мы рекомендуем не торопиться и подождать какое-то время, пока потенциальные инвесторы изучат вашу заявку, поставят лайки. Получив такой фидбэк, можно уверенно стартовать. Если средства собраны в обозначенное время, в вашем личном кабинете автоматически появятся договора с инвесторами. Вы подписываете их онлайн, получаете деньги, начинаете реализацию своего проекта, возвращая средства равными ежемесячными платежами с процентами.
Как действовать начинающему режиссеру?
Самое главное — отнестись к своему проекту как к серьезной бизнес-идее, реализация которой требует внимания, подготовки и максимально ответственного отношения к созданию продукта. Такой подход поможет вам как можно раньше вступить во «взрослые» отношения с финансами, партнерами, инвесторами, рекламодателями, в конечном счете — своими зрителями и добиться карьерного роста. И не бойтесь заявлять о себе. Каждый профессионал, селебрити когда-то с чего-то начинал.
Вопросы, как собрать деньги на фильм, где найти спонсоров, и как реализовать замыслы в киноиндустрии, интересуют начинающих режиссеров. Но обилие идей в голове и желание их реализовать — только 50% процентов успеха. Без стабильного финансирования рассчитывать на ожидаемый результат и известность трудно. Ниже поговорим, в чем нюансы привлечения инвестиций в киноиндустрии, как и где быстро найти спонсоров для воплощения замысла в реальность.
Где найти деньги на съемку фильма?
Лучшее решение на начальном этапе — снять видеоролик, клип или короткометражное кино. Некоторые новички планируют сразу снять шедевр, заработать мировое признание и миллионы долларов. Реальный пример — Морган Сперлок, который добился успеха с помощью спонсоров. Сборы его картины составили 1,8 миллиона долларов (при минимальных расхода на начальном этапе). Как ему удалось собрать деньги на фильм?
Причин несколько:
- Харизма Моргана Сперлока. У людей, которые его знали, возникало непреодолимое желание начать сотрудничество.
- Идея фильма оригинальна и не затерта, поэтому инвесторы проявляли спортивный интерес к проекту — «выгорит» или нет.
- Активность и настойчивость. Морган постоянно действовал — он обзванивал людей, которые могли дать деньги и не останавливался, когда в ответ на просьбу слышал однозначное «Нет».
- Презентации. Чтобы продвинуть проект и реализовать задуманное, идею важно правильно преподнести. Сперлок умело выставлял выгоды картины, показывал ее с лучшей стороны.
- Консультации. Морган постоянно находился в режиме обучения. Он консультировался с такими известными людьми, как Тарантино, Трамп и другие.
Если следовать приведенным рекомендациям, собрать деньги на фильм и реализовать давнюю мечту проще. Но начинающий кинолюбитель должен помнить, что на начальном этапе высок риск ошибки. Кроме того, гарантии привлечения спонсоров также отсутствуют. Часто складываются ситуации, когда проект никто не желает финансировать, и автору приходится отказаться от затеи.
Что учесть перед тем, как собирать деньги на съемки кино?
Чтобы привлечь инвестора, автору важно знать, что он хочет получить, и какой будет аудитория. Если не разобраться в этих вопросах, поиск спонсора — бесполезная трата времени. Люди, которые вкладывают деньги в кино, инвестируют в массовое проекты. Важно, чтобы кино заинтересовало миллионы людей и принесло значительную прибыль. Новичку получить аудиторию и заслужить лестные отзывы трудно — популярность не падает с неба.
Чтобы добиться успеха, важно решить следующие задачи:
- Кому новое кино интересно?
- Сколько денег потребуется на съемку и продвижение проекта?
- Будут ли актеры, и кого вы планируете привлечь?
- Как планируется продвижение фильма после завершения работы?
- Кто будет снимать, заниматься звуком, монтажом и прочими вопросами?
Это только небольшой список ,требующий решения. На практике вопросов больше.
Можно ли снять фильм и не собирать на него деньги?
Бытует мнение, что появление спонсора на горизонте — гарантия успеха картины. Это не так. Причины две:
- За дело берется новичок, поэтому проколы неизбежны.
- Высок риск того, что работа не понравится людям.
Здесь снова напрашивается пример Моргана, о котором упоминалось выше. Ему удалось снять кино за 65 тысяч долларов, что практические бесплатно (по меркам Голливуда). Итоговые сборы картины составили 28 миллионов долларов. Теоретически для съемки фильма деньги вообще не нужны (при наличии оборудования). Получить Оскар за такую картину не получится, но вот сделать презентацию и привлечь спонсоров для реализации более крупных проектов в будущем — вполне. При съемке первого фильма часто ставится задача разбогатеть. Этот подход ошибочный. Главная цель — привлечь внимание общества, заявить о себе, как о талантливом режиссере.
Как собрать деньги на фильм — ТОП-3 способа
Перейдем к следующему вопросу — где найти источник финансирования, чтобы приступить к съемкам. Здесь имеется три пути:
- Воспользоваться одной из площадок для краудфандинга. В Сети работают десятки платформ, доступных для размещения проектов и привлечения финансирования на разные нужды, в том числе и съемку кино. Популярные варианты — Планета, Бумстартер, Кикстартер и другие. Набирает популярности новый ресурс Sbordeneg.com, где отсутствуют комиссии и ограничения по типу размещаемых проектов. Принцип привлечения инвестиций прост. От автора требуется создать проект, снять презентационный видеоролик (по желанию) и продвигать ссылку в Интернете для привлечения максимального числа читателей (потенциальных инвесторов).
- Оформить заявку на питчинг. Здесь для раскрутки кинокартины требуется ее представить и заняться поиском инвесторов для проекта. Минус питчнгов в том, что они проводятся в «закрытом» формате и получить доступ трудно. Чтобы не упустить шанс, важно периодически узнавать о возможности подать заявку. Даже при отрицательном результате не стоит отчаиваться. Наличие критики от экспертов — не трагедия, ведь вы получаете неоценимый опыт и знакомства. К слову, для участия в питчинге «Кинотавра» требуется подтверждение трети финансирования. Для начинающих режиссеров такое условие невыполнимо.
- Использовать знакомства. Чтобы собрать деньги на фильм, вспомните друзей и знакомых, которые могут быть полезны в вопросе продвижения проекта. Возможно, коллега по работе раньше работал операторам или звукорежиссером. Кроме того, существует вероятность, что в ваше любимое кафе посещает опытный продюсер. Все, что остается — привлечь его внимание. «Правило трех рукопожатий», позволяющее выйти через знакомых на любого человека, работает. Главное — задействовать возможности на 100% и верить в успех.
Как действовать начинающему режиссеру?
Перед тем как собрать деньги на фильм и приступить к съемкам, важно проанализировать все «за» и «против», после чего принимать решение. Рассмотренные выше рекомендации работают на практике, но не гарантируют успех. Каждый новичок идет к цели по персональному сценарию, который пишет самостоятельно.
Что касается Моргана Сперлока, один из его проектов потерпел фиаско. Инвесторы ожидали прибыль в размере более 10 миллионов долларов, но на практике он собрал только 0,6 миллиона. Несмотря на неудачу, автор не расстроился, ведь замыслы он успешно изложил в фильме. Причина низкой популярности заключается в нереализованности многих идей. Ряд важных моментов автору не удалось донести до пользователей.
В завершение выделим еще ряд советов:
- При создании первого фильма лучше не тратить время на привлечение крупных спонсоров. Оптимальное решение — собрать деньги самостоятельно или использовать краудфандинговые площадки.
- Верьте в успех и не отступайте от поставленной цели.
- Направьте намерение на успех, но будьте готовый к риску потерпеть неудачу. Главное — не «сломаться» и продолжить движение к цели.
- Помните о зрителе, ведь именно он дает главную оценку картины.
- Базовая цель — снять дешевле и продать дороже.
Воспользуйтесь площадкой Sbordeneg.com, чтобы привлечь финансирование и реализовать любые цели, будь это съемка фильма, путешествие за границу, открытие бизнеса или другое.
С чего начать свой первый фильм? Как получить финансовую поддержку? От чего зависит стоимость первого кино: планирование, актёры, локации, съёмочная группа, техника. Как сэкономить на постпродакшене? Что делать, когда фильм готов?
-
Идея
-
Сценарий
-
Финансирование
-
Краудфандинг
-
Конкурсы
-
Кредит
-
Министерство культуры
-
Акселераторы
-
Препродакшен
-
Поиск команды и локаций
-
Актёры
-
Локации
-
Съёмочная группа
-
Поиск техники
-
Кастинг
-
Личная встреча
-
Самопробы
-
Монтаж и постпродакшен
-
Носители
-
Монтаж
-
Звукорежиссёр
-
Дистрибьюция
Годами начинающие сценаристы слышат от знакомых и читают на просторах Интернета о том, что в киноиндустрии сценаристы не нужны, есть свои пригретые люди, поэтому даже и пытаться не стоит пробиться.
Но все это — коллективная выдумка. Чье-то мнение, которое люди воспринимают как факт. А родился этот слух из-за того, что невозможно найти вакансию сценариста где-нибудь на ХедХантере. Наши читатели, кстати, давно знают, что в эту профессию попадают совсем другими способами. Повторяться не будем.
Надо понимать, что не каждый сценарист в первый год работы напишет драму, которую тут же захочет купить платформа, или которая попадёт в сценарную комнату популярного ситкома. При этом данный факт не является подтверждением, что дороги в киноиндустрию закрыты. Например, самостоятельно снять свой фильм — это еще один неплохой способ зайти в отрасль.
Ниже мы приведём пошаговый алгоритм того, как можно снять свой фильм, с чего начать, как сделать это с минимальными затратами, а также продвинуть получившуюся ленту на рынок.
Идея
Если вы начинающий сценарист, то, скорее всего, у вас уже есть идея, которую вы хотите поведать людям. Если нет, то это первый и, скорее всего, самый продолжительный и важный этап на пути к вашему фильму.
Вы можете познакомиться со множеством материалов в нашем блоге на тему разработки идеи. Например, прочесть про замысел или про то, как проработать тему в сценарии. Ниже приведём некие, пусть и слегка абстрактные, критерии идеи возможного первого фильма.
Волнующая тема
Тема вашей истории должна вас волновать. Мощный посыл, острая тема и яркое высказывание смогут перекрыть любые потенциальные косяки будущего фильма. Что нужно, чтобы сформулировать хорошую идею:
- подумайте, что вас искренне волнует;
- проведите исследование на эту тему в сети;
- углубитесь в поисках противоречия в выбранной теме;
- убедитесь в актуальности темы.
О том, как искать идеи, можно дополнительно прочитать здесь.
Жанр
Прагматично подойдите к выбору жанра. Если вы снимаете фильм самостоятельно, значит, вы независимый творец и, скорее всего, не имеете возможности получить внешние инвестиции. Соответственно, и начинать нужно с чего-то подешевле.
Космические путешествия, эпосы о будущей утопии, драмы о большом спорте, боевики и подобное лучше оставить на будущее. Начинающему кинематографисту стоит сосредоточиться на реалистичной драме или мелодраме, построенной на конфликтах и диалогах.
Детектив, триллер или психологический хоррор тоже могут подойти в качестве первого в жизни апробированного жанра. Улики, предметы убийства, помещения для удержания заложников — всё это можно воссоздать из подручных средств и в обычных квартирах.
Формат
Ваша история должна уместиться в короткометражный фильм. Даже известные сейчас режиссёры не так давно начинали с фестивального короткого метра. Почему именно короткий метр:
- он экономичен по всем параметрам;
- его можно снять за несколько дней;
- сохраняется поле для ёмкого высказывания;
- есть возможность продвинуть фильм на множество фестивалей и конкурсов, где нет строгих требований к жанрам и предыдущему опыту заявителя;
- имеется возможность сконцентрировать самое лучшее и совершить меньше ошибок на меньшем хронометраже.
Все рекомендации ниже подойдут и для съёмки документального фильма. Документальное кино аналогично может быть полнометражным и короткометражным. Как написать сценарный план документального фильма, мы уже рассказывали здесь
Сценарий
Варианты того, где взять сценарий для вашего первого фильма, множество, и все они зависят от разных факторов, в том числе от того, в каком амплуа вам хочется себя видеть.
Если вы сценарист
В этом случае вполне вероятно, что сценарий вам захочется написать самостоятельно, а, возможно, у вас в столе уже лежит история, достойная увидеть свет.
Если у вас есть сценарий полнометражного фильма или сериала, то можно попробовать переделать его в короткометражный фильм. Для этого потребуется взять только одну основную линию, откинуть второстепенные и определить законченную историю.
Как написать сценарий для короткометражки, мы уже рассказывали здесь. Некоторые советы определённо могут пригодиться.
Если вы режиссёр
Если вы режиссер и не хотите писать сценарий для кино самостоятельно, то можете попробовать найти начинающего сценариста, который готов за небольшое вознаграждение или вообще без него расписать вашу историю.
Либо попробуйте поискать готовые сценарии на специальных сайтах, куда начинающие авторы выкладывают свои работы, чтобы попытать творческие силы и найти того, кто захочет воплотить их задумку. Также сценарии выкладывают в разных группах в социальных сетях и даже Телеграм-чатах.
Соавторство
Такой вариант возможен как для сценариста, так и для режиссёра. Как распределять работы над сценарием между двумя или тремя людьми — дело совершенно творческое. Один, например, может взяться за основную историю, а остальные авторы пропишут второстепенные, пусть даже небольшие, линии. Такой подход хорош тогда, когда каждый автор искренне влюблён в историю и жаждет её исследовать.
Но короткий метр обычно имеет только одну линию. В этом случае кто-то один может написать сценарий целиком, а другой заняться вычиткой, редакцией, проверкой на наличие структуры и чёткого высказывания.
Есть ещё один вариант. Вдруг ваш соавтор силён в создании саспенса или в написании шуток? А вы, например, умеете отлично прописывать эмоциональную арку? Создайте эмоциональную канву и путь героя, а ваш соавтор дополнит историю шутками или жуткими моментами. Другими словами, соедините свои сильные стороны.
Финансирование
Деньги — всегда наиболее интимный вопрос. Даже самое бюджетное кино стоит немалых сумм. Начинать искать деньги нужно сразу, как только на руках появляется сценарий. Чем раньше вы займётесь этим вопросом, тем быстрее приступите к съёмкам.
Краудфандинг
Проверьте площадки так называемого краудфандинга. В переводе с английского crowd означает толпа, а funding — финансирование.
На подобных площадках оставляют сообщения люди, имеющие собственный проект, но не имеющие средств на него. Опубликуйте всю информацию о вашем фильме: о чём он, сколько вам нужно собрать денег, где вы покажите свой фильм и так далее. Возможно, вы вдохновите несколько человек вас поддержать, и они окажут небольшую безвозмездную помощь.
Изучите правила площадок для краудфандинга как можно внимательнее. Они разные и оказывают разного рода поддержку. Где-то люди просто могут перечислить деньги, где-то можно только купить акции стартапа. Подобных площадок с каждым годом становится всё больше и больше. Не упускайте такой простой способ получить поддержку.
Конкурсы
Например, общероссийская общественная организация «Союз кинематографистов РФ» регулярно проводит региональные питчинги дебютантов, победители которых получают финансирование для своих фильмов, в том числе короткометражек.
Периодически возникают всё новые конкурсы, где можно заручиться финансовой поддержкой. Надо их просто регулярно отслеживать.
Не раз на кинофестивалях и питчингах в России встречается номинация «Work inprogress» (работа в процессе). В этой номинации авторы фильмов могут представить свой пока не доснятый проект и попросить у потенциальных спонсоров и продюсеров поддержку для доведения ленты до готовности. Участвовать можно в том случае, если часть материала уже снята.
Не забывайте внимательно знакомиться с условиями подобных конкурсов. Какие-то потребуют от вас отчёта о потраченных средствах, какие-то — возврата средств, если цели проекта не были достигнуты в срок.
Кстати, некоторые конкурсы предлагают не только деньги. Среди призов за вторые и третьи места часто можно увидеть сертификаты на аренду оборудования в неплохих ренталах. Хорошее оборудование — это значительный вклад в качество вашего фильма.
Кредит
А вот это не шутки. Бывают случаи, когда начинающее авторы готовы вложится в своё имя и творческое продвижение самостоятельно. Действительно, порой утомительно искать человека, который будет с вами на одной креативной волне и захочет снять ваш проект таким, каким вы его видите.
Используйте любое финансирование в долг с умом. Рассчитывайте свои силы, творческие возможности и ставьте реалистичные цели. Просчитать грамотный финансовый план поможет препродакшен.
Кроме того, имейте ввиду, что возвращать этот кредит вам придется своей нынешней работой: заработать на короткометражках сегодня невозможно.
Министерство культуры
Ежегодно Министерство культуры выделяет финансирование для съёмок полнометражных фильмов опытными режиссерами и дебютантами. Но они принимают заявки только от кинокомпаний, то есть официальных юридических лиц. Для некоторых начинающих авторов такое кажется недостижимым с первого взгляда, но на самом деле ежегодно в разных киносообществах небольшие продюсерские организации или продакшены ищут сценарии для подачи заявки в Минкульт.
И у начинающего автора, и у такой молодой продюсерской организации цель одна — снять хороший первый фильм. Вы им нужны. Объедините усилия, договоритесь, подайте заявку, выступите вместе на питчинге Министерства культуры и ждите решения.
После выхода на открытый питчинг, переписывание или дописывание сценария не позволяется. Уже на питчинге ваша работа должна блистать и сиять.
Акселераторы
В последнее время все больше кинокомпаний готовы поддерживать молодых авторов и режиссёров. В 2021 году прошло целых две лаборатории в формате акселератора. Такой акселератор провёл «Ленфильм» для кинематографистов-дебютантов и Московская школа кино в сотрудничестве с российскими стриминговыми сервисами.
Заявки принимались от дуэтов сценариста и режиссёра. Поддержку разного рода получили несколько проектов. Не стесняйтесь, объединяйтесь с фанатами своего творчества и продвигайте свой фильм.
Особенность акселератора в том, что, в отличие от конкурса Министерства культуры, во время лаборатории можно дописывать свой сценарий.
Препродакшен
Препродакшен — это вся подготовка и всё планирование, которые происходят, когда сценарий уже на руках, и вы вот-вот начнёте снимать.
Чем качественнее планирование, тем удачнее выйдет фильм. Более того, именно на этом этапе работы роль сценариста сменяется ролью режиссёра.
Из чего состоит препродакшен? Из готового сценария вам нужно вычленить список всех ваших персонажей, посмотреть, где нужна массовка, создать список всех локаций, а также проставить номера дней, когда происходит действие. Далее не забудьте про список всего необходимого реквизита. Не надейтесь, что может быть на арендуемой для съёмок квартире будут вилки или нужный вам коврик. Приготовьте даже эти мелочи заранее.
Если в вашем проекте особенная одежда или она должна меняться во время съёмки, то обязательно составьте список костюмов. Вполне возможно и то, что ваш персонаж в фильме проживет лишь один день и переодеваться не потребуется. Но даже этот единственный образ вам нужно продумать самостоятельно. Пусть даже некоторые начинающие актёры готовы играть в своём, однако эти моменты вам нужно предусмотреть и обговорить с артистами «на берегу». Ведь вполне вероятно, что у исполнителя главной роли не окажется нужного вам красного шарфа или клетчатой рубашки.
Список игрового транспорта тоже будет кстати, если в сценарии герой даже один раз едет на такси, и при этом это очень важная сцена. Если вам кажется, что работать с транспортом в кадре слишком сложно и или сцена бьет по бюджету, поместите эпизод в другую локацию.
Когда вы разложите все эти списки перед собой, то станет ясно, куда уйдут основные финансы. Начинайте нещадно резать. Оставляйте лишь то, что влияет на историю или создаст действительно интересную сцену.
Поиск команды
На проектах, над которыми работают профессиональные кинокомпании, весь функционал делится между отдельными специалистами. Есть и кастинг-менеджер для поиска подходящих и по внешности, и по бюджету актёров. Скаут по локациям способен найти такие места, о существовании которых никто не подозревал ранее. Реквизитор в свою очередь имеет талант создать идеальную для сцены обстановку, а бутафор — воссоздать и сымитировать то, чего не способны найти скаут по локациями или реквизитор.
Но на вашем первом независимом фильме все эти виды работ придется выполнять вам, либо выборочно пользоваться помощью специалистов.
Актёры
В сети существует масса сообществ и чатов, где начинающие и опытные актёры ищут работу. Опубликуйте там своё объявление: какой типаж вам нужен, о чем ваш фильм, свои контактные данные для отправки фото и визитки. Что касается ставки, то это зависит от предыдущего вопроса и вашей готовности принять на проект малоопытного актёра. Если вы готовы платить, но бюджет ограничен, то указывайте минимальную ставку. Её вы часто можете найти в правилах этих же сообществ.
Актёра без опыта и без оплаты нужно искать в таких же профильных чатах, где люди изначально готовы поработать за еду. Другими словами, не надо писать в сообщества с опытными актёрами со ставками от 10 тысяч рублей, если вы готовы заплатить не более 5 тысяч за смену или вовсе ноль.
После публикации, вероятно, к вам начнут поступать резюме и фото потенциальных актёров вашего фильма. Отберите подходящие кандидатуры и приглашайте их на кастинг, либо на самопробы.
Локации
Для начала убедитесь, есть ли помещения, в которых вы можете снять бесплатно. Локацией вполне может стать ваша квартира, дача, гараж отца, загородный дом тёти и подобное.
Натурные объекты, то есть места съёмок на улице, стоит искать рядом с помещениями, которые вам приглянулись. Это сэкономит время и расходы на транспорт. Если бесплатных локаций найти не удалось — не отчаивайтесь. На сайтах объявлений вполне можно найти посуточные квартиры по вменяемым ценам.
Съёмочная группа
Понадобиться ли вам ассистент или вы сможете справится с организационными моментами сами, зависит опять же от проекта и бюджета.
Ассистент поможет отсмотреть объекты, провести кастинг актёров, организовать их на съёмочной площадке, договориться о питании.
Может быть, вы с вашим соавтором захотите разделить обязанности именно таким образом: вы отвечаете за организационные мелочи, а он — за творческий процесс. Или наоборот. Как вариант, таким ассистентом может стать студент продюсерского или режиссёрского факультета, желающий попробовать силы и получить свои первые титры в качестве продюсера или второго режиссёра.
Что касается операторов-постановщиков, тот тут точно нужен многофункциональный специалист. Он должен будет суметь и выставить свет, и управлять камерой. Прямым текстом указывайте свой запрос в объявлениях о наборе команды.
Поиск техники
Выбранный вами оператор-постановщик поможет подобрать технику для съёмки. Посетите вместе с ним отобранные вами локации съёмок, и он подберёт нужное световое и съёмочное оборудование.
Понадобиться и техника для записи звука: микрофон (петелька и бум) и записывающее устройство.
Если у вас есть друзья или родственники с неплохой фотокамерой, то она вас, безусловно, выручит. Всё, что понадобится, но чего, скорее всего, нет у любителей фотосъёмки — это стабилизирующее устройство. Профессиональное движение камеры помогут обеспечить слайдеры, easyrig или плечевой упор. Не забудьте и про надменный монитор, который позволит следить за фокусом.
Кастинг
Провести кастинг можно несколькими способами.
Личная встреча
Для того, чтобы отсмотреть кандидатов лично, понадобиться отдельное помещение, камера на штативе, сценарий и пара небольших организационных моментов.
Поставьте камеру перед актёром, выдайте ему номер на листе А4 и пару диалогов или монологов для каждого героя. Запишите кандидатов на видео, отсмотрите полученные результаты и лучших приглашайте на роли.
Самопробы
Уже очень давно в кино самопробы становятся нормальным явлением. Даже крупные кинокомпании и рекламные агентства всё чаще утверждают актёров на роли с помощью самопроб. В своём объявлении о наборе актёров так и укажите, что готовы принять видео, которое актёр запишет самостоятельно с текстом, который вы ему направите.
В заявке на самопробы помимо текста монолога или диалога пропишите небольшие посильные детали внешнего вида кандидата, может быть, какие-то эмоциональные ремарки или даже действия. Актёр должен будет воплотить их на камеру, записывая себя самостоятельно, например, на телефон.
Данный метод не требует аренды помещения и техники, как для кастинга с реальными людьми, а также сэкономит ваше время. Заинтересованные актёры могут записать пробу буквально сразу, как увидят ваше объявление, и сообщить, согласны ли они на ваши условия.
Монтаж и постпродакшен
На этом этапе экономить на специалистах, оборудовании и программах только себе в минус. Статья расходов на постпродакшен вполне может быть равна или даже превышать затраты на съёмочный процесс.
Носители
Нужно будет найти пару надежных жёстких дисков. На одни скопируйте отснятый материал, на другие запишите звуковые файлы.
Монтаж
Найти неплохого монтажёра, готового работать за минималку или портфолио, вполне вероятно. Используйте аналогичные пути, что и при поиске актёров. Но и сильно не надейтесь на совсем бесплатного или подозрительно дешевого. Внимательно изучите человека и его работы, не постесняйтесь собрать отзывы от тех, с кем он работал. Иначе вероятность того, что вас обманут на деньги или банально оставят без выполненной работы, присутствует.
Многофункциональный специалист по монтажу может стоит чуток дороже, но зато сможет провести и цветокоррекцию, и титрование.
Звукорежиссёр
Понадобится и звукорежиссёр. Его задача будет состоять в том, чтобы осуществить звуковое оформление фильма в соответствии с вашим замыслом. Он ответит за техническое и художественное качество звучания. Вашему фильму может понадобиться перезапись звуков, если что-то пошло не так на площадке, или дополнительное озвучивание. Звукорежиссёр займется всем этим.
Дистрибьюция
Куда и как распространять свой фильм, зависит от его формата и ваших амбиций.
Во-первых, не поленитесь и создайте самостоятельно или с помощью монтажёра небольшой трейлер. Он может пригодиться для фестивалей или распространения своего проекта в сети.
Во-вторых, короткометражный фильм готовы тепло встретить множество фестивалей и в России, и за рубежом. Прошерстите все возможные новостные источники о кинематографе. В них может быть объявление о старте сбора заявок на очередной фестиваль. Держите руку на пульсе у фестиваля «Кинотавр» и отслеживайте его даты. Наблюдайте за новостями молодёжного союза кинематографистов: они почти каждый день публикуют новые конкурсы.
Если вы живёте не в Москве, то точно обязаны поинтересоваться региональными конкурсами. На них попасть порой проще, так как желающих немного, а требования не высокие. Но при этом строчка о том, что ваш фильм что-то выиграл или где-то поучаствовал уже может сделать вас заметнее и придать творческих сил.
Если вы решились подаваться на зарубежные конкурсы, то сделайте субтитры на английском языке, а также включите в свои расходы сбор за подачу заявки.
В качестве вывода хочется высказать важнейшую мысль. Снять и продвинуть своё кино — реально. Не слушайте тех, кто говорит, что это высокое искусство только для опытных и образованных выпускников ВГИКа.
Получить деньги на кино или любую другую форму поддержки для съёмки становится не сложнее, чем написать хорошую историю для фильма. А с учетом того, что Интернет объединяет массу талантливых людей, вы можете найти единомышленников буквально за считанные часы.
Допустим, вы захотели снять кино. Не российский сериал про ментовский беспредел и не сомнительную короткометражку на камеру телефона. Что понадобится для создания более-менее серьезного фильма? Во сколько обойдутся съемки полноценной картины? На эти вопросы отвечает Сергей Квасов, глава независимой студии Mirror World, которая прямо сейчас занята съемками полнометражного фильма «Наваждение».
В одном из последних интервью Райан Рейнольдс заявил, что на «Дэдпула» студия «Двадцатый Век Фокс» выделила крайне ограниченный бюджет. Актер заметил, что у создателей фильмов про супергероев такое количество денег — 58 миллионов долларов — уходит лишь на наркотики. На что же тратятся финансы при кинопроизводстве, и почему бюджет в 200 миллионов долларов — нормальная практика для современного Голливуда?
Сценарий
Самым важным аспектом любого кино, будь то документальный или художественный фильм, короткий или полный метр, является сценарий. Без увлекательной истории и правильно прописанных персонажей, сюжетных линий, невозможно снять хороший фильм.
Сколько стоит?
Свой первый в жизни сценарий Квентин Тарантино продал Американской гильдии сценаристов за 30 000 долларов. Полученные деньги он потратил на постановку своей культовой истории — «Бешеных псов». Профессиональный и востребованный голливудский сценарист получает порядка миллиона долларов за черновик; в России цифра колеблется в окрестностях нескольких сотен тысяч рублей.
На чем экономят?
Если вы режиссер, у вас есть идея, и вы представляете, по каким принципам строятся диалоги на экране, то можно попробовать написать историю самостоятельно. В интернете можно найти массу опубликованных сценариев хороших фильмов. Например, вот сценарий «Омерзительной восьмерки». Необходимо дотошно разобрать как можно больше из них.
Также важно соблюдать правила оформления. По грамотно составленному сценарию удобно работать и актерам, и художникам, которые занимаются раскадровкой. Тонкостей масса: например, одна страница правильно отредактированного сценария равняется минуте экранного времени.
Вы будете влюблены в первую версию сценария, но объективно это будет кусок дерьма и бумагомарание. Не стесняйтесь интересоваться чужим мнением, не бойтесь выкидывать сюжетные линии, если они не двигают историю, вырезать персонажей, если они ничего не делают. Вы не Тарантино — у вас не получится сочинить интересный диалог о членах.
алекхин
Съемочная группа
Зарплаты членов съемочной группы занимают ощутимую долю бюджета. Самые важные роли: режиссер, оператор, звукорежиссер и композитор — без этих четырех должностей не получится снять фильм. На съемках своей первой картины «Преследование» Кристофер Нолан выступал в первых трех ролях. Но тут скорее исключение; во всех остальных случаях это должны быть разные специалисты. Найдите людей, которым вы доверяете как себе.
Сколько стоит?
В зависимости от роли в команде: профессиональные операторы берут от 10 000 рублей за съемочный день, средней руки композитор без имени и особого опыта — от 5000 рублей за тему.
На чем экономят?
Стандартная голливудская практика — съемочные группы численностью в двести человек. Если у вас фильм попроще, и люди готовы пахать за идею, то можно совмещать какие-то профессии. К примеру, оператор может взять на себя роль гафера, ответственного за освещение. Композитор может быть на подхвате у звукорежиссера, художник-постановщик может взять на себя роль декоратора и заняться раскадровкой. Ситуация, когда режиссер выступает в роли сценариста, вообще является индустриальным стандартом.
Актерская труппа
Очевидная позиция. Талантливый актерский состав по степени важности не уступает наличию хорошего сценария. Здесь в пример можно привести Роберта Земекиса, который приостановил съемки первой части «Назад в будущее», когда понял, что актер Эрик Штольц не подходит на роль Марти Макфлая. Его место занял Майкл Джей Фокс, и сам фильм вошел в историю.
Сколько стоит?
В России актерская база очень широка: имена и фамилии практически всех новоиспеченных актеров вносятся в базы Ленфильма и Мосфильма, и доступны по одному телефонному звонку. Зарплата варьируется в зависимости от количества сыгранных главных ролей.
Самые именитые русские актеры получают от 500 до 1000 долларов за съемочный день, то есть 12 часов. В среднем съемки фильма длятся порядка 30 дней (~3 страницы сценария в сутки), исходя из этого можно найти приемлемого исполнителя главной роли за 150 000 — 200 000 рублей.
На чем экономят?
Главную роль обязательно должен взять на себя профессионал, а исполнителей ролей второго и третьего плана можно найти среди друзей. Если же в вашем окружении есть человек, способный вменяемо показать эмоции, да еще и подходящий под образ, заложенный в сценарии, то вам несказанно повезло.
Раскадровка
Многие начинающие кинематографисты пренебрегают этим этапом, до конца не понимая его ценности. Сделать полную раскадровку фильма — титанический труд, который включает кропотливую работу режиссера, художника и оператора. На выходе у вас будут красиво поставленные кадры.
Сколько стоит?
Художник-раскадровщик в среднем берет 3000-5000 рублей в день.
На чем экономят?
Часто раскадровка делается в эскизах или не делается вовсе. Обычно это происходит, когда режиссер четко определился со своим видением и может правильно передать его съемочной группе.
Оборудование для съемки
Операторское оборудование включает в себя камеру, систему стабилизации, освещение и аксессуары для них. Если говорить о съемочной аппаратуре, еще несколько лет назад большую часть бюджета съедала пленка. Начинающим режиссерам приходилось часами муштровать актеров, дабы тратить меньше материала на дубли. Сейчас ситуация иная: операторы выбирают съемку на цифровые носители.
Несмотря на то, что в стане независимых кинематографистов правят бал DSLR-камеры, свои позиции укрепляют так называемые «беззеркалки», за счет более высокого качества съемки при все еще приемлемой цене. Они обладают целым рядом преимуществ перед зеркальными аппаратами: от повышенной светочувствительности до возможности съемки 240 кадров в секунду и 4К.
Сколько стоит?
Наилучшая по соотношению цена/качество беззеркальная камера — Sony A7S — обойдется более чем в 150 000 рублей. Плюс необходим хотя бы один объектив: еще 50 000 рублей.
На чем экономят?
Можно выбрать камеру проще и дешевле, например,Panasonic GH4. Потеря качества некритична, если вы не планируете снимать в условиях катастрофически малой освещенности.
Стабилизация
Здесь вариантов масса: плечевые упоры, обвесы, риги — не берем в расчет рельсовые системы.
Сколько стоит?
Цена колеблется от 5000 до 100 000 рублей.
На чем экономят?
Современные программы обработки позволяют неплохо стабилизировать видео, и если бюджет фильма ограничен, можно взять плечевой риг попроще и вытянуть фильм программным методом.
Освещение
На моменте выбора освещения вы должны четко понимать о чем ваша картина: жанр, общее настроение, тон повествования — исходя из этого, подбирается подходящее освещение. Для психологических триллеров в духе Альфреда Хичкока необходимы жесткие тени и свет, для мелодрам и комедий — более мягкое освещение.
Сколько стоит?
Стоит обратить внимание на два бюджетных бренда: Dedolight и GreenBean. Особой популярностью в линейке первого производителя пользуется модель DLH-4: прибор обеспечит высокую яркость, точность, луч будет чистым, без рассеянного свет. Стоит такая штуковина порядка 30 000 рублей .
Софиты GreenBean, аналоги профессионального киношного освещения Arri, показывают себянесколько хуже: свет падает неравномерно, диапазон фокусировки меньше. Эти приборы чаще используют для подсветки важных деталей в кадре, нежели как основной источник освещения. За свою цену в 20 000 рублей с этой задачей они справляютсяна отлично.
На чем экономят?
Простая формула: чем больше ISO камеры, тем меньше освещения необходимо.
Звукозаписывающее оборудование
В кино важен каждый звук. Шаги, шелест листьев, гул ветра — все это, помимо диалогов персонажей, должно быть учтено при съемках.
Сколько стоит?
В смету звукорежиссера входит рекордер, микрофонная пушка, петличка — умножаем на число актеров в данной конкретной сцене — и радиопередатчик для того, чтобы избавиться от проводов. Все это с учетом аккумуляторов и батареек обойдется вашему фильму в довольно скромные 60 000 — 100 000 рублей.
Вашему композитору необходимо на чем-то писать музыку — качественная полноклавишная клавиатура обойдется в 20 000 рублей. Однако благодаря современным технологиям этот агрегат в руках умелого композитора и звукорежиссера при приложении аудиобиблиотек может легко заменить целый оркестр.
На чем экономят?
Существует огромное количество агентств, которые готовы выдать звукозаписывающее оборудование в аренду. Однако зачастую оказывается дешевле купить, чем брать на прокат на тридцать дней. Для записи технического звука можно использовать аудиобиблиотеки, но все же лучше не полениться и записать все необходимое на съемочной площадке для большей естественности.
Грим и реквизит
Художник-гример пригодится любой команде: нарисует синяки, ссадины, да и просто уберет блеск с лиц актеров, потеющих под светом софитов, и сделает их снова красивыми.
Сколько стоит?
В среднем художник-гример с собственными снаряжением в нашем кино берет 1000 руб в день. Если говорить о реквизите, то здесь все зависит от запросов режиссера, так что трудно сказать наверняка. Это может быть и 30 000, и 300 000 рублей.
Съемочная площадка
Все так же крайне опционально: если герой по сюжету путешествует по миру — это одно, покоряет космос — другое. Если брать среднестатистический фильм, понадобится пара квартир приличного вида (зачастую это жилплощадь членов съемочной группы), подготовленная натура и несколько общественных мест.
Сколько стоит?
Если требуются более специфические декорации, можно взять в аренду фотостудию. В среднем час съемки на профессиональной студии обойдется примерно в 1000 рублей. В остальном за съемочное место платят редко, если это, конечно, не муниципальный объект.
На чем экономят?
В каждом городе есть учреждения и общественные места: отели, антикафе и прочие, которые с радостью предоставят съемочное место за простое упоминание в финальных титрах. Это выручает новичков.
Монтаж
Чтобы фильм не был похож на дешевый сериал, в команде должен быть умелый режиссер монтажа. Его поле деятельности обширно: цветокоррекция конкретной сцены для передачи определенного настроения, склейка, настройка экспозиции, баланса белого и многое другое. Все, что в совокупности создает так называемый «киношный эффект».
Сюда же можно включить стандартные для кино 23.976 кадра в секунду. Это отнюдь не означает, что фильм снимается при такой частоте кадров: чаще всего берется 48 или 60 кадров в секунду, либо 120 или 240 кадров в секунду — для эффекта слоу-мо. Фреймрейт искусственно понижается при выводе на рендер: такими несложными манипуляциями можно добиться большей плавности движений.
Сколько стоит?
Очевидно что для того, чтобы смонтировать хотя бы короткий ролик, необходим хороший ПК и много места на жестком диске. Если собирать самостоятельно, то такой агрегат может вполне уложиться в 100 000 рублей. Плюс монтажеру тоже нужно платить гонорар — стандартные 5000 рублей в день.
***
Мы лишь бегло прошлись по основным статьям расходов при кинопроизводстве, оставив за кадром маркетинг, прокат, участие в фестивалях и конкурсах и банальную организацию питания съемочной группы. Если сложить все вышеперечисленные пункты вместе, получится бюджет небольшой африканской страны. Тем не менее, это того стоит: прийти на сеанс фильма, где в первой строчке финальных титров стоит твое имя.
Студия MirrorWorld собирает средства на съемки «Наваждения» на Boomstarter.
В течение всего года в редакцию Moviestart поступало очень много вопросов о том, где можно найти финансирование на создание короткометражного фильма. Действительно, данная тема уже долгое время остается одной из самых актуальных. К завершению Всероссийской акции «День короткометражного кино» мы подготовили обзорный материал об источниках финансирования короткого метра в России. Спойлер: их много и практически под каждый проект можно найти что-то подходящее.
Субсидии Министерства культуры РФ
Министерство культуры РФ оказывает значимую поддержку кинопроизводителям и кинопрокатчикам в нашей стране. Ежегодно субсидии на производство и прокат получают несколько десятков дебютных, авторских экспериментальных, семейных и детских картин, документальных и анимационных фильмов.
Отдельной поддержки для производства короткометражных фильмов пока, к сожалению, не предусмотрено. Однако, вы можете объединиться с другими авторами короткометражек и подать свой проект на участие в конкурсе на господдержку в качестве тематического полнометражного альманаха. Такие проекты из нескольких короткометражек не раз получали поддержку в Минкульте и становились значимым культурным событием в мире кино.
Среди фильмов-альманахов недавних лет можно отметить: игровой фильм «Это не навсегда» (2019), в котором представлены четыре истории о воспитанниках детского дома; альманах к 100-летию революции «20:17» (2017), который состоит из трех фильмов длительностью ровно 20 минут и 17 секунд, связанных между собой отрывками дебютного анимационного фильма Юрия Норштейна «25-е, первый день»; семейный фильм с двумя переплетенными сюжетами «Команда мечты» (2019). В этом году Министерство культуры поддержало альманах режиссера Ивана Соснина «Далекие близкие», роад-муви о путешествии отца и сына в автодоме с Дальнего Востока в Москву.
Конкурс достаточно серьёзный. Он проводится среди юридических лиц — кинокомпаний в 3 этапа. На первом этапе в срок, утверждённый приказом Минкульта, вы собираете и подаёте большой пакет документов, включающий сведения о кинокомпании и создателях проекта, сценарий, синопсис, режиссёрскую экспликацию, смету, календарно-постановочный план, письма поддержки. Верно оформленный пакет документов позволяет вам перейти на второй этап, на котором происходит независимая экспертная оценка художественной ценности проекта. Если эксперты выбирают проект, он допускается на очный питчинг, в ходе которого комиссия голосует за понравившиеся проекты, которые и получают государственное финансирование.
Питчинг – самый важный этап. Именно здесь вы можете ярко представить свой проект и убедить совет в том, что именно он должен быть реализован. В этом вам помогут советы по защите на питчинге от министра культуры Ольги Любимовой.
Всероссийский питчинг дебютантов
В России в настоящее время проводится множество разных питчингов в рамках крупных фестивалей, киношкол, кинокомпаний: в среднем, раз в месяц объявляется прием заявок на тот или иной конкурс. Питчинг представляет собой публичную защиту проекта перед экспертами и потенциальными инвесторами и помогает авторам не только получить финансирование на свое кино, но и услышать профессиональную оценку проекта, а также завести полезные знакомства, что порой намного дороже денег.
Всероссийский питчинг дебютантов – один из крупнейших индустриальных проектов для молодых кинематографистов, организаторами которого выступают Союз кинематографистов России, Молодежный центр Союза кинематографистов России. Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Создан по инициативе Молодежного центра Союза кинематографистов России в 2013 году. В этом году проект вошел в «Топ-100» Фонда президентских грантов.
Призовой фонд питчинга в 2020 году составил 12,5 миллионов рублей. Проектам-победителям вручается 500 тысяч рублей на реализацию. Авторы могут подать заявки в следующих направлениях: «игровое полнометражное кино», «игровое короткометражное кино», «документальное кино», «телесериалы», «веб-сериалы», «work-in-progress». Питчинг проводится в разных регионах по всей России и в нем могут принять участие не только «местные» дебютанты, но и представители других регионов, в том числе, Москвы и Санкт-Петербурга, желающие снимать кино в том регионе, где проводится питчинг. Помимо самих конкурсов, на которых распределяются денежные средства, а также тренингов для молодых кинематографистов, в рамках питчинга проходит знакомство представителей ведущих продюсерских компаний с локациями, техническими возможностями и кадровым потенциалом региона. Во Всероссийском питчинге дебютантов могут принять участие авторы до 35 лет или сценаристы и режиссеры свыше этого возраста но в соавторстве с дебютантом до 35 лет.
За прошедшие годы состоялось 14 московских и более 60 региональных питчингов, в которых приняло участие более 6000 проектов.
По итогам прошедших питчингов снято более 100 фильмов, среди них участники ММКФ, «Кинотавра», «Короче», Всероссийской акции «День короткометражного кино» и других престижных проектов. Среди лауреатов Всероссийского питчинга дебютантов – короткометражные фильмы «Взятка», «Ну, здравствуй, Оксана Соколова!», собравшие миллионы просмотров в сети.
В 2020 году было реализовано несколько короткометражных проектов-участников Всероссийского питчинга дебютантов, которые стали победителями и лауреатами престижных фестивалей. Так, картина Натальи Беляевой «Соня любит, Соня не любит» победила на кинофестивале «Будем жить» и стала лауреатом Всероссийской акции «День короткометражного кино», а фильм «Спасибо!» Марии Шульгиной получил Гран-при Международного фестиваля «Видение» и стал лауреатом международного смотра «Лучезарный ангел». Документальный фильм «Жизнь-это кайф», посвященный знаменитому педагогу Владимиру Фенченко, стал номинантом «Национальной молодежной кинопремии», а игровой фильм «Хандра» Алексея Камынина вошел в программу «Кинотавра» и вышел в федеральный кинопрокат.
Узнать новости проекта «Всероссийский питчинг дебютантов» и подать заявку на участие можно здесь. Также мы подготовили для вас лайфхаки по участию во Всероссийском питчинге дебютантов, которые помогут ярко представить свой проект.
Институт развития интернета
Один из самых результативных конкурсов этого года – конкурс на создание социально значимого контента для молодежной аудитории Института развития интернета. АНО «ИРИ» функционирует с 2015 года, с 2020-го является оператором конкурса на создание интернет-контента для молодежи. Финансирование проектов осуществляется в рамках реализации федерального проекта «Цифровая культура» национального проекта «Культура». Распорядителем бюджетных средств выступает Росмолодежь. Всего за год ИРИ провел два конкурсных и два внеконкурсных отбора. В результате реализовано 211 интернет-проектов.
В 2021 году Институт развития интернета продолжает прием заявок на создание контента. Заявки принимаются на постоянной основе, но, чем позже подан проект, тем меньше времени у создателей на его реализацию.
Прием заявок разделен на сессии и победителей объявляют ориентировочно раз в три месяца.
Первая сессия проходила до 23 ноября 2020 года, а проекты-победители станут известны до конца февраля 2021 года. Всего на конкурс поступило 443 проекта, большинство из них категории «видеоконтент» (66%).
Вторая сессия приема идет в настоящее время, завершится 29 января, а ее победители станут известны ориентировочно в апреле.
Процедура отбора проектов осталась прежней: сначала заявки проходят валидацию по формальным критериям, после этого их оценивают независимые эксперты от индустрии и эксперты АНО «ИРИ»; далее, исходя из минимального проходного балла, формируется короткий список проектов, который оценивает Конкурсный комитет. На последнем этапе список победителей, сформированный Конкурсным комитетом, утверждает Наблюдательный совет.
Темы конкурсного отбора: «Россия ХХI века», «Будь собой», «Мы вместе», «Делай добро», «Гордимся», «Действуй!». Они дают широкий простор для творческого самовыражения и посвящены будущему России и проблемам молодежи, волонтерству и благотворительности, достижениям в разных областях, профориентированию, культуре и туризму, науке и образованию и т.д.
Направления производства контента: «Видеоконтент», «Контент в блогосфере», «Программный продукт», «Мультиформатный проект».
При подаче заявки необходимо четко рассчитать ключевой показатель эффективности. Заявленная стоимость проекта в категории «Видеоконтент» должна относиться к заявленному КПЭ проекта как 8 к 1 (из расчета на 8 рублей финансирования – 1 просмотр).
Просмотры, прослушивания, скачивания, которые выступают в качестве ключевого показателя эффективности проекта, главное основание для оплаты по договору.
Команда АНО «ИРИ» также оказывает поддержку участникам конкурсного отбора в рамках специальной обучающей онлайн-программы. Она поможет подробно разобраться в конкурсной документации, грамотно составить заявку, рассчитать бизнес-план, определить целевую аудиторию проекта и получить ответы на возникающие вопросы. В программе можно увидеть примеры уже реализованных проектов.
Изучать материалы можно дистанционно в любое удобное время, закрепить знания помогут тесты. Все, кто успешно выполнит задания, получают доступ к ментор-сессии с продюсером АНО «ИРИ». Это возможность задать интересующие вопросы, получить предварительную экспертную оценку своего проекта и рекомендации по его доработке.
Авторы короткометражных проектов могут также подавать свои заявки на участие. За время проведения конкурса реализовано уже множество короткометражек-победителей. Например, проект: «Великая Отечественная: про людей и про войну» представляет собой цикл короткометражных новелл, созданных петербургской киностудией Artel Film Production и основанных на рассказах людей, испытавших на себе тяготы военного времени. Герои сюжетов — молодые люди, у которых были мечты, планы, любовь, счастье. Новеллу «Циркач» посмотрели 20 млн. раз во всех соцсетах за 2 месяца с момента выхода.
Фонд президентских грантов
Уже несколько лет Фонд президентских грантов помогает отличным проектам реализоваться. Очень много инициатив, поддержанных фондом, связаны с кино, например, Всероссийский питчинг дебютантов и Всероссийская акция «День короткометражного кино».
Фонд поддерживает также и создателей фильмов. Конечно, получить деньги на экспериментальную или провокационную короткометражку здесь будет затруднительно, но если у вас, к примеру, важный документальный проект, направленный на сохранение культурного наследия России или духовно-нравственных ценностей ее граждан и вы искренне верите в то, что делаете, у вас есть все шансы. В среднем, можно рассчитывать на сумму около 2 млн. рублей.
Для получения финансирования от Фонда президентских грантов заявку необходимо подать от общественной или некоммерческой организации, официально зарегистрированной не менее, чем за полгода до подачи заявки. В личном кабинете онлайн заполняется многоступенчатая заявка. Фонд разработал очень понятные и полезные видеоуроки, посмотрев которые, вы обязательно все заполните верно.
Национальный фонд поддержки правообладателей
Национальный фонд поддержки правообладателей (НФПП), созданный для финансирования благотворительных проектов и программ, оказывает материальную помощь талантливым молодым кинематографистам – направляет средства на съемки их дебютных фильмов. Чтобы получить поддержку, автор кинопроекта – режиссер, сценарист, продюсер – должен предоставить всю необходимую информацию о себе и о своем фильме, выслав заявку на info@cfund.ru. Заявка должна содержать такие сведения, как полное название фильма, его жанр, описание, синопсис. Следует приложить к заявке смету предстоящих расходов на съемки, указать запрашиваемую сумму финансирования. Кроме того, предоставляется творческая биография автора, ссылки на его предыдущие работы (если есть). Каждую заявку рассматривает Творческий совет НФПП, в состав которого входят опытные кинематографисты: режиссеры Владимир Котт, Сергей Урсуляк, Александр Муратов, Елена Чавчавадзе, сценарист Аркадий Инин. Фонд не может помочь всем желающим, поэтому задача членов Творческого совета – выбрать те проекты, которые, по их мнению, заслуживают наибольшего внимания. При поддержке НФПП снято уже более 30 фильмов молодых авторов – не считая кинокартин, созданные с участием грантов НФПП для победителей кинофестивалей.
Росмолодежь
Гранты Федерального агентства по делам молодежи вручаются на конкурсной основе, в том числе, на создание короткометражных фильмов. Размер гранта – до 3 миллионов рублей.
Конкурс проходит в следующих форматах: заочный конкурс для граждан РФ от 14 до 30 лет и публичная зашита проектов граждан РФ от 18 до 30 лет в рамках молодежных образовательных форумов, например, Таврида. Так, на Тавриде грант на съемки фильма «Ваш Ваня» получила Анастасия Меркулова. Она успешно реализовала историю 13-летнего немецкого мальчика, которого война заставила взять в руки оружие, и его встречи с советским солдатом, проявившим снисходительность к маленькому противнику. Фильм вошел в шорт-лист Национальной молодежной кинопремии, а также получил награду за лучший дебют на международном кинофестивале «Лучезарный ангел» в 2020 году.
В производстве находится и другой короткометражный проект о войне – победитель конкурса в рамках форума «Таврида». Это фильм «Сашка. Дневник солдата». В августе этого года проект получил 1 млн. рублей на реализацию. Фильм снимается по повести «Сашка» писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева. Эта книга в 2013 году была включена в список 100 книг, рекомендованных школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения. Над картиной с января 2020 года работает команда в лице Кирилла Зайцева, Валентины Зайцевой и Анны Мелкумовой. Фильм снимали в уникальной северной деревне Кучепалда Архангельской области и на территории комплекса выдающихся исторических сооружений Павловской слободы в Подмосковье.
Подробнее о грантах Росмолодежи можно узнать здесь.
Фонд «Пример интонации» Александра Сокурова
Фонд «Пример интонации», созданный в 2013 году режиссером и педагогом Александром Николаевичем Сокуровым, ориентирован, в первую очередь на поиск и реализацию проектов талантливых дебютантов.
При поддержке Фонда и его партнеров уже снято несколько полнометражных фильмов, например:
«Мальчик русский», 2019, реж. Александр Золотухин. Фильм принимал участие в Берлинском международном кинофестивале, получил за лучший дебют Премию Российской гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон» (2019).
«Глубокие реки», 2018, реж. Владимир Битоков. Фильм получил Диплом за лучший дебют на фестивале Кинотавр.
«Теснота», 2017, режиссер Кантемир Балагов. На Каннском международном кинофестивале фильм одержал победу в номинации «Лучший дебют», получил «Приз гильдии киноведов и кинокритиков» (ФИПРЕССИ) и был номинирован на «Главный приз» кинофестиваля.
В 2021 году Фонд объявил конкурс среди документальных короткометражных проектов. Важным условием участия проекта в конкурсе было соответствие теме – региональное кино России. Конкурсные проекты должны раскрывать особенности жизни в нашей стране. К участию были приглашены начинающие режиссёры в возрасте от 18 до 35 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации. На данном этапе прием заявок завершен. От 3 до 5 лучших работ будут сняты при полной финансовой и административной поддержке Фонда «Пример интонации» и собраны в альманах.
За дальнейшими конкурсами Фонда можно следить на сайте.
Сотрудничество с брендами
Некоторые компании предпочитают не тратить миллионы рублей на создание рекламных роликов, а вкладываются в создание короткометражных фильмов, отражающих их ценности. Пожалуй, одна из самых известных коллабораций бренда и молодых творцов – кинопроект «Иваны, помнящие родство», профинансированный брендом «Дядя Ваня». Проект реализуется с конца 2017 года российским производителем консервированной продукции «Дядя Ваня» и екатеринбургским креативным агентством Red Pepper Film. Вместо классической рекламы бренда создаются «душевные» короткометражные фильмы со счастливым финалом. Короткометражки собирают миллионы просмотров и выигрывают призы престижных кинофестивалей.
На данный момент снято уже 10 картин, режиссером которых выступил Иван Соснин. Причем одна из них, «Интервью», в 2019 году получила премию «Золотой Орел» за лучший короткий метр, а картина «Большая восьмерка» в этом году выиграла главный приз Всемирного фестиваля уличного кино.
Все фильмы проекта можно посмотреть здесь.
Еще один яркий и результативный проект бренда – Medialab от Яндекс.Такси. В рамках уже двух проведенных конкурсов участники присылали и реализовывали свои истории, которые происходили в такси. Также был создан мини-сериал «Алиса» из пяти эпизодов, номинант конкурса пилотных серий фестиваля SXSW. По сюжету пятеро водителей такси попадают в смешные, трогательные и жуткие истории в компании бортового компьютера «Алисы».
DreamApp
На новом онлайн-шоу Тимура Бекмамбетова DreamApp инвесторы дают реальные деньги за контент. Правила шоу просты: у участника есть две минуты, чтобы представить инвестору свой проект. Инвесторы должны решить, вложиться в проект или отказать. Продать проект помогают пушеры – звёздные гости и успешные блогеры.
Проекты должны быть ориентированы, в первую очередь, на Интернет-аудиторию. Это могут быть экспериментальные короткометражки, провокационные веб-сериалы, интерактивные истории и многое другое.
Если у вас есть проект, который может стать новым онлайн-хитом, собрать лайки и просмотры, подавайте заявку и станьте участником шоу. В среднем, на реализацию проекта можно получить от 1 до 3 миллионов рублей. Подать заявку можно здесь.
Краудфандинг
Старый и проверенный способ поиска средств на короткометражное кино – краудфандинг. Краудфандинг – сбор средств на свой проект в Интернете. Вы рассказываете о будущем фильме, а люди переводят вам деньги на его создание просто так или за небольшие подарки, имеющие отношение к проекту.
Сбор средств проходит на специальных платформах. Крупнейшая российская краудфандинговая платформа – Planeta, один из первых в Рунете сервисов для коллективного финансирования проектов. Вы заключаете договор с платформой, создаете на ней страницу своего проекта и запускаете краудфандинговую кампанию, которая, как правило, длится несколько месяцев. Важно помнить, что сбор средств на платформе – каждодневный труд по привлечению аудитории к своему проекту. Все успешные проекты имеют высокую степень проработки. Редко бывает так, что проект запустился и сам по себе собрал нужную сумму. Подробнее о том, как продвигать краудфандинговый проект можно узнать в специальном разделе сервиса а также, познакомившись с историями успеха на Planeta.
В целом, существует довольно много успешных короткометражных фильмов, которые были реализованы на краудфандинговые средства. В разные годы при помощи краудфандинга были сняты нашумевшие и собравшие немало фестивальных призов картины – «Петух» Алексея Нужного», «Рыба моя» Таи Зубовой, «Еду как хочу» Дениса Филюкова. А из последних примеров — картина Александра Королева «Курчатов» в 2019 году успешно собрала более 800 тысяч рублей на реализацию. Фильм был снят и его премьера состоялась в этом году на кинофестивале «Амурская осень». «Курчатов» продолжает шествие по фестивалям – его международная премьера прошла совсем недавно на Каирском международном кинофестивале.
Конкурс «Быстрый старт»
Онлайн-платформы сейчас активно вкладываются в создание оригинального контента, в том числе, короткометражного. Ярким подтверждением этой тенденции стал конкурс «Быстрый старт», организованный видесервисом START и продюсерским центром Potential.
Конкурс проводился с целью поиска проектов для запуска в производство и привлечения новых авторов к сотрудничеству с платформой START. Сценарные заявки принимались с 6 августа по 7 сентября 2020 года; авторы не были ограничены в жанрах, но могли подавать заявку только при условии, что у них в фильмографии есть хотя бы одна игровая картина. Из сформированного шорт-листа на питчинге были выбраны 7 проектов, каждый получил финансирование в размере 1 млн. рублей. Жанры выбранных проектов абсолютно разные: от черной комедии до психологической драмы. Темы тоже довольно смелые и острые. В ближайшее время проекты будут сняты и размещены на видеосервисе START в линейке оригинальных фильмов.
Питчинг конкурса можно посмотреть здесь.
Еще больше конкурсов и питчингов с денежными призами можно найти в постоянно обновляемом разделе «Конкурсы» портала Moviestart. Если же по каким-то причинам ничего из вышеперечисленного вам не подошло, уверены, что вы откроете свой, ни на что не похожий путь и обязательно снимете кино мечты. Очень надеемся, что вам в этом поможет наша книга «Сними свой первый фильм», в которой профессионалы индустрии рассказывают о своем опыте создания картины от идеи до фестивального успеха.
Обзор подготовила Юлия Волкова