Как найти деньги для фильма

Ни для кого не секрет, что киноиндустрия — одно из самых затратных направлений креативного бизнеса. Вместе с идеей фильма у режиссера сразу возникает внушительная статья расходов: оплата работы актеров, съемочной команды, их транспортировка и проживание, если съемки планируются где-то далеко, создание декораций и подготовка локаций, продакшн и постпродакшн, реклама, организация пресс-показа. Сделать все это своими силами практически нереально, и вопрос сбора средств выходит на первый план.

Как собрать деньги на фильм — способы и полезные рекомендации

Какой бы инструмент привлечения финансирования вы ни выбрали, чтобы он сработал, вам придется плотно взаимодействовать с потенциальными инвесторами, партнерами или сотрудниками банка, если вы попробуете взять кредит. Чтобы взаимодействие было успешным, необходимо правильное позиционирование. При этом важно не только красиво представить свой проект, но и доказать его значимость и перспективность. Здесь не обойтись без питч-дека — емкой и лаконичной презентации, в которой должны быть следующие пункты:

  • подробное, детальное описание проекта,
  • информация о его создателях и других членах команды — потенциальным инвесторам важно, кто за этим стоит, какой уровень профессионализма и бэкграунд у этих людей,
  • цель, миссия проекта — чем он интересен в социальном, познавательном или культурологическом плане,
  • бизнес-план с указанием целевой аудитории и ее объема, с полной статьей расходов, в которой учтена каждая деталь, этапы реализации проекта.

Когда презентация готова и вы находитесь на низком старте, можно начинать действовать.

Где найти деньги на съемку фильма?

На каком бы уровне развития вы ни находились, этот вопрос будет оставаться актуальным. Конечно, уровень вашего профессионализма, наличие уже реализованных проектов в портфолио, которые вы можете представить, повышают кредит доверия. Однако, если вы в самом начале пути, не стоит заранее ставить себе препятствия и ограничивать себя: и инвесторы, и рекламодатели интересуются не только представителями кинопроизводства с именем, им интересны и молодые инфлюэнсеры, если проект, который они предлагают, перспективен, а их аудитория — в случае с рекламодателями — совпадает с потенциальной клиентской базой. Поэтому стоит говорить о себе, знакомиться и общаться с людьми, которые могут быть вам потенциально полезны в привлечении инвестиций.

Что учесть перед тем, как начать привлекать инвестиции?

Самое главное — просчитать все финансовые риски. Привлекая инвестиции, вы должны помнить, что, скорее всего, если речь не идет о краудфандинге или меценатстве, средства придется отдавать. Поэтому имеет смысл составить для себя четкий и реалистичный прогноз возврата средств с учетом того, что проект может по различным причинам не окупиться, либо начать приносить доход позже, чем вы ожидаете.

Можно ли снять фильм, не собирая деньги?

Да, если речь идет об очень специфическом, арт-хаусном кино, либо экспериментальном видео, снятом на телефон. Но даже в этом случае вам понадобится хотя бы минимальный монтаж. Конечно, и его можно сделать «на коленке», но качество будет оставлять желать лучшего. Есть малобюджетное кино, которое тем не менее становится популярным, например, «Место встречи» Паоло Дженовезе, где действие происходит в одном кафе, планы почти не меняются, а героев не так много. Однако и в этом случае работали актеры, команда, нужно было арендовать помещение. Поэтому, говоря о полноценном кинопроекте, сделать его бесплатно не получится.

ТОП-5 способов собрать средства на съемку фильма

Мы выстроили рейтинг по нарастающей. От самого компромиссного к самому выгодному варианту.

  • Банковский кредит. На первый взгляд, этот вариант кажется самым очевидным, он понятен и прозрачен по своей схеме. Минус в том, что банки неохотно кредитуют творческие проекты, а если все-таки получить средства удастся, возникают риски, связанные с процентной ставкой.
  • Долг. Вы можете одолжить деньги у знакомых. Если получится это сделать — отлично, но здесь все же есть риск испортить репутацию и отношения, если вы по каким-то причинам не сможете вернуть средства в срок, да и суммы на реализацию кинопроекта обычно таковы, что вам, скорее всего, придется собирать их по частям.
  • Меценатство. Случается и такое, что финансово обеспеченные люди помогают своим любимым креаторам, однако при таких отношениях «покровитель» может претендовать на вмешательство в творческий процесс.
  • Краудфандинг. На сегодняшний день самый популярный способ привлечения финансирования для креаторов, когда автор проекта запускает кампанию на онлайн-платформе, а все желающие «донатят», жертвуют ему любую сумму. Минусы этого способа в том, что, если вы пока не в первом эшелоне популярности, средства очень сложно собрать. При этом в случае успешного завершения кампании в благодарность вы обязаны сделать каждому, кто поучаствовал в ней, какой-то подарок. По опыту многих креаторов затраты на такие подарки как правило автоматически «съедают» часть бюджета, собранного на проект.
  • Краудлендинг — это удобный инструмент привлечения финансирования. Он чем-то похож на банковское кредитование, но кредиторами выступают частные инвесторы. Все документы подписываются онлайн, а деньги на счет после сбора поступают очень быстро. К тому же вам понадобится меньше документов, чем в случае с банком. Минусы этого способа в том, что средства, в отличие от краудфандинга, придется отдавать, а процентная ставка колеблется от 11 до 30%, что выше, чем при обычном кредитовании.

Краудлендинг на Ко-Фи как способ привлечь инвестиции на съемку кино или сериала

Краудлендинговая платформа Ко-Фи создана специально для инвестиций в креативные индустрии. В том числе на нашей площадке успешно проводится сбор средств на съемки фильмов, клипов, их постпродакшн. Для того, чтобы привлечь финансирование на реализацию проекта, вам нужно зарегистрироваться на сайте — эта опция доступна для всех резидентов РФ 18+, затем заполнить подробную заявку со всеми пунктами, указанными выше в описании питч-дека, также добавив прогноз сбора средств и приложив все необходимые документы. В случае с ИП понадобится загрузить только скан паспорта, с ООО — паспортные данные руководителя, устав, сведения о персональном составе органов управления, указать систему налогообложения, состав учредителей и сведения о бенефициарных владельцах.

Вы сами определяете в заявке сумму займа, процентную ставку, срок возврата и объект залога, если вам необходимо более 300 000 рублей. Это могут быть права на интеллектуальную собственность, которая уже приносит доход. Средняя процентная ставка на Ко-Фи составляет 20%. После того, как заявка пройдет модерацию, она окажется на витрине проектов. С этого момента вы в любой момент открываете раунд финансирования, который может длиться 2, 7 или 30 дней. Мы рекомендуем не торопиться и подождать какое-то время, пока потенциальные инвесторы изучат вашу заявку, поставят лайки. Получив такой фидбэк, можно уверенно стартовать. Если средства собраны в обозначенное время, в вашем личном кабинете автоматически появятся договора с инвесторами. Вы подписываете их онлайн, получаете деньги, начинаете реализацию своего проекта, возвращая средства равными ежемесячными платежами с процентами.

Как действовать начинающему режиссеру?

Самое главное — отнестись к своему проекту как к серьезной бизнес-идее, реализация которой требует внимания, подготовки и максимально ответственного отношения к созданию продукта. Такой подход поможет вам как можно раньше вступить во «взрослые» отношения с финансами, партнерами, инвесторами, рекламодателями, в конечном счете — своими зрителями и добиться карьерного роста. И не бойтесь заявлять о себе. Каждый профессионал, селебрити когда-то с чего-то начинал.

Где взять деньги на съемки фильма

Время чтения статьи – 2,5 минуты

Или я вращаюсь в такой среде, или сейчас действительно все хотят снять свой фильм. Энтузиасты берут телефон и идут снимать с помощью друзей. Остальные тормозят, так как осознают, что на фильм нужны деньги. Часто своих денег нет или недостаточно, потому что кино стоит дорого. Так где же взять деньги, если уже есть сценарий?

Способов целая куча. Я перечислю лишь малую часть:

1️⃣ Найти частного инвестора. Это может быть человек из любого бизнеса, у которого есть творческие амбиции или желание запечатлеть свое имя в титрах. Есть много случаев, когда бизнесмены дарят фильм жене, любовнице или ребенку.

Недостатки: если инвестор не очень адекватный, он будет воспринимать вас (создателя) как нечто, что он купил с потрохами, и вносить свои ценные комментарии в каждый этап работы.

2️⃣ Отправить заявку и сценарий продюсерам и редакторам студий и кинокомпаний. Есть шанс, что материал заинтересует и проект запустят.

Недостатки: надо быть очень настойчивым, чтобы сценарий прочитали.

3️⃣ Подать сценарий на конкурс – государственный или частный. В России ежегодно проводятся конкурсы в Фонде кино и Минкульте на поддержку фильмов. Также есть куча конкурсов от кинокомпаний, европейских фондов и т.д.

Недостатки: много волокиты, необходимость открыть компанию и найти часть финансирования.

4️⃣ Краудфандинг – сбор денег с миру по нитке. Фильм «28 панфиловцев» так собрал половину бюджета.

Недостатки: много времени на сбор денег, необходимость выделиться среди сотен проектов, ищущих финансирование.

Если вы опытный киношник и у вас есть команды, которые могут поддержать вас оборудованием, услугами, работой, найти деньги будет гораздо проще. Чем больше упакован проект, тем проще его продать.

А если сценарий хороший, его и так оторвут с руками. Потому что хороших сценариев сейчас мало, а людей, готовых вложить в них деньги – много. Так что пишите классную историю, и возможности ее снять обязательно появятся 😉

Ранее мы разбирались, сколько стоит снять фильм.

Интересно ли вам узнать, почему кино стоит дорого?

Если да, пишите в комментариях, я распишу подробно, куда тратятся такие деньжища.

В течение всего года в редакцию Moviestart поступало очень много вопросов о том, где можно найти финансирование на создание короткометражного фильма. Действительно, данная тема уже долгое время остается одной из самых актуальных. К завершению Всероссийской акции «День короткометражного кино» мы подготовили обзорный материал об источниках финансирования короткого метра в России. Спойлер: их много и практически под каждый проект можно найти что-то подходящее.

Субсидии Министерства культуры РФ

Министр культуры РФ Ольга Любимова

Министерство культуры РФ оказывает значимую поддержку кинопроизводителям и кинопрокатчикам в нашей стране. Ежегодно субсидии на производство и прокат получают несколько десятков дебютных, авторских экспериментальных, семейных и детских картин, документальных и анимационных фильмов.

Отдельной поддержки для производства короткометражных фильмов пока, к сожалению, не предусмотрено. Однако, вы можете объединиться с другими авторами короткометражек и подать свой проект на участие в конкурсе на господдержку в качестве тематического полнометражного альманаха. Такие проекты из нескольких короткометражек не раз получали поддержку в Минкульте и становились значимым культурным событием в мире кино.

Среди фильмов-альманахов недавних лет можно отметить: игровой фильм «Это не навсегда» (2019), в котором представлены четыре истории о воспитанниках детского дома; альманах к 100-летию революции  «20:17» (2017), который состоит из трех фильмов длительностью ровно 20 минут и 17 секунд, связанных между собой отрывками дебютного анимационного фильма Юрия Норштейна «25-е, первый день»; семейный фильм с двумя переплетенными сюжетами «Команда мечты» (2019). В этом году Министерство культуры поддержало альманах режиссера Ивана Соснина «Далекие близкие», роад-муви о путешествии отца и сына в автодоме с Дальнего Востока в Москву.

Конкурс достаточно серьёзный. Он проводится среди юридических лиц — кинокомпаний в 3 этапа. На первом этапе в срок, утверждённый приказом Минкульта, вы собираете и подаёте большой пакет документов, включающий сведения о кинокомпании и создателях проекта, сценарий, синопсис, режиссёрскую экспликацию, смету, календарно-постановочный план, письма поддержки. Верно оформленный пакет документов позволяет вам перейти на второй этап, на котором происходит независимая экспертная оценка художественной ценности проекта. Если эксперты выбирают проект, он допускается на очный питчинг, в ходе которого комиссия голосует за понравившиеся проекты, которые и получают государственное финансирование. 

Питчинг – самый важный этап. Именно здесь вы можете ярко представить свой проект и убедить совет в том, что именно он должен быть реализован. В этом вам помогут советы по защите на питчинге от министра культуры Ольги Любимовой. 

Всероссийский питчинг дебютантов

В России в настоящее время проводится множество разных питчингов в рамках крупных фестивалей, киношкол, кинокомпаний: в среднем, раз в месяц объявляется прием заявок на тот или иной конкурс. Питчинг представляет собой публичную защиту проекта перед экспертами и потенциальными инвесторами и помогает авторам не только получить финансирование на свое кино, но и услышать профессиональную оценку проекта, а также завести полезные знакомства, что порой намного дороже денег.

Всероссийский питчинг дебютантов – один из крупнейших индустриальных проектов для молодых кинематографистов, организаторами которого выступают Союз кинематографистов России, Молодежный центр Союза кинематографистов России. Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Создан по инициативе Молодежного центра Союза кинематографистов России в 2013 году. В этом году проект вошел в «Топ-100» Фонда президентских грантов.

Призовой фонд питчинга в 2020 году составил 12,5 миллионов рублей. Проектам-победителям вручается 500 тысяч рублей на реализацию. Авторы могут подать заявки в следующих направлениях: «игровое полнометражное кино», «игровое короткометражное кино», «документальное кино», «телесериалы», «веб-сериалы», «work-in-progress». Питчинг проводится в разных регионах по всей России и в нем могут принять участие не только «местные» дебютанты, но и представители других регионов, в том числе, Москвы и Санкт-Петербурга, желающие снимать кино в том регионе, где проводится питчинг. Помимо самих конкурсов, на которых распределяются денежные средства, а также тренингов для молодых кинематографистов, в рамках питчинга проходит знакомство представителей ведущих продюсерских компаний с локациями, техническими возможностями и кадровым потенциалом региона. Во Всероссийском питчинге дебютантов могут принять участие авторы до 35 лет или сценаристы и режиссеры свыше этого возраста но в соавторстве с дебютантом до 35 лет.

За прошедшие годы состоялось 14 московских и более 60 региональных питчингов, в которых приняло участие более 6000 проектов. 
По итогам прошедших питчингов снято более 100 фильмов, среди них участники ММКФ, «Кинотавра», «Короче», Всероссийской акции «День короткометражного кино» и других престижных проектов. Среди лауреатов Всероссийского питчинга дебютантов – короткометражные фильмы «Взятка», «Ну, здравствуй, Оксана Соколова!», собравшие миллионы просмотров в сети.

В 2020 году было реализовано несколько короткометражных проектов-участников Всероссийского питчинга дебютантов, которые стали победителями и лауреатами престижных фестивалей. Так, картина Натальи Беляевой  «Соня любит, Соня не любит» победила на кинофестивале «Будем жить» и стала лауреатом Всероссийской акции «День короткометражного кино», а фильм «Спасибо!» Марии Шульгиной получил Гран-при Международного фестиваля «Видение» и стал лауреатом международного смотра «Лучезарный ангел». Документальный фильм «Жизнь-это кайф», посвященный знаменитому педагогу Владимиру Фенченко, стал номинантом «Национальной молодежной кинопремии», а игровой фильм «Хандра» Алексея Камынина вошел в программу «Кинотавра» и вышел в федеральный кинопрокат.

Узнать новости проекта «Всероссийский питчинг дебютантов» и подать заявку на участие можно здесь. Также мы подготовили для вас лайфхаки по участию во Всероссийском питчинге дебютантов, которые помогут ярко представить свой проект.

Институт развития интернета

Один из самых результативных конкурсов этого года – конкурс на создание социально значимого контента для молодежной аудитории Института развития интернета. АНО «ИРИ» функционирует с 2015 года, с 2020-го является оператором конкурса на создание интернет-контента для молодежи. Финансирование проектов осуществляется в рамках реализации федерального проекта «Цифровая культура» национального проекта «Культура». Распорядителем бюджетных средств выступает Росмолодежь. Всего за год ИРИ провел два конкурсных и два внеконкурсных отбора. В результате реализовано 211 интернет-проектов.

В 2021 году Институт развития интернета продолжает прием заявок на создание контента. Заявки принимаются на постоянной основе, но, чем позже подан проект, тем меньше времени у создателей на его реализацию. 

Прием заявок разделен на сессии и победителей объявляют ориентировочно раз в три месяца.

Первая сессия проходила до 23 ноября 2020 года, а проекты-победители станут известны до конца февраля 2021 года. Всего на конкурс поступило 443 проекта, большинство из них категории «видеоконтент» (66%). 

Вторая сессия приема идет в настоящее время, завершится 29 января, а ее победители станут известны ориентировочно в апреле. 

Процедура отбора проектов осталась прежней: сначала заявки проходят валидацию по формальным критериям, после этого их оценивают независимые эксперты от индустрии и эксперты АНО «ИРИ»; далее, исходя из минимального проходного балла, формируется короткий список проектов, который оценивает Конкурсный комитет. На последнем этапе список победителей, сформированный Конкурсным комитетом, утверждает Наблюдательный совет.

Темы конкурсного отбора: «Россия ХХI века», «Будь собой», «Мы вместе», «Делай добро», «Гордимся», «Действуй!». Они дают широкий простор для творческого самовыражения и посвящены будущему России и проблемам молодежи, волонтерству и благотворительности, достижениям в разных областях, профориентированию, культуре и туризму, науке и образованию и т.д.

Направления производства контента: «Видеоконтент», «Контент в блогосфере», «Программный продукт», «Мультиформатный проект». 

При подаче заявки необходимо четко рассчитать ключевой показатель эффективности. Заявленная стоимость проекта в категории «Видеоконтент» должна относиться к заявленному КПЭ проекта как 8 к 1 (из расчета на 8 рублей финансирования – 1 просмотр). 

Просмотры, прослушивания, скачивания, которые выступают в качестве ключевого показателя эффективности проекта, главное основание для оплаты по договору. 

Команда АНО «ИРИ» также оказывает поддержку участникам конкурсного отбора в рамках специальной обучающей онлайн-программы. Она поможет подробно разобраться в конкурсной документации, грамотно составить заявку, рассчитать бизнес-план, определить целевую аудиторию проекта и получить ответы на возникающие вопросы. В программе можно увидеть примеры уже реализованных проектов.

Изучать материалы можно дистанционно в любое удобное время, закрепить знания помогут тесты. Все, кто успешно выполнит задания, получают доступ к ментор-сессии с продюсером АНО «ИРИ». Это возможность задать интересующие вопросы, получить предварительную экспертную оценку своего проекта и рекомендации по его доработке.

Авторы короткометражных проектов могут также подавать свои заявки на участие. За время проведения конкурса реализовано уже множество короткометражек-победителей. Например, проект: «Великая Отечественная: про людей и про войну» представляет собой цикл короткометражных новелл, созданных петербургской киностудией Artel Film Production и основанных на рассказах людей, испытавших на себе тяготы военного времени. Герои сюжетов — молодые люди, у которых были мечты, планы, любовь, счастье. Новеллу «Циркач» посмотрели 20 млн. раз во всех соцсетах за 2 месяца с момента выхода.

Фонд президентских грантов

Уже несколько лет Фонд президентских грантов помогает отличным проектам реализоваться. Очень много инициатив, поддержанных фондом, связаны с кино, например, Всероссийский питчинг дебютантов и Всероссийская акция «День короткометражного кино». 

Фонд поддерживает также и создателей фильмов. Конечно, получить деньги на экспериментальную или провокационную короткометражку здесь будет затруднительно, но если у вас, к примеру, важный документальный проект, направленный на сохранение культурного наследия России или духовно-нравственных ценностей ее граждан и вы искренне верите в то, что делаете, у вас есть все шансы. В среднем, можно рассчитывать на сумму около 2 млн. рублей.

Для получения финансирования от Фонда президентских грантов заявку необходимо подать от общественной или некоммерческой организации, официально зарегистрированной не менее, чем за полгода до подачи заявки. В личном кабинете онлайн заполняется многоступенчатая заявка. Фонд разработал очень понятные и полезные видеоуроки, посмотрев которые, вы обязательно все заполните верно.

Национальный фонд поддержки правообладателей

Национальный фонд поддержки правообладателей (НФПП), созданный для финансирования благотворительных проектов и программ, оказывает материальную помощь талантливым молодым кинематографистам – направляет средства на съемки их дебютных фильмов. Чтобы получить поддержку, автор кинопроекта – режиссер, сценарист, продюсер – должен предоставить всю необходимую информацию о себе и о своем фильме, выслав заявку на info@cfund.ru. Заявка должна содержать такие сведения, как полное название фильма, его жанр, описание, синопсис. Следует приложить к заявке смету предстоящих расходов на съемки, указать запрашиваемую сумму финансирования. Кроме того, предоставляется творческая биография автора, ссылки на его предыдущие работы (если есть). Каждую заявку рассматривает Творческий совет НФПП, в состав которого входят опытные кинематографисты: режиссеры Владимир Котт, Сергей Урсуляк, Александр Муратов, Елена Чавчавадзе, сценарист Аркадий Инин. Фонд не может помочь всем желающим, поэтому задача членов Творческого совета – выбрать те проекты, которые, по их мнению, заслуживают наибольшего внимания. При поддержке НФПП снято уже более 30 фильмов молодых авторов – не считая кинокартин, созданные с участием грантов НФПП для победителей кинофестивалей.

Росмолодежь 

Гранты Федерального агентства по делам молодежи вручаются на конкурсной основе, в том числе, на создание короткометражных фильмов. Размер гранта – до 3 миллионов рублей.

Конкурс проходит в следующих форматах: заочный конкурс для граждан РФ от 14 до 30 лет и публичная зашита проектов граждан РФ от 18 до 30 лет в рамках молодежных образовательных форумов, например, Таврида. Так, на Тавриде грант на съемки фильма «Ваш Ваня» получила Анастасия Меркулова. Она успешно реализовала историю 13-летнего немецкого мальчика, которого война заставила взять в руки оружие, и его встречи с советским солдатом, проявившим снисходительность к маленькому противнику. Фильм вошел в шорт-лист Национальной молодежной кинопремии, а также получил награду за лучший дебют на международном кинофестивале «Лучезарный ангел» в 2020 году.

В производстве находится и другой короткометражный проект о войне – победитель конкурса в рамках форума «Таврида». Это фильм «Сашка. Дневник солдата». В августе этого года проект получил 1 млн. рублей на реализацию. Фильм снимается по повести «Сашка» писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева. Эта книга в 2013 году была включена в список 100 книг, рекомендованных школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения. Над картиной с января 2020 года работает команда в лице Кирилла Зайцева, Валентины Зайцевой и Анны Мелкумовой. Фильм снимали в уникальной северной деревне Кучепалда Архангельской области и на территории комплекса выдающихся исторических сооружений Павловской слободы в Подмосковье.

Подробнее о грантах Росмолодежи можно узнать здесь.

Фонд «Пример интонации» Александра Сокурова

Фонд «Пример интонации», созданный в 2013 году режиссером и педагогом Александром Николаевичем Сокуровым, ориентирован, в первую очередь на поиск и реализацию проектов талантливых дебютантов. 

При поддержке Фонда и его партнеров уже снято несколько полнометражных фильмов, например:

«Мальчик русский», 2019, реж. Александр Золотухин. Фильм принимал участие в Берлинском международном кинофестивале, получил за лучший дебют Премию Российской гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон» (2019).

«Глубокие реки», 2018, реж. Владимир Битоков. Фильм получил Диплом за лучший дебют на фестивале Кинотавр.

«Теснота», 2017, режиссер Кантемир Балагов. На Каннском международном кинофестивале фильм одержал победу в номинации «Лучший дебют», получил «Приз гильдии киноведов и кинокритиков» (ФИПРЕССИ) и был номинирован на «Главный приз» кинофестиваля.

В 2021 году Фонд объявил конкурс среди документальных короткометражных проектов. Важным условием участия проекта в конкурсе было соответствие теме – региональное кино России. Конкурсные проекты должны раскрывать особенности жизни в нашей стране. К участию были приглашены начинающие режиссёры в возрасте от 18 до 35 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации.  На данном этапе прием заявок завершен. От 3 до 5 лучших работ будут сняты при полной финансовой и административной поддержке Фонда «Пример интонации» и собраны в альманах. 

За дальнейшими конкурсами Фонда можно следить на сайте.

Сотрудничество с брендами

Некоторые компании предпочитают не тратить миллионы рублей на создание рекламных роликов, а вкладываются в создание короткометражных фильмов, отражающих их ценности. Пожалуй, одна из самых известных коллабораций бренда и молодых творцов – кинопроект «Иваны, помнящие родство», профинансированный брендом «Дядя Ваня». Проект реализуется с конца 2017 года российским производителем консервированной продукции «Дядя Ваня» и екатеринбургским креативным агентством Red Pepper Film. Вместо классической рекламы бренда создаются «душевные» короткометражные фильмы со счастливым финалом. Короткометражки собирают миллионы просмотров и выигрывают призы престижных кинофестивалей.

На данный момент снято уже 10 картин, режиссером которых выступил Иван Соснин. Причем одна из них, «Интервью», в 2019 году получила премию «Золотой Орел» за лучший короткий метр, а картина «Большая восьмерка» в этом году выиграла главный приз Всемирного фестиваля уличного кино.

Все фильмы проекта можно посмотреть здесь.

Еще один яркий и результативный проект бренда – Medialab от Яндекс.Такси. В рамках уже двух проведенных конкурсов участники присылали и реализовывали свои истории, которые происходили в такси. Также был создан мини-сериал «Алиса» из пяти эпизодов, номинант конкурса пилотных серий фестиваля SXSW. По сюжету пятеро водителей такси попадают в смешные, трогательные и жуткие истории в компании бортового компьютера «Алисы».  

DreamApp

На новом онлайн-шоу Тимура Бекмамбетова DreamApp инвесторы дают реальные деньги за контент. Правила шоу просты: у участника есть две минуты, чтобы представить инвестору свой проект. Инвесторы должны решить, вложиться в проект или отказать. Продать проект помогают пушеры – звёздные гости и успешные блогеры.

Проекты должны быть ориентированы, в первую очередь, на Интернет-аудиторию. Это могут быть экспериментальные короткометражки, провокационные веб-сериалы, интерактивные истории и многое другое.

Если у вас есть проект, который может стать новым онлайн-хитом, собрать лайки и просмотры, подавайте заявку и станьте участником шоу. В среднем, на реализацию проекта можно получить от 1 до 3 миллионов рублей. Подать заявку можно здесь.

Краудфандинг

Старый и проверенный способ поиска средств на короткометражное кино – краудфандинг. Краудфандинг – сбор средств на свой проект в Интернете. Вы рассказываете о будущем фильме, а люди переводят вам деньги на его создание просто так или за небольшие подарки, имеющие отношение к проекту. 

Сбор средств проходит на специальных платформах. Крупнейшая российская краудфандинговая платформа – Planeta, один из первых в Рунете сервисов для коллективного финансирования проектов. Вы заключаете договор с платформой, создаете на ней страницу своего проекта и запускаете краудфандинговую кампанию, которая, как правило, длится несколько месяцев. Важно помнить, что сбор средств на платформе – каждодневный труд по привлечению аудитории к своему проекту. Все успешные проекты имеют высокую степень проработки. Редко бывает так, что проект запустился и сам по себе собрал нужную сумму. Подробнее о том, как продвигать краудфандинговый проект можно узнать в специальном разделе сервиса а также, познакомившись с историями успеха на Planeta.

В целом, существует довольно много успешных короткометражных фильмов, которые были реализованы на краудфандинговые средства. В разные годы при помощи краудфандинга были сняты нашумевшие и собравшие немало фестивальных призов картины – «Петух» Алексея Нужного», «Рыба моя» Таи Зубовой, «Еду как хочу» Дениса Филюкова. А из последних примеров — картина Александра Королева «Курчатов» в 2019 году успешно собрала более 800 тысяч рублей на реализацию. Фильм был снят и его премьера состоялась в этом году на кинофестивале «Амурская осень». «Курчатов» продолжает шествие по фестивалям – его международная премьера прошла совсем недавно на Каирском международном кинофестивале.

Конкурс «Быстрый старт»

Онлайн-платформы сейчас активно вкладываются в создание оригинального контента, в том числе, короткометражного. Ярким подтверждением этой тенденции стал конкурс «Быстрый старт», организованный видесервисом START и продюсерским центром Potential.

Конкурс проводился с целью поиска проектов для запуска в производство и привлечения новых авторов к сотрудничеству с платформой START. Сценарные заявки принимались с 6 августа по 7 сентября 2020 года; авторы не были ограничены в жанрах, но могли подавать заявку только при условии, что у них в фильмографии есть хотя бы одна игровая картина. Из сформированного шорт-листа на питчинге были выбраны 7 проектов, каждый получил финансирование в размере 1 млн. рублей. Жанры выбранных проектов абсолютно разные: от черной комедии до психологической драмы. Темы тоже довольно смелые и острые. В ближайшее время проекты будут сняты и размещены на видеосервисе START в линейке оригинальных фильмов.

Питчинг конкурса можно посмотреть здесь. 

Еще больше конкурсов и питчингов с денежными призами можно найти в постоянно обновляемом разделе «Конкурсы» портала Moviestart. Если же по каким-то причинам ничего из вышеперечисленного вам не подошло, уверены, что вы откроете свой, ни на что не похожий путь и обязательно снимете кино мечты. Очень надеемся, что вам в этом поможет наша книга «Сними свой первый фильм», в которой профессионалы индустрии рассказывают о своем опыте создания картины от идеи до фестивального успеха. 

Обзор подготовила Юлия Волкова

Я была сценаристом и ассистентом режиссера на съемках короткометражного фильма.

Вместе с режиссером Никитой Капцовым мы снимали фильм «Закон стоимости». С перерывами в работе на съемки ушел год.

Сейчас фильм уже полностью готов, в июле 2021 года мы провели премьерный показ. В статье расскажу, через что мы прошли для его создания: как составляли смету, где искали деньги и что делали с фильмом после съемок.

Подготовка к съемкам. Когда готовили локацию, места для хранения техники не нашлось, поэтому, чтобы защитить камеру от грязи, мы ставили ее на мешки

Что такое короткий метр

Короткометражным фильмом называют любую ленту до 50 минут, но на деле самый удачный метраж для такого формата — от 10 до 30 минут. Это связано с будущим фестивальным продвижением картины: большинство крупных фестивалей диктуют собственные временные рамки. Например, на «Кинотавр» не примут короткометражку дольше 25 минут.

Еще одна особенность короткометражки — структура. В короткий метр укладывается одно значимое для героя событие: например, победа в спортивном соревновании или уход из дома. В полном метре таких событий обычно несколько. Естественно, драматургическая структура в виде завязки, кульминации и развязки сохраняется, только в более упрощенном виде.

Кстати, режиссеры зачастую начинают путь в кинематографе именно с короткометражек — просто потому, что ресурсов на их производство затрачивается намного меньше.

Как искать деньги для съемок

Крупные федеральные гранты. Кинематограф в России практически полностью существует на государственные деньги. Российским фильмам трудно окупиться в прокате, поэтому мало коммерческих организаций, которые готовы вкладываться в проекты. Так что государство каждый год выделяет на кинематограф определенную сумму, которую потом распределяют на конкурсах. Ее размер не раскрывается.

Чтобы подать заявку на государственные гранты, нужно собрать пакет документов. Подробно требования описаны на сайте Фонда кино. Победители обязаны отчитаться о каждой потраченной копейке: составить подробную смету, предоставить отчет о тратах, показать чеки и договоры.

Непосредственно Фонд кино и Министерство культуры поддерживают в основном полнометражные проекты. Гранты от них получают юридические лица — обычно это кинокомпании. Проекты получают статус национального фильма, финансирование и квоту на дистрибуцию в кинотеатрах. Квота нужна для того, чтобы поддерживаемый государством проект не затерялся на фоне множества голливудских блокбастеров и нашел своего зрителя.

Документов требуется действительно много — это список только для организации, которая подает заявку на грант. Источник: fond-kino.ru
Отдельные документы нужно предоставить по самому проекту. Источник: fond-kino.ru

Региональные гранты. С короткометражными фильмами можно участвовать в более мелких грантах, которые обычно проходят в регионах. Информацию о них публикуют на сайте Всероссийского молодежного кинофорума.

Мы подавали заявку на Московский питчинг дебютантов. Он проходит каждый год и поддерживает разные проекты: полные и короткие метры, веб-сериалы, анимацию. Его лауреаты получают грант в 1 000 000 Р и подписывают договор с «Союзом кинематографистов России».

Проект «Крымские каникулы», с которым мы пробовали участвовать, не прошел даже предварительный отбор. Фильм посвящен отдыху в крымских горах, а денег мы просили у Москвы — это классическая ошибка новичков. После неудачи поняли, что регионы заинтересованы в поддержке фильмов, если они каким-то образом отражают колорит непосредственно этих мест. С «Крымскими каникулами» мы готовились к Крымскому питчингу — он должен был пройти осенью 2021 года. Мы сделали презентацию, купили билеты, но мероприятие по неизвестным причинам отменили.

Продакт-плейсмент. Чтобы получить деньги на фильм, можно предложить разным компаниям скрытую рекламу. Однажды мы написали короткую историю о том, как тяжело во время пандемии выбраться из дома за продуктами. В итоге поняли, что история похожа на рекламу доставки еды, и начали рассылать разным компаниям коммерческие предложения. Письмо писали в свободной форме и прилагали презентацию проекта.

Этот проект нашел спонсора, компанию по доставке продуктов, и сейчас в работе, но пока показать его я не могу. Просто хочу сказать, что это рабочий способ привлечь в свой проект деньги.

Краудфандинг — это народное финансирование проектов. Авторы проекта объявляют сбор на специальных сайтах, и люди добровольно вносят деньги. Взамен они получают вознаграждение, соответствующее пожертвованной сумме: например, открытку, постер, возможность встречи с создателем.

Многие начинающие кинематографисты прибегают именно к краудфандингу. Логика здесь простая: легче попросить маленькую сумму у большого количества людей, чем большую у одного человека. Мы тоже смогли собрать деньги на фильм благодаря краудфандингу.

В России существуют несколько платформ для краудфандинга — в Т—Ж о них уже писали. Мы выбрали «Планету-ру», на которой можно собирать деньги на реализацию любых проектов. Для запуска заполнили заявку: расписали, кто мы такие, кто входит в команду, о чем будет фильм, сколько нужно денег и на что, поставили картинки. За пару дней модераторы платформы проверили заявку, затем она была опубликована на сайте, и сбор начался. Собрать мы хотели 50 000 Р.

Краудфандинговые платформы обычно вычитают из собранной суммы 10—15%. На «Закон стоимости» мы установили сбор на 50 000 Р, в итоге собрали 55 500 Р, на руки получили 49 950 Р. Источник: planeta.ru
Мы предложили разные варианты вознаграждений. Из них самым популярным оказался вариант с благодарностью в титрах. Несколько человек еще выбрали личное присутствие на съемках, но потом оказалось, что они из других городов, — в итоге на съемки они не приехали. Источник: planeta.ru
В комментариях продюсер фильма писала информацию о ходе проекта. Источник: planeta.ru

Может показаться, что краудфандинг — простой и действенный способ, почти панацея. На самом деле это не так. Такие предприятия редко заканчиваются полным успехом: новичкам без высокой медийности и большой лояльной аудитории средства собрать тяжело, особенно если это какая-то значительная сумма.

Команда получит деньги, только если собрано больше половины. Если меньше — деньги вернутся донатерам.

В процессе сбора мы поняли, что одних только репостов о сборе на страницах съемочной группы недостаточно — нужны большие медиаплатформы и инфлюенсеры. Чтобы их найти, мы определили целевую аудиторию.

Наш фильм «Закон стоимости» — история о борьбе с трудовым беспределом и рабством. Фильм несет в себе левые идеалы, поэтому мы написали о сборе администраторам групп «Союз марксистов» и «Вестник бури» во «Вконтакте». Их основная аудитория — молодые люди в возрасте от 25 лет, работающие мужчины. Им легко проникнуться историей нашего персонажа-работяги, у них есть желание сделать свою жизнь лучше и возможность вычесть из своего бюджета 100 Р.

После съемок мы составили отчет о потраченных средствах и отправили его администраторам.

Еще написали блогеру Константину Семину. Его пост привлек большое внимание к проекту — после него мы собрали треть суммы. Источник: vk.com
Такой постер получат все, кто помогал нам деньгами

Как посчитать бюджет фильма

Перед съемками фильма всегда составляют смету. Если нет четкого понимания, что понадобится для производства фильма и сколько это будет стоить, то невозможно будет спланировать способы и сроки поиска ресурсов. Также детальный план позволит понять, на чем именно получится сэкономить во время съемок.

К моменту составления сметы должен быть готов литературный сценарий, режиссерская разработка, календарно-постановочный план съемок. Команда должна понимать, сколько актеров и техники будет задействовано. Если взять суммы навскидку, можно ошибиться в расчетах и заложить на съемки меньше денег.

В смете нужно учесть все — от затрат на авторские права и технику до цен на зажимы, маркеры и прочую мелочь.

Наша смета. «Закон стоимости» — драма с элементами триллера, по сюжету главный герой бежит из трудового рабства. Вместе с титрами картина идет шестнадцать с половиной минут, на производство мы потратили больше 125 тысяч рублей.

При этом сюда не входили зарплаты съемочной команды и актеров: у нас все работали на творческом энтузиазме и вере, что фильм сделает мир лучше, а команду — известнее в индустрии.

Все деньги ушли на аренду аппаратуры, трансфер, реквизит, игровой транспорт и питание съемочной группы на сменах.

Как мы ошиблись в расчетах. Изначально мы составили смету на 100 698 Р, но по факту пришлось потратить на 25 000 Р больше. Эти деньги пошли на пересъемки финальной сцены. Такие ситуации случаются часто, поэтому я советую закладывать в смету деньги на дополнительные расходы: 10—25% от общей суммы.

На съемки нашей короткометражки мы потратили 125 тысяч рублей, но команда и актеры работали на творческом энтузиазме

Идея и сценарий фильма — 0 Р

Идея фильма и первые наметки сюжета возникли у режиссера Никиты Капцова — он хотел обратить внимание на проблему трудового рабства. В Петербурге, например, часто можно встретить объявления в духе «Проживание, питание, работа». Вот только за этими цветными бумажками на фонарных столбах скрываются места, где безжалостно эксплуатируют людей.

Вместе с Никитой мы разработали историю о человеке, который попал в такое рабство, прописали действия, персонажей и написали литературный сценарий. Так как все делали сами, затрат на авторские права не было.

Команда и актеры — 1000 Р

Наш фильм — полностью студенческий проект. Половину команды составили ребята из СПбГИКиТ, мы звали знакомых и просто свободных студентов. Художника нашли в РГИСИ, а ассистентов — в группах социальных сетей.

В нашу команду вошли:

  1. Продюсер с ассистентами — в их обязанности входит вся организационная часть съемок, дальнейшее продвижение фильма, поиск средств.
  2. Оператор-постановщик с ассистентами.
  3. Звукорежиссер с ассистентами.
  4. Второй режиссер — он следит за ходом съемок, занимается коммуникацией между цехами.
  5. Художник-постановщик занимается созданием декораций, реквизитом и костюмами.
  6. Хлопушка — кого-то может удивить, но это отдельная должность.
  7. Гример.
  8. Гафер — человек, который руководит установкой осветительного оборудования.
  9. Администратор площадки организует обед и вообще все, что может понадобиться на площадке.

Обычно на коммерческих съемках оплата труда съемочной группы зависит от должности и профессиональных навыков человека. Сценарист получает гонорар за готовый сценарий, режиссер, продюсер, оператор, звукорежиссер и художник — за готовый проект. У остальной части команды зарплата зависит от количества отработанных смен: гафер в среднем обходится в 7000 Р за смену, хлопушка — в 2500 Р, ассистенты — в 2500—3000 Р.

Все члены съемочной группы, в том числе и гример, у нас работали бесплатно

Кастинг актеров из-за карантина мы проводили дистанционно. Всех ребят выбирали на сервисе поиска актеров «Кинолифт» и во «Вконтакте», связывались с ними и просили выслать видеовизитку с прочитанным стихотворением.

Конечно, мы сразу оговаривали, что оплаты не будет. Заплатили только одному актеру — символические 1000 Р просто потому, что человек находился в тяжелом материальном положении.

Все репетиции проходили непосредственно перед съемками.

Техника — 25 175 Р

При желании фильм можно снять даже на Айфон, но тогда он подойдет только для показа друзьям и родным. Мы заранее настроились на широкую дистрибуцию фильма — хотели участвовать в грантах и конкурсах, выйти на онлайн-площадки, поэтому использовали профессиональную технику.

Кинотеатры просто не будут показывать картины с плохим качеством изображения и звука. Например, цифровая копия фильма должна быть в формате DCP, а звук должен поддерживать систему DOLBY Atmos. В принципе, техника может быть любой профессиональной — одних только видеокамер существует множество линеек. По цене они могут довольно сильно различаться: Blackmagic Pocket Cinema Camera 4K стоит 2590 Р за смену, а Arri Alexa — уже 20 000 Р.

Нам удалось найти оператора со своей камерой. Это дешевле и удобнее — для своей камеры у операторов чаще всего есть нужные вспомогательные предметы: например, объективы, кабели и системы стабилизации. Так что на это мы не потратили денег.

Все осветительные приборы — дым-машину, штативы, стойки для света и светоотражатели — пришлось брать в аренду. Мы снимали кино в Санкт-Петербурге и брали технику в «Фотовидеокубе», «Видеорепаблике» и «Киноаренде». Всю технику учли в смете, которую я показала выше.

На технику мы потратили 25 175 Р

Что брали Количество и срок Сколько потратили
Комплект мягкого света 1 шт. на 3 смены 5670 Р
Аккумуляторы 2 шт. на 6 смен 3480 Р
Отражатель 2 шт. на 6 смен 2280 Р
Систенд 2 шт. на 6 смен 1800 Р
Лед-панель 1 шт. на 1 смену 1790 Р
Аккумуляторные батареи для звукозаписывающего оборудования 16 шт. на 5 смен 1680 Р
Дым-машина 1 шт. на 2 смены 1500 Р
Комплект раций 1 шт. на 7 смен 1365 Р
Сендбэк — утяжелитель 4 шт. на 6 смен 1200 Р
Фрост-рама 1 шт. на 6 смен 1140 Р
Систенд 1 шт. на 6 смен 900 Р
Грипхед — зажим 3 шт. на 6 смен 900 Р
Удлинительная штанга 3 шт. на 6 смен 900 Р
Черный флаг 1 шт. на 3 смены 570 Р

Количество и срок

1 шт. на 3 смены

Количество и срок

2 шт. на 6 смен

Количество и срок

2 шт. на 6 смен

Количество и срок

2 шт. на 6 смен

Количество и срок

1 шт. на 1 смену

Аккумуляторные батареи для звукозаписывающего оборудования

Количество и срок

16 шт. на 5 смен

Количество и срок

1 шт. на 2 смены

Количество и срок

1 шт. на 7 смен

Количество и срок

4 шт. на 6 смен

Количество и срок

1 шт. на 6 смен

Количество и срок

1 шт. на 6 смен

Количество и срок

3 шт. на 6 смен

Количество и срок

3 шт. на 6 смен

Количество и срок

1 шт. на 3 смены

Делюсь небольшим лайфхаком, как сэкономить на аренде техники для съемок. Многие сервисы аренды дают скидку студентам киношкол, поэтому наличие в команде студента ВГИКа или петербургского КИТа наверняка сократит траты. Наш продюсер показала свой студенческий билет и получила скидку 20% — цены в таблице указаны уже с учетом этой скидки.

Гафер — он же осветитель — настраивает технику перед съемкой
В наших фильмах в некоторых кадрах идет дождь. Для таких съемок нам пришлось облачить оператора с камерой в пленку. Мохнатое нечто на палке — микрофон, а светящаяся стойка справа — систенд

Реквизит и костюмы — 8263 Р

В «Законе стоимости» герои — строители, поэтому рабочие и бригадир должны быть в кадре в специальной униформе. Мы не смогли позволить себе купить игровую одежду, поэтому связались напрямую с производителем — написали письмо в компанию «Техноавиа» и попросили помочь нам в обмен на благодарность в титрах.

Генеральный директор пригласил нас с продюсером на встречу и предложил выбрать нужную форму из каталога. Все это было бесплатно. После съемок мы вернули костюмы в целости и сохранности. Если бы мы покупали форму для актеров, потратили бы около 39 000 Р: это два комплекта зимней формы и пять — летней.

Еще есть совсем неофициальный вариант. Можно купить костюмы и вернуть их после съемок, если работа займет меньше двух недель. Правда, при таком раскладе надо относиться к вещам максимально аккуратно, не снимать этикетки и не выбрасывать чек, чтобы потом вернуть деньги. Мы такой вариант не рассматривали: после нескольких недель активной работы — съемок на стройках и в поле — вещи вряд ли остались бы в идеальном состоянии.

Какие-то мелочи для костюмов нам все равно пришлось закупить: шапки для героев, неформенную одежду. Также мы потратили деньги на реквизит: матрасы, сумки, веревки. На это ушло 8263 Р.

Так выглядят наши титры с благодарностями
Для съемок мы арендовали игровой транспорт — то есть тот, что будут использовать герои фильма. Синие робы на актерах — та самая форма, которую партнер предоставил бесплатно
Пример летней формы, которую мы бесплатно получили для съемок. Источник: krasnodar.technoavia.ru

Организация съемок — почти 50 000 Р

Сначала всю команду вместе с техникой нужно доставить на место съемок, а затем привезти назад — для этого нужно арендовать трансфер. Мы снимали фильм в Ленинградской области, микроавтобус с водителем нашли через «Авито».

Обычно съемочный день длится 12 часов, а значит, нужно обеспечить команду обедом. Пренебрегать этим пунктом не стоит, ведь от него зависит работоспособность людей. Мы кормили команду крупами и сосисками — продюсер заранее закупила продукты перед съемками.

Готовили мы в мультиварках, а чтобы они работали, арендовали дизельгенератор. Обед старались готовить заранее перед сменами, чтобы на месте его можно было только разогреть, — всем этим занималась та же продюсер и администратор площадки. Но не всегда все было гладко: на одной из смен мы получили в аренду севший аккумулятор, и вся группа обедала холодной гречкой.

Еще мы закупали печенье и вафли для перекуса, иногда отправляли администратора до ближайшего магазина за энергетиками, пакетиками растворимого кофе и сигаретами.

В итоге на транспорт, питание группы и прочие траты, связанные с персоналом, мы потратили почти 50 000 Р.

Съемочная команда во время перерыва
Съемки фильма — кропотливый и долгий процесс. Очень редко он выглядит вот так безмятежно

Непосредственно съемки — 1000 Р

Съемки заняли в общей сложности семь дней, два из которых ушли на пересъемку финальной сцены.

Сложнее всего оказалось снять сцену работы в ночной смене, ее съемки длились 12 часов. Мы снимали на складе в помещении бывшего завода, пустили нас туда бесплатно, мы просто договорились о времени. Там мы снимали в нескольких разных локациях с разными актерами и каждый раз полностью переставляли весь свет и оборудование.

Отдельная история связана со съемками дождя. По сюжету кульминационная сцена фильма происходит во время грозы. Разумеется, в день съемок никакой грозы не предвиделось. Если с громом и молнией все просто — нужно только помигать светом и потом наложить звук, то что делать с самим дождем? В итоге мы за 1000 Р купили в строительном магазине шланг и доски, режиссер сколотил деревянную раму, внутри которой прикрепил свернутый в спираль многократно продырявленный шланг. Затем эту конструкцию водрузили на крышу и во время съемок пускали воду по пожарному шлангу. В кадре дождь выглядит достаточно натурально.

Фото чуда инженерной мысли не сохранилось, но вот кадр из фильма, в котором оно было использовано

Уже после чернового монтажа фильма случилось непредвиденное — оказалось, что финал не выражает нашей общей идеи. История не получается цельной, и вообще, все выглядит не так, как планировалось.

Нам пришлось срочно писать новую финальную сцену. Снимать ее мы решили через два месяца, уже зимой. Такой срок на подготовку заложили намеренно: нам нужен был снег в картине, да и просто время, чтобы заработать деньги. В итоге мы пересняли финал за дополнительные 25 000 Р — продюсер Наталья вложила их из личных сбережений.

На короткометражное кино часто складывается вся команда, но у нас не было такой договоренности, поэтому наш режиссер отдавал деньги продюсеру уже после окончания съемок. Если бы мы серьезнее отнеслись к планированию и сценарию, эти траты бы не понадобились.

Постпродакшен — 0 Р

После съемок фильма его нужно еще привести в чистовой вид — на это у нас ушло пять с половиной месяцев. Сначала режиссер собирал фильм на монтаже: оставлял удачные дубли и убирал лишнее. В работе он ориентировался на монтажный лист — это список всех дублей, который ведется во время съемок. В нем помечают, какой вариант вышел хорошо, а какой оказался бракованным. Обычно за ведение монтажного листа отвечает человек с хлопушкой.

Затем была цветокоррекция. Видео с камеры выходит сырым, для создания у кадра настроения его тонируют или придают ему насыщенность — все зависит от настроения сцены. Иногда этим занимаются операторы, но таким навыком владеют не все. К тому же для этого нужны мониторы с хорошей цветопередачей — такие стоят от 40 000 Р до 250 000 Р в зависимости от набора функций.

Параллельно с цветокоррекцией шло шумовое и речевое озвучание — запись речи актеров, всех звуков и шумов в кадре. Для записи качественного чистого звука сразу на съемках нужно потратить множество ресурсов, поэтому практически всегда звук перезаписывают и собирают заново уже после съемок. Актеры переозвучивали все свои реплики заново, а звукорежиссер сам записывал звуки, которые должны были быть в кадре: звук паспортов, кинутых на стол, шаги, удары во время драки — то есть вообще все.

Для этого обычно приходится арендовать звукозаписывающую студию — в Петербурге это стоит около 12 000 Р за смену. Но здесь тоже может сработать лайфхак со скидками для студентов, а еще они иногда вправе пользоваться техническими возможностями своих учебных заведений. Мы именно так и поступили: наш звукорежиссер Леонид записал звук на вузовской студии. Техника для записи звука на площадке нам не понадобилась, потому что у звукорежиссера была своя.

Сейчас наш звукорежиссер занимается сведением фильма — настраивает каждый звук относительно его пространственной локализации и громкости. Это долгий и кропотливый процесс.

Звукорежиссер, обвешанный техникой для записи звука. Он же его впоследствии и перезаписывал
Начало съемки кадра. На хлопушке видна вся важная информация о кадре: номер сцены, кадра и дубля. Хлопок нужен для синхронизации изображения и звука

На картину в 16,5 минуты мы потратили 126 541 Р

Транспорт для нужд группы 39 406 Р
Пересъемка последней сцены 25 301 Р
Аренда техники 25 175 Р
Игровой транспорт 14 590 Р
Питание группы 9490 Р
Реквизит и оформление 5593 Р
Костюмы 3670 Р
Прочие траты 1342 Р
Заработная плата актеров 1000 Р
Принадлежности для гримера 974 Р
Монтажно-тонировочные работы Р
Услуги музыкальной студии Р
Речевое и шумовое озвучание Р
Аренда павильонов Р
Строительная униформа Р
Операторская техника Р
Звукозаписывающая аппаратура Р
Авторские права на музыку и сценарий Р

Транспорт для нужд группы

39 406 Р

Пересъемка последней сцены

25 301 Р

Игровой транспорт

14 590 Р

Реквизит и оформление

5593 Р

Заработная плата актеров

1000 Р

Принадлежности для гримера

974 Р

Монтажно-тонировочные работы

Р

Услуги музыкальной студии

Р

Речевое и шумовое озвучание

Р

Строительная униформа

Р

Звукозаписывающая аппаратура

Р

Авторские права на музыку и сценарий

Р

Продвижение фильма после съемок

Одновременно с постпродакшеном мы начали отправлять фильм на фестивали — сейчас это основной путь дистрибуции короткометражек. Например, мы вошли в шорт-лист фестиваля «Западные ворота», который проходил в Пскове в середине июля 2021 года. Там фильм показали на большом экране.

Фестивали бывают платными и бесплатными, тематическими и общими, у всех разное время и место проведения, где-то нужно личное присутствие авторов, а где-то — нет. Для удобства поиска рекомендую пользоваться сайтом «Фестагент» или другими подобными.

Вот несколько крупных фестивалей, которые авторам короткометражек лучше не пропускать:

  1. «Шорты» — фестиваль проходит в Туле в декабре.
  2. «Святая Анна» — Москва, март.
  3. «Питеркит» — Санкт-Петербург, октябрь.
  4. «Вгикфест» — Москва, осень.
  5. «Короче» — Калининград, конец августа.
  6. «Арткино» — Москва, конец сентября.
Если на «Фестагенте» отсортировать фестивали по России, выйдет больше 200 вариантов. Источник: Festagent

Чем больше фестивальная история картины, тем больше вероятность, что она попадет на второй этап дистрибуции — онлайн-платформы вроде «Кинопоиска HD», «Старта», «Иви». Их представители активно отсматривают программы фестивалей в поисках новых имен. Например, фестиваль «Короче» в прошлом году напрямую сотрудничал с «Кинопоиском HD», все фильмы конкурсной программы можно было во время фестиваля смотреть онлайн на сайте «Кинопоиска».

Обычно представители напрямую обращаются к авторам фильма и подписывают с ними официальные бумаги. Приглянувшиеся или громкие премьеры становятся доступны подписчикам для просмотра. Впрочем, всегда можно самостоятельно написать платформам и предложить дистрибуцию картины. Мы это тоже сделаем, но чуть позже: сначала нужно проехать по фестивалям.

«Закон стоимости» в расписании конкурсной программы. Источник: westerngate.tilda.ws

Премьера фильма

Премьерный показ «Закона стоимости» состоялся 20 июля 2021 года в Санкт-Петербурге. На нем присутствовала часть съемочной команды, актеры.

Выложить фильм в открытый доступ на «Ютуб» мы пока не можем, потому что некоторые фестивали требуют эксклюзивности показа.

Трудности

Съемки фильма — организационно сложный процесс. Это только кажется, что режиссеру достаточно сесть в свое кресло и кричать: «Камера, мотор, стоп, дубль».

Главная сложность — сбор средств. Вполне может произойти так, что денег на платформах собрать не получится, поэтому нужно планировать другие способы поиска инвестиций. Например, нам краудфандинг принес 49 950 Р, остальное добавили сами — просто не понимали, где еще взять деньги.

Достаточно трудно сопоставить актерские графики с графиками съемочной команды и локаций. Так, однажды нам пришлось собираться в пять утра, чтобы успеть все отснять до ухода актера.

Иногда трудности вызывает банальный человеческий фактор. За день до первой съемочной смены у нас слетел актер с главной роли. Нам пришлось срочно искать ему замену.

Для пересъемки финального эпизода мы хотели взять в аренду дрон, но он стоил 30 000 Р и нужен был залог. Мы предложили оставить в залог камеру оператора, но ее не приняли. Договориться не получилось, а денег на залог не было. Пришлось выкручиваться: в итоге вместо красивой панорамы у нас вышел не менее красивый статичный кадр, снятый со стремянки.

Выкручиваться пришлось и в другой сцене, в которой, по замыслу, по облачному небу должен был лететь косяк птиц. В исходниках у нас реальных таких кадров не было, поэтому режиссер нашел футаж — короткий видеоролик, сделанный специально для видеомонтажа. Футаж пасмурного неба, футаж птиц, текстура облаков, несколько часов работы в Adobe Premiere Pro — и кадр готов.

Кадр, сделанный вручную, в фильме выглядит достаточно реалистично

Что в итоге

  1. В любом фильме важно продумать разные способы финансирования.
  2. Смету лучше писать максимально подробно и закладывать в нее минимум 10% — на всякий случай.
  3. Подавайте заявки на разные конкурсы с финансированием.
  4. Не стоит пренебрегать маленькими фестивалями для дистрибуции. Победа в них поможет распространить славу о команде и самом фильме.
  5. Выйти в онлайн-кинотеатры круто, но окупить затраты на производство таким путем вряд ли получится. Наш зритель пока не приучен смотреть что-то, кроме полнометражного кино и сериалов, но он уже на верном пути.

Далее о том, где взять деньги на съемки кино. Традиционные источники финансирования находить все сложнее. Поэтому фильм по роману Пелевина Empire V, например, профинансируют криптовалютой. Съемочная группа рассчитывает собрать деньги на финальный этап с помощью ICO. И, кстати, уже собрали почти 90 миллионов рублей.

Ранее более традиционным путем пошли создатели фильма «28 панфиловцев» — петербургская, кстати, студия. Они с помощью краудфандинга получили почти 35 миллионов рублей. Как еще можно собрать деньги на кино, выяснил Дмитрий Тарасов.

Найти деньги на фильм почти так же сложно, как и на стартап. На этапе идеи на финансирование можно надеяться только по правилу трех F: friends, family and fools. То есть друзья, семья и «идейные». Помочь в поиске денег может продюсер. Свой первый большой фильм Александр Хант снял в прошлом году. На кино потратили 25 миллионов рублей.

«Продюсер Федор Попов. И, собственно, он дал мне этот сценарий. Мы пошли в Министерство культуры и, вобщем, деньги, а которые мы снимали, это деньги Министерства культуры».

Хороший продюсер знает, как привлечь финансы и государственные, и частные, и даже иностранные. Иногда он сам ищет режиссера, но чаще происходит наоборот. Судьбоносные встречи случаются на кинофестивалях, киностудиях и в социальных сетях. 

«Есть поток в моем «Фейсбуке» или «Вконтакте». Добавляются какие-то люди, которые пишут: «Я наконец-то придумал. Вот это будет история, которая сейчас как ракета Илона Маска взлетит прямо в стратосферу».

Продюсер возьмется за проект в двух случаях: если заранее понятна окупаемость картины или если он сам загорелся идеей. Но убедить его будет непросто. 

«Должен задеть твои интересы, вы должны их разделить с режиссером, должны смотреть в одну сторону или, конечно же, это может быть супермаркетинговый ход, тогда отметается вся история про интуицию, душевность и прочее. Ты видишь какой-то маркетинговый ход, ты понимаешь сразу, как на этом можно заработать, в какие сроки и сколько».

Вряд ли первый фильм озолотит режиссера. Например, Вуди Аллен говорил, что свои ранние картины он сделал почти за бесплатно. А южнокорейский режиссер Пак Чхан Ук вообще снимал кино на четвертый iPhone. Поэтому на старте гонорар далеко не главное. Ведь первая большая работа — это работа на имя, а не на карман.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Добавить комментарий