Как найти деньги для школы

Как найти спонсора для школы

Государственное финансирование учебных заведений далеко не всегда удовлетворяет все их нужды и потребности. Современное оборудование, хороший ремонт, качественная мебель, яркие праздники – все это становится невозможным из-за недостатка средств в школе. Поиск спонсорской помощи является хорошим выходом из ситуации.

Как найти спонсора для школы

Вам понадобится

  • – интернет;
  • – телефон;
  • – документ о целях помощи.

Инструкция

Составьте четкий документ, в котором будут прописаны все статьи расхода. Получить деньги без определенной цели будет крайне сложно. Старайтесь, чтобы поводы были на самом деле весомыми, например, ремонт протекающей крыши или закупка спортивного инвентаря.

Формируйте общественно-социальный имидж школы. Участвуйте в конкурсах и олимпиадах, сделайте хорошо наполненный сайт школы, выпускайте газету. Продвигайте самых талантливых учеников. Спонсоры будут гораздо охотнее выделять средства для поддержки юных талантов и развитие школы, чем на бытовые нужды учебного заведения.

Просите помощи под конкретное мероприятие. В данном случае потенциальный спонсор может совместить помощь с рекламой своей компании. Например, для проведения школьной спартакиады найдите спонсора, занимающегося спортивными товарами. Разместите его баннеры на стенах или трибунах, либо раздайте листовки всем участникам и гостям.

Обратитесь к родителям на собрании. Подготовьте небольшую речь с весомыми аргументами, которые должны убедить родителей, что спонсорская помощь необходима. При этом вовсе не обязательно рассчитывать, что меценат найдется непосредственно на собрании. Вполне возможно, что кто-то из них обратится к руководству предприятия, в котором работает

Обзвоните коммерческие компании города. Попытайтесь поговорить с их руководителями и попросить о помощи. Устный диалог можно сопроводить отсылкой на электронный адрес соответствующего письма. Будьте готовы к тому, что в большинстве случаев с вами не захотят разговаривать либо тут же откажут. Однако есть немало компаний, которым необходима какая-либо социальная активность для реализации личных целей. Именно поэтому спонсорская помощь школе будет выгодна и самой фирме.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Школы России опираются на государственное финансирование, но со временем становится понятно, что его недостаточно. Может ли школа зарабатывать средства самостоятельно — и как?

Сейчас у нас в стране действует следующая система: региональный орган власти перечисляет каждой школе определённую сумму, которая зависит от нескольких показателей. Главным является количество учеников, но также могут быть и надбавки за статус лицея или гимназии, количество олимпиадников или занимаемое место в рейтинге школ. Все они учитываются для того, чтобы повысить конкуренцию среди общеобразовательных учреждений.

Однако не все школы могут соперничать с другими: так, на грани существования часто остаются небольшие сельские школы, а дефицит бюджета — привычное явление для местного самоуправления. В итоге школам просто жизненно необходимо привлекать сторонние средства. Совершенно не лишним будет знать, как при этом не нарушить закон.

Где взять деньги школам, если бюджет пуст?

Один из способов получения денежных средств — это гранты и субсидии. И государственные, и частные организации периодически проводят конкурсы, в которых может поучаствовать школа. Нужно только ознакомиться с критериями и подать заявку.

Школы могут также оказывать платные услуги — например, организовывать кружки по интересам, внеурочные занятия и спортивные секции. Другой вопрос в том, сможет ли школа выдержать конкуренцию с частными организациями и репетиторами, особенно если в ней учится не очень много ребят.

Обычно вопросом привлечения средств занимается администрация школы, и здесь самый действенный вариант — поиск инвестора. Существует даже специальная профессия фандрайзер — человек, который занимается поиском и сбором средств. Такая помощь может сильно облегчить задачу, но не все могут позволить его услуги.

Способ, о котором говорят совсем немного — это пожертвования и спонсорство. Он не слишком распространен, однако по законодательству школа — некоммерческая организация, и она имеет право принимать добровольные взносы. Однако это должно быть закреплено юридически: нужно позаботиться о составлении договора с тем, кто решил сделать пожертвование. Это может быть не только денежная сумма, но и материальные вещи — например, техническое оборудование, спортивный инвентарь или мебель. Меценатами могут быть как частные лица, так и организации.

Где взять деньги школам, если бюджет пуст?

Школы могут использовать и краудфандинговые платформы. На них люди материально поддерживают какие-либо проекты на добровольной основе. Для участия в краудфандинге нужно предоставить бизнес-план, смету расходов и описание самого проекта. Если пользователям платформы он понравится, то вы можете рассчитывать на их финансовое участие. Сейчас такой способ не слишком популярен, так как многие о нём просто не слышали, но он набирает обороты. Возможно, в ближайшем будущем краудфандинг станет одним из основных способов заработать на своих идеях.

Читайте также другие статьи по теме:

Снять школу

В мае 2017 года школа программирования «Кодабра» потратила на аренду помещений 246 000 рублей, писал РБК. Ее занятия проходили в Москве и Санкт-Петербурге, в том числе в «Новой школе» и нескольких библиотеках. Сейчас «Кодабра» договаривается о сотрудничестве с «Хорошколой», – говорит основательница школы программирования Дарья Абрамова.

«Когда мы приходим на образовательную площадку, обычно они ждут наших предложений, потому что опыта работы с коммерческими организациями у них нет», – отмечает Дарья Абрамова. По ее словам, условия аренды везде разные, зависящие от самого помещения и от других параметров. Довольно часто «Кодабра» отдает арендодателю процент от выручки за то мероприятие, которое она проводит: от 5 до 15%. Есть случаи, где «Кодабра» платит за час пребывания, цену обычно назначает сама.

«Вообще sharing ресурсов сейчас – довольно модная тенденция, и она, конечно, правильная, потому что у кого-то есть площадка, у кого-то есть контент», – резюмирует Дарья Абрамова.

«Желающих арендовать лишние метры образовательных пространств может быть очень и очень много, – говорит генеральный директор компании DNA Realty Антон Белых. – Школы больше всего интересны за счет целевого траффика детей и их родителей, приходящих туда 5-6 раз в неделю. Это постоянный поток потенциальных клиентов. Там можно много чего придумать». По мнению Белых, ставки аренды в таких помещения стрит-ритейла вполне могли бы быть сопоставимыми с коммерческими ставками в соседних помещениях.

Однако пока такого рынка не существует. В Москве есть несколько школ, получающих доход от сдачи своих площадей в аренду, однако их немного, говорит директор АНО «Центр правовой поддержки «Профзащита» Сергей Кандриков, не называя конкретных учебных заведений.

«Поскольку большинство государственных школ в Москве – бюджетные или автономные учреждения, заключение договора аренды требует от них предварительного согласования с учредителем (функции которого выполняет Департамент образования) и собственником (функции которого выполняет Департамент городского имущества)», – объясняет Сергей Кандриков.

Большинство школ предпочитает с арендой не связываться, признает Александр Моисеев: «Деньги за аренду получаются не такие большие, а претензии у проверяющих органов возникнуть могут». Интерес к образовательным помещениям конвертируется во что-то реальное, в том числе – деньги для самой организации, только если сдача в аренду этих площадей будет прозрачной, открытой, рыночной, – добавляет Белых.

Способ 4. Заработать на внеурочной деятельности

«В Новой школе просто дикий трафик», – говорит участник мероприятий заведения. 26 ноября там прошел фестиваль цифровых технологий для школьников Digital fest, организованный школой программирования «Кодабра», который посетило 1500 участников. Стоимость билета для ребенка составляла 1990 рублей, для взрослого – 890 рублей.«Школам такие арендаторы, как мы, приносят интересный контент, которого у них нет, и новую аудиторию, – рассуждает основательница «Кодабры» Дарья Абрамова. – У той же «Новой школы» огромное количество желающих поступить, но ограниченное число мест. Курсы дополнительного образования – возможность открыть заведение для большего количества детей».«Новая школа» – пожалуй, единственный известный в России пример школы, сделавшей ставку на дополнительное образование как на источник заработка, говорит директор Ассоциации Некоммерческих Образовательных Организаций Регионов Александр Моисеев. Особенность дополнительных курсов, которые с ноября 2017 года запустила Новая школа, в том, что посещать их могут не только ученики школы, а все желающие: как дети, так и взрослые.Идея этого проекта Новой школы – создать универсальную современную образовательную городскую площадку, «финансово успешную и управляемо прибыльную», – описывает директор по дополнительному образованию Новой школы Яна Кудрявцева.Курсы ведут преподаватели Школы и приглашенные специалисты. Писатель Дмитрий Быков раз в неделю руководит литературной мастерской для детей и взрослых – стоимость месячного абонемента 5 000 рублей. А чемпионка мира по эстетической гимнастике Дарья Денисова ведет гимнастику (месяц стоит от 5 до 8 000 рублей). По словам Яны Кудрявцевой, единого принципа ценообразования у курсов нет. «Мы можем позволить себе быть достаточно гибкими в нахождении оптимального варианта для всех сторон», – говорит она.Всего в арсенале школы 25 видов различных активностей от занятий на укулеле до курсов микробиологии. Стоимость разового посещения вне зависимости от темы и преподавателя начинается от 1 000 рублей, цена месячного абонемента определяется количеством занятий и может составлять от 4000 до 10000 рублей.«Мы делаем ставку на максимально широкую палитру (направлений), – говорит Яна Кудрявцева. – Пока рано говорить о предпочтениях аудитории, все курсы востребованы, каждый собирает несколько групп разного возраста (дети и взрослые). Могу сказать, что хит сезона у взрослых – курс школьной литературы Сергея Волкова, на который приходит больше ста человек каждую субботу».

Опыт детского сада

Частный детский сад «Академика», Петербург, находится в отдельном арендованном четырехэтажном особняке площадью 380 кв. м. на Петроградской стороне города, в пешей доступности от двух станций метро. Совладелица «Академики» Анна Скок уже более 10 лет работает в области дошкольного образования и, открывая свой бизнес, сразу задумывалась об источниках дополнительного дохода: «В нашей сфере невозможно эффективно работать, если предлагаешь только одну услугу», – уверена она. Поэтому два этажа «Академики» отдано детскому саду, один – под административно-хозяйственные нужды, а четвертый этаж обустроен под центр дополнительного образования и культурную площадку с программой для детей и родителей.

Аренда обходится «Академике» в 500 000 рублей в месяц, а на заработную плату сотрудникам уходит около 1 млн рублей. «Хотелось, чтобы и по качеству образования мы никому не уступали, и чтобы сотрудники получали адекватную другим профессиям зарплату», – говорит Анна Скок.

Садик вышел на операционную окупаемость за первые полгода существования, сейчас начинает зарабатывать. Как удалось это сделать так быстро? «У нас жесткая финансовая модель по отношению к клиентам, – признается владелица. – Например, нет никаких перерасчетов по пропускам и прогулам. Если ориентироваться на то, что дети болеют, могут не прийти и не заплатить, это полностью лишает возможности планировать бюджет, и я буду «провисать» на полгода».

Садик рассчитан на 48 детей, и в этом году в «Академике» нет свободных мест. Посещение стоит 43 500 рублей в месяц, кроме того, каждый год родители платят переводной взнос 20 000 рублей. По словам Анны Скок, 80% платы за посещение уходит на покрытие операционных расходов (в летние месяцы так зарабатывать не получается, поэтому на время отпусков надо копить). Доходы с дополнительных активностей «Академики» – это прибыль.

Дополнительное образование «Академики» – это групповые и индивидуальные занятия для детей от 1 до 11 лет. Расписание составлено плотно, разовое посещение занятий стоит от 450 рублей, абонемент на месяц – от 1500. Дополнительные занятия посещают около 100 человек, большая часть – дети дошкольного возраста. Малыши занимаются в группах раннего развития, дети постарше проводят опыты в научно-исследовательской лаборатории, изучают Теорию решения изобретательских задач и иностранные языки, музыку и историю, ходят на ушу и на занятия театра пластики. Часть посетителей – воспитанники сада, которым интересны мероприятия, не входящие в основную программу, вроде гончарной мастерской или курса по мифологии. Но большинство гостей – жители ближайших кварталов, не связанные с детским садом.

«Выбирая помещение под детский сад, нужно максимально продумать, как оно будет работать в зависимости от его локации, – уверена Анна Скок. – Если вечерами оно пустует, значит, что-то организовано неправильно».

Способ 5. Найти нескольких инвесторов

«Мы не хотели строить школу для элиты – скорее, наоборот», – говорит директор школы «Айб» Арам Пахчанян. В 2006 году он и еще семеро предпринимателей родом из Армении, встретившись в гостях у основателя ABBYY Давида Яна Москве, решили создать образовательный фонд Ayb и клуб Ayb . «Образование не может быть бизнесом, есть принципиальная разница в том, кто твой клиент: родители или общество, – объясняет Арам Пахчанян. – Мы считаем, что родители – наши партнеры, и ориентируемся на цели общества».

Сегодня клуб объединяет 44 членов из разных уголков мира, среди них президент сети магазинов Henderson Рубен Арутюнян, генеральный директор «ТНТ-Телесеть» и основатель Comedy Club Production Артур Джанибекян, глава турагентства «Виза-Конкорд» Ашот Мкртчян. «Цели и задачи клуба для меня не пустой звук, я как друг основателей с удовольствием согласился поучаствовать», – говорит Рубен Арутюнян.

Все они спонсируют школьный проект «Ayb», открытый в 2011 году в Ереване, и другие образовательные проекты. На строительство учебного кластера на 7 га земли и основание стипендиального фонда благодаря фандрайзингу было собрано около $30 млн. «А когда мы начинали, у нас было $800 000», – вспоминает Арам Пахчанян.

Степень вовлечения доноров в процесс образования разная, однако все меценаты, прошедшие отбор, получают в нагрузку некоторые обязательства. Одно из них – стать ментором для нескольких выпускников школы до достижения ими 25-летнего возраста, рассказывает Рубен Арутюнян, который уже ведет пятерых таких подопечных. Минимальный размер взносов в Ayb не раскрывают.

Фонд собирает деньги на стипендии. Обучение в старшей школе «Ayb» стоит $6 000 в год, однако успешно сдавшие экзамены ученики старших классов могут получить до 100% возмещения расходов на учебу: каждая семья платит столько, сколько в состоянии платить. Сейчас фонд выдает стипендии почти 80% старшеклассников (всего в школе учится 400 детей, старшую школу посещает 155 человек). «В начальной и средней школе эту модель нельзя применить, поскольку нет критериев отбора детей в этом возрасте, – объясняет Пахчанян. – А детей старшего возраста можно интервьюировать чтобы понять уровень их мотивации на учебу – для таких учеников мы можем найти спонсоров».

За остальное платят родители. «Стипендии от фонда плюс деньги родителей – это наша доходная часть. Мы соизмеряем расходы с доходами», – говорит Арам Пахчанян. Вступить в клуб меценатов не так легко: для начала надо получить рекомендации двух действующих членов клуба, затем пройти интервью, а после получения согласия на вступление выждать месяц – «как в загсе перед свадьбой», – комментирует Арам Пахчанян. «Ayb уже довольно известная организация, у кого-то может быть соблазн стать членом клуба, чтобы поместить это на визитку», – объясняет он. По словам Пахчаняна, был случай, когда потенциальный кандидат отказывался от участия после первого серьезного разговора о намерениях. «Мы заинтересованы в сторонниках, но не занимаемся активным хедхантингом», – отмечает он.

Отдать школу в аренду

«Самоокупаемое образование – это миф, – уверен директор ЗАО Совхоз имени Ленина Павел Грудинин. – У нас совхоз имени Ленина, Ленин говорил: «Все лучшее – детям». Дети должны все получать бесплатно».

В этом году дети совхоза получили построенную с нуля современную школу с ремесленными мастерскими, естественно-научной лабораторией, классом робототехники, телестудией и скалодромом. Школа (официальное название «Инженерный корпус московской 548-ой») и стадион рядом с ней обошлись Совхозу в 1 млрд 712 млн рублей.

Могло быть и больше, но Совхоз сдал школу в аренду городу – за 1 рубль, говорит Павел Грудин. Учителя получают зарплаты из бюджета, он же несет другие операционные расходы. Однако обслуживать школу и ее территорию продолжит совхоз. «Тендер выиграли мы, упав в одном случае на 66% от первоначальной цены, в другом – на 44%, – рассказал Грудинин. – Мы сделали это сознательно, потому что опасаемся недобросовестных фирм, после работы которых нам все равно придется все переделывать».

декабрь 2017 

Как найти спонсора для школы и оплаты услуг связи, Интернета

Закажите рекламу

Текст поста





Преподаватель-эксперт прикладных социально-экономических программ Учебного центра «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана

Директора общеобразовательных учреждений часто задаются вопросом: как найти спонсора для школы неслучайно. Бюджетного финансирования недостаточно для того, чтобы обеспечить растущие потребности учебных заведений. К числу последних, относятся потребности, связанные с передачей, получением, хранением, поиском, обменом информацией. Удовлетворить информационные потребности школы могут современные средства связи и Интернет. Рассмотрим, какие организации, как и на каких условиях, могут предоставить свои услуги школе на безвозмездной основе.

Как найти спонсора для школы и оплаты услуг связи

Интернет настолько прочно вошел в нашу жизнь, что стал относиться к предметам первой необходимости. К сожалению, некоммерческие организации недооценивают его роль. Например, в большинстве школ по-старинке устанавливают и используют традиционные средства связи – стационарные телефоны. Между тем, IP-телефонный звонок можно сделать совсем бесплатно или на порядок дешевле традиционного телефонного звонка. IP-телефония дает возможность общаться голосом  с любого телефона, имеющего выход в Интернет, с  персонального и корпоративного web-сайта. Такие услуги сегодня предлагают специальные программы типа Skype. Итак, первым потенциальным спонсором школы должен стать оператор связи. На безвозмездной основе он может предоставить школе услуги городской, междугородней и международной стационарной и сотовой связи, подключить вам IP-телефонию, и даже кабельное телевидение. И ему это будет выгодно! Рассмотрим пример, как найти спонсора для школы среди операторов связи.

Региональный оператор связи Телеком МПК, услугами которого я пользуюсь, предлагает подключение услуги «Программное обеспечение виртуальной АТС» за 750 рублей (единовременная оплата). Безлимитный тариф на местные звонки без ограничений по времени обойдется клиенту в 449 рублей в месяц, то есть 5388 рублей в год. В кампании проходит акция «Приведи друга», в рамках которой Вам выплачивается 300 рублей за подключение к широкому кругу услуг Телеком МПК другого человека по Вашей рекомендации. То есть при подключении в первый год телефонная связь местной школе может обойтись в 5837 рублей. Если Вы получите эти услуги на условиях спонсорства и по Вашей рекомендации к услугам кампании подключиться хотя бы 20 человек, то оператор связи в течение года окупит недополученную прибыль.

Как найти спонсора для школы и оплаты Интернета

Современная школа может не только получать информационные услуги посредством Интернета, но и оказывать их. Для этого у школы должен быть сайт, то есть свое веб-представительство в Интернете. Сделать сайт сегодня не представляет труда. Для этого есть бесплатные шаблоны, видеокурсы, программы, хостинги для хранения документов http://doc4web.ru и другие полезные инструменты. Причем есть они в Интернете. Автор статьи, далека от веб-программирования и не имеет технических знаний. Однако это не мешало мне создать пять сайтов, в том числе этот образовательный блог о спонсорстве Эксперт BTL. Тем самым я хочу сказать, что создать сайт можно и нужно усилиями школьников. Но вот для хранения сайта потребуется провайдер. Что это за зверь? Провайдер – это организация, предоставляющая Интернет-услуги. Рассмотрим пример, как найти спонсора для школы среди провайдеров и почему ему это будет выгодно.

Известный провайдер Sprinthost предлагает своим клиентам недорогой и качественный хостинг. Самый дешевый тариф «Первый» стоимостью 990 рублей в год включает хостинг 2-ух сайтов, самый дорогой тариф «Премиум» за 8640 рублей в год – неограниченное количество сайтов. В первом случае школа может открыть один сайт об учебном процессе, другой о внешкольной работе. Во втором случае сайты могут иметь все структурные подразделения, учителя, сообщества школьников и даже родителей. Все тарифы Sprinthost позволяют иметь неограниченное количество доменных адресов и электронных почтовых ящиков, включают автоматическое резервное копирование данных и круглосуточную техническую поддержку. Партнерская программа провайдера включает выплату вознаграждения партнерам 30% от оплаты услуг Ваших рефералов и 10% от первого платежа каждого привлеченного им клиента.

Предположим, что в Вашей школе учатся 250 школьников, работают 60 человек, и те и другие проживают в семьях численностью 3 человека. Как правило, родители детей и другие члены семьи находятся в курсе того, услугами каких поставщиков пользуется школа. Таким образом, потенциальными потребителями услуг является 930 человек: школьники и их родители, сотрудники и их семьи. Используя принцип Парето можно утверждать, что из них купят услуги 37 человек. Если они оплатят хостинг по самому дешевому тарифу «Первый», то кампания-спонсор Sprinthost получит доход по Вашей рекомендации 36630 рублей в год, что с лихвой окупит их расходы на предоставление школе хостинга по тарифу «Премиум» на безвозмездной основе.

Где и как искать спонсоров для школы тоже непраздный вопрос. В предыдущей статье я рекомендовала Вам искать точки соприкосновения с потенциальными спонсорами. Используйте географический признак и ищите спонсора среди операторов связи и провайдеров Вашего региона.

На двух примерах, я показала Вам, как найти спонсора для школы среди поставщиков связи и Интернет-услуг и сделала экономическое обоснование, почему им выгодно быть Вашим спонсором. Ваша задача, довести это до них. Что может еще предложить школа спонсорам, чтобы их заинтересовать. Прежде всего, рекламу на своем сайте в виде баннера. Рекомендую один сайдбар (колонка на сайте сбоку) полностью выделить для спонсоров и партнеров, тогда они поймут, что у Вас серьезный подход к работе со спонсорами и их деньги (услуги или товары) будут использованы по назначению. Пригласите спонсора войти в состав попечительского совета школы в качестве почетного члена. Распространяйте рекламную продукцию спонсора силами школьников на внешкольных мероприятиях. Это может быть раздача флаеров, буклетов, шаров с логотипом спонсора и т.д. Не забудьте свои предложения красиво упаковать в спонсорский портфель, и результат превзойдет Ваши ожидания.

Место для вашей рекламы

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N44 
 

Михаил Ильич СЛУЧ,
Елена КУЦЕНКО

Как школе заработать деньги

Инструкция по «спасению утопающих»
устарела, не успев выйти в печать

На этой странице вкладки вы часто
встречаете информацию о конкурсах для педагогов.
Расспрашивая знакомых учителей, мы выяснили, что
многие, примеряя возможность участия в конкурсе
на себя, в конце концов решают махнуть рукой на
эту затею: да мы же самые обыкновенные…
И отказываются. Поэтому мы решили заглянуть за
кулисы одного из конкурсов, находящегося сейчас
на стадии выбора победителей. Интересно ведь
узнать не столько фамилии выигравших (особенно
если твоей среди них нет), сколько саму «кухню»:
кто обычно участвует, востребован ли опыт
«обыкновенных» школ, из каких соображений
человек включается в это соревнование, в чем
результат конкурса. Кстати, результатом в этом
случае должен был стать сборник статей
педагогов-практиков о том, как школе заработать
деньги. Проблема более чем актуальная. Конкурс
проводил Национальный фонд подготовки кадров, а
идею предложили несколько лет назад молодые
директора школ Санкт-Петербурга.
О проведении конкурса рассказывает Михаил Ильич
СЛУЧ, координатор проекта, завуч одной из
московских школ.

– Закон об образовании в
демократическом варианте появился в 1992 году,
когда школам разрешили зарабатывать деньги. Но
по многим причинам зарабатывание это
происходило не слишком успешно. Прежде всего
потому, что любой директор школы в первую очередь
обладает педагогическими знаниями и
способностями, а не менеджерскими – он просто не
умеет заниматься бизнесом. Кроме того,
образование всегда было бесплатным, и мысль о
том, чтобы продавать образовательные услуги,
поначалу казалась для многих педагогов
неприемлемой.

Публикация статьи произведена при поддержке образовательного центра “Альтернатива” в Екатеринбурге. Программы дополнительного образования и повышения квалификации по направлениям менеджер, делопроизводитель, кадровик, оператор ПК, администратор, бухгалтер и другим. Обучение проводится для физических и юридических лиц, дистанционное обучение, предоставление скидок. Посмотреть полный список программ обучения и семинаров, контакты и расписание занятий Вы сможете по ссылке: http://edualt.ru/raspisanie-kursov.

Тем не менее образование – и дошкольное, и
среднее – остро нуждалось (и нуждается) в
дополнительном финансировании. Некоторые школы
за эти годы так или иначе научились зарабатывать.
Логично и полезно было бы собрать рассказы об
удачном опыте преодоления вечного школьного
безденежья и издать книгу, чтобы другие
директора могли этим опытом воспользоваться.
Опубликовать именно реальные истории успешного
привлечения внебюджетных средств, а не
абстрактные рекомендации и не изложение
законодательства, что тоже, без сомнения,
необходимо (тем более что финансовые законы и
бухгал-
терские правила чрезвычайно запутанны и
постоянно меняются). К сожалению, директоров
нигде не учат заниматься предпринимательством, и
любой опыт в этой области накапливается только
на практике, с трудом, методом проб и ошибок.
– Многие ли школы отваживаются участвовать
в конкурсе?
– Из-за того что конкурс был объявлен в
неудачное для школьных педагогов время – 1 июня,
заявки стали поступать только ближе к концу
объявленного срока. Да и участвовать в конкурсе
считают для себя обычной практикой лишь
некоторые директора школ из крупных городов.
Небольшие же провинциальные школы даже не
рассматривают такой возможности. Примерно как
слетать на Луну. И напрасно, кстати.
Поэтому пришлось организовывать письма в
региональные органы управления, чтобы они уже
сообщали в свои школы о такой возможности. Или не
сообщали – в зависимости от личных предпочтений
какого-нибудь функционера. Да еще как раз в это
время формировалось новое министерство, которое
более или менее стало подавать признаки жизни
только осенью. Тут уж не до какого-то конкурса.
– А что побуждает школу участвовать в
конкурсе?
– Во-первых, победители получат некоторую
сумму на доработку материалов, чтобы их можно
было опубликовать. И во-вторых, заявят о себе. Это
важно особенно для провинциальных школ:
публикация их опыта, да еще в Москве, – своего
рода охранная грамота от возможного произвола
местных властей. Ведь в провинции ситуация с
внебюджетными средствами очень сложна: местные
власти зачастую незаконно ограничивают
финансовые инициативы школы; насылают
бесконечные проверки на директоров, стремящихся
к независимости.
– С другой стороны, лучше не щеголять
самостоятельностью лишний раз: у школы и так
проблем хватает.
– Ситуация за год-полтора очевидно
изменилась и многих действительно напугала:
заявить о себе, рассказать о том, как
зарабатываешь, – значит навлечь на себя лишние
неприятности. Лучше не высовываться – от греха
подальше. Мы предполагаем, что известные
столичные школы, имеющие опыт привлечения
дополнительных средств, именно из-за этого
участвовать не рискнули. Школы, конечно,
продолжают изыскивать средства, но теперь к
трудностям зарабатывания денег прибавилась
проблема «как бы не отняли». Ведь печально
известный 122-й Федеральный закон, вышедший в
конце августа, внес изменения и в Закон «Об
образовании». И теперь государственная школа не
может иметь расчетные счета. А внебюджетные
средства, с таким трудом заработанные школой,
должны быть переведены с 1 января на лицевой счет
в казначейство. А оттуда их легко и без вашего
согласия могут снять для оплаты счетов,
выставленных энергетиками или, например,
службами, вывозящими мусор.
– Вероятно, устроители конкурса, уже выбирая
победителей и готовя к печати книгу, задались
вопросом: а не устарела ли она еще в процессе
создания?
– Книгу мы, конечно, издадим. Но теперь
придется провести анализ всех победивших
материалов по юридическим, бухгалтерским и
налоговым параметрам, чтобы рекомендации
соответствовали изменившимся условиям. Для
этого понадобится времени больше, чем
предполагалось, но мы надеемся завершить проект
и разослать книгу по региональным органам
управления образованием.
– Какие школы наиболее активно участвовали
в конкурсе?
– Больше всего заявок было из небольших
городов. Это лицеи и гимназии, которыми руководят
энергичные и инициативные директора, за полтора
десятка лет преодолевшие все трудности и
напасти, выпавшие на долю первооткрывателей.
Соответственно у них самый большой опыт по
привлечению внебюджетных средств. Значит, можно
предположить, что они смогли собрать самых
лучших учителей, лучшее оборудование, завоевать
наилучшую репутацию в городе.
– И чем же чаще всего зарабатывают школы?
– Никаких неожиданных способов среди
заявок мы не встретили. Большинство школ
предлагает широкий спектр платных
образовательных услуг: от дошкольного
воспитания до профориентации, предвузовской
подготовки и курсов для взрослых. Принципиально
новые, оригинальные идеи вроде размещения
рекламы, как в западных школах, наши пока не
осваивают.
Еще один распространенный способ заработка –
ученические производственные бригады. Он больше
характерен для сельских школ. Там ребята или
выращивают сельхозпродукцию, или работают в
мастерских, или осваивают народные промыслы.
Деньги зарабатывают совсем небольшие, этот опыт
скорее необходим для решения педагогических
задач.
– Кстати, пересекаются ли необходимость
заработать и педагогическая деятельность школы?
Или это тягостный, но необходимый труд, не
имеющий отношения собственно к образованию?
– В том случае, когда для ребят создают
возможность работать и зарабатывать, связь
экономического и педагогического факторов
очевидна. Но даже в том случае, когда директор
привлекает спонсорскую помощь крупного
градообразующего предприятия, эта связь тоже
существует. Ибо руководство завода, давая школе
деньги, получает возможность влиять на
образовательную политику.
Вообще школа находится в трудном положении: с
одной стороны, это учреждение, которое должно
выполнять то, что ему поручил учредитель –
государство. С другой – она вынуждена заниматься
предпринимательской деятельностью. По сравнению
с началом 90-х, когда всю прибыль разрешалось
реинвестировать, нынешнее отношение к школе
стало гораздо более жестким: школы постепенно
лишили целого ряда налоговых льгот, обязали
платить даже налог на прибыль, а сейчас и вовсе
«построили». И это было бы правильно – школа
должна заниматься своим делом, – если бы
учредитель полностью финансово обеспечивал то,
что сам же школе поручил. На деле же школа
предоставлена самой себе и выкручивается как
может.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.

“Первое сентября”


Добавить комментарий