Если ребёнку необходимо поставить звуки, то встречи с логопедом вам не избежать. Как выбрать хорошего специалиста? 8 советов – в этой статье.
Родители прилагают большие усилия, чтобы ребёнок правильно развивался, умел выговаривать все звуки к школе. К сожалению, в наше время трудно рассчитывать на садик, всю ответственность учебные учреждения перекладывают на родителей. Помочь могут только в самых сложных случаях – тогда они создают соответствующую комиссию, которая потом направляет ребёнка в логопедическую группу. Чем раньше родители обратятся к грамотному специалисту, тем легче будет исправить нарушения речи. Пять лет – оптимальный возраст для постановки звуков. Чем старше ребёнок, тем сложнее будет исправить дефекты речи.
Прежде, чем искать хорошего логопеда, нужно выяснить, нуждается ли ребёнок в коррекции речи. В садике можно записаться на бесплатную консультацию к логопеду. Специалист посмотрит ребёнка, проведёт диагностику и сделает заключение. Если он нуждается в помощи, то логопед подскажет, как решить проблему. Может посоветовать своих знакомых. По рекомендации найти хорошего логопеда проще. Если всё же у него никого нет на примете, тогда хорошего специалиста придётся искать самим.
Можно посмотреть объявления в газете, зайти на сайты размещения услуг. Но нет гарантии, что логопед окажется специалистом с большим стажем работы. В газетах и на сайтах информацию о своих услугах обычно подают только начинающие специалисты, у которых небольшой круг знакомств. А те, кто со стажем, как правило, объявления не подают. У них запись идёт на два года вперёд, и на частные занятия они не берут большое количество детей. Таким профессионалам не нужно себя раскручивать. Их часто рекомендуют те родители, которые у них были. Но одного стажа работы мало, нужно уметь расположить ребёнка к себе.
8 правил выбора логопеда для ребёнка
1. Высшее образование. Логопед должен иметь профильное образование с очной формой обучения. У выпускников университетов, помимо основной специализации, имеется дополнительная, которая расширяет круг его знаний и умений. Иногда такие специалисты имеют навыки логопеда-дефектолога.
2. Стаж по профессии. Этот критерий – один из самых важных при выборе специалиста. Ребёнок тоже должен быть заинтересован в занятиях, иначе они потеряют всякий смысл. Специалист должен уметь найти подход. Если контакта между ними не будет, то успешной постановки звуков не получится.
3. Время коррекционной работы. Ни один опытный специалист не скажет вам, сколько потребуется времени для корректировки речи. Потому что всё индивидуально. Всё зависит не только от специалиста, но и от ребёнка. Если он хорошо занимается, у него есть желание научиться произносить все звуки и родители отрабатывают дома с ребёнком изученный материал, то процесс пойдёт быстрее.
4. Повышение квалификации. Иногда стажа бывает недостаточно. Каждый год логопед должен подтверждать свою категорию и ездить на различные семинары для повышения своей квалификации. Там он общается с ведущими неврологами, психологами, дефектологами, которые рассказывают современные методики речевых дефектов.
5. Опыт работы с конкретной проблемой. Если у ребёнка дизартрия (нарушение речи, при котором страдает не только произношение отдельных звуков, но и сама речь: язык у малыша вялый, у него отсутствует воздушная струя, ему сложно контролировать свой язык, он становится непослушным), то нужно заранее узнать у специалиста, есть ли у него опыт работы с такой проблемой. Если нет, то нужно искать дальше. Иногда у логопеда приличный стаж работы, но отсутствует опыт с детьми, которые заикаются. Конкретный логопед может даже вам отказать, но посоветовать специалиста, кто решит вашу проблему.
6. Методики, которые использует логопед. Всегда спрашивайте специалиста, как он будет заниматься с ребёнком, какие методы будет использовать, как будут выстроены занятия, разрешит ли вам присутствовать на занятиях, покажет ли вам, как нужно заниматься. Добросовестный специалист сделает всё, чтобы вы потратили как можно меньше денег и времени. Он будет делать всё, чтобы быстрее исправить дефекты речи. Методик много, и вы можете просто запутаться. Специалист вам должен всё объяснить, рассказать, к каким методикам стоит обратиться, чтобы быстрее прийти к успешному результату.
7. Заключение логопеда. При явных нарушениях речи хороший специалист никогда не будет руководствоваться только своей диагностикой и анализом. В случае необходимости он может посоветовать обратиться к неврологу или дефектологу. Ему всегда требуется заключение других специалистов, чтобы знать, как дальше проводить занятия. А плохой специалист, увидев проблемы со стороны, будет тянуть из вас деньги и не сделает ничего для решения задачи.
8. Рекомендации других родителей. Это тоже важный критерий при выборе логопеда. Лучше искать профессионала по знакомым, кто уже занимался с конкретным специалистом и имел положительные результаты.
К сожалению, не все специалисты добросовестно относятся к своей работе. Многие вытягивают из вас деньги. К таким профессионалам можно ходить годами и при этом звуки они так и не поставят, дефекты речи не исправят. Только благодаря опыту работы логопеда, совместной работы родителей и детей, отработки домашних заданий и желанию ребёнка можно прийти к хорошему результату.
Светлана Огорелкина
А вы обращались к логопеду? Довольны результатом?
Читайте также в нашем блоге:
Учеников выбрала! Евгения, МЭри и sokorina (консультация).
Дозрела до своеобразного фейства. С удовольствием позанимаюсь с ребенком, имеющим нарушения речи.Не практиковала уже около 4-х лет!. Раньше работала логопедом в д.саду, в развивающем центре. Хочу восстановить навыки.
Времени у меня в обрез, поэтому готова взять 1-2 ребенка. Т.к. встречаться часто не получится – возьму только детишек, имеющих недостатки произношения звуков, без грубых нарушений (без алалии, дизартрии).
Встречи – выходные или мб один раз вечером в будни. Продиагностирую, поставлю звуки, дам основные упражнения, но выполнять эти упражнения придется мамочкам самим))) Поэтому ищу мам ответственных! Могу проконтролировать по скайпу. Встречи или у меня или у вас дома, поэтому желательно, чтобы жили вы недалеко (я – ЮАО, Нагорный район, м.Нахимовский проспект).
Приоритет деткам, которые идут в школу в этом или следующем году! Не найдется таких – возьму и детей с 4-х лет.
Если придется ехать к вам домой – попрошу оплатить проезд (метро, автобус))))
Пишите возраст ребенка, какие звуки не произносит, занимались ли вы с логопедом уже.
О своем выборе соообщу дня через 3. К выходным.
14 ноября — Международный день логопеда. Как родителям понять, хорошего ли специалиста они выбрали, и на что обратить внимание? Объясняет Ольга Азова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МПСУ, директор детского неврологического и реабилитационного центра «Логомед прогноз».
Дает прогноз или “там будет видно”
— Родители приняли решение обратиться с ребенком к логопеду. Как понять, хороший это специалист или нет?
— Гарантий, к сожалению, нет. Стоит, мне кажется, обратить внимание вот на такие моменты:
- Есть ли у специалиста диплом профильного вуза (лучше того, что на слуху, очная форма обучения) или курсы?
- Повышает ли квалификацию регулярно (не реже, чем в 5 лет, а лучше ежегодно) или не делает этого.
- Есть ли дополнительные специализации.
- Берёт ли супервизии или опирается только на свои знания. Есть ли наставники, учителя или только базовое образование. Достаточно часто родители детей мне говорят, что логопед, который с ними занимается — моя ученица, а я об этом и не знаю. Студентов, слушателей действительно много, но, согласитесь, ученик – это эксклюзив.
- Специалист долгое время трудится на одном рабочем месте или часто меняет их.
- Есть ли опыт работы по специальности или его нет.
- Специализируется ли на конкретном диагнозе или умеет всё.
- Работает ли комплексно, в команде или только конкретно его помощь.
- Даёт ли прогноз или говорит «как пойдёт, там будет видно».
Позволю себе ещё цитату логопеда в обсуждении на фейсбуке, который касается последнего пункта: «Никогда не даю прогноз, не обещаю за определённый срок убрать проблемы».
Меня это очень расстраивает, я посмотрела страничку логопеда – опытный. Так захотелось спросить: а если не будет называть сроки восстановления функции врач (я понимаю, что могут быть осложнения, нюансы в смене лечения)? Когда врач говорит «прогноза нет», это очень волнительно. Или юрист отводит на решение проблемы месяц, пусть с запасом, но прогноз по решению проблемы получен. Это показатель профессионализма во многих профессиях — и в логопедии тоже.
Очень хорошо, когда специалист планирует свою деятельность. Не так страшно, когда после дообследования вносятся корректировки, хорошо, когда идёт наблюдение в динамике. Хуже, когда прогноза нет совсем.
— А можете сказать конкретно, сколько времени нужно, чтобы поставить звуки или, например, звук [р], исправить дисграфию?
Ольга Азова. Фото: Анна Данилова
— Сразу договоримся, что информация по детям, у которых только нарушения речи, нет задержки психического развития (ЗПР), умственной отсталости.
Для постановки звука [р] в самом сложном варианте — полгода, а в основном гораздо быстрее.
Если у ребёнка дизартрия (нарушение произношения и просодики вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы) много звуков нарушено, то нужно учитывать, что большее время уйдёт на автоматизацию. Тут при самом хорошем подходе — два года.
Про дисграфию так. Если у ребенка до школы не было речевых проблем, либо было диагностировано фонетико-фонематическое нарушение, то год, при смешанной форме — два. Если было общее недоразвитие речи и появились не только нарушения письма, но и письменной речи (дизорфографии), то такой ребёнок занимается 3-4 года, то есть всю начальную школу.
Стоит уточнить, что в подгруппах работа может проходить дольше, чем на индивидуальных занятиях. Родителям я говорю, что если у ребёнка «4» и «5» по математике (в расчет идут объективные оценки), то по коррекции дизорфографии буду заниматься год, если вы будете выполнять домашние задания, два года – если мы занимаемся с ребёнком вдвоём, без помощи родителей.
— Какие вопросы нужно ожидать от логопеда, и если он не задал их при знакомстве с ребенком, стоит насторожиться?
— Смотря с какой проблемой пришёл ребёнок. Если это тяжёлое нарушение речи, то, конечно, нужно время, чтобы оценить работоспособность ребёнка и уровень помощи семьи при выполнении домашних заданий. Через несколько занятий это уже будет понятно.
Конечно, дети, как и взрослые, живые люди со своими желаниями и настроением, это нужно учитывать при первом знакомстве. Может так быть, что сначала какую-то проблему логопед не обнаружил, но в процессе первых занятий всё встанет на свои места.
Иногда на консультации кажется, что проблема чуть легче или, наоборот, чуть тяжелее, но через несколько занятий всё будет понятно окончательно. Нужно немного сработаться и привыкнуть к друг другу.
Некоторые особенности развития можно оценить только процессуально. Например, ребёнок усваивает материал несколько дольше, чем изначально спланировал логопед. В течение совместного труда становится понятно кого из команды специалистов нужно подключить к работе, чтобы максимально эффективно решить задачу.
— Стоит ли родителям побывать на занятии?
— Решать по ситуации. У меня разный опыт. Когда я была школьным логопедом, то буквально уговаривала родителей посетить наши фронтальные занятия, но максимум, на что они соглашались, это раз в год — открытое занятие и родительское собрание.
В индивидуальной работе с точностью наоборот, многие родители почти всегда присутствовали на занятиях с тем, чтобы дома максимально делать, как я. Сейчас у нас в центре очень сложные дети, которые сильно отвлекаются на присутствие родителей, поэтому, несмотря на то, что запрета нет, ждут в коридоре, но при желании можно услышать всё, что происходит за дверью или записать на камеру/диктофон занятие.
“А нам он помог”
— Когда должны появиться результаты, как понять, есть они или нет? Как понять, что их нет и что дело – в непрофессионализме?
— Результаты есть всегда, можно сказать, почти с первого занятия. Вот, например, ребёнок не мог делать артикуляционное упражнение при постановке звука – стало получаться, не было указательного жеста – есть, не владел проверкой и нахождением места безударного гласного даже в простых словах – научился.
Нужно ставить промежуточные цели, но идти к генеральной.
У каждого занятия есть цель, которую ставит логопед себе и может соответственно поделиться с родителем. Если она выполнена, то всё идёт правильно.
— Если логопед предлагает что-нибудь дополнительно, как понять – это действительно нужно или нет?
— Логопед должен аргументировать. Если, например, в процессе занятий становится понятно, что материал усваивается медленнее, чем обычно это происходит у детей с похожей проблемой или, обнаруживаются другие дефициты, которые напрямую связаны с речью, но логопед с этим непосредственно не занимается, то специалист предлагает обратиться за помощью к коллегам – психологу, массажисту, нейропсихологу.
Я за разделение труда. Нельзя проводить логопедическое занятие и одновременно не развивать память или внимание, но и нельзя только этим заниматься, для этого есть другой специалист. Не нужно исправлять дисграфию на физкультуре, для коррекции нужны занятия в тетради, но если у ребёнка диспраксия (касается выполнения некоторых ежедневных действий, требующий сложной интеграции на уровне мозга между схемами движения и основными функциями), то ему будут показаны занятия, на которых непосредственно этим занимаются – сенсорная интеграция, кинезиология, нейропсихология, физическая культура.
Вот сегодня пришла на консультацию девочка, которая долго молчала, но сейчас уже говорит, и у мамы как раз вопрос – «справится ли на этом этапе один логопед». Только я хотела сказать «нет», как выясняется, что сад частный и там полный арсенал специалистов, которые комплексно занимаются с детьми: массажист, музыкальный педагог, психолог, тренер в бассейне и спортзале. Ответ в результате был другой – «справится», если он качественно подходит к проведению занятий.
— При выборе специалиста всегда ли полезны рекомендации знакомых, что вот, кому-то он очень помог?
— Мне кажется, что это важно. Особенно, если люди близкие, мнению которых уже доверяли в других ситуациях, у детей похожие диагнозы.
Если люди надёжные, то в данном случае это не просто «сарафанное радио», а удачный опыт людей. Тут же речь не идёт про рекламу и не обсуждается человеческий фактор, а только профессионализм.
Вот ребёнок долго молчит и ему помогли заговорить, у него было сложное поведение и семье помогли с ним справиться, на письме было много ошибок и ребёнок перестал их делать, не выговаривал звуки и за год полностью исправил недостатки звукопроизношения. Ряд можно продолжить.
Мне кажется, что самое важное именно то, что это конкретный опыт ребёнка и семьи, а не виртуальные рекомендации абстрактных людей.
Вы видите результат и можете его оценить, особенно, если до этого была действительно проблема.
Мы же даже в более простых вопросах, как, например, стрижка, не идём к первому встречному мастеру, а к тому, чьи результаты нам нравятся. Но в любом случае нужно понимать, что это будет лично наш опыт и ответственность, именно так к этому нужно относиться.
Фото: Pixabay
Закончил институт — специалист на века
— Родители нередко жалуются, что сегодня очень сложно самостоятельно выбрать хорошего логопеда. Почему сложно?
— Раньше, до 90-х годов, в нашей стране было всего несколько дефектологических факультетов при поступлении на которые проходил очень серьёзный отбор студентов, был стабильно высокий конкурс.
Но сегодня настало такое время, когда количество заболеваний, связанных с нарушениями речи, поведения, интеллекта увеличилось в разы.
Рухнуло классическое образование логопедов. Вуз берёт всех, кто пришёл, а студент руководствуется тем, что “высшей математики при обучении нет, как-нибудь два вопроса выучу”.
Дело уже не только в номинальной конкуренции, а именно в качественном отборе.
Кстати, и любовь к детям, и мотивация к профессии, и желание помогать, тоже ранее учитывали во время собеседования по профотбору, но и, кроме большой составляющей, которая заключается не только в душевности, но и умению найти подход к ребёнку, важное – знание, и главное, умение помочь ребёнку или взрослому.
— Существует система контроля над работой логопедов?
— Системы контроля практически нет, во многих городах распущены даже методические объединения. Я была в одном учреждении — там три года подряд увольняли по логопеду. Год проработал, детям не помог, все нарушения и проблемы как были, так через год и остались – уволили, взяли нового — и так три года. То есть на протяжении этого времени дети в этом детском учреждении не получали помощь.
Логопеды отказываются работать с детьми, если проблема чуть сложнее, ссылаясь на отсутствие опыта, несмотря на то, что в дипломе написано, что это его профессиональная компетенция. Многие также пробуют, не получилось – оставили ребёнка совсем без помощи.
— Как можно изменить ситуацию?
— Специалистов спасёт только обучение, повышение своей квалификации. Мне пишут многие коллеги, готовые учиться.
У меня есть хорошая коллега, известный человек, которая, используя своё базовое образование, по сути освоила новую профессию, прошла массу серьёзных обучений, курсов, благо сейчас можно обучаться новому, даже не выезжая из страны. Авторы оригинальных методик приезжают в Россию.
У нас нет опыта повышать квалификацию путём разовых консультаций у более опытного коллеги — супервизии. Я могу ошибаться, но причины две – это стоит денег и как-то не принято, зазорно что ли, особенно, если уже есть какой-то опыт. Конечно, повезло тем, у кого были и есть учителя, с которыми добрые отношения как с наставниками. к которым можно обратиться за помощью, и тем, кто работает в команде, имеет возможность коллегиальных профессиональных разборов.
У нас практически нет профессиональных ассоциаций. А если и есть таковые, то они номинальные, работы они не ведут.
Также нет и ступеней роста специалиста.
Закончил институт, и всё, ты специалист на века. Нет промежуточных тестирований, если человек меняет специализацию. Нет периода, когда молодой специалист работает под руководством более опытного коллеги, а сразу идёт и, что называется, «пробует на детях». Наставничество – это скорее исключение.
Для контролирующих организаций — нужна система оценок, градаций, независимые аттестации. И опять речь не про то, что куплен сертификат, что просто написан реферат. Очень хочется качества.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Если Вы заметили у своего малыша какие-либо проблемы с развитием речи, то их устранением следует заняться немедленно: дети растут быстро и времени не так много, как кажется. Речевым развитием должен заниматься грамотный специалист, который найдет общий язык с ребенком и сможет устранить дефект в минимальные сроки. В этой статье мы расскажем, на что обратить внимание при выборе логопеда.
На первый взгляд, найти логопеда не проблема: Интернет пестрит объявлениями, кроме того, их можно увидеть в развивающих центрах и детских садах. Но как узнать, что этот специалист подходит именно Вашему ребенку?
1. Квалификация
Если Вы нашли логопеда по объявлению, то первое, в чем Вы должны убедиться – это его квалификация и опыт. Часто логопед сам предлагает посмотреть его диплом. Там должно быть написано: «Учитель-дефектолог, логопед», конечно, лучше будет, если указана очная форма обучения. Вуз тоже имеет значение. Практика показывает, что лучшие логопеды – это выпускники крупных педагогических университетов и институтов, где есть дефектологический факультет.
Читайте также: Когда идти к логопеду?
Желательно, если выбранный Вами специалист регулярно проходит повышение квалификации, нарушения, с которыми приходится сталкиваться логопеду, разнообразны и требуют специфических методик. Как правило, копии всех сертификатов и дипломов можно увидеть на стене кабинета в красивых рамочках или на сайте. Эти документы свидетельствуют о том, что человек постоянно развивается и оттачивает свое мастерство.
Спросите у логопеда, как давно он практикует и как много детей у него занималось. Если Вы попали к молодому специалисту, не стоит торопиться отказываться от его услуг. Во-первых, недостаток опыта он компенсирует усердием и вниманием к вашему ребенку, во-вторых, у него свежие знания, «незамыленный» глаз, и он с большой охотой применяет новые эффективные методики.
2. Сталкивался ли логопед раньше с подобными случаями?
Это один из важнейших критерий отбора логопеда. Не бойтесь задать ему конкретные вопросы, связанные с проблемой вашего малыша. Наверняка Вы немало успели прочитать специальных материалов, и сможете понять, разбирается человек в данном вопросе или нет. Чем больше опыта у логопеда, тем быстрее он сможет помочь ребенку. В том случае если логопед не берется за лечение, например, если у малыша заикание или дисграфия, то попросите у него совета, к кому можно обратиться. Возможно, у него есть коллега, который как раз специализируется на таких расстройствах.
3. Прогноз и количество занятий
Хороший логопед-дефектолог должен дать Вам предварительный прогноз и сказать, сколько приблизительно нужно занятий. Конечно, тяжелые речевые нарушения не вылечиваются мгновенно, но грамотный специалист обязательно установит промежуточные цели и обозначит примерные сроки их достижений.
Каждый случай индивидуален. Кому-то требуется 3 месяца, а кому-то полгода или год. Также логопед расскажет Вам, по каким признакам вы увидите, что есть прогресс. Как правило, логопеды отвечают, что потребуется минимум 10 занятий, а дальше все будет зависеть от успехов ребенка, это совершенно нормально. Насторожить Вас должна следующая фраза: «Давайте посмотрим, как пойдет» или «исправим все за 2 занятия».
Иными словами, в ходе первой беседы с логопедом Вы должны получить ответы на три главных вопроса:
- какие перспективы у Вашего ребенка,
- как логопед сможет ему помочь,
- когда стоит ожидать первых результатов.
4. Гарантии от логопеда
Если Вам обещают исправить речь за несколько занятий, то, скорее всего, Вы столкнулись с недобросовестным специалистом. Ни один нормальный логопед не даст Вам гарантий быстрого результата. Скорее всего, первые успехи будут заметны примерно через 2-4 месяца.
Нужно всегда помнить, что коррекция речевого развития – сложный процесс, и непрерывность – один из его основных принципов. Быстрых устойчивых результатов следует ожидать в том случае, если родители сами занимаются с ребенком дома по рекомендациям логопеда, принимая активное участие в коррекции речи.
5. Стоимость
Занятия стоят довольно дорого, при этом они имеют временные ограничения согласно возрасту ребенка. Например, с малышами логопед обычно работает 30-45 минут, со школьниками – 45-60 минут. Не стесняйтесь спросить у логопеда, что было на занятии, справляется ли ребенок с заданиями, просмотреть тетрадку и т. д. Нормальный педагог всегда готов рассказать о применяемой методике, как и зачем выполнялось то или иное упражнение.
Если Вы сомневаетесь в правильности действий логопеда, то всегда можете проконсультироваться с независимым специалистом, например, работающим в детском садике или поликлинике, просмотрите статьи в Интернете. Не бойтесь сказать логопеду, что Вы справлялись у другого педагога насчет диагноза ребенка и выбранного лечения. Нормальный специалист не обидится, а мошенник будет выведен на чистую воду.
6. Комфортно ли ребенку на занятии?
Не все дети, особенно младшие дошкольники, охотно идут на контакт с незнакомым взрослым. Многие логопеды не против присутствия родителей на первых занятиях, если это положительно влияет на состояние ребенка. Обычно первых трех уроков хватает, чтобы понять, удалось ли логопеду найти общий язык со своим учеником или нет. Если ничего не получается, например, ребенок капризничает, боится, закатывает истерики, возможно, стоит поискать другого преподавателя.
Читайте также: Выполнение домашних заданий, подготовка к ВПР 1-5 класс
Итак, каким же должен быть хороший логопед? Мы советуем обратиться к тому специалисту, которого хвалят ваши знакомые, то есть результаты его работы уже есть. Выбирайте того, кто приятен вам как человек, кто обладает прочными знаниями и опытом, кто вызывает уважение как учитель – ведь Вам придется вместе работать над исправлением речи довольно долго, нужно будет выполнять все его рекомендации и задания.
Интересуйтесь, спрашивайте, участвуйте в лечении и обучении своего ребенка, и со временем Вы обязательно добьетесь превосходных результатов.
Дата публикации: 19.06.2018. Последнее изменение: 11.07.2022.
Не секрет, что количество детей с проблемами речи год от года стремительно растет. Логопедов в детских садах не хватает. А те, кто есть, берут ограниченное количество детей, как правило, только с тяжелыми нарушениями речи.
Остается искать частнопрактикующего логопеда.
И тут родители в растерянности: как же его найти?
Может быть, по бесплатным объявлениям в Интернете? Но есть мнение, что там обитают только неопытные, начинающие или “плохие” специалисты, имеющие хронический дефицит клиентов.
Часто слышишь от родителей: “К хорошему логопеду идут только по рекомендациям!” Но логопед, которого вам порекомендовала подруга или знакомая, может не уложиться в срок, в который он исправил такой же дефект речи у чужого ребенка. Одинаковых детей не бывает, так же, как и одинаковых сроков устранения речевых проблем. Отсюда и последующие обиды на логопеда.
Сейчас легко найти логопеда. Труднее узнать, нашли ли вы того, кто подойдет именно вам
На что надо обращать внимание при выборе логопеда?
Вот вам примерный список вопросов, который поможет выбрать подходящего специалиста для вас или вашего ребенка.
1. Каковы квалификация и опыт логопеда?
Наверное, с этого вопроса вы начнете общение с незнакомым логопедом, которого вы нашли сами.
Хорошо, если логопед сам предложит посмотреть копию своего диплома с квалификацией “Учитель-дефектолог, логопед”.
Еще лучше, если есть возможность ознакомится с его профессиональным портфолио, при изучении которого нужно обратить внимание на то, как часто специалист проходит курсы повышения квалификации. Это показатель того, развивается ли человек профессионально, стремится ли он улучшать результаты своей работы.
2. Имеет ли специалист опыт работы по проблеме, для которой вы ищете решение?
Например, детей с заиканием или с дисграфией возьмет не каждый логопед. Чем больше опыта у логопеда в решении конкретной речевой проблемы, тем больше шансов на успех в лечении.
3. Стоимость занятий.
В первую очередь родителей волнует вопрос цены. Это понятно. Тут каждый сам должен оценить свои финансовые возможности.
Нужно только учитывать, что с дошкольником логопед занимается не более 30 мин, а со школьником уже 45-60 мин. Соответственно, и цены могут быть разными.
И помните, что высокая цена не всегда говорит о качестве специалиста и не дает гарантии быстрого результата.
4. Комфортно ли вам обоим с новым логопедом?
Прислушайтесь к своим чувствам и чувствам вашего ребенка.
Естественно, что не каждый малыш пойдет на контакт с педагогом сразу же на первом занятии. В свою очередь, умный родитель всегда поможет построить отношения со специалистом.
Но если логопед не нашел подход к малышу после трех встреч, есть повод задуматься над вопросом: “А стоит ли дальше тратить время и деньги?”
И, наконец, вот два вопроса, которые чаще всего задают родители логопеду.
5. Как долго нам нужно будет ходить на занятия?
Ответ на этот вопрос зависит от того, может ли логопед четко определить, как он может помочь вам. Опытный специалист всегда даст вам основную “дорожную карту”, а также конкретное и понятное указание о том, как вы узнаете, когда лечение закончено.
6. Есть ли гарантия результата?
Конечно, всем хочется сэкономить, ведь занятия недёшевы, да и слово “гарантия” в нашем развивающемся капиталистическом обществе стремительно входит в лексикон и сознание каждого клиента.
Что чаще всего отвечает логопед? “Давайте начнем, а там посмотрим на динамику”. Или: “Минимум 10 занятий!”
Устраивает ли такой ответ родителей? Чаще всего — нет. Но речь исправлять надо, и мама ребенка соглашается на занятия.
Конечно, логопеду важно дать родителям надежду, но, к сожалению, ни один специалист не даст вам полную и абсолютную гарантию быстрого результата. В этом вся сложность отношений с “педагогом речи”.
Выход один — активно принимать участие в работе, присутствовать на занятиях, чтобы понимать, как продвигается работа. И обязательно заниматься с ребенком дома по заданиям логопеда.
Ведь любой речевой навык — это как танец, который не выучишь с хореографом всего за два урока.
“Тренировка и еще раз тренировка” — девиз любого логопеда. И это придется понять и принять любому родителю, который желает для своего ребенка красивой и правильной речи.
Хочется поблагодарить автора за обстоятельный анализ темы. Однако классические методики логопедов не всегда работают во благо. В частности, это касается всем известного принципа “Тренировка и еще раз тренировка”. Важным обстоятельством является эмоциональный фон занятий и ответная рефлексия ребенка на их регулярность.
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость ее решения определяется тем, что своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
Применение современной компьютерной техники позволяет оптимизировать и индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность развивающего обучения. Ее применение в коррекционном обучении детей позволяет создавать оптимальные психолого-педагогические условия активизации и эффективного функционирования компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи, формированию и развитию языковых и речевых средств, а также общему развитию детей.
2011-09-09, tryton
Первый вопрос, который надо задать себе после общения ребенка с логопедом на пробном занятии – комфортно ли ребенку работать с человеком. Какая бы ни была квалификация у специалиста, если он не найдет с ребенком общий язык – это выброшенные деньги и время. А так же нервы ребенка и родителей. А все прочие вопросы становятся второстепенными.
2021-02-17, Jasmin
Статья кое-что для меня разложила по полочкам. Наблюдала в одном центре развития, что мама забирала оплату за абонемент занятий с логопедом, т.к. за месяц не увидела прогресса, а у ребёнка её подруги с другим логопедом прогресс был…Всё индивидуально. Но занятия порой достаточно дороги, поэтому родителям непросто.
2013-01-23, Ёжик Резиновый
Всего 3 отзыва Прочитать все отзывы.