Как найти детские травмы самостоятельно

Детские травмы в психологии

Действительно, происходящее в детстве сильно влияет на то, как мы будем себя чувствовать во взрослом возрасте. Конечно, не все черты личности складываются только оттуда – что-то мы усваиваем, уже будучи подростками или в сознательном возрасте. Ведь в эти периоды мы тоже переживаем кризис или эмоциональные события, которые не проходят бесследно. Но все же в детстве мы развиваемся быстрее всего: детская психика наиболее уязвима и впитывает все как губка.

Детская травма в психологии – это результат негативного опыта, усвоенного в раннем возрасте. Это как травма физическая, только не коленке или руке, а на нашей Психике. Она также болит, напоминает о себе в различных ситуациях, но разница в том, что она не осознается.

Если у нас шрам на теле – мы его видим, можем почувствовать, то рана в Психике незаметна, ее сначала нужно найти. Сделать это можно как самостоятельно, путем изучения себя, так и с помощью психолога – второй вариант быстрее и эффективнее. Психолог точно знает, как проработать детские травмы, и даст нужные инструменты.

Детские травмы имеют последствия: неуверенность в себе, недоверие к миру, нересурсная самооценка и т.д. Об этом я еще расскажу, но сначала поговорим о том, какие бывают травмы.

Какие бывают детские психологические травмы

Детские психологические травмы часто трансформируются в страхи. Помните фразу в начале статьи? Травма отвержения действительно есть, и она тоже переходит в страх. При этом есть и другие, которые переходят еще и в неуверенность или слабые личные границы – давайте разберем несколько их них.

Страх отвержения

Страх отвержения проявляется так: вы часто избегаете общения с новыми людьми, потому что боитесь отказа. В разговоре вам проще увильнуть или сделать вид, что вы чего-то не заметили, чтобы отношения не испортились. При этом вы остро реагируете на любую критику и тяжело переживаете, если вам сказали что-то неприятное.

Страх отвержения формируется у людей, которым пришлось рано повзрослеть, которым родители не давали много любви и заботы, отдалялись. Отсутствие родителей в жизни сильно подрывает самооценку и установление новых отношений.

«В детстве мама охотно делилась со мной жизненным опытом и пресловутой женской мудростью. Она говорила мне: у тебя не такая внешность, чтобы тебя заметили и полюбили. Тебе нужно похудеть, скрывать свой нос и начесывать волосы. Когда я выросла, и мне делали комплименты мужчины, я была уверена, что они обманщики и нужно выбирать тех, кто молчат. А потом, как бы не было больно, я не озвучивала свои чувства, боясь: вдруг мужчина уйдет, а я останусь одна».

Это отрывок рассказа одной из моих клиенток, и он как раз про психологическую детскую травму отвержения с одноименным страхом. Я не собираюсь обвинять родителей. Цель этого текста ― рассказать, как проработать детские травмы, и изменить жизнь повзрослевших детей к лучшему.

Это одна из форм проявления проблемы – из роли Жертвы или Спасателя.

Вторая форма, ― когда в ответ на слова матери, дочь вообще не хочет отношений. Вернее, она боится вдруг испытать боль или предательство. Тогда девочка становится успешной в карьере и не хочет (скрыто боится) отношений с мужчиной, проживая свой страх из роли Преследователя. Ей «мужчина не нужен и от него одни неприятности».

Но правда в том, что любая незакрытая, неосознанная и не проработанная проблема болит и забирает Ресурс. Поэтому важно быстрее найти способ, как проработать детские травмы.

Поговорим о следующей «ране» – травме несовершенства.

Травма несовершенства

Она проявляется так: вы делаете все возможное, чтобы понравиться другим людям, чтобы они вас похвалили. Вы даже можете отказаться от чего-то полезного для себя, принять вредное – только бы окружающие хорошо о вас думали. В свою очередь они не проявляют особого интереса к ваших чувствам.

Эта проблема обычно связана с опытом какого-то унижения, которое вы перенесли в раннем возрасте. Например, родители вас не поддержали/оттолкнули. Так появляется установка «у меня ничего не получится». Еще может повлиять реальная потеря – смерть или уход из семьи одного из родителей.

Травма несовершенства так же, как отвержения, может проявляться в нескольких формах.

Она или станет основой для страхов – «я всегда и всего боюсь, за все переживаю», или полностью сотрет личные границы и самоценность – «я готова терпеть все, только скажи, что я классная», или сформирует полное недоверие к миру – «не подходите ко мне слишком близко, и я вас не трону».

В любом случае травмы приносят в жизнь большой дискомфорт, ухудшают ее качество. В конце статьи я дам несколько советов, как проработать детские травмы, если вы уже нашли их у себя.

Фото 1 - Как проработать детские травмы

Почему психологические детские травмы не проходят сами?

В детстве Психика очень чувствительна и мало защищена.

Проблема как бы капсулируется, чтобы ребёнок мог дальше расти и развиваться. Но чем старше становится человек, тем она глубже «срастается» с его личностью и становится почти незаметной/непонятной/неоформленной. Она уходит на подсознательный или даже бессознательный уровень, но не перестает влиять на человека.

Чтобы аккуратно, без потери Ресурса «достать» травму и залечить ее, ― нужны специальные способы и психологические инструменты. Сам человек такими способами и инструментами не владеет, но с помощью опытного психолога это возможно и занимает не так много времени.

Последствия детских психологических травм

Травмы мешают нам:

  • сформировать здоровые границы: человека останавливает «что-то непонятное». И это «что-то» ― бессознательный отголосок или боль травмы.
  • почувствовать свою внутреннюю силу, уверенность и набрать много Ресурса. Это происходит из-за действия «блока», т.е. сидящего внутри Психики неосознанного запрета, пугалки, негативной установки. У человека будто связаны руки, и он сомневается, неуверен в своих решениях, боится ошибиться. Почти на 90% это из-за неосознанного действия на человека блоков 1-й и 2-й детских травм. А они в скрытом, неосознанном виде есть у всех людей.
  • быть по-настоящему ценной и влиятельной в отношениях. Причем как с мужчиной или вашим ребенком, так и с начальством или с коллегами по работе. Ведь наши модели отношений с людьми закладываются еще в детстве. На двух уровнях: до 5-6 лет на первом, а на втором ― до 12-14 лет.

Фото 2 - Как проработать детские травмы

Как проработать детские травмы самостоятельно

Нужно осознать, то есть диагностически определить травму у себя, и после работать с ней. Лучше всего делать это в паре с психологом – так вы справитесь с задачей легче и быстрее. Но если такой возможности нет – обратите внимания на мои продукты или закрытый клуб – там я учу, как самостоятельно прорабатывать детские травмы.

Вот несколько упражнений, которые помогут снизить влияние травмы на вашу жизнь. Они дадут вам силы и понимание, чтобы увидеть свои «раны» и начать заживлять их.

Побороть страх отвержения

Облегчить этот страх помогает выписывание своих позитивных качеств и проявление заботы о себе.

Еще может помочь такое упражнение:

Вспомните и выпишите имена 2-3 людей, которые часто вас отвергают/критикуют/не принимают.

Продумайте варианты:

  1. Как с ними можно меньше общаться;
  2. Что им лучше отвечать, чтобы закончить разговор, перейти на другую тему или выстроить определенные правила общения.

Например, вы можете выставить правило: никаких непрошенных советов. Звучать будет так: «не давай мне никаких советов. Если я попрошу у тебя – скажи, пожалуйста. Но если нет – я встану и уйду».

Лучше всего сделать и заполнить таблицу: в левой колонке выписать конкретные примеры неприятных действий от людей, а в правой – как вы будете на это реагировать с заботой о себе.

Пробуйте применять новые варианты слов/действий из правой колонки таблицы в общении с этими людьми. Стремление отгородить себя от влияния тех, кто вас снова и снова отвергает, критикует, не принимает – нормальное стремление. Важно найти способы реализации этого стремления на практике.

Фото 3 - Как проработать детские травмы

Побороть травму несовершенства

Люди с травмой несовершенства склонны часто оправдываться – везде и просто так.

Это простое упражнение поможет вам снизить влияние вашей внутренней проблемы и выглядеть намного увереннее.

Представьте свой разговор с каким-то человеком. Каждый раз, когда вам захочется оправдаться – заменяйте фразу оправдания на нейтральное высказывание, например, на повторение последних слов собеседника.

Пример:

Ваш собеседник говорит: «и здесь, с участием тебя, произошло это событие».

Вам хочется сразу уточнить, оправдаться. Вам кажется, что вы сделали что-то не так, и собеседник на это намекает. Хотя в 90% случаев собеседник и не думал об этом.

Ответьте, используя повтор последних слов вашего собеседника: «произошло это событие».

Можете уточнять и сразу передавать слово собеседнику: «и что было дальше?».

ВАЖНО: с помощью этого упражнения вы уже пробуете уходить от оправданий всегда и везде. Тем более, что в подобных ситуациях оправдания вообще не подразумеваются. К тому же собеседник не спрашивал вас ни о чем, он просто рассказывал.

Даже работа с 1 психологической травмой детства может сделать вас увереннее, счастливее и спокойнее за короткий срок. А сохраненный Ресурс можно направить на успех в карьере и построение здоровых отношений, где много искренней любви и заботы.

Статью подготовила кандидат психологических наук, практикующий психолог Светлана Михейкина.

— Давайте определимся с ключевыми понятиями — что вообще такое детская психотравма?

— Психологической травмой называют пугающее, опасное, угрожающее жизни или эмоциональному благополучию событие. Соответственно, детские травмы происходят в детском возрасте — до 18 лет.

Прежде всего важно разобраться, чем травма отличается от стресса. Эмоциональное или психологическое напряжение, вызванное повседневными ситуациями, принято называть стрессом. Ребенка невозможно вырастить без стресса. Любой ребенок в любой ситуации сталкивается с жизненными вызовами: это и выход на детскую площадку, и встречи с другими детьми, и различные ограничения — например, нельзя питаться только сладостями. Всё это стресс. Конечно, ситуации стресса для ребенка дискомфортны, но он в состоянии с ними справиться, приложив некоторые усилия.

Психологическая травма — это сильное негативное воздействие, справиться с которым ребенку не удается в силу возрастных особенностей. Это случается, когда событие превосходит способности ребенка к адаптации. Травму может спровоцировать одно событие — допустим, автомобильная авария. Второй вариант: травма может быть вызвана регулярным повторением одной и той же сложной ситуации — например, буллинг или жестокое обращение с ребенком в семье.

— Где проходит граница между стрессом и травмами, с которыми ребенок не может справиться?

— Травма прежде всего связана с переживанием угрозы, опасности для себя самого или окружающих. Кажется, всё очевидно: не купили очередную игрушку — это стресс, а столкновение с хулиганом в темном переулке — травма. На деле всё не так просто.

Представим бабушку, которая всё время рассказывает ребенку, что он бестолковый. Ко мне приходила заниматься десятилетняя девочка, ее забирала бабушка и каждый раз говорила: «А как сегодня наша бестолковая девочка?» Я боролась с этим и отвечала ей: «Не знаю, кого вы имеете в виду, ко мне ходят только толковые девочки». Представьте, что девочка слышит подобное каждый день. Когда тебя один раз назвали бестолковым, это может остаться стрессом. Когда такое происходит регулярно, то вполне может привести к травме.

Важно понимать: ситуацию не всегда можно объективно охарактеризовать как травму. Ребенок может оценить ситуацию как травмирующую или как нормативную — восприятие во многом будет определяться индивидуальными особенностями ребенка и реакцией окружающих его взрослых. Что для одного человека станет психотравмой, другой воспримет спокойно.

— Как понять, что ребенок получил травму?

— Реакции ребенка на травму могут быть краткосрочными и отсроченными. Краткосрочные — это эмоциональные и поведенческие изменения. В эмоциональном плане ребенок может стать капризным, плаксивым, возбудимым, агрессивным. У него будет эмоционально неустойчивый фон. В поведенческом плане дети, которые переживают травму, могут давать широкий спектр реакций. Кто-то становится пассивным и заторможенным — ребенок может воспринимать происходящее вокруг как опасное и стараться избегать неприятных ситуаций. С другой стороны, ребенок может, наоборот, демонстрировать излишнюю поведенческую активность — становиться агрессивным, непослушным, трудно управляемым.

Порой складывается впечатление, что ребенок легко и быстро справляется с травмой. Здесь важно не торопиться и помнить, что последствия могут проявиться позднее.

В долгосрочной перспективе психологическая травма накладывает отпечаток на всё личностное развитие и может сказаться по-разному: кто-то будет стремиться к излишнему контролю, чтобы избежать непредсказуемых ситуаций, а кто-то — избегать близких отношений, ведь «меня всё равно не полюбят, зачем к кому-то привязываться».

— Какие дети находятся в группе риска?

— Поскольку психологические травмы не ограничиваются происходящим в семье, то однозначно на этот вопрос ответить невозможно. Любой ребенок может столкнуться с природным катаклизмом или пожаром, а это вполне себе травма.

Если же сфокусироваться на травмах, полученных в семье, прежде всего это дети из дисфункциональных семей, в которых родители демонстрируют асоциальное или антисоциальное поведение. Большое внимание стоит уделять детям из семей, в которых родители разводятся.

Есть такая шутка: если у вас есть мама и папа — у вас уже два повода ходить на психотерапию.

Нужно понимать: мы не можем предугадать, что именно для ребенка окажется травмой. Внешне в семье всё может выглядеть благополучно — и родители любящие, и все поддерживают друг друга. А что на самом деле там происходит и как ребенок это воспринимает — большой вопрос.

— Как правильно вести себя родителям, чтобы минимизировать риск травмы?

— Часто первое и вполне понятное желание родителей — защитить ребенка от любых негативных воздействий. Однако в результате ребенок не учится справляться с жизненными вызовами, и малейшая неприятность может казаться ему непреодолимой.

Например, я сейчас занимаюсь с семилетним мальчиком из полной и очень любящей семьи. Он пошел в школу, впервые оказался в детском коллективе и любое разногласие между детьми воспринимает как опасность.

Подстелить соломку не получится, но можно заложить фундамент, благодаря которому многие стрессовые ситуации не превратятся в травмирующие.

Детско-родительские отношения — то, насколько родители помогают ребенку почувствовать себя любимым и принятым, — это основа, на которой складывается способность справляться с жизненными сложностями.

Важна профилактика травмы — ощущение безусловной любви и безусловной поддержки.

Когда ребенок знает, что его любят и никакие его действия не могут стать поводом лишиться этой любви, он будет лучше справляться со стрессовыми ситуациями.

Кроме того, надо развивать у ребенка способности справляться с жизненными вызовами. Здесь я бы хотела подчеркнуть два момента — умение переживать негативные эмоции и умение искать альтернативные выходы из ситуации.

Во-первых, не надо бояться того, что ребенок испытает негативные чувства, будет расстроен, обижен или рассержен. Это неотъемлемая часть его развития и взросления. Не нужно защищать его от подобных переживаний, но и утешать и обесценивать не стоит. Вместо фраз типа «Ну что ты так расстроился, это всего лишь игра» лучше сказать «Да, это и правда обидно».

Во-вторых, важно учить ребенка искать выходы из трудных ситуаций. Необходимо не решать проблему за ребенка, а помогать ему найти ресурсы, чтобы справиться с ней. Мы говорим: «Да, это неприятно, но что можно сделать в этой ситуации? Как ты считаешь? Как можно поступить, какие есть варианты поведения?» С одной стороны, мы всегда поддержим и поможем. С другой — мы верим в его возможности справляться с возрастными стрессовыми ситуациями самому.

«Я знаю, что справлюсь. В меня верят, меня любят, и я могу справиться» — вот это очень важно.

Психологическая травма может быть связана с завышенными ожиданиями от ребенка со стороны взрослых. Когда мы ждем от ребенка, что он заговорит по-английски раньше, чем начнет ходить. И, если говорить о профилактике травмы, серьезное внимание стоит уделить тому, какой уровень ожиданий мы предъявляем ребенку и как реагируем на его неудачи. Важно дать ребенку почувствовать, что ошибка и неудача — это не страшно, а нормально.

— Что делать, если ребенок буквально на наших глазах попал в травмирующую ситуацию? Как помочь?

— Прежде всего, необходимо обеспечить ребенку ощущение защищенности, максимальной стабильности и предсказуемости. Будьте рядом, найдите способ поддержания физического контакта — обнимайте ребенка или держите за руку. Изменения привычного образа жизни лучше отложить на будущее.

Часто дети много спрашивают про травмирующее событие. Важно дать им ответы на все вопросы, с учетом возраста, ситуации и индивидуальных особенностей.

Ситуация травмы связана с сильными переживаниями, и важно дать ребенку возможность эти переживания проговаривать. Не утверждать, что ничего в этой ситуации страшного нет. Наоборот — да, это страшно, ты очень испугался, но я рядом, я тебя поддержу.

Когда первая реакция на острую травму пройдет, можно искать способы, как справиться с последствиями. Если ситуация очень сложная и решения вы не видите, стоит обратиться к психологу.

— Как на переживание травм влияют гендерные стереотипы и установки?

— Мужчины «должны быть» сильными, им нельзя проявлять чувства, поэтому они чаще реагируют путем подавления и сверхконтроля. Мальчики зачастую выбирают вариант не чувствовать, подавить, заблокировать для себя возможность эмоционального реагирования.

Женщинам социум разрешает эмоционально реагировать и не требует от них быть сильными, поэтому они чаще выбирают вариант зависимого поведения и беспомощности. Но это именно результат социальных норм.

Воспитание в семье алкоголиков будет травматично для всех — и для мальчиков, и для девочек. Вопрос в том, что из этого извлекает ребенок.

Психолог Альфред Адлер считал, что на нас влияют не события как таковые, а тот смысл, который мы им придаем. Вот ребенок вырос в дисфункциональной семье и сформировал ощущение «Я ничего не могу, я беспомощен, я не могу ни на что влиять». Хорошая новость в том, что здесь очень многое связано с детскими выводами, поэтому в процессе психотерапии можно разобраться и сформировать устойчивую внутреннюю позицию с более конструктивными для себя, работающими выводами и научиться на нее опираться.

Что бы ни произошло, что бы ни случилось с нами в детстве, это не повод сказать: «Я ничего не могу сделать, потому что мои родители развелись». Это повод сказать: «Мои родители развелись, я придал этой ситуации такое-то значение и вот так с этим живу. Я могу попробовать отнестись к этому по-другому сейчас, когда я взрослый и у меня есть больше жизненного опыта».

— Как сформировать для себя эти новые устойчивые позиции?

— Психологи работают в нескольких разных моделях, и некоторые стратегии могут отличаться. В своей практике я стараюсь сначала обеспечить безопасность — атмосферу принятия, в которой человек сможет выражать любые свои переживания. Важно, чтобы ему было безопасно и комфортно со мной работать. На следующем этапе мы будем прорабатывать и вытаскивать, что именно произошло в детстве, анализировать истории. Попробуем реконструировать выводы, к которым клиент пришел в детстве, и найти пути к освобождению от травмы.

На всех этапах я работаю над тем, чтобы усилить у человека ощущение взрослости. Это очень важно. Я стараюсь поддерживать у клиента чувство, что он хорошо справляется. Так у него появится уверенность в собственной состоятельности. Когда мы начинаем обсуждать, как можно изменить устойчивые реакции, которые сложились из-за травмы, это ощущение помогает найти альтернативные стратегии поведения.

— Какие способы можно использовать, чтобы помочь себе без обращения к психологу?

— Если есть негативный детский опыт, с ним порой можно справиться самостоятельно, анализируя историю своего развития и пробуя новые модели поведения. Если же речь идет именно о травме, ощущении угрозы и сверхсильном воздействии, самому справиться довольно сложно — без помощи психолога вряд ли обойтись.

Несмотря на это, помочь себе можно. Важно признать, что вы переживаете последствия травмы. Часто взрослые могут вытеснять, направленно забывать историю своего взросления или обесценивать ее. Так, одна моя клиентка долго не могла вспомнить ни одного события, произошедшего с ней до пятнадцати лет, настолько успешно она вытеснила из памяти физическое и эмоциональное насилие в своей семье.

Травма всегда сопряжена с сильными переживаниями. Легализуйте свои чувства — разрешите себе чувствовать то, что чувствуете.

Понимание, что именно происходит внутри вас, очень важно. Ведь частая реакция на травму — блокирование этих эмоциональных проявлений.

Связанное с травмой переживание угрозы и невозможности с ней справиться нередко приводит к ощущению собственной несостоятельности. Поэтому забота о себе — важнейший навык для переживающих последствия детской травмы. Стоит уважать свои интересы, осознавать свои потребности и стремиться их удовлетворять. Это не значит, что вы должны в любой ситуации ставить себя на первое место. Но умение позаботиться о себе и держать в фокусе собственные переживания — очень важная составляющая в преодолении травм.

Ну и наконец, важно найти для себя новую историю. Если вы столкнулись с травматической историей, попробуйте разобраться, какой багаж из нее вы для себя вынесли. Попробуйте проанализировать себя, посмотреть, есть ли ситуации, в которых ваше поведение обусловлено детским опытом. Периодически напоминайте себе, что ваши детские выводы — не объективная реальность, а реакция на то, что когда-то с вами случилось. И начните искать новые варианты поведения, которые мог бы выбрать взрослый и уверенный человек.

— Теперь понятно, что можно сделать для себя. А что можно сделать для другого? Допустим, вы начинаете жить с человеком и оказывается, что у него есть детская травма, которая омрачает совместную жизнь.

— Ключевой момент — партнер не может быть психотерапевтом. Вы можете помочь близкому человеку понять, что происходит, и поддержать его в намерении получить квалифицированную помощь. А вот вылечить его у вас не получится. Разобраться со своей травмой и вылезти из нее человек может только самостоятельно. От вас необходимо просто безусловное принятие и ощущение безопасности. Очень ценно иметь возможность откровенно разговаривать.

— То есть главное — не становиться в позу спасателя или спасителя?

— Да, лучший вариант — создать и поддерживать атмосферу, в которой станет возможным делиться переживаниями. Важно не нападать на человека и не обесценивать произошедшее с ним. Иногда можно встретить мнение: «Ну и что такого особенного с ним произошло? У меня тоже был папа-алкоголик, и что?» Но такая обесценивающая позиция никому еще по-настоящему не помогла.


Этот текст мы подготовили вместе с образовательным комплексом «Точка будущего». Там особое внимание уделяют психологическому развитию детей — не только преподают предметы школьной программы, но и учат справляться с жизненными вызовами. В центре вместе обучаются дети из полных семей и дети-сироты, которые живут с профессиональными родителями в поселке при центре. Больше об этом проекте вы можете прочесть в нашем репортаже из «Точки будущего».

Специальный проект Образовательного комлекса «Точка» и журнала «Нож»

Психолог Лора Маркхэм объяснила, как наш детский опыт влияет на то, какими родителями мы становимся, и как преодолеть травмы прошлого ради будущего своих детей. Перевели ее статью с сокращениями.

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему одним родителям удается сохранить чувство юмора перед лицом детских капризов, а другие начинают кричать? Почему одни родители душат себя критикой, беспокойством и сомнениями, в то время как другие умудряются расслабляться и получать удовольствие от времени, проведенного со своими детьми?

Иногда это зависит просто от уровня стресса. Мы все знаем, что когда мы в стрессе, мы становимся менее терпеливыми. Но еще это может зависеть от нашего отношения к миру, которое влияет на то, как мы интерпретируем те или иные ситуации.

И там, где один родитель отреагирует на детскую грубость со спокойным любопытством к причинам его поведения, другой возмутится, восприняв неповиновение как опасность, которую необходимо срочно устранить.

Обычно мы даже не обращаем внимания на эти убеждения, которые живут в нашем подсознании и закладываются еще в раннем детстве. Давайте рассмотрим примеры:

  • Если наши собственные родители грубо реагировали на наши расстройства, мы привыкли к тому, что расстройство — это чрезвычайная ситуация, в которой действует одно правило: «бей или беги». В чем подвох? Когда мы решаем «бить» (т.е. действовать активно), мы начинаем воспринимать ребенка как врага. Своим агрессивным поведением мы только усиливаем драму и ухудшаем ситуацию.
  • Если в детстве мы не получали от родителей достаточного уважения, мы вырастаем во взрослых, которые убеждены, что другие люди их не уважают. Это значит, что мы агрессивно реагируем на любые проявления неуважения, даже если они исходят от трехлетки.
  • Если в детстве нас убедили, что мы недостаточно хороши, будучи такими, какие мы есть, то, скорее всего, в будущем мы будем предъявлять к себе нереалистично высокие ожидание и изнурять себя постоянной самокритикой. Что еще хуже, перфекционизм всегда противоречит безусловной любви, в которой нуждаются наши дети, а они чувствуют, если мы не принимаем их такими, какие они есть.
  • Если мы подвергались травле или были изгоями, мы можем болезненно воспринимать ситуации, когда наши дети испытывают трудности в процессе социализации, что мешает нам подходить к вопросу конструктивно.

У каждого из нас есть такие триггеры (прим. ред.: дословно — «спусковые крючки», явления и события, которые вызывают повторное переживание психологической травмы).


Независимо от того, какими любящими и заботливыми были наши родители, каждый из нас извлек из своего детства определенный вредоносный опыт.


А еще в нашем детстве были случаи, когда с нами происходило что-то, что потрясло нас слишком сильно. Из-за того, что мы испытывали слишком сильные эмоции, наш мозг не мог обработать эти впечатления так, как он привык обрабатывать все события, и превратить их в воспоминание.

Поскольку мозг не смог переработать травмирующие вас впечатления, они так и остаются в памяти в «необработанном» виде, со всеми теми эмоциями, которые вы испытывали в тот момент. Именно поэтому, когда вы испытываете что-то схожее с этой ситуацией — не обязательно напрямую схожее, а просто связанное с аналогичными переживаниями, вы реагируете на ситуацию слишком сильно и эмоционально.


То, что вы чувствуете — это не ваша естественная реакция на ситуацию, это ваши «законсервированные» эмоции из прошлого, которые были вызваны этой ситуацией.


Ваша психика делает это неслучайно. Например, если в детстве у вас был негативный опыт, связанный со змеями, то скорее всего, вы проживете дольше, подсознательно помня свой детский страх и остерегаясь змей. В отдельных случаях такой механизм способствует выживанию.

Однако он точно не помогает, когда ваши воспоминания о том, как вас унижала учительница, мешают вам делать доклад во время рабочего совещания. А если у вас есть опыт того, как ваши родители запугивали, били или кричали на вас, он способен серьезно вам помешать. Если эти воспоминания до сих пор хранятся у вас в «необработанном» виде, когда ваш ребенок кричит на вас или бьет вас, внутри у вас появляется то же чувство страха и беззащитности, которое вы испытывали в детстве. В такие моменты вы неспособны ясно мыслить. Вы замираете или взрываетесь — словесно или физически.

Большинство из нас носят с собой «необработанные» детские эмоции. Этот подсознательный «багаж» рано или поздно проявляет себя в течение жизни. Он находится прямо в нашем подсознании, а это значит, что мы говорим и делаем такие вещи, которые не стали бы делать, поступая полностью осознанно. И поскольку эти триггеры родом из детства, у наших детей получается запускать их эффективнее всего.

Именно поэтому вместо того, чтобы поддерживать наших детей, пока они проживают свои нормальные детские проблемы и эмоции, мы добавляем слой стыда и вины. Вместо того, чтобы усмирить бурю и создать «тихую гавань», мы только усиливаем драму.


Мы передаем наш непроработанный эмоциональный багаж своим детям, чтобы они носили его на себе всю оставшуюся жизнь.


К счастью, есть и другой способ. Вы можете избавиться от этих старых триггеров. Это нелегко и требует смелости, но это выполнимо. И вот, в чем секрет.

 Подмечайте чувства, но не предпринимайте действий. Вместо этого принимайте себя с любовью и разрешите себе эти чувства. 

Да, все настолько просто. Все действия, которые мы совершаем, после того, как кто-то давит на наши болевые точки, приводят к плохим последствиям. Мы сразу переходим от действия к выводам, просто, чтобы не испытывать этих чувств. Но как только мы позволим себе свои эмоции, они начнут постепенно испаряться.

Конечно, если вы позволите себе испытать те эмоции, которые вы избегали, вам вряд ли это понравится. Но вы справитесь, потому что теперь вы взрослый, а не ребенок.

Вот примерный план действий по борьбе с триггерами из прошлого:

Представьте себе место, в котором вы чувствуете себя полностью безопасно. Позвольте этому чувству вас наполнить. Наполнитесь любовью и состраданием. Окружите себя светом. Ваша цель — начать свой путь из безопасной точки, которая поможет вам в очередной раз не травмироваться об ваши переживания.

Не надо вспоминать о том, с чего все началось, просто подумайте о самом недавнем случае.

Важно отметить те чувства, которые вы испытывали в этой ситуации, но это не значит, что вы должны погрязнуть в анализе того, кто что сделал, и кто в чем виноват. Мы ощущаем эмоции в нашем теле. Так что просто постарайтесь отметить свои телесные ощущение в этот момент.

Вспомните свои внутренние ощущения во время последнего события, которое вывело вас из себя. Например, ваш ребенок накричал на вас, и у вас внутри все сжалось. Или ваш ребенок отказался вас обнять, и вас как будто парализовало. Может быть, ваш ребенок заплакал, а ваше тело активировалось, как в случае чрезвычайной опасности, реагируя на плач каждой нервной клеткой.

Просто отметьте, как ваше тело реагирует на эту ситуацию.


Обратите внимание, что весь этот дискомфорт связан с тем, что вы чувствуете себя небезопасно. У вас может возникнуть желание убежать подальше или что-то съесть, или на кого-то накричать. Сопротивляйтесь ему. Если вам хочется попрыгать или проверить свой телефон, не делайте этого. Если вам хочется немедленно убраться на кухне, не делайте этого.


Просто дышите. Мысленно обнимите себя и обратите внимание, как меняются ощущения в вашем теле. Как только вы дадите себе разрешение на чувства, они начнут меняться.

Если вы сможете остаться в позиции наблюдателя, вам будет проще не поддаваться своим эмоциям. Когда мы наблюдаем за своими чувствами с безопасной позиции спокойного взрослого, они начинают испаряться. Наша задача — помочь самим себе почувствовать себя в безопасности в минуты дискомфорта, сознательно окружая себя любовью и состраданием.

Например, если вы сорвались и накричали на ребенка, а теперь вы чувствуете раскаяние и переживаете, что могли травмировать его, возможно, вашим противоядием станет мысль: «С ним все в порядке. Мы справимся с этим. Я — хороший родитель». Представьте своего ребенка, который счастливо вам улыбается.

Каждый раз, когда вы будете проходить эти шаги, вы будете уменьшать эмоциональную силу вашего триггера. В следующий раз, когда ваша привычная реакция запустится в новой ситуации, вы заметите, что она стала немного слабее. Рано или поздно вы сможете сохранять спокойствие в ситуации, которая раньше вывела бы вас из себя.


Вы, наверное, думаете, что вам потребуется вся жизнь на избавление от этих триггеров, и будете правы. Это работа длиною в жизнь.


Однако хорошая новость заключается в том, что каждый шаг, который вы предпринимаете, делает вашу жизнь лучше. Каждый раз, когда вы испытываете сильные эмоции, но не поддаетесь им и не срываетесь, ваши старые травмы немного заживают, а триггеры теряют часть своей силы. Со временем они утратят ее совсем.

Еще лучше здесь то, что чем сильнее заживают ваши травмы, тем проще вам становится выбирать любовь к своему ребенку. И каждый раз, когда вы выбираете любовь к своему ребенку, вы оказываете на него огромное влияние. Вы делаете ваши отношения прочнее. Родительство становится для вас легче. И вы посылаете в мир позитивный импульс, который окажет влияние на целые поколения.

Детские травмы: как они влияют на взрослую жизнь. Рассказывает психиатр

Родители – абсолютный авторитет для маленького ребенка. Именно они обеспечивают его безопасность, восполнение базовых физиологических и психологических потребностей. К сожалению, многие родители пользуются беззащитностью своего ребенка и применяют к нему различные формы насилия в угоду своему комфорту. Об об одном из ключевых видов психологического насилия над ребенком – газлайтинге – рассказывает главный психиатр и психотерапевт нашей клиники Василий Шуров.

Что такое газлайтинг?

Это одна из форм психологического насилия.

Задача газлайтинга – заставить жертву сомневаться в адекватности и правдивости окружающей реальности, своих мыслей и чувств, воспоминаний и жизненного опыта.

Для этого агрессор – в нашем случае родитель – использует психологические манипуляции:

· Обесценивающие шутки

· Упреки и обвинения

· Запугивание

· Пристыжение (часто прилюдное)

Как и зачем родители используют газлайтинг? Примеры

Родители применяют к детям газлайтинг, чтобы:

· Скрыть собственные ошибки

· Скрыть неуверенность в себе

· Укрепить свой авторитет в глазах ребенка

· Сделать ребенка более послушным (через развитие в нем неуверенности)

· Избежать неприятной и пугающей воспитательной работы

Примеры родительского газлайтинга:

Отрицание эмоций и чувств

Техника газлайтинга помогает родителю «подавить» детские эмоции, с которыми он не хочет сталкиваться и «работать»:

Мальчик упал, ударился коленками, плачет. Папа говорит: «Ну что ты разнылся?! Это же совсем не больно! Это всего лишь царапина.»

Девочка рассталась с мальчиком, переживает. Ее мама говорит: «Тут совсем не из-за чего переживать! Это такой пустяк! Какая в твоем возрасте может быть любовь?»

Дети рассказывают родителям, что испугались чего-либо. Родители говорят: «Да разве этого стоит бояться? Это же совсем не страшно, глупости!»

Ребенок рассказывает родителю, как он обрадовался какому-либо событию, какие приятные эмоции он получил. Родитель говорит: «Ну и что в этом такого особенного? Ты преувеличиваешь, тут нечему радоваться. Вот подожди и увидишь…»

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Эта техника газлайтинга перекликается с так называемым «запретом на эмоции» − одной из ключевых особенностей воспитания в дисфункциональных семьях. Подробнее об этом мы писали здесь.

Отрицание воспоминаний

Эта техника лучше всего помогает родителям скрыть постыдные эпизоды своей жизни и ошибки воспитания:

Ребенок рассказывает бабушке, что видел маму с сигаретой/алкоголем. Мама возмущается: «Не выдумывай, не было такого! Тебе показалось!»

Ребенок в магазине просит папу купить игрушку, которую тот ему обещал. Папа говорит: «Ничего я тебе не обещал, ты сам это выдумал!»

Ребенок жалуется друзьям семьи, что папа ударил его ремнем. Папа говорит: «Да что ты такое выдумываешь! Наверно, хочешь, чтобы тебя пожалели?»

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Формирование сомнений в своей эмоциональной адекватности

Это еще более изощренная форма газлайтинга, она помогает родителям скрыть факт психологического насилия со своей стороны:

Ребенок говорит, что ему не понравилось обидное высказывание папы. Папа отвечает: «Да что ты вообще придумываешь, это была просто шутка!»

Ребенок просит маму не вторгаться в его приватную жизнь (например, не читать переписки, не трогать личный дневник, не устраивать слежку). Мама возмущается: «Да как ты можешь так говорить? Я просто забочусь о тебе, а ты ведешь себя как неблагодарный эгоист!»

Родитель оскорбляет ребенка (например, называет его глупым). Ребенок говорит, что ему не нравится оскорбление. Родитель возмущается: «Это было вовсе не оскорбление, я пытаюсь воспитывать тебя, я это говорю тебе во благо!»

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Отрицание достижений

Родители используют эту технику, чтобы снизить самооценку ребенка. Это позволяет им укрепить свой контроль и замедлить развитие самостоятельности в ребенке:

Ребенок говорит: «Я сам смог это сделать!». Мама поправляет: «Ну, мы тебе, конечно, очень помогли…»

Ребенок радуется поступлению в университет. Родители говорят: «А вот если бы не мы, никогда бы ты не сдал эти экзамены!»

Подробнее о том, как развить в ребенке здоровую самостоятельность, мы писали здесь.

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Принижение умственных и физических способностей

Эта техника помогает абьюзивным родителям укрепить авторитет, доказать свою правоту через унижение ребенка:

Родители допустили ошибку, ребенок на нее указал. Родители возмущаются: «Тебе-то откуда знать?! Я старше и знаю лучше, а ты просто еще глупенький!»

Ребенок выполнил данное родителями поручение. Родители «приняли работу», но вносят неконкретные или вовсе надуманные придирки: «Ты, конечно, молодец. Вышло так себе, я бы сделал по-другому. Но что с тебя взять…»/«Я ведь тебе говорил сделать иначе! Как это – не говорил? Ты просто все опять прослушал, ты невнимательный!»

Родители красочно рассказывают знакомым, как ребенок допустил ошибку/попал в глупую ситуацию. При этом они приукрашивают историю, вносят в нее новые детали для усиления эффекта. Ребенок слышит это и возмущается: «Мама, папа, все было не так!». Родители смеются и делают вид, что ребенок просто захотел забыть о неприятном инциденте, поэтому не помнит деталей.

Последствия газлайтинга для ребенка

Если родители регулярно «газлайтят» ребенка, он привыкает сомневаться в своих мыслях, чувствах, эмоциях, поведенческих моделях. Его самооценка снижается, а недоверие к себе и к окружающему миру растет.

Путем газлайтинга родители отбирают у ребенка возможность стать полноценной здоровой личностью. Из-за постоянных сомнений и страхов он:

Боится строить с людьми доверительные открытые отношения«Я не могу признаться в своих чувствах, они постоянно меня обманывают!»

Не может принимать важные для него решения и добиваться поставленных целей«Я же глупый, а вдруг я не прав/не смогу?»

Приучается терпеть от окружающих неуважение, оскорбления, нарушение личных границ и прямое насилие «Лучше не буду ничего говорить, вдруг я сам себе все это выдумал?»

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Другие статьи по теме:

Как в нас воспитывают выученную беспомощность? Рассказывает психотерапевт

Двойные послания – как окружающие разрушают нашу самооценку? Рассказывает психиатр

Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.

Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!

Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.

И будьте здоровы!

Ваши Василий и Екатерина Шуровы

Психотерапевты часто говорят о том, что для лечения психических травм важно, чтобы пациент установил контакт со своим «раненым внутренним ребенком». Под этим ребенком имеют в виду весь психологический и эмоциональный багаж, оставшийся с детства и продолжающий создавать проблемы во взрослом возрасте.

Термин «внутренний ребенок» обрел популярность благодаря авторам книг по самопомощи, в первую очередь Джону Брэдшоу и его бестселлеру «Возвращение домой».

Архетип «раненого ребенка» обычно проявляется так: в жизни взрослого человека снова и снова повторяются те же негативные переживания и проявления неадекватного поведения, которые он перенял в детстве, глядя на окружающих.

К примеру, если девочка в детстве регулярно наблюдала, как отец жестоко обращался с матерью, то во взрослом возрасте она может постоянно вступать в отношения с мужчинами, склонными к жестокому обращению.

Проблемы с зависимостями и психическим здоровьем, уходящие корнями в детство, поддаются лечению. Вот несколько техник, которые могут помочь распознать заученные в детстве негативные шаблоны и «перевоспитать» внутреннего ребенка.

1. Техника пустого стула

Применение этой техники выглядит так: терапевт ставит перед вами пустой стул и предлагает представить, что на нем сидит значимый для вас человек — например, один из родителей.

Вы «общаетесь» с воображаемым собеседником, рассказываете о своих мыслях и чувствах или объясняете ему, что вы хотели, но так и не смогли получить от него в детстве. Терапевт может предложить вам «поменяться ролями» и самому занять место воображаемого собеседника.

Такая работа особенно полезна, когда люди, много для вас значившие в прошлом, не могут или не хотят принять участие в терапии. Она помогает восстановить контакт со своими переживаниями о прошлом и с теми частями себя, которые вы пытались скрыть или подавить с помощью зависимости или другого деструктивного поведения.

Наладив контакт с собственными чувствами и воспоминаниями, вы сможете осознать, как они влияют на ваше нынешнее поведение, и понять, как можно изменить ситуацию.

2. Схематическая терапия

Этот метод подходит пациентам, испытывающим трудности в социуме, а также тем, кто не может справиться с последствиями детских психотравм.

У детей, выросших во враждебной или нездоровой среде, часто формируются такие способы совладания с трудностями, воспоминания, эмоции, представления о себе и о других, которые чреваты проблемами и приводят к неадекватным реакциям и поведению во взрослом возрасте.

В ходе лечения терапевт использует техники «перевоспитания», чтобы помочь уязвимому внутреннему ребенку пациента научиться удовлетворять свои основные эмоциональные потребности здоровыми методами.

С помощью различных методов: диалогов, ролевых игр, ведения дневников, обучения важным навыкам — схематическая терапия учит пациента иначе смотреть на себя и других и помогает ему преодолеть стремление избегать неприятных ситуаций и избавиться от других неадекватных реакций.

3. ДПДГ

Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ) — техника, основанная на обработке мозгом информации. Она может помочь ослабить неприятные переживания, связанные с травматичными событиями прошлого и проявляющиеся в виде навязчивых мыслей, внезапных тяжелых воспоминаний, тревоги, страха, панических атак.

В ходе работы пациент следит глазами за движущимися объектами (например, за пальцами терапевта), одновременно стараясь сосредоточиться на внутренних негативных образах, мыслях и ощущениях, связанных с травмами.

Подобная техника одновременно задействует оба полушария мозга, позволяя клиенту избавиться от привычной реакции на травму. Быстрые движения глаз и концентрация на внешних раздражителях помогают ему вызвать в памяти, переработать и «разрядить» болезненные воспоминания, которые создают или усугубляют его проблемы.

Эти и другие виды терапии могут помочь вам удовлетворить те ключевые эмоциональные потребности, которые остались неудовлетворенными в детстве, и исцелить старые раны, которые мешают полноценно жить.

Об эксперте: Дэвид Сэк — психиатр, главный врач сети реабилитационных центров для алкоголиков и наркозависимых Elements Behaviour Health.

Добавить комментарий