« – Может займёмся девиацией?
–Ой! Что вы! Я – девушка приличная…»
И тем, кто
начинает своё знакомство с навигацией, и тем, кто уже знаком с ней достаточно
близко, известна базовая формула:
ИК=КК+ΔК
(запоминалка
для начинающих штурманов: «ика равно кака плюс бяка», простите, дека), где ИК – истинный курс, КК – компасный курс, а ΔК
– это общая поправка компаса.
Эта ΔК, в
свою очередь складывается из двух величин:
ΔК =d+δ,
где d – магнитное склонение, а δ
– девиация.
Магнитное
склонение – это влияние магнитного поля Земли на стрелку судового компаса (отклонение к западу или к востоку от направления
на истинный или, иначе – географический север).
Девиация
– это влияние магнитных (электромагнитных) полей судна на стрелку судового
компаса, отклоняющих её от истинного направления также к востоку или к западу.
Магнитное склонение – величина постоянная для данной местности в данный
год. Каким бы курсом не следовало судно в данном конкретном месте, магнитное
склонение будет неизменным в этой точке.
Чего нельзя сказать про легкомысленную девиацию. Её значения, в отличие
от магнитного склонения, меняются в зависимости от курса судна. На разных
курсах она может быть разной не только по значению, но и по знаку. Поэтому
нужно определять значения девиации
компаса для разных курсов
1. С помощью GPS
В этом случае вы заготавливаете табличку по приведённому образцу и сразу заполняете в ней колонки истинных курсов и магнитного склонения (d). Здесь значения ИК идут через 15°, но можно и через 10° или через 45°, или с другим интервалом: как вам нужно. Именно с таким интервалом вы и будете выстраивать на курс вашу яхту при вычислении девиации.
Значение магнитного склонения берёте с карты (на компасной розе), только не забудьте привести склонение к году плавания, с учётом его ежегодного уменьшения или увеличения. Обращайте внимание на то, с каким знаком записываете значение d в колонку: западное склонение с минусом, восточное с плюсом.
После чего, выбрав место со спокойной водой, начинаете проводить лодку курсами по GPS. Удобнее это делать с помощью автопилота.
Для этого, управляя яхтой с помощью штурвала, ставите её на курс примерно 0°. Включаете автопилот, и сверяясь по GPS (а не по показометру автопилота!!), выводите кнопками автопилота яхту на точный географический север.
После этого записываете в табличку показания путевого компаса (КК), соответствующее истинному курсу (ИК) 0°. Затем тыкаете в кнопки автопилота, добавляя 15 градусов, и повторяете процедуру, каждый раз вписывая в таблицу значение КК соответствующее выставленному по GPS ИК.
Когда полностью заполните таблицу, вам останется только произвести арифметические действия и вычислить магнитное склонение для каждого курса (δ)
2. С помощью компаса пеленгатора
Можно рассчитать δ, снимая показания
компаса яхты и второго компаса, не подверженного влиянию судового железа и
электромагнитных полей. Для этого — спускаете на воду «тузик», привязываете его
к корме яхты четырёхметровым линём и, посадив в него человека с
компасом-пеленгатором, начинаете проводить лодку курсами от 0° и дальше (через
15°).
Теперь табличка будет состоять всего из
трёх столбцов. Столбец «ККЯхты» будет заполнен значениями
румбов (0°; 15°; 35°;…345°), по которым вы последовательно, начиная с 0° будете
водить свою лодку. А значения ККТузика, соответствующего вашему ККЯхты,
прокричит ваш коллега на «тузике», сняв показания своего компаса.
Истинные
курсы у яхты (ИКЯ = ККЯ+d+δЯ) и тузика (ИКТ= ККТ+d+δТ) будут одинаковые. Значит правые части этих
уравнений тоже одинаковы ККЯ +d+δ = ККТ+d+δТ.
Девиации на тузике нет, поэтому δТ=0. Магнитное склонение d
одинаково для яхты и для тузика, поэтому при переносе в одну часть уравнения
уничтожится.
Окончательная
формула для расчёта девиации в таблице будет выглядеть так: δ= ККТ –
ККЯ.
На практике для крейсерской яхты вполне достаточно определить девиацию
только для главных и четвертных румбов (0°; 45°; 90°; 135° и т. д.). На
основании полученных данных вы сможете построить график девиации. и в будущем
пользоваться им для получения значений девиации на различных курсах.
2. С помощью створной линии
Для того, чтобы
определить девиацию этим способом вам потребуется спокойная и просторная гавань
(залив), где можно определить створную линию по двум береговым объектам,
нанесенным на карту (которые можно идентифицировать на местности). Если есть
существующие створы, можно использовать их.
Перед началом
работы нанесите створную линию на карту и вычислите магнитный пеленг (МП=ИП-d). Запишите его в таблицу.
После
чего на малом ходу начинайте пересекать на яхте створную линию различными
курсами (с выбранным вами интервалом, в нашем примере – через 45°).
На каждом из выбранных
вами курсов, в момент пересечения створной линии (определяется визуально, при
совмещении двух объектов или створов), нужно взять компасный пеленг на створ и записать
его в подготовленную табличку в графу, соответствующую вашему курсу.
Если вы человек
педантичный, то для верности эту процедуру нужно выполнить дважды: под
двигателем и под парусами. Если полученные значения девиации под двигателем и
под парусами значительно отличаются, у вас будут две девиационные таблицы (для
каждого из случаев).
На схеме показан процесс вычисления девиации по створу (истинный пеленг створа с моря ИП=249°).
На основании
полученных значений можно будет построить кривую девиации. По этой кривой можно
определить девиацию на любом из курсов (например, на КК = 200°).
В предыдущей статье мы рассмотрели основы земного магнетизма и его влияние на магнитный компас. Что и говорить, сам по себе компас сегодня — явный анахронизм в яхтинге, но явный — лишь на первый взгляд. Во-первых, на море всегда применялся, и будет применяться принцип дублирования, во-вторых, при отказе электронного оборудования старый верный компас всегда укажет правильное направление,
и в-третьих, спасательные плоты и шлюпки комплектуются компасами , а этими самыми шлюпками и в наш век прогресса пользуются гора-а-а-здо чаще, чем думают далёкие от яхтинга люди. Следовательно, компас, на деле — вовсе не анахронизм, а прибор, от работы которого зависят и ещё очень долго будут зависеть жизни людей. Посему материал, здесь изложенный, на практике необходим. Как уже говорилось в вышеназванной статье, в навигации для вычисления направления на географический север необходимо знать магнитное склонение и девиацию магнитного компаса. Склонение узнать довольно просто , оно указывается в компасной розе на картах. С магнитной девиацией посложнее. Об этом и поговорим.
Вообще говоря, совсем уж подробно тему девиации магнитного компаса рассматривать не будем, потому что ей просто по объёму не уместиться в этой статье. При желании данную информацию нетрудно найти в интернете. Но необходимый минимум теоретической и практической информации для яхтинга знать надо.
Уничтожение девиации магнитного компаса.
Ранее мы говорили о девиации магнитного компаса, как таковой, имея в виду суммарное значение (равнодействующую) сил, заставляющих стрелку компаса отклоняться от направления на северный магнитный полюс земли. Для уничтожения (уменьшении) девиации магнитного компаса на яхте работы проводятся в несколько этапов, в ходе которых яхтсмены определяют и пытаются уничтожить влияние этих самых составляющих, последовательно, одну за одной. Тут же необходимо будет оговориться, что в наше время подход к девиации магнитного компаса несколько упростился, и вышеназванные работы на яхтах в полном объёме не производятся, используются упрощённые методы. Но кто знает, куда занесёт тебя морская судьба? Яхтинг штука не предсказуемая.
Для начала ознакомимся с силами, действующими на компасную стрелку.
— суммарная сила земного магнетизма, направлена по магнитному меридиану. По ней стрелка и ориентируется и, если бы не другие силы, стрелка бы показывала точно на магнитный север. Ясно, что эта сила никакой магнитной девиации не образует.
— силы собственных магнитных полей судового железа, некоторые из которых дают постоянную, неуничтожимую магнитную девиацию компаса, а некоторые — уничтожаемую;
— изменения равнодействующей магнитного поля судна при его крене (креновая магнитная девиация компаса). Эта сила оказывает существенное влияние только на большие суда и в яхтинге не учитывается.
Силы магнитных полей судового железа компенсируются продольными и поперечными магнитами-уничтожителями.
Магниты-уничтожители призваны локально скомпенсировать их действие на картушку компаса (локально — это значит непосредственно вблизи компаса). Они устанавливаются таким образом, что действие их магнитных полей на картушку равно по значению, но противоположно по направлению действию на неё магнитных полей судового железа. Есть различные способы по определению положения магнитов-уничтожителей , но все они сводятся к тому , что судно ложится на заданный магнитный курс и выясняется истинное значение девиации магнитного компаса на этом курсе. Для решения данной задачи применяются створы, магнитный пеленг, на который известен или отдалённый ориентиры ,например, небесные светила, пеленг на которые рассчитывается. Далее передвижением магнитов уменьшают значение девиации на этом курсе. Затем все это проделывают на других курсах. Этим можно заниматься до бесконечности, но полностью от девиации магнитного компаса избавиться не удастся. Ясно , что в современном яхтинге этим никто заниматься не будет. Просто представьте себе, яхтсмена в недельном чартере , пытающегося с помощью перемещения топора вокруг компаса уменьшить магнитную девиацию компаса. На самом деле все гораздо проще, составляется таблица остаточной девиации магнитного компаса, которая, в дальнейшем, и используется при навигации.
Таблица остаточной девиации магнитного компаса.
Способов определения девиации магнитного компаса существует достаточно много. Нам, на самом деле, совсем не обязательно знать их все, поэтому остановимся на наиболее употребительных. Здесь опять же понадобятся: створы, отдалённые ориентиры и пеленгатор.
Самый распространённый способ определения девиации магнитного компаса — с помощью створов. Яхта ложится последовательно на курсы, соответствующие главным и четвертным. В момент пересечения створов на них берётся пеленг по компасу (и так восемь раз!). Магнитный пеленг створа нам известен. Он равен истинный пеленг створа , снятый с карты минус склонение , также снятое с карты и приведенное к году плавания.
Девиацию магнитного компаса считаем по формуле: магнитный пеленг створа минус компасный пеленг.
Удобно определить магнитную девиацию компаса, если лодка стоит на якоре и на достаточном удалении находится точечный ориентир. Как известно, яхта на якоре под действием ветра и течения перемещается (крутится, попросту говоря, вокруг якоря). При этом курсы, ясное дело, изменяются. Яхтсмен в момент, когда судно находится на одном из вышеназванных курсов, берёт пеленг на отдалённый ориентир по компасу (и так снова восемь раз — по количеству курсов). Можно и двигателем подработать, чтобы развернуть лодку как надо. Когда все восемь пеленгов «соберутся», рассчитывают девиацию магнитного компаса, применяя те же самые формулы. А сам пеленг на предмет (при условии, что местоположения судна надёжно определено) снимается с карты и пересчитывается в магнитный.
После определения магнитной девиации компаса на главных и четвертных курсах составляется таблица остаточной девиации магнитного компаса. Аргументом для входа в неё служит компасный курс. Он берётся с промежутком (технически говоря — шагом или интервалом) в 10° — 15°. Значения магнитной девиации компаса для промежуточных курсов находятся арифметически простым интерполированием. Далее эта таблица девиации магнитного компаса и используется в навигации для яхтинга.
На этом про магнитную девиацию компаса закончим. А о применении полученной информации в навигации поговорим в следующих статьях.
По материалам книги "Основы навигации" А.Е.Селезнев
ΔМК |
(3.4) |
Магнитное
склонение (d)
меняется со временем и с изменением
координат судна, но его значение на
заданный момент (год плавания) и для
данного района плавания можно всегда
рассчитать по данным морской навигационной
карты.
Девиация
же магнитного компаса (δ)
изменяется не только при изменении
координат места, но и с изменением курса
судна, от вида и размеров груза, от
положения грузовых, поворотных и
выдвижных устройств судна и других
причин.
Значит
определение
поправки магнитного компаса – это
определение его δ.
Значение девиации не должно быть большим.
Как
правило 2 раза в год, после ремонта,
докования, отстоя и т.д. по специальной
методике «уничтожаются»
все виды девиации
(магнитная, электромагнитная, креновая)
после чего определяется
остаточная
девиация тем или иным способом.
Величина
остаточной девиации оформляется в виде
таблицы или графика. Определение
остаточной девиации производится при
определенных положениях грузовых,
поворотных и выдвижных устройств судна
и дважды → для судов, оборудованных
специальным размагничивающим устройством:
-
– при
включенном размагничивающем устройстве
(«РУ включено»); -
– при
выключенном размагничивающем устройстве
(«РУ выключено»).
δ |
(3.5) |
δ |
(3.6) |
Значение
девиации мы можем получить, если сравним
магнитные направления (МП или МК) с
соответствующими им компасными
направлениями по магнитному компасу
(КПМК
или ККМК).
Рассмотрим
способы определения δ:
I. Определение девиации по створу, магнитное направление которого известно.
В
момент пересечения створа (рис. 3.11) на
выбранном курсе берется отсчет компасного
пеленга (КП).
Наблюденная девиация вычисляется по
формуле:
δ |
(3.7) |
где |
МП |
где |
d |
ИП |
Рис.
3.11. Определение девиации магнитного
компаса по створу
II. Определение девиации по створу, магнитное направление которого неизвестно.
При
этом способе в качестве объекта для
пеленгования используется створ любых
неподвижных ориентиров.
При
пересечении линии створа на каждом из
8 равноотстоящих компасных курсах (0°,
45°, 90°, 135°, 180°, 225°, 270°, 315°) снимают
значения компасных пеленгов створа
(КП).
Рассчитывается
значение магнитного пеленга (МП)
по формуле:
|
(3.8) |
где
А
– коэффициент девиации из прежних
наблюдений.
δ
= МП − КП
III. Определение девиации по пеленгам отдаленного предмета (рис. 3.12).
Рис.
3.12. Определение поправки магнитного
компаса
по пеленгам отдаленного
ориентира
-
Условия:
1.
Координаты места предмета (ориентира)
и судна известны.2.
Расстояния между предметом (ориентиром)
и судном не < 2 миль.
Если
акватория стеснена
для маневрирования, то для покладки
судна на каждый из 8 компасных курсов
используется обеспечивающий буксир.
|
(3.9) |
где
ИП
и d
– с карты.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Курс судна — угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на север. Измеряется в градусах по часовой стрелке от 0° до 359°. Истинный курс судна (ИК) — это угол, заключенный между северной частью истинного меридиана (линии NS ) и диаметральной плоскостью судна (направлением носа судна). Истинный курс отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360°.
Магнитный курс (МК) — угол между магнитным северным меридианом N и линией курса.
Действие магнитного компаса основано на свойстве магнитной стрелки занимать определенное положение в земном магнитном поле, а именно: северный конец магнитной стрелки компаса указывает на северный магнитный полюс земли N. Магнитные и географические полюсы не совпадают. Направление, проходящее через ось магнитной стрелки, называется магнитным меридианом. Магнитный меридиан не совпадает с направлением истинного меридиана. Компасным курсом (КК) называется угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части компасного меридиана по часовой стрелке до носовой части диаметральной плоскости судна. Компасные курсы и пеленги могут быть в пределах от 0° до 360°.
Магнитное склонение (d) — угол между северной частью истинного меридиана и северной частью магнитного меридиана, называется магнитным склонением. Склонение отсчитывается от северной части истинного меридиана к востоку или западу от 0 до 180°. Восточному, или остовому, склонению присваивается знак плюс, западному, или вестовому, — знак минус. Магнитное склонение для данного места непостоянно, оно все время увеличивается или уменьшается на небольшую постоянную вели чину. Величина склонения в данном районе плавания, годовое его увеличение или уменьшение в год, к которому приведено склонение, указываются на навигационных картах. Девиацией магнитного компаса (δ) называют горизонтальный угол, на который плоскость компасного меридиана отклоняется от плоскости магнитного меридиана(разница межку Nм и Nк).На каждом курсе девиация у судовых компасов различна. Это объясняется тем, что при изменении курса меняется положение судового железа относительно магнитных стрелок компаса. Кроме того, после поворота судна судовое железо частично перемагничивается, что также приводит к изменению магнитного поля судна.
Поправка магнитного компасса — алгебраическая сумма девиации и магнитного склонения, на величину которой компасные направления отличаются от истинных: ΔМК=δ+dдевиацию МК и склонение необходимо брать со своими знаками.
Для того, чтобы найти истинный курс (ИК) зная магнитный курс (МК) и склонение d компаса в данном районе плавания, необходимо к магнитному курсу алгебраически прибавить приведенное к году плавания склонение с его знаком:ИК=МК+(±d)следовательно:МК=ИК-(±d)
Пример:Истиный курс(ИК) = 90°Девиация(δ) = 5°E (девиация к востоку(Е) знак «+», если к западу(W) знак «-«)Склонение приведенное к году плавания (d) = 10°W(склонение у нас к западу, то знак будет «-«, т.е. -10°) 1)Найти ΔМКΔМК=δ+d=5+(-10°)=-5°2) Найти МКМК=ИК-(±d)=90°-(-10°)=100°3)Найти КККК=ИК-(±d)-(±δ)=90°-(-10°)-(+5°)=95°
Для понятности расчетов сделаю зарисовку, так как пример интересный:
Так же необходимо помнить что:а) курс не имеет отрицательных значений, в случае получения такового при расчётах результат следует вычесть из 360°;б) если курс получился при расчётах более 360°, то следует из результата вычесть 360°.