Математический портал
Nav view search
Navigation
Search
- Вы здесь:
- Home
- Векторная алгебра.
- Высшая математика.
- Векторная алгебра.
- Скалярное произведение векторов, свойства. Длина вектора. Угол между векторами.
Скалярное произведение векторов, свойства. Длина векторов. Угол между векторами.
Литература: Сборник задач по математике. Часть 1. Под ред А. В. Ефимова, Б. П. Демидовича.
Длина вектора.
Пусть вектор $overline a=(x, y, z)$ представлен своими координатами в прямоугольном базисе. Тогда его длину можно вычислить по формуле $$|overline a|=sqrt.$$
Скалярное произведение векторов.
Если заданы координаты точек $A(x_1, y_1, z_1) $ и $B(x_2, y_2, z_2),$ то координаты вектора $overline$ можно найти по формулам $$overline=(x_2-x_1, y_2-y_1, z_2-z_1).$$ Скалярным произведением ненулевых векторов $a_1$ и $a_2$ называется число $$(a_1, a_2)=|a_1||a_2|cos(widehat).$$
Для скалярного произведения наряду с обозначением $(a_1,a_2)$ используется также обозначение $a_1a_2.$
Геометрические свойства скалярного произведения:
1) $a_1perp a_2Leftrightarrow a_1a_2=0$ (условие перпендикулярности векторов).
2) Если $varphi=(widehat),$ то $$0leqvarphi 0; qquadqquad frac <pi>
Алгебраические свойства скалярного произведения:
2) $(lambda a_1)a_2=lambda (a_1 a_2);$
Если векторы $a_1(X_1, Y_1, Z_1)$ и $a_2(X_2, Y_2, Z_2)$ представлены своими координатами в прямоугольном базисе, то скалярное произведение равно $$a_1a_2=X_1X_2+Y_1Y_2+Z_1Z_2. $$
Из этой формулы, в частности, следует формула для определения косинуса угла между векторами:
Решение.
а) $$a_1^2=(a_1, a_1)=|a_1||a_1|cos(widehat)=|a_1|^2=3^2=9.$$
б) $(3a_1-2a_2)(a_1+2a_2);$
Поскольку скалярное произведение зависит от длин векторов и угла между ними, то заданные векторы можно выбрать произвольно учитывая эти характеристики. Пусть $a_1=(3; 0). $ Тогда вектор $a_2,$ имея длину $|a_2|=4,$ и, образуя угол $frac<2pi><3>$ с положительной полуосью оси $OX,$ имеет координаты $x=|a_2|cosfrac<2pi><3>=-frac<4><2>=-2; $
$3a_1-2a_2=3(3;0)-2(-2;2sqrt 3)=(9;0)-(-4; 4sqrt 3)=(13;-4sqrt 3);$
$a_1+2a_2=(3; 0)+2(-2;2sqrt 3) = (3; 0)+ (-4; 4sqrt 3)= (-1; 4sqrt 3).$
$(3a_1-2a_2)(a_1+2a_2)=(13; -4sqrt 3)(-1; 4sqrt 3) =-13-48=-61.$
в) $(a_1+a_2)^2.$
$a_1+a_2$=$(3; 0)+(-2; 2sqrt 3)=(1; 2sqrt 3).$
$(a_1+a_2)^2=(1; 2sqrt3) (1; 2sqrt 3)=1+12=13.$
Ответ: a) 9; б) -61; в) 13.
2.67. Вычислить длину диагоналей параллелограмма, построенного на векторах $a=p-3q, $ $b=5p+2q,$ если известно, что $|p|=2sqrt<2>, |q|=3, (widehat)=frac<pi><4>.$
Решение.
Способ 1.
Из треугольника $ABC$ имеем $AC=AB+BC=a+b=p-3q+5p+2q=6p-q.$
Зная длину векторов $p$ b $q$ и угол между этими векторами, можно найти длину вектора $AC$ по теореме косинусов:
Из треугольника $ABD$ имеем: $BD=AD-AB=b-a=5p+2q-p+3q=4p+5q.$
По теореме косинусов находим длину вектора $BD:$
$|BD|^2=|4p|^2+|5q|^2-8p5qcos widehat<(6p, q)>=$ $128+225+240=593.$
Пусть $q=(3; 0). $ Тогда вектор $p,$ имея длину $|p|=2sqrt 2,$ и образуя угол $frac<pi><4>$ с положительной полуосью оси $OX$ имеет координаты
Из треугольника $ABC$ имеем
Из треугольника $ABD$ имеем
$BD=AD-AB=b-a=5p+2q-p+3q=4p+5q=$ $=4(2; 2)+5(3;0)=(8; 8)+(15; 0)=(23; 8).$
Ответ: $15, sqrt <593>.$
2.68. Определить угол между векторами $a$ и $b$ если известно, что $(a-b)^2+(a+2b)^2=20$ и $|a|=1, |b|=2.$
Ответ: $2pi/3$
$|a_1|=3; |a_2|=5. $ Определить, при каком значении $alpha$ векторы $a_1+alpha a_2$ и $a_1-alpha a_2$ будут перпендикулярны.
Ответ: $alpha=pmfrac<3><5>$
В треугольнике $ABC$ $overline=3e_1-4e_2;$ $overline=e_1+5e_2.$ Вычислить длину его высоты $overline,$ если известно, что $e_1$ и $e_2$ взаимно перпендикулярные орты.
Как найти длины диагоналей параллелограмма заданного векторами
Внимание! Если вы делали заказ после 19.08.2021, вход в новый Личный кабинет – тут
Неправильный логин или пароль.
Укажите электронный адрес и пароль.
Пожалуйста, укажите электронный адрес или номер телефона, который вы использовали при регистрации. Вам будет отправлено письмо со ссылкой на форму изменения пароля или SMS сообщение с новым паролем.
Инструкция по изменению пароля отправлена на почту.
Чтобы зарегистрироваться, укажите ваш email и пароль
Нажимая кнопку “Зарегистрироваться” вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфеденциальности.
Задача 32233 Определить длины диагоналей.
Условие
Определить длины диагоналей параллелограмма, построенного на векторах [b]a=2m+n[/b] и [b]b=m-2n[/b], где [b]m[/b] и [b]n[/b]-единичные векторы, угол между которыми 60 градусов.
Все решения
=(3vector-vector)^2=9vector*vector-6vectorvector+
vector*vector=9*1*1cos0^(o)-6*1*1*cos60^(o)+1*1*cos0^(o)=
=9-3+1=7
|vector|=sqrt(7)
=(vector+3vector)^2=vector*vector+6vectorvector+
9vector*vector=*1*1cos0^(o)+6*1*1*cos60^(o)+9*1*1*cos0^(o)=
=1+3+9=13
|vector|=sqrt(13)
[spoiler title=”источники:”]
http://reshka.feniks.help/vysshaya-matematika/analiticheskaja-geometrija/najti-ploshhad-i-dliny-diagonalej-parallelogramma-postroennogo-na-vektorah-a-b
http://reshimvse.com/zadacha.php?id=32233
[/spoiler]
Задача 1 Разложить вектор По векторам и .
Пусть , т. е. ;
След., вектор .
Задача 2 Найти длину диагонали параллелограмма, построенного на векторах , если
Рассм. диагонали параллелограмма ;
Вычислим ;
;
Задача 3 Показать, что точки Являются вершинами параллелограмма и найти проекцию одной из диагоналей на большую сторону параллелограмма.
Рассм.
, след. – параллелограмм (так как две противоположные стороны параллельны и равны);
Рассм. Рассм. ; ,
След. – большая сторона параллелограмма ; рассм. диагональ ;
Вычислим Вычислим ;
.
Задача 4 Длина гипотенузы прямоугольного треугольника равна . Вычислить
Задача 5 Найти момент силы, приложенной в точке относительно точки, а также модуль и направляющие косинусы вектора силы
1) , где ; ;
;
2) ;
Направл. косинусы вектора : ; ; .
Задача 6 Треугольник построен на векторах Найти длину высоты , если векторы взаимно перпендикулярны и по модулю равны
Рассм. векторы рассм. ;
;
;
;
Задача 7 Найти координаты вершины тетраэдра, если известно, что она лежит на оси , объём тетраэдра равен , .
Пусть искомая вершина тетраэдра (т. к. т. );
Рассм. в-ры: ;
Рассм. смешанное произв-е:
Рассм. объём тетраэдра : ; ; ;
; ; ; след., возможные положения искомой т.: ; .
Задача 8 В треугольнике известны координаты двух вершин: И точки пересечения медиан . Составить уравнение высоты треугольника, проведённой из вершины .
1) Определим координаты точки Как середины отрезка :;
2) Определим координаты вершины , используя равенство , где ;
Рассм.
;
3) составим ур-е высоты : рассм. в-р ;
Рассм. т. И рассм. в-р ; тогда по условию задачи и и, след., ур-е прямой , проходящей через Перпендикулярно в-ру , можно записать в виде: т. е. .
Задача 9 В параллелограмме известны уравнения сторон и координаты точки пересечения диагоналей Составить уравнения двух других сторон и диагоналей параллелограмма.
1) определим координаты точки как точки пересечения прямых :
;
2) определим координаты точки из условия, что т. – середина отрезка :
;
3) составим уравнение диагонали как прямой, проходящей через точки : ;
4) составим уравнение стороны как прямой, проходящей через точку параллельно
Прямой ;
5) составим уравнение стороны как прямой, проходящей через точку Параллельно
Прямой ;
6) определим координаты точки как точки пересечения прямых :
;
7) составим уравнение диагонали как прямой, проходящей через точки : .
Задача 10 Составить уравнение плоскости, проходящей через точки
Пусть – искомая плоскость; рассм. векторы ;
Рассм. норм. вектор ;
Рассм. произв. т. и рассм. вектор ;
, т. е. ;
Задача 11 Составить уравнение прямой , которая, проходит через точку и пересекает две прямые и .
Рассм. направл. векторы прямых ;
Рассм. т.; рассм. векторы ;
Пусть – плоскость, в которой лежат прямые ; пусть – плоскость, в которой лежат прямые ; тогда искомая прямая есть линия пересечения плоскостей ;
;
;
В качестве направл. вектора прямой можно взять вектор ; выберем ;
Запишем канонические ур-я прямой Как ур-я прямой, проходящей через т. А параллельно
Вектору : ; параметрические ур-я прямой :
Задача 12 Составить уравнение геометрического места всех прямых, проходящих через точку перпендикулярно прямой .
Запишем канонич. уравнения прямой в виде: ; её направл. вектор ;
Рассм. произв. прямую , удовлетв. условию задачи; рассм. произв. точку и её направл. вектор ; , т. е. ;
Плоскость и есть искомое геометрическое место.
Задача 13 Вычислить определитель третьего порядка, пользуясь определением; результат проверить разложением
Определителя по первой строке.
1) Непосредственное вычисление:
2) Разложение по 1-й строке:
Задача 14 Решить систему линейных уравнений по правилу Крамера и с помощью обратной матрицы:
Запишем данную систему уравнений в матричной форме: , (1) , где ; ; ;
Рассм. опред-ль матрицы : ,
След., матр. – невырожденная и можно применять формулы Крамера и вычислять обратную матр. ;
1) решим с – му ур – й (1) по правилу Крамера, т. е. с помощью формул: , , , где ;
;
;
; , , ;
реш–е с–мы ур–й (1) в коорд. форме: вектор–решение с-мы (1): ;
2) получим реш–е с–мы ур–й (1) с помощью обратной матр. :
, след., матр.– невырожденная и существует обратная матр. ;
Умножим рав-во (1) слева на матрицу : , ; вычислим обратную матр. :
Находим алгебр. дополнения для всех эл-тов матрицы и составим из них м-цу :
Транспонируем м-цу и получим «присоединённую» м-цу
Разделим все эл-ты присоедин. м-цы на опр-ль и получим обратную матр. :
Находим теперь вектор-решение :
Задача 15 Установить, являются ли векторы линейно зависимыми.
Вычислим ранг системы векторов методом Гаусса, т. е. выпишем матрицу их координат и приведём её к ступенчатому виду:
ранг матрицы , след. данная система векторов линейно независима.
Задача 16 Исследовать систему линейных уравнений на совместность и в случае совместности найти её решение методом Гаусса.
Выпишем расширенную матрицу данной системы ур-й и приведём её к ступенчатому виду:
имеем ;
Так как , то по теореме Кронекера – Капелли данная система уравнений совместна, а так как , то система имеет бесконечное множество решений; объявим свободной переменной и выпишем общее решение системы в координатной форме:
общее решение системы имеет вид:
Задача 17 Найти матрицу преобразования, выражающего Через , если
Запишем данные преобразования в матричной форме: , где матрицы и
Вектор – столбцы имеют вид:
Рассм. ;
Вычислим матрицу .
Задача 18 Найти собственные числа и собственные векторы линейного преобразования, заданного матрицей
1) Находим собств. значения линейного преобразования , т. е. корни характеристического уравнения :
Рассм.
– собств. значения (действ.) лин. преобр-я ;
2) находим собств. векторы линейного преобразования , соотв. собств. значениям :
А) рассм.
Рассм. Пусть , тогда вектор ;
Б) рассм.
Рассм.
Пусть , тогда , вектор ;
Пусть , тогда , вектор ;
След. собств. векторы линейного преобразования суть:
; ; .
< Предыдущая |
---|
Примеры решения задач
Задача 1.
Определить длины диагоналей параллелограмма,
построенного на векторах
и
,
где
таковы, что
.
Решение.
Диагонали параллелограмма есть векторы
и
.
Вычислим длину вектора
:
.
Аналогично
вычисляется длина вектора
.
Задача 2.
Найдите вектор
,
коллинеарный вектору
и удовлетворяющий условию
.
Решение.
Обозначим вектор
,
тогда из условий задачи
или
,
тогда
.
Итак:
.
Задача 3.
Найти проекцию вектора
на направление вектора
.
Решение.
.
По формуле проекции вектора на ось будет
иметь место равенство
.
Задача 4.
Даны векторы:
.
П
роверить,
есть ли среди них коллинеарные. Найти
.
Решение.
Условие коллинеарности имеет вид
.
Этому условию удовлетворяют векторы
.
Следовательно, они коллинеарны. Найдем
длины
векторов
:
.
Угол между векторами
определяется по формуле
.
Т
огда
,
.
Используя формулу
,
получим
.
Задача 5.
На материальную точку действуют силы
.
Найти работу равнодействующей этих сил
при перемещении точки из положения
в положение
.
Решение.
Найдем силу
и вектор перемещения
.
,
тогда искомая работа
.
Задачи
1. Векторы
взаимно перпендикулярны, а вектор
образует с ними углы
.
Зная, что
,
найти: 1)
;
2)
.
2. Вычислить длину
диагоналей параллелограмма, построенного
на векторах
,
если известно, что
.
3. Доказать, что
вектор
перпендикулярен к вектору
.
4. Зная, что
,
определить, при каком значении коэффициента
векторы
окажутся перпендикулярными.
5. Даны вершины
четырехугольника:
.
Доказать, что его диагонали взаимно
перпендикулярны.
6. Найти острый
угол между диагоналями параллелограмма,
построенного на векторах
.
7. Даны силы
.
Найти работу их равнодействующей при
перемещении точки из начала координат
в точку
.
8. Даны вершины
треугольника:
.
Найти проекцию вектора
на вектор
.
9. Найти вектор
,
перпендикулярный векторам
,
если известно, что его проекция на вектор
равна единице.
10. Сила, определяемая
вектором
,
разложена по трем направлениям, одно
из которых задано вектором
.
Найти составляющую силы
в направлении вектора
.
11. Даны вершины
треугольника:
.
Найти его внутренний угол при вершине
А и внешний угол при вершине В.
12. Даны три
последовательные вершины параллелограмма:
.
Найти его четвертую вершину D
и угол между векторами
.
13. На оси
найти точку, равноудаленную от точек
.
14. Доказать, что
треугольник с вершинами
прямоугольный.
Домашнее задание
1. Вычислить
скалярное произведение двух векторов
,
зная их разложение по трем единичным
взаимно перпендикулярным векторам
;
.
2. Найти длину
вектора
,
зная, что
– взаимно перпендику-
лярные орты.
3. Векторы
попарно образуют друг с другом углы,
каждый из которых равен
.
Зная, что
,
определить модуль вектора
.
4. Доказать, что
вектор
перпендикулярен к вектору
.
5. Даны векторы
,
совпадающие со сторонами треугольника
АВС. Найти разложение вектора, приложенного
к вершине В этого треугольника и
совпадающего с его высотой BD
по базису
.
6. Вычислить угол
между векторами
,
где
–
единичные взаимно перпендикулярные
векторы.
7. Даны силы
,
приложенные к одной точке. Вычислить,
какую работу производит равнодействующая
этих сил, когда ее точка приложения,
двигаясь прямолинейно, перемещается
из положения
в положение
.
8. Даны вершины
треугольника
.
Определить его внутренний угол при
вершине В.
9. Вычислив
внутренние углы треугольника с вершинами
,
,
убедиться, что этот треугольник
равнобедренный.
10. Найти вектор
,
зная, что он перпендикулярен векторам
и
.
11. Найти вектор
,
коллинеарный вектору
и удовлетворяющий условию
,
где
.
12. Вычислить
проекцию вектора
на ось вектора
.
13. Даны векторы
.
Вычислить
.
14. Даны точки
.
Вычислить проекцию вектора
на ось вектора
.
Ответы к задачам
1) -7, 13. 2) 15,
.
4)
.
6)
.
7) 2. 8) -1/3.
9)
.
10)
.
11)
.
12)
.
13)
.
Ответы к домашнему
заданию
1) 9. 2) 5. 3) 10. 5)
.
6)
.
7) 13. 8)
.
10)
.
12) 6. 13) 5. 14) 3.
Занятие 3
Векторое
произведения векторов. Смешанное
произведение векторов
Определение1.
Тройка
некомпланарных векторов
называется правой (левой) если, находясь
внутри телесного угла, образованного
приведенными к общему началу векторами
и от него к
,
човершающимся против часовой стрелки
(по часовой стрелке)
Тройка правая
Тройка левая
Определение
2. Векторным
произведением вектора
на вектор
называется вектор
,
длина и направление которого определяются
условиями:
1.
,
где
– угол между
.
2.
.
3.
– правая тройка векторов.
Свойства
векторного произведения
1.
(свойство антиперестановочности
сомножителей);
2.
(распределительное относительно суммы
векторов);
3.
(сочетательное относиельно числового
множителя);
4.
(равенство нулю векторного произведения
означает коллинеарность векторов);
5.
,
т. е. момент сил равен векторному
произведению силы на плечо.
Если вектор
,
то
.
Определение
3. Смешанным
произведением
трех векторов называется число,
определяемое следующим образом:
.
Если векторы заданы своими координатами:
,
то
~
.
Свойства
смешанного произведения
1. Необходимым и
достаточным условием компланарности
векторов
является равенство
= 0.
2. Объем
параллелепипеда, построенного на
векторах
:
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Рассмотрение решение задачи 3. 3. 24 из сборника задач по высшей математике Подготовила Самойлова Мария
Найдите длины диагоналей и площадь параллелограмма, построенного на векторах a= k – j, b= i + j +k Найдем координаты векторов a= k – j= (0; -1; 1) b= i + j +k = (1; 1; 1) Найдем сумму и разность векторов: a + b= (1; 0; 2) a – b=(-1; -2; 0) aa a+b aa a-b
Найдем длины диагоналей: По определению векторного произведения двух векторов модуль векторного произведения равен площади параллелограмма, построенного на этих векторах. Поэтому для решения задачи найдем сначала векторное произведение , а потом его модуль. Согласно имеем
а модуль Искомая площадь параллелограмма S= √ 6 Ответ: √ 5, √ 6
Дополнительное задание Доказать, что площадь параллелограмма, вычисленная через диагонали в 2 раза больше площади вычисленной с помощью модуля векторного произведения: 2 Sп Действительно,