Как найти диаметр ведущего шкива

В предыдущих статьях мы рассмотрели теорию и практику расчёта шкивов для поликлиновидных ремней. По рассчитанным данным, создали сам привод и провели замеры скоростей. И вот что можем сказать — методика вычислений оказалась достаточно точной, в связи с чем, мы решили создать аналогичную статью, но уже для расчёта диаметров шкивов для клиновых ремней. Также как и в предыдущем материале (все ссылки предоставим ниже), для удобства и упрощения расчётов, мы сделали онлайн калькулятор, где можно просто вводить данные и получать искомые значения.

Как и полагается, для начала немного теории о клиновидных ремнях. Клиновые или клиновидные ремни — это ремни трапециевидного сечения с боковыми рабочими сторонами. Такие ремни работают на шкивах с канавками соответствующего профиля. Глубина канавок шкивов должна быть такой, чтобы при погружении в него ремня, между внутренней поверхностью ремня и дном желобка шкива сохранялся небольшой зазор (см. рисунок). В отличие от плоскоремённой передачи, клиновые ремни отличаются повышенными силами сцепления со шкивами и, следовательно, повышенной тяговой способностью.

Рассмотрим три самых распространённых типа клиновых ремней:

  • классическое (широкое сечение);
  • узкое сечение;
  • узкое сечение с зубчатой кромкой.

Типовой клиновой ремень состоит из следующих частей:

  • корда, представляющего собой основной несущий слой, расположенный примерно по центру сечения ремня, он выполняется из прочных нитей или волокон;
  • слоя растяжения, расположенного над кордом;
  • эластичного слоя, расположенного под кордом;
  • слоя сжатия;
  • обертки ремня в виде нескольких слоев прорезиненной ткани.

pulley_08.jpg

Корд выполняют из химических волокон: вискозы, капрона, лавсана, полиэстера. В настоящее время применяют также корд из арамида и кевлара, что повышает нагрузочную способность ремня. Эластичный слой и слой растяжения формируют сечение ремня и передают возникающие усилия несущему слою (корду). Тканевая обертка имеет низкий коэффициент трения и повышенную износостойкость.

Узкие клиновые ремни появились в связи с повышением прочности корда. При равных габаритах ремённой передачи они позволяют передавать в 1,5 – 2 раза большие мощности, могут работать при более высоких скоростях и с большей частотой перегибов. Однако, минимальный диаметр шкива для этого типа ремней больше, чем у классического подобного сечения.

Ремни с зубчатой кромкой являются дальнейшим развитием ремней узкого и классического сечения. Они не имеют тканевой обертки боковых граней. Вместо неё, боковые грани шлифуют с высокой точностью, что обеспечивает равномерное сцепление с канавками шкива. Фасонные зубцы обеспечивают снижение и равномерное распределение изгибающих и тепловых напряжений. Также уменьшается шум. Такие ремни могут работать при шкивах меньшего диаметра, чем ремни других сечений, либо передавать большую мощность при тех же оборотах и диаметрах шкивов. Увеличение номинальной мощности составляет не менее 15%.

Помимо трёх вышеприведённых типов ремней в приводах ещё используются и другие разновидности клиновых ремней. Подробно на них останавливаться не будем, принцип у них тот же, они только немного отличаются конфигурацией.

pulley_09.jpg

Перейдём к детальному рассмотрению характеристик приводных ремней. На рисунке ниже приведены чертежи трёх основных сечений клиновых ремней. На чертежах указаны их ключевые параметры. Для каждого типа ремней, эти параметры можно определить самостоятельно из таблиц ниже рисунка.

pulley_10.jpg

Таблица размеров сечений классических ремней.

Обозначение DIN 8 10 13 17 20 22 25 32 40
Обозначение ISO/B.S. Z A B C D E
Обозначение ГОСТ 0 А Б В Г Д
Ширина b0, мм≈ 8 10 13 17 20 22 25 32 40
Ширина bw, мм 6,7 8,5 11,0 14,0 17,0 19,0 21,0 27,0 32,0
Ширина bu, мм ≈ 4,6 5,9 7,5 9,4 11,4 12,4 14,0 18,3 22,8
Высота ремня h, мм ≈ 5 6 8 11 12,5 14 16 20 25
Высота hw, мм ≈ 2,0 2,5 3,3 4,2 4,8 5,7 6,3 8,1 12,0
Минимальный диаметр шкива dwmin, мм 35,5 45 71 112 140 180 224 315 450
Максимальная частота перегибов, fbmax, с-1 60 60 60 60 60 60 60 60 60
Максимальная окружная скорость, V, м/с 30 30 30 30 30 30 30 30 30
Масса погонного метра, m, кг/м 0,04 0,06 0,105 0,17 0,24 0,30 0,43 0,63 0,97
Расчетная длина, Lw, мм          
От 549 472 590 658 948 1142 1461 2075 5082
До 1269 2522 5030 7143 6048 8052 9061 12575 11282
Разница длины Lw и внутренней Li, мм 19 22 30 43 48 52 61 75 82

Таблица размеров ремней узкого сечения.

Обозначение DIN SPZ SPA SPB SPC
Обозначение ISO/B.S. SPZ SPA SPB SPC
Обозначение ГОСТ УО УА УБ УВ
Ширина b0, мм ≈ 9,7 12,7 16,3 22,0
Ширина bw, мм 8,5 11,0 14,0 19,0
Ширина bu, мм ≈ 4,0 5,6 7,1 9,3
Высота ремня h, мм ≈ 8 10 13 18
Высота hw, мм ≈ 2,0 2,8 3,5 4,8
Минимальный диаметр шкива dwmin, мм 63 90 140 224
Максимальная частота перегибов, fbmax, с-1 100 100 100 100
Максимальная окружная скорость, V, м/с 40 40 40 40
Масса погонного метра, m, кг/м 0,073 0,10 0,178 0,38
Расчетная длина, Lw, мм     
От 512 647 1250 2000
До 3550 4500 8000 12250
Разница длины Lw и внутренней Li, мм 13 18 22 30

Таблица размеров ремней с фасонным зубом без обёртки боковых граней.

Стандарт DIN 2215/ISO 4184 DIN 7753 Часть 1/ISO 4184
Обозначение DIN 5 6 7 XPZ XPA XPB XPC
Обозначение ISO/B.S. Y SPZ SPA SPB SPC
Ширина b0, мм ≈ 5 6 8 10 13 16,5 22
Ширина bw, мм 4,2 5,3 6,7 8,5 11,0 14,0 19,0
Высота ремня h, мм ≈ 3 4 5 8 9 13 17
Высота hw, мм ≈ 1,3 1,6 2,0 2,0 2,8 3,5 4,8
Минимальный диаметр шкива dwmin, мм 16 20 31,5 50 63 100 160
Максимальная частота перегибов, fbmax, с-1 120 120 120 120 120 120 120
Максимальная окружная скорость, V, м/с 50 50 50 50 50 50 50
Масса погонного метра, m, кг/м 0,015 0,023 0,041 0,072 0,112 0,192 0,37
Расчетная длина, Lw, мм        
От 171 285 171 590 590 1250 2000
До 611 865 611 3550 3550 3550 3550
Разница длины Lw и внутренней Li, мм 11 15 19

На сегодняшний день, ремни одинакового сечения и длины от разных производителей стандартизованы и взаимозаменяемы. Однако, нужно учитывать, что ремни, имеющие одинаковое сечение и длину могут иметь различную нагрузочную способность. Это связано с тем, что у них может быть различен материал корда (например, арамид вместо полиэстера), введены подкордовые слои или применены другие конструктивные решения, повышающие несущую способность. Такие ремни, как правило, имеют другую маркировку или индекс.

Ответной частью приводного ремня является шкив. Соответственно эффективность привода зависит также и от шкивов, которые в свою очередь, также как и ремни, стандартизованы. Ниже приведён чертёж профиля сечения шкива для клиновидного ремня. На чертеже указаны все основные параметры, значения которых будут приведены в соответствующих таблицах после чертежа.

pulley_11.jpg

Таблица канавок шкивов классического сечения

бозначение DIN
Обозначение B.S./ISO
XPZ/SPZ
SPZ
XPA/SPA
SPA
XPB/SPB
SPB
XPC/SPC
SPC
Ширина bw, мм 8,5 11,0 14,0 19,0
Ширина канавки b1, мм ≈ 9,7 12,7 16,3 22,0
Высота c, мм 2,0 2,8 3,5 4,8
Расстояние между канавками e, мм 12±0,3 15±0,3 19±0,4 25,5±0,5
Расстояние от торца f, мм 8±0,6 10±0,6 12,5±0,8 17±1,0
Глубина канавки t, мм 11+0,6 14+0,6 18+0,6 24+0,6
Угол канавки α=34º при dw, мм ≤80 ≤118 ≤190 ≤315
Угол канавки α=38º при dw, мм >80 >118 >190 >315
Отклонение размера α ±1 º ±1 º ±1 º ±1 º
Ширина шкива b2, мм при числе канавок pulley_16.jpg
1 16 20 25 34
2 28 35 44 59,5
3 40 50 63 85
4 52 65 82 110,5
5 64 80 101 136
6 76 95 120 161,5
7 88 110 139 187
8 100 125 158 212,5
9 112 140 177 238
10 124 155 196 263,5
11 136 170 215 289
12 148 185 234 314,5

Таблица канавок шкивов узкого сечения.

бозначение DIN
Обозначение B.S./ISO
5
6
Y
(8)
10
Z
13
A
17
B
(20)
22
C
(25)
32
D
40
E
Ширина bw, мм 4,2 5,3 6,7 8,5 11,0 14,0 17,0 19,0 21,0 27,0 32,0
Ширина канавки b1, мм ≈ 5,0 6,3 8,0 9,7 12,7 16,3 20,0 22,0 25,0 32,0 40,0
Высота c, мм 1,6 1,6 2,0 2,0 2,8 3,5 5,1 4,8 6,3 8,1 12,0
Расстояние между канавками e, мм 6±0,3 8±0,3 10±0,3 12±0,3 15±0,3 19±0,4 23±0,4 25,5±0,5 29±0,5 37±0,6 44±0,8
Расстояние от торца f, мм 5±0,5 6±0,6 7±0,8 8±0,6 10±0,6 12,5±0,8 15±0,8 17±1,0 19±1,0 24±2,0 29±2,0
Глубина канавки t, мм 6+0,6 7+0,6 9+0,6 11+0,6 14+0,6 18+0,6 18+0,6 24+0,6 24+0,6 24+0,6 24+0,6
Угол канавки α=32º при dw, мм ≤50 ≤63 ≤75
Угол канавки α=34º при dw, мм ≤80 ≤118 ≤190 ≤250 ≤315 ≤355
Угол канавки α=36º при dw, мм >50 >63 >75 ≤500 ≤630
Угол канавки α=38º при dw, мм >80 >118 >190 >250 >315 >355 >500 >630
Отклонение размера α ±1 º ±1 º ±1 º ±1 º ±1 º ±1 º ±1 º ±1 º ±30’ ±30’ ±30’
Ширина шкива b2, мм при числе канавок pulley_16.jpg
1 10 12 14 16 20 25 30 34 38 48 58
2 16 20 24 28 35 44 53 59,5 67 85 102.5
3 22 28 34 40 50 63 76 85 96 122 147
4 28 36 44 52 65 82 99 110,5 125 159 191,5
5 34 44 54 64 80 101 122 136 154 196 236
6 40 52 64 76 95 120 145 161,5 183 233 280,5
7   60 74 88 110 139 168 187 212 270 325
8     84 100 125 158 191 212,5 241 307 369,5
9       112 140 177 214 238 270 344 414
10       124 155 196 237 263,5 299 381 458,5
11       136 170 215 260 289 328 418 503
12       148 185 234 283 314,5 357 455 547,5

Таблица размеров углубленных канавок.

Обозначение DIN 7753
Обозначение B.S./ISO 3790
XPZ/SPZ
SPZ
XPA/SPA
SPA
XPB/SPB
SPB
XPC/SPC
SPC
Обозначение DIN 2215
Обозначение B.S./ISO 3790
10
Z
13
A
17
B
22
C
Ширина bw, мм 8,5 11,0 14,0 19,0
Ширина канавки b1, мм при α=34º ≈ 11 15 18,9 26,3
Ширина канавки b1, мм при α=38 ≈ 11,3 15,4 19,5 27,3
Высота c, мм 40 6,5 8,0 12,0
Расстояние между канавками e, мм 14±0,3 18±0,3 23±0,4 31±0,5
Расстояние от торца f, мм 9±0,6 11,5±0,6 14,5±0,8 20,0±1,0
Глубина канавки t, мм 13,0 18,0 22,5 31,5
Угол канавки α=34º при dw, мм DIN 7753 63…80 90…118 140…190 224…315
Угол канавки α=38º при dw, мм   >80 >118 >190
Угол канавки α=34º при dw, мм DIN 2215 50…80 71…118 112…190 190…315
Угол канавки α=38º при dw, мм   >80 >118 >190
Отклонение размера α ±1 º ±1 º ±1 º ±1 º
Ширина шкива b2, мм при числе канавок pulley_16.jpg
1 18 23 29 40
2 32 41 52 71
3 46 59 75 102
4 60 77 98 133
5 74 95 121 164
6 88 113 144 195
7 102 131 167 226
8 116 149 190 257
9 130 167 213 288
10 144 185 236 319
11 158 203 259 350
12 172 221 282 381

Обычно для нас с вами — самодельщиков (в хорошем смысле этого слова), исходными данными для расчёта является сам приводной механизм и его характеристики. В качестве приводного механизма может быть электродвигатель, вал отбора мощности дизельной или бензиновой установки и так далее. Кроме мощности у любого привода ещё одним важным параметром является номинальная частота вращения его вала. В расчёте она обозначается n1. Данный параметр указывается на шильдике агрегата. Если эта информация не известна, то запустив его, при помощи тахометра её можно определить.

На пути конструирования или проектирования у нас может быть два варианта задач. Они зависят от того, откуда мы начинаем расчёт или проще говоря какие детали и части механизмов у нас есть.

Первый вариант — мы его называем «расчёт с чистого». Он начинает расчёт с чётко поставленной задачи и имеет следующие исходные данные:
– n1, частота вращения ведущего вала, измеряется в оборотах в минуту;
– n2, частота вращения ведомого вала, также измеряется в оборотах в минуту;
– приводной ремень (марка, модель), от него зависит минимальный диаметр шкива;
– минимальный диаметр шкива, измеряется в миллиметрах. Его выбираем по таблице в зависимости от приводного ремня. Можно конечно минимальный диаметр шкива определить самому, на свой страх и риск. В этом случае, если принять значение минимального шкива ещё меньше, чем регламентируется для конкретного ремня, то ресурс этого приводного ремня будет меньше.
Искомым значением в этом варианте, будет диаметр шкива для ведомого вала D2, измеряется в миллиметрах.

Второй вариант. Здесь исходные данные диктуются имеющимися деталями и агрегатами (как на примере ниже):
– n1, частота вращения ведущего вала (скорость электродвигателя);
– D1, диаметр ведущего шкива, тот который установлен на электродвигателе;
– D2, диаметр ведомого шкива, ответный шкив ремённой передачи.
– Тип ремня под данный привод. Если его нет, можно определить измерив параметры шкива и после подобрать его по таблице.
Во втором варианте, искомым значением будет скорость вращения ведомого вала n2, измеряется в оборотах в минуту.

Теперь мы подошли к самому расчёту. В качестве наглядного примера для вычислений параметров шкивов клиновидного ремня, мы будем использовать механизм ленточной пилы.

pulley_12.jpg

Данный механизм имеет три ступени скоростей. На электродвигателе имеется вся нужная нам информация.

pulley_13.jpg

Далее мы можем замерить геометрические размеры каждого шкива и создать чертёж. После по этому чертежу, мы при помощи онлайн калькулятора можем вычислим скорость. А по итогам вычислений выполнить измерения значений фактических скоростей и сравнить их расчётными.

pulley_15.jpg

Расчёт параметров привода ремённой передачи сводится к двум формулам. При помощи первой находим передаточное отношение. Передаточное отношение можно найти, зная диаметры обоих шкивов или скорости вращения обоих валов, формула для расчёта приведена ниже.

         pulley_05.0.jpg , где n1 и n2 – скорости вращения валов, D1 и D2 – диаметры шкивов.

Определив передаточное отношение можно, переходить к расчёту диаметров шкивов. Формула для расчёта приведена ниже.

         pulley_14.jpg , где D1 – это диаметр ведущего шкива, D2 – диаметр ведомого шкива, а i – передаточное отношение.

Значение диаметра ведущего шкива D1, определяется исходя из характеристик применяемого ремня, или замеряем по факту. В таблицах выше, для ремней классического, узкого сечения и ремней с фасонным зубом, приведены значения минимальных диаметров шкивов. По возможности рекомендуется использовать шкивы и с большим диаметром, отступив немного от минимального значения. Чуть больший диаметр в отличие от минимального значения, увеличит срок службы приводного ремня.

Теперь перейдём к онлайн калькулятору. Начнём с инструкции как пользоваться данным калькулятором. Но, сперва, определимся с единицами измерений. Все параметры кроме скорости указываем в миллиметрах, скорость указываем в оборотах в минуту. В поле «Скорость двигателя (ведущий вал)» вводим значение, указанное на шильдике электродвигателя. В поле «Диаметр шкива электродвигателя», вводим значение, минимально регламентируемое для конкретного типа ремня, выбирается из таблиц. Далее вводим параметр скорости, с которым мы хотим, чтобы вращался ведомый вал. По итогам введённых данных остаётся нажать кнопку «Рассчитать». Диаметр ответного шкива мы получим в соответствующем поле ниже.

Расчёт шкивов для поликлиновидного ремня приведён по следующе ссылке: Расчёт диаметров шкивов ремённой передачи с использованием поликлиновидного ремня. Онлайн калькулятор.

В следующей статье, рассмотрим расчёт длины клинового ремня на примере ремённого привода ленточной пилы, который привели выше. Расчёт длинны приводного клиновидного ремня. Онлайн калькулятор.

Ещё ниформация для расчётов ремённого привода:

Расчёт диаметров шкивов ремённой передачи для поликлиновидного ремня. Онлайн калькулятор.

Расчёт диаметров шкивов ремённой передачи с использованием клиновидного ремня. Онлайн калькулятор.

Расчёт диаметров шкивов ремённой передачи с применение плоского ведомого шкива. Онлайн калькулятор.

Расчёт длинны приводного поликлиновидного ремня. Онлайн калькулятор.

Расчёт длинны приводного клиновидного ремня. Онлайн калькулятор.

Расчёт и подбор натяжного ролика для поликлиновидного ремня

Расчёт и подбор натяжного ролика для клиновидного ремня

Точим шкив для поликлиновидного ремня

Тест ремённого привода. Поликлиновидный ремень. Первая передача.

Онлайн калькуляторы на все случаи жизни, рекомендуем ознакомиться:

Расчёт количества масла для бензина,

Расчёт масла для топливной смеси – ёмкость без маркировки объёма,

Расчёт шунтирующего сопротивления амперметра,

Онлайн калькулятор – закон Ома (ток, напряжение, сопротивление) + Мощность,

Расчет трансформатора с тороидальным магнитопроводом,

Расчет трансформатора с броневым магнитопроводом.


Виктор (Гость)

4 февраля 2020 / 08:28

Друзья, у вас ошибка , правильно i=d2/d1


vinserg

4 февраля 2020 / 09:15

Виктор, спасибо, точно! поправили 🙂


Алексей (Гость)

6 августа 2020 / 22:24

спасибо, очень полезная и интересная статья


Иван (Гость)

2 декабря 2020 / 00:53


СЕРГЕЙ (Гость)

8 декабря 2020 / 11:53

СПАСИБО.ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО И ПОУЧИТЕЛЬНО.


Виталий (Гость)

27 декабря 2020 / 21:50

Здравствуйте! Есть двигатель 960 оборотов в минуту. есть шкив на ведомом валу 137 мм, нужно было уменьшить обороты на ведомом валу 350 оборотов в минуту, на калькуляторе подсчет выдал 50 мм шкив для электродвигателя, выточил у токаря шкив 50 мм, а сегодня тесть мне говорит чтобы уменьшить обороты нужно было шкив на двигатель делать больше в диаметре чем на ведомом валу. Поправьте, кто прав?


vinserg

28 декабря 2020 / 01:50

Здравствуйте! Сделал перерасчёт. Вы рассчитали всё верно. Тесть не прав. Для проверки правильной работы, как будет собрана конструкция, предлагаю сделать метки на обоих шкивах и прокрутить от руки любой из шкивов (около 10 оборотов) и подсчитайте обороты ответного шкива. После сведите полученные данные в пропорцию и у вас всё обойдётся.


Gawwija (Гость)

7 декабря 2021 / 09:00

Добрый день.
А как подобрать диаметры шкивов с фиксированной длиной ремня и фиксированным межцентровым расстоянием между шкивами?
Например:
Двигатель 3000 оборотов
На ведомом валу должен стоять шкив с 3-мя ручьями.
На 3000, 2000 и 1000 оборотов.
Ремень один, просто перекидывается. При этом расстояние между центрами шкивов фиксированное 300 мм, или минимум подвижное, только для натяга


vinserg

7 декабря 2021 / 16:55

Приветствуем! На данный момент прямого калькулятора для этой задачи нет. Мы учтём пожелание и вероятней всего и на эту тему тоже сделаем онлайн инструмент. Сейчас можно пойти от обратного и при помощи двух калькуляторов этого https://automotogarage.ru/equipment/metalworking/pulley/calculate_length_of_klin_belt/ и этого https://automotogarage.ru/equipment/metalworking/pulley/calculate_wedge-shaped_belt/?p=1#msg2455 методом перебора сделать расчёт. Каждую ступень нужно будет рассчитывать отдельно.


Сергей Фёдоров (Гость)

26 марта 2022 / 19:18

Спасибо, всё доходчиво и понятно. Вопрос такой, если на валу рубанка стоит 2-х ручьевой шкив под профиль А – первый размер D=87мм , второй (внешний) D=74мм.Нужны скорости 4500 и 6000об/мин, двигатель 4квт, 2800об/мин. Как поступить если ведущий шкив заказывать , на 87мм ,6000 вешать или на 74мм!? Спасибо за ответ!
Насчёт диаметра, я по Вашему калькулятору уже всё посчитал !


Сергей (Гость)

5 февраля 2023 / 01:33

Вот, не хватило мне в результатах расчета получить расчет о скорости ремня в Метрах в секунду… пришлось считать отдельно. А меж тем, это важный параметр.


vinserg

6 февраля 2023 / 09:34

Пришлите методику, по которой считали, рассмотрим доработку калькулятора.

как правильно рассчитать диаметры шкивов, чтобы ножевой вал деревообрабатывающего станка вращался со скоростью 3000…3500 оборотов в минуту. Частота вращения электрического двигателя 1410 оборотов в минуту (двигатель трехфазный, но будет включен в однофазную сеть (220 В) с помощью системы конденсаторов. Ремень клиновой.

Диаметр шкива, в зависимости от частоты вращения вала и линейной скорости шкива, определяют по формуле:

D1=19000*V/n,

где D1 — диаметр шкива, мм; V — линейная скорость шкива, м/с; n — частота вращения вала, об/мин.

Легко подсчитать, что для шкива на валу электродвигателя с частотой вращения 1400 об/мин, минимальный диаметр шкива (повышающая передача) при линейной скорости ремня 10 м/с составит около 136 мм.

Диаметр ведомого шкива вычисляют по следующей формуле:

D2 = D1x(1 — ε)/(n1/n2),

где D1 и D2 — диаметры ведущего и ведомого шкивов, мм; ε — коэффициент скольжения ремня, равный 0,007…0,02; n1 и n2 — частота вращения ведущего и ведомого валов, об/мин.

Так как значение коэффициента скольжения весьма мало, то поправку на скольжение можно и не учитывать, то есть вышестоящая формула приобретет более простой вид:

D2 = D1*(n1/n2)

Минимальное расстояние между осями шкивов (минимальное межцентровое расстояние) составляет:

Lmin = 0,5x(D1+D2)+3h,

где Lmin — минимальное межцентровое расстояние, мм; D1 и D2 — диаметры шкивов, мм; h — высота профиля ремня.

Чем меньше межцентровое расстояние, тем сильнее изгибается ремень при работе и тем меньше срок его службы. Целесообразно принимать межцентровое расстояние больше минимального значения Lmin, причем делают его тем больше, чем ближе значение передаточного отношения к единице. Но во избежание чрезмерной вибрации применять очень длинные ремни не следует. Кстати, максимальное межцентровое расстояние Lmax легко вычислить по формуле:

Lmax <= 2*(D1+D2).

Но в любом случае значение межцентрового расстояния L зависит от параметров используемого ремня:

L = А1+√(A12 — А2),

где L — расчетное межцентровое расстояние, мм; А1 и А2 — дополнительные величины, которые придется вычислять. Теперь разберемся с величинами А1 и А2. Зная диаметры обоих шкивов и стандартную длину выбранного ремня, определить значения А1 и А2 совсем несложно:

А1 = [Ls — π*(D1+D2)/2]/4, а

А2 = [(D2 — D1)2]/8,

где L — стандартная длина выбранного ремня, мм; D1 и D2 — диаметры шкивов, мм.

Размечая плиту для установки электродвигателя и приводимого во вращение устройства, например, круглой пилы, требуется предусмотреть возможность перемещения электродвигателя на плите. Дело в том, что расчет не дает абсолютно точного расстояния между осями двигателя и пилы. Кроме того, необходимо обеспечить возможность натяжения ремня и компенсировать его растяжение.

Рис. 2. Конфигурация ручья шкива под клиновой ремень: с — (-) расстояние от центра тяжести профиля ремня до наружной кромки шкива; Dрас — расчетный диаметр шкива; b — ширина ручья шкива по наружному диаметру; Dнар — наружный диаметр шкива; е — высота ручья; 2s — толщина шкива по наружному диаметру; ф — угол при вершине ручья

Конфигурация ручья шкива и его размеры приведены на рис. 2. Размеры, обозначенные на рисунке буквами, имеются в приложениях к соответствующим ГОСТам и в справочниках. Но если ГОСТов и справочников нет, все необходимые размеры ручья шкива можно примерно определить по размерам имеющегося клиновидного ремня (см. рис. 1), считая, что

е = с + h;

b = ацт+2c*tg(ф/2) = а;

s = а/2+(4…10).

Поскольку интересующий нас случай связан с ременной передачей, передаточное отношение которой не очень большое, на угол охвата ремнем меньшего шкива мы при расчете внимания не обращаем.

Угол конуса ручья шкива зависит от диаметра шкива и марки ремня. Понятно, чем меньше диаметр шкива и тоньше ремень, тем сильнее последний деформируется при огибании шкива. Углы между сторонами ручья шкива, в зависимости от марки ремня и диаметра шкива, приведены в таблице 3.

Таблица 3. Конфигурация шкива (угол между сторонами ручья) в зависимости от его диаметра и от марки ремня

Важной информацией при расчете ременной передачи является мощность привода, поэтому в таблице 4 приведены соответствующие рекомендации по выбору ремня для конкретных условий эксплуатации.

Таблица 4. Рекомендуемые типы ремней в зависимости от передаваемой мощности и линейной скорости движения ремня

В качестве практических рекомендаций скажем, что материалом для шкивов может быть любой металл. Добавим также, что для получения максимальной мощности от трехфазного электродвигателя, включенного в однофазную сеть, емкости конденсаторов должны быть следующими:

Ср = 66Рн и Сп = 2Ср = 132Рн,

где Сп — емкость пускового конденсатора, мкФ; Ср — емкость рабочего конденсатора, мкФ; Рн — номинальная мощность двигателя, кВт.

Для клиноременной передачи немаловажным обстоятельством, сильно сказывающимся на долговечности ремня, является параллельность осей вращения шкивов.

Vladushkaa

Рекомендуемые сообщения

  •  #1

Всем привет

Имеется компрессор, на нём маховик 350 мм. Необходимые обороты на коленвале  компрессора 1000 об. минуту. 

Обороты электродвигателя 3600 об. мин. Ведомый  маховик останется 350 об

Вопрос: какой должен быть диаметр ведомого  шкива,0?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  •  #2

16 минут назад, Vladushkaa сказал:

какой должен быть диаметр ведомого  шкива,0?

Даже интересно, как 0 получился?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  •  #3

3600:1000=3.6

350:3.6=97,22мм

Как-то так… 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  •  #4

10 часов назад, MadMadMax сказал:

, как 0 получился

Описка, пардон. Я там даже описался в обозначении шкивов – не ведомый, а ведущий.

И не могу теперь поисправлять ошибки – нет кнопки “изменить”

10 часов назад, storog сказал:

3600:1000=3.6

350:3.6=97,22мм

Как-то так

Ларчик так просто открывался?

Спасибо большое, не знал этой формулы.


Изменено 13.10.2019 05:59 пользователем Vladushkaa

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  •  #5

storog: все верно, одно могу добавить. В учебниках по ДМ передаточное отношение 3,6 для ременной передачи не рекомендуют (малый уго обхвата ремня на ведущем шкиве и бОлбший натяг ремня).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  •  #6

4 минуты назад, Ratay сказал:

передаточное отношение 3,6 для ременной передачи не рекомендуют (малый уго обхвата ремня на ведущем шкиве и бОлбший натяг ремня).

Там еще и диаметр ведущего шкива в рекомендованый минимальный диаметр не укладывается. Речь, я так понимаю, о компрессоре СО-7Б, а у него ремни профиля Б, для которого мин. диаметр 120 мм, если память не изменяет. 

Непонятно только, что это за двигатель на 3600 об/мин? Постоянного тока? Или ошибка в описании?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  •  #7

41 минуту назад, MadMadMax сказал:

Речь, я так понимаю, о компрессоре СО-7Б, а у него ремни профиля Б, для которого мин. диаметр 120 мм, если память не изменяет. 

Непонятно только, что это за двигатель на 3600 об/мин? Постоянного тока? Или ошибка в описании?

Вы ясновидец ))

IMG_20190918_131813.jpg

IMG_20190913_131252-2080x1560.jpg


Изменено 13.10.2019 06:52 пользователем Vladushkaa

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  •  #8

45 минут назад, MadMadMax сказал:

Там еще и диаметр ведущего шкива в рекомендованый минимальный диаметр не укладывается

Спасибо, сам догадывался что для ведомого шкива должны быть какие то ограничения, но не знал какие именно. А что с ремнем в моем случае может произойти? Он от большого излома теряет в жесткости и может порваться или сильно будет растягиваться?

При напряжении в сети 220в он вращается при 3600-3700 об.  Я хотел на него одеть родной сошкин шкив 135 мм (собственно и одевал, пробовал), но обороты на коленвале большие получаются 

Хотел снизить обороты движка реостатом, но знающие люди посоветовали не душить движок


Изменено 13.10.2019 06:58 пользователем Vladushkaa

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  •  #9

Пойду выточу шкив 100мм, попробую что будет

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  •  #10

23 минуты назад, Vladushkaa сказал:

А что с ремнем в моем случае может произойти?

Отклонение в диаметре незначительное от рекомендованных, поэтому только повышенный износ ремней и несколько ухудшенная передача мощности.

В вашем случае, с таким двигателем, обороты головы можно вполне увеличить до 1200 об/мин, получив некоторую прибавку в производительности. Как раз и шкив подгоните к паспортным значениям.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  •  #11

14 минут назад, MadMadMax сказал:

В вашем случае, с таким двигателем, обороты головы можно вполне увеличить до 1200 об/мин

Если честно, я на оборот хотел бы немного снизить обороты на коленвале (до 800-850) для увеличения ресурса компрессора

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  •  #12

По поводу шкива все верно: при малом диаметре ведущего шкива уменьшается угол обхвата ремня, вам придется сильнее его натягивать и все с этим связанное, т.е. износ шкива, подшипников. Иначе возможно проскальзывание ремня. Насколько это существенно в вашем случае – бог весть, может и терпимо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  •  #13

15 минут назад, Ratay сказал:

при малом диаметре ведущего шкива уменьшается угол обхвата ремня, вам придется сильнее его натягивать

А если для увеличения угла обхвата сделать поджимной ролик?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  •  #14

14 часов назад, МИТАЛНИК сказал:

сделать поджимной ролик?

Это куда этот ролик должен поджимать? В шкив вдавливать чтоль?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  •  #15

220px-Pulrimen.png

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  •  #16

Все верно, делают, но лишние хлопоты. А минимальный диаметр шкива в зависимости от профиля ремня, он определяется еще и перегибом ремня при работе, т.е. износом. А угол обхвата зависит от диаметров обоих шкивов и межосевого расстояния между ними. Я не хочу хвастаться, какой я умный, это геометрия и азы ДМ. Полезная, кстати, дисциплина. Ксли теормех мне так и не пригодился на практике, то эта постоянно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  •  #17

Vladushkaa, для таких случаев удобно пользоваться калькулятором. И рассчитать диаметры шкивов и длину ремня можно. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  •  #18

20 минут назад, Ratay сказал:

минимальный диаметр шкива в зависимости от профиля ремня, он определяется еще и перегибом ремня при работе, т.е. износом.

Всё верно. Именно исходя их этих соображений и определены табличные значения минимального диаметра шкива. Но если приспичит, то и меньше делается – только успевай ремни менять.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение


Гость

Эта тема закрыта для публикации ответов.


  • Последние посетители

      0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

Ременная передача передает крутящий момент с ведущего вала на ведомый. В зависимости от передаточного числа она может повышать или понижать обороты. Передаточное число зависит от соотношения диаметров шкивов – приводных колес, связанных ремнем.

При расчете параметров привода нужно также учитывать мощность на ведущем валу, скорость его вращения и общие габариты устройства.

Расчет диаметра шкивов

Устройство ременной передачи, ее характеристики

Ременная передача представляет собой пару шкивов, соединенных бесконечным закольцованным ремнем. Эти приводные колеса, как правило, располагают в одной плоскости, а оси делают параллельными, при этом приводные колеса вращаются в одном направлении. Плоские (или круглые) ремни позволяют изменять направление вращения за счет перекрещивания, а взаимное расположение осей- за счет использования дополнительных пассивных роликов. При этом теряется часть мощности.

Клиноременные приводы за счет клиновидной формы поперечного сечения ремня позволяют увеличить площадь зацепления его со шкивом ременной передачи. На нем делается канавка по форме клина. Зубчатоременные приводы имеют зубцы равного шага и профиля на внутренней стороне ремня и на поверхности обода. Они не проскальзывают, позволяя передавать большую мощность.

Для расчета привода важны следующие основные параметры:

  • число оборотов ведущего вала;
  • мощность, передаваемую приводом;
  • потребное число оборотов ведомого вала;
  • профиль ремня, его толщина и длина;
  • расчетный, наружный, внутренний диаметр колеса;
  • профиль канавки (для клиноременного);
  • шаг передачи (для зубчатоременного)
  • межосевое расстояние;

Вычисления обычно проводят в несколько этапов.

Основные диаметры

Для расчета параметров шкивов, а также привода в целом, применяются различные значения диаметров, так, для шкива клиноременной передачи используются:

  • расчетный Dрасч;
  • наружный Dнар;
  • внутренний, или посадочный Dвн.

Для вычисления передаточного числа используется расчетный диаметр, а наружный-для расчета габаритов привода при компоновке механизма.

Для зубчатоременной передачи Dрасч отличается от Dнар на высоту зубца. Передаточное число также рассчитывается, исходя из значения Dрасч.

Цепной привод

Для расчета плоскоременного привода, особенно при большом размере обода относительно толщины профиля, часто принимают Dрасч равным наружному.

Расчет диаметра шкива

Вначале следует определить передаточное число, исходя из заложенной скорости вращения ведущего вала n1 и потребной скорости вращения ведомого вала n2/ Оно будет равно:

i=n1/n2

Если уже имеется в наличии готовый двигатель с приводным колесом, расчет диаметра шкива по передаточному отношению i проводится по формуле:

D2= D1/i.

Если же механизм проектируется с нуля, то теоретически подойдет любая пара приводных колес, удовлетворяющих условию:

D2/D1=n2/n1

На практике расчет ведущего колеса проводят, исходя из:

  • Размеров и конструкции ведущего вала. Деталь должна надежно крепится на валу, соответствовать ему по размету внутреннего отверстия, способу посадки, крепления. Предельно минимальный диаметр шкива обычно берется из соотношения Dрасч ≥ 2,5 Dвн
  • Допустимых габаритов передачи. При проектировании механизмов требуется уложиться в габаритные размеры. При этом учитывается также межосевое расстояние. чем оно меньше, тем сильнее сгибается ремень при обтекании обода и тем больше он изнашивается. Слишком большое расстояние приводит к возбуждению продольных колебаний. Расстояние также уточняют, исходя из длины ремня. Если не планируется изготовление уникальной детали, то длину выбирают из стандартного ряда.
  • Передаваемой мощности. Материал детали должен выдержать угловые нагрузки. Это актуально для больших мощностей и крутящих моментов.

Расчет диаметра

Окончательный расчет диаметра окончательно уточняют по результату габаритных и мощностных оценок.

3
Расчет клиноременной передачи

P1=9,04
кВт;
T1
=
59,16
;
T2
=
129,4

3.1
Определение диаметра ведущего шкива

D1
примем по табл. 7.5 равным 160 мм

3.2
Определение диаметра ведомого шкива

где

– коэффициент скольжения ремня, который
примем 0,01

3.3
Определение фактического передаточного
числа

Проверим
выполняется ли условие

Условие
выполняется

3.4
Определение окружной скорости ремня

Условие
выполняется

3.5
Определение минимального и максимального
межосевого расстояния

где
h
– высота ремня , которую примем 10,5 мм

Межосевое
расстояние примем равным

3.6
Определение требуемой длинны ремня

Длину
ремня примем из стандартного ряда
предпочтительных длин. В данном случае
примем

3.7
Уточняем межосевое расстояние


;
;;


;

3.8
Определение угла обхвата на малом шкиве

3.9
Определение требуемого числа ремней
для передачи заданной мощности

где
[P]
– допускаемая мощность на один клин
ремня при заданных условиях работы,
определяемая по формуле

Здесь
P0
значение мощности, передаваемое в
стандартных условиях одним ремнем,
который равен 3,15 кВт;
коэффициент
учитывающий угол обхвата

коэффициент,
учитывающий влияние режима работы,
который для нашего случая равен 1

Примем
z=3

3.10
Проверим частоту пробегов ремня на
шкивах

Условие
выполняется

3.11
Определяем силу предварительного
натяжения одного ремня

где
q-масса
1 м длины ремня, равная 0,180 кг

3.12
Определение силы, действующую на валы

3.13
Определение параметров шкивов

Для
ведущего шкива

Определение
количества спиц определяется по формуле

Выполним
шкив диском.

Длина
большей оси эллипса h
спицы

Примем
h
= 41
мм

Длина
малой оси эллипса

Диаметр
ступицы

Длина
ступицы

Из
табл. 8.11 выпишем данные для нашего случая

Для
ведомого шкива

Определение
количества спиц определяется по формуле

Выполним
шкив диском.

Длина
большей оси эллипса h
спицы

Примем
h
= 50
мм

Длина
малой оси эллипса

Диаметр
ступицы

Длина
ступицы

Из
табл. 8.11 выпишем данные для нашего случая

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить комментарий