Как найти дифферент судна

Расчет дифферента судна.

Дифферентом –
разность осадок носом и кормой .

d
= Tн – Тк .

Дифферент судна
зависит от величины дифферентующего
момента .

Мдиф
= Д * ( Xg – Xc
) .

где : Д – водоизмещение
судна ;

Xg
– отстояние ЦТ от миделя ;

Xc
– отстояние ЦВ от миделя .

Разница Xg
– Xc представляет собой
плечо пары сил (т.е. равнодействующих
сил веса и сил поддержания) и выражает
расстояние , измеренное по горизонтали
между ЦТ и ЦВ.

Если величина Xg
– Xc имеет знак +
, то дифферент на нос если знак -
, то дифферент на корму.

Xc –
определяется по кривым элементов
теоретического чертежа судна .

Xg –
определяется из выражения :

;

где : gnXn
– сумма моментов веса всего груза ,
погруженного на судно ;

ДоXo
– момент порожнего судна относительно
миделя ;

gn
– вес партий груза , погруженного в
различные помещения судна ;

Xn
– отстояние ЦТ каждой партии от миделя
;

До –
водоизмещение судна порожнем ;

Xo
– отстояние ЦТ порожнего судна от миделя
.

Значение
удельного дифферентующего момента
определяется по кривым теоретического
чертежа судна .

Для расчетов
:

или

;

где : R
– продольный метацентрический радиус
, равный практически продольной

метацентрической
высоте и может быть вычислен :

;

Фактический
дифферент судна можно рассчитать по
формуле :

.

Форма расчета
.

Судовые помещения.

Вес грузов и
запасов ,т .

Отстояние ЦТ
от миделя , м .

Статический
момент относительно миделя , тм .

gn

Xn

gn
* Xn

gn

gnXn

Подготовка судна к погрузке .

Прием генгрузов
, зерновых насыпью и других массовых
грузовых грузов .

Желательно
зачистить трюма , проверить состояние
льяльных колодцев , решеток осушительной
системы .

;

где : k
– 1.0 для трюмов ;

T
– осадка судна , м .



длина трюма ;



ширина трюма ;

Расчет количества
груза для приема в любой трюм .

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Продольная остойчивость отличается от поперечной остойчивости, так как она не делится на начальную и остойчивость при больших углах дифферента, потому что больших углов дифферента в принципе не может быть из-за значительной длины судов.

СодержаниеСвернуть

  • Понятие о продольной остойчивости судна
  • Дифферент судна и угол дифферента
  • Изменение дифферента при продольном перемещении груза
  • Шкала изменений осадки оконечностей вследствие приема 100 тонн груза

Понятие о продольной остойчивости судна

Остойчивость, которая проявляется при продольных наклонениях судна, т. е. при дифференте, называется продольной.

Остойчивость

Рис. 1

Несмотря на то, что углы дифферента судна редко достигают 10 град, а обычно составляют 2–3 град, продольное наклонение приводит к значительным линейным дифферентам при большой длине судна. Так, у судна длиной 150 м угол наклонения 1° соответствует линейному дифференту, равному 2,67 м. В связи с этим в практике эксплуатации судов вопросы, относящиеся к дифференту, более важны, чем вопросы продольной остойчивости, поскольку у транспортных судов с нормальными соотношениями главных размеренийОпределение главных размерений и водоизмещения буксирных судов продольная остойчивость всегда положительна.

При продольном наклонении судна на угол Ψ вокруг поперечной оси Ц.В. переместится из точки С в точку С1 и сила поддержания, направление которой нормально к действующей ватерлинии, будет действовать под углом Ψ к первоначальному направлению. Линии действия первоначального и нового направлении сил поддержания пересекаются в точке. Точка пересечения линии действия сил поддержания при бесконечно малом наклонении в продольной плоскости называется продольным метацентром M.

Предлагается к прочтению: Диаграмма остойчивости и диаграмма динамической остойчивости (ДДО)

Радиус кривизны кривой перемещения Ц.В. в продольной плоскости называется продольным метацентрическим радиусом R, который определяется расстоянием от продольного метацентра до Ц.В.

Формула для вычисления продольного метацентрического радиуса R аналогична поперечному метацентрическому радиусу:

R = IF/V,

где:

  • IF – момент инерции площади ватерлинии относительно поперечной оси, проходящей через ее Ц.Т. (точка F);
  • V – объемное водоизмещение судна.

Продольный момент инерции площади ватерлинии IF значительно больше поперечного момента инерции IX. Поэтому продольный метацентрический радиус R всегда значительно больше поперечного r. Ориентировочно считают, что продольный метацентрический радиус R приблизительно равен длине судна.

Основное положение остойчивости заключается в том, что восстанавливающий момент является моментом пары, образованной силой веса судна и силой поддержания. Как видно из рисунка в результате приложения действующего в ДП внешнего момента, называемого дифферентующим моментом Mдиф, судно получило наклонение на малый угол дифферента Ψ. Одновременно с появлением угла дифферента возникает восстанавливающий момент , действующий в сторону, противоположную действию дифферентующего момента.

Продольное наклонение судна будет продолжаться до тех пор, пока алгебраическая сумма обоих моментов не станет равной нулю. Поскольку оба момента действуют в противоположные стороны, условие равновесия можно записать в виде равенства:

Mдиф=MΨ

Восстанавливающий момент в этом случае будет:

MΨ=D′·GK1          Форм. 1

где:

  • GK1 – плечо этого момента, называемое плечом продольной остойчивости.

Из прямоугольного треугольника G M K1 получаем:

GK1=MG·sinΨ=H sinΨ          Форм. 2

Входящая в последнее выражение величина MG = H определяет возвышение продольного метацентра над Ц.Т. судна и называется продольной метацентрической высотой. Подставив выражение (Формула 2) в формулу 1, получим:

MΨ=D′·H·sin Ψ          Форм. 3

Где произведение D′H – коэффициент продольной остойчивости. Имея в виду, что продольная метацентрическая высота Н = R – a, формулу 3 можно записать в виде:

MΨ=D‘·(R–а)·sin Ψ          Форм. 4

где:

  • a – возвышение Ц.Т. судна над его Ц.В.

Формулы 3 и 4 являются метацентрическими формулами продольной остойчивости. Ввиду малости угла дифферента в указанных формулах, вместо sinΨ можно подставить угол Ψ (в радианах) и тогда:

MΨ=D′·H·Ψ     или     MΨ=D′·(R–а)·Ψ.

Поскольку величина продольного метацентрического радиуса R во много раз больше поперечного r, продольная метацентрическая высота H любого судна во много раз больше поперечной h, поэтому, если у судна обеспечена поперечная остойчивость, то продольная остойчивость обеспечена заведомо.

Дифферент судна и угол дифферента

В практике расчетов наклонений судна в продольной плоскости, связанных с определением дифферента, вместо углового дифферента принято пользоваться линейным дифферентом, значение которого определяется как разность осадок судна носом и кормой, т. е. d = TH – TK.

Дифферент

Рис. 2

Дифферент принято считать положительным, если осадка судна носом больше, чем кормой; дифферент на корму считается отрицательным. В большинстве случаев суда плавают с дифферентом на корму. Предположим, что судно, плавающее на ровный киль по ватерлинию ВЛ, под действием некоторого момента получило дифферент и его новая действующая ватерлиния заняла положение В1Л1. Из формулы для восстанавливающего момента имеем:

Ψ=MΨD′·H

Проведем пунктирную линию АВ, параллельную ВЛ, через точку пересечения кормового перпендикуляра с В1Л1. Дифферент d – определяется катетом ВЕ треугольника ABE. Отсюда:

tg Ψ=Ψ=d/L

Сравнив последние два выражения, получим:

dL=MΨD′·H,     отсюда     MΨ=dL·D′·H

Изменение дифферента при продольном перемещении груза

Рассмотрим методы определения осадок судна при действии на него дифферентующего момента, возникающего в результате перемещения груза в продольно-горизонтальном направлении.

Осадка

Рис. 3

Допустим, что груз весом P перемещен вдоль судна на расстояние ιx. Перемещение груза, как уже указывалось, может быть заменено приложением к судну момента пары сил. В нашем случае этот момент будет дифферентующим и равным: Mдиф = P · lX · cosΨ. Уравнение равновесия при продольном перемещении груза (равенство дифферентующего и восстанавливающего моментов) имеет вид:

p·lx·cosΨ=D′·H·sinΨ

  • откуда:

tgψ=P·IXD′·H

Поскольку малые наклонения судна происходят вокруг оси, проходящей через Ц.Т. площади ватерлинии (т. F), можно получить следующие выражения для изменения осадок носом и кормой:

∆TH=(L2–XF)·tg ψ=P·IXD′·H·(L2–XF)

∆TH=(L2+XF)·tg ψ=–P·IXD′·H·(L2+XF)

Следовательно, осадки носом и кормой при перемещении груза вдоль судна будут:

Tн=T+∆Tн=T+P·IxD′·H·(L2–XF)

Tк=T+∆Tк=T+P·IxD′·H·(L2–XF)

Если учесть, что tg Ψ = d/L и что D′ · H · sin Ψ = MΨ, можно записать:

Tн=T+P·Ix100·M1см·(12–XFL)

Tк=T–P·Ix100·M1см·(12+XFL)

где:

  • T – осадка судна при положении на ровный киль;
  • M1см – момент, дифферентующий судно на 1 см.

Значение абсциссы XF находят по “кривым элементов теоретического чертежа”, причем необходимо строго учитывать знак перед XF: при расположении точки F в нос от миделя величина XF считается положительной, а при расположении точки F в корму от миделя – отрицательной.

Плечо lX также считается положительным, если груз переносится по направлению к носовой части судна; при переносе груза в корму плечо lX считается отрицательным.

Шкала изменений осадки оконечностей вследствие приема 100 тонн груза

Наибольшее распространение получили шкалы и таблицы изменения осадок носом и кормой от приема единичного груза, масса которого в зависимости от водоизмещения выбирается равной 10, 25, 50, 100, 1 000 тонн. В основе построения такого рода шкал и таблиц лежат следующие соображения. Изменение осадки оконечностей судна при приеме груза слагается из увеличения средней осадки на величину ΔТ и изменения осадок оконечностей ΔTH и ΔTK. Величина ΔT не зависит от местоположения принятого груза, а значения ΔTH и ΔTK при данной осадке и фиксированной массе груза P будут изменяться пропорционально абсциссе Ц.Т. принятого груза Xp. Поэтому, используя такую зависимость, достаточно вычислить изменения осадок оконечностей от приема груза сначала в районе носового, а затем кормового перпендикуляров и построить шкалу или таблицу изменения осадок оконечностей судна от приема груза массой, например, 100 т. Значения ΔT, ΔTH, ΔTK вычисляются по формулам.

По полученным приращениям осадок оконечностей судна строим график изменений этих осадок от приема указанного груза.

Для этого на прямой а-б намечаем положение мидель – шпангоута и откладываем в выбранном масштабе вправо (в нос) и влево (в корму) половину длины судна. Из полученных точек восстанавливаем перпендикуляры к линии а-б. На носовом перпендикуляре откладываем вверх отрезок б-в, изображающий в выбранном масштабе вычисленное изменение осадки носом при приеме груза в носу. Аналогично на кормовом перпендикуляре откладываем вниз отрезок а-г, изображающий вычисленное изменение осадки носом при приеме груза в корму. Соединив прямой точки в-г, получаем график изменения осадки носом от приема груза массой 100 тонн.

Осадка носа

Рис. 4

ΔTн=+24 см=0,24 м;

ΔTк=+4 см=0,04 м

Таким же образом производится построение графика изменения осадки судна кормой от приема груза. Здесь отрезок б-д в принятом масштабе изображает изменение осадки кормой при приеме груза 100 т в носу, а отрезок а-е – при приеме груза в корму.

Производим градуировку шкал. Над графиком (или под ним) проводим две прямые линии для нанесения шкал изменения осадок: верхнюю – для носа, и нижнюю – для кормы. На каждой из них отмечаем точки, соответствующие делениям 0 (их положение определяется точками пересечения линии а-б с графиками в-г и е-д , т. е. точками ж-р). Затем между линией а-б и графиками в-г и е-д подбираем такие отрезки, длина которых в принятом масштабе была бы равна 30 или 10 см изменения осадки. Такими отрезками при градуировке шкалы “нос” будут отрезки з-и и к-л. В результате получим на шкале деления 30 и 10. Расстояния между 0 и 10, 10 и 20 делим на 10 равных частей. Размеры этих делений на обоих участках шкалы должны получиться одинаковыми.

Будет интересно: Диаграмма статической остойчивости (ДСО) и ее свойства

Используя график е-д, аналогичным способом строим шкалу для осадок кормой. При практических расчетах строят несколько шкал изменения осадок оконечностей от приема 100 тонн груза. Чаще всего строят шкалы для трех осадок (водоизмещений): осадки порожнего судна, осадки судна с полным грузом и промежуточную.

Шкалы, диаграммы или таблицы изменения осадок оконечностей судна от приема единичного груза (например 100 тонн) могут иметь очень разный вид. Несколько таких примеров приводим ниже на рисунках 5-7.

Изменение осадки

Рис. 5 Кривые изменений осадки оконечностей от приема 100 т груза, совмещенные с соответствующими точками на судне
Осадка судна
Рис. 6 Шкала изменений осадки оконечностей судна от приёма 100 т груза, совмещённая с соответствующими точками на судне
Осадка
Рис. 7 Изменения осадок оконечностей судна от приема единичного груза

Сноски

Расчет посадки и дифферента имеет важнейшее значение для безопасной и эффективной эксплуатации грузовых судов. В книге приведены методики, позволяющие точно и быстро рассчитать посадку судна в различных условиях эксплуатации.

Оглавление

Посадка судна

Посадка судна — это положение судна относительно спокойной поверхности воды.

Посадка определяется параметрами положения плоскости действующей ватерлинии относительно судна.

К этим параметрам относятся:

1. Средняя осадка судна — аппликата точки пересечения плоскости действующей ватерлинии с осью Z. Средняя осадка обычно обозначается Тср.

2. Угол дифферента — угол между следом действующей ватерлинии на диаметральной плоскости судна и осью X. Угол дифферента обычно обозначается Ψ.

3. Угол крена — угол между следом действующей ватерлинии на плоскость мидель-шпангоута и осью Y. Угол крена обычно обозначается θ.

На практике в расчетах посадки судна углом дифферента Ψ не пользуются. Дифферент судна находят как разность осадок носом и кормой.

Основная цель расчетов посадки судна состоит в определении осадок судна при различных случаях его загрузки.

Рис. 1. Посадка судна без дифферента и крена.

Рис. 2. Посадка судна с дифферентом.

Рис. 3. Посадка судна с креном.

На фото грузовой теплоход река-море плавания на ровном киле.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 марта 2021 года; проверки требуют 13 правок.

Диффере́нт — морской термин, разница осадок судна носом и кормой[1]. Угол дифферента — угол отклонения плоскости мидель-шпангоута от вертикали. В авиации для обозначения такого же угла, задающего ориентацию летательного аппарата, используется термин тангаж.

Определение осадки и дифферента судна[править | править код]

Марки углубления, показывающие осадку судна

Для определения осадки в носовой, средней и кормовой частях на обоих бортах наносят марки углубления в метрах и сантиметрах или в дециметрах арабскими цифрами. Нижние кромки цифр соответствуют той осадке, которую они обозначают. Для определения дифферента из осадки носом вычитают осадку кормой. Если осадка кормой больше осадки носом, то судно имеет дифферент на корму (отрицательный дифферент) и, наоборот, при осадке носом больше осадки кормой — дифферент на нос (положительный дифферент).

Дифферент равен нулю, если осадки носом и кормой равны. При осадке носом, равной осадке кормой (когда дифферент равен нулю), говорят: «судно — на ровном киле».

Средняя осадка представляет собой полусумму осадок носа и кормы.

Дифферент может образовываться под действием гидродинамических сил при движении судна[2]. Так для примера, при увеличении скорости, судно приобретает дифферент на корму[2].

См. также[править | править код]

  • Тангаж
  • Рыскание
  • Курс судна
  • Крен
  • Ватерлиния

Примечания[править | править код]

  1. Каланов Н. А. Словарь морского жаргона (2 переизд.). — М.: Моркнига, 2011—440 с. ISBN 978-5-9906698-5-7, с. 10
  2. 1 2 Школа яхтенного рулевого / под редакцией Леонтьева Е.П.. — Москва: Физкультура и спорт, 1987. — С. 122. — 272 с.

Добавить комментарий