Как определить динамику песни?
Наиболее распространенные динамические нюансы, от самого тихого до самого громкого, перечислены ниже:
- pp – Pianissimo – пианиссимо — очень тихо
- p — Piano — пиано — тихо
- mp — Mezzo piano — меццо-пиано — в меру тихо
- mf — Mezzo forte — меццо-форте — в меру громко
- f — Forte — форте — громко
Что означает слово пиано и фо́рте?
Тихо, не громко (об исполнении музыкальных произведений); противоп. форте. Петь пиано. Играть пиано.
Как описать динамику в музыке?
ДИНА́МИКА, в музыке — различной степени силы звучания, громкости и их изменения. Обозначаются итальянскими терминами: пиано (piano, сокр. p) — тихо; форте (forte, сокр. f) — громко; крещендо (crescendo) — постепенно усиливая; диминуэндо (diminuendo) — постепенно затихая и др.
Какой знак музыкальной грамоты определяет динамику?
При письме обозначается знаком > над соответствующей нотой (аккордом) или под ней.
Какие есть темпы в музыке?
Какие бывают темпы?
- Grave – тяжело, серьезно, важно
- Largo – широко
- Lento – медленно
- Adagio – тихо, спокойно, медленно, первоначально «с нежностью»
- Larghetto – довольно широко (более подвижно и текуче)
- Andante – «идущий шагом» (темп обычного, неторопливого и не замедленного шага)
Что такое FF в музыке?
Основные градации силы звучания: piano (в нотах сокращённо р) — тихо, слабо и forte (f) — громко, сильно. … (до ррррр); от forte в сторону усиления: fortissimo (ff) — очень громко, forte-fortissimo (fff) — чрезвычайно громко и т. д. (до fffff).
Что означает F форте?
Основные градации силы звучания: piano (в нотах сокращённо р) — тихо, слабо и forte (f) — громко, сильно. … (до ррррр); от forte в сторону усиления: fortissimo (ff) — очень громко, forte-fortissimo (fff) — чрезвычайно громко и т. д. (до fffff).
Чем отличается пианино от рояля и фортепиано?
В пианино струны натянуты вертикально. Это делает инструмент более компактным, что позволяет играть на пианино в ограниченном пространстве. Рояль, напротив, сохраняет форму оригинального фортепиано, в котором струны натянуты горизонтально и обладают большим потенциалом для создания объемного звучания.
Что такое минор в музыке?
Мино́р (лат. minor «меньший, малый») в музыке — один из двух ладов (наряду с мажором) гармонической тональности. Характерная особенность минорного звукоряда — его третья ступень, отстоящая от первой ступени на малую терцию.
Как называется в музыке скорость звуков?
Темп – скорость движения в музыке.
Что такое темп в музыке 2 класс?
Темпом в музыке называется скорость музыкального процесса; скорость движения (смены) метрических единиц. Темп определяет абсолютную скорость, с которой исполняется музыкальное произведение. Есть в мелодии и СКОРОСТЬ! СКОРОСТЬ — ТЕМПОМ назовём.
Какие бывают виды ритма?
Виды ритма в музыке
- Движение ровными длительностями Движение ровными одинаковыми длительностями встречается в музыке нередко. …
- Пунктирный ритм В переводе с немецкого слово «пункт» значит «точка». …
- Ломбардский ритм Ломбардский ритм – то же, что и пунктирный ритм, только наоборот, то есть в обращенном виде. …
- Затакт …
- Синкопа
2 февр. 2016 г.
Какие есть темпы?
Adagio – тихо, спокойно, медленно, первоначально «с нежностью» Larghetto – довольно широко (более подвижно и текуче) Andante – «идущий шагом» (темп обычного, неторопливого и не замедленного шага) Andantino – более оживленный темп, чем Andante.
Что такое динамические знаки?
Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками (от греческого слова dynamicos — силовой, то есть сила звука). В нотах вы, конечно, видели такие значки: pp, p, mp, mf, f, ff, dim, cresc. Все это — сокращения названий динамических оттенков.
Что такое темп и динамика в музыке?
Темп и динамика являются неким аналогом музыкальной пунктуации — это знаки музыкальном предложении, которые сообщают вам, какие чувства вы должны испытывать при исполнении пьесы — ярость, грусть или что-нибудь другое. Знаки помогают как исполнителю донести до аудитории замысел композитора.
В чем разница фортепиано и пианино?
«Фортепиано» – это класс инструментов, а «пианино» — конкретный клавишный инструмент с вертикальной декой. Иными словам, всякое пианино – это фортепиано, но не всякое фортепиано – пианино. Общим у них всех можно назвать способ извлечения звука с помощью клавиш, струн и молоточков.
Какие виды фортепиано бывают?
Фортепиано делятся на инструменты с горизонтальным расположением струн (рояль, роялино, четырёхугольное фортепиано) и вертикальным (пианино, пиано-лира, пиано-буфет и др.). В России первое вертикальное фортепиано приписывается К. -Э. Фридеричи (Гера, Германия, 1745 г.).
В этой статье Вы познакомитесь с базовыми понятиями динамики, узнаете наиболее популярные обозначения и способы динамической работы, а также ошибки и проблемы с которыми сталкиваются начинающие музыканты.
Что такое динамика в целом?
Если обратиться к этимологии слова динамика, то мы узнаем, что от греч. δύναμις — сила, мощь.
О какой силе идет речь в применении к музыке?
Конечно же о силе звука, одном из 4 параметров музыкального звука в целом. ( Все 4 параметра звука рассматриваются здесь)
Cила звука в свою очередь влияет на громкость звука, так как чем сильнее мы дергаем струну, или ударяем по клавише фортепиано, тем сильнее амплитуда колебаний звучащего тела и больше его громкость.
Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. И громкость звука сама по себе мало что значит для исполнителя.
Важно уметь работать с громкость и самое главное иметь широкую палитру динамических оттенков, которые вы можете воспроизводить на вашем инструменте.
Под динамическими оттенками музыканты чаще всего подразумевают относительную систему обозначения громкости, которую можно встретить в нотных обозначениях.
Самая простая схема выглядит следующим образом.
p ( piano – пиано) – тихо
f ( forte – форте) – громко
Остальные обозначения являются производными от них
pp – пианиссимо – очень тихо
mp – меццо пиано – не очень тихо
mf меццо форте не очень громко
ff – очень громко
Как видите, шкала достаточно относительна и порой отличить mp от mf практически невозможно.
Именно поэтому данные обозначения называются обозначениями относительной громкости.
Понятно, что форте на гитаре и форте на фортепиано это совершенно разные громкости.
Сравнительная таблица громкости в децибелах без привязки к инструменту.
fff | Форте-фортиссимо — самое громкое | 100 фон | 88 сон |
ff | Фортиссимо — очень громкое | 90 фон | 38 сон |
f | Форте — громкое | 80 фон | 17,1 сон |
p | Пиано — тихое | 50 фон | 2,2 сон |
pp | Пианиссимо — очень тихое | 40 фон | 0,98 сон |
ppp | Пиано-пианиссимо — самое тихое | 30 фон | 0,36 сон |
Первый этап освоения динамики на вашем инструмента это научиться играть форте и пиано, без плавных переходов.
Затем вы можете попробовать играть сначала pp, затем сразу ff. Обратитесь к профессиональному педагогу для получения эффектных упражнений по освоению динамики.
Одна из самых распространенных ошибок среди начинающих музыкантов это отсутствие работы над динамикой. Все, что они играют звучит не очень тихо и не очень громко. Такой подход обедняет музыку и ее выразительность и конечно же должен быть искоренен на самых первых этапах занятий.
Нужно учиться играть во всех возможных динамических диапазонах.
Следующий важный элемент динамики в музыке это градации, то есть переход от одного уровня динамики к другому.
По сути, любая музыкальная фраза строиться на использовании плавного изменения динамики и очень редко все ноты играются на одной громкости.
Для обозначения явных изменений динамики используются обозначения
cresc. и dim. или усиливая и ослабляя
Также в нотах используются вилочки, для обозначения увеличения или уменьшения громкости:
Резкие изменения громкости
sf или sfz – внезапно громко или резкий акцент
Также встречается обозначение fp (forte piano) оно значит «громко, затем сразу тихо»;
sfp (sforzando piano) указывает на сфорцандо с последующим пиано.
Также в нотных обозначениях встречаются акценты, который выставляются над отдельной нотой, что указывает на их динамическое выделение в сравнении с окружающими звуками. Сила акцента может варьироваться от едва уловимого изменения, до очень острой атаки. На картинке изображения акцента 3 и 4.
В джазе можно очень часто встретить деакцентирование или ghost ноты. Это ноты, которые записываются взятыми в скобки и практически не играемые или играемые на минимальной динамике.
Такие звуки позволяют сохранять пульсацию и являются важным признаком стиля.
Важно отметить, что динамика отвечает за эмоциональность музыки, а также значительно влияет на фразировку, так как агогика практически всегда опирается на правильную работу с динамикой.
Понаблюдайте за вашей речью и речью других людей и попробуйте мысленно записать их динамику. Вы услышите, что речь любого человека меняется динамически в зависимости от эмоций. Дежурные фразы мы произносим mf, когда взволнованы мы можем говорить громкой, с крещендо к важным словам. Когда спор в разгаре участники могут быть на ff, а к концу спора затихнуть.
Шепот это pp или даже ppp, что очень часто связано с тайнами или секретами, которые мы хотим поведать другим людям.
Все, что нужно для освоения динамики это перенести динамику живой речи в вашу игру.
Слушайте других музыкантов обращая внимание на динамику – ведь именно здесь скрыта большая часть секретов успешного исполнения.
Один из популярных приемов работы с динамикой это эффект эха, при котором фраза повторяется тише или наоборот громче. Современные музыканты применяют этот прием к ударам по малому барабану или проведению темы.
Такой контраст динамики также очень характерен для музыки эпохи барроко.
В те времена градиентные переходы были не так популярны, как сегодня – поэтому основной прием работы над динамикой состоят в сопоставлении тихих частей громким и наоборот.
Углубляясь в природу динамики звука вернемся к началу статьи.
2 простые градации звука это тихо и громко.
Но если взять крайности, то можно говорить о полной тишине ( пауза тоже музыка) и максимальной громкости.
Это область, которая требуется тщательного изучения на инструменте. Попробуйте найти самый тихий звук, который можно извлечь.
Когда появляется переход от тишины к звуку? Такой процесс может быть подобен медитации.
Или самый громкий звук – можете ли вы сделать самое громкое форте еще более громким?
Подобно тому, как художники различают десятки оттенков цветов, музыканты учатся различению тончайших оттенков динамики.
В начале пути вы слышите только громко и тихо. Затем начинаете улавливать переходы и оттенки форте, пиано, акценты, ghost ноты.
В идеале звуковой поток будет восприниматься вами, как бесконечные волны звуковой динамики переходящие от форте к пиано и наоборот.
Как видите, динамика это простая и в тоже время сложнейшая для освоения часть музыки. Несложно понять виды музыкальной динамики и ее переходы, но гораздо сложнее научиться слышать и исполнять эти переходы.
Используйте идеи изложенные в этой статье, а также внимательно читайте указания композиторов, ведь их задача максимально точно и однозначно указать вам на все динамически изменения, которые нужно соблюдать для создания максимально точной интерпретации.
Для музыкантов исполняющих рок, джаз и любую другую современную музыку важно учится слышать динамику, так как в нотах она не выписывается, но неизменно присутствует в любой композиции, так как музыка невозможна без динамики!
Музыка – вид искусства, апеллирующий к нашей чувственной сфере при помощи звуков. Язык звуков имеет в своём составе различные элементы, которые в профессиональной терминологии называются «средства музыкальной выразительности». Одним из таких важнейших и мощнейших по воздействию элементов является динамика.
Что такое динамика
Это слово знакомо всем из курса физики и ассоциируется с понятиями «масса», «сила», «энергия», «движение». В музыке оно определяет то же самое, но по отношению к звуку. Динамика в музыке – это сила звука, она также может выражаться понятиями «тише – громче».
Игра на одинаковом уровне звучности не может быть выразительной, она быстро утомляет. Напротив, частая смена динамики делает музыку интересной, позволяя передавать широкую гамму эмоций.
Если музыка призвана выразить радость, торжество, ликование, счастье – динамика будет яркой и звучной. Для передачи таких эмоций, как печаль, нежность, трепетность, проникновенность используется светлая, мягкая, спокойная динамика.
Способы обозначения динамики
Динамика в музыке – это то, что определяет уровень громкости. Обозначений для этого существует совсем немного, реальных градаций в звучании значительно больше. Так что динамические символы следует рассматривать всего лишь как схему, направление поиска, где каждый исполнитель проявляет в полной мере свою фантазию.
Уровень динамики «громко» обозначается термином «форте», «тихо» – «пиано». Это общеизвестно. «Тихо, но не слишком» – «меццо пиано»; «Не слишком громко» – «меццо форте».
Если же динамика в музыке требует выхода на уровень крайностей, используются нюансы «пианиссимо» – очень тихо; или «фортиссимо» – очень громко. В исключительных случаях количество значков “форте” и “пиано” может доходить до пяти!
Но даже с учётом всех вариантов количество символов для выражения громкости не превышает цифры 12. Это совсем не много, если учесть, что на хорошем рояле можно извлечь до 100 динамических градаций!
К динамическим указаниям относятся также термины: “крещендо” (постепенно усиливая громкость) и противоположный по значению термин “диминуэндо”.
Музыкальная динамика включает в себя ряд символов, указывающих на необходимость проакцентировать какой-либо звук или созвучие: > (“акцент”), sf или sfz (резкий акцент – “сфорцандо”), rf или rfz (“ринфорцандо” – “усиливая”).
От клавесина до рояля
Сохранившиеся экземпляры клавесинов и клавикордов позволяют нам представить, что такое динамика в музыке эпохи барокко. Механика старинных предшественников фортепиано не позволяла изменять уровень громкости постепенно. Для резкой смены динамики существовали дополнительные клавиатуры (мануалы), которые могли добавлять к звучанию обертоны за счёт октавных удвоений.
Специальная система рычагов и ножная клавиатура на органе позволяли добиваться разнообразия тембров и усиления громкости, однако всё равно изменения происходили внезапно. По отношению к музыке барокко даже существует специальный термин «террасообразная динамика», поскольку смена уровней громкости напоминала уступы террасы.
Что касается амплитуды динамики, то она была совсем невелика. Звук клавесина, приятный, серебристый и тихий вблизи, был почти не слышен на расстоянии нескольких метров. Звучание клавикорда было более жестковатым, с металлическим оттенком, но немного более звучным.
Этот инструмент был очень любим И. С. Бахом за его способность пусть в едва заметной степени, но всё же менять уровень динамики в зависимости от силы прикосновения пальцев к клавишам. Это давало возможность придавать фразе определённую выпуклость.
Изобретение в начале 18 века фортепиано с его молоточковой системой произвело революцию, расширив возможности клавишного инструмента. Динамика в музыке, исполняемой на современном рояле, имеет огромное количество градаций звука и, главное, доступность постепенных переходов от одного нюанса к другому.
Динамика крупная и детализированная
Крупная динамика обычно выражается символами, изложенными в таблице. Их немного, они ясны и определённы.
Однако «внутри» каждого из этих нюансов может быть масса более тонких звуковых градаций. Для них не придумано специальных обозначений, однако эти уровни существуют в реальном звучании и именно они заставляют нас трепетно вслушиваться в игру талантливого исполнителя.
Такая мелкая динамика называется детализированной. Традиция её использования берёт начало в музыке барокко (вспомните возможности клавикорда).
Динамика в музыке – это один из пробных камней исполнительского мастерства. Именно мастерское владение тонкой нюансировкой, лёгкими, едва заметными её изменениями отличает игру талантливого профессионала.
Впрочем, не менее сложно бывает равномерно распределить усиление или ослабление звучности, когда оно «растянуто» на большом отрезке нотного текста.
Относительность динамики
В заключение стоит заметить, что динамика в музыке – это весьма относительное понятие, как, впрочем, и всё остальное в нашей жизни. Каждый музыкальный стиль и даже каждый композитор имеет свою динамическую шкалу, а также свои особенности в применении нюансировки.
То, что хорошо звучит в музыке Прокофьева, абсолютно неприменимо при исполнении сонат Скарлатти. А нюанс piano у Шопена и у Бетховена будет звучать совсем по-разному.
Это же относится и к степени акцентировки, продолжительности сохранения одного и того же уровня динамики, способа его смены и так далее.
Чтобы овладеть данным средством музыкальной выразительности на хорошем профессиональном уровне, необходимо, прежде всего, изучать игру великих мастеров, вслушиваться, анализировать, думать и делать выводы.
Здравствуйте, дорогие коллеги!
Прошу прощения за мое довольно долгое отсутствие. Известный человечески грех тому виной — лень. Но благодаря “отпуску”, я прочел достаточное количество отзывов от благодарных читателей, которые настоятельно подталкивали меня к возвращению в амплуа просветителя. =)
Спасибо вам, уважаемые читатели! Я признателен за проявленный интерес к ресурсу, и за то, что вы не дали мне заснуть! Я вновь принимаюсь за дело!)
А теперь, перейдем непосредственно к сегодняшней теме.
В этой короткой статье я хотел бы рассказать вам о важности такого понятия в треке как динамика электронной музыки.
Словари гласят, что понятие “динамика” означает некий ход развития, изменение какого-либо явления или процесса под влиянием внешних факторов.
Если рассматривать ее в музыкальном контексте, то динамика трека обусловливается резкими или плавными изменениями различного характера в партиях инструментов. С классическим пониманием музыкальной динамики можно ознакомиться на Википедии
Эта тема кажется очевидной и само собой разумеющейся. Однако большинство начинающих саунд-продюсеров с динамикой трека работают весьма вяло. Особенно на первых парах. Все-все это проходили. =)
Встречали ли Вы примерно такую ситуацию: трек сделан на приличном уровне, он громкий, партии инструментов хороши, звуки — сочные, мелодия на высоте, и соло ничего, но… чтож-такое то! Слушать как-то не интересно!
“Нет души” — скажет опытный слушатель, брюзга и эстет. “Нет дыхания” — повторит ему какой-нибудь опытный DJ Bubka-Gop, записавший “ни один десяток лэйблов”. И оба засранца правы. И они говорят о динамике. О изменениях, которые привносят в трек пульс и дыхание.
Итак, какие виды изменений используют в треках? Я разделяю динамические манипуляции в треках на три условные взаимосвязанные категории, которые можно представить в виде трех ярких метафор: “плоть”, “дыхание”, “пульс”.
“Плоть” трека — это инструментальные партии.
Для того, чтобы сама плоть музыки была действительно интересной и живой, производятся следующие действия:
- На протяжении всего трека развивается и (часто) видоизменяется мелодия, ритмический рисунок, инструментовка трека;
- Трек обеспечивается хорошей структурой, в полной мере раскрывающая все богаство эмоций;
- Трек снабжается оригинальными сбивками в конце квадратов перед знаковыми структурными элементами;
- Уделяется внимание самим инструментам. Чтобы они звучали живее уделяется внимание параметру “velocity” каждой ноты, чтобы передать нужные акценты, чтобы сами ноты звучали бы то громче то тише, то прозрачней, то плотнее — так, как это получается само собою у живых музыкантов. (Для этого эффекта проще сыграть партию инструмента на Midi-клавиатуре, чем пытаться “эмулировать” эти нюансы в ручную);
- Ритмический рисунок инструментальных партий то немного опережает, то запаздывает перед строгими математическими сетками такта для придания “свинга” или “грува” (Тоже помогает midi-клавиатура и drum-пады);
- Вносятся специальные звуковые эффекты перед вступлением “припева” или “брейка”, и т.п.
- И т.д.
…проделывая все это, вы работаете непосредственно с плотью трека, инструментальными партиями.
И это — тот уровень работы, который худо-бедно постигается новичками в первую очередь. Однако, без миди-клавиатуры, результат, как правило не слишком убедительный. Так что смело рекомендую ее для новичков в качестве первой своей серьезной покупки для домашней студии.
Далее мы обсудим “Пульс трека”.
“Пульс” — это так называемая “вертикальная” динамика трека.
К этой категории я отношу достаточно резкие и быстрые изменения в характере звука, которые происходят с частотой равной или превышающей bpm трека (bpm — “beats per minute” — удары в секунду).
К эффектам вертикальной динамики относится, например, эффект “sidechain” — компрессора, который срабатывает только во время звучания определенного звука, например — удара бочки.
Этот эффект — излюбленный прием продюсеров хаус-музыки. Он привносит в трек так называемый “кач”. Каждый удар бочки как будто “продавливает” в полотне инструментов небольшие ямки, в которых звук определенных инструментов или баса немного приглушен.
В результате грамотного подбора длинны и интенсивности данного эффекта, в треке образуется эффект “кача”, своеобразного “пульса”. Иногда, впрочем, этот эффект делают в ручную — рисуя “провалы” в уровне громкости того или иного инструмента вручную. см. рисунок ниже)
Что еще делают для оживления вертикальной динамики трека, и что можно к ним отнести?
- “Провалы” в полотне инструментов, глушение ненужных шумов между музыкальными фразами с помощью эффекта Gate(Например, обрезаются ненужные “хвосты” от эха между ударами барабанов, перкуссии, баса, и т.д.);
- Быстрый, пульсирующий Auto Pan (для создания эффекта объема и дрожания звука);
- Ритмические “булькающие” эффекты LFO на определенных синтезаторах (Вспомните дабстеп с его невообразимыми басовыми выкрутасами);
- Тремоло-эффекты.
- Компрессия пиков в треке (мы их “придавливаем”), достижение нужного RMS при помощи многополосной компрессии и максимайзера на этапе мастеринга ;
- Целый комплекс мер, в том числе и сложная обработка высоких, средних и низких частотных диапазонов отдельными компрессорами, гейты, ревер, не брезгуют тут и тпипичными приемами “горизонтальной” динамики;
- Любые меры по оживлению партий инструментов при помощи резких и быстрых колебаний в автоматизации трека;
- И т.д.
Как видите, здесь очень много ходовых фишек. При этом список наверняка не полный. 😉
Мы обсудили манипуляции с “плотью” и “пульсом” трека. Теперь поговорим о “дыхании”. Я называю “дыханием” так называемую “горизонтальную динамику”. Это те изменения, которые происходят гораздо медленней bpm микса, и перетекают из такта в такт.
Что делают для оживления динамики трека при помощи “горизонтальной динамики”?
- Более или менее значительная автоматизация темпа трека. Во время спада напряжения темп может уменьшаться, во время подъема — увеличиваться;
- Автоматизация уровня громкости отдельных инструментов. Во время насыщенного фрагмента трека определенные инструменты могут слегка “притихнуть” для того, чтобы дать пространство для остальных звуков, а затем вновь заиграть громче (см. рисунок выше);
- Использование различных SFX эффектов с автоматизацией, для связки и подчеркивания переходов в иной структурный элемент композиции. К нему относится, конечно, небезызвестный sweep, звуки реверсированной тарелки перед началом активной части трека, и т.д.
- Автоматизация send/return эффектов, других примочек, плавные (или не очень) изменения в параметрах инструментов по ходу композиции, и т.д.
- Увеличение компрессии определенного звука с одновременным постепенным увеличением его громкости (сильная психическая атака на слушателя! Излюбленный прием Трента Резнора, лидера Nine Inch Nails);
- И т.д. я думаю, вы сами сможете с легкостью продолжить этот список…
Итак, я перечислил в данной статье некоторые приемы и вертикальной и горизонтальной динамики, которые призваны внести в вашу электронную музыку “дыхание”, “пульс”, “плоть” и даже душу. =)
Применение всего арсенала работы с саундом имеет очень сильную степень воздействия на заинтересованность и эмоции слушателя, поэтому… ну не надо ими пренебрегать, и вы будете адски круты. =)
С другой стороны, если вы не пишете музыку о унылом тоталитарном государстве, власти машин и фюрерров, о неминуемой гибели человечества… тогда бездушность и “квадратность” музыки, острые углы, безжизненность и отсутствие всякой “динамики” будут весьма концептуальным решением!… впрочем — все равно довольно спорным…
На сегодня все!
Спасибо за Внимание! С Вами был Wolfframe
Удачи Вам в музыкальных экспериментах, и пишите, если что!
Говоря о различиях в уровне громкости, мы рассматривали эти различия с одной стороны, как проявления метра:
- сильное время в метрической пульсации,
- относительно сильное время и
- слабое время;
с другой стороны, как проявление ритма:
- атаки, начинающих свое звучание нот, как на долях, так и вне их;
- продолжение на доле звука, взятого ранее и
- снятие звука и паузы.
При взгляде со стороны, может показаться, что, поскольку, никаких других причин, влияющих на громкость музыки нет, музыкальная динамика является простым проявлением создаваемых ритмом активности долей музыкального метра.
С одной стороны, это так и есть, поскольку, если ехать на машине, то в первую очередь мы так же заметим неровности дороги. Мы не сразу поймем, на какой высоте над уровнем моря мы находимся. Заметим мы это, только когда высота будет составлять километры и у нас начнется горная болезнь.
С другой стороны, было бы нелепо объяснять фактурой поверхности дороги возможность движения по многоуровневым транспортным развязкам. Так же и про динамику музыки можно сказать, что она, при глобальном взгляде, собственно и создает музыкальное произведение в целом.
Динамика проявляется на разных уровнях: от интонации до формы произведения. Как правило, интонационная динамика не имеет таких больших перепадов, как динамические противопоставления между частями произведения. Но, нет правил без исключений. В электронной танцевальной музыке, например, микродинамика максимальна. Создающие «кач» перепады громкости внутри одной доли такой музыки составляют предельно физически возможное значение. При этом, если посмотреть на общую динамику, она будет напоминать ровный прямоугольник.
Динамика фортепианной пьесы
Динамика электронной танцевальной музыки
Динамика проявляется как плавные подъемы и спады, если она должна вести путеводной нитью внимание слушателя. Но, динамика может быть и ступенчатой (террасообразной), если она должна сопоставлять (или даже противопоставлять) отдельные фрагменты произведения.
В музыке, которая концентрирует внимание слушателя на тонкости ощущений и передает сложное содержание сильнее выражена макродинамика. В музыке, которая концентрирует внимание на сильных ощущениях и отвлекает внимание от глобального – микродинамика. Образно говоря, если Ваша мечта – подняться на вершину, Вам нужен большой перепад высот. Если нравится скакать по кочкам, то просто оставьте на дороге много открытых люков.
Таким образом, можно говорить о важнейших функциях динамики:
- динамика передает эмоциональное содержание (создает интонацию);
- управляет вниманием (создает «синтаксис») и
- несет в себе звуковые «пространства» и «объекты» (создает форму произведения).