Как найти директора для певицы

#статьи

  • 7 янв 2022

  • 0

Чем занимается менеджер музыкального артиста и как им стать

Рассказывают менеджеры Black Star, Therr Maitz, Риты Дакоты и natta.

Иллюстрация: Альберто Блинчиков для Skillbox Media

Андрей Калинин

Автор и редактор. Любит рассказывать истории о предпринимателях, образовании и культуре. Сам учится в Skillbox.

Невозможно писать хиты и качать толпу на концерте, а в перерывах договариваться о выступлениях и изучать документы. Для административной работы музыканту нужен менеджер.

В этой статье действующие музыкальные менеджеры, а также преподаватели курса «Музыкальный менеджер» рассказали:

  • как попасть в индустрию;
  • сколько зарабатывают музыкальные менеджеры;
  • какие навыки понадобятся, чтобы начать карьеру.

Музыкальный менеджер снимает с артиста все административные вопросы и превращает творческий хаос в работающую систему:

  • организует запись песен и съёмку клипов, концерты и туры;
  • руководит запусками рекламных кампаний для релизов и выступлений, анализирует результаты;
  • развивает бренд артиста, помогает придумать образ, вести соцсети;
  • общается со СМИ, PR-агентствами, организует коллаборации с другими артистами;
  • ищет инвесторов и рекламодателей;
  • пробует разные способы монетизации — например, краудфандинг или Patreon;
  • договаривается о гонорарах, заключает договоры и следит за финансами.

У начинающих артистов всю работу обычно делает один человек. А на успешных музыкантов часто трудится команда, где у каждого своя роль. Например, у них есть концертный директор, SMM-специалист, на аутсорсе юрист и бухгалтер. Если музыкант работает с лейблом, его личный менеджер может делить задачи с сотрудниками лейбла.

директор певицы natta


Фото: личная страница во «ВКонтакте»

«Мне нравится зарубежный подход: все процессы налажены и каждый понимает, за что отвечает. Рок-н-ролльный образ жизни — это, конечно, круто. Но не в работе. Чтобы люди не выгорели за один релиз, нужно систематизировать всё: создание контента, продвижение релизов, организацию концертов. Тогда больше времени будет на рок-н-ролл и творчество. По сути, это такой же бизнес, как и любой другой: нужно сделать продукт и доставить его потребителю. И чтобы все были счастливы».

Есть две точки входа в профессию музыкального менеджера: помощь начинающим музыкантам или работа в лейбле.

В обоих вариантах можно стартовать без опыта. Но будет проще найти работу, если вы владеете навыками организации процессов и ведения соцсетей и имеете опыт переговоров.

Виктория Лабыгина, директор певицы natta, начала развиваться как менеджер артиста параллельно с основной работой. У неё и сейчас ещё три проекта параллельно. Но, по её словам, все они дополняют друг друга.

  • Работа в крупной консалтинговой и оценочной компании научила Викторию действовать в условиях неопределённости, соблюдать сроки, планировать своё время и управлять командой.
  • Менеджерская помощь подруге, которая развивается как модель и диджей, помогла понять, как устроена российская околотворческая среда.
  • А ещё Виктория графический дизайнер — у неё есть полезные навыки для работы с визуалом.

Виктория Лабыгина

«Моя задача как директора артиста организовать всё так, чтобы музыка записывалась, выпускалась и продвигалась. Существует много примеров, когда у музыкантов получилось заявить о себе одной композицией. А что делать дальше — они не знают.

Я организую студийную запись, съёмку клипов. Сама фотографирую, снимаю видео и создаю контент для соцсетей — это позволяет при отсутствии больших средств и команды спокойно двигаться вперёд.

Также я организую все процессы, связанные с концертами. Вовлечённость здесь должна быть максимальной: люди, которые пришли послушать артиста, не будут разбираться, кто прав и кто виноват, если на концерте что-то пошло не так. Им неважно, что площадка не выполнила техрайдер или что звук отрубился из-за отвалившегося роутера: у зрителей будет ощущение, что это артист плохо подготовился.

Хорошо помню, как мы с Наттой на один концерт сами тащили две коробки с оборудованием по 20 килограммов каждая и были уверены, что оно того стоит, ведь нельзя разочаровывать слушателя».

Алёна Рошаль, концертный директор Therr Maitz, Антона Лаврентьева, Тима Аминова и Риты Дакоты, до музыкального менеджмента работала PR-агентом в кино и личным ассистентом модельера Маши Цигаль. Поскольку у Алёны было много связей, иногда она помогала знакомым музыкантам с концертами и постепенно полностью перешла в музыку. Кроме организации концертов она ведёт своё шоу на радио Maximum.

концертный директор Therr Maitz, Антона Лаврентьева, Тима Аминова и Риты Дакоты


Фото: официальная страница в Instagram*

«Я работала в офисе, и мне это дико не нравилось. Вставать в определённое время, ехать в переполненном общественном транспорте в час пик. Когда стало совсем невозможно это терпеть, я ушла. И подумала: „Вот было бы классно вставать когда хочешь, ездить в классные места — и чтобы работа приносила удовольствие“. Через какое-то время всё так и получилось, потому что я начала работать с музыкой».

Основатель маркетингового агентства Choize Music Антон Выборнов перед тем, как стал продвигать музыкантов, работал в интернет-рекламе. Начинал копирайтером во Владивостоке, потом переехал в Москву, где вёл проекты в рекламных агентствах и создавал маркетинговые стратегии для крупных брендов.

На досуге Антон играл в рок-группе и много общался с музыкантами. Некоторым из них помогал вести соцсети и давал советы по продвижению в целом. Когда спрос на его услуги вырос, он решил полностью переключиться на музыкальный маркетинг. Антон два с половиной года руководил отделом маркетинга в Respect Production, занимался продвижением релизов Макса Коржа, «Касты», ALON и Макса Гирко, а позже основал своё маркетинговое агентство.

По словам Антона, ещё лет пять назад социальные сети даже у крупных артистов часто вёл директор или пиарщик, который параллельно решал ещё огромное количество других задач. Сейчас у больших артистов контентом и запуском регулярных рекламных кампаний обычно занимается штатный SMM-специалист.

Роман Манж — музыкальный менеджер и режиссёр клипов. Семь лет назад Роман переехал в Москву: хотел работать в индустрии шоу и развлечений. За несколько месяцев он вырос из продавца в магазине Black Star до концертного директора.

музыкальный менеджер и режиссёр клипов


Фото: личный аккаунт в Telegram

«В то время рынок только формировался и вакансий было немного. Я пошёл работать в магазин Black Star. Каждую неделю к нам приезжала руководительница из главного офиса. Однажды я открыто сказал ей, что хочу заниматься креативом, чем-то связанным с артистами и концертами. Она договорилась о моей встрече с Пашу. Я рассказал ему о своей идее тура Тимати и L’One. Идею одобрили, и я начал работу в лейбле».


По словам Романа, российский музыкальный рынок сейчас сильно нуждается в новых людях. И эта потребность будет только расти: появляется всё больше молодых артистов, которым нужны менеджеры. Свои офисы открывают зарубежные лейблы, стриминги и дистрибьюторы. Попасть к ним не так сложно, как кажется, вакансии они размещают на официальных сайтах или сайтах по поиску работы.

В лейблах артистов делят на категории в зависимости от их популярности. Менеджеру без опыта дадут в работу начинающего артиста, у которого пока немного активностей. Это хорошая возможность набраться опыта: понять, как работает индустрия и коммуницируют между собой разные отделы в лейбле.

Роман Манж

«В лейбле начинающему менеджеру платят 60–80 тысяч рублей. Тем, кто показывает хороший результат, дадут ещё нескольких артистов или разрешат поработать с более известным музыкантом. В этом случае можно получать уже 120–130 тысяч рублей. Менеджерам крупных артистов с миллионами просмотров в соцсетях и частыми концертами платят 300–400 тысяч рублей».

Вакансии для менеджеров артистов в лейбле можно найти на сайтах по поиску работы. Скриншот: hh.ru

Вакансии для менеджеров артиста в лейбле можно найти на сайтах по поиску работы. Скриншот: hh.ru

Набравшись опыта в лейбле, можно уже самому заняться поиском перспективных артистов и продюсированием. Для этого нужны не только чутьё и вкус, но и хорошее понимание рынка и аудитории.

Музыкальному менеджеру надо уметь вникать в самые разные вопросы: в организацию творческого процесса и концертов, в маркетинг и рекламу, в юридические темы, контроль финансов и новые инструменты монетизации.

Алёна Рошаль советует всем, кто хочет работать музыкальным менеджером, сначала найти ту музыку, которая вдохновляет. И искренне захотеть помочь этому артисту.

Алёна Рошаль

«Все свои навыки я приобрела в процессе работы. Но можно начать карьеру и по-другому: пройти специализированный курс, чтобы понять механику среды, потом пойти волонтёрить на фестивали — увидеть своими глазами, как выглядит процесс работы с артистами и организаторами».


Виктория Лабыгина считает, что все хорошие тандемы в музыке основаны на дружбе и вере друг в друга. Нужна искренняя любовь к тому, что делает артист. Когда тебе в кайф слушать его материал, вы сможете долго и качественно работать вместе.

Но если музыка бесит — даже не начинайте сотрудничество. Будет сложно, например, помогать артисту с клипом: во время съёмок ненавистная песня будет играть сто раз подряд. Также у вас не получится «топить» за артиста перед инвесторами или организаторами концертов — они вам просто не поверят.

Виктория Лабыгина

«Мне было сложно привыкнуть к стилю организации процессов в индустрии — люди хотят побыстрее запуститься, заработать и побежать дальше. Ты выкладываешься на максимум, но отдачу получаешь не сразу. Руки опускаются иногда. Но Натта своим отношением к музыке убедила меня, что можно сделать индустрию в России лучше. И я помогаю ей что есть сил, хочу вывести её музыку на уровень массового слушателя. Мы мечтаем сделать дуэты с Джесси Уэр и Рошин Мёрфи. И верим, что выйдем на тот уровень, когда сможем работать с лучшими танцорами, режиссёрами, операторами, сможем давать им интересные и масштабные задачи. Эта идея мотивирует и вдохновляет».

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Листая дальше, вы перейдете на страницу курса

Научитесь: Профессия Продюсер музыкальных проектов
Узнать больше

Вы хоть раз видели, сколько всего необходимо делать современному музыканту, чтобы продвигать свое творчество? Если вы внимательно следите за моим блогом, то наверняка уже осознали, что музыканту приходится заниматься буквально всем: коммерческие контакты, документооборот, финансы, поиск спецов, организация концертов, записей, промо, съемки клипов, PR и многое другое. Как при этом все успеть? Если заниматься этим самому, то времени на творчество просто не останется.

Поэтому на Западе очень популярны музыкальные менеджеры, которых можно назвать личными ассистентами или бизнес-помощниками.

Как и в других сферах, такого человека найти очень непросто, а если брать музыкальную сферу России, то грамотных спецов и того меньше.

К тому же есть национальная особенность в России — размыть функции музыкального менеджера между самим музыкантом и агентством, продюсером или концертным директором. Чаще всего из этого вообще получается творческий винегрет, когда совершенно разные люди ведут многочисленных дела исполнителя без единого центра принятия решений и ответственности. Точнее он есть — сам музыкант. Однако, как показывает практика — это неэффективное решение.

На фоне этого уже не раз слышал желание исполнителей нанять себе толкового музыкального менеджера. Но чтобы это сделать, стоит разобраться: «А кто это вообще такой?»

Чем обычно занят музыкальный менеджер?

Любые предложения о сотрудничестве, рекламе, выступлениях и прочем поступают именно менеджеру, который рассматривает и фильтрует все то, что не интересно исполнителю. Он так же прорабатывает интересные предложения, договаривается по условиям и готовит к подписанию контракт.

Эти переговоры могут касаться чего угодно: от промо и туров до услуг бухгалтера и поиск продюсера. Среди обязанностей менеджера может быть также активное взаимодействие с фанатами и фанатскими группами, PR сфера в части работы со СМИ, а также любые рекламные интеграции.

Кстати, работа с лейблами, контрактами и прочими коммерческими вопросами — обязанности менеджера.

Фактически, менеджер музыканта — это его большая нянька, серая тень, которая является важным связующим звеном между артистом и остальным миром.

Где правая рука музыканта? Нет, не в кармане его широких штанов. Именно музыкальный менеджер или, как его еще называют, артист менеджер становится такой правой рукой.

Функции и компетенции музыкального менеджера

Музыкальный менеджер — это не девочка-помощница, которая организует завтраки в номера отелей в разных городах концертного тура и он не большой боди-гард, который отбивает музыкантов от разгоряченных фанатов.

Музыкальный менеджер — это человек, который отвечает за продвижение артиста и создает условия для его коммерческого успеха. Это, в том числе организация завтраков в номера отелей. Просто стоит понимать из какой роли работает менеджер.

По сути этот человек администрирует все процессы, которые так или иначе касаются творчества артиста: написание и запись треков, гастроли, туры. Он создает условия для развития: как творческого, так и коммерческого — часто одно без другого не бывает.

Разберем детально то, чем же на самом деле занимается наш герой музыкального мира.

Функции артист менеджера

Все обязанности менеджер музыкального проекта можно разделить на 2 большие группы:

  • управление проектом
  • развитие проекта

Функции артист-менеджера можно разделить на несколько групп, которые относятся как к управлению проектом, так и к его развитию:

  • PR и брендинг артиста: представление в прессе, контроль что, где и о ком пишут; согласование публикаций, работа, чтобы эти публикации появились; взаимодействие со СМИ, и т.д.В больших компаниях PR-направлением занимается отдельный PR-менеджер или PR-директор.
  • Директор артиста: продажа выступлений артиста как через входящие обращения, и иногда даже исходящий трафик — то есть сам менеджер обзванивает клубы, площадки, договаривается и организует выступления.
  • Промоутер: например, у артиста может быть какой-то большой концерт в Москве и в данном случае артист-менеджер может находить площадку, договариваться с организаторами по цене и по условиям, искать свет, звук и т.д. Если вдруг группа не полностью укоплектована, то артист-менеджер будет заниматься подбором музыкантов. В каких случаях такое может быть? На большие выступления артист ездит везде сам, но ему нужна команда, которая с ним будет играть — подбор такой команды также относится к функционалу менеджера.В больших компаниях на такой части может быть отдельный человек, который специализируется именно на этой части. Должность такого человека называется «Концертный директор».
  • Помощь с творческой частью: поиск подрядчиков, чтобы, например, снять клип — ищет подрядчиков, договаривается по цене, ведет документооборот.
  • Юридическая часть: ведение документооборота — чтение договоров, выбивать лучшие условия для артиста, то есть выступать таким юрист-консультантом. В том числе, когда артист-менеджер видит свою недостаточную компетенцию в этом, он может привлекать юристов со стороны.
  • Дизайн: для выступлений могут понадобиться баннеры, задники, необходима настройка света — поиск 3D-художника, согласование ТЗ и макетов.
  • Релизы: поиск подрядчиков для продвижения, дизайнеров для отрисовки обложек, подрядчики по видео, съемки сниппетов. Все эти вопросы в любом масштабе организации ложатся на плечи артист-менеджера.
  • SMM, контент-мейкер и построение комьюнити: делает фото, видео, выкладывает в соцсети, пишет текст, общается с аудиторией, и т.д. Занимается продвижением — таргетированная реклама, договоренности о коллаборациях, реклама у блогеров.Соответственно у больших артистов или в лейблах эту функцию выполняет отдельный специалист.

В Upsound этими функциями занимается influence-маркетолог, SMM специалист, коммьюнити-менеджер, контент-менеджер, а также таргетологи по направлениям Youtube, VK.

  • Тур-менеджер: у начинающих артистов эту функцию также выполняет менеджер артиста — ездить по городам, решать административные вопросы, договариваться о саундчеке, решать проблемы, проверять соответствие райдеру по техническим и бытовым условиям, чтобы артист был максимально сосредоточен на выступлении.В больших компаниях отдельный человек занимается организацией туров и решает все эти задачи.
  • Дистрибуция: отгружать релизы, заполнять карточки, отправлять на питчинг. В больших лейблах этим занимается отдельный специалист. У нас в Upsound этим также занимается отдельный человек.
  • Реклама: привлекать интеграции в клипы, договариваться с рекламодателями о рекламе в блогах артиста, то есть выполнять функцию продавца рекламы. В лейблах и у больших артистов этим занимается отдельный человек.
  • Финансовая часть: ваш менеджер должен быть на “ты” с цифрами и табличками. Как правило у самих артистов с этим сложно, поэтому обязательно нужен человек, который возьмет финансовые вопросы на себя. При больших форматах этим занимается отдельный финансовый директор.

Основная задача — развитие карьеры артиста, поэтому он также может помогать в последующем в выборе материала для альбомов, последовательность выпуска треков, поиск финансирования под проект — это, конечно, уже больше функция продюсера, но этим может заниматься также менеджер артиста.

Еще одна важная задача — снятие максимального количества административных вопросов с артиста. Если для выполнения функций со временем набирается команда, то артист-менеджер занимается руководством этой команды, всеми согласованиями. Но пока команды нет, артист-менеджер выполняет все самостоятельно.

На основе этих функций больших групп, что должен уметь и знать музыкальный менеджер?

  • коммуникативные и продающие навыки. Шоу-бизнес — это бизнес только на 50%, а на 50% — это шоу и творчество, в котором часто преобладают эмоции. Успешный менеджер должен уметь общаться с людьми, выстраивать с ними отношения, обладать навыком ведение переговоров и умением договариваться. Исходя из этого сильной стороной успешного артист менеджера станет еще и стрессоустойчивость. А так как музыкальная индустрия — это еще и бурная ночная жизнь с множеством выступлений, то артист менеджер должен быть на связи в в музыкальной тусовкой постоянно.Как понять, что этот навык есть? Посмотрите на то, как общается ваш будущей менеджер. Он больше слушает или говорит? Умеет ли он задавать вопросы? Насколько он убедительно разговаривает. Попробуйте вывести его на какой-то спор или разговор, в котором вы можете с ним обсудить какую-то спорную ситуацию.
  • быть фанатом своего музыканта. Дело в том, что менеджер отвечает за раскрутку музыкального проекта. Невозможно продать то, что тебе не нравится.Как понять, что это есть?Спросите у человека, какую он музыку слушает, что он любил слушать в детстве, любит ли он танцевать, что он при этом чувствует. На самом деле довольно легко понять предпочтения человека: просто спросите его об этом и пообщайтесь о разных направлениях. Если человек решил притвориться, то по его ответам все станет понятно. И, кстати, так вы тоже сможете выяснить его коммуникативные и продающие навыки.К тому же всегда видно, увлечен человек шоу-бизнесом, музыкой и конкретно вами, или нет.
  • разбираться в digital-сфере. Главная сфера продвижения музыкантов сегодня — это соцсети. Главная задача музыкального менеджера — продвижение проекта и приведение его к коммерческому успеху. Арифметика проста — если артист менеджер хочет привести музыкальный проект к успеху, ему просто обязательно нужно разбираться в продвижении.Как понять, что эти навыки есть?Просто посмотрите, ведет ли соцсети, попросите написать какой-то короткий текст. Поспрашивайте, какие аккаунты каких музыкантов ему нравятся больше всего и попросите аргументировать его выбор.
  • быть маркетологом и продавцом — это вытекает из прошлых пунктов. Коммерческий успех музыкального проекта и его популярность — это главные задачи менеджера. Именно на это и должны быть нацелены все действия.Как понять, что этот навык есть?Узнайте о идеях продвижения: что он будет делать для коммерческого продвижения вашего проекта.
  • обладать навыками управленца: организовать, все учесть, спланировать, поставить задачи и т.п. Перечень в этом направлении очень обширный.Попросите организовать простое событие для вас и посмотрите за тем, как он будет действовать — если уточнит у вас все детали, а потом организует все легко и без лишних проблем, то вам повезло.
  • любовь к цифрам: достаточно будет вопроса про математический или гуманитарный склад ума. Вам не нужен человека, который беззаветно влюблен в цифры, но однозначно они не должны пугать вашего потенциального кандидата.
  • понимание музыкального бизнеса. Это про опыт и об этом я напишу ниже.

Что в итоге мы имеем? Огромное количество обязанностей и навыков. И менеджеров, которые работают с артистами, можно условно разделить на две группы.

Главный менеджер — партнер по проекту, который занимается стратегией и развитием коммерческой составляющей. Все его действия — манимейкинговые. Договориться, обсудить, подписать контракт, согласовать стоимость, и т.п.

Исполнительный менеджер — принеси, подай, проконтролируй, напиши, напомни, проверь, убедись и все, что связано с тем, чтобы сделать жизнь музыканта легкой, понятно и прозрачной. Больше подходит название бизнес-ассистент. Это очень важная роль, которая берет на себя все организаторские функции.

В итоге важным становится опыт человека, с которым вы планируете работать. Это же напрямую влияет и на вознаграждение менеджера.

Опытный или нет: кого ищем?

Ответ на этот вопрос зависит от того, что у вас за проект и какие перспективы. Если вы выпустили всего лишь один трек и перспективы туманны, то стоит сразу понимать: вряд ли к вам пойдет опытный менеджер. Если только это не ваш друг или он вдруг разглядит в вас невероятный потенциал.

В противном случае удел начинающих проектов — неопытные менеджеры. Либо высокая зарплата опытному. Как видно из этого сообщения, при найме менеджера важен еще и бюджет, которым вы располагаете.

Зачем вам опытный менеджер?

Опытный человек: это связи, знания и понимание того, как устроен мир шоу-бизнеса. Такой человек обладает нужными контактами, есть понимание бизнес-процессов и digital-маркетинга, он знает как продвинуть проект в СМИ или сделать максимум действий коммерчески успешными.

Если вы нашли реального профессионала, то такой человек способен дать импульс вам, как артисту и быстро дать результат.

Стоит понимать, что результат в этом случае — это количество просмотров, подписчиков, выступлений и, как следствие, приток денег.

Стоимость такого менеджера напрямую зависит от его опыта, связей и в конечном итоге результата, который он способен принести. Проще говоря: опытнее — дороже.

Опытного менеджера можно рассматривать на роль стратегического партнера, который будет заниматься развитием вас как музыкального проекта.

Как определить его опыт?

  • Кого знает в индустрии и к кому может обратиться?
  • Какими проектами занимался и что конкретно делал?Почему это важно? Потому что проект может быть громким, а занимался он лично лишь страничкой в Инстаграм. И не только поверить менеджеру на слово, но и проверить.
  • Что было трудного, а что давалось легко?

В целом стоит поговорить с человеком: задавайте конкретные вопросы и старайтесь выводить на конкретные ответы. Если таких конкретных ответов нет, значит человек пытается пустить вам пыль в глаза.

Как еще узнать, что за человек перед вами? Индустрия шоу-бизнеса довольная узкая и всегда можно пообщаться с другими менеджерами или даже артистами, чтобы узнать мнение о человеке, с которым вы рассматриваете сотрудничество.

Однозначно, в таком случае не стоит обращать внимание на мнение одного человека и лучше опросить 3-5. Так как при общении только с одним человеком, можно наткнуться на личную неприязнь или просто отдельное субъективно взятой мнение.

Зачем вам неопытный менеджер?

У музыкального менеджера, кроме развития, есть еще и пул задач по администрированию. И вот это вполне подойдет неопытному менеджеру. Черновая часть работы, которую музыканты с радостью передают другим.

На такую роль подойдет друг, брат, девушка и даже родственник, если он горит вашим творчеством и искренне стремится вам помогать. Также можно найти начинающего специалиста среди выпускников курсов и факультетов музыкального менеджмента. Множество молодых людей ищет интересные проекты для старта.

Плюсов работы с неопытным менеджером я вижу несколько:

  • стоимость — он сильно дешевле. С ним можно работать либо за небольшой гонорар, либо за процент с продаж, если вам прямо совсем нечем платить, а он верит в ваш проект.
  • энтузиазм — наглость горы способна свернуть. Нередко у начинающего менеджера нет границ и он в хорошем смысле может быть наглым, что может позитивным образом отразиться на каких-то знакомствах, перспективах и выступлениях.
  • совместное развитие — вы растете вместе с ним, а он с вами. Может получиться очень тесная коллаборация, завязанная на приятельских началах. Но лучше все равно не забывать про контракт и четко прописанные должностные обязанности и финансовые условия. Так вы сможете избежать неудобных вопросов в будущем.

Где искать музыкального менеджера?

Уже пару вариантов я упомянул: выпускники специализированных курсов и среди собственных знакомых, которые готовы попробовать.

Где еще?

Банально: среди знакомых музыкантов. Вопрос «А знаешь ли кого-то адекватного, кто хотел бы?..» может познакомить вас с людьми, которые рассматривают для себя новую сферу или обладают уже каким-то мало-мальским опытом. Этот метод работает как в части с неопытными менеджерами, так и вполне подходит для поиска специалиста с опытом.

Вне музыкальной сферы. Дело в том, что музыкальный менеджер — это человек с хорошими навыками коммуникаций и продаж, знанием PR-сферы или понимание проектного менеджмента. Есть много людей, которые не прижились в своей сфере, но вполне могут захотеть попробовать свои силы музыкальной индустрии.

Вы можете также схантить или привлечь себе уже опытного менеджера через контакты на официальной страничке знакомых и незнакомых музыкантов.

К примеру, вы видите, что какой-то артист вполне активно развивается. Значит, вероятно, у него есть тот, кто качественно управляет и развивает музыканта. На самом деле работу адекватного артист менеджера (да и неадекватного тоже) сразу видно. Все мерится по коммерческому успеху и появлению артиста в больших проектах, в новостях, и в прочих событиях.

Найдите контакты и напишите ему аккуратно напрямую. Классно иметь Marketing Kit о себе и своем проекте. Даже если он откажет, спросите у него, а есть ли кто-то среди знакомых, кто мог бы взяться за ваш проект. Простой вопрос может сэкономить вам время и нервы.

Простой пример: вы влюблены в творчество Тимура Родригеза и вам нравится и вы видите, что его менеджер ведет его достаточно успешно. Вбейте в поисковике «официальная страничка в ВК Тимура Родригеса» или, может быть, вы уже подписаны на Тимура. Вы попадете в официальный паблик, где на первой странице указаны контактные данные его менеджера.

Дальше все просто — напишите менеджеру, опишите максимально лояльно и качественно свой проект и ждите. Может быть он лично возьмет вас на сопровождение, порекомендует кому-то или пришлет контакт менеджера, который сможет помочь в продвижении и администрировании.

Тимур Родригез приведен в качестве примера и мы никак не рекламируем ни его, ни его менеджера. Просто слушайте его новый трек и наслаждайтесь дивным голосом!

Нередко артист менеджером могут стать бывшие музыканты, которые не снискали славу в сфере шоу-бизнеса или просто чувствуют свое призвание именно в этом направлении.

Вот вам конкретный пример. Забиваете в поисковике браузера: «чаты для музыкантов в Телеграм», переходите по нескольким ссылкам и подписываетесь в разные чаты. Ищите там. В таких чатах можно найти как опытного человека, который не прочь попробовать себя в роли музыкального менеджера, так и совсем новичков, которые влюблены в музыку, но по-прежнему находятся в поиске своего места под солнцем шоу-бизнеса.

Если же вы нигде не нашли спеца, который сможет закрывать все направления — качественно заниматься администрирование проекта и успешно его развивать, мы предлагаем обратиться к нам в Upsound.

Хотя нет. Мы сразу предлагаем обратиться к нам, в Upsound, по ссылке. Это сэкономит вам много времени, нервов, а в результате и денег.

Сколько стоит музыкальный менеджер. Возможные схемы оплаты

Надеюсь, уже стало очевидно, что вознаграждение артист-менеджера зависит от его квалификации и опыта, а также перспектив вашего проекта.

Схемы оплаты

При работе с артист-менеджером есть две основные схемы оплаты:

  • фиксированная оплата;
  • за процент со стримов, мерча, рекламы, выступлений, туров, и любых других действий, которые приносят деньги.

Фиксированная оплата

Рассмотрим минимальную планку по фиксу. На самом деле ее нет. Вы можете начать работу со студентом или знакомым, который будет готов работать сначала за опыт или за минимальную зарплату в 20 тысяч рублей. Но средний размер по рынку равен в 60-70 тысяч рублей.

Хороший менеджер артиста, который со многими работал и работает, и обладает большими связями, может стоить 200-250 тысяч рублей в месяц.

Минус такой схемы в том, что очень мало людей, которые могут эффективно работать за фикс. Даже по нашему опыту найма: когда есть фиксированная схема оплаты, многих людей она демотивируют.

Конечно, есть и такие спецы, которые сами по себе заряжены на работу и на результат — для таких не так важно, какая схема оплаты. Однако, таких людей мало и неопытному нанимателю очень трудно определить кто перед ним на самом деле: замотивированный менеджер или тот, чья мотивация заканчивается после переговоров о зарплате — соответственно такой человек заряжен на качественную самопрезентацию, но не на дальнейшую работу.

Процентная система

Во многих западных книгах и в самой музыкальной индустрии Америки процентная система более распространена. В среднем уровень такой системы составляет до 10% от всех доходов артиста.

При этом важно понять, от чего высчитывается процента: с валовой выручки — то есть со всех доходов, или с чистой прибыли

Конечно, все зависит от договоренности и от уровня менеджера. Если это начальный этап развития музыкального проекта, то там может быть совсем другой расклад — разделение может быть и 50/50. Может быть и больше, если менеджер вкладывает какие-то свои деньги, однако это уже формат продюсера.

Плюс этой схема оплаты в том, что нормальный менеджер максимально заинтересован в том, чтобы как можно быстрее развивать проект и зарабатывать как можно больше.

Минус в том, что нет денег. Если проект не начнет генерировать доход в ближайший срок, в течение нескольких месяцев, то постепенно, как правило менеджер теряет мотивацию, и сотрудничество заканчивается.

Когда нет никакой оплаты, то и требовать с такого специалиста можно минимально: менеджер может пообещать артисту что-то сделать и, затем, не сделать это. В таком случае можно, конечно, спросить, почему он этого не сделал. Однако в отсутствие оклада, когда человеку надо на что-то жить, он может легко приоритеты отдать другому проекту, который приносит ему реальные деньги.

Чаще всего по такой схеме работают неопытные менеджеры, которых находят неопытные артисты. По такой же схеме могут работать опытные менеджеры с опытными артистами — они на старте понимают, сколько можно заработать и как, поэтому каждый легко идет на работу по такой схеме.

Как работают опытные менеджеры с начинающими артистами? Чаще всего такой менеджер может не взяться работать за процент, так как его статус и опыт уже позволяют найти более интересный проект с большими перспективами или лучшими условиями оплаты.

Бывают, конечно, и такие ситуации, когда менеджеру очень нравится проект и он решает взяться за работу. Но это скорее исключение из правил и если так получилось, то можно сказать, что вам повезло.

Смешанная схема: фикс + процент

На мой взгляд в большинстве ситуаций это наиболее интересная стратегия как для артиста, так и для менеджера. В теории окладной части должно быть достаточно, чтобы менеджер мог бы прожить на эту сумму, но недостаточно для амбиций менеджера.

Плюс этой схемы в том, что менеджеру при таком вариант можно уже выставлять какие-то требования к срокам и качеству его работы.

Чтобы привлечь опытного менеджера, ему можно предложить зарплату повыше, договориться с ним на KPI — при достижении определенных показателей по стримам или продаж мерча.

Условия определяете лично вы. Нет правильной или достаточной суммы: есть конкретно ваша ситуация, ваш бюджет и менеджер с его определенным мыслями и видением.

Либо только за процент, либо только за зарплату, либо понижайте зарплату и добавляйте процент.

Стоит ли заключать договор с менеджером?

Я бы сказал — обязательно. Фиксируйте все именно письменно: четкие финансовые условия, важные элементы работы, KPI, если есть, и т.д.

Если вы работаете с опытным артист-менеджером, то в договор обязательно включайте любые переходы права собственности, передачу лицензий, ведение бухгалтерии, и т.п.

Когда вы только начинаете работать и взаимодействуете с неопытным менеджером, который еще сам всего не знает, то не стесняйтесь подписывать дополнительные соглашения к договору, в котором вы будете фиксировать важные моменты.

Шаблонов в этом вопросе быть не может, так как работа менеджера с артистом — это очень тонкая индивидуальная настройка, в которой каждый день могут добавляться новые функции.

Надеюсь теперь вам стало более ясно, кто такой музыкальный менеджер, где его искать и как определить его коммерческий интерес.

Итак вы артист. У вас уже есть какой-то репертуар- не важно авторский или вы поёте каверы чужих песен. Что дальше? Хорошо было бы начать зарабатывать, не так ли? Вероятно, первое, что придет вам в голову— это зарабатывать выступая. И правильно. В России- это основной источник дохода для музыканта. На него приходится до 90% всех доходов.

Ок. А где, собственно, выступать? В зависимости от вашего проекта это могут быть ночные клубы, корпоративы, свадьбы. Тут кончается творчество и начинается классический бизнес. Ваша задача себя продать, как бы цинично это не звучало. И желательно почаще и подороже. Если у вас чисто творческие мозги это может оказаться не простым делом. Продажи— штука стрессовая (особенно для не опытного человека). Вот тут вам очень сильно может помочь концертный директор.

Кто же это?

Думаю, прочитав текст выше вы уже поняли основные функции концертного директора. Он продаёт ваши выступления на арт-директорам ночных клубов, на свадьбы и корпоративы, фестивали или какие-то другие мероприятия. Если проводить аналогию с традиционным бизнесом— это менеджер по продажам.

В зависимости от вашего уровня он может работать на входящих или на исходящих заявках. Поясню. Если вы— большая звезда (я вас поздравляю!), то вашему концертному директору поступает куча предложений для ваших выступлений. В этом случае, его задача- отсеять весь «мусор», и выбить для вас максимально интересные (выгодные) условия. Впрочем, если вы уже работаете только на входящих заявках, скорее всего, это статья для вас мало чем полезна— вы и так в курсе, для чего вы платите вашему концертному директору.

Другое дело, если вы только начинаете. В этом случае, о вас ещё никто не знает, и выступления приходится добывать потом и сотнями телефонных звонков. В этом случае от правильного выбора концертного директора будет зависеть будете ли вы есть просто хлеб, или он будет ещё и с маслом. Будет ли это одно выступление в месяц, и по выступлению каждые два дня. Как правило, в такой ситуации концертный директор зарабатывает больше чем артисты, особенно если речь идёт о группе, когда гонорар делиться среди участников. Кто-то скажет, что это несправедливо, но на начальном этапе вашей карьеры— это более чем оправдано. Тем более, что труд концертного директора начинающей группы едва ли проще, чем труд самих музыкантов.

Если вам посчастливилось, и с вами стал работать амбициозный и энергичный концертный директор— он золотой человек, который верит в вас. Да, он хочет с вами заработать. Но это абсолютно нормально— у него так же есть семья, и свои амбиции и интересы.

Когда пора искать концертного директора?

В принципе, ответ на этот вопрос был дан уже в первом абзаце этой статьи. То есть его следует искать как только у вас есть репертуар и вы готовы выступать. Лучше даже сделать это немного раньше. Пока директор будет налаживать свою работу и находить вам первые выступления вы успеете сформировать программу и всё отрепетировать. К тому же так вы сделаете это быстрее— когда у вас есть жесткий дедлайн (к примеру, у вас выступление в следующую субботу) вы не будете до бесконечности вылизывать своё выступление. Это произойдет само собой по ходу работы.

Где его искать?

Тут ответить сложнее. Если вы только начинаете, вероятно, вам будет нечем ему платить. То есть он будет зарабатывать только на процентах с ваших выступлений. Значит он должен быть: а) готовым идти на риск; б) верящий в вас и в ваше творчество; в) энергичным, амбициозным и коммуникабельным. Еще хорошо бы, чтобы у него был опыт в этой сфере, ну или хотя бы в общем в продажах (конечно, опыт можно наработать, но все же так ваши шансы на успех будут выше). Теперь подумайте, есть ли среди ваших знакомых такой человек? Нет? Жаль. Тогда спросите ваших знакомых, может у них есть такой друг. Дайте объявления на досках объявлений в интернете. Напишите на вашей стене ВКонтакте, что вы в поисках директора. Сами вручную находите подходящих кандидатов в социальных сетях и пишите им. В общем, сделайте что-нибудь, вы ведь звездой, в конце концов, хотите стать!)

Можно ли обойтись без него?

Конечно, вы само можете организовывать свои выступления, и, теоретически— зарабатывать больше. Но тогда вам будет просто некогда заниматься творчеством. К тому же, это не круто, когда артист сам продаёт свои выступления и сам про себя рассказывает, какой он классный. К этому доверия гораздо меньше, чем если вас будет представлять ваш директор. Соответственно количество продаж у него будет выше при том же количестве звонков. У любого мало-мальски успешного артиста есть концертный директор. Может больше никого не быть, но уж этот человек обязателен.
В начинающих коллективах концертный директор может соединять сразу несколько функций— и PR-менеджера, и продюсера. Ну тут все индивидуально, обычно все происходит само собой— каждый занимается именно тем, что ему ближе.

Надеюсь, статья была вам полезна. В дальнейшем, я расскажу о остальных членах команды артиста. И да прибудет с вами крутой концертный директор!)

Друзья, если у вас есть опыт поиска директора— поделитесь с коллегами, как вы это делали!


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Итак, вы хотите стать следующей «великой» звездой, правда? Ищите вы славу посредством танцев, пения, актерского мастерства или моделирования, агенты, представляющие артиста, – важная ступень в этом процессе.

Шаги

  1. Изображение с названием Get a Talent Agent Step 1

    1

    Узнайте, кто такой менеджер артиста. Это человек, который находит для вас роли в спектаклях, устраивает фото-сессии, рекламные ролики и/или музыкальные клипы. Они ничего с этого не получают, однако в случае удачной организации концерта обычно берут 15-20% от полученного вами гонорара. Чаще всего менеджеры работают на продюсерские агентства.

  2. Изображение с названием Get a Talent Agent Step 2

    2

    Изучите агентства через интернет. Запишите адреса нескольких агентств в вашем регионе. Не забудьте проверить веб-сайты агентств и прочесть о них больше, чтобы проверить законность их деятельности, иначе вы просто потратите впустую свое время.

  3. Изображение с названием Get a Talent Agent Step 3

    3

    Сделайте профессиональные фотоснимки или видео высокого разрешения с записью примера вашего пения, актерского мастерства, танцев и т.д. Вы можете добавить это в свое портфолио. Лучше всего добыть качественные снимки или видео, где ваше лицо будет хорошо видно.

  4. Изображение с названием Get a Talent Agent Step 4

    4

    Напишите резюме и сопроводительное письмо. Вам стоит включить их в портфолио, несмотря ни на что. Чем больше опыта вы укажите в своем резюме, тем лучше ваши шансы пойти на встречу в агентство. Попробуйте и добавьте изюминку в резюме или сопроводительное письмо. Если вы покажетесь довольно интересной личностью для представителей агентства, то будете выделяться больше остальных. Это увеличит ваши шансы на назначение встречи.

  5. Изображение с названием Get a Talent Agent Step 5

    5

    Сделайте копии. Таким образом, у вас всегда под рукой будет портфолио.

  6. Изображение с названием Get a Talent Agent Step 6

    6

    После того, как вы сделали копии, отправьте их во все агентства, по которым вам удалось получить информацию. Не забудьте присоединить свое резюме, сопроводительное письмо, фотоснимки и/или кинопленку.

    Реклама

Советы

  • Помните, что если вы не прошли, есть еще множество других агентств.
  • В случае провала на первых порах не отчаивайтесь, пробуйте и пробуйте снова.
  • Будьте терпеливы. Ожидание ответа о том, что вы подходите агентству, может занять несколько недель, даже месяцев.
  • Набирайтесь опыта, прежде чем вы даже подумаете обратиться в агентство. Официальные контракты с кем-то без опыта подписываются лишь изредка.
  • Представьте, что агентства получают тысячи портфолио каждый день.

Реклама

Предупреждения

  • Если вы нашли себе менеджера, но не получали приглашений на прослушивания в течение шести месяцев, обратитесь в новое агентство.
  • Старайтесь избегать мошеннических агентств.

Реклама

Что вам понадобится

  • Фотоснимки
  • Microsoft Word или другие программы для работы с текстами
  • Бумага
  • Видеокамера
  • Конверты
  • Фотобумага

Об этой статье

Эту страницу просматривали 14 563 раза.

Была ли эта статья полезной?

10 июня 2011 | Максим Иванов

Один из самых популярных вопросов, которые мне задают знакомые музыканты – это как найти менеджера для группы. Довольно давно я занимаюсь организацией концертов и поиском договариваюсь с клубами и организаторами для того, чтобы мои группы могли выступить там на тех или иных условиях.

Самый простой совет, который я даю в таких случаях – это продолжать играть концерты, собирать потихоньку всё больше людей, а менеджер найдёт вашу группу сам. Казалось бы, всё просто. Но с другой стороны проще от такого ответа не становится. Самый лучший способ привлечь менеджера для организации ваших концертов – это вывести группу на такой уровень, когда вы регулярно даёте прибыльные концерты самостоятельно. Когда вы перестанете справляться с обязанностями из-за перегрузки ими, тогда и есть та самая пора для поиска человека на эту должность.

А теперь перейдём к конкретике. В цифрах, хороший концерт – это 100-150 зрителей по 250 р за билет. Начните с изучения вашего рынка. Ваш музыкальный рынок – это ваш родной город + 2-3 близлежащих города. Если вы можете продавать 100-150 билетов на свой концерт по 250 р. за билет на постоянной основе (раз в несколько месяцев), тогда ваш уровень дохода может представлять интерес для менеджера или букинг-агента (как это принято называть на западе). Скорее всего, при таких сборах вас найдут сами. Всё просто, не так ли?

Ладно, оставим сарказм. Добраться до такой точки очень непросто. Наверняка вы себе задаете сейчас вопрос: “неужели, всё дело только в деньгах?” И да и нет. Агенты тоже любят музыку, с другой стороны за бесплатно они работать не станут. Посмотрите на ситуацию с их точки зрения. Если вы не зарабатываете хотя бы 6000 р с концерта, с какого перепугу им напрягаться ради вас и процента от это суммы? Профессиональный менеджер, как правило, получает порядка 15% от суммы сборов на концерте своих подопечных. Так что, если вы не зарабатываете примерно 25000 с концерта, убедить кого-то серьёзного взяться за вашу группу будет очень сложно.

Что делать? (с)

Итак, если вы пока не вышли на эти цифры, что вы можете сделать? Вот несколько ключевых направлений, на которых нужно сосредоточить ваше внимание:

  • Рассылка с числом подписчиков от 1000 человек и более,
  • 1000 человек в вашей группе вКонтакте,
  • 300 человек в Твиттере и Фейсбуке (сумма меньше, так как эти медиа только набирают у нас популярность)

В интернете полным полно групп, у которых нет 1000 подписчиков, нет 1000 фанатов в группе, нет фейсбука и твиттера. Однако, ориентироваться на них не стоит. Если вам нужен результат, вы должны ставить цели перед собой, а не равняться на тех, кому это не важно.

Как только вы выйдете на упомянутые выше цифры, вы автоматически выводите себя на более высокий уровень. На голову выше всех остальных. Вы уже проделали огромный кусок работы по продвижению группы, а это уже интересно для потенциальных менеджеров и спонсоров. Стабильная база поклонников – это залог предсказуемых сборов на концертах. Особенно важно, чтобы в ваших группах и рассылке были подписчики из вашего города / региона, то есть те, кто реально может придти на ваш концерт.

Прокачиваем ваше шоу: часто репетируем и внимательно готовим сет-лист

Доведите ваш концерт до такого состояния, чтобы люди уходили с него в восторге от произошедшего. Нужно играть так, чтобы о вас говорили после концерта. Чем дольше будет этот шлейф сплетен и разговоров – тем лучше вы подготовились. Итак, репетируйте, репетируйте и ещё раз – репетируйте, а потом играйте столько концертов, сколько возможно.

При этом очень важно помнить о том, насколько важен сет лист. Его нужно готовить таким образом, чтобы публика максимально увлекалась просмотром. Это не просто последовательность песен, это намного больше. Очень полезно будет почитать литературу по проведению презентаций и публичным выступлениям. Есть определенные приемы психологического воздействия на зрителя/слушателя, которые реально работают. Надо ими пользоваться!

Например, в последнем документальном фильме о Foo Fighters Дейв Грол сказал, что поначалу группа просто играла песни и только когда народа стало становиться больше, они серьёзно перелопатили свой сет лист. Порядок песен имеет очень большое значение. Нужно знать с чего начать, что должно быть в середине и чем стоит закончить. Написание сет листа на коленке за 5 минут до выхода на сцену – полная фигня.

Работаем над нашим брендом

Группа должна быть узнаваема. Узнаваемость предполагает определённый способ одеваться. Так как зритель в первую очередь оценит вас глазами, а ушами уже потом, если не сбежит, завидев издалека ваши лоснящиеся в свете прожекторов салатовые лосины. Постоянство в одежде на сцене – лучший способ запомниться. Не нужно одеваться в униформу или копировать группу Slipknot (хотя это тоже вариант, причём не самый худший), но то что одежда на сцене должна отличаться от повседневной – это 100%. Так вы показываете слушателю сразу, что вы парни серьёзные.

Развиваем отношения с дирекцией клубов и организаторами

Очень важно производить правильное впечатление на арт-директоров клубов и людей, ответственных за организацию. Здесь помимо вашего внешнего вида и речи имеет значение то, что именно вы говорите и то, как вы себя ведёте. Скорее всего вас примут по одежке, а проводят по уму. Так что задумайтесь о том, кто пойдёт на встречу, что и как он будет говорит и как он будет будет. Важно понимать, что имидж серьезных музыкантов – это не разовая штука, ему нужно уделить внимание и постоянно соответствовать. Вас будут оценивать со стороны еще до того как вы откроете рот. Помните об этом всегда.

Используем свой веб-сайт

Если о вас уже хоть немного говорят на местной сцене, сделайте так, чтобы концертный агент, зайдя к вам на сайт, получил всю необходимую информацию. Создайте отдельный раздел “организация концертов” на сайте, который по сути будет примерно похож на ваш электронный пресс-кит.  Туда должны войти следующие вещи:

  • Число подписчиков на вашу рассылку
  • Число участников ваших групп вКонтакте, на Фейсбуке и в Твиттере
  • Среднее число посетителей ваших концертов: 50 мест, 100 мест – будьте реалистичными.

Объясните, на какую аудиторию вы ориентируетесь и в каких местах выступаете

Важно, чтобы на сайте была галерея со множеством концертных фотографий в хорошем качестве (если в кадре есть зрители – это плюс, если зрителей много – это два плюса) Видео хорошего качества также очень важно иметь на сайте. Позаботьтесь о том, чтобы видео были хорошо сняты, звучало всё разборчиво, в зале были зрители, а разговоров было мало. Если аудитория подпевает – это супер. Также в разделе “организация концертов” должен быть технический райдер с подробной схемой расположения оборудования на сцене
Примерный сет лист

Цитаты от зрителей и СМИ насчёт ваших концертов. То есть реальные отзывы. Отзывы от организаторов и дирекции клубов. На сайте обязательно должен быть блог, в котором вы рассказываете о предстоящих и прошедших выступлениях. Пишите о том, как реагировала публика, размещайте фотографии и видео. Чем больше, тем лучше. Это поможет создать впечатление о том, что вы – серьёзный коллектив, который ответственно подходит к своим концертам.

А может мне попросить родных/друзей помочь с организацией концертов?

Последний момент, который стоит выделить отдельно – это работа с родными и друзьями. Всегда кажется самым простым попросить друга заняться вашими концертами. Дело в том, что ваши друзья как правило не понимают, на что они подписываются. Так что, если хотите сохранить семью и друзей, лучше не пытайтесь. Иначе вы просто получите тот же самый негативный опыт, что и все остальные. А потом сделаете как надо.

Если совсем уж невмоготу, можно привлечь друзей/родню, но это будет лишь временным решением. Большинство людей бросают начатое на пол пути. А тем более, если это не приносит отдачи.

Я считаю, что лучше всегда рассчитывать только на свои силы, а людей привлекать уже за вознаграждение. Так вы сможете с них спросить как следует. Для начала вы получите необходимый опыт, будете знать много деталей и мелочей, что только поможет вам в дальнейшем контролировать ваших подчинённых. Развивайтесь постепенно, не пытайтесь прыгнуть выше головы. Если вы сможете организовать себе 200 концертов и пару туров самостоятельно, у вас будет правильное понимание того, как и что делается в этом бизнесе, вы поймете, чего нужно ждать от менеджера, за что платить, а что должно быть по умолчанию.

Хорошего менеджера сможет нанять только хороший менеджер. Когда-нибудь для вас это станет реальностью.

Главное, играйте музыку!

Максим Иванов (с), KOMBIK.COM

Добавить комментарий