Как найти длину линии на плане

Практическое
занятие № 1 Определение расстояний по картам с применением числового и
линейного масштабов

Цель
занятия

– научиться определять расстояний по картам с применением числового, линейного,
поперечного масштабов

Дидактическое
оснащение:
карта
местности, линейка, калькулятор.

Задание:
рассчитать
длину линии на местности и  длину отрезка на плане.

Краткие теоретические сведения

Масштаб – это отношение длины линии на карте, плане
(чертеже)
Sp к длине горизонтального приложения соответствующей линии в
натуре (на местности)
Sm.

Численный масштаб – 1/ М, правильная дробь, у которой
числитель равен 1, а знаменатель М показывает во сколько раз уменьшены линии
местности по сравнению с планом.

Например, масштаб 1:10000 означает, что все линии местности
уменьшены в 10000 раз, т.е. 1 см плана соответствует 10000 см на местности

или 1 см плана = 100 м на местности,

или 1 мм плана = 10 м на местности.

Следовательно, зная длину отрезка Sp плана по
формуле
Sm=Sp*M можно вычислить длину линии на местности или по формуле Sp= Sm:M определить длину
отрезка на плане.

Например, длина линии на местности 252 м; масштаб плана
1:10000. Тогда длина линии на плане
Sр=252м : 10000=0,0252м = 25,2мм.

И обратно, длина отрезка на плане равна 8,5 мм; масштаб
плана 1:5000. Требуется определить длину линии местности. Она будет 8,5 мм *
5000 = 42,5м.

Порядок
работы:

1.
Вычислите длину линии на местности Sm,
длину
отрезка на плане Sp для данных, приведенных в таблице 1. Результаты запишите в
соответствующую графу таблицы.

2. 
Замерить линейкой длину отрезка на плане Sp между городами,  используя карту.
Определить длину линии на местности Sm для данных. Результаты запишите в
соответствующую графу таблицы.

Таблица
1

Масштаб
карты

Длина
отрезка на плане, мм

Длина
линии на местности
Sm, м

Масштаб
карты

Длина
отрезка на плане, мм

Длина
линии на местности Sm, м

1:2000

80,4

1:10000

62,5

1:5000

380,5

1:25000

20,2

1:10000

536

1:5000

12,5

1:25000

625

1:50000

6,2

Содержание отчета: укажите номер практической работы, тему, цель, оборудование,
выполните задания методических указаний, сформулируйте и запишите вывод.

Контрольные вопросы

1. Виды масштабов, их практическое значение
для картографии.

2. Дайте понятие графические
масштабы.

1.
Масштабы.

2.
Условные знаки.

3.Рельеф
местности и его изображение на
топографических картах и планах.

Цели:

Изучив
данный учебный элемент, вы

узнаете:
как определить длину линии по карте,
плану;

сможете:
читать карту, определять абсолютную и
относительную высоту точки и превышение,
уклон линии.

1.
Масштабы

Длина
линий местности на чертежах изображается
в некотором уменьшении. Это уменьшение
или от­ношение длины линии на чертеже
к длине соответствующей линии мест­ности
называют масштабом
чертежа.

Масштабы,
выражаемые числовыми величинами,
называют
численными;
масштабы,
изображаемые графиками, называют
графическими.

Численный
масштаб

выражают или дробью, например 1
: 1000, или именованным соотношением—1 см
на чертеже со­ответствует
10 м на местности. Используя значение
знаменателя численного масштаба М и
длину линии на местности S можно по
формуле s =

.

ПРИМЕРЫ
:1)Длина
линии S = 142 метра, масштаб 1:2000. Найти
длину линии на плане.

s
=

=

=0,071 м = 7,1 см

2)На
плане масштаба 1:5000 величина отрезка
между двумя точками s = 14,6 см. Определить
длину отрезка S на местности.

S=
sМ = 14,6 см .
5000 = 73000 см = 730 м

Графические
масштабы бывают линейные и поперечные.

Линейный
масштаб
,
изображаемый
на планах и картах, как правило, дополняют
численным масштабом.ОН представляет
собой шкалу с делениями, соответствующими
данному численному масштабу. Для
построения линейного масштаба на прямой
линии несколько раз откладывают
расстояние 2 см, которое называется
основанием масштаба. Первое основание
делят на 10 равных частей и на правом
конце его пишут 0, а на левом – число
метров, которому соответствует на
местности данное основание.

рис.
1

Для
определения длины линии достаточно
приложить измеритель с расстоянием к
линейному масштабу.

Рис.
2

Для
повышения точности измерения используют
поперечный
масштаб
,
который
строят в виде графи­ка.

Расстояние
между вертикальными прямыми
графика,называемоеоснованием
масштаба
,
по
стандарту рав­но 20 мм. Высота графика
20—25 мм. Вертикальные линии масштаба
делят на 10 частей и через их концы
проводят пря­мые горизонтальные
линии, параллельные основанию. Крайнее
левое основание делят на10малых
частей, через концы ко­торых проводят
наклонные прямые. Указанным приемом
пост­роения поперечного масштаба
получают наименьшее
деление
масштаба-сотенное.

Рис.
3

Поперечный
масштаб применяют для измерений
повышенной точности, Его гравируют на
металлических пластинах и транспортирах.

Используя
рис. 3, ответьте

на вопросы:

1.
Сколько метров следует написать на
левом конце первого основания нормального
графического масштаба 1:5000?

а)
50 м.; б) 25м; в) 100м; г) 10 м;

2)
Какой численный масштаб соответствует
пояснительному « в 1 см – 100 м»?

а)1:10;
б) 1:100; в)1:1000; г) 1:10000;

3.
Длина отрезка на плане масштаба 1:50000
составляет 2,65 см. Чему равна длина линии
на местности?

а)
530 м; б) 1325 м; в) 135 м; г) 2650 м;

4.
Отрезок какой длины на плане масштаба
1:2500 изобразит длину линии 79,25 м?

а)
3,17 см ; б)6,24 см ; в) 31,7 см; г) 62,4 см;

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Лабораторная работа №1

Тема: Построение линейного масштаба.

Цель: научить студентов строить линейный масштаб.

Методическое обеспечение: масштабные линейки, циркуль-измеритель, чертежные принадлежности и лист формата А4, учебные геодезические карты масштабов 1:50000; 1:25000; 1:10000.

Задание

Задание 1. Работа с численными масштабами:

А). Вычислить длины линий на плане в сантиметрах, по их длинам на местности в метрах.

Б). При помощи калькулятора вычислить длины линий на местности в метрах.

Задание 2. Построение графических масштабов:

Построить линейный масштаб с основанием l = 2 см(5см), т = 10.

Задание 3. По данным задания 1, пользуясь построенными графическими масштабами и измерителем, отложить на бумаге длины линий на линейном масштабе.

Ход работы:

1.Входящий контроль:

1.1. Численный масштаб 1:100. Сколько метров в 1 см?

1.2. Численный масштаб 1:2000. Сколько метров в 10 см?

1.3. Численный масштаб 1:5000. Сколько метров в 1 мм?

2.Последовательность выполнения практической работы:

Работа с численными масштабами

2.1. Вычислить длины линий на плане в сантиметрах, по их длинам на местности в метрах. Исходные данные см. таблицу №1.

Таблица №1

№ варианта

Длина линии на местности, м

Масштабы планов 1: М

1

128,4

1:2 000

2

24,8

1:2 000

3

47,8

1:2 000

4

2456,5

1:50 000

5

84,0

1:5 000

6

49,5

1:5 000

7

850,0

1:25 000

8

1277,5

1:50 000

9

425,0

1:25 000

10

683,7

1:10 000

11

234,0

1:5 000

12

343,8

1:10 000

13

193,4

1:5 000

14

146,2

1:2 000

15

286,9

1:2 000

16

43,4

1:500

17

722,9

1:1 000

18

11,1

1:200

19

18,3

1:100

20

75,65

1:500

21

65,1

1:1 000

22

108,4

1:2 000

23

171,5

1:5 000

24

327,0

1:10 000

25

521,7

1:5 000

Чтобы получить длину линии на плане в сантиметрах, надо ее длину на местно­сти в метрах разделить на знаменатель численного масштаба плана М, уменьшенный в 100 раз.

П р и мер.

Длина линии на местности d = 456,5 м, масштаб плана 1:5000. Длина этой линии на плане равна:

2.2. При помощи калькулятора вычислить длины линий на местности в метрах. Исходные данные см. таблицу №2.

Таблица №2

№ варианта

Длина линий на плане, см

Масштабы планов 1: М

1

7,28

1:5 000

2

5,25

1:5 000

3

8,45

1:1 000

4

14,52

1:500

5

12,43

1:1 000

6

3,51

1:2 000

7

10,6

1:2 000

8

6,2

1:5 000

9

10,7

1: 200

10

10,4

1:5 000

11

7,54

1:10 000

12

5,9

1:25 000

13

1,8

1:50 000

14

2,5

1:5 000

15

4,7

1:5 000

16

14,1

1:1 000

17

9,9

1:100

18

11,1

1:2 000

19

8,3

1:25 000

20

15,65

1:5 000

21

8,34

1:2 000

22

11,32

1:25 000

23

5,83

1:2 000

24

6,2

1:1 000

25

9,7

1:2 000

Чтобы получить длину линии на местности в метрах, нужно ее длину на плане в сантиметрах умножить на знаменатель масштаба плана и результат разделить на 100 (отделить запятой два знака справа налево).

Пример.

l = 17,28 см, масштаб 1:2000. Длина этой линии на местности равна:

d = (l*М) : 100 = 17,28 * 2000 : 100 =345,60 м.

Построение графических масштабов:

2.3. Построить линейный масштаб с основанием l = 2 см (четные варианты) и l =5см (нечетные варианты), т = 10.

Пример.

На листе чертежной бумаги (рис. 1, а) прочерчены две параллель­ные прямые (для наглядности), на которых измерителем отложено 6 отрезков, рав­ных по длине заданному основанию l = 2 см. Эти отрезки называют большими де­лениями масштаба. Левое основание (большое деление) АС разделено на 10 малых делений длиной по 2 мм.

Для большей точности разделения использован способ проведения параллельных линий при помощи треугольника и линейки. Под произвольным углом к линии АС проводят линию АD, на ней последовательно от точки А откладывают 10 равных от­резков длиною несколько более 2 мм, отмечая полученные точки уколом. Треуголь­ник одним катетом прикладывают к линии DС, к другому его катету прикла­дывают линейку. Треугольник перемещают вдоль линейки и, проводя линии через отмеченные течки на отрезке АD, получают соответствующие точки на АС. Мас­штаб вычерчен тушью.

Рис. 1. Построение графических масштабов:

а — линейного

П р и м е р. На плане масштаба I : 2000 отложить линию длиной 52,4 м.

2.4. По линейному масштабу (см. рис. 1, а) расстояние между иголками изме­рителя MN равно одному большому и 5,6 малого деления, при этом 0,6 малого деления взято на глаз.

3.Выходящий контроль:

3.1. Дать понятие численного масштаба.

3.2. Дать понятие линейного масштаба.

3.3. Что называется точностью масштаба.

4.Защита работы: отчет и контрольные вопросы.

Литература

  1. Поклад Г.Г. Геодезия / Г.Г.Поклад. – М.: Недра,1988. – с. 33.

4

Добавить комментарий