Как составить уравнение высоты треугольника по координатам его вершин?
Высота треугольника — это перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противолежащую сторону.
Следовательно, для составления уравнения высоты треугольника нужно:
- Найти уравнение стороны треугольника.
- Составить уравнение прямой, перпендикулярной этой стороне и проходящей через противолежащую вершину треугольника.
Пример.
Дано: ΔABC, A(-7;2), B(5;-3), C(1;8).
Написать уравнения высот треугольника.
Решение:
1) Составим уравнение стороны BC треугольника ABC.
Прямая y=kx+b проходит через точки B(5;-3), C(1;8), значит, координаты этих точек удовлетворяют уравнению прямой. Подставив координаты B и C в уравнение прямой, составляем систему уравнений и решаем её:
Таким образом, уравнение прямой BC —
Угловой коэффициент прямой, перпендикулярной BC,
Значит, уравнение высоты, проведённой к стороне BC, имеет вид
Поскольку эта прямая проходит через точку A(-7;2), подставляем координаты точки в уравнение и находим b:
Итак, уравнение высоты, проведённой к стороне BC:
2) Составим уравнение стороны AB треугольника ABC. A(-7;2), B(5;-3):
Уравнение прямой AB:
Угловой коэффициент перпендикулярной ей прямой
Значит уравнение перпендикулярной AB прямой имеет вид y=2,5x+b. Подставляем в это уравнение координаты точки C(1;8): 8=2,5·1+b, откуда b=5,5.
Получили уравнение высоты, проведённой из точки C к стороне BC: y=2,5x+5,5.
3) Составим уравнение стороны AC треугольника ABC. A(-7;2), C(1;8):
Угловой коэффициент прямой, перпендикулярной AC,
Таким образом, уравнение перпендикулярной AC прямой имеет вид
Подставив в него координаты точки B(5;-3), найдём b:
Итак, уравнение высоты треугольника ABC, опущенной из вершины B:
Решить треугольник Онлайн по координатам
Данный онлайн-сервис вычисляет (показываются промежуточные расчёты) следующие параметры треугольника:
1) длины и уравнения сторон, медиан, средних линий, высот, серединных перпендикуляров, биссектрис;
2) система линейных неравенств, определяющих треугольник;
2) уравнения прямых, проходящих через вершины параллельно противолежащим сторонам;
3) внутренние углы по теореме косинусов;
4) площадь треугольника;
5) точка пересечения медиан (центроид) и точки пересечения медиан со сторонами;
10) параметры вписанной и описанной окружностей и их уравнения.
Внимание! Этот сервис не работает в браузере IE (Internet Explorer).
Запишите координаты вершин треугольника и нажмите кнопку.
Математический форум (помощь с решением задач, обсуждение вопросов по математике).
Если заметили ошибку, опечатку или есть предложения, напишите в комментариях.
2.9. Типовая задача с треугольником
Многие помнят из школы признаки равенства треугольников, признаки подобия треугольников и мучительное заучивание доказательств теорем. Как в
сердцАх сказал один мой одноклассник, «не понимаю, на### доказывать равенство треугольников, если и так видно, что они одинаковые». Мы тоже не
будем ничего доказывать, поскольку аналитическая геометрия рассматривает треугольник совсем с другой стороны.
Типовая задача, как правило, формулируется так: Даны три вершины треугольника. Требуется найти… много чего требуется
найти…. Повезёт, если будет пункта 3-4, но чаще всего их 5-6 и даже больше. И вам повезло – разберём всё! Или почти всё:
Задача 95
Даны вершины треугольника . Требуется:
1) составить уравнения сторон и найти их угловые коэффициенты;
2) найти длину стороны ;
3) найти ;
4) составить прямой , проходящей через точку параллельно прямой ;
5) составить уравнение высоты и найти её длину;
6) вычислить площадь треугольника ;
7) составить уравнение медианы ;
8) найти точку пересечения .
и для особо опасных энтузиастов:
9) найти уравнение биссектрисы ;
10) найти центр тяжести треугольника;
11) составить систему линейных неравенств, определяющих треугольник.
С чего начать решение? Начать целесообразно с выполнения чертежа. По условию этого можно не делать, но для самоконтроля и
самопроверки всегда строим чертёж на черновике, не устану это рекомендовать:
Ещё раз напоминаю, что самый выгодный масштаб 1 единица = 1
см (2 тетрадные клетки). Всё хорошо видно, и расстояния удобно измерять линейкой.
Вперёд без страха и сомнений:
1) Составим уравнения сторон и найдём их угловые
коэффициенты.
Поскольку известны вершины треугольника, то уравнения каждой стороны составим по двум
точкам.
Составим уравнение стороны по точкам :
Для проверки мысленно либо на черновике подставляем координаты каждой точки в полученное уравнение.
Теперь
найдём угловой коэффициент. Для этого перепишем общее уравнение в виде уравнения с угловым коэффициентом:
Таким образом, угловой коэффициент:
Самостоятельно разбираемся со сторонами и сверяемся, что
получилось:
2) Найдём длину стороны . Используем соответствующую формулу для точек :
Сторону легко измерить обычной линейкой, хотя это не сильно строгая проверка 🙂
3) Найдём . Это Задача 31, повторим:
Используем формулу .
Найдём векторы:
Таким образом:
, и сам угол:
, ну что же, похоже на правду, желающие могут приложить транспортир, у кого
он есть.
Внимание! При выполнении этого пункта лучше не использовать формулы ориентированного угла
между прямыми, так как они всегда дают острый угол.
4) Составим уравнение прямой , проходящей через точку параллельно прямой . Это стандартная задача, и мы ленимся отработать её вновь!
Из общего уравнения прямой вытащим направляющий вектор .
Составим уравнение прямой по точке и направляющему вектору :
5) Составим уравнение высоты и найдём её длину.
Первую часть задания мы тоже решали:
Из уравнения стороны снимаем вектор нормали . Уравнение высоты
составим по точке и направляющему вектору :
Обратите внимание, что координаты точки нам не известны.
Иногда уравнение высоты находят из соотношения угловых коэффициентов перпендикулярных прямых: . В данном случае , тогда: . Уравнение высоты составим по точке и угловому коэффициенту :
Длину высоты можно найти двумя способами.
Существует окольный путь:
а) находим – точку
пересечения высоты и стороны ;
б) находим длину отрезка по двум
известным точкам.
Но зачем? – ведь есть удобная формула расстояния от точки до прямой :
6) Вычислим площадь треугольника. Используем «школьную» формулу:
7) Уравнение медианы составим в два шага:
а) Найдём точку – середину стороны . Используем формулы координат середины отрезка.
Известны концы , и тогда середина:
б) Уравнение медианы составим по точкам :
– для проверки подставим координаты точек .
8) Найдём точку пересечения высоты и медианы:
в
Первое уравнение умножили на 5, складываем их почленно:
– подставим в первое уравнение:
9) Биссектриса делит угол пополам:
Из свойств биссектрисы внутреннего угла следует соотношение длин следующих отрезков:
Длины сторон уже найдены в предыдущих пунктах: .
Таким образом, . Координаты точки найдём по формулам деления отрезка в данном отношении. Да,
параметр «лямбда» получился просто сказочным, ну а кому сейчас легко? Точки известны и понеслась нелёгкая:
Примечание: на последнем шаге я умножил числитель и знаменатель на сопряжённое выражение – чтобы использовать формулу и
избавиться от иррациональности в знаменателе.
Разбираемся со второй координатой:
аким образом:
И предчувствие вас не обмануло, уравнение биссектрисы составим по точкам по формуле :
обратите внимание на технику упрощений:
Проверил, всё сходится. На практике, конечно, вычисления почти всегда будут проще. Никого не хотел запугать, так уж получилось =)
10) Найдём центр тяжести треугольника.
Но сначала поймём, что такое центр тяжести плоской фигуры. Мысленно вырежьте из тонкого однородного картона любую фигуру. …Почему-то фигура зайца
в голову пришла. Так вот: если слегка насадить данную фигуру центром тяжести (какой же я изверг =)) на вертикально расположенную иголку, то
теоретически фигура не должна свалиться.
Центром тяжести треугольника является точка пересечения его медиан. В треугольнике три медианы и пересекаются они в одной точке.
Из пункта 7 нам уже известна одна из медиан: . Как решить задачу?
Напрашивается очевидный алгоритм: можно найти уравнение второй медианы (любой из двух оставшихся) и точку пересечения этих медиан. Но есть путь
короче! Нужно только знать полезное свойство:
Точка пересечения медиан делит каждую из медиан в
отношении , считая от вершины треугольника. Поэтому справедливо
отношение
Нам известны концы отрезка – точки и .
По формулам деления отрезка в данном отношении:
Таким образом, центр тяжести треугольника:
И заключительный пункт задачи, для освоения которого нужно уметь решать недавно разобранные линейные
неравенства:
11) Составим систему линейных неравенств, определяющих треугольник.
Для удобства я перепишу найденные уравнения сторон:
Рассмотрим прямую . Треугольник лежит в полуплоскости, где находится
вершина . Составим вспомогательный многочлен и вычислим его значение в точке : . Поскольку сторона принадлежит треугольнику, то неравенство будет нестрогим:
Внимание! Если вам не понятен этот алгоритм, то обратитесь к
Задаче 90.
Рассмотрим прямую . Треугольник расположен ниже данной прямой, поэтому
очевидно неравенство .
И, наконец, для составим многочлен , в который подставим координаты точки : .
Таким образом, получаем третье неравенство: .
Итак, треугольник определяется следующей системой линейных
неравенств:
Готово.
Какой можно сделать вывод?
Многие задачи аналитической геометрии прозрачны и просты,
главное, не допустить вычислительных ошибок.
Следует отметить, что по настоящему трудные задачи в аналитической геометрии встречаются редко, и вы справитесь практически с любой из них!
Главное, придерживаться методики решения и проявить маломальское упорство.
Ну что, может ещё задачку? Да ладно, не надо стесняться, я же по глазам вижу, что хотите =)
Но сейчас на очереди другая увлекательная тема, продолжаем изучать геометрию плоскости:
3.1. Алгебраическая линия и её порядок
2.8. Как научиться решать задачи по геометрии?
| Оглавление |
Автор: Aлeксaндр Eмeлин
Примеры решений по аналитической геометрии на плоскости
В этом разделе вы найдете бесплатные примеры решений задач по аналитической геометрии на плоскости об исследовании треугольника (заданного вершинами или сторонами): уравнения сторон, углы, площадь, уравнения и длины высот, медиан, биссектрис и т.п.
Другие решения по аналитической геометрии на плоскости
Лучшее спасибо – порекомендовать эту страницу
Решения задач о треугольнике онлайн
Задача 1. Даны вершины треугольника $A (-2, 1), B (3, 3), С (1, 0)$. Найти:
а) длину стороны $AB$;
б) уравнение медианы $BM$;
в) $cos$ угла $BCA$;
г) уравнение высоты $CD$;
д) длину высоты $СD$;
е) площадь треугольника $АВС$.
Задача 2. Найти длину высоты $AD$ в треугольнике с вершинами $A(3,2), B(2,-5), C(-6,-1)$ и написать уравнение перпендикуляра, опущенного из точки $C$ на прямую $AB$.
Задача 3. Даны вершины $A(1,1), B(7,5), C(4,5)$ треугольника. Найти:
1) длину стороны $AB$;
2) внутренний угол $A$ в радианах с точностью до 0,01;
3) уравнение высоты, проведенной через вершину $C$;
4) уравнение медианы, проведенной через вершину $C$;
5) точку пересечения высот треугольника;
6) длину высоты, опущенной из вершины $C$;
7) систему линейных неравенств, определяющую внутреннюю область треугольника.
Сделать чертеж.
Задача 4. Даны уравнения двух сторон треугольника $4x-5y+9=0$ и $x+4y-3=0$. Найти уравнение третьей стороны, если известно, что медианы этого треугольника пересекаются в точке $P(3,1)$.
Задача 5. Даны две вершины $A(-3,3)$, $B(5,-1)$ и точка $D(4,3)$ пересечения высот треугольника. Составить уравнения его сторон.
Задача 6. Найти углы и площадь треугольника, образованного прямыми $у = 2х$, $y = -2х$ и $у = х + 6$.
Задача 7. Найти точку пересечения медиан и точку пересечения высот треугольника: $А(0, – 4)$, $В(3, 0)$ и $С(0, 6)$.
Задача 8. Вычислить координаты точек середины отрезков, являющихся медианами треугольника $ABC$, если $A(-6;1)$, $B(4;3)$, $C(10;8)$.
Не получаются задачи? Решим быстро и подробно!
8
Даны вершины
треугольника.
Найти:
-
длину стороны ВС;
-
уравнение высоты ВС;
-
уравнение высоты, проведённой из вершины
А; -
длину высоты, проведённой из вершины
А; -
угол В.
Сделать чертёж.
Дано: А(-8;3), В(4;-2), С(7;2).
РЕШЕНИЕ
-
Длину стороны ВС находим по формуле
.
По условию имеем В(4;-2), С(7;2).
-
Найдём уравнение стороны ВС. Найдём
уравнение прямой, на которой лежит
сторона ВС. Используем уравнение прямой,
проходящей через две точки
,
полагая
-
Найдём уравнение высоты, проведённой
из вершины А. При составлении уравнения
прямой, на которой лежит высота
треугольника, воспользуемся формулой
и условием перпендикулярности двух
прямых
:
Определим угловой коэффициент прямой
ВС. Для этого разрешим уравнение стороны
ВС относительно у:
Следовательно, высота, проведённая из
точки А, имеет угловой коэффициент
Тогда, уравнение высоты, опущенной из
вершины А(-8;3) на сторону ВС:
-
Найдём длину высоты, проведённой из
вершины А. Она равна расстоянию от точки
А(-8;3) до прямой ВС заданной уравнением
.
По формуле
вычисляем расстояние от точки А до
прямой ВС, полагая
-
Найдём угол В. Угол В равен углу между
прямыми ВС и АВ и может быть найден с
помощью формулы
.
Угловой коэффициент прямо ВС известен
и равен
.
Найдём угловой коэффициент прямой АВ
по формуле:
Тогда получаем,
И угол равен
Выполним чертёж. В прямоугольной
декартовой системе координат хОу строим
исходные точки и получаем треугольник
АВС. Затем из вершины А опустим
перпендикуляр на сторону ВС, получим
АК.
18
Даны координаты вершин пирамиды А1А2А3А4.
Найти:
-
координаты вектора
и длину ребра
; -
угол между рёбрами
и
; -
площадь грани
; -
объём пирамиды;
-
уравнение плоскости
; -
уравнение прямой
; -
угол между ребром
и гранью
; -
уравнение высоты, опущенной из вершины
на грань
;
Сделать чертёж.
Дано: А1(7;2;2), А2(5;7;7), А3(5;3;1),
А4(2;3;7).
РЕШЕНИЕ
-
Вектор
равен
Длину ребра
можно найти как расстояние между двумя
точками
и
,
оно равно
Получаем
-
Угол между рёбрами
и
найдём как угол между векторами
и
.
Вектор
Таким образом, имеем два вектора
и
,
угол между ними найдём по формуле:
Скалярное произведение двух векторов
в числителе дроби находили как сумму
произведений одноимённых координат
(проекций).
-
Площадь грани
равна половине площади параллелограмма,
построенного на векторах, как на
сторонах. И площадь треугольника
можно вычислить через векторное
произведение
Координаты вектора
или
Векторное произведение вычислим через
определитель 3-го порядка, разложив его
по элементам первой строки:
Модуль векторного произведения
-
Объём треугольной пирамиды А1А2А3А4
можно рассматривать как одну шестую
часть объёма параллелепипеда, построенного
на векторах
,
и
как на рёбрах:
Смешанное произведение трёх векторов
равно
-
Уравнение плоскости
имеет вид
или для нашей задачи
Разложим определитель по элементам
первой строки:
-
Уравнения прямой
найдём в канонической форме, для этого
воспользуемся уравнением прямой,
проходящей через две заданные точки
и
:
,
-
Углом ψ между ребром
и гранью
будет острый угол между прямой
и её проекцией на плоскость
.
Для нахождения угла ψ воспользуемся
формулой
Канонические уравнения прямой
получим как:
Отсюда l=5; m=1;
n=-5, где l,
m, n –
координаты направляющего вектора прямой
:
;
Уравнение плоскости
было получено в пункте 5:
Отсюда А=5; В=7; С=-4, где А, В, С – координаты
нормального вектора плоскости
:
Тогда получаем
-
Уравнения высоты, опущенной из вершины
на грань
.
Канонические уравнения прямой, проходящей
через точку
,
имеют вид
,
где l, m, n
– координаты направляющего вектора
прямой.
Так как высота перпендикулярна плоскости
,
то из условия перпендикулярности прямой
и плоскости
координаты направляющего вектора
прямой, перпендикулярной плоскости
можно заменить координатами нормального
вектора плоскости l=A=5;
m=B=7; n=C=-4.
Окончательно получим
Выполним чертёж пирамиды как пересечения
плоскостей её граней:
Грань А1А2А4:
Грань А1А2А3:
Грань А1А3А4:
Грань А2А3А4:
28
Составить уравнение и построить линию,
каждая точка которой равноотстоит от
оси ординат и от окружности
РЕШЕНИЕ
В системе координат хОу строим ось
ординат х=0 и окружность
Пусть точка М(х; у) – произвольная точка
искомого геометрического места точек.
Опустим перпендикуляры на ось ординат
и на окружность.
Тогда расстояние от произвольной точки
М(х; у) до оси ординат
–
абсцисса точки М(х; у), а расстояние от
точки М(х; у) до окружности
.
Приравнивая эти расстояния и снимая
знак модуля, получаем
Получили уравнение параболы, строим
верхнюю часть окружности и параболы,
так как чертёж симметричный:
Соседние файлы в папке Приборостроителям
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #