Текст-рассуждение Какие особенности? Доказать, что текст является рассуждением, можно, если определить по его содержанию, что в нем имеется объяснение каких-либо фактов, событий с использованием причинно-следственных связей. Немаловажным признаком рассуждения является композиция (строение) текста: 1) вначале формулируется тезис; 2) затем приводятся аргументы в его доказательство или опровержение; 3) приводятся наглядные примеры; 4) делается вывод. Пример рассуждения Землю заселяют множество живых существ. Но только человек наделен умением говорить. Слово – это божественный дар людям (тезис). (Примеры) С помощью слова можно выразить свои мысли, оформить просьбу или пожелание, пожелать другим людям мира и здоровья. Человек – это социальное существо. Он не может обходиться без общения с другими людьми. И в этом ему тоже помогает слово. (Вывод). Слово – это дар, который нужно беречь. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Вера 2018 3 года назад Если, прочитав текст, вы можете получить ответ на вопрос “Почему?”, тогда перед вами текст-рассуждение. В тексте такого типа определённая, довольно строгая структура: 1)тезис (мнение автора текста по какому-то вопросу), 2)аргументы, доказывающие то, что мнение автора соответствует действительности, 3)примеры, иллюстрирующие, что высказывание автора подтверждается в жизни, 4)вывод. Все эти части текста взаимосвязаны, а сами рассуждения изложены последовательно, аргументированы и логичны. В тексте-рассуждении обязательно наличие вводных слов. Вот примеры: по-моему, например, итак, во-первых, кажется, очевидно, допустим и т.д. Natalia Qlce 3 года назад Чтобы доказать, что текст является рассуждением, нужно отличить его от описания и повествования. Есть 3 основных типа речи: описание, повествование и рассуждение. Описание – это перечисление характеристик, особенностей какого-либо предмета или явления. Описание может быть кратким или детальным в зависимости от целей, свободным или последовательным и структурированным – в зависимости от стиля речи. Например, описание внешнего вида яблока может быть очень простым, а научное описание того же яблока должно быть полным и структурированным. Повествование – пересказ какого-либо события в хронологической последовательности. Отличительная особенность повествования: наличие завязки (начала события), дальнейшего развития события и развязки (кульминации). Для описания и повествования не характерен анализ приведенных характеристик и событий. Рассуждение – это логическое обоснование или опровержение какой-либо мысли или идеи. Рассуждение может содержать: тезис (что именно предполагается доказать, обосновать, опровергнуть), исследование, указание причинно-следственных связей, аргументы и доказательства (часто с примерами), анализ и выводы. Для рассуждения характерны: структурированность, логическая связь между предложениями и абзацами. Не всегда можно четко определить тип речи в тексте, так как он может быть смешанным. Например, может быть повествовательный текст с элементами описания и рассуждения. Но небольшому фрагменту, как правило, можно дать чёткую характеристику. Кстати, само такое доказательство тоже будет рассуждением. Более подробную информацию легко найти в интернете по запросу “типы речи”. Давайте обратимся к определению. Определений такому виду текста можно дать несколько. С текСтом-рассуждением ученики знакомятся уже во втором классе. Для второго класса определение самое простое. В старших классах оно заметно усложняется. Мне больше нравится вот такой понятный и доступный вариант: если в тесте что-то обсуждается, доказывается либо разъясняется, такой текст мы называем рассуждением. Один из основных критериев, мне кажется, такой: если мы можем к тексту задать вопрос почему?, его можно отнести к рассуждению. Также тест-рассуждение можно определить по его структуре. Он состоит из трех обязательных частей:
Знаете ответ? |
Как определить и доказать тип и стиль речи
Категория: Русский язык.
Как определить и доказать тип и стиль речи
Как определить тип речи и доказать свою точку зрения
.
1. Описание. Этот текст представляет собой изображение (явлений, предметов, лица) путем последовательного перечисления и раскрытия его главных признаков, то есть его можно определить как описание. Описывая (человека, картину природы, предмет) автор говорит о таких признаках, как (конкретно). Используя характерные для описания языковые средства (например, эпитеты, сравнения, наречия, ряды однородных членов и др. ), автор достигает цели данного типа речи, которая заключается в том, чтобы читатель увидел предмет описания, смог представить его в своем воображении.
2. Повествование. Перед нами повествование, так как это рассказ о событии с соблюдением временной последовательности. Для любого повествовательного текста общим является наличие завязки (начало события), развитие самого события и развязка (конец повествования), такие структурные элементы сюжета мы можем найти в этом тексте. Можно рассказывать как от третьего лица (авторское повествование), так и от первого лица (рассказчик назван или обозначается с помощью местоимения «Я»), в данном тексте – … Можно отметить преобладание в тексте глаголов, что также характерно для повествования.
3. Рассуждение. Текст представляет собой рассуждение, так как его строение и языковые средства характерны для данного типа речи. По определению рассуждение – это исследование свойств разнообразных предметов и явлений, рассмотрение их взаимосвязи, в данном тексте автор размышляет о…
Рассуждение строится по логической схеме: сперва формируется тезис (мысль, которую необходимо доказать или опровергнуть), затем перечисляются аргументы с примерами, а заключительная часть – вывод. Данная структура отличает данный текст.
Как определить стиль речи и доказать свою точку зрения.
1. Этот текст – яркий образец публицистического стиля. Его отличают стилевые черты, характерные для публицистических текстов, – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, лаконичность, доступность. Автор размышляет о … и утверждает, что… При этом он стремится к тому, чтобы его рассуждения были поняты и доказательны, используя при этом языковые средства эмоционального воздействия. Важную роль играет здесь эмоционально-экспрессивная лексика (общественно-политическая лексика и фразеология, заимствованные слова), многообразны средства языковой выразительности – эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и восклицания, лексические повторы, инверсия, синтаксический параллелизм, парцелляция. Рассуждения автора отнесены не к абстрактному человеку, а к нам, ныне живущим людям. Автор убеждает нас в том, что … Всё сказанное … не оставляет нас равнодушными, заставляя задуматься о многом.
2. Так как перед нами отрывок из произведения …, можно утверждать, что перед нами образец стиля художественной литературы. Его отличают стилевые черты, характерные для художественных текстов, – использование средств других стилей, широкое применение экспрессивных и изобразительных средств языка, разнообразный по характеру синтаксис. Несомненно, можно отметить индивидуальность языка писателя, что тоже характерно для художественного стиля. Художественный образ создаётся в гармонии таких языковых средств, как эпитеты (примеры – на каждый, который нашли), сравнения, метафоры, анафоры, антитезы, риторические вопросы, инверсии и др. Читая этот текст, мы получаем не только информацию о…, но и эстетическое удовольствие от яркого, образного русского языка, которым он написан.
Метки: Русский язык
Мы быстро оделись и бодро пошли, Вдруг встретили маму на нашем пути, Шла из школы она после собрания. Этот текст называем мы
повествование .
Волшебная палочка-чудо блестящее. Новая, яркая и настоящая. С ней легче исполнить любое желание. Этот текст называем мы
описание.
Для чего этот мир? Почему я такой? Зачем это солнце блестит надо мной? На эти вопросы ответ, без сомнения, Найдете вы в тексте
рассуждение .
Описание – картина – прилагательные
Повествование —– кинопленка – глаголы
Рассуждение — нельзя представить – особая структура текста, особые слова.
Пришла весна. Лес наполнился птичьим криком и гомоном. Яркое ласковое солнце согрело озябшую землю. На пригорке уже сухо. Снег сошёл здесь несколько дней назад, и солнце успело высушить прошлогоднюю траву. Его лучи оживили верхний слой земли, пробудили слабые побеги растений.
Во все стороны бегали и ползали всякие козявки и жучки. Белая бабочка порхала в воздухе, старалась разыскать первые цветы и смолистые почки.
Ранняя весна. Под березами подтаявший, грязноватый снег. Справа видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Возле лужи одинокий голый куст. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. Сразу за березами постаревший сырой забор, за которым виднеются деревянные, скорее всего, жилые постройки. Около них расположена старенькая, но работающая церковь. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня.
Самое лучшее время года – весна.
Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует!
Весну нельзя не любить!
Тезис, аргументы, доказательства, вывод
- Вступление
- Тезис (= основная мысль)
- Основная часть
Аргументы (доказательства) + комментарии
- Вывод
Тезис – основное положение, мысль , которую нужно доказать.
Я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд,
Докажем это. Это можно доказать так… Это объясняется следующим.
Аргументы (Доказательства) – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.
– Рассуждая, обязательно приводите доказательства, подтверждающие ваши высказывания (это могут быть примеры из книг, кинофильмов, эпизоды из вашей жизни и т.д.).
Во-первых, одна из причин, во-вторых, кроме того, вторым доказательством является, к примеру…
Вывод – то, что следует из сказанного выше.
Таким образом, вот почему, итак, следовательно, я пришел к выводу…
Во-вторых, много зимних развлечений и забав. Можно играть в снежки, бегать на лыжах и коньках, лепить снеговика.
Во-первых, зимой очень красиво. Снег искрится, падают серебряные снежинки.
У каждого человека есть своё любимое время года. Я очень люблю зиму!
Вот почему я люблю зиму.
В-третьих, зимой бывает праздник – Новый год.
Я вас прошу сочинить и записать в тетрадь текст-рассуждение на тему «Весенние радости», опираясь на схему.
Домашнее задание
Сочинение состоит из 3 частей:
1. Вступление – тезис.
2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры из текста.
3. Заключение – вывод.
1. Тезис
Это мысль, которую нужно доказать. В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 2-3 предложений.
Подробнее о том, как сформулировать тезис в сочинении
При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:
• Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
• Текст заканчивается словами: “…”. На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
• Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
• Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…
• По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
• В этом отрывке автор говорит о том, что…
• Смысл данного отрывка я понимаю так: …
• В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.
2. Основная часть.
Оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста.
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что … .
3. Вывод.
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д. Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!
Структура сочинения-рассуждения 15.2.
ОГЭ по русскому языку:
1. Тезис.
2. Аргумент – пример 1 + комментарий.
3. Аргумент – пример 2 + комментарий.
4. Заключение (по тезису).
Как сформулировать тезис для сочинения 15.2?
Отталкиваемся от задания: Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…». Сочинение данного типа очень хорошо начать с вводных слов: на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я считаю и т.п.
Пример тезиса: На мой взгляд, для Анны Федотовны фронтовые письма были больше, чем просто письмами, они были единственной памятью о сыне, не вернувшемся с войны, поэтому её душа опустела с их утратой.
АРГУМЕНТ – довод, приводимый в качестве доказательства тезиса. Аргументов в сочинении 15.2.должно быть два, они должны быть из прочитанного текста.
КОММЕНТАРИЙ – пояснение довода, аргумента. Является обязательным структурным элементом доказательной части любого сочинения-рассуждения
Пример аргументов и комментариев к ним:
Аргумент 1: В предложении № 17 автор называет письма “бесценными”.
Комментарий: Данный эпитет употребляется вместе со словом “листочками”, имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс. Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых “листочков” для пожилой женщины.
Аргумент 2: В предложении 53 душа старушки сравнивается со шкатулкой.
Комментарий: В шкатулках люди обычно хранят самое ценное: драгоценности, деньги. Но для героини важней были ценности не материальные, а духовные. Она хранила в шкатулке письма, словно в своей душе (“Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души”). С помощью данной метафоры автор показывает всю значимость, которую имели письма для старушки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ – вывод по тезису, умозаключение. Должно соотноситься с утверждением, высказанным в начале. Легче всего начать заключение с вводных слов и конструкций: Подводя итог всему вышесказанному, …, Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу, что …, Таким образом, можно сделать вывод, что… и т.д.
Пример заключения: Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что фронтовые письма были для Анны Федотовны настоящим сокровищем, они представляли для нее большую духовную ценность, поэтому, лишившись их, пожилая женщина словно лишилась части своей души.
Как найти аргументы в тексте?
Самым трудным этапом работы при написании сочинения 15.2. ОГЭ по русскому языку будет подбор аргументов. Поскольку собственных аргументов здесь выдумывать не нужно, все, что Вам требуется, – проанализировать текст, при необходимости внимательно его перечитав, и найти ключевые слова, предложения, мысли, высказанные автором текста с целью сделать свои слова более убедительными.
Аргументы – это авторские доказательства. А затем использовать шаблонную конструкцию для оформления своего аргумента: Во-первых, в предложении № … говорится о … (употребляется …, используется такое средство как …). Это свидетельствует о том, что …, (это позволяет судить о том, что …, это говорит о том, что …).
Цели урока: (слайд 2)
1. Повторить типы речи, их признаки.
2. Показать роль доказательства в рассуждении, научить приводить убедительные доказательства.
3. Развивать стремление правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
4. Умение использовать разнообразные языковые средства.
5. Обогащать словарь учащихся лексикой определенной тематики.
Знать: типы речи, их признаки.
Уметь: отличать тексты по типу речи; научиться строить рассуждение; приводить доказательства, при помощи модели вводить в текст аргументы. Я думаю, что … потому что …
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация по теме «Доказательства в рассуждении», учебник 5 класс русский язык, словарь Ожегова С. И.
Ход урока:
Начало урока. Приветствие. Запись темы урока в тетрадь.
1. Словарная работа. Запись лингвистических терминов.
Повторение изученного материала. Мы с вами знаем несколько типов речи. Давайте повторим их название. (Типы речи на доске написать сбоку!)
Задание 1. Терминологический диктант. (Слад3)
Запишите названия типов речи по определению.
1) Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.
2) Вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное было невозможно, употребляли слова: во – первых, значит, следовательно, поэтому.
3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь говорящего была насыщена глаголами.
(слайд 4) Ответ: 1. Описание – пишет
2. Рассуждение – 2 буквы СС на стыке морфем.
3. Повествование – весть.
Текст, тема текста, абзац. (Устно объяснить их лексическое значение).
Что называется текстом?
На какие части делится текст?
Какие типы текста (речи) существуют в русском языке?
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложении, интонация и т. д.
Тема текста – это то, о чем или о ком в нем говорится. Очень часто тема отражается в его заглавии.
Микротема – наименьшая часть общей темы.
Вокруг микротемы – абзац.
2. Повторение типов речи. (Слайд 5)
Определите тип речи, докажите. Представьте содержание каждого текста в фотографиях: (Попутно проводится работа по орфографии и пунктуации). Обращаем внимание на изобразительно – выразительные средства художественной речи: сравнения, эпитеты, переносное значение слов, олицетворение.
1. Море может быть разным. То оно спокойное ласковое задумчивое. И тогда расстилается перед вами безбрежное, лазоревое. А то вдруг вдыхает полной грудью, становится тёмно – синими…И вот уже не белые барашки бегут наперегонки, а грозные, чёрные валы с белыми гребнями обрушиваются сердито на песчаный берег. Описание ( текст относится к описанию, потому что здесь описывается …. Можно задать вопрос «какое?», в тексте говорится о признаках предмета, можно сделать 1 фотографию. ) (слайд 6) Назовите эпитеты.
2. Ранней весной четверо мальчиков плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер, хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Он налёг на вёсла и поплыл. Мальчику казалось, что он не доберётся до пристани, ведь дождь хлестал по лицу, ладони вспыхнули, сильно болели руки. Он напряг все силы. Добравшись наконец до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал её верёвкой. Повествование ( текст относится к повествованию, потому что здесь рассказывается о том, как 4 мальчика плыли по реке…К этим словам можно задать вопрос что делали ребята? Что делал один из мальчиков? в тексте сообщается о последовательности событий и действий, можно сделать несколько фотографий). (Слайд 7)
3. Январь – самый лютый месяц зимы. В эту пору бывают самые сильные морозы. Крепкий лёд сковал реки. Особенно трудно птицам и животным, которым нечего есть. Снега выпадает много. В самые сильные метели легко сбиться с пути. Нередко в такую погоду замерзают люди, как раньше, так и сейчас. Когда же бывают самые трескучие морозы? На Крещение. В самые трескучие морозы в январе даже птицы замерзают в воздухе, деревья трещат. Вот почему январь называют самым лютым месяцем года.
Рассуждение. ( Текст относится к рассуждению, потому что в начале текста есть рассуждение, затем доказательства, выводом заканчивается, в тексте доказывается, объясняется что – то, фотографию сделать нельзя? (слайд 8)
Постановка тире в предложении, к слову метель подобрать синонимы. Найти слова с переносным значением. ( сковал, трескучие, трещат). Трескучий мороз – разговорное слово. Лютый месяц – переносное.
3. Объяснение нового материала. (Слайд 9)
В нашей жизни нам часто приходится рассуждать, что – то доказывать.
(слайд 10) Сегодня на уроке мы будем работать над этим типом текста – рассуждение. Попытаемся разобраться в том, по какой схеме оно строится. Будем учиться доказывать, спорить. И к концу урока мы должны научиться писать сочинение – рассуждение.
Обратимся к словарю.
– Что такое рассуждение, доказательства? Работа с толковым словарем Ожегова. Выясняем, что данное слово многозначное:
1 – Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
2 – Высказывание, обсуждение.
– Научимся правильно писать данное слово.
Разбор слова по составу: рас – сужд – ени – е.
– В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение?
(Когда нужно доказать кому – то, что прочитанная книга очень интересная; прошедшее мероприятие было скучным; товарищ поступил неправильно; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры…)
– Какова основная задача этого типа текста?
(Объяснить, доказать, установить какую – либо истину)
План. ( на доске)
1. Тезис (мысль, которую нужно доказать).
2. Доказательства (доводы, примеры):
3. Вывод (доказанная мысль).
4. Закрепление темы.
А теперь давайте поговорим о временах года. Каждое время года хорошо по – своему. (слайд 12).
За окном – зима. (слайд 13). Давайте поговорим о зиме. ( под музыку П. И. Чайковского Времена года декабрь). Порассуждаем.
У текста – рассуждения есть особенные слова, которые помогают организовать, связать части рассуждения, упорядочить ход мыслей. (слайд 14)
Задание.
1. Запишите слова, с которых можно начать первую часть – тезис? (Я думаю. . , мы считаем…)
2. Какие слова используются для связи тезиса и доказательств? Запишем их. (Докажем это. . , это можно доказать так. . , это объясняется следующим).
3. Какие слова связывают доказательства и вывод? Запишем их. (Обобщим все сказанное. . , следовательно. . , таким образом…)
5. Обратимся к сочинению – рассуждению на тему: «Зима – прекрасное время года».
Приведите доказательства!!! ( аргументы…. )
НЕ забываем употреблять средства связи частей текста. (слайд 14)
Докажите, что «Зима – прекрасное время года». (слайд 13)
Давайте посмотрим, что получилось. (слайд15)
Физкультминутка (релаксация)
6. Работа с учебником.
Обратимся к учебнику. Упр. 475. Прочитайте задание к упражнению. (слайд 16).
(Чтение, обсуждение вопросов. )
1. Обозначить части рассуждения.
2. К какому стилю (разговорному или книжному) относится текст? Докажите.
Задание к упражнению:
1. Зачитайте тезис
2. Найдите аргументы, сколько их в данном сочинении, по вашему мнению.
3. Какими словами присоединяется вывод к аргументам – доказательствам.
Автор утверждает: «Хорошо быть моряком!» Его основной тезис:
Моряк – самая лучшая профессия.
Доказательства:
– моряки бывают в разных странах, видят мир;
Моряки – смелые, отважные люди;
– работа моряка – это романтика, красота, близость к природе.
(Стиль текста разговорный. )
Разговорный стиль служит для того, чтобы обменяться мыслями и поделиться чувствами с близкими людьми в неофициальной обстановке.
Вывод: Когда я вырасту, буду моряком.
7. Самостоятельная работа.
Класс делится на группы и выполняет задание, предложенное учителем. (Доказать, что профессия эта самая интересная или самая нужная. )
Оцените, чья работа, на ваш взгляд, лучше и содержательнее.
8. Разноуровневое домашнее задание.
Написать сочинение – рассуждение на одну из тем:
можно предложить учащимся сочинение рассуждение – доказательство на тему:
«Мое любимое время года. »
«Кем я хочу быть?»
«Компьютер – мой друг или враг?»
9. Рефлексия. Создайте синквейн к нашему уроку.
Давайте вспомним, что это такое синквейн.
( Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). )
Создайте свой «Синквейн».
Урок
полезный, содержательный
думали, отвечали, сочиняли
все работали очень хорошо
Молодцы!
10. Итог урока. Оценки за урок.