Начиная есть пиццу, мы её делим на доли.
Число, которое записано над чертой, называют числителем.
Число, которое записано под чертой, называют знаменателем.
— Числитель равен (1), знаменатель равен (6).
— Числитель равен (1), знаменатель равен (9).
Знаменатель показывает, на сколько равных частей разделили целое.
Числитель показывает, сколько равных частей взяли.
Пример:
найдём одну шестую долю от пиццы, разделённую на (12) частей. Получим:
Источники:
Рис. 1. Пицца разделена на части. © ЯКласс.
Рис. 2. Квадрат разделён на части. © ЯКласс.
Тема: Доли» (3 класс)
Цели:
- Дать общее представление о доле числа.
- Познакомить с их записью и чтением.
- Учить называть, записывать и сравнивать доли.
- Развивать самостоятельность, логическое
мышление. - Развивать навыки устных вычислений.
Задачи:
- Выполнить практические задачи по инструкции
учителя. - Выполнить наглядное сравнение долей.
- Решить задачи с использованием нового
материала. - Повторить умножение и деление.
ХОД УРОКА
I. Чистописание
12 21
– Дайте характеристику каждому числу.
II. Устный счёт
60 :
10 6 * 7
42 * 1 90 *
0
17 : 17 7 * 8
40 : 5
45 : 45
1 24 8 64 56 42 9 6 12 0 н о
д с
и
а
к м ф
р
– Проверим: возьмите простой карандаш и под
каждым ответом поставьте соответствующую букву.
6 42 1 8 42
0 56 1
м а н д
а р и н
– Если ответы верны, то получится слово. (Мандарин)
– Вы скажете, причём тут мандарин, когда у нас
математика?
– А он нам поможет назвать тему урока.
III. Сообщение темы урока
– Вот у меня мандарин. Я его очистила. Когда мы
начинаем его есть, то мы его делим на что? (На
дольки)
– Мандарин состоит из долек. Если мы посмотрим на
чеснок, он тоже состоит из долей.
– Так тема урока – «Доли». (Запись в тетради)
IV. Объяснение нового материала
1. – У вас на партах лежит
геометрическая фигура. Как она называется? (Круг)
– Сложите круг пополам.
– Разверните.
– Сколько равных частей получили? (2)
– Итак, мы разделили круг пополам, т.е. на две
равные части.
– Как они называются? (Половинки)
2. Яблоко.
– Теперь я возьму яблоко, разрежу его пополам.
– Сколько равных частей я получила? (2
равные части)
– Можно сказать, что половина яблока – это одна
вторая доля яблока.
– А записывают это так: .
– Сколько частей взяли? (1)
– На сколько частей разделили? (2)
– Мы получили .
– В математике число, которое записано над
чертой, называют числитель, а число, которое
записано под чертой – знаменатель.
– Итак, числитель – показывает, сколько равных
частей взяли, а знаменатель – показывает, на
сколько равных частей разделили целое.
(Запись в тетради:)
– Итак, мы яблоко разделили на две равные доли и
получили долю яблока.
– Доля – это часть целого.
3. – Теперь возьмите круг, который вы
согнули пополам. Сложите ещё пополам.
– Разверните. Сколько теперь равных частей
получили? (4)
4. Яблоко
– Я возьму и каждую долю яблока разрежу
пополам.
– Сколько равных частей получили? (4)
– А записывают это так: .
– В числителе записываем 1, а в знаменателе – 4.
5. – Посмотрите на и .
– Сравните: что больше: и ?
(Запись в тетради: > )
– Вывод: чем больше частей, тем доля
меньше.
V. Самостоятельная работа
Карточки: изображено 6 кругов, каждый разделён
на доли: на 3, 8, 2, 4, 6,12. Надо подписать: ,, , , , .
VI. Физминутка
VII. Закрепление. Работа по учебнику
1. Стр. 80 №1.
– Итак, пирог разделён на 6 равных частей. (Показ
на доске)
– Взяли 1 такую часть
– Это доля
пирога.
– И вам нужно узнать, какая доля получится, если
разделить на 2 равные части каждую шестую долю
пирога.
– Значит, что мы должны сделать с каждой шестой? (Разделить
на 2 равные части)
– У вас у каждого «пирог», разделённый на 6 равных
частей.
– Разделите каждую шестую долю пирога на две
равные части.
– Проверяю. (У доски варианты деления)
– Сколько равных частей получили? (12)
– Значит, какая доля получится? ( )
– Сравните: какая доля больше: или ?
(Запись в тетради: > )
Вывод: чем больше частей, тем доля
меньше.
2. Стр. 80 №2.
– У вас на картинке прямоугольники, которые
разделены на доли.
– Какого цвета доля?
(Розового)
– Какого цвета
доля? (Синего)
– Какого цвета
доля? (Зелёного)
– Какого цвета доля?
(Жёлтого)
– Какая доля меньше или ?
(Запись в тетради: < )
– Чем больше частей, тем доля меньше.
– Какая доля больше: или ?
(Запись в тетради: > )
– Какая доля самая маленькая? ()
– Запишите в тетради доли прямоугольника,
начиная с наименьшей, т. е. с самой маленькой.
– Проверим.
3. Стр. 80 № 3.
– Прочитаем задание.
– Какую фигуру надо начертить?
– Чему равна сторона квадрата?
– Начертите квадрат со стороной 3 см.
– Подпишите.
– Читаем дальше, что нужно сделать?
– Выполним 1 часть.
– Значит, на сколько равных частей надо
разделить квадрат? (На 9)
– Как разделим? / на квадратные см/
– Что такое квадратный см?
– Разделите.
– Сколько частей получили? (9)
– Назовите 1 такую часть. ()
– Закрасьте .
– Закрасьте самостоятельно.
– Проверяем.
VII. Итог урока
– Какая тема урока была?
– Что такое доля?
– Мы учились делить на доли и записывать доли.
– Как называется число, которое пишем над чертой?
– Что показывает числитель?
– Как называется число, которое под чертой?
– Что показывает знаменатель?
– А ещё мы учились сравнивать доли. Какой вывод
сделали?
– Урок закончен. Спасибо.
Математика, 3 класс
Урок №32. Доли. Образование и сравнение долей
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
– что такое «доля»?
– как записывать, сравнивать доли?
– что значит разделить на равные части (доли) предметы, геометрические фигуры?
Глоссарий по теме:
Доля – каждая из равных частей единицы.
Деление – действие, обратное умножению.
Делимое – число, которое делят.
Делитель – число, на которое делят.
Частное – результат деления.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017, с. 92-93.
2. Рудницкая В. Н. Тесты по математике:3 класс. М.:Издательство «Экзамен», 2016, с. 44-47.
3. Рудницкая В.Н. КИМ ВПР. Математика .3 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2018, с. 39-42.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля — это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки.
Но есть и другие употребительные доли. Например, четверть, десятая, сотая. Когда образуются доли? Тогда, когда один предмет (буханка хлеба, лист бумаги) или единица измерения (час, килограмм) делятся на равные части. Доля это каждая из равных частей единицы. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на две части название доли «половина», на три — «треть», на четыре — «четверть». А если на пять, на шесть, семь частей, то пользуются словами «пятая, шестая, седьмая» и т. д. Четверти по-другому называют четвёртыми, трети – третьими, а половины – вторыми долями.
Для записи любой доли используют горизонтальную черточку. Ее называют дробной чертой. Над ней ставится единица, а под чертой пишется число равных частей, на которые единица делится.
В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходило от глагола «дробить» – разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в XVII веке) дроби так и назывались – «ломаные числа». У других народов называние дроби также связано с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять».
Современное обозначение дробей берет своё начало в Древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в ХII – XIV веках было заимствовано европейцами.
Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский). В 1202 году он ввёл слово «дробь». Названия «числитель» и «знаменатель» ввёл в ХIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый – математик.
Каждому из вас приходилось делить апельсин. Неразделенный апельсин считается целое, а его части – доли.
Доля – это каждая из равных частей единицы.
В апельсине восемь долек. Мы разделим их пополам. Получились две части или в математике говорят одна вторая и записывается так: .
Число под чертой указывает, на сколько частей разделили, а число, над чертой – сколько таких частей взяли.
Познакомимся с различными записями долей.
На первом рисунке закрашена одна вторая.
На втором рисунке две третьих.
На третьем рисунке закрашено три четвертых.
На четвёртом рисунке закрашено четыре пятых рисунке.
На пятом рисунке закрашена одна шестая.
Доли можно сравнивать. На рисунке один и тот же прямоугольник разделён на равные части. Сравним их.
Наименьшей частью будет одна шестая, а наибольшая одна вторая.
Сравним другие доли. Одна третья меньше одной второй. Одна четвертая больше одной шестой.
Задания тренировочного модуля:
1. Продолжите цепочку равенств:
Правильный ответ:
2. Соотнесите рисунок с ответом.
Правильный ответ:
-
Главная
-
ГДЗ
- 3 класс
- Математика
-
Моро учебник
- Доли
- Страница 93. Часть 1
Вернуться к содержанию учебника
Доли
Вопрос
3. Масса одного ящика с мандаринами 8 кг. Найди массу 9 коробок с бананами, если одна коробка с бананами на 3 кг легче одного ящика с мандаринами.
Подсказка
Повтори, что такое масса.
Если в задаче есть слова « на… меньше», то задача решается вычитанием.
Ответ
Вопрос
4. Реши уравнения, подбирая значения x.
72 : x = 9 8 • x = 64 x : 7 = 4
Подсказка
Решить уравнение – это значит найти такое значение неизвестного числа, при котором это равенство станет верным.
Ответ
Вопрос
5. Реши уравнения с устным объяснением.
35 : x = 1 x • 12 = 0
x • 10 = 10 x : 8 = 0
Подсказка
Решить уравнение – это значит найти такое значение неизвестного числа, при котором это равенство станет верным.
Устное объяснение:
Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель.
Если делимое разделить на частное, получится делитель.
Если частное умножить на делитель, получится делимое.
Ответ
Вопрос
6. Найди значение выражения.
1) a : 7 при a = 49, a = 35, a = 56, a = 63.
2) b • 8 при b = 9, b = 8, b = 7.
Подсказка
Ответ
Вопрос
7.
75 – 8 • 4 | 84 + 64 : 8 | 3 • 9 + 4 • 3 |
60 – 7 • 7 | 36 + 56 : 8 | 5 • 7 + 6 • 8 |
Подсказка
Вспомни порядок выполнения действий при нахождении значения числовых выражений со скобками и без них.
Ответ
Вопрос
8. Рассмотри рисунок и определи, кто из девочек какую долю закрасил, если Таня закрасила большую долю, чем Оля, а Лена закрасила большую долю, чем Таня.
Подсказка
Ответ
Вопрос
9. Начерти квадрат со стороной 4 см. Раздели его на 2 равных прямоугольника и закрась один из них красным цветом. Другой прямоугольник раздели на 2 равных квадрата и закрась один из них синим цветом. Другой квадрат раздели на 2 равных треугольника и закрась один из них зелёным цветом. Какая доля большого квадрата осталась незакрашенной?
Подсказка
Ответ
Вопрос
Начерти квадрат, длина стороны которого 3 см. Раздели его на равные части так, чтобы можно было закрасить одну девятую его часть; одну третью.
Подсказка
Ответ
Вернуться к содержанию учебника
Страница 93
3. Масса одного ящика с мандаринами 8 кг. Найди массу 9 коробок с бананами, если одна коробка с бананами на 3 кг легче одного ящика с мандаринами.
Решение:
1) 8 − 3 = 5 (кг) − масса одной коробки с бананами.
2) 5 • 9 = 45 (кг) − масса девяти коробок с бананами.
Ответ: масса 9 коробок с бананами — 45 кг.
4. Реши уравнения, подбирая значения X.
72 : 8 = 9
x = 8
8 • 8 = 64
x = 8
28 : 7 = 4
x = 28
5. Реши уравнения с устным объяснением.
35 : X = 1
При делении любого числа на само себя получается 1.
X = 35
X • 10 = 10
При умножении любого числа на 1 получается само это число.
X = 1
X • 12 = 0
При умножении любого числа на 0 получается 0.
X = 0
X : 8 = 0
При делении 0 на любое число получается 0.
X = 0
6. Найди значение выражения.
Решение 1
a : 7
при a = 49. 49 : 7 = 7
при a = 35. 35 : 7 = 5
при a = 56. 56 : 7 = 8
при a = 63. 63 : 7 = 9
Решение 2
b • 8
при b = 9. 9 • 8 = 72
при b = 8. 8 • 8 = 64
при b = 7. 7 • 8 = 56
Задание 7.
75 − 8 • 4 = 75 − 32 = 43
60 − 7 • 7 = 60 − 49 = 11
84 + 64 : 8 = 84 + 8 = 92
36 + 56 : 8 = 36 + 7 = 43
3 • 9 + 4 • 3 = 27 + 12 = 39
5 • 7 + 6 • 8 = 35 + 48 = 83
8. Рассмотри рисунок и определи, кто из девочек какую долю закрасил, если Таня закрасила большую долю, чем Оля, а Лена закрасила большую долю, чем Таня.
По условию:
Лена закрасила больше Тани, а Таня закрасила больше чем Оля.
Ответ: Лена закрасила одну третью долю, Таня закрасила одну шестую, а Оля — одну двенадцатую.
9. Начерти квадрат со стороной 4 см. Раздели его на 2 равных прямоугольника и закрась один из них красным цветом. Другой прямоугольник раздели на 2 равных квадрата и закрась один из них синим цветом. Другой квадрат раздели на 2 равных треугольника и закрась один из них зеленым цветом. Какая доля большого квадрата осталась не закрашенной?
Ответ: Не закрашенной осталась одна восьмая доля большого квадрата.
Начерти квадрат, длина стороны которого 3 см. Раздели его на равные части так, чтобы можно было закрасить одну девятую его часть; одну третью.
Если вам понравился сайт, поделитесь страничкой в соцсетях, чтобы не потерять его: