Как найти дополнение в предложении примеры

Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что?  кем? чем? о ком? о чём?

Второстепенный член предложения — дополнение

Дополнение, как определение и обстоятельство, является одним из второстепенных членов предложения.

Дополнение, в отличие от определения, поясняет в предложении сказуемое и вместе с обстоятельством составляет группу сказуемого.

Солнце золотило темный загар увядших листьев (Ч. Айтматов).

Солнце золотило (что?) загар — дополнение.

Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся (чем?) рукой (И. С. Тургенев).

Дополнение

Значение дополнения

В предложении дополнение может обозначать:

1. объект, на который направлено действие:

  • приступить к задаче;
  • защищать Отчизну;
  •  испечь ватрушки;

2. объект восприятия:

  • слушаю музыку;
  • видишь детей;
  •  ощущаем тепло;

3. орудие действия:

  • рубил топором;
  • строгает фуганком;
  • расписал гуашью;

4. объект сравнения:

  • быстрее футболиста;
  • лучше синтетики;

5. отношение к руководителю, владельцу, производителю чего-либо:

  • ректор (чего?) вуза;
  • заведующий (чем?) аптекой;
  • владелец (чего?) земли.

Как найти дополнение

Способы выражения дополнения

Дополнение может выражаться словами разных частей речи:

  1. именем существительным в косвенном падеже;
  2. местоимением;
  3. именем числительным;
  4. наречием в значении существительного;
  5. неопределенной формой глагола (инфинитивом);
  6. именем прилагательным в роли существительного.

Герасим снова взялся (за что?) за ложку и продолжал хлебать (что?) щи (И. С. Тургенев).

Нам дали это задание (дали задание кому? нам).

Двадцать делится (на что?) на пять.

Завтра не будет похоже (на что?) на сегодня.

Председательствующий просит (о чём?) говорить по существу обсуждаемого вопроса.

Все бывшие одноклассники вспоминали с теплотой о школьном прошлом (вспоминали о чём? о прошлом).

Способы выражения дополнений

В предложении дополнение бывает прямым и косвенным.

Прямое дополнение

Прямое дополнение обозначает предмет, на который непосредственно направлено действие, обозначенное переходным глаголом или словом категории состояния (предикативным наречием):

  • вижу (кого?) малыша;
  • жаль (кого?) сироту.

Прямое дополнение

Способы выражения прямого дополнения

Обычно прямое дополнение выражается формой винительного падежа без предлога существительного или местоимения.

Я нарвал большой (что?) букет этих цветов (К. Паустовский).

Я нагнал (кого?) его, но мне непременно хотелось увидеть его (что?) лицо (И. С. Тургенев).

Прямое дополнение может выражаться формой родительного падежа существительного, если оно обозначает

1. часть от целого

  • купила (чего?) яблок;
  • принес (чего?) воды;
  • выпью (чего?) кефира;
  • налей (чего?) сока.

2. Прямое дополнение управляется глаголом с отрицанием

  • не любила молока;
  • не ожидала встречи;
  •  не ждали милостей.

Прямое дополнение в форме родительного падежа

Примеры предложений с прямым дополнением

Белое одеяло скрыло (что?) все следы (В. Песков).

Я снял (что?) газету и увидел (что?) простоквашу, ярко освещенную голубым лунным светом (В. Катаев).

Я мальчишкой ловил (кого?) снегирей и держал (кого?) их в клетке (В. Песков).

Никогда и никому не доверял своей (чего?) тайны (А.П. Чехов).

Косвенное дополнение

Все остальные дополнения являются косвенными. Они выражаются словами разных частей речи и словосочетаниями.

Косвенное дополнение

Способы выражения косвенного дополнения

Формы косвенных падежей существительных и местоимений как с предлогами, так и без них

Я послал (за кем?) за доктором (И. С. Тургенев)

Я вспоминал (о чём?) об этом в самые страшные минуты боя (К. Паустовский).

Прилагательное или причастие в роли существительного.

Настя спросила (кого?) прохожего, как пройти к вокзалу.

На берегу мы увидели (кого?) загорающих.

Инфинитив

Все просили её (о чём?) спеть что-нибудь (М. Ю. Лермонтов).

Она заставила Ивана Ильича (что?) выпить несколько чашек кофе (А. Толстой).

Наречие в роли существительного

Я крайне устала от вашего бесконечного  (чего?) «быстрей».

Междометие

Дети услышали (что?) «гав» из-за изгороди сада.

Неделимые словосочетания

Собака возилась в углу (с кем?) с четырьмя щенками.

Количественное числительное с зависимым существительным «с четырьмя щенками» является одним членом предложения — дополнением.

С собой в поход мы взяли (что?) несколько палаток.

Местоимение «несколько» составляет синтаксически неделимое сочетание с существительным «палаток» в форме родительного падежа множественного числа.

Видеоурок «Дополнение как второстепенный член предложения»

Тест

Пройдите тест и определите, есть ли дополнение и какого вида, прямое или косвенное, в следующих предложениях.

Летом день длиннее ночи.

Победителю легкоатлетического забега вручены медаль и памятный вымпел.

Еще в школе я выбрал себе профессию программиста.

Мой брат младше сестры.

Не нужно бояться темноты.

Во время летних каникул я поеду к дедушке с бабушкой.

Ранним утром мы насобирали много грибов в подлеске из молодых елочек и берез.

Она не помнила моего рассказа о путешествии на Кавказ прошлой осенью.

Отец прибил молотком расшатанную досочку на крыльце.

Та девушка, кажется, старше меня.

Пойди выпей сока, прежде чем пойдем на прогулку.

На этот раз Николай оказался быстрее лидера прошлых соревнований.

ОТВЕТЫ

Тест

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 50

Чтобы найти дополнение в предложении, да и любой другой второстепенный член предложения, лучше всего начать с грамматической основы предложения: вычленить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. А что такое дополнение? Дополнение, как и обстоятельство, являются в предложении группой сказуемого, то есть от найденного сказуемого мы можем к слову, выраженному в основном существительным или местоимением, задать вопросы косвенных падежей. Это и будет дополнение– второстепенный член предложения,который обозначает предмет или объект, на который направлено действие.

(У кого?) У матросов кипит работа. Солнце залило (чем?) светом и блеском (что?) остров.

Мальчик взялся (за что?) за ложку.

Я прошу (кого? ) вас (о чем?) говорить по делу.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Laliq­ue
[53.5K]

6 лет назад 

Найти дополнение в предложении не составит труда, если запомнить на какие вопросы оно должно отвечать.

Вот перечень этих вопросов:

-“Кого?”, “Чего?”

Неизменное правило любой экскурсии. Экскурсии – дополнение.

-“Кому?”, “Чему?”

Продавец сдал сдачу покупателю. Покупателю – дополнение.

-“Кем?”, “Чем?”

Мария любовалась закатом. Закатом – дополнение.

-“Кого?”, “Что?”

Турист увидел неизвестный гриб. Гриб – дополнение.

-“О ком?”, “О чем?”

Каждое лето Михаил мечтает о походе в горы. О походе – дополнение.

З В Ё Н К А
[823K]

6 лет назад 

Дополнение – это один из видов второстепенных членов предложения, который охвачен либо затронут действием, выраженным сказуемым. Допустим, у нас в предложении “Вася вчера купил красивую книгу” есть сказуемое “купил”. Книга, купленная Васей, закронута действием покупки. Это объект, который он приобрёл. Это и есть дополнение – “книгу“.

Как правило, дополнение называет предмет, обозначает или указывает на него. Но не всегда.

Для того, чтобы найти в предложении все дополнения, нужно:

  1. Найти основу (это и подлежащее, и сказуемое). Основу можно сразу же вычеркнуть. В ней нет и не может быть дополнений. Вычёркиваем “Вася” и “купил”. Остаётся “вчера”, “красивую” и “книгу”. Что это? Три дополнения? Нет.
  2. Все оставшиеся члены предложения называются второстепенными. Но не все из них дополнения. Нам нужно исключить из числа “подозреваемых” все обстоятельства и определения. Почти любое дополнение отвечает на вопросы какого-то падежа, кроме именительного. “Купил когда?” – “Вчера”. Нет, “вчера” – это не дополнение. “Книгу какую? – Красивую”. Тоже не дополнение. Вопросы не падежные получаются. Нам нужно задать вопрос от сказуемого, ведь дополнение связано именно с ним. “Купил что (кого)?” – “Книгу”. Это и есть дополнение. Вместо книги Вася мог купить и другие дополнения – попугая, авторучку, десять карандашей, ящик яблок и так далее.
  3. Кстати, вот перед нами сочетание “двенадцать карандашей”. “Карандашей” – это дополнение. Нужно ли отделять числительное и задавать к нему отдельный вопрос? Нет, не нужно, не рекомендуют этого делать. “Двенадцать (или двадцать шесть, например) карандашей” – это одно дополнение. Числительное (число) вместе с существительным составляют так называемое “фразеологически свободное сочетание”. Но хоть оно и свободное (двенадцать карандашей можно заменить на тридцать, двадцать четыре или на сколь угодно), Вася не покупал отдельно двенадцать и отдельно карандаши. Это одно, единое дополнение. Подчёркиваем его как одно. Если бы он купил коробку карандашей, то как Вы думаете, отдельно ли он покупал коробку? Нет. Он не говорил продавцу: “Дайте мне коробку и дайте карандаши”.

_

Мы выяснили следующее:

  1. Очень характерный признак дополнения, это его непрямая зависимость от сказуемого. Именно от него нужно задавать к дополнениям вопросы. А дополнений в предложении может быть много: “Миша купил шарик, карандаш, пластилин и конфеты”.
  2. Далеко не все дополнения выражены существительным. Например: “Мы попросили Наташу станцевать”. Как Вы считаете, что такое “станцевать”? Это же не сказуемое, хотя и глагол. “Попросили о чём?” – “Станцевать”. Получается, что станцевать – это тоже дополнение. Оно особое. Выражено неопределённой формой глагола. А “Наташу” что такое? “Попросили кого?” – “Наташу”. Тоже дополнение.
  3. Вместо существительного в предложении может находиться местоимение-дополнение. Это бывает часто. Например: “Люди потребовали от неё”, “Студенты получили её”.

Aleks­andra­57rus
[1.6K]

4 года назад 

Дополнение представляет собой второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на такие косвенные вопросы падежей как “что?”, “кто?”, “кого?”, “чего?”, “кому?”, “чему?”, “о ком?”, “о чем?”.

Дополнения разделяются на два вида по морфологическому признаку:

  • прямое дополнение, имеющее форму винительного падежа. Например, вижу (кого?) маму; посмотрела (что?) фильм.
  • косвенное дополнение, имеющее форму остальных падежей, включая образованную с помощью предлогов. Например, говорить (о ком?) о животных; позвонить (кому?) дедушке.

Существует несколько способов выражения дополнения различными частями речи. Например, при помощи имени существительного в косвенном падеже, числительного, местоимения, наречия в значении существительного, а так же неопределенной формой глагола и прилагательным в роли существительного.

Дополнение может быть прямым, то есть обозначающим предмет, на который направлено действие, и выраженное переходным глаголом или предикативным наречием, а также косвенным, к которому относятся все остальные дополнения, обозначенные словами разных частей речи.

eduar­d-ko4ur­ov
[288]

9 лет назад 

Дополнение в синтаксисе — второстепенный член предложения, выраженный существительным или местоименным существительным. Дополнение обозначает предмет или лицо, являющееся объектом действия, указанного сказуемым, и отвечает на вопросы косвенных падежей («что?», «кого?», «кому?» и т. д.).

Выделяют прямое дополнение — беспредложное дополнение после переходного глагола (в русском языке — в винительном, иногда в родительном падеже) — и косвенное дополнение (в остальных случаях, после предлогов и косвенных падежей):

Тренер вручил юному футболисту его первую медаль.

или

“Адресат получил письмо от своего друга.”

В данном предложении слово футболист является косвенным дополнением, а слово медаль — прямым.

Употребление прямого дополнения после глагола имеет обычно более обязательный характер, чем косвенного; в некоторых языках имеются иногда и иные отличия[какие?]. Прямое дополнение у глагола обычно бывает одно, в то время как косвенных может быть несколько.

При разборе предложения дополнение подчеркивается штриховым пунктиром.

ktota­ma
[11.5K]

6 лет назад 

В русском языке предложения делятся на подлежащее, сказуемое, обстоятельства и дополнения. Подлежащее и сказуемое – это главные члены в предложение. А что же такое “дополнение”?

Первое. Дополнение – это второстепенный член предложения.

Второе. Дополнение отвечает на вопросы падежей. Например, кого/чего, кому/чему и так далее.

Третье. Дополнение обозначает предмет.

Это три признака дополнения.

Для примера попробуем разобрать одно предложение. На спортплощадке дети играли в футбол. Дополнением тут будет – “в футбол”. От дети играли во что?

Дополнение обозначается пунктиром.

Знаете ответ?

Что такое дополнение – как его быстро найти в предложении и в чем разница между прямыми и косвенными дополнениями

Существительное, которое отвечает на вопросы косвенных падежей.

3 740

Что такое дополнение простыми словами

Сегодня мы поговорим о том, что такое дополнение. Во-первых, это второстепенный член предложения. Поэтому бывают предложения, в которых дополнений вообще нет: «Я читаю». Дополнения нужны для того, чтобы дополнить предложение, упомянуть какой-то предмет, с которым связано наше действие: «Я читаю книгу».

Как легко найти дополнение? Это всегда имя существительное, которое отвечает на вопросы косвенных падежей. То есть всех кроме именительного.

Что обозначают дополнения

Чаще всего они обозначают предмет, на который нацелено действие. Примеры: косить траву, рвать цветы, убирать комнату.

Еще два распространенных значения:

  1. Предмет или человек, для которых выполняется действие: помогать маме, поддерживать друга, заботиться о собаке.
  2. Предмет, с помощью которого совершается определенное действие: ударить камнем, пилить пилой, точить ножовкой.

Как не путать дополнение с подлежащим

Подлежащее всегда отвечает на вопросы «Кто» или «Что», то есть стоит в именительном падеже. Дополнение никогда в именительном падеже не стоит, поэтому вопросы «Кто» или «Что» вы к нему никогда не зададите.

Но.

Вот у вас предложение: «Я строю дом» – (кто?) Я (что делаю?) строю (что?) дом.

«Дом» здесь отвечает на вопрос «что», но это дополнение, потому что падеж у него – винительный.

Чтобы это проверить, надо подставить КОРОВУ.

Я строю (что?) коровУ – у существительного «корова» окончание -у, значит, падеж винительный. А если бы было -а, тогда был бы именительный.

Если у вас вообще туговато с падежами – смотрите вот это мое видео, я там учу их легко запоминать. И про корову рассказываю тоже:

Как не путать дополнение с определением

Определение отвечает на вопрос «какой». Дополнение на такой вопрос никогда не отвечает. Если можно задать вопрос «какой» – значит перед вами определение.

«Девушка (какая) со светлыми волосами». «Со светлыми волосами» – это несогласованное определение, оно обозначает признак.

Про Филиппа Киркорова

Когда папа Филиппа Киркорова привел своего сына к Ванге, Ванга сказала: «Я вижу человека с палкой в руке».

Человек (какой?) с палкой – это несогласованное определение.

А в примерах «читаю книгу», «пишу карандашом», «гуляю с собакой» вы вопрос «какой» никак не зададите, поэтому тут однозначно дополнения.

Прямые и косвенные дополнения

Существительное является прямым дополнением, если оно стоит в винительном падеже без предлога. Пример: «Зову (кого?) подругу», «Пишу (что?) рассказ».

Все остальные дополнения косвенные. Например: «Стучу (чем?) молотком» – косвенное дополнение, потому что оно выражено существительным в творительном падеже. «Читаю (про кого?) про Родину» – косвенное, потому что есть предлог.

В вузе прямыми считаются еще два типа дополнений:

  1. Если существительное в родительном падеже и обозначается часть от целого: «принеси воды» – понятно, что какую-то часть, а не всю воду, которая есть на земле. «Налей молока» – то же самое.
  2. Если существительное в родительном падеже, а значение предложения – отрицание чего-либо: «Я не люблю (чего?) осени», «Я не читаю (чего?) стихов».

Как подчеркивать дополнения

Прерывистой линией. Обратите внимание, если у существительного есть предлог, то он тоже подчеркивается. А вот союзы обычно не подчеркиваются.

Как правильно подчеркивать дополнения

«С» здесь – предлог, я его подчеркнул. «И» – союз, он не подчеркнут.

Полезные материалы по теме

Если вам надо быстро подтянуть русский, посмотрите вот эти подборки с курсами. Там есть бесплатные материалы, книги для скачивания.

  1. Подготовка к ВПР по русскому языку.
  2. Подготовка к ЕГЭ.
  3. Подготовка к ОГЭ.
  4. Общая подборка курсов по русскому для детей и взрослых.

Подписывайтесь на обновления сайта, чтобы не пропускать новые статьи по русскому. Пишите вопросы, если есть, я обязательно отвечу.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

План урока:

Дополнение: определение, виды, функции

Определение: согласованное и несогласованное

Обстоятельство: определение, способы выражения, виды

Дополнение: определение, виды, функции

Для начала дадим определение дополнению.

1 vtorostepennye chleny predlozheniya

Дополнение чаще всего обозначает предмет или явление, на которое направлено действие. Оно выполняет единственную функцию, а именно поясняет (дополняет) сказуемое. Именно от сказуемого можно поставить вопрос и найти в предложении дополнение. Как это сделать?

Рассмотрим пример:

Анна написала письмо.

Алгоритм нахождения дополнения следующий:

  • Выделяем подлежащее и сказуемое: Анна написала.
  • От сказуемого «написала» ставим вопрос «Что?».
  • Получаем ответ «Письмо».
  • Определяем, что это за член предложения: дополнение, выраженное именем существительным.

Еще примеры:

Еж смотрит (на кого?) на белку.

Дети слушали (кого?) учителя.

Кот и собака будут обедать (чем?) мясом.

Дополнение отвечает только на вопросы косвенных падежей. Вспомним их.

2 vtorostepennye chleny predlozheniya

Какие еще значения может иметь дополнение, кроме объекта, на которое направлено действие?

  • Объект сравнения:

Шелк лучше (чего?) крепа.

Иван выше (кого?) Николая.

Светлана умнее (кого?) Елены.

  • Объект восприятия:

Я рисую (что?) картину.

Мы видели (кого?) дельфинов.

Школьники слушают (что?) романс.

  • Статус человека:

Он директор (чего?) птицефабрики.

Наталья – владелица (чего?) квартиры.

Николай Андреев – ректор (чего?) института.

  • Орудие действия:

Ребенок рисовал (чем?) фломастерами.

Папа стучал (чем?) молотком.

Мама стирала (чем?) мылом.

Дополнение выражается разными частями речи. Рассмотрим таблицу.

3 vtorostepennye chleny predlozheniya

В предложении может встречаться несколько дополнений:

Катя варила (что?) суп (для кого?) для сына.

Мы рисуем (что?) открытку (для кого?) для дедушки.

В русском языке выделяют два вида дополнений: прямое и косвенное.

Первый вид – это дополнение в форме винительного падежа без предлога:

Щенок лижет (что?) лапу.

Папа бросил (что?) мяч.

Косвенное дополнение – это все остальные формы дополнения, выраженные, в том числе, формой винительного падежа с предлогом:

Солдаты боролись (за что?) за свободу (винительный падеж с предлогом).

Нам не хватало (чего?) смелости (родительный падеж).

Мария Сергеевна думала (о чем?) о содеянном (предложный падеж).

Дополнение относится к сказуемому и напрямую зависит от него. К нему можно задать только один из вопросов косвенных падежей.

Определение: согласованное и несогласованное

Еще один второстепенный член предложения, о котором мы поговорим, называется определение.

4 vtorostepennye chleny predlozheniya

Этот член предложения зависит только от имени существительного. Оно в свою очередь в предложении может играть роль подлежащего или дополнения.

Рассмотрим несколько примеров.

Высокий мужчина сидел в кресле.

Находим определение:

  • Определяем грамматическую основу (подлежащее и сказуемое): мужчина сидел.
  • От существительного «мужчина» ставим вопрос «Какой?».
  • Получаем ответ «Высокий».
  • Давайте выясним, что это за член предложения: определение, выраженное прилагательным.

В этом примере определение зависит от подлежащего, но нередко этот второстепенный член предложения соотносится с дополнением.

Я купила красивую игрушку.

  • Главные члены предложения: я купила.
  • От сказуемого задаем вопрос «Что?»
  • Получаем ответ «Игрушку». Это дополнение, выраженное именем существительным.
  • От дополнения задаем вопрос «Какую?»
  • Получаем ответ «Красивую». Это определение, выраженное именем прилагательным.

Определение имеет несколько значений. Предлагаю изучить таблицу.

5 vtorostepennye chleny predlozheniya

Иногда определение берет на себя часть смысловой нагрузки главного члена предложения и входит в состав грамматической основы:

Городской человек редко общается с природой.

В указанном примере слово «городской» входит в состав подлежащего – городской человек. К нему можно применить синоним – горожанин. Эти два слова (городской человек) подчеркиваются одной прямой линией.

Определения бывают согласованные и несогласованные.

Согласованное определение выражается несколькими частями речи, чаще всего прилагательным. Рассмотрим таблицу.

6 vtorostepennye chleny predlozheniya

Особенностью такого определения является то, что оно полностью совпадает с именем существительным в числе, падеже и роде. Кроме того, оно всегда стоит перед словом, от которого оно зависит. Если просклонять главное слово, вслед за ним изменится форма и согласованного определения:

Во дворе рос высокий тополь.

Ветви высокого тополя били нам в окна.

Во дворе росли высокие тополя.

Во дворе росло несколько высоких тополей.

Красная юбка висела в шкафу.

  • Грамматическая основа: юбка висела.
  • От слова «юбка» задаем вопрос «Какая?» и получаем ответ «Красная».
  • Это определение, выраженное прилагательным.

Если изменить форму слова «юбка», вслед за ней изменится и форма слова «красная»:

Я постирала красную юбку.

У меня не было красной юбки.

Я купила две красных юбки.

Несогласованнее определение выражается следующими частями речи и их формами:

7 vtorostepennye chleny predlozheniya

Нечленимое словосочетание – это словосочетание, которое синтаксически нельзя разделить по частям. В предложении оно употребляется в роли одного члена предложения. Например, фраза «три автомобиля» синтаксически нечленимо, и в предложении играет роль подлежащего или дополнения.

Три автомобиля подъехали к супермаркету.

Грамматическая основа предложения – три автомобиля подъехали.

Во дворе стояло три автомобиля.

В этом предложении «три автомобиля» играют роль дополнения.

Несогласованные определения не изменяются вслед за существительным по падежам или родам.

Определение всегда зависит от имени существительного. К нему применимы вопросы «Какой?» или «Чей?». Выделяют два вида определений: согласованное и несогласованное.

Согласованное определение – это такое определение, которое согласуется с главным словом в роде, числе и падеже. Согласованным определением выступает, в основном, прилагательное или причастие:

  • твой дом;
  • белое пятно;
  • желтоватая пена.

Несогласованные определения не совпадают по грамматической форме с главным словом, это синтаксически неделимое словосочетание, чаще всего существительное+прилагательное или существительное+числительное:

  • парень лет двадцати;
  • шкаф черного дерева;
  • девочка в платье.

Чаще всего определение выражается с помощью прилагательного, но не исключено использование и других частей речи.

Обстоятельство: определение, способы выражения, виды

Третий и последний второстепенный член предложения – обстоятельство. Он достаточно широко применяется в разговорной речи, художественном и публицистическом стиле. Дадим определение обстоятельству.

8 vtorostepennye chleny predlozheniya

К обстоятельству можно задать различные вопросы:

  • Когда?
  • Как?
  • Где?
  • Почему?
  • Куда?

Эти вопросы нужно ставить от главного члена предложения, от которого зависит обстоятельство – сказуемого:

Заяц бежал (куда?) в лес.

Конфеты лежали (где?) в холодильнике.

Мы шли (как?) быстро.

Валя уехала (когда?) в полночь.

Обстоятельство – самый масштабный по значению второстепенный член предложения. Он разделяется на 7 основных видов. Эти виды обстоятельств с примерами внесены в таблицу.

9 vtorostepennye chleny predlozheniya

Особенность обстоятельства заключается в том, что оно может быть выражено самыми разными частями речи – от существительного до инфинитива.

Как найти обстоятельство в предложении? Используем прежний алгоритм действий, который применяли к дополнению и определению. Рассмотрим на примере.

Андрей медленно вышел из офиса в полдень.

  • Определяем грамматическую основу: Андрей вышел.
  • От слова «вышел» ставим вопрос «Откуда» и получаем ответ «Из офиса». Это обстоятельство места.
  • От слова «вышел» ставим вопрос «Когда?» и получаем ответ «В полдень». Это обстоятельство времени.
  • От слова «вышел» ставим вопрос «Как?» и получаем ответ «Медленно». Это обстоятельство образа действия.
  • В этом предложении три обстоятельства трех разных видов.

Предлагаю вспомнить пройденный материал о второстепенных членах предложениях с помощью общей таблицы.

10 vtorostepennye chleny predlozheniya

Теперь давайте разберем несколько предложений, определим главные и второстепенные члены.

  • Наш учитель проверяет тетради после работы.

Главные члены предложения – учитель проверяет.

Учитель (чей?) наш – согласованное определение.

Проверяет (что?) тетради – прямое дополнение.

Проверяет (когда?) после работы – обстоятельство времени.

  • На улице была безветренная солнечная погода.

Главные члены предложения – погода была.

Погода (какая?) безветренная и солнечная – два согласованных определения.

Была (где?) на улице – обстоятельство места.

  • Максим сидел на стуле и читал газету.

Главные члены предложения – Максим сидел и читал (одно подлежащее и два однородных сказуемых).

Сидел (где?) на стуле – обстоятельство места.

Читал (что?) газету – прямое дополнение.

  • Твой папа купил в магазине костюм в клетку и серую рубашку.

Главные члены предложения – папа купил.

Папа (чей?) твой – согласованное определение.

Купил (где?) в магазине – обстоятельство места.

Купил (что?) костюм – прямое дополнение.

Костюм (какой?) в клетку – несогласованное определение.

Купил (что?) рубашку – прямое дополнение.

Рубашку (какую?) серую – согласованное определение.

Второстепенные члены предложения — дополнение

На чтение 3 мин. Просмотров 1.4k. Опубликовано 18.02.2020
Обновлено 19.12.2022

В статье:

  1. Как найти дополнение в предложении?
  2. Как подчеркивается дополнение?
  3. Какой частью речи может быть дополнение в предложении?
  4. Какое значение имеет дополнение?
  5. Прямое дополнение
  6. Способы выражения прямого дополнения
  7. Косвенное дополнение
  8. Способы выражения косвенного дополнения

Я ученик – для подготовке к уроку или ДЗ

25.63%

Я преподаватель – ищу материалы для урока

62.51%

Студент – для учебы

5.96%

Охранник в школе – просто нечем заняться )))

5.91%

Проголосовало: 6146

Дополнение выполняет второстепенную роль. Поэтому в предложении является второстепенным членом, обозначающим предмет и отвечающим на косвенные вопросы падежей: кого?-(чего?), кому?-(чему?), кого?-(что?), кем?-(чем?), о ком?-(о чём?).

Как найти дополнение в предложении?

  1. Как обычно, сначала находим главные члены предложения.
  2. Затем из оставшихся второстепенных находим существительное.
  3. Задаём вопрос к найденному существительному.
  4. По вопросу уже будет понятно, в каком падеже находится данное слово в предложении.
  5. Если падеж косвенный (об этом читаем в соответствующей статье), то это дополнение.

Как подчеркивается дополнение?

Дополнение при синтаксическом разборе предложения подчеркивается пунктирной линией.

Какой частью речи может быть дополнение в предложении?

Дополнение в предложении выражается:

  • существительным в косвенном падеже (играть с ребенком);
  • местоимением (играть с ним);
  • числительным (играть с одним);
  • инфинитивом глагола (неопределенная/начальная форма) (Это задание для посетителей — придумать пример к данному пункту:);
  • прилагательным в качестве существительного (вспоминать о прошлом).

Какое значение имеет дополнение?

Обозначать дополнение может следующее:

☑- объект, на который действие направлено:

  • перечитывать публикации;
  • замечать неисправности;
  • стряпать булочки;

☑- объект восприятия:

  • чувствовать (или хотя бы жаждать) свежесть (свежести);
  • ощущать озноб;
  • видеть (а может даже и строить) сарайчик;

☑- орудие действия (чем выполняется действие):

  • тыкать пилочкой;
  • строгать фуганочком;
  • малевать кисточкой;

☑- объект сравнения:

  • шустрее кошки;
  • лучше шерсти;

☑- отношение к чему-нибудь:

  • директор конторы;
  • владелец сайта;
  • заведующая детским садом.

Прямое дополнение

Прямым дополнением обозначается предмет, на который действие направлено непосредственно, или если его обозначает переходный глагол или слово из категории состояния (являющееся предикативным наречием):

  • видеть (кого?) крокодила;
  • жалеть (кого?) малыша.

Способы выражения прямого дополнения

Чаще всего (почти всегда) прямое дополнение выражается существительным в винительном падеже без предлога:

  • Я насажал в саду (что?) море цветов.
  • Мы догнали (кого?) их, но хотелось бы взглянуть в (что?) их светлые глаза.

ПД может выражаться существительным в родительном падеже, если:

☑часть от целого:

  • выпил (чего?) морса;
  • купила (чего?) огурцов.

☑- управляется глаголом с отрицанием:

  • не любила кошек;
  • не ожидала новостей.

Косвенное дополнение

Все дополнения, о которых мы не сказали выше, относятся к косвенным. Как раз они-то выражаются любыми словами изо всех частей речи, а также и словосочетаниями (восхищаться обновками, жаловаться на соседей и т.д.)

Способы выражения косвенного дополнения

  1. Все формы существительные и местоимения в косвенных падежах как с предлогами, так и без них (меня послали (за чем?) за хлебом).
  2. Инфинитив (Нас просили (о чём?) подождать на вокзале).
  3. Неделимые словосочетания (Кошка нянчилась (с кем?) со своими новорожденными малышами).

Добавить комментарий