Как найти древнею дорогу

Многие новички задаются вопросом куда пойти искать с металлоискателем? Ответ будет самый простой, туда, где меньше мусора и нет посторонних глаз. И самое лучшее место для этого — это лес и лесные дороги. Также подойдут поля, но в этой статье мы рассмотрим вариант поиск в лесу.

Старые лесные дороги

Как искать старую дорогу в лесу

В царские времена и средневековье передвигались пешком, редко на лошадях, и преодолевать приходилось не близкий путь. Представьте себе, сколько времени необходимо что–бы добраться с Москвы до Владимира пешком или наоборот из Владимира в Москву. Это сегодня пустяки, сел в машину, в автобус и в путь. А раньше, все путники тщательно готовились к этому за ранее. Собирали провиант, брали с собой деньги и даже некоторые личные ценности.

Пока путник шел из точки А в точку Б, он мог останавливаться на привалы, отходил по малой и большой нужде и в эти моменты случались потери личных вещей.

Также в древние времена вероятность быть ограбленным была очень высокая, и при малейшей опасности все ценности старались прятать, например зарывали в землю.

Еще на потери личных вещей очень влияла погода. Передвигаясь зимой в метель и стужу, человек терял равновесие и ориентир, начинал нервничать, терял контроль над здравомыслием, замерзали руки и телодвижения были скованные и неаккуратные.

Вспомните свою хватку рук года они замерзают. Трудно даже мелочь достать из карман или провернуть ключи в замочной скважине.

Как найти старую дорогу?

Первый способ

Найти старую дорогу можно по старым картам  на сайте это место (etomesto). С помощью этого сайта, вы сможете найти старую карту вашего региона, наложить на спутниковые снимки, и увидеть как примерно проходила дорога в прошлом.

Поиск старой дорог на старых картах

Второй способ

Найти старую дорогу для копа также не предоставляет никаких сложностей. Стоит зайти в любой лес, вы сразу окажитесь на старой дороге. Она будет у вас под ногами. Вопрос в другом, на сколько она старая? Об этом вам расскажут только находки. Также, от основных лесных дорог, которые есть в наше время, очень часто можно найти второстепенные дороги, более позднего времени. Обычно они тяжело проглядываются и имеют заросшее состояние.

На таких дорогах растет молодой кустарник, крапива, иногда встречается подорожник и видно калию от телег. Если присмотреться внимательней, можно заметить калию от колесного транспорта, обычно от лошадиных повозок или телег. В Советское время — автомобили.

Как искать старую дорогу в лесу

Третий способ

Способ как найти старую дорогу подойдет опытным поисковикам. Этот вариант предоставляет собой поиск по спутниковым снимкам. Ведь не все дороги были отмечены на старых картах, а только такие, которые по мнению картографа наиболее значимые.

Конечно–же этот метод не дает 100% гарантии, что вы действительно увидели дорогу. Это может быть противопожарный советский ров, охотничья просека, дорога накатанная лесовозами. В любом случае, известно будет только тогда, когда вы попадете на это место и пройдете с металлоискателем.

На картинке ниже, красным, отмечены 3 дороги, ни одна из них не указана на старых картах, но все они вели в исчезнувшую деревню.

Присмотритесь внимательно вдоль красных нарисованных мной линий, вы увидите рядом полосы, идущие по лесу. Это и есть старинные дороги, уже заросшие кустарниками и давно заброшенные. Только редкие грибники и охотники иногда их используют.

На этой картинке дорога идет через лес из деревни существующая сегодня. Ведёт дорога в деревню которая прекратила свое существование еще в 1968 году.

В общем, поиск старинных дорог не такая и сложная задача. Важно в этом деле попасть на место, которое вы выбрали и уже в этом случае вы лучше поймете дорога это или нет.

Поиск старых дорог для копа

Признаки старой дороги в лесу

Копать возле старой дороги — к хорошим находкам. Такая вот кладоискательская примета. Само собой, дорога дороге рознь, но, в любом случае, здесь наверняка передвигалось множество людей, которые по ходу дела теряли вещи и монеты. Кроме того, иногда вдоль дорог прятали «заначки», которые забывали или не успевали откопать.

Лучше всего дороги искать по старинным картам — к примету, таким, как карта Шубрета и прочие трехверстовые карты. Тогда особых проблем с обнаружением тракта не возникнет: примерное его положение будет отражено на бумаге, плюс-минус двести метров вправо или влево.

Второй немаловажный момент — это знание некоторых природных тонкостей и особенностей, которые проявляются на местности.

priznaki-staroi-dorogi-01

Признаки старой дороги:

1. Грунт на местах старой дороги сильно утрамбован, утоптан. Поэтому часто можно наблюдать своеобразное проседание почвы на протяжении линии или тропы. Лучше всего это проседание можно заметить в лучах вечернего солнца, когда из-за освещения под углом (косые лучи) все оттенки красок более контрастные, а тени длиннее.

2. По утрам вдоль старых дорог туман стелется ниже. Все дело то том, что температура у разной по плотности земли — разная. Над более прогретой поверхностью туман более интенсивный.

3. Поверхность старинной дороги, как правило, более различима после дождя или по первому снегу. Так четче становятся видны канавы — в них скапливается вода или снег.

4. На склонах дорога видна четче по выемке или насыпи. Заметна разница грунтов.

5. Есть определенные виды растений, не характерные для леса, но характерные для придорожных обочин. К примеру, тот же подорожник, тысячелистник, чернобыльник (полынь). Из кустарников — шиповник. Иногда вдоль старых трактов по хвойным лесам растут березы.

Из экстремальных способов — выйти в лес в темную безлунную ночь. Таким образом получается сосредоточиться на плотности грунта под ногами. Говорят, ощущается плотность. На старых дорогах и тропах грунт ощутимо плотнее. Ну или можно выйти днем с провожатым и завязать глаза.

Логический способ

Если подключить логику, старинную дорогу можно найти и без двухсотлетних карт. Алгоритм поиска следующий. Находим карту хотя бы советского периода с хорошо прорисованным рельефом местности. Ищем два близлежащих пункта. Проводим между ними линию, которая могла бы их связывать (не прямую, а в обход болот, озер, высоких холмов). Вероятнее всего, это и будет местом пролегания старинной дороги.

Обращайте внимание на названия сел, урочищ, наличие бродов и т.д. Например, деревенька с названием «Дорожная» вполне могла располагаться около вдоль заброшенного тракта.

Напоследок напомню: если повезло найти старинную дорогу, обследуйте не только саму «колею», но и обочины. Именно там отдыхали передвигающиеся по дороге люди, иногда прятали клады под приметными деревьями, камнями, прочими ориентирами.

Павел Макаров


Старая дорога в Смоленской области
Старая дорога в Смоленской области

Есть много мест для поиска по старине. В тройке лидеров по популярности – поле, урочище и старая дорога. Но, если ранжировать популярность мест у кладоискателей, проводя аналогию с велосипедными гонками, то ситуация такая – урочище и поле едут вместе в лидерах, а старая дорога, хоть и на третьем месте, но на два километра позади от первых двух. А зря! Старые дороги – это очень перспективное место для поиска. Хоть клады на старых дорогах встречаются редко, но вот монеты потеряшки – это классические спутники старых дорог.

Старые дроги интересны тем, что монеты зачастую разных эпох и, если дорога была ходовая и в советское время, то на такой дороге будут и имперские монеты, и советы разных годов.

Болото на месте старой дороги, Смоленская область
Болото на месте старой дороги, Смоленская область

Для того, чтобы поиск на дороге был эффективным нельзя «бить» дорогу «в лоб», т.е. нельзя только идти по дороге и искать, как делает большинство копателей. Важно понимать, что дорога, особенно полевая, сдвигалась со временем. Дорога, которая проходила раньше по сегодняшнему фермерскому полю, могла сдвигаться на несколько метров в зависимости от возделывания поля.

На больших, длинных трактах путники часто сходили с дороги для отдыха или по нужде. И, если для отдыха достаточно было сойти на обочину, то по нужде нужно было отойти, ради приличия, хотя бы на 10-30 метров от дороги. Путники сходили с дороги, садились, расстилали одежду и, как водится, теряли то, что было в карманах.

Нередко, на дороге могли что-то припрятать, например, нож или оружие и, по каким либо причинам, не забрать на обратном пути. Представьте себя в то время: вы идете из деревни в город, подходя к крупному населенному пункту вы решили спрятать свой нож, но, чтобы потом на обратном пути без труда найти свой нож – вы выбираете явный ориентир, например, большой дуб, овраг, камень. Потом, вдруг, каким то причинам не возвращаетесь обратно, а закладка так и остается в вашем секретном месте ждать вас.

В дополнение к вышесказанному приложу схему, которой вы должны руководствоваться при работе на старой дороге.

Схема обследования дороги
Схема обследования дороги

Пусть вы пройдете меньше по длине самой дороги, но зато ваш поиск будет интенсивным, а не экстенсивным. Опять же, не пройдённая часть дороги останется для вас ещё одним местом «где покопать».

Коп по старым дорогам не менее интересен, чем работа в поле или на урочище. Участок тут вытянутый и извилистый, а не широкий. Важно помнить, что при поиске на дорогах нужно обследовать не только дорожное полотно, но и обочины. Часто на них отдыхали путники, разъезжались телеги и конные. Если около дороги есть большая поляна, то ее тоже нельзя оставлять без внимания. На ней могли стоять трактиры или путники просто отдыхали от дальней дороги.

Не стоит обходить стороной и перекрестки. Раньше они имели глубокий и сакральный смысл. На перекрестке могли закапывать клады, там часто ставили трактиры и харчевни, постоялые дворы.

Содержание

  1. Как найти старую дорогу
  2. Какое оборудование выбрать для поиска на старых дорогах
  3. Что можно найти на старых дорогах
  4. Заключение

Как найти старую дорогу

Перед тем как выезжать на коп по старым дорогам надо подготовиться. Нужно найти старинную карту, наложить ее на современную и сопоставить их. Можно сделать это вручную, а можно воспользоваться компьютером. Это будет быстрее и точнее.

Магазин металлоискателей баннер

Не стоит удивляться, если на месте старых дорог уже образовалось озеро, вырос лес, построили город. За годы, что прошли с создания карты могло произойти многое.

Если вы приехали на место и не можете сообразить где же тут была дорога, то вам помогут природные подсказки.

Дороги, отмеченные на старых картах, почти всегда совпадают с современными лесными дорогами.

Если вы приехали рано на рассвете, то посмотрите на местность внимательнее. Колеи зарастаю гораздо дольше остальной части дороги и в лучах солнца их легко отличить от остальной земли.

Также стоит обратить внимание на растения, которые растут на выбранном вами участке. Классические придорожные растения — это: лапчатка, крапива, птичий горец. Растительность на бывших дорогах значительно ниже и мельче. Это тоже стоит учитывать при поиске места.

Если подойти к поиску с научной точки зрения, то можно также обратить внимание на туман. В местах бывшей дороги он стелется ниже к дороге из-за большей плотности земли.

Если у вас нет под рукой старинных карт или вы не знаете где их взять, то можете пользоваться этими советами по определению старых дорог.

Также поищите грунтовые дороги, которые могли бы иметь важное значение, например, соединять две деревни.

Какое оборудование выбрать для поиска на старых дорогах

Для поиска на дорогах оборудование не будет сильно отличаться от инструментов для поиска в поле. Металлоискатель, лопата, сумка, все это поможет и пригодиться. Помните, что дороги гораздо плотнее и тверже мягкой земли в поле. Поэтому и усилий придется приложить существенно больше. Позаботьтесь о том, чтобы лопата у вас была хорошо заточена. Можно также пользоваться пинпоинтером, чтобы сузить размеры поиска и не перекапывать лишние участки.

Грунт на старых дорогах плотнее и жесткий, поэтому лопату лучше наточить хорошенько.

Что можно найти на старых дорогах

На старой дороге можно найти что угодно. От советских монет до чешуек царских времен. Все будет зависеть от того насколько важной была выбранная вами дорога, насколько часто использовалась и было ли активное движение на ней.

Некоторые дороги могут дать фору многим старым деревням.

Что еще можно найти? Подковы, гвозди, части упряжи и другие железяки с историей.

Внимательно осматривайте обочины, там можно и золотую монету найти или ювелирные украшения, цепочки, кольца или крестики.

Старые дороги — артерии жизни. Там всегда можно найти что-то интересное.

Найденное на обочине обычно существенно лучше сохраняется чем то, что находится на дороге.

Заключение

Клады на дорогах могут долго будоражить сознание. Дороги использовались как честными купцами, так и разбойниками, которые могли и добычу вдоль дороги прикопать и просто что-то потерять.

Помните, что главным вашим инструментом для поиска является не металлоискатель, а ваша голова. Думая и анализируя, вы сможете точнее и быстрее определить местонахождение предполагаемых сокровищ, чем просто бездумного гуляя.

Не стесняйтесь пользоваться благами цивилизации. Изучайте Гугл и Яндекс карты. Ходите по библиотекам и осматривайте каталоги и подборки карт. В поисках древностей подготовительная работа очень важна.

Где искать клады Старинные дороги

Из истории русских дорог. Тем из нас, кому доводилось заниматься поиском с металлодетектором в местах, где когда то были проложены дороги, хорошо известно, дело это не простое, отнимающее много сил и времени. Мне самому пришлось отмотать не один десяток километров, не смотря на наличие старых карт и современных средств навигации, в надежде как то научиться определять, где находится концентрация находок, не истаптывая эти самые десятки километров. Я не о постоялых дворах, поклонных крестах, переправах, речь о менее явных признаках. Лично для меня вывод получился однозначный – только ножками! И если значительные, крупные дороги, скажем века 19-го, ещё можно вычислить с необходимой точностью, то с более старыми дело куда сложнее.

Хорошо когда получается найти перекрёсток или возможные водопои, в ином случае остаётся включать собственную фантазию, осматривая места предположительно удобные для привалов и т.п. Так же, если удаётся определить, где точно проходила дорога, считаю необходимым поискать на расстоянии, хотя бы в несколько метров от самой дороги, причём вдоль обеих её сторон. Понимаю, сколько времени и сил это отнимет, но результат даёт.

Где искать клады Старые дороги при цареНо моя статья собственно не о способах поиска вдоль старых дорог. Дело в том, что занимаясь своими исследованиями, я заинтересовался самой историей Русской дороги.

Надеюсь, некоторая собранная информация будет интересна и читателям нашего сайта.

Вообще-то принято считать императора Петра 1 основателем дорожного дела на Руси и действительно, его заслуги в этом огромны. Только и до Петра дорожное строительство, конечно же существовало, но по порядку.

Издревле, на Руси, для передвижения использовались реки. Особенно зимой такая дорога была удобна и безопасна. Весной и осенью передвижения были мало где возможны, да и летом далеко не везде разбегаешься, через топи да чащобы .

Где искать клады Старинные дороги на старой карте

Например, когда в 1014 году князь Владимир Святославович готовился к походу на Новгород, то приказал «теребить путь и мостить мосты». Мосты в то время, это и были гати на болотах и т.п. По непроходимой грязи стелили ветки, клали брёвна. Даже в Русской правде указывалась такая мостовая пошлина. Вот откуда русское слово «мостовая».

Северную же Русь, сторону Московскую, например, называли Глухим Лесом, где путь и вовсе не найдёшь. В истории хорошо известен курьёзный случай, когда две рати, Московская и Владимирская идя на бой, друг с другом, попросту разминулись и потерялись. В итоге сечи не произошло.

Однако ближе к окончанию татаро-монгольского ига дело заметно продвинулось. Крупные центры Руси были связаны дорогами, находящимися под княжеским надзором. Хотя нельзя не признать, в общем, дорожное дело обстояло не лучшим образом. А уже великий князь Московский Иван 3 создал Ямской приказ, это было почтовое сообщение, организованное на серьёзном, государственном уровне. В правление Ивана 3 даже иностранные дипломаты отмечали высокую организацию гоньбы. А уж мы все знаем, как «любили» западные дипломаты хвалить Русь и признавать за нашими предками умение делать, что-либо не хуже, а то и значительно лучше, чем на западе.

Где искать клады Старинные дороги поросшие лесом

Нам конечно особенно интересны ямы – почтовые станции и посёлки ямщиков того времени. Вычислить такое место, огромная удача для любого поисковика.

Царь Иван Грозный, значительно увеличив территорию страны, ещё сильнее развил систему почтовой гоньбы и дорог соответственно.

После Смуты, к сожалению, с дорогами стало значительно хуже.

Пришло время Петра 1. Трудно перечислить все новшества привнесённые императором. Вот лишь некоторые. Вводится должность земских комиссаров, отвечавших за состояние дорог, обязательное обременение крестьян участвовать в весенней и осенней починке дорог, появление первых верстовых столбов. Что интересно, при установке столбов, между соседними сажались молодые деревья.

При Александре1 дороги были разделены на разряды: главных сообщений (государственные); больших сообщений; губернские обыкновенных почтовых сообщений; уездных почтовых и торговых сообщений; сельские и полевые. Для покрытия затрат на их постройку ввели дорожный сбор с каждой ревизской души плюс налог с купцов.

Где искать клады Старинные дороги 2

В 1847 году был даже утверждён поперечный профиль для государственных шоссе, предусматривавший на глинистых грунтах песчаный слой толщиной в 10 дюймов; в этом дорожном нововведении Россия была первой в мире.

С 1840 по 1860 года было построено множество дорог, потом строительство заметно пошло на убыль, а с 1867 года почти совсем прекратилось.

Историей дорожного дела в советский период, разумеется, даже не интересовался. Тема уж очень объёмна. Таким образом, я в очень сжатой и общей форме изложил историю строительства дорог в России.

На самом деле, по этому вопросу существует огромное количество вполне доступных материалов. Тема будет чрезвычайно полезна и увлекательна людям не равнодушным к своей истории.

Где искать клады Старинные дороги мосты и гати девут к зпбытым поселениям

Изучая историю дорог на Руси, мне повезло познакомиться с интереснейшим человеком, который не один десяток лет увлекается путешествиями. Но не совсем обычными путешествиями. Он находит старинные дороги и проходит по ним, не зависимо от того леса там сейчас дремучие или болота. Так же разыскивает давно не существующие деревни и прочие населённые, когда то пункты, так же и храмы. Но, не копает, только фотографирует. Надеюсь, этот увлечённый и знающий человек не откажется дать интервью для посетителей нашего сайта.

Д.Нукратец www.mdregion.ru

Фильм “Кошелёк”. Где и как искать старые поселения и деревни. 

Добавить комментарий