Что–бы найти селище, в первую очередь по спутниковым снимкам из космоса необходимо найти в лесу поляну. Посмотреть высоту, и рассмотреть источник воды. Это может быть ручей, овраг в котором он протекал, или искусственный пруд.
Такие места можно сравнить по старым картам, посмотреть высоту местности и найти старые дороги. Как известно, все дороги куда-то ведут. Особенно, если она проходит через большой лес который тянется несколько километров.
На месте, где могло существовать лесное средневековое поселение, сейчас может быть обычная лесная поляна. По старым картам, это место отмечается как пустошь или поле. Поле могло обрабатываться в имперское время, а, в средневековье, это была поляна на которой жили люди. Но это не всегда так. Некоторые поляны действительно пустые и не имеют культурного слоя.
По спутниковым снимкам лесные поляны выглядят по–разному. Некоторые похожи на современные вырубки, другие вовсе заросшие лесом и увидеть их практически невозможно.
Есть поляны которые в советское время были засажены соснами, и на этом месте сейчас лес. Такой участок выделяется от остальной растительности своим насыщенным зеленым цветом и четкими, с прямыми углами границами.
Другие поляны заросли сами собой. Они отличаются тем, что основные деревья будут молодые, и березы.
Если на месте, мысленно убрать всю эту молодую растительность и представить что её нет, перед вами откроется самая настоящая поляна которая окружена старым лесом.
Особенности средневековых поселений
До сих пор, среди ученых идут споры о том, где и когда появились первые племена славян. Наиболее вероятно, что в I веке нашей эры, предки славян занимали широкую полосу широколиственных лесов к северу от карпатских гор. Между реками Висла и Днепр.
Славянские племена расселялись на высоких холмах по берегам рек, в небольших домах и полуземлянках окруженные земляными валами. Славяне охотились и ловили рыбу, сеяли просо и ячмень.
Также, рядом со славянами существовали мордовская культура, финно-угры, кривичи, вятичи, поляне, белые хорваты, древляне, дреговичи, радимичи, словене, северяне, уличи, волыняне. И у всех народов были враги от которых они прятались глубоко в лесах.
Какие места выбирали для строительства дома
Места перед постройкой дома выбирали сухие и защищенные. Высокие холмы по берегам рек или ровные сухие площадки с удобным спуском к воде. Между оврагами которые сходятся в один, в начале истока реки, ручья, на слиянии двух рек, берега озёр и болот.
Если рядом река, должен быть удобный спуск к воде. Иногда его делали искусственно. Срывали край оврага или берег. Хотя наблюдались, что на некоторых поселениях удобных спусков не было. В этом случае рядом должен быть пруд.
Селище в один–два двора, очень часто находятся по краю оврага и небольших водоемов. Иногда встречаются места далеко от воды. В таком случае выкапывали пруды и колодцы. Короче говоря, недостатка воды у жителей в средневековье не было.
На месте, где стоял дом земля черная и рыхлая. Иногда можно увидеть углубление круглой формы в виде воронки. Это может быть как погребная, так и домовая яма. Домовая яма обычно больше погребной и в ней можно обнаружить куски кирпичной крошки, черепки керамики, старое железо. В погребной яме этих предметов может не быть и находятся они ближе к водоему или ниже уровня дома.
Примет как найти и обнаружить средневековое селище или царское урочище достаточно много. Домовые ямы, возвышенности, поляны в лесу, овраги с ручьем, старое железо,кованые гвозди. Из бытовых предметов часто попадаются кованые ножи. На месте, где стоял дом, можно найти средневековый замок и ключ к нему. Много разного попадается, главное, попасть на правильное место.
Археология к настоящему моменту разработала достаточно развитую систему поиска древних поселений.
Очевидным образом, они должны были быть привязаны к источникам воды. Поэтому ориентируются в основном на водоёмы, сохранившиеся и поныне, на пересохшие русла рек и т.д. При этом важно, чтобы берег был не слишком крутой (позволял таскать воду), но и не слишком пологий (повышающий вероятность наводнения) и желательно не заболоченный.
Большую помощь оказывают металлоискатели, которые позволяют обнаружить находящиеся под землёй железные предметы. Но загвоздка в том, что такой способ трудоёмкий (обхождение довольно большой площади пешком), во многом “слепой” (не различает, что именно найдено), и имеет ограничения по глубине залегания обнаруживаемых предметов.
Поскольку практически все поселения основывались поблизости от сельскохозяйственных угодий, то разыскивают древние поля и пашни. При этом опираются на тот факт, что даже будучи скрытыми под слоем вышележащего грунта, такие участки земли имеют различное по сравнению с окружающими пластами электрическое сопротивление.
Существенную помощь оказывают и сообщения нынешних местных жителей о необычных находках под землёй.
Также в последние годы начинают использоваться материалы спутниковой съёмки, позволяющие, попутно с основной задачей, обнаруживать дома, поселения, укрепления и т.д. под слоем земли в несколько метров благодаря инфракрасному фотографированию. Накопившиеся за длительное время хозяйственные и ремесленные отходы, ирригационные мероприятия, обломки изношенных строительных материалов незначительно (но вполне достаточно для современной техники) изменяют спектр отражения местности, на которой находятся.
Все выявленные мною поселения древних южноуральцев находятся на берегах рек, ручьев и водоемов. Со временем реки меняют направления русла, а водоемы пересыхают. Поэтому большинство поселений оказались сегодня расположенными на старичных берегах рек или заросших тростником мелководных болот. Жители поселений вели чистоплотный образ жизни и соблюдали культуру быта. По этой причине зачастую обломки керамики и кости животных я нахожу у оснований старичных берегов, где несколько тысячелетий назад располагалась речная заводь. То есть, поселенцы выбрасывали хозяйственный мусор в речные воды во избежание травматизма и захламления обживаемой территории. Я обратил внимание на закономерность, что все открытые мною поселения находятся на мысовых образованиях, что облегчало доступ к водным ресурсам и позволяло с наименьшими усилиями контролировать содержание скота. Выбор ограниченного проникновения на территорию поселения также был обусловлен желанием обезопасить себя от внезапного набега недружественного или пришлого племени.
Худяковское поселение открыто мною 24 мая 2014 года и расположено на широком мысу старичного левого берега Миасса в 350 метрах от северной окраины села Худяково. Датируется эпохой финальной бронзы (примерно 3200 лет). Находки орнаментированной керамики (в том числе пряслица), каменных орудий труда и костных останков животных фиксируются на протяжении 440 метров вдоль дугообразной береговой линии и локализуются в глубину распахиваемой площадки до 280 метров от южного склона береговой террасы. Жилищные впадины поселения не задеты плугом трактора, и в них можно обнаружить крупные фрагменты керамических изделий. В непосредственной близости от поселения мною выявлено двенадцать кратковременных стоянок эпохи бронзового века.
Поселение Черкасово-1 открыто мною 25 ноября 2013 года и расположено на старичной террасе левого берега Миасса в 550 мерах от западной окраины села Черкасово. Площадка поселения задернована. Поселение трехслойное и датируется эпохой бронзового века. Находки орнаментированной керамики фиксируются на протяжении 270 метров вдоль береговой линии и локализуются в глубину площадки до 180 метров от южного склона береговой террасы. Помимо многочисленных костных останков животных, попадаются как мелкие, так и крупные фрагменты керамики, медные и каменные изделия. В настоящее время площадка поселения частично уничтожена техникой при обустройстве территории для промывки песка.
Поселение Черкасово-2 открыто мною 21 апреля 2015 года и расположено на второй надпойменной террасе старичного левого берега Миасса в 750 метрах от восточной окраины села Черкасово. Современное русло реки отстоит в полутора километрах южнее старичного берега. Поселение датируется эпохой бронзового века (примерно 5000 лет). Находки орнаментированной керамики (в том числе и пряслица), каменных орудий труда и костных останков животных фиксируются на протяжении 480 метров вдоль береговой линии и локализуются в глубину распахиваемой площадки до 270 метров от восточного склона береговой террасы. В непосредственной близости от поселения мною выявлено девять кратковременных стоянок эпохи бронзового века. В 1.7 километрах восточнее на возвышенном (до 40 метров) берегу реки находился курганный могильный комплекс, состоящий из трех земляных насыпей. В настоящее время все курганы распаханы. Еще один могильный курган поселения был расположен в 300 метрах северо-западнее, на возвышенном старичном берегу реки. Данный некрополь известен с дореволюционных времен, и упоминается в архивных источниках 1910 года Ж.А. Кастанье. К сожалению, мои неоднократные попытки повторно выявить данный могильный курган не увенчались успехом.
Поселение на Крутой речке-1 открыто мною 31 мая 2015 года и расположено на широком мысу старичного левого берега Миасса, образованного впадением ручья в речную заводь к западу от площадки. Датируется эпохой бронзового века (примерно 3500 лет). При разработке глиняного карьера полвека назад значительная часть (до 90%) культурного слоя уничтожена и перенесена отвалом бульдозера к краям береговой террасы. Находки орнаментированной керамики и костных останков животных фиксируются на протяжении 280 метров вдоль дугообразной береговой линии и локализуются в глубину мысовой площадки до 170 метров (в том числе и на пашне) от южного склона береговой террасы. В непосредственной близости от поселения мною выявлено семь кратковременных стоянок эпохи бронзового века. На противоположном берегу Крутой речки находится алакульский грунтовый могильник.
Поселение на Крутой речке-2 открыто мною 30 апреля 2016 года и расположено на пологом мысу левого берега реки, образованного впадением ручья в речную заводь к западу от площадки. Датируется эпохой бронзового века. Находки орнаментированной керамики и костных останков животных фиксируются на протяжении 210 метров вдоль склона Крутой речки и локализуются в глубину мысовой площадки до 120 метров от северного берега. Более половины площади поселения уничтожено в ходе производства земляных работ при создании котлована искусственного водоема. В непосредственной близости от поселения мною выявлено четыре кратковременных стоянки эпохи бронзового века.
Поселение Ильинка-1 открыто мною 23 апреля 2015 года и расположено на мысовой площадке старичного правого берега Миасса, образованного впадением ручья в речную заводь восточнее площадки, в 400 метрах от южной окраины деревни Ильинка. Датируется эпохой бронзового века. Находки орнаментированной керамики фиксируются на протяжении 270 метров вдоль дугообразного обрывистого берега и локализуются в глубину мысовой площадки до 120 метров от северного склона береговой террасы. Площадка поселения частично занята грядками садоводческого участка, но в ее северной части сохранились следы жилищных впадин, в которых попадаются крупные фрагменты керамики. В непосредственной близости от поселения мною выявлено девять кратковременных стоянок эпохи бронзового века. В 450 метрах восточнее, на противоположном возвышенном (до 40 метров) берегу ручья находился курганный могильный комплекс, состоящий из четырех земляных насыпей. Полвека назад все курганы были распаханы.
Поселение Ильинка-2 открыто мною 13 июня 2016 года и расположено на мысовой площадке старичного левого берега Миасса в 270 метрах от южной окраины деревни Ильинка. Датируется эпохой бронзового века. Находки орнаментированной керамики, каменных орудий труда и костных останков животных фиксируются на протяжении 320 метров вдоль дугообразного обрывистого (до 4 метров) берега и локализуются в глубину мысовой площадки до 140 метров от западного склона береговой террасы. На распахиваемой площадке поселения мною подобран фрагмент детского черепа и фрагмент каменного пряслица. Поселение двуслойное (бронза и поздний каменный век). В непосредственной близости от поселения мною выявлено семь кратковременных стоянок эпохи бронзового века.
Поселение в устье реки Дальняя открыто мною 16 июня 2012 года. Расположено на обрывистом (до 12 метров) мысу старичного левого берега Миасса, образованного впадением ручья в речную заводь к востоку от площадки. Датируется эпохой бронзового века (3700 лет). Находки орнаментированной керамики (в том числе пряслица), медных изделий и костных останков животных фиксируются на протяжении 630 метров вдоль береговой линии реки. На месте кузницы обнаружены литейные формы и отходы металлургического производства (бронзовые и медные всплески). Также мною найдено каменное навершие боевого алакульского топора с одиннадцатью гранями (определение С.Г. Боталова). Площадка поселения распахивается, но в жилищных впадинах попадаются крупные фрагменты керамики, в том числе и развалы сосудов. В непосредственной близости от поселения мною выявлено четырнадцать кратковременных стоянок эпохи бронзового века. Поселение двухслойное (бронза, поздний каменный век). По всей видимости, грунтовый могильник находился ближе к оконечности мыса, где мною с пахотных земель подобрано множество костных человеческих останков, в том числе и семь фрагментов черепов.
Миасское поселение открыто мною 12 апреля 2015 года и расположено на двух мысах старичного левого берега Миасса. Находки керамики, медных пластин, каменных орудий труда и костных останков животных фиксируются на протяжении 410 метров вдоль береговой линии и локализуются в глубину до 220 метров от восточного склона береговой террасы. Поселение трехслойное (бронза, меднокаменный и поздний каменный век). В непосредственной близости от поселения мною выявлено одиннадцать кратковременных стоянок эпохи бронзового, меднокаменного и позднего каменного веков.
В выборе места поселения древними южноуральцами существовали свои закономерности. Поэтому их поиск, прежде всего, обусловлен предварительным визуальным изучением топографии местности – наличием близлежащих ручьев, рек, пригорков, курганных могильников. Если поверхность поселения распахана, то она выявляется по характерному подъемному материалу. В нем, с эпохи неолита по ранний железный век включительно, преобладают черепки сосудов, сделанные без помощи гончарного круга. Следы распаханного культурного слоя выделяются черно-серым пятном. Зачастую я замечаю оранжевые вкрапления среди чернозема распаханной земли – зольники. Находка даже единственного пряслица свидетельствует о том, что в данном месте находилось именно поселение, а не кратковременная стоянка.
Места древних нераспаханных поселений можно выявить по следам жилищных впадин. На месте древних поселений трава отличается от вокруг растущей, так как там более плодородный слой земли. Типичным местом расположения поселений является устье малой реки (ручья) при ее впадении в более крупную водную артерию. В данных местах мой поиск всегда стопроцентно был успешным в виде обнаружения керамики или костных останков животных (стоянка или поселение). Ориентиром в выявлении поселений служат могильники. Так, зная месторасположение четырех курганных могильников, я в течение получаса обнаружил древнее поселение, располагавшееся на противоположном берегу близлежащего ручья (водораздел поселения и могильника) на старичном мысовом образовании реки Миасс (Ильинка-1).
Опытные искатели кладов хорошо знают, что на местах старинных поселений всегда можно отыскать интересные и ценные находки. Но проблема в том, что большинство из древних деревень, давно канувших в Лету, не отмечено на картах. Часто их просто не отмечали. Да и найти иголку в стогу проще, чем однодворку в лесу.
Рекомендуем: Что такое ПГМ и где искать старые топографические карты
Вопрос: «Как найти богатое место для копа, без старинных карт?» волнует большинство любителей приборного поиска. В условиях стремительного развития городской инфраструктуры и её расширения, ответить на это вопрос сложно. Вот и пытаются удачливые и незадачливые кладоискатели искать места старинных деревень и хуторов по приметам. А ведь существуют определенные признаки, которые могут указать на проживание человека.
Содержание
- Признаки поселения
- Вода
- Старые тропинки
- Лиственные деревья
- Одинокие деревья
- Рельеф местности
- Плодовые деревья и культурный слой
- Google-карты
- Как найти место бывшего поселения без карт
- Растения, которые можно встретить только на местах бывших поселений
- Животные, которые могут указать на место бывшего поселения
- Заключение
Признаки поселения
Деревни на территории России исчезают с огромной скоростью. Только за 20 последних лет у нас исчезло 20 тысяч сел и деревень. Об их существовании могут рассказать провалившиеся ямы погребов и остатки фундамента домов. Что же говорить о поселениях, существовавших 200-300 лет назад, от которых не осталось ни следов, ни воспоминаний. Здесь кладоискателю пригодится умение «читать» ландшафт и делать простые выводы. Итак, какие же признаки могут рассказать о проживании людей на территории?
Вода
Человек всегда селился там, где была вода. Поэтому ручьи, заводи и заросшие пруды могут стать одним из признаков поселения. При этом люди старались селиться в оврагах или на взгорье. Но нужно обращать внимание на крутизну уклона. Слишком крутой спуск или подъем существенно осложнял жизнь селян. Вряд ли им пришло бы в голову устраивать жилье в неудобных местах.
Старые тропинки
Неприметные тропки, ведущие в никуда также могут быть признаком жилья. Выбитые сотнями ног дорожки зарастают очень долго. Даже через сотню лет можно угадать их существование. Слишком плотная земля хоть и покрывается растительностью, но трава, растущая на месте бывшего тракта, отличается от той, что растет в стороне от него.
Лиственные деревья
Ещё одной приметой могут послужить островки лиственных деревьев, растущих среди хвойного леса. Известно, что на местах «ушедших» поселений сначала поднимается лиственная растительность. Поэтому, если в ельнике неожиданно попались березы, между ними стоит походить с металлоискателем.
Одинокие деревья
Одиноко растущие старые деревья также должны насторожить. Они обычно были постоянными спутниками поселений. Одиночные деревья сажали возле домов просто так, чтобы были. Они росли возле натоптанных тропинок, по которым селяне ездили-ходили в соседние деревни на ярмарку или за другой надобностью. Их можно увидеть среди хлебных полей – деревья оставляли как тенистое место отдыха. Возле криниц также можно было встретить одиноких исполинов. Поэтому если в чистом поле встретилось старое, корявое дерево, стоит прозвонить место возле его корней. Вдруг повезет и отыщется потеряшка, в виде нательного крестика или монетки?
Рельеф местности
Поздней осенью и ранней весной, когда нет растительности, на открытых участках хорошо просматриваются все неровности рельефа. Симметрия углублений также может подсказать, что некогда здесь жили люди. Провалившаяся земля на месте бывшего фундамента, опорных столбов или погребов обычно отличается почти ровными краями. По ним можно угадать квадрат или прямоугольник строения.
Плодовые деревья и культурный слой
Если в лесу, в лугах или в поле вам встретились одичавшие плодовые деревья и кусты, то это явный признак того, что нужно остановиться и подумать о том, откуда бы они могли здесь взяться.
Хорошей подсказкой также может оказаться грунт. Если есть хоть небольшие подозрения, что здесь могли жить люди, стоит покопаться в земле. «Дикий» грунт обычно имеет светлый цвет и почти однородную структуру. Почва на месте поселений, даже давно исчезнувших, хранит следы пребывания человека. Это угольки, глиняные и деревянные обломки посуды и хозяйственного инвентаря. А деревни середины прошлого века напомнят о себе более современными объектами из фольги и жести.
Google-карты
Если уж совсем лень напрягать извилины, тратить время на наблюдения и сопоставлять факты, можно заранее воспользоваться космоснимками любой Google-карты. Отличным помощником в этом деле может стать программа Google — Планета Земля. На их снимках хорошо видны цветовые изменения почвы. Например, светлый участок земли подскажет, где могла находиться потенциальная постройка. Более темные участки укажут на удобряемые места огородов.
Таким образом, наблюдательный копатель имеет все шансы найти заброшенное поселение, если не станет пренебрегать дедуктивными методами Шерлока Холмса и будет внимателен к мелочам.
Как найти место бывшего поселения без карт
Даже если вы уверены, что по всем признакам на месте поиска было поселение, ходить с металлоискателем наудачу дело неблагодарное. Поэтому, если под руками не оказалось старинной карты с подробными указаниями, где искать клад, следует хорошо подумать и обратиться к другим источникам. Ценную информацию можно найти в старинных статистических сборниках, которые до революции выпускались регулярно. Какую же информацию, относительно местонахождения бывших поселений можно там отыскать?
- Места проведения ярмарок и базаров. Зная это, можно по координатам отыскать локацию и попробовать походить с детектором. Причем не только ярмарочные места, но и поблизости от предполагаемой деревни можно найти ценную находку.
- Наличие в поселении мелкого производства (кузница, лавка, мелкие мануфактурные заведения, корчма). Логично предположить, что в этих заведениях часто останавливались торговые люди, которые могли случайно потерять монетку-другую.
- Где находились поля. Традиция обязывала во время сева бросать на поле мелкие монетки, чтобы урожай был больше. А зажиточные хозяева вместо мелкой монетки могли пожертвовать земле серебруху.
- Места массовых гуляний. Там, где были люди, должны быть места их массового сбора, о чем в статистических сборниках также упоминается.
Растения, которые можно встретить только на местах бывших поселений
Кроме вышеперечисленных признаков, по которым можно отыскать места бывшего поселения, у кладоискателя есть друзья в виде растений и животных, которые явно укажут на присутствие человека. Что же это за друзья и почему их там можно встретить, читаем дальше.
Растения напрямую связаны с почвой, поэтому очень чутко реагируют на малейшие изменения в её составе. Первыми рядом с поселениями вырастают синантропные растения, которые являются неизменными спутниками человека. Речь идет о старых, добрых сорняках. Они продолжают расти на заброшенных участках.
Главным растительным индикатором является крапива. Она остается на месте бывших окультуренных участков, и ещё 150-180 лет будет указывать искателям приключений на место их нахождения. Любит крапива и старые пепелища и всегда растет по периметру бывшего строения. Поэтому, если в лесу повстречались крапивные островки, стоит вокруг них побродить с металлоискателем. Правда крапива растение непостоянное и склонно менять свою дислокацию, но далеко от «дома» не уползает, предпочитая держаться привычного места.
Постепенно крапива вытесняется другими растениями. Первой близ окультуренных источников воды (колодцев, ключей) появляется ива. Ей на смену приходит береза, осина и дуб, после чего появляются хвойные деревья.
Растения сменяют друг друга в определенной последовательности и это всегда заметно не вооруженным взглядом. Кусты и деревья на месте бывшего поселения значительно ниже растущих вокруг экземпляров.
Интересными объектами, которые должны привлечь внимание пытливого кладоискателя, являются одиночные деревья из других широт. К таким относятся тополь, лиственница и орех. В средней полосе они в диком виде не встречаются, поэтому они точно говорят, что рядом с ними хозяйничал человек.
Животные, которые могут указать на место бывшего поселения
Не только растения, но и животные могут подсказать кладоискателю, где искать место бывшей деревни. Главными помощниками в этом деле считаются кроты. Питаясь червями и мелкими почвенными беспозвоночными животными, эти землекопы двигаются за ними и стараются держаться в местах их обитания. А, как известно, земляные черви предпочитают хорошо удобренную, «жирную» землю, которой в чистом поле не встретить. Поэтому это кротовье лакомство больше можно встретить на облагороженных землях бывших селений.
Найти крота не проблема. Его кротовины являются приметной зацепкой, которую увидит даже самый невнимательный копатель. В данном случае не стоит пренебрегать мародерством, а лучше как следует изучить содержимое кротовой кучки. Путешествуя по местам, где раньше жили люди, крот вместе с землей может выкинуть на поверхность кусочки глиняной посуды и другие, завалявшиеся в почве предметы.
Другим другом и помощником кладоискателя можно считать кабана. Эти звери с удовольствием перекапывают удобренную жирную землю на местах поселений людей. Не откажутся лесные свиньи и от яблок-дичка. А поскольку масштабы раскопок у кабанов большие, кладоискателю останется только поблагодарить их за разведку. В новостях частенько мелькают сообщения о том, как кабаны выкопали в лесу клад. Может, за вас свинки золото и не выкорчуют, но одиночные монеты, стекло, кирпич и осколки горшков точно поднимут.
Заключение
Таким образом, давно пропавшее селение вполне можно отыскать и без волшебной карты, если внимательно смотреть вокруг и сопоставлять результаты наблюдений. Разумеется, все доводы, приведенные в статье, не являются универсальным ключом к поиску древних поселенческих локаций, но могут помочь в процессе дозированного применения.
Аркаим – одна из самых известных достопримечательностей Урала, имеющая славу необычного, таинственного, даже аномального места. Каждый год сюда приезжают многие тысячи любителей чудес со всей страны. Помимо туристов тут можно встретить много эзотериков, экстрасенсов и прочих неординарных людей.
История открытия Аркаима
Аркаим – это укрепленное поселение (городище) бронзового века в степной зоне на юге Челябинской области. Был найден учеными в июне 1987 года во время археологического обследования территории, которая должна была уйти под воду в результате постройки Большекараганского водохранилища.
Ученым-археологам удалось добиться отсрочки затопления территории на два года. Их активно поддерживал и директор Эрмитажа академик Б. Б. Пиотровский. Позже от планов строительства водохранилища и вовсе отказались. Аркаим удалось отстоять.
В 1991 году начались масштабные раскопки Аркаима под руководством Г.Б. Здановича. Была вскрыта примерно половина площади поселения. Впервые в Зауралье был применен метод реконструкции, сделаны рисунки и макеты внешнего вида поселения. В том же году территорию вокруг городища объявили заповедной зоной, формально присоединив как филиал к Ильменскому минералогическому заповеднику (казалось бы, что общего?!).
Среди находок в Аркаиме: гончарные изделия и инструменты гончаров, формы для отливки изделий из металла, наковальни, наконечники стрел, лошадиные сбруи, погребения младенцев в стенах жилищ, останки домашних животных, водопровод, стоковая канализация.
В 1990-е годы Аркаим получил большую известность и популярность. Помимо Аркаима археологи нашли поблизости еще пару десятков древних поселений, в комплексе назвав их «Страной городов». Наиболее известное – поселение Синташта.
Мифы Аркаима
С начала 1990-х годов Аркаим стал очень популярным среди эзотериков. Его называют местом силы, прародиной ариев, колыбелью человеческой цивилизации, родиной Заратустры… Аркаим активно используют в псевдонаучных публикациях. Любят завышать и уровень развития жителей городища. Однако все это идет вразрез с реальными научными данными.
Многие доверчивые туристы едут сюда с целью стать свидетелем аномальных явлений или исцелиться. Разгоряченное воображение порой действительно позволяет в привычных вещах увидеть чудо.
Достопримечательности Аркаима
Городище Аркаим
Возраст укрепленного поселения бронзового века составляет 4 тысячи лет. На Урале известны куда более старые археологические памятники. Уникальность же Аркаима в том, что он был создан по заранее продуманному плану, со сложной и многофункциональной архитектурой.
Аркаим назван по расположенной в 4 километрах южнее горе. Топоним «Аркаим» происходит от тюркского слова «арка» – «хребет», «спина», «основа».
Городище расположено на мысу на слиянии рек Большая Караганка и Утяганка. Протогород-поселение имеет кольцевую форму диаметром 170 метров. На месте стен поселения сейчас угадываются лишь небольшие валы, представляющие собой два круга – внешний и внутренний. Жилища размещались внутри. Все было изготовлено из дерева, а потому почти ничего не сохранилось.
К обеим кольцевым стенам были пристроены помещения, имеющие формы кругового сектора. Фактически город представлял собой деревянную крепость, состоящую из двух «многоквартирных» домов. Стены были сделаны из бревен, забитых глиной, и глиняных необожженных кирпичей. В жилищах были колодцы, очаги, ямы-хранилища. В самом центре поселения располагалась площадь, к которой вели прямые улицы. Из уникальностей города – ливневая канализация, которая отводила воду за пределы поселения.
По найденным черепам ученые установили, что поселенцы относились к европеоидной расе. Антропологические реконструкции мужчины и женщины можно увидеть в Челябинском областном краеведческом музее и музее природы и человека заповедника «Аркаим».
Жители были металлургами, скотоводами, земледельцами и воинами. Они умели обрабатывать шкуры, кость, изготавливать глиняную посуду и ткать. Археологический памятник отнесли к рубежу III—II тысячелетия до н. э., либо к началу II тысячелетия до н. э. Подобных протогородов на Урале в более поздний период эпохи бронзы не находили. Неизвестно почему, но однажды жители решили собрать все пожитки, оставить свои дома и уйти в другое место. Перед этим городище сгорело. По этой причине находки на городище немногочисленны.
С поверхности земли ничего особенного здесь не увидеть. Отправляющиеся на экскурсию к городищу туристы обычно испытывают чувство разочарования. Увидеть очертания древнего городища можно разве что с воздуха. Тем не менее, местные ученые всерьез рассуждают о зарождении именно здесь арийской расы, о находившейся тут древней обсерватории. Они проводят аналогии в текстах древнеиранской «Авесты» и древнеиндийской «Ригведы». Арии – древнее самоназвание индоиранских племен. В настоящее время к этим народам относятся: иранцы, таджики, осетины, курды, белуджи, народы Индии. На близких языках разговаривали скифы и сарматы. По вопросу о прародине арией до сих пор спорят.
А еще якобы именно здесь одомашнили лошадь, изобрели двухколесную телегу и боевые колесницы, освоили тактику колесничного боя и придумали металлургическую печь. Конечно, эту точку зрения разделяет далеко не весь научный мир.
Музей «Природы и человека»
Здание музея было построено в 2004 году по проекту архитектора В. Фуксмана. Экспозиции музея рассказывают о материальной и духовной культуре племен, населявших эти степные районы в разные эпохи. Здесь можно увидеть подлинные находки археологов. Раздел музея, посвященный эпохе камня (палеолит, неолит), рассказывает об истории заселения человеком степей Южного Урала. Представлены каменные орудия труда – скребки, рубила, ножи.
Экспозиция, рассказывающая об эпохе раннего металла, представляет находки с поселения и некрополя Аркаим, а также данные раскопок поселений и могильников постаркаимского времени: керамические сосуды с орнаментом, бронзовые и каменные изделия, украшения. А познакомившись с разделом экспозиции раннего железного века и средневековья, вы узнаете об истории кочевых народов. Здесь представлены оружие, жертвенники, детали конской упряжи, доспехов. Есть и примеры фигурок «звериного» стиля. ХIХ – ХХ века представлены традиционными костюмами и предметами быта коренных народов Южного Урала.
Исторический парк
На высокой террасе реки Большая Караганка создан музей под открытым небом – исторический парк. Здесь представлены конструкции погребальных и культовых сооружений нескольких исторических эпох степных народов. Здесь вы увидите каменные ящики, окруженные оградками (родовые кладбища), аллею менгиров – загадочных культовых камней, реконструкцию захоронения кочевников. Подальше расположен средневековый комплекс Аксай – тюркская поминальная скульптура и оградка.
Реконструкция «Курган Темир»
Ученые создали точную копию родовой усыпальницы степных кочевников на основе материалов раскопок сарматского кургана, найденного в 1982 году в Чесменском районе Челябинской области. Он был датирован IV веком до нашей эры.
Сотрудники заповедника воспроизвели как внешнее, так и внутреннее устройство погребального сооружения. В курганах хоронили знатных представителей племени и их родственников.
Жилища медно-каменного века
Специалисты воспроизвели в натуральную величину поселок эпохи энеолита. В качестве основы для реконструкции использовались данные исследования поселения Ботай в Северном Казахстане. Жилища представляют собой круглую полуземлянку.
Эта часть музея-заповедника активно используется при интерактивных программах, лекциях, экскурсиях. Бывают тут и театрализованные представления для туристов. На мастер-классах можно попробовать изготовить орудие каменного века, а затем им поработать.
UPD. В ночь на 1 сентября 2019 года в результате поджога сгорело два жилища каменного века. Планируется их восстановление.
Этнографический музей «Казачья усадьба»
Экспонаты и сооружения этого архитектурно-этнографического музея были найдены на Южном Урале и перевезены сюда. В основе музея – восстановленный дом оренбургских казаков Долгополовых из поселка Варламово (конец XIX – начала XX века). Внутри воссоздан аутентичный интерьер начала XX века. На экскурсиях рассказывается о традициях людей того времени.
Рядом стоит «шатровая» ветряная мельница. Она была построена в поселке Париж в 1929 году, а позже перевезена братьями Брозгулевскими в бывшую Варшавскую станицу. До 1960-х годов она исправно работала. В 1999 году ее приметили сотрудники музея-заповедника, разобрали и перевезли ее на свою территорию. В «Казачьей усадьбе» проводятся мастер-классы. Желающие могут сплести пояс-оберег или сделать куклу.
Стойбище степного кочевника
Состоит из четырех юрт кочевых народов (монгольских и казахских). Причем здесь можно не только познакомиться с бытом кочевников, но за плату и переночевать в одной из юрт.
Музей древних производств
Этот музей расположен на территории туристического лагеря «Аркаим». Здесь воссозданы печи нескольких типов – для обжига керамики, отопления, выплавки металлических изделий. Они построены в натуральную величину на основе научных данных. Кроме того, они еще и действующие. Все экспонаты этого музея можно не только смотреть, но и трогать. Также тут проходят мастер-классы на основе древних ремесел.
Степи и горы
В Аркаиме заслуживают внимания не только музеи и туристические объекты-реконструкции. Посещая эти места, стоит полюбоваться степью и подняться на расположенные здесь горы (или скорее холмы).
Особенно популярна гора Шаманка (или Шаманиха). Считается, что это древний палеовулкан. Отсюда можно любоваться солнечными закатами и рассветами. На вершине выложена каменная спираль, состоящая из 13 кругов. У эзотериков она символизирует прохождение цепи воплощений.
Поблизости расположена другая гора – Покаяния. На ее вершине также имеется каменная спираль.
Пользуется популярностью и гора Любви, которая находится на территории верхнего лагеря за рекой Караганка. Она самая высокая из гор «Аркаима», с крутыми склонами. Каменная спираль есть и здесь. С вершины открывается красивая панорама.
В окрестностях есть и другие горы: Аркаим, Разума, Счастья, Видений. У каждой горы есть свои легенды.
Историко-культурный заповедник «Аркаим» начинает летний туристический сезон с 1 мая, продолжается он до 30 сентября. В летний сезон «Аркаим» работает без выходных дней. В зимнее время действует только музейная часть (музей «Природы и человека»). Особенно много туристов приезжает в день летнего солнцестояния, когда в «Аркаиме» буквально яблоку негде упасть.
Вход на территорию самого городища Аракаим возможен только с экскурсией, платно. По остальной же территории можно гулять свободно. При поездке учитывайте, что днем в степи обычно очень жарко, а ночью наоборот холодно.
Контакты заповедника «Аркаим»:
- Телефон для справок: (351) 218-40-35.
- E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
- Сайт: http://www.arkaim-center.ru
Как добраться до заповедника «Аркаим»?
На машине
Из Екатеринбурга до Челябинска, затем через Южноуральск, Пласт, Степное, село Агаповка рядом с Магнитогорском (в сам Магнитогорск заезжать не нужно), село Кизильское, поселок Обручевский. Поворот к музею-заповеднику «Аркаим» расположен в 30 километрах от Магнитогорска (на трассе Верхнеуральск – Магнитогорск), снабжен указателем.
GPS-координаты заповедника «Аркаим»: N 52° 38.782′; E 59° 32.811′ (или 52.646374°, 59.546854°).
Расстояние от Екатеринбурга до «Аркаима» – 620 км, от Челябинска – 415 км.
На общественном транспорте
С 1 июня по 15 сентября из Челябинска ежедневно в 16:20 с автовокзала «Юность» отправляется рейсовый автобус до Аркаима. Он прибывает на Аркаим в 23.00. Из Аркаима автобус уезжает в 02.10 ночи, прибывая в Челябинск в 09.00. По воскресеньям автобус выезжает в 06.10. В расписании возможны изменения, уточняйте перед поездкой.
Также можно доехать до поворота на «Аркаим» на автобусе Магнитогорск – Бреды, но в этом случае предстоит пройти 7 километров пешком.
Павел Распопов
Читайте также:
- Музеи Челябинской области (полный список)
- Башня-колокольня в Златоусте и горный парк Бажова
- Святилище на озере Большие Аллаки