Читайте также: Сумеем ли найти друг друга? Часть 1
Есть ли у Вас знакомые в Вашем храме? И знаете ли Вы их по именам? Есть ли среди них друзья, с которыми Вы встречаетесь и вне храма? Объединяет ли вас что-то еще?
Эта тема неожиданно получила широкий отклик. После того, как мы разместили на православном форуме эти вопросы, нам пришлось услышать самые неожиданные отклики. Многие из тех, кто откликнулся на обсуждение справедливо сказали, что православные люди избегают общения не столько из эгоизма или нежелания видеть рядом другого человека с его проблемами, а в основном из желания оградить себя от ненужных бесед, лишних мирских впечатлений, о которых хотелось бы забыть хотя бы во время посещения храма: «Всякое ныне житейское отложим попечение…»
Хочется рассказать о наиболее интересных отзывах и точках зрения. Кажется, что и одна, и другая сторона правы… Святые отцы говорят: нужно держаться золотой середины… Особенно тяжело нам это делать в миру, где и с людьми приходится много общаться, и спасаться, вроде, в основном, не безмолвием и сердечной молитвой, как преподобные. Но и отказать себе в немногословии хотя бы в выходной день, когда литургия, трудно. А когда еще и помолиться, побезмолвствовать, набраться духовных сил, не расплескать полученное на службе, как не в день посещения церковной службы?
Отзывы:
— Лично для себя я не считаю полезным иметь много друзей в своем храме. Первые годы воцерковления у меня были друзья, но! Какое это было для меня искушение! При близком общении узнаешь, что кто-то не соблюдает пост, кто-то пил пиво в Страстную седмицу и т.д., мало того, что осуждаешь, так еще себя оправдываешь и даёшь себе послабление. Зато теперь, когда я потихоньку отошла от близкого общения, для меня в церкви все праведны, кроме меня. «Господи! Даруй мне зрети моя согрешения и не осуждати брата моего!»
— У меня в храме много друзей. Это часто очень радостно, особенно в праздник. Но иногда хочется, чтобы никого знакомых в храме не было, чтобы просто молиться, а не отвечать на приветствия. Тогда я иду в другой храм или монастырь.
— Наш первый храм был небольшой, приход поначалу состоял из десяти человек. И батюшка очень много усилий прилагал к нашему сплочению — устраивал трапезы, поощрял хождение в гости и путешествия. И я стала замечать: приходишь на службу, со всеми поздоровалась, выяснила самочувствие всех беременных женщин, в это время бабули потискали моего ребенка (тогда он был один). А тут и служба кончилась! Пора на трапезу! Сейчас мы поменяли храм, ходим туда четыре года. И иногда у меня возникает желание принять участие в общеприходской жизни – поучаствовать в детском спектакле, прийти убрать храм перед Пасхой, познакомиться с людьми, которые сами идут на контакт и т.д. Муж все время мне говорит: «А оно тебе надо? В прошлый раз не хватило?»
Я думаю: да, наверное, не надо. Мы же не для общения туда ходим.
— Лично я не ищу близкого общения т.к. не могу носить немощи ближних, да и свои тоже. Мне общение заменяет семья.
— За весь храм не скажу, кто поставил меня судить? Только за себя. В храме и вне храма у меня нежно и неизменно любящие меня — Господь, Богородица, ангелы-архангелы, пророки, преподобные и богоносные отцы наши.
Помогаю всегда, чем могу, но в друзья не лезу. На литургии что ли дружить? Есть ряд людей, стоящих в первых рядах и снисходительно оглядывающих прочих, и болтающих чуть ли не во время Херувимской. Боюсь уподобиться таковым. В храм не к друзьям мы ходим. И не к близко знакомому батюшке. А изнанка храмовых «дружб» — сплетни, склоки, обиды и пр. Есть, конечно, друзья. Но, чтобы поголовно все или большинство, конечно, нет.
Как клуб единомышленников — не воспринимаю ни под каким видом. Труден путь каждого к Господу. В дому Отца моего обители многи суть. В храме я отрешён совершенно. Даже включая путь туда-сюда и долгое время после. Не хочется расплескать в суете то, что в храме получаешь.
— «В храм мы приходим к Богу. А чтобы видеться друг с другом, на то есть другие места…», — примерно так сказал святитель Феофан (Затворник).
— Друзья в храме? Конечно, есть. Но я сама люблю бывать на службах, где меня никто не знает. А с друзьями общаюсь вне храма. Мне кажется, тут дело еще и в различии темпераментов. Одному человеку нужно общение в большей степени, другому — в меньшей, а в храме хочется больше молиться, а не смотреть по сторонам и ждать прихода подруг.
— У меня в храме очень много знакомых, и друзей тоже.
Если надо — помогаем друг другу. Когда надо — морально поддерживаем.
Если кто-то сильно болеет — то многие приходят дежурить, помогать ухаживать. Часто организовываются паломнические поездки прихожан.
На Подворье есть молодежная организация: они помогают заключенным, ездят в миссионерские походы. Просто собираются, общаются. Уже сложилось несколько семейных пар. Чужие грехи и несовершенство, несоответствие кого-то моему представлению о Православии меня сейчас уже не трогает. Я поняла: все мы грешные, но в каждом человеке есть что-то очень хорошее. Главное — видеть именно это. Тогда очень легко общаться и у каждого чему-то учиться.
— Сначала, правда, было именно такое: пока со всеми пообщаешься — служба кончается. Но кто говорит, что нужно общаться на службе?
Приходи, помолись, а после службы общайся на здоровье.
Я сейчас, если не работаю за Свечным, то иду вперед, встаю около алтаря, и молюсь тихонько всю службу. А потом, на улице — какое удовольствие видеть родные лица, узнать — как дела у людей, потискать детишек…
— Очень больная тема. Долго думала написать или нет. Один человек, когда уже похоронил мать, которая была инвалидом, с потерей рассудка, произнес такие слова: «Все поулыбались, откланялись и разошлись и никто не спросит — как вы там, может, чем помочь?..» Почувствовала боль и обиду, я тоже отношусь к этим «всем». Жить негде, документов нет, потому что негде прописаться — нет жилья. О том, чтобы хоть что-то купить для жилья, нет и речи, просто выживали. Нет документов — нет работы. Все вспоминаются слова знакомого кузнеца: «Сытому голодного не понять», сказанные как раз в разговоре о жизни прихода…
— Да, есть такой момент — всем все равно. Близкое общение, часто, очень обязывает. Когда ты общаешься изредка и в отвлеченной обстановке, это одно, а когда надо сделать шаг навстречу… Например, пригласить к себе в гости или тебя приглашают, например. Или просто предложить помощь. Нам не хватает простоты. Мы погрязли в рамках этого мира. Слишком много стали значить «рамки приличия». Но с другой стороны, когда сам ты не просишь, люди просто могут тебя неправильно понять. Просто можно подумать, что тебе сейчас хочется побыть одному.
— Когда у меня в жизни была сложная ситуация, именно «клуб единомышленников» мне помогал с решением моих проблем. Люди делали конкретные дела, оказывали мне помощь, в том числе и материально. И тогда я понял, что дружеские отношения, даже скорее братские, каковыми они становятся именно, когда кто-то, жертвуя «своим» (будь то временем или деньгами или просто ободряющим словом), отдает это тебе — являются очень важной частью христианской жизни.
— Вопрос не в том, молиться в храме или общаться. Вопрос об общении вне храма, в повседневной жизни. Мы все замкнутые и молчаливые, нас не интересуют другие люди, их проблемы и заботы. Нам трудно помочь даже прихожанам нашего храма, даже в мелочи (например, подвезти старушку от храма до поворота, а может и не старушку).
— По-моему, и есть христианство, когда все вместе. Отличная есть статья игумена Иллариона Алфеева «Об отношении к ближнему». Он пишет, что многие пытаются убежать в храм, спрятавшись от людей, «побыть одному». Но ведь Рай, говорит он, это когда все вместе. А Ад — есть одиночество, когда тебе все мешают.
Поэтому желающие его достигнуть, должны к людям «бежать».
А то это эгоизм получается, «мой личный Бог», «моя молитва» и не трогайте меня. Просто, послания Апостолов почитав, видно КАК жили первые христиане. Тоже хочется так. Наверное, первый шаг к людям — быть проще, быть открытым. А не входить — «не трогайте меня» и выходить «не трогайте, я после молитвы».
— У меня нет друзей в храме, есть несколько людей, с которыми улыбаешься и здороваешься. И есть еще сосед, с которым вне храма бывают общие дела по дому. И все. Как же мне было поначалу от этого тяжело! Ходишь один, в храме тоже один, другие прихожане, многие, друг друга знают, здороваются, общаются, ты же – как отщепенец. Да и недоразумения бывали… На втором десятке лет со мной кое-кто стал здороваться.. Пройдет еще 10, и, может, я кого-то узнаю лично..
Но теперь я понимаю, что это Промысел Божий, т.к., имея характер холеричный и общительный, я бы стала ходить в храм не только как в Дом Божий, но и как в «клуб по интересам». Слава Богу за все.
— Очень важная и жизненная тема. Дело ведь, действительно, не в самом общении. Дело в чем-то более серьезном и важном, во внутреннем единстве. Общение – лишь внешнее выражение этого единства, единства О Господе, евхаристического единства. Само по себе общение не является выражением этого внутреннего единства и любви. В западном секуляризированном обществе, за котором мы четко следуем, много общаются, состоят в различных клубах, но при этом люди максимально разделены. Поэтому в данном случае мы говорим не об отсутствии общения, это лишь следствие того внутреннего кризиса нашей Церкви, а об отсутствии внутреннего единства, которое является следствием духовного упадка, потери христоцентричности Церкви. Протоиерей Александр Шмеман говорит о евхаристическом кризисе, как о центральной проблеме нашей Церкви, и выход именно из этого кризиса, по его мнению, и будет ознаменовать истинное возрождение Церкви. В чем же выражается данный кризис: духовный упадок, и, как следствие секуляризация и индивидуализация, привели к тому, что « Евхаристия понимается как акт личного освящения, а не как соборный акт» (Смотрите его книгу «Евхаристия»).
Но дело в том, что Церковь – это собрание (с греч. Еклессиа). Собрание братьев и сестер во Христе с целью СО-вместного причащения, соединения с Богом в единое тело, в живой организм. Поэтому, братья и сестры, это не форма церковного этикета, а то состояние, в котором мы должны пребывать по отношению друг к другу. Это духовное единство выражается во внешнем взаимном попечении друг о друге, как духовном, так и материальном. Христос три года жил вместе со своими учениками ВМЕСТЕ. Из апостольских посланий мы видим, что первые христиане делали общим все имущество, вместе пеклись о немощных. Апостол Павел ратовал об общении не только внутри, но и между общинами, собирая подаяние для наиболее бедных Церквей, посылая наиболее мудрых братьев и сестер в другие Церкви.
Насколько все это далеко от современного глубоко индивидуалистического понимания Церкви многими современными христианами, которые приходят в Церковь для удовлетворения личных духовных или душевных нужд, за своей порцией благодати, где другие христиане или не интересуют или же даже могут служить помехой для личного духовного роста и воцерковления. Но происходит ли при этом духовный рост? Происходит ли при этом то, что созидает нас в Церковь-Евхаристическое общение? О каком общении можно говорить, если, как уже было сказано, мы подходим к чаше для решения только своих нужд, порою даже не подозревая о нуждах того, кто стоит рядом. О каком теле. Живом организме может идти речь, когда мы не имеем живого сердечного участия в тех, кто стоит рядом с нами в храме. А для этого надо хотя бы познакомиться. Даже Христос в наиболее трудные моменты призывал учеников своих, чтобы они побыли с ним рядом, ибо это приносило Ему утешение в Его скорбях.
Когда же приводят в пример отцов пустынников, нужно отметить, что это исключительный пример, который никогда не был правилом в Церкви. И почти все отшельники, прежде чем удалиться в пустыню. Проходили многолетнюю школу в общежительном монастыре. Преп. Исаак Сирин в своем наставлении молчальникам запрещает сразу идти в затвор, а настаивает, что сначала новоначальным монахам обязательно нужно пожить в общежитии.
Конечно, есть пример преп. Арсения Великого, которому Бог сказал: бегай людей и спасешься… Но это же Арсений….
На мой взгляд, только возродив общинную жизнь, центром которой является Христос и единение с ним в Причастии и совместной молитве, в попечении друг о друге, мы сможем говорить о всей полноте участия в Церковной жизни.
— Несколько лет назад я переписывалась с одной американской семьей. Они рассказывали о жизни прихода, присылали фото – на приходском пикнике, на таком-то празднике, на благотворительном мероприятии… Верите, я была в недоумении? Внутренняя духовная жизнь заменена внешними мероприятиями. Ну, думаю, американцы, хоть и православные. Что с них взять?
Сегодня я с огорчением вижу это и в нашем храме. Регулярные поездки, встречи с ранее служащим батюшкой (застолья), просмотр роликов, снятых паломниками в Грецию, Иерихон, Афон, Бари и многие-многие другие святые места. В общем, жизнь бьет ключом….
О себе я могу сказать, что у меня есть семья, дети, работа, соседи, но я не считаю полезными для духовной жизни всевозможные застолья, даже по самому благочестивому поводу, пикники, встречи, песни под гитару… Не только не полезными, но и вредными. Это мнение я вынесла из чтения святых Отцов и, отчасти, из опыта общения с духовными людьми.
— Есть чувство некоей близости, которое трудно передать – радость от того, что кто-то любит то же самое, что и ты. То, что основополагающе в твоей жизни — таковым является и для них.
Мы все разные, а чувство братства, родных людей возникло совсем на особой почве – мы – единоверцы, хотя в реале помочь получается часто только молитвой. Да и то хлеб, слава Богу за всё.
— Не раз думала об этом… Дух в человеке – всегда одинок: с Богом можно только Один на один. Но Дух порой дает соприкосновение душам – в те минуты, когда «тусклое стекло» становится проницаемее. Никогда не забуду первую в моей жизни ночную службу Великой Субботы в нашем только что, неделю назад, освященном храме. И как мы выходим в рассветное утро после этой службы с пожилой Надеждой, обливаемся слезами, и свет в нашей церковной ограде – еще остается тем «невечерним светом», светом Царствия Божия, которое было близ. И это словами не выразишь, и мы просто обнимаемся и плачем, зная, что это самые сильные и счастливые часы нашей жизни. После этого – да что бы ни случилось, как мы можем быть НЕ родными? Прошло 17 лет, а часто, взглянув друг на друга (а как обе постарели-то!) – плачем и так же обнимаемся. И это – да, душевное. А без духовного – откуда бы ему взяться?
— Не завожу друзей в храме. Для всех вопросов, которые у меня возникают, у меня есть батюшка, с которым могу поговорить. Он не является моим духовником, но в беседе не отказывает. От православного сообщества и от тех, кто себя позиционирует как «православные», стараюсь держаться подальше. Нового ничего не узнаешь, а мозги могут запудрить капитально. Потому как, сам убедился, у многих таааакая каша в голове. Так, что лучше спросить у батюшки.
— Община христианская – это замечательно. Если священнику удалось создать настоящую христианскую общину, то вопрос о том, что люди общаются в храме – не стоит вообще. В ней присутствует то, что должно быть между всеми христианами: любовь. Любовь, взаимовыручка, помощь – все это присутствует. В христианской общине возможно и изучение основ христианства, и катехизаторство, и изучение Священного Писания. Могут существовать и молодежные организации, миссионерство, помощь заключенным, малоимущим и т.д. Это просто здорово! Жаль, что общин таких еще мало. Но есть надежда…
— Не понимаю просто: зачем знакомые в храме? Я даже с мамой вместе не хожу в церковь, потом созваниваемся: ты была? – да, и я тоже. Моё мнение – только одной, только полная погружённость, а со знакомыми можно в других местах пообщаться…. Вот из-за чего, никогда не комплексую.
— А если ты начинаешь идти к Богу один, и в семье, и среди друзей – ну совсем один…Иногда преодолевая и сопротивление…. Бывали, например, со мной и тяжелые моменты, когда хотелось с единомышленниками поговорить, посоветоваться, да просто единомысленно помолчать, а… не с кем… Это теперь есть, с кем, а тогда….Но правильно говорят – то, что нас не убивает, делает сильнее…
— Мне представляется, что изначально тема была задана , есть ли у кого из нас сердечное расположение к тем людям, с которыми вместе молимся в храме. Сердечное, а не разумно-рационалистическое понимание того, что поскольку мы причащаемся одного Тела, то и являемся одной плотью, по идее… Вроде бы. Должны ей становиться, да, но почему-то этого не происходит, и человек, которого я вижу в храме каждый субботний вечер, например, для меня такой же чужой и посторонний, как и несколько лет назад, когда я впервые его увидела. Вот что происходит реально.
— 1. «Возлюбим друг друга» перед «Верую» – это что? Команда стоять столбиками как до и после? Или молиться о себе и своих проблемах? Или возлюблять предполагается не глядя на ближнего?
2. Перевод слова Литургия каков? Может ли группа совершенно посторонних людей быть объединена только своей ИНДИВИДУАЛЬНОЙ молитвой? Человечество любить легко, попробуй любить человека. А как может быть общей молитва, когда нет чувства близости к рядом стоящим людям? И как можно считать их ближними, но не иметь с ними никакого общения, кроме Евхаристического?
3. При грамотном подходе прихожане на службе в молитве, а вот до и после можно и пообщаться. В том числе и с гитаркой. Или шашлыками. Это налаживает душевные связи, а духовные проявляются в соборной (общей, а не наоборот, индивидуальных!!!) молитве на службе.
— Просто неизбежно, если ты, наконец, узнал из Евангелия, богослужения, причастия, что ты должен любить ближнего и Христа – неизбежно именно здесь, в храме встанет и вопрос: а что, я люблю этих вот людей, рядом со мной? Умею ли я любить эту старушку, которая так шуршит пакетом. Что заглушила Апостола, умею ли я любить сделавшего мне замечание человека? И у всех начинается эта «храмовая аскетика», победа в которой – всегда любовь и близость. А отсутствие ее – поражение. Но временное.
— А мне вот шуршащую старушку в храме полюбить намного легче, чем где-нибудь еще… Она ведь тоже сюда пришла, и примерно по тем же причинам, что и я, она мне единомышленник в самом главном… В транспорте, например, все намного сложнее становится…
— А я когда-то, когда только начала ходить в церковь… Помнится, пришла к Илье Обыденному в будний день, и так молилась, так молилась… ниц лежала, и совершенно мне было все равно, как это выглядит… И вдруг вижу знакомых, папиных друзей… Тут уж я ни молиться не могла, ничего… Еле уползла… Долго потом стыдилась, что это «кто-то» видел… Это – да, мешало…
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Горожане, особенно недавно пришедшие к вере, порой пытаются найти новых друзей на православных сайтах знакомств. Однако такие поиски зачастую приводят к разочарованиям.
Фото Людмилы Ковалевой (“Южноуральская панорама”)
Вот о чем рассказала “Вечерке” молодая жительница Челябинска:
“Раньше мне нравилось бывать в клубах и на тусовках, там всегда находила друзей. Со временем поняла, что это не мое. Начала ходить в храм, и хотела бы найти хорошую компанию среди православной молодежи. Недавно меня добавили в чат православных знакомств. Почитала переписку участников и поняла, что они ничем не отличаются от тусовщиков. Ругаются, ссорятся, оскорбляют друг друга, обсуждают запрещенные вещества. Мне все это не понравилось, и я из этого чата вышла. Очень расстроилась: ведь думала, что православные ребята толерантные, сдержанные, дружелюбные”.
Автор письма обратилась в нашу постоянную рубрику “Духовный совет” и спросила: “Как отличить настоящих православных от фейков? Как найти друзей среди православных и не нарваться на мошенников и сектантов?”
На эти вопросы отвечает священник Владимир Панарин, настоятель храма великомученика Пантелеимона в Челябинске:
— Действительно, когда человек накушается горечи греха, а потом приходит в храм, он попадает в иной мир. Святость и подвиги, ангелы и бесы, чудеса и сила молитвы. Порою этот мир настолько потрясает человека, что он не может продолжать жить, как раньше.
После первых впечатлений от живого общения с Богом, человек начинает искать таких же, как он, людей, чья жизнь изменилась и уже не будет прежней. Но, к сожалению, его ждет разочарование. И вот почему. Сам Христос в притче про Сеятеля предупреждает, что вера у людей бывает разной. У кого-то она не имеет корня и быстро засыхает. У других суета и заботы этой жизни заглушают росток веры, душат как сорняки. У кого-то из сердца веру похищает дьявол.
И даже у “настоящих верующих” семя веры может принести у одних 30 плодов, у других – 60, и только у некоторых – 100. Вспомните, как один фарисей осудил блудницу, плачущую у ног Спасителя. И Господь рассказал притчу о двух должниках. И фарисею пришлось признать простую истину: кому больше прощается, тот больше любит.
Поэтому неудивительно, что дети, выросшие в верующей семье, порою относятся к вере холодно, поверхностно. Возможно, у них до сих пор не состоялась личная встреча с Богом, они ещё никогда по-настоящему не молились.
А бывает наоборот, люди, выросшие среди мусора грехов и страстей, оказавшись на краю пропасти и избавленные Богом от гибели, обретают непоколебимую веру. Они помнят, сколько грехов им прощено, и стремятся отблагодарить Господа горячей молитвой и благочестивой жизнью. Конечно, им трудно понять тепло-хладных ребят из “верующих семей”.
У машин разные скорости, у людей разный возраст. Вы не найдёте дружную компанию подобных себе. Кто-то делает первые шаги в Церкви, а кто-то уже перегорел и остыл. Кто-то ходит в храм с детства, и его Божественный мир никогда не удивит так, как удивляет вас. Это не значит, что он “фейковый верующий”. Просто зерно вшей веры пустило в вашей душе глубокие корни, а ему, возможно, ещё предстоит эта удивительная встреча с Богом.
… Отец Владимир посоветовал автору письма и всем, кто хочет познакомиться с настоящими верующими, идти в храм, где есть воскресная школа, молодежные встречи, евангельский клуб. Можно поучаствовать вместе с прихожанами в подготовке храма к Пасхе или Рождеству. Только в реальных делах можно увидеть настоящую веру и настоящего человека, обращает внимание священник. А вот в чатах и тем более на сайтах православных знакомств искать верующих не стоит – там под личной верующего человека могут скрываться мошенники и вообще кто-угодно.
– Не ищите огня в людях. Зажигайте сами. Пусть люди загораются вашей искренней деятельной верой во Христа. Побольше читайте, непрестанно молитесь, как можно чаще причащайтесь Христовых Таин. Если вы будете жить и дышать Богом, рядом с вами обязательно окажутся люди, которым это так же близко, как вам, – отметил священник Владимир Панарин.
«Духовный совет» – совместный проект «Вечернего Челябинска» и Челябинской епархии. Его цель — не оставить человека наедине с болью и сомнениями. Священники компетентно ответят на все интересующие вас вопросы. Свои вопросы вы можете отправлять по электронным адресам firsanovan@mail.ru с пометкой «Духовный совет» или eparhia74@mail.ru с пометкой «Пресс-служба — вопросы батюшке».
Читайте “Вечёрку” на Яндекс.Дзен и подписывайтесь на наш телеграм-канал!
Св. Григорий Богослов говорил: “…Друг верный — сокровище одушевленное”. И действительно, ценность дружбы, близкого по духу человека рядом не умаляется с течением времени. Но что делать, если обрести друзей не получается?⠀
⠀
Протоиерей Димитрий Смирнов, обращая внимание на жалобы некоторых людей об отстутствии друзей и подруг, советовал начать с себя и собственного духовного состояния. Ведь народная пословица “как аукнется – так и откликнется” возникла не на пустом месте.⠀
⠀
Если человек добр – вокруг него будут десятки добрых людей, а если он по сути своей эгоист и всё гребет под себя, то и отношение окружающих будет соответствующее, объяснял батюшка. ⠀
⠀
“…все нуждаются в любви. Любовь – замечательная вещь, она людей соединяет. Соединяет. Люди начинают друг в друге нуждаться, друг другу помогать, участие друг в друге принимать. И это очень связывает людей. Это угодно Богу. Потому что Господь нас соделал не таких злых, которые только заботятся о себе. А Он хотел создать нас, всё человечество, как единую семью, которая живёт любовью“, – рассказал о. Димитрий. ⠀
Человек внутри Церкви может этому научиться, следуя за Христом, за Евангелием. В этом и заключается цель жизни, то, для чего мы живем – научиться любви.⠀
⠀
Но большинство людей живут совсем иначе, по мирским представлениям – отстаивают свою правоту, спорят, стремятся к власти, к превосходству, чтобы все вокруг них бегали и крутились, чтобы всё было, как они захотят.⠀
⠀
А смысл жизни, по словам протоиерея Димитрия Смирнова, в том, чтобы послужить как можно большему количеству людей ради Христа. ⠀
⠀
И сделать это нужно так, чтобы не посадить на шею, не разбаловать, чтобы человеку не было вреда. Например, большинство родителей так воспитывают детей, что они впоследствии вырастают эгоистами, безжалостными и жадными. На многих оказывает влияние улица, школа, Интернет, телевизор, товарищи с искаженными представлениями о том, что такое хорошо, а что – плохо. Это антирелигиозная, антихристианская атмосфера. И нужно этому противостоять. ⠀
⠀
Во взрослом возрасте воспитать самого себя значительно сложнее, но с Богом нет ничего невозможного! И обрести близких по духу людей, если сам стремишься к любви, заботе о ближнем, какой-то самоотдаче, тоже возможно.⠀
⠀
Помоги вам Господь!⠀
⠀
Молитвы об умножении любви и искоренении всякой ненависти и злобы ⠀
⠀
Тропарь, глас 4-й⠀
Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, и нас, Твоих верных рабов к Себе тем крепко связав, творити заповеди Твоя и друг друга любити нелицемерно сотвори, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.⠀
⠀
Кондак, глас 5-й⠀
⠀
Пламенем любве распали к Тебе сердца наша, Христе Боже, да тою разжигаеми, сердцем, мыслию же и душею, и всею крепостию нашею возлюбим Тя, и искренняго своего яко себе, и повеления Твоя храняще славим Тя, всех благ Дателя.⠀
⠀
Молитвы, псалмы и акафисты на все случаи жизни вы можете найти в Telegram-канале «Молитвослов» по этой ссылке.⠀
⠀
Дорогие братья и сестры! Ваша активность под постом – лайки и комментарии – помогают нам и дальше трудиться на ниве Христовой во славу Божию! Поддержите труд православных христиан! Спаси Господи!
#друзья #дружба #нет друзей #православие #протоиерей дмитрий смирнов
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Вопрос читателя:
Волнует, переживаю из-за отсутствия друзей. Не понимаю, где их находят. Становится скучно с людьми. А так хотелось бы близких людей, с кем можно было бы проводить время, делиться переживаниями, впечатлениями.
И не знаю, что делать с постоянной неудовлетворенностью, как будто я не доделываю что-то. Не могу сидеть на месте, душа в беспокойстве. Во всем ищу что-то большее, чем есть и должно быть. Хочется найти свое предназначение, какую-то цель. Раньше было куда проще, в детстве. Ни о чем глобальном не задумывалась. Если было время на отдых – отдыхала, просили что-то сделать – делала. А теперь постоянно нужно что-то делать, чтобы быть занятой. Так как будто чувствуешь себя нужной. Помогите разобраться, может быть, что-то нужно почитать? Так много вопросов, а ответов не нахожу.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! Ваш вопрос, скорее, я бы адресовал психологу. Как священник, я могу Вам посоветовать почитать Евангелие и Послания апостолов, лучше с комментариями (толкованиями), например, святителя Феофилакта Болгарского, и честно задавать себе вопросы по поводу прочитанного, обращать то, что там написано, к себе, и примерять на свою ситуацию. Молитесь, исповедуйтесь и причащайтесь, ведите церковную жизнь, если будет время – запишитесь в Воскресную школу, чтобы изучить веру, участвуйте в приходских делах, там Вы смотрите на людей, общайтесь с ними, расширяйте круг знакомств.
У Вас два вопроса – как ощущать себя нужной и где найти друзей, но, в общем, это один вопрос – как ощущать себя нужной. Давайте мы с Вами начнем об этом разговор. По факту своего существования человек уже нужен. Он нужен в первую очередь Богу, Который любит всех, каждого, и Вас. Знаете, в древности люди не испытывали такого чувства одиночества, понимая и зная, что все они делают перед лицом Божиим. Они фундаментально, онтологически не одни, но перед Богом. С таким пониманием и знанием ощущения ненужности нет, но если оно нарушено – то да, оно возникает. Далее, мы нужны нашим родителям, родным. Не потому что мы хорошие или полезные, а просто как мы сами, потому что мы есть. Если этого в семье нет, то могут возникать проблемы с пониманием своей нужности, да… Надеюсь, что у Вас такого нет. Ведь любит же Вас мама, отец? Если есть бабушки, сестры, то ведь для них всегда дочка, внучка, сестра, племянница и так далее. Вы нужны! У Вас уже есть Ваша и только Ваше место на этой земле и в этом обществе, у Бога и в сердце каждого из Ваших родных.
Дальше, Вы студентка? У Вас – какими бы ни были отношения в группе – есть именно Ваше место в Вашем вузе, колледже, если Вы работаете, то на работе. Оно именно Ваше и Вы никому не должны доказывать, что Вы имеете на него право – оно уже у Вас есть, как есть семья, дом, Бог. Ваше дело – максимально качественно делать то, что на этом месте необходимо – осваивать профессию, работать, совершенствоваться в своем деле, чтобы чувствовать твердую почву под ногами. Вы очень юная, у Вас есть свобода выбора, и Вы сейчас постарайтесь пробовать разное, чтобы понять, что именно делает Вас счастливой, в чем Вы будете хорошим специалистом и профессионалом, чтобы иметь радость и удовлетворение от того, что Вы делаете, и не зависеть настолько сильно от мнения и признания вообще всех окружающих людей. Ваши компетенции могут оценить только те, кто компетентен в своей оценке. В вузе это преподаватель, в профессии профессиональное сообщество тех, кто занимается тем же делом, что и Вы. И эти оценки помогут Вам двигаться вперед и развиваться. Критика тоже поможет, она вовсе не о том, что Вы плохая или кому-то не нужны. Просто поймите, что Вы уже есть, и Вам нужно жить и делать то, что у Вас особенно хорошо получается. Я понимаю, что все мы живем в первый раз, что нет у Вас пока опыта взрослой жизни, и это прекрасно – Вы приобретаете совершенно новый опыт принятия решений и организации своей жизни, своих собственных выборов и так далее. Это просто очень по-новому, такого у Вас раньше не было, так и не бойтесь, идите вперед!
Про друзей рецепта, пожалуй, нет. Просто, выстраивая свою линию жизни, Вы будете встречать других людей. Будьте к ним приветливой, открытой, и смотрите, складываются у Вас более близкие отношения или нет. С кем-то непременно сложатся, просто не ищите в первую очередь состояния нужности кому-то, а ищите свой путь, свою собственную дорогу. Тогда Вы не будете вынуждены все время к кому-то прислониться, на кого-то опереться, теряя себя, но будете самой собой и поймете, с кем именно Вам хорошо и интересно. Вы ценны не потому что Вы с кем-то, а потому что Вы это Вы! Вот с таким пониманием Вам будет сперва труднее, а потом намного свободнее и проще, кстати, проще будут возникать и приятные отношения, некоторые из которых вполне смогут перерасти в более глубокие со временем.
В качестве рекомендации могу вам посоветовать обратиться за помощью в Центр кризисной психологии при храме Воскресения Христова на Семеновской (Москва), он находится рядом с метро «Семеновская». Здесь служат высокопрофессиональные православные психологи, которые помогли уже тысячам людей.
Помощь оказывается взрослым и детям, членам любых религиозных конфессий, маловерующим, сомневающимся и атеистам.
Если у Вас тяжелое материальное положение, то это ни в коем случае не должно Вас останавливать в получении психологической помощи в Центре. Пожертвования центру определяются только вашими возможностями и благодарностью. Оказание помощи в Центре никак не связано с суммой пожертвования (или его полного отсутствия) .
Живущим вне Москвы доступны консультации руководителя центра кризисного психолога Михаила Хасьминского по скайпу.
Храни Вас Бог!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
На заставке фрагмент фото Emily Elisabeth Photography
Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.
P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.
Загрузка…
Как найти друзей
Помните, чьи имена вы год за годом подписывали на рождественских открытках? Имена друзей, чьи номера вы когда-то знали наизусть, чей смех вы узнаете среди толпы даже сейчас, чьё присутствие в комнате создавало ощущение, будто вас знают? Но, каким-то образом, или вы, или они, или что-то ещё, изменилось и развело вас, оставив непреходящее желание переписать вашу историю, вернуть всё на свои места. Как бы хотелось, чтобы всё сложилось по-другому!
Я знаю это чувство, потому что скучаю по лицам и именам друзей, которые теперь встречаю лишь в череде грустно-радостных воспоминаний.
Иногда вам кажется, что друзья будут рядом всегда, но вам дано идти рука об руку, покуда не завершится очередная глава, взрастившая вас и обернувшая разными людьми.
И вы смотрите в зеркало на человека, которым вы стали. Вы выросли, приняв решение приветствовать новых людей, которые в будущем войдут в вашу жизнь, потому что теперь вы понимаете: мы перенимаем привычки 5 наиболее близких нам людей. Потому что теперь вы понимаете лучше, чем когда-либо – хрупкость дружеских отношений требует бережного отношения ко времени.
Мы уделяем время друзьям, потому что время и жизнь очень хрупки.
Вы понимаете это сейчас, особенно в это время года. И теперь это не пустые слова.
Женщинам, которые имеют 10 и более друзей, в четыре раза реже ставят серьёзные диагнозы, чем женщинам, у которых нет друзей.
Неимение друзей так же вредно для сердца как курение. Одиночество сокращает вашу жизнь на 8 лет.
Дружба буквально помогает дышать. Больше друзей – меньше стресса. Сила наших отношений делает нас сильнее. Лучший способ помочь себе – найти поддержку в друге.
Конечно, вы всегда можете рассчитывать на смерть и налоги – они вам гарантированы, но есть ли у вас люди, на которых вы можете рассчитывать? Кто приходит к вам на помощь, когда жизнь катится под откос?
Японцы называют это «моаи» – группа, состоящий из 5 друзей, которые приняли решение поддерживать друг друга всю жизнь.
Каждому из нас нужна наша группа «либо вместе, либо никак», наша собственная моаи – наши люди, которые защищают и поддерживают друг друга, несут ответственность друг за друга, вдохновляют и любят друг друга.
Жизнь сама по себе полна опасностей, потому нам всем нужны друзья – наша страховка.
Никогда не поздно заручиться собственной моаи. Никогда не поздно накинуть фартук, приготовить что-нибудь вкусненькое, пригласить пару-тройку людей и создать собственный надёжный оплот.
Что бы вы себе не говорили о дружбе, никогда не поздно переписать свои убеждения.
Переформулируй свои убеждения о дружбе.
«Я не умею дружить». ⇒ Я принимаю решение посвятить себя ежедневной практике искусства дружбы.
«Я не могу найти друзей». ⇒ Я могу найти хобби, которые позволят мне знакомиться с людьми.
«У мня нет времени на друзей». ⇒ Когда я нахожу время на друзей, я удлиняю свою жизнь и у меня появляется больше времени, чтобы наслаждаться ею.
«Я никому не доверяю быть моим другом». ⇒ Я имею личные границы, и я могу найти способ обезопасить себя.
«Друзья сделали мне больно». ⇒ Мне нанесли глубокую боль, потому что я сильно любил. Нанести боль нельзя только бессердечному. Нельзя убить только то, что давно умерло.
Единственный способ избежать боли – закрыть своё сердце. Закрыв своё сердце на замок, вместе с ним вы оставляете радость. Риск испытать боль стоит счастья, которое вы испытываете, будучи другом.
«Никто не понимает меня настолько, чтобы быть хорошим другом». ⇒ Никто из людей не способен понят абсолютно всё, но, когда вы имеете несколько разных друзей, вы начинаете чувствовать, что вас понимают.
«Я слишком сломлен, чтобы дружить». ⇒ Я не одинок в своей боли, способность показать свои истинные чувства и уязвимость – ключ к близости.
«Я чувствую себя лишним среди группы людей». ⇒ Каждый из нас может стать частью какой-либо группы. В том числе и я. Мне просто нужна смелость, чтобы приложить усилия.
Я повторяю эти слова сомневающейся в себе женщине, которая смотрит на меня из зеркала. Я хочу, чтобы она знала кое-что о дружбе. Не думайте, что вы будто бы просто недостаточно интересная личность для дружбы с вами. Дружба вовсе не требует от вас быть достаточно интересной личностью, вы просто должны быть достаточно заинтересованы в дружбе.
«Любопытные люди находят друзей повсюду. Проявите интерес, задавайте вопросы и жизнь ответит вам заинтересованными друзьями.»
Дружба заключается не столько в том, чтобы иметь много общего, сколько в решении заботиться о небезразличном вам человеке.
Люди, посвящающие себя развитию – растят свою дружбу.
Время – диалект дружбы.
Всё ещё есть время, особенно сейчас, начать заново, попробовать ещё раз, приветствовать кого-то снова.
Дружба – это своего рода лекарство.
Так пусть выпадет снег. Пусть начнутся праздники!
И пусть, даже сейчас, это время станет лучшим для выражения любви к нашим друзьям, для празднования нашей дружбы, для накрытых столов, приглашающих праздновать этот дар – возможность написать имена в открытках: имена, столько значащие для нас, имена новых друзей – имена ваших собственный моаи – имена и лица, которые вы приглашаете в свой мир, произнося:
Я буду твоим другом,
Подбодрю, когда склонишься в печали,
Буду верить в твои мечты
И беречь твою душу.
Я стану твоей семьёй,
Буду добр к тебе,
Буду светом на крыльце,
Буду твоим домом.
annvoskamp.com
Перевод Алёны Гальцевой
461