11.04.20
Исследование. Как людям с аутизмом найти друзей
Большинство аутичных людей могут дружить и нуждаются в друзьях, но их дружеские отношения имеют свою специфику
Сейчас воскресенье января, время обеда. За длинным столом в кафе Манхеттена группа молодых людей сидит с сэндвичами и салатами. Большинство из них достали свои телефоны. У одного мальчика на шее висят наушники. Однако они говорят гораздо меньше, чем можно ожидать от обычной группы друзей этого возраста. Один из мальчиков словно говорит сам с собой, одна из девочек выглядит очень беспокойной и время от времени потряхивает кистями рук.
Все эти молодые люди в спектре аутизма. Они познакомились с помощью программы, организованной некоммерческой организацией «Actionplay», в которой подростки и молодые люди с аутизмом и другими видами инвалидности работают вместе, чтобы написать и поставить мюзикл. Каждое воскресенье участники группы оттачивают пьесу и репетируют свои роли, готовят реквизит и сочиняют песни. После этого они идут в кафе напротив, чтобы пообедать вместе. «Здесь можно познакомиться с такими же людьми как ты», – говорит 15-летняя Лекси Спиндел.
Участники состоят в одном чате, который они назвали «Отбойная труппа». Пару месяцев назад шестеро девочек ходили вместе на фильм «Холодное сердце 2». Лекси и ветеран «Actionplay», Аделаида ДеСоль, которой 21 год, провели целый день в квартире Лекси на праздники. Девушки играли в видеоигры и смотрели по телевизору мультфильмы «Губка Боб» и «Кунг-фу Панда». «Тогда моя дочь впервые пригласила домой подругу, – говорит отец Лекси, Джей Спиндел. – До участия в «Actionplay» такого не случалось».
С того времени, когда впервые были описаны случаи аутизма, ученые признавали, что центральная особенность этого расстройства – недостаток социального взаимодействия. В своей статье 1943 года Лео Каннер описывал аутичную девочку, которая ходила среди других детей «словно они не имеют к ней никакого отношения, словно те были мебелью». Он интерпретировал такое поведение аутичных детей, как выражение «сильного стремления к одиночеству и однообразию». В течение десятилетий ученые и врачи продолжали считать, что люди с аутизмом не могут дружить и не заинтересованы в дружбе. «До недавнего времени существовало предположение, что среднее число друзей у них будет равно нулю», – говорит Мэттью Лернер, психолог Университета Стоуни-Брук, США.
Недавние исследования заставляют пересмотреть подобные сложившиеся взгляды. Подавляющее большинство аутичных людей сообщают, что они нуждаются в друзьях. И они демонстрируют способность заводить друзей и поддерживать дружеские отношения как с нейротипичными, так и с аутичными ровесниками, даже если то, как они общаются, может отличаться от общения нейротипичных людей. Этот новый взгляд на дружбу способствует лучшему пониманию социальной жизни аутичных людей. При этом ученые признают, что аутичные люди сталкиваются с серьезными трудностями при создании близких отношений, например, им сложно воспринимать социальную информацию или справляться с конфликтами. «В отношении дружбы для людей с аутизмом нет ничего невозможного, – говорит Лернер, – но, вероятно, они идут к дружбе своим особым путем».
Наличие социальных связей – это один из важнейших факторов, связанных с долгосрочным физическим и психическим здоровьем. Наличие значимых дружеских отношений (или их отсутствие) влияет на нашу сердечно-сосудистую систему, иммунную систему, реакции на стресс, сон и когнитивные функции. Согласно мета-анализу исследований, проведенных среди более чем 300 000 человек, люди с развитыми социальными связями в среднем живут дольше, чем люди с ограниченными социальными связями. Одиночество, которое определялось как несоответствие между желаемым и реальным уровнем социальных связей, было связано с более высоким риском смертности чем курение, говорится в выводах анализа. Аутичные люди могут не казаться одинокими, потому что они часто отделяют себя от других, но при этом они могут чувствовать одиночество.
На самом деле аутичные дети чаще страдают от одиночества, чем их нейротипичные сверстники. Об этом говорится в результатах исследования, опубликованного в 2000 году. И это одиночество может в значительной мере объяснять высокий уровень депрессии и тревожных расстройств среди аутичных взрослых. Большее количество друзей и более частое дружеское общение могут снизить одиночество аутичных людей, но здесь есть один нюанс: дружба аутичных людей может сильно отличаться от дружбы нейротипиков.
«Положительное влияние связано с ситуациями, когда аутичным людям помогают найти те отношения, которые работают для них, – говорит психолог Фелицити Седжвик из Бристольского университета, Великобритания. – Я не думаю, что навязывание нейротипичных стандартов дружбы в качестве стандарта для аутичных людей приведет к каким-то положительным результатам, скорее всего, такой опыт будет очень негативным».
Распознавание сигналов
Исследования показали, что идея об отсутствии друзей у аутичных людей – это миф. Например, в 2016 году Лернер и его коллеги провели мета-анализ 18 исследований среди 1768 аутичных детей в возрасте от 8 до 12 лет. Они обнаружили, что у большинства детей был хотя бы один друг. «Большинство детей с аутизмом имеют одного друга или хотя бы хороших знакомых. Я не думаю, что у них не бывает друзей», – говорит Конни Казари, психолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, США, которая проводила исследования среди аутичных детей в общеобразовательных школах. Тем не менее, качество дружеских отношений аутичных детей может быть низким с точки зрения поддержки и совместного времяпрепровождения. Кроме того, по результатам исследований, их круг общения, как правило, очень маленький.
Одно из основных препятствий для дружбы – это убежденность нейротипиков в том, что аутичные люди не заинтересованы в общении с ними. Однако кажущееся отсутствие интереса – это не то же самое, что и реальное отсутствие интереса. Может показаться, что аутичному ребенку не интересны игры на детской площадке, но в реальности он может просто испытывать перегрузку от шума и хаоса. Аутичный взрослый, который избегает взгляда в глаза, может просто пытаться избежать дополнительной стимуляции и лучше сосредоточиться на словах собеседника. А ритмичные, повторяющиеся движения (тряска кистями рук, раскачивание туловища и так далее) могут быть способом аутичных людей справиться с тревожностью и неопределенностью, а не показателем низкого интереса к общению.
«Проблема социальной мотивации является двухсторонней. Потому что если одному человеку кажется, что другой не заинтересован в общении, то это отразится на том, как они будут взаимодействовать друг с другом, – говорит Викрам Джасвал, психолог из Университета Вирджинии, США. – Ситуация может превратиться в самореализующееся пророчество».
Например, на детской площадке аутичные дети склонны играть на периферии. И для многих этот опыт оказывается негативным. «Их не отвергают, их просто игнорируют», – говорит Казари. Аутичные дети также могут быть не в состоянии найти детей, которых они знают, в толпе.
В рандомизированном контролируемом исследовании Казари и ее коллеги обучили трех нейротипичных детей поощрять положительные социальные навыки других детей – не важно, аутичных или нейротипичных. «Эти трое маленьких детей приходили на игровые площадки, – говорит Казари. – Они должны были быть маленькими послами доброй воли на переменах и помогать вовлекать тех детей, которые оказываются в одиночестве». Такой простой подход помог аутичным детям гораздо больше общаться с другими детьми. Также оказалось полезным привлекать тьюторов или педагогов к тому, чтобы они предлагали детям игры и вовлекали всех в совместную игру.
Казари планирует изучить, какая комбинация этих двух подходов лучше всего работает для отдельных детей. Возможно, идеальный вариант – это мягкое подталкивание со стороны ровесников и взрослых в сочетании с обучением социальным навыкам.
Активное вовлечение детей в совместные игры на детской площадке – это хорошая отправная точка. «Это начало дружбы. Если мы помогаем вам чаще общаться и контактировать с разными детьми, с которыми вам весело, это может даже привести к развитию дружбы», – говорит Казари. Однако продолжительная дружба нуждается еще в одном дополнительном ингредиенте: друзья должны делиться эмоциональным опытом. Исследования показывают, что нейротипичные дети находят друзей, когда начинают играть или заниматься чем-то еще вместе. Например, они могут играть вместе в баскетбол или делиться конфетами. Для того, чтобы эти отношения переросли в дружбу, они должны делиться эмоциями, например, говорить о своих чувствах или разделять положительный эмоциональный опыт.
Лернер и его коллеги предположили, что некоторые аспекты аутизма, в том числе трудности с восприятием социальной информации, могут стать барьером на пути к более глубоким дружеским отношениям. Со стороны может казаться, что совместные занятия не приносят аутичным детям такого же удовольствия, как и нейротипичному ребенку. Такое впечатление мешает развитию отношений. «Это тонкие моменты координации, которая облегчает эмоциональный обмен – если вы выпадаете из ритма, то для многих это становится тупиком в общении», – говорит он.
Возможности для подобной синхронизации (или хотя бы взаимного понимания) могут с большей легкостью возникать при общении двух аутичных людей, чем при общении аутичного и нейротипичного человека. Только в прошлом году было опубликовано одно из первых исследований дружбы между аутичными людьми. Бретт Хисман, тогда студент магистратуры, работал в общественном центре для аутичных взрослых, и его поразило, как много общались друг с другом клиенты центра во время совместных видеоигр. Он и его научный руководитель из Лондонской школы экономики, Великобритания, записали на видео пары аутичных друзей, которые играли вместе, а затем закодировали их обмен репликами.
Они обнаружили, что беседы аутичных людей имеют больше, как это называет Хисман, пиков и падений – контакт то устанавливается, то прерывается, то устанавливается снова. Периоды падений контакта включали длительные периоды, во время которых один человек доминировал в разговоре, или же это были фрагментарные комментарии, никак не связанные с тем, что говорит собеседник. В моменты, когда игра требовала сотрудничества, или в комнату заходил новый человек, беседа возвращалась к обмену репликами и вежливости. Общий опыт, например, просмотр интересного видео на YouTube приводили к активным обсуждениям и смеху. «Было много как обмена, так и промахов», – говорит Хисман, который теперь стал научным сотрудником Университета колледжа Лондона, «но когда они устанавливают контакт, то это происходит без запинки».
Лучшие друзья
Даже когда аутичные люди достигают глубокой дружбы, их могут ждать трудности. Ноа Бриттон – психолог, педагог и один из четверых участников комедийной труппы «У нас Аспергеры». Как и многим другим людям с аутизмом, Бриттону сложно откровенно говорить с другими людьми. «Всю твою жизнь, если ты показываешь людям настоящего тебя, то они разочаровываются, теряются или смеются над тобой, – говорит он. – Это может быть очень тяжело».
У большинства друзей Бриттона аутизм. «Я обнаружил, что и мне, и большинству известных мне людей, у которых диагностировали Аспергер, проще дружить с другими людьми с Аспергером, – говорит Бриттон. – Это группа, с которой нам проще всего найти общий язык, у нас много общего, так что нас тянет друг к другу».
Самые близкие друзья Бриттона – трое других участников труппы. Когда они работают вместе или отправляются в туры, им просто поладить. То, что другим покажется навязчивым или повторяющимся поведением – например, прослушивание одной и той же песни часами – для них становится моментами единства, когда они не чувствуют осуждения или стыда за свои интересы. «Мы писали сценарий нового шоу, и хотя мы работали, я хотел все время слушать одну и ту же песню, – говорит Бриттон. – И мы просто слушали «Сад твоего разума» мистера Роджерса часами. И мы все были в восторге от этого».
Несмотря на это время от времени участники труппы ссорятся и не говорят друг с другом месяцами, общаясь только по делам. «Мы можем очень сильно расстраиваться из-за того, что кажется бессмысленным другим людям, – говорит он. – Иногда мы хотим отталкивать других людей».
Конфликты также являются большой проблемой для аутичных девочек и женщин, которым трудно с ними справиться или восстановиться после ссоры. Как и большинство подростков, 15-летняя Массина Коммессо беспокоится о друзьях и о том, чтобы ее не исключили из компании. В течение большой части детства у Массины была нейротипичная лучшая подруга, вместе они играли в игры и красили ногти. Однако после перехода в старшие классы подруга начала отстраняться от нее, было очевидно, что некоторые виды поведения Массины смущают ее. «Она сказала, что не хочет приглашать меня на свой день рождения», – говорит Массина. (Мама подруги сказала маме Массины, что ее дочери «приходится думать о своей репутации»). Массина, которая также страдает от депрессии, была совершенно разбита и никак не могла пережить подобное отвержение. «Зачем мне жить? – спрашивала она тогда свою маму. – Никто не хочет со мной дружить».
В том, что касается дружбы, аутичные девочки больше похожи на нейротипичных девочек, чем на аутичных мальчиков, но у них есть свои особенности, говорится в результатах исследования 2019 года. Например, как и нейротипичные девочки, они считают лишь одну или двух девочек близкими подругами, но в отличие от нейротипичных девочек у них нет обширного круга общения.
Аутичные девочки не только чаще сталкиваются с конфликтами, чем нейротипичные сверстницы, им также тяжелее с этими конфликтами справиться. «Аутичные девочки склонны к очень черно-белому подходу к конфликтам, – говорит Седжвик. – Если что-то пошло не так, это кажется сверхважным, часто это катастрофа». Седжвик наблюдала это во время работы с аутичной девочкой-подростком, которая поругалась с лучшей подругой. «Она была абсолютно убеждена, что другая девочка ее ненавидит и будет ненавидеть ее вечно, – говорит Седжвик. – Она бросила курсы, на которые она ходила вместе с подругой, потому что была уверена, что не может находиться с ней рядом». Седжвик считает, что ту дружбу, вполне вероятно, можно было сохранить, но действия аутичной девочки сделали это невозможным. Признание того, что аутичные девочки испытывают такие интенсивные переживания – это первый шаг к тому, чтобы помочь девочкам с ними справиться, считает Седжвик.
Найти родственные души
Друзья, которые сами в спектре аутизма, могут частично смягчить подобные конфликты. У Дины Гасснер, которой сейчас 61 год, аутизм был диагностирован в возрасте 38 лет. Она социальный работник, у нее есть несколько друзей, аутичных и не аутичных, с которыми она дружит на протяжении длительного времени. Но, как и Бриттон, она считает, что ей проще установить контакт с другими людьми в спектре аутизма. «В этом случае не приходится ничего объяснять», – говорит она. Когда Гасснер идет ужинать с компанией аутичных друзей, все в их группе знают, чего ожидать. «Люди, которые терпимее относятся к шуму, или люди со своими берушами садятся лицом к толпе. Люди, не переносящие шум, сидят лицом к стене, – говорит Гасснер. – Эти отношения очень мне дороги». С этими друзьями, говорит она, разговор происходит совершенно естественным образом, «как будто один человек делает вдох, а другой человек делает выдох».
Для того, чтобы обрести такую важную синхронию, аутичным людям сначала нужно найти друг друга. Яну Аквино 12 лет, он обожает поезда – распространенный специальный интерес аутичных мальчиков. Так что его мама, Сюзана Монтес, очень часто водила его в Музей транспорта в Бруклине, Нью-Йорк. Когда Яну было 8 лет, в музее началась программа развития социальных навыков для детей в спектре аутизма – «Детективы метро». Ян не пропускает ни одного из воскресных занятий в программе. «В этой обстановке его отличия становятся совершенно незаметны, – говорит Монтес. – Программа помогла ему найти общий язык с другими мальчиками». Во время встреч в рамках программы мальчики играют в прятки и обсуждают поезда, они ведут продолжительные и очень подробные беседы про то, как они приехали в музей на метро: «Ты ехал сюда на поезде А или на поезде 4?»
Некоторые аутичные люди находят дружбу с помощью экспериментальных программ, которые были разработаны для их поддержки. Некоторые такие программы ставят своей целью не просто учить участников поведению, которое кажется социальным, но вести себя таким образом, чтобы развивать свои отношения с друзьями. Несколько таких программ являются театральными, говорит Лернер, потому что они позволяют замедлить и проанализировать структуру диалога. «Театр в какой-то мере делит социальное взаимодействие на шаги и позволяет овладевать ими, и все отвечают и общаются друг с другом, чувствуя себя частью одной группы», – считает он. Совместная работа над спектаклем, при поддержке взрослых наставников, создает то, что Лернер называет «прожитыми успехами» между друзьями.
В другой программе, разработанной Лернером, участники играли в игру «Чушь», в которой подростки должны интерпретировать намерения друг друга без использования настоящего языка. Цель не в том, чтобы правильно угадать, говорит он, а в том, чтобы уделять внимание действиям другого человека и находить возможности для контакта. Во время игры возникает много шуток, понятных только членам группы, все дурачатся и смеются. Другие досуговые социальные группы, открытые Лернером, основаны на популярных интересах аутичных людей. В отличие от многих специалистов Лернер не использует видеоигры как награду за разговоры с другими людьми, он включает их в учебный план. «Мы говорим, что если это то, что вы оба любите, то это то, про что вы захотите общаться», – говорит он.
Лернера вдохновил на многие из этих идей один случай, который произошел 16 лет назад, когда он создал маленький летний лагерь для детей с аутизмом, который впоследствии привел к появлению аналогичных программ в разных уголках США. На второй или третий день 11-летний мальчик подбежал и потянул Лернера за рукав. «Мэтт, Мэтт, а где ты нашел этих ребят?» – спросил он.
«Они из разных мест, – ответил Лернер. – Все хотят приехать в лагерь, как и ты».
Мальчик повернулся к нему и сказал: «Это первые нормальные дети, которых я встретил».
Также смотрите:
Как помочь ребенку с аутизмом привыкнуть к группе сверстников
Как обучать ребенка с аутизмом социальным навыкам
Какие занятия смогут улучшить социальные навыки ребенка аутизмом
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Download Article
Download Article
Being autistic in a neurotypical world can feel like being dropped into the middle of a foreign culture. Non-autistic customs can be difficult to understand, and you may wonder how to get along with them without sacrificing who you are. Here is how to find meaningful friendships if you’re autistic.
-
1
Recognize that you get to define your own friendship goals. Some people love to network and build huge circles of friends… but not everyone does, and that’s okay. Maybe you just want a few close friends, or you want mostly online friendships. You get to choose what type of friendship circle you want. Don’t feel like you have to give in to pressure about having a certain type of social life.[1]
-
2
Avoid judgmental people. Most people in the world are pretty nice. But not all of them are, and you don’t want to spend time with people who drag you down and make you feel bad about yourself. Limit the time you spend with these people, or cut them off altogether.[2]
- Social problems aren’t always your fault. Research has shown evidence of a “double empathy problem,” in which non-autistics don’t empathize as well with autistic people.[3]
This isn’t your fault. If someone isn’t willing to try to understand you, they aren’t good friendship material.
Advertisement
- Social problems aren’t always your fault. Research has shown evidence of a “double empathy problem,” in which non-autistics don’t empathize as well with autistic people.[3]
-
3
Remember that online friendships can be wonderful and meaningful, just like in-person friendships. Autistic people may find it easier to make friends on the internet. If that’s what makes you happy, then go for it![4]
-
4
Recognize that friendships with disabled people are just as good as friendships with non-disabled people. You may feel pressure to spend more time with “normal,” non-disabled people, to prove that you’re “good enough” or “high-functioning enough.” But these pressures aren’t healthy. You should choose friends based on who you enjoy spending time with, not based on who doesn’t have any diagnoses.
- Don’t try to make friends with someone who doesn’t respect you. If someone treats you badly, you don’t have to spend time with them.
- If you get bullied a lot, it may be hard to make friends with non-disabled people. And you don’t have to. If all your friends are disabled, that’s okay. Sometimes, friends with disabilities are much less judgmental and cruel than people without disabilities can be.
Tip: You may find it easier to relate to autistic and other neurodivergent people. It’s okay to focus on the friendships that are easiest and the most fun for you.
-
5
Expect building friendships to take time. It takes time for people to get to know each other, and feel comfortable around each other. When you’re an autistic person in a non-autistic world, it may take longer to find people you “click” with. That doesn’t mean there’s anything wrong with you, or that you should give up.
-
6
Aim for a balanced life, whatever that means to you. You choose the amount of social time, relaxation time, work/study time, et cetera that feels right for your mood and your life. It’s okay if that balance looks different from what other people’s looks like.
Advertisement
-
1
Get a mentor whose judgment you trust. Consider parents, older relatives, family friends, teachers, counselors, existing friends, clergy members, et cetera. This person can offer you advice and support while you search for friends and deal with the trials of everyday life.[5]
- If you have more than one mentor, that’s great! You can hear advice and perspectives from more than one person.
-
2
Meet classmates and co-workers. If you go to school or have a job out of the house, this is a great opportunity to meet people. Classmates and co-workers can be great people to talk to and to try and befriend.
-
3
Join clubs or groups related to your special interests and hobbies. What makes you light up and feel energized? Find a group related to that. This way, you can find people you have something in common with, and you’ll have a good conversation starter. Even if you don’t end up making friends right away, you’ll be able to do something you enjoy.[6]
EXPERT TIP
“I’ve loved online communities, but in person, you can feel the connection better — it’s more than just words on screen.”
Luna Rose
Community Expert
Luna Rose is an autistic community member who specializes in writing and autism. She holds a degree in Informatics and has spoken at college events to improve understanding about disabilities. Luna Rose leads wikiHow’s Autism Project.
Luna Rose
Community Expert -
4
Join an autism/disability group. It can be a huge relief to be around people whose brains work similarly to yours. In a disability group, disabled becomes “normal,” so no one will think twice if you stim, talk with a disability accent, or don’t make eye contact.[7]
-
5
Join a sports team. Sports give you something clear to focus on, offer an opportunity to focus on teamwork, and are good for your health too. If you aren’t particularly athletic, look for a more casual league.[8]
-
6
Volunteer. Consider which causes are most important to you—reproductive rights, racial justice, the environment, disability rights, et cetera. Look for volunteering opportunities related to these causes. Volunteering often brings out the best in people, and you can work on being your best self while meeting others who are trying to do the same.
-
7
Meet people in appropriate public settings. If you’re sensitive to noise, you can try quiet public places, such as libraries or bookstores. Becoming a regular at the local library can open you up to having quiet conversations, and can help you become known to the employees.
-
8
Find friends online. Maybe you don’t feel comfortable making friends in person, or there aren’t many friendly people in your area. Making friends online is often easier than in person—however, be aware that if your communication consists of just instant messages or texts, it’s quite possible to misinterpret something that someone has said.
- Try networking with the #ActuallyAutistic community online.
- Try finding a forum or chat site dedicated to one of your special interests.
Advertisement
-
1
Approach someone at a time when people are milling around and not focused (for example, before an event starts). They are usually open to talking to new people during this time.[9]
- If they are busy reading, wearing headphones, etc. then they probably don’t want to talk right now. Let them be.
-
2
Try to understand non-autistic social behaviors. Non-autistic behavior is a little different from autistic behavior, so it may take some studying and practice to understand. Non-autistic people often behave in different ways than autistic people, and not knowing some social behaviors can cause you to have more trouble making friends.
- Non-autistic people tend to make eye contact often, and stand relatively still. While you don’t have to mimic their behavior (especially if it’s awkward or uncomfortable for you), it helps to understand it.
- Learn to read body language. Look at signs that a person is feeling open to social activities, and signs that they’re “closed off” and they want to be alone.
- Try faking eye contact by looking at their nose or mouth.
- If someone seems surprised or confused by your stimming, give a quick explanation. Say something like “I’m just a fidgety person,” “This helps me burn off extra energy,” or “I have a disability that makes me fidgety. I’m still listening, and you can keep talking.”
-
3
Try talking to people. It’s hard to make friends if you don’t talk to people! You can strike up a conversation with the person sitting next to you or someone who gives you a smile and a wave.[10]
- Ask open-ended questions to get to know them better. Figure out what the person is interested in, and get them to tell you about it. Open-ended questions begin with who, what, when, where, why, and how. For example, “What is your pet dog like?” or “What was it like in the Philippines?”
- If you don’t know how to start the conversation, look for something that you have in common. For example, if you sit next to a classmate and you’re working on a worksheet, offer to work together on the worksheet or say to her after class, “What’d you think of that worksheet?” Another option would be to lightly tap her shoulder and say, “I’m having some trouble with this question. Can you help me?”
- Take cues of when to speak and when not to speak. When you do talk, try to keep it brief, as most people will get annoyed if you go off on a tangent on something you’re interested in without letting them get a word in! Likewise, don’t interrupt somebody when they’re speaking. Learn signals of when you think the person is going to speak, and take them into account.
- Know when someone is getting bored of the conversation. The signals vary from person to person, but common signals are looking around instead of focusing on you, their body facing a different direction from you, looking at a handheld object instead of at your face, and responding with one-word answers or noises such as “mm-hmm”.
-
4
Try to gauge whether the person might be open to learning about your autism. If you think it’s safe to do so, bring up a topic about autism to the person you’re trying to befriend. Many people are misinformed about autism and what causes it, as well as how people who are autistic behave. But some are willing to learn.
- Know that some people are fair-weather friends – meaning that they’ll be around to talk to you when you’re fine, but if you’re overstimulated or have a meltdown or shutdown, they won’t help you and may pretend you don’t exist. If you have a fair-weather friend, try to find a friend who will help you when you need it – a friend who won’t help you isn’t a friend who’s good to be with all the time.
- Decide whether to disclose your autism. This can depend on how comfortable you are with yourself, how “visibly autistic” you are, and whether it is relevant to a conversation. You may need to answer some awkward questions, but in the end, it’ll give you a good opportunity to see the other person’s character.
- A good friend may react with understanding, confusion (if they don’t understand autism well), acceptance, and/or curiosity. They’re open to you explaining things they don’t understand well.
- A bad friend might stop being interested in you, or get defensive if you gently try to correct their misconceptions. You may feel hurt or stifled. This is not your fault.
-
5
Suggest get-togethers involving common interests. Say you’d be interested in going bowling, visiting the beach, or doing something else together. This can give you time with your friends outside of scheduled meetings such as club activities.
-
6
Offer methods of contact. If you’ve managed to strike up a conversation with someone who expresses interest in what you like, offer them ways of contacting you again. There are many ways of doing so, whether it’s with phone numbers or social media.
- If you decide to talk over the phone, it may be harder to tell when it’s your turn to talk. Learn how the person prepares to talk, and expect that you may accidentally speak at the same time.
- Be careful with primarily text communication, as it can become extremely easy to misinterpret something or offend somebody on accident. If this occurs, it’s best to work it out as quickly as possible so the incident can be smoothed over.
-
7
Keep communicating. Most friends talk to each other at least once a week, and sometimes every day if they’re close. Talk to them every few days or as you see fit, but don’t push it – they may not be able to talk at the moment!
Advertisement
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
-
Realize that different people have different interests, and be as considerate as you can be about it.
-
Research making friends in the autistic community. Some autistic people offer advice on how to interact with others that is specifically tailored for people on the spectrum.
-
Body language can be extremely exhausting to read, especially if you’re trying to focus on a conversation as well. It’s okay to take time without social interaction, even if your friend wants to talk to you.
Show More Tips
Advertisement
-
Never change yourself just to have friends, especially by pretending you aren’t autistic. While being accepted can feel good, it won’t feel good at the expense of who you are – and the truth is bound to come out eventually, making it more painful.
-
Not everyone accepts people with disabilities. Avoid anyone who treats you badly. Reach out to a trusted adult if someone is bullying you or making you feel bad.
Advertisement
References
About This Article
Thanks to all authors for creating a page that has been read 57,386 times.
Reader Success Stories
-
“These tips/suggestions are great, thank you!”
Did this article help you?
Get the free weekly newsletter
wikiHow’s Best Advice on Dating & Love
Subscribe
The first issue is coming soon!
С людьми с аутизмом #можнодружить
Сервис Добро Mail.ru и фонд «Обнажённые сердца» расскажут, как соцстети помогают людям с аутизмом общаться.
Legion-media
2 апреля — Всемирный день распространения информации об аутизме. В честь этой даты сервис Добро Mail.ru продолжает инфокампанию «С людьми с аутизмом #можнодружить».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В этом году проект Добра сфокусирован на интернет-общении и диджитал-пространстве — месте комфортного пребывания для людей с расстройством аутистического спектра (РАС). Вместе с Фондом «Обнажённые сердца» Добро Mail.ru выпустил новую серию коротких видео в VK Клипах, в которых люди с аутизмом отвечают на частые вопросы о своей жизни и общении в интернете: рассказывают, как любят проводить время в интернете, какой контент смотрят и слушают чаще всего, и как общаются с родными и друзьями в соцсетях. Героями видеороликов стали подопечные фонда «Обнажённые сердца».
«В прошлом году мы впервые решили поговорить о том, как правильно общаться с людьми с аутизмом. В этом году нам важно сосредоточиться на диджитал-пространстве и узнать, как устроена жизнь людей с особенностями в соцсетях. Для нас важно, чтобы наши сервисы были пространством цифрового комфорта для каждого пользователя, вне независимости от особенностей восприятия», — рассказала директор социальных проектов VK и руководитель проекта Добро Mail.ru Александра Бабкина.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Социальные сети — это дополнительные возможности для социальной жизни, они создают условия для расширения круга общения, например, помогают в поиске людей с общими интересами. Для людей с РАС, так же как и для нейротипичных людей, соцсети могут дополнить необходимое всем живое общение», — рассказал Святослав Довбня, детский невролог, эксперт Фонда «Обнажённые сердца».
Ежегодно разные проекты VK также рассказывают о проблеме аутизма и о способах поддержать людей с этой особенностью.
Продолжает работу информационный портал проекта, где собрана информация о проблеме и людях, которые с ней сталкиваются, о благотворительных фондах и способах помогать. Специально к 2 апреля голосовой помощник Маруся расширила свои знания о диагнозе и теперь сможет ответить на новые вопросы о жизни людей с РАС, например, как люди с аутизмом относятся к юмору и как предпочитают общаться в соцсетях.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Также 2 апреля офисы VK будут подсвечены синим цветом — символом дня осведомленности об аутизме. Подсветку включат в куполе «Дома компании Зингер», бизнес-центре «У Красного моста» в Санкт-Петербурге и в переходе между башнями БЦ «Скайлайт» в Москве.
Сервис Добро Mail.ru призывает финансово поддерживать благотворительные фонды, которые меняют к лучшему жизнь людей с аутизмом. На сайте проекта #можнодружить открыт сбор пожертвований для работы Центра поддержки семьи фонда «Обнажённые сердца», в котором дети учатся контролировать эмоции, лучше понимать себя и других. Кроме того, сегодня на сервисе работают 15 некоммерческих организаций из разных городов, которые системно занимаются поддержкой людей с аутизмом: «Обнаженные сердца» (Москва), «Центр проблем аутизма» (Москва), «Гольфстрим» (Москва), «Пространство общения» (Москва), «Антон тут рядом» (Санкт-Петербург), «Открыть мир» (Кострома), «Выход» (Москва), Добрый-Юг (Краснодар), диаконический центр «Прикосновение» (Оренбург), «Единение» (Москва), «Пространство общения» (Москва), «Открытый город» (Екатеринбург), «Дорогою добра» (Киров), «География добра» (Кострома) и «Искорка Надежды» (Курск).
Помочь своему ребенку завести друзей в новом городе или новой школе непросто для любого родителя. Но если он еще и страдает аутизмом, то задача становится еще более сложной. Эти дети воспринимают мир иначе, поэтому редко сразу находят общий язык со сверстниками. Но друзья нужны им не меньше, если не больше, чем всем остальным.
Социальные ожидания
Аутизм – очень многоликое расстройство. Среди детей-аутистов есть те, кто может общаться только в специально созданных для них условиях, и то лишь в определенных рамках, но большинство адаптируется к обычному социуму, правда, с некоторыми сложностями. Многие из них пытаются найти друзей среди других детей подходящего возраста.
Например, когда родители выводят своего ребенка в парк, с поиском партнеров по играм возникает проблема. Большинство детей не понимает, какого именно внимания от них требует ребенок-аутист. Если его приглашают в игру, то и здесь возникают проблемы. Нередко аутисты не умеют интуитивно схватывать мотивацию, и им требуются постоянные подсказки. Конечно, это мешает игре, ведь внешне они могут не отличаться от других ребят, и они просто не понимают, почему он так себя ведет.
Ищите группу для формирования социальных навыков
Налаживание связей с другими детьми и родителями будет иметь ключевое значение в процессе социализации. Обычно это происходит органично, когда ребенок идет в школу, а родители взаимодействуют с тьютором. Однако это может быть более сложной задачей, если ребенок учится дома. В этом случае стоит начать искать местную терапевтическую группу, к которой ребенок мог бы присоединиться.
Общественная группа по развитию социальных навыков помогает детям аутистического спектра (и не только) познакомиться с другими детьми, которым также необходимо развивать и формировать навыки, чтобы плавно входить в социальные отношения. Это включает в себя работу над такими вещами, как гибкость во взаимодействии, понимание того, что взаимность необходима с другими (и то, что вещи не всегда будут идти так, как вы хотите), принятие того, как может вести себя сверстник.
Помогите ребенку развивать свои интересы
Еще один отличный способ помочь ребенку с аутизмом подружиться — это вовлечь его в структурированную группу или заняться тем, что ему уже интересно. Наличие общего интереса создает основу, на которой можно построить дружбу. Вы можете найти эти группы в школе или в местном доме культуры. Многие дети аутистического спектра социально мотивированы, но им не хватает гибкости и понимания определенных тонкостей во взаимодействии со сверстниками.
Иногда объединение в одной группе детей разного возраста дает хороший результат, потому что младшие дети с большей вероятностью будут следовать идеям старших. И наоборот, старшие легче поймут отличия ребенка.
Творческие группы в Интернете
Опять же, возможности в вашем городе могут быть сильно ограничены, поэтому важно проявить творческий подход и попытаться найти аналогичные возможности в Интернете. В частности, ищите местные группы, которые объединяются из-за общих интересов и встречаются онлайн. Позднее, когда дети подружатся, можно будет предложить встретиться где-нибудь на городской площадке. В любом случае вы уже установили связь, которая может развиваться еще дальше лично.
И здесь, как и в жизни, работает правило неоднородности группы. Попробуйте собрать сверстников, и среди них, скорее всего, не найдется того самого “массовика-затейника”, на котором все будет держаться. Гораздо лучше, если в группе будут разновозрастные дети, а старшие будут немного понимать особенности младших товарищей. Это делает общение более органичным и исключает конфликты.
Заключение
Довольно сложно рекомендовать какие-то конкретные группы, потому что все дети разные. Проконсультируйтесь со своим коррекционным педагогом, он наверняка найдет для вас немало интересных вариантов. А дальше следуйте за своим ребенком. Несмотря на то что на первый взгляд аутисты кажутся обычными детьми, они воспринимают мир иначе, по-своему обрабатывая информацию. Благодаря этому у них немалые шансы достичь высот в творчестве или точных науках, в зависимости от своих склонностей и интересов. Привычка следовать одним и тем же схемам в повседневной жизни сохраняется у большинства из них, но это им не мешает.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Привет всем, меня зовут Александр и похоже у меня СА Хочу найти здесь девушку 23-30 лет, похожую на меня или друзей, а лучше всё сразу хD Вообще для нашего типа личности, наверно больше подходят партнёры-экстраветы, но где ж их взять? Хотелось бы конечно, чтобы девушка обладала большей решительностью, чем я, но это уж совсем идеальный вариант. Главное, это найти человека, с общим мировоззрением, который бы тебя понимал.
Почитал ветку “Проблема романтических знакомств” и увидел, что у многих теже проблемы, и тоже восприятие отношений. Понятие семьи, в том виде, каком его приподносят нейротипики, для меня не существует, я выступаю, за некие партнёрские отношения, основанные на дружбе, уважении, общем мировоззрении, которы не ограничевают свободу личности.
Я- рационалист, признаю главенство разума, и негативно отношусь ко всему что его притупляет, или идёт вразрез с ним. Как, ни трудно догадаться, я не ищу любви, т.к. эту чувство сильно “бьёт” по разуму. Также, для меня неприемлема религиозность девушки обв. Обычно, после этих двух пунктов, большинство нейротипиков сразу отпадают но может здесь, найдётся похожая девушка.
Если неудастся, найти подружку, то для меня был бы интересен вариант некой коммуны, где группа аспи, проживала бы совместно, помогая и потдерживая друг друга. Хотя найти девушку и одновременно создать коммуну, было б ещё лучше 🙂
Сразу отвечу на вопрос “зачем мне это надо?”
Я собираюсь, скоро сьехать от родителей и начать самостоятельну жизнь, я скажу честно, я не уверен что смогу справиться. До недавнего времени, я также считал, что мне не нужны друзья, и одному вполне комфортно можно жить, но я ошибался. На самом деле, я просто не встречал людей, с которыми мне хотелось бы дружить, и потребность в дружбе, и чтобы рядом был просто понимающий тебя человек, у меня есть.
Проблема с поиском друзей-аспи, состоит в том, что нас не так много, да и сами аспи, как я понял, бывают очень разные. Наверно можно, найти друзей тем, кто живёт в крупных мегаполисах, типа Москвы и Питера, но я там не живу, поэтому и придумал вариант с коммуной.
Мой вариант коммуны, это снять большой дом, где-нибудь в тёплой стране. Много молодых людей из России, сейчас едут в Тайланд, Доминикану, на ГОА, вариантов масса. Я бы хотел пожить в Европе, но сейчас это довольно дорогой вариант, но “бюджетных” вариантов много, думаю вмести сможем выбрать подходящий. естесственно, такой вариант, подойдёт тем, кто не привязан к месту работы, как например фрилансеры.
Наверно, надо ещё сказать, про степень своего аутизма. У меня он довольно высокофункциональный, хотя что этоя, СА – это же и есть, высокофунциональный аутизм)) У меня нет, тех проблем и заморочек, которые тут многие описывают. Впринципе, непосвящённый человек, врядли поймёт что у меня СА, может немного покажусь ему необычным.Вот)
Ещё, было бы здорово, если кто-нибудь по мере возможностей, разместил ссылку на этот топик, на других ресурсах, связанных с аутизмом. Моего интузиазма, не хватит для этого, я уже веду блог, на форуме для нейротипиков, да и сюда то, с трудом заставил себя зарегится. Спасибо