Для многих детей подростковый возраст становится периодом приобретения множества социальных связей. Часто бывает, что у подростков много друзей, свои тусовки, компании и вечеринки.
Но что делать, если ваш ребенок уже достиг подросткового возраста, а шумной компании сверстников — или хотя бы пары-тройки близких друзей — у него так и не появилось? Разбираемся, почему у вашего подростка может не быть друзей, и как ему в этом помочь.
Если вы обеспокоены недостатком социальных связей у своего тинейджера — знайте, вы не одиноки. Эта проблема волнует многих родителей по всему миру — и не напрасно. Эволюционная задача подросткового возраста — научить подросших детей самостоятельно взаимодействовать с окружающим миром и сепарировать их от родителей.
Социальные связи очень важны для психологического и эмоционального здоровья подростков — и если ваш ребенок стабильно предпочитает общению с друзьями вечера в компании книги или телевизора, то это повод обратить внимание на эту проблему.
Причин, по которым ваш подросший ребенок все еще не обзавелся приятелями, может быть несколько: от довольно безобидных (например, вы с ребенком недавно сменили школу или место жительства, и он еще не успел установить новые социальные связи) до серьезных (к таким относятся, например, депрессия или буллинг).
К самым распространенным причинам подросткового одиночества относят:
низкую самооценку;
недостаточно развитые социальные навыки;
стеснительность;
нереалистичные ожидания и слишком высокие требования;
антисоциальное поведение и агрессию.
Прежде чем попытаться помочь своему ребенку в сложившейся ситуации, важно определить причины, по которым у него нет друзей. Например, если дело в отсутствии возможностей завести новые знакомства, вы можете ребенку с этим помочь самостоятельно. А вот если проблема в высокой тревожности, депрессии или низкой самооценке, лучше обратиться за помощью к квалифицированному специалисту, чтобы для начала разобраться с причинами.
В подростковом возрасте дети неохотно обращаются за помощью и поддержкой к своим родителям — им кажется, что с их проблемами проще справиться самостоятельно. Если ребенок не обращался к вам напрямую с просьбой помочь ему найти новых друзей, то сперва стоит разобраться в том, насколько ему нужна ваша помощь, и как она должна выглядеть.
Соберите информацию
Поговорите с ребенком о его текущей ситуации: узнайте, с кем он общается, есть ли сейчас люди, которых он считает друзьями, что они делают вместе. Попросите его оценить его дружеские отношения по шкале от одного до десяти, где один будет означать полное недовольство количеством друзей и качеством отношений с ними, а десять — полную удовлетворенность таким положением дел.
Если ребенок поставит своим дружеским отношениям оценку семь и выше — значит, его вполне удовлетворяет его социальная жизнь на данный момент. Если же она ниже шести, то, вероятно, ему требуется помощь в том, чтобы с ней разобраться.
Отделите собственные эмоции
Если вы помните, что у вас в юности была большая компания приятелей, собственный ребенок, сидящий дома как сыч, может вызывать у вас самые разные эмоции от раздражения до отчаяния. Здесь важно помнить о том, что на эмоциональном уровне ребенок может воспринимать ситуацию совсем не так как вы.
Например, родитель может быть экстравертом, который черпает свою жизненную энергию из общения с другими людьми, а ребенок — интровертом, которого наоборот утомляет слишком частое и продолжительное общение. Прежде чем бросаться на помощь своему подростку, узнайте, что он чувствует по этому поводу, вместо того, чтобы проецировать на него свои ожидания.
Определите потребности ребенка
Возможно, ваш подросток не знает, где искать новые знакомства и как их заводить. Или у него уже есть круг общения, но он не понимает, как сблизиться со своими знакомыми и превратить их в хороших друзей. Выясните, чего ребенок ожидает от дружеских отношений, и какие сложности тревожат его больше всего — так вы будете точно знать, как его поддержать.
У некоторых детей получается заводить друзей легко и непринужденно — они везде находят свой круг общения: в школе, во дворе, в спортивной секции и летнем лагере. Другим же это дается сложнее — и в этом случае подросткам может потребоваться помощь.
Мы не предлагаем вам самостоятельно находить детей, которые будут готовы познакомиться с вашим ребенком, а предлагаем дать ему все необходимые инструменты и уверенность, которая поможет ему самому отточить этот полезный навык. Вот, что могут сделать родители, чтобы помочь своему подростку в поиске новых друзей.
Запишите его в кружок по интересам
Если ваш подросток проводит большую часть времени в школе и дома, возможно, ему нужно немного расширить круг своего общения — и лучше всего это сделать среди единомышленников. Используйте интересы и хобби своего ребенка, чтобы найти ему подходящие внешкольные занятия — это может быть спортивная секция (тут, кстати, лучше отдавать предпочтение командным видам спорта), творческий кружок, научный клуб или любая другая организация, где ребенок сможет общаться со сверстниками на общую интересующую их тему. Это не обязательно должно касаться обучения или приобретения новых полезных навыков — клуб ролевиков или поклонников компьютерных игр тоже подойдет, если там вашему ребенку будет комфортно.
Поддержите комфортный формат социализации
Люди могут раскрываться в разных ситуациях — кому-то проще общаться с окружающими лично, кто-то предпочитает переписки, а кто-то вообще не любит общаться и чувствует себя увереннее во время совместной деятельности — например, в работе над общими проектами или игрой в одной спортивной команде. Определите, какой формат наиболее комфортен для вашего ребенка, и предложите ему двигаться в этом направлении.
Подтяните навыки коммуникации
Умение общаться — это навык, который можно развить. Если ваш подросток много времени проводит в одиночестве, возможно, ему сложно заводить «смол-токи» со сверстниками просто потому, что он не умеет это делать.
Чтобы решить проблему, предложите ребенку попрактиковаться на вас. Говорите с ним не только на тему сделанных уроков и мытых рук — обсуждайте самые различные вопросы, шутите, спорьте, обменивайтесь мнениями. Чем чаще и непринужденнее будут ваши разговоры, тем проще ребенку потом будет продемонстрировать свои коммуникативные навыки в общении с незнакомыми людьми.
Научите ребенка быть собой
Эта рекомендация, увы, звучит легко только на словах, а на деле за ней стоит не один разговор, а многолетний труд над воспитанием внутренней свободы и здоровой самооценки. Подростки нередко пытаются мимикрировать под окружающую среду — начинают носить прически и одежду, которую носят все, начинают увлекаться тем же, чем и большинство их сверстников — даже если им это не нравится.
Если вы заметили, что ваш подросток постоянно пытается меняться для того, чтобы лучше вписаться в компанию новых друзей — возможно, ему стоит поработать над принятием себя и самовыражением — так ему будет проще найти людей, которые будут ценить его таким, какой он есть, а не таким, каким он пытается казаться.
Объясните ценность дружбы
Дружеские связи важны, однако их качество намного важнее их количества. В погоне за новыми друзьями хорошо бы, чтобы ребенок понимал, что найти одного хорошего друга намного лучше, чем много плохих. Вы можете показать ребенку примеры здоровых дружеских отношений — на примере собственной дружбы или дружбы в фильмах, книгах или мультиках.
Обсудите с ребенком, какие дружеские отношения можно считать здоровыми и гармоничными, а какие — нет. Проговорите, какого отношения и каких поступков стоит ждать от хороших друзей, однако не идеализируйте их.
Нередко подростковой дружбе мешают слишком завышенные ожидания и нереалистичные требования: дети пытаются найти себе идеального друга, который будет их во всем понимать и поддерживать, и забывают о том, что все люди разные, и что для того, чтобы отношения работали, вкладываться в них должны все участники, а не кто-то один.
Укрепите свои отношения с ребенком
Понятное дело, что подростки редко хотят дружить со своими родителями — да и задача родителей не в том, чтобы заменить своему ребенку общение со сверстниками. Однако если ваш подросток на данном этапе испытывает сложности в создании дружеских отношений, вы можете поддержать ему, напомнив, что вы всегда на его стороне, готовы выслушать его проблемы, обсудить с ним то, что его волнует, подсказать и помочь в трудной ситуации. Убедитесь, что ваш ребенок знает, что он может прийти к вам с любыми проблемами и сомнения и получить понимание, сострадание, любовь и поддержку.
Не спешите с суждениями
Нередко родители сами не замечают, как вмешиваются в дружеские отношения своих детей — непрошенными комментариями, критическими замечаниями и недовольными комментариями. Возможно, не все друзья ваших детей будут вам нравиться — однако не забывайте, что намного важнее здесь не то, как они выглядят и себя ведут, а то, какие эмоции они приносят вашему ребенку, и какие отношения между ними складываются.
Подростковый возраст мало кому дается легко — в это время и родители, и дети сталкиваются с миллионом проблем, и поиск настоящих друзей — одна из них. Мы представляем, сколько тревоги и беспокойства может быть связано с социальной жизнью подростков и надеемся, что эта инструкция поможет структурировать ваше беспокойство и направить его в конструктивное русло. И помните — иногда достаточно просто отпустить ситуацию и немного подождать — не стоит превращать поиск друзей в навязчивую идею.
CHIPS JOURNAL в VK
Подписывайтесь на нас во всех соцсетях!
Период взросления – один из самых сложных в жизни человека. Смена ценностей, приоритетов, поиск своего места в обществе – лишь малая часть проблем, с которыми сталкиваются подростки. Поддержка и крепкое дружеское плечо в этот период важны как никогда. Но куда сложнее все происходит, если у подростка нет друзей.
Причины подросткового одиночества
Множество тинейджеров сталкиваются с проблемами в коммуникации. Отчасти это происходит из детства, когда ребенок не смог адаптироваться к коллективу в детском саду или начальной школе. Но бывает, что общительный и веселый малыш вырастает в замкнутого и угрюмого тинейджера.
Родители сначала радуются, что подросток сидит дома и не шатается по улицам, а потом начинают бить тревогу, когда понимают, что состояние одиночества переходит в патологическую депрессию.
Чтобы помочь подростку найти друзей, важно узнать ответ на вопрос, что является причиной замкнутости.
Все идет из головы
Тип личности играет особую роль. Подросток – интроверт, склонный к рефлексии, может подсознательно минимизировать общение с окружающими.
ВАЖНО: психолог поможет направить взгляд на внешний мир и начать более свободно общаться со сверстниками.
Просто у всех разные интересы
В основе крепкой дружбы часто лежат общие интересы. Поэтому когда подросток увлечен чем-то нестандартным или тем, что не находит отклика у окружения, он может остаться один на один со своим хобби.
Выход – найти товарищей по увлечению, а возможно и человека с абсолютно другими целями и стремлениями. Главное – проявлять живой интерес к миру и не замыкаться только на своих желаниях.
Те, кто нас окружают
В подростковом возрасте окружение способно заменить семью.
Если тинейджер попал в среду, которая априори его не принимает, одиночество – закономерно
Самое опасное – стать жертвой агрессии.
Совет психолога – не складывается общение в школе, постарайся найти друзей в кружках и секциях по твоим интересам или среди соседей по дому.
Под лежачий камень
Иногда подросток горячо мечтает научиться дружить, но ничего для этого не делает – отстраняется от общения со сверстниками, не проявляет инициативу.
Причиной такого поведения может быть:
- недовольство своим внешним видом;
- неудачная влюбленность;
- стеснение;
- завышенные требования к окружающим.
ВАЖНО: дружеские посиделки дома – интересный вариант укрепить отношения. Когда ребенок хочет пригласить домой пару-тройку товарищей, не препятствуйте или даже сами предложите это.
Необходимый шаг на пути преодоления одиночества в переходном возрасте – помочь тинейджеру понять и исправить ошибки в отношениях с другими людьми.
Строим отношения с окружающими
В период взросления дети сверх эмоционально реагируют на слова окружающих и сильно переживают, как выглядят в глазах общества.
Единственно верный способ избежать переживаний и обид тинейджеры видят в излишней агрессии и намеренном отстранении от людей.
Если у подростка нет друзей, нужно объяснить, как правильно выстраивать отношения с окружающими.
Те, кто ближе всего
Семья должна стать островом спокойствия, заботы и тепла для подростка. Родители должны быть примером здоровых взаимоотношений. Тогда ребенок сможет довериться и поделиться любой проблемой.
А есть ли близкие друзья
В более раннем возрасте дети легко заводят друзей. Но в переходном возрасте общение может прерваться по разным причинам.
Роль близких – показать ребенку ценность настоящей дружбы. Сделать это нужно ненавязчиво – за просмотром подходящего кинофильма, телепередачи, обсуждая ролик в социальной сети или прочитанную книгу.
Кто достоин уважения
Хорошо, если у тинейджера есть человек, который вызывает искреннее уважение и является авторитетом.
Иногда тот, кем восхищается ребенок, непонятен и неприемлем для старшего поколения. Нужно проявить гибкость и попытаться поговорить на эту тему. Результат вас может удивить.
Да это просто приятели
Когда тинейджер – популярная личность среди сверстников, это не значит, что ему не может быть одиноко.
Чтобы понять, какие отношения у ребенка превалируют, попросите его сделать тест:
«Возьми лист бумаги и запиши два списка – имена твоих настоящих друзей и тех, кого считаешь приятелями или знакомыми. Посмотри, кого больше и почему».
Если первый список окажется пуст – повод серьезно задуматься о смене или расширении окружения.
Явно плохая компания
Страх быть отвергнутым и одиноким приводит тинейджера к нездоровым отношениям и плохой компании. Но ему кажется, что это лучше, чем быть одному.
В такой «дружбе» может быть и физическое насилие, и злоупотребление алкоголем и сигаретами, и издевательство над другими.
Помочь могут доверительные отношения в семье и откровенные беседы, в ходе которых ребенку нужно объяснить, что он сам может стать жертвой и эмоционального, и физического насилия.
Найти настоящих друзей – нелегкая задача для гиперэмоционального тинейджера.
Важную роль здесь играют умение налаживать новые социальные связи.
Как подростку стать активней в социуме
Главное – не бояться проявлять инициативу. Родители должны попытаться донести до повзрослевшего ребенка, как важно уметь делать первый шаг.
Открытость к общению – залог новых социальных связей
Преодолеть стеснение и начать общение первым может быть для подростка крайне сложно.
Здесь важны такие предпосылки, как:
- Раннее приучение к самостоятельности – самостоятельные дети более уверенно справляются с проблемами в общении, чем те, кто под постоянной опекой взрослых.
- Научить быть индивидуальностью – это особенно важно, когда тинейджер постоянно меняет имидж, пытаясь подстроиться под окружающую среду.
- Адекватная оценка внешнего вида – привлекательная внешность значительно повышает самооценку, поэтому тинейджеру важно помочь подобрать модный образ.
Особенно важна доброжелательная обстановка в семье, чтобы ребенок наглядно видел положительные стороны общения с окружающими.
Несколько рекомендаций и советов помогут выбрать тинейджеру правильное направление по налаживанию отношений с окружающими.
Старый друг лучше новых двух
Вновь напомните подростку о ценности настоящей дружбы. Пусть он попробует разыскать друзей из прошлого.
Предложите ему:
- подумать и вспомнить, кто был по-настоящему близок раньше;
- поразмышлять, почему прекратились эти взаимоотношения;
- вспомнить, где и как можно найти этого человека, как с ним связаться;
- придумать повод и возобновить знакомство.
Иногда достаточно сделать телефонный звонок, чтобы старая дружба разгорелась с новой силой.
Не забываем и о тех, кто сейчас рядом
Обычно в окружении каждого подростка есть ребята, с которыми он бы хотел общаться, но в силу разных причин не может сделать этого.
Предложите подумать, как можно познакомиться и начать общение.
Возможные варианты:
- подсесть к ребятам за столик в школьный столовой;
- подойти и спросить, что задано на сегодня по любому из школьных предметов – вариант подойдет для одноклассников, в остальных случаях можно заговорить о знакомых, узнать, кто и где учится и т.д.
- предложить вместе пойти домой после школы или секции.
Всего одна успешная попытка завести разговор способна сильно повысить уверенность подростка в себе и изменить отношение к людям.
Как еще можно расширить круг общения
Переходный возраст – время поиска себя. Новые интересы и увлечения – прекрасный повод найти новых друзей и расширить социальные связи.
Языковая школа, курсы по вокалу или игре на гитаре, новая спортивная команда – вот лишь несколько вариантов, где можно встретить интересных людей и обрести настоящую дружбу.
Оптимальный вариант для того, чтобы тинейджер прокачал коммуникативные навыки – поездка в лагерь. Там дети оказываются на длительное время среди сверстников, учатся общаться друг с другом и решать возникающие проблемы.
Лагеря SportZania понравятся даже тем, кто еще ни разу не уезжал надолго из дома.
Комфортабельные номера, необычные тематические развлечения и профессиональные наставники – далеко не весь перечень преимуществ отдыха в SportZania.
Множество групповых игр и занятий дадут возможность каждому ребенку раскрыть индивидуальные таланты и приобрести навыки командной работы и коллективного общения. Все это – залог крепких дружеских отношений и успехов в будущем.
Побывав в развивающих лагерях SportZania, подросток оценит радость общения, найдет настоящих друзей и больше не столкнется с проблемой одиночества.
Поиск друзей — одна из серьезных и важных задач для каждого человека. Подходить к таким задачам лучше всего поэтапно, деля их на небольшие части или шаги. Делимся отрывком из книги «Давай дружить!» о знакомствах: где подростку искать новых друзей, как набраться уверенности, чтобы с кем-то заговорить и что сказать в первую очередь.
1. Важно знать, где искать
Чтобы найти друзей, первым делом нужно понять, где вообще есть шанс их встретить. Посмотри вокруг! Возможно, будущие друзья учатся с тобой в одном классе; живут на той же улице; посещают тот же школьный кружок или гуляют в твоем любимом парке. Подумай о знакомых своих родителей: если у них есть дети твоего возраста, можно попросить папу или маму пригласить эту семью в гости, чтобы встретиться и пообщаться. Заметь, во всех этих ситуациях ты получаешь шанс найти людей со схожими интересами. Первые занятия в кружке или спортивной секции — отличные возможности встретить новых людей, ведь не все еще друг друга знают, а потому открыты для общения и с готовностью знакомятся.
Давай дружить!
Обрати внимание на ровесников, которые особенно хорошо умеют находить друзей. У некоторых людей явно есть талант к дружбе, они всегда и везде активно общаются. У кого-то отменное чувство юмора, другие очень разговорчивы, третьи невероятно обаятельны. Понаблюдав за поведением таких людей, ты можешь подглядеть полезные приемы, которые помогут стать общительнее. Вот на что стоит обратить внимание:
- как они здороваются
- о чем говорят
- как выходят из сложных ситуаций
- как реагируют на слова других
- как часто сами начинают разговор
- как часто улыбаются
Когда будешь наблюдать, подумай, что можно у них позаимствовать. Напрямую копировать других не стоит, но наверняка можно использовать какие-то элементы поведения.
2. Общие интересы
Следующий шаг — найти ровесников, с которыми у тебя есть чтото общее. В конце концов, если вы совсем разные, вам и поговорить будет не о чем. А значит, скорее всего, вы не станете друзьями, по крайней мере близкими. Место, где ты знакомишься с новым человеком, может дать подсказку, какие интересы у тебя и твоих новых приятелей могут оказаться общими. Например, если вы встретитесь в шахматном клубе, то, скорее всего, всем вам нравится играть в шахматы. Выбери момент и начни обсуждать игру с другими посетителями клуба — в перерывах между матчами или даже во время них (только негромко — чтобы не мешать игрокам). Можно «болеть» за одного из игроков и выражать поддержку — так ты покажешь свою открытость для общения.
Общие интересы могут быть, например, такими: вам нравится похожая музыка или одни и те же видеоигры, сериалы, сайты, книги, вы увлекаетесь одним и тем же видом спорта или играете на одном и том же музыкальном инструменте. Старайся запоминать то, о чем говорят другие, и спрашивай, чем они занимаются и чем увлекаются, — все это отличные способы узнать о человеке побольше.
Бывает, что дружеские отношения складываются как бы сами собой, когда вы просто оказываетесь в одной компании, — и уже потом вы узнаете, что еще у вас общего.
Если ты, например, хочешь присоединиться к компании, которая участвует в какой-то спортивной игре, дождись перерыва, наберись смелости и спроси, можно ли тебе тоже поиграть.
Источник
3. Приветствие
К человеку, с которым хочешь познакомиться немного ближе, прежде всего нужно как-то обратиться. Часто это оказывается самым сложным делом, особенно для тех, кому свойственно стеснение. Неплохо заранее продумать, как начать разговор, можно даже попрактиковаться. Ничего особенного выдумывать не нужно — начни с простого «привет». Не прячь взгляд и улыбайся (эти детали очень важны) — так ты продемонстрируешь свои добрые намерения и, возможно, поднимешь собеседнику настроение.
4. Как начать разговор
После приветствия начинается разговор, постарайся его поддержать и тоже что-нибудь сказать. Присоединившись к беседе, которая уже началась, можно легко завязать знакомства. Если хочешь проявить инициативу и завести разговор, выбери подходящее время и место. В коридоре, за минуту до звонка на урок, особенно не поговоришь — времени не хватит, а вот за обедом или на большой перемене, до начала уроков или после школы завязать беседу может быть проще.
5. Спрашивай у собеседника о нем самом
Если разговор начался удачно, можно попытаться узнать друг о друге побольше. Для этого нужно задавать собеседнику вопросы. Так, ты в каком-то смысле становишься журналистом, который берет интервью. Важно показать, что человек тебе интересен, но при этом не менее важно убедиться, что ему, в свою очередь, комфортно с тобой говорить.
Вот какие вопросы можно задать тому, с кем ты знакомишься:
- «Чем ты любишь заниматься?»
- «Какие твои любимые сериалы и видеоблоги?»
- «Какие компьютерные игры тебе нравятся?»
- «Ты занимаешься каким-нибудь видом спорта?»
- «А где ты живешь?»
- «Какое у тебя любимое блюдо?»
- «Ты в группе состоишь? Какую музыку вы играете?»
- «Тебе нравится ходить в школу? Какой предмет любишь больше всего?»
Если выяснится, что у вас с новым знакомым есть что-то общее, продолжать разговор станет гораздо легче. Достаточно ответить: «И я тоже!» — и дальше обсуждать тему, которая интересна вам обоим. Если сразу не удается найти общие интересы, продолжай расспрашивать, но не слишком назойливо, и обязательно реагируй на ответы.
Источник
6. Рассказывай о себе
Если тебе комфортно задавать вопросы и комментировать ответы, значит, ты можешь поделиться какой-то информацией о себе. При этом старайся не отступать от темы. Например, если за обедом одноклассники обсуждают, не поиграть ли на перемене в «Вышибал», а ты вдруг заговоришь о любимой видеоигре, они будут в замешательстве. Лучше поддержи разговор про игру в «Вышибал» или дождись паузы, чтобы начать обсуждать новую тему.
Прислушавшись к тому, о чем говорят другие, ты быстрее поймешь, какие у вас общие интересы. Первым делом попробуй завести разговор о том, что близко и тебе, и собеседникам, — так между вами возникнет эмоциональная связь. Потом можно переходить к темам, которые интересны лично тебе: ты сразу увидишь, поддержат ли разговор твои знакомые. Если заранее сложно понять, будет ли какая-то тема интересна, спроси напрямую: «Хочешь, расскажу, какие я делаю гимнастические упражнения?» У твоего собеседника будет возможность согласиться или отказаться. Не обижайся, если он не проявил интереса, — просто спроси что-нибудь еще. Не страшно, если выяснится, что вам нравятся разные вещи.
Одно из главных преимуществ дружбы в том и состоит, что друзья помогают друг другу узнавать что-то новое, о чем в иной ситуации они бы не узнали.
Рассказывая о себе, ты позволишь другим узнать тебя поближе и найти в тебе что-то интересное. Только старайся не говорить слишком много и не перетягивать все внимание на себя. Поделившись кое-какой информацией о себе, снова задавай вопросы собеседнику.
7. Обращай внимание на реакцию
Во время любого разговора очень важно, чтобы он был интересен для собеседника. Вот по каким признакам можно понять, что человеку интересно:
- смотрит тебе в глаза
- улыбается
- задает вопросы о том, что ты рассказываешь
- выглядит увлеченным, проявляет энтузиазм в общении
- поддерживает разговор и рассказывает о чем-то похожем
Если в ходе разговора ты замечаешь какие-то из этих признаков, то можешь считать, что общение сложилось и вам обоим не скучно. Это отлично, продолжай в том же духе!
8. Поддерживай разговор
Начав разговор, важно следить, чтобы он сразу же не угас, для этого тоже требуется практика. Не забывай, что нужно соблюдать баланс, рассказывая о себе и задавая вопросы собеседнику. Не говори о себе слишком много, но и не донимай нового приятеля потоком вопросов.
9. Присоединяйся к общей беседе
Общаться в группе бывает сложнее, чем один на один. Если вы, например, сидите за большим столом во время обеда и кто-то начинает разговор о видеоигре или новом фильме, то все начинают отвечать разом, и сложно понять, когда стоит вступить в разговор и что-нибудь сказать, а когда лучше просто послушать. Если ждать слишком долго, может получиться, что кто-то другой уже тебя опередил, а если начать говорить одновременно с кем-то еще, получится грубо.
Вступать в разговор лучше всего во время короткой паузы — конечно, если тебе есть что сказать на тему, которая обсуждается. Если голос у тебя тихий, постарайся говорить громче, чтобы всем было слышно.
Рано или поздно разговор придется заканчивать. Возможно, вы к этому моменту уже столько всего обсудили, что общие темы иссякли, или кому-то из вас просто пора идти. Это нормально, потому что разговор не может продолжаться вечно, однако в любом случае важно не забыть попрощаться. Просто молча уйти невежливо. Уходя, дай понять, что разговор тебе понравился, или пожелай чего-то собеседнику. Чтобы попрощаться, дождись паузы в разговоре, не обрывай собеседника на полуслове. И обязательно улыбайся!
По материалам книги «Давай дружить!»
Обложка: unsplash.com
Когда-то самыми трудными в школе были уроки и домашние задания. Сегодня же проблемы детей имеют мало общего с учебой, им сложнее всего даются отношения с одноклассниками. Как помочь ребенку найти друзей среди сверстников, рассказывает детский психолог Дебора Макнамара.
Дебора Макнамара
Школьники всегда сталкивались с хулиганами, в классах и школьных коридорах случались конфликты и споры — это нормально. Но молодежная культура в наше время серьезно изменилась. И это порождает новые проблемы.
В 2011 году были опубликованы результаты 15-летнего исследования подростков Северной Америки. Его авторы выявили у детей снижение эмпатии на 40%, а также снижение способности к перспективному анализу на 35% — думать о будущем молодым людям стало сложнее. И эти особенности влияют на их отношения со сверстниками. Поэтому атмосфера в классах, столовых и на игровых площадках меняется.
По данным Национального института психического здоровья, в наше время школьная травля стоит на первом месте в списке родительских проблем. Треть детей сообщают, что они сталкивались с буллингом в течение шести недель. Дети приходят домой из школы с разными эмоциями в зависимости от их общения с одноклассниками.
От дружбы до стаи из «Повелителя мух»
Школьникам сложнее общаться друг с другом, потому что им слишком важна оценка сверстников. Через общение с одноклассниками многие из них пытаются удовлетворить свои потребности в привязанности. Они заменяют школьной дружбой заботу взрослых, которой им не хватает.
Впервые эту точку зрения изложил психолог Гордон Ньюфелд и врач Габор Матэ в книге «Не упускайте своих детей». Дети так сильно тянутся к сверстникам из-за разрыва в отношениях со взрослыми в наши дни. Все больше времени они проводят именно с другими детьми. Родители хотят, чтобы они быстрее социализировались, поэтому настаивают на общении с ровесниками.
И у этого есть обратная сторона. До детей, которых волнуют их отношения с одноклассниками или друзьями из двора, сложнее достучаться. Учителям и родителям трудно будет воспитывать и направлять их. Потому что такие школьники разделяют ценности, которые соответствуют культуре их сверстников. Поэтому в лучшем случае их поведение будет незрелым, в худшем — агрессивным и враждебным по отношению ко взрослым.
Когда дети держатся только вместе, не слушая взрослых, которые могли бы их направлять, это может привести к печальным последствиям. Один из сценариев описан в книге Уильяма Голдинга. Поведение такой компании может быть жестоким, она может травмировать — и психологически, и физически — других детей.
Существует разница между ребенком, у которого есть друзья, и теми, кто создает компанию ради удовлетворения потребностей в отношениях. Если ваш сын или дочь ориентируется только на сверстников, ищет в них опору, ему нужно восстанавливать отношения со взрослыми. Нездоровые отношения с другими детьми могут привести к задержке развития, проблемам с учебой или эмоциональной подавленности.
Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками
От душевных ран и разочарований в отношениях со сверстниками могут защитить только любящие и заботливые родители. Когда дети больше думают о том, как к ним относятся мама и папа, то меньше обращают внимания на обидные слова сверстников.
Очень важно, чтобы у ребенка были теплые отношения с учителем, особенно в начальных классах. Если вашему сыну или дочери трудно в школе, то попросите их обратиться к педагогу за помощью, когда вас нет рядом.
Если ребенок чувствует, что он не один, то ему легче перенести стресс.
Что делать, чтобы у ребенка появились настоящие друзья и в школе ему было комфортно:
Дети должны быть заняты. Проблемы со сверстниками часто возникают, когда у детей масса свободного времени и они предоставлены сами себе. Оставаясь наедине с собой, ребенок легче поддается влиянию сверстников. Такие ребята собираются в компании, обижают одноклассников в столовой или на игровой площадке. Один из способов избежать такого поведения — контроль со стороны взрослых в те моменты, когда ребенок ничем не занят. Пусть у ребенка будет насыщенная и интересная жизнь, а вы почаще будете рядом.
Слушайте вашего ребенка. Если ребенок рассказывает о событиях в школе, важно внимательно слушать его, а не судить или огорчаться. Когда дети думают, что их истории расстраивают родителей или могут привести к ссоре, они замыкаются в себе и вообще не делятся тем, что с ними происходит. Этого допустить нельзя. Детям важно разобраться в собственных чувствах и мыслях, находясь в безопасности, поплакать, если этого хочется. После этого легче найти выход из ситуации. К тому же в этом случае школьник прислушается к советам взрослых.
Помогите узнать настоящих друзей. Поговорите с ребенком об однокласснике, которого он считает настоящим другом. Это должен быть тот, кто относится к нему доброжелательно, не обижает его, с кем комфортно. Помогите детям понять, как ведет себя настоящий друг, и это поможет ему найти такого человека в своем окружении. Также ребенок сможет понять, с кем не стоит дружить, поскольку с этими людьми он не чувствует себя в безопасности. Ребенок с добрым сердцем часто привлекает к себе таких же детей, как и он сам.
Вмешивайтесь, если это необходимо. Многие конфликты между школьниками можно урегулировать с помощью внимания взрослых. Если вы привлечете к ним учителя, это может помочь. Иногда педагоги не осознают, что у одного из детей возникли проблемы в отношениях со сверстниками. Беседу с учителем лучше провести в частном порядке, чтобы не обсуждать трудности ребенка с другими детьми и родителями. В данном случае сохранить конфиденциальность нормально — это поможет ребенку сохранить достоинство и не превратить его в мишень для одноклассников, которые его обижали.
Когда вы будете говорить с учителем, по возможности, предлагайте конкретные решения. Например, попробуйте пересадить ребенка на другой ряд или объединить его с другими ребятами для работы над общим проектом.
Дружба со сверстниками — это часть взросления. У детей появляется возможность общаться с теми, кто разделяет их интересы. Важно помочь вашему ребенку понимать других людей и не настаивать на дружбе с теми, кто не готов с ним общаться.
Слишком часто мы стремимся, чтобы дети поладили друг с другом. Но то, что не все могут подружиться, нормально.
Дети должны чувствовать себя свободными в своем выборе, чтобы обрести настоящих друзей. А взрослые могут помочь им справиться со сложностями в отношениях со сверстниками, когда они возникнут. Дети неизбежно испытают разочарования. Но хорошая новость в том, что эти раны затянутся. Если дома ребенка будут ждать любящие и заботливые родители, он сможет выдержать все испытания.
Источник: Macnamara.ca
Фото: rawpixel.com
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
9 советов, как помочь ребёнку найти друзей, если самостоятельно у него не получается
03.01.2022
5 минут чтения
1440
Оглавление
- С какого возраста дружба важна?
- Почему ребёнок не может найти друзей?
- Признаки, указывающие на то, что у ребёнка есть проблемы с социализацией
- Что поможет ребёнку влиться в коллектив?
- 9 советов психолога вашему ребёнку, как лучше завести друзей
В жизни каждого ребёнка огромное значение имеют друзья. Это товарищи и единомышленники, с которыми можно играть, узнавать что-то новое, делиться секретами и знаниями. Взаимодействуя друг с другом, дети развивают физические и умственные навыки, появляется первая привязанность и опыт общения с другими людьми.
Ребёнок — это социальное существо, которому необходимо иметь контакты с другими ребятами. Позитивные эмоции от приятного общения влияют психологическое и даже физическое самочувствие человека. Друзья всегда смогут поддержать в трудную минуту. Благодаря их наличию, ребёнок впервые познаёт чувство единства, бескорыстного общения, сочувствия или радости.
Цитата
— Самый полезный опыт, это познать не свой характер, а характер своего друга, и вовремя сделать выводы.
— Или ноги.
Смешарики
С какого возраста дружба важна?
-
С года до трёх
Первый интерес к взаимодействию со сверстниками возникает около двух лет. Ребёнок начинает обращать внимание на окружающих его малышей на улице, в песочнице или на качелях. По большей части этому способствуют родители, показывая, как играют другие детишки. Однако, в этом возрасте все отношения чаще всего мимолётные и несерьёзные. Главную роль друзей выполняют мама с папой, а также другие родственники или близкие.
Первые попытки взаимодействия с ребятами, не всегда бывают удачные. Малыши только начинают оценивать реакции своих действий. Им предстоит ещё многому научиться, например, учитывать желания и интересы своих приятелей, уступать, делиться или сочувствовать. Помочь на данном этапе должны родители. Они могут подсказывать как вести себя в разных ситуациях.
-
С 3-5 лет
В возрасте 3-5 лет, дети уже активно общаются друг с другом. Но дружба в основном основана на интересах. То есть, ребёнку важны только те ребята, которые играют в любимые игры или у них есть новые игрушки, красивые вещи. Другом часто становится удобный или “подходящий” ребёнок. Например, общительная хохотушка и девочка-лидер прекрасно подружится со спокойным тихим мальчиком. Потому как он будет её внимательно слушать и участвовать во всех идеях. В этом возрасте дружба всё равно ещё не крепкая и друзья могут меняться по несколько раз в день, в зависимости от настроения или детской площадки. Родителям не стоит навязывать детям друзей или серьёзно относиться к их выбору.
-
С 5-7 лет
Теперь ребята становятся старше и уже намного дольше могут проводить время вместе. Общение уже не ограничивается только играми. Они могут обсуждать интересные мультики, книги, секретничать друг с другом. В этот период становится очень важным – собственная репутация, например, во дворе или в группе в садике.
Теперь родителям важно понять следующие нюансы общения. Для того чтобы не навредить репутации своего ребёнка, нужно всегда и везде относится к нему с уважением: не зацеловывать на улице при ребятах, если ему это неприятно; не ругать и не унижать, тем более прилюдно. В любой, даже самой неприятной ситуации, стоит отойти в сторонку и там уже обсуждать вину, ошибки и возможные наказания.
-
Младшие школьники
В этом возрасте родители теряют свои полномочия подбора друзей. Новоиспечённый ученик теперь сам определяет свою компанию. Выбор делается на основании личной симпатии. Дружба может зародиться с девочкой, которая умеет прекрасно шутит и умело танцует, или с мальчиком, который умеет подтягиваться. Если родителям кажется, что их ребёнок выбрал совсем неподходящего друга или компанию, то стоит набраться терпения и просто наблюдать.
Возможно, с течением времени, интересы изменятся, а ребёнок начнёт общаться с кем-то другим. Приглашайте почаще друзей своего школьника к себе домой. Таким образом, вы сможете немного понять, что их связывает и объединяет, из каких они семей, какие ценности разделяют их родители, и, в случае проблем вовремя помочь своему ребёнку.
-
Подростки от 12 лет
Подростковая дружба очень важна, благодаря ей ребёнок чувствует себя “своим” в социальной среде. В этот период появляется потребность делиться секретами, сопереживать. Более того, в данном возрасте, по теории великого русского психолога Д. Б. Эльконина — дружба является ведущей деятельностью, необходимой для нормального развития личности.Другом становится тот, кто сможет всегда выслушать, понять и может даже дать совет. Авторитет родителей и их мнение уходит на последний план. Часто совету подруги девочка может доверять больше, чем своей маме. Это нормально, потому как ребёнок получает важный опыт жизни.
Рекомендуем статью Адаптация первоклассника в школе
Почему ребёнок не может найти друзей?
Ещё несколько десятков лет назад, самым сложным в школе были контрольные и сочинения, ну ещё и выход к доске. В современном мире проблемой номер один становится — взаимоотношения с ровесниками. Школа — это главный институт приобретения социальных навыков. Поэтому то, как сложатся отношения среди ребят, очень важно.
Есть дети, которые легко и быстро осваиваются в компании и быстро налаживают общение. А есть те ребята, которым достаточно сложно найти друзей.
-
Чаще всего причина в навыках коммуникации, которые позволяют ориентироваться в социальных отношениях и взаимодействовать с обществом. Данные навыки, как правило, закладываются в родительской семье, и улучшаются с возрастом так или иначе, но иногда их отсутствие может быть и признаком отклонений в развитии.
-
Иногда сложности во взаимодействии с окружающими имеют под собой личные причины: неуверенность в себе , застенчивость, страх общения. Опять же это может быть как проблемой воспитания, так и признаками психологических проблем.
Если вы довольно общительны и не чураетесь людей, не боитесь здороваться и вступать во взаимодействие с незнакомцами, ваш ребёнок всё это видит, но всё равно испытывает значительные сложности с ровесниками, проконсультируйтесь со специалистом.
Цитата
У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей.
Антуан де Сент-Экзюпери
Признаки, указывающие на то, что у ребёнка есть проблемы с социализацией
Переживания родителей, связанные с отсутствием друзей у ребёнка вполне понятны. Вот несколько основных причин такой ситуации:
-
Не проявляет инициативы. Порою для того чтобы подружиться, необходимо просто подойти и познакомиться. “ Привет, я Маша, а тебя как зовут? Давай дружить?” Всего лишь несколько фраз и вот вам новый друг. Тем не менее далеко не все дети с лёгкостью могут обратиться к незнакомому ребёнку. Поэтому можно потренироваться на ребятах во дворе или на площадке, этот навык разработать не так сложно.
-
Неуступчивость. Есть ребятишки, которые очень тяжело идут на компромисс, или вообще отказываются от него. Они не любят уступать, делиться, договариваться и принимать чужие точки зрения.
-
Отсутствие отзывчивости, внимательности и интереса к окружающим. Это касается детей, сосредоточенных только на своём внутреннем мире и желаниях.
-
Стеснительность, страх, агрессия — проявление любых особенностей психики, которые мешают строить отношения. В данном случае необходима консультация психолога.
-
Особенности физического здоровья или внешние отличия. Дети очень часто с подозрением и недоверием относятся к тем, кто непохож на большинство. Такое возможно ещё тогда, когда ребёнок значительно младше или старше в компании.
-
Сильные обиды. Иногда громкая фраза или прилюдная насмешка ровесников способна сильно обидеть, вследствие чего, ребёнок замыкается и не хочет общения ни с кем.
В разном возрасте дружба имеет весомые отличия. Настоящая дружба начинается с 5-7 лет, с окончания детского сада и в начальных классах. От воспитания родителей и их примера зависит очень многое, ведь они всегда могут подсказать как себя вести, чтобы стать настоящим другом и иметь таких же.
Рекомендуем статью Стили воспитания
Что поможет ребёнку влиться в коллектив?
Отправляя своего ребёнка в первый класс, в другую школу или определяя в новый кружок, родители и ребёнок переживают о том, как сложатся отношения, каким будет коллектив, примут ли ребята в свой круг общения. Роль “новенького” всегда пугает и настораживает. Придётся приложить немалые усилия, ведь эта роль определяет развитие и внутренний рост. Прекрасно, когда в школе или в детском саду есть грамотные педагоги и психологи, формирующие положительную и дружественную атмосферу. Но реальность, порою, доказывает обратное. Не каждый учитель имеет желание и готов вникать в политику взаимоотношений подопечных, а психологи в школах занимают безразличную формальную позицию.
В первую очередь родителям необходимо успокоиться и “взять себя в руки”. Дети с самого рождения буквально считывают настроение и страхи своих родителей. Поэтому тревожность мамы или папы может с лёгкостью “впитаться” ребёнком.
-
Главная задача родителей — внушить ощущение крепкой и надёжной защиты. Заверить, что в любой непростой ситуации они всегда придут на помощь. Ребёнок должен чувствовать полную поддержку и понимание с их стороны. Уверенность в себе растёт прямо пропорционально каждой фразе родителей: “Я в тебя верю. У тебя всё получится”.
-
Можно также предложить использовать простую технику защиты в любой сложной ситуации. Технику можно назвать “Родительский щит” или выбрать любую другую понравившуюся фразу. Принцип заключается в том, чтобы, испытывая трудности или проблемы, ребёнок представлял перед собой щит, ну или семейного дракона, который сможет защитить его и уберечь от любых невзгод. Понятное дело, что в драке с одноклассником он скорее всего не поможет. Но психологически ему будет спокойнее, если он знает, что защищён невидимой, но сильной родительской любовью и поддержкой.
-
Можно помочь ребёнку влиться в коллектив, устроив небольшой домашний “тренинг”. Предложите ему подумать и определить свои самые лучшие качества, которые могут привлекать других ребят. Добродушие и готовность всегда прийти на помощь, умение плести красивые браслеты или играть в волейбол. Нужно как можно больше найти таких качеств.
Следом, нужно определить и отрицательные качества, которые могут отпугивать или отталкивать сверстников. Например, излишнее чувство справедливости одноклассники могут принять за ябедничество, а ярлык “стукача” ещё никому не помог найти друзей и влиться в коллектив. Определить эти качества — не означает искоренить их, однако, зная свои сильные и слабые стороны, ребёнок будет ориентироваться в различных ситуациях гораздо лучше.
Главное не подсказывать ничего ребёнку. Пусть он сам попробует изучить себя и особенности своего характера.
-
Добавить уверенности в себе ребёнку поможет метод “Супергероя”. Предложите ребёнку придумать или вспомнить о герое, который его восхищает, например, крутой и непобедимый “человек-паук” или невероятная “принцесса Эльза”. В трудной ситуации пусть он представит себе, как бы на его месте поступил бы этот супергерой. Можно даже заранее проговорить детские страхи и тревоги, смоделировать ситуацию и найти выход.
-
Новый ученик в классе или группе всегда вызывает интерес сверстников. Скорее всего, ему будут задавать вопросы, интересоваться его жизнью. Предупредите об этом своего ребёнка, чтобы не растерялся, когда у него спросят название любимого фильма или компьютерную игру. Возможно, он прокрутит различные сценарии знакомства и ко многим вопросам будет готов. А значит, увереннее будет отвечать и спокойнее себя чувствовать.
-
Отправляясь, например, в первый класс, ребёнку полезно будет занять, что он будет там не единственным новеньким, детский эгоцентризм ещё не позволяет видеть ситуацию объективно, и малышу может казаться, что он один такой “новенький”. Расскажите ему, что в любом случае найдётся ещё кто-то, кому будет также страшно и грустно без друзей. Подскажите, что можно спокойно подойти и познакомиться со словами:
«Привет, я Дима, ты далеко живёшь? давай вместе сидеть за партой.»Вдвоём уже будет намного проще и спокойнее. Не забудьте также подчеркнуть, что нормально и не подружиться с первым встреченным ребёнком. Познакомиться надо и с остальными, и решить, кто ему больше нравится и с кем комфортнее общаться. Также полезно будет сообщить о том, что дружба процесс обоюдный, и с ним могут не захотеть дружить, и в этом нет ничего страшного, это не означает, что он плохой, так бывает.
-
Пусть ваш ребёнок продемонстрирует свои таланты и умения. Вполне возможно, что ваша дочь увлекается сбором последней коллекции Барби или читает интересную книгу. Пусть возьмёт это с собой. Ребята со схожими интересами обязательно обратят внимание и захотят подружиться.
-
Инициативность и приветливость. Вот одни из основных элементов лёгкого знакомства. Покажите на примере простых раз, что подойти и завязать разговор не так уж и сложно. “Привет, какая крутая сумка, где тебе её купили? Слушай, я тоже увлекаюсь игрой в космических гномов, ты на каком сейчас уровне?”
-
Дети любят показывать себя со стороны экспертов, знающих толк в каких-то вещах. Можно ненавязчиво спросить совета, например, “Привет, я новенький, не подскажешь, где столовая, что у вас там продаётся?”. Напомните и о благодарности новому знакомому за помощь.
-
Сближению и дружеским связям очень способствуют интересная совместная деятельность. Запишите дочь на кружок танцев в школе или сына на каратэ. Если ребёнок уже достаточно взрослый — пусть сам выберет занятие, которое ему по душе. Обеспечьте насыщенную жизнь, наполненную интересными знаниями и общением с единомышленниками.
-
Можно найти одноклассника, который живёт неподалёку от вашего дома и ходить вместе на уроки. Совместная прогулка после школы очень сближает, ведь можно обсудить прошедший день и поделиться последними новостями.
-
Родителям тоже стоит быть активнее в процессе обучения. Можно записаться в родительский комитет и начать интересоваться или даже организовывать различные мероприятия в школе или за её пределами. Родительский пример, это то, с чего начинается представление о поведении, о дружбе, о взаимоотношениях.
Если в вашем доме часто бывают друзья или вы сами их часто навещаете, встречаетесь и весело проводите время — ваши дети возьмут это за пример, к которому будут стремиться. Только родители могут показать и объяснить настоящую ценность дружбы.
-
Расскажите своему ребёнку, что он может пригласить к себе домой новых знакомых и предложите устроить чаепитие с вкусными пирожными или другими вкусняшками. Так процесс адаптации и завязывание дружбы пройдёт быстрее.
Уверенный в себе ребёнок всегда открыт, дружелюбен, приветлив и отзывчив. А вот если ребёнок пуглив и тревожен, то отношения могут складываться не в его в пользу.
9 советов психолога вашему ребёнку, как лучше завести друзей
Цитата
В вопросах дружбы размер не имеет значения.
Смешарики
Используя и применяя рекомендации психологов, не забывайте о том, что все дети разные. Каждый ребёнок — индивидуальность, со своими особенностями и характером, со своими интересами. Не торопите ребёнка завязывать отношения, если он этого не хочет. Присмотритесь к его поведению, постарайтесь понять, что не все хотят дружить большими компаниями. Кому-то вполне достаточно и одного верного друга.
Умение дружить и взаимодействовать с окружающими людьми не приходит сразу. Пусть ваш малыш накапливает навыки социализации самостоятельно и постепенно, в том ритме, в котором ему удобно.
Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если ваш ребенок столкнулся со сложностями в установлении социальных контактов, проконсультируйтесь со специалистом!
Предыдущая статья
Психологическое бесплодие у женщин
Следующая статья