Как найти два безударных слова

Безударные гласные в корне слова

О чем эта статья:

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

Слова с безударной гласной

Безударные гласные – это буквы, которые находятся в слабой позиции, т.е. на них не падает ударение. Такие гласные делятся на проверяемые и непроверяемые. Также есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Безударные гласные могут находиться в разных частях слова – морфемах: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Примеры слов с проверяемой безударной гласной в корне

Чтобы проверить безударную гласную в корне, подберите проверочное слово, в котором она стоит под ударением.

  • весна – вЕсны;
  • леснОй – лЕс;
  • дождлИвый – дОждь;
  • водА – вОды;
  • мировОй – мИр;
  • тяжЕлый – тЯжесть;
  • мерный – мЕра;
  • стенА – стЕны;
  • письмО – пИшет;
  • цветОк – цвЕт;
  • снежОк – снЕг;
  • голОдный – гОлод;
  • ветерОк – вЕтер;
  • ногА – нОги;
  • читАть – чИтка;
  • свидАние – вИдеть;
  • пороховОй – пОрох;
  • снегА – снЕг;
  • морскОй – мОре;
  • землЯ – зЕмли;
  • волосянОй – вОлос;
  • смешнОй – смЕх;
  • небЕсный – нЕбо;
  • святОй – свЯтость;
  • учениИк – учЕба;
  • достижЕние – достИгнуть.

Примеры слов с непроверяемой безударной гласной в корне

Непроверяемая гласная в корне не может быть проверена. Такие слова необходимо запомнить. Их написание не контролируется правилами. Чаще всего словарными являются слова иностранного происхождения.

  • собака;
  • молоко;
  • карандаш;
  • картина;
  • диван;
  • бегемот;
  • человек;
  • горшок;
  • помидор;
  • огурец;
  • стакан;
  • крокодил;
  • потолок;
  • колодец;
  • кенгуру.

Примеры слов с чередующимися гласными в корне слова

Написание таких слов регулируются правилами. В зависимости от того, какой корень перед вами, его написание регламентируется определенными условиями (ударением, значением, конечной согласной корня, буквами после корня).

  • ложиться;
  • коснуться;
  • гореть;
  • блестеть;
  • заря;
  • стирать;
  • уравнять;
  • прикосновение;
  • отдирать;
  • блистать;
  • расти;
  • выращенный;
  • прилагается;
  • приложение.

Примеры слов с безударной гласной в приставке

Чтобы проверить гласную в приставке, нужно подобрать слово с аналогичной приставкой: гласная в приставке должна быть под ударением.

Проверочное слово не обязательно должно быть однокоренным!

  • Бестолковый (бестолочь);
  • Бессердечный (бестолочь);
  • Бездарный (бездарь);
  • Безотказный (бездарь);
  • Заморозить (заморозки);
  • Загубить (заморозки);
  • Подписать (подпись);
  • Подпилить (подпись);
  • Подшить (подпись);

Примеры слов с безударной в суффиксе

Если вы хотите проверить безударную гласную в суффиксе, нужно подобрать слово с аналогичным ударным суффиксом.

  • умник (ученик);
  • говядина (осетрина);
  • платьишко (домишка);
  • бездельник (ученик);
  • смелость (злость);
  • храбрость (злость);
  • воспитанность (злость);
  • громко (хорошо);
  • радость (злость);
  • апельсиновый (дубовый);
  • резиновый (дубовый);
  • медведица (сестрица);
  • совесть(злость);
  • царапина (морщина);
  • сверстник (ученик).

Примеры слов с безударной гласной в окончании

Безударная гласная в окончании прилагательных проверяется путем задавания вопроса в прилагательному: какая гласная стоит в вопросе, такая будет писаться и в окончании прилагательного.

Если нужно проверить безударную гласную в окончании существительного, необходимо подобрать существительное этого же склонения и рода с ударным окончанием: точно такое же окончание будет писаться в проверяемом слове.

  • Высокого (какого?);
  • озеро (село);
  • кони (пни);
  • колено(окно);
  • синим (каким?);
  • поле(ружье);
  • о платье (о коне).

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Проверяемые без­удар­ные глас­ные в корне сло­ва — это глас­ные, кото­рые про­ве­ря­ют уда­ре­ни­ем с помо­щью под­бо­ра род­ствен­ных слов или изме­не­ни­ем грам­ма­ти­че­ской фор­мы слова.

Безударные глас­ные в корне сло­ва могут быть про­ве­ря­е­мы­ми и непро­ве­ря­е­мы­ми. Выясним, что такое про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные, каки­ми спо­со­ба­ми мож­но узнать, какую бук­ву сле­ду­ет пра­виль­но напи­сать в корне слова.

Ударение и проверяемые безударные гласные

Разберемся, в корне каких слов име­ют­ся про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные. При про­из­но­ше­нии слов голо­сом выде­ля­ет­ся один глас­ный звук, а все осталь­ные глас­ные ока­зы­ва­ют­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции — без ударения:

  • с о ло́ма
  • укр а ше́ние
  • при́г о р о дный

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние в сло­вах явля­ет­ся раз­но­мест­ным. Ударным может быть глас­ный любой морфемы:

1. при­став­ки

  • на́д п и сь
  • о́т св е т
  • вы́ л и нять

2. суф­фик­са

  • отп и л и́ ть
  • св е ж о́
  • уд и вл е́ ние

3. окон­ча­ния

  • з о л о т о́й
  • тр а в а́
  • м о рск о́й

Во всех ука­зан­ных сло­вах без уда­ре­ния оста­лись глас­ные кор­ня, кото­рые слы­шат­ся неяс­но. По этой при­чине воз­ни­ка­ет сомне­ние в выбо­ре букв «о» или «а», «е» или «и». Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка без­удар­ные глас­ные про­ве­ря­ют­ся ударением.

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­ва с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским правилом.

Правило

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ва Подобрать род­ствен­ные слова
1. Один — много
в о лна — в о́ лны
1. Большой — маленький
к о вёр — к о́ врик
2. Много — один
п а руса — п а́ рус
2. Маленький — большой
пл о щад­ка — пл о́ щадь
3. По вопросу:
Где?
м о ря — в м о́ ре
Что делал?
Что делает?
п и сал — п и́ шет
3. Назови ласково
з и ма — з и́ муш­ка
4. Какой? — Что?
з е лёный — з е́ лень
5. Что делал? — Что?
пл я сал — пл я́ ска

Понаблюдаем, как уда­ре­ни­ем мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне с помо­щью подо­бран­ных род­ствен­ных слов:

  • вх о д и́ть — вход ;
  • х и тр е́ц — хи́тр ый, хи́тр ость;
  • раз д е л и́ть — раз де́л ;
  • загад а́ть — зага́д ка, зага́д очный.

Изменим грам­ма­ти­че­скую фор­му слов, что­бы убе­дить­ся в напи­са­нии про­ве­ря­е­мых без­удар­ных глас­ных в корне:

  • нак о рми́ть — нако́рмит;
  • хв а ли́ть — хва́лит;
  • н о га́ — но́ги;
  • зал и за́ть рану — ли́жет.

Приведём при­ме­ры слов с без­удар­ны­ми про­ве­ря­е­мы­ми глас­ны­ми, обо­зна­чен­ны­ми бук­ва­ми «а», «о», «е», «и», «я».

Примеры слов с проверяемыми безударными гласными

1. Буква «а» пишет­ся в корне слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной гласной:

  • гл а за́ — глаз, гла́зик;
  • ч а сто­та́ — ча́стый;
  • нак а ли́ть — накал;
  • исп а ре́ние — пар;
  • сокр а ти́ть — кра́ткий;
  • пл а ти́ть — опла́та, пла́тный;
  • ок а ти́лась водой из вед­ра — ка́тит;
  • ш а ловли́вый — ша́лость;
  • н а чала́ — на́чал.

2. Букву «о» в корне слов про­ве­рим ударением:

  • нак о ли́ бабоч­ку — ко́лет;
  • погл о ща́ть — гло́тка;
  • угр о жа́ть — угро́за;
  • ум о лять — мо́лит;
  • вышк о ли́ть — шко́ла;
  • т о пта́ть — то́пчет;
  • оп о здать — по́здно;
  • уг о мони́ть — го́мон.

3. Докажем напи­са­ние бук­вы «е» в корне слов с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми гласными:

  • нав е ва́ть раз­ду­мья — ве́ять;
  • об е жа́ть дом — бег;
  • вп е рёд — спе́реди;
  • прор е ди́ть посе­вы — ре́дкий;
  • пот е ря́ть — поте́ря;
  • с е рьга́ — се́рьги;
  • осв е ще́ние — свет.

В неко­то­рых сло­вах в напи­са­нии бук­вы «е» в корне сло­ва необ­хо­ди­мо учи­ты­вать чере­до­ва­ние е//ё. Если в корне про­ве­роч­но­го сло­ва пишет­ся бук­ва «ё», то в без­удар­ном поло­же­нии выбе­рем бук­ву «е»:

  • п е стро­та́ — пёстрый;
  • в е сна́ — вёсны;
  • по́ч е рк — зачёркнутый;
  • подв е сти́ — подвёл.

4. Буква «и» пишет­ся в корне слов:

  • об и жа́ть малы­ша — оби́да;
  • прим и ри́ть недру­гов — мир, переми́рие;
  • прож и ва́ть в доме — жить;
  • ч и сто­та́ в кухне — чи́стый;
  • сп и са́ть сло­ва — пи́шет;
  • ед и не́ние — еди́нство.

5. Проверим бук­ву «я»:

  • разр я ди́ть ружьё — разря́д;
  • прист я жна́я лошадь — пристя́жка;
  • исс я ка́ть — исся́кнуть;
  • посв я тить поэ­му — свя́тость;
  • м я чи́ — мяч;
  • ув я да́ть от жары — вя́лый.

Видеоурок для 3 класса «Правописание безударных гласных в корне слов»

источники:

http://russkyaz.ru/bukvy-i-zvuki/glasnye/slova-s-bezudarnoj-glasnoj.html

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/proveriaemye-bezudarnye-glasnye.html

Слова с безударными гласными

В русском языке существует ряд безударных гласных, которые необходимо проверять.

Это: “а”, “и”, “и”, “о”, “я”.

Если в корне слова имеется только одна безударная гласная, то достаточно подобрать однокоренное слово, в котором эта гласная будет ударной.

Например:

Вода́ – во́ды. (проверяется гласная “о”).

Но также есть слова, в корне которых одновременно присутствует несколько безударных гласных (обычно две).

Каким же образом их проверять?


Слова с двумя безударными гласными – как проверять

Принцип проверки аналогичен – если в слове 2 безударных гласных, то необходимо подобрать сразу два однокоренных слова. Первое слово будет проверять одну гласную (она должна находиться под ударением), второе слово будет проверять другую гласную.

Примеры:

1) Сторона́.

В этом слове корень – “сторон”, а ударение падает на окончание. В корне две безударные гласные “о”.

Проверяем первую “о” – сто́роны (это мн. число слова “сторона”). При этом непонятно, как писать вторую гласную “о” – “стороны” или “стораны”.

Чтобы её проверить, нужно подобрать второе однокоренное слово. Например, посторо́нний.

2) Заговори́ть.

Корень – “говор”, ударение на суффиксе “и”. Имеются две гласные “о”, на которых ударение не падает.

Первая “о” проверяется словом го́вор.

Для проверки второй “о” можно использовать слово угово́р.

3) Вечере́ть.

Корень – “вечер”, ударение на суффиксе “е”. Две безударные гласные “е” в корне.

Первая “е” проверяется словом ве́чер, а вторая “е” – словом вече́рний.

Здравствуйте, друзья мои!

Сегодня мне пришло письмо от девочки Кати. Она обиделась на
свою учительницу. Кате надо было правильно написать несколько слов с безударными
гласными
и проверить их. Она так старалась, но получить хорошую отметку
ей так и не удалось. Вот, посмотрите на её работу:

Как вы думаете, друзья мои, всё ли здесь в порядке? Неужели и
вы думаете, что учительница не права и просто придирается к Кате?

Ну что же, давайте разбираться.

Начнём с того, что выделим в словах корни. Находим общую
часть в первой паре слов. Ребята, посмотрите, в корне не один, а два слога. Теперь
поставим ударение в слове борода. Оно на последнем слоге, то есть на
окончании. Выходит, что оба слога в корне с безударными гласными!
Значит, каждый из них надо проверить. И проверочных слов тоже должно быть два. Однокоренным
словом бородка Катя проверила гласный во втором слоге, а первый гласный
проверим, изменив слово борода. Бороды. Теперь мы слышим и в
первом слоге звук [о]. Значит, и написать тоже нужно было букву О.

Следующее слово сторожить. Корень – сторож-. В
слове сторожить ударение на последнем слоге . В корне – два слога, то
есть два гласных, и оба безударные. Проверить надо каждый. Первый
гласный проверили словом сторож, а второй проверим словом сторожка.
Это такой домик для сторожа.

Как видите, и во втором слоге слов сторожить и сторож
надо писать букву О.

Следующее слово – зеленеть. Корень -зелен-. В
слове зеленеть ударение на третьем слоге. В корне – два безударных
гласных
. Первый проверили словом зелень, а ко второму
проверочным будет слово зелёный. Здесь есть чередование Е-Ё. Значит,
во втором слоге корня в словах зеленеть и зелень пишем букву Е.

Слово деревянный. Корень дерев-. Ударный – третий
слог. В корне два безударных гласных. Первый проверили словом дерево.
Для проверки второго гласного изменим его: деревья. В корне пишутся две
буквы Е.

Ну, вот мы и проверили работу, которую выполняла Катя. Я
думаю, она теперь поняла, что в русском языке есть слова, в которых не один, а
два безударных гласных в корне слова. И проверять надо оба
гласных.

Сторона и полоса,

Голова и голоса,

Колосок и волосок,

Борода и молоток.

Сторожить и зеленеть,

Говорить и хорошеть.

Молодой и дорогой,

Хлопотливый, золотой.

Это я просто решил несколько таких слов зарифмовать. На самом
деле слов с двумя безударными гласными в корне гораздо больше. И
для того, чтобы писать их без ошибок, надо уметь распознать такие слова, то
есть выделить в них корень. Если в корне слова два безударных гласных, к
каждому из них надо подобрать проверочное слово.

А давайте попробуем проверить ещё два слова – ветерок и
бережок.

Та-ак, в слове ветерок третий слог ударный. Безударные
гласные
в первом и втором слогах. Первый гласный проверяем словом ветер
и пишем букву Е. А второй гласный  э-э-э… м-м-м…  не могу я найти
проверочного слова ко второму гласному. Видимо, слово ветер словарное и
проверить написание второго гласного надо в орфографическом словаре, ну
и, конечно, запомнить. Ну вот, во втором слоге тоже надо писать букву Е. Ве-те-рок,
ве-тер.

Перейдём к слову бережок. Ставим ударение: бережок.
И в этом слове ударение на третьем слоге, а первый и второй безударные.
Проверяем первый гласный словом берег. А второй слог.

Да,
и вновь, кажется, берег – это словарное слово, которое я проверю по орфографическому
словарю
.

В
словах бережок и берег и в первом, и во втором слоге пишется
буква Е. Хотя… стоп-стоп. Есть проверочное слово ко второму гласному!
Это слово побережье! Побережье – это полоса земли вдоль берега моря. Но
всё-таки постарайтесь запомнить написание слов: бе-рег, бе-ре-жок с
двумя гласными Е.

А
вы знаете, друзья мои, что в русском языке есть очень много таких слов, у
которых есть слова-дублёры. Что это за слова такие? Сейчас
расскажу.

В
одном из стихотворений Фёдора Ивановича Тютчева есть такие строчки:

«Хладен, светел,
День проснулся
…»

Или, например, строчка из стихотворения Василия
Андреевича Жуковского:

«Ты видел ли замок на бреге морском?».

Некоторые слова непривычно звучат? Конечно, сейчас
вряд ли кто-то скажет «хладный». Наши современники сказали бы «холодный». А
вместо слова брег мы говорим «берег».

Такие слова, как хладный, брег и многие
другие – это старославянские слова. А слова холодный, берег – исконно
русские.

Сейчас я предлагаю вам прочитать несколько русских
слов и эти же слова на старославянском языке и сравнить их.

город – град колос – клас берег – брег

борода – брада голос – глас серебро – сребро

ворота – врата голова – глава середина – среда

король – краль волосы – власы дерево – древо

хоромы – храм молоко – млеко

Обратите внимание на то, что в словах первого
столбика, русских словах, есть сочетание -оро-, а в словах-дублёрах,
старославянских, вместо -оро- – сочетание -ра-

Во втором столбике – сочетания -оло- и -ла- или -ле-.

В третьем столбике – сочетания -ере- и -ре-.

Большинство старославянских слов в современном
русском языке не употребляются. Ну, кто же сейчас скажет: «Ах, какого цвета
власы на твоей главе!
»? А вот в стихах поэтов, которые жили в девятнадцатом
веке – Тютчева, Жуковского, Пушкина и других – старославянские слова мы можем
встретить довольно часто.

Хотя и в речи наших современников используются
некоторые старославянские слова. Вот, например, русское слово короткий и
старославянское краткий на равных употребляются и в наше время. Только
смысловые оттенки этих слов немного отличаются.

Мы, например, говорим: «короткий рассказ» и
«краткий пересказ».

Или, допустим, слова страж и сторож.
Страж порядка, ночной сторож.

А
вот русское слово ворог сейчас не употребляется. Мы используем
старославянское слово враг. Как и слова шлем, а не шелом,
плен,
а не полон. Так что не все старославянские слова ушли из
нашего языка.

Ну,
вот и подходит к концу наш урок сегодня. Что же вам надо запомнить?

К
словам с двумя безударными гласными в корне надо подобрать два проверочных
слова.

Часто в словах с двумя безударными гласными в корне
встречаются сочетания -оро-, -оло-, -ере-.

И,
конечно, не забудьте написание словарных слов вЕтЕр и бЕрЕг с
двумя гласными Е в корне.

А
я прощаюсь с вами сегодня. До новых встреч!

Что делать, когда ребенок не видит безударные гласные в словах, пишет диктанты, как придётся, проверочные слова не подбирает, делает много ошибок на это правило? Расскажу в этой статье по возможности понятным языком, объясню в сказке, дам лёгкую методику подбора проверочных слов.

Обычно такие проблемы бывают у детей в начальной школе. Это связано с тем, что ещё нет грамотности, присущей взрослым, нет орфографической зоркости, низкое внимание, маленький словарный запас, нет начитанности.

Я буду говорить о безударных гласных в корне слова. В других частях слова буду рассматривать в следующих статьях.

Что такое безударная гласная и почему ее надо проверять

Иллюстрации автора
Иллюстрации автора

Проверяемые безударные гласные в корне слова  — это гласные, которые проверяют ударением, подбирая родственные слова или изменяя форму слова. Проверяют их, потому что это опасные места в слове, в них можно сделать ошибку.

Например, на картинке девочка написала “сасна”. Это неправильно. Есть проверочные слово “сосны”, где буква “о” будет под ударением. Значит, пишется “сосна”.

Сказка про волшебный молоточек

Проблемы с безударными гласными: не вижу, не проверяю. Мама-учитель поможет, расскажет понятно, наглядно, со сказками

Жили-были в королевстве Русского языка гласные звуки: а, о, у, э, и, ы. И был у них царь, у которого был волшебный молоток. У молотка этого было имя – Ударение. Какой гласный звук царь молотком ударит, тот запоёт громко, чётко, звонко и сильно. Их назвали ударными звуками.

Только звуки, которых не били молотком, очень загрустили. Они были безударными. От обиды, что царь их не замечает и не стучит по ним волшебным молотком, стали они специально путаться и делать ошибки в словах. Были “коты”, а стали “каты”, была “лиса”, а стала “леса”. Не понравились царю такие ошибки. Решил он безударных пожалеть. Подарил он им волшебные молоточки с условием, что они будут ударять ими звуки в однокоренных словах. Эти слова стали называть проверочными.

Только некоторые гласные звуки сказали, что им и так хорошо, и не приняли царский подарок. С тех пор слова, в которых стоят эти гордые гласные звуки, называют словарными. К ним нельзя подобрать проверочные слова. Их просто надо запомнить.

А все остальные безударные гласные искали по королевству себе такое родственное слово, которое можно ударить молоточком Ударением. И никаких ошибок в словах они уже не делали.

Как проверять безударные гласные в корне слова. Лёгкие способы

1. Перечитайте сказку, представьте себе волшебный молоток. Пусть ребенок возьмёт воображаемый молоток в руки и начнёт бить им по корню слова, а именно в то место, где гласный в опасной позиции. Например, проверяем слово “…кно”

  • сначала ищем корень. Это “…кн”.
  • Бьём молоточком по корню “Акн” – не подходит. “Окн”, сразу просится с языка слово “окна”. “Окна” будет проверочным словом.
  • Значит, окно пишется через “о”.

Молоточек помог. Таким способом тренируемся находить проверочные к другим словам с безударными гласными. Выполняем упражнения, пишем диктанты, списывания.

2. Чтобы правильно написать гласную в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы сомнительная гласная была под ударением:

  • Существительные заменяем формой слова другого числа или уменьшительно-ласкательной.

Например, единственное число проверяем множественным:

Нога – ноги

Гора – горы

Село – сёла

Множественное число проверяем единственным:

След – следы

Леса – лес

Дома – дом

Называем ласково:

Скворец – скворушка

Ковёр – коврик

Подавляющее большинство слов проверяется изменением формы числа. Научите этому приёму ребенка, и тогда у него не будет проблем с подбором проверочных слов. Есть, конечно, слова, которые нельзя проверить по этому способу. В этом случаем подбираем однокоренные слова до тех пор, пока гласный в слабой позиции будет слышаться чётко.

  • Прилагательные проверяем краткой формой или однокоренным существительным:

Большой – больше

Тяжелый – тяжесть

Так проверяются подавляющее большинство прилагательных.

  • Глаголы проверяем глаголами настоящего времени или существительным/прилагательным

Бороться – борется

Темнеет – тёмный

Осветил – свет

Чтобы ребенок видел во время диктанта, что в конкретном слове есть безударная гласная, которую нужно проверять, нужно много тренироваться. Он должен чувствовать безударные гласные, а это нарабатывается упражнениями. Нет другого способа и нет волшебной палочки, с помощью которой все слова ребенок начнет писать сразу правильно. Это регулярные, длительные тренировки. Помимо тренажёров, где надо вставлять пропущенные буквы, важно давать диктанты с большим количеством безударных гласных. Но в самом начале пусть учится подбирать однокоренные слова и изменять форму слов. Именно это и является самой большой трудностью для ребенка в данной теме.

Ставьте “лайк”, если было полезно. Подписывайтесь.

Проверяемые безударные гласные в корне слова  — это гласные, которые проверяют ударением, подобрав родственное слово или изменив грамматическую форму слова.

Безударные гласные в корне слова могут быть проверяемыми и непроверяемыми. Выясним, что такое проверяемые безударные гласные, какими способами можно узнать, какую букву  следует правильно написать в корне слова.

Ударение и проверяемые безударные гласные

Разберемся, в корне каких слов имеются проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются в слабой фонетической позиции — без ударения:

  • коло́дец
  • украша́ть
  • листва́
  • пятёрка

В русском языке ударение в словах является разноместным. Ударным может быть гласный любой морфемы:

1. приставки

  • на́дпись
  • о́тсвет
  • вы́линять

2. суффикса

  • укрепи́ть
  • свежо́
  • посвяще́ние

3. окончания

  • больно́й
  • роса́
  • молодо́й

Во всех указанных словах без ударения остались гласные корня, которые искажаются при произношении и слышатся неясно. По этой причине возникает сомнение в выборе букв «о» или «а», «е»«и» или «я». Учтем, что корень в родственных словах пишется всегда одинаково. Во многих словах русского языка безударные гласные проверяются ударением.

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Чтобы правильно написать слова с проверяемыми безударными гласными в корне, воспользуемся орфографическим правилом.

Правило

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, которая в том же слоге выступает под ударением, если подобрать к нему родственное слово или изменить грамматическую форму.

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать другую форму этого же слова Подобрать родственные слова
1. Один – много
река – ре́ки
1. Большой – маленький
тропа – тро́пка
2. Много – один
колосья – ко́лос
2. Маленький – большой
площадка – пло́щадь
3. По вопросу:
О чём?
в лесу – о ле́се
Что делал?
Что делает?
катил – ка́тит
3. Назови ласково
звезда – звёздочка
4. Какой? – Что?
зелёный – зе́лень
5. Что делал? – Что?
платил – пла́та

Понаблюдаем, как ударением можно проверить безударные гласные в корне с помощью подобранных родственных слов. Например, к слову, обозначающему действие, подберем однокоренное слово с предметным значением.

  • входи́ть — вход;
  • укоря́ть — укор;
  • раздели́ть — разде́л;
  • указа́ть — ука́зка;
  • загада́ть — зага́дка;
  • лепи́ть — ле́пка.

К существительному подберем однокоренное прилагательное:

  • хитре́ц — хи́трый;
  • бели́зна- бе́лый;
  • краснота — кра́сный;
  • ого́ньо́гненный;
  • хо́лодхоло́дный;
  • со́больсобо́лий.

От существительного с безударной гласной в корне образуем однокоренное слово с оценочным суффиксом:

  • трава́ — тра́вушка;
  • строка́ — стро́чка;
  • зерно́ — зёрнышко;
  • река́ — ре́ченька.

А как изменить форму слова? Для этого существует несколько способов.

1. У имён существительных изменим число. Если слово с безударной гласной в корне имеет форму единственного числа, то  в её проверке часто помогает форма множественного числа.

  • глава́ — гла́вы;
  • сосна́ — со́сны;
  • плита́ — пли́ты;
  • де́рево — дере́вья;
  • десна́ — дёсны.

И наоборот, форму множественного числа существительного преобразуем в форму единственного числа.

  • грачи́ — грач;
  • дожди́ — дождь;
  • поля́ — по́ле;
  • шкафы́ — шкаф.

Для проверки безударной гласной в падежной форме существительного возвращаемся к его начальной форме:

  • без хвоста́ — хвост (и. п. ед. ч.);
  • мимо двора́ — двор;
  • с мечо́м — меч.

У некоторых трёхсложных существительных  и прилагательных ударным является окончание. Оба гласных корня слышатся неясно. В таком случае проверяемые безударные гласные требуют подыскать  к ним два проверочных слова:

  • голова́ — го́ловы, голо́вушка;
  • борода́ — бо́роды, боро́дка;
  • борозда́ — бо́розды, боро́здка;
  • золото́й — зо́лото, зо́лотце.

2. У имен прилагательных часто помогает проверить «трудную» гласную образование краткой формы мужского рода или формы сравнительной степени.

  • молодо́й — он мо́лод, моло́же;
  • дорого́й — он до́рог, доро́же;
  • просто́й — прост, про́ще;
  • коро́ткий — день ко́роток.

3.У глаголов в неопределённой форме в написании безударной гласной в корне привлечем на помощь форму 3 лица единственного числа настоящего или будущего времени.

  • тащи́ть — муравей та́щит;
  • коло́ть — он ко́лет;
  • бросаться — она бро́сится;
  • свари́ть — повар сва́рит;
  • похвали́ть — она похва́лит;
  • накорми́ть — он накормит.

У глаголов в форме прошедшего времени изменяем род:

  • взяла́ — взял;
  • привела́ — привёл;
  • отнесла́ — отнёс;
  • прибрала́ — прибра́л.

При написании глаголов с проверяемой безударной гласной в корне учитываем их значение. Различаем слова:

  • выполоть сорняк (по́лет) — выпалить из пушки (па́лит);
  • прожива́ть в селе (жить) — прожева́ть сухарь (жёваный);
  • посвяти́ть стихи (свято) — посвети́ть фонарем (свет);
  • уплати́л за покупку (плата) — уплотни́л график (плотный);
  • вы́парить бочку (па́рит) — вы́пороть шов (по́рет).

Приведём примеры слов с безударными проверяемыми гласными, обозначенными буквами «а», «о», «е», «и», «я».

Примеры слов с проверяемыми безударными гласными

1. Буква «а» пишется в корне слов с проверяемой безударной гласной:

  • глаза́ — глаз, гла́зик;
  • частота́ — ча́стый;
  • накали́ть — накал;
  • испаре́ние — пар;
  • сократи́ть — кра́ткий;
  • плати́ть — опла́та, пла́тный;
  • окати́лась водой из ведра — ка́тит;
  • шаловли́вый — ша́лость;
  • начала́ — на́чал.

2. Букву «о» в корне слов проверим ударением:

  • наколи́ бабочку — ко́лет;
  • поглоща́ть — гло́тка;
  • угрожа́ть — угро́за;
  •  умолять — мо́лит;
  • вышколи́ть — шко́ла;
  • топта́ть  — то́пчет;
  • опоздать — по́здно;
  • угостить — гость;
  • угомони́ть — го́мон.

3. Докажем написание буквы «е» в корне слов с проверяемыми безударными гласными:

  • навева́ть раздумья — ве́ять;
  • обежа́ть дом — бег;
  • вперёд — спе́реди;
  • прореди́ть посевы — ре́дкий;
  • потеря́ть — поте́ря;
  • серьга́ — се́рьги;
  • освеще́ние — свет.

В некоторых словах в написании буквы «е» в корне слова необходимо учитывать чередование е//ё. Если в корне проверочного слова пишется буква «ё», то в безударном положении выберем букву «е»:

  • пестрота́ — пёстрый;
  • весна́ — вёсны;
  • ведро́ — вёдра;
  • о́зеро — озёра;
  • по́черк — зачёркнутый;
  • подвести́ — подвёл.

4. Буква «и» пишется в корне слов:

  • обижа́ть малыша — оби́да;
  • примири́ть недругов — мир, переми́рие;
  • прожива́ть в доме — жить;
  • чистота́ в кухне — чи́стый;
  • списа́ть слова — пи́шет;
  • едине́ние — еди́нство.

5. Проверим букву «я»:

  • разряди́ть ружьё — разря́д;
  • пристяжна́я лошадь — пристя́жка;
  • иссяка́ть — исся́кнуть;
  • посвятить  поэму — свя́тость;
  • мячи́ — мяч;
  • увяда́ть от жары —  вя́лый.

Дополнительный материал

Предлагаем выполнить упражнения и пройти тест на тему «Правописание безударных гласных в корне слова».


Видео «Правописание безударных гласных в корне слов (3 класс)»

Тест

Средняя оценка: 4.3.
Проголосовало: 193

Добавить комментарий