Главная
страница О
себе Список
работ Введение
в музыкознание Музыкальная
эстетика Ладовая
организация в музыке Гармония
и музыкальная форма
Музыкальная
педагогика Статьи
и лекции Учебные
пособия Воспоминания
Мелодическое движение по звукам аккордов вводнотоновой группы
Mодуляционные сдвиги в тональности вводнотонового соотношения
Характернейшей чертой современной хроматической тональности
является, как известно, возможность применения самых разнообразных гармоний
на всех ступенях хроматического звукоряда. Одни из этих аккордов
ведут свое происхождение от тех или иных форм мажоро-минора, другие – от
альтерированных гармоний. Но есть группа аккордов (шире – специфическая
гармоническая функция), введение которой в структуру тональности имеет
в своей основе хроматическое прилегание звуков к опорным (устойчивым) ступеням
лада. Наиболее известным из таких аккордов является так называемая “прокофьевская
доминанта” – гармония седьмой ступени, повторяющая своей структурой строение
опорного тонического аккорда.
В творчестве Прокофьева (и других композиторов –
его современников) часто применяется минорная гармония пятой повышенной
(по записи чаще шестой пониженной) ступени, параллели к аккорду прокофьевской
доминанты. Весьма распространен также аккорд, находящийся по другую сторону
к седьмой ступени во вводнотоновом терцовом ряду. Это гармония третьей
низкой ступени, имеющая два общих звука с прокофьевской доминантой, но
отличающаяся от нее отсутствием вводного тона к тонике: он заменен в данном
случае седьмой низкой ступенью. Описанные аккорды образуют группу гармоний,
которую можно назвать группой вводнотоновых доминант. Все они имеют те
или иные вводнотоновые связи (которые в некоторых случаях можно назвать
тяготениями) со звуками тонического трезвучия.
По аналогии с группой вводнотоновых доминант формируется
группа гармоний вводнотоновых субдоминант. В мажорном ладу она относительно
небогата. Кроме второй низкой ступени в нее входит, по-существу, лишь одна
гармония – седьмая низкая минорная ступень. Гармония, находящаяся по другую
сторону от второй низкой в терцовом вводнотоновом ряду оказывается просто
минорной субдоминантой. Но в теоретическом плане необходимо отметить, что
именно этот аккорд (вместе с мажорной доминантой гармонического минора)
явился первой “исторической весточкой” в процессе формирования вводнотоновых
аккордово-гармонических связей и потому не может быть игнорирован в качестве
простейшей вводнотоновой гармонии.
К названным гармониям следует добавить еще один
аккорд, имеющий принципиальное значение в структуре хроматической тональности
– тритоновую гармонию. Она занимает специфическое положение в тональности.
Помимо прямого вводнотонового соотношения ее основного тона с доминантовой
ступенью нужно обратить внимание на то, что аккорд на четвертой повышенной
или пятой пониженной ступени соотносится с описанными аккордами вводнотоновых
доминант и субдоминант. Он оказывается крайним звеном в терцовых рядах
как вводнотоновых доминант (gis – H – dis – Fis), так и вводнотоновых
субдоминант (f – Des – b – Ges). Eго можно также понимать (и в различных
интонационных ситуациях он ими и является) как доминанту к седьмой мажорной
ступени или как субдоминанту ко второй низкой ступени. (Еще раз приводим
данную ранее схему вводнотоновых гармоний.)
В минорном ладу картина вводнотоновых гармоний симметрична
мажору. Здесь богаче группа вводнотоновых субдоминант. А группа доминант
оказывается составленной из аккордов, давно вошедших в обиход тонального
мышления: наряду с собственно вводнотоновой доминантой мы видим здесь аккорды
гармонической доминанты, а также мажорный аккорд на второй ступени (гармония
двойной доминанты или альтерированной субдоминанты).
К мелодическим процессам, которые являются предметом
изучения в настоящем пособии, сказанное выше имеет непосредственное отношение.
Подобно более традиционным гармониям, гармонии хроматической тональности
также могут служить основанием для мелодических последований, включающих
движение по звукам того или иного аккорда или опирающихся на них в поступенном
развертывании. Другая сфера применения тональных отношений вводнотонового
характера – модуляционные сдвиги-смещения в тональности хроматического
родства. Эти две формы вводнотоновых гармонических отношений мы и предлагаем
для проработки в последующих диктантах.
Диктант № 85. Сдвиг в тональность третьей низкой
ступени и возвращение в главный строй осуществляются полутоновым движением
в мелодии. При этом звуки си (конец второго такта) и си-бемоль
(конец
третьего такта) служат своего рода вводными тонами к звукам следующих далее
тональностей.
Диктант № 86. В ладотональном отношении данный пример
во многом аналогичен предыдущему. Правда, сдвиги, имеющиеся здесь, совершаются
в другую ступень – в шестую низкую минорную. Отметим также, что вторая
низкая ступень гармонизована в последнем такте особого рода аккордом пятой
ступени, производным от неаполитанской гармонии. Диктант предполагает запись
прежде всего мелодического голоса. Но достаточно сильным учащимся можно
предложить записать (или схематически обозначить) и гармоническое содержание
примера.
Диктант № 87. Тональный план диктанта несколько сложнее,
нежели в предыдущих номерах, но не представляет собой каких-либо новых
по типу трудностей. Следует обратить внимание на другое обстоятельство:
при записи 1-4 тт. диктанта в качестве внутреннего ориентира учащиеся могут
использовать движение “пиков” мелодии (самых высоких звуков в каждом мотиве)
ми,
фа, соль, соль-диез, ля. Параллельно с этим можно проследить движение
нижних опорных тонов (ля, ля-бемоль, ля в первом предложении,
ля,
соль, ля во втором.
Диктант № 88 включает в себя ряд сдвигов-смещений
в тональности низких минорных ступеней, которые сравнительно легко выявляются
поступенными (или хроматическими) мелодическими сопряжениями. Решающим
моментом при написании диктанта является определение высотного положения
и ладовой функции звуков, открывающих каждую новую тональную сферу.
Диктант № 89 характеризуется частыми и разнообразными
тональными сдвигами, что представляет для учащихся особую сложность, связанную
с необходимостью точного прослеживания всех перипетий развития. Наряду
с кварто-квинтовыми соотношениями гармоний, управляющих процессом мелодического
развития, здесь имеют место специально прорабатываемые на данном этапе
хроматические сдвиги (F-e; H-d) и однотерцовые сопоставления (d-Des;
es-D).
Диктант № 90. В диктанте встречаются мажоро-минорные,
хроматические и однотерцовые соотношения тональностей. При этом отдельные
фрагменты мелодии опираются на звукоряд тон-полутон (тт. 2-4; движение
из ми-бемоль минора в фа-диез минор) и целотоновый (предпоследний такт,
где происходит трансформация гаммы Ми-бемоль мажор: ее нижняя часть растянута,
а верхняя, наоборот, уплотнена). На этот оригинальный прием стоит обратить
внимание учащихся.
Диктант № 91. Хроматическая структура диктанта складывается
из многочисленных сопоставлений консонирующих аккордов на самых разнообразных
ступенях лада. Одно из центральных сопоставлений – тритоновое (C-Fis-C,
H-F). Включить его в слуховой опыт учащихся можно специально проработав
аккордовую последовательность вторая низкая – доминанта, но так, чтобы
аккорды приобрели известную самостоятельность и не требовали разрешения
в потенциальную, остающуюся “за кадром” тонику. Полутоновый сдвиг C-H
в
третьем такте можно обосновать мимолетным слышанием до минорной гармонии
на третьей доле, которая тут же превращается в свой однотерцовый вариант
(c-H). Более откровенное однотерцовое превращение мы находим в пятом
такте (cis-C). В последних тактах диктанта появляются минорные гармонии
седьмой низкой, пятой высокой и четвертой высокой ступеней, интонационное
включение которых в звуковысотную структуру диктанта осуществляется путем
поступенного хроматического движения. В процессе записи диктанта следует
также обратить внимание на хроматически ниспадающую линию мелодических
вершин в тт. 3-4.
Диктант № 92. Тональная ткань диктанта складывается
из многократных сопоставлений устойчивых Ре мажорных ячеек с фрагментами,
опирающимися на гармонии низких минорных ступеней (вторая низкая минорная,
третья низкая минорная). Заключительный пассаж по низким ступеням лада
может быть поддержан малым минорным септаккордом на шестой низкой ступени.
Секвентное развитие в середине диктанта происходит по аккордам хроматически
повышающихся ступеней, которые объединяются в однотерцовые пары (A-b,
H-c).
Диктант № 93. Для успешной записи диктанта необходимо
с самого начала установить его внутреннюю трехдольность, завуалированную
относительно сложными ритмическими приемами (нота с точкой, синкопа). Особую
сложность представляет выделение такта на 9/8, вклинивающегося в господствующий
размер 6/8. Модуляционный сдвиг из Ля мажора в фа минор (тональность хроматического
родства) совершается на основе функционального переосмысления звука фа
(шестая
низкая ступень) в тонику новой тональности.
Диктант № 94. Хроматические тональные сопоставления,
на которых построен данный диктант, имеют специфический характер. В первом
предложении белоклавишные пентатонные образования (основной интонационный
материал диктанта) сопоставляются с аналогичным движением по черным клавишам,
то есть в тритоновой по отношению к исходному ля минору тональной сфере.
Во втором предложении тональное развитие представляет собой секвентное
опевание основного устоя (ля). Этот прием довольно характерен для
некоторых явлений современной легкой музыки. Со стилистикой массовых музыкальных
жанров связана и ритмическая структура диктанта, изобилующая сложными синкопами,
запись которых возможна лишь при наличии сопровождения, отмечающего метрические
доли.
Диктант № 95 включает в себя мелодическое развертывание
аккордов хроматического соотношения (тт. 1-2). В третьем такте следует
обратить внимание на хроматическое опевание малой терции фa – ля-бемоль
чистой
квартой ми-ля, которое интонационно готовит возвращение в ре минор.
Для правильной записи серии синкоп в тт. 3-4 необходим абсолютно точный
внутренний отсчет метрических долей и полудолей.
Диктант № 96. В первом и седьмом тактах диктанта
необходимо услышать хроматически скользящие ломаные кварты. Особо следует
проработать перед записью диктанта характерную для современной музыки мелодическую
интонацию, сочетающую две кварты в тритоновом отношении (тт. 3-4), а также
звукоряд с пониженными II, IV и V ступенями (тт. 4, 8).
Диктант № 97 построен на соотношении мелодических
фрагментов, гармонизуемых аккордами хроматического отношения: g-Fis-g-E-g.
Диктант может исполняться (и записываться) без сопровождения или с сопровождением,
назначение которого – прояснить ладогармонические связи, управляющие процессом
мелодического развития.
Диктант № 98 предлагает систематические тональные
сопоставления хроматического типа (C-es; C-as и т. д.). Переключения
из одного строя в другой могут быть определены путем функционального переосмысления
начальных звуков каждого очередного фрагмента, которые, как правило, легко
интонируются в прежней тональности. До мажорные фрагменты диктанта могут
исполняться с удвоением в нижнюю октаву.
Диктант № 99. Высотная структура данного диктанта
включает в себя постоянные противопоставления мотивов, опирающихся на звукоряд
До мажора, с мотивами, намеренно “промахивающимися” мимо его звуков. Перед
записью диктанта целесообразно провести следующую подготовку: основательно
настроившись на До мажор, прослушивать на его фоне чуждые данному ладу
элементы: отдельные ступени, краткие попевки, аккорды (например, es,
b и пр.). Такую же процедуру следует применять и при записи диктанта.
Диктант № 100. Начало диктанта заимствовано из сборника
одноголосных диктантов Ж. Рюэф (Париж, 1968). Ладовые трудности диктанта
состоят в постоянных сопоставлениях тональностей хроматического родства
f-E,
f-Ges
и т.д., которые осуществляются путем полутоновых мелодических сдвигов.
Диктант представляет также значительные ритмические трудности, которые
могут быть преодолены лишь при очень четком внутреннем ощущении метрической
пульсации.
Диктант № 101 построен на систематических сдвигах
в тональности хроматического родства. Исполнение диктанта желательно сопровождать
гармониями, схематически обозначенными в тексте. Это позволит услышать
мелодию в определенном гармоническом освещении и прояснить реальные ладогармонические
отношения, регулирующее мелодическое развитие.
Диктант № 102. Для успешной записи этого диктанта
у учащихся должно быть сформировано ощущение созвучия из ряда квартовых
интервалов (чистых или вперемежку с тритоном), которое как бы развертывается
в мелодическом движении. Заключительный гаммообразный пассаж (тт. 7-8)
желательно услышать не в традиционном фа миноре, но как сочетание двух
ячеек в объеме большой терции (полутон – тон – полутон).
Диктант № 103 включает в себя комплекс трудностей,
характерных для хроматической тональности. Начало его (тт. 1-2) построено
на скользящем вниз движении арпеджированных минорных аккордов. Далее встречаются
миноро-мажорное (a-cis) и однотерцовое (F-fis) сопоставления.
Такты 5-7 – разбросанное по разным октавам поступенное хроматическое движение
(довольно характерный для современной музыки прием). Конец диктанта представляет
собой мелодически развернутое “опевание” тоники вводнотоновыми гармониями
(прокофьевская доминанта и вторая низкая минорная ступени).
Диктант № 104. Для записи диктанта важным является
слышание отдельных интервалов, из которых складывается звуковысотная структура
мелодии. Это касается, в частности, 1-го, 2-го и 8-го тактов, которые представляют
собой мелодическое развертывание параллельных больших терций в хроматическом
соотношении. Конец 3-го и 4-й такты построены на симметричном звукоряде,
состоящем из ячеек, включающих полутон и малую терцию (d-des-b-a-fis-f-d).
Следует также обратить внимание учащихся на дистанционные секундовые отношения
тонов des-es, as-a, g-fis в тактах 6 – 7 (скрытое
двухголосие).
Диктант № 105. Ряд последующих диктантов построен
на систематическом использовании звукорядных ячеек, включающих “лишнюю
ступень”. Так в данном диктанте в большую терцию ля – фа вписывается
большая секунда (тт. 1-2), в чистую кварту до – фа вписывается малотерцовая
ячейка (тт. 2-4); аналогичная интонация встречается в тактах 5-7. В тактах
7-8 диапазон квинты заполняется вписанным в нее тетрахордом си – фа-диез
(“александрийский
гексахорд”). По своему характеру эти интонации близки мелодическим оборотам
некоторых симметричных ладов, но используются они более свободно, включаясь
в обычный диатонический или хроматический контекст. Запись и интонационное
освоение этих оборотов должны опираться на понимание их ладовой двойственности.
Нужно преодолеть обычное представление о хроматизме и вариантности ступеней
и слышать отмеченные выше звуковые последования как специфическую форму
поступенного движения, где звук большой терции является как бы четвертой
ступенью от опорного нижнего тона, кварта оказывается пятой, а квинта –
шестой ступенью.
Диктант № 106. Диктант включает в себя аналогичные
предыдущему номеру интонационные элементы: тт. 1-2 – малая терция ля
– до вписывается в кварту соль-диез – до-диез; тт. 2 – 3 – чистая
кварта ля – ре вписывается в чистую квинту соль-диез – ре-диез;
тт. 4 – 6 – уменьшенная квинта ля – ми-бемоль вписывается в малую
сексту соль-диез – ми. В последних тактах диктанта необходимо проследить
диатонические линии скрытого двухголосия, сочетаемые по принципу хроматической
дополнительности.
Диктант № 107 включает в себя различные элементы
хроматической тональности. В тт. 3-4 на основе сплошного хроматического
движения совершается переход во вторую низкую минорную ступень. Дальнейшее
развитие происходит в различных транспозициях звукоряда полутон-тон – построения
с “лишней ступенью” в уменьшенной кварте и уменьшенной сексте (“александрийский
гексахорд”). Следует обратить внимание на то, что опорными звуками этих
ладовых построений являются основные ступени лада – V, I и IV, а затем
вводный звук основной тональности ми минор, разрешающийся в тонику. Задачи,
стоящие перед учащимися – не потерять линию развития и услышать указанные
элементы в соответствии с их реальной тональной характеристикой.
Диктант № 108. Мелодическая ячейка с лишней ступенью
в объеме большой терции смещается в данном диктанте на кварту, постоянно
опираясь на одну из главных ступеней (I, V, I, IV – тт. 2-4). Конец диктанта
построен на противопосталении восходящего и нисходящего движения в различных
пластах скрытого двухголосия (as-a-b; fis-f-es-d).
Диктант № 109. Ячейки с лишней ступенью помещаются
здесь, как и в предыдущем диктанте, на главные ступени лада (I – тт. 1,
4; IV – тт. 2, 3). Существенную трудность представляет ритмическая структура
диктанта, включающая в себя ряд своего рода форшлагов в форме арпеджио.
Диктант № 110. Помимо ячеек с лишней ступенью в диктанте
встречаются переключения из ре минора в Ре-бемоль мажор (однотерцовое соотношение)
или родственный ему ми-бемоль минор (последние четыре такта). Звуки, не
укладывающиеся в звукоряд ре минора, желательно слышать не как отдельные
альтерированные ступени основного строя, а в качестве включенных в него
фрагментов хроматически соотносимых с ним тональностей.
Диктант № 111. Первые такты диктанта заимствованы
из фортепианной пьесы П. Хиндемита. В нем прорабатываются некоторые особые
обороты хроматической тональности. Четвертая и первая повышенные ступени,
звучащие во втором такте, включаются в высотную структуру диктанта на основе
кварто-квинтовой мелодической субсистемы. В тт. 3-4 следует обратить внимание
учащихся на сходные между собой интонации, в которых большая терция от
гармонически опорного тона сменяется малой терцией, а затем полутоном от
него (при этом возникает интервал уменьшенной октавы между двумя вариантами
седьмой ступени). Тональный сдвиг в 5-6 тактах может быть понят как соотношение
однотерцовых звукорядов (Ре мажор – ре-диез минор).
Диктант № 112. Хроматическая тональность представлена
в данном диктанте относительно новыми, не встречавшимися ранее гранями.
Прежде всего следует обратить внимание на длительно выдерживаемый в качестве
мелодически опорного звук ми – пятую ступень ля минора. Характерный
для диктанта прием – движение мелодически развернутых параллельных интервалов
(секунд, кварт, тритонов). На этой основе противопоставляются высокие и
низкие варианты ладовых ступеней. Во втором предложении мелодическая фактура
представляет собой скрытое трехголосие, где на фоне выдерживаемого внизу
звука ми в среднем регистре дается хроматическое движение отдельных
тонов (b, h, c), a в верхнем – последовательность перемещающихся
по ступеням полутоновых интонаций. Для успешной записи диктанта эти линии
должны быть прослежены слухом. В 7-м такте возникает встречавшаяся ранее
интервальная структура в диапазоне уменьшенной октавы -тритон плюс кварта.
Заключительные такты диктанта построены на опевании основного диатонического
ряда нижележащим и вышележащим рядами (gis-dis-cis-h, e-d-c, des-es-des)
с последующим возвращением к опорному звуку ля.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Слуховое
освоение современных ладовых систем (Методический очерк)
Раздел первый.
Лады народной музыки
№№ 1-16
№№ 17-28
№№ 29-37
Раздел второй.
Симметричные лады (Лады ограниченной транспозиции)
№№ 38-52
№№ 53-66
Раздел третий.
Расширенная тональность
№№ 67-84
№№ 85-112
№№ 113-144
Раздел четвертый.
Относительная ладотональная неопределенность. Атональность. Серийность
№№ 145-152
№№ 153-164
Приложения
Предыдущая
Следующая
Последнее обновление 8.06.04
Как известно гармония является одним из главных элементов современной музыки. Ни для кого не секрет, что джаз, как явление с точки зрения музыканта — это во многом гармония.
С другой стороны большое количество современной поп, танцевальной музыки — это в чистом видео мелодие-гармония. То есть музыка основа которой это заранее заданная аккордовая последовательность.
Удобство гармонических оборотов ( это более актуальное название для любого обоснованного с точки зрения музыкальной логики движения аккордов) состоит в том, что они сразу же задают настроение, определенную форму и помогают набросать эскиз мелодии.
Поскольку существует множество стилей гармонии, то может показаться, что в каждом из них очень сложно разобраться и понять как они работают.
Однако есть несколько базовых принципов, которые можно услышать в любой музыке.
Поскольку главное в гармонии — это все такие смена одного аккорда другим, то базовый принцип гармонии это виды гармонического движения.
Разные исследователи выделяют от 3 до 7 видов гармонического движения.
Что подразумевается под гармоническим движением?
Здесь все очень просто — это интервальное движение между фундаментальными тонами аккорда.
То есть движение между тониками аккордов — независимо от голосоведения.
Итак, давайте выделим основные виды интервального движения. (часть классификации взята у Рогачева)
1. Кварто-квинтовое движение
Пожалуй самое популярное движение, так как является классикой гармонии. Основано на движение по квинтовому кругу и полная цепочка в диатонике будет записана следующим образом
По С мажору — C -F-B7b5- Em(e7)- Am-Dm- G-C
движение против часовой стрелки обязательно для тональной музыки
в модальной гармонии можно использовать обратное движение, но с соблюдением некоторых условий.
2. Диатоническое
Больше характерно для модальной музыки. В тональной гармонии встречается только при движении от S к D.
В джазе встречается чаще , как движение по звукам лада. Например, Dm-Em, или Am-Bm( для дорийской гармонии).
Имеет очень мягкое и «западное звучание» характерно для фанка и околоджазовых стилей.
3. Полутоновое нисходящее движение
Является усложнением кварто-квинтового движения. Чаще всего в виде Em7-Eb7-Dm7-Db7 ( как замена оборота III-VI-II-V).
Также в рок-музыке и особенно модальном металле и fusion может встречается движение по полутонам вниз без привязки к тональности.
Например, Am7 Abm7 Gm7 F#m7
В более сложных вариантах возможно совмещение полутонового движения баса с кварто-квинтовым в верхних голосах
4. Малотерцовое
Как правило, используется для простейшей замены аккордов и расширения функции.
Самые простые варианты замена тоникой параллельной тональности.
Например, C – Am, G-Em и т.д
Более интересный вариант для минора — это Am-F#m7b5 – то есть движение к аккорду дорийского лада.
Также в мажоре распространена замена по одноименному минору — например C – Eb ( особенно в роке и сонграйтинге)
5. Целотоновое восходящее
2 самых популярных оборота IV-V-VI и Vib-VIIb-I. Это кадансовые обороты. Для стимулирования движения используются те же обороты, но от аккордов основных функций. С-Dm-Em или G-Am-Bm7 (и например E7-Am-Dm-Db как завершение оборота).
Это движение используется для связывания различных функции и отдаления гармонии от тонального центра. Также возможно использование оборота в отклонениях.
6. Большетерцовое нисходящее
Используется в сложных заменах. Например, возьмем типичный оборот C-Fm – здесь все просто и логично. Теперь сделаем замену С на Am и получим данный тип движения — звучит намного интереснее и необычнее. При замене побочных доминант, позволяет сэкономить гармоническое время. Например, Bm7-E7-Am7-Dm7-C если представить Bm7 как замену D, то получим оборот Bm7-G-С. Результат — сокращение тактов и более свежее звучание
7. Тритоновая замена
Классика жанра:) Заменяем аккорды на отстоящие на тритона и получаем замену аккорда. Классический вариант знаком многим, а вот более продвинутая система уменьшенных трезвучий не всем по зубам. В целом тоника основной тональности окружается диатонической и тритоновыми заменами. Для C – это Am + Gb + Eb – каждая тональность ( или аккорд) принимается, как равный и выстраивается более сложна система из аккордов всех 4 х тональностей.
В чистом виде, как вариант движения встречается в таких оборотах как Bb-E7 ( например для Am это замена Dm + доминанта)
8. Одноименные мажоро-минор
Такой вид гармонии встречается например в песне Ace Of Base – All What She Want
– обратите внимание как гармония меняется с C#m на C#, при этом однозначно не понятно, какая тональность является основной за счет мажорной S (F#)
Это не все виды движения — также возможно выделить смешанные виды и типичные модальные ходы. Но обозначенные 8 перекрывают более 99% всех движений гармонии в любой музыке.
Простейший способ создания музыкальной гармонии. Квинтовый круг с числами мажорности аккордов
Время на прочтение
6 мин
Количество просмотров 22K
Рассмотрим квинтовый круг аккордов. Число – значение мажорности аккорда. Вне зависимости от лада, тоника должна быть установлена в верхнее положение:
В конце статьи будет инструкция как изготовить такой вращающийся круг
Мельчайшие шаги по кругу аккордов происходят при ходе мажорный-параллельный минорный аккорд, +2(изменение числа при этом ходе), а также при движении мажорного аккорда на секунду вверх в минорный, -1, и назад с обратным знаком для обоих случаев. Движение по часовой стрелке ведёт к музыкально мажорным, против часовой к минорным аккордам(отрицательные числа). Для запуска простейшей гармонии достаточно создать некую закономерность например волну из значений(чисел) аккордов:
Если у вас нет доступа к инструменту и воспроизведению этих аккордов можете посмотреть видео в конце статьи. Там и аккорды и текст с озвучкой.
Можно перескочить через несколько и плавно вернуться назад. Получим фигуру “Пила”:
Следующее движение через один мельчайший шаг. Его называют кварто-квинтовым, так как звуки аккорда идут на квинту или кварту. Изменение между числами(далее дельта Δ) 3. В этих ходах уже больше динамики(напряженности), чем в предыдущих:
Первое что важно в аккордовых прогрессиях так это периодическое возвращение к тоническому аккорду. Без этого слух просто потеряет ориентир и не сможет дальше интерпретировать аккорды.
На ощущение завершенности прогрессии аккордов заметно влияет метрическое положение аккордов.
Наиболее завершённо звучит тонический аккорд на сильном времени метра(такте), иначе будет запущена фаза движения, подстёгивающая гармонию к развитию. В простом чередовании Cm Gm Cm Gm в размере 4/4 третий аккорд хоть и тонический но выпадает на метрическую фазу движения — относительно сильную долю квадрата поэтому не звучит завершённо.
Рассмотренный выше подход к созданию прогрессий я назвал линейным. Ниже будет рассмотрен второй – квинтовый. Оба подхода связаны и один другому не мешает – можно их комбинировать.
В этом движении уже наблюдаем некую закономерность о которой сейчас поговорим:
Вкратце скажу о программе слева. Она показывает расположение звуков аккордов на квинтовой цепи. Чёрная линия посередине(сейчас между C и G) показывает тонику и доминанту. Выше линии находятся – мажорные звуки, ниже – минорные(сейчас это не особо важно, можно пропустить,а кому интересно почитайте потом предыдущую статью).
Секрет золотой секвенции
Рассмотрим золотую секвенцию(тонику поменяли на A):
Am Dm G C F Bdim Em Am
Im-IVm-VIIb-IIIb-VIb-IIdim-Vm-Im
Путь аккордов золотой секвенции на квинтовом круге можно представить так:
Из-за ограничения 7звучного лада, в ходе Dm-G нижний звук F, что далее должен быть Bb переносится на 6 квинт вверх в звук B. То же самое и дальше при ходе F-Bdim и Bdim-Em.
В итоге мы видим, что золотая секвенции это движение звуков по нисходящему ладу Шепарда, создающее иллюзию постоянного минорного движения вниз по квинтовой цепи.
Все разновидности ладов Шепарда звучат гармонично, поэтому ниже покажу все что нашёл
Секвенцию можно перевернуть, брать из неё фрагменты и смещать начало(звучать всегда будет хорошо). Например прогрессия Am Em Bdim F это первые 4 аккорда перевёрнутой. Если начать секвенцию с аккорда C то получим круговую цепочку в мажоре: C F Bdim Em Am Dm G C. Вот пример использования крупного фрагмента перевернутой: Am C G Dm Am Em Bdim F.
На рисунке выше лад Шепарда с шагом 2 или динамичная золотая секвенция(тоника С). Все звуки идут на 2 шага вниз по квинтовой цепи, а вверх переносятся если выходят за пределы лада. Самая динамичная её часть(Bb-Ab-Gm) подчёркнута красным, остальные ходы(Fm-Eb-Ddim-Cm-Bb) очень спокойны(Δ+1).
Особенность большинства прогрессий с формой волны в том, что крайние звуки на цепи очерчивающие большую терцию движутся равномерно на квинту вверх и вниз вокруг виртуальной оси(красная линия). Их назовём осевыми. Принцип сохранится если любой аккорд этой последовательности заменить на ему параллельный(на квинтовом круге) с общей большой терцией. Осевую можно логически продолжить по принципу золотой, получим часть восходящего лада Шепарда:
Нисходящий лад Шепарда дают также ходы dim7 по полутонам вниз, увеличенные по полутонам вверх, и уменьшенные по квартам вверх что часто можно увидеть в цепочках доминантсептаккордов:
Вернёмся к простым аккордам.
Перед минорной тоникой на крайней мажорной точке движения вместо аккорда VIIb(Bb) lin-1 или Vm(Gm) lin1 часто встречается мажорная доминанта со значением 8(G подчеркнул на рисунке ниже) для усиления мажорности на этой фазе движения гармонии и более резкого утвердительного прихода в тонику(8->-2 Δ10). Возникает один внеладовый звук VII(B), а квинта(G-D) остается в ладу. При этом в цепочке также могут присутствовать аккорды Bb или Gm например в фигуре шаг вперед 2 назад или обратной осевой гармонической:
Сопоставление минорных аккордов с мажорной доминантой звучит динамично так как при этих ходах сильно меняется линейное значение. Максимальное изменение гармонического минора можем наблюдать в прогрессии VI-V-I(крайний круг справа):
Ещё большую динамичность можно получить заимствуя аккорды из крайних ладов, например лидийский D lin11(ещё называют двойной доминантой) или фригийский Db lin -10:
Для тех продвинутых кому интересны уменьшенные(-) и увеличенные(+) аккорды и квартаккорды(4, две кварты вверх, они же sus в обращениях) сделал версию круга с ними(ссылка в конце статьи). Для прямого сравнения(в экспериментальных целях) корректнее сопоставлять однотипные(G4-C4,C-Bbm…) аккорды на фоне постоянно звучащей тоники т.к. они немного из разных “измерений”.
А сейчас анализ гармонии на примере простой популярной песни Hi-Fi “Седьмой лепесток”(тоника Bb).
Анализ гармонии
Куплет начинается с обратной осевой. Во втором проходе аккорд -7 меняется на +8(ход в него более динамичен) что создает сопоставление двух квадратов или вопрос-ответ(рисунок выше).
Перед припевом гармония останавливается на Db(IIIb) и плавно выходит на припев(Δ-3). Припев начинается уже не с тоники, а с минорного аккорда Gb. Создается метрическая и гармоническая неустойчивости и это запускает фазу движения: минорный аккорд Gb(-7) на сильном времени, а тонический Bbm на слабом. Гармония замедляется в 2 раза, один аккорд на 2 такта, и плавно идёт на подъём. На стыке первого и второго прохода(красная стрелка выше) возникает самый динамичный ход натурального 7 звучного лада Δ8.
Припев плавно(Δ-3) выходит на тонический аккорд проигрыша. Далее в проигрыше идёт простая волна кварто-квинтовыми шагами:
Весь гармонический путь песни:
Каждый звук аккорда можно представить как отдельный голос который при переходе в другой аккорд двигается на определенный интервал. Суммарное изменение в голосах при такой смене легко вычислить. Переводим все звуки первого созвучия в линейный вид(б звуки становятся отрицательными:
-6 -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 6), суммируем, то же самое для второго и находим разницу между ними – линейную дельту.
К примеру хотим узнать какое изменение будет при переходе созвучия Fm в C. Первое в линейном виде при тонике C 0 -1 -4 что суммарно -5а. Второе 0 4 1 сумма 5а. Получаем разницу между ними +10а. И действительно убеждаемся что в этом переходе аккордов два голоса идут на м2 вниз что даст +5а и +5а(таблица интервалов в предыдущей статье). Это значит что второе созвучие на 10 единиц мажорнее первого и при переходе слушатель это изменение почувствует причем вне зависимости от тоники и обращения. Собственно и почему ход Fm-C(Δ+10) звучит также хорошо как и G-Cm(Δ-10).
Линейное значение созвучия относительно других не зависит от текущей тоники, поэтому такой учёт будет абсолютным.
Как мы увидели, для запуска гармонии достаточно создать логичное движение звуков по квинтовой цепи(квинтовый подход, например как в золотой секвенции) или логичное движение значений аккордов(линейный подход, гармонические фигуры).
Изготавливаем вращающийся круг аккордов со значениями мажорности
После всех действий установите нужную тонику в верхнее положение как вначале статьи на рисунке “Установка тоники”.
Квинтовые круги аккордов(файлы “Круг для печати” и “Круг для печати sus,dim,aug”) и программу музыкальный анализатор для просмотра аккордов на квинтовой цепи(видеоинструкция на канале) можно скачать здесь.
Статья создана на основе видео с моего канала “Природа звука”. Для тех кто хочет закрепить прочитанное и лучше разобраться в теории рекомендую к просмотру:
Предыдущие статьи:
Природа музыкальных ощущений. Родство звуков.
13 звуков и интервалов. Их восприятие и обозначение. Лады отклонения и модуляции.
Содержание
- 1 Названия и обозначения ступеней лада
- 2 2 вида тяготений звуков
- 2.1 Ладовое тяготение
- 2.2 Тональное тяготение
- 3 Функции аккордов в тональности
- 4 Главные и побочные трезвучия
- 4.1 Терцовый ряд трезвучий
- 4.2 Схема напряжения ступеней
- 5 Соединение трезвучий в гармонии
- 5.1 Тональная гармония
- 5.2 Модальная гармония
- 6 Определение функций аккордов на практике
Здравствуйте! Это 11-ый урок из видеокурса «О Нотной Грамоте Проще Некуда».
В нём показано легко и понятно для новичка что такое гармония, какие роли у аккордов внутри тональности и как их связывать друг с другом. Но главное — что такое доминанта, субдоминанта и доминанта, которые часто встречаются в музыкальной литературе.
Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
Урок 11 – Гармония. Соединение аккордов | Нотная грамота | Easy Music Learning
ПРИМЕЧАНИЕ: при просмотре видео на сайте в них НЕТ РЕКЛАМЫ!
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы рассмотрим гармонию — гармоническое тяготение звуков, роли аккордов в тональности и законы их соединения друг с другом. Приступим.
Гармония – это раздел в теории музыки. Она изучает виды аккордов, законы их взаимодействия и создание из них последовательностей.
Названия и обозначения ступеней лада
Из урока 9 мы знаем, что аккорды объединяются в систему – тональность и состоят из нот определённого лада, например, до мажор.
У каждой ступени лада, как и аккорда от неё, есть номер в виде римской цифры и название, а его 1-ая буква — её обозначение.
1-ая ступень – тоника или буква T — в ладу главная, ей подчинены и к ней стремятся остальные ступени. Рядом с ней 2 ступени: 2-ая выше её и 7-ая ниже. Они называются вводными звуками, потому что ярче всего тяготеют в тонику и через них в неё можно войти.
2-ая ступень – верхний вводный звук или нисходящий – к тонике от него движение сверху вниз.
7-ая ступень – нижний вводный звук или восходящий – соответственно снизу вверх.
Они как двери, а тоника — дом: 2-ая ступень — входная дверь, а 7-ая – чёрный вход. Буквенных обозначений у них нет.
По-другому 2-ая ступень называется супертоника – super с англ. «сверх, над» – она над тоникой. Это как superman – сверхчеловек.
А 7-ая ступень — субтоника – суб или sub с англ. «ниже, под» – она под тоникой. Это как submarine – субмарина или подводная лодка.
3-ья ступень – медианта или буква M. Её название от англ. слова medium – «средний, промежуточный», потому что в С — тоническом аккорде она посередине между 1-ой и 5-ой ступенями.
4-ая и 5-ая ступени похожи по названию.
5-ая ступень – доминанта или буква D – не путать с обозначением ноты «ре». Её название от англ. слова dominate – «господствовать, преобладать», ведь в тоническом аккорде она на вершине, словно властвует над нижними нотами.
4-ая ступень – субдоминанта или буква S. Опять приставка суб или под, то есть она под доминантой – на ступень ниже от неё.
6-ая ступень – суб медианта или нижняя медианта. Обозначение – SM.
Если медианта на 2 ступени выше T и посередине между ею и D, то суб медианта на 2 ступени ниже её и между ею и S: 4-ой ступенью. 7-ую ступень мы прошли.
2 вида тяготений звуков
Ладовое тяготение
Из урока 6 мы знаем, что нечётные ступени лада 1, 3 и 5 – устойчивые. А чётные 2, 4, 6 и нечётная 7 – неустойчивые. Неустои тяготеют и разрешаются в устои.
Помним, что у ступеней лада разная степень устойчивости, что отражено на рисунке с холмами и ямками.
Чем мельче ямка и выше холм, тем неустойчивее ступень + тяготение тем больше, чем больше разница между ближайшим холмом и ямкой.
Поэтому их можно выписать в порядке возрастания неустойчивости — 1-3-5-6-4-2-7. Слева направо тяготение в тонику возрастает: оно наибольшее у 7-ой ступени – самой неустойчивой и наименьшее у 3-ьей – самой устойчивой после тоники.
Это для удобства сведено в таблицу устойчивости ступеней. Если её силу обозначить знаком «+», а её отсутствие знаком «-», то получится 4 вида ступеней лада:
«2+» — сильный устой, «1+» — слабый устой, «1-» — слабый неустой, «2-» — сильный неустой.
Это схема 1-ого вида тяготения — ладового или мелодического – для создания мелодии.
Тональное тяготение
Но ещё есть 2-ой вид тяготения – тональное или гармоническое — для создания гармонии. Это тяготение одних аккордов в другие. Ярче всего оно слышно в сочетании: T–S–D–T.
Вот его схема: 7-3-6-2-5-1-4. Сила тяготения также растёт слева направо.
Заметьте: 5-ая ступень ярче всего тяготеет в тонику, а 4-ая за ней и не тяготеет в неё.
Между 2-мя видами тяготений 2 отличия:
1-ое отличие — в мелодическом наименьшая единица – 1 звук или ступень. Её отношение с другими ступенями зависит лишь от её устойчивости и тяготения явно слышны.
Но если ступени превратить в аккорды, то оно будет смазано.
В гармоническом, наоборот, если просто проиграть ноты, то тяготение слышно не явно. Но если их превратить в аккорды, то явно. Дело в том, что здесь наименьшая единица – аккорд или 3 звука. И общая устойчивость аккорда складывается из устойчивостей его отдельных звуков.
Тонический самый устойчивый: все его ступени – 1-ая, 3-ья и 5-ая устойчивые.
Доминантный самый неустойчивый: его прима – 5-ая ступень — самый неустойчивый из устоев, а 7-ая и 2-ая ступени – сильные неустои.
Субдоминанта не устойчива, но и не сильно тяготеет в тонику, так как в её составе верхняя ступень итак тоника, а ступени внизу: 4-ая и 6-ая – самые устойчивые из неустоев.
2-ое отличие – в схеме ладового тяготения ступени отстоят друг друга на секунды и терции и неустои разрешаются в ближайшие устои.
Секундовые связи ближайших нот называются мелодическими. Они образуют плавное движение между нотами – основу для мелодии.
В схеме же тонального тяготения в сочетании I-IV-V-I между 1-ой и 4-ой ступенями кварта, а между 5-ой и 1-ой — квинта. То есть здесь тяготения не секундовые, а кварто квинтовые и неустойчивые аккорды разрешаются только в тонику, а не в ближайшие аккорды.
Кварто-квинтовые связи нот с тоникой называются гармоническими. Они образуют скачкообразное движение между аккордами – основу для гармонии.
Это 1-ая причина, почему I, IV и V ступени в тональности называются главными – их сочетание ясно показывает тональность и звучит завершённо.
2-ая причина – они показывают наклонение тональности – мажор или минор. Заметьте: в мажоре от них строятся именно мажорные аккорды, а в миноре – минорные.
Ещё аккорды T, S и D содержат все звуки лада и этим явно его показывают. Важно не путать устойчивые ступени лада: 1, 3 и 5 с главными ступенями тональности: 1, 4 и 5. Это разные вещи.
Заметьте: от тоники на кварту вниз и квинту вверх – D, и, наоборот, на кварту вверх и квинту вниз – S. Поэтому она и называется суб или нижняя D: на квинту ниже тоники, когда обычная D выше.
Функции аккордов в тональности
Слова тоника, субдоминанта и доминанта обозначают не только аккорды 1-ой, 4-ой и 5-ой ступеней, но и 3 назначения или функции аккордов. Как в ладу у ступеней, так и в тональности у главных аккордов разные роли: неустои создают напряжение, а устои – разряжение.
1-ая функция – тоника. Её суть – покой и устойчивость. К ней направлены все остальные аккорды. Тоника – это жена: создаёт дома уют, домашний очаг.
2-ая функция – доминанта. Её суть – напряжение и неустойчивость. Доминанта – это муж: стремится к успеху, предприимчивый, энергичный.
Чередование 2-х этих функций звучит как «покой-напряжение-покой» или «начало-напряжение-окончание». Также как и муж после напряжённой работы стремится домой к жене – к отдыху и покою.
Это как в речи: у фраз есть начало, середина с упором голоса на суть фразы и завершение. Например, 2×2 = 4. 2×2 – это тоника, равно – доминанта, 4 – снова тоника.
Между словами, как и между аккордами есть тяготение. 1 аккорд обретает смысл в сочетании с другими. Иначе это обрывок фразы «2×2» и без смысла: почему и причём здесь «2×2»?
Но и остановиться на доминанте без перехода в тонику тоже нельзя: будет ощущение незаконченности. Этот как сказать «2×2 равно» и замолчать. Возникает ожидание продолжения фразы или тяготение.
Его мы разрешаем в тонику – говорим «4» — самое простое и ожидаемое слово.
3-ья функция – субдоминанта. Она тоже неустойчива, но меньше, чем доминанта. Из-за этого она звучит с тоникой более мягко, ненапряжённо – тяготение меньше.
Это как заменить в фразе выше слово «равно» — означает факт, правило на слово «будет» — ещё не свершилось, с оттенком вероятности.
Заметьте: если аккорд тоники сделать неустойчивым – добавить неустойчивую септиму и превратить его в септаккорд, а у субдоминанты обратить квинту вниз, то последняя зазвучит устойчиво по сравнению с тоникой.
Дело в том, что в тональности фа-мажор у этих аккордов другие роли: теперь F – тоника, а C – 5-ая ступень – D. И S превратилась в новую T и теперь в неё стремится бывшая тоника.
И если сыграть тонику и 2 раза S, это звучит устойчиво как фраза: «2×2 будет, точно будет, обещаю».
Вывод: тоника – это D по отношению к S. И в тональности до-мажор это движение T->S, а в фа-мажоре – D->T. Если же доминанту сделать септаккордом, то она ещё сильнее тяготеет к тонике.
И даже если её повторить 2 раза, она от этого в отличие от субдоминанты не станет устойчивой.
Вывод: доминанта – отец, а субдоминанта – сын: слушается отца и менее уверен в себе. Её роль – поддержка и расширение доминанты.
И чередование всех 3-х функций — T-S-D-T называется функциональным гармоническим оборотом.
Если в нём оставить одну неустойчивую функцию – S или D, он будет простым, а если обе – сложным или полным, как сейчас. Он звучит по схеме: «начало-развитие–напряжение–конец.
Это похоже на фразу: 2×2 будет = 4, где слово «будет» — вспомогательное, как S. Она помогает напряжению наступить не резко, а плавно.
И в итоге образуется так называемый квадрат – гармоническая ячейка из 4-х аккордов в 4-х тактах. Он звучит полноценно, как и квадрат воспринимается полным из 4-х сторон.
На кварто-квинтовом круге движение I-IV-V-I похоже на качание маятника – из середины: положения покоя – в стороны: положения напряжения и снова в покой.
В классической теории гармонии нельзя играть S после D, мол, это звучит не логично как фраза «2×2 = будет 4».
Но на практике это возможно и на слух воспринимается неплохо: как плавный спад напряжения, в отличие от его возрастания при игре наоборот.
Главные и побочные трезвучия
Итак, 3 роли или гармонические функции аккордов – покой, развитие и напряжение явно показаны в 3-х ступенях – T, S и D – I-ой, IV-ой и V-ой. Поэтому они главные, как актёры в фильме.
Другие ступени – II, III, VI и VII не так ярко показывают тональность и играют эти 3 роли.
Поэтому они побочные и похожи на дублёров — не могут заменить актёров полностью, а только в отдельных сценах.
Какой побочный аккорд и какую роль может играть зависит от числа его общих тонов с аккордами главных ступеней.
Так тонический аккорд C может заменять аккорд VI-ой ступени Am – у них 2 общие ноты: до и ми.
Ещё помним из урока 6, что ля – это тоника параллельной тональности для до-мажора.
Роль S или аккорда F может играть аккорд II ступени Dm – их 2 общие ноты: фа и ля.
Роль D или аккорда G может играть аккорд VII ступени – Bdim – их общие ноты: си и ре.
Кроме того, у аккордов III и VI ступени двойственная функция: у них 2 ноты общие одновременно с 2-мя другими аккордами.
У медианты — Em 2 нижние ноты те же, что и у C, а 2 верхние как у G мажора. У субмедианты — Am соответственно как у F и C.
Раз у них в названии медианта в переводе «средняя», они и занимают среднее положение между 2-мя ролями.
Терцовый ряд трезвучий
Для на наглядности отображения ролей аккордов всех ступеней их можно выстроить в следующем порядке.
Посередине тоника или ладовый центр — как центр притяжения подобно солнцу в солнечной системе. По сторонам от неё остальные ступени – как планеты, вращающиеся вокруг солнца. По краям повторены тоники на октаву выше и ниже.
Это терцовый ряд трезвучий, потому что все они друг от друга на расстоянии терции. В нём аккорды чередуются попарно во видам «мажор-минор».
По мере удаления от центра возрастает напряжение трезвучий и их тяготение к тонике.
Причина: в каждом последующем аккорде на 1 неустойчивую ступень больше, чем в предыдущем.
У тоники все ступени устойчивые – 1-ая, 3-ья и 5-ая. Движемся вправо:
- у медианты 1 неустой – 7-ая ступень — нота си.
- У доминанты 2 неустоя – 7-ая и 2-ая ступени – си и ре.
- У субтоники или нижнего вводного тона все 3 неустоя – ступени 7, 2 и 4 – си, ре и фа.
Теперь движемся влево:
- у субмедианты 1 неустой – 6-ая ступень – ля.
- У S 2 неустоя – 4-ая и 6-ая ступени – фа и ля.
- У супер тоники или верхнего вводного тона все 3 неустоя – ступени 2, 4 и 6 – ре, фа и ля.
В итоге на этом рисунке видно, что весь терцовый ряд можно разбить на 3 функциональные группы – посередине группа T, вверху — D, внизу — S. В каждой группе по 3 трезвучия. По обе стороны от тоники и в её группе находятся нижняя и верхняя медианты. В них по 2 тонических звука и по 1 от других функций. Поэтому они как посредники связывают с устойчивой группой тоники 2 группы неустойчивых трезвучий.
Схема напряжения ступеней
Если расположить все ступени из терцового ряда в порядке возрастания напряжения и тяготения к тонике, то получится схема: 4-2-6-3-7-5-1. Рост тяготения явно слышен.
Первые 3 ступени – это примы трезвучий субдоминантовой группы – с меньшем напряжением, а следующие 3 – доминантовой – с большим.
- V-ступень – главная доминанта и самая напряжённая,
- VII – её заместитель или дублёр, что хуже актёра в фильме – меньше напряжение,
- III-ступень – 2-ная роль – D и T – ещё меньше напряжение,
- VI-ступень – 2-ная роль – T и S – ещё меньше напряжение,
- II-ступень – заместитель и хуже справляется с ролью не напряжения, чем
- IV – главная и самая не тяготеющая к Т ступень.
Сравним все 3 схемы тяготений: 1-ая — терцового ряда, 2-ая — тонального и 3-ья — ладового.
С отдельными нотами 1-ая и 3-ья схемы звучат с явным тяготением, а 2-ая – с неявным. Причём T будто тяготеет в S. С аккордами, наоборот, оно явно в 1-ой и 2-ой схемах, а 3-ья – с неявным.
2 вывода: 1-ый вывод – у мелодического и гармонического тяготений разная природа и законы. Заметьте: в 1-ом случае VII-ступень близко к тонике, а V — далеко, а во 2-ом наоборот – V близко, а VII – далеко.
2-ой вывод – терцовый ряд трезвучий – это среднее между 2-мя тяготениями.
Сравним: в нём V ступень рядом с T, как в схеме 2. Чуть дальше VII ступень – рядом с T, как в схеме 3. Ступени D близко к T и тяготеют в неё. III и VI ступень – тонической функции и двойственные – дальше от T. А II и IV ступени – S функции дальше от тоники и хуже всего тяготеют в неё. И обе они в середине схем: II – во 2-ой, а IV – в 3-ей.
Если в каждом трезвучии разобрать состав и устойчивость всех ступеней на основе ладового тяготения, то получится таблица.
В ней знаками + и – указано сочетание ступеней и их итог устойчивости для трезвучия в целом. И здесь явно видна группировка трезвучий по функциям: тоники с «+», доминанты с «-» и субдоминанты в виде 0 – уравновешенная и не тяготеющая в тонику.
Вывод: у каждого трезвучия своя неповторимая окраска. Она зависит от состава ступеней и окраски каждого отдельного звука.
Это как настроение человека – сумма текущих мелких ощущений, впечатлений и желаний. И что-то одно из них меняет всё настроение. Например, вы на цветочной поляне: красота цветов + жужжание насекомых + солнышко = хорошее настроение.
Но вдруг стало жарко: появилось неудобство и настроение ухудшилось. Но вы надели панаму и выпили стакан прохладной воды и настроение поправилось.
Соединение трезвучий в гармонии
Раз есть 2 вида тяготений, то есть и 2 вида соединения аккордов:
Тональная гармония
1-ый вид – тональное – на основе теории функций: T-S-D-T.
Главное, чтобы они следовали именно в этом порядке.
В явном виде это главные трезвучия – ступени I, IV и V. А в не явном их заместители – побочные трезвучия из тех же функций – ступени VI, II и VII.
У трезвучий с 2-мя функциями между ними можно переключаться с помощью обращений.
Так аккорд VI ступени звучит в роли тоники в своём 2-ом обращении, когда его терция внизу и у него 2 общие ноты с T.
Но 1-ое обращение, когда терция вверху, звучит как S – теперь с ней 2 общие ноты.
Ещё важно: функциональный оборот I-IV-V-I называется ещё в музыке кадансом – с англ. decadence – упадок, окончание. И он есть 2-х видов:
1-ый вид – несовершенный или не до конца завершённый — в конце у тонического аккорда прима или тоника внизу, будто точка спрятана.
2-ой вид – совершенный или уверенно завершённый – прима у него поднята. И 2-ая и 7-ая ступени на одном уровне с ней и явно разрешаются в неё. Это как точка на видном месте.
Вот гармония с 2-мя двойственными функциями – аккордами III и VI ступеней. Сейчас это схема T-T-S-D-T. Теперь в Em обратим приму, а в Am – терцию и квинту. Теперь это схема T-D-T-D-T.
В обоих случаях логика T-S-D-T не нарушается.
Модальная гармония
Нарушим её, сменив аккорды S и D местами и послушаем.
Теперь напряжение ослаблено и получился 2-ой вид соединения аккордов – модальное.
С англ. mode – лад и это ещё одно название ладового или мелодического тяготения.
Его главный признак – нарушать правила тонального тяготения, а именно: играть D, а потом S и двигаться по схеме тонального тяготения в обратную сторону.
Например: III-VII-II-VI. Заметьте: это игра рядом побочных трезвучий одной группы: 2D и 2S. То же и с чередованием их с главными трезвучиями.
Заметьте: в отличие от тонального, где основа – квартово-квинтовое соединение аккордов, в модальном оно секундо-терцовое.
Самое простое модальное движение – по ступеням лада, например, восходящее I-II-III-IV. Да, сначала вроде следует T-S-D, но после D – S, что имеет место в нисходящем движении — VI-V-IV-III.
Здесь нет напряжения или сильного тяготения, как в тональном движении. И аккорды здесь звучат будто сами по себе, а не в системе.
Поэтому в песнях нередко в куплете модальная гармония, а в припеве – тональная, чтобы их разграничить и противопоставить друг другу.
И теория функций нужна, чтобы создать более выразительную гармонию.
Определение функций аккордов на практике
Определим роли аккордов на практике на примере гармонии из припева песни группы Pet Shop Boys – Go West. По звучанию она тональная – есть явные нарастания и спады напряжения.
Казалось бы, всё ясно: C – это тоника или I ступень – начало гармонии, а G – V — доминанта.
Но дальше Am – VI. S она не может быть после D – это нарушение функциональности. Значит, она из группы тоники.
Но Em после неё – III ступень звучит спокойнее и больше похоже на тонику. Am же напряжённее, поэтому это не 2 тонические функции подряд.
Но самое странное дальше: конец последовательности на D, хотя она звучит устойчиво как T, а на S почему-то септаккорд и она звучит как D, а C – тоника – звучит как S.
Всё дело в том, что тональность этой гармонии – G, а не C: их состав аккордов почти одинаковый.
И функции логично распределяются так. C – IV или S и с неё может начинаться гармония, G – I или T – сразу после неё и в конце гармонии, Am – II или S, Em – VI или T, F – вроде как VII или D, но тогда после неё S.
Это можно толковать 2-яко: или как нарушение движения функций, или движение S->T в тональности C. Это называется отклонением, когда движение из одной тональности переходит в другую, но потом возвращается в прежнюю.
Далее C – IV или S, а Dm7 – V или D. Логично, что это септаккорд, что усиливает напряжение.
Только трезвучие в его основе Dm из тональности C, а не D из G. Но его оттенок звучания не подходит, так как он из призывной гармонии делает более весёлую. Поэтому это заимствованный аккорд из тональности C.
Вывод: тональности с похожим составом аккордов – родственные и между ними можно гулять при создании гармонии.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с главными и побочными ступенями тональности, законами соединения аккордов друг с другом и делением их на 2 вида – тональное и модальное. Поняли, у аккордов есть свои функции внутри тональности и они объединяются в 3 группы – тоническую, субдоминантовую и доминантовую.
В следующем уроке мы вернёмся к ритму и поговорим про 2 важных понятия в нём – динамику и музыкальные размеры.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter.
Рис. 1.49. Аккорды с пропущенными ступенями
Существуют так же альтерированные аккорды, т. е. аккорды с хроматически
измененными ступенями. Это очень просто: достаточно повысить или понизить любую (кроме примы и терции) ступень аккорда, и вы получите новый, альтерированный
аккорд. Повышение аккорда обозначается знаком “+” или “#”. понижение — знаком “-” или “b”. Например, C7-5 (С7b5) (рис- 1-50) или С9+5 (С9#5) (Рис. 1.51).
Рис. 1.50. Септаккорды с пониженными ступенями
Рис. 1.51. Септаккорды с повышенными ступенями
Септаккорды могут усложняться и далее, по терциям, вплоть до квинты через октаву:
С11 С13 (рис. 1.52).
Рис. 1.52. Усложненные аккорды
Все эти аккорды тоже могут альтерироваться, к ним могут прибавляться или вычитаться любые ступени по тому же принципу, что и с септаккордами.
Перечень применяемых аккордов можно продолжать до бесконечности, но это тема
отдельной книги. Уместно будет рассказать еще о некоторых способах образования аккордов. Аккорды могут быть построены не только по терциям, но и по квартам (квартаккорды), квинтам и другим интервалам. Например, квартаккорды (рис. 1.53).
Рис. 1.53. Квартаккорды
Существует группа аккордов, называемых полиаккордами. Полиаккорд — это комбинация двух или более аккордов, чаще применяются сочетания двух аккордов, например сочетание С и А, С и Gm и т. д. (рис. 1.54).
Рис. 1.54. Полиаккорды
В музыкальной практике часто применяются аккорды, относящиеся к “сонорному” типу.
Сонорный аккорд — это аккорд, построенный “без правил”, иначе говоря, это случайное сочетание любого количества звуков, преследующее создание определенного звукового эффекта (рис. 1.55).
Рис. 1.55. Аккорды сонорного типа
1.9. Гармонические функции аккордов
Все существующие аккорды, как правило, относятся к трем основным гармоническим функциям: Т, S, D (тоническая, субдоминантовая, доминантовая).
К тонической группе аккордов относятся аккорды I, III, VI ступеней, т. к. они имеют по два
общих звука с тоническим трезвучием (рис. 1.56).
Рис. 1.56. Аккорды тонической группы
К субдоминантовой группе относятся аккорды IV, II, IV ступеней, т. к. они имеют по два
общих звука с субдоминантовым трезвучием (рис. 1.57).
Рис. 1.57. Аккорды субдоминантовой группы
К доминантовой группе относятся аккорды V, VII, III ступеней, т. к. они имеют по два
общих звука с доминантовым трезвучием (рис. 1.58).
Рис. 1.58. Аккорды доминантовой функции
1.10. Гармонизация трезвучиями главных ступеней
В музыкальной практике существуют различные способы изложения музыкальной
мысли, называемые музыкальным складом. Существует два основных склада:
•полифонический склад — все голоса равноправны, и каждому голосу в любой момент может быть поручена мелодическая функция;
•гомофонный склад — мелодия поручается одному из голосов, а остальные выполняют подчиненную функцию, иначе говоря функцию аккомпанемента.
Занимаясь аранжировкой, мы чаще всего будем иметь дело с гомофонным складом
изложения. Одной из важных задач аранжировки является правильная гармонизация мелодии. Практически любую мелодию можно гармонизовать трезвучиями главных ступеней. Начинать гармонизацию следует с определения тональности мелодии.
Внимательно прослушайте мелодию и определите, в каком ладу она написана, грустно
— минор, весело — мажор, если в ней не встречаются случайные знаки, то это скорей всего натуральный лад. Если при ключе не стоят знаки альтерации, то это могут быть
тональности До мажор или Ля минор. В данном случае — До мажор (рис. 1.59).
Рис. 1.59. Мелодия для гармонизации
Попробуем теперь проанализировать возможные аккорды для сопровождения (см. рис.
1.59).
В первом и во втором тактах звучат ноты соль и ми, которые являются квинтой и терцией тонического трезвучия. Мелодия, как правило, начинается с тонической
функции, поэтому вы можете с уверенностью поставить под этими тактами аккорд С. В следующем, третьем такте три из четырех звуков принадлежат функции доминанты,
хотя есть два звука (ре и фа), которые можно отнести и к субдоминанте. Можно
проверить на слух, что звучит лучше. Мы уверены, что вы остановитесь на доминанте.
Следующий, четвертый такт — однозначно тоника. Далее таким же способом анализируем оставшиеся четыре такта. В результате у вас должна получиться следующая гармоническая последовательность: Т — Т — D — Т — S — Т — D — Т или в буквенно-цифровом варианте: С — С — G — С — F — С — G — С.
Очень удобная форма изложения гармонической сетки — четырехголосная. Она
произошла от изложения голосов смешанного хора и записывается на двух нотных станах. Самый нижний голос называется бас, далее вверх – тенор, альт, сопрано. Вот
пример вышесоставленной гармонической последовательности (рис. 1.60).
Рис. 1.60. Гармоническая последовательность
Для гармонизации применяется тесное и широкое расположение аккордов.
При тесном расположении интервалы между тремя верхними звуками не должны превышать кварту. При широком расположении эти расстояния могут быть от квинты до октавы. Предыдущий пример — узкое расположение аккордов (см. рис. 1.60).
Есть два способа соединения аккордов: гармонический и мелодический.
•При гармоническом способе соединения общие звуки соединяемых аккордов остаются на месте, остальные идут в ближайшие, например соединение D — Т
(рис. 1.61).
Рис. 1.61. Гармоническое соединение аккордов
•При мелодическом соединении ни один из голосов не остается на месте, даже если есть общие звуки, действует другое правило, бас идет согласно ладовой логике, т. е. Т — S — D, остальные голоса — в противоположном направлении
(рис. 1.62).
Рис. 1.62. Мелодическое соединение аккордов
Следует запомнить еще некоторые правила гармонизации.
•В трезвучиях, при четырехголосном изложении, как правило, удваивается
основной тон, удвоение может происходить в любом из трех верхних голосов.
•Каждый звук мелодии должен быть функционально определен, т. е. в состав какого аккорда он входит (Т, S, D).
•Если данный звук может входить в состав двух или более аккордов, то нужно заглянуть вперед, чтобы избежать нежелательных последовательностей типа D
— S.
•Первым и последним аккордом построения чаще всего бывает устойчивая
функция — тоника, иногда, если построение начинается из затакта, это может быть доминанта, реже субдоминанта.
•Повторение аккорда со слабой доли на сильную долю нежелательно.
•Бас должен представлять собой волнообразную линию небольшого диапазона (в
пределах 1,5 октавы).
•Бас не должен допускать подряд двух скачков на кварту или квинту.
При гармонизации очень часто используются перемещения аккордов. Перемещением аккорда называется его повторение в измененном виде, т. е. изменение его мелодического положения (рис. 1.63).
Рис. 1.63. Перемещение аккордов
Перемещение аккордов применяется для удобства голосоведения и разнообразия мелодической линии.
Любое музыкальное произведение развертывается во времени и представляет собой
нечто единое по мысли и целое по форме, но вместе с тем оно расчленяется на отдельные составляющие (разделы). Такие составляющие отделяются друг от друга
цезурами. Цезура — момент, отделяющий конец одного построения от начала другого.
Простейшее построение, несущее в себе лишь одну мысль (тему), называется периодом. Период, как правило, делится на два равных построения, называемых предложением. Каждое предложение и в итоге период заканчиваются определенным гармоническим оборотом, который называется каденцией или кадансом. По своему
месторасположению кадансы бывают серединными и заключительными. Обычно
серединные кадансы заканчиваются на неустойчивой функции S или D и тем самым
обеспечивают связь между предложениями. Второе предложение, как правило, заканчивается тоникой.
Каденции, заканчивающиеся неустойчивым аккордом, называются половинными и
бывают двух видов:
•половинные автентические, заканчивающиеся доминантовой гармонией;
•половинные плагальные, заканчивающиеся субдоминантовой гармонией.
Каденции, заканчивающиеся устойчивым аккордом, имеют три разновидности:
•автентические — D — Т;
•плагальные S — Т;
•полные S — D — Т.
Вкадансах очень часто доминанта появляется после аккорда, называемого кадансовым
квартсекстаккордом. Кадансовый квартсекстаккорд есть не что иное, как второе обращение тонического трезвучия. Обозначается — К64
Кадансовый квартсекстаккорд оттягивает появление доминанты, т. е. является, по сути, задержанием, в нем удваивается бас (рис. 1.64).
Рис. 1.64. Кадансовый квартсекстаккорд
Использование секстаккордов в гармонизации: в секстаккордах удваивается или основной тон, или квинта. Секстаккорды по своей природе менее устойчивы, чем основные трезвучия, поэтому они используются для придания большей текучести
изложения. При соединении секстаккордов необходимо следить за голосоведением, не желательно движение параллельными октавами и квинтами (рис. 1.65).
Рис. 1.65. Параллельные октавы и квинты
1.11. Главные септаккорды, доминантсептаккорд D7
Доминантсептаккордом называется септаккорд, который построен на V ступени лада и
принадлежит к наиболее употребительным диссонирующим аккордам.
Доминантсептаккорд употребляется как в полном, так и в неполном виде.
Неполный доминантсептаккорд — это септаккорд с пропущенной квинтой и удвоенной примой (рис. 1.66).
Рис. 1.66. Неполный доминантсептаккорд
Перед D7 может быть любой аккорд (рис. 1.67). Разрешение D7. может применяться как
вполовинных, так и в полных каденциях:
•S – D7. – Т;
•S6 – D7. – Т;
•К64 _ D7. – Т;
•S- D7;
•S – К64 _ D7 – Т;
•Т – D7.
Рис. 1.67. Разрешение доминантсептаккорда. D7 имеет три обращения (рис. 1.68):
Рис. 1.68. Обращения доминантсептаккорда первое обращение квинтсекстаккорд —
D56 (рис. 1.69);
Рис. 1.69. Квинтсекстаккорд
•второе обращение терцквартаккорд — D34 (рис. 1.70);
Рис. 1.70. Терцквартаккорд
•третье обращение секундаккорд — D2 (рис. 1.71).
Рис. 1.71. Секундаккорд
Обращения D7 применяются обычно полными и разрешаются в тонику на основе ладовых тяготений, т. е. неустойчивые звуки в устойчивые (рис. 1.72).
Рис. 1.72. Разрешение обращений доминантсептаккорда
Как уже говорилось выше, направление движения гармонического развития
определяется формулой Т – S — D — Т. Эта формула охватывает все важнейшие гармонические сочетания. Любая функция этой формулы может быть представлена не
только главным трезвучием группы, но и любым побочным аккордом. Можно составить
таблицу основных групп аккордов (табл. 1.3).
Таблица 1.3. Основные группы аккордов
Название группы |
Аккорды, входящие в группу |
Тоническая (Т) |
Т, III, VI, их септаккорды и обращения |
Субдоминантовая (S) S, II, VI, их септаккорды и обращения |
|
Доминантовая (D) |
D, VII, III, их септаккорды и обращения |
В эти три группы также входят альтерированные аккорды. Наиболее часто, кроме
основных аккордов группы, применяется в тонической группе трезвучие VI ступени, которое является временным замещением тоники и предполагает дальнейшее развитие
музыкальной мысли. Серединный каданс, заканчивающийся VI ступенью, называется
прерванным (рис. 1.73).
Всубдоминантовой группе наиболее часто применяются II6, II7, усиливающие
субдоминантовую функцию или заменяющие S-трезвучие в основном виде (рис. 1.74).
Вдоминантовой группе наибольшее распространение получил аккорд VII7, обладающий
значительным напряжением (рис. 1.75).
Все вышеперечисленные септаккорды называются главными. Применение полной
функциональной системы вносит большое разнообразие в состав гармонических оборотов и каденций, т. к. каждая функция может быть представлена любым аккордом
своей группы.
Рис. 1.73. Тоническая группа аккордов
Рис. 1.74. Субдоминантовая группа аккордов
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #