Как найти экономические потери от безработицы

Потенциальный объем выпуска продукции при уровне естественной безработицы в 6% равен 6000 млрд. ден. единиц. При появлении циклической безработицы в 1% происходит отклонение фактического объема выпуска продукции от потенциального на 120 млрд. ден. единиц. Определить потери от безработицы, если уровень фактической безработицы равен 8,5%
 

Решение:

Воспользуемся формулой закона Оукена:

 Закон Оукена

где

Y – фактический ВВП,

Y* – потенциальный ВВП,

u – фактический уровень безработицы,

u* – естественный уровень безработицы,

(u – u*) – уровень циклической безработицы,

β – коэффициент Оукена.

Знак «–» перед выражением в правой части уравнения, отражает обратную зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы: чем выше уровень безработицы, тем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным.

По условию задания:

Y* = 6000 млрд. ден. единиц,

u* = 0,06,

(u – u*) = 0,01,

Y – Y* = – 120 млрд. ден. единиц.

Выразим коэффициент Оукена:

Коэффициент Оукена

Коэффициент Оукена равен:

β = 2.

Если уровень фактической безработицы возрастёт до 8,5%, то по закону Оукена:

 Расчёт фактического ВВП

Потери ВВП составили 300 млрд. ден. единиц:

Y – Y* = 5700 – 6000 = – 300 млрд. ден. единиц

Задача № 1. Расчёт реального дохода

Вы предоставили кредит в 6 тыс. дол. на год, рассчитывая получить реально 10% годовых и ожидая, что темп инфляции составит 6%. Однако в действительности темп инфляции составил 8%. Какой реальный доход вы получили? Каковы ваши явные (неявные) потери?

Решение:

Из уравнения Фишера:

Уравнение Фишера

определим номинальную ставку процента, под которую предоставлен кредит:

rн = rер (1+ πе) + πе

где

rн  – номинальная ставка процента в долях,

rер – ожидаемая реальная ставка процента в долях,

πе – ожидаемый уровень инфляции в долях.

rн = 0,1 × (1 + 0,06) + 0,06 = 0,166

Теперь используем точную формулу эффекта Фишера для фактических значений входящих в неё величин, то есть в виде:

Точная формула эффекта Фишера

где

rр – фактическая реальная ставка процента в долях,

π – фактический уровень инфляции в долях.

Фактическая реальная ставка процента составила 7,96%.

Значит, реальный доход равен:

R = К × rр = 6 × 0,0796 = 0,47778 тыс. дол.

Потери от роста инфляции составили:

L = 6 × 0,1 – 6 × 0,0796 = 0,12222 тыс. дол.

Ответ: R = 477,78 дол., L = 122,22 дол.

Задача №2. Расчёт потерь от безработицы

Потенциальный объем выпуска продукции при уровне естественной безработицы в 6% равен 6000 млрд. ден. единиц. При появлении циклической безработицы в 1% происходит отклонение фактического объема выпуска продукции от потенциального на 120 млрд. ден. единиц. Определить потери от безработицы, если уровень фактической безработицы равен 8,5%

Решение:

Воспользуемся формулой закона Оукена:

Закон Оукена

где

Y – фактический ВВП,

Y* – потенциальный ВВП,

u – фактический уровень безработицы,

u* – естественный уровень безработицы,

(u – u*) – уровень циклической безработицы,

β – коэффициент Оукена.

Знак «–» перед выражением в правой части уравнения, отражает обратную зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы: чем выше уровень безработицы, тем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным.

По условию задания:

Y* = 6000 млрд. ден. единиц,

u* = 0,06,

(u – u*) = 0,01,

Y – Y* = – 120 млрд. ден. единиц.

Выразим коэффициент Оукена:

Коэффициент Оукена

Коэффициент Оукена равен:

β = 2.

Если уровень фактической безработицы возрастёт до 8,5%, то по закону Оукена:

Расчёт фактического ВВП

Потери ВВП составили 300 млрд. ден. единиц:

Y – Y* = 5700 – 6000 = – 300 млрд. ден. единиц

Задача №3. Расчёт коэффициента Оукена и естественного уровня безработицы

Потенциальный ВВП был равен 100 млрд дол., фактический ВВП – 97 млрд дол., а фактический уровень безработицы – 7%.

Когда фактический ВВП сократился на 6 млрд дол., уровень безработицы возрос до 9%.

Определите величину коэффициента Оукена и естественный уровень безработицы.

Решение:

Формула закона Оукена имеет вид:

Закон Оукена

где

Y – фактический ВВП,

Y* – потенциальный ВВП,

u – фактический уровень безработицы,

u* – естественный уровень безработицы,

(u – u*) – уровень циклической безработицы,

β – коэффициент Оукена.

Составим и решим систему уравнений:

Расчёт коэффициента Оукена и естественного уровня безработицы

Расчёт коэффициента Оукена и естественного уровня безработицы

0,06 = β × 0,02

Коэффициент Оукена равен:

β = 3.

Естественный уровень безработицы равен:

Расчёт естественного уровня безработицы

или 6%.

Задача № 4. Расчёт уровней безработицы

Экономика страны характеризуется показателями, представленными в таблице.

Численность трудоспособного населения, млн. чел. 120
В том числе, млн. чел.:  
Студенты – всего  
из них дневной формы обучения 3,5
Вышедшие на пенсию 9
Домашние хозяйки 2,7
Заключенные 2
Находящиеся в отпуске 2,9
Военнослужащие 4
Инвалиды 0,3
Уволенные в связи с изменением отраслевой структуры производства 0,7
Бродяги 0,6
Занятые неполную рабочую неделю 1,5
Уволенные и не ищущие работу 0,8
Уволенные в результате изменения структуры спроса 0,2
Находящиеся на больничном 1,8
Уволенные в результате спада в экономике 2,1
Окончившие учебные заведения 1,4
из них ищущие работу 0,9
Сезонные рабочие 1,3
из них работающие 0,5
Численность остальных видов занятых 68

Определите:

численность не включаемых в рабочую силу,

общую численность рабочей силы,

общую численность занятых,

общую численность безработных,

численность фрикционных безработных,

фактический уровень безработицы,

естественный уровень безработицы,

уровень фрикционной безработицы,

уровень структурной безработицы.

Решение:

В состав не включаемых в численность рабочей силы (non-labour force — NL) относятся лица, не занятые в общественном производстве и не стремящиеся устроиться на работу:

заключённые,
пациенты в психиатрических клиниках,
инвалиды,
студенты дневного отделения,
пенсионеры,
домохозяйки,
бродяги,
люди, прекратившие поиск работы.

Таким образом, численность не включаемых в рабочую силу равна:

NL = 3,5 + 9 + 2,7 + 2 + 0,3 + 0,6 + 0,8 + (1,4 – 0,9) = 19,4 млн чел.

В состав численности рабочей силы (labour force — L) входят люди, которые имеют работу или работы не имеют, но ведут активный её поиск и готовы приступить к работе немедленно, то есть занятые и безработные. Численность рабочей силы отличается от численности трудоспособного населения на величину не включаемых в рабочую силу, а также на число военнослужащих, которые в расчёт рабочей силы не входят:

L = численность трудоспособного населения – не включаемые в рабочую силу –

– военнослужащие =

= 120 – 19,4 – 4 = 96,6 млн. чел.

Найдём общую численность занятых (E):

E = 2,9 + 1,5 + 1,8 + 0,5 + 68 = 74,7 млн. чел.

Найдём общую численность безработных (U) как разность между численностью рабочей силы и численности занятых:

U = L – E = 96,6 – 74,7 = 21,9 млн. чел.

Фактический уровень безработицы (u) рассчитаем по формуле:

Формула фактического уровня безработицы

Фактическую численность безработных можно вычислить также по формуле:

U = Uфрикц + Uструкт + Uцикл

Отсюда

Uфрикц + Uструкт = U — Uцикл

Естественный уровень безработицы определим по формуле:

Формула естественного уровеня безработицы

Уровень структурной безработицы вычислим по формуле:

Формула уровня структурной безработицы

Далее найдём численность фрикционных безработных:

Uфрикц = U – Uструкт – Uцикл = 21,9 – (0,7 + 0,2) – 2,1 = 18,9 млн. чел.

Уровень фрикционной безработицы можно рассчитать двумя способами:

Формула уровня фрикционной безработицы

или

Уровень фрикционной безработицы

Задача №5. Расчёт темпа изменения ВВП и определение фазы цикла

Реальный ВВП 1999 г. составил 2400 млрд дол. Номинальный ВВП 2000 г. равен 2214 млрд дол., а дефлятор ВВП – 0,9.

Определите темп изменения ВВП и фазу цикла.

Решение:

Найдём реальный ВВП 2000 г. по формуле:

Формула реального ВВП

Темп изменения (прироста) реального ВВП вычислим по формуле:

Формула темпа прироста ВВП

Темп прироста ВВП больше ноля, это означает, что экономика находится в фазе подъёма.

Задача № 6. Через сколько лет произойдёт удвоение цен

Через сколько лет произойдёт удвоение цен, если будет сохраняться уровень инфляции 8%.

Решение:

Воспользуемся «правилом величины 70». Оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. В этом случае число 70 делится на ежегодный уровень инфляции и даёт возможность определить, через сколько лет произойдёт удвоение общего уровня цен:

70 / 8% = 8,75 лет

Для удвоения цен понадобилось бы 8 лет и 9 месяцев.

Задача № 7. Расчёт уровня инфляции

Каким должен быть уровень инфляции для текущего года, если ожидаемый индекс цен равен 112,4, а в предыдущем году он был 117,5.

Решение:

Уровень (норма, темп) инфляции для текущего года можно рассчитать по формуле:

Формула темпа инфляции

где

π – уровень инфляции;
Р1 – средний уровень цен в текущем году;
Р0 – средний уровень цен в базисном году.

Расчёт темпа инфляции

Задача №8. Расчёт реального ВВП и определение причины спада

В 2000 г. в экономике страны начался спад. Номинальный ВВП 2000 г. был равен 3 078 млрд франков, темп инфляции составлял 20%, а темп изменения ВВП по сравнению с 1999 г. был равен 5%.

Определите ВВП 1999 г. (базового) и причину спада.

Решение:

Вычислим реальный ВВП 2000 г. по формуле:

Формула и расчёт реального ВВП

Так как в экономике страны начался спад, следовательно, темп изменения (прироста) реального ВВП величина отрицательная и равна – 5%.

Выразим искомую величину ВВП из формулы темпа прироста ВВП:

Формула темпа прироста реального ВВП

Формула и расчёт реального ВВП

Одновременное сокращение реального ВВП с 2 700 до 2 565 и рост уровня цен на 20% приводит к сокращению совокупного предложения, что и явилось причиной спада в экономике.

Анализ экономических и социальных последствий безработицы

Особую актуальность
в анализе безработицы имеет оценка ее
последствий безработицы, а также
определение количественных параметров.

В анализе в основном
исследуются экономические потери, к
которым относят: сумму пособий и различных
выплат по безработице, расходы на
организацию и проведение переподготовки
кадров, открытие новых рабочих мест,
уменьшение доходов лиц, оказавшихся
безработными. Кроме того, рассматриваются
объем потенциальной продукции, которую
могли бы произвести безработные, и
сокращение отчислений в бюджет (налоги)
в государственные фонды страхования и
т.д. При этом потери от безработицы
исчисляются преимущественно на уровне
национальной экономики. Вместе с тем
необходимо отметить, что последствия
безработицы проявляются практически
во всех областях экономической и
социальной жизни общества и оказывают
непосредственное влияние не только на
экономику страны, но и на каждого
участника экономического процесса.

В связи с этим
следует оценивать уровни потерь по
отношению к стране в целом, региону,
отрасли, предприятию, безработному.
Потери каждого уровня автономны.
Результаты расчетов для одного уровня
не могут быть использованы для оценки
потерь другого. В частности, убытки
предприятия нельзя выразить через
убытки его работников. Нельзя определить
потери отрасли от безработицы на основе
свода данных о деятельности предприятий,
равно как и издержек регионов страны.
Простым суммированием потерь отраслей
невозможно рассчитать потери страны в
целом, поскольку отрасли как таковые
не несут всех затрат в связи с безработицей
(на подготовку и переподготовку кадров,
на выплаты пособий по безработице и
т.п.).

Более конкретный
и адресный анализ экономических
последствий от безработицы позволяет
осуществить уровневый подход к оценке
потерь.

В основу расчетов
издержек безработицы в целом по
экономике
положена количественная
зависимость изменения уровня безработицы
и производства ВВП. Установлено, что
при увеличении фактического уровня
безработицы на один процентный пункт
по сравнению с ее естественным уровнем
происходит отставание производства
ВВП на 3%. Используя это соотношение
легко проанализировать потери конечного
продукта, недопроизведенного в экономике.

Следующий уровень
анализа безработицы предполагает оценку
потерь в отраслевом разрезе.

Анализ безработицы
в отраслевом уровне также можно вести
с точки зрения потенциальных потерь
ВВП.

Анализ показывает,
что наибольший объем потерь ВВП характерен
для индустриальной сферы, наименьший
– для аграрной. Если же рассматривать
данные в расчете на одного занятого, то
оказывается, что наиболее эффективна
деятельность в сфере услуг.

С уверенностью
можно говорить о том, что потери от
безработицы ощущают, в первую очередь,
крупные и средние предприятия. На малых
предприятиях небольшая численность
занятых, их мобильность, широкие
возможность пополнения кадров,
предоставляемые рынком труда, практически
снимают актуальность проблемы потерь
от безработицы.

Безработицу следует
рассматривать как важнейшую государственную
проблему. В разрезе страны она является
одним из отрицательных важнейших
социально-экономических процессов. Что
касается отдельного производства или
отраслевого уровня, то здесь она не
имеет такой актуальности. Для производства
и отрасли наиболее важным моментом
является количество имеющихся и вновь
создаваемых рабочих мест, численность
занятых.

Анализ занятых на
отраслевом и производственном уровнях
предполагает исследование их соответствия
производству по численности,
образовательному и квалификационному
уровню, изучение возможностей сокращения
численности в связи с использованием
достижений науки и техники, ростом
производительности труда и т.д.

Важнейшим аспектом
проблемы является оценка потерь
человека от безработицы. Его интересы,
безусловно, являются приоритетными.
Именно человек – главное действующее
лицо на рынке труда, поэтому его потери
во многом определяют издержки на других
уровнях (и государства, и отдельных
отраслей и регионов). Кроме того, его
потери «лежат» в основе социально-экономической
напряженности на рынке труда и,
следовательно, в стране.

Оценка издержек
на этом уровне анализа носит принципиально
иной характер, чем по региону, отрасли,
стране. В качестве потерь для отдельного
человека выступает (и воспринимается
им) только его заработная плата (в нашей
стране большинство населения является
наемными работниками, и основным
средством существования для них является
именно заработная плата). Здесь уместно
рассматривать всех безработных, не
исключая естественную безработицу, так
как каждый человек, оказавшись без
работы, практически сразу сталкивается
с материальными затруднениями.

Безусловно, большие
потери несут лица, ранее работавшие в
отраслях с более высоким уровнем
заработной платы. Материальное положение
остальных еще хуже, поскольку ни о каких
денежных сбережениях у этих людей
говорить не приходится.

Однако нельзя не
учитывать и того, что определенная часть
безработных получает пособие по
безработице. Собственно, это единственный
официальный источник доходов безработного,
если, конечно, последний зарегистрирован
как безработный.

Размер пособия по
безработице явно недостаточен для
поддержания жизни безработного. Став
безработным, получающим пособие, человек
сразу переходит в группу малоимущих, в
особенности, если длительное время не
может найти работу.

Оценивая материальное
положение безработных, нужно отметить,
что у них появляются и новые статьи
расходов. От человека требуются
определенные затраты для восстановления
своего статуса и поиска подходящей
работы. Сюда можно отнести расходы на
сбор информации о вакансиях (покупка
газет, работа в Интернете, отклики на
объявления), на подачу информации о
поиске работы; расходы на самостоятельную
переподготовку, если она требуется при
смене специальности или для повышения
квалификации; на составление и рассылку
резюме; транспортные расходы; на
поддержание приличного внешнего вида;
на обращение в специализированные фирмы
по подбору кадров и т.п.

Вместе с тем
необходимо отметить, что вряд ли
правомерно говорить о том, что все
последствия безработицы в равной степени
и всегда выступают исключительно как
отрицательные и проявляются как потери.
Безусловно, существует и позитивный
аспект безработицы
, который, как и
многие негативные последствия, не
анализируется.

Это происходит,
например, когда для человека безработица
может стать «трамплином» для получения
новой профессии (специальности). В этом
случае безработный в определенной
степени моральных потерь не несет, а
материальные затраты зачастую просчитаны
и с его точки зрения оправданны.
Соответственно, они и воспринимаются
безработным по-другому, т.е. если эффект
этих затрат положителен (в будущем они
«окупятся»), то нет основания говорить
о каких-либо потерях. Безработица может
побудить человека повысить свою
квалификацию, приобрести по второй,
третьей профессии. Зачастую именно она
заставляет человека получить высшее
образование.

Существование
безработицы может иметь (и имеет)
положительные результаты и для
предприятий. Совершенно не обязательно,
чтобы предприятие, сократившее или
уволившее работника, оказалось в
«минусе». Наоборот, чаще всего оно только
выигрывает. В результате сокращения
штатов (например, при модернизации
производства) предприятие может
обеспечить себе увеличение прибыли.
Избавившись от нерадивого работника,
оно сэкономит на зарплате, выплачиваемой
ему на протяжении определенного периода
времени, на налогах (в частности,
подоходном) и т.д. Кроме того, уволив
такого работника, предприятие может
найти на рынке труда более квалифицированного
человека или интенсифицировать труд
оставшихся членов коллектива и т.п.

Позитивным
результатом существования безработицы
на уровне страны (при условии, что уровень
безработицы не превышает ее естественного
уровня в несколько раз) является, прежде
всего, то, что безработные заполняют
вакантные или создаваемые новые рабочие
места на предприятиях различных отраслей
экономики и, следовательно, являются
резервом рабочей силы для успешного
экономического роста. Особое место
занимает и конкуренция на рынке труда,
которая может при определенных условиях
выступить «двигателем» развития
человеческого потенциала, роста
производительности труда и т.д.

Тем не менее,
следует иметь в виду, что эти положительные
аспекты имеют свои границы и могут быть
позитивными лишь в сравнении с
отрицательными последствиями безработицы.
Поэтому важно проанализировать качество,
размер и состав мероприятий, направленных
на снижение уровня безработицы и создание
новых рабочих мест, способствующих
сокращению экономических потерь, которые
сегодня несут и сами безработные, и
государство и общество в целом, а значит
обеспечивающих рост экономического
потенциала страны и снижение социальной
напряженности.

Последствия, или
издержки безработицы распределяются
между наемными работниками неодинаково:
а) уровень безработицы среди «белых
воротничков» ниже, чем среди «синих»:
фирмы менее склонны увольнять
квалифицированные «белые воротнички»,
в обучение которых вложены значительные
средства;

б) уровень безработицы
среди молодежи выше, чем среди взрослых:
молодые люди, имея низкую квалификацию,
чаще увольняются нанимателем; в) уровень
безработицы среди переселенцев – как
взрослых, так и молодежи – выше, чем
среди местного населения. Это можно
объяснить рядом факторов: концентрацией
работников в тех профессиях, которые
не требуют высокой квалификации («синие
воротнички»), географической изоляцией
населения в крупных городах, где
возможность получить работу тем, кто
впервые приходит на рынок рабочей силы,
сведена к минимуму; г) вполне правомерно
сравнивать уровень безработицы среди
мужчин и женщин.

Одновременно с
анализом процесса и последствий
безработицы большое значение имеет
анализ возможностей и мероприятий
по ее снижению
. Сюда следует отнести:

  • анализ стартовых
    возможностей для всех граждан страны
    в реализации права на труд и выбора
    сферы приложения своего труда;

  • анализ обеспечения
    трудовой мобильности;

  • анализ мероприятий
    по социальной защите населения;

  • анализ координации
    политики государства с политикой в
    области занятости профсоюзов,
    работодателей; мероприятий местных
    органов власти в области занятости с
    централизованными мероприятиями.

Мероприятия,
направленные на решение проблем
безработицы, очень разнообразны. Сюда
можно отнести расширение сфер занятости,
сохранение имеющихся и ввод новых
рабочих мест, выплата пособий по
безработице и т.д. Всю их совокупность
можно разделить на две группы: активные
и пассивные. Активные мероприятия
направлены на решение проблемы безработицы
и повышение уровня занятости. К ним
относятся создание новых рабочих мест,
общественные работы, кредитование,
льготы по обеспечению материальными
ресурсами, гарантированный сбыт
продукции, гибкие режимы рабочего
времени и т.д., т.е. мероприятия, направленные
на увеличение спроса на рабочую силу.
Они включают также предопределяющее
сокращение предложения рабочей силы,
т.е. увеличение продолжительности
школьного образования, расширение
дневной формы обучения, увеличение
продолжительности отпусков по уходу
за ребенком, ежегодных отпусков, а также
создание фондов и разработку специальных
программ занятости, установление
нормативных актов тарифно-квалификационных
систем и систем оплаты труда, форм
договорных отношений, индексирование
заработной платы и т.д.

К пассивным мерам
по уменьшению размеров безработицы
относятся ассигнования на выплату
пособий по безработице, частичное
возмещение безработным их потерь в
доходах, создание системы социального
страхования и др.

В основе анализа
процесса безработицы может использоваться
следующий круг показателей:

  • уровень безработицы
    в стране, регионе, отрасли;

  • уровень естественной
    безработицы;

  • структура
    безработицы по ее видам;

  • потери ВВП в
    результате безработицы;

  • половозрастной
    состав безработных;

  • квалификационно-образовательный
    уровень безработных в разрезе страны
    и ее регионов.

В области снижения
уровня безработицы применяют следующие
показатели:

  • численность вновь
    создаваемых рабочих мест за определенный
    период, по отраслям, по структуре труда;

  • количество
    сокращенных рабочих мест;

  • размер пособия
    по безработице;

  • количество рабочих,
    привлеченных к общественным работам;

  • сумма субсидий и
    трансфертов, выплаченная особо
    нуждающимся;

  • квалификационный
    состав трудоспособного населения,
    выбывающего из страны, региона;

  • численность,
    половозрастной и квалификационный
    состав привлеченных к труду граждан
    из других стран;

  • движение
    трудоспособного населения по регионам
    республики;

  • уровень потенциальной
    миграции (желающих выехать);

  • сальдо миграции;

  • структура занятости
    по секторам экономики, по отраслям
    госсектора, основным отраслям
    промышленности и т.д.;

  • соотношение
    изменений объема производства и
    численности занятых (в % к предыдущему
    периоду);

  • число вакантных
    рабочих мест, в том числе по секторам
    экономики: для рабочих; для работников
    интеллектуального

    труда.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Экономика. Расчёт экономических потерь



Профи

(547),
закрыт



2 года назад

Владимир РА

Гений

(70952)


2 года назад

-15 млн. дол.
через (Y-300*)/300*= 2.5 x 2%

ДокторПрофи (547)

2 года назад

А то под самый конец семестра выложи экономику перед самой сессией и лекции не понятные сокращённые, что текст есть формул почти нет, а примеров задач вообще нет, хотя учусь я на инженера.

ДокторПрофи (547)

2 года назад

но послушайте, в расписании в начале семестра не было экономики и говорили о том что она будет на третьем курсе, а во время карантина под конец её решил учебный отдел вставить

Цитировать:
Полякова И.А., Бондаренко Г.А. Оценки ущерба от безработицы в условиях мировых глобальных вызовов и направления социального предпринимательства // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2020. – Том 1. – № 1. – С. 41-52. – doi: 10.18334/social.1.1.110948.

Аннотация:
В статье рассмотрено применение основных методик расчета экономического и социального ущерба от безработицы. Осуществлен статистический анализ и оценивание динамики валового внутреннего продукта России и основных показателей рынка труда в целях выявления негативных последствий от изменения уровня безработицы. Показана целесообразность широкого развития социального предпринимательства в трудовой сфере. Сделан вывод о возможности применения данных методик для оценки последствий мировых глобальных вызовов на социально-экономическое положение России и стран мирового сообщества.

Ключевые слова: закон Оукена, безработица, рынок труда, валовой внутренний продукт, динамика, метод, социальное предпринимательство

На современном этапе
общественного развития в условиях определенной напряженности в международных
отношениях стран мирового сообщества, вызванных пандемией коронавируса, имеет
место наличие определенной макроэкономической нестабильности и конъюнктурных
колебаний на рынках факторов производства, что вызывает дисбаланс всех ресурсов
социально-экономического потенциала и, в частности, увеличивает безработицу.
Это предопределяет постановку и необходимость решения одной из важнейших задач
статистики труда – оценки ущерба, наносимого безработицей экономике на
региональном и мировом уровнях.

На практике применяются
различные методики, позволяющие выявить и рассчитать потери от безработицы, в
том числе рассчитать размер ущерба, выраженный в недопроизводстве валового
внутреннего продукта (ВВП), так называемого ущерба упущенных возможностей из-за
недоиспользования трудового потенциала экономически активной части населения.

Нельзя не отметить, что наличие безработицы приводит к
недостаточному использованию имеющихся в экономической системе ресурсов, в
связи с чем значение фактического валового внутреннего продукта (ВВП) меньше,
чем значение потенциального (то есть величины ВВП при условии полной загрузки и
полной занятости ресурсов).

Таким образом, можно рассчитать отклонение ВВП (GDP gap) как
отношение разницы между фактическим ВВП (Y) и потенциальным ВВП (Y*) к величине
потенциального ВВП, выраженное в процентах [1]:

Image2470

Занятое население участвует в производстве товаров и услуг, в то
время как безработные не привлечены к данному процессу, исходя из этого, предполагается,
что увеличение уровня безработицы неизменно приводит к снижению реального
объема ВВП. Зависимость между отклонением фактического объема выпуска ВВП от
потенциального и уровнем безработицы эмпирически можно выразить при помощи закона
А. Оукена [9] (Matveeva, 2015), согласно которому, при условии отсутствия экономического
роста увеличение уровня циклической безработицы на 1 процентный пункт
сокращает объем фактического ВВП на 2,5%, и наоборот.

Image2471

где u – фактический уровень безработицы;

u*– естественный уровень безработицы;

(u – u*) – уровень циклической безработицы;

b – коэффициент Оукена (b > 1), показывающий, на сколько
процентов сокращается фактический объем выпуска продуктов и услуг по сравнению
с потенциальным объемом, если уровень циклической безработицы увеличивается на
1 процентный пункт.

Таким образом, закон Оукена – достаточно известный в экономической
теории закон, который показывает наличие обратной зависимости между уровнем
циклической безработицы и величиной ВВП страны.

Исходя из
вышеизложенного, нами осуществлен расчет размера потерь от безработицы на
основе формулы закона А. Оукена для России в динамике за 2007–2019 гг.

Следует отметить, что
величина естественного уровня безработицы, необходимая для расчета потерь ВВП по
формуле Оукена, периодически пересматривается. Так, в начале 1960-х годов она
составляла 4% от численности рабочей силы, а в настоящее время находится на
уровне 6–7% [2].

Причиной данной динамики,
согласно информации официальной статистики, является увеличение в среднем продолжительности
времени поиска работы безработными, что, в свою очередь, может быть обусловлено
следующими причинами:

– ростом размеров выплат
пособий по безработице, а также продолжительности периода их выплаты;

– ростом удельного веса
женщин и молодежи в составе рабочей силы.

Первый фактор обеспечивает
возможность для населения поиска работы в течение более продолжительного
периода времени. Второй фактор, означающий изменение половозрастной структуры
рабочей силы, путем увеличения численности лиц, впервые вступающих на рынок
труда и ищущих работу, приводит к усилению конкуренции на рынке труда и тем
самым в определенной степени увеличивает продолжительность периода поиска
работы.

Таким образом, в нашем
исследовании считаем целесообразным принять значение естественного уровня
безработицы, равное 6%, и осуществить расчеты ее влияния на динамику объема ВВП
России.

Таблица 1

Динамика
валового внутреннего продукта и уровня безработицы России

Показатели
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
Фактический ВВП, трлн рублей
33,2
41,3
38,8
46,3
60,1
68,1
73,0
79,0
83,1
85,6
91,8
104,6
110,0
Уровень безработицы, %
6,0
6,2
8,3
7,3
6,5
5,5
5,5
5,2
5,6
5,5
5,2
4,8
4,6
Потенциальный ВВП, трлн рублей
33,2
38,6
36,6
44,8
59,4
69,0
73,9
80,6
83,9
86,7
90,0
107,8
113,9
Изменение ВВП (+/-) от колебания уровня
безработицы, трлн рублей
0,0
-2,7
-2,2
-1,5
-0,7
0,9
0,9
1,6
0,8
1,1
-1,8
3,1
3,9

Источник: расчеты
произведены авторами на основе данных официального сайта Федеральной службы
государственной статистики (Росстат) – www.gks.ru

Из данных, представленных
в таблице 1, следует, что в 2009 и 2010 гг. имело место значительное
превышение заданных параметров естественного уровня безработицы в России, что в
определенной мере можно объяснить влиянием экономического кризиса 2008 года. Начиная
с 2012 года уровень безработицы в стране был несколько ниже естественного уровня
безработицы.

Наряду с вышеотмеченным,
на всем протяжении рассматриваемого периода имеет место поступательный рост
объема фактического ВВП страны, за исключением 2009 года, как вследствие влияния
мирового финансово-экономического кризиса. Более того, органам государственного
управления нашей страны удалось минимизировать влияние новых макроэкономических
условий, сложившихся в 2014 году, и как положительный результат, – в этот
период имели место рост объема ВВП и незначительное снижение уровня
безработицы.

Анализ последствий
колебаний уровня безработицы на изменение объема фактического ВВП России,
согласно расчетам по формуле Оукена, показывает, что наибольшие потери объема
фактического ВВП были зафиксированы в 2008–2009 гг., в этот период было
недополучено 2,2–2,7 трлн рублей ВВП. В 2007 г. в России значение уровня естественной
безработицы совпадало со значением ее фактического уровня, в 2018–2019 гг.
имело место некоторое превышение фактического уровня безработицы, и вследствие этого
объем фактического ВВП превысил объем потенциального на 2,9–3,1 трлн рублей.

Единственным, однако,
достаточно значимым недостатком применения данного метода расчета потерь от безработицы
является то обстоятельство, что метод не позволяет учитывать влияние динамики
цен на объем валового внутреннего продукта.

Вышеизложенное позволяет
отметить, что в России начиная с 2012 г. до периода пандемии коронавируса и как
следствие влияния процесса самоизоляции на социально-экономическое положение
страны складывалась достаточно благоприятная ситуация в социально-экономической
сфере, что способствовало значительному вкладу трудового фактора в положительную
динамику валового внутреннего продукта.

Следует особо
подчеркнуть, что ряд исследователей помимо определения экономического ущерба
также рассчитывают и социальные потери от безработицы, которые выражаются в
объеме доходов, недополученных безработными. В частности, исследователь Бекхожава
А.К. [1] (Bekkhozhaeva, 1998) предлагает следующую методику расчета на
основе применения показателей численности безработных и среднемесячной
номинальной начисленной заработной платы:

Численность безработных
×
Среднемесячная номинальная начисленная
заработная плата

Объем выплаченных
пособий по безработице

На основе приведенной
методики нами осуществлен расчет величины социальных потерь от наличия безработицы
в России в динамике за период с 2007 по 2019 г. (табл. 2).

Таблица 2

Динамика
важнейших показателей состояния социально-экономической сферы России

2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
ВВП, трлн рублей
33,2
41,3
38,8
46,3
60,1
68,1
73,0
79,0
83,1
85,6
91,8
104,6
110,0
Численность безработных, млн человек
4,5
4,7
6,3
5,5
4,9
4,1
4,1
3,9
4,3
4,2
4,0
3,7
3,5
Среднемесячная номинальная начисленная заработная
плата, тыс. рублей
13,6
17,3
18,6

21,0

23,4

26,6

29,8

32,5

34,0

36,7

39,2

43,7

47,5
Максимальный размер пособия по безработице, тыс. рублей
2,9
3,1
4,9
4,9
4,9
4,9
4,9
4,9
4,9
4,9
4,9
4,9
8,0
Общий объем недополученных безработными доходов,
млрд рублей
58,5
78,1
112,2
111,3
110,1
105,1
118,4
121,5
140,2
150,9
150,5
155,0
156,3

Источник:
расчеты произведены авторами на основе данных официального сайта Федеральной
службы государственной статистики (Росстат) – www.gks.ru

В качестве основы для
расчета объема величины недополученных доходов безработными России был принят
максимальный размер выплаты пособия по безработице.

Из данных таблицы 2
видно, что на всем протяжении исследуемого периода имел место рост как объема
ВВП, так и величины среднемесячной номинальной начисленной заработной платы. Наряду
с этим максимальная численность безработных была зафиксирована в 2009 году, и начиная
с 2010 года наблюдалась тенденция снижения значения данного показателя, за
исключением 2015 года, когда проявились последствия новых экономических
условий.

Наряду с отмеченным выше
за рассматриваемый период имел место рост объема недополученных доходов
безработными, в частности, в 2019 году размер недополученных доходов составил
156,3 млрд рублей.

В целях более глубокого
анализа динамики величины социальных потерь от уровня безработицы в России
рассчитаны цепные темпы роста на основе показателей, приведенных в таблице 2
(рис. 1).

Рисунок 1. Динамика основных показателей состояния
социально-экономической сферы России (% к предыдущему периоду)

Источник: составлено по расчетам авторов.

Из данных, представленных
на рисунке 1, видно, что в 2009 году в стране наблюдалось наиболее
высокое снижение объема валового внутреннего продукта (на 6,1%) при
одновременном увеличении численности безработных (на 34,0%), что привело к принятию
решения об индексации размера пособия по безработице и росту его максимального
значения на 56,9%, а также увеличению объема недополученных доходов
безработными на 43,7%.

Отметим, что после 2012
года наблюдалась более плавная динамика значений исследуемых показателей. Это свидетельствует
о том, что органам власти и управления России удалось минимизировать
последствия влияния макроэкономических условий 2009 года, а также в некоторой
степени «сгладить» результаты макроэкономических шоков 2014 года.

На основе предварительной
оценки, осуществленной Федеральной службой государственной статистики (Росстат),
размер ВВП в 1 и 2 кварталах 2020 года составил 25317,7 млрд рублей и 22785,9
млрд рублей соответственно. Уровень безработицы за названные периоды,
соответственно, составил 4,6% и 6,0%. Второй квартал 2020 года показал
тенденцию роста уровня безработицы населения: в апреле этот показатель составил
5,8%, в мае – 6,1%, и в июне – 6,2%, что объясняется сложившимися реалиями.

Следовательно, в 1
квартале 2020 года уровень безработицы населения России не превышал значение ее
естественного уровня, во 2 квартале этот показатель в среднем был равен данному
значению. Согласно статистическим данным, начиная с мая 2020 года в стране
имеет место тенденция к увеличению потерь ВВП страны от безработицы, которые к
июлю 2020 года, на основе расчетов по приведенной выше формуле Оукена, могут
достигнуть 15,0 млрд рублей.

Говоря о социальных
потерях населения России от безработицы в 1 и 2 кварталах 2020 года, согласно
формуле исследователя Бекхожаевой А.К., их размер может к концу 1 полугодия
превысить 200 млрд рублей.

Таким образом, расчеты
показывают, что несмотря на принимаемые меры Правительства России по снижению
негативного эффекта от роста безработицы, общество продолжает нести большие
экономические и социальные потери от данного процесса [5, 6, 8] (Dudina,
Arselgova, 2019;
Karagyozova, 2018; Kochergin, 2017). Следует констатировать, что практически все страны
мирового сообщества имеют в большей или меньшей степени аналогичные процессы.

Следовательно, необходима
разработка дополнительных мероприятий, способствующих снижению уровня
безработицы в стране и ее регионах, а также экономической и социальной
поддержки населения, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, обусловленной
сложившимися реалиями.

Одним из направлений по
снижению напряженности на рынке труда России и ее территориальных образований
может быть активное внедрение концепции социального предпринимательства,
выступающей в качестве социально ответственной деятельности субъектов малого и
среднего предпринимательства, направленной на решение социальных проблем и
объединение социального назначения хозяйствующего субъекта с
предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости [4,
7] (Klindukh, 2019).

В настоящее время социальное
предпринимательство в России получает все большую поддержку как среди
населения, так и органов государственной власти и управления, что способствует
более активному вовлечению незащищенных слоев населения в экономическую и
трудовую сферы страны на разных уровнях территориальной агрегации.

Однако следует отметить,
развитию социального предпринимательства в России препятствуют ряд факторов, к
числу которых следует отнести: недостаточную степень освещения целей, задач,
результатов деятельности социальных предприятий в СМИ и сети Интернет;
невозможность социально значимых проектов охватить широкие массы населения;
отсутствие соответствующих нормативно-правовых актов. Большинство хозяйствующих
субъектов, ассоциирующих себя с «социальным предпринимательством», в мировую
практику не интегрированы и в большинстве случаев являются местными, решающими
проблемы местного сообщества или собственной группы [3, 11] (Vetrova,
Akimov, 2016;
Petrenko, Stolyarov, Viter, 2019).

Наиболее распространенным
видом социального предпринимательства в России на сегодняшний день является
корпоративная социальная ответственность коммерческих компаний. Она заключается
в выполнении компаниями предписанных законом обязательств, в готовности нести
необходимые расходы, а также необязательные расходы на социальные нужды сверх
норм, установленных трудовым, налоговым, экологическим и другими правовыми
актами, предписанных собственными этическими и моральными соображениями.

Следовательно, имеет
место целесообразность повышения уровня социальной ответственности коммерческих
компаний с целью снижения напряженности на рынке труда страны и ее регионов
путем сохранения имеющихся и (или) создания новых рабочих мест с оптимальной
оплатой труда и социальными гарантиями, возможностью выбора гибкого рабочего
графика или работы из дома, особенно для социально незащищенных слоев населения
[13, 14] (Solovev, 2019; Shitova, Shitov, 2019).

В заключение следует
отметить, что рассчитанная выше величина экономического и социального ущерба от
безработицы является неполной характеристикой потерь физических лиц, оставшихся
без работы или занятия. Следует учитывать, что при длительном периоде
нахождения в статусе безработного у индивида снижается и качество
образовательного и профессионального потенциала, что рассчитать достаточно
сложно.

Одновременно потеря
источника дохода ведет к снижению уровня и качества жизни безработного и членов
его домохозяйства, что в отдаленной перспективе может привести к ухудшению состояния
здоровья населения и снижению продолжительности жизни в стране.

В связи с этим необходим
постоянно действующий мониторинг основных показателей социально-экономического
положения России и ее территориальных образований как
информационно-аналитической платформы выявления потерь от безработицы, особенно
в период пандемии, с целью принятия обоснованных организационных и
управленческих решений, мер по их минимизации.

[1] Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику [Текст] : учеб. пособие /
Т. Ю. Матвеева ; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – 6-е изд., испр. – М. :
Изд. дом ГУ ВШЭ, 2015 – 511.

[2]Т.А. Фролова Экономическая теория:
конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2015.

Добавить комментарий