Сюжетная линия: завязка, развитие, кульминация, развязка
Каждая история состоит из элементов: завязка, кульминация, развязка. Распространенная ошибка начинающих писателей – неполная или сломанная сюжетная линия в их произведениях. Такие работы скучны и непонятны. Чтобы выстроить захватывающий внимание сюжет, надо уметь жонглировать элементами. Попробуем научиться этому вместе.
Редактор,
куратор блога Band
Что такое сюжет художественного произведения
Сразу разведем понятия фабула и сюжет.
Фабула – это то что произошло, события в хронологической последовательности.
- Сюжет произведения
- это то, в какой последовательности автор рассказывает о событии. Сюжет – цепочка действий, причинно-следственных связей. Причем хронологическая последовательность в сюжете может быть нарушена.
–
Традиционно композиция произведения состоит из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки.
Например, сказка про колобка.
Фабула: самоуверенный и беспечный Колобок преодолевает ряд препятствий, но попадается на уловку лисы и погибает.
Сюжет: Жили-были Дед да Бабка (экспозиция), состряпали они Колобка (завязка), Колобок сбежал и встретил на своем пути зайца, волка, медведя (развитие), Колобок встретил лису и после льстивых манипуляций запрыгнул к ней на нос (кульминация), Колобка съели (развязка).
Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки
Нет законов, обязывающих авторов включать те или иные элементы сюжета в свою историю. Что-то можно опускать, что-то менять местами.
Существует несколько традиционных сюжетных схем. Все они похожи, но включают разное количество элементов.
Рассмотрим три схемы: Пирамиду Фрейтага, восьмипунктовую дугу и классическую схему из нашего примера с Колобком.
Пирамида Фрайтага и Восьмипунктовая дуга
Пирамида Фрейтага разработана писателем Густавом Фрейтагом. В центре пирамиды – кульминация, которую поддерживают все остальные элементы истории.
Восьмипунктовая дуга – самая развернутая сюжетная схема, включает:
1. Стазис, т.е. начальное состояние, что было ДО старта событий.
2. Первый импульс – запускающее событие, что-то, что влияет на решение героя двигаться к цели.
3. Цель – собственно намерение героя, возникшее после импульса. Цели могут меняться в процессе, но каждый раз новая цель должна быть сильнее прежней.
4. Неожиданность – событие, которое меняет течение повествования, становится поворотной точкой. Оно может быть как негативным (препятствие, испытание), так и позитивным (внезапная помощь).
5. Решающий выбор – герой попадает в ситуацию выбора после случившейся неожиданности.
6. Кульминационный пункт (климакс) – самый острый момент истории, здесь герой достигает или лишается цели в результате совершенного выбора.
7. Поворот – что происходит с героем после кульминации, как он меняется, в каком направлении поворачивает.
8. Развязка – итоги, мораль, заключение, послесловие.
Классическая структура художественного произведения и советы по созданию её элементов
Разберем её по элементам сюжета:
Экспозиция – все, что вы сообщаете читателю о героях до начала событий: кто они, в какой локации находятся, в каком положении. Экспозиция может быть прямой (в начале книги, до завязки) или задержанной (данные вводятся после завязки), или обратной (в конце книги).
В «Унесенных ветром» прямая экспозиция. Маргарет Митчел знакомит нас с миром героев на пикнике у О’Хара, показывает героев, их образ жизни. Действие начинается позже.
А вот «Черновик Лукьяненко иллюстрирует задержанную экспозицию. Книга начинается с действия, завязки (герой с первых страниц оказывается в сложной ситуации), что интригует. А позже уже автор постепенно вводит информацию о герое.
Иллюстрацией к обратной экспозиции может быть фильм Игра в кальмара». Лишь в финале фильма раскрывается история игрока №001, выясняется, кто он, и некоторые моменты из фильма, таким образом, начинают восприниматься совсем иначе.
Дадим только парочку советов авторам:
– Читатель не обязан знать о герое всё с первых строк, не перегружайте экспозицию.
– Если экспозиция прямая, то она должна быть увлекательной. Частая ошибка неопытных авторов – долгое, скучное введение, с целью сразу прояснить все нюансы мира героя.
Завязка – запускающее событие. Что-то что провоцирует конфликт, становится поводом для движения героя.
Яркий пример завязки – все тот же «Черновик Лукьяненко. Герой внезапно сталкивается со странной ситуацией – в его квартире оказывается прописан другой человек, внезапно поменялся ремонт и мебель, его собака его не узнает. Что происходит? И что делать?
Рекомендации по работе над завязкой:
– Она должна быть яркой, цепляющей, интригующей. Именно в этот момент читатель решает – продолжить чтение или отложить книгу. Не затягивайте завязку по времени.
– Доводите ситуацию в завязке до апогея. Она должна быть безвыходной, шокирующей, пугающей. Чтобы хотелось узнать – как же герой из неё выйдет.
На курсе
«Как писать прозу»
разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.
Развитие – самый длинный элемент сюжета. Здесь герой преодолевает преграды на пути к цели, находит друзей и врагов. Напряжение по ходу движения должно нарастать, пока не перейдет в кульминацию.
Фильм «Побег из Шоушенка” содержит увлекательное развитие событий. Главный герой поочередно справляется с несколькими (казалось бы безвыходными) трудностями, находит друзей, но авторы подкидывают и подкидывают ему новые проблемы.
– Градус напряжения в развитии должен постоянно подниматься. Каждое следующее препятствие должно быть все сложнее, ставки должны быть выше. Как в сказке про Ивана Царевича и Серого Волка. Сначала яблочки молодильные, а под финал девицу заморскую.
– Не пускайте развитие на самотек. Лучше заранее продумать план приключений» героя в тезисах.
Кульминация – момент наивысшего напряжения, пик конфликта. Кульминация – это не финал, не обязательно здесь раскрывать все интриги. Но это момент, когда сердце читателя разрывается и кажется, что хуже быть уже не может.
Все в том же «Побеге из Шоушенка” кульминацией становится исчезновение Дюфрейна из камеры. Нам еще не известно где он и что с ним, есть лишь страшное предположение о самоубийстве. Есть напряжение и любопытство.
– Кульминационный момент не может длиться долго. Это всегда острый, краткий, яркий эпизод.
– После кульминации герои меняются, их жизнь не может быть прежней. Заложите это в план.
– В кульминации сталкиваются главный герой (антагонист) и его злейший враг (протагонист).
Если в сюжете отсутствует кульминация, то история теряет остроту. Так пишутся лирические произведения, хроники, личные заметки. В них нет конфликта, просто повествование. Беллетристика же подразумевает напряжение и его разрешение. Поэтому не теряйте кульминацию в своих работах, четко её идентифицируйте и усильте.
Развязка – закрытие конфликта. Все точки расставлены, злодеи наказаны.
Опять обратимся к «Побегу из Шоушенка», ибо сюжетная линия там выстроена по классической схеме. Развязка в фильме занимает пару минут, показывающих несколько месяцев жизни героев и все последствия предшествующих событий: арест начальника охраны, самоубийство начальника тюрьмы, жизнь сокамерников и их воспоминания о Дюфрейне и, конечно, действия самого Дюфрейна – кем он стал, что получил.
Иногда авторы не пишут развязку, заканчивая работу на кульминационном моменте. И тогда это открытый финал, читатель сам додумывает, чем все закончилось. И многие этого не любят. Поэтому десять раз подумайте, прежде чем выбрать открытый финал.
Если же вы пишете серию книг или книгу с продолжением, то позаботьтесь о промежуточном финале. Хотя бы один из конфликтов должен быть закрыт, оставляя ощущение завершенности.
Послесловие (эпилог) – необязательная часть, в которой можно рассказать, как сложилась жизнь героев после всех описанных событий. Он дает ощущение полной завершенности.
Дюфрейн встречает своего друга Реда на морском побережье. Мы понимаем, что у них обоих теперь все будет хорошо.
Часто эпилог используют в произведениях, основанных на исторических/реальных событиях. В нем рассказывается, что случилось с героями дальше, кто и когда умер, чего еще добился.
В эпилог можно заложить «затравку для продолжения.
Описанная сюжетная схема отлично встраивается в роман и повесть. В рассказе, вероятно, придется использовать сокращенные варианты. Писательство – это прежде всего творчество, поэтому экспериментируйте.
Больше знаний и приемов для писателей вы получите на литературных мастерских. Каждый курс сопровождается профессиональными редакторами, которые будут работать с вами и вашими текстами.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.
Читая литературное произведение, мы часто не обращаем внимание на то, что оно складывается из множества элементов, которые в совокупности составляют сюжет.
Каждая часть книги образует интригу, которая заставляет нас перелистывать страницы и дочитывать написанное до конца. Первым вступительным элементом практически в любом произведении является экспозиция. Она хоть и не влияет на развертывание событий, но позволяет нам понять характеры персонажей и жизненные обстоятельства, в которых они находятся.
Что означает слово «экспозиция»?
Термин «экспозиция» происходит от латинского слова expositio, что в переводе значит «изложение, выставление напоказ». Под этим понятием скрывается расстановка героев, демонстрация причин и обстоятельств, которые предшествуют началу событий.
То есть автор «выставляет напоказ» исходные сведения о персонажах и позволяет понять ситуацию, в которой формировались их характеры.
Что такое экспозиция?
Простыми словами, экспозиция – это вступление к произведению. Ее может и не быть в сюжете, но если она все-таки есть, то играет важную роль в раскрытии личностных качеств персонажей и общественной среды, в которой они пребывают.
С ее помощью читателю удается понять, что собой представляет тот или иной герой, где он живет, чем занимается, что его окружает. В экспозиции может описываться природа местности, обстановка в доме, годы жизни персонажа, предшествующие сюжету, и многое другое.
Такое вступление может располагаться в самом начале произведения или следовать за развязкой, а его размер варьируется от нескольких строк или одной главы до четверти книги. Чем больше повествование, тем больше внимания в нем уделяется всевозможным мелочам и тонкостям характеров персонажей.
Часто в экспозиции раскрывается определенная предыстория, благодаря которой можно в полных красках осознать всю дальнейшую суть событий.
Какие бывают виды экспозиции?
Выбор расположения экспозиции во многом зависит от авторского замысла произведения. По сути, выделяют три вида вступления, которые размещаются в разных местах книги.
Прямая экспозиция (наиболее распространенная) встречается в начале событий, то есть писатель дает читателю необходимую информацию о героях, а затем переходит к изложению остального сюжета. Благодаря подобному построению произведения удается сохранить хронологическую последовательность событий.
Задержанная экспозиция может располагаться в центре произведения, что позволяет автору подогреть любопытство читателя и поиграть с его воображением. Сначала в книге описывается какая-нибудь история, а только после этого мы получаем возможность познакомиться с героями и их жизненными обстоятельствами. Обратную экспозицию размещают в конце книги.
Чаще всего подобным приемом пользуются в детективных романах, где важную роль играет необходимость сохранения интриги до последних страниц. Помимо основных видов экспозиции, в некоторых романах встречается так называемая межистория, когда отдельные описания встречаются на протяжении всего сюжета.
Примеры экспозиции в литературе
Найти экспозицию в различных произведениях достаточно просто, ведь к ней относятся любые описания персонажей и обстоятельств. К примеру, в «Мертвых душах» Гоголя она находится после завязки и в конце произведения. Сначала автор описывает бытовую и историческую обстановку своего повествования, а в окончании раскрывает характер основного действующего лица – Чичикова.
В романе «Как закалялась сталь» используется прямая экспозиция, то есть в самом начале произведения Николай Островский описывает сцены из детства Павки Корчагина, его школьные проблемы, работу в кубовой, а только после этого приступает к завязке.
Если рассматривать примеры по объему экспозиции, то достаточно большое вступление можно найти в пьесе «Гроза» Александра Островского. Погружение в мир «темного царства» здесь ведется на протяжении всего 1-го акта и частично затрагивает 2-ой акт.
Среди произведений, имеющих короткую экспозицию, можно выделить рассказ «Союз рыжих» Конан Дойля, где вступлению посвящено всего несколько первых строк, или сказку «Репка», в которой завязке предшествуют только три слова: «Посадил дед репку».
Экспозиция – это часть художественной книги. Она не всегда в ней присутствует, но, на мой взгляд, с ней всё же лучше, чем без неё. Особенно если речь идёт о фантастике, фэнтези или историческом романе.
Суть экспозиции в литературе
Если перевести этот термин, то получается «выставление напоказ» или «представление». По сути же, экспозиция – это характеристика условий, в которых происходят события, разворачивается сюжет, существуют герои. К экспозиции относится и предыстория событий, и описание мира, и какие-то специфические для понимания сюжета вещи.
От пролога экспозиция отличается тем, что пролог – это элемент сюжета, рассказывающий о каком-то событии, действии персонажей, это своего рода небольшой рассказ со своей фабулой, героями и т. д. Тогда как в экспозиции доминирует именно описательный момент. Поэтому в последнее время многие книги эту часть утрачивают, а авторы не хотят слишком углубляться в описания. А не слишком у них не получается.
Виды экспозиции
В зависимости от замысла автора и от особенностей сюжета экспозиция может размещаться в разных частях текста.
Прямая экспозиция
Находится в начале текста, часто совпадает с прологом или составляет его часть. Такая экспозиция необходима, если требуется рассказать о предыстории сюжета. Однако это и самый «опасный» для повествования вид представления событий, так как он нередко бывает затянут, вызывает скуку и желание закрыть книгу, которая кажется нудной. Это в XIX веке А. Дюма и Майн Рид могли позволить себе многостраничные экспозиции, а их читатели долгими вечерами у камина смаковали изысканные описания. А сейчас любителей подобных описаний мало. Время такое, что его не хочется тратить на многочасовое вхождение в сюжет.
Но прямая экспозиция может быть и очень краткой, например: «Жили-были старик со старухой у самого синего моря» или ещё короче: «Посадил дед репку».
Задержанная экспозиция
На мой взгляд, это самый лучший вид экспозиции. Она как бы рассредоточена по всему тексту, по крайней мере, по его первой половине. Автор выдаёт информацию дозировано, вплетая её в сюжет, диалоги персонажей, воспоминания героев и т. д.
Преимущества задержанной экспозиции не только в том, что она не даёт читателю заскучать, но и в том, что она позволяет автору сохранять интригу, тайну, тем самым поддерживая интерес читателя. Зачем сразу рассказывать, что главный герой, путешествующий по стране как наёмник, на самом деле лишённый наследства сын герцога. Лучше подержать читателя (и других персонажей) в неведении и выбрать подходящий момент для раскрытия тайны.
Но этот вид экспозиции не только самый интересный, но и самый сложный для автора, так как требует внимательности и искусства манёвра. Ну и литературного таланта, конечно.
Задержанная экспозиция представлена, например, в книге Ш. Бронтэ «Джен Эйр». В течение всей книги героиня и читатели вместе с ней постепенно раскрывают тайну прошлого мистера Рочестера. Хотя прямая экспозиция в книге тоже имеется – как же без неё в романе XIX века.
Из современных произведений интересная задержанная экспозиция в цикле А. Пехова «Страж», где мы постепенно знакомимся и с предысторией событий, и с самим героем, и с прошлым его странных спутников.
Обратная экспозиция
Это приём, когда предыстория повествования рассказывается автором в конце книги. Встречается обратная экспозиция редко, особенно в современной литературе, разве что в детективах. Там бывает, когда после раскрытия преступления рассказывается его предыстория и истинные причины, побудившие преступника совершить, например, убийство. И не исключено, что рассказ об этом превращает преступника в жертву.
А ещё классический пример обратной экспозиции представлен в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души», когда автор рассказывает о тех факторах, которые повлияли на формирование характера Чичикова. Но и прямая экспозиция в «Мёртвых душах» тоже есть. Как же иначе, XIX век – это век пространных предисловий.
Правила экспозиции
Самая распространённая ошибка экспозиции – многословие. Берите пример со сказки «Репка». И есть несколько правил, которые должен соблюдать автор, решивший дополнить своё произведение экспозицией.
- Автору необходимо детально знать свой мир и истории героев. Чувство единства с миром и сюжетом, испытываемое автором, должно передаться читателю.
- Не увлекаться. Читателю необязательно знать всё о мире и герое, что есть в голове у автора. Хоть бывает, придумав яркий, живой мир, писателю сложно удержаться от его детального описания. Но этого не делать. Во-первых, читатель заскучает, во-вторых, нужно оставить простор и для его воображения.
- Если речь идёт о прямой экспозиции, то надо сделать её яркой, увлекательной, позаботиться о живом «сочном» языке.
Но все же, не стоит забывать, что экспозиция необязательный компонент произведения. И лучше уж совсем без неё, чем затянутое или не к месту скучное описание.
На этом сегодня всё. Ненадолго расстаюсь с вами. Надеюсь, вы не скучали, всё же тема не слишком “хайповая”.
Интересно, что статьи о грамматических ошибках набирают больше всего дочиток и комментариев, а я их писать зареклась – слишком много снисходительного и презрительного негатива.
Возможно, вам будут также интересны статьи:
“Зачем пролог в книге”
“Триггеры в художественном тексте”
“От пролога к эпилогу: 7 этапов развития сюжета”
Экспозиция в литературе – это часть композиции произведения, которая предшествует началу сюжета книги. Она вводит читателя в действия и события, которые предваряют возникновение конфликта. Экспозиция может следовать как перед завязкой, так и после.
Термин пришел к нам из латыни «expositio», что означает буквально «выставление напоказ, изложение». В экспозиции следует расстановка действующих лиц, складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт.
Содержание
- Задачи экспозиции текста
- Пролог и экспозиция – в чем разница
- Виды экспозиции в литературе
- Требования к экспозиции
- Как выразить экспозицию
- Рекомендации по использованию экспозиции
- Примеры экспозиции в литературе
Задачи экспозиции текста
У вас когда-нибудь возникало чувство, что автор вываливает на вас слишком много информации о своих героях? Или, напротив, что вы почти ничего о них не знаете? В обоих случаях проблема заключается в плохо проработанной экспозиции.
Если вы задумали крупное эпическое произведение, сразу приступить к основному действию бывает сложно. «Для разогрева» продумайте вступление, которое подготовит к дальнейшему разговору читателя.
Задачи экспозиции могут быть такими:
- рассказать о мире, который создаёт автор (краткая история Хоббитании у Толкина);
- обратиться к значимым эпизодам истории и их актуализация (Петербург в «Медном всаднике» Пушкина);
- изобразить персонажей, связывающих прошлое и настоящее (образ летописца Нестора в поэме «Борис Годунов»).
Помимо прочего, описательное предисловие создаёт особое настроение книги, от которого зависит, станет ли читатель продолжать знакомство с произведением.
Помните романы Жюля Верна, в которых сноски с обозначением морской терминологии занимают по трети каждой страницы? Одних отпугивают, а других заманивают все эти «гросс-мачты», «кливера» и «ахтенштерны». Мы с первых же страниц решаем, интересны нам пространство и время, предлагаемые автором, или нет.
Пролог и экспозиция – в чем разница
По сути же, экспозиция – это характеристика условий, в которых происходят события, разворачивается сюжет, существуют герои. К экспозиции относится и предыстория событий, и описание мира, и какие-то специфические для понимания сюжета вещи.
Экспозиция – это часть произведения в драме, эпосе, лирике, но не стоит ее путать с прологом!
- Пролог – это элемент сюжета, описывающий события, которые предшествуют тому, что изложено в основной части.
- Экспозиция – это описательная преамбула, обрисовывающая общий контур художественного мира. Она сообщает, где, с кем, в какое время происходит действие.
Пролог рассказывает, экспозиция – описывает.
Пример пролога – описание строительства Петербурга в поэме Пушкина «Медный всадник», пример экспозиции – первые страницы повести Дж.Толкина «Хоббит».
От пролога экспозиция отличается тем, что пролог – это элемент сюжета, рассказывающий о каком-то событии, действии персонажей, это своего рода небольшой рассказ со своей фабулой, героями и т. д.
Тогда как в экспозиции доминирует именно описательный момент. Поэтому в последнее время многие книги эту часть утрачивают, а авторы не хотят слишком углубляться в описания. А не слишком у них не получается.
Виды экспозиции в литературе
Экспозиция может вводить в повествование сведения о действующих лицах вне непосредственной связи с изображаемыми событиями. Некоторые специалисты различают:
- Форгешихте — сведения о том, что было до начала изображаемых событий.
- Цвишенгешихте — сведения о том, что было между изображаемыми событиями.
- Нахгешихте — сведения о том, что было после изображаемых событий.
Экспозиция не всегда находится в начале произведения. В зависимости от задач автора и места расположения она может иметь следующие разновидности:
- Прямая. Чтобы вкусить прелести классической экспозиции, откройте любой роман Вальтер Скотта или Александра Дюма. Историческая справка на 20–30 страниц – это и есть искомый образчик. Современный читатель предпочитает экспозиции, сведённые к одному предложению или абзацу.
- Обратная. Данный приём нужен автору, чтобы познакомить читателя с необычными событиями жизни персонажа, а в конце раскрыть мотивы поведения героя. Такое встречается в психологических, детективных романах и других произведениях со скрытой внутренней драматургией. Яркий пример – поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Только в конце 1‑го тома мы узнаём цель путешествия Чичикова, приоткрываем тайну его личности.
- Задержанная. Когда предыстория героев раскрывается не сразу, а постепенно, экспозицию называют задержанной. Она рассеяна по всему тексту произведения, разумно дозирована и необыкновенно увлекательна для читателя. Картины настоящего перемежаются эпизодами прошлого, проливающими свет на текущие события.
Почти все произведения Достоевского содержат двойную экспозицию: прямую и задержанную. Особенно ярко это демонстрирует роман «Братья Карамазовы», в котором тесные семейные связи с их застаревшими конфликтами обретают продолжение во взрослой жизни братьев.
Требования к экспозиции
Чтобы экспозиция не выглядела затянутой, придерживайтесь простых правил:
- Описывайте уникальные черты придуманного вами мира, но оставляйте читателю простор для воображения.
- Не раскрывайте сразу все возможности сюжета, сохраняйте интригу.
- Сообщайте ровно столько, сколько нужно читателю, чтобы последовать за вами, но – не более того.
Самая распространённая ошибка экспозиции – многословие. Берите пример со сказки «Репка». И есть несколько правил, которые должен соблюдать автор, решивший дополнить своё произведение экспозицией.
- Автору необходимо детально знать свой мир и истории героев. Чувство единства с миром и сюжетом, испытываемое автором, должно передаться читателю.
- Не увлекаться. Читателю необязательно знать всё о мире и герое, что есть в голове у автора. Хоть бывает, придумав яркий, живой мир, писателю сложно удержаться от его детального описания. Но этого не делать. Во-первых, читатель заскучает, во-вторых, нужно оставить простор и для его воображения.
- Если речь идёт о прямой экспозиции, то надо сделать её яркой, увлекательной, позаботиться о живом «сочном» языке.
Но все же, не стоит забывать, что экспозиция необязательный компонент произведения. И лучше уж совсем без неё, чем затянутое или не к месту скучное описание.
Помните: всё самое главное расскажут поступки героев, их диалоги и ваши описания в основной части произведения. Вы можете написать произведение без всякой экспозиции, если этот элемент композиции не входит в ваши планы.
Как выразить экспозицию
Существует несколько способов органично вставить экспозицию в текст:
- Повествование. Экспозиция через повествование зависит от чьего лица ведется рассказ. Выбор в пользу первого лица позволит лучше выразить эмоции протагониста, а повествование от третьего — стать демиургом, знающим о происходящем больше, чем персонаж. В любом случае, тут нужно помнить о размере текста: экспозиция в несколько абзацев в коротком рассказе не добавит привлекательности вашему творению.
- Диалоги. Хотите объяснить что-то — сделайте это устами персонажей. Чтобы диалоги выглядели естественно, следуйте правилам Джеймса Скотта Белла из книги «Как писать блестящие диалоги в романах и сценариях»: описывайте действие и только потом давайте объяснение. Создайте напряжение в словесном противостоянии героев и не бойтесь делать экспозицию неброской.
- Эмоции и мысли персонажей. Мысли персонажей, их чувства и опыт — прекрасный способ для передачи экспозиции их внутреннего мира и отношения к окружающим. Их воспоминания также помогут объяснить различные события, происходящие вокруг.
- Окружающая действительность. Используйте детали реальности, в которой обитают персонажи. Уделите место в тексте городскому слуху, репортажу или загадочному письму, чтобы лучше описать атмосферу вашего произведения.
Если сюжет — это скелет повествования, то экспозиция — его плоть. Хорошо прописанная экспозиция заставит читателя любоваться вашим текстом, а плохая — отпугнет от него. Помните, что экспозиция должна раскрывать прописанный вами мир и делать его живым, осязаемым. Но не бойтесь оставить пару карт в рукаве. Читатели ведь любят загадки.
Рекомендации по использованию экспозиции
Сформулируем несколько рекомендаций для начинающих писателей:
- Так как экспозиция настраивает читателя на нужную волну и вызывает (в идеале) определённые чувства, то необходимо иметь чёткое представление о том времени и месте, в котором будут развиваться события. Важно дать соответствующее описание героев, города или страны, дома и всего того, что писателю представляется наиболее важным и необходимым.
- Информация, заложенная в экспозиции, должна быть дозированной. Конечно, автор, полностью придумавший мир, знает о нём всё! Но это «всё» нельзя сразу обрушивать на читателя, ведь это может его испугать или привести к тому, что он просто ничего не поймёт. Наша задача тут – это выявить самое-самое и предложить это своей публике в качестве пробы. Если понравится, то есть шанс, что ваша книга будет прочитана. Если же экспозиция окажется неудачной (особенно, в случае, когда она располагается в начале произведения), то можно смело готовиться к провалу.
- Экспозиция должна быть изящной и естественной. Она является органическим элементом общего сюжета. Это значит, что не должно быть ощущения натянутости. Автор с помощью экспозиции не должен вдруг являться читателю и говорить: «А сейчас я буду рассказывать». Помните, что талантливый писатель – это замечательный художник, который может написать картину с помощью слов. Данный принцип среди писателей именуется, как «Показывай, а не рассказывай». Увлекайте читателя событиями, заманивайте его в свои сети, но делайте своё присутствие ненавязчивым и почти невидимым. Пусть ваш голос напоминает лёгкий прибрежный ветерок, который дарит свежесть, но не причиняет дискомфорта. Именно поэтому стоит избегать прямого текста и следует научиться оперировать деталями.
- Одна из главных задач экспозиции – это приближение конфликта. Поэтому своё повествование следует делать более динамичным и эффектным. Читатель уже сидит и ждёт, ждёт, ждёт… Конечно, подогревать интерес – это хорошо. Но смотрите, чтобы он не перегорел окончательно. Сведений должно быть ровно столько, сколько требует ваш замысел. Не пытайтесь подавить всех своими познаниями, ибо читателю это может быть просто неинтересно.
- Избегайте излишней «воды». Помните, что экспозиция разъясняет и объясняет. Значит, совершенно ни к чему излагать те факты, которые никак не повлияли на героев и на то, о чём пойдёт речь далее. Читателя, как и писателя интересует только «эффект бабочки». Только то, что влечёт за собой какие-то последствия. Всё остальное – пустой и ненужный словесный поток, пусть даже и самого лучшего качества.
- Лучше всего описывать в экспозиции ярких и неординарных героев. Необязательно излишне драматизировать, но равнодушные ко всему персонажи вряд ли привлекут внимание читателя. Впрочем, можно зацепить их каким-то необычным эпизодом. Даже со скучными людьми случаются нескучные истории!
- Наконец, всегда следует осознавать: введение экспозиции в сюжет явно обязывает автора к её мастерскому исполнению. Не надо использовать экспозицию, ради экспозиции. Попробуйте с помощью своего таланта очаровать читателя с первых строк или подарить ему наивысшее читательское наслаждение в конце своей книги, когда основные страсти подойдут к завершению.
Объём экспозиции будет зависеть от авторской идеи и от объёма самого произведения. В этом деле, главное, найти золотую середину: приоткрыть завесу, но не переусердствовать и не затягивать повествование, иначе читателю станет скучно, и он начнёт отвлекаться от происходящего.
Порой достаточно ввести несколько предложений, чтобы обрисовать обстановку, а иногда требуется написать несколько глав для детального обзора. Сложно представить длинную экспозицию в рассказе и короткую в романе.
Всё-таки различное количество персонажей и сюжетных линий. Исходя из всего этого, можно смело сказать, что нет никаких канонов экспозиции, и всё предоставляется всемогущей авторской воле.
Примеры экспозиции в литературе
Найти экспозицию в различных произведениях достаточно просто, ведь к ней относятся любые описания персонажей и обстоятельств.
К примеру, в «Мертвых душах» Гоголя она находится после завязки и в конце произведения. Сначала автор описывает бытовую и историческую обстановку своего повествования, а в окончании раскрывает характер основного действующего лица – Чичикова.
В романе «Как закалялась сталь» используется прямая экспозиция, то есть в самом начале произведения Николай Островский описывает сцены из детства Павки Корчагина, его школьные проблемы, работу в кубовой, а только после этого приступает к завязке.
Для примера возьмём «Песню… про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, где только одна сюжетная линия: Калашников & Кирибеевич. Не будь Лермонтов мастером своего дела, он мог бы пуститься в долгие и нудные объяснения.
Но вместо того, чтобы подробно объяснять, почему Кирибеевич вырос таким плохим человеком, а Калашников — таким благородным, Лермонтов написал одну-единственную главу экспозиции: пир у Ивана Грозного. Уже само осознание того, что читателю придётся провести какое-то время «наедине» с кровожадными опричниками, создаёт тягостное, напряжённое ощущение.
Если рассматривать примеры по объему экспозиции, то достаточно большое вступление можно найти в пьесе «Гроза» Александра Островского. Погружение в мир «темного царства» здесь ведется на протяжении всего 1‑го акта и частично затрагивает 2‑ой акт.
Среди произведений, имеющих короткую экспозицию, можно выделить рассказ «Союз рыжих» Конан Дойля, где вступлению посвящено всего несколько первых строк, или сказку «Репка», в которой завязке предшествуют только три слова: «Посадил дед репку».
Читайте также: Шантарам – что это и почему роман стал бестселлером: цитаты.
Таким образом, экспозиция — это прием, через который писатель раскрывает детали созданного им мира. К ним относятся характер и прошлое персонажей, их взаимоотношения, история их города, культуры, религии и т.д. Ее задача — погрузить читателя в среду, в которой будут разворачиваться основные события произведения.
На схемах развития сюжета экспозицию можно увидеть перед завязкой. Однако она может встречаться на протяжении всего повествования, то и дело подкидывая новые факты о героях и мире, в котором они обитают. Никакого расхождения в терминологии тут нет, просто экспозиции бывают разные.
Источники:
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264–026‑
- Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974.
- Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
- Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. — М., Просвещение, 1971. — C. 174
- Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.
Текст: Ольга Лапенкова
Познакомившись с понятием «сюжетная линия», начинаем разбирать композицию литературного произведения — то есть, простыми словами, из каких частей оно состоит и в каком порядке они располагаются. Классическая схема художественного текста, будь то рассказ или повесть, пьеса или баллада, выглядит так:
- •экспозиция;
- •завязка;
- •развитие действия;
- •кульминация;
- •развязка;
- •эпилог (не во всех произведениях).
Вот как это будет смотреться, если нарисовать схему:
Эта схема — упрощённая: как мы поняли из предыдущей статьи, в крупном произведении сюжетных линий несколько, и у каждой линии может быть своя экспозиция, завязка и т. д. Иногда экспозиции, завязки, кульминации и развязки разных сюжетных линий совпадают и как бы «накладываются» друг на друга, а иногда немного отличаются. Но пока не будем вникать в тонкости — и проговорим про экспозицию самое основное.
Герои-друзья и герои-враги
Как видите, на схеме экспозиция изображена как ровный отрезок, который не «стремится» ни вверх, ни вниз. Это не случайно, потому что на протяжении всей экспозиции в произведении, по сути, ничего не происходит. Автор даёт читателю информацию о месте и времени действия, а также о главных героях. И это не только «внешние» данные, такие как возраст, портрет, одежда, семейное и социальное положение. Намного важнее показать, какой характер у того или иного героя, о чём он мечтает и чего, наоборот, боится — и какие отношения у него сложились с остальными персонажами.
Иными словами, экспозиция — это подготовительный этап, без которого читателю будет непонятно, где и когда разворачиваются события, какому герою нужно сочувствовать, а какого, наоборот, обходить стороной.
Для примера возьмём «Песню… про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, где только одна сюжетная линия: Калашников & Кирибеевич.
Напомним: в этом произведении разворачивается конфликт между «верным слугой» Ивана Грозного — коварным опричником Кирибеевичем, который решил любой ценой заполучить понравившуюся ему Алёну Дмитриевну, — и собственно купцом Калашниковым, её мужем: верным семьянином, человеком честным, смелым и справедливым. Но прежде чем рассказывать, к каким трагическим последствиям привели происки Кирибеевича, автору нужно было быстро и нескучно обозначить время и место действия, а также познакомить читателя с центральными персонажами, — чтобы и взрослому книгочею, и подростку стало понятно, за кого нужно «болеть». В общем, написать экспозицию.
Не будь Лермонтов мастером своего дела, он мог бы пуститься в долгие и нудные объяснения. Например, посвятить несколько глав тому, в какой семье рос Кирибеевич, а в какой — Калашников; как жестоко (или равнодушно) обходились родители с первым — и как правильно воспитывали второго. Потом автор мог бы долго-долго объяснять, как так вышло, что Кирибеевич сделал блистательную придворную карьеру, идя «по головам» менее удачливых сослуживцев, — и как в то же время Калашников становился всё более известным и богатым купцом, занимаясь исключительно честным трудом… Но, думается, тогда бы читатель попросту уснул, и «Песня…» не вошла бы в школьную программу.
Но вместо того, чтобы подробно объяснять, почему Кирибеевич вырос таким плохим человеком, а Калашников — таким благородным, Лермонтов написал одну-единственную главу экспозиции: пир у Ивана Грозного. Уже само осознание того, что читателю придётся провести какое-то время «наедине» с кровожадными опричниками, создаёт тягостное, напряжённое ощущение. Ведь недаром Иван Грозный вошёл в историю как один из самых жестоких российских монархов, да ещё собравший вокруг себя целую стаю верных «псов»! Но среди опричников выделяется один, который не веселится вместе с товарищами. Иван Грозный интересуется, что случилось, — и Кирибеевич отвечает:
- У ворот стоят у тесовыих
- Красны девушки да молодушки
- И любуются, глядя, перешёптываясь;
- Лишь одна не глядит, не любуется,
- Полосатой фатой закрывается…
Оказывается, опричник безответно влюбился — и не может думать ни о чём, кроме своей пассии. В этот момент читатель думает: может, Кирибеевич не так плох, как показалось? Да, этот человек жесток, зато он умеет любить: может, теперь-то он перевоспитается?
Иван Грозный умиляется нежному тону Кирибеевича и обещает пожаловать «дары драгоценные», чтобы опричник послал их возлюбленной и попросил её руки и сердца. Однако вскоре выясняется, что Кирибеевич не так-то прост:
- Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
- Обманул тебя твой лукавый раб, <…>
- Не поведал тебе, что красавица
- В церкви Божией перевенчана,
- Перевенчана с молодым купцом
- По закону нашему христианскому…
Итак, Кирибеевич не только решил любой ценой добиться возлюбленной — но и солгал самому государю, чтобы заполучить драгоценности! После такой экспозиции мы «автоматически» начинаем сопереживать Калашникову, и для этого нам даже не обязательно знать, что это за герой: где он живёт, сколько ему лет и тем более — как он выглядит и во что одевается.
Что же касается времени и места действия, из экспозиции это также становится понятно. Время — что-то между 1565 и 1572 годом (именно в это время существовала опричнина), место — столица Москва.
Все проблемы из детства?
Конечно, далеко не во всех произведениях действуют только два персонажа: положительный и отрицательный. Наоборот, уже начиная с 20-х годов XIX века авторы стремились показать, что их герои — такие же люди, как все мы, со своими достоинствами и недостатками. Поэтому к середине века наиболее популярными стали истории, где главные персонажи имели немало слабостей, а иногда совершали ошибки — и, в ряде случаев, даже преступления. Но каждого из этих героев можно было понять и даже пожалеть, зная, через что они (или их родители) прошли в детстве и юности.
Обратимся к роману И. С. Тургенева «Отцы и дети», где несколько сюжетных линий, в том числе «дружеская» — Базаров & Аркадий. Напомним, здесь один из главных героев — Аркадий Кирсанов — подпадает под влияние скептика и циника Базарова. На протяжении всего романа Аркадий пытается сохранить тёплые отношения и с новым другом, и с отцом Николаем Петровичем, которому всё это не нравится. Но почему Аркадий, с одной стороны, так дорожит семьёй, а с другой — легко подпадает под влияние окружающих?
Ответ содержится уже на первых страницах в экспозиции, где автор подробно рассказывает про Николая Петровича:
Зовут его [барина, который ждёт возвращения сына. — Прим. О. Л.] Николаем Петровичем Кирсановым. <…> Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку <…>. Николай Петрович <…>, подобно старшему своему брату Павлу, <…> воспитывался до четырнадцатилетнего возраста дома <…>. Родительница его <…> принадлежала к числу «матушек-командирш», носила пышные чепцы и шумные шёлковые платья, <…> говорила громко и много, допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла, — словом, жила в своё удовольствие. <…>
В 1835 году Николай Петрович вышел из университета кандидатом, и в том же году генерал Кирсанов <…> внезапно умер от удара. Агафоклея Кузьминишна скоро за ним последовала <…>. Между тем Николай Петрович успел, ещё при жизни родителей и к немалому их огорчению, влюбиться в дочку <…> бывшего хозяина его квартиры. <…> Он женился на ней, как только минул срок траура, и, покинув министерство уделов, <…> блаженствовал со своею Машей <…> в деревне, где он поселился окончательно и где у него в скором времени родился сын Аркадий. <…> Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты <…>. Десять лет прошло как сон. В 47-м году жена Кирсанова скончалась. Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель… <…>
В 55-м году он повёз сына в университет; прожил с ним три зимы в Петербурге, почти никуда не выходя и стараясь заводить знакомства с молодыми товарищами Аркадия. На последнюю зиму он приехать не мог, — и вот мы видим его в мае месяце 1859 года…
Итак, отец Аркадия, Николай Петрович, — человек не сказать чтобы выдающийся, но скорее хороший, а учитывая, что дело происходит в середине XIX века, — необычайно сознательный. Воспитывали его абы как. Старшие Кирсановы (как, впрочем, и 99% дворян) считали, что общаться с детьми совершенно не обязательно: достаточно, чтобы они были одеты-обуты и, благодаря гувернёрам, получили хотя бы средненькое образование. Однако Николай Петрович, с одной стороны, не затаил обид на папу с мамой — а с другой, научился на их ошибках. Ещё будучи юношей, он решил, что женится по любви, даже если родители не одобрят его выбор, — а когда пойдут дети, он постарается стать для них настоящим другом и разделить их интересы. Конечно, жить в Петербурге с вполне взрослым и самостоятельным сыном — это уже попахивает гиперопекой (скорее всего, именно она привела к тому, что Аркадий, едва «отвязавшись» от любящего папочки, сразу нашёл замену в лице Базарова). Но кто из нас не допускал ошибок? Тем более что на протяжении всего романа Николай Петрович пытается их исправить — и не огрызается, когда уже Аркадий начинает раздражать отца непрошеными советами.
Итак, Николай Петрович с самого начала располагает к себе — и автоматически «тянет» за собой всё семейство. Ведь, как говорится, яблочко от яблони далеко не падает… И вот мы сами не заметили, как прониклись симпатией к Аркадию, хотя ещё ничего о нём не знаем, но хотим узнать.
Кстати, именно в середине XIX века — когда героев в романах развелось слишком много, чтобы долго-долго рассказывать о каждом, — русские писатели обратились к простому приёму, который до сих пор используется в каждом втором произведении: они стали «дробить» экспозицию и какую-то её часть помещать ближе к середине. Так, с родителями Базарова мы «знакомимся» только в середине романа. Тогда-то мы и понимаем, как несчастливы они были в браке, никогда не понимая друг друга. Не потому-то Базаров хочет, но так и не позволяет себе сблизиться с Анной Одинцовой? Может, дело вовсе не в философии, а в боязни сделать несчастным и себя, и вторую половину?
Проблемы с драмой
Итак, прописать экспозицию оказывается нелегко даже в поэме, повести или романе, где автора ничто не ограничивает: он может рассказывать всё, что считает нужным. В пьесе эта задача и вовсе кажется непосильной, ведь здесь нет речи автора — говорят только герои! А они вряд ли будут просто так «копаться» в собственном прошлом. Но и здесь авторы находят простые и элегантные выходы. Например, в драме А. Н. Островского «Гроза» Кулигин рассказывает Борису про нравы города Калинова не просто так, а потому что молодой человек приехал сюда недавно и ничего не понимает. Надо поскорее ввести новичка в курс дела!
К у л и г и н. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! <…> …честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить <…>. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтёт. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, — говорит, — Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! <…> вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно; мне и хорошо!»
В сухом остатке
Экспозиция помогает читателю составить представление о месте и времени действия, а также о характерах главных героев — и понять, кому из них можно доверять, а кому не стоит. При этом слишком короткая и потому неясная экспозиция может запутать читателя и отбить у него охоту читать о людях, про которых ничего не понятно, а слишком длинная — навеять скуку. Но классики и не с такими задачами справлялись! Мотайте на ус, если хотите получать отличные оценки на уроках литературы, — и особенно если сами занимаетесь словесным творчеством.