Как найти элементы разговорного стиля

Элементы разговорного стиля какие бывают элементы?

Галина Сидорова

20 ноября 2018  · 2,6 K

QA инженер в декрете https://www.instagram.com/elena_solosh/  · 20 нояб 2018

Разговорный стиль речь используется при неформальном общении.

Ему свойственны:

  • устная речь (чаще всего), мимика, жесты;

  • эмоциональность, простота и конкретность речь;

  • использование просторечных, жаргонных слов и их разговорных версий, фразиологизмы;

  • личные местоимения 1-го и 2-го лица;

  • уменьшительно-ласкательные суффиксы.

2,8 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Разговорный стиль — это разновидность русского литературного языка, которая используется в неофициальной обстановке и характеризуется свободным выбором языковых средств.

Выясним, что такое разговорный стиль в русском языке, определим его цель, стилевые черты, жанры и специфичные особенности, отличающие его от книжных стилей. Приведем примеры использования разговорного стиля в речи.

Что такое разговорный стиль?

Разговорный стиль используется в непринужденной бытовой и профессиональной речи. Основной его целью является непосредственное неофициальное общение (коммуникация), обычный обмен мыслями и впечатлениями собеседников в неформальной обстановке, в быту или на службе. Этот стиль речи реализуется чаще всего в форме диалога между участниками разговора.

Разговорный стиль речи

Пример разговорного стиля речи

— Хочешь пойти сегодня со мной в театр?

— А что там дают?

— «Ромео и Джульетта»

— Замётано!

— Тогда встретимся в 18.30 у центрального входа.

Разговорная речь может использоваться в форме монолога, который затем переходит в диалог, если слушатель начинает задавать уточняющие вопросы и интересоваться дополнительной информацией.

Представляете, вчера я купила костюм для фитнеса. И что вы думаете? Моментально растянулось трико на коленях. Я хотела вернуть его в магазин, но продавец даже слушать меня не стал. Он с ходу заявил: «Какие деньги, такое и качество!» Ну, не наглость ли? Совсем ни в какие ворота не лезет! Так и стремятся надуть! Ну, я им покажу где раки зимуют!

Определение

Разгово́рный стиль — функциональный стиль речи, используемый для неформального общения, в частности для обсуждения бытовых вопросов в неофициальной обстановке. Для этого стиля характерно использование разговорной и просторечной лексики.

Познакомимся с характерными особенностями разговорного стиля речи.

С одной стороны, этот стиль речи является разновидностью литературного языка. С другой стороны, он отличается от книжных стилей (научного, публицистического и т. д.) сферой употребления, стилевыми чертами и особенностями используемых языковых средств.

Укажем жанры разговорного стиля, с помощью которых реализуется его коммуникативная функция.

Жанры разговорного стиля

Как уже отмечалось, разговорный стиль уместен в сфере бытовых и профессиональных неофициальных отношений. Его преобладающая форма — это устная речь, которая реализуется в жанре беседы, телефонного разговора, спора, комплимента, поздравления и пр.

Разговорный стиль используется также в некоторых письменных жанрах: записках, личной переписке (письма), дневниковых записях, блогах в интернете, смс-сообщениях.

Мастера слова употребляют этот стиль и в художественной литературе как средство характеристики персонажа.

Стилевые черты

Для разговорного стиля русского языка характерны следующие стилевые черты:

  • непринуждённость, неофициальность;
  • экспрессивность
  • неподготовленность
  • свободный выбор языковых средств;
  • использование невербальных средств общения (мимика, жесты, реакция собеседника).

В отличие от публицистики, науки, официально-деловой сферы в непринужденном общении говорящий не отбирает тщательно языковые средства, а свободно применяет весь спектр слов, оборотов речи, фразеологических сочетаний, известных ему и востребованных непосредственно в момент речи.

Особенности языковых средств разговорного стиля речи

Разговорный стиль кардинально отличается от книжных стилей выбором языковых средств. Важную роль в его звуковом оформлении играет фонетическая сторона речи: интонация, паузы, ритм и темп речи, логическое ударение, индивидуальное произношение звуков и слов.

Разговорный стиль речи

В разговорной речи отметим быстрый темп речи, меньшую тщательность артикуляции звуков, результатом чего является неотчетливое произношение и искажение (редукция) звуков. Некоторые слова произносятся с другим ударением, отличающимся от акцентологической нормы литературного языка:

  • зво́нит, зво́нишь вместо звони́т, звони́шь;
  • кухо́нный вместо ку́хонный;
  • ба́ловать вместо балова́ть;
  • по́няла вместо поняла́ и т.д.

В непринужденном общении говорящие не стремятся подбирать слова и обороты речи. Для разговорного стиля характерен непреднамеренный выбор лексических средств языка.

Такой подход обусловил специфику лексики разговорного стиля:

  • сочетание нейтральной и разговорной лексики;
  • употребление просторечных слов и выражений (стырить, нафиг, влипнуть);
  • конкретные слова преобладают над абстрактными существительными;
  • использование слов с суффиксами субъективной оценки с уменьшительно-ласкательным значением или преувеличения, неодобрения (старушка, худющий, холодище, старикан, вечерком);
  • употребление метафор («винегрет», «каша» вместо «путаница», «кисель» о бесхарактерном, вялом человеке);
  • усечение слов (препод, безнал, маг, напряг);
  • замена словосочетаний одним словом (электричка, маршрутка, сгущёнка).

На морфологическом уровне разговорного стиля отметим

  • наличие особых звательных форм (Лен, Петь, Саш, Людк);
  • использование существительных с окончанием (из дому, в отпуску) и (договора́, бухгалтера́, плинтуса́);
  • употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа с нулевым окончанием (пять грамм,  ящик мандарин, апельсин, помидор);
  • использование приставочных форм сравнительной степени наречий с суффиксами -е, -ей (получше, посмелей, побыстрей);
  • преобладание глаголов, личных местоимений, междометий, частицы в качестве сказуемых (пойду скажу, сидит пишет, же, ну, вот);
  • отсутствие причастий, деепричастий, кратких форм прилагательных.

В построении фраз и предложений разговорного стиля чётко прослеживается стремление к экономии языковых средств. Это проявляется следующими особенностями:

  • неполные предложения;
  • преобладание простых предложений над сложными;
  • употребление отглагольных междометий вместо глаголов в качестве сказуемых (Кошка шмыг из кухни. Мальчишка шасть в огород!)
  • безличные предложения;
  • вопросительные и побудительные предложения.

В качестве иллюстрации приведем пример широкого использования в разговорном стиле речи неполных предложений:

— Вчера купил новый смартфон.

— За сколько?

— Дорого!

— И всё же?

— Коммерческая тайна!

Итак, разговорный стиль обладает ярким своеобразием языковых черт, иногда выходящих за рамки нормированного литературного языка. Этот стиль служит убедительным доказательством того, что в нем могут быть отступления от нормы литературного языка из-за употребления слов и оборотов речи со сниженной, грубой, просторечной окраской. Но разговорная речь образованных людей является частью литературного языка, книжные стили которого связаны строгими нормами.

Разговорный стиль в художественной литературе

В своих произведениях художники слова мастерски используют разговорный стиль речи.

Известный писатель-сатирик М. Зощенко строил свои рассказы в виде непринужденной беседы с читателем. Его герои рассказывают о себе в манере устной разговорной речи, что делает их образы ёмкими и выразительными. Даже не услышав голоса и не получив скрупулезного описания внешности, читатель ярко представляет себе героя повествования.

И зачем только дозволяют пассажирам на третьих полках в Москву ездить? Ведь это же полки багажные. На багажных полках и пущай багажи ездят, а не публика. А говорят — культура и просвещение! Иль, скажем, тепловоз теперь к поездам прикрепляют и ездят после. А между прочим — такая серость в вагонах допущается. Ведь это башку отломить можно. Упасть вниз. Вниз упадешь, а не вверх.

М. Зощенко. Пассажир

Сам писатель утверждал: «Я пишу на том языке, на котором говорит и думает улица». С помощью разговорной речи автор создал яркое впечатление о характере персонажа. Писателя интересует прежде всего внутренний мир героя, мышление внешне культурного, но по сути своей мещанина.

Видео «Разговорная речь (11 класс)»

Особенности разговорного
стиля речи

Автор: Соловьева Евгения Юрьевна

Организация: ГБОУ Лицей №1535

Населенный пункт: г. Москва

Пояснительная записка

Урок русского языка в 10 классе по теме «Особенности разговорного стиля речи» рассчитан на проведение в классах с углубленным изучением предмета.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.

Форма урока: исследование языкового материала с применением ИКТ (презентация), беседа, индивидуальная работа.

Цель: достижение образовательных результатов:

  • Предметный результат: совершенствование знаний учащихся о разговорном стиле речи.
  • Метапредметный результат: обучение умению анализировать информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе полученной информации, устанавливать логические связи, обобщать способы действия, создавать собственные высказывания с учётом замысла
  • Личностный результат: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности, стремление к речевому самосовершенствованию

Задачи урока через планируемые результаты:

  • Познавательные: осознание познавательной задачи, извлечение необходимой информации, понимание и интегрирование её в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование и применение с учётом решаемых задач, обучение анализу, обобщению, умению делать выводы и строить речевые высказывания.
  • Регулятивные: формирование умения самостоятельно формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, осуществлять пошаговый контроль способов решения, корректировать результаты.
  • Коммуникативные и личностные: сохранение и развитие умения вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в коллективе, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу, формирование сознательного отношения к учебной деятельности.

Методы:

  • по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, исследовательский;
  • по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
  • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование электронного носителя;
  • стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;
  • интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
  • контроля и самоконтроля: устный, письменный;
  • по организации деятельности: индивидуальные, фронтальные.

Оборудование:

  1. проекционный аппарат
  2. smart-доска
  3. ноутбук

Программное обеспечение:

  1. Windows XP
  2. Microsoft Office XP
  3.  Power Point

I. Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие и проверка готовности к уроку. Положительный настрой на урок.

Регулятивные УУД: самоконтроль.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Определение темы и постановка целей урока.

Регулятивные УУД целеполагания.

Коммуникативные УУД: умение выражать мысли.

Слово учителя: Сегодня мы продолжаем разговор о стилях речи и обращаемся к разговорному стилю. Нам предстоит вспомнить такие понятия, как «функциональные стили», «книжные стили», «особенности стиля».

Запишите тему урока. Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия (ответы учащихся).

Цель: мотивация учащихся.

III. Повторение основных понятий

Беседа с учащимися о месте разговорного стиля речи среди других стилей:

1.Назовите известные вам стили речи.

2.В какой речевой ситуации используем разговорный стиль? Какова его функция? В какой форме существует. (Разговорный стиль речи используется в бытовой сфере. Выполняет функцию общения, реже – сообщения. Существует как в устной, так и в письменной форме.).

3.Каковы типы языковых особенностей различных стилей? (Лексические, морфологические, синтаксические).

IV. Выявление особенностей разговорного стиля

Личностные УУД: желание совершенствовать имеющиеся знания и умения.

Регулятивные УУД: самоконтроль, коррекция, взаимоконтроль, взаимопомощь при сотрудничестве, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

Познавательные: понимание предоставленной информации; постановка, осознание и решение познавательной задачи; самостоятельное создание способов решения проблемы; анализ с целью выделения признаков; анализ, структурирование информации; определение причинно-следственных связей; осуществление анализа, обобщения; умение слушать, понимать, выполнять учебно-познавательные действия.

Коммуникативные УУД: умение вести учебный диалог с учителем, отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; участие в общей беседе; умение выражать мысли; умение строить небольшое монологическое высказывание.

Задание 1

Прочитайте диалог. К какому стилю речи он относится? «Переведите» диалог на кодифицированный язык.

А. «Охотный ряд» мне как лучше?

Б. «Охотный ряд» – это же «Театральная», «Площадь Революции» / это же всё равно //Вот «Театральная» Вам удобней //.

Вариант «перевода».

А. Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, как мне доехать до станции «Охотный ряд»?

Б. Здравствуйте. Станция «Охотный ряд» соединена переходом со станциями «Театральная» и «Площадь Революции». Вам надо доехать до «Театральной» и перейти на станцию «Охотный ряд».

Относится ли разговорный стиль к книжным? Почему? (Нет. В большей степени существует в устной форме. Одна из ведущих черт – неподготовленность, спонтанность, а значит, зачастую – нарушение языковых норм, что объясняет особенности разговорного стиля. Таким образом, разговорный стиль противопоставлен книжным стилям).

Фонетические особенности

Задание 2

Прочитайте слова и словосочетания, учитывая запись транскрипции. Как эти слово звучат в кодифицированной речи? Каковы фонетические особенности разговорного стиля?

[т`а] тебя зовут                                                     [с`ьръно] все равно

[н`ич`о] ничего особенного                                 [в^щ’э] вообще

[щ`ас] сейчас                                                         [слушт`] слушайте

[скокъ] сколько есть                                             [ч`о] что сказать

[к^да] когда встретимся                                       [драс`т`] здравствуйте

Редукция (ослабление, сокращение) звуков и слогов, упрощение согласных.

Есть ли фонетические особенности у других стилей речи? (Нет, наличие фонетических особенностей – черта разговорного стиля.)

Задание 3

Прочитайте предложения в произношении, свойственном:

а) книжным стилям

б) разговорному стилю.

1) Может быть, ему не передали письмо?

2) Опять он пришел со своими вопросами.

3) Об этом Наталья Павловна говорила.

4) А он говорит: «Что ты волнуешься? Когда дочитаешь книгу, тогда и вернешь».

5) Александр Юрьевич ведет занятия не в 51-ой, а в 52-ой аудитории.

6) Перенесите, пожалуйста, вещи в другую комнату.

Вариант ответа:

1)[можбыт’]

2)[с^им’и]

3)[н^тал’палнъ] [гр’илъ]

4)[гр’ит] [ч’о] [вълнушс’] [к^да] [т^да]

5)[санj’ур’ич’] [п’ицот]

6)[бжалстъ]

Лексические особенности.

Задание 4

Опираясь на примеры, определите лексические особенности разговорного стиля речи. Приведите свои примеры.

1) маршрутка – маршрутное такси                   

    визитка – визитная карточка                              

   газировка – газированная вода    

Вариант ответа:

стяжение (сокращение словосочетания «прилагательное (причастие) плюс существительное» до существительного с использованием суффикса): морозильная камера = морозилка, сгущённое молоко = сгущёнка, тушёное мясо = тушёнка, подсобное помещение = подсобка, столовая комната = столовка, моторная лодка = моторка;

2) поступил – поступил в институт                   

сдал – сдал экзамен

Вариант ответа:

использование конденсатов (использование глагола вместо глагольного сочетания): посадили в тюрьму = посадили, сняли с должности = сняли;

3) за мной в пиджаке и женщина с коляской

встречаемся у Пушкина

зеленый Шекспир

Вариант ответа:

метонимия: читал Достоевского (произведения), интересная книга (содержание), купила серебро (изделия из серебра);

4) ксерануть, закавычить, сфоткать

Вариант ответа:

окказионализмы, в том числе образованные от аббревиатур: зомбоящик, фээсбэшник, проэсэмэсь. пропиарить;

5) фронтмен, экшн с элементами квеста, фьюжн-меню

Вариант ответа:

В современной разговорной речи активна заимствованная лексика, в том числе русифицированная: троллинг, флуд, фламер, хэппибёздить;

6)врать, хапнуть, мозги вспухли, весна на носу

Вариант ответа:

разговорные слова и фразеологизмы: ни ухом ни рылом, дурью маяться, крыша поехала, покумекать, обрыдло.

Словообразовательные особенности

Задание 5

Опираясь на данные примеры, определите, какая словообразовательная особенность характерна для разговорного стиля речи. Приведите свои примеры.

препод, литера (или литра)

Вариант ответа:

усечение основы: чел = человек, бутер = бутерброд, физра = физкультура, госы = госэкзамены

Задание 6

Образуйте от нижеперечисленных слов разговорные с помощью характерных для этого стиля суффиксов и приставок:

         Холод –                                   свеча –                          вода –                                 худой –                              

         голос –                                     вечер –                         веселый –                            здоровый –                        

         сестра –                                    работа –                       жарить –                            предел –                              

Вариант ответа:

         Холод – холодина            свеча –  свечка          вода –  водица                           худой – худющий                            

         голос – голосище       вечер – вечерок    веселый – развеселый           здоровый – здоровенный                      

         сестра – сеструха     работа – работёнка    жарить – нажарить           предел – беспредел                            

Морфологические особенности.

Задание 7

Опираясь на данные примеры, определите, какие морфологические особенности характерны для разговорного стиля речи. Приведите свои примеры.

1) Маш, дай ластик.

2) Не хватило пять рублей.

3) Раз пришел, садись.

4) А вот он ну прямо как ребенок!

Вариант ответа:

1)особая (усеченная) форма обращений

2)отсутствие склонения числительных

3)разговорные союзы

4)обилие частиц и междометий

Задание 8

Какие части речи малоупотребительны в разговорном стиле речи? С чем, на ваш взгляд, это связано?

Вариант ответа:

Малоупотребительны причастия и деепричастия, краткие прилагательные, что связано с динамикой разговорной речи.

Синтаксические особенности

Задание 9

Опираясь на данные примеры, определите, какие синтаксические особенности характерны для разговорного стиля речи.

1) Привези мне поедешь какой-нибудь сувенир.

2) Кофточка эта с кружевом/ покажите мне.

3) У них прекрасная спортплощадка там//. – Прекрасная / ты был?

4) Наверное / подогреть нужно / да //? Этот суп//

Вариант ответа:

1)свободный порядок слов

2)использование именительного падежа вместо косвенных

3)использование неполных предложений

4)активное использование уточняющих и вводных конструкций

Задание 10

V. Закрепление материала.

Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.

Личностные УУД: самоопределение, мотивация учения, смыслообразования.

Коммуникативные УУД: умение слушать, принятие решения и его реализация.

Регулятивные УУД: оценка результатов своей работы.

Проанализируйте записи устной речи, отметьте фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические и синтаксические особенности.

1. – Але// Юрк / эт ты?

– Угу.

– Ну и че / готово?

– А то.

– Так быстро?

– Да не // не быстро…

– Ага / не быстро // это так некоторым кажется / которые уже сделали // а вот некоторым…

– Ну да / некоторые / они все знают // как же – как же.

– И чего / приезжать мне забирать?

– Давай // а то уйду я скоро.

– Ну давай / я мигом. Будь!

– И ты // Пока!

Есть ли сходство разговорного стиля с другими стилями речи? (Да. Конечно, это лексические средства языка, лексика. В разговорном стиле речи используем лексику разных стилей (и книжных, и разговорного).

В чем отличия разговорного стиля речи от других стилей, если лексика его во многом совпадает? (Учащиеся отвечают, другие учащиеся и учитель корректируют ответы.)

Разговорный стиль функционирует в повседневно-бытовой сфере. Реализуется в форме непринужденной, неподготовленной монологической или диалогической речи. Основная функция – частное общение. В сфере массовой коммуникации разговорная речь неприменима.

Разговорный стиль речи имеет свои фонетические, лексические и грамматические особенности. Характерной чертой разговорной речи является ее лексическая разнородность. Это объясняется тематическим разнообразием разговорной речи.

Разговорной речи свойственно использование эмоционально-экспрессивно окрашенной лексики, так как говорящий выражает свое личное мнение о предмете речи и отношение к нему.

Порядок слов в разговорной речи отличается от используемого в письменной. Акцент на главной информации делается с помощью интонации. Порядок слов в разговорной речи свободный.

Языковые особенности разговорного стиля – сведение до минимума заботы о форме выражения мыслей, стремление к выражению максимума информации при минимуме средств, отсюда сжатость, краткость, неточность, небрежность в фонетике, синтаксисе, а также активное использование невербальных средств (жестов, мимики, поз).

VI.Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива

Была ли на уроке информация, показавшаяся вам новой, интересной? Чем помог урок? Есть ли трудности, на которые ещё надо обратить внимание? Что считаете наиболее важным для себя на прошедшем уроке?

Оцените свою работу на уроке.

Задание 10 (Домашнее задание)

Найдите элементы разговорного стиля в устных текстах стиля массовой коммуникации. Сделайте правку предложений по законам письменной речи.

1) И вот еще одно стихотворение, которое я бы хотел остановиться особо.

2) У нас есть, сейчас мы открыли такой театр, в котором все спектакли играются двумя-тремя актерами и при этом собирают полный зал.

3) Кстати, они крутятся вокруг одной и той же темы, эти вопросы.

4) Чем он силен, премьер-министр, так это умением подбирать себе совершенно безамбициозную команду.

5) Жаль, обычный человек не может высказаться прийти на вашу передачу.

6) У него есть в «Современнике» выходила книга «Нерв» вскоре после смерти.

7) Я совершенно не согласен с либеральными экономистами то, что монетаризм – единственный выход для экономики России.

8) Они так удачно играли, что их заприметило телевизионное начальство.

Вариант ответа:

1) Вот еще одно стихотворение, на котором я бы хотел остановиться.

2) Недавно мы открыли такой театр, в котором все спектакли играют два-три актера и при этом собирают полный зал.

3) Кстати, эти вопросы касаются одной темы.

4) Премьер-министр силен умением подбирать себе команду без амбиций.

5) Жаль, обычный человек не может прийти на вашу передачу и высказаться.

6) В «Современнике» вскоре после смерти поэта вышла его книга «Нерв».

7) Я совершенно не согласен с либеральными экономистами в том, что монетаризм – единственный выход для экономики России.

8) Они так удачно играли, что их заметило руководство телевизионного канала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гусарова И.В. Русский язык: 10 класс: профильный уровень. – М.: Вентана-Граф, 2011
  2. Манева О.А., Михайлова И.М. Стилистика: учебное пособие для учащихся 10-11 классов. – М.: Вентана-Граф, 2006
  3. Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009
  4. Руженцева Н.Б. Культура речи: нормы русского языка. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005
  5. Солганик Г.Я. Русский язык. 10-11 классы. Стилистика. – М.: Дрофа, 1995
  6. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М.: Издательский центр «Академия», 2002
Опубликовано: 06.09.2016

Содержание статьи

  • Что такое разговорный стиль: основные черты
  • Лексика разговорного стиля речи
  • Стилистические особенности разговорного стиля
  • Жанры разговорного стиля в устной и письменной речи
  • Примеры разговорного стиля в общении
  • Примеры разговорного стиля в художественной литературе
  • Особенности языковых средств разговорного стиля речи
  • Фонетика разговорного стиля
  • Морфология
  • Особенности синтаксических конструкций

Русский литературный язык используется в разных ситуациях общения и выступает в виде одного из пяти функциональных стилей речи; каждый из них характеризуется сферой применения и набором языковых средств, уместных в контексте высказывания. Книжные стили (художественный, официально-деловой, публицистический и научный) противопоставляются разговорному стилю речи, примеры употребления которого можно встретить не только в устном общении, но и в литературных произведениях.

Общение

Что такое разговорный стиль: основные черты

Важнейшая задача разговорного стиля речи — обеспечить неофициальную коммуникацию на повседневно-бытовом уровне. Для этого употребляются следующие языковые средства:

  • упрощенные синтаксические конструкции;
  • редуцированные фонетические формы слов;
  • особая лексика — допустимы просторечия, диалектизмы, профессионализмы.

Применение таких языковых инструментов убыстряет процесс общения и одновременно повышает эмоциональность высказывания.

Сфера использования разговорного стиля — диалог, устное высказывание, обращенное к одному или нескольким собеседникам. Повышенное значение приобретает бытовой контекст, невербальные (неязыковые) способы передачи информации — жестикуляция, интонация, мимика. Отсюда и повышенная экспрессивность разговорной речи, ее выраженная эмоциональная окраска.

К основным признакам разговорного стиля также относится тематика высказываний. Чаще всего это конкретные повседневные ситуации, переживания и предметы. Отсюда — отсутствие целых пластов лексики. Слова с абстрактным значением, славянизмы, поэтически окрашенные и возвышенные для повседневной разговорной речи не характерны.

Лексика разговорного стиля речи

Эмоциональность и выразительность разговорного стиля речи ярко проявляется на лексическом уровне. При повседневном общении не употребляются книжные слова и обороты, а также словоформы со стилистическими пометами «возвышенное», «поэтическое», «устаревшее».  Предпочтение отдается лексике с ярко выраженной экспрессивной окраской или нейтральным словам с конкретно-понятийным значением.

Лексика разговорного стиля речи

Лексические средства выразительности разговорного стиля весьма разнообразны:

  • просторечия, жаргонные слова и выражения (болтаться, помаленьку, слегонца, деляга, тягомотина);
  • усечения и сокращения (препод, магаз, электричка);
  • фразеологизмы (не бей лежачего — о работе; дело в шляпе — о какой-нибудь ситуации с явным вариантом разрешения);
  • словосочетания преобразуются в одно слово (отпускные и декретные выплаты сокращаются до декретных и отпускных, плащевая ткань до плащевки);
  • вместо нейтральных по стилистической окраске слов используют четко маркированные словоформы с уменьшительно-ласкательными суффиксами или суффиксами, придающими уничижительную или отрицательную окраску: старушенция и старушонка вместо старухи, училка вместо учительницы, деваха вместо девушки, доченька и дочурка вместо дочери;
  • метафоры с ярко выраженной образностью используются как средство оценки человека или события (бедлам в смысле беспорядок, халтура вместо некачественно выполненной работы).

Стилистические особенности разговорного стиля

Стилистические особенности разговорного стиля речи достаточно характерны и легко определяются на конкретных примерах.

  1. Преобладает устная форма высказывания. В письменном виде разговорный стиль встречается только в художественной литературе и преимущественно в прямой речи героев (реже — в авторском тексте).
  2. Повседневная коммуникация неподготовлена, спонтанна и ситуативно обусловлена. Участник диалога не подбирает слова и конструкции, и часто нарушает языковые нормы, характерные для литературного русского языка.
  3. Важно не только смысловое значение высказывания, но и его эмоциональная окраска.
  4. Темы, характерные для разговорного стиля, конкретны и обыденны.
  5. Языковые средства используются предельно экономно. Отсюда — преобладание неполных синтаксических конструкций, субстантивов, упрощенных фонетических и словообразовательных форм.

Жанры разговорного стиля в устной и письменной речи

Разговорный речевой стиль реализуется в устном и письменном вариантах. Для устной формы разговорного стиля характерны жанры беседы с одним или несколькими участниками и телефонного разговора. Причем основные черты неформального общения реализуются только при неофициальной коммуникации. Если беседа или телефонный разговор происходит в рабочей обстановке, черты разговорного стиля могут и не проявляться.

Жанры разговорного стиля в устной и письменной речи

Жанры письменного разговорного стиля более многочисленны:

  • заметки и записи для частного использования;
  • переписка на личные темы;
  • электронные письма и сообщения;
  • общение на интернет-ресурсах.

Отдельно необходимо упомянуть о разговорном стиле в художественной прозе. Автор использует элементы разговорного стиля для характеристики персонажей и повышения экспрессивности произведений.

Примеры разговорного стиля в общении

В устной речи собеседники обмениваются короткими репликами, и только если слушатели проявят интерес к высказыванию, возможен более продолжительный монолог:

«Разговаривал вчера с земляком. Представляешь, переехал из своей хрущевки в новый дом, ушел с завода и устроился на вахту. Обещали работу — не бей лежачего, зарплату хорошую, все дела, а на деле кормят завтраками, еще и трудовую не отдают. Вот жулье! А что ему теперь делать? В суд собрался, а там тоже деньжищи требуют, и немалые. У меня помощи просит, а у меня тоже ни копейки за душой.»

Все основные черты разговорного стиля присутствуют:

  • спонтанность и неподготовленность высказывания;
  • повышенная экспрессивность (деньжищи, жулье);
  • фразеологизмы (ни копейки за душой);
  • сокращенные слова (хрущевка).

Важно! В разговорной речи редко присутствуют описания и строгие определения понятий. Преобладают живые эмоции и экспрессивные высказывания.

Примеры разговорного стиля в художественной литературе

Наиболее ярко разговорный стиль проявляется в диалогах персонажей:

«Мне стало невмоготу.

—Да ну, Любовь Никитична, предрассудки все это. Знаете что, пойду-ка я на боковитского и устрою храповитского. Жар у меня, кажется.

— Иди, голубчик. Носки не снимай — собачья шерсть она самый нагрев дает.

Разговорный стиль речи – основные черты и стилистические особенности

На ватных ногах я добрался до своего флигелька. Меня трясло, зубы клацали, мысли кружились на карусели…»

А. Сегень. Надпись на стене.

Основная цель автора — создать максимально реалистичный текст и дать речевую характеристику персонажей. Для этого подходят средства выразительности, присущие разговорному стилю. В приведенном тексте характерными особенностями являются:

  • просторечные слова и обороты (невмоготу, клацали);
  • эмоционально окрашенные словоформы (голубчик, храповицкого, боковитского);
  • короткие рубленые реплики, упрощенные и не всегда нормативные синтаксические конструкции («…собачья шерсть — она самый нагрев дает»).

Особенности языковых средств разговорного стиля речи

Выразительные средства, формирующие разговорный речевой стиль, проявляются не только в лексике, но и на других языковых уровнях. Причем только для разговорной речи (в противовес книжным стилям) важен уровень невербальной коммуникации и некоторые фонетические особенности высказывания. Жестикуляция, выразительная мимика, подчеркнутые интонационные акценты — все это относится к особенностям спонтанной устной речи в неформальной обстановке. Употребление конструкций, не вполне укладывающихся в нормы современного синтаксиса или ошибки в ударениях вполне допустимы в неподготовленном высказывании.

Фонетика разговорного стиля

В быстрой речи ослабляется произношение гласных и упрощаются группы согласных. Характерные разновидности разговорного произношения часто связаны с диалектными особенностями речи на конкретной территории (убират вместо убирает).

Существуют и традиционные ошибки в ударениях, которые допустимо не исправлять в живой речи: звонишь и балуешь с ударением на первую гласную, понЯл, а не пОнял и другие.

Для разговорного стиля характерен ускоренный темп речи, невнятное произношение звуков, повышенный тон высказывания, и все это укладывается в рамки нормы.

Морфология

В разговорном стиле употребляются некоторые спорные грамматические формы:

  • звательные обращения, образованные как усеченная форма именительного падежа единственного числа нарицательных и собственных существительных (дядь от дядя, Зин от Зина, Вить от Витя);
  • редкое использование «сложных» частей речи, таких как деепричастие, полное и краткое причастие, краткие прилагательные;
  • в сочетаниях типа шесть килограммов или коробка помидоров используются существительные с усеченным окончанием (помидор вместо помидоров);
  • функцию сказуемого выполняют личные формы глаголов, междометия, частицы;
  • сравнительная форма прилагательных образуется с помощью приставки по- и окончания -ее или -ей (пошустрее, покрасивей);
  • множественное число некоторых существительных образуется с помощью окончания -а, а не -ы (бухгалтера, плинтуса).

Особенности синтаксических конструкций

Экспрессию и эмоциональность разговорного стиля передают и некоторые синтаксические формы:

  • краткие простые предложения используются чаще сложных форм, причем сложноподчиненные структуры отсутствуют в живой речи практически полностью;
  • часто употребляют вопросительные предложения, восклицания, побудительные формы;
  • неполные и безличные предложения встречаются и в письменных, и в устных жанрах разговорного стиля.

Разговорная речь активно меняется, формирует новую языковую норму и новые лексические пласты. На примере разговорного стиля речи изучают актуальное состояние языка и тенденции к его изменению. Роль живого речевого общения сложно переоценить и в неформальной обстановке, и в отношении языковых исследований.

В лексике и фразеологии-подавляющее количество слов — общеупотребитель¬ные, нейтральные.
Словообразовательные особенности-Широко употребительны суффиксы субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности и др. (лапушка, солнышко, холодина, грязища); с окраской разговорности: -к- (ночевка, свечка), -яга (работяга, деляга), -ятина (дохлятина, пошлятина), -ша (докторша, билетерша).

Образование прилагательных оценочного значения (глазастый, худющий, здоровенный), глаголов (пошаливать, поговаривать, здороветь, похудать).

Для усиления экспрессии используется удвоение слов (большой-пребольшой, глазастый-преглазастый, черный-черный).
В морфологии:

нет преобладания существительного над глаголом. Глаголы здесь встречаются чаще. Чаще (чем в художественном стиле речи) употребляются личные местоимения и частицы (в том числе разговорные: ну, вот, ведь).

Весьма употребительны притяжательные прилагательные (Петина сестра, Федорова жена).

Причастия встречаются редко, деепричастия почти не встречаются. Редко употребляются краткие прилагательные.

Среди падежных образований употребительны варианты форм родительного и предложного падежей на -у (из дому, в отпуску, нет сахарку).

Тенденция: не склонять первую часть собственного имени (к Иван Иванычу), не склонять составные числительные (из двести тридцать пять), склонять аббревиатуры (в РАИе).

Разнообразны временные значения глагола (прошедшее и будущее в значении настоящего). Широко используются глагольные междометия (прыг, скок, бух).

Характерные особенности синтаксиса- неполные предложения, вопросительные и побудительные предложения.

Добавить комментарий