Что такое энгармонически равные тональности?
Энгармони́зм (от др.-греч. ἐν- «в» + ἁρμονία «гармония») — совпадение по высоте различных по написанию звуков, интервалов, аккордов, тональностей.
Как образовались энгармонически равные тональности
Знаки альтерации позволяют назвать одну и ту же ноту разными именами. Например, клавиша до# также может быть названа ре♭, ре# совпадает с ми♭. Ми# звучит так же, как фа, а до♭ — так же, как си. Это явление в теории музыки называется энгармонизмом.
Таким образом появились тональности, которые звучат одинаково, а записываются по-разному.
Какие тональности относятся к энгармонически равным
В квинтовом круге тональностей можно увидеть, что тональности с 5, 6, 7 знаками имеют энгармонически равные тональности.
К энгармонически равным относятся тональности:
Си мажор и До♭ мажор
Фа# мажор и Соль♭ мажор
До# мажор и Ре♭ мажор
соль# минор и ля♭ минор
ре# минор и ми♭ минор
ля# минор и си♭ минор
Это три пары взаимно-равных тональностей, в которых диезы могут быть заменены бемолями, и наоборот. Энгармонизм очень удобно использовать при модуляции в далёкие тональности.
Обратите внимание, что сумма диезов и бемолей в этих парах тональностей равна всегда 12.
Произведения с семью знаками при ключе
Если на уроке по специальности вам предложат сыграть гамму До# мажор, конечно, вы мысленно пожмёте плечами, а потом представите себе Ре♭ мажор, и спокойно исполните эту гамму. Это же логично, зачем думать о семи диезах при ключе (До# мажор), если их можно заменить на пять бемолей (Ре♭ мажор).
Однако, композиторы придерживаются другого мнения. Некоторые произведения написаны именно в тональностях с семью ключевыми знаками.
Например, Прелюдия и фуга До# мажор из I тома ХТК И.С.Баха:
Ф.Шопен. Контрданс Соль♭ мажор имеет среднюю часть в До♭ мажоре:
Романс П.Чайковского «Колыбельная», написан в ля♭ миноре. На просьбу друзей и исполнителей заменить тональность ля♭ минор на равную ей соль# минор, Чайковский отвечал, что эти тональности звучат совсем по-разному.
Вот вы представьте себе… Соль# минор — это повышенная тональность соль минор. Конечно, она звучит возвышенно, звонко, прозрачно… А ля♭ минор — это пониженная тональность ля минор. Она воспринимается, как приглушённая, подавленная, хмурая. Это различие между соль# и ля♭ можно услышать на струнных инструментах или в вокальном исполнении:
Ну, и осталась последняя тональность — ля# минор. Вот с ней-то получилось большое затруднение. Произведений, написанных в ля# миноре практически нет! Нам удалось разыскать две прелюдии немецкого композитора Иоганна Христиана Генриха Ринка, жившего на рубеже 18-19 веков.
Послушайте, как красиво звучит эта редкая тональность ля# минор с семью диезами при ключе:
Если вам известны произведения, написанные в ля# миноре, напишите нам, мы будем рады!
Как и отдельные
звуки, интервалы или аккорды, тональности
тоже могут быть энгармонически равны
между собой.
Энгармонически
равными являются тональности, имеющие
одинаковое ладовое наклонение и
расположенные на одной и той же высоте,
но тоники которых (а
следовательно, и все остальные звуки
при полном сохранении их ступеневого
значения и соответствующих обозначений)
называются
по-разному.
В принципе любая
тональность может быть заменена
энгармонически равной ей тональностью
(например: до мажор = си-диез мажор =
ре-дубль-бемоль мажор), но практическое
значение это имеет обычно в тех случаях,
когда посредством энгармонизма можно
тональность с большим количеством
знаков заменить тональностью с меньшим
количеством ключевых знаков альтерации.
Например:
132 Gis–dur
= As–dur
При энгармонических
заменах тональностей (как и отдельных
звуков) первоначально данные знаки
меняются на противоположные:
до-диез мажор
(Cis-dur) —
7
= ре-бемоль мажор (Des-dur) —
5
до-бемоль мажор (Ces-dur) —
7
= си мажор (H-dur) —
5
.
Лишь у одной пары
мажорных (а также параллельных им
минорных) тональностей при энгармонической
замене диезов на бемоли (или наоборот)
количество их остается неизменным: это
тональности фа-диез мажор (Fis-dur),
имеющий при ключе 6 диезов, и соль-бемоль
мажор (Ges-dur),
имеющий при ключе 6 бемолей. Именно в
этой точке замыкается круг построения
мажорных (и параллельных им минорных)
диезных и бемольных тональностей. Далее
любая из них может быть заменена более
простой, но уже с другим (меньшим)
количеством противоположных знаков
альтерации. Практически в музыке
используются в основном тональности
до семи знаков включительно, хотя изредка
в процессе развития музыкального
материала — при отклонениях и
модуляциях — встречаются и более
сложные (с двойными знаками) тональности,
как, например, соль-диез мажор, фа-бемоль
мажор, параллельные им миноры и т.д.*
[При этом
возникающие при ключе дубль-диезы
продолжают восходящий квинтовый диезный
ряд, только уже от фа-дубль-диеза,
а появляющиеся
дубль-бемоли — нисходящий квинтовый
бемольный ряд, начиная от си-дубль-бемоля.]
Ключевые обозначения
этих (и им подобных) тональностей будут
выглядеть так:
Gis-dur
Dis-dur Ais-dur Fes-dur Heses-dur
Eses-dur
(eis-moll)
(his-moll) (fisis-molf) и
т.д.
(des-moll) (gee-moll) ces-moll) и
т.д.
133
Здесь следует
обратить внимание на то, что дубль-диез,
так же как и дубль-бемоль, нельзя считать
за два знака — просто каждый из них
(в отличие от обычного диеза и бемоля),
соответственно, повышает или понижает
данный звук сразу на целый тон. И вообще
в семиступенном ладе количество ключевых
знаков альтерации не может превышать
количество самих основных ступеней
лада.
Таким образом, в
пределах употребительных тональностей
(то есть до семи знаков включительно)
сумма противоположных ключевых знаков
альтерации у энгармонически равных
тональностей всегда равняется числу
12 (см. примеры, приведенные в тексте на
стр. 109). Зная это, легко определить,
сколько и каких именно знаков альтерации
должно быть при ключе в энгармонически
равной тональности. Например, в тональности
ля-диез минор — 7 диезов, следовательно,
в энгармонически равной тональности
си-бемоль минор будет 5 бемолей (12 —
7 = 5).
Определение
количества ключевых знаков альтерации
в тональностях с двойными знаками (как
и в обычных тональностях) можно
производить, отсчитывгая их по квинтовому
кругу. Однако прочное знание ключевых
обозначений в простых тональностях
позволяет ускорить этот процесс. Ход
рассуждений в данном случае должен быть
таков: например, тональность ре мажор
имеет два диеза, если же строить мажорный
лад от ре-диеза,
то все ступени
при этом должны повыситься на полтона,
следовательно, там, где были диезы,
появятся дубль-диезы, а у остальных
ступеней — диезы. Итак, в ре-диез
мажоре при ключе должны находиться 2
дубль-диеза и 5 диезов.
Аналогичные
действия следует производить и в других
подобных случаях. Например: в фа мажоре —
1 бемоль, следовательно, в фа-бемоль
мажоре, где все ступени понизятся на
полтона, будет 1 дубль-бемоль (вместо
бемоля) и 6 бемолей (а всего — 7 знаков).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Едва музыкант начинает разучивать новое музыкальное произведение, первым делом он определяет тональность. И неважно, на каком инструменте музыкант играет, занимается вокалом или просто учит номер по сольфеджио. Без четкого понимания тональности учить новое произведения очень сложно. А уж если речь заходит о гармонии… Умение строить аккорды целиком основывается на понимании тональности.
Тональность
Что же такое тональность? Определения этого слова бывают различными, это зависит и от этапа обучения, и от автора учебника. Возможны следующие определения слова “тональность”:
- Тональность – имя лада.
- Тональность – высота лада.
- Тональность – высотное положение лада (“Элементарная теория музыки”, Способин).
- Тональность (классическая) – это централизованная, функционально-дифференцированная, в основе диатоническая двуладовая мажоро-минорная система аккордового типа, в которой аккорд является главным объектом развития, а общие закономерности определяются принципом тяготение-разрешение (“Гармония в западноевропейской музыке IX – начало XX века”, Л. Дьячкова).
Тональности бывают мажорные и минорные, это зависит от лада, который лежит в основе. Также тональности бывают параллельными, одноименными, а также энгармонически равными. Попробуем разобраться, что все это означает.
Параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности
Главные критерии, по которым определяется тональность, – лад (мажор или минор), ключевые знаки альтерации (диезы или бемоли, их количество) и тоника (самый устойчивый звук тональности, I ступень).
Если говорить о параллельных и одноименных тональностях, то здесь всегда лад различается. То есть если тональности параллельные – это мажор и минор, если одноименные – аналогично.
Параллельными называются мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые ключевые знаки и разные тоники. Например, это До мажор (C-dur) и ля минор (a-moll).
Можно увидеть, что в натуральном мажоре и миноре в данных тональностях используются одни и те же ноты, но I ступень и лад различны. Найти параллельные тональности легко, они расположены на расстоянии малой терции. Чтобы найти параллельный минор, необходимо построить от первой ступени малую терцию вниз, а чтобы найти параллельный мажор, нужно построить малую терцию вверх.
Также можно запомнить, что тоника параллельного минора находится на VI ступени натурального мажора, а тоника параллельного мажора – на III ступени минора.
Ниже дана таблица параллельных тональностей.
До мажор – ля минор
Диезные тональности
Соль мажор
G-dur
Ре мажор
D-dur
Ля мажор
A-dur
Ми мажор
E-dur
Си мажор
H-dur
Фа-диез мажор
Fis-dur
До-диез мажор
Cis-dur
ми минор
e-moll
си минор
h-moll
фа-диез минор
fis-moll
до-диез минор
cis-moll
соль-диез минор
gis-moll
ре-диез минор
dis-moll
ля-диез минор
ais-moll
Бемольные тональности
Фа мажор
F-dur
Си-бемоль мажор
B-dur
Ми-бемоль мажор
Es-dur
Ля-бемоль мажор
As-dur
Ре-бемоль мажор
Des-dur
Соль-бемоль мажор
Ges-dur
До-бемоль мажор
Ces-dur
ре минор
d-moll
соль минор
g-moll
до минор
c-moll
фа минор
f-moll
си-бемоль минор
b-moll
ми-бемоль минор
es-moll
ля-бемоль минор
as-moll
Одноименными называются мажорная и минорная тональности, у которых разные ключевые знаки и одинаковые тоники. Например, это До-мажор (C-dur) и до-минор (c-moll).
Понять суть одноименных тональностей можно даже из названия, у них одно имя, одна тоника. Одноименные тональности (в натуральном виде) отличаются III, VI и VII ступенями.
Энгармонически равными тональностями называются тональности, звуки которых, все ступени и созвучия которых энгармонически равны т. е. звучат одинаково, имеют одинаковую высоту, а записываются по-разному.
Например, если сыграть до-диез и ре-бемоль, они прозвучат одинаково, эти звуки являются энгармонически равными.
Примеры энгармонически равных тональностей
Теоретически для любой тональности можно найти энгармоническую замену, правда, в большинстве случаев получатся неупотребимые тональности. Главная же цель энгармонически равных тональностей – упростить жизнь исполнителю.
Основных причин для замены тональности две:
- Тональности заменяются для уменьшения количества знаков. Например, в До-диез мажоре 7 диезов, а в Ре-бемоль мажоре 5 бемолей. Тональности с меньшим количеством знаков являются более простыми, удобными, поэтому чаще применяется Ре-бемоль мажор.
- Для различных видов инструментов лучше подходят те или иные тональности. Например, для группы струнно-смычковых инструментов (скрипка, альт, виолончель) лучше подходят диезные тональности, а для духовых инструментов более удобны бемольные тональности.
Существует 6 пар тональностей, которые заменяются энгармонически, 3 мажорных и 3 минорных.
Примеры мажорных тональностей
До-диез мажор – 7 диезов
Cis-dur
Фа-диез мажор – 6 диезов
Fis-dur
Си-мажор – 5 диезов
H-dur
Ре-бемоль мажор – 5 бемолей
Des-dur
Соль-бемоль мажор – 6 бемолей
Ges-dur
До-бемоль мажор – 7 бемолей
Ces-dur
Примеры минорных тональностей
ля-диез минор- 7 диезов
ais-moll
ре-диез минор – 6 диезов
dis-moll
Соль-диез минор – 5 диезов
gis-moll
си-бемоль минор – 5 бемолей
b-moll
ми-бемоль минор – 6 бемолей
es-moll
ля-бемоль минор – 7 бемолей
as-moll
Если говорить о неупотребимых энгармонических заменах, то можно привести в пример такую тональность, как До мажор (нет знаков) и Си-диез мажор (12 диезов). Будет энгармонически равен До мажору и Ре-дубль-бемоль мажор (12 бемолей).
Тональности играют важную роль в творчестве композиторов, за некоторыми закрепляются определенные образы, например, со времен И. С. Баха си минор считается “черной” тональностью, а в творчестве Н. А. Римского-Корсакова Ре-бемоль мажор считается тональностью любви. Удивительно, что создаются циклы произведений, написанных во всех тональностях: 2 тома хорошо темперированного клавира И. С. Баха, 24 прелюдии Ф. Шопена, 24 прелюдии А. Скрябина, 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича. А один из залогов грамотного, успешного исполнения таких произведений – знание тональностей.
Энгармонизм
Энгармонизм – это совпадение по звуковысотности различных по написанию аккордов, интервалов и звуков. Проще говоря, одни и те же звуки, записанные по-разному. Но зачем записывать один и тот же звук несколькими способами? У музыкальных теоретиков есть на это ответ.
Тот строй, который музыканты используют последние 300-400 лет, называется темперированным. Этот строй формирует привычные нам 12 нот гаммы (7 белых и 5 чёрных). Это очень удобная система, благодаря которой мы можем сочинять и записывать музыку в любых тональности.
До появления темперированного строя существовали пифагоров и чистый строй. Применяя их в практике музыканты сталкивались с акустическим несовершенством. В некоторых тональностях возникали звуковые погрешности, проще говоря – фальш. Например ноты До и Си-диез не были идеально равны по звуковысотности.
С появлением же темперированного строя октава сформировалась в 12 равных полутонов, 12 звуков с равным расстоянием между собой. И таким образом каждый звук теперь мог быть выражен тремя разными названиями.
Например, нота «До» можно назвать Си диезом или Ре дубль-бемолем). Исключение составляет только звук Соль-Диез (Ля бемоль) – у него два названия.
Для нас, изучающих сольфеджио это открывает некоторые возможности для путаницы – ведь одни и те же звуки, аккорды и интервалы могут быть записаны по-разному.
Например, если малую терцию До-Ми бемоль записать как До-Ре Диез (одни и те же звуки), это будет уже не малая терция, а увеличенная секунда. Эти интервалы будут энгармонически равны.
Первый интервал будет называться Диатоническим, второй – хроматическим. Попробуйте также подвигать эти же звуки в обращении, поменять звуки интервалов местами, возникнет тот же «эффект». Когда мы берём эти звуки вне контекста, запись может быть любая. Но когда появляется тональность, необходимо быть внимательными.
Например, в До мажоре не может быть ноты До бемоль – До для До мажора натуральная ступень. А например в Соль-бемоль мажоре использовать До можно. Соль Бемоль-Ля бемоль-Си бемоль-До бемоль и так далее.
Энгармоническое равенство
Кстати, понятие энгармонического равенства понадобится вам чуть позже, когда вы будете изучать гармонические модуляции. Но сейчас рассмотрим более базовые вещи. Например аккорды.
Один и тот же аккорд может быть записанным по-разному. В таком случае он поменяет свою функцию в тональности.
Например, доминант септаккорд можно записать как альтерированный терцкварт аккорд II ступени. Звучание при этом будет идентично.
Энгармоническими ещё бывают тональности
Одним из первых композиторов, использовавших возможности новой темперации был Иоганн Себастьян Бах. Он создал знаменитый сборник из 24 Прелюдий и Фуг «Хорошо темперированный клавир», написанный во всех существующих тональностях.
Возможность свободно творить во всех 24 тональностях давала огромную свободу для музыкантов и расширяла возможности гармонии – именно тогда гармония в своём современном значении начала своё развитие. До Баха одно и тоже произведение записанное в разных тональностях звучало немного по-разному, возникал эффект расстроенности инструмента…
В общем, теперь достаточно очевидно, что энгармонически равными могут быть не только интервалы, но и тональности. При желании каждую тональность можно назвать двумя-тремя способами. Но какие-то тональности в музыкальной практике считаются употребительными, а какие-то нет. Используются тональности с 5-7 знаками, они могут иметь энгармоническое равенство.
До диез мажор = Ре бемоль мажор
До бемоль мажор = Си мажор
Фа диез мажор = Соль бемоль мажор
К каждой паре добавляется ещё три пары минорных параллельньых тональностей
Ля диез минор = Си бемоль минор
Ля бемоль минор = Соль диез минор
Ре диез минор = Ми бемоль минор
Количество знаков (бемолей-диезов) у каждой пары в сумме равняется 12.
Solemnis подготовил для вас несколько примеров энгармонизма звуков, интервалов и аккордов.
Главное помните: звучит одинаково, а в записи будет разное
Практические занятия по энгармонизму
Вы можете попробовать найти варианты энгармонизма самостоятельно. Поиграйте на фортепиано разные звуки, интервалы и аккорды. Играйте и называйте звуки. Потом назовите каждый звук как-нибудь по-другому (например вместо соль бемоля – фа диез). Замечайте как меняется смысл аккорда в зависимости от названия звуков. Хорошей тренировкой может быть игра или пение гамм с пропеванием или называнием каждого звука.
Музыкальный диктант
Музыкальные диктанты Содержание Онлайн курсы по сольфеджио: сольфеджио для поступающих сольфеджио с нуля экспресс лекции пробный вступительный экзамен Что такое музыкальный диктант? Музыкальный диктант — это базовое упражнение для развития нашего музыкального слуха. Как любое базовое упражнение, оно задействует сразу несколько наших музыкальных «мышц». Кроме тренировки слуха, мы развиваем нашу способность воспринимать и записывать ритм,
Прочитать
Сольфеджио
Сольфеджио Содержание статьи «Сольфеджио» Онлайн курсы по сольфеджио: сольфеджио для поступающих сольфеджио с нуля экспресс лекции пробный вступительный экзамен В первоначальном значении сольфеджио – это пение по нотам (в самом слове угадываются названия двух нот). Сейчас эта дисциплина включает в себя ещё несколько практик. На каждом уроке мы пишем диктант. Мы слушаем одну и ту
Прочитать
Правила приема во Владимирский областной музыкальный колледж
Правила приема во Владимирский областной музыкальный колледж имени А.П. Бородина Авторский онлайн курс от Яны Ли по сольфеджио для поступающих во Владимирский областной музыкальный колледж. Подготовим к сольфеджио с любого уровня на необходимый балл для поступления в музыкальный колледж Онлайн курс по сольфеджио для поступающих Содержание статьи «Правила приема во Владимирский областной музыкальный колледж »
Прочитать
Содержание
- Минорные гаммы
- Существует три вида минора:
- Примеры мажорных тональностей
- Энгармонически равные тональности
- Одноименные тональности
- А много ли вообще пар таких тональностей?
- Параллельные тональности
- В чем отличие параллельных тональностей
- Какие тональности считаются параллельными
- Энгармонизм тональностей
- Квинтовый круг тональностей
- Потренируемся (можно пропустить, если всё понятно)
- Как найти параллельную тональность?
- Как определить параллельную тональность ещё быстрее?
- Три вида параллельных тональностей
- Сколько тональностей всего
- Таблица параллельных тональностей с их знаками
- Для чего нужны тональности
Минорные гаммы
Сразу скажу: мелкие гаммы не меньше (и не менее важны) крупных. Просто ему дали такое несправедливое имя.
Как и мажорные гаммы, минорные гаммы состоят из восьми нот, первая и последняя из которых имеют одно и то же имя. Но порядок интервалов в них разный. Сочетание тонов и полутонов в минорной гамме выглядит следующим образом:
Тон — Полутон — Тон — Тон — Полутон — Тон — Тон
Напоминаю, что в мажоре это: Тон — Тон — Полутон — Тон — Тон — Тон — Полутон
Это может показаться комбинацией основных интервалов звукоряда, но на самом деле тона и полутоны расположены здесь в другом порядке. Лучший способ понять эту звуковую разницу — сыграть и услышать одну за другой мажорную и минорную гаммы.
Как вы могли заметить, основное различие между мажорной и минорной ладами заключается в третьей степени, называемой третьим тоном: в минорном он понижен, образуя интервал минорной трети (mZ) с тоникой).
Другое отличие состоит в том, что в мажорной гамме состав интервалов всегда постоянен, в то время как в минорной гамме на более высоких ступенях он может изменяться, что создает три различных типа минорных. Может быть, именно из этой многогранности минорной тональности получаются блестящие произведения?
Вы спросите, что это за разные виды?
Существует три вида минора:
- естественный
- гармонический
- мелодичный.
Каждому типу минора свойственна своя композиция интервалов. Вплоть до пятой стадии они одинаковы во всех трех, а варианты возникают на шестой и седьмой.
Натуральный минор — тон — полутон — тон — тон — полутон — тон — тон
Гармонический минор отличается от натурального усиленной седьмой ступенью: поднятый на полтона приближается к тонике. Таким образом, интервал между шестой и седьмой ступенями становится шире — теперь он составляет полтора тона (называемый вторым расширенным — ув.2), что придает гамме, особенно в нисходящем движении, некую «восточную» гамму звук.
В гармоническом миноре состав интервалов следующий: Тон — Полутон — Тон — Тон — Полутон — Полутон — Полутон
Другой тип минор — мелодический минор, также известный как джаз минор (встречается в большинстве джазовых произведений). Конечно, задолго до появления джазовой музыки такие композиторы, как Бах и Моцарт, использовали этот тип минорной тональности в качестве основы своих произведений.
И в джазе, и в классической музыке (а также в других стилях) мелодический минор отличается наличием двух повышенных ступеней: шестой и седьмой. Следовательно, порядок интервалов в мелодическом миноре становится следующим:
Тон — Полутон — Тон — Тон — Тон — Тон — Полутон.
Мне нравится называть эту гамму непостоянной, поскольку она не позволяет решить, должна ли она звучать мажор или минор. Посмотрите еще раз на порядок интервалов в нем. Обратите внимание, что первые четыре интервала в нем такие же, как в минорной гамме, а последние — как в мажорной гамме.
Теперь коснемся вопроса о том, как определить количество ключевых символов в той или иной минорной тональности.
Примеры мажорных тональностей
До-диез мажор — 7 диез Cis-dur
Фа-диез мажор — 6-диез Fis-dur
Си мажор — 5-диез H-dur
Ре-бемоль мажор — 5-бемоль Des-dur
Соль-бемоль мажор — 6-бемоль Ges-dur
До-бемоль мажор — 7-бемоль Ces-dur
Энгармонически равные тональности
Знание ангармонизма клавиш будет полезно на практике, например, при игре гамм на инструменте: если вы можете сыграть мажорную гамму ре-бемоль, у вас не будет проблем с игрой мажорной гаммы C #. На бумаге они разные, но на инструменте они абсолютно идентичны по шкалам звука. Ангармонически равные ключи увеличивают количество ключей до 30, поскольку существует 6 пар ангармонически равных ключей:
- си-минор — аис-минор
- H-dur — Ces-dur
- es-moll — дис-минор
- Fis-dur — Ges-dur
- gis-moll — Come-moll
- Des-dur — Сис-мажор
Одноименные тональности
Это ключи с одинаковым корневым именем, но другим способом. Понятно, что знаки в таком не могут быть одинаковыми, если играть мажор и минор в одной тональности. Но есть закономерность в разнице в количестве знаков.
Их разница всегда равна «3». Например, у ми-мажора четыре диеза, поэтому у ми-минор будет один (4–3 = 1). Всегда нужно мыслить логически: складывать знаки или, наоборот, вычитать. Есть две пары клавиш, в которых есть переход от острого к плоскому:
Соль мажор — соль минор;
Ре мажор — Ре минор.
Знание параллельных ключей и т.п поможет правильно определить ключевые признаки. Знание параллельных ключей и т.п поможет правильно определить ключевые признаки.
А много ли вообще пар таких тональностей?
Всего в музыке используется три десятка ключей, половина из которых (15) — основные, а вторая половина (плюс 15) — второстепенные, и, знаете ли, не один ключ не один, у каждого есть пара. То есть получается всего 15 пар оттенков, имеющих одинаковые знаки. Хорошо, 15 пар запомнить легче, чем 30 отдельных шкал?
Плюс — еще красивее! Из 15 пар семь пар колючек (от 1 до 7), семь пар плоских (от 1 до 7 плоских), одна пара «белая ворона» без знаков. Кажется, вы легко можете сами назвать эти две чистые немаркированные клавиши. Разве это не МАЖОР с НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ?
То есть теперь нужно запомнить не 30 страшных оттенков с загадочными знаками и даже не 15 чуть менее страшных пар, а только магический код «1 + 7 + 7». Теперь для наглядности перенесем все эти оттенки в таблицу. В этой таблице оттенков сразу будет понятно, кто кому параллелен, сколько знаков и каких.
Параллельные тональности
Так родилась концепция параллельных ключей.
Старшие и второстепенные ключи с одинаковым количеством знаков (или без них, как в случае до мажор и ля минор) называются параллельными.
Они всегда отделены друг от друга второстепенной третью: минорная всегда будет построена на шестой ступени мажорной гаммы.
Тона параллельных клавиш разные, состав интервалов тоже разный, но соотношение между белыми и черными клавишами всегда одинаковое. Это еще раз доказывает, что музыка — это царство жестких математических законов и, поняв их, можно легко и свободно двигаться.
Разобраться во взаимосвязи параллельных тональностей не так уж и сложно: сыграйте гамму до мажор, затем сыграйте ту же гамму, но не с первого шага, а с шестого, и остановитесь на шестом выше — вы играли только гамма «натуральный минор» в тональности ля минор.
Вот список параллельных клавиш с их латинскими обозначениями и количеством символов клавиш.
- До мажор / ля минор — до мажор / ля минор
- Соль мажор / ми минор — соль мажор / ми минор (1-диез)
- Ре мажор / си минор — ре мажор / ми минор (2 диеза)
- Ля мажор / фа-диез минор — ля мажор / фа: минор (3-диез)
- Ми мажор / до-диез минор — ми мажор / цис минор (4-диез)
- Си мажор / соль-диез минор — си мажор / гис минор (5-диез)
- Фа-диез мажор / Ре-диез минор — Fis-dur / dis-moll (6-диез)
- Фа мажор ре минор — F-dur / D-moIl (1-бемоль)
- Си-бемоль мажор / соль минор — си мажор / соль минор (2-бемоль)
- Ми-бемоль мажор / до минор — ми мажор / до минор (3-бемоль)
- Ля-бемоль мажор / фа минор — ля мажор / фа минор (4-бемоль)
- Ре-бемоль мажор / си-бемоль минор — ре мажор / си минор (5-бемоль)
- Соль-бемоль мажор / ми-бемоль минор — Ges-dur / es-moll (6-бемоль)
Что ж, теперь у вас есть представление о несовершеннолетнем, и теперь все эти знания можно применить на практике. И начинать надо, конечно, с лестницы. Ниже представлена таблица всех существующих параллельных мажорных и минорных гамм со всеми аппликатурами (номерами пальцев). Учись, не торопись.
В чем отличие параллельных тональностей
Отличий не так много. Как мы уже знаем, ноты соответствуют параллельным клавишам. Единственная разница в двух вещах:
— Параллельные ключи имеют разную тонику, из которой строится гамма.
— Разные настроения. Основные клавиши звучат открыто и торжественно. Их младшие близнецы грустны и грустны.
Какие тональности считаются параллельными
Параллельные ключи — это ключи, в которых есть одинаковые ноты, но расположенные только в другом порядке. То есть, фактически, освоив мажорную тональность, вы можете легко импровизировать в минорной тональности, параллельной ей. Самый простой пример — это гамма до мажор и минор, ноты, имеющие один и тот же корень, но разные.
Не путайте параллельные ключи со связанными. Второй тип определяется триадами, которые могут быть построены на шагах одной тональности. У каждого ключа есть шесть братьев и сестер и только одна параллель.
Энгармонизм тональностей
Клавиши могут быть мажорными и минорными, параллельными и одноименными, но они также могут быть ангармонически одинаковыми. Посмотрим, что это значит.
Ангармонический звук — это один и тот же звук с разными названиями и написанием нот. Например, нота ми-бемоль звучит как нота-ре-диез. Эти записи написаны на разных линейках, с разными случайностями. Но на самом деле за обе ноты отвечает один звук, одна клавиша.
Энгармонически равные ключи — это ключи, которые звучат одинаково, но написаны в разных нотах в примечаниях и имеют разные знаки происшествия. Например, тональность ми-бемоль минор энгармонически равна тональности ре-диез минор. Тональность ля мажор-диез ангармонически равна тональности си-бемоль мажор.
Квинтовый круг тональностей
Отдельно говорим о так называемом «Четвертом — пятом круге оттенка» или только о пятом круге.
Все ключи делятся на мажор и минор, которые, в свою очередь, делятся на диезы и бемоли.
То есть формируется 4 группы оттенков:
- большой острый;
- капитальная квартира;
- острый минор;
- второстепенная квартира.
Для мажорных нот обратный отсчет начинается с до мажор, не имеющего знаков, а для минорных, соответственно, с ля минор. Направление движения можно сохранить следующим образом:
- сильный признак увеличения, затем перемещаем клавиатуру;
- плоско-убывающий знак — перемещаем клавиатуру.
Итак, пятый круг или четверть пятого круга (помните, что четвертый вращается в пятый) — это диаграмма, на которой показаны все существующие ключи, и вы можете видеть, что и знаки, и ключи расположены в квинтах: диезы на , плоский вниз от до мажор — ля минор, в котором 0 знаков.
Рассмотрим этот круг сверху, где нет знаков — это тональности до мажор и его параллель — ля минор (запомните это!).
Диапазон острых клавиш варьируется от фа-диеза в H.5 (чистые квинты — от 1/2 тона) до:
Fa-Do-Sol-Re-La-Mi-Si — Сетевой приказ ключу (они показаны красным слева).
И, если вы читаете задом наперед:
Si-Mi-La-Re-Sol-Do-Fa — порядок плоских клавиш (слева синим).
легко запомнить: диез — нота увеличивается, а острые клавиши располагаются — по мере повышения температуры.
Также плоский — нижняя нота и плоский — вниз.
Также присмотритесь к оттенкам с цифрами 0 и 7 с обеих сторон — это:
До мажор — Ля минор = 0 символов
До-диез мажор — диез минор = 7 диез
До-бемоль мажор — Ля-бемоль минор = 7-бемоль
Конечно, можно двигаться пятыми, каждый раз ставя знак, но это не очень удобно. Существует более простой способ, при котором тоники, например, основные диезные клавиши (C, G, D, A, Mi, C, F #, C #) можно установить за секунды. Этот порядок будет представлять собой обычное расположение клавиш, сначала с четным числом символов, затем с нечетным числом: для получения дополнительной информации см. Здесь: клавиши основной шкалы и здесь: тональность естественной минорной шкалы
Потренируемся (можно пропустить, если всё понятно)
Задача: найти параллельные ключи для DO-DIEZ MINORA, SI-BEMOL MINORA, SI MAJORA, FADIEZ MAJORA.
Решение: необходимо создавать небольшие третьи стороны. Следовательно, младшая треть от DO-DIEZ вверх — DO-DIEZ и MI, что означает, что MI MAJOR будет параллельным ключом. С C-BEMOLE мы также наращиваем второстепенную треть, потому что ищем большую параллель, мы получаем — RE-BEMOLE MAJEURE.
Чтобы найти небольшую параллель, положите трети вниз. Таким образом, малая треть SI дает нам SOL-DIEZ MINOR, параллельную SI MAJOR. От FA-DIEZA второстепенная треть вниз дает звук RE-DIEZ и, следовательно, настройку RE-DIEZ MINOR.
Ответы: DO-DIEZ MINOR // MI MAJOR; SI-BEMOLES MINOR // RE-BEMOLES MAJOR; SI MAJOR // SOL-DIEZ MINOR; FA-DIEZ MAJOR // RE-DIEZ MINOR.
Как найти параллельную тональность?
Если вы хотите узнать, как определить параллельный ключ, давайте эмпирически выясним ответ на этот вопрос. А потом мы сформулируем с вами правило.
Представьте: DO MAJEURE и A MINOR — параллельные ключи. А теперь скажите мне: на каком уровне ПРЕЖДЕ ЧЕМ «вход в параллельный мир»? Или, другими словами, какая степень C MAJOR является корнем параллельного минора?
Теперь займемся «вверх ногами». Как выйти из мрачного LA MINOR в солнечную и радостную параллель DO MAJEURE? Где на этот раз «портал» для перехода в параллельный мир? Другими словами, какая степень минорной тональности является корнем большой параллели?
Ответ прост. В первом случае: тоника параллельного минора — шестая ступень. Во втором случае: тонику большой параллели можно считать третьей степенью. Кстати, совсем не обязательно долго добираться до шестого класса мажора (т.е считая шесть ступеней от первого), достаточно спуститься на три ступени вниз от тонизирующего, и мы перейдем к этой шестой ступени в так же.
Теперь сформулируем ПРАВИЛО (но еще не окончательное). Следовательно, чтобы найти корень параллельного минорного тона, достаточно спуститься на три ступени вниз от первого исходного мажорного тональности. С другой стороны, чтобы найти корень большой параллели, вам нужно подняться на три ступени вверх.
Проверьте это правило на других примерах. Не забывайте, что у них есть знаки. И когда мы поднимаемся или спускаемся по ступенькам, мы должны произносить эти знаки, то есть учитывать их.
Например, мы находим параллельный минор для тональности G MAJOR. Этот ключ содержит диез (фа-диез), что означает, что параллельно будет диез. Спускаемся на три ступеньки от СОЛИ: СОЛЬ, ФАДЬЕЗ, МИ. ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ! MI — это как раз то, что нам нужно; это шестой шаг и это выход на малую параллель! Это означает, что ключ, параллельный GAL MAJOR, будет E MINOR.
Другой пример. Находим параллельный ключ для FA-MINOR. Этот ключ имеет четыре квартиры (да, E, A и D-бемоль). Поднимаемся на три ступеньки, чтобы открыть дверь на большую параллель. Гуляем: FA, SALT, LA-BEMOLE. ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ! A-BEMOLES — вот желаемый звук, вот заветный ключ! LA BEMOLE MAJEURE — это ключ, параллельный F MINOR.
Как определить параллельную тональность ещё быстрее?
Как вам еще проще найти большую или второстепенную параллель? И самое главное, если мы вообще не знаем, какие знаки есть в данной тональности? Давайте узнаем еще раз на примерах!
Мы только что обнаружили следующий параллелизм: SAL MAJEURE // MI MINOR и FA MINOR // LA-BEMOLE MAJEURE. Теперь посмотрим, какое расстояние между тиками параллельных клавиш. Расстояние в музыке измеряется интервалами, и если вы хорошо разбираетесь в теме «Количественное и качественное значение интервалов», то легко поймете, что интересующий нас интервал составляет незначительную треть.
Между звуками СОЛЬ и Ми (вниз) есть второстепенная треть, потому что мы делаем три шага и полутон. Между FA и LA-BEMOL (вверху) также есть второстепенная треть. А между тониками других параллельных гамм также будет небольшой третий интервал.
Результатом является следующее ПРАВИЛО (упрощенное и окончательное): чтобы найти параллельный ключ, вы должны отложить второстепенную треть от тоники — вверх, если вы ищете большую параллель, или вниз, если вы ищете второстепенную параллель.
Три вида параллельных тональностей
Есть три типа параллельных ключей. Они различаются тем, какие случайности с ключами:
— Ключи без признаков переделки. Другими словами, это клавиши, состоящие только из целых нот или белых клавиш пианино. Сюда входит ровно одна пара: C maj и A min.
— Ключи с острым. Сюда входят семь пар с острыми ладами. Это ключи: G maj — E min; Ре мажор — си минор; Мажор — F # мин; Ми мажор — C # мин .; Си мажор — Соль # мин; F # мажор — D # мин .; C # mag — A # мин.
— Ключи с плоской. Сюда также входят семь пар, но теперь у них есть бемоли с ключами. Список этих ключей следующий: F maj — D min; Си мажор — соль мин; Ми мажор — до мин .; Ля мажор ♭ — F мин; Соль мажор — ми мин; C ♭ major — ля мажор
Сколько тональностей всего
Итак, мы обнаружили, что у каждого ключа есть сестра, параллельный ключ. Также клавиши могут заменять друг друга ангармоническим способом. А теперь давайте узнаем, сколько всего оттенков.
Если вы посчитаете все черные и белые клавиши в октаве, вы получите 12 (7 белых клавиш и 5 черных клавиш). Из каждого из них мы можем построить шкалу, соответственно у нас получается 12 оттенков. Но нельзя забывать об одноименном оттенке. Получается: имея 12 звуков, мы можем построить 24 тональности: 12 мажорных и 12 минорных.
Теоретически можно получить 30 оттенков:
2 — нет признаков переделки
14 диезов (7 мажорных и 7 минорных)
14 квартир (7 основных и 7 второстепенных)
Теоретически существуют ключи с более чем 6 случайностями, но на практике они не используются. Их логично заменить на энгармонично ровные оттенки. Например: в до-диез мажор 7 символов, а в ре-бемоль ангармонически равных — 5. Поэтому клавиши с большим количеством символов заменяются на ангармонически равные, а фактически используются 24 клавиши.
В таблице ниже вы найдете названия всех 30 клавиш, их буквенные обозначения и количество модифицирующих символов для каждой.
Таблица параллельных тональностей с их знаками
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНЫ | ИХ ЗНАКИ | ||
БОЛЬШЕ | НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ | СКОЛЬКО ПЕРСОНАЖЕЙ | КАКИЕ ЗНАКИ |
ТОНА БЕЗ ЗНАКОВ (1 // 1) | |||
До мажор | незначительный | нет знака | нет знака |
ТОНЫ С DIEZ (7 // 7) | |||
Соль мажор | ми минор | 1 диез | ж |
Ре мажор | да второстепенный | 2 острых | делать |
Важно | фа-диез минор | 3 диез | идет к солнцу |
Ми мажор | до-диез минор | 4 острых предмета | это только король |
Да майор | соль-диез минор | 5 диез | просто иди туда |
Фа-диез мажор | ре-диез минор | 6 диез | fa do sol re la mi |
До-диез мажор | незначительный острый | 7 диез | fa do sol re la mi si |
ТОНА С КОЛЕСАМИ (7 // 7) | |||
Фа мажор | ре минор | 1 квартира | да |
Си-бемоль мажор | соль минор | 2 тарелки | да меня |
Ми-бемоль мажор | до минор | 3 тарелки | да я там |
Бемоль мажор | фа минор | 4 тарелки | да король |
Ре-бемоль мажор | си-бемоль минор | 5 квартир | да, ми ла ре соль |
Соль-бемоль мажор | ми-бемоль минор | 6 квартир | да, ми ла ре соль делать |
До-бемоль мажор | в бемоль минор | 7 квартир | да ми ла ре соль делать назад |
Вы можете скачать тот же номерной знак в более удобном виде, например, шпаргалку в формате pdf для печати — СКАЧАТЬ
на этом пока все. В следующих частях вы узнаете, что такое одноименные ключи, как быстро и навсегда запомнить знаки в ключах и каков метод как можно скорее идентифицировать знаки, если вы их забыли.
Что ж, а теперь приглашаем вас на просмотр анимационного фильма, написанного под удивительную музыку Моцарта. Однажды Моцарт выглянул в окно и увидел идущий по улице военный полк. Настоящий военный полк в блестящей форме, с турецкими флейтами и барабанами. Красота и величие этого спектакля настолько потрясли Моцарта, что в тот же день он написал свой знаменитый «Турецкий марш» (финал фортепианной сонаты № 11) — всемирно известную оперу.
Для чего нужны тональности
Мы узнали, что такое оттенки. Теперь давайте разберемся, зачем они нужны и как ими пользоваться.
Раньше оттенки имели гораздо более глубокое значение, чем сейчас. Так, в музыке И.С. Баха ключи символизировали различные сюжеты Евангелия. Подробнее о музыкальной символике в музыке Баха можно прочитать у В.Б. Носина.
В музыке романтической эпохи композиторы также наделили тональность особым смыслом. Например, ми-бемоль мажор использовалось, когда речь шла о любви и преданности, диалоге с Богом; Фа минор использовался для выражения горечи, печали, невосполнимой утраты.
В 20 веке композиторы Новой Венской школы (Шенберг, Берг, Веберн) решили отказаться от тональности в традиционном понимании этого слова и расширили музыкальную структуру, в связи с чем появилась атональная музыка. Тем из вас, кто особенно любопытен, рекомендую послушать финал второго струнного квартета Шенберга — с ним связано начало атональности.
Сегодня семантика тональности потеряла смысл, но практическая составляющая осталась. Давайте подробнее разберемся, зачем нужны ключи и как ими пользоваться.
Первое и понятное значение тональности — настроение. Как вы помните, тональность бывает мажорной или минорной, от которой зависит настроение музыки. Бывают и случаи, когда минорная пьеса звучит бодро и живо, а мажорная, наоборот, погружается в задумчивое состояние, восстанавливая воспоминания и легкую меланхолию. Скорее, эти нюансы могут быть достигнуты с помощью сюжета, ритма и темпа, которые влияют на характер произведения. С другой стороны, тональность сразу дает понять, какое настроение приносит музыка.
Второе значение оттенков связано с комфортом. Музыканты, которые аккомпанируют певцам, часто сталкиваются с ситуацией, когда певец «не в голосе» и просит сыграть на полторы ниже исходной, чтобы не перегружать голосовые связки. Опытный музыкант может переложить музыкальное произведение из одной тональности в другую, транспонировать на лету и сыграть одно и то же произведение в разных тональностях.
Источники
- https://ProPianino.ru/minor-urok-8
- https://FB.ru/article/398022/tonalnost-opredelenie-parallelnyie-odnoimennyie-i-engarmonicheski-ravnyie-tonalnosti
- https://musicnotes.info/tonalnost-v-muzyke
- https://muz-teoretik.ru/parallelnye-tonalnosti/
- https://pereborom.ru/parallelnye-tonalnosti/
- http://earsfingers.ru/chto-takoe-tonalnosti-i-kak-ix-ispolzovat/