Как найти эпиграф в тексте

Где взять хороший эпиграф

Для школьного задания можно смело использовать строки из произведения, по которому предложено написание работы. Это может быть отдельная фраза или целый небольшой абзац. Если взглянуть на проблему шире, то высказывания критиков также могут быть использованы. Любые заимствованные фразы, которые отражают суть проблемы и наиболее полно доносят мысль до читателя, обязательно должны быть в тексте сочинения.

Очень часто в качестве эпиграфа можно увидеть афоризмы, популярные высказывания, пословицы и крылатые фразы. Стихотворные выдержки также нередко украшают литературные работы.

Расширенный поиск

Поиск эпиграфов:

Уважаемый читатель! На нашем сайте Вы не найдете готовых сочинений по литературе, так как у нас совсем другая цель: мы занимаемся подбором эпиграфов к вашим будущим сочинениям. Также на сайте собраны цитаты, которые Вы можете использовать для написания достойных сочинений.

Помните: каждое добросовестно написанное сочинение — результат большого труда его автора.

Для чего, Вы спросите, нужны эпиграфы?

Всё просто, эпиграфы — яркое изречение, помещаемое автором перед всем произведением или его частью, с целью помочь читателю понять содержание текста. Казалось бы, небольшая фраза, а насколько глубоко можно проникнуться в тему, не читая вашего сочинения. Представим себе, что нам предложена тема «Почему Борис не помог Катерине?» (по драме А.Н. Островского «Гроза»). К сочинению можно подобрать эпиграф из статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»: «Будь это другой человек и в другом положении, тогда бы и в воду бросаться не надо».

В эпиграфе может быть подчеркнута тема, идея, сформулирована эстетическая задача, эпиграф может раскрыть смысл заглавия и содержать авторскую оценку произведения.

Конечно, сочинение не будет полным без использования цитат, так как материал для сочинений, главным образом, лежит в тексте этого произведения.

Цитаты — это слова из какого-либо произведения, текста которые используются для подтверждения ваших мыслей, фраз, то есть закрепления примером.

Как найти нужную цитату или эпиграф?

На сайте расположены 4 основные категории:

  • Русская классическая литература XIX — XX веков
  • Современная русская литература ХХ века
  • Новейшая литература конца ХХ — начала ХХI веков.
  • А также антиэпиграфы и антицитаты.

Услуги репетитора по английскому языку г. Сочи

Для того чтобы найти эпиграф или цитату, Вам необходимо сначала выбрать временной промежуток, затем фамилию и произведение писателя, по которому Вы пишете сочинение, а затем получаете список тем, к которым собраны эпиграфы и цитаты.
ВНИМАНИЕ: категория антиэпиграфы и антицитаты познакомит Вас с наиболее распространенными ошибками, которые совершаются школьниками и абитуриентами при написании собственных сочинений, потому, просьба не употреблять их.
Все темы по алфавиту

Концы лестницы, ведущей в будущее, упираются в прошлое. В. Шкловский

Как оформить эпиграф к сочинению

Итак, когда правильные слова подобраны, следует подумать о грамотном оформлении эпиграфа. К его расположению на странице выдвигаются серьезные требования, они едины для всех работ. Правильная расстановка текста на странице выглядит следующим образом: эпиграф пишется на следующей строке после заголовка, перед основной частью текста. Особое условие: выравнивание по правому краю. Для написания эпиграфа в компьютерных редакторах удобно использовать автоматическую функцию размещения справа.

Разобравшись, как пишется эпиграф к сочинению, важно обратить внимание на некоторые нюансы. Текст пишется без использования кавычек, имя автора цитаты указывается ниже под ним. Допускается возможность обозначения названия произведения, если слова взяты из литературного источника. В этом случае название пишется через запятую после авторских данных.

Эпиграфы и цитаты к теме о человеке и обществе

Когда наши потомки увидят пустыню, в которую мы превратили Землю, которое оправдание они найдут для нас? А. Азимов. Человек смертный, но это полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем суть. Г. Булгаков. Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом. В. Гюго. Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи. Ф. Достоевский. Человек должен быть доступным для страстей, но контролировать их. Жан Поль. Люди не ангелы, вытканные из самого света, но и не скот, который следует гнать в стойло. В. Короленко. Сознательная любовь к своему народу не уживается с ненавистью к другим. Д. Лихачев. Народ, который не хочет кормить свою армию, в скором времени будет вынужден кормить чужую. Наполеон Бонапарт.

Размеры – самый ненадежный критерий величия человека и страны. Дж. Неру. Лицо – дверь души. Латинское выражение. Нам отказано в длинной жизни; оставим след, который докажет, что мы жили! Плиний Старший. Люди – хозяева своей судьбы. В. Шекспир. Несчастная та страна, которая нуждается в героях. Б. Брехт. Национализм – детская болезнь, корь человечества. А. Эйнштейн. Можно ли любить человечество и не любить одного человека? Я. Отченашек. Человек есть тайна, ее надо разгадать, и если будешь ее разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, так как хочу быть человеком. Ф. Достоевский. Человеку нужны не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на пространстве он могла бы проявить все свои свойства своего свободного духа. А. Чехов. Государство – это печь, которая пылает на одних дровах – на человеческих! Ч. Айтматов. Человек как роман: до последней страницы не знаешь, чем закончится. Иначе не следовало бы и читать. Е. Замятой. Человек воспитывается для свободы. Гегель. Равенство – это единая и крепкая основа для общественного устройства, для порядка, законности, добрых обычаев и отбора на высокие должности людей, которые в самом деле для них пригодны. Б. Шоу. То, чему сегодня учится в классе одно поколение, станет нормой жизни следующего. А. Линкольн. Те государства способные стать большими, в которых большие малых людей. О. Довженко.

Мир не согреешь, мир не оденешь, мир не накормишь, но не отпускай голодной ребенка. Народная мудрость. Отношение к детям – мера духовного достоинства человека. Я. Бричь. Государство создается ради того, чтобы жить счастливо. Аристотель. Давайте меньше говорить об обязанностях детей, а больше об их правах. Ж. – Ж. Руссо. Достоинство государств и в конце концов зависит от достоинства личностей, которые его создают. Дж. Минь. Рабство уничтожает человека еще до того, как он начинает любить свои кандалы. Л. Вовенарг. Нет человека, который бы не любил свободу; но справедливый человек требует ее для всех, а несправедливый – лишь для себя. Ж. Верн. Я не согласен с тем, что вы говорите, тем не менее буду до последней капли крови защищать ваше право высказывать свою мысль. Вольтер. Законы созданы для того, чтобы сильный не был всемогущим. Латинская пословица. Высшим моральным законом для человека есть любовь к человечеству. Г. Фергюссон. В сиянии недосягаемого зенита

Суть твоей высшей красоты, Музыкант окружающего мира, Вечности и Минуты голоса! Муратов.

История просится в сны потомков. Я. Костенко. Каждая эпоха порождает своего героя. Корейское поверие. Каждый человек смертен, и человечество в целом бессмертно. Лпулей. Человечество не может остановиться, Оно взяло весьма большой разгон, движение для него – не высочайший закон жизни. Г. Загребельний. От обычного взгляда скрытое приоткрывается лишь чудакам. Прочитай золотые манускрипты, посмотри в глаза возрастам. Л. Костенко. Мир наш – только школа, где мы учимся познавать. Г. Миттель. Свет и тьма, тление и вечность, вера и бесчестие составляют мир этот и необходимо одно для другого. Г. Сковорода. Если не знать прошлого, невозможно понять истинный смысл современного и цель будущего. Максим Горький. В озоновую дырку посмотрел ангел: – Господи, скажи им, чтобы они опомнились! Л. Костенко. Духовный Чернобыль давно уже начался, а мы еще только его боимся. Л. Костенко. Люби природу не как символ Души своей, Любы природу не для себя, Люби для нее. М. Рыльский. Сколько у природы немудрено-мудрых букв! Столько у человека неумения прочитать… Г. Тинина. Лишь природа делает большое даром. О. Герцен. Поколение отходит, и поколение приходит, а земля вековечно стоит! Старый Завет Природа – вечный образец искусства, а виднейший и самый благородный предмет в природе – человек. В. Белинский. Природа не терпит пустоты. Латинское поверье Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – рабочий. Тургенев. Сколько лет земле – и миллиард, и миллион, но какая она до сих пор еще красивая! Л. Костенко. – Чего волнуются народы – И люди замышляют зло? – Кто им сказал: “Венцам природы”? – Разве для них ее чело? Л. Костенко.

Картинка-эпиграф

Очень часто блогеры и владельцы сайтов используют узнаваемые картинки, которые определяют их профиль как особенный, индивидуальный. Такая форма оформления текста прекрасно подходит для ведения дневников и форумов. Чтобы создать картинку-эпиграф, не нужно обладать особенными знаниями в компьютерной технике. Достаточно владеть простым редактором для обработки фотографий. Текст на изображении выбирается автором и может иметь любой посыл. Обязательно указывается никнейм автора, по которому остальные посетители интернет-пространства могут легко узнать автора.

Что такое эпиграф – определение

С греческого языка понятие “Эпиграф” переводится, как “надпись”. По сути, эпиграф — это цитата, которую помещают в произведении, чтобы передать читателю его основную смысловую нагрузку, дух и то, как сам автор относится к этой теме.

Эпиграф может быть и репликами «из разговора», «из газет» и другие — словом, из любого текстового пространства, уже существующего к моменту создания нового произведения. Его главная роль — создать «диалоговое окно», навести читателя на основную мысль произведения, или подчеркнув ее, или полемически заострив, в любом случае — задав лейтмотив восприятия.

История возникновения

Эпиграфы появились, собственно, довольно давно. Предками их являются цитаты из Библии, которыми обязательно начиналась любая проповедь церковного оратора. Эпиграфы, взятые из Священного Писания или “отцов церкви”, служили как бы “рекомендательными письмами” “подателю сего”, то есть текста. Если представить себе передачу книги читателю как вручение труда первому читателю, то есть тому, кому было адресовано посвящение работы (такими адресатами были обычно люди влиятельные, меценаты, сильные мира сего), то можно, осовременив процесс, представить себе, что посвящение проектируется на конверте “рекомендательного письма”, эпиграф находит свое место внутри раскрытого конверта, а самая литературная работа как бы “прилагается при сём”.

Само слово «эпиграф» известно ещё с античных времён. У древних греков эпиграфом (epigraphe) первоначально назывались надписи на надгробиях или на стенах зданий. Первые литературные эпиграфы появились в произведениях писателей эпохи Возрождения. В то время они были ещё редким явлением и вошли в широкий обиход только с конца XVIII века.

Начиная с XIX века в России пошла мода помещать эпиграф не только в начале произведения, но и перед каждой его частью. Умение удачно подобрать эпиграф и правильно его использовать в своих книгах служило доказательством образованности и начитанности автора. В своё время эпиграфами умело блистали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и другие известные русские писатели.

Значение эпиграфа

Помещение эпиграфа перед основным текстом книги — знак хорошего тона и уважения к читателям. В эпиграфе произведение описывается с точки зрения авторитетного человека, мнение которого очень важно для писателя. Это может быть мнение, цитата, девиз, крылатая фраза или любое другое изречение.

Главные свойства эпиграфа — фрагментарность, краткость, афористичность. Бывают и случаи, когда в качестве него помещается довольно большая цитата, но они сравнительно редки.

Диалог между эпиграфом и основным текстом произведения может разворачиваться как на основе взаимного дополнения смыслов (А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»), так и как средство отрицания или оспаривания информации или тенденции, обозначенной в эпиграфе.

Рассматривая его историю, Кржижановский отмечает популярность эпиграфа в XVIII в. и спад — со второй половины XIX в. Однако, утрачивая роль средства связи между представителями литературной школы, он не перестаёт являться средством диалога между двумя творческими индивидуальностями. Наличие или отсутствие эпиграфа связано, по-видимому, с желанием или нежеланием автора структурно обозначать перекличку своего текста с чужим. В литературе XX в. эпиграф постепенно вытесняется такими художественными приёмами, как скрытое цитирование внутри текста, помещение «чужого слова в авторскую речь» и подобными им.

Эпиграф используется авторами в следующих целях

  • Чтобы кратко выделить главную сюжетную линию книги.
  • Подчеркнуть основное настроение и дух произведения в целом.
  • Предварительно познакомить читателя с действующими лицами.
  • Показать своё личное отношение к описываемым событиям или героям произведения.

Примеры использования

В русской литературе эпиграф используется в разных жанрах:

  • лирических произведениях;
  • художественной прозе;
  • романах в стихах;
  • статьях, письмах, очерках.

Хорошо продуманный эпиграф нередко помогает читателю понять то, что автор пытался сказать между строк. Ярчайший пример использования эпиграфа в литературе — феноменальный роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В нём каждая глава начинается с эпиграфа.

Это умнейшие изречения таких бессмертных поэтов, как Петрарка, Гораций, Байрон, Грибоедов, Жуковской и общеизвестные высказывания других великих людей.

Во всемирно известном эпиграфе к своему роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстой использует цитату из Библии, которая звучит следующим образом:

«Мне отмщение, и Аз воздам».

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» эпиграф чётко выражает дух произведения и замысел автора. Это цитата, позаимствованная из трагедии «Фауст» (Гёте):

«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Образец итогового сочинения

С.Ф.Бахтин

Может ли природа быть источником вдохновения и переживания человека?

Эпиграф Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти берёзке каждой Ножку рад поцеловать. С.Есенин

Примерное вступление Одна из вечных и волнующих тем в русской и мировой литературе — может ли природа быть источником вдохновения и переживаний человека? Роль природы и в прозе, и в поэзии всегда заключалась в том, чтобы очищать души, потому что перед лицом природы пропадает всё нечистое и скверное, всё мелкое и суетное.

(50 слов)

Примерное рассуждение Многие художники слова не только видят, слышат и понимают природу, но и через неё отражают свои чувства, переживания и настроения.

(20 слов)

Аргументация. Примеры из произведений русской литературы. 1 пример Так, Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые пейзажные зарисовки, а стремился передать всё богатство чувств и впечатлений, навеянных природой. В каждом своем произведении Фет изображает различные явления природы, которые по-своему прекрасны. В 1857 году поэт написал стихотворение «Еще майская ночь…». Лирический герой восторгается чудесной майской ночью, вызывающей у него целую бурю восторженных эмоций: «Какая ночь! На всём какая нега!» Нега – вот главная характеристика этой ночи. За её волшебство герой благодарен родному краю: «Благодарю, родной полночный край!» И все дальнейшее развитие сюжета стиха передает трепет, волнение героя, его умиление майской ночью. Стихотворение особенно замечательно тем, что переполненный восторгом от красоты герой стремится остановить мгновение и запечатлеть его в слове, в песне, дать ему новую и вечную жизнь, чтобы все могли пережить то, что пережил он. В эти трогательные, святые минуты человек готов любить всю Вселенную и каждое существо. А.А.Фет переполнен чувством наслаждения красотой ночи, которое передаётся и нам, читателям:

Какая ночь! Все звёзды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за трелью соловьиной Разносится тревога и любовь

Все стихотворение проникнуто настроением восторга, созерцанием красоты природы, которая является источником вдохновения для человека.

(202 слова)

2 пример Все русские поэты верят в целительную силу и мощь поэзии. Так, Н.М.Рубцов в стихотворении «Звезда полей» называет себя счастливым, пока для него и его соплеменников «горит звезда моих полей».Она с высоты небесной приветливо смотрит на людей, города, деревни и льёт духовный свет на всю жизнь, делая её осмысленной и желанной. И трепетно, и нежно выражает он самые глубокие чувства:

И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей…

(71 слово)

Примерное заключение Своим творчеством А.А. Фет и Н.М.Рубцов учат нас радоваться тому, что создано природой, которая есть источник вдохновения и переживаний для человека.

(21 слово)

ИТОГО: 364 слова

Что такое эпиграф

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Обращать особое внимание на эпиграф перед началом чтения – признак хорошего тона и высокой читательской культуры.

Эпиграф

Благодаря эпиграфу автор произведения вписывает свой труд в ту или иную литературную традицию, подготавливает нас к восприятию определённой темы или идеи.

Сегодня мы поговорим о том, для чего необходим эпиграф в художественном тексте и как он помогает понять авторский замысел.

Эпиграф — это…

Данное слово пришло к нам из древнегреческого и переводится как «надпись».

Эпиграф — это часть композиции, предшествующая основному тексту произведения или его главы.

Это, как правило, фрагмент другого литературного произведения в стихах или прозе (что это такое?), отсылающий к предшествующим образцам жанра или более ранним обращениям к теме повествования.

Что такое эпиграф

Иногда в качестве эпиграфа используются пословицы, поговорки, загадки, лирические напевы и другие элементы фольклора. Так, практически каждая глава романа М.Шолохова «Тихий Дон» предваряется строками казачьих песен, которые погружают читателя в атмосферу народной жизни.

Эпиграф не следует смешивать с предисловием. Их отличие в том, что предисловие к произведению пишет сам автор, а эпиграф (за редким исключением) заимствуется из чужих текстов. При этом указание авторства обязательно.

Учитывайте это при написании экзаменационного сочинения, которое тоже можно украсить роскошным эпиграфом, соответствующим теме. Пользуйтесь цитатами из проверенных источников. Неверное указание авторства повлечёт за собой фактическую ошибку, а анонимный фрагмент текста в эпиграфе заставит сомневаться в подлинности фрагмента.

Кок оформить эпиграф

Помните, что на письме эпиграф традиционно выделяется особой разметкой: его помещают в правом верхнем углу страницы и не заключают в кавычки. Фамилию и инициалы авторы указывают под текстом цитаты строчкой ниже с ориентацией на правый край.

Пример оформления эпиграфа

Функции эпиграфа

Для чего писателям, журналистам и учёным необходим чужой текст в дополнение к собственному? Нельзя ли обойтись тем, что заключено в самом произведении (рассказе, романе (что это?), научной статье, газетном очерке)?

Ответов может быть несколько:

  1. придать собственным словам авторитета и значимости (это характерно для молодых журналистов и начинающих авторов, которые не решаются делать безапелляционные заявления от первого лица);
  2. подготовить читателя к разговору на определённую тему;
  3. выразить личное отношение к описываемой проблеме;
  4. настроить на особое эстетическое восприятие сцен и эпизодов, представленных в произведении;
  5. вписать свой труд в общекультурный контекст;
  6. обогатить повествование отсылкой к другим похожим текстам (произведение напоминает ящик с двойным или даже тройным дном, его смыслы раскрываются на нескольких уровнях).

Иногда эпиграф сочетает в себе все эти функции. Бывает, что эпиграфов несколько и они по-разному освещают отношение к одной и той же проблеме. Тогда читатель заранее готовится к широкому взгляду на предмет.

Как подобрать эпиграф к сочинению

Чтобы эпиграф стал украшением, а не позором вашей работы, следуйте нескольким простым советам:

  1. Не выбирайте слишком объёмные фрагменты, даже если цитируемый текст вам очень нравится. Сосредоточьтесь на одном (максимум двух) предложениях прозы или одной строфе (от 2 до 4 строк) стихотворения.
  2. В качестве эпиграфа идеально подойдут краткие изречения: авторские афоризмы, пословицы, поговорки. В них мысль сведена к минимальному количеству знаков, лаконично (это как?) и ёмко сформулирована, предельно понятна.
  3. Будут уместны цитаты из произведений, о которых вы будете говорить в основной части сочинения, подбирая литературные аргументы.

    К примеру, если речь пойдёт о теме любви и привычки на материале романа А.Пушкина «Евгений Онегин», уместно будет поместить в начале крылатые строки:

    Привычка свыше нам дана
    Замена счастию она

  4. Лучше цитировать общеизвестных авторов и мыслителей. Если вы берёте в качестве эпиграфа четверостишие своей гениальной подруги или афоризм современного писателя-фантаста, которого читают только подростки, будьте готовы дать проверяющим развёрнутый комментарий об источнике цитирования.

Самое же главное – найти именно то изречение, которое точно выразит смысл вашей работы. Хороший эпиграф и вдохновит вас, и подскажет, о чём писать.

Творите так, чтобы ваши собственные произведения разбирали на эпиграфы!

Где взять хороший эпиграф

Для школьного задания можно смело использовать строки из произведения, по которому предложено написание работы. Это может быть отдельная фраза или целый небольшой абзац. Если взглянуть на проблему шире, то высказывания критиков также могут быть использованы. Любые заимствованные фразы, которые отражают суть проблемы и наиболее полно доносят мысль до читателя, обязательно должны быть в тексте сочинения.

Очень часто в качестве эпиграфа можно увидеть афоризмы, популярные высказывания, пословицы и крылатые фразы. Стихотворные выдержки также нередко украшают литературные работы.

Что такое эпиграф в литературе? Примеры использования.

После названия произведения автор, как правило, размещает короткую законченную фразу или цитату, несущую определённое смысловое значение. Это и есть литературный эпиграф.

Что означает слово «эпиграф»?

Само слово «эпиграф» известно ещё с античных времён. У древних греков эпиграфом (epigraphe) первоначально назывались надписи на надгробиях или на стенах зданий. Первые литературные эпиграфы появились в произведениях писателей эпохи Возрождения. В то время они были ещё редким явлением и вошли в широкий обиход только с конца XVIII века.

Начиная с XIX века в России пошла мода помещать эпиграф не только в начале произведения, но и перед каждой его частью. Умение удачно подобрать эпиграф и правильно его использовать в своих книгах служило доказательством образованности и начитанности автора. В своё время эпиграфами умело блистали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и другие известные русские писатели.

Что такое эпиграф и в чём его смысл?

Помещение эпиграфа перед основным текстом книги — знак хорошего тона и уважения к читателям. В эпиграфе произведение описывается с точки зрения авторитетного человека, мнение которого очень важно для писателя. Это может быть мнение, цитата, девиз, крылатая фраза или любое другое изречение.

— Чтобы кратко выделить главную сюжетную линию книги.

— Подчеркнуть основное настроение и дух произведения в целом.

— Предварительно познакомить читателя с действующими лицами.

— Показать своё личное отношение к описываемым событиям или героям произведения.

Примеры использования эпиграфа в литературе

В русской литературе эпиграф используется в разных жанрах:

— в лирических произведениях;

— в художественной прозе;

— в романах в стихах;

— в статьях, письмах, очерках.

Хорошо продуманный эпиграф нередко помогает читателю понять то, что автор пытался сказать между строк. Ярчайший пример использования эпиграфа в литературе — феноменальный роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В нём каждая глава начинается с эпиграфа.

Это умнейшие изречения таких бессмертных поэтов, как Петрарка, Гораций, Байрон, Грибоедов, Жуковской и общеизвестные высказывания других великих людей.

«Мне отмщение, и Аз воздам».

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» эпиграф чётко выражает дух произведения и замысел автора. Это цитата, позаимствованная из трагедии «Фауст» (Гёте):

«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Как написать эпиграф в сочинении?

Написание эпиграфа к сочинению не является обязательными условием, но работа, оформленная таким способом, свидетельствует о серьёзном отношении учащегося к выполнению задания.

Правильно оформленный эпиграф украшает работу и имеет большое значение для получения итоговой оценки.

Основные правила написания эпиграфов

— Эпиграф помещают ниже строки с названием произведения, в правой стороне страницы.

— Если эпиграф состоит из нескольких строк, то все они должны быть равными по длине.

— Эпиграф выделяется шрифтом меньшего размера, чем следующий за ним текст.

— Перевод иноязычного эпиграфа отделяется от оригинала пропуском.

— Эпиграф в кавычки не заключается.

— В завершение эпиграфа ставится соответствующий знак препинания. Если фраза не окончена, то употребляется многоточие.

— Ссылка на источник цитаты набирается с пропуском в одну строку, при этом точку в конце ставить не нужно.

— При написании имени и фамилии автора цитаты скобки или кавычки не употребляются.

Авторское право при написании эпиграфа

Уместно подобранные эпиграфы выгодно дополняют любой текст. Закон РФ разрешает использование в эпиграфах выдержек из произведений других авторов.

Как оформить эпиграф к сочинению

Итак, когда правильные слова подобраны, следует подумать о грамотном оформлении эпиграфа. К его расположению на странице выдвигаются серьезные требования, они едины для всех работ. Правильная расстановка текста на странице выглядит следующим образом: эпиграф пишется на следующей строке после заголовка, перед основной частью текста. Особое условие: выравнивание по правому краю. Для написания эпиграфа в компьютерных редакторах удобно использовать автоматическую функцию размещения справа.

Разобравшись, как пишется эпиграф к сочинению, важно обратить внимание на некоторые нюансы. Текст пишется без использования кавычек, имя автора цитаты указывается ниже под ним. Допускается возможность обозначения названия произведения, если слова взяты из литературного источника. В этом случае название пишется через запятую после авторских данных.

Эпиграфы к сочинению о смысле жизни. материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Эпиграфы к сочинению о смысле жизни

Призвание каждого человека в духовной деятельности — в постоянном искании правды и смысла жизни.

Антон Павлович Чехов

Смысл жизни только в одном — борьбе.

Антон Павлович Чехов

Наша жизнь — следствие наших мыслей; она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит и действует с доброю мыслью — радость следует за ним как тень, никогда не покидающая.

«Дхаммапада»

Все, что изменяет нашу жизнь, — не случайность. Оно в нас самих и ждет лишь внешнего повода для выражения действием.

Александр Сергеевич Грин

Жизнь — не страдание и не наслаждение, а дело, которое мы обязаны делать и честно довести его до конца.

Алексис Токвиль

Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.

Альберт Эйнштейн

Видеть все вещи в Боге, сделать из своей жизни движение к идеалу, жить благодарностью, сосредоточением, кротостью и мужеством: в этом удивительная точка зрения Марка Аврелия.

Анри Амьель

Всякая жизнь творит собственную судьбу.

Анри Амьель

Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик.

Антон Павлович Чехов

Жизнь — это непрекращающееся рождение, и себя принимаешь таким, каким становишься.

Антуан де Сент-Экзюпери

Я желаю сражаться за жизнь. Сражаются за правду. Все и всегда сражаются за правду, и в этом нет никакой двусмысленности.

Антуан де Сент-Экзюпери

Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь.

Апулей

Жизнь — это риск. Только попадая в рискованные ситуации, мы продолжаем расти. И одна из самых рискованных ситуаций, на которые мы можем отважиться, — это риск полюбить, риск оказаться уязвимым, риск позволить себе открыться перед другим человеком, не боясь ни боли, ни обид.

Арианна Хаффингтон

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

Аристотель

Никто не жил в прошлом, никому не придется жить в будущем; настоящее и есть форма жизни.

Артур Шопенгауэр

Помни: только эта жизнь имеет цену!

Афоризмы из литературных памятников древнего Египта

Бояться надо не смерти, а пустой жизни.

Бертольд Брехт

Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону, только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.

Блез Паскаль

О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.

Блез Паскаль

Нет, видимо, смерть ничего не разъясняет. Только жизнь дает людям определенные возможности, которые осуществляются ими или пропадают напрасно; только жизнь может противостоять злу и несправедливости.

Василий Быков

Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь.

Василий Осипович Ключевский

Жизнь — не бремя, а крылья творчества и радость; а если кто превращает ее в бремя, то в этом он сам виноват.

Викентий Викентьевич Вересаев

Наша жизнь — путешествие, идея — путеводитель. Нет путеводителя, и все останавливается. Цель утрачена, и сил как не бывало.

Виктор Мари Гюго

К чему бы мы ни стремились, каковы бы ни были частные задачи, которые мы сами себе ставим, мы в последнем счёте стремимся к одному: к полноте и завершённости… Мы стремимся стать сами вечной, завершённой, и всеобъемлющей жизнью.

Виктор Франкл

Найти свою дорогу, узнать свое место в жизни — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою.

Виссарион Григорьевич Белинский

Кто хочет принять смысл жизни как внешний авторитет, тот кончает тем, что за смысл жизни принимает бессмыслицу своего собственного произвола.

Владимир Сергеевич Соловьев

У человека в жизни может быть два основных поведения: он либо катится, либо карабкается.

Владимир Солоухин

Только вы властны изменить свою жизнь к лучшему, просто вознамерившись сделать это.

Восточная мудрость

Это есть смысл нашего пребывания на земле: мыслить и искать и вслушиваться в дальние исчезнувшие звуки, так как за ними лежит наша истинная родина.

Герман Гессе

Жизнь — гора: поднимаешься медленно, спускаешься быстро.

Ги де Мопассан

Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье — напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни.

Гиппократ

Одно какое-нибудь дело, постоянно и строго выполняемое, упорядочивает и все остальное в жизни, все вращается вокруг него.

Делакруа

Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни.

Демокрит

Нет поэзии в безмятежной и блаженной жизни! Надо, чтобы что-нибудь ворочало душу и жгло воображение.

Денис Васильевич Давыдов

Нельзя ради жизни терять смысл жизни.

Децим Юний Ювенал

Истинный Свет — тот, что исходит изнутри человека и открывает тайны сердца душе, делая ее счастливой и согласной с жизнью.

Джебран Халиль Джебран

Человек борется, чтобы найти жизнь вне себя, не осознавая, что та жизнь, которую он ищет, находится внутри него.

Джебран Халиль Джебран

Человек, который ограничен в сердце и мыслях, склонен любить в жизни то, что ограничено. Тот, у кого ограничено зрение, не может видеть дальше длины одного локтя на дороге, по которой он идёт, или на стене, о которую он опирается своим плечом.

Джебран Халиль Джебран

Те, кто озаряет жизнь других, не останутся сами без света.

Джеймс Мэтью Барри

Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием.

Джон Рескин

Трудно жить, когда ничего не сделал, чтобы заслужить свое место в жизни.

Дмитрий Владимирович Веневитинов

Завершенность жизни, и краткой и долгой, определяется только целью, ради которой она прожита.

Дэвид Стар Джордан

Жизнь наша есть борьба.

Еврипид

Без труда не достанешь мёда. Нет жизни без печали и невзгод.

Елена Петровна Блаватская

Долг — это то, что должно отдать человечеству, нашим близким, нашим соседям, нашей семье, и, прежде всего то, что мы должны всем тем, кто беднее и беззащитнее нас. Такова наша обязанность, и неисполнение ее в течение жизни делает нас духовно несостоятельными и приводит к состоянию морального краха в нашем будущем воплощении.

Елена Петровна Блаватская

Честь человека не во власти другого; честь эта в нем самом и не зависит от общественного мнения; защитой ей служит не меч и не щит, а честная и безупречная жизнь, и бой в таких условиях не уступит в мужестве всякому другому бою.

Жан Жак Руссо

Чаша жизни прекрасна! Какая глупость негодовать на нее только потому, что видишь ее дно.

Жюль Ренан

Жизнь только для того красна, кто стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели.

Иван Петрович Павлов

Два смысла в жизни — внутренний и внешний, У внешнего — семья, дела, успех; А внутренний — неясный и нездешний — В ответственности каждого за всех.

Игорь Миронович Губерман

Кто может наполнить каждое мгновение глубоким содержанием, тот бесконечно продлевает свою жизнь.

Изольда Курц

Поистине нет в жизни ничего лучше, чем помощь друга и взаимная радость.

Иоанн Дамаскин

Все, что происходит с нами, оставляет тот или иной след в нашей жизни. Все участвует в создании нас такими, какие мы есть.

Иоганн Вольфганг Гете

Жизнь — это долг, хотя б она была мгновением.

Иоганн Вольфганг Гете

Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой.

Иоганн Вольфганг Гете

Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.

Иоганн Вольфганг Гете

Жизнь подобно морским водам освежает лишь тогда, когда восходит к небесам.

Иоганн Рихтер

Жизнь человеческая подобна железу. Если употреблять его в дело, оно истирается, если же не употреблять, ржавчина его съедает.

Катон Старший

Никогда не поздно посадить дерево: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения.

Константин Георгиевич Паустовский

Что дороже — славное имя или жизнь? Что умнее — жизнь или богатство? Что мучительнее — достигать или утрачивать? Вот почему великие пристрастия неизбежно ведут к большим потерям. А неуемное накопление оборачивается огромной утратой. Знай меру — и не придется испытать стыд. Умей остановиться — и не столкнешься с опасностями и сумеешь прожить долго.

Лао-цзы

Жизнь должна и может быть неперестающей радостью

Лев Николаевич Толстой

Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача — внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним.

Лев Николаевич Толстой

Спасение не в обрядах, таинствах, не в исповедании той или иной веры, а в ясном понимании смысла своей жизни.

Лев Николаевич Толстой

Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас — просто расти в любви.

Лев Николаевич Толстой

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.

Леонардо да Винчи

Благо не в том, чтобы жизнь была долгой, а в том, как ею распорядиться: может случится, да и случается нередко, что живущий долго проживает мало.

Луций Анней Сенека (Младший)

Величайший изъян жизни — вечная ее незавершенность из-за нашей привычки откладывать со дня на день. Кто каждый вечер заканчивает дело своей жизни, тому время не нужно.

Луций Анней Сенека (Младший)

Для занятого делом день не бывает слишком долгим! Продлим себе жизнь! Ведь и смысл, и главный признак ее — деятельность.

Луций Анней Сенека (Младший)

Жизнь, как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна.

Луций Анней Сенека (Младший)

Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание.

Луций Анней Сенека (Младший)

Каков самый долгий срок жизни? Жить пока не достигнешь мудрости, не самой дальней, но самой великой цели.

Луций Анней Сенека (Младший)

Каково будет убеждение, таковы и поступки, и помыслы, а каковы будут они, такова и жизнь.

Луций Анней Сенека (Младший)

Нет ничего безобразней старика, который не имеет других доказательств пользы его продолжительной жизни, кроме возраста.

Луций Анней Сенека (Младший)

Пусть твоя жизнь будет равна тебе, пусть ничто не противоречит одно другому, а это невозможно без знания и без искусства, позволяющих познать божественное и человеческое.

Луций Анней Сенека (Младший)

На день надо смотреть как на маленькую жизнь.

Максим Горький

Смысл жизни в красоте и силе стремления к целям, и нужно, чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель.

Максим Горький

Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом.

Марк Аврелий

Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцa. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному.

Марк Аврелий

Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.

Марк Аврелий

Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью.

Марк Аврелий

Пусть дела твои будут великими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни.

Марк Аврелий

Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть (в жизни).

Марк Туллий Цицерон

Жизнь прекрасна, если научишься жить.

Менандр

Нужно, чтобы каждый человек нашел для себя лично возможность жить жизнью высшей среди скромной и неизбежной действительности каждого дня.

Михаил Михайлович Пришвин

Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь.

Мишель де Монтень

Перемены, происходящие в нашей жизни, есть следствие нашего выбора и наших решений.

Мудрость Древнего Востока

Следуй за своим Сердцем, пока находишься на земле, и постарайся сделать так, чтобы хотя бы один день твоей жизни был совершенным.

Мудрость Древнего Египта

Красота заключается не в отдельных чертах и линиях, а в общем выражении лица, в том жизненном смысле, который в нем заключается.

Николай Александрович Добролюбов

Кто не горит, тот коптится. Это — закон. Да здравствует пламя жизни!

Николай Александрович Островский

Назначенье человека — служить, и вся жизнь наша есть служба. Не забывать только нужно того, что взято место в земном государстве затем, чтобы служить на нем Государю Небесному и потому иметь в виду Его закон. Только так служа, можно угодить всем: Государю, и народу, и земле своей.

Николай Васильевич Гоголь

Жить — значит действовать с энергией; жизнь — борьба, в которой надо драться храбро и честно.

Николай Васильевич Шелгунов

Жить — значит чувствовать, наслаждаться жизнью, чувствовать непрестанно новое, которое бы напоминало, что мы живем.

Николай Иванович Лобачевский

Постоянный труд есть закон как искусства, так и жизни.

Оноре де Бальзак

Смысл жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живём.

Оскар Уайльд

Жизнь — не те дни, что прошли, а те, что запомнились.

Петр Андреевич Павленко

Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговаться, а самые счастливые — смотреть.

Пифагор

Если не изучишь жизнь, то в ней нет никакого смысла.

Платон

Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком.

Поль Брюла

Главное, чему учит человека жизнь, это не тому, что в мире существует страдание, а тому, что от него самого зависит, обратит ли он страдание себе на благо, превратит ли он его в радость.

Рабиндранат Тагор

Жизнь не настолько коротка, чтобы не хватало времени на вежливость.

Ральф Уолдо Эмерсон

Мы находим в жизни только то, что сами вкладываем в нее.

Ральф Уолдо Эмерсон

Не тратьте попусту жизнь на сомнения и страхи.

Ральф Уолдо Эмерсон

Все люди и все события твоей жизни пришли в нее потому, что ты их притянул. Теперь тебе надо выбрать, как с ними поступить.

Ричард Бах

Легкая жизнь ничему нас не учит. А главное — то, чему мы в итоге научились, что познали и как выросли.

Ричард Бах

Самый счастливый образ жизни тот, который представляет нам больше возможностей завоевать уважение к самому себе.

Самюэль Джонсон

Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки; значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.

Стендаль

Жизнь — чистое пламя; мы живем с невидимым солнцем внутри нас.

Томас Браун

Лучшая часть жизни праведного человека — это его небольшие, безымянные и всеми позабытые поступки, вызванные любовью и добротой.

Уильям Уордсворт

Трать свою жизнь на то, что переживет тебя.

Форбс

Хоть и немногие из людей Цезари, каждый все же стоит один раз в жизни у своего Рубикона.

Христиан Эрнст Бенцель-Штернау

Мучимые страстями души пышут огнем. Такие испепелят любого на своем пути. Лишенные милосердия холодны, как лед. Такие заморозят каждого, кто им встретится. Те, кто привязаны к вещам, подобны тухлой воде и гнилому дереву: жизнь уже ушла из них. Такие никогда не смогут сотворить добро или сделать другого счастливым.

Хун Цзычен

Основа нашей удовлетворенности жизнью — ощущение своей полезности

Чарльз Уильям Элиот

Единственное счастье в жизни — это постоянное стремление вперед.

Эмиль Золя

Если в жизни ты сообразуешься с природой, то никогда не будешь беден, а если с людским мнением, то никогда не будешь богат.

Эпикур

В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придаёт ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно…

Эрих Фромм

Каждый человек рождается для какого-то дела. Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни.

Эрнст Миллер Хемингуэй

Картинка-эпиграф

Очень часто блогеры и владельцы сайтов используют узнаваемые картинки, которые определяют их профиль как особенный, индивидуальный. Такая форма оформления текста прекрасно подходит для ведения дневников и форумов. Чтобы создать картинку-эпиграф, не нужно обладать особенными знаниями в компьютерной технике. Достаточно владеть простым редактором для обработки фотографий. Текст на изображении выбирается автором и может иметь любой посыл. Обязательно указывается никнейм автора, по которому остальные посетители интернет-пространства могут легко узнать автора.

После названия произведения автор, как правило, размещает короткую законченную фразу или цитату, несущую определённое смысловое значение. Это и есть литературный эпиграф. Если останавливаться на вопросе более подробно, то эпиграф – это…

Что такое Эпиграф?

Содержание

  1. Что такое эпиграф – определение
  2. История возникновения
  3. Значение эпиграфа
  4. Примеры использования
  5. Как написать эпиграф
  6. Основные правила
  7. Авторское право для эпиграфа

Что такое эпиграф – определение

С греческого языка понятие “Эпиграф” переводится, как “надпись”. По сути, эпиграф — это цитата, которую помещают в произведении, чтобы передать читателю его основную смысловую нагрузку, дух и то, как сам автор относится к этой теме.

Эпиграф может быть и репликами «из разговора», «из газет» и другие — словом, из любого текстового пространства, уже существующего к моменту создания нового произведения. Его главная роль — создать «диалоговое окно», навести читателя на основную мысль произведения, или подчеркнув ее, или полемически заострив, в любом случае — задав лейтмотив восприятия.

История возникновения

Эпиграфы появились, собственно, довольно давно. Предками их являются цитаты из Библии, которыми обязательно начиналась любая проповедь церковного оратора. Эпиграфы, взятые из Священного Писания или “отцов церкви”, служили как бы “рекомендательными письмами” “подателю сего”, то есть текста. Если представить себе передачу книги читателю как вручение труда первому читателю, то есть тому, кому было адресовано посвящение работы (такими адресатами были обычно люди влиятельные, меценаты, сильные мира сего), то можно, осовременив процесс, представить себе, что посвящение проектируется на конверте “рекомендательного письма”, эпиграф находит свое место внутри раскрытого конверта, а самая литературная работа как бы “прилагается при сём”.

Само слово «эпиграф» известно ещё с античных времён. У древних греков эпиграфом (epigraphe) первоначально назывались надписи на надгробиях или на стенах зданий. Первые литературные эпиграфы появились в произведениях писателей эпохи Возрождения. В то время они были ещё редким явлением и вошли в широкий обиход только с конца XVIII века.

Начиная с XIX века в России пошла мода помещать эпиграф не только в начале произведения, но и перед каждой его частью. Умение удачно подобрать эпиграф и правильно его использовать в своих книгах служило доказательством образованности и начитанности автора. В своё время эпиграфами умело блистали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и другие известные русские писатели.

Значение эпиграфа

Помещение эпиграфа перед основным текстом книги — знак хорошего тона и уважения к читателям. В эпиграфе произведение описывается с точки зрения авторитетного человека, мнение которого очень важно для писателя. Это может быть мнение, цитата, девиз, крылатая фраза или любое другое изречение.

Главные свойства эпиграфа — фрагментарность, краткость, афористичность. Бывают и случаи, когда в качестве него помещается довольно большая цитата, но они сравнительно редки.

Диалог между эпиграфом и основным текстом произведения может разворачиваться как на основе взаимного дополнения смыслов (А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»), так и как средство отрицания или оспаривания информации или тенденции, обозначенной в эпиграфе.

Рассматривая его историю, Кржижановский отмечает популярность эпиграфа в XVIII в. и спад — со второй половины XIX в. Однако, утрачивая роль средства связи между представителями литературной школы, он не перестаёт являться средством диалога между двумя творческими индивидуальностями. Наличие или отсутствие эпиграфа связано, по-видимому, с желанием или нежеланием автора структурно обозначать перекличку своего текста с чужим. В литературе XX в. эпиграф постепенно вытесняется такими художественными приёмами, как скрытое цитирование внутри текста, помещение «чужого слова в авторскую речь» и подобными им.

Эпиграф используется авторами в следующих целях

  • Чтобы кратко выделить главную сюжетную линию книги.
  • Подчеркнуть основное настроение и дух произведения в целом.
  • Предварительно познакомить читателя с действующими лицами.
  • Показать своё личное отношение к описываемым событиям или героям произведения.

Примеры использования

В русской литературе эпиграф используется в разных жанрах:

  • лирических произведениях;
  • художественной прозе;
  • романах в стихах;
  • статьях, письмах, очерках.

Хорошо продуманный эпиграф нередко помогает читателю понять то, что автор пытался сказать между строк. Ярчайший пример использования эпиграфа в литературе — феноменальный роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В нём каждая глава начинается с эпиграфа.

Это умнейшие изречения таких бессмертных поэтов, как Петрарка, Гораций, Байрон, Грибоедов, Жуковской и общеизвестные высказывания других великих людей.

Во всемирно известном эпиграфе к своему роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстой использует цитату из Библии, которая звучит следующим образом:

«Мне отмщение, и Аз воздам».

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» эпиграф чётко выражает дух произведения и замысел автора. Это цитата, позаимствованная из трагедии «Фауст» (Гёте):

«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Как написать эпиграф

Написание эпиграфа к сочинению не является обязательными условием, но работа, оформленная таким способом, свидетельствует о серьёзном отношении учащегося к выполнению задания.

Правильно оформленный эпиграф украшает работу и имеет большое значение для получения итоговой оценки.

Основные правила

  • Эпиграф помещают ниже строки с названием произведения, в правой стороне страницы.
  • Если эпиграф состоит из нескольких строк, то все они должны быть равными по длине.
  • Эпиграф выделяется шрифтом меньшего размера, чем следующий за ним текст.
  • Перевод иноязычного эпиграфа отделяется от оригинала пропуском.
  • Эпиграф в кавычки не заключается.
  • В завершение эпиграфа ставится соответствующий знак препинания. Если фраза не окончена, то употребляется многоточие.
  • Ссылка на источник цитаты набирается с пропуском в одну строку, при этом точку в конце ставить не нужно.
  • При написании имени и фамилии автора цитаты скобки или кавычки не употребляются.

Авторское право для эпиграфа

Уместно подобранные эпиграфы выгодно дополняют любой текст. Закон РФ разрешает использование в эпиграфах выдержек из произведений других авторов. При этом не требуется согласие человека, сочинившего оригинальный текст. Но в обязательном порядке необходимо указывать источник заимствования цитаты и имя автора первоисточника.

Текст: Ольга Лапенкова

Понять, что хотел донести тот или иной автор, не так-то просто. Одно дело — читать стихи о красоте природы либо любви к Родине, Чем отличаются фабула и сюжет в литературе? И почему некоторые классики из школьной программы любят всё усложнять?и совсем другое — анализировать долгие истории, на протяжении которых герои совершают противоречивые поступки: в какой-то момент начинает казаться, что и сам писатель уже запутался и забыл, что хотел сказать.

К счастью, отечественные классики добавляют в текст многочисленные подсказки. На прошлой неделе мы разбирались, что такое говорящие фамилии, а сегодня узнаем, что такое эпиграф.

Итак, эпиграф — это короткая фраза, написанная сразу после названия. Это может быть пословица, или крылатое выражение, или цитата из какого-либо произведения. Такая фраза может соответствовать мысли, которую постарался донести автор нового произведения, — или, наоборот, служить отправной точкой для спора.

Примеры употребления

Например, в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» эпиграфом служит русская народная пословица: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Иными словами, если ты сам разрушаешь собственную жизнь, нечего перекладывать ответственность на других. Вот и чиновники из пьесы «Ревизор» в пятом действии долго и с упоением выясняют, кто виноват в щекотливой ситуации с Хлестаковым, не желая увидеть и принять главного: виноваты все без исключения.

А вот в повести Ф. М. Достоевского «Бедные люди» всё наоборот. История Макара Девушкина и его дальней родственницы Вареньки, донельзя приземлённая, словно спорит с эпиграфом, который звучит так:

Ох уж эти мне сказочники! Нет чтобы написать что-нибудь полезное, приятное, усладительное, а то всю подноготную в земле вырывают!.. Вот уж запретил бы им писать! Ну, на что это похоже: читаешь… невольно задумаешься, — а там всякая дребедень и пойдет в голову; право бы, запретил им писать; так-таки просто вовсе бы запретил. Кн. В Ф. Одоевский [отрывок из рассказа «Живой мертвец». — Прим. О. Л.]

«Сказочниками» здесь, вопреки общепринятому смыслу этого слова, пренебрежительно названы писатели, которые «всю подноготную в земле вырывают», то есть размышляют о проблемах ничем не примечательных людей — и, кстати, далеко не всегда завершают произведения хэппи-эндом. Такие авторы считают: искусство нужно не для того, чтобы дарить спокойствие и радость, — а наоборот, чтобы «пробуждать» людей, открывать им глаза на творящиеся вокруг ужасы.

Итак, герой В. Ф. Одоевского возмущён тем, что писатели-«сказочники» освещают сложные проблемы, но автор повести «Бедные люди» с ним не согласен. И, несмотря на то что Макар Девушкин и Варенька — выдуманные персонажи, повесть Достоевского написана так, что читатель уверен: всё это происходило на самом деле. Автор старательно работает с портретом, интерьером и деталями, [ГИПЕРССЫЛКА НА СТАТЬЮ ПРО ДЕТАЛЬ] описывая и комнату Макара Девушкина (строго говоря, это даже не комната, а крохотный уголок, отделённый от кухни хлипкой перегородкой), и его служебную одежду — старый, весь в заплатах, вицмундир, и подарки, которые тот на последние деньги покупает для Вареньки…

Но дело даже не в том, сколько простых, совершенно не возвышенных вещей попадает в «объектив» автора. Главное — сложнейшие проблемы, с которыми сталкиваются герои: это и нищета, и трудности со здоровьем, и пренебрежительное отношение окружающих (от равнодушия до извращённой жестокости), а главное — отсутствие перспектив. Девушкин и Варенька понимают, что никогда не будут счастливы; но, конечно, не признаются в этом ни друг другу, ни самим себе.

Посмотрим, как «работают» эпиграфы в произведениях других отечественных классиков.

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Эпиграф: «И жизнь торопится и чувствовать спешит» (П. А. Вяземский)

В качестве эпиграфа к роману в стихах Александр Сергеевич выбрал строчку из творчества близкого друга П. А. Вяземского, а именно — из его стихотворения «Первый снег». Поэтому современный читатель, открывая «Евгения Онегина», может подумать, что под обложкой «спряталось» лёгкое, весёлое повествование о молодых, азартных, полных энергии героях, которые дружат, влюбляются, занимаются творчеством и путешествуют, и всё у них хорошо. Однако в стихотворении «Первый снег» есть и такие строки:

  • Счастливые лета! Пора тоски сердечной!
  • Но что я говорю? Единый беглый день,
  • Как сон обманчивый, как привиденья тень,
  • Мелькнув, уносишь ты обман бесчеловечный!
  • И самая любовь, нам изменив, как ты,
  • Приводит к опыту безжалостным уроком
  • И, чувства истощив, на сердце одиноком
  • Нам оставляет след угаснувшей мечты.

Лирический герой П. А. Вяземского называет молодость «порой тоски сердечной», которая проходит, словно «единый беглый день», — и оставляет после себя только разочарование, скорбь по ушедшим чувствам. Почему юношеская надежда на любовь и взаимопонимание становится лишь «угаснувшей мечтой», в стихотворении не уточняется. Возможно, лирический герой говорит о том, что влечение не так-то часто оказывается взаимным, — а может, о том, что даже счастливая семейная жизнь со временем становится однообразной и скучной.

Так или иначе, оба сценария находят развитие в романе. Первый случай — это сюжетная линия самого Евгения и Татьяны Лариной, второй — линия Владимира Ленского (особенно если вспомнить, какой он видел совместную жизнь с Ольгой).

М. Ю. Лермонтов, «Мцыри»

Эпиграф: «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю» (1-я Книга Царств)

Эпиграф к душещипательной поэме Лермонтова о мальчике, которого в шестилетнем возрасте вырвали из естественной среды обитания и поселили в монастырь, взят из Ветхого Завета. Фразу «Вкушая, вкусих мало мёда…» произносит молодой человек по имени Ионафан — сын израильского царя Саула, воевавшего с фимистимлянами, а целиком история звучит так:

Саул заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим. И никто из народа не вкусил пищи.

И пошёл весь народ в лес, и был там на поляне мёд. <…> Но никто не протянул руки своей ко рту своему <…>.

Ионафан же не слышал, когда отец его заклинал народ, и, протянув конец палки, которая была в руке его, обмакнул её в сот медовый и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его.

И сказал ему один из народа, говоря: отец твой заклял народ, сказав: «Проклят, кто сегодня вкусит пищи»; от этого народ истомился.

И сказал Ионафан: смутил отец мой землю; смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного этого меду;

если бы поел сегодня народ из добычи, какую нашел у врагов своих, то не большее ли было бы поражение Филистимлян?

Итак, царь Саул велел народу, в том числе и воинам, воздержаться от еды, чтобы показать Богу мужество и самоотверженность своих подданных. Однако Ионафан скептически отнёсся к решению отца. Молодой человек рассудил, что Бог и так знает, кто из воинов готов стоять за родину до конца, а кто, наоборот, самолюбив и труслив. А значит, отказ от пищи не помогает израильскому воинству, а наоборот — лишает его сил.

После этих событий народ Саула, действительно, столкнулся с фимистимлянами на поле боя и добился значительных успехов — но это была ещё не окончательная победа. Царь не мог решить, стоит ли ему отправляться в погоню за отступившими фимистимлянами. Чтобы быть уверенным в успехе, он решил проверить, нет ли в числе его войска людей, совершивших дурные поступки:

…пусть подойдут сюда все начальники народа и разведают и узнают, на ком грех ныне?

Ибо <…> если окажется и на Ионафане, сыне моем, то и он умрёт непременно. Но никто не отвечал ему из всего народа. <…>

И сказал Саул: Господи <…>! дай знамение. <…>

И сказал Саул Ионафану: расскажи мне, что сделал ты? И рассказал ему Ионафан и сказал: я отведал концом палки, которая в руке моей, немного мёду; и вот, я должен умереть.

И сказал Саул: <…> ты, Ионафан, должен сегодня умереть!

Но народ сказал Саулу: Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого! Жив Господь, и волос не упадёт с головы его на землю, ибо с Богом он действовал ныне. И освободил народ Ионафана, и не умер он.

На первый взгляд, история Ионафана не имеет ничего общего с плачевной судьбой Мцыри. Первый был сыном царя, прославленным военачальником и, в каком-то смысле, революционером, не боящимся доказывать свою правоту. Второй же не прославился ничем, кроме попытки побега из монастыря.

И всё-таки, судя по всему, М. Ю. Лермонтов процитировал фразу из Книги Царстве не только потому, что в переносном смысле «вкусить мало мёда» означает «познать мало радости в жизни». Ионафан не раз находился на волоске от смерти: и во время битвы с фимистимлянами, и на суде, который устроил его отец Саул, — но всё-таки остался жив. Вот и Мцыри много раз мог умереть. Но всё-таки не умер. Не значит ли это, что у произведения Лермонтова — открытый финал, и заканчивается оно не так пессимистично, как кажется? Это вполне возможно, особенно учитывая то, как сложилась жизнь грузинского монаха, ставшего прототипом Мцыри.

А. С. Пушкин, «Барышня-крестьянка»

Эпиграф: «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» (И. Ф. Богданович)

На первый взгляд, эпиграф к этой шуточной повести А. С. Пушкина предельно прост, ведь её главная героиня — затейница Лиза Муромская — в какой-то момент и впрямь переодевается в крестьянку, а потом, наоборот, наносит столько косметики, что её с трудом узнают даже родители. Однако «душенька» у И. Ф. Богдановича — это не девушка, а самая настоящая душа, та самая Психея, которую воспевали ещё древние греки. И поэма «Душенька», написанная в 1783-м году, является переложением античного мифа о том, как красавицу Психею чуть не погубили из зависти, — но, пройдя множество испытаний, она встретила «того самого» и обрела-таки счастье. Так что трудности, выпавшие на долю Лизы Муромской, — это, в каком-то смысле, проверка: достойна ли эта девушка награды? Хватит ли ей решительности, находчивости и смелости, чтобы добиться своего?

А ещё эпиграф из Богдановича показывает, что Лиза Муромская выбирает себе избранника не из корыстных мотивов — не потому, что он богат или красив, — а потому, что слышит голос собственной души. И будущий Лизин жених, кстати, делает то же самое.

Добавить комментарий